«Использование элементов музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников» Автор: учитель начальных классов моу «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Чернышова Светлана Николаевна icon

«Использование элементов музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников» Автор: учитель начальных классов моу «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Чернышова Светлана Николаевна


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Использование интерактивных форм и методов обучения...
"Развитие орфографической зоркости младших школьников"...
Автор опыта: Филимонова Людмила Николаевна...
Публичный доклад...
На уроках географии через использование...
Самостоятельная работа как средство формирования обобщенных умений младших школьников Ваулина С...
Опыта: «Применение методов исследовательской деятельности как средство нравственного воспитания...
Моу «Тишанская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»...
Использование материалов регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности...
1. Общая характеристика образовательного учреждения 2...
Авторская образовательная программа на 3 года для обучающихся 7-11 лет Чернышова Светлана...
Публичный отчёт моу «Фощеватовская средняя общеобразовательная школа Волоконовского района...



Загрузка...
скачать


Обобщение опыта работы по теме:


«Использование элементов музейной педагогики на уроках

и во внеурочной деятельности младших школьников»


Автор:

учитель начальных классов

МОУ «Ближнеигуменская средняя

общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Чернышова Светлана Николаевна


Условия возникновения и становления опыта


Становление опыта активно происходило в 2009/2010 учебном году в муниципальном общеобразовательном учреждении «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», в начальных классах.

С целью пробуждения интереса к уроку, развития творческих способностей, инициативности, самостоятельности, я стала использовать элементы музейной педагогики, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


Обоснование актуальности опыта


Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Человек, имеющий активную жизненную позицию, способный нести ответственность за свои дела и поступки, умеющий принимать решения в различных жизненных ситуациях, ведущий активный, здоровый образ жизни – вот портрет современного лидера, востребованного обществом.

Важно, чтобы за четыре года в начальной школе произошли изменения, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самообразованию.

Заботясь о мотивации обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как это сделать с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят. Как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок к саморазвитию.

^ Актуальность опыта заключается в активном внедрении инновационных форм: сочетание музейной педагогики с образовательным процессом школы. Его назначение – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность учащегося духовным наследием прошлого.

Основными мотивами внедрения в учебный процесс музейной педагогики стали:

  • достижение положительных результатов обучения;

  • рост мотивации обучения;

  • развитие познавательной активности;

  • формирование адекватной самооценки;

  • развитие желания и умения приобретать знания по истории нашей родины, музейному делу.

Отдалённое расположение образовательного учреждения от областных музеев частично восполняется использованием музейной педагогики и музейных предметов в образовательном процессе.


Ведущая педагогическая идея опыта


Центральной педагогической идеей данного опыта является обеспечение развития универсальной, свободной, творческой личности ученика посредством применения в урочной и внеурочной деятельности младших школьников элементов музейной педагогики: экскурсии, выставки, работа с музейными предметами и т.д.

В системе занятий по музейной педагогике прослеживается усложнение задач, форм и методов. От ознакомления со старинными игрушками, манипуляций со старинной посудой до формирования трепетного отношения к историческому прошлому нашей Родины. Я считаю, что именно благодаря такому подходу к обучению мы способны воспитать культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты.


Длительность работы над опытом


Данную педагогическую идею применяю во внеурочной деятельности с 2004/2005 учебного года, когда была назначена руководителем школьного музея. Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например «Фольклор», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность. Кружковая работа позволяла ученикам закончить предметный ряд изучаемого материала на уроках.

Диапазон опыта

Данный опыт может быть интересен не только педагогам и воспитателям, но и психологам, музейным работникам, и, конечно же, родителям.

Так как диапазоном опыта является единая система «урок - внеклассная работа», мною были выбраны следующие формы использования музейной педагогики:

  • специально организованные уроки в музее (знакомство с предметами, формирование навыков музейных коммуникаций);

  • работа в музее как часть урока (создание образов, погружение в атмосферу старины);

  • досуги в музее («бабушкин сундучок», закрепление материала);

  • работа с музейными предметами на уроке (манипулирование предметами).

Такие формы работы повышают уровень образовательного процесса. У детей формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, закрепляются знания, приобретённые на уроке.


Теоретическая база


В основе моего опыта лежит концепция личностно ориентированного обучения, которая нацелена на раскрытие и развитие личности каждого ребёнка, его самобытной индивидуальности. Младший школьник учится лучше и научится большему, когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.

Изучив работы М.Ю.Юхневич, Ж.Пиаже, Е.Г.Вансловой и научно-методическую литературу я сделала вывод, что, получая в школе знания, умения и навыки, ученик должен их не только поглощать, а обязательно преобразовывать, преломлять через свою субъектность. Именно музейная педагогика помогает ученику «прожив различные роли»: экскурсовод, гончар, корабейник, крестьянин и т.д., постигать законы общежития, систему человеческих ценностей, устройство мира и одновременно расширять свои знания. Практика показала, что наиболее удачны и интересны для детей уроки, которые строятся как многовидовые, синтетические, включающие:

  • рассказ учителя;

  • демонстрацию музейного предмета, слайдов, репродукций, фотографий, необходимых по ходу урока;

  • элементов игры, пластического движения, своеобразной театрализации;

  • прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки.


Степень новизны


Музейная педагогика не имеет предметных ограничений. Она может использоваться как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

^ Новизна данной технологии в использовании музейных предметов, краеведческого материала, народного календаря, форм и методов музейной педагогики не только во внеклассной работе, но и в учебной деятельности с целью повышения мотивации обучения.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА


Цели и задачи данного педагогического опыта


Цель: повысить мотивацию обучения путём внедрения в урочную и внеурочную деятельность младших школьников элементов музейной педагогики.

Задачи:

  • создать условия для повышения уровня мотивации обучения у детей;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала;

  • способствовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

  • содействовать повышению познавательной активности: умение рассуждать, решать проблемные задачи, приучать к самостоятельной поисковой деятельности;

  • воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей родины, чувство гордости за достижения которыми мы пользуемся до сих пор.


Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса:


  • изучение методической литературы по музейной педагогике;

  • использование методов: «погружение в прошлое»; эвристической беседы; наглядности (музейные предметы, репродукции, фотографии, ксерокопии); смена интерьеров; листки активности ;

  • анкетирование среди учащихся для выяснения значимости учебных стимулов ;

  • анкетирование с целью выяснения уровня мотивации обучения ;

  • разработка уроков с использованием музейных предметов ;

  • разработка и проведение музейных уроков;

  • «Народный календарь» для учащихся начальных классов; использование форм работы, сопутствующих учебному процессу: экскурсии; лекции; беседы; просмотр и обсуждение видеофильмов; встречи; проведение игр, викторин, тестов; музейные уроки; участие в неделе «Музей и дети» .


Организация учебно–воспитательного процесса


Два тысячелетия назад под солнечным небом Древней Греции жил один мудрец. К нему приходили молодые люди в поисках ответа на вопросы о смысле бытия, о тайнах мироздания, о сущности любви и истины. Мудрец беседовал с ними на зелёной лужайке под тенью раскидистых деревьев, и в этих беседах юноши учились думать и понимать главное: важно не получение ответа, а сам путь к познанию. [3,36 ].

Одним из путей познания мира, на мой взгляд, и является получение знаний с использованием музейной педагогики. Успешность и эффективность процесса освоения общей культуры в значительной мере зависит от интереса обучаемых, их мотивации, поскольку отсутствие мотивов к деятельности является величайшей душевной трагедией, разрушающей все жизненные устои. В свою очередь формирование у школьников мотивов учебной деятельности ведёт к формированию потребностей в познании окружающего мира. С использованием в работе музейной педагогики создаются условия для развития творческих способностей учащихся. Общеизвестно, что «человек, занимающийся творчеством, непобедим». Принцип обучения таков: слышу – забываю, вижу – запоминаю, делаю – понимаю. [8,21 ].


Музейная педагогика как новая образовательная технология


С 2004/2005 учебного года я применяю музейную педагогику в практике. Сначала была организована работа с экспозициями, музейными предметами, краеведческим материалом только во внеурочной деятельности. Используя музей в качестве хранителя старинных вещей, на его базе проводилось ряд мероприятий: уроки мужества, беседы, тематические лекции, экскурсии, просмотр видеофильмов. С целью приобщения детей к глубинному традиционному наследию, мною была разработана модифицированная программа детского объединения «Патриот», которая рассчитана на 2 года обучения. Предлагаемая программа носит комплексный характер и включает в себя 6 направлений, которые предоставляют возможность получить знания в области исторического краеведения, литературы, музееведения в целом. Выполнение программы позволяет не только глубже изучить историю родного края, но и раскрыть познавательные способности учащихся, реализовать их личностный потенциал, помочь школьникам в приобретении навыков и умений, необходимых для получения дальнейшего образования.

Работая по данной программе, мною используются различные формы и методы музейной педагогики. Один из видов занятий – это музейный урок. Он является одной из перспективных форм работы со школьной аудиторией и организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в школе. [4,96 ].




^ Музейный урок «Разные времена- Музейный урок "Космические дали»

разные одежды»

«Задачи формирования гармонически развитой личности с широким культурным кругозором стоят и перед школой, и перед музеем. Это совмещение интересов позволяет установить партнёрство, планировать общую деятельность, создавая интегрированные программы, а по ним проводить совместные занятия с детьми». [17,23 ]. Используя музейную педагогику во внеурочной деятельности, я поняла, что она может оказать неоценимую помощь и в процессе обучения.

Таким образом, мною было принято решение внедрить элементы музейной педагогики в учебной деятельности. Сначала ограничивалась лишь беседами о предметах труда и быта крестьян, их праздниках и буднях, обычаях и традициях. Затем попробовала на урок принести музейный предмет, благодаря чему ребята стали работать намного активнее. Урок прошёл в хорошем темпе, интересно и созидательно. Я поняла, что приобретая личный опыт общения с предметом, например прялкой, рубашкой, свистулькой и т.д., дети эмоционально легко входят в строй народной жизни, запоминают сведения о его свойствах, предназначении, исторических и культурных связях.

Затем стала использовать музейную педагогику на таких предметах, как введение в историю, чтение, окружающий мир. Так, на уроке внеклассного чтения при изучении темы: «Произведения о Великой Отечественной войне», мы знакомились с рассказом Анатолия Митяева «Треугольное письмо» . Очень сложно говорить сейчас о событиях Великой Отечественной войны, найти такой тон разговора, который бы, задевая за струны памяти, не формально, а эмоционально воздействовал на ребёнка, дал ему ощутить ту страшную трагедию, которую приносит война. Я попыталась адаптировать этот урок с учётом материала школьного музея. В класс «пришло» треугольное письмо времён Великой Отечественной войны. Мы с детьми «отправились» в прошлое, в те времена, когда шла война, когда приходили письма с фронта и их читали, перечитывали друг другу. Ребята на уроке прочли фронтовое письмо, а мною было рассказано о судьбе автора. Дети получили возможность взять фотографии, открытки, письмо в руки (документы запечатаны в файлы и им не угрожают никакие утраты), рассмотреть их, вчитаться в волнующие своей чистотой и искренностью строки, почувствовать боль и радость, которыми жили их земляки в годы войны.

К 23 февраля ежегодно проводятся уроки чтения по теме: «Защитники Отечества», с использованием музейных предметов. На один из таких уроков приходила «Мать-Земля», которая поведала, что до сих пор она хранит в себе гильзы снарядов, патроны (экспонаты взяты из школьного музея). Другой урок был связан с войнами в мирное время: афганской и чеченской. Мальчик, который является руководителем лекторской группы, принёс на урок фотографию своего отца, которая была сделана во время его службы в Афганистане. Дети послушали рассказ о той войне, рассмотрели фотографию.

Все вышеуказанные методы и приёмы помогли достичь основной цели: воспитать уважительное отношение к прошлому, к людям, которые воевали; повысить интерес к изучаемой теме. Использование музейных предметов на этих уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного села, чувству ответственности за происходящее вокруг, чувству доброты. [12,136 ].

Эффективно использовать интегрированные уроки. Они позволяют экономить время, т.к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах; повышают качество знаний учащихся; развивают творческую фантазию школьников; обогащают их речь; повышают эрудицию и познание; воспитывают музейную культуру и эстетический вкус. [11,58 ].

Так, мною были проведены система интегрированных музейных уроков по трём циклам: «Народный календарь», «Родословная», «Промыслы и ремёсла». На этих уроках дети показали свои знания по народному календарю (курс «Введение в народоведение»), составлению родословного древа, знания из истории русского костюма. В них была

включена практическая работа: дети рисовали зимующих птиц, занимались росписью женского костюма, составляли родословную своей семьи, изготовляли кормушки для птиц. Основной целью данной работы является соединение словесного образа с предметным.

Используя в образовательном процессе элементы музейной педагогики: экскурсии, работу с музейными предметами, народный календарь, выставки, хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». Так, проводя урок по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», мы побывали «В гостях у бабушки Лукерьи». Эффект «погружения» достигался различными приёмами. Первый предмет, с которым познакомились ребята, попадая в «гости» к Лукерье, - керосиновая лампа, которая зажигается и горит на протяжении всего урока. Одновременно оказывается задействованным не только зрительное восприятие (полумрак, мерцающий фитилёк), но и обоняние (специфический запах керосина, малознакомый современным детям).

Ведущим экспонатом на уроке стал старый сундук, на нём лежала основная смысловая нагрузка. Через него – «прожитую жизнь» - бабушка делится с внуками мудростью прожитых лет, передаёт им свой жизненный опыт. Перебирая такие же старенькие, как она сама, вещи, Лукерья рассказывает о каждой из них и даёт детям в руки.

Хочется отметить, что подготовка детей к этим урокам всегда 100%, что позволяет сделать вывод: такие уроки повышают мотивацию обучения, познавательную активность; развивают желание приобретать знания самостоятельно. Каждого ребёнка на таких уроках выслушивают, при этом надо следить, чтобы дети внимательно слушали друг друга, отвечали, не перебивая одноклассников. Правильные ответы одобряются, ошибочные и неполные – уточняются, дополняются.

К особенностям уроков с использованием музейной педагогики относится также самостоятельная исследовательская работа учеников. Учебное занятие должно быть построено так, чтобы значительное место в нём занимала самостоятельная работа детей по предварительному заданию педагога.

Карточки-задания в зависимости от отобранных типов источников, включённых в экспозицию, могут заключаться в следующем:

  • Карточка №1. Методика сбора материала об утвари ;

  • Карточка №2. Методика сбора материала об одежде ;

  • Карточка №3. Схема описания фотопортрета ;

  • Задания для работы с краеведческим материалом.

Наиболее эффективными являются задания, последовательно воспроизводящие ступени процесса познания. Они помогают учащимся овладеть такими операциями мышления, как сравнение, выделение общего и частного, существенного и второстепенного, познание закономерностей и связей. Так, учащимися начальных классов, составлен «Словарик старинных слов». Собирая его, дети, вместе с родителями, провели большую исследовательскую работу: необходимо было выбрать экспонат по нраву в школьном музее; нарисовать его (или подобрать картинку этого предмета); узнать его толкование и назначение, придумать небольшой текст с использованием этого слова. [10,53 ].

Достигнув положительных результатов в работе, я стала распространять свой опыт на уровне школы (открытые уроки), выступлений на ШМО и районных секциях учителей начальных классов, на семинарах завучей и директоров. Приняла участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2009», став его лауреатом.

В настоящее время занимаюсь разработкой серии уроков по математике в начальных классах по данной проблеме.


^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА


Таким образом, из вышеизложенного можно сделать следующее заключение: одним из факторов повышения мотивации обучения младших школьников можно назвать использование элементов музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности. Умелое их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на её мотивационно - потребностную сферу. Эти формы обучения увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, дают стабильные положительные результаты.

С целью оценки результативности опыта предлагаю данные, полученные в результате анализа контрольных и проверочных работ, а также при проведении диагностики в 2007/2008, 2008/2009, 2009/2010 уч. годах:


3.1. Уровень качества знаний учащихся




Качество знаний стабильное, наблюдается рост по русскому языку. Это объясняется тем, что в 2009/2010 учебном году очень активно внедрялась данная технология на этих уроках. У детей повысился уровень самостоятельной и познавательной активности.


^ 3.2. Уровень активности учащихся на уроках




К 2009/ 2010 учебному году она увеличивается, так как в системе используются уроки данной технологии и учащиеся уже адаптировались к новой системе работы.

Таким образом, очевидно, что уровень мотивации обучения, качества знаний имеют тенденцию роста. Без сомнения, успехи в обучении, развитии моих учеников связаны с внедрением в учебный процесс элементов музейной педагогики: экскурсий, работу с музейными предметами, народный календарь, краеведение. То, что у учащихся повышается познавательная активность, улучшается качество знаний, позволяет говорить о результативности опыта.


^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса /

Ш.А.Амонашвили. - Минск, 1990.-С.-112-132

2. Баженова Н.Н. Педагогический поиск // - М.;1989.-С.131

3. Ботова С.И., Приставкина Т.А. Рукотворная краса земли белгородской /

С.И.Ботова, Т.А.Приставкина-Белгород, 2000. – часть 1.2.-С.35-37

4. Ванслова Е.Г. Музей и школа / Е.Г.Ванслова. – М.: Просвещение, 1985.-С.96-99

5. Гнедовский М.Б. Музей в системе непрерывного образования.

(Музейное дело и охрана памятников: Экспресс-информ. / ГБЛ, НИО

Информкультура; Вып. 1). - М.: 1990. С.24-25

6. Гогейзель Э.А. Конспекты уроков по народной культуре / Э.А.Гогейзель -

М.: Владос, 2003.-218с.

7. Голь Н.М. Месяцеслов. Народные приметы, обычаи, поверья / Н.М.Голь. –

М.: 2005.-С.71

8. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная

школа. – 1995. - №5. – с.19-22.

9. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины /

М.С.Жиров. – Белгород. – 2000.- 125с.

10. Жук Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и

оценки // Директор в школе. – 2006. - №2. - с.53-59.

11.Зайцев С. Личностно-ориентированное обучение младших школьников //

Директор в школе. – 2006. - №3. –с.58.

12. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии / В.С.Кукушин –

Ростов-на-Дону - 2003.- 298с.

13. Кудрина Т.А. Музей и школа / Т.А.Кудрина – М.: 1985. – с.177.

14. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев – М.: 1971.-100с.

15. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения /

А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов –М.: 1990.-С.56

16. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее /

Н.М.Ланкова. – М.: Гуманитарно-издательский центр. Владос. – 2001.- 156с.

17. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная

дисциплина // Культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:

1997. – с.23.

18. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика / А.Н.Морозова,

О.В.Мельникова. – М.: 2006. – 414 с.





Скачать 145,24 Kb.
оставить комментарий
учитель начальных классов
Дата31.03.2012
Размер145,24 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх