Учебно-методическое пособие томск 2010 удк icon

Учебно-методическое пособие томск 2010 удк


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Томск 2000 удк 621. 039. 587...
Учебно-методическое пособие Казань 2010 удк 372. 83: 124...
Учебно-методическое пособие Ижевск 2010 удк 616-001-45...
Учебно-методическое пособие Таганрог 2010 удк 67. 99(2)94я73...
Настоящее учебное пособие подготовлено для студентов факультетов физической культуры. Удк 000000...
Учебно-методическое пособие Таганрог 2010 удк ббк 67. 3я73...
Учебно-методическое пособие томск 2010 удк...
Учебно-методическое пособие томск 2003 Корректор: Воронина М. А...
Учебно-методическое пособие Оренбург, 2010 удк 341. 1 (07) ббк 67. 412. 1 я73...
Социология Учебно-методическое пособие для студентов Казань 2010 удк 005 101 1701841 ббк 60 5 (Я...
Учебно-методическое пособие Ставрополь 2007 ббк 51. 1 (2) удк 614. 1/2 (06)...
Учебно-методическое пособие Сибай 2010 удк ббк аламов И. Л., Аламова С. М...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВННЫЙ ПЕДАГОГИЧСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


А.В. Сергеев


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ТОМСК 2010

УДК

ББК

С


Учебно-методическое пособие «Отечественная история» по дисциплине ГСЭ.Ф.03 Отечественная история. Пособие содержит материалы по отечественной истории, методические рекомендациями, примерный перечень тем рефератов, вопросы для контроля по темам, примерные варианты тестовых заданий и список рекомендуемой литературы.

Введение


Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Целью учебного курса «Отечественная история» является формирование у студентов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания и социальной самоидентификации. Главная задача – показать процесс становления государственной системы в России, ее особенности и воздействие на важнейшие сферы жизнедеятельности населения, высветить альтернативы общественного развития страны на разных этапах ее истории. Важнейшими задачами изучения данного курса также являются: активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических событий, выбор личностных ориентаций сознательного поведения и деятельности. Курс относиться к дисциплинам предметной подготовки, является обобщающим, синтезирующим. Он выполняет мировоззренческую, информационно-познавательную функции.

В результате изучения дисциплины студент должен:

– иметь научное представление и знания по истории российского государства;

– владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся целостного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов России, крупных исторических деятелей в историю;

– уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

– иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

– получить дополнительный стимул к развитию черт интеллектуальной личности, способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории, способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

– проверить полученные и усвоенные знания через вопросы в конце каждой главы.

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного и дистанционного образования, и охватывает период с образования государства Киевская Русь и до начала XXI века. Пособие не ставит целью дать полный охват исторического материала по отечественной истории, а предназначено дополнить материалы лекций и содержание основного учебника и помочь студенту в освоении данного курса. Учебное пособие представляет собой сжатое и емкое изложение истории России от периода становления государственности до наших дней, и отражает авторскую точку зрения на ключевые и наиболее сложные проблемы, вызывающие особые сложности в освоении курса у студентов. Автор излагает собственную оценку событий и явлений российской истории, в том числе остающиеся до сих пор спорными, а также приводит альтернативные суждения других специалистов. Дополнительные учебно-методические материалы, представленные в приложении, позволяют студенту ознакомиться с общими требованиями и типам заданий для оценки знаний. Пособие помогает студентам, обучающимся в основном в самостоятельном режиме, не только овладеть фактическим материалом по курсу отечественной истории, но способствует формированию необходимых навыков и умений для вузовского уровня подготовки – понимать и объяснять ход исторического развития, причинно-следственные связи событий, общее и особенное в истории страны, формулировать собственные суждения по тем или иным вопросам истории.


^ Глава 1. Становление и развитие государства Киевская Русь

Общая характеристика восточнославянских племен накануне возникновения государственности

В VI – XII вв. славянский мир, занимавший территорию от р. Эльбы и Одера до Донца, Оки и верхней Волги, от Балтийского Поморья до среднего и нижнего течения Дуная, разделился на три группы: южную, западную и восточную.

Южные славянские племена явились предками болгар, народов бывшей Югославии. Западные – предками чехов, словаков, поляков. Восточные – предками русских, украинцев, белорусов.

В VI – IX вв. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинного строя, образования государства, развития феодальных отношений. Восточные славяне в VIII – IX вв. веках занимали обширную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до устьев рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. На этой территории были расселены полтора десятка племенных союзов. Племенные союзы образовывались у восточных славян, начиная с VI века путем объединения нескольких племен вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. Среди таких союзов были древляне и дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, белые хорваты, волыняне, кривичи, полочане, ильменские словене, вятичи.

Со славянскими племенными союзами соседствовали балтийские и угро-финские племена – весь, ливы, жмудь, корела, меря, чудь и другие.

Восточные славяне занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (сбор меда диких пчел), войной. Основным их занятием было земледелие. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, в лесных районах существовала подсечно-огневая система. Низкий уровень развития земледельческой техники требовал больших затрат физического труда для получения необходимого продукта. Поэтому основной хозяйственной единицей тогда была родовая община, где земля обрабатывалась всеми членами рода, общими орудиями труда и полученный необходимый продукт потреблялся совместно.

В VII – VIII вв. пашенная система земледелия вытесняет подсечно-огневую.

К IX веку пашенное земледелие стало господствующей отраслью хозяйства как на степном юге, так и на лесном севере. Родовая община распадалась, на смену ей пришла соседская, сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской общине сохранялись общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю. Но она уже делилась на наделы, которые обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная семья, собранный ею урожай становился собственностью этой семьи.

Уничтожение принудительного родового равенства и замена родовой собственности собственностью семейной и личной вело в разных семьях к неравномерному накоплению прибавочного продукта, следствием чего стал рост имущественного неравенства внутри общины.

В этих условиях постепенно падает значение высшего органа управления – вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени.

Во время многочисленных войн резко возрастала роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь избирался на вече. В условиях войны его власть становилась наследственной. Рост прибавочного продукта у славян позволял содержать людей, основным занятием которых стало военное дело. Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, выделявшихся личной храбростью. Это была группа воинов лично преданных только князю и не подотчетных народному собранию. Средством содержания князей и дружин в начале являлись военная добыча и добровольные приношения соплеменников. В VIII – IX вв. к ним присоединяются: родоплеменная знать, представители других слоев общества и лица иностранного происхождения. Эта военно-дружинная знать существует уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их данью-налогом, которая до 40-х годов X века не была еще фиксированной. Значение военной добычи, как средства существования, постоянно уменьшалось. Таким образом, можно говорить о том, что в VIII – IX вв. у восточных славян наступил период перехода к феодальным отношениям.

В VIII – IX вв. военно-дружинные корпорации становились собственниками земель, а жившие и работавшие на них общинники-земледельцы платили им дань-налог за пользование землей. Дань-налог назывался полюдье, т. к. основная масса племен именовалась «люди». Полюдье собиралось путем объезда князьями и дружинниками подвластных территорий, таким образом восточнославянское общество подошло к образованию государства.

Важное значение имело то, что восточнославянские племена контролировали богатейший торговый путь древности «из варяг в греки», т. е. из Скандинавии в Византийскую империю. Проходившие торговые караваны должны были где-то отдыхать, ремонтировать суда. Попутно они торговали с местными славянскими племенами, в первую очередь с племенной знатью, следовательно, возникали торговые центры – города («огороженное» защищенное место). Города являлись местами сосредоточения политической и экономической деятельности. Крупнейшими торгово-политическими центрами являлись Новгород – на севере и Киев – на юге.


^ Формирование государства Киевская Русь

Образование единого восточнославянского государства Русь связывается с именами Рюрика и Олега. В «Повести временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, в записи под 862 г. приводится рассказ об обращении словен и кривичей к норманнам с просьбой придти и править ими, чтобы прекратить между ними распри в Новгороде. В славянские земли пришел князь варяжского племени Рюрик, который и стал основателем государства. На основе этого летописного рассказа немецкие историки XVIII в. Байер, Шлецер, Миллер сделали вывод о создании славянского государства путем их завоевания норманнами. Такая точка зрения получила название «норманнская теория». Первым вступил в полемику с немецкими учеными еще в XVIII в. М.В. Ломоносов. Он полагал, что влияние языка и культуры скандинавов на славян было незначительным.

Современные исследователи относятся к этой проблеме более сдержано. Сегодня считают, что для создания государства необходимы одновременно как объективные факторы (экономика, социальное состояние, психология населения и т. д.), так и субъективные факторы (наличие личностей, способных провести объединительный процесс). Как неудачный пример из истории приводят империю Александра Македонского. Субъективный фактор (личность) присутствовала, объективные факторы – отсутствовали. Со смертью лидера – Александра – империя распалась.

В 882 г., после смерти Рюрика, его соратник, возможно родственник – Олег, с варяжской дружиной и новгородским ополчением захватывает Киев. Происходит объединение северного центра – Новгорода и южного центра – Киева. Киев становится фактическим центром государства по экономическим причинам. Климат и почвы на юге более подходили для занятия земледелием.

Южные территории были более близки степным районам, населенным кочевниками. Набеги кочевников заставляли иметь сильную центральную власть, опиравшуюся на дружину. Содержание дружины требовало больших расходов со стороны киевского князя. средства получали во время объезда племен (полюдье), признавших покровительство киевского князя. Первоначально размеры полюдья и время сбора четко не оговаривалось. В 945 г. киевский князь Игорь решил наказать племя древлян, не участвовавших вместе с ним в походе на Византию, сбором большего размера дани. Но дружинники князя не удовлетворились собранной данью. Дружина заставила Игоря вернуться к древлянам для повторного сбора дани. Это вызвало недовольство древлян, они восстали во главе со своим князем Малом и убили Игоря.

В 946 г., начавшая править в период малолетства Святослава, его мать, вдова Игоря, княгиня Ольга совершила карательный поход в Древлянскую землю, взяла ее главный город Искоростень, казнила местную знать и обложила племя высокой данью. Пример древлян показывает, что процесс объединения восточнославянских племенных союзов вокруг Киева был длительным и болезненным. Но, княгиня Ольга поняла необходимость упорядочить процесс взимания дани. В 946 г. она провела первую налоговую реформу: установила «уроки» – фиксированный размер дани и «погосты» – места, куда свозилась дань. Таким образом, дань – полюдье стала фиксированным налогом. Сбор дани и подвоз на погосты был поручен местной племенной знати, которая возможно получала часть своей выгоды.

Таким образом, произошло слияние военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя и образование единой корпорации древнерусской служилой знати, возглавляемой великим киевским князем. Он становился верховным собственником всех земель государства Русь. Только он обладал правом раздавать землю и города своим наместникам – князьям для управления или кормления с них. Дань-полюдье в X веке оставалась основным средством существования корпорации военнодружинной знати. Одновременно формируется собственная великокняжеская вотчина (наследственное земельное владение).


^ Святослав (964 – 972 гг.)

Упорядочив ситуацию внутри страны, киевские правители смогли больше внимания уделить внешним проблемам. Этим занялся сын Ольги и Игоря – Святослав. В 964 г. начинается «восточный поход» Святослава. Кочевники с востока всегда представляли самую большую угрозу. Пройдя земли вятичей, войско Святослава обрушилось на волжских булгар и буртасов. Разгромив Булгарское и Буртаское государства, русы в 965 г. разгромили Хазарский каганат, взяв города Итиль и Саркел. Таким образом, прекратилась выплата дани хазарам с части южнославянских племен, входивших в Киевское государство. Русские переселенцы даже начали осваивать земли Хазарии. На Нижнем Дону возникло русское поселение Белая Вежа. Святослав посчитал, что угроза с Востока ликвидирована и перенес свою внешнеполитическую деятельность на Запад.

В 967 г. он захватил земли по левому берегу Дуная и город Переяславец, который сделал своей резиденцией. Вероятно, в планы Святослава входило объединение всех славянских земель в единое всеславянское государство. Для этого он переносит столицу на запад, ближе к другим славянским государствам. В 970 г. князь начал поход на Византию и вторгся в Дунайскую Болгарию, которая находилась под протекторатом Византийской империи. Первоначально русским и болгарам сопутствовал успех, в том числе в сражениях под городами Аркадиополь, Преслав. Но в 971 г., собрав большое войско, византийский император Иоанн Цимисхий нанес сильный неожиданный удар. Святослав с дружиной был осажден в крепости Доростол. Война приобрела затяжной характер. Обе стороны несли тяжелые потери. В результате, в 971 г. был заключен компромиссный мирный договор: Святослав покидает Болгарию, а Византия подтверждает привилегии русских купцов на своей территории. При возвращении в Киев в 972 г., Святослав погибает на днепровских порогах в схватке с печенегами.

Святослав так и не смог ликвидировать угрозу с Востока. Климат и степи, а значит, уклад жизни и тип ведения хозяйства воле административной власти не подчиняются. На место разгромленных кочевников – хазар пришли другие кочевники – печенеги. Степи – идеальное место для кочевого скотоводства.

Святослав не смог снова объединить всех славян в единое государство. На других славянских территориях уже создавались свои государства – Польша, Чехия, Болгария. За века раздельного проживания у славянских племен уже накопились различия в экономике, социальной сфере, политике. Последующие русские князья уже больше внимания уделяют укреплению того государства, которое они имели.


^ Владимир (980 – 1015 гг.)

Сын Святослава – Владимир. Много сил отдавал борьбе с кочевыми народами, в том, числе – печенегами. Расширил территорию Руси на Западе. В период его правления завершился процесс формирования территории древнерусского государства и окончательно была ликвидирована «автономия» входивших в состав Руси племенных союзов. В конце своего правления Владимир Святославович посадил наместниками своих сыновей в Новгороде, Полоцке, Турове, Ростове, Муроме, Владимире – Волынском, Древлянской земле. Князья союзов племен стали служилыми людьми великого киевского князя. Сбор дани перешел к князьям – наместниками.

Становление и упрочение древнерусского государства порождали необходимость в принятии новой идеологической доктрины, которая способствовала бы более прочному объединению племен вокруг Киева, укреплению древнерусской государственности. Способствовать этому язычество, религия первобытного общества, где все божества были примерно равноправны, уже не могло.

В 980 г. Владимир Святославович проводит первую религиозную реформу. Суть ее заключалась в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном (богом молнии, грозы и войны) и придании ему стройной иерархической системы. Реформа была проведена с достаточным размахом, но потерпела неудачу. Верховным божеством провозглашался покровитель дружины, т. е. силы на которую опиралась княжеская власть. В языческой религии, сложном сочетании демократических пережитков древности, выделение одного божества было плохо понято большинством населения.

Тогда, Владимир начинает поиски религии, которая могла бы обеспечить поддержку централизованной власти. К X веку на Руси уже были хорошо знакомы, по крайней мере, с тремя монотеистическими религиями: исламом, иудаизмом, христианством.

Ислам возник на Аравийском полуострове среди племен, занимавшихся торговлей и скотоводством. Он был предназначен в первую очередь для кочевых животноводческих племен, среди которых и получил широкое распространение. Принятие ислама, религии своих врагов, было для Владимира малоподходящим действием. С иудаизмом Русь познакомилась через хазар и иудеев. В Киеве в X веке было достаточное количество торговцев – евреев и их общин. Но ни евреи, ни хазары в это время своих государств уже не имели. Принятие религии народов без своей государственности с целью укрепление центральной власти являлось нелогичным действием.

Христианство к X веку переживало раскол на католичество и православие (официально этот раскол оформился в 1054 г., когда римский папа и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви). Принятие католичества означало для киевского князя подчинение римскому папе, который считается наместником бога на земле. В православии государственная власть выше церковной. Для Владимира этот факт являлся решающим. Соответствующим образом, мы можем выделить следующие важнейшие причины принятия христианства православного направления:

1. В православии государственная власть признавалась более важной властью по сравнению с церковной в политической жизни. Церковь сосредотачивалась на духовной сфере.

2. Веками, торгуя с Византийской империей, где существовало православие, Русь знакомилась с культурой Византии. Элементы этой культуры уже начали широко распространяться среди славянских купцов и знатных дружинников южной Руси. Первой приняла христианство княгиня Ольга, но тогда большая часть населения еще не была психологически готова принять чужую религию. Через несколько десятилетий после Ольги феодальная верхушка южной Руси уже активно поддержала принятие православия, надеясь на всевозможные льготы со стороны единоверцев Византии.

В 988 г. Владимир официально провозглашает православие государственной религией. Значительная часть населения южной Руси активно поддержала этот шаг. На севере, в Новгороде, который был экономически тесно связан с языческой Скандинавией - он вызвал отрицательную реакцию. В 990 г. дядя Владимира, Добрыня, «крестил» новгородцев «мечом и водой».

Значительная часть населения Руси отнеслась к этим событиям достаточно инертно.

Тем не менее, принятие христианства укрепило международный авторитет Руси. Её официально «приняли» в число христианских стран. Оно давало идеологическое обоснование укреплению центральной власти: «бог – един и князь – один». Древняя мощная византийская культура активно влияла на развитие культуры государства Русь.

Первоначально русская церковь стала метрополией Константинопольской патриархии. Константинопольский патриарх назначал на Русь митрополита «из греков». Русская метрополия делилась на епархии во главе с епископами. Епархии делились на приходы, руководимые приходскими священниками. После принятия христианства на Руси стали возникать монастыри. Взаимоотношение церкви и государства оформлялось специальными великокняжескими церковными уставами. В X-XI вв. церковь существовала на средства, выделяемые ей в виде десятой части от даней, судебных штрафов, таможенных пошлин (церковная десятина). Церковь имела свой суд и специальное законодательство, с помощью которого стремилась воздействовать на общество, прежде всего его духовную жизнь.


Киевская Русь в XI – начале XII вв.

В 1015 г. Владимир Святославович умирает. После борьбы с братом Святополком великим киевским князем в 1019 г. становится Ярослав Владимирович – за ум и образованность прозванный «мудрым». Правление Ярослава Мудрого (1019 – 1054) считается временем расцвета Киевской Руси.

В 1016 г., при активном содействии Ярослава, появляется «Правда роськая» или Древнейшая правда, первая часть древнерусского законодательства, состоявшая из 17 статей. Кровная месть была ограничена кругом самых близких родственников и устанавливалась альтернатива мести в виде штрафа. За убийство свободного человека назначалось плата 40 гривен (около 8 кг серебра). Впервые упоминались зависимые категории населения: челядь и холопы.

В 1037 г. был отражен мощный набег печенегов на Киев.

В 1039 г. Ярослав Мудрый поставил вопреки воле константинопольского патриарха митрополитом Руси русского человека Иллариона. При нем в Киеве был построен Софийский собор, который должен был подчеркнуть мощь и силу Руси и знаменитые Золотые ворота.

Для развития международных связей князь развивал систему династических браков. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Своих сыновей – женил на дочерях европейских правителей.

При князе действовал совет из представителей верхушки дружины. В XI веке усложняется структура государственного аппарата. Помимо существовавших посадников, мечников, воевод появляются: тысяцкий (глава военного ополчения), данники (сборщики дани), вирники и емцы (судебные чиновники), мытники (сборщики торговых пошлин).

На укрепление централизации власти простое население ответило массовыми акциями протеста. В конце 60-х – начале 70-х годов XI века по Руси прокатилась волна крестьянских и городских восстаний. Ответом государства было принятие в 1072 г. сыновьями Ярослава Мудрого – Изяславом, Святославом и Всеволодом – «Правды Ярославовичей». Она стала второй составной частью «Русской правды». «Правда Ярославичей» окончательно отменяла кровную месть и ставила под защиту закона имущество, администрацию и рабочее население княжеских вотчин. Устанавливались штрафы за убийство огнищан и тиунов (управляющих княжеской вотчиной), смердов, холопов – работавших на княжеской пашне. Устанавливались штрафы за кражу и порчу имущества, кражу скота, домашней птицы.

Наряду с княжескими вотчинами в XI веке начинают создаваться боярские вотчины. Развитие боярского землевладения шло тремя путями: 1) князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т. е. «прокорма» и она впоследствии превращалась в наследственное владение; 2) князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель; 3) дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины. В дальнейшем первый путь сформировал наследственное землевладение, а второй и третий пути - служилое землевладение.

Кроме смердов (люди, занимавшиеся сельскохозяйственным трудом) в вотчинах появились закупы, холопы, рядовичи. Закупом называли разорившегося смерда, который брал у феодала долг – «купу» деньгами, скотом, семенами или инвентарем. После этого закуп отрабатывал «купу» в хозяйстве феодала. Холопами называли зависимых людей, по положению близких к рабам. Рядовичи – зависимые люди, заключившие с феодалом договор – «ряд», и на его основе выполнявшие различные службы. Главными формами эксплуатации зависимого населения в XI – XII вв. были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве. Обе эти ренты сочетались, и соотношение их зависело от местных условий. Зависимость смердов, захваты их земель феодалами, усиление эксплуатации вызывали их сопротивление. Формы его были различны: восстания, бегство, убийство представителей вотчинной администрации, массовое хищение имущества феодалов. То, что происходило в вотчинах феодалов, было характерно и для вотчин церкви.

Наиболее крупными выступлениями смердов на Руси были восстания в Суздальской земле в 1024 г., в Ростовской и Суздальской землях в 70-х годах XI века. Они возглавлялись языческими жрецами – волхвами. Горожане в XI – XII вв. также вели борьбу за сохранение городских вольностей. Крупнейшими выступлениями были восстания в Киеве в 1068 г. и в 1113 г. В последнем активное участие принимали закупы. В ходе восстания 1113 г. в Киев на княжение был приглашен Владимир Мономах. Новый князь был вынужден упорядочить взимание ростовщических процентов с закупов. Это было сделано в «Уставе» Владимира Мономаха, который завершил процесс создания кодекса законов под общим названием «Русская правда».

Процесс развития феодальных отношений привел к усилению местных князей и боярства, начавших борьбу с великим киевским князем. Междоусобицы начались еще при Ярославе Мудром и особенно усилились после его смерти. Да и сам порядок передачи великокняжеской власти не устраивал многих членов великокняжеской семьи. Киевским князем мог стать только старший в семье. Это означало, что остальные княжеские дети - «княжичи», не были уверены в своей судьбе. У них не было стимулов уделять внимание развитию земель, где они «сидели». В любой момент «княжич» мог перейти на престол в другой город. При определении родства тоже возникали спорные моменты. Для решения этих вопросов на Руси существовала форма поддержания политического единства – княжеские съезды. В 1097 г., по инициативе правившего тогда в городе Переяславле, Владимира Мономаха состоялся съезд князей в городе Любеч. На нем было признано право каждого князя передавать свое владение по наследству: «кождо владеет да отчиною своею». Это событие считается юридическим началом периода феодальной раздробленности.

Став великим киевским князем, Владимир Мономах сам нарушает это решение. Весь период своего правления с 1113 г. по 1125 г. он удерживает Русь в единстве силой своего непререкаемого авторитета и силой оружия. Такой шаг был вызван появлением нового сильного кочевого противника – половцев. Единство Руси удалось сохранять и сыну Владимира – Мстиславу Владимировичу, бывшему великим киевским князем с 1125 г. по 1132 г. После его смерти Русь распалось на 15 самостоятельных княжеств. Начался фактический период феодальной раздробленности.


Вопросы и задания:

  1. Что являлось основой экономики древних славян?

  2. В чем суть «норманнской теории» создания государства Киевская Русь?

  3. Почему в Киевской Руси сразу же усиливается роль центральной государственной власти?

  4. В чем значение принятия христианства Владимиром?

  5. «Русская Правда» как первый письменный свод законов и его значение.

  6. Какое событие считается формальным началом периода феодальной раздробленности?

Глава 2. Период феодальной раздробленности


Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Можно выделить несколько основных причин феодальной раздробленности:

1. Рост числа боярских вотчин, зависимых смердов в XII в. – начале XIII в. характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захвата земель свободных смердов – общинников, закабаляли их, покупали земли, увеличивали натуральный оброк и отработки. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства со стороны князя в дела вотчины), который был сформулирован в «Русской правде».

2. Рост числа столкновений смердов и горожан с боярством. Княжеская власть на местах, создание государственного аппарата были необходимы боярам в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, захватам их земель, увеличению поборов. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В то же время князь обосновавшись в той или иной земле, стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

3. Рост и усиление городов, как новых культурных и политических центров. В период феодальной раздробленности их количество в русских землях превысило цифру 200. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече являясь формой феодальной демократии, находилось фактически в руках боярства. Таким образом, города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

В это же время киевские земли приходили в упадок от постоянных набегов половцев. Наблюдается и упадок власти великого киевского князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась. Великий князь оставался еще первым (старшим) среди равных князей. Сохранялись княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных и родственных отношений.

Но при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела существенный отрицательный момент. Постоянные – то стихавшие, то вспыхивавшие усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их общую обороноспособность перед лицом внешней опасности.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, ее языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси – Русской земли.

В период феодальной раздробленности в русских землях выделялись три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.


^ Владимиро-Суздальское княжество

Ростово-Суздальская земля досталась младшему сыну Ярослава Мудрого Всеволоду Переяславскому и закрепилась за его потомками, как родовое владение. В XII – первой половине XIII вв. Ростово-Суздальская земля переживала экономический подъем. Плодородные земли на юге княжества, огромные лесные массивы, многочисленные реки, озера создавали возможность для развития земледелия, скотоводства. Доступные для добычи месторождения железных руд способствовали развитию ремесленного производства. В Ростово-Суздальской земле пролегали важнейшие торговые пути на юг, восток и запад, что и определило здесь сильное развитие торговли. Северо-восточные земли Руси были хорошо защищены лесами и реками от половецких набегов, что привлекало сюда жителей южных земель, страдавших от частых нападений кочевников. Рост населения имел большое значение для экономического развития Ростово-Суздальской земли. Росло число городов. Они, обрастая торгово-ремесленными посадами, превращались также в центры развития ремесла и торговли. В XI – XII вв. здесь сложилось крупное княжеское, боярское и церковное землевладение.

Отделилась от Киева Ростово-Суздальская земля в 30-е годы XII века при сыне Владимира Мономаха Юрии Владимировиче Долгоруком, правившем с 1125 по 1157 год. Прозвище Долгорукий князь Юрий получил за свою военную и политическую активность. Он участвовал в большинстве распрей, усобиц русских князей. Расширял земли своего княжества. В течение многих лет Юрий Долгорукий вел изнурительную и вовсе ненужную для его княжества борьбу за киевский великокняжеский стол. Хотя власть великого киевского князя безвозвратно ушла в прошлое, для поколения князей Юрия Долгорукого это еще было важно в политическом и психологическом смыслах.

В летописной записи 1147 г. впервые упоминается Москва, небольшой городок, построенный Юрием Долгоруким на месте усадьбы боярина Кучки.

После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальской земли стал его сын Андрей Юрьевич Боголюбский, правивший до 1174 г. Именно Андрей Боголюбский начал борьбу за гегемонию ростово-суздальских князей в русских землях. Он, претендуя на титул великого князя всех земель Руси, в 1169 г. захватил Киев и учинил там полный разгром, превзойдя в этом половцев. Но, завладев титулом великого киевского князя, Андрей Боголюбский в отличие от отца княжить в Киеве не остался, а вернулся в свое княжество. Идея объединения русских земель вокруг Ростово-Суздальского княжества была признана далеко не всеми князьями.

В своем княжестве Андрей Боголюбский проводил властную политику. Усиливая свою власть, он наступал на права и привилегии боярства. Между ними и князем развернулась нешуточная борьба. В борьбе с боярством он опирался на торгово-ремесленное население городов, на служилых людей-дружинников. Стремясь ещё больше отделиться от бояр и опереться на горожан, Андрей переносит столицу из боярского Ростова в молодой торгово-ремесленный город Владимир. В Боголюбово под Владимиром князь устроил свою резиденцию, за что и получил прозвание Боголюбский. Сломить боярство властному князю не удалось. Сложился боярский заговор, в результате которого Андрей Боголюбский в 1174 году был убит в своей резиденции.

После этого во Владимиро-Суздальском княжестве бушевали боярские усобицы. В 1176 году княжеский стол занял брат Андрея  Всеволод Большое Гнездо, правивший до 1212 г. Такое прозвище он получил за многодетное семейство. При Всеволоде Владимиро-Суздальское княжество достигло наивысшего могущества и расцвета. Имя Всеволода было известно во всех русских землях. После его смерти начались распри между сыновьями за наиболее выгодные территории во Владимиро-Суздальской земле. Во второй четверти XII века на её территории существовало 7 княжеств. Все они в конечном итоге, объединялись политически под главенством Владимирского князя.


^ Галицко-Волынское княжество

Галицко-Волынская земля, находясь на юго-западе Киевской Руси, обладала плодородными почвами, мягким климатом, степными пространствами, перемежающимися с реками и лесными массивами. Она являлась центром высокоразвитого земледелия и скотоводства, активно развивалось промысловое хозяйство. Следствием дальнейшего углубления общественного разделения труда было развитие ремесла, что вело к росту городов. Через Галицкие и Волынские земли проходили многочисленные торговые пути. В Галицко-Волынской земле рано сложилось крупное княжеское и боярское землевладения. Поэтому до середины XII века Галицкая земля была поделена на мелкие княжества. В 1141 г. перемышльский князь Владимир Володарьевич объединил их, перенеся столицу в г. Галич. Но затем Галицкая земля стала ареной долгой междоусобной борьбы князей с местным боярством. Длительность и сложность её объясняется относительной слабостью галицких князей, землевладение которых отставало по своим размерам от боярского. Огромные вотчины галицких бояр и многочисленные слуги – вассалы позволяли им вести борьбу с неугодными им князьями, т. к. последние, имея меньшую вотчину, не могли из-за нехватки земель увеличивать количество служилых людей, своих сторонников, на которых опирались в борьбе с боярством.

По иному дело обстояло в Волынской земле. Здесь рано сложилась мощная княжеская вотчина. Увеличив за счет раздач земель число служилых людей, волынские князья начали борьбу с боярством за объединение галицких и волынских земель, усиление своей власти. В 1189 г. волынский князь Роман Мстиславич объединил Галицкую и Волынскую земли. В 1203 г. он занял Киев. Под властью Романа Мстиславича объединилась Южная и Юго-Западная Русь. В 1205 году князь погиб в Польше, что привело к ослаблению княжеской власти и распаду княжества. Галицкое боярство начало длительную и разорительную феодальную войну, длившуюся около 30 лет. Бояре заключили договор с венгерскими и польскими феодалами, которые захватили Галицкую землю и часть Волыни. Началась национально-освободительная война. Эта борьба послужила основой для консолидации сил в Юго-Западной Руси. Князь Даниил Романович, опираясь на горожан и своих служилых людей, сумел укрепить свою власть, утвердиться на Волыни, а в 1238 г. взять Галич и вновь объединить Галицкие и Волынские земли. В 1240 г. он взял Киев и объединил снова Южную и Юго-Западную Русь. Этот процесс был прерван нашествием Батыя.


^ Новгородская феодальная республика

В Новгородской земле в отличие от других русских земель установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Её основная территория располагалась на севере, северо-западе Киевской Руси. Она делилась на пятины, которые в свою очередь, в административном отношении делились на сотни и погосты. На границах Новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев – через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XIII века стал фактически самостоятельной республикой. В XV веке в результате колонизации в состав Новгородской земли вошли карелы, водь, заволочская чудь (финно-угорские племена). Саамы и ненцы платили Новгороду дань, в основном пушниной.

Основой экономики Новгородской земли являлось земледелие. Правда, климатические условия не давали возможности получать высокие урожаи. В Новгородской земле рано сложилось боярское землевладение. Все немногочисленные плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что не привело к созданию крупной княжеской вотчины. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившим князя с дружиной в военно-полицейскую силу.

Недостаток благоприятных сельскохозяйственных земель заставлял население искать дополнительные источники выживания. Здесь сказалось уникальное положение Новгорода как торгового центра. Он был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийскими морями. Активная торговля велась с Волжской Булгарией, восточными странами. Новгород был крупным центром торговли с Прибалтикой, Скандинавией, северонемецкими городами, заключившими в XIV веке торговый и политический союз под названием – Ганза, участником которого был и Новгород.

Значительная часть новгородского населения была связана как с торговлей, так и ремесленным производством. Многие уходили на морской промысел, за пушниной. Считается, что новгородцы в поисках пушнины, первыми из русских в XV – XVI веках появились на Американском континенте-Аляске.

Ремесленное производство Новгорода отличалось широкой специализацией. В целом ремесленники работали на заказ, но кузнецы, ткачи, кожевники и представители ряда других специальностей уже в это время начинали работать на рынок, как на внутренний, так и на внешний.

Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 г. Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за «небрежение» городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб в городе – вече. Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшие права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял народное ополчение. Чтобы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не только возглавлял церковь, но также ведал казной республики и её внешними сношениями. Город делился на 5 концов – районов. Они были самоуправляющимися, территориально – административными политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Концы делились на улицы, на которых создавались объединения «уличан», жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшимися на уличанских вече. Ремесленники и купцы создавали свои уличанские сотни и братчины (братства) по профессиям. Наиболее значимым по влиянию на жизнь Новгорода было купеческое объединение «Ивановское сто», купцы которого вели торговлю медом и воском.

Фактически власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества. За всю её историю должности посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшиеся «300 золотых поясов».

^ Общие выводы по периоду феодальной раздробленности:

1. Феодальная раздробленность была естественным периодом в истории всех государств мира, которые сумели дожить до этого периода. Его нельзя оценивать только отрицательно или положительно. Можно выделить особенности характерные для этого периода:

  • в экономике княжеств наблюдается подъем, князья больше внимания уделяют развитию своего владения;

  • княжеские семьи поддерживают между собой семейно-брачные отношения. Для обсуждения важнейших совместных проблем князья продолжают собираться на княжеские съезды;

  • каждый князь теперь имеет собственное княжество и дружину, и делиться ими с другими князьями уже не желает. Это приводило к снижению общей обороноспособности всех русских земель.

Как видим в этом период присутствовали и положительные и отрицательные моменты.

2. В период феодальной раздробленности на Руси образовалось три политических центра:

  • Владимиро-Суздальская земля имела более сильную центральную власть;

  • Галицо-Волынская земля – более слабую централизованную власть. Эту разницу показывают даже сроки междоусобных гражданских войн: во Владимирской земле – около 3 лет, в Галицкой почти 30 лет, более длительный период объединения земель вокруг одного центра;

  • Новгородская земля – республиканская вечевая форма правления.

Эти отличия были вызваны природно-географическими и экономическими причинами. Централизованная княжеская власть позволяла контролировать каждого подданного более жестко. Новгородец, уходивший на промысел или по торговым делам на длительный срок из дома, выпадал из под контроля единого центра. Новгородец привыкал решать свои проблемы самостоятельно без согласования с вышестоящей централизованной властью.

К XIII веку возникла возможность распада на 3 разных государства, с разными формами политической власти: сильной централизованной, ограниченной централизованной и республиканской. Или могло возникнуть объединение русских земель в будущем с другой политической системой управления, отличной от московского государства. Возникла возможность исторического выбора – альтернативы. Этот процесс был прерван монголо-татарским нашествием XIII века.


Вопросы и задания:

  1. Сформулируйте основные причины феодальной раздробленности.

  2. Когда в летописях впервые упоминается Москва?

  3. Почему в Галицко-Волынских землях междоусобные войны имели более длительный характер, чем во Владимиро-Суздальских?

  4. В чем суть республиканского строя Новгорода?

  5. Составьте таблицу отличий государственной власти в трех центрах Руси: Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском, Новгороде.






оставить комментарий
страница1/9
Дата29.03.2012
Размер2,48 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9
плохо
  2
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх