Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика icon

Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика


Смотрите также:
Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии д. И. Тихомирова 13. 00...
Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной...
Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного...
Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде 13. 00. 01 общая педагогика...
«патриотическое воспитание студентов вуза на основе этнокультурного опыта» 13. 00...
Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 08 80 06 «Общая педагогика...
Теоретико-методологические основы полиязычного образования 13. 00. 01 Общая педагогика...
Теоретико-методологические основы формирования экологически ответственной личности выпускника...
Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике 13. 00. 01 общая педагогика...
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века 1940 г) 13. 00...
Педагогические условия формирования системы российских национальных ценностей у учащихся...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать





УДК 378.02:37.034 На правах рукописи




ОМАРОВА ГУЛЬЖАН АМАНГЕЛЬДЫНОВНА


ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010





Работа выполнена в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая


Научный руководитель: доктор педагогических наук

Бейсенбаева А.А.


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук

Волынкин В.И.


кандидат педагогических наук

Оспанова Г.Б.


Ведущая организация: Казахский национальный

университет им. аль-Фараби


Защита состоится «29» октября 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая по адресу: 050010, г.Алматы, проспект Достык, 13, 2-ой этаж, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского национального педагогического университета имени Абая по адресу: 050010, г.Алматы, ул. Казыбек-би, 30, 3-й этаж.


Автореферат разослан «^ 29» сентября 2010 г.





Ученый секретарь

диссертационного совета Кошербаева А.Н.




ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые затронули все стороны жизни общества и поставили под угрозу само существование человека (экологические катастрофы, социально-экономический кризис, террористические акты, межнациональные конфликты). Решение указанных глобальных проблем требует поиска новых путей развития цивилизации в направлении внутреннего преобразования человечества, переориентации его с идеологии потребительства на духовно-нравственное возрождение.

В этой связи особую значимость приобретает выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева с инициативой реализации нового национального проекта «Интеллектуальная нация – 2030», где в качестве одного из основных направлений выделяется осуществление духовного воспитания молодежи через формирование правильной системы ценностей, в основе которой лежат такие «качества как трудолюбие, честь, порядочность, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплина».

В то же время, реальная ситуация, сложившаяся в студенческой среде, свидетельствует об отчуждении молодежи от институтов воспитания, девальвации нравственных ценностей, смещении приоритетов в сторону материального благополучия. Как следствие, кризис сегодня остро проявляется не только в плоскости социально-экономических отношений и экологии, но и во внутренней жизни личности в виде потери смысла жизни, наркомании, суицидов. Как подчеркивает С.Ж.Пралиев: «Приобретая сумму знаний, но все меньше задумываясь о духовном, о добре и зле, о любви и милосердии, человек не может чувствовать себя счастливым».

Сказанное обуславливает необходимость разработки концептуальных, методологических и дидактических основ духовно-нравственного воспитания студентов с опорой на общечеловеческие ценности, что должно стать важнейшей частью реформы высшей школы, которая пока ограничивается, главным образом, процессом обучения. Таким образом, высшая школа должна передавать из поколения в поколение не только знания, но и накопленную веками общечеловеческую мудрость, отражающую внутреннюю духовную силу человека: терпимость, честность, альтруизм, бережное отношение ко всему живому, позволяющих употреблять полученные знания во благо человечеству.

В этом плане для разработки теории духовно-нравственного воспитания важное значение имели труды духовных учителей человечества таких как Сократ, Конфуций, Гегель, Р.Декарт, М.Монтень, И.Кант, Л.Н.Толстой и др. Богатое духовное наследие Казахстана, представленное в произведениях аль-Фараби, Ю.Баласагуни, М.Х.Дулати, Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева, Ш.Кудайбердиева, М. Жумабаева и многих других явилось источником высоконравственных идей и жизненных примеров для воспитания характера человека.

В советское время педагогическая наука разрабатывалась в парадигме марксистко-ленинской материалистической методологии, в которой человек редуцировался к социальному существу, духовное начало в человеке рассматривалось как производное психического, второстепенное по отношению к материальному. Социоцентрическая концепция человека, методологически удерживала ученых в рамках авторитарного воспитания, рассматривая человеческую жизнь через призму внешнего долженствования.

Последние десятилетия конца ХХ и начала ХХI века привнесли изменения в разработку проблем духовности человека. Так, следует отметить философский подход, основанный на идеях постнеклассической рациональности: целостности, многоуровневости, многомерности единого духовно-материального мира (М.Мамардашвили, А.Н.Нысанбаев, А.А.Радугин, А.Г.Косиченко, Г.Г.Соловьева, А.А.Хамидов и др.) и исследования зарубежной психологии, рассматривающие трансперсональные высшие уровни сознания (А.Маслоу, К.Г.Юнг, К.Роджерс, С.Гроф, К.Уилбер и др.), которые позволяют выделить в человеке единый надличностный духовный уровень существования, являющийся источником высших смыслов и вечных ценностей.

В этом плане, в современной психолого-педагогической науке происходит изменение общей парадигмы духовно-нравственного воспитания: переход от модели, основанной на редукции человеческой личности к биологическому и социальному уровням, на модель целостного понимания человека, признающую существование надличностного духовного уровня бытия (Ш.А.Амонашвили, А.Джумсаи, В.И.Волынкин, В.П.Зинченко, Д.М.Маллаев, М.Щетинин, Н.Е. Щуркова и др.).

Вместе с тем, анализ исследований последних лет, посвященных воспитанию студенческой молодежи, выявил несколько направлений: этнопедагогическое, использующее потенциал народной культуры и педагогики в духовно-нравственном воспитании (К.Б.Жарыкбаев, С.К.Калиев, К.Ж.Кожахметова, Р.К.Толеубекова, С.А.Узакбаева, Г.Т.Хайруллин, Г.Б.Оспанова и др.); индивидуально-творческое, выдвигающее на первый план творческую природу педагогической деятельности, в которой педагог – транслятор своего педагогического потенциала, развивающий духовно воспитанников и совершенствующийся сам в совместной с ними жизнедеятельности (В.В.Трифонов, Н.Н.Хан и др.); культурологическое, где рассматриваются ценности мировой культуры для развития духовно-нравственных качеств личности (И.В.Юстус, В.М.Пустовалов и др.); диалоговое, где поиск ответов ведется в плоскости диалога религиозного и светского взглядов на проблемы духовно-нравственного воспитания (Т.И.Власова, А.А.Корзинкин).

Приоритетные ценности духовно-нравственного воспитания молодежи освещались в трудах Е.В.Бережновой, Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.А.Сластенина и др. Одним из важнейших условий духовно-нравственного воспитания в студенческом возрасте представляется интеграция духовно-нравственного воспитания и профессионального обучения в трудах А.П.Сманцера, В.И.Ильченко, А.Т.Проказы, В.Н.Клепикова.

В Казахстане в историко-философском и психолого-педагогическом аспектах проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения рассматривались в трудах Г.Есима, А.Н.Ильясовой, А.А.Бейсенбаевой, Л.А.Байсеркеева, А.Н.Кошербаевой, Р.А.Джанабаевой, К.К.Жампеисовой, К.Б.Жарыкбаева, Ж.И.Намазбаевой, Э.А.Урунбасаровой, и др. Различные проблемы воспитания и формирования психологии студенческой молодежи представлены в ряде исследований (Н.Д.Хмель, А.П.Сейтешев, М.А.Кудайкулов, А.Ж.Кайдарова, М.С.Молдабекова и др.).

В то же время следует отметить, что, несмотря на возросший интерес к проблематике духовно-нравственного воспитания, новая воспитательная парадигма, основанная на позициях целостного понимания человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, представлена в основном в трудах философов и психологов и не нашла должного освещения в педагогических исследованиях.

Таким образом, актуальность темы исследования вытекает из противоречия между объективной потребностью общества в духовно-нравственном воспитании молодежи на основе общечеловеческих ценностей, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике учебно-воспитательного процесса вуза.

Указанное противоречие обусловило проблему нашего исследования, которая заключается в том, что до настоящего времени четко не определилось, в чем состоит духовно-нравственная воспитанность студента вуза в современном миропонимании и каковы условия её развития. Актуальность и неразработанность избранной нами проблемы в научно-педагогической литературе с позиций целостного понимания человека, как обладающего высшей духовной природой, проявляющейся в общечеловеческих ценностях, определили выбор темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей».

^ Объект исследования: учебно-воспитательный процесс вуза.

Предмет исследования: процесс духовно-нравственного воспитания студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей.

^ Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методики духовно-нравственного воспитания студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей.

^ Гипотеза исследования: Если в условиях целостного учебно-воспитательного процесса вуза:

– основывать духовно-нравственное воспитание студентов на методологических позициях целостного понимания человека, как обладающего не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной надличностной природой;

– рассматривать общечеловеческие ценности как проявление духовной природы человека и выделять их в качестве основы содержания воспитания;

– использовать методику, включающую интегрированную программу духовно-нравственного и научного познания, используя духовные формы познания, общения и деятельности, то повысится уровень духовно-нравственной воспитанности студентов.

^ Задачи исследования:

  1. уточнить сущность понятий «духовность», «общечеловеческие ценности», «духовно-нравственное воспитание» и выделить принципы духовно-нравственного воспитания в аспекте целостного понимания человека, как обладающего высшей духовной природой;

  2. разработать теоретическую модель духовно-нравственной воспитанности студентов вузов, определить критерии, показатели и уровни ее проявления;

  3. выявить и обосновать педагогические условия эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания студентов;

  4. разработать методику духовно-нравственного воспитания студентов вуза и экспериментально проверить ее эффективность.

^ Ведущая идея исследования заключается в том, что процесс духовно-нравственного воспитания в педагогическом процессе вуза следует осуществлять на основе вечных общечеловеческих ценностей с позиции целостного понимания человека, как обладающего высшей духовной надличностной природой, в условиях интеграции духовно-нравственного воспитания и научного познания.

^ Методологической основой исследования являются теории, основанные на принципах единства и целостности двух начал бытия, материального и духовного; философские теории, основанные на идеях постнекласической рациональности: многомерности и открытости мира и человека, на принципах историчности, диалога культур и цивилизаций; положения трансперсональной психологии, теория личности, теория целостного педагогического процесса, а так же гуманистический, деятельностный, культурологический, аксиологический, этнопедагогический подходы в образовании.

^ Источники исследования: законодательно-нормативные документы: Закон РК «Об образовании» 2009, «Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы», «Долгосрочная программа развития образования в РК до 2020 года» (Проект,2008), Закон РК «О государственной молодежной политике в РК» 2004 год, ГОСО РК, «Концепция организации воспитательной работы в высшем учебном заведении» (2005), учебные планы, программы, методические пособия и рекомендации; труды философов, социологов, психологов, педагогов по проблеме исследования; материалы международных конференций по изучаемой проблеме; двадцатилетний опыт работы автора в качестве преподавателя и куратора-воспитателя физико-математического факультета КазНПУ им.Абая.

^ Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, учебно-методической документации; мысленный эксперимент, прогнозирование, моделирование, систематизация); эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ письменных работ (эссе), обобщение, анализ педагогического опыта, анализ интуитивного опыта); педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); математические (ранжирование, шкалирование, проверка статистической достоверности результатов исследования).

^ Этапы и процедура исследования.

На первом поисковом этапе (2003-2004 гг.) проводилось изучение и анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы, теоретический анализ проблем духовности и духовно-нравственного воспитания, оценивалось состояние изученности проблемы, разрабатывался научный аппарат исследования, определялись основные теоретико-методологические положения исследования, выявлялась сущность базовых понятий, определялись принципы духовно-нравственного воспитания, разрабатывалась модель духовно-нравственной воспитанности студентов.

^ На втором опытно-экспериментальном этапе (2004-2007 гг.) был проведен констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня духовно-нравственной воспитанности студентов КазНПУ им.Абая, Алматинской академии экономики и статистики. Была осуществлена опытно-педагогическая работа, в ходе которой обосновывалась и апробировалась методика духовно-нравственного воспитания, анализировались учебные планы, программы, уточнялась гипотеза, принципы и условия духовно-нравственного воспитания студентов.

^ На третьем заключительно-обобщающем этапе (2007-2009 гг.) был произведен анализ собранных материалов, систематизация, обобщение, а также апробация и внедрение результатов исследования в практику. Были сформулированы выводы, результаты исследования, разрабатывались методические рекомендации, оформлялась диссертация.

^ База исследования. Исследование осуществлялось в КазНПУ им.Абая, в Алматинской академии экономики и статистики, в общественном фонде «Социально активная инициатива». Исследованием было охвачено 219 студентов различных вузов.

^ Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. уточнена сущность понятий «духовность», «общечеловеческие ценности», «духовно-нравственное воспитание» и выделены общепедагогические принципы духовно-нравственного воспитания в аспекте целостного понимания человека, как обладающего высшей духовной надличностной природой;

  2. разработана теоретическая модель духовно-нравственной воспитанности студентов вузов, определены критерии, показатели и уровни ее проявления;

  3. выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного осуществления духовно-нравственного воспитания студентов вузов;

  4. определено содержание и разработана методика духовно-нравственного воспитания студентов вуза на основе общечеловеческих ценностей.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что в учебно-воспитательном процессе вузов, колледжей, а также в старшем звене школ, лицеев, гимназий могут быть использованы разработанные автором: методика диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности студентов вузов; методика осуществления духовно-нравственного воспитания в вузах на основе общечеловеческих ценностей; программы спецкурсов «Духовно-нравственное развитие личности» и «Духовно-нравственные аспекты физики и математики».

^ На защиту выносятся:

  1. Научно-теоретическое обоснование сущности понятий «духовность», «общечеловеческие ценности», «духовно-нравственное воспитание», отражающих единое, духовное начало каждого человека и всей Вселенной в целом и общепедагогические принципы духовно-нравственного воспитания (9 принципов), состоящие в ненасильственном пробуждении духовного начала в человеке;

  2. Обоснование и разработка модели духовно-нравственной воспитанности студентов вузов, объединяющей мотивационно-сознательную, эмоционально-психологическую, практически-деятельностную и профессионально-личностную сферы.

  3. Совокупность педагогических условий (фасилитаторская деятельность, интеграция духовно-нравственного и научного познания, развитие интуитивного мышления) способствующих выявлению духовно-нравственного потенциала личности.

  4. Характеристика методики осуществления духовно-нравственного воспитания студентов вузов, предполагающая использование таких форм работы как духовное познание, общение и деятельность.

^ Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается последовательностью, непротиворечивостью, методологической обоснованностью исходных позиций, интегративным и междисциплинарным подходами к раскрытию сущности духовно-нравственного воспитания, системным характером опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа, подтверждением теоретических положений результатами опытно-педагогической работы.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях: «Новые образовательные технологии в вузе: теория и практика» (Туркистан, 2006 г.), «Научное обеспечение функционирования 12-летнего среднего образования» (Алматы, 2007 г.), «Человек в системе образования: тенденции и перспективы» (Уфа, 2009), на республиканских научно-практических конференциях: к 80-летию д.п.н., профессора Н.Д.Хмель «Проблемы подготовки учителей 12-летней школы» (Алматы, 2008), к 70-летию профессора Ш.Ш.Шаяхметова «Современные подходы к модернизации системы образования» (Алматы, 2009), внедрялись в процесс проведения опытно-экспериментальной работы в КазНПУ им.Абая, в Алматинской академии экономики и статистики, в общественном фонде «Социально-активная инициатива», в процесс разработки и реализации факультативных курсов; были опубликованы в научных журналах и сборниках, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.

^ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, объект, предмет исследования, формулируется научная гипотеза, намечаются задачи, методологические основы, раскрываются теоретическое и прикладное значение исследования, научная новизна работы, положения, выносимые на защиту, сведения об апробации.

^ В первом разделе «Теоретические основы духовно-нравственного воспитания на основе общечеловеческих ценностей» проанализировано состояние искомой проблемы в историко-философских и психолого-педагогических исследованиях; определены базовые понятия, особенности, цель и принципы духовно-нравственного воспитания студентов на основе общечеловеческих ценностей; разработана теоретическая модель духовно-нравственной воспитанности студентов вузов, определены критерии, показатели и уровни ее проявления.

^ Во втором разделе «Методика осуществления духовно-нравственного воспитания студентов вуза на основе общечеловеческих ценностей» выявлены педагогические условия и содержание духовно-нравственного воспитания студентов на основе общечеловеческих ценностей; исследован духовно-нравственный потенциал естественнонаучных дисциплин и рассмотрен процесс интеграции образования и воспитания в вузе; освещены результаты констатирующего эксперимента, описана методика осуществления духовно-нравственного воспитания студентов на основе общечеловеческих ценностей; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

^ В заключении обобщены теоретические и практические результаты исследования, подтверждающие гипотезу, доказывающие истинность положений, выносимых на защиту, изложены выводы и рекомендации по итогам опытно-экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейших исследований в данной области.

^ В приложении представлены первичные исследовательские материалы, программа и материалы спецкурсов «Духовно-нравственное развитие личности», «Духовно-нравственные аспекты физики и математики».


^ Основная часть


В условиях глобальных проблем в жизни современного общества актуализируется возрождение интереса к духовной проблематике в научно-педагогическом познании. В этой ситуации, для решения первой задачи нашего исследования, с новых теоретико-методологических позиций осмысливается сущность понимания духовности как в исторической ретроспективе, так и в современных научных теориях. При этом обосновывается идея о том, что сущность феномена «духовность» раскрывается в единстве с понятиями «дух», «душа», а его функциональность, проявленность с понятиями «вечные общечеловеческие ценности», «нравственность».

Исследование историко-философской литературы показало, что абсолютное большинство великих мыслителей человечества (Сократ, Конфуций, Гегель, Р.Декарт, И.Кант, М.Монтень, аль-Фараби, А.Кунанбаев, Л.Н.Толстой и др.) постулировали существование единой, объективной духовной реальности, которая является сущностью физического мира, данного нам в ощущениях. Это позволяет утверждать, что, несмотря на терминологическое разнообразие, великие умы человечества постигали одну и ту же единую Духовную реальность, называя ее разными именами: Дух, Бог, Мировая Душа, Высший Разум и так далее. Разум постигает Духовную реальность как вечную Истину, а сердце постигает ее как чистую Любовь. Человек познает духовное начало как своё высшее Я. Как говорили древние: «Истина одна, но мудрецы называют ее разными именами».

Великие Учителя человечества на протяжении веков не только своим учением, но и примером жизни вдохновляли людей на совершенствование. Как показало исследование, их опыт духовно-нравственного развития, независимо от времени, обладает удивительной универсальностью, носит объективный характер, и, следовательно, может использоваться в современной воспитательной практике. Изучая данный опыт, можно заметить, что осознание человеком своей внутренней духовной природы происходит через глубокое размышление, различение, самоисследование, созерцание, интуицию, развитие добродетелей, бескорыстную деятельность на благо людей, а так же через жизненные испытания. Здесь можно заметить, что в духовно-нравственном развитии личности выделяются три способа познания: эмпирическое, опирающееся на чувственный опыт; рациональное, то есть познание с помощью разума; интуитивное, осуществляющее трансляцию с духовного уровня бытия и открывающее принципиально новое.

Для решения задач нашего исследования большое значение имело духовно-нравственное наследие Казахстана (Ч.Валиханов, Ы.Алтынсарин, А.Кунанбаев, Ш.Кудайбердиев, М.Жумабаев, С.Торайгыров и др.). Глубокое философское содержание, изысканная художественная форма, искренность произведений казахских авторов имеет высокий вдохновляющий потенциал для духовного возрождения молодежи. Так, великий казахский философ, просветитель, поэт второй половины ХIХ века Абай, размышляя о бытие человека, отмечает, что «человек наделен от природы телом и душой». Человек, живущий только потребностями тела, мало отличается от животного, только стремления, идущие от души – стремление понять себя, сущее, делать добро и избегать зла делают человека человеком.

Для казахских мыслителей проблема совести всегда выходила на первый план, становилась главной темой. По этому поводу, Шакарим Кудайбердиев утверждал, что необходимо ввести «науку совести» и ученые должны разработать ее как дисциплину, обязательную для всех. Для понимания явления совести важно рассмотреть ее противоположность – бесчестие. В этом плане, Абай выделяет два вида бесчестия: приспособленчество (пысықтық) и невежество (надандық). Размышления Абая как никогда актуальны сегодня, так как рыночная система способствует процветанию приспособленцев и невежд. Конечно, желание быть богатым и уметь зарабатывать деньги само по себе не плохо, но зачастую на пути расчета и корысти есть опасность «потерять дарованную Создателем духовную драгоценность – Совесть», поэтому современное образование должно обогатиться духовно-нравственным воспитанием, основу которого составляет «наука совести».

Казахские мыслители писали о едином духовном начале всех религий и мечтали об их мирном сосуществовании. Познание Бога и познание человеком самого себя в творчестве и Абая и Шакарима Кудайбердиева трактуются как синонимы. Они исключают посредников между Богом и человеком, связь осуществляется через Совесть, Сердце и чистый размышляющий Разум. Как сказал великий Абай: «Загляни в своё сердце и там, в глубине, отыскав жемчуга, береги, не бросай!».

В педагогической науке всегда широко использовались заветы Великих Учителей человечества, но материализм ХХ века лишил их наследие духовной основы, на которой они прочно стояли. Поэтому, мы полагаем важным восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом. Необходимо вернуть понятию «духовность» статус объективной реальности, онтологической данности не менее важной и реальной для человеческого развития, чем материальная реальность.

Исходя из вышесказанного, решение задач нашего исследования возможно только при опоре на методологические принципы единства и целостности двух начал бытия, материального и духовного, изначальной духовности, многомерности мира и человека. При этом Человек и Мир понимаются как сущностно эквивалентные, равномощные друг другу и находящиеся в абсолютном движении становления. Заметим также, что методология исследования духовного должна предполагать соединение двух способов познания мира: опытно-рационального и интуитивного постижения, данного в непосредственном внутреннем опыте познающего.

Анализ современной психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что существуют различные подходы к пониманию духовности, в которых отдельные авторы рассматривают духовность: как качественную интегративную характеристику личности, как наличие определенных нравственных качеств (Р.Ж.Шалтбаева, А.С.Сарсенова, Р.М.Салимова и др.); как ценностное культурно-историческое пространство и под духовностью человека понимается степень овладения им культурно-историческими ценностями (Б.Д.Болганбаева, И.В.Юстус и др.); с точки зрения какой-либо религии; как объективную реальность, как высшую природу человека и мира, не порожденную в деятельности (А.Д.Нысанбаев, Г.Г.Соловьева, Ш.А.Амонашвили, А.А.Корзинкин, В.П.Зинченко и др.).

Для нашего исследования четвертый подход к пониманию духовности является определяющим. В подтверждение тому приведем слова Г.Г.Соловьевой, которая подчеркивает, что в канун ХХI века сформировался новый образ человеческой субъективности: «Личность, хотя и осуществляет себя в социальном контексте и обладает биологическими основами, детерминируется сверхприродным, трансцендентным принципом Духа…».

Здесь в методологическом плане следует отметить, что дух и душа, как сущностные характеристики духовности не поддаются научному постижению в силу своей природы. В то же время, объективность существования надличностной и надфизической духовной реальности приводит нас к необходимости учета ее в научном познании, а её проявленность в виде гармонии устройства Вселенной и нравственного начала в человеке, позволяют проводить научные исследования. Как замечает В.П.Зинченко, душа была и остается для нас тайной, но тайной онтологической, существование которой является надежной профилактикой против скоропалительных и плоских решений.

Все вышесказанное позволило нам дать следующие определение духовности. ^ Духовность (духовная реальность) - это объективная реальность, онтологическая данность, которая не является производной от человеческой деятельности, это единая, универсальная сущность всей Вселенной и человека.

С точки зрения данного подхода, духовная реальность проявляется во Вселенной как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония; в совокупном сознании человечества как общечеловеческие ценности, высшие идеалы; в сознании человека проявляется в виде нравственности, совести. Различна степень осознания человеком духовного уровня своего бытия. Уникальность человеческого существования заключается в том, что только человек, используя сердце и разум, может осознать свою духовную природу и сущностное родство со всей Вселенной. Таким образом, мы подходим к пониманию общечеловеческих ценностей: общечеловеческие ценности – это вечные этические ценности, различные грани единой духовной реальности, имеющие трансцендентную, исторически не локализуемую природу, и потому являющиеся инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей. Например, таковыми можно назвать: безусловную любовь, бескорыстное исполнение долга, альтруизм, правдивость, ненасилие, внутренний мир и покой, милосердие, добро и др.

Данный подход к пониманию общечеловеческих ценностей отражен в исследованиях С.Л.Рубинштейна, А.Маслоу, М.Мамардашвили и др. Например, С.Л.Рубинштейн понимал этику как онтологию человеческой жизни и выдвинул идею вечных ценностей: «Если все, что мы признаем, основывается на ценностях, то, конечно, существуют «трансцендентные» ценности, то есть ценности, независимые от признающего их субъекта». А.Маслоу утверждал, что человеку свойственны высшие потребности в вечных ценностях (метапотребности), и это является неотъемлемой частью его природы. Неудовлетворение метапотребности вызывает психическое напряжение, или метапатологию. Практика показывает, что у отдельной части молодежи, в частности, у студентов иногда проявляются такие метапатологии, как неприятие самого себя, апатия, скука, непонимание смысла и цели жизни, отсутствие интереса к знаниям.

Таким образом, проведенное исследование позволило нам выделить следующие свойства общечеловеческих ценностей: они являются бескорыстными, взаимосвязанными, одну общечеловеческую ценность можно выразить через сведение к другим, стремление к ним является метапотребностью человека, неудовлетворение приводит к метопатологиям; они осознаются не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне, как высшие переживания, вызывая чувство радости и долга, торжества и правильности, уместности происходящего, вдохновения, любви и сурового вечного порядка. Данный подход к пониманию общечеловеческих ценностей позволяет выделить их в качестве основы содержания духовно-нравственного воспитания в вузах в условиях многонационального и многоконфессионального контингента студентов.

Понимание духовности как онтологической данности каждого человека и мира в целом неизбежно приводит к разработке новых теоретико-методологических подходов в воспитании. Как показало исследование научно-педагогической литературы и практика, подавляющее большинство, моделей воспитательного процесса, основаны на редукции человеческой личности к биологическому и социальному уровням и не учитывают духовный уровень человека. Здесь можно рассмотреть две разные модели воспитания личности, в одной – личность рассматривается как объект воздействия с целью формирования нравственных качеств, в другой – личность понимается как субъект процесса сотрудничества, сотворчества.

Относительно первой модели заметим, что в ней определяются некоторые внешние нормы поведения, качества и ценности, которые в процессе воспитания следует сделать личностно значимыми. Но как показывает практика, способы передачи ценностного отношения к миру «в готовом виде» препятствуют процессу самовосхождения личности, поэтому ценности для большинства воспитанников остаются на абстрактном, нейтральном к личности уровне. Вторая модель связана с идеей вероятности и неопределенности человеческого развития, идеей выбора, динамики сосуществования человека и мира. Основной задачей здесь видится создание живого, творческого, образовательного пространства для самореализации личности. В этом плане характерным является отсутствие заранее заданной модели нравственного облика личности, поэтому мы не можем быть уверенны, что у студента сформируется внутренняя мотивация к нравственному поведению.

На наш взгляд, эффективным средством совершенствования нравственного воспитания могло бы явиться объединение двух вышеназванных подходов, когда сильная сторона первой модели, связанная с выдвижением в центр морально-нравственных качеств личности, объединяется с сильной стороной второй модели, ориентированной на самореализацию личности. Такое объединение возможно на основе целостного понимания человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой. Здесь мы имеем третий подход к воспитанию, в котором смыслообразующая основа нравственного поведения ищется не вовне, а внутри самого себя, и воспитаннику предоставляется возможность осознания духовной реальности, общечеловеческих ценностей как своей истинной природы. Таким образом, становится понятно, что истинная самореализация личности возможна только в условиях реализации её духовного начала. В этом плане воспитание понимается не как формирование определенных качеств, а как создание условий для раскрытия бесконечного духовного потенциала человека. Сравнительный анализ рассмотренных моделей представлен в таблице 1.


Таблица 1 – Модели воспитания


Модель

аспект

сравнения

Модель авторитарного воспитания


Модель развития способностей

Модель духовно-нравственного воспитания

Модель мира и человека

Мир и человек – био-социальные явления, изначально не обладающие никаким духовным потенциалом

Мир и человек – многомерные явления, с бесконечным духовным потенциалом

Схема пед. деятельности

Монолог педагога:

Педагог Студент


Диалог, при ведущей роли педагога:

Педагог Студент



Полифонирование:

Высшее Я, Дух




Педагог Студент



Цель пед. деятельности

Формирование личности, соответствующей социальному заказу

Всестороннее развитие способностей личности для достижения успеха



Пробуждение духовно-нравственного начала в человеке




оставить комментарий
страница1/3
ОМАРОВА ГУЛЬЖАН АМАНГЕЛЬДЫНОВНА
Дата29.03.2012
Размер0,51 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх