Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н icon

Программа дисциплины Философия (1-3 модули) для направления 032100. 62 Востоковедение и африканистика подготовки бакалавра Автор Порус В. Н


Смотрите также:
Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока для направления 032100...
Программа дисциплины Теория изучаемого восточного языка (китайский язык) (версия автора) для...
Программа дисциплины Культурное развитие изучаемого региона (Древний Китай) для направления...
Программа дисциплины «Английский язык» для направления 030100...
Программа дисциплины Культурология для направления 032100...
Программа вступительного испытания по направлению подготовки 032100 востоковедение и...
Программа дисциплины Базовый курс восточного (арабского) языка для направления/ специальности...
Программа дисциплины «История философии стран Востока» для подготовки бакалавра по направлению...
Программа дисциплины «История мировой философии» для подготовки бакалавра по направлению 032100...
Программа дисциплины История Китая (древний период) для направления 032100. 62  ...
Программа дисциплины социально-культурные традиции изучаемой страны (япония) для направления/...
Программа дисциплины социально-культурные традиции изучаемой страны (япония) для направления/...



Загрузка...


Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования

Российской Федерации





Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Философии




Программа дисциплины




Философия

(1-3 модули)





для направления 032100.62 Востоковедение и африканистика

подготовки бакалавра


Автор Порус В. Н.

vporus@rambler.ru


^

Рекомендована секцией УМС


«Философия»

Председатель

Е.Г. Драгалина-Черная

____________________

« » января 2009 г.

Утверждена УС факультета

философии

________________________________

Ученый секретарь

Макарова И.

________________________________

« » января 2009 г.
^

Одобрена на заседании кафедры


онтологии, логики и теории познания

зав. кафедрой В.Н.Порус

« » 2009 г.



Москва



^ Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

^ Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Природа философского знания

30

6

6

18

2
^

Предмет и основные функции философии





30

6

6

18

3
^

Методология философского познания


30

6

6

18

4
^

Метафизика и наука


30

6

6

18

5

Категории философии





30

6

6

18

6
^

Принципы развития. Детерминизм





30

6

6

18

7
^

Субъект и объект познания. Проблема объективности знания





30

6

6

18

8
^

Проблема истины


30

6

6

18

9

Рациональность познания и деятельности


30

6

6

18

10
^

Познание и творчество


30

6

6

18



^

Всего часов


300

60

60

180


Формы контроля знаний студентов

1 реферат, 1 эссе, экзамен в 3 модуле.

^ Порядок формирования оценок по дисциплине

О аудиторная — оценка работы на лекциях и практических занятиях (посещение лекций, доклады, обсуждения, анализ текстов, письменные аудиторные работы).

О сам. раб. — не выставляется (домашние задания, не включенные в РУП, отсутствуют).

О текущий = 0,5 О реферат + 0,5 О эссе.

О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная.

Если (^ 0,3  О текущий + 0,5  О аудиторная)  7,5 балла, то на экзамене студент может получить дополнительный вопрос, ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле:

О итоговый = 0,2 О экзамен + 0,3 О текущий + 0,5 О аудиторная + О доп. вопрос.

О дисциплина = О итоговый.

Все оценки округляются арифметически.


^ Базовый учебник


Философия. Под ред. В. Губина и Т. Сидориной. М., 2006 и последующие


Содержание программы


I. Природа философского знания


Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. От мифа к логосу: разложение традиционной культуры (сакрально-когнитивного комплекса), возрастание роли критической рефлексии в культурной практике, необходимость синтеза социального опыта в знаково-коммуникативных системах, становление категориального каркаса мировоззрения. Роль мудреца – от Пифагора к Сократу. Возникновение особого социального и ценностного статуса философии.

Рационализация бытия в античной философии (торжество “аполлонического” начала). Знание как особая действительность – “умное знание”. Столкновение “знания ума” со “знанием чувств” (рационализм, эмпиризм), необходимость философского осмысления последствий и путей разрешения этого конфликта. Проблема оснований философского знания: каковы принципы, по которым философия осуществляет синтез идей и представлений, вырабатываемых иными формами духовной деятельности, выстраивая философскую картину мира? Возникновение научных программ в рамках философского мировоззрения. Исторические формы взаимоотношений философии и науки. Что объединяет и что разъединяет философское и научное знание?

Проблема знания. Действительность бытия и действительность знания. Философия как “знание о бытии” (онтология) и как “знание о знании” (гносеология). Взаимосвязь онтологии и гносеологии с учением о человеке и его месте в мире. Становление философской антропологии. И.Кант: вопросы “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться?” в совокупности составляют вопрос “Что такое человек?”.

Социальные и гносеологические истоки философского знания. Зависимость представлений о философском знании от социально-исторических условий; исторический характер ценности философского знания. Философия в культурном контексте. Взаимосвязи философии с вненаучными формами и сферами духовной жизни: философия и религия, философия и искусство, философия и здравый смысл.


Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Введение в философию. Учебное пособие для высших учебных заведений. Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002 и посл.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.

Джемс У. Введение в философию. М., 2000.

Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М. 2001.

Никифоров А. Л. Природа философии: основы философии. М., 2001.

Новая философская энциклопедия. М., 2001.

Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999 и посл.

Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002.

Пассмор Дж. Сто лет философии. М. 1998.

Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии, 1993. № 8.

Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М., 1998.

Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.


^ 2. Предмет и основные функции философии


Философия - рационально-теоретическая система мировоззренческих установок, возникающих и преобразующихся в процессе исторической рефлексии над предельными основаниями исторической (материальной и духовной) практики человечества. Предмет философии: система наиболее общих взаимоотношений между Человеком и Миром; совокупность взаимосвязанных фундаментальных проблем, решением которых определяется характер и содержание важнейших фрагментов философской картины мира.

“Вечный” характер философских проблем, зависимость их постановки и решений от меняющихся исторических и культурных условий жизни людей. Обладает ли мир смыслом или смысл привносится в мир человеком? Философия как основание человеческого смыслотворчества. Философия – разумное конструирование человеком осмысленного мира.
^

Структура проблемного поля философии.

Проблема бытия . Что значит “быть”? Мир как всеобъемлющая целостность. Единство и различие в мире. Существуют ли предельные основания бытия? Сводимы ли различные формы бытия к этим предельным основаниям? Человек как бытие, несводимое к иным бытийным формам. Бытие мира и бытие человека в оценке человека. Смысл человеческого бытия – может ли он быть понят “из мира” или он вносится в мир человеком? Способен ли человек ответить на вопрос Гамлета?


^ Проблема познания . Познаваем ли мир? Познаваем ли сам человек? Каковы условия познаваемости мира в его единстве и различии? Ценность познания. Познание и практика. Исторические формы познавательной деятельности. Ограниченность и бесконечность познания.

^ Проблема “материя-дух”. Природа идеального. Человек в отношении к “чувственно-сверхчувственному бытию”. Основные стратегии построения философской картины мира: монизм, дуализм, плюрализм.


^ Проблема человека . Внутренний мир (душа) как особое бытие. Микрокосмос и макрокосмос. Смысл и ценность человеческого мира. Человеческое существование и человеческая сущность. Их соотношение как выражение философской позиции. Общественная природа человека. Сводима ли сущность человека к фундаментальным условиям и характеристикам его общественного бытия? Культура как род бытия. Культура как горизонт человеческих идеалов и ценностей. Исторический характер культуры. Имеет ли культура бесконечную перспективу развития?
^

Основные функции философии.


Философия как базовая теория бытия, позволяющая выдвигать основные гипотезы существования (онтологическая функция). Философия как предельно общая схема объяснения и истолкования мира (экспланативно-интерпретативная функция). Выявление предельных оснований, составляющих условие возможности всех видов теоретического и практического опыта (аналитическая функция). Философия как рефлексия над культурно-историческими условиями человеческого бытия, рационализация этих условий, выявление их конечных смыслов (рефлективная функция).

Философия как система взглядов, объединяющих человеческие общности, устанавливающих общие системы ценностей, идеалы, жизненные ориентации, перспективы общественного развития (культурно-интегративная функция). Философия как универсальная установка на рациональный критицизм по отношению к действительности, как программа ее изменения в целях человека (критическая функция).

Философия как система ценностных ориентаций в культуре (аксиологическая функция). Установление определенных условий, при которых человеческое существование направлено к своей сущности (гуманистическая функция).

Философия – общая теория метода. Выявление общих предпосылок методологической успешности практических и мыслительных действий. Принципы метода как корреляты мировоззренческих установок. Философские теории метода (рационализм, эмпиризм, феноменология, герменевтика, диалектика). Методологические функции философии: эвристическая, координирующая и логико-гносеологическая.


Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Бабушкин А. У. О природе философского знания. М., 1967.

Бадью А., Делез Ж. Шум бытия. М., 2004.

Бердяев Н. А. Дух и реальность. М., 2003.

Бибихин В. В. Язык философии. М., 2007.

Библер В.С. Что есть философия? (Очередное возвращение к исходному вопросу) // Вопросы философии,1995, № 1.

Блох. Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., 1999.

Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной философии. М., 1998.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 1998.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону, 1999.

Каратини Р. Введение в философию. М., 2003.

Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991.

Мамардашвили М. К. Философские чтения. СПб., 2002.

Мир философии. книга для чтения. Т.1-2. М., 1991.

Миронов В.В. О понимании философии как мудрости // Философские науки, 1986, № 6.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Основы современной философии. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999.

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (любое издание).

^

3. Методология философского познания




Понятие метода. Проблема метода в ее историческом развитии. Методологические размышления как рефлексия над характером философского знания, смыслом его проблематики, задачами и целями, местом в системе знания.

Принципы философской методологии в античной философии. Тождественны ли законы бытия и законы мышления? Апории элеатов: мысль, встречаясь с фундаментальными проблемами бытия, наталкивается на противоречия. Две стратегии метода: противоречие мысли выражает бытийную противоречивость мира (Гераклит); противоречие мысли – ошибка или встреча с проблемой, подлежащей разрешению (Аристотель). Логика как онтология и теория познания. Античный “Органон” как единство философской и научной методологии. Античная диалектика: от апорий и парадоксов к “единству противоположностей”. Различие методологических стратегий античной философии как выражение различных мировоззренческих представлений о Космосе и Человеке.

Средневековая схоластика как методология спекулятивного разыскания основоположений бытия (в теологии и философии). Выработка основных методологических ориентаций в споре различных теологических доктрин (реализм и номинализм, проблема универсалий). Вызревание предпосылок научного метода, их взаимосвязь с социально-экономическими, политическими и культурными реалиями европейского Ренессанса. Возникновение научного метода (от Леонардо и Николая Кузанского к Ф. Бэкону и Г. Галилею).

Развитие научной методологии творцами науки XVII-XVIII веков (И.Ньютон, Р. Декарт, Г. Лейбниц). Проблема оснований научного знания. Основные стратегии их поиска: единственный надежный источник знания – опыт (эмпиризм); идеальным образцом истинного знания является математика как область несомненных и очевидных истин разума (рационализм). Главная линия методологического развития науки – возникновение математического естествознания, соединяющего обе стратегии.

Основные направления философской методологии: исследования методов науки и оснований научного знания и размышления о методе самой философии. Взаимообусловленность этих направлений, связанная с вопросом о месте и роли философии по отношению к науке. “Размышления о методе” Р.Декарта. Картезианская программа: путь философии - от преодоления универсального сомнения к обоснованию всеобщих истин о мире; путь науки – к математически точной и всеохватной картине мира. Возникновение “философии науки” как особой философской дисциплины. Философское исследование общенаучных методов: дедукции и индукции, экспериментального метода, метода математического моделирования, классификации и типологии, аналогии и вероятностных выводов. Идеал “универсальной математики”. Рационалистическая идея тождества причинно-следственных и логических связей. Б. Спиноза: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

Конфликт между метафизическими притязаниями философии и ростом суверенитета науки. Изменение воззрений на методологическую функцию философии. Кант: философия как критика “чистого разума”. Формирование трансцендентальной методологии: философия выясняет предпосылки и условия возможности истинного знания; наука высвобождается из-под диктата метафизики. Диалектика “антиномий чистого разума” как неизбежный результат применения методов науки к миру метафизических сущностей.

Попытка преодоления разрыва между философской и научной методологией в классическом немецком идеализме. Трансцендентализм и идея тождества бытия и мышления. Г.Фихте: философская методология как путеводитель науки (“наукоучение”). Ф. Шеллинг: натурфилософия определяет принципы миропонимания; эмпирическая наука с ее методами занимает подчиненное положение по отношению к натурфилософии. “Панлогизм” Г.Гегеля: метод науки и философии – единая логика самопознания Разума и универсального мирового процесса, фундаментальная теория познания (диалектическая логика). Материалистическая интерпретация диалектики (К.Маркс).

Достижения и неудачи диалектического трансцендентализма. Сложность взаимоотношений философии и науки в XIX веке. Плодотворность законов и принципов диалектики (принцип целостности Универсума, принцип системности, принцип всеобщего и закономерного развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, принцип историзма) как метода философской рефлексии над результатами и тенденциями науки (физики, биологии, химии, космологии и др.), изменяющими научную картину мира. Претензии философской методологии на диктат по отношению к науке – причина нарастания недоверия к философии, негативизма ученых по отношению к спекулятивной методологии. Неокантианство и “феноменология” Э. Гуссерля как попытки преодоления этих трудностей в поиске “логических оснований науки”. “Феноменологическая редукция” - метод выявления фундаментальных условий возможности познания в структуре “Я”.

Критика философской рационалистической методологии (А.Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) как мировоззренческой позиции, как модельного образца организации мышления, практики, общественного устройства и принципов человеческой деятельности. Возникновение оппозиции науке, рассматриваемой как инструмент власти над природой (включая природу человека и общества).

“Разделение труда” между философами-методологами, занимающимися методами научного исследования и методами философского анализа. Позитивистская идея “наука – сама себе философия”; стремление разрешить методологические проблемы науки без вмешательства философии. Противоречивость этой идеи, невыполнимость программы позитивизма.

Новые импульсы развития рационалистической философской методологии, “диффузия” научных методов в философию: методологических идей современной физики и космологии, методов математической логики, логической семантики, теоретической лингвистики, общей теории систем, кибернетики, синергетики. “Аналитическая философия” – перемещение центра методологических исследований в сферу языка, порождающую и воспроизводящую все смысловые конфликты; “терапевтическая” функция философии по отношению к этим конфликтам.

“Неорационализм”: реформирование философской и научной методологии за счет интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности, привлечения продуктивного воображения, творческой интуиции, метафизических “инсайтов”; цель реформы - реинтеграция рационального мышления и культуротворческой активности человека (Г.Башляр). Идея взаимосвязи “аналитических” и “герменевтических” методов, соединяющих процессы смыслопознания и смыслотворчества (Г.Гадамер).

“Критический рационализм” (К. Поппер) как философская концепция научного метода и методология социальной философии. Идея “рациональной реконструкции” истории науки и трудности, связанные с ней. Эволюция “философии науки” к плюрализму и снятию нормативных методологических ограничений с процессов научного исследования. Связь этой эволюции с общим кризисом рационализма в европейской культуре. Пути выхода из кризиса. Перспективы философско-методологической рефлексии в современной культурной ситуации. Сохранят ли философско-методологические идеи свою культуротворческую ценность или перейдут в разряд частных интеллектуальных упражнений?




Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001.

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Зандкюлер Г.-Й. Действительность знания. Историческое введение в эпистемологию и теорию познания. М., 1996.

Зотов А. Ф. Современная западная философия. М., 2001 и посл.

Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд. Т. 13.

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.

Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. М.,1997.

Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность. М., 1996.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. М., 2006.

Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

Шестов Л. Афины и Иерусалим // Соч. в двух томах, т.1. М., 1993.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.
^

4. Метафизика и наука

Эволюция понятия “метафизика” в истории философии.

Античная метафизика Космоса. Восходящее к Аристотелю представление о метафизике как учении о сущем (“первой философии”). Умозрительная теория первых причин, противопоставленная сфере практического опыта и имеющая высшую ценность по сравнению с последней. Платоновская метафизика “идей” как первопричин, идеальных образцов и планов вещей. Познание “идей” как истинно сущего – задача умозрения, метафизического размышления; обладание этим знанием – мудрость. Аристотель: метафизическая сущность вещей не отделима от самих вещей и познается через них (метафизика и наука суть различные, но взаимосвязанные роды познания).

Средневековая метафизика : мир конечных вещей – сотворенная природа, принципы бытия помещены за пределы этого мира, бытие сотворенного мира – нисхождение, эманация божественной сущности. Метафизика – философская интерпретация теологии. Примат веры над знанием. Рациональное конструирование мира – способ богопознания, подчиненный откровению. Метафизика Фомы Аквинского: Бог - действующая всеобщая причина и духовная цель, трансцендентная по отношению к материальному миру. Метафизика - “служанка богословия”.

Метафизика эпохи Возрождения . Неоплатонизм как интерпретация самостоятельной ценности человеческого существования; человек-микрокосм, концентрирующий в себе все содержание Макрокосмоса. Метафизический антропоцентризм. Социально-культурный контекст антропоцентрического гуманизма. Проблема свободы воли. Спор гуманистов (Эразм) и реформаторов (Лютер) о свободе как выражение главных метафизических противоречий эпохи. Метафизика как эвристический источник фундаментальных научных идей (Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер).

Метафизика нового времени. Механистическая парадигма мировоззрения. Недоверие к спекулятивной метафизике как особой, отличной от науки и противоположной ей по методу теории бытия. Метафизическая картина мира и ее столкновение с механистической парадигмой. Попытки метафизической интерпретации оснований научной картины мира (Декарт, Лейбниц), наполнение метафизической онтологии диалектическим содержанием (Спиноза). Разрушение догматической метафизики Кантом. Метафизика как “критика чистого разума”. Метафизика Шеллинга как попытка методологического объединения различных сфер научного знания на основе универсальных принципов развития. Гегель: возрождение метафизики на пути диалектического метода.

К. Маркс и Ф. Энгельс: метафизика - исторически ограниченная, но абсолютизированная “мировая схематика”, претендующая на законченную и фундаментальную картину мира в отрыве от результатов науки и социально-культурного контекста. Гносеологические и социальные корни метафизики. Неизбежность конфликта между догматической метафизикой и развивающейся наукой.

Споры вокруг метафизики в философии второй половины XIX – XX вв. Антиметафизический поход позитивизма. Проблема демаркации между наукой и метафизикой, ее методологический и идеологический аспекты. “Возрождение метафизики” (Н. Гартман, М. Хайдеггер), критика сциентизма. К. Поппер: метафизика обладает эвристическим значением для науки, является неотъемлемым элементом эволюции фундаментальных научных теорий. Плюрализм метафизических концепций – характерная черта философии постмодернизма.

Метафизика в функции онтологии. Место онтологии в структуре философского знания. Онтологические проблемы. Что такое мир? Развивается ли мир в целом? Закономерно ли это развитие? Конечен или бесконечен мир? Обладает ли развитие мира целью? В чем смысл человеческой жизни? Обладает ли человек свободной волей? Систематическое единство подобных вопросов и ответов на них - метафизическая компонента философии.



Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Богатов М. Манифест онтологии. М., 2007.

Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2001.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997.

Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт., т. 1. М., 1989.

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2-х тт. Т. 2. М., 1994.

Платон. Тимей // Платон. Соч. Т. 3 (1). - М., 1971.

Лейбниц Г.В. Рассуждение о метафизике // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 томах. Т. 1. М., 1982. С. 125-163.

Соловьёв Вл. С. Философские начала цельного знания // Сочинения. В 2-х тт. М., 1988. Т. 2.

^

5. Категории философии

Категории – предельные понятия, структурирующие философскую картину мира. Зависимость категориального аппарата от общей мировоззренческой позиции. Категории - концептуальный каркас философии.

Аристотелевская система категорий (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание), ее системообразующее значение для античного мировоззрения.

И. Кант: категории – априорные рассудочные понятия, “чистые формы”, вмещающие конкретное содержание чувственных созерцаний. Кантовская система категорий: количество (единство, множество, цельность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность, действительность, необходимость). Кантовские категории как обобщение методологических характеристик “ньютоновской” науки. Категории как аппарат конструктивно-познавательного процесса.

Философская система Гегеля как диалектика категорий. Категориальная структура абсолютного идеализма: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание, явление, действительность), понятие (субъект, объект, абсолютная идея). Методологическое значение гегелевской системы: категориальное выражение универсальных процессов развития. Материалистическая интерпретация гегелевской логики понятий (К. Маркс).

Неокантианская трактовка категорий как “функций рассудка”, сообщающих познавательному процессу бесконечную перспективу. “Поворот к языку”. Категории как “несущие конструкции” языка, определяющие характер языковой действительности. Логико-семантические методы анализа категориальных систем науки и философии. Конвенционализм: категории – основные соглашения относительно использования языка.

“Философия жизни”, экзистенциализм: категории (“экзистенциалы”) – предельные выражения субъективного отношения к действительности, формы, в которых человеческое “существование” осознает себя и свое отличие от мира.

Исторический и культурно-обусловленный характер философских категорий. Категории как “ступени” познания. Взаимосвязь философских и общенаучных категорий; развитие науки и социальной практики как условие изменения философского категориального аппарата, содержания отдельных категорий. Философский и естественнонаучный смысл “онтологических” категорий (пространство, время, причинность, случайность, система, организация и самоорганизация, возможность и необходимость). Зависимость содержания этих категорий от трактовки познавательного процесса. Категория “свободы”, ее фундаментальное значение для философского мировоззрения. Конкретно-исторический смысл этой категории.




Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная

^

Адорно Т. В. Негативная диалектика. М., 2003.


Аристотель. Категории //Аристотель. Соч. в четырех томах. Т. II, М., 1978.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
^

Бунге М. Причинность. М., 1962.


Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.


Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., 1984.

Иммануил Кант: наследие и проект. М., 2007.

Мотрошилова Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003.

Неретина С. С., Огурцов А. П. Пути к универсалиям. СПб., 2006.

Проективный философский словарь. Под ред. Г. Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. СПб., 2003.
^

Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964.


Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

6. Принципы развития. Детерминизм




Философская категория развития. Развитие - универсальная характеристика существования природного мира, человека, общества, культуры. Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Связь представлений о развитии с социальными и культурными ожиданиями и идеалами. Развитие и прогресс.

Связь идеи развития с фундаментальными онтологическими и гносеологическими категориями философии. Развитие и время. Развитие и цель. Античная культура: Космос имеет начало, но не имеет направления развития. Связь представлений о “циклическом времени” с отсутствием категории развития в системе античного мировоззрения.

^

Роль христианства в возникновении идеи развития. “Линейное время” и направленность мирового процесса. Трансцендентное истолкование причин и целей развития мира.

Наука нового времени: опыт указывает путь естественной истории. Формирование представлений о необратимых, направленных и закономерных изменениях сложных природных и социальных систем. Возникновение научной космологии, биологической и геологической теорий эволюции. Новая парадигма естествознания: предметом науки является развивающийся во времени мир. Трансляция идеи развития в сферу наук о человеке и обществе. Социальная и культурная история как развитие.

Философское исследование процессов развития. Диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса. Философская теория всеобщих законов развития. Универсальный механизм развития: возникновение, борьба противоположностей, разрешение противоречий как основа перехода к новому состоянию развивающейся системы. Эволюция и революция – основные формы процессов развития. Идеологическая компонента представлений об этих формах.

Мир как система систем. Развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других. Всеобщая взаимосвязь как объяснительный принцип развития.

Существует ли историческая закономерность? Фундаментальная альтернатива: развитие общества имеет “естественно-исторический”, закономерный характер; история общества подчинена развитию идей, критическая сила разума способна менять направление и цели истории. “Исторический материализм” К. Маркса. К. Поппер: “критический рационализм” несовместим с “историцизмом”.

Понятие саморазвития. Особенности развития процессов познания, систем знания, идеальных и ценностных форм. А. Уайтхед о “приключениях идей”. Развитие науки как парадигма рационального развития. Ч. Пирс: наука – “самокорректирующийся” процесс; критерии развития в науке. Кумулятивные и дискумулятивные модели развития науки. Существует ли прогресс в науке? Реалистические, инструменталистские и прагматистские критерии прогресса в науке.

Процессы развития в культуре. Структурно-функциональный подход к развивающимся культурным системам. Динамика культуры. Проблемы коммуникации между культурами с разными темпами и характером развития. “Осевое время” культуры. Культурные катаклизмы и перевороты. Культура и цивилизация: диалектика взаимозависимости. Философские концепции культурно-исторического развития: теория общественно-экономических формаций (К. Маркс), культурных циклов (А. Тойнби), “идеальных типов” (М.Вебер) и др. Применимо ли понятие развития к искусству?

Детерминизм – учение об объективной закономерной взаимозависимости и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Связь представлений о развитии природных и социальных систем с принципом детерминизма. Универсальный характер причинно-следственных связей. Своеобразие причинно-следственных связей в различных природных сферах, зависимость их выражения от принятых концептуальных “каркасов”. Жесткие (однозначно-детерминированные) и вероятностные (статистические) причинно-следственные зависимости. Логические методы анализа причинно-следственных отношений.

Естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики. Необходимость “широкого” понимания принципа детерминизма. Детерминизм и культурно-историческая деятельность. Критика фатализма.



Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Бунге М. Причинность. М., 1996.

Вригт фон Г. Х. Логико-философские исследования. М., 1986.

Добронравова И. С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев, 1991.

Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. М., 2002.

Крымский С. Б., Кузнецов В. И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983.

Купцов В.И. Детерминизм и вероятность. М., 1976.

Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм. М., 2004.

Мамчур Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993.

Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Уайтхед А. Приключения идей // Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.,1990. С. 389-702.


^

7. Субъект и объект познания. Проблема объективности знания



Историческая эволюция понятий субъекта и объекта познания. Античность: источник знания заключен в объекте (вещи), субъект пассивно воспринимает воздействия объекта и судит об объекте по этим воздействиям. Адекватность знания зависит от качества воспроизведения субъектом свойств объекта; «бытие по истине» раскрывается умом, чувства запечатлевают лишь неполное, частичное «бытие по мнению». Средние века: истина мира открыта вере, разумное познание - расшифровка символов, в которых выражено провидение и Божественный замысел. Активность субъекта – в подвиге веры, обладание истиной – Божий дар, благодать. Дилемма гносеологии нового времени: субъект – природная система, испытывающая воздействия объектов и формирующая знание на основании этих воздействий; субъект – автономная субстанция, структура которой определяет собой характер и содержание знания об объекте. Декарт – основоположник «философии субъекта».

Немецкий классический идеализм : трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения. Условия истинности знания заключены в трансцендентальном субъекте (Кант), объект является продуктом свободного творчества трансцендентального субъекта (Фихте); единство практически-преобразовательной и познавательной деятельности субъекта (Гегель). К. Маркс: субъект – человек, овладевший миром культуры: орудиями труда, формами языка, логикой мышления, нравственными и эстетическими нормами; субъект формируется в процессах творческой активности, объекты выступают в формах человеческой деятельности.

Критика трансцендентализма. Разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками. Иррационалистические и волюнтаристские трактовки субъекта (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше). Поворот философии к эмпирическому субъекту с его «жизненным миром» (Э. Гуссерль), социально-культурные предпосылки этого поворота. Экзистенциалистские и персоналистские трактовки субъективности. Позитивистские модели субъекта; гипертрофия субъективности. Замена объективности интерсубъективностью (общностью значений элементов знания для любого субъекта).

Социоцентристские модели субъекта познания. Идея детерминированности познавательных действий субъекта коллективными установками и господствующими догмами. От социологии знания к социологии науки и психологии научного открытия (Э. Дюркгейм, М. Шелер, Т. Кун). «Коллективный субъект» – реальное действующее лицо науки (Л. Флек).

Постмодернизм и «смерть субъекта». Субъект как результат функционирования социальных и культурных структур, «культурная фикция». «Децентрация» структуры (Ж. Деррида). Прагматическая модель субъективности (Р. Рорти).

Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект. Деятельность субъекта - условие, благодаря которому реальность выступает объектом познания.

Концепция онтологической относительности: мир как совокупность объектов всегда дан лишь через ту или иную языковую систему (У. Куайн). Логико-методологические проблемы, связанные с переходами от одной языковой (концептуальной) системы к другой (неполная детерминированность перевода, тезис о «несоизмеримости»). Объективность знания как инвариант его различных представлений в теоретических научных системах. Различение предмета и объекта знания. Онтологический и гносеологический статус идеальных, теоретических, абстрактных объектов. Движение познания – реконструирование объектов, создание и воссоздание действительности знания в контексте социально-культурной практики. Объективность знания как ценность культуры.



Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная


Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

Деррида Ж. Призраки Маркса. М., 2006.

Касавин И. Т. Миграция, креативность, текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб., 1999.

Куайн У. Слово и объект. СПб., 2000.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007.

Меркулов И. П. Эпистемология. Т. 1-2. М., 2004-2006.

Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Поппер К. Эпистемология без познающего субъекта // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

Порус В. Н. У края культуры. Философские очерки. М., 2008.

Пружинин Б. И. Рациональность и историческое единство научного знания. М., 1986.

Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.

Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. Киев, 1997.

Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Субъект, познание, деятельность. К 70-летию В. А. Лекторского. М., 2002.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., 1999.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.,1992.


^

8. Проблема истины




Истина – категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Взаимосвязь категории «истина» с общей категориальной структурой философского мировоззрения. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира.

Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины: чему именно и как именно соответствуют знания в действительности? Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей? Проблема обоснования критерия истины (парадокс «регресс в обосновании»). Семантические парадоксы, связанные с классической концепцией истины.

Христианство: истина - свет и благодать. Истина откровения. Проблема веры и разума. Иерархия истин. Бытие в истине - идеал святости и благочестия. Схоластические исследования логики дедуктивного доказательства как поиски гармонии веры и разума. Теория «двойственной истины». Средневековая мистика: истина познается в экстатическом созерцании. От средневекового номинализма к опытной науке нового времени.

Проблема истины в философии нового времени. Иерархия критериев истины: очевидность чувственных данных, логическая корректность, рациональная интуиция. Понимание истины как завершенного и неизменного знания. Р. Декарт: истина - ясность и очевидность знания, основанного на «врожденных» идеях разума. Г. Лейбниц о истинах факта и логических истинах. И. Кант: зависимость истины от априорных форм созерцания и рассудка, критерий истины - согласованность мышления с самим собой. Г. Гегель: истина - характеристика процесса развития знания.

Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) об объективности и конкретности истины; истина как «адекватное» отображение действительности в развивающемся знании. Диалектика абсолютного и относительного в понимании истины. Культурно-историческая практика - критерий истины.

Изменение культурной ценности и содержания понятия истины в связи с общим кризисом рационализма, специализацией и секуляризацией познавательных процессов. Соответствие знания и бытия лишается изначально-сакрального и онтологического смысла и превращается в недостижимый идеал, который именно из-за своей недостижимости теряет ценность. Трактовка истины как личного переживания субъекта. М. Хайдеггер: сущность истины - свобода. Позитивизм: истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом индивида. Конвенционализм: истинность - продукт базисных соглашений о смысле используемых понятий. «Критический рационализм» - научное знание имеет гипотетический характер, вопрос об «окончательной» истинности суждений не имеет научного смысла. Истина как условие «рациональной коммуникации», социального консенсуса (Ю. Хабермас).

Попытки реставрации абсолютной духовной ценности истины. Истина - одна из высших и вечных ценностей культуры, обладающая неизменным значением, регулятивный идеал и горизонт познания (неокантианство, Ф.Брентано, философы Львовско-Варшавской школы). Истина - синоним гармонии мира и человека, синоним совершенства, к которому должен быть направлен жизненный путь человека. Современный трансцендентализм: истина определяется рамочными условиями опыта, сформулированными фундаментальной объяснительной теорией.

Методологическое значение различных концепций истины. «Когерентная» концепция: истина как согласованность и непротиворечивость знания. Прагматическая концепция: истина как полезность. Применимость логико-семантических методов к определению понятия «истина» (А. Тарский). Истинность как характеристика отдельных высказываний и как свойство теоретических систем. Истина как основание выбора теории.

Понятие истины в философских дискуссиях вокруг рациональной реконструкции истории науки. Попытки элиминации этого понятия (А. Айер: «истина - псевдопредикат»). Т. Кун, П. Фейерабенд: переход от одной «парадигмы» к другой совершается по психологическим и социально-психологическим причинам, а не по логическим критериям; движущая сила развития науки - не стремление к истине, а успех в конкурентной борьбе различных парадигм. Релятивизм в понимании целей и ориентиров научного развития. Сведение проблемы истины к вопросу о свойствах знаковых систем. Постмодернистская критика понятия истины (Ж. Деррида, Р. Рорти).

Истина как норма. Проблема социальных и культурных предпосылок легализации определенных типов оправдания и обоснования рассуждений. Историческая относительность норм. Зависимость норм от наиболее успешных форм познания. Наука диктует свои нормы и ценности до тех пор, пока ее результаты оказывают наибольшее воздействие на культуру. Культурная маргинализация науки влечет изменение норм, которым подчинены социальные ориентации, в том числе ориентация на истинность знания.

Проблема применимости истинностной оценки к действиям и их результатам за пределами науки. Истинность повседневного опыта, традиции, истина в искусстве, в морали. Философские дискуссии ХХ века об истине как составная часть поисков перспективы культуры.



Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная

^

Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Деррида Ж. Носитель истины // Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999. С. 645-788.

^

Левин Г. Д. Что есть истина? // Cубъект, познание, деятельность. М., 2002. С. 441-459.

Ойзерман Т. И. Существуют ли абстрактные истины? // Cубъект, познание, деятельность. М., 2002. С. 417- 441.

^

Рассел Б. Исследование значения и истины. М.,1999.

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М., 1999. С.19-173

^

Уемов А.И. Истина и пути её познания. М., 1975.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2002.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977.




^

9. Рациональность познания и деятельности

Проблема рациональности: что такое разумность, каковы ее существенные определения? К каким родам и видам бытия приложимы эти определения? «Логоцентрическая» парадигма европейской философии от античности до классического рационализма.

Рациональность и логика. Невозможность редукции рациональности к логичности. Рациональность (действий, способов поведения, рассуждений) как целесообразность, эффективность, экономия средств для достижения цели, гармоничность и согласованность, объяснимость на основе причинно-следственных связей, систематичность, успешная предсказуемость. Идеал рациональности как совпадение с Абсолютным Разумом (Аристотель, Гегель).

Несовпадение «реальной» и «идеальной» рациональностей. Выбор существенных характеристик рациональности как основание для исторической типологии рациональности (античная рациональность, средневековая рациональность, научная рациональность нового времени, неклассическая и пост-неклассическая рациональности ХХ века и др.).

Рассудок и разум (Кант, Гегель). Оценка рассудочной рациональности по определенным критериям (законы логики и математики, правила и образцы действия, каузальные схемы объяснения, принципы систематики, фундаментальные научные законы и др.). Разумная рациональность - способность оценки и отбора критериев, их обсуждения и критики, ее связь с интеллектуальной интуицией, творческим воображением, конструированием. Разумная рациональность как основание критической рефлексии над рассудочной рациональностью.

Понятие научной рациональности. Проблема демаркации между наукой и метафизикой. Попытки определить сферу научной рациональности при помощи жестких критериев («критериальный подход»). Конфликт этого подхода с историей науки. Плюралистическая трактовка научной рациональности: каждая фундаментальная научная «парадигма» сама определяет собственные критерии рациональности.

«Формальная рациональность» (М. Вебер). «Рациональность» как особый конструкт, выполняющий методологическую роль. Модели рациональности, основанные на понятиях согласованности, эмпирической адекватности, простоты, роста эмпирического содержания. Рациональность как «интерсубъективность» или обеспечение продуктивной интеллектуальной и практической коммуникации. Многообразие форм «интерсубъективности».

«Критико-рефлексивный» подход к определению рациональности. Проблема рационального изменения критериев рациональности. Идея дополнительности как базисный методологический принцип теории рациональности.

^

Литература

Основная

Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие



Дополнительная

Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

^

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Мудрагей Н. С. Рациональное-иррациональное: взаимодействие и противостояние // Рациональность на перепутье. Книга 1. М., 1999. С. 85-103.

^

Порус В. Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002.

Розов М. А. О границах рациональности // Рациональность на перепутье. Книга 1. М., 1999. С. 46-67.

Структура и развитие науки. М., 1978.

^

Флоренский П. А. Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания) // Флоренский П. А. Сочинения в 4-х томах. М., 1996.

Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003.




^

10. Познание и творчество




Проблема возникновения нового знания. Рациональный дискурс, его предпосылки и структура. Познание в культурном контексте. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла. Понимание как наделение смыслом. Понимание как совместное творение смысла в процессах творческой коммуникации. Система личностных смыслов и творчество. Сознание, подсознание, бессознательное в творчестве. Гуманизм и творчество.

Эвристика как комплексная проблема теории познания. Единство логико-методологических, психологических, историко-культурных методов исследования эвристических процессов.





Литература


Основная


Философия. Под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2006 и последующие


Дополнительная
^

Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997.


Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. т. 2. М., 1982.
^

Карасев Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М. 1995.

Майданов А. С. Методология научного творчества. М., 2007.


Полани М. Личностное знание. М., 1985.

Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

Соловьев В.С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.
^

Розин В. М. Мышление и творчество. М., 2006.

Сорина Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность. М., 1995.

Задания для контрольных работ




1. Что такое "мировоззрение"? Типы и виды мировоззрений.

2. Философия как мировоззрение.

3. Предмет и функции философии.

4. Что такое "философская проблема", как она возникает, обсуждается и решается?

5. Идеи и проблемы философии в историческом и культурном контексте.

6. Философия как размышление об отношениях человека с миром.

7. Что составляет "стержень" философского мировоззрения?

8. Что такое "философское знание", чем оно отличается от других видов знаний?

9. Философия и наука.

10. Философия и религия.

11. Философия и искусство.

12. Идея "Космоса" в античной философии.

13. Проблема единства мира в античной философии.

14. Проблема чувственного и рационального познания мира в античной философии.

15. Проблема истины в античной философии

16. Три рода бытия в философии Платона.

17. "Добродетель" и "знание" в философии Платона

18. Платоновская идея "идеального государства".

19. Аристотель: человек - "политическое животное". В чем смысл этого утверждения?

20. Проблемы и принципы средневековой философии.

21. Научная революция 17-18 вв. и ее связь с философией Нового времени.

22. Проблема обоснования научного знания: эмпиризм и рационализм.

23. Наука и метафизика Нового времени: связь и противоречия.

24. Проблема научного метода в философии Нового времени.

25. Человек, его природа и сущность в философии Нового времени.

26. Критика метафизики И. Кантом.

27. Принципы диалектики в философии Гегеля.

28. Основные характеристики классической европейской философии.

29. Основные характеристики неклассической европейской философии 19-20 вв.

30. Основные направления в философии 20 в.: общие идеи.


Тематика докладов и рефератов



  1. В каком смысле можно говорить о теоретичности философских концепций познания? Философские и научные теории когнитивных процессов: сходства и различия.

  2. Основные характеристики «классической парадигмы» философствования.

  3. Идея «чистого разума», ее исторические формы (Аристотель, Декарт, Кант, Гегель). Философия как критика мышления.

  4. Субъектоцентризм «классических» теорий познания. Контроверза «психологизм»-«антипсихологизм» в классической гносеологии.

  5. Связь между классической философией и классической наукой.

  6. Фундаментализм. Проблема обоснования научного знания как проблема классической гносеологии. Проблема обоснования философского знания.

  7. Трансформация «критицизма» в неклассической парадигме философствования: критика мышления как конкуренция и диалог различных мыслительных традиций, форм, «концептуальных каркасов».

  8. Критика «субъекта». Предпосылки концепции «децентрализации».

  9. Классическая и неклассическая концепции рациональности – основные направления развития.

  10. «Коммуникативная» стратегия гносеологического исследования.


Тематика курсовых работ



  1. Онтология и гносеология – взаимосвязь понятий

  2. Онтологическая и гносеологическая «парадигмы» в античной философии.

  3. Проблема «бытия» в античной философии (ионийцы, Гераклит, атомисты, Парменид, элеаты).

  4. Метафизика Платона: основные идеи.

  5. Проблема истинного познания в философии Платона.

  6. Метафизика и «физика» Аристотеля: основные идеи.

  7. Учение о 4-х причинах Аристотеля.

  8. Соотношение чувственного и рационального в познании по Аристотелю.

  9. Онтология и гносеология классического рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

  10. Проблема субстанции в классическом эмпиризме (Гоббс, Локк).

  11. Критика понятия субстанции (Беркли, Юм).

  12. «Коперниканский» переворот Канта. Критика метафизики.

  13. Феномены и ноумены в кантовской философии. Границы «чистого разума».

  14. Проблема истины в философии Канта.

  15. Идеи диалектики в классическом идеализме Гегеля.

  16. Рациональность и культура: взаимосвязь этих понятий в классической европейской философии.

  17. Фундаментализм как характеристика классической философии.

  18. «Критицизм» классической философии.

  19. «Субъектоцентризм» классической философии.

  20. Классическая философия и наука: взаимосвязь и противоречия между ними.

  21. Причины разложения «классической парадигмы» европейской философии.

  22. Антифундаментализм «неклассической» философии.

  23. Основные характеристики «субъекта» в неклассической философии.

  24. «Пост-критицизм» неклассической философии.

  25. Отношение к науке в неклассической философии.

  26. Критика метафизической онтологии «первым позитивизмом» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль).

  27. Проблема эмпирического обоснования научного знания в «первом позитивизме».

  28. «Эмпириокритицизм» (Мах, Авенариус): программа «очищения» науки от метафизики.

  29. Онтологические предпосылки «эмпириокритицизма».

  30. Основные идеи прагматизма Ч. Пирса.

  31. Проблема истинного познания в философии У. Джемса.

  32. «Инструментализм» Дж. Дьюи: основные характеристики.

  33. Проблема «субъекта» в философии прагматизма.

  34. Гипотетический характер научного знания как проблема классического прагматизма.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Каковы причины возникновения философии?

  2. Почему современная философия постоянно возвращается к вопросам, поставленным древними философами?

  3. Человек – главная проблема философии. Возможно ли «окончательное» разрешение этой проблемы? Попытайтесь обосновать свой ответ.

  4. «Что значит знать, вот, друг мой, в чем вопрос». Попробуйте ответить на этот вопрос Фауста.

  5. Б. Рассел назвал философию «ничейной землей между теологией и наукой», открытой для «атак с обеих сторон». Какие представления о природе философского знания лежат в основе этого сравнения?

  6. Б. Рассел: философия способна “учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью”. Как можно было бы определить такую функцию философии?

  7. Философы-экзистенциалисты говорят, что «существование человека предшествует его сущности». Означает ли это, что сущность человека может быть выведена из условий его существования?

  8. К. Маркс: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Как соотносятся между собой эти функции философии?

  9. Почему математика была образцом рационального знания для философов-рационалистов XVII- XVIII веков?

  10. «Гипотез не измышляю», - писал И. Ньютон, будучи в то же время создателем фундаментальных физических гипотез. Не противоречил ли великий физик самому себе?

  11. Почему Ф. Шеллинг считал, что именно натурфилософия должна указывать перспективы метода эмпирической науке?

  12. В чем состояла материалистическая интерпретация диалектики Гегеля Марксом и Энгельсом?

  13. «Критический рационализм» провозглашает универсальность критицизма в сфере рационального знания. Само это требование также является рациональным. Следовательно, оно может и должно быть подвергнуто критике. Как избежать логического круга в этом рассуждении?

  14. Кризис рационализма – тупик или новая перспектива культуры?

  15. И. Ньютон говорил: “Физика, бойся метафизики!”. Почему развитие науки вступает в конфликт с догматической метафизикой?

  16. К. Поппер считал, что к проблеме «демаркации» между наукой и метафизикой сводятся все проблемы теории познания. Попробуйте обосновать это положение или подвергнуть его критике.

  17. В каком смысле «критическая философия» Канта, разрушившая догматическую метафизику, сама является метафизикой?

  18. Метафизика всегда возрождалась после ее очередного разрушения. В чем причина ее «бессмертия»?

  19. Категории времени в философии Аристотеля и в философии Канта: сравните их мировоззренческий и методологический смыслы.

  20. Философские и общенаучные категории: сравните их по степени общности.

  21. Категория «свободы»: характеризует она субъективное состояние человека или имеет онтологический смысл?

  22. Объясните методологическую роль философских категорий по отношению к фундаментальной науке (на материале физики, биологии, социологии или др. наук).

  23. Одни философы говорят о «развитии» человеческого знания, другие предпочитают говорить о его «росте». В чем различие этих взглядов?

  24. Применима ли категория «развитие» к «миру в целом»?

  25. Человек своей деятельностью участвует во многих значимых процессах на Земле. Означает ли это, что человеческая деятельность является фактором развития этих процессов?

  26. Развитие и прогресс. Сравните эти понятия. Возможно ли «регрессивное развитие»?

  27. История и детерминизм. Как связаны эти понятия?

  28. Сравните понятия «трансцендентальный субъект» и «сущность человека».

  29. К. Ясперс сказал, что «человек не делится на разум без остатка». С какой философской позицией спорит немецкий экзистенциалист?

  30. Сравните понятия «объективность знания» и «интерсубъективность знания». В чем мировоззренческое и методологическое различие этих понятий?

  31. Наука оперирует «идеальными объектами», которые не имеют реальных «референтов» (идеальный газ, материальная точка и т.п.). Не подрывает ли это претензий науки на объективное знание?

  32. Ж. Бодрийар говорит о том, что современный человек «симулирует» свою подлинность, поскольку никакой подлинности у человека нет. В чем же смысл такой «симуляции»?

  33. Классическая теория истины (Аристотель) утверждает, что истина знания состоит в его соответствии с реальностью. Что означает это «соответствие» и как оно может быть установлено?

  34. Р. Декарт был уверен, что «ясность» и «очевидность» являются несомненными признаками истины. Какую мировоззренческую позицию выражает такая уверенность?

  35. Согласно К. Попперу, ученый в своих исследованиях стремится к истине, но с достоверностью обнаруживает только свои заблуждения. Что же побуждает ученого стремиться к недостижимому?

  36. Прагматизм утверждает, что понятие «истины» методологически бессодержательно и должно быть замещено понятием «полезности». К каким мировоззренческим и методологическим следствиям приводит такое замещение?

  37. Рациональность некоторой системы знаний можно определить, применив к ней определенные критерии рациональности (например, правила логики). А как определить рациональность самих этих критериев?

  38. Возможна ли рациональная критика того, что само по себе не является рациональным (например, шизофренического бреда)?

  39. Можно ли считать рациональным такое действие, которое способствует достижению нерациональной цели?

  40. Как отличить рациональность мифа от рациональности науки?

  41. Является ли решение «головоломок» творческим процессом?

  42. Рациональность и интуиция. Совместимы ли эти понятия?

  43. Чтобы понять тексты, принадлежащие прошедшей эпохе, необходимо понимать эту эпоху, которую нельзя понять, не понимая ее тексты. Как разорвать этот «герменевтический круг»?



Автор программы

доктор философских наук,

профессор кафедры онтологии, логики

и теории познания философского факультета

ГУ – ВШЭ В. Н. Порус





Скачать 429.26 Kb.
оставить комментарий
Порус В. Н
Дата29.03.2012
Размер429.26 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх