Биографическая справка: Геворг Тер-Габриелян-специалист по консалтинговым методам, конфликтолог, долгие годы руководивший Программой по Евразии международной ор icon

Биографическая справка: Геворг Тер-Габриелян-специалист по консалтинговым методам, конфликтолог, долгие годы руководивший Программой по Евразии международной ор


Смотрите также:
Армения и Кавказ: перекрёсток или тупик? Геворг Тер-Габриелян...
План: Введение А. С...
Ii жизнь и творчество Михаила Афанасьевича Булгакова – биографическая справка...
Спортивно-биографическая справка...
Биографическая справка Муравченко Федор Михайлович...
Реферат по предмету «Новая история» на тему: Отношения Церкви и государства в большевистский...
Сервер по Вальдорфской педагогике....
Недетская философия Сборник рассказов Часть I триптих Маленькое посвящение...
Комплекс системных лечебно-оздоровительных рекомендаций...
Сучетом требований программы по литературе...
Сальников владимир николаевич автобиография краткая биографическая справка о трудовой...
Справка по итогам проведения международной культурной акции «Ночь в музее» в нгкм...



Загрузка...
скачать
Геворг Тер-Габриелян


Биографическая справка: Геворг Тер-Габриелян—специалист по консалтинговым методам, конфликтолог, долгие годы руководивший Программой по Евразии международной организации Интернейшнл Алерт (Лондон). В настоящее время базируется в Москве, работает в политическом и бизнес консалтинге и ведет семинары по системо-мыследеятельностной методологии.


«Глокализация» и трансформация конфликтов на Кавказе: Применение системо-мыследеятельностной методологии и креативных игр для ответа вызовам современной эпохи.


Выступление на конференции «Новые Угрозы и Глобальные Вызовы в 21-м веке и Армения», организованной Ереванским офисом ОБСЕ к 60-летию создания Бюраканской обсерватории, Ереван-Бюракан, 31 октября-1 ноября 2006 г.


Уважаемый господин Посол, уважаемые коллеги!


Спасибо за приглашение и возможность выступить на этом высоком собрании. Лет 10 назад, когда мир был более, быть может, свободным, так как было много надежд на «конец истории» в связи с распадом Советского Союза, и 11 сентября еще не случилось, в попытках осмысления, что есть глобализация, родился термин «глокализация». Его создатели пытались охватить в одном, быть может, несколько саркастическом неологизме как интеграционные, так и дезинтеграционные компоненты процесса глобализации. С одной стороны, происходило победное шествие макдональдса и кока-колы по миру. С другой, «высший средний класс» выезжал за пределы больших городов и создавал свои обиталища за пределами шумных урбанистических центров. С одной стороны, компьютеры, интернет и мобильные телефоны охватили весь мир. С другой, после второй мировой войны количество локальных насильственных конфликтов резко возросло в мире, и многие из них были охарактеризованы как внутренние, или этнические конфликты. Итогом большинства этих конфликтов был распад человеческих сообществ, в предыдущую эпоху живших в рамках единых обществ или государств.


Те же процессы сопровождали и распад Советского Союза, и в первую очередь ту его часть, которую попытались разделить между Россией и тремя вновь образованными государствами—Грузией, Азербайджаном и Арменией. Итогом этнополитических конфликтов здесь явилось образование постоянных конфликтных зон и непризнанных государств, т.е. ареалов власти, которые самопровозглашались вопреки воле мирового сообщества и мировым и региональным лидерам, а также номинальным государствам, из кусков которых эти ареалы самоопределялись. Все эти конфликты породили распад этого региона и дробление его на маленькие кусочки, поэтому термин глокализация прекрасно подходит для характеристики ситуации в этом регионе, известном географически как Кавказ.


Пытаясь реагировать на насильственные конфликты, я и многие мои коллеги занялись поиском средств для помощи сообществам, оказавшимся в конфликтах, выйти из тупиковой ситуации. К сожалению, средства, которые традиционно применялись в таких случаях, оказались бессильны. Разрешение конфликтов военными или дипломатическими средствами не привело к их решению, хотя в некоторых случаях помогло проистановке кровопролития. Но не более того: конфликты на Кавказе как были, так и остаются нерешенными.


Определяя методы своей работы, я пытался выделить те новаторские достижения в мире, которые позволили бы выйти из парадигмы неудач, т.е. попыток разрешения конфликтов насильственным, военным или дипломатическим путем. Основная парадигма, которая в современном мире соответствует этой задаче, часто называется трансформационной парадигмой. Она исходит из того, что конфликты являются неотъемлемой и полезной частью жизни человеческих сообществ, и усилия необходимо направлять не на их преодоление, а на трансформацию их насильственных проявлений в формы ненасильственного конфликта, конкуренции и т.д. Конечно, для одного человека и даже для группы людей это была непосильная задача: трансформировать конфликты на Кавказе. Но в рамках своих возможностей мы с коллегами выработали методы, которые, как мы считаем, позволяли указать путь, по которому сообщества могли бы пойти.


Здесь я присутствую в качестве специалиста по предотвращению конфликтов. Это не ошибка. Но предотвращение конфликтов—только часть того цикла, который входит в понятие миротворчества (как в смысле мир, так и в смысле мiр). К сожалению, мы опоздали с предотвращением кавказских конфликтов. И сегодня все наши акции, направленные на предотвращение дальнейшей эскалации или восстановления насилия и т.д., с необходимостью должны служить как предотвращению насилия, так и трансформации конфликтов в мир. Лучшее предотвращение, таким образом, это миротворчество, которое должно происходить вне зависимости от того, назревает ли некий идентифицируемый насильственный конфликт, и произошел ли он уже, или нет. Миротворчество, как профилактика, как способ жизни, а также как предотвращение—такова моя самоидентификация. Помогая, через многочсленные препятствия и дипломатические барьеры, созданию сетей мобильной телефонной связи и интернета в Абхазии, в отличие от других, я делал это не как бизнес проект, а как проект миротворческий. Моей целью было вывести Абхазию из информационной блокады в большой мир, с тем, чтобы вовремя посланное сообщение могло бы предотвратить новые акты насилия, и чтобы возможность обсуждать собственный конфликт с мировым сообществом позволило бы жителям Абхазии почувствовать, что их идентичность находится в большей безопасности, чем ранее.


Выбирая методы, мы с коллегами также должны были выбрать уровень актора, с которым мы работаем: это могли быть государства и политические лидирующие институты; гражданское общество; отдельные индивиды; народные массы и т.д. Исходя из наличных средств, мы ориентировались на гражданское общество, но, как уже было сказано здесь, не просто на НПО, а на гражданское общество в широком понимании: т.е. представителей интеллигенции, политических, экономических и других элит, журналистов, учителей и т.д из центров и периферий. Работали мы не в официальной парадигме, а в неправительственной.


Что же касается самой методики, то на основе вышесказанного мы создали свой собственный метод, который исходил из двух источников: трансформационной парадигмы конфликтологии и системо-мыследеятельностной методологии (СМДМ), созданной Георгием Петровичем Щедровицким и Московским Методологическим Кружком во второй половине 20-го века. Применение этой методологии для решения комплексных проблем в индустрии, бизнесе, проблемах урбанизации, педагогике, и других областях набирало силу в последний период существования Советского Союза и продолжает развиваться, в первую очередь в России. Одним из нововведений моим и моих коллег, которые объединились в Кавказский Игротехнический Комитет (КИК), под руководством культуролога, методолога и ведущего исламоведа Армении Давида Оганесяна, руководителя армянского Центра Исследования Культур и Цивилизации, явилось объединение СМДМ с нуждами трансформации конфликта.


Мы исходили из того, что СМДМ и его прикладная технология—организационно-деловые игры (ОДИ) или креативные игры, будит интеллектуальные силы участников и, попросту говоря, помогает людям «поумнеть». СМДМ также помогает диагностировать и раскрыть интеллектуальный и креативный потенциал сообществ. Она помогает участникам преодолеть стереотипы и взглянуть на себя и свои идентификационные уровни «извне», что является важным компонентом при трансформации конфликта. Наконец, она помогает участникам научиться рефлексировать, т.е., опять-таки, переводить проблемы, которые они встречают как хаотические жизненные испытания, в ту плоскость, в которой они могут их осознать, сформулировать, обсудить, понять и найти пути их решения.


Некоторых смущает слово «игра» в названии организационно-деловых игр. Данные мероприятия можно назвать и по-иному, к примеру—совещания по стратегическому планированию и разработке методов принятия решений и решения проблем в СМД методологии. Однако мы, организаторы ОДИ, предпочитаем использовать слово «игра». Еще Карл Маркс говорил, что творческая работа—это всегда игра, и что единственный вид работы, который не эксплуатирует жизненные силы человека, а, наоборот, помогает их расцвету—это игра. В том же русле развивались ряд идей 20-го века: идеи Йохана Хейзинги («Homo Ludens»), Михаила Бахтина («карнавальность»), Эрика Берна («Игры, в которые играют люди») и других мыслителей.


Я хочу также сфокусировать ваше внимание на значимом различии между словами Game и Play в английском языке, а также на том факте, что и в самом английском Game содержится минимум два смысла: одно, очень близкое к смыслу Play (игра, как удовольствие, как времяпровождение, просто игра) и другое, означающее игры по правилам, игры, где есть побежденные и победители, азартные игры и т.д.

Именно это второе значение легло в основу Теории Игр (Game Theory), которая, в свою очередь, является корневой частью более широкой Теории Принятия Решений и ряда других теорий, например, Теории Рационального Действия, Теории Институций и т.д.


Здесь нет возможности обсуждать суть этих философских, методологических и мировоззренческих подходов. Напомню только, что Теория Игр—это теория, посвященная проблеме интерактивного рационального выбора. Одним из классических ее проявлений является известный миф про «Дилемму Заключенных».


Важно подчеркнуть эти словоупотребления и концепции, так как игры в смысле Теории Игр, которая играет важнейшую роль как в современной науке экономике, так и в ряде других дисциплин, относящихся к принятию решений, принципиально и концептуально отличаются от ОДИ или Креативных Игр. ОДИ и Теория Игр имеют, быть может, только одну важнейшую общность: оба посвящены проблеме принятия решений. Но Теория Игр рассматривает только случаи рационального действия в узком понимании рациональности (счетность), а ОДИ и СМДМ—более целостный процесс всей мыследеятельности человека и общностей людей при принятии и осуществлении решений.


Так что игра может быть чем-то очень серьезным и необходимым. СМД методология указывает, что креативные игры необходимы для системного подхода к комплексным общественным проблемам.


В итоге совпадения интересов ряда доноров с нашими интересами, нам удалось провести ряд ОДИ на Кавказе. У меня здесь нет возможности рассказать вам подробно, как они проходили, какие у них были сценарии, и какими явились их основные итоги. Приведу лишь примеры из некоторых ОДИ.


Абхазская игра происходила в период после проведения выборов президента, когда сообщество Абхазии, несмотря на нажим извне, смогло преодолеть политический кризис, возникший в итоге честной победы на выборах одного кандидата и нежелания другого кандидата признать итоги выборов. Кризис был преодолен мирным путем, и перед обществом стояла задача осмысления того, что произошло, и выработки стратегий для дальнейших шагов. А шаги эти должны были относиться как к внутренней политике—дальнейшего построения правового сообщества—так и к внешней—самоопределения в переговорах и отношениях как с Грузией, так и с Россией. Одним из итогов нашей игры явилось предложение создания системы «матрешечного» посредничества: вместо устоявшейся парадигмы жертвы, находящейся в сэндвиче между Грузией и Россией, игроки переосмыслили роль Абхазии как посредника между Грузией и Россией. В свою очередь, жители Гальского района—этнические грузины и мингрелы, не имеющие никаких прав и являющиеся жертвами и заложниками грузинских и абхазских силовых структур, переосмыслили себя как посредников между Грузией и Абхазией.


Конечно, легче сказать, чем сделать, и последующие события, эскалация конфликта как между Грузией и Россией, так и между Грузией и Абхазией, если судить по прессе, не изобилуют попытками посредничества со стороны тех субъектов, которые во время игры самоопределились как таковые. Однако я уверен, что участники той игры, во всяком случае как личности, осознанно взяли на себя такую роль и переосмыслили свою жизнь в сложных геополитических обстоятельствах как происходящую в посреднической, нежели в жертвенной парадигме.


Такова еще одна общность между трансформационной парадигмой и СМД методологией: в обоих объекты воздействий переосмысляют себя как субъекты мыследеятельности и, в итоге, деятельности: личностная ответственность участников как живущих здесь и сейчас, по отношению к развивающемуся историческому процессу, неимоверно повышается.


В игре, проведенной нами в Грузии, одним из основных противоречий, которые участники адресовали, было противоречие между дальнейшим ростом национализма и демократизацией. Моделью, которая иллюстрировала это противоречие и способы его преодоления, была модель взаимодействия между меньшинствами и большинствами. Игра произвела ценные наблюдения над типами взаимоотношений самих категорий меньшинств и большинств, и выделила качественную роль меньшинств в создании большинств. СМДМ помогает выйти из жизнедеятельностного уровня осмысления явлений и понятий (скажем, этнические меньшинства, сексуальные меньшинства или элиты как меньшинства), обобщить их и рассмотреть инварианты взаимоотношений их категориальных компонентов, т.е. сущностей, несводимых ни к чему иному (Меньшинство в чистом виде, или как таковое, и большинство в чистом виде, как таковое). Причем при помощи СМДМ это делается не в плоскости «вещи в себе»--когда подобный уровень абстрагирования и обобщения просто не позволил бы применить обнаруженное знание в жизнедеятельности—а в плоскости «вещи для других». Можно сказать, что онто-компоненты меньшинств и большинств были выделены, и был сделан шаг в сторону создания онтологии взаимодействия меньшинств и большинств.


Важным здесь является тот факт, что субъективация меньшинств—т.е. выведение их из объектной роли в роль субъектную, и притом консенсуальное выведение—является одной из насущнейших задач Грузии—как для меньшинств-элит, так и меньшинств-периферий. И опять же, это произошло на грузинской игре благодаря амальгаме трансформационной парадигмы и СМДМ. И опять же, добавим самокритично, этого далеко недостаточно, ибо необходимо, чтобы подобный процесс происходил безостановочно, т.е. СМДМ работала постоянно, чтобы привести к качественной смене парадигмы мышления.


Да и даже этого не будет достаточно. Конечно, хорошо бы создать постоянно действующий механизм, учреждение, сообщество, которое осмысляет жизнемир (термин Хабермаса) в парадигме СМДМ и постоянно продуцирует новое видение, идеи, проекты и их носителей. Создание такого субъекта в любом сообществе было бы очень полезно. Однако для системного направления СМДМ на изменение облика мира с точки зрения трансформационной парадигмы—т.е. для уменьшения количества насильственных конфликтов и перевода их в ненасильственные формы—необходимо системное применение СМДМ, т.е. его применение не в одном отдельно взятом сообществе (что иногда происходит и так), а в системе сообществ, связанных друг с другом нитями «глокализации». Такой относительно автономной системой, на наш взгляд, является Кавказ (хоть и не только). Не буду сейчас обосновывать эту идею, в связи с отсутствием места, и отошлю заинтересованных к публикациям и работам Кавказского Форума.


Именно проблема «единицы приложения» являлась одной из центральных во время армянской стратегической игры июня 2005 года. Причина—в наличии и сложном переплетении ряда уровней идентичности и понятий «армянин» и «армянство»--мифов о Республике Армении, Карабахе, об исторической Армении, Диаспоре и т.д. Сегодня здесь уже упоминалось, что понятие «сети», как одного из атрибутов глобализации, необходимо должно быть применено к современным системам управления и, в частности, к Армении и армянству. Неслучайно на той игре было выработано понятие «сетевого государства» («цанцапетутюн»). За неимением времени, не буду останавливаться на более подробной характеристике данного проекта, отмечу только, что опять же, креативная игра и СМДМ позволяют переосмыслить кризис (политико-идентификационный кризис, испытываемый сегодня армянством) в позитивном ключе и выработать серьезный взгляд, механизм, который бы позволил его преодолеть.


Итак, мы живем в новом, глобализирующемся мире, который мы сами испытываем как «глокализацию», когда можем за несколько часов на самолете попасть в любую точку мира, но не можем посетить родные могилы в городе Баку, до которого на машине несколько часов езды. Данной конференцией делается заявка на возрождение традиции Бюраканских конференций—конференций, где собирались представители как точных наук, так и гуманитарии, а также молодые ученые, и все вместе обсуждали важнейшие проблемы жизнемира того периода. Для осмысления важнейших проблем сегодняшнего мира—мира глобализирующегося—и его вызовов—необходимы инновативные методы.


СМД методология и та его модификация, которую предлагает КИК—инновативна, и соответствует масштабу задачи, провозглашаемой данной конференцией. Это, конечно, не единственный способ организации деятельности, мыследеятельности, совместности и совместных акций, но тот самый, который успешно преодолевает проблемы, постулируемые глокализирующимся жизнемиром. Ведь та глобализация, о которой мы сегодня говорим, характеризуется как интернет и мобильными сетями, так и терроризмом пост 11 сентября. Как победой свободного рынка, так и осознанием, что при продолжении тенденций сегодняшнего дня, проблема бедности не будет решена на земном шаре еще в течение веков.


Наш опыт проведения креативных игр в трансформаицонной парадигме подтвердил вывод, что СМДМ полезно применять в ситуациях, когда нет алгоритмов решения задач, а есть комплексные проблемы. Когда сами проблемы трудноформулируемы или нет их консенсуальной формулировки. Когда человечество испытывает шок от «катастрофы понятий» (этот постмодернистический термин как нельзя лучше характеризует ситуацию, когда одни и те же понятия употребляются во всевозможных смыслах, и нет никаких принятых методик для объединения всех их интерпретаций—или позитивного использования их в их многозначности).


СМДМ позволяет сообщества людей из объектов воздействий осознать себя субъектами действий. Она позволяет адресовать такие дилеммы, как проблема предпочтения исторической (диахронической) плоскости—плоскости синхронической (сравнительно-контрастной). Проблема плюрализма мнений версус истины. Проблема интеллектуальной честности версус стереотипов. Проблема выработки нестандартных решений версус их распространение и приятие сообществами. Проблема ножниц между принятием решений и их реализацией. Проблема ножниц между словом и делом. Проблема между, с развитием человеческих свобод, нужды в специалистах версус отсутствия «генералистов» («универсалистов»). Проблема между большим количеством знаний и умением мыслить.


Господин Посол поставил перед нами проблему целостности человека, ту самую, формулировку которой он дал словами Льва Николаевича Толстого. СМД методология—один из способов восстановления таковой целостности. Это всего лишь способ, а не рецепт. Но мощный и серьезный способ. Он помогает, опять же, в соответствии с цитатой, приведенной господином Послом, не наполнить молодежь знаниями по горло, как вином меха, а, используя знания, уже приобретенные ими, зажечь их, как факел, идеями.


Имею честь предложить наш метод вниманию тех, кто хочет достойными предложениями и инновативными методами ответить на вызов Движения Бюраканских конференций в его попытках осмысления проблем глобализации, Движения, которое здесь собравшиеся решили назвать «Нор Ноян Тапан»—Новый Ноев Ковчег.


Спасибо за внимание.







Скачать 121.6 Kb.
оставить комментарий
Дата29.03.2012
Размер121.6 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх