Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» icon

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»


Смотрите также:
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская...
Методические рекомендации по организации и проведению призваны помочь преподавателям в...
Методические рекомендации по организации и проведению призваны помочь преподавателям в...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального...
Методика составления комбинаций у станка. Основные требования классического танца...
Методика характерного танца (Гривнина А. Ю...
Рекомендации к применению народно-характерного танца стр. 24 Список основной литературы стр. 27...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель Департамента

содержания высшего

профессионального образования


______________________Л.В.Попов

«___»_______________2004 года


Примерная программа дисциплины


«Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»

федерального компонента цикла Специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности

^ 050700 «Педагогика балета»,

квалификация "педагог-балетмейстер"


Рекомендовано:


Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства


И.о. сопредседателя УМО В.А. Дорофеева


Санкт-Петербург

2004


Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 050700 «Педагогика балета», квалификация: "педагог-балетмейстер".


©Министерство образования и науки Российской Федерации

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

©Академия Русского балета им.А.Я.Вагановой


^ I. Организационно-методический раздел


1. Цель курса

Подготовка преподавателей характерного танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также педагогов-репетиторов характерного танца профессиональных балетных трупп.



  1. Задачи курса

1. Овладение методикой и теорией преподавания народно-сценического (характерного) танца. Изучение национальных обычаев, особенностей темперамента, национального костюма.

2. Изучение основных элементов народных и сценических танцев, а также особенностей национального стиля, манеры.

3. Развитие навыков самостоятельной работы над заданием, самостоятельное создание этюдов.

^ 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

1. Народно-сценический танец является одним из основных предметов специальных дисциплин в системе профессиональной подготовки педагогов балета, неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования.

2. Обучение народно-сценическому танцу связано со всем циклом специальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся его фундаментом.


^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Выпускник должен:

  • владеть методикой преподавания характерного танца;

  • знать выразительные средства народно-сценического (характерного) танца;

  • владеть техникой характерного танца, манерой исполнения, особенностями стиля; знать методические требования при исполнении отдельных движений и танцевальных комбинаций;

  • уметь создавать учебные хореографические композиции (этюды), импровизировать;

  • владеть методикой репетиторской работы, знать материал характерного наследия и характерный репертуар современного балетного театра;

  • иметь навыки работы в балетном классе, как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;

  • знать музыкальный материал, используемый на уроках характерного танца, иметь навыки подбора нотного материала;

  • владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций и при подготовке к ним;

  • обладать необходимой глубиной знаний истории, национальных особенностей, обрядов и традиций народа, создавшего свой танец;

  • различать специфику народного костюма, свойственного изучаемому танцу;



^ II. Содержание курса


1. Разделы курса

Курс состоит их пяти разделов:

Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.

Раздел 2. Композиция учебных этюдов в различных характерах. Особенности, стиль и характер танцевальных форм разных народов.

Раздел 3. Наследие народно-сценического танца из репертуара академических театров и ансамблей народного танца.

Раздел 4. Связь танцевального фольклора и профессионального хореографического искусства.

Раздел 5. История создания и развития методики преподавания народно-сценического (характерного) танца, обогащение ее работами ведущих мастеров хореографического искусства. Методическое наследие народно-сценического танца отечественной балетной школы.


^ 2. Темы и краткое содержание курса


Раздел 1. Программные задачи обучения. Техника исполнения упражнений у станка, этюдов на середине зала в различных национальных характерах, парный танец.


Народно-сценический танец расширяет и обогащает исполнительские возможности будущих артистов балета, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты в процессе обучения исключительно классическому танцу. Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа. Обучение народно-сценическому танцу дает также возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.


Упражнения у палки в младших классах занимают по времени примерно 2/3 урока. Построение комбинаций осуществляются с учетом характера и манеры различных народных танцев, но носят в основном тренировочный характер. В следующих классах время, отведенное на упражнения у палки, сокращается и сводится до 1/4 урока, а комбинации, продолжая решать тренировочные задачи, становятся более танцевальными и ярче отражают манеру и стиль различных характерных танцев.

Упражнения характерного тренажа включают в себя повороты стопы и бедра внутрь, удары стопой, каблуком и полупальцами в пол, движения на присогнутых ногах, движения расслабленной стопой, резкие глубокие приседания и многие другие упражнения.

Упражнения на середине зала углубляют знакомство учеников с особенностями стиля и характером танцевальных форм различных народов, выражают многообразие народно-характерного танца, развивают координацию движений всего тела, технику ног, гибкость корпуса, пластичность рук.

Начиная с простейших элементов в младших классах, продолжая освоение более сложных этюдов в средних, данный курс заканчивается освоением сложных по технике и художественной выразительности композиций.

Несложные комбинации двух-трех движений подготавливают учащегося к овладению формой и стилем народно-характерного танца и к усложненным комбинациям, развивающим координацию движений.

Работая над этюдами народно-характерного танца, учащиеся изучают особенности стиля, манеры и характера различных танцев.

Особое внимание уделяется изучению образцов наследия характерного танца. В старших классах в программу включены фрагменты и отдельные танцы из репертуара академических театров. В программе 3, 4, 5 годов обучения дается рекомендованный репертуар.


Условные обозначения по всей программе:

  1. п/п – полупальцы.

  2. поз. – позиция.



Тема 1. Методика первого года обучения.

Первоначальное знакомство с особенностями характерного танца. Простейшие тренировочные движения у палки и на середине зала. Этюды по всем разделам первого года обучения.


Экзерсис у станка

1. Позиции ног.

а) выворотные: I, II, III;

б) невыворотные: I, II, III;

в) полувыворотные: I, III.


^ 2. Открывание и закрывание руки.

а) правильное положение руки на бедре;

б) положение головы и корпуса.


3. Demi-plié и grand-plié:

а) плавное и резкое с акцентом наверх;

б) выворотное по I, II, III позициям;

в) невыворотное по I (VI) и по III позициям.


^ 4. Переходы из позиции в позицию:

а) через battement tendu;

б) через каблуки-полупальцы;

5. Battement tendu:

1-й вид - с подъемом каблука опорной ноги.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с tombé и ударом п/п опорной ноги.


2-й вид - с переходом работающей ноги с носка на каблук.

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié в III позиции;

в) с demi-plié в момент перехода работающей ноги на каблук;

г) с ударом всей стопой по III позиции.


3-й вид - с выносом ноги на каблук.


^ 6. Battement tendu jeté:

а) на вытянутой ноге;

б) с demi-plié;

в) с подъемом каблука опорной ноги;

г) с demi-plié и п/п.


7. Средний battement

(Упражнение свободной стопой, как подготовка к различным чечеточным движениям).

8. Flic с последующим ударом всей стопой.


9. Упражнения на дробные выстукивания:

^ В РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы одной ноги и каблука другой по свободной I позиции;

б) перенос работающей ноги выворотно и невыворотно по III позиции на demi-plié.

^ В ИСПАНСКОМ ХАРАКТЕРЕ

а) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги по свободной III позиции;

б) чередование ударов всей стопы и п/п другой ноги с шагом, на plié и со скачком;

в) чередование ударов каблуками по VI позиции.


^ 10. Подготовка к "веревочке":

а) на целой ноге;

б) на п/п.


11. Упражнение для бедра (на целой ноге и на п/п).


12. Pas tortillé с ударом стопой.


13. Rond de jambe и rond de pied par terre.


14. Battement fondu (на целой стопе).


15. "Голубец" (удары каблуками):

а) одинарный и двойной удар одной ногой;

б) одинарный и двойной удар двумя ногами.

^ 16. Подготовка к "штопору". "Штопор".


17. Grand battement développé:

а) мягкое;

б) акцентированное с ударом каблука опорной ноги.


18. Grand battement jeté (на целой ноге, на plié и с подъемом на п/п).


19. "Голубец" в прыжке (один удар каблуками) – лицом к палке.


^ 20. Различные port de bras и растяжки в выворотном и невыворотном положениях.


21. Подготовка к полуприсядкам и присядкам (для мальчиков)

а) выталкивание ног на каблуки в стороны и вперёд, с полного приседания (лицом к палке);

б) полное приседание с последующим отскоком и выносом ноги на каблук в пол и на 45°,

в) подскоки на полном приседании (мячик).


^ Упражнения на середине зала

Начиная каждый новый раздел - необходимо рассказать о характере и стиле исполнения. Используя простейшие программные элементы, давать ученикам несложные этюды.


^ ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО ТАНЦА.

1. Особенности рук и головы в русском танце. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад.


2. Ходы.

а) простой;

б) переменный;

в) шаркающий;

г) основной (традиционный) вперед и назад;

д) дробный (дробная дорожка).


^ 3. Pas de basque.


4. Притоп.


5. Припадание (с одним и двумя ударами п/п).


6. «Ёлочка» и «Змейка».


7. Pas de bourrée (из стороны в сторону с выносом ноги на каблук).


8. "Веревочка" (на demi- plié и целой стопе).


9. Полуприсядки (для мальчиков) с выбросом ноги в сторону и вперед на каблук и на 45.


^ ЭЛЕМЕНТЫ УКРАИНСКОГО ТАНЦА.


1. Ход "Бигунец" (с различными положениями рук и корпуса).


2. "Тынок" и ход на прыжке "Тынок".


3. "Голубец" и притоп.


4. Боковой ход с отбрасыванием ноги в сторону.


5. "Упадание".


6. "Угинание".


7. "Вихилясник".


^ ЭЛЕМЕНТЫ ВЕНГЕРСКОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.


1. Упражнения для рук и корпуса для усвоения манеры исполнения.


2. Открывание руки без "восьмерки" и закладывание ее за голову.


^ 3. Balancé на effacée и на croisée.

4. Основной ход для медленной части танца.


5. "Голубец" каблуками одинарный и двойной (на месте и с шагом).


6. Ход вперед с ударом всей стопой на croisée.


7. Простейшее заключение.


^ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛЬСКОГО ТАНЦА

Этюды для выработки манеры исполнения. Открывание руки без "восьмерки".


1. "Отбиянэ" и "ходовэ".


2. Pas de basque.


3. Balancé (Тенжки бег).


4. Pas de bourrée по III и VI позициям (акцентированное).


5. Pas couru (легкий бег).


6. Pas gala (мазур).


7. Простейшее заключение.


^ ЭЛЕМЕНТЫ ИТАЛЬЯНСКОГО ТАНЦА


1. Два вида хода вперед:

а) ballonné;

б) emboîté (ноги сзади).


2. Выбрасывание ноги с носка на каблук.


^ 3. Тройная дробь.


4. Скачки по III позиции.


5. Проскальзывание на опорной ноге с выносом ноги на носок.


6. Навыки владения тамбурином.


Tема 2. Второй год обучения.

Дальнейшее усовершенствование техники и стиля академического характерного танца.


Экзерсис у палки


^ 1. Grand-plié по VI позиции с поворотом колен.


2. Battement tendu с поворотом бедра.


3. Battement tendu jeté сквозные по I позиции (на целой стопе и с подъемом на п/п).


4. Flic-flac (упражнение для свободной стопы).


5. Pas tortillé (слитное с одним поворотом стопы).


^ 6. Rond de jambe и rond de pied с поворотом стопы опорной ноги и с кругом на 45.


7. Подготовка к "качалке" и "качалка".


8."Веревочка" (для венгерского танца).


^ 9. Упражнение для бедра в один темп (на целой стопе и на п\п).


10. Опускание на подъем: колено у середины стопы опорной ноги.


11. Опускание на два колена.


12. Battement fondu на п\п.


13. Battement développé с двумя ударами каблука опорной ноги.


^ 14. Grand battement jeté с tombé-coupé.


15. Одинарное и двойное заключение без поворота.


16. "Голубец" с двойным ударом в прыжке (лицом к палке).


17. Cabriole на 45° (с вытянутыми ногами).


18. Повороты:

а) soutenu en tournant в V позиции (на demi-plié).

б) различные pirouettes выворотные и невыворотные.


^ 19. Упражнения, развивающие гибкость и пластичность.


20. Простейшие выстукивания в испанском характере (чередование ударов полной стопы, п\п и каблука).





оставить комментарий
страница1/3
Дата29.03.2012
Размер0,57 Mb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх