Учебное пособие для 1-го класса П. В. Знаменского icon

Учебное пособие для 1-го класса П. В. Знаменского


Смотрите также:
Учебное пособие для учащихся 5 класса...
Урока «Надо учить не содержанию науки, а деятельности по его освоению». А. Н...
Дубровина И. В., Лубовский Д. В., Прихожан a. M...
Учебное пособие, 2003 г...
Учебное пособие 2003 г...
Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад...
Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад...
Учебное пособие для студентов 3 класса Сергиев Посад...
Учебник для 5 класса (1 год обучения)...
Учебное пособие Москва, 2011 удк перевалов В. В...
Учебное пособие Москва 2008 удк машкин М. Н. Информационные технологии: Учебное пособие. М...
Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Балонова М. Г...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать
МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ


Учебное пособие для 1-го класса

П. В. Знаменского под редакцией профессора К. Е. Скурата

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ


История Христианской Церкви занимается изучением прошлого в жизни Церкви и изложением его в систематическом порядке. Предметом, науки истории Русской Церкви является её историческая жизнь. Русская церковная история, систематически изображающая ход постепенного внешнего и внутреннего развития Православной Церкви Христовой в земле Русской, должна рассказать в частности:

1) как распространялась Церковь Христова среди русских людей и инородцев, преодолевая при этом разные препятствия или терпя ущерб со стороны врагов Православия, внутренних и внешних,

2) как устраивался её иерархический строй и определялись отношения к государству;

3) чему и как Русская Церковь учила народ, в какой степени последний усваивал её учение, в каких особенных формах это учение отражалось в его сознании, и как своим воспитательным влиянием она постепенно сглаживала эти особенности, приближая христианское сознание своей паствы к вселенскому пониманию православного учения;

4) как создавалось понятие народа о способах богоугождения, о христианских святынях; какие национальные особенности обнаруживались в православном богослужении;

5) как под влиянием Церкви совершенствовалась нравственная жизнь народа.

ИСТОЧНИКИ, из которых можно почерпнуть относящиеся сюда сведения, — двоякого рода; одни — общие у истории Русской Церкви с русской историей вообще: хронографы, летописи, всякого рода официальные акты и законы, записи современников, бытовые памятники, сказания иностранцев и прочее; другие — частные, относящиеся собственно к церковной жизни России. Сюда относятся памятники церковного и относящегося к Церкви законодательства, правила, грамоты, послания, всякого рода распоряжения русских иерархов, постановления русских соборов, дела архивов, летописи и акты церковных учреждений — церквей и монастырей: синодики, каталоги иерархов, истории некоторых епархий, написанные по местным первоисточникам, жития святых и сказания о святынях, жизнеописания церковных деятелей, поучения, проповеди, обличительные и назидательные послания и другие памятники духовной словесности, в которых выражались религиозная мысль и чувство русского человека; вещественные памятники; храмы, иконы, предметы церковной утвари, богослужебные книги; невещественные памятники: устные предания, народные верования, религиозные обычаи, обряды и другие живые остатки народной религиозной жизни прежних времен, оживляющие и уясняющие скудные известия о ней из других источников и во многих случаях заменяющие даже сами эти известия.


^ РАЗДЕЛЕНИЕ НА ПЕРИОДЫ

Разделение русской церковной истории на периоды близко соответствует делению на периоды русской гражданской истории. В продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на Юге, около своего Киевского центра, среди междоусобиц и конфликтов удельного времени в борьбе с сильными ещё остатками языческой жизни и под непосредственным руководством и господствующим влиянием Греческой Церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданский и церковный центры России переместились с Юга на Север, в пределы Великороссии.

Получив на Севере большую внешнюю устойчивость, Русская Церковь начала яснее определять свои отношения к государству и народу, всё более и более развивать в себе национальный характер и принимать непосредственное участие во всех важных жизненных вопросах: в облегчении тяжести монгольского ига, в объединении страны, в удержании связи между разрывающимися двумя половинами Руси — Северной и Южной, в ослаблении своей собственной зависимости от Византии.

Этот период завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины — Московскую и Киево-Литовскую.

Затем наступает новый период — время внешнего и внутреннего благополучия Московской Церкви и бедствий Киевской в пределах иноверного государства. Этот период для Московской Церкви завершается её возвышением на степень патриархата, для Киевской же — присоединением её к Московскому Патриархату.

С начала ХVIII века настало новое время для всей русской жизни — время нового государственного строя и новых определений относительно государственного положения и внешнего устройства Церкви, время усвоения Россией плодов западной цивилизации, а вместе с тем и время многих новых явлений в истории русской религиозности, новых отношений к Церкви русского общества. Наступил Синодальный период русской церковной истории.

Наконец, последний, или новый, период начинается с года восстановления патриаршества в России, т.е, с 1917 года и до наших дней.

Таким образом, всё течение русской церковной жизни можно разделить на шесть периодов.

1) Киевский — от Крещения Руси до нашествия монголов (988 — 1237 гг.).

2) Монгольский, — от нашествия монголов до разделения Русской митрополии (1237 — 1459 гг.).

3) Московско-Киевский — период разделенной митрополии (1459 — 1589 гг.).

4) Патриарший - от учреждения патриаршества до его упразднения (1589 — 1700 гг.).

5) Синодальный — до восстановления патриаршества (1700 — 1917 гг.).

6) Новый период — с 1917 года до наших дней.

^

ХРИСТИАНСТВО В ПРЕДЕЛАХ РОССИИ ДО X ВЕКА.


Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено ещё во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он поднялся по Днепру до гор, где впоследствии возник Киев, благословил их и предрек, что на них воссияет благодать Божия: "имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути". Но после этого ещё долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных её пределов, где находились старинные колонии греков и где есть очень древние следы христианства, может быть, действительно относящиеся ко времени святого апостола Андрея. Так, в III веке в низовье Дуная была епархия Скифская, или Томитанская, а в Крыму христиане были уже во дни, святого Климента Римского, сосланного сюда из Рима в 94 г. В IV веке упоминаются крымские епархии Херсонская и Босфорская, в VIII веке — Сурожская и Фумская. Кроме того, в IV веке были епархии и у готов, живших между Доном и Днестром. Из этих мест семена христианства хотя и могли быть занесены на Русь, но едва ли могли привиться, потому что падали, так сказать, при пути, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды.

Более благоприятные условия для евангельской проповеди настали со времени поселения в пределах России оседлых славянских племен. Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для грабежа, торговли и службы в императорских войсках. Есть отрывочные извести и о случаях принятия славянами христианства. В результате этого знакомства такой пример имеем в житии святого Стефана Сурожского (+ 787). Некий славянский князь Бравалин вскоре после, смерти святого напал с дружиной на Сурож, разграбил его и хотел ограбить и мощи святого Стефана, но был поражен чудесной силой и крестился. Также и в житии святого Георгия Амастридского передается подобный рассказ о россах, напавших на Амастриду (в Пафлогонии) и хотевших раскопать гроб святого Георгия. Пораженный чудом над воинами их вождь просил молитв христиан, освободил пленных и заключил, с жителями союз. Во второй половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали проповедь первоучителей и просветителей славянских - святых братьев Мефодия и Константина (в монашестве Кирилла). Значение их служения для славян далеко не исчерпывается тем, что они обратили ко Христу многие славянские народы; чрезвычайно важная их заслуга в том, — что они создали славянскую письменность и перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Около, того же времени было положено начало Русского государства, которое, по воле Божия Промысла, воспользовалось трудами святых Кирилла и Мефодия более других славянских народов. Княжеская власть стала соединять разрозненные славяно-русские племена в один народ и, таким образом, пролагать путь к будущему всенародному крещению Руси.

Киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние православной Византии и подготовили христианству путь на Русь. В 866 году они совершили набег на Царьград. Тогда после усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили её в воду. Поднялась буря и стала топить суда руссов, и только немногим из них удалось возвратиться домой. Пораженные чудом князья просили крещения. Посланный в Киев епископ произвел на князей сильное впечатление своей проповедью и особенно чудом, когда он вынул положенное в костёр Евангелие невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно, крестились и князья; по крайней мере, известно, что киевские христиане на могиле Аскольда построили церковь Святителя Николая.

По убиении Аскольда и Дира князем в Киеве стал Олег, переехавший сюда из Новгорода. Он тоже совершил поход на Царьград, осадил этот город, а затем заключил с греками в 911 году выгодный мир. Когда его послы находились в Греции для заключения мира, их водили по церквам; показывали святыни и наставляли в православной вере. После заключения договора русские ещё чаще стали бывать в Византии для торговли, жили там по нескольку месяцев при монастыре св. Маммы и ближе знакомились с Православием. Некоторые даже поступали на службу к императору.

В 944 году преемник Олега Игорь тоже заключил договор с греками; в этом договоре Русь разделяется уже на крещеную и некрещеную, первая клялась в соблюдении договора при киевской соборной церкви святого Илии.

^

КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ


Вдова Игоря Ольга, "мудрейшая из всех людей", как её называет летопись, сама пожелала креститься. В 957 году, в возрасте 67 лет, она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, ещё раньше просвещена евангельским учением в Киеве православными пастырями (одного из них по имени Григорий мы видим в числе её спутников). Крещение ее совершил патриарх Полиевкт, восприемником был император Константин Багрянородоный. С княгиней в Царьграде были ее племянник, многие знатные женщины, послы, переводчики. Некоторые из них тоже крестились. По возвращении на Русь Ольга, в крещении Елена, до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью среди язычников, "аки луна в нощи".

Она уговаривала принять христианство и своего сына Святослава, но он не хотел и слышать о крещении. Новая вера была вовсе не по характеру воинственному князю и его дружине, и над теми, кто принимал, крещение, дружина и князь насмехались. Однако Ольга имела, вероятно, немалое влияние на детей Святослава, при которых оставалась воспитательницей в Киеве во время его отсутствия. И если после кончины Ольги Святослав воздвиг на христиан гонение — знак того, что новая вера обратила на себя серьёзное внимание язычников, то при его детях, Ярополке и Олеге, помнивших наставления своей бабки, положение христиан улучшилось. Надо заметить при этом, что у Ярополка и жена была христианка — пленная монахиня-гречанка. В 1044 году великий князь Ярослав крестил кости Ярополка и Олега. Факт странный, и объясняют его именно тем, что Ярослав слышал о расположении своих дядей к христианству. Оба князя погибли в усобицах.

Скончалась великая княгиня Ольга в 969 году. Есть известия, что до самой смерти она ездила из Киева по городам и селениям Русской земли для проповеди христианства. Сравнивая святую княгиню с её равноапостольным внуком, летописец называет её "зарей утренней, предваряющею солнце".

^

КРЕЩЕНИЕ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА


Младший брат Ярополка и Олега Владимир, ставший после них князем в Киеве, был ещё ребёнком, когда умерла святая Ольга, и поэтому, по сравнению с братьями, в меньшей степени испытал на себе её влияние. К тому же в детстве его увезли в Новгород, где христианство было менее распространено, чем в Киеве, и он вырос под влиянием язычества.

Занятие Владимиром киевского престола являлось торжеством языческой стороны в Киеве над христианской.

Новый князь с дядей Добрынею сразу стали украшать Киев идолами, утверждая таким образом язычество. На холме перед своим двором князь поставил деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми устами, Хорса-Дажбога, Стрибога, Симаргла и других идолов. По словам летописи, никогда еще в русской земле не было такого гнусного идолослужения, как теперь. В 983 году, после удачного похода на ятвягов, решено было принести богам человеческую жертву. Жребий пал на христианского юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не хотел выдать сына и озлобил язычников смелым обличением их безумия. Яростная толпа убила их обоих. Однако кончина этих мучеников-исповедников христианства дала импульс к обращению Владимира в новую веру. Судя по многим известиям летописи, великий князь обладал широкой натурой, склонной ко всяким излишествам. В народных былинах есть сведения о его разгульных пирах дружиной, а в летописи говорится о чрезмерном его женолюбии, причем он сравнивается в этом отношении с Соломоном. Но та же широта натуры делала Владимира способным, при содействии благодати Божией, к коренному нравственному перевороту: как Савл из ревнителя иудейского закона преобразился в апостола Павла, так и поборник язычества Владимир, изменив жизнь и всем сердцем приняв святую веру, впоследствии стал равным апостолам.

Славяно-русское язычество, несмотря на свое господство, не в состоянии было конкурировать ни с одной из окружавших его религий: ни с магометанством болгар, ни с иудейством хазар, ни католичеством Запада, ни тем более с Православием греков, — так что самая ревность князя к языческой вере ещё больше обнаруживала её несостоятельность и ускорила переворот в убеждениях князя и его окружения.

Начался выбор новой веры. Предание говорит нам о приходе к Владимиру послов из многих стран с предложением разных вер. Выбор князя, подробно изображенный в летописном сказании с беседе его с миссионерами разных религии, склонился на сторону греческого Православия. Греческий миссионер, согласно этому сказанию, произвол сильное впечатление на Владимира своим учением об Искуплении и будущей жизни и особенно иконой Страшного Суда, которую показал князю. По уходе его князь, посоветовавшись с дружиной и старейшинами, послал десять "разумнейших мужей' в разные страны для испытания вер. Ничья вера так не понравилась русским послам, как греческая. Когда они вернулись в Киев, то рассказали, что в храме св. Софии в Константинополе "они не знали, где стояли, — на небе или на земле". Нашлось и другое доказательство в пользу Православия - пример великой княгини Ольги, которая была "мудрее всех человек". Решено было креститься, ждали только удобного к этому случая. "Подожду еще немного", — говорил князь, сердце которого уже начиналось проникаться действием призывающей благодати Божией.

В 988 году, войско Владимира осадило Корсунь. Подобно другим языческим вождям в таких же обстоятельствах, князь дал обет креститься в случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних византийских императоров Василия и Константина руки их сестры Анны и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились и склонили сестру к этому браку. В ожидании невесты князь разболелся глазами. Прибывшая в Корсунь Анна убедила его ускорить принятие святого крещения, если он хочет избавиться от болезни.

И действительно, как только корсунский епископ крестил его, князь прозрел и, дивясь своему исцелению, воскликнул: "Теперь только узрел я Бога истинного;" Дружина его тоже крестилась. После крещения был совершен брак Владимира с Анной. В память всего этого князь создал в Корсуне церковь, вернул город грекам и возвратился в Киев, взяв с собой пресвитеров корсунских и цареградских, мощи святого Климента Римского и ученика его Фива, а также святые чаши, кресты, чудотворные иконы и церковную утварь.

^

КРЕЩЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ КИЕВА


В Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр, а затем велел истреблять идолов. Перуна привязали к конскому хвосту и потащили в Днепр, по дороге ударяя его палками. По истреблении идолов духовенство и князь ходили по городу с проповедью. Многие крестились с радостью, другие не хотели, и слушать проповеди, третьи колебались, как колебался прежде и сам князь. Тогда от Владимира вышло повеление, чтобы на другой же день все некрещеные явились к реке, а кто не явится, будет считаться противником князя. Это решило недоумение тех, которые колебались. "Если бы новая вера была нехороша, — думали они, — то князь и бояре не приняли бы её", — и шли креститься; другие явились на реку из страха, упорные же язычники бежали от княжеского гнева в степи и леса. На другой день после княжеского повеления на Днепре произошло общее Крещение народа. Тогда, по словам благочестивого летописца, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. "Боже великий, сотворивший небо и землю, — взывал в радости Владимир, — призри на новых людей Своих, дай им, Господи, познать Тебя, как познали страны христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую". Произошло это в 988 году, который вошел в историю как год Крещения Руси.

После крещения князя, дружины и всего стольного города христианство на Руси сделалось господствующей религией. Последовало образование поместной Русской Церкви, для существования которой уже созрели все условия. Она имела в Киеве значительную паству, которая вскоре начала увеличиваться через распространение истинной веры и вне Киева, среди разных славянских и инородческих племен Руси; она имела свою иерархию, состоящую из митрополита Михаила, епископов и священников, прибывших из Константинополя и Корсуня, и, вероятно, нескольких прежних, местных. Непосредственно после крещения народа великий князь стал повсюду для богослужения строить святые храмы. Постепенно стали определяться и отношения новой Церкви к её матери — Церкви Греческой, а также местные внутренние сё отношения государственного и общественного характера; началось спасительное руководство новых людей Божиих на пути внутреннего совершенствования, — одним словом, началась историческая жизнь Русской Православной Церкви.


^

ПЕРИОД I. ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ (988—1237 гг.)








оставить комментарий
страница1/7
К. Е. Скурата
Дата22.03.2012
Размер1.15 Mb.
ТипУчебное пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх