Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) Кузнецкая матрёшка: какая она? Учебно icon

Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет) Кузнецкая матрёшка: какая она? Учебно


Смотрите также:
Ёшка матрёшка
Учебная программа дисциплины дисциплина Теоретическая фонетика Укрупненная группа гуманитарные...
Конспект занятия в средней группе «Русская матрешка»...
Учебная программа дисциплины дисциплина: древние языки и культуры укрупненная группа: 030000...
Учебная программа дисциплины дисциплина: Введение в теорию межкультурной коммуникации...
Учебная программа дисциплины дисциплина: Теоретическая фонетика английского языка Укрупненная...
Учебная программа дисциплины дисциплина: Теоретическая грамматика английского языка Укрупненная...
Учебная программа дисциплины дисциплина: лингвострановедение 2-ого яз...
Матрешка, Петрушка, Дед Мороз, Снегурочка...
Учебная программа дисциплины дисциплина: Теория языка Укрупненная группа: 030000 Гуманитарные...
Учебная программа дисциплины «Практический курс перевода первого иностранного языка (английский...
Учебная программа дисциплины дисциплина: История русского языка и введение в спецфилологию...



Загрузка...
скачать


Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2012

Гуманитарные науки (от 8 до 10 лет)





Кузнецкая матрёшка:

какая она?

Учебно-исследовательская работа

Выполнила:

Громова Ирина, 9 лет,

обучающаяся 3 «Г» класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Руководитель:

Савельева Ольга Владимировна,

зам. заведующей по методической работе МАДОУ детского сада № 63 «Журавлик» комбинированного вида

^

Бобрышева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»




Киселёвск, 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………...


Глава 1. Познавательная………………………………………………….

Глава 2. Собирательная…………………………………………………..

Глава 3. Творческая……………………………………………………….


Заключение………………………………………………………………..


Источники информации…………………………………………………..


Приложение:

  • Статья «Вы – настоящие!…………………………………………

  • Типы Кузнецкой матрёшки…………………………………….....

  • Сравнительная таблица росписи разных видов русской матрёшки и кузнецкой матрёшки…………………………………….

  • Статья «28 кузнецких матрёшек»…………………………………

Отчет о выставочной деятельности за 2000 г……………………


  • Заключение эксперта «Деятельность ООО «Творчество» по возрождению и развитию народных промыслов в Кузбассе»…..

  • Статья «Роспись кузнецкой матрёшки»………………………….




…3


…5

…9

…17


…19


…22


…23

…25


…26

…29

…31


…32

…36

Введение


Актуальность темы. Моя работа посвящена известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – Матрешке. Эта тема заинтересовала меня с того момента, когда у нас дома появилась старинная игрушка - матрешка. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. Всегда удивлялась, как так могло быть, что из одной игрушки появлялись еще несколько. Фото 1.

Она досталась нам от маминой бабушки. После появления первой матрёшки, постепенно образовалась у нас целая коллекция – есть матрешки из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт - Петербурга и даже из Китая с известной площади Матрешек (Фото 1). Я задумалась: где, когда и кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Но ещё больший интерес у меня появился после того, как однажды в разговоре взрослых услышала, что у нас в Кузбассе есть своя матрёшка – Кузнецкая. Мне захотелось узнать о ней подробнее.

Моя цельисследовать происхождение и особенности росписи Кузнецкой матрёшки.

Для этого мне необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить разные источники и узнать всё о Кузнецкой матрёшке (Что это за игрушка? Кто и где её придумал? Почему так назвали?)

  2. Провести анкетирование среди сверстников и взрослых (родителей, учителей), чтобы выяснить, что они знают о русской матрёшке и матрёшечном промысле в Кузбассе.

  3. Взять интервью у основательницы промысла.

  4. Выяснить, как рождается Кузнецкая матрешка.

  5. Выявить основные отличия Кузнецкой матрёшки от русской.

  6. Познакомить одноклассников с результатами исследования.

  7. Провести занятие по росписи и организовать выставку работ.

8. Выступить перед ребятами подготовительной и старшей групп д/с № 31, 63, 65 (расположены недалеко от школы) с сообщением «Какая она кузнецкая матрешка» и провести конкурс рисунков «Красавица матрешка».

^ Объект исследования: деревянная кукламатрёшка.

Предмет исследования: история происхождения, особенности росписи Кузнецкой матрёшки.

Гипотезы исследования. Начиная своё исследование, я предположила:

  1. Если матрешка – известная и популярная кукла, то она есть в каждом доме, семье.

  2. Если Кузнецкий сувенир называется матрёшкой, то он имеет схожие черты с русской матрёшкой.

  3. Кузнецкая матрёшка имеет особенности росписи, отличающие её от русской матрёшки.

  4. Если в Кузбассе есть своя матрёшка, то она известна многим жителям Кемеровской области.

  5. Если русская матрёшка хранительница исконной русской культуры, то кузнецкая матрёшка хранит культуру Кузбасса.

^ Методы исследования: анализ, сравнение, работа с источниками информации, интервьюирование, анкетирование, опрос.

Характер исследования: прикладной

Время проведения исследования: 10.11.11 – 20.02.12 г.г.

Прикладная ценность исследования:

  • составлена сравнительная таблица «Русская и кузнецкая матрёшки», из которой можно узнать, когда, где появились эти матрёшки, кому принадлежала идея их создания, кто был автором, как выглядели эти матрёшки;

  • опробованы новые для меня методы исследования – анкетирование и интервью;

  • знакомство с основательницей народного промысла Кузнецкая матрёшка Людмилой Ивановной Бендас;

  • проведён классный час «Кузнецкая матрёшка – символ Кузбасса»;

  • организовано и проведено выступление перед ребятами подготовительных и старших групп д/с № 31, 63, 65, совместное с воспитателями занятие по изодеятельности и выставка работ для родителей «Красавица матрешка»;

  • организованы мастер-классы по росписи (совместно с одноклассницей Соней Путилиной) и изготовлению матрешки, используя различные технологии;

  • получено приглашение о проведении мастер-класса по росписи кузнецкой матрёшки от Л.И. Бендас (апрель 2012 г.).


Перспектива исследования:

  • организовать в музее декоративно-прикладного творчества на базе МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» экспозиции, посвящённые кузнецкой матрёшке и другим ремёслам, действовавшим под руководством Л.И. Бендас;

  • пригласить Людмилу Ивановну для проведения мастер-классов с жителями нашего города;

  • продолжить исследовать ремёсла Кузбасса по теме «Тайна кузнецкого рушника».


Глава 1. Познавательная


- Что же такое «матрешка»?

Мама посоветовала сходить в детскую библиотеку и поискать определение слова «матрешка» в словарях.

Интересно, что в словаре Даля о матрешке нет никаких сведений [9]. Зато в словаре С.И. Ожегова дано значение этого слова как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера» [16, 85].

В новом толково-словообразовательном словаре русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова:

матрёшка ж. 1) а) Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. б) Одна из таких кукол. 2) перен. Полная, румяная, круглолицая девочка, девушка, напоминающая такую куклу. [11, 56].

Дома вместе со старшей сестрой нашла ещё одно определение в популярной интернет-энциклопедии «Википедия»: «Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна, что означало "статная дама"») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке» [12].

Сравнив эти определения, поняла, что все авторы, в общем-то, дают одинаковое толкование этого слова: деревянная кукла, в которой помещены такие же куклы меньшего размера.


- Почему матрёшку назвали матрёшкой?

С сестрой обратились к поисковой системе Googl. На одном из сайтов нашли несколько версий происхождения названия русской деревянной куклы [14]:

  1. Имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня;

  2. Матрёшка – это название ведёт своё происхождение от женского имени Матрёна, которое в дореволюционной провинции считалось одним из наиболее распространенных женских имен. В его основе лежит латинское слово "mater", означающее мать. Оно ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие.

  3. Название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.


- Считается, что матрёшка очень популярна во всём мире. Раз она так известна, то, сколько людей о ней знают?

Сначала расспросила своих одноклассников и подруг во дворе (32 чел.), у ребят подготовительной группы, в которой работает моя мама (17 чел.). По её совету составила анкету (Приложение 1) и попросила заполнить знакомых взрослых (21 чел.). С помощью сестры «запустила» анкету в сети интернет на сайтах «ВКонтакте» и «Одноклассники», ответило (57 чел.). Всего в опросе участвовало 127 чел.

Узнав мнение людей разного возраста, мне стало ясно, что о матрёшке действительно знают все, даже малыши (126 чел.).

Она нравиться (любима) 2/3 опрошенных (78 чел.), потому что очень красивая, оригинальная (32 чел.), с ней можно поиграть (18 чел.), она хранит в себе секрет, в ней много других таких же (11 чел.), веселая (8 чел.), старинная вещица (4 чел), затрудняюсь ответить (5 чел). Из ответов видно, что взрослые и дети в первую очередь обратили внимание на внешний вид матрешки. Я с ними согласна, потому что, глядя на этих деревянных кукол трудно отвести глаз от необыкновенной красоты, колорита красок, диковиной росписи.


- Почему одни люди считают матрёшку сувениром, другие – игрушкой, а в словаре – она названа «деревянной куклой»?

Решили посмотреть информацию на интернет-форумах, где люди обсуждают разные интересующие их вопросы. И вот что обнаружили.

Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы... Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры:

  • она – деревянная кукла для историков-искусствоведов, которые занимаются её изучением;

  • она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями;

  • она – игрушка для дошкольников, которые познают азы математики, знакомятся с культурой своего народа;

  • она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов;

  • она – объект для экспериментирования юных художников, которые могут поэкспериментировать над ее образом, купив специальные «болванки»-«белье» - в арт-салоне или у самого мастера-токаря.

Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга. Например, крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку (гирлянда); есть брелки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек, матрёшки-магниты на холодильник и т.д.

Поняла! Как матрёшку не называй (сувенир, кукла, игрушка), главное, что она значит для тебя самого.

Мою догадку подтвердили и результаты опроса. Так, ребята дошкольного возраста и одноклассники в матрешке в первую очередь видят игрушку. Это и не удивительно, так как в нашем возрасте все любят играть. Взрослые люди отметили другие особенности матрешки: сувенир (24 чел.), произведение искусства (19 чел.), изделие имеет воспитательное и обучающее значение (10 чел.), способствует развитию творчества у детей (7 чел.), возможность заниматься коллекционированием (2 чел.). То есть для взрослых, матрёшка - это одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства. Очевидно, созданные мастерами рукотворные изделия дороги сегодня для наших родителей как носители духовных ценностей, как хранители истории своей страны в настоящем. На второе место они выдвинули матрешку, как развивающую ребёнка игрушку. Ведь с помощью игрушки дети открывают для себя мир, постигают новое.


- Если матрешка – известная и популярная кукла, то должна быть в каждом доме, семье.

Но по данным опроса этот сувенир есть дома только у половины опрошенных в виде самой куклы, магнита, баночки под пряности и специи (67 чел.). Меня удивил такой результат.

Поэтому я решила обойти все магазины и киоски нашего города, чтобы найти в продаже матрешку. Мои усилия были не напрасны. В наших магазинах такой сувенир встречается, но не часто и найти его можно в специальных магазинах, сувенирных лавках. Но я думаю, этот факт не говорит, что матрешка мало популярна в нашем городе.

После долгих размышлений и разговора с мамой, я пришла к выводу, что о матрёшке знают все россияне и многие люди за границей, но это не значит, что она должна быть у каждого дома. А ещё я поняла, что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран.

А ещё, заметила, что на вопрос: «Есть у вас или когда-нибудь была в вашем доме матрешка?», чаще слышу в ответ: «Да, была» от людей более старшего поколения (взрослых людей, бабушек, дедушек). Интересно, почему так? Мама объяснила, что в начале XX века матрешку делали кустари (мастера на промыслах), в советское время ее поставили на промышленный поток. Тогда матрёшка потеряла свою ценность. Хотя в интернете я прочитала, что сейчас у матрёшки происходит «новое» рождение. «Она не потеряла свою значимость в современном мире, а наоборот стала еще популярнее. А по словам Людмилы Соловьевой, директора Музея матрешки и автора популярной книги «Матрешка» «… именно сейчас в жизни русского символа самый интересный период». Думаю, что эта игрушка в скором времени заполнит прилавки магазинов не только больших городов, но и сельских местностей, и вновь станет желанной гостьей в каждом доме» [14].

О популярности и почитаемости (важности, культурной ценности) деревянной куклы говорит и то, что народом созданы музеи матрёшки:

в Москве — в Леонтьевском переулке, д. 7 (фото 2). Первый в России - и в мире! В газете «Московский комсомолец» от 23 октября 2001 года в заметке «Матрена в экспозиции» сообщается об открытии в столице при Музее народного искусства в Леонтьевском переулке первого в мире Музея матрешки. Он расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор - Лариса Соловьёва - посвятила изучению матрёшек не один год. Она - автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. [14]. Фото 2.

в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижнем Новгороде ул. Б.Покровская, 70 - он собрал под своей крышей более 300 экспонатов (фото 3). Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи - те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее - метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая - размером всего с рисовое зерно! [17] Фото 3.

в Сергиевом Посаде (фото 4). Он расположен в семи минутах ходьбы от станции, в старинном красивом двухэтажном здании. Наряду с другим множеством экспонатов здесь представлены целые коллекции матрешек. Среди них и первая матрешка, расписанная известным художником С.В.Малютиным. Здесь можно ознакомиться с различными школами росписи: сергиево-посадской, семеновской, полхов-майданской и другими [13].

Фото 4.

Есть ещё музеи матрёшки и в Вознесенском, и в Калязине, только вот сведений в интернете о них я не нашла. Может быть, уговорю родителей съездить и самим всё увидеть.


^ Глава 2. Собирательная.


- Но меня интересовала кузнецкая матрёшка, которую в народе ещё называют кузнецким сувениром. Как она появилась? Кто её придумал? Почему она называется кузнецкой, а не русской матрёшкой, как другие матрёшки?

В интернете, к моему великому сожалению, кроме сообщения «промысел закрыт» ничего нет. Мама сказала, что на эти вопросы мне может ответить только тот, кто это придумал и создал – основатель промысла. Стали искать этого загадочного, но очень талантливого человека. Многих людей расспросили и, наконец-таки, нашли. В городе Новокузнецке живёт Людмила Ивановна Бендас, искусствовед, директор и основатель объединения народных промыслов «Творчество». Именно ей пришла идея создания кузнецкой матрешки, матрешки «живой», радостной и радующей всех, кто видел её хоть раз. Мы побывали у неё в гостях, и я задала ей мучающие меня вопросы (фото 5).

^ Фото 5. Бендас Л.И.

Вот что рассказала мне Людмила Ивановна:

«В городе в постперестроичное время (1990-е годы) появилась художница, расписывающая матрешки - Лариса Исайкина, архитектор. Она несколько лет жила в Севастополе и там научилась искусству росписи матрёшки. Через три месяца работы возле Ларисы оказалась Маргарита Даутова, закончившая СМИ, инженер по образованию, рожденный художником. Она начала писать матрешку по-особенному, в своём стиле. Конечно, кузнецкая матрешка не сразу родилась, но, думаю, достаточно быстро. Маргарита пришла в 1993-м году, а весной 1994-го мы уже выставлялись в Москве на выставке христиан-предпринимателей. Рядом были матрешки московская, загорская, семеновская. И наша была не хуже. Так и появилась наша Кузнецкая матрёшка (Новокузнецк раньше был Кузнецком – отсюда и название матрёшки)» (Приложение 1).


- Значит, Кузнецкая матрёшка совсем не похожа на другие матрёшки, которые называют русской матрёшкой?

Людмила Ивановна загадочно улыбнулась и выставила передо мной много разных матрёшек. Вот тебе наши – Кузнецкие красавицы. А в книжках да в Интернете, ты найдёшь и других матрёшек: семёновскую, загорскую, полхов-майданскую, и сразу всё сама поймешь.

Уже дома по совету Людмилы Ивановны я пересмотрела много книг и сайтов в Интернете. Чтобы лучше всё понять, данные записывала в таблицу (табл. 1).


^ Таблица 1.

Сравнительная таблица «Русская и кузнецкая матрёшки»

Параметры

сравнения

^ Русская матрёшка

Кузнецкая матрёшка

Идея.

Авторы

В 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.

С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показатель-ных мастерских В.П. Звездочкину уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии.

Людмила Ивановна Бендас – искусствовед, и основатель объединения мастеров народных промыслов «Творчество».

Талантливая и самобытная художница Маргарита Даутова творчески воплотила эту идею, вдохнув в деревянную Матрену жизнь и чувства, наделив каждую своей судьбой и неброской красотой.

Дата и место рождения

В 1902 году появилась первая русская матрешка.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, стала мастерская – магазин «Детское воспитание», который находился в Леонтьевском переулке, в доме № 7, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы Мамонтова.

Кузнецкая матрешка родилась в г. Новокузнецке Кемеровской области в середине 90 годов ХХ века.

Первые выставки

Мир впервые увидел матрешку на выставке в Париже в коллекции прикладного искусства. Наша Матрена очень понравилась европейцам за идею материнства и бесконечности жизни: мама родила дочку, дочка — дочку, и так до конца терпения художника.

Весной 1994-го, Москва, выставка христиан-пред-принимателей.

Выделялась своей необычной образностью.

Виды (типы) матрешек

Определяются по видам росписи, которая отражает черты определённого русского промысла:

1. Семеновская

2. Майданская

3. Загорская

4. Тверская

5. Вятская

Основные типы кузнецкой матрешки (в роспись вложены разные идеи её назначения):

  • матрешка-настроение,

  • матрешка-сувенирная,

  • матрешка-театр (коробейник),

  • матрешка-книжка

(Приложение 2).

Форма

Округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием.

Очень разнообразны по формам. Это матрешки-столбики, матрешки-кубышки, плотные и приземистые.

Внешние черты

Первая русская матрешка была выжжена по контуру, раскрашена гуашью и покрыта лаком.

Она была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнутого младенца.

У современных матрёшек овал лица с кудряшками волос. Брови, глаза, нос, рот намечаются черной тушью. Они одеты в сарафан и передник или фартук.

Одна из самых первых матрёшек «Хозяюшка» (М. Даутова) отличалась не «лицом», а изображением блюда в руках. «Хозяюшка» им гордится и любуется. На чёрном фоне блюда художница изобразила в своеобразной манере все виды садовых ягод. В росписи блюда можно узнать хохломские травы. (фото 6)


Заполняя таблицу, поняла, что матрешка – токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие. В быту чаще всего игрушка, изображающая девочку, в сарафане и платочке. Ее условная округлая форма имеет мягкие очертания и плавные переходы от головы к широкому туловищу с плоским устойчивым основанием. В игрушке замечена легкость круглящихся поверхностей, веселая игра бликов, красочная роспись и случайное обнаружение в полости игрушки двух, восьми, двенадцати и более фигурок-вкладышей. [2, 8]

Русская и кузнецкая матрёшки похожи. Имеют одинаковую форму куклы, материалом для её изготовления служит дерево (в основном липа), внутри каждой есть фигурки-вкладыши. Да и назначение у них одинаковое - матрёшка.

Но при этом каждая из видов русской матрёшки и кузнецкая матрёшка отличаются своей росписью (Приложение 3). Фото 6.


А анализируя публикации по данной теме, я заметила, что название видов матрешек зависит от места ее изготовления: Загорская - в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск), Семёновская - в Нижегородской губернии (ныне Горьковская область), а после Великой Октябрьской революции г. Семенов и в селах Семеновском районе, Полхов-майданская – с. Мериново и с. Полхов-Майдан. Мастерские авторской матрешки существуют ещё во многих городах России: в Калинине, Уфе Башкирской АССР, Йошкар-Оле Марийской АССР, Нолинске Кировской области, в Жлобине, Бресте и у нас в г. Новокузнецке Кемеровской области. [10, 73]


Сенсация!

Матрёшка имеет уже вековую историю! В 2012 году у русской матрёшки юбилей. Ей исполняется 110 лет. Да и у Кузнецкой матрёшки тоже круглая дата – 20 лет, как она появилась на свет (фото 7).

Фото 7.


- И, всё таки, - не унималась я, - в чем особенность вашей матрешки, Людмила Ивановна?

Наша матрёшка - это «не дородная купчиха, не столичная красавица, а искренняя, живая, добрая женщина, бабеночка даже, которую Маргарита назвала «провинциалкой» (Приложение 4). Мы из деревянной статичной куклы сделали ее живой, выразительной, динамичной (фото 8). Персонификация каждой куклы, наклон головки, подвижные ручки, выразительные глазки, ротик – все завлекает тебя. Кузнецкую матрешку называют «живой народец», потому что каждая из них - это персонаж нашей жизни. В Нижнем Новгороде на выставке нас спрашивали, откуда такая матрешка, и удивлялись, что из Сибири, из Новокузнецка. Как вы и сами видите, в наряде - многоцветность, без броской яркости, есть смысловая связь внутри «семьи».




Фото 8.

«Открытый Даутавой образ (фото 9), характер, специфическая манера письма, которую не спутаешь ни с городецкой, ни с посадской росписью, положили начало целой художественной школе» (Приложение 2.)

Фото 9.

Об этом же свидетельствует и искусствовед, главная хранительница музея изобразительного искусства г. Новокузнецка Ларина Л.Н.:

«…Образ нежной, застенчивой и трепетной девочки из провинции, способной радовать красоте незатейливого цветка, не диссонирует с реалиями времени, но возвращает человека к вечным ценностям добра и любви. Кузнецкая матрешка «подпитывается» и хохломскими и городецкими и другими видами росписей, но элементы этих росписей видоизменяются, проникают друг в друга, сливаются с сибирским видением декора, становятся порой совсем неузнаваемы.

В традиционной матрешке главную роль играет декор, чистый цвет при статичном лице и руках. В кузнецкой матрешке на первом план выходит лицо с его многообразной гаммой чувств: ручки, словно подыгрывают изменениям выражения лица, а цветовая гамма, наоборот, очень сдержанная (использование полутонов и оттенков, двойного мазка и растяжки цвета способствуют более тонкому раскрытию образа). Своеобразно решается фартук (с видами города, текстами песенок, потешек, лубочных картинок). При выполнении «сюжетных фартуков» верхняя часть матрешки как бы уходит на второй план, становится более статичной, и лишь легкое изменение оттенков не дает совсем уйти одушевленности из образа» (Приложение 3).

- Кузнецкая матрёшка искренняя, - продолжала Л.И. Бендас, - в ней присутствует провинциальная простота образов. А ещё у нас есть матрёшки с текстом (фото 10): именные, матрёшки-сказки и т.д. (Приложение 2).

Фото 10.


- Сколько матрешек вы придумали?

Матрёшки - это самое большое наше производство и самая большая коллекция. У нас 500 (пятьсот!) матрешек, а в каждой от трех до двадцати куколок (фото 11.).


Фото 11.

Наши матрёшки выставлялись на самых престижных международных выставках (фото 12). Кузнецкая матрешка есть в коллекциях всех сибирских музеев, а также в Москве в Музее матрешки (Приложение 4).

В подтверждение сказанному Людмилой Ивановной, дома я нашла среди документов о деятельности ООО «Творчество» «Отчёт о выставочной деятельности за 2000 г.» (Приложение 5). И это только за 1 год. А сколько же их было всего?..

Фото 12.

Оказывается, нашу матрёшку знают во многих городах мира. Интересно, а много ли кузбассовцев знают, что у нас есть своя матрёшка?

Вновь обратилась к данным анкеты. Оказалось, что о кузнецкой матрёшке слышали многие (52% опрошенных), но где изготавливают эту матрёшку знают лишь 24% (в основном это жители г. Новокузнецка), о родоначальнице промысла знают только 13% (предполагаю, что это люди, которые учились когда-то у Людмилы Ивановны или бывали в её ремесляной лавке). На вопрос «Когда зародился промысел Кузнецкая матрёшка» ответы были самыми разными и только 11% дали правильный ответ. Да! Данные неутешительные. Надо с этим что-то делать! Подумаю, посоветуюсь с взрослыми, может быть что-нибудь, и придумаем все вместе.


- Вы сказали, что у вас была своя школа. Расскажите о ней, пожалуйста.

Рассказывать об этом можно долго, Лучше я вам заключения профессиональных искусствоведов и отзывы СМИ покажу. И Людмила Ивановна с лёгкостью профессионала нашла в своём компьютере папку с официальными документами. Здесь были и отсканированные статьи из газет, журналов (Приложение 1, 4), и рукописные отзывы посетителей выставок, и заключения разных экспертов (Приложение 6). Ниже я приведу отрывок известного в 90-х годах XX в. искусствоведа, главной хранительницы музея изобразительного искусства г. Новокузнецка Лариной Л.Н. Он, по-моему, лучше всего рассказывает о работе ООО «Творчество».

«В 90-х годах на фоне экономических и политических перемен произошел всплеск национального самосознания во всех регионах страны. В России возрос интерес к так называемому «русскому стилю», к возрождению русских ремесел к выявлению местных особенностей культуры. В нашем городе инициатива возрождения русских народных ремесел родилась, что называется «снизу» и принадлежала она искусствоведу, бывшему музейному сотруднику, многие годы преподававшему МХК и эстету в ВУЗах и училищах города и просто очень деятельному человеку Людмиле Ивановне Бендас.

В 1992 году она с большим трудом создает ООО «Творчество», номинальным соучредителем которого на первом этапе было городское отделение культуры (тогда это была единственно возможная форма).

Основными целями ООО «Творчество» с самого начала стали:

  1. Возрождение и развитие народных художественных промыслов в Кузбассе.

  2. Осуществление совместной хозяйственной деятельности для удовлетворения потребностей населения в производимой продукции, услугах и реализации на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов учредителей и трудового коллектива.

На первом этапе деятельности для выявления одиночно работающих мастеров, Людмила Ивановна обратилась через городскую газету с предложением организовать выставку русских народных ремесел. Выставка эта состоялась в помещении МЖК «Дружный», поскольку не было своего помещения. 40 человек приняли в ней участие, среди них были три профессиональных художника декоративно-прикладного искусства: В. Берзин, Л. Якунина, Е. Башарина; для остальных творчество было всего лишь хобби. Выставка показала, что в городе имеется много самобытных мастеров вышивки, кружевоплетения, берестянщиков, но неизменно вставал вопрос об организации обучения людей основам народного изобразительного искусства.

Некоторые участники этой выставки стали первыми преподавателями общества. Уже в 1993 году Л.И. Бендас заключает договор с городским управлением занятости населения на обучение женщин основам народных промыслов. В «Творчество» стали обучать второй профессии самые социально-незащищенные слои населения: безработных, пожилых людей, инвалидов. Тогда не было еще отработанных методов обучения, но стала актуальна идея «арт-терапии» - психологической помощи людей, оставшихся без работы, живущим с ощущением сломанной судьбы. Оказалось в мире рукоделия, творчества, искусства (а художественное образование проводится здесь на серьезной основе: живопись, рисунок, композицию преподают члены СХ В. Добрычев, В. Берзин, А. Янковская) обучаемые обрели совершенно иной душевный настрой, новые ценности в жизни.

В 1998 году общество получило лицензию на образовательные услуги, а в 2001 году подтвердило ее. Дополнив новой профессией – «Художник-исполнитель в сфере народных художественных промыслов» для повышения квалификации по направлению центра занятости. Таким образом, «Творчество» стало как производственным, так и учебным центром.

В настоящее время в рамках общества действуют и активно развиваются следующие традиционные русские ремесла:

  • декоративная роспись по дереву;

  • ручная вышивка;

  • коклюшечное кружевоплетение;

  • роспись по ткани.

Здесь не только изучаются особенности народных промыслов – рисунок, язык узора, подробности технологии, но и создаются новые произведения искусства.

Один из первых педагогов росписи по дереву стали архитектор и художник Л.А. Исайкина (с 1992 по 1998 г.), приехавшая в город из Севастополя и имевшая школу росписи по дереву. Матрешки, расписанные ею, не были поточными, это были трудоемкие авторские работы. Одна из ее учениц – М.Л. Даутова, инженер по образованию, придя в общество по направлению биржи труда и пройдя курс обучения, становится впоследствии основоположницей нового стиля росписи - «Кузнецкая матрешка». Её 15-ти местная матрешка «Провинциалка» дала начало этому новому направлению в росписи, которое может впоследствии стать основой нового сибирского промысла.

Изделия М.Л. Даутовой теперь представлены в Москве в Музее русской матрешки, как авторские работы, они отмечены дипломами выставок и ярмарок.

Бывшая рабочая ЗСМК Н.П. Свиридова, после обучения по шестимесячной программе в «Творчестве», увлеклась Северо-Двинской и Мезенской росписями. Ныне она – главный художник «Творчества», замечательный методист, создатель авторских программ обучения Городецкому, Хохломскому, Мезенскому и другим стилям росписи, автор собственных оригинальных композиций. Работы Даутовой и Свиридовой участвовали в Первом Всероссийском конкурсе «Древо-2003» мастеров декоративной росписи по дереву в мае этого года в Нижнем Новгороде» (Приложение 4).

«В ней выросли в самостоятельных мастеров Татьяна Типясова, Алла Павловна Головко. А Надежда Петровна Свиридова, бывший строительный инженер-проектировщик, а ныне наш главный художник, нашла себя не только в традиционной, но и в северодвинской росписи. Расписанная ею в такой манере утварь (сундучки, шкафы, ушаты, бочки) украшение и гордость нашего музея» (Приложение 4).

- Почему вы о своей школе говорите в прошедшем времени?

Потому что на сегодняшний день она закрыта, промысел распался, - с грустью в голосе сказала Людмила Ивановна. – Не нужны мы городу, да и областным властям. А самим без поддержки продержаться очень трудно.




- У вас девять дипломов на стене (фото 13). Все за матрешку?

За все хорошее, - скромно улыбнулась Людмила Ивановна


Фото 13.

Вот на этом мы с Людмилой Ивановной Бендас и расстались. Ехала я домой и всё мысленно наш разговор вспоминала. Такие красивые, радостные, непохожие на других матрёшки, столько наград имеют, их знают во всём мире… И вдруг они не нужны!.. О них у нас простой народ мало что знает… Странно это. Непонятно и очень грустно. Мне захотелось всем-всем рассказать, что у нас в Кузбассе есть своя – Кузнецкая матрёшка.


^ Глава 3. Творческая.


Что мы и сделали вместе с моим классным руководителем.

Провели классный час «Кузнецкая матрёшка – символ Кузбасса», где я рассказала всё, что узнала о Кузнецкой матрёшке, показала много фотографий, сделанных самой у Людмилы Ивановны и из её архива.




А еще я выступила перед ребятами подготовительных и старших групп д/с № 31, 63, 65 (расположены недалеко от школы) с сообщением «Какая она кузнецкая матрешка» (фото 14).




Фото 14.

С разрешения воспитателей затем дети нарисовали своих матрешек и в уголке для родителей устроили выставку «Красавица матрешка» (фото 15).


Фото 15.

Вместе с одноклассницей Соней Путилиной организовали мастер-класс по росписи матрёшки. Я рассказала этапы росписи кузнецкой матрёшки (Приложение 7), а Соня познакомила с результатами своего исследования – природными красками. С их помощью мы и расписывали матрёшку (фото 16). Результат нашей совместной работы на фото 17.




Фото 16. Фото 17.





Потом организовали мастер-класс по изготовлению матрешки, используя различные технологии (фото 18).





Фото 18.

Вот только, к моему сожалению, матрёшки наши не были похожи на Кузнецкую! (фото 18.) Своими переживаниями, я поделилась с мамой. И она предложила позвонить Людмиле Ивановне, спросить совета.

Фото 19.

Наш разговор превзошёл все мои ожидания! Людмила Ивановна так обрадовалась звонку и моему рассказу о попытках сделать матрёшку (правда плоскую), что предложила провести с нами мастер-класс весной, по возвращении с очередной международной выставки! Этой новостью я поделилась с ребятами нашего класса. Они очень были рады познакомиться лично с таким легендарным человеком, да ещё и научиться расписывать настоящую деревянную Кузнецкую матрёшку (Людмила Ивановна пообещала привезти для нас болванки с Урала, где их вытачивают).


^ Интересный факт!

Несколько лет я занимаюсь танцами в Культорно-досуговом центре г. Киселёвска. Осенью 2011 года наш педагог Провоторова Г.И. поставила с нами танец «Русские матрёшечки», как-будто к юбилею! (фото 20)

Фото 20.


Заключение


Начиная своё исследование, я предположила:

  1. ^ Если матрешка – известная и популярная кукла, то она есть в каждом доме, семье.

В ходе исследования эта гипотеза не подтвердилась. Матрёшка есть в домах многих людей, о ней знают все россияне и многие люди за границей, но это не значит, что она должна быть у каждого дома. А ещё я поняла, что матрешка пользуется большим спросом в городах и тех местах, где развит туризм. Ведь именно здесь собираются гости из разных мест России и зарубежных стран.

^ 2. Если Кузнецкий сувенир называется матрёшкой, то он имеет схожие черты с русской матрёшкой.

Эта гипотеза нашла своё подтверждение и в беседе с основательницей промысла Людмилой Ивановной Бендес, и из информации в интернет-источниках и документах. Русская и кузнецкая матрёшки похожи. Имеют одинаковую форму куклы, материалом для её изготовления служит дерево (в основном липа), внутри каждой есть фигурки-вкладыши. Да и назначение у них одинаковое - матрёшка. Но при этом каждая из видов русской матрёшки и кузнецкая матрёшка отличаются своей росписью. Это уже подтверждение гипотезы № 3.Кузнецкая матрёшка имеет особенности росписи, отличающие её от русской матрёшки.

А вот гипотеза № 4. «Если в Кузбассе есть своя матрёшка, то она известна многим жителям Кемеровской области», к моему удивлению, не подтвердилась. Оказалось, что о кузнецкой матрёшке слышали многие, но где изготавливают эту матрёшку, кто родоначальнице промысла, когда он зародился, знают лишь в основном жители г. Новокузнецка

В газетных статьях, написанных о кузнецкой матрёшке и вообще о работе всего ООО «Творчество», нашла подтверждение гипотезе № 5 «Если русская матрёшка хранительница исконной русской культуры, то кузнецкая матрёшка хранит культуру Кузбасса». (Приложение 1, 4, 6) [4-9]


Итак, работа моя подошла к концу. Я узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой.

Теперь я знаю не только откуда пришла матрёшка в нашу страну, с какими событиями это было связано, какие матрешки первыми появились на Руси, по каким правилам ее изготавливают и расписывают, какая она была в прошлом и какая сейчас в настоящем, но и многое другое. Но главное я поняла, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки» [10]. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства.

Познакомилась с удивительным человеком, добрейшей женщиной, основательницей народного промысла Кузнецкая матрёшка Людмилой Ивановной Бендас. Она рассказала мне о своём детище, показала много разных матрёшек, фотографий, дипломов, документов их личного архива. А самое главное научила отличать нашу «местную» матрёшку от всех других русских матрёшек.


Для ответа на свои вопросы мне понадобились разные источники информации, поэтому я училась работать с источниками: книгами, газетными и журнальными статьями, документами в архиве, интернет-источниками. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получалось, это не страшно, ведь я только учусь.

Я научилась сравнивать, анализировать, классифицировать полученную информацию, при этом рассматривать разные точки зрения на один и тот же вопрос.

Ещё хочу отметить, что приобрела большой опыт работы по исследовательской деятельности:

  • научилась брать интервью, а потом его записывать грамотно;

  • составлять анкету, правильно формулируя вопросы;

  • проводить анкетирование не только среди своих сверстников, но и с ребятами-дошкольниками, взрослыми людьми;

  • использовать для проведения анкетирования сеть интернет

Я делаю первые шаги, поэтому было сложно собирать свои мысли воедино, делать соответствующие выводы, но считаю, что с этим справилась.

А ещё я учусь выступать перед «чужой» аудиторией. Среди одноклассников и друзей это сделать легче. Но у меня всё ещё впереди, поэтому надеюсь справиться со своим страхом и научиться уверенно доносить до слушателей информацию.


^ Перспектива исследования.

В нашем микрорайоне есть МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», где умелыми и заботливыми руками педагогов прикладного направления создан и успешно работает единственный в сибирском регионе музей декоративно-прикладного творчества (на базе учреждения дополнительного образования). Руководит им опытный методист Шипилова Людмила Александровна. С классным руководителем мы стараемся посещать все выставки и презентации, которые проходят там. Но среди его экспозиций я не встречала экспозиции, посвящённой кузнецкой матрёшке. Вот было бы здорово её организовать. А Людмилу Ивановну пригласить для проведения мастер-класса с педагогами.

Кроме того, из рассказа Л.И. Бендас я узнала, что её мастерицы занимаются и росписью по ткани, и расшивают русские рубахи, рушники и расписывают деревянные изделия, используя знания хохломских, семёновских, городецких мастеров. Можно было бы организовать и выставить эти экспозиции тоже. А я хочу дальше исследовать тему кузбасских промыслов, сотрудничая с Людмилой Ивановной и другими мастерами-ремесленниками нашего Кузбасса.

Из официальных документов мне стало известно ещё об одном увлечении коллектива ООО «Творчество» - коллекционирование. Они вели большую собирательную работу, в результате которой создали коллекцию предметов ДПИ. В ней насчитывалось более тысячи единиц хранения (это и образцы известных промыслов, и собственные изделия). Обязательно расспрошу об этом Людмилу Ивановну при встрече.

А свои исследования я обязательно продолжу. Следующая тема «Тайна кузнецкого рушника».


Источники информации


  1. Алексахина Н.Н. «Матрешка». Москва: «Просвещение», 1997. 58 с.

  2. Васин С. Страницы истории русской матрёшки. Журнал «Живописная Россия», № 4, 5 /2005

  3. Газета «Кузбасс», 21.10.2005 г.

  4. Газета «Кузнецкий рабочий», 04.05.2002 г.

  5. Газета «Кузнецкий рабочий», 04.09.2004 г.

  6. Газета «Кузнецкий рабочий», 22.02.1996 г.

  7. Газета «Кузнецкий рабочий», 27.01.1997 г.

  8. Газета «Кузнецкий рабочий», № 17, 09.02.2002 г.

  9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.

  10. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.

  11. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Москва: «ЭКСПО-пресс», 2007 г., с. 147

  12. Интернет-энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] //http://ru.wikipedia.org/wiki/Матрёшка (Дата обращения: 04.01.12 г.)

  13. История матрёшки [Электронный ресурс] //http://ma333.narod.ru/misk/history.htm (Дата обращения: 04.01.12 г.)

  14. История матрёшки [Электронный ресурс] //http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-44456.htm#dal (дата обращения: 24.12.11 г.)

  15. Матрёшка: история любимой русской куклы [Электронный ресурс] //http://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor/ (Дата обращения: 24.12.11 г.)

  16. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 118 с.

  17. Русская матрёшка [Электронный ресурс] //http://moikompas.ru/compas/matreshka (Дата обращения: 24.12.11 г.)



Приложение 1.

Газета «Франт» 15 июня 2000 года (г. Новокузнецк)


«Вы – настоящие!»





Слева направо: директор салона «Творчество Л.И. Бендас (г. Новокузнецк), посол Венгрии, представитель российского фонда культуры (г. Москва)


«Вы - настоящие!» - сказала глав­ная хранительниц Российско­го фонда культуры Ольга Землякова, ознакомившись с работами новокузнецких мастеров из объединения «Творчество». Такие слова дорогого стоят. Они означают, что берестя­ные куклы, матрешки, рушни­ки, которые творят наши умельцы, не поделки, не под­делки, не ширпотреб или суве­ниры, а произведения, имею­щие художественную цен­ность. Согласитесь, произвес­ти впечатление на столичных искусствоведов непросто, на специалистов Российского фонда культуры - тем более, ведь в Подмосковье сосредото­чены города, которые испокон веков были на Руси центрами народного творчества • Тор­жок, Тверь, Владимир, Рязань. И все же опытнейшие знато­ки, через руки которых про­шло великое множество твор­ческих работ, дали самую вы­сокую оценку мастерству на­ших с вами земляков.

Вот уж поистине: талант про­бьет себе дорогу. Как-то, буду­чи в Москве, директор объеди­нения Людмила Ивановна Бен-дас, преисполнившись решимо­сти и прихватив с собой матреш­ки и рушники, отправилась в Фонд культуры. После знаком­ства сотрудников фонда с рабо­тами Марины Даутовой и Татья­ны Еникеевой тут же последова­ло предложение об организации выставки в рамках программы «Культура вне границ», которая реализуется вот уже шестой год под патронажем Министерства иностранных дел, Российского фонда культуры, Министерства культуры. Коллекция работ на­ших мастеров была выставлена в Москве, в посольстве Венгрии. Надо сказать, что венгров отли­чает особое отношение к народ­ным ремеслам. У себя на роди­не они чтят и хранят свои тради­ции, с уважением относятся ко всему, что связано с фолькло­ром, и потому считаются подлин­ными его ценителями.

Итак, в посольстве, в рамках программы, был устроен празд­ник, в котором, наряду с новокузнечанами, участвовали солист Большого оперного теат­ра Владимир Маторин, ансамбль «Московская балалайка», фольклор­ный театр «Ладанка», фольклорный коллектив из Венгрии. Гостями праздника стали более трехсот представителей посольств разных стран -мексиканцы, финны, чехи, немцы и, что назы­вается, широкая культур­ная общественность. От­зывов, конечно, было не счесть. Самые эмоцио­нальные поступали, есте­ственно, от венгров, ко­торые открыли для себя, что в традициях наших народов много общего. Например, у них такой же любовью пользуются ра­боты по бересте (а зна­чительную часть этой коллекции составляли изумительные, выполненные с потрясающим вообра­жение мастерством, берестяные фигуры Виктора Халина). Новокузнечане передали в дар Российскому фонду культуры рушник, вышитый в технике двух­стороннего креста и отделанный кружевом многопарного коклю­шечного плетения. Уникальную вещь, на выполнение которой у Татьяны Еникеевой ушло два месяца! Плетя кружевной край, искусница одновременно рабо­тала на семидесяти восьми кок­люшках. Надо сказать, что спе­циалисты, искушенные в знании традиций исконно российской вышивки, особо отметили их пре­емственность. Действительно, у Татьяны, по-настоящему увле­ченной своим делом, осталось совсем немного неразгаданных секретов самой сложной древней вышивки. В дар фонду было передано и вышитое панно - оно изготовлено в технике «переви­ти» и белой строчки - с видом на Спасо-Преображенский собор и с подписью «Кузнецк, 1618 год». «Мы всегда будем дорожить ва­шим участием в деле сохранения и преумножения современной культуры, в исполнении первей­шего долга перед грядущими по­колениями россиян», - таков текст благодарственного письма, подписанного президентом Рос­сийского фонда культуры Ники­той Михалковым.

Конечно, высокая оценка их про­фессионализма и таланта дала новокузнецким умельцам огром­ный заряд, ощущение своей нужности и значимости, вдохновила на еще большее старание. Не секрет, что «дома» мастерам на­родных промыслов часто приходится страдать от пренебрежительного отношения к своему творчеству, отсутствия должной признания и поддержки. Так в жизни часто бывает. Зато теперь на новом, гораздо более высоком уровне открылись замечательны перспективы. Российский фон культуры заказал нашим маете рам два народных костюма, которые должны быть готовы к октябрю, - один из них останется в фонде, другой отправится на выставку в Ганновер. Трудиться над их выполнением будет Ольга Kayфман. Этот заказ стал результатом признания, которое получил hа выставке в посольстве костюм eе работы. |

Самое потрясающее в этой истории то, что товариществу мастеров народных промыслов «Творчество» всего восемь лет. За этот очень небольшой срок умельцы успели сделать фантастически много. Например, Марина Даутова - уже признанная в искусствоведении основоположница особого, кузнецкого стиля росписи матрешки. А вед восемь лет назад она, как и другие члены товарищества, увлеклась народными промыслами! благодаря... безработице! Марина Даутова - бывший инженер, как и Татьяна Еникеева, Татьяна Типясова. Мастер-методист по росписи матрешек Надежда Свиридова в прошлом штукатур-маляр. Вот уж верно: не знаешь, где найдешь, где потеряешь. За это время они не только сами овладели секретами мастерства, но и разработали методики профессионального обучения декоративной росписи по дереву, ручной вышивке. В области этим никто больше не занимается. 3а свои образовательные программы объединение «Творчество» не раз получало дипломы на разных конкурсах. Умельцы не собираются останавливаться в своем развитии. Они ездят на семинары в Москву, Нижний Новгород Новосибирск, выискивают нужную литературу, перенимаю опыт - чтобы радовать нас своими талантливыми работами, излучающими тепло рук и любовь сердец.


Елена МЕНЯЙЛОВА.


Приложение 2.

Типы Кузнецкой матрёшки




матрешка-настроение





матрешка-сувенирная


матрешка-театр (коробейник)




матрешка-книжка





Приложение 3.


Сравнительная таблица росписи разных видов русской матрёшки и кузнецкой матрёшки





Загорская

Майданская

Семеновская

Тверская

Вятская

Кузнецкая

Форма куклы

Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головки в тулово.

Разнообразны по формам: вытянутые одноместные матрешки-столбики, матрешки-кубышки, плотные и приземистые.

Преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой с покатыми плечиками.

Похожа на загорскую, но тело несколько заужено книзу, т.е. форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Она стройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища.

Традиционная округлая форма с покатыми плечиками, плоским донцем

Традиционная округлая форма с покатыми плечиками, плоским донцем

Очень разнообразны по формам: матрешки-столбики, матрешки-кубышки - плотные и приземистые и т.д.

Лицо

Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком.

Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью, обрамляются завитками кудрей и трилистниками цветистого розана.

Овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана

Чёлка на пробор, гладко уложенные волосы, коса. Глаза полукруглой формы с длинными ресницами.

Голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо завораживает и притягивает, настолько оно мило и приветливо

На первом план выходит лицо с его многообразной гаммой чувств: выразительные, круглые, с бликами-искорками глаза; ручки, словно подыгрывают изменениям выражения лица, а цветовая гамма, наоборот, очень сдержанная (ис-пользование по-лутонов и оттенков, двойного мазка и растяжки цвета способствуют более тонкому раскрытию образа).

Одежда

Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

Желтой краской покрывается верх игрушки, низ - зеленой или фиолетовой, вместо сарафана и передника - широкий овал, весь заполненный крупными «розанами», «колокольчиками», «яблочками» и кудрявыми листочками.

Овал, заменяющий перед ник, заполнен цветочной росписью. Образ бойкой нарядной девушки в цветастой шали и красивом переднике в яркой полушалке. А в руках держит узелок, корзину или цветы

У традиционной матрёшки на голове платок. Одета в сарафан и кофточку с пышными рукавами. На ней передник (фартук) полуовальной формы ярко расписан.

Современная матрёшка одета в зависимости от образа, придуманного художником.

На голове платок. Фартук является традиционным местом для изображения основного смыслового элемента росписи матрешки. В руках может держать какой-либо предмет

В зависимости от сюжета матрёшки.

Своеобразно решается фартук (с видами города, текстами песенок, потешек, лубочных картинок). При выполнении «сюжетных фартуков» верхняя часть матрешки как бы уходит на второй план, становится более статичной, и лишь легкое изменение оттенков не дает совсем уйти одушевленности из образа.

^ Сюжет

матрешки

В образах первых загорских матрешек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков, жениха с невестой, а также героев сказок, басен и даже исторических событий.

Перво-наперво мастера выводят на каждой матрёшке свои любимые большие розово-малиновые цветы шиповника. Такие же, какие растут перед их домами.

Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки.

Художники передают в рисунке исторические образы; из-под их кисти появляются знакомые персонажи: пастушок Лель, Снегурочка, царевна Несмеяна и др.

Исторические образы

Образ нежной, застенчивой и трепетной девочки из провинции, способной радовать красоте незатейливого цветка.

Каждая матрёшка - новый сюжет: сказки, былины или придуманной истории.

Кузнецкая матрешка «подпитывается» и хохломскими и городецкими и другими видами росписей, но элементы этих росписей видоизменяются, проникают друг в друга, сливаются с сибирским видением декора, становятся порой совсем неузнаваемы.



Приложение 5.

Газета «Губернские ведомости» 20.03.2002 г.


^ ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ КУЗНЕЦКИХ МАТРЁШЕК

НОВОКУЗНЕЦКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ

И МАСТЕРОВ НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА "ТВОРЧЕСТВО"

О^ ТМЕЧАЕТ ПЕРВЫЙ БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ

Десять лет назад в городском управлении культуры возникла идея - создать свой салон художественных промыслов. Однако Людмила Ивановна Бендес, кому было поручено воплотить идею в жизнь, недаром профессиональный искусствовед. Она полностью творчески переработала затею городских властей. И, как показывают прошедшие с того момента 10 лет, оказалась совершенно права.



- С самого начала мысль о салоне показалась мне ущербной. Наш город настолько дискриминирован тяжелой промышленностью, что твор­ческий человек в нем всегда выглядел белой вороной, не от мира сего. Женщина у вагонетки в красном жилете поверх ватника в краю угля и металла постоянно вызывала мой протест. Назначение женщины, я уве­рена, в том, чтобы творить вокруг себя красоту, уют. Вот почему первая выставка "Творчества" имела целью выявить в городе художников, ко­торые способны овладеть народными промыслами. И нам повезло. При­ехавшая из Севастополя Лариса Исайкина переняла там навык росписи матрешки. Она стала первым нашим сотрудником. А спустя три месяца в партии безработных, которые пришли сюда по линии Управления заня­тости овладевать навыками новых профессий, оказалась Маргарита Даутова. Бывший инженер-металлург, она стала автором Кузнецкой мат­решки, которую сегодня знают в Москве, Абхазии, Китае, Швеции, Фин­ляндии, Ганновере. Это не дородная купчиха, не столичная красавица, а искренняя, живая, добрая женщина, бабеночка даже, которую Маргари­та назвала "провинциалкой". Открытый Даугавой образ, характер, специфическая манера письма, которую не спутаешь ни с городецкой, ни с посадской росписью, положили начало целой художественной школе. В ней выросли в самостоятельных мастеров Татьяна Типясова, Алла Пав­ловна Головко. А Надежда Петровна Свиридова, бывший строительный инженер-проектировщик, а ныне наш главный художник, нашла себя не только в традиционной, но и в северодвинской росписи. Расписанная ею в такой манере утварь (сундучки, шкафы, ушаты, бочки) украшение и гордость нашего музея.

Не так давно по телевидению показали, как Российскому фонду куль­туры вручают в дар иконы XVI века. Их несли на рушниках, выполнен­ных мастерицами "Творчества". В Москве о них узнали благодаря выс­тавке, которая прошла там по случаю двухтысячелетия христианства. О рушниках Татьяны Еникеевой, Ольги Кауфман, Ольги Дмитриевны Петро­вой так и сказали: "Это не поделка и не подделка. Это - настоящее". Мастерицы передали свои изделия в дар фонду. А в ответ получили бла­годарственное письмо из рук его председателя Никиты Михалкова: "Мы всегда будем дорожить вашим участием в деле сохранения и приумно­жения богатства культуры. В исполнении первейшего долга перед гря­дущими поколениями". И все это правда.

За эти десять лет существования "Творчества" новые профессии рос­писи по дереву, вышивки, кружевоплетение получили двести новокузнечан со статусом "безработный". Все они обрели не только официаль­ный диплом, но и реальный способ профессионально зарабатывать на хлеб. Пусть не всегда с маслом, зато гарантированно. Школы ремесел, которые посещают дети и взрослые, пополнились недавно еще одной -студией батика, или росписи по ткани, Александры Янковской. А создан­ный при товариществе музей "Творчество" каждый месяц обновляет выставки, знакомя горожан с традициями жостовских, хохломских мас­теров росписи, нижнетагильских ткачей, создателей богородской игруш­ки, томскими и кемеровскими создателями берестяных изделий.

Культ рукотворного труда, созданный здесь, подвигает мастеров на личные достижения. Так, вышивальщица Лидия Михайловна Казачкова освоила редкую датскую вышивку "хэдэбо". А ее коллега Татьяна Солодко полтора месяца расшифровывала по фотографиям этнографического музея в Шушенском старинную, забытую технику ручной цветной перевити XV века. Первый рушник, сделанный ею в этой восстановленной и возвращенной к жизни манере рукоделия, тоже хранится теперь в музее "Творчество".




Что же касается обаятельной и лукавой кузнецкой «Провинциалки» то она нарасхват. Особенно полюбили ее американцы. Шлют заказ семейные коллекции матрешек, причем с особыми пожеланиями, велели, например, матрешку одного из членов семьи - молодого парня проходящего сейчас службу в американской армии, нарядить в русский китель. А художница Татьяна Типясова как раз сейчас выполняет большой заказ для новосибирской фирмы, которая имеет 28 филиалов в разных городах страны. Поэтому и матрешек будет двадцать восемь. Самая крупная - 60 сантиметров, самая маленькая - семь. Вот вам и "Провинциалка" - с мировой пропиской.
^

Артем ДОБРЫЙ






Приложение 5.

Отчет о выставочной деятельности за 2000 г.


Составил: гл. хранитель Крыжевских Е.В.


За 2000 год в галерее “Творчество” состоялось 9 выставок:

  • Фотовыставка “Мой мир земля”.

  • Выставка “Анималистический жанр в русском фарфоре 1950-х годов 20 века”

  • Выставка современного рукоделия “Изящные ремесла”.

  • Выставка “Пасхальный вернисаж”.

  • Выставка “Художественные промыслы России и Сибири”.

  • Выставка “Радуга из лоскутков”

  • Персональная мини-выставка В.А. Григорьева.

  • Персональная мини-выставка Е Гуделенкова г. Нижний Новгород

  • Персональная мини-выставка Т. Лось г. Прокопьевск


В 2000 году ООО “Творчество” приняло участие в 10 выставках:

  • Выставка «Дизайн. Интерьер»

  • Выставка “Садоводничество”

  • Выставка “Продсервис”.

  • Выставка «Уголь России и Майнинг 2000».

  • Выставка «Сибирский форум»

  • Выставка «Новогодняя распродажа»

  • Выставка в Венгерском Посольстве г. Москва «Культура вне границ»

  • Российский фонд Культуры г. Москва

  • Выставка в г. Гановере «Кузнецкая матрешка»

  • Выставка в г. Гановере «Узоры русских рушников».

  • Выставка коклюшечных изделий «Перезвон». Диплом за участие в конкурсе изделий с коклюшечным кружевом «Перезвон» в номинации «Изделия из интерьера».

  • Республика Алтай «Рок-фестиваль 2000»

  • Выставка художественных промыслов.



Приложение 6.

Заключение эксперта

Деятельность ООО «Творчество»

по возрождению и развитию народных промыслов в Кузбассе


Сложилось так, что в городе Новокузнецке, крупном промышленном металлургическом и угольном центре с населением более 600 тысяч человек, к настоящему времени не сохранилось устоявшихся традиционных художественных промыслов и ремесел подобных Хохломе, Гжели, Семенову. Безусловно, в прошлом они у нас существовали, о чем свидетельствуют многочисленные археологические, этнографические и письменные источники. Бурный поток глобальных исторических событий и перестроек XX века начисто смел все их следы. Городские власти не утруждали себя заботами о создании условий для восстановления художественных промыслов, выставки самодеятельных художников были суррогатом того, что называют «народным художественным творчеством».

В 90-х годах на фоне экономических и политических перемен произошел всплеск национального самосознания во всех регионах страны. В России возрос интерес к так называемому «русскому стилю», к возрождению русских ремесел к выявлению местных особенностей культуры. В нашем городе инициатива возрождения русских народных ремесел родилась, что называется "снизу" и принадлежала она искусствоведу, бывшему музейному сотруднику, многие годы преподававшему МХК и эстету в ВУЗах и училищах города и просто очень деятельному человеку Людмиле Ивановне Бендас.

В 1992 году она с большим трудом создает ООО «Творчество», номинальным соучредителем которого на первом этапе было городское отделение культуры (тогда это была единственно возможная форма).

Основными целями «Творчество» с самого начала стали:

  1. Возрождение и развитие народных художественных промыслов в Кузбассе.

  2. Осуществление совместной хозяйственной деятельности для удовлетворения потребностей населения в производимой продукции, услугах и реализации на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов учредителей и трудового коллектива.

На первом этапе деятельности для выявления одиночно работающих мастеров, Людмила Ивановна обратилась через городскую газету с предложением организовать выставку русских народных ремесел. Выставка эта состоялась в помещении МЖК «Дружный», поскольку не было своего помещения. 40 человек приняли в ней участие, среди них были три профессиональных художника декоративно-прикладного искусства: В. Берзин, Л. Якунина, Е. Башарина; для остальных творчество было всего лишь хобби. Выставка показала, что в городе имеется много самобытных мастеров вышивки, кружевоплетения, берестянщиков, но неизменно вставал вопрос об организации обучения людей основам народного изобразительного искусства.

Некоторые участники этой выставки стали первыми преподавателями общества. Уже в 1993 году Л.И. Бендас заключает договор с городским управлением занятости населения на обучение женщин основам народных промыслов. В «Творчество» стали обучать второй профессии самые социально-незащищенные слои населения: безработных, пожилых людей, инвалидов. Тогда не было еще отработанных методов обучения, но стала актуальна идея «арт-терапии» - психологической помощи людей, оставшихся без работы, живущим с ощущением сломанной судьбы. Оказалось в мире рукоделия, творчества, искусства (а художественное образование проводится здесь на серьезной основе: живопись, рисунок, композицию преподают члены СХ В. Добрычев, В. Берзин, А. Янковская) обучаемые обрели совершенно иной душевный настрой, новые ценности в жизни.

В 1998 году общество получило лицензию на образовательные услуги, а в 2001 году подтвердило ее. Дополнив новой профессией – «Художник-исполнитель в сфере народных художественных промыслов» для повышения квалификации по направлению центра занятости. Таким образом, «Творчество» стало как производственным, так и учебным центром.

В настоящее время в рамках общества действуют и активно развиваются следующие традиционные русские ремесла:

  • декоративная роспись по дереву;

  • ручная вышивка;

  • коклюшечное кружевоплетение;

  • роспись по ткани.

Здесь не только изучаются особенности народных промыслов – рисунок, язык узора, подробности технологии, но и создаются новые произведения искусства.

Один из первых педагогов росписи по дереву стали архитектор и художник Л.А. Исайкина (с 1992 по 1998 г.), приехавшая в город из Севастополя и имевшая школу росписи по дереву. Матрешки, расписанные ею, не были поточными, это были трудоемкие авторские работы. Одна из ее учениц – М.Л. Даутова, инженер по образованию, придя в общество по направлению биржи труда и пройдя курс обучения, становится в последствии основоположницей нового стиля росписи - «Кузнецкая матрешка». Её 15-ти местная матрешка «Провинциалка» дала начало этому новому направлению в росписи, которое может впоследствии стать основой нового сибирского промысла. Образ нежной, застенчивой и трепетной девочки из провинции, способной радовать красоте незатейливого цветка, не диссонирует с реалиями времени, но возвращает человека к вечным ценностям добра и любви. Кузнецкая матрешка «подпитывается» и хохломскими и городецкими и другими видами росписей, но элементы этих росписей видоизменяются, проникают друг в друга, сливаются с сибирским видением декора, становятся порой совсем неузнаваемы.

В традиционной матрешке главную роль играет декор, чистый цвет при статичном лице и руках. В кузнецкой матрешке на первом план выходит лицо с его многообразной гаммой чувств: ручки, словно подыгрывают изменениям выражения лица, а цветовая гамма, наоборот, очень сдержанная (использование полутонов и оттенков, двойного мазка и растяжки цвета способствуют более тонкому раскрытию образа). Своеобразно решается фартук (с видами города, текстами песенок, потешек, лубочных картинок). При выполнении «сюжетных фартуков» верхняя часть матрешки как бы уходит на второй план, становится более статичной, и лишь легкое изменение оттенков не дает совсем уйти одушевленности из образа.

Изделия М.Л. Даутовой теперь представлены в Москве в Музее русской матрешки, как авторские работы, они отмечены дипломами выставок и ярмарок.

Бывшая рабочая ЗСМК Н.П. Свиридова , после обучения по шестимесячной программе в «Творчестве», увлеклась Северо-Двинской и Мезенской росписями. Ныне она – главный художник «Творчества», замечательный методист, создатель авторских программ обучения Городецкому, Хохломскому, Мезенскому и другим стилям росписи, автор собственных оригинальных композиций. Работы Даутовой и Свиридовой участвовали в Первом Всероссийском конкурсе «Древо-2003» мастеров декоративной росписи по дереву в мае этого года в Нижнем Новгороде.

Директор Общества Людмила Ивановна Бендас надеется на то, что в будущем сложится и местный стиль коклюшечного кружевоплетения. Многопарному плетению – самому трудоемкому виду этого ремесла – отдают здесь предпочтение; их рушники, выполненные в этой технике хороши с обеих сторон. О высоком уровне их мастерства свидетельствует тот факт, на Всероссийской выставке в честь 2000-летия христианства из семи рушников вошедших в экспозицию, два – произведения новокузнечанок Т. Еникеевой и О. Кауфман.

Главным направлением деятельности общества является образовательное, т.е. получение второй специальности «художник-исполнитель в сфере народных художественных промыслов» с указанием специализации: роспись по дереву, ткани, кружевоплетение, вышивка и повышение квалификации. Курс обучения – 10 месяцев по следующим дисциплинам: МХК, живопись, рисунок, композиция, основы традиционных русских художественных промыслов. По всем направлениям лицензированные авторские программы, отмеченные дипломами на выставках-ярмарках «Современное образование» в Новокузнецке и Новосибирске.

За период с 1993 по 2003 год 340 человек получили здесь второе образование (31 человек в год) «Творчество» проводит ежегодные практические семинары для преподавателей институтов, училищ, школ и дополнительного образования.

Общество ведет обширную выставочную деятельность. За период с 1997 по 2003 год «Творчество» сумело организовать в своих залах 60 выставок декоративно-прикладного искусства и принять участие в 58 выездных городских, областных, региональных, всероссийских и международных выставках. Выездные выставки интересны, зрелищны, наполнены по содержанию. Достаточно назвать выставку «Мир тепла красок и радости» в Новокузнецком художественном музее, где было представлено более тысячи работ общества, демонстрирующие различные направления их деятельности.

Помимо выставочной деятельности ООО «Творчество» ведет активную собирательную деятельность. Коллекция предметов ДПИ у них насчитывается более тысячи единиц хранения (это и образцы известных промыслов, и собственные изделия). В настоящее время в нашем городе и регионе «Творчество» является, наряду с художественным музеем, центром развития, популяризации декоративно-прикладного искусства и центром обучения основам русских традиционных ремесел.


Искусствовед Ларина Л.Н.

Главный хранитель

музея изобразительных искусств

г. Новокузнецк


Приложение 7.

Журнал «Народное творчество № 2 2004 г.










Скачать 483.45 Kb.
оставить комментарий
Громова Ирина
Дата22.03.2012
Размер483.45 Kb.
ТипСтатья, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх