Сергиев Посад город мастеров. Сергиев Посад : Весь Сергиев Посад, 2000. 24 с icon

Сергиев Посад город мастеров. Сергиев Посад : Весь Сергиев Посад, 2000. 24 с


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Экскурсионная программа: Дмитровский кремль, Борисоглебский монастырь. Переезд в Сергиев Посад...
Программа тура: 1 день 08-30 Сбор группы в Москве...
Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад...
Учебное пособие для студентов 3 класса Сергиев Посад...
Учебное пособие для 4 класса семинарии Сергиев Посад...
Москва Сергиев Посад Александров Суздаль Владимир Боголюбово Ростов Великий (3 дня/2 ночи)...
Сергиев Посад Переславль Залесский – Ростов Великий – Мышкин – Углич – Ярославль – Кострома –...
Выпуск III. Сергиев Посад. 2000...
Отчет о самообследовании сергиев Посад...
Методическое пособие по оформлению курсового проекта Сергиев Посад...
Москва-сергиев посад-переславль залесский-ростов великий-кострома-иваново-ярославль-владимир...
Учебное пособие для 2 студентов класса Сергиев Посад...



Загрузка...
скачать

«ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ»

Абрамцево-кудринская резьба




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Сергиев Посад - город мастеров.- Сергиев Посад :Весь Сергиев Посад, 2000.- 24 с.

  2. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву.- М.: Лёгкая промышленность, 1983.- С.19-21

  3. Уткин, П.И.;Королёва, Н.С. Народные художественные промыслы.- М.: Высшая школа, 1992.- С.15-16

  4. Хотьково.Очерки истории земли Радонежской/авт. и сост.Н.Н.Соловьёв. -Сергиев Посад:Весь Сергиев Посад, 2004.- 155-185

  5. http://hotkovo.net.ru/main.php?id=215

  6. Фотографии экспонатов из собрания (Государственного-историко-художественного и литературного музея-заповедника) ГИХиЛМЗ «Абрамцево». Историко-краеведческого отдела сделаны гл. библиографом библиотеки им.А.С.Горловского - Грачёвой И.В.



Директор краеведческого музея Грушко А.А. показывает экскурсантам самое первое изделие , которое делали мальчики на первом году учёбы в столярной мастерской.( "бабий ящик".)


По завершению учёбы, каждому мальчику выделяли ВЕРСТАК для работы СМ ФОТО DSCOO23O


^ Благодарственное письмо Е.Г.Мамонтовой СМ ФОТО DSCOO233




Н а ч а л о (вступление)

Деятельность абрамцевской учебной мастерской в конце ХIХ – начале ХХ вв. явилась определяющей в развитии кустарных занятий жителей Абрамцева и его окрестностей селений. Из её стен вышла не одна сотня талантливых столяров и резчиков. Мысль основателей мастерской Е.Г.Мамонтовой и Е.Д.Поленовой – «подхватить ещё живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться» - сегодня претворяется в жизнь усилиями учащихся и мастеров Абрамцевского художественно- промышленного колледжа им.В.М.Васнецова.


^ Абрамцево-кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву. Ведёт начало от мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сёл Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда и т. д.) с преимущественно плоскорельефной А. р. (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и с полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же — Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов А. р.). Среди лучших мастеров А. р. — В. П. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и др.

 
^

Абрамцево-Кудринская резьба

Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные письменные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бокалы для карандашей) изготавливаются в городе Хотьково (Московская область).


Основой мотив орнамента -- растительный в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Называется такая резьба абрамцево-кудринской. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла .в конце XIX века. Одним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворноcков.

Для изготовления изделий мастера используют древесину липы, реже - березы. После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, и несложным инструментом - стамесками, резцами и напильниками - мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Для кудринской резьбы характерен плоский рельеф, почти целиком закрывающий фон, везде одинаковой высоты. После резьбы поверхность изделия зачищают шкуркой, покрывают темными протравами, что дает мягкую гамму оттенков - от бледно-желтых до темно-коричневых. Затем поверхность покрывают бесцветным прозрачным лаком или полируют до блеска. Яркий блеск выпуклых частей рисунка и темные углубления подчеркивают резной рельеф, игра света и тени и блеск полированных поверхностей придает изделиям неповторимую прелесть.

На рубеже XIX-XX-го веков тысячами пудов везли игрушки в столицы, на ярмарки, отправляли в десятки стран, завоевывая на выставках престижные награды. Поражает обилие и разнообразие игрушек: резная, токарная, столярная, из папье-маше, комбинированная из ткани, бумаги и фарфора. К концу XIX века изготавливали сувениры и бытовые изделия - шкатулки, стаканчики, вазочки, расписанные и позолоченные, мебель. Учебно-производственные мастерские, открытые в 1891 . стали украшать изделия росписью с выжиганием и позолотой.

Сергиевская мастерская стала крупным центром художественной обработки дерева. Здесь работали не только местные столяры и резчики, иконостасчики. Привлекались мастера из известных центров русской деревообработки. Среди них ведущие резчики фигурной объемной резьбы из Тотьмы, семеновские ковшечники, нижегородские ложечники, не только подмосковные - подольские (то есть Бабенские), но и тамбовские (скорее всего, из ныне прославленного Полховского Майдана) токари.

Е.Г. Мамонтова. По ее инициативе создана школа для крестьянских детей и столярная мастерская



^ СМ. ФОТО DSCOO232

В значительной степени ориентировались на достижения талашкинской мастерской в Смоленске (по рисункам С.В. Малютина), использовали абрамцевские образцы. По проектам художников Кустарного музея Н.Д. Бартрама, Н.Я. Давыдовой, Вл. И.Соколова, Е.Г. Теляковского выполняли заказы на иконостасы, мебель, ларцы, шкатулки, резнодолбленые изделия.

Мощный спрос на резные изделия способствовал поискам несложной в исполнении, но эффектной декоративной резьбы, обогащенной разными видами цветных отделок. Она должна стать универсальной в применении и сохранять определенное стилистическое единство. Её технические и художественные приемы должны были соответствовать разнообразию изделий, столярных, токарных, резнодолбленых, и удовлетворять строгим техническим требованиям рынка. Во главе этого эксперимента оказался резчик В.П. Ворносков (1876 - 1940), ^ СМ, ФОТО DSCOO219заложивший основы нового типа плоскорельефной резьбы XX века, названной впоследствии абрамцево-кудринской.

Совершенно естественно абрамцево-кудринская резьба как вид русской резьбы по дереву могла возникнуть в последней трети XIX века как один из результатов многогранной деятельности знаменитого Абрамцевского кружка, как результат поиска современного стиля, соответствующего художественным представлениям человека конца прошлого столетия.

В 70-е годы патриотически-настроенная интеллигенция шла в народ. Сложившийся в Абрамцеве благодаря незаурядной личности С.И. Мамонтова художественный кружок объединил ярких представителей творческой молодежи. Многие театральные и художественные начинания его участников положили начало крупным явлениям русского театрального и изобразительного искусства. Но поистине революционными стали начинания в области декоративно-прикладного искусства.

Легендарной точкой отсчета стала находка в соседней деревне Репихово резной доски, что принесли летом 1882 года И.Е. Репин и В.Д. Поленов. На широкой подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега вырезаны ягоды и розетки. Причем крупные ягоды смотрят вниз, а розетки - солнышки в окружении лапчатых листочков - вверх. Выразительная и лаконичная по композиции работа типична для средней России. Формы орнамента и четкость силуэтов рассчитаны на рассмотрение издалека. Но в архаичном узоре виден не столько резчик - монументалист, сколько мастер-ремесленник, имеющий дело с предметами небольшого размера. В простых технических приемах и лаконичной фактуре геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углубленности подобранного резцом фона чувствуются характерные особенности будущей абрамцево-кудринской резьбы.

Первый этап художественного образования и воспитания кустарей-резчиков тесно связан с созданием Е.Г. Мамонтовой столярной и резной мастерской в Абрамцеве (1884- 1895).

Е.Д. Поленова, художественный руководитель и педагог столярной мастерской



^ См. фото DSCOO214

С 1884 года в этой мастерской обучали крестьянских мальчиков. С 1885 г. в ней художественным руководителем работала художница Е.Д. Поленова, собирательница произведений народного искусства. Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Воспитательная и педагогическая деятельность Абрамцевских мастерских являлась своеобразной системой, где этнопедагогика освящала воспитание профессионального с широким художественным кругозором ремесленника.

Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, раскрывая красоту окружающей природы, открывали детям мир удивительной гармонии. Настойчивое обращение к народному быту, знакомство с красивой традиционной утварью - резным и расписным деревом, вышивкой, ткачеством, гончарными изделиями - заставляли учеников по-новому смотреть и на собственный сельский дом, и на свое повседневное окружение. Так создавалась положительная эмоционально-психологическая атмосфера интереса и любви к народному искусству. Для каждой задуманной вещи приучали делать проект, в котором учитывалось её назначение, определялись тонкости конструктивного решения. Декоративное оформление всегда обладало самоценностью, так как его изменение могло кардинально изменить образ предмета.

Высокую планку требований к квалифицированному резчику мальчики преодолевали на практических занятиях. Особенно ценилось мастерство исполнения, когда каждая часть украшенного резьбой предмета, даже не видимая сразу, должна быть чисто сработанной. Базовый уровень профессиональной грамотности в атмосфере благожелательной требовательности был достигнут относительно быстро. Ученики стали делать, как взрослые настоящие вещи. Здесь формировалось их мировоззрение художника-мастера.

Наши современники высоко ценят духовную сторону деятельности Абрамцевского кружка, которая по сути смогла создать особую культурную ситуацию в районе нового промысла, как базу для возникновения и дальнейшего роста очага русской художественной культуры.

Е.Д. Поленова готовила резчикам проекты. За десять лет (1885-1894) ею было создано более ста разработок мебели и отдельных предметов. Ориентация на вкус городского современника позволила создать особый характер абрамцево-кудринской резьбы. Изделия мастерской: мебель, шкатулки, полки, аптечки, пеналы - выполнялись в модном "русском стиле". На формирование его абрамцевской разновидности сказались тонкие наблюдения Е.Д. Поленовой, обнаружившей в русской народной резьбе редкое в мировом искусстве сочетание геометрических и растительных узоров. В декоративной резьбе по дереву преобладает геометризация отдельных мотивов - цветов, листьев, деревьев, и стойкое сохранение их симметричности, как в архаических языческих композициях. Резной и подкрашенный народный орнамент в работах Е.Д. Поленовой крупнее своих народных прототипов. Увеличивая масштаб изображений, художница тем самым обращала внимание зрителя на резные диски с расходящимися лучами-сияниями, на мягкие пластичные движения растительного узора, простую фактуру резного рисунка, покрывающего поверхность мотивов.

Выпускники и учащиеся абрамцевской столярной мастерской. В центре - портрет Е.Г. Мамонтовой



В обучении резному делу обращает на себя внимание так называемый "бабий ящик". ^ См. фото в начале!!!Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки, был приспособлен к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось чисто выполнить: на торцах - по одному квадрату "с сияниями", на боковых стенках - по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной трехгранновыемчатой резьбы, что украшают боковые стенки до сих пор создающихся сергиево-посадских шкатулок "с выжигом". Резьба в них, конечно, стала разнообразнее. Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с "колонкой". Этот подвесной шкафчик - своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе.

Хороший спрос на изделия способствовал распространению промысла по окрестным селениям. Сами мастера начала XX века, то есть спустя двадцать лет после создания мастерских, полностью оценили замечательный вклад мамонтовского кружка в развитии местного резного промысла.

Благодаря грамотной постановке дела резьба быстро укоренилась в Абрамцеве и в окружающих деревнях. Из-за оригинальности и особой, легко узнаваемой "стильности" интерес к произведениям местных мастеров стал проявляться за пределами России. Проводниками этого стиля были мастера, скромно называвшие себя кустарями: Петр и С. Горбачевы, Степан и Алексей Макаровы, Иван и Дмитрий Кузьминых, Егор Конторин, мизаил и Иван Широковы, Гавриил Сергеев, Василий, Михаил и Иван Ворносковы, Алексей Федин, Николай Грязнов, Василий Беззубкин, николай Торбин, Василий Романов, Иван Проворнов.

Однако подлинным создателем художественного направления местной резьбы стал Василий Петрович Ворносков (1876-1940). С раннего детства он жил в творческой атмосфере Абрамцевского кружка. Самый способный выпускник и, как впоследствии оказалось, хороший менеджер, попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. До этого паренек из деревни Кудрино уже четыре года учился в школе грамоты Е.Г. Мамонтовой.

Кустари-резчики. Стоят (слева направо): В.П. Ворносков, М.П.Ворносков, В.И.Хрустачев. Сидят: А.Хрустачев, Н.А. Александров, К.И. Хрустачев, Н.И.Рыжов



В мастерской он провел всего три года. Но они были очень плодотворными, насыщенными необходимой резчику информацией, раскрывающей волшебный мир народного искусства, дающими базисный уровень профессиональной грамотности. Мальчики знакомились с искусством резьбы на подлинных памятниках в специально созданном кабинете образцов, который сами организаторы гордо называли музеем. Переворот в сознании Василия Ворноскова произошел, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, "домашней" геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств - ткачеством, плетением и ручной вышивкой. Уйдя в 1890 году из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в деревне Кудрино. Резные деревянные изделия - шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских и уже восприняли некоторые особенности сергиевских.
^

Художественные ремесла и промыслы Радонежья


Свидетельством организаторских способностей и высокого авторитета как мастера резьбы может служить рост его влияния на складывающийся художественный промысел. В тридцать лет - время творческого расцвета, мастер создал в Кудрине (1906) учебную мастерскую, которую закончило 30 мастеров. Те в свою очередь организовали собственные артели в своих деревнях. Эта была главная, вторая волна подготовки мастеров и окончательного утверждения промысла абрамцево-кудринской резьбы как самобытного явления народного искусства Подмосковья. 900- е годы - время формирования В.П. Ворносковым собственного характера резьбы. Введенный им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углубленным, нередко фактурно разделанным "канфаренным" (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы. Её обогатили простые и остроумные способы отделки - протравы морилками разных оттенков, от темно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту "кудринка" присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире. Их собирает в компактные группы непрерывное, волнообразное движение растительных побегов. Некоторые видят безусловное родство искусства абрамцево-кудринской резьбы с кистевой росписью, прежде всего с хохломской. Самое главное у них - сходное понимание поверхности предмета как единого декоративного простора. Покрывающий её растительный узор, подчиняясь пластике формы, все-таки по-своему её организует. В токарных и резнодолбленых - он подчеркивает сочные объемы круглящихся поверхностей. В столярных смягчает их жесткую конструктивность, перетекая с одной на другую плоскость.

Другое открытие В.П.Ворноскова - создание мелкой пластики как особого направления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.

Артель столяров у дома В.П. Ворноскова в Кудрине. Фото 1925г.



Сделанный им вариант "Зимородок" увлек новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками. Им присуща острая пластическая характеристика. Марочнице - коробочке для марок, придан силуэт льва с поджатыми лапами и цилиндром округлой гривастой головы. Хвост - одновременно замаскированная ручка крышки пенала. Плоские боковые стенки на тулове закрыты сеткой мелкой резьбы - простые лунки скобчатого узора создают фактуру шкуры. Пятипалые листочки на торцах цилиндра передают эффект прядей на гриве. Поверхность округлой, почти цилиндрической шкатулки "Свинка с поросятами" сплошь заполнена разлапистыми веточками с крупными ягодами. Не случайно она сделана в то время, когда благодаря матрешке многопредметность, как принцип создания комплектов получил широкое признание.

Члены ахтырско-кудринской артели. Фото 1930гг. с. Ахтырка



В пластической характеристике поросят особенно сказалась наблюдательность сельского жителя.

Велик вклад мастера в утверждении абрамцево-кудринской резьбы как основого вида декорирования в самых разнообразных видах изделий. Он прекрасно находил меру гармоничного соответствия орнаментальных композиций с размерами самих предметов. В украшении относительно небольших токарных чаш, ваз и блюд, долбленых ковшей и братин, столярных шкатулок и пеналов растительный узор либо опоясывает вьющимся побегом изделие по периметру, либо вырастает из его основания. В декорировании крупных столярных работ резной узор является небольшим акцентом, подчеркивающим красоту больших открытых поверхностей мореной древесины. Прекрасных декоративных эффектов он достигал разнообразными способами отделки, отдавая предпочтения тем единственно верным концентрациям окраски или морения, полировки или вощения, которые выявляют скрытый в белой древесине естественный узор. Наряду с привычными для дерева теплыми тонами морения от коричневого до золотистого, он ввел в традицию серебристо-серые и целую гамму зеленовато-оливковых оттенков. Одной из особенностей работ первой четверти XX века было сохранение шелковистой и чуть шершавой фактуры поверхности древесины, когда лаком или воском только закрепляли окраску, предохраняли дерево от загрязнения. Он любил и сильный контраст шелковистой поверхности дерева с полированными мотивами рельефного узора. Благодаря иллюзии таинственной глубины цвета, подчеркнутой ореолом бликов, резной узор приобретал особую пространственность. Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в конце 30-х годов поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы и вместе с тем получил возможность реализовать жестко ограниченные рамками технических возможностей задания, облагораживая их своими художественными идеями в виде конкретных образцов для освоения в конкретных артелях. Свидетельством тому - уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли "команде Ворносковых" осуществлять сложные проекты. К ним относится монументальный портал "Пограничники", созданный к выставке народного творчества 1937 г. в Третьяковской галерее. Ворносковы, как и мастера других промыслов, обрамляли своими работами входы в соответствующие залы выставки.

Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия. В Хотьковском округе появились поначалу небольшие артели: в Хотькове (1910), Мутовках (1918), Куприне (1921), Левкове (1931), с.Ахтырке (1932). Позднее они объединились в Ахтырскую объединенную артель (1936, 1940), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий(1960)теперь ТОО "Народное искусство".

Уже к 60-м годам на фабрике сложился интересный коллектив резчиков. Основное стилистическое направление искусства резьбы определяла Т.В. Альхимович, главный художник, долго проработавшая "под рукой" у старых мастеров, среди которых она всегда упоминает М.В.Артемьева, А.И.Гуляева, много раскрывших ей в понимании искусства растительного узора, особенностей композиции. Для зрелого искусства Тамары Владимировны свойственна удивительно тщательная моделировка мотивов, как бы "вычеканенная" и выглаженная мягкая поверхность. Она работала в период усиления давления иностранного заказчика "по каталогу", что требовало неукоснительной идентичности тиражируемой вещи опубликованному образцу.

Усиление пресса внутренней торговли, директива всемерно удешевлять продукцию неизбежно била по художественному качеству резьбы. Если лучшие работы требовали набора инструмента до 35 стамесок, то к 80-м годам в "массовке" обходились тремя - пятью. Практика, разрушающая процесс творчества любого народного мастера, сохраняется до сих пор: нормативные документы, что давали "допуски" в доли миллиметров, как при машинной обработке металла, после длительной борьбы отменены, но начали действовать экономические законы рынка. Возможно, благодаря этому точность и выверенность даже свободного растительного узора стала характерной особенностью стиля так называемых авторских или "творческих работ" 70-х. Коллектив, несмотря на затянувшееся "школярство", сохраняя уровень исполнительного мастерства, стремился уйти от засушенности типовых композиций, в которых постепенно добивались самой возможности варьирования, столь свойственной искусству народного промысла вообще и человеческой природе любого мастера, в частности.

Тамара Владимировна Альхимович, замечательный резчик, вложившая много сил в формирование стиля 50-70-х гг., стиля тщательной резьбы, вводила в него и изображения архитектуры, людей, органично соединяя их с четко выполненным растительным узором.

Тамара Владимировна Альхимович. Ведущий художник-мастер на Хотьковской фабрике художественных изделий Фото 1980 года.



В начале 50-х годов, в период пышности и помпезности в искусстве, она создала большую и типичную для своего времени работу "Большой театр". В клеймах по краям блюда - сцены из русских опер и балетов на темы сказок А.С. Пушкина ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Руслан и Людмила") и Ершова ("Конек-горбунок"), по центру - Большой театр в широком лавровом венке. В творческих работах она не отходила от избранного направления, всегда неожиданно аранжировала в технике абрамцевско-кудринской резьбы и удачно перекладывала на художественный язык поразившие её темы, традиционные формы иных видов русского народного искусства. Определенным явлением стали её декоративные блюда 70-х гг., посвященные русским художественным промыслам.

Совремнная история хотьковского резного промысла, существовавшего на фабрике "Народное искусство", полна драматизма. К началу 90-х годов в результате приватизации он сворачивается. Лучшие резчики "уходили на улицу". Коллекция ассортиментного кабинета, где сосредоточены образцы резных работ начиная с 30-х гг., была свернута. Фабрика ненадолго становится товарной базой мануфактурного производства расписной матрешки в сопредельных районах Московской, Владимирской и отчасти Ярославской областей. Представляемые на Территориальный художественно-экспертный совет работы новоявленных кустарей были невысокого художественного качества. Ориентация арт-рынка 90-х годов на дешевую продукцию оказалась губительной для хотьковского промысла. Варианты матрешек-"подбутыльников" с дорогой абрамцево-кудринской резьбой, аккуратно заполненные растительным узором, не выдерживали конкуренции. Кризис больнее всего ударил по направлению высокохудожественных работ. Но это только выявило сложность проблемы дальнейшего развития искусства абрамцево-кудринской резьбы в современной русской культуре. В нашем обществе в соответствии с усилением "цивилизационного давления" распространилось представление о народном искусстве, как ярком средоточии праздничности, причем обязательно обряженном в национальные одежды.

М.В. Ворносков, правнук знаменитого резчика. Продолжатель традиций абрамцево-кудринской резьбы.



Это для любого общества было дорогим удовольствием. Слой потребителей, состав которого еще недавно определялся государственной поддержкой в виде закупок для международных выставок, для коллекций ведущих музеев, ушел в прошлое вместе с сформировавшей его политической системой. Современные "новые русские" не готовы воспринимать традиционное искусство, чтобы вкладывать в него средства




Скачать 159.34 Kb.
оставить комментарий
Дата22.03.2012
Размер159.34 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх