Образовательная программа дополнительного образования детей «сценическое мастерство» icon

Образовательная программа дополнительного образования детей «сценическое мастерство»


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение»...
Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного...
Пособие предназначено для руководителей, заместителей руководителей, методистов...
Образовательная программа дополнительного образования детей «фантазия»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «юные географы краеведы»...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Наше наследие»...
Образовательная программа «В движении к гармонии» для обучающихся 7 18 лет...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома»...
Образовательная программа дополнительного образования детей...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы экскурсионного дела»...
Образовательная программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению...
Образовательная программа дополнительного образования детей «окружающая среда и здоровье...



Загрузка...
скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА»


УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ ДИРЕКТОРА

МОУ ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА» № 46 ОТ «26» июня 2009 Г.


ДИРЕКТОР МОУ ПРОГИМНАЗИЯ «СКАЗКА»

___________________МОИСЕЕВА Н.Г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО»


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6 – 11 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 5 ЛЕТ


ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

^ I КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ЗАХАРОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА



МИЧУРИНСК 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей на только художественные способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным. Этот факт и обуславливает появление групп развития, чей учебный план предусматривает предметы, способствующие творческому развитию ребенка.

Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе взаимодействия актеров. Однако в области начального образования детей театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чем свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.

По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как ее художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актерская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности детского возраста, удовлетворяет основную потребность ребенка – потребность в игре и создает условия для появления его творческой активности.

Приобщение детей 7-11 лет к театральному творчеству в условиях кружковых занятий осуществляется с 1999 года по авторской программе «Сценическое мастерство» на базе прогимназии «Сказка» г.Мичуринска. Основные задачи программы заключаются в пробуждении у детей интереса к театральному искусству; формировании у них личного целостного эстетического отношения к явлениям окружающей действительности; в развитии внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, а также интеллектуальных, музыкальных и творческих способностей; в формировании у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театре; в развитии у школьников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

Методологической основой программы являются основные положения теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); теория амплификации и самоценности школьного периода в жизни ребенка (А.В.Запорожец); теория развития общих и художественных способностей у детей школьного возраста (Л.А.Венгер); теория развития детского творчества (Л.С.Выготский).

Обучение по программе осуществляется с учетом основных принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребенка, развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств. На занятиях широко используются методы развивающего обучения, с помощью которых педагог решает стоящую перед ним учебную задачу – обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основной целью программы «Сценическое мастерство» является формирование творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.


^ Цель будет достигнута при решении следующих задач:


  1. Воспитания и творческой самореализации ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

  2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство, ритма, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэтическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

  4. Развитие игровых навыков через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.

  5. Развитие познавательных интересов школьников через расширение представлений о видах театрального искусства.

  6. Создание спектаклей, с выходом на уровень фестивалей.


Ожидаемые результаты реализации программы


  1. Получить ребенка, умеющего творчески самореализовываться.

  2. Ребенок должен владеть внутренней и внешней техникой актера.

  3. Речь должна стать более выразительной, четкой.

  4. Ребенок должен овладеть игровыми навыками, с использованием театральных норм.

  5. Знать историю театра и иметь представление о других видах театрального искусства.

  6. Участие в городском конкурсе «Планета детства» в номинации «Оригинальный жанр».


Программа «Сценическое мастерство» предусматривает использование следующих методов:


  1. Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)

  2. Метод применения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.

  3. Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.

  4. Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитиву, прекрасному в жизни и искусстве.


Основной формой проведения занятий по программе «Сценическое мастерство» является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в процессе театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранный заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов (внимание, память, воображение, речь), являющихся, по мнению театральных педагогов (К.С.Станиславский, Л.А.Волков), основополагающими компонентами актерской деятельности, а также на развитие музыкальности, вокально-слуховых и музыкально-двигательных умений и навыков.

Программа имеет определенную логику освоения учебного материала: первоначальная ориентация детей в средствах актерской выразительности и освоение ими элементарных умений музыкально-сценического перевоплощения (импровизации, фантазирование, этюды), развитие и закрепление этих умений в продуктивной деятельности, а именно в театральных постановках; формирование базовых знаний о появлении и становлении театрального искусства, в том числе и музыкального театра. Содержания занятий нацелено на овладение детьми индивидуальными и коллективными действиями восприятия окружающей действительности, ее анализа и контроля; на ориентацию детей в средствах актерской выразительности, основанных на пантомимических и вербально-эмоциональных импровизациях, а также на освоении детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; на овладение ими навыками словесных действий и сценической речи; на включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность.

Включенные в программу виды заданий направлены на освоение коллективных действий («Это мы»), изучение объектов и их анализ («Внимательные глазки (ушки, пальчики)»), переключаемость внимания («Калейдоскоп»), импровизации на стихи и музыку («Театр мимики (пластики, слова, музыкального звука)»), пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам («Речетворчество»), развитие певческого дыхания («Дышите правильно»), и артикуляционного аппарата («От звука к слову»), развитие музыкальной интонации («За звуком звук»), освоение музыкально-ритмических движений («Азбука движений»), решение творческих задач («Сценограф», «Гример») и др. Каждый вид задания имеет свою структуру, состоящую из конкретного состава действий, используемых средств, перечня вариантов игр с указаниями на последовательность их введения и художественный материал к заданиям.

Для формирования положительной мотивации у детей занятия по данной программе могут быть вариативными в зависимости от структуры и содержания (доминантные, тематические, комплексные) и включать отдельные или все виды театральной деятельности.

Контроль за развитием музыкальных и творческих способностей детей осуществляется непосредственно на каждом занятии и на итоговых занятиях через серию заданий творческого типа. Формой отчетности являются открытые занятия для родителей, творческие работы детей, праздники, музыкальные спектакли.


^ Диагностические инструменты:


  1. Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.

  2. Анкетирование, тестирование.


В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

Программа предназначена для работы с группой детей с 6 до 11 лет, группа включает в себя не более 15-16 человек.

В соответствии с логикой освоения материала программа рассчитана на пять лет обучения, занятия строятся по принципу увеличения объема действий детей в зависимости от года занятий.


^ Количество часов в году на теоретические и практические занятия:


1 группа (подготовительная) – 72 часа

2 группа – 144 часа

3 группа – 144 часа

4 группа – 144 часа

5 группа – 144 часа

---------------------------

Всего: 648 часов


Учебно-тематический план составлен на тот объем времени, который предусмотрен программой.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


1 год обучения



п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Воображение и фантазия

10

2

8

3.

Общение

8

2

6

4.

Упражнение и этюд

10

4

6

5.

«Пластический тренинг»

10

2

8

6.

Оценка и ритм

10

2

8

7.

Эмоциональная память

10

2

8

8.

Итоговый показ

12

-

12




ИТОГО

72

14

58



^ 2 год обучения


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

«Пластический тренинг»

19

9

10

3.

«Театральный словарь»

19

6

13

4.

«Каждый на своем месте»

19

9

10

5.

«Речевой тренинг»

19

9

10

6.

Целевая направленность

19

6

13

7.

Театральная игра

19

7

12

8.

Итоговый показ

28

-

28




ИТОГО

144

48

96



^ 3 год обучения


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Развитие наблюдательности

19

6

13

3.

Развитие фантазии

19

9

10

4.

Говорим четко, понятно, громко

16

6

10

5.

Игра-воплощение, как в жизни

19

-

19

6.

Атмосфера

20

8

12

7.

Истоки русского театра

20

10

10

8.

Итоговый показ

29

-

29




ИТОГО

144

41

103



^ 4 год обучения


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Речевое общение

19

9

10

3.

Совмещение речи и движения

19

6

13

4.

Интонация

19

9

10

5.

Культура речевого общения

19

9

10

6.

Мимика и жест

19

6

13

7.

Мир общения

19

12

7

8.

Итоговый показ

28

-

28




ИТОГО

144

53

91



^ 5 год обучения



п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Организационное занятие

2

2

-

2.

Основы актерского мастерства

19

6

13

3.

Сценическое внимание

19

9

10

4.

Сценическая речь

16

6

10

5.

Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства

19

9

10

6.

Мизансцена

20

8

12

7.

История театра

20

10

10

8.

Итоговый показ

29

-

29




ИТОГО

144

50

94



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие – 2 часа


Цель – формирование навыков коллективной работы


^ Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий


Теория. Первое знакомство с «азбукой» театра


Практика. Комплекс упражнений на раскрепощение



  1. Воображение и фантазия – 10 часов


Цель – изучение мотивированного поведения человека


^ Задача – разбудить творческий характер воображения и фантазии


Теория. Значение воображения и фантазии в творчестве ребенка. Способность воспроизводить в мысленных представлениях данные опыта, т.е. то, что пережито. Создание нового невидимого


Практика. Упражнение на оправдание действий, не связанных между собой; на оправдание слов:

- «уходящая ассоциация», «путешествие»;

- игры – «правда-неправда», «спецы»;

- «фантастические существа», «чудеса»;

- оправдание места и времени действий



  1. Общение – 8 часов


Цель – развитие взаимодействия


Задача – установление внутренней связи, которая при малейшем изменении в поведении одного человека ведет соответствующее изменение в поведении другого


^ Теория. Виды общения. Общение как внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров.


Практика. Комплекс упражнений на общение:

- в условиях органического молчания;

- с импровизированной речью;

- на масштаб общения;

- на «тарабарском» языке


  1. Упражнение и этюд – 10 часов


Цель – раскрепощение органической свободы


Задача – помочь почувствовать свое «Я»


Теория. Дать понятие об упражнениях и этюдах. Создание этюдов на оценку событий, которые являются узловым моментом действия.

Практика. Упражнения на выразительные средства пластики – «руки говорят», «ноги говорят», «угадай-ка». Одиночные этюды на «зерно» животного и «зерно» куклы. Парные этюды на общение без слов и со словами



  1. «Пластический тренинг» – 10 часов


Цель – разбудить индивидуальную природу ребенка


^ Задача – физическое и внутреннее раскрепощение


Теория. Дать понятие о тренинге как комплексе упражнений

Практика. Учебно-тренировочные занятия. Упражнения на развитие пластики рук, ног, вестибулярного аппарата



  1. Оценка и ритм – 10 часов


Цель – формировать смысловую оценку обстоятельств


Задача – научить ребенка давать верную оценку поведения человека


Теория. Оценить факт – значит установить к нему определенные отношения. Если возникает верная оценка нового обстоятельства, тут же меняется и ритм поведения человека

Практика. Упражнения на оценку обстоятельства и смену ритма:

- музыкальные темпо-ритмические упражнения;

- цирковой номер;

- «джунгли»



  1. Эмоциональная память – 10 часов


Цель – развитие сильной и яркой эмоциональной памяти


^ Задача – овладеть свойствами эмоциональной памяти


Теория. Пополнение запасов эмоциональной памяти из литературы и наблюдений окружающей жизни

Практика. Упражнения на эмоциональную память:

- «превращение предметов»;

- «превращение себя»;

- игра «не растеряйся»;

- упражнение на восприятие и оценку событий («пожар», «день-ночь» и др.);

- память физических действий


  1. Итоговый показ – 12 часов


Практика: показ сценок и этюдов на стихи советских поэтов С. Маршака, А. Барто, Б. Захадера. Инсценировка басен И. Крылова


^ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


1. Организационное занятие – 2 часа


Цель – формирование навыков коллективной работы


Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий


^ Теория. Первое знакомство с «азбукой» театра


Практика. Комплекс упражнений на раскрепощение


2. Пластический тренинг – 19 часов


Цель – помочь физическому и внутреннему раскрепощению


Задача – разбудить индивидуальную природу ребенка


^ Теория. Дать понятие о тренинге, как комплексе упражнений


Практика. Учебно-тренировочные занятия. Упражнения на развитие пластики рук, ног, вестибулярного аппарата. Игра: «Одно и тоже по-разному» «Превращение предметов», «Зерно животного» и т.д.



  1. Театральный словарь – 19 часов


Цель – формирование актерского словаря


Задача – освоение рабочей терминологии актерского искусства


Теория. Значение слов театр, кино, актер, режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена и т.д.


Практика. Комплекс упражнений по исполнительскому искусству. Выразительность действий по наблюдениям в жизни, художественной литературе. Просмотр и обсуждение музыкального фильма «Мама»



  1. «Каждый на своем месте» – 19 часов


Цель – раскрытие органической природы


Задача – помочь созданию внутреннего видения, будить подсознание


Теория. Дать понятие, что такое «органика», познакомить ребят с книгой Чехова «Об искусстве актера»

Практика. Упражнения «превращения предметов», равномерно занять пространство, этюды на оправдание движений. Игра «День наступает…», «Ночь наступает…» и т.д. Подготовка и репетиция Новогоднего представления



  1. «Речевой тренинг» – 19 часов


Цель – развитие диалогической и монологической речи


^ Задача – обратить внимание на дикцию детей


Теория. Слушание стихов, потешек, скороговорок, прочитанных учителем; слушание русских народных сказок в исполнении профессиональных актеров (аудио записи)

Практика. Освоение упражнений на развитие резонаторов нижнего и верхнего регистров; чтение детских стихов по ролям; работа над правильным набором воздуха; чтение потешек и скороговорок.



  1. Целевая направленность речи – 19 часов


Цель – формировать смысловую направленность речи


^ Задача – научить ребенка действенной речи


Теория. Слушание и обсуждение сказки А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде»

Практика. Этюды по сказке, представление своего (выбранного) героя по образу, работа над «посылом» звука, совмещение речи и движения



  1. Театральная игра – 19 часов


Цель – формирование представления о специфики актерских задач в этюдах


^ Задача – умение видеть в особенностях бессловесных элементов действия

проявление индивидуальности человека


Теория. Знакомство с элементарными закономерностями логики действий, бессловесные элементы действий и их значение

Практика. Наблюдения ребят «в жизни, как в игре», этюды на беспредметное действие, на память физических действий: «Я и мой герой», «Зерно животного» и т.д.


  1. Итоговый показ – 28 часов


Практика: показ музыкального спектакля по сказке А.С.Пушкина «О попе и работнике его балде»


^ 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие – 2 часа


Цель – формирование навыков коллективной работы


Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий


^ Теория. Повторение изученных театральных терминов


Практика. Упражнения на «снятие» зажима, слушание шумов, мобилизация внимания



  1. Развитие наблюдательности – 19 часов


Цель – слушание «грамматики театрального искусства»


^ Задача – научить ребят видеть невидимое


Теория. Познакомить с системой К.С.Станиславского о работе актера над собой


Практика. Упражнения по овладению устойчивым вниманием, выработка четкой реакции. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности («Что было вчера?», «Вспомни свое утро» и т.д.)



  1. Развитие фантазии – 19 часов


Цель – активизировать творческий потенциал


Задача – раскрыть органическую природу у каждого ребенка


Теория. Показ репродукций картин русских и зарубежных живописцев


Практика. Обсуждение; связь русской картины с жанром литературного произведения; составление психологического портрета по выбранной картине; «Что хотел сказать художник?» Этюды на фантазию, фантазировать в заранее данных условиях



  1. Говорим четко, понятно, громко – 16 часов


Цель – формировать речь


Задача – закреплять правильное произношение звуков, развивать

интонационную выразительность


Теория. Понятие – дикция; особенности исполнения лирики; проблемы исполнения «сказа»; разнообразие художественных приемов в современной литературе


Практика. Тренировка речевого аппарата; чтение скороговорок; упражнения на развитие дикции; чтение басен. Инсценировка басен С.Маршака и И.Крылова (по выбору). Умение по-разному исполнить одно и то же литературное произведение



  1. Игра – воплощение, как в жизни – 19 часов


Цель – формировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности


^ Задача – совершенствовать умение детей передавать знакомые

эмоциональные состояния, используя игры-импровизации

Теория. Чтение и разбор музыкальной сказки А.Толстого «Золотой ключик»; разбор по теме, идеи, сверхзадачи

Практика. Чтение по ролям; совмещение речи и движения; этюдный метод работы; Я – моя роль. Работа над дикцией. Работа над пластикой героев.



  1. Атмосфера – 20 часов


Цель – развивать умение следить за развитием действий в драматизации


^ Задача – научиться определять атмосферу и импровизировать

Теория. Дать понятие атмосферы. Какая она в пьесе, в сказке, в жизни? Слова из театрального словаря: драма, конфликт, завязка, кульминация, темпоритм


Практика. Этюды на атмосферу. Репетиция сказки А.Толстого «Золотой ключик». У каждого героя своя атмосфера, свой темпоритм.



  1. Истоки русского театра – 20 часов


Цель – формирование у ребят основ художественной культуры


^ Задача – знать историю начала русского театра

Теория. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. Общее представление о видах и жанрах театра: драматический, музыкальный, театр кукол, опера, балет, мюзикл и т.д. Петр Волков – первый профессиональный актер


Практика. «Игры в скоморохов» – игры – импровизации на придуманные или взятые из литературных источников сюжеты. Чтение отрывков из книги В.Привалова «Петрушка – душа скоморошья»


  1. Итоговый показ – 29 часов


Практика: показ сценок из спектаклей на темы сказочных сюжетов


^ 4 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие – 2 часа


Цель – формирование навыков коллективной работы


Задача – создание психологически комфортной атмосферы занятий


^ Теория. Повторение изученных театральных терминов; «Театральный словарь»


Практика. Упражнения на раскрепощение, слушание шумов, мобилизация внимания



  1. Речевое общение – 19 часов


Цель – формирование основ сюжетно-фабульного восприятия произведения


^ Задача – умение определять словесные воздействия в живой речи и

пользоваться ими в своей чтецкой работе


Теория. Многообразие индивидуальных форм выступления. Мелодекламация. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного актера». Толкование литературного произведения чтецом, его замысел. Сверхзадача и сверх-сверхзадача (по К.С.Станиславскому)

Практика. Речевой тренинг. Работа над «посылом» звука. Чтение стихов Тютчева, Фета, Некрасова, Кольцова. Рассказывание по картине. Рассказ на основе личных впечатлений. Создание литературных композиций и чтение их



  1. Совмещение речи и движения – 19 часов


Цель – формировать умение передавать при помощи речи и движения

основных эмоций и чувств человека


^ Задача – развивать навыки непроизвольного запоминания текста при

технической работе с ними

Теория. Разбивка на куски и задачи. Понятие «куски» и «задачи» (по К.С.Станиславскому) при произношении текста. Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текста

Практика. Чтение потешек, стихов и скороговорок под музыку. Чтение по ролям сказки Г.Х Андерсена «Огниво»



  1. Интонация – 19 часов


Цель – совершенствовать интонационную выразительность


^ Задача – учить детей выделять в речи яркие и точные слова и выражения

Теория. Художественное чтение, как часть исполнительского искусства. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Основы сценической «лепки» фразы (логики речи). Понятие о фразе.


Практика. Репетиция сказки Г.Х. Андерсена «Огниво». Упражнения на правильный набор вдоха и выдоха, правильное распределение дыхания, управление речеголосовым аппаратом.



  1. Культура речевого общения – 19 часов


Цель – формировать звуковую культуру речи, пополнить и активизировать

словарный запас детей


^ Задача – развивать диалогическую речь, обучая пересказу художественных

произведений

Теория. Речевой этикет, его роль в человеческом общении. Диалог по телефону. Вы в гостях, гости у Вас.

Практика. Работа над художественной литературой. Игра – «Я в гостях», «Я дома». Разыгрывание микроэтюдов (практических действий в предлагаемых обстоятельствах с выявлением логики действий персонажей).



  1. Мимика и жесты – 19 часов


Цель – формировать умение у детей передавать мимикой, позой, жестом

основные эмоции и чувства


^ Задача – создать благоприятные условия для творческой импровизации

Теория. Дать понятие мимики и жеста. Пантомимика. Для чего нужна? Работа в теории пантомимы. Кто такие лицедеи?

Практика. Комплекс упражнений на «снятие» зажима. Комплекс пантомимических упражнений. Просмотр видеофильма с участием Ч.Чаплина «Огни большого города».



  1. Мир общения – 19 часов


Цель – развивать культурно-образовый уровень ребенка

Задача – познакомить с мировой культурой

Теория. Знакомство с творчеством великих актеров и режиссеров: М.Чехова, М.Охлопкова, Н.Попова, М.Марецкой, А.Тарасовой, М.О.Кнебель, Н.Щепкина и др.

Практика. Составить психологический портрет великих людей по заданным картинам, подготовить доклады, сообщения.


  1. Итоговый показ – 28 часов


Практика: показ музыкального спектакля по сказке Г.Х.Андерсена «Огниво»


^ 5 ГОД ОБУЧЕНИЯ


  1. Организационное занятие – 2 часа


Цель – формирование навыков коллективного творчества


Задача – создание комфортной атмосферы занятий


^ Теория. Повторение изученного


Практика. Упражнения на раскрепощение, снятие «зажима», мобилизация внимания



  1. Основы актерского мастерства – 19 часов


Цель – развитие умения детей отождествлять себя с театральными

персонажами, умения перевоплощаться


^ Задача – создать зону совместных эмоционально-положительных

переживаний


Теория. Система общения К.С.Станиславского. Суть ее. Чем отличается сценическое искусство и сценическое мастерство


Практика. Упражнения на память физических действий; упражнения на 3 слова; коллективные задачи; скульптура. Придумать этюд на заданную ситуацию «Если бы…», «Предлагаемое обстоятельство…», «Превращение в…» Связь предлагаемых обстоятельств с поведением как в жизни. «Верно – не верно»



  1. Сценическое влияние – 19 часов


Цель – формировать умение фиксировать и осмыслить особенности

поведения в наблюдениях за другими людьми, персонажами.


^ Задача – умение видеть возможность разного поведения в одних и тех же

предлагаемых обстоятельствах


Теория. Понятие «Сценическое влияние» по К.С.Станиславскому. Эмоциональная память


Практика. Коллективные этюды на развитие сценического влияния. Упражнение «гипнотизер», «сломанный телефон». Тренинг на влияние. Разыгрывание сценок и заданий, заданных учителем



  1. Сценическая речь – 16 часов


Цель – формировать смысловую направленность речи


^ Задача – научить ребенка действительной речи


Теория. Знакомство с вопросами русского сценического произношения (беседа). Нормы произношения в сценической речи. Судьба старомосковских произносимых норм

Практика. Чтение потешек и дразнилок. Составление и чтение литературных композиций по стихам Баратынского, Кольцова и Жуковского. Чтение и разбор сказки Э. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»



  1. Атмосфера, как выразительное средство театрального искусства – 19 часов


Цель – создание творческой атмосферы в коллективе


^ Задача – разнообразить театральную деятельность детей, посредством нового

выразительного средства


Теория. Понятие «атмосфера». Бытовая, историческая, социальная атмосфера. Атмосфера – жанр и стиль автора. О значении атмосферы в театральном искусстве

Практика. Создание атмосфер в сказке. Как автор создает атмосферу? С помощью чего? Этюды. Играем сказку по ролям. Я – мой образ, атмосфера моего образа. Упражнения на выразительность образа.


  1. Мизансцена – 20 часов


Цель – развитие коллективного мышления


Задача – внимание к размещению тела в сценическом пространстве


Теория. Мизансценирование «толпы» (по К.С.Станиславскому). Определение. Для чего нужна мизансцена? Построение точной мизансцены. Массовка. Цели и задачи в мизансценировании.

Практика. Построение мизансцены в сказке. Упражнение на мизансценирование. Этюд на пристройку. Репетиция сказки «Маленький принц»



  1. История театра – 20 часов


Цель – формирование общей культуры ребенка


Задача – воспитать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их

собственную театральную деятельность


Теория. Создание национального русского театра. Федор Волков – «отец русского театра». Развитие представлений о видах театра. Зарубежные братья Петрушки. Особенности древнегреческого театра: сочетание музыки, пластики, Слова. Костюм и маска. Трагедия и комедия.

Практика. Коллективное чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила и «Антигоны» Софокла. Знакомство по иллюстрациям и слайдам с устройством и оформлением сценической площадки древнегреческого театра. Экскурсия по современному театру. Разыгрывание сценок, импровизация в духе средневековых театральных жанров.


  1. Итоговый показ – 29 часов



Практика: показ музыкально-креативного спектакля с элементами классической, современной и джазовой импровизации по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Условия реализации программы



  1. Оборудованный кабинет




  1. Наличие аудио- и видеоаппаратуры.




  1. Наличие репродукций картин зарубежных, русских и советских художников.




  1. Специальная литература.




  1. Наличие декораций и реквизита.




  1. Пошив костюмов. Производится совместно с родителями, по мере необходимости, при подготовке к сказкам.



Список литературы


  1. Абалкин Н.А. Диалог о театре. – М.,ВТО, 1985.




  1. Буяльский Б.А. Искусство виртуозного чтения. – М., 1986.




  1. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. – М., Искусство, 1986.




  1. Голубовский Б.Г. Наблюдение, этюд, образ. – М., ГИТИС, 1990.




  1. Ершова А.П., Букатов В.М. – Возвращение к таланту. Педагогам о социально-игровом стиле работы. – М., АКМЭ, 1985.




  1. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Введение в изучение актерского творчества. – Л.; Искусство, 1984.




  1. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М: ВТО, 1984.




  1. Колмановский Е.Б. Книга о театральном актере. – Л.Искусство, 1984.




  1. Молчанов Ю. Композиция сценического пространства. М., Просвещение, 1981.




  1. Муравьева Б.Л. От дыхания – к голосу. Работа над речью. – Л, Искусство, 1982.




  1. Петрова Л.А. О технике речи. – М., 1981.




  1. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., Прогресс, 1978.




  1. Рудницкий К.Л. История русского драматического театра. – М., Просвещение, 1984.




  1. Симонов П.В., Ершов П.М. – Темперамент. Характер. Личность. – М., 1984.




  1. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., Искусство, 1985.




Скачать 346,15 Kb.
оставить комментарий
Дата22.03.2012
Размер346,15 Kb.
ТипОбразовательная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх