Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Яголковский С. Р., к п. н. ( icon

Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы: Яголковский С. Р., к п. н. (


Смотрите также:
Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Психология креативности (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Экономика для направления 030300...
Программа дисциплины Психологический практикум (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Психологический практикум (2 курс) для направления/ специальности 030300...
Программа дисциплины Клиническая и специальная психология для направления 030300...
Программа дисциплины Клиническая и специальная психология для направления 030300...
Программа дисциплины Общая психология Раздел "Память и внимание" для направления 030300...
Программа дисциплины Общая психология Раздел "Мышление и речь" для направления 030300...
Программа дисциплины «Этнопсихология» для направления 03300...
Программа дисциплины «Этнопсихология» для направления 03300...
Программа дисциплины Социальная психология (1 курс) для направления 030300...



Загрузка...
скачать


Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет психологии


Программа дисциплины Психология креативности (2 курс)


для направления/ специальности 030300.62 – «Психология» подготовки бакалавра


Автор программы: Яголковский С.Р., к.п.н. (syagolkovsky@hse.ru)


Одобрена на заседании кафедры

Общей и экспериментальной психологии «01» ноября 2011 г

Зав. кафедрой А.К. Болотова


Рекомендована секцией УМС Психология «___»____________ 2011 г

Председатель В.А. Штроо


Утверждена УС факультета психологии «___»_____________2011 г.

Ученый секретарь Е.Б. Старовойтенко _______________________ [подпись]


Москва, 2011


^

1. Область применения и нормативные ссылки



Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра, изучающих дисциплину “Психология креативности”.

Программа разработана в соответствии:

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 030300.62 "Психология";

  • Образовательной программой направления 030300.62 "Психология" подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 030300.62 "Психология", утвержденным в 2011 г.



^

2. Цели освоения дисциплины


Основными целями освоения дисциплины являются:

  • формирование у студентов представлений о сущности креативности, её структуре и формах проявления в деятельности субъекта;

  • ознакомление с основными методами диагностики и развития креативности, что позволит специалисту – психологу пополнить репертуар методов профессиональной психологической помощи в рамках как индивидуальной, так и групповой работы;

  • формирование и развитие навыков постановки и творческого разрешения проблем, с которыми специалист психологического профиля встретится в своей профессиональной деятельности;

  • формирование фундамента для дальнейшего творческого поиска средств и способов повышения эффективности профессиональной деятельности.



^

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные закономерности протекания творческих процессов, иметь представление об основных отечественных и зарубежных теориях и моделях творчества, а также методах развития и диагностики креативности, ориентироваться в психологической литературе по указанной проблематике;

  • Уметь описывать и исследовать творческую деятельность как на индивидуальном, так и на групповом уровнях, находить нестандартные и оригинальные решения научных, бытовых и профессиональных задач и проблем;

  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования основных приёмов диагностики свойств и состояний, характеристик творческого процесса; использования имеющихся знаний об этом в практике решения конкретных задач и проблемных ситуаций.





В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

^ Системные компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Демонстрирует знание основных моделей и теорий креативности, имеет представление о формах проявления творческих способностей в науке, искусстве, бизнесе и пр.

Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

Способен применять профессиональные знания и умения на практике

СК-Б2

Умеет корректно провести психологическое исследование креативности, осознаёт возможности и недостатки основных методов диагностики и развития креативности


Лекции, семинарские занятия, эссе, домашнее задание

^ Инструментальные компетенции

Способен участвовать в проектной, научной, исследовательской, консультационной и прикладной деятельности на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей.

ИК-1

ИК-Б1.1п/н/и/к/пр_6.1

Может спланировать и грамотно осуществить психологическое исследование креативности с использованием различных методических приёмов. Обладает навыками интерпретации и анализа полученных эмпирических данных.

Семинарские занятия, домашнее задание, эссе

^ Социально-личностные компетенции

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК-3

СЛК-Б3

Показывает способность осуществлять творческую деятельность, обладает средствами творческого самовыражения как в профессиональной сфере, так и в других областях своей жизнедеятельности ( в т.ч. и в сфере развития своей личности)

Эссе, семинарские занятия
^

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу вариативной части дисциплин профессионального цикла по стандарту НИУ ВШЭ.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

общая психология, история психологии, возрастная и социальная психология.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: понятие творчества и творческой личности; иметь элементарное представление о детерминантах мыслительных процессов, интеллекте, cтруктуре когнитивной сферы субъекта. Студенты должны также иметь элементарные знания о формах и закономерностях групповой деятельности, подходах к психодиагностике.



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Общая психология, психология мышления, психология лидерства, психологический практикум, курсовая работа.


^

5. Тематический план учебной дисциплины




№№


Название раздела

Всего часов



Аудиторные часы

Самостоятельная работа



Лекции

Сем. и практ. занятия

1


Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию



24


4


4


16

2

Диагностика креативности. Основные достижения и проблемы

20

6

6

8

3

Методы диагностики креативности

28

4

8

16

4

Проблема стимуляции креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.


22

6

4

12

5

Концепция мозгового штурма.

Влияние обмена идеями на креативность субъекта

16

2

2

12

6

Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики

16

4

2

10

7

Комбинаторные методы развития креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению.

18

4

4

10




Итого:

144

30

30

84






^

6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

2 год

Параметры **

1

2

Текущий

(неделя)

Эссе




*/3

10-15 тыс. слов

Домашнее задание

*/7




Письменная работа по анализу творческих продуктов

Итоговый

Зачет




*

Устный зачёт по вопросам



^

6.1. Критерии оценки знаний, навыков



Текущий контроль включает выполнение одного домашнего задания и написание одного эссе.

Домашнее задание оценивается по следующим критериям:

  • Полнота выполнения частей задания

  • Оригинальность подобранных идей

  • Корректность и качество описания подобранных идей

  • Объём и качество интерпретаций материала

  • Качество оформления работы

  • Корректность ссылок на авторов идей


Эссе оценивается по следующим критериям:

  • Соответствие темы эссе его содержанию

  • Качество психологического анализа обсуждаемых в эссе феноменов

  • Структурированность теста эссе

  • Умение формулировать свои мысли

  • Умение использовать психологические термины

  • Качество оформления работы


Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины


Тема 1. Общее представление о креативности. Основные подходы к её определению, описанию и исследованию.

^ Аудиторная работа – 8 ч (лекции -4, сем. -4)

Самостоятельная работа – 16 ч

Общее представление о креативности, описание подходов к её определению. Виды креативности. Особенности проявления творческого потенциала субъекта в различных областях жизнедеятельности, знания и бизнеса. Новейшие разработки в исследованиях креативности. Творчество в построении своей собственной жизни.

Общее описание основных подходов к определению и исследованию творчества и креативности. Ассоцианистский подход. Понимание творчества в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.). Изучение творчества в рамках гештальт-психологии (К. Дункер, М. Вертхаймер). Когнитивный подход к исследованию креативности (Ньюэлл, Саймон, М. Боден и др.). Возможности моделирования творческого мышления. Экономически ориентированные модели креативности (Р.Стернберг, М. Ранко). Системный подход к изучению креативности (М. Чиксентмихайи). Модель творческого процесса по Г.Уоллесу. Концепции нешаблонного, латерального мышления (Де Боно).

Отечественные исследования креативности. Изучение творчества в рамках социокультурной парадигмы (Л. Выготский). Походы Я.А. Пономарёва, О.К. Тихомирова, Д. Б. Богоявленской, В.А.Петровского.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, общегрупповая дискуссия.

Основная литература



  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 1. С. 23-26, 38-43; Глава 2, С. 68-92; Глава 4, С. 140-145, 180-184, 200-201.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.11-18.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7. С. 156-168, 171-182, 196-199.

  4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002. С. 115-123.

  5. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 10. С. 247-271.

  6. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 395-399; Глава 10. С. 448-460.

  7. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1, стр. 14-58



Дополнительная литература

  1. ^

    Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Фолио- Аст, 2002.


  2. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества// творчество в искусстве - искусство творчества /Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Смысл, 2000. С. 186-198.

  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

  4. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

  5. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, 2003.

  6. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  7. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990.

  8. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.

  9. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

  10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

  11. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  12. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  13. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Алетейя, 1998.

  14. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.

  15. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  16. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  17. Amabile T.M. Attributions of creativity: what are the consequences? //Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 423-426.

  18. Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

  19. Barron, F. The disposition towards originality// Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51, pp. 478-485.

  20. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  21. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  22. Csikszentmihalyi M. Implications of a systems perspective for the study of creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 313-335.

  23. Gardner H. Creating minds. New York: Basic, 1994.

  24. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  25. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  26. Runco M. A. Insight for creativity, expression for impact// Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 377-391.

  27. Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of creativity/ J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R.Reynolds (Eds.). NY: Plenum Press, 1989, pp.163-176.

  28. Sternberg J. R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16.

  29. Wallas G. The art of thought// Creativity. Penguin Education, 1970, pp. 91-97.

  30. Ward T.B., Smith S.M., Finke R.A. Creative cognition// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 189-211.



Тема 2. Диагностика креативности.

Основные достижения и проблемы.

Аудиторная работа – 12 ч (лекции -6, сем. -6)

Самостоятельная работа – 8ч


Проблема выделения критериев креативности. Основные подходы к её диагностике. Достоинства и недостатки психометрических методов, их критика. Концепция дивергентного и конвергентного мышления Дж. Гилфорда. Диагностика дивергентного мышления. Критика дивергентности как критерия креативности. Проблема соотношения интеллекта и творческих способностей. Экспертные методы в диагностике креативности. Их преимущества и недостатки. Применение компьютерных методик в диагностике творческих способностей.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, практические занятия, общегрупповая дискуссия, тестирование.


Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 2. С. 63-93; Глава 4. С.227-229.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7. С. 168-171, 183-184, 186, 188-189.

  3. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр “Академия”, 2002. Глава 10. С. 254-255.

  4. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.1, стр. 37-38.



Дополнительная литература


  1. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  2. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  3. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  4. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. С.- Петербург: Питер, 2001.

  5. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 11, С. 3-20.

  6. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 с. 97-107.

  7. Barron, F. The disposition towards originality// Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51, pp. 478-485.

  8. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  9. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  10. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  11. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  12. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.

  13. Razik T.A. Psychometric Measurement of Creativity// Creativity, Penguin Education, 1970, pp. 155-166.



Тема 3. Методы диагностики креативности.

Аудиторная работа – 12 ч (лекции -4, сем. -8)

Самостоятельная работа – 16 ч


Наиболее популярные методики диагностики креативности. Диагностика вербальной и невербальной креативности. Выделение различных параметров в процессе диагностики креативности, их значение. Наиболее популярные тестовые методики: тест невербальной креативности Э. Торренса, тесты вербальной креативности Дж. Гилфорда и С. Медника. Использование метода “Креативное поле” для диагностики творческих способностей. Уровни интеллектуальной активности, критерии их выделения.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, тестирование, дискуссия.


Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. Глава 3. С. 103-110, 121-126.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 7, С. 184-188, 191-195, 281-310, 322- 346.

  3. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 10. С. 462.


Дополнительная литература

  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “ необычное использование “. М.: Соборъ, 1996.

  2. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, c. 21- 40.

  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983.

  4. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  6. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  7. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика. 2004, № 11, С. 3-20.

  8. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995.

  9. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 С. 97-107.

  10. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  11. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  12. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  13. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.

  14. Razik T.A. Psychometric Measurement of Creativity// Creativity, Penguin Education, 1970, pp. 155-166.

  15. Rubenson, D.L., Runco, M. A. The psychoeconomic approach to creativity// New Ideas in Psychology, 1992, 10(2), pp. 131-147.

  16. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

  17. Torrance E.P., Ball O.E. Torrance tests of creative thinking: Streamlined (revised) manual including norms and direction for administering and scoring figural A and B. Benseville: Scholastic testing service, 1984.



Тема 4. Проблема стимуляции и развития креативности. Когнитивный, эмоциональный и мотивационный уровни.

Аудиторная работа – 10 ч (лекции -6, сем. -4)

^ Самостоятельная работа – 12 ч


Личностная и социокультурная обусловленность креативности и творчества. Возможности стимуляции креативности на когнитивном уровне. Эмоциональные факторы, влияющие на творческую деятельность субъекта. Инсайт и эмоциональное предвосхищение решения задачи. Роль внутренней и внешней мотивации субъекта как детерминанты его креативности (Т. Эмабайл). Чувствительность к противоречиям как важнейшая составляющая творческого мышления. Барьеры, мешающие проявлению творческого потенциала человека. Краткое описание основных подходов к развитию и стимуляции креативности. Индивидуальные и групповые методы, их преимущества и недостатки. Алгоритмические и неалгоритмические методы развития креативности. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекции, семинары, общегрупповая дискуссия, тренинговые упражнения.


Основная литература

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.Глава 3, С.103-110.

  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 8. С. 211-239.

  3. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002, С. 61-64.

  4. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 4. С.92-112; Глава 6. С.168-180.

  5. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9, С. 399-433, Глава 10. С. 463-470.

  6. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 116-131.


Дополнительная литература

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  1. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  2. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. Автореф. дисс... докт. психол. наук, М.: 1998.

  3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

  4. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Дело, 2000.

  5. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова// Вопросы психологии, 1998, № 5, С. 59-67.

  6. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии. 1998, №5, С.2-85.

  7. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М., 1988.

  8. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.

  10. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  11. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  12. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  13. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996, №3, с.28-37.

  14. Barron, F. The disposition towards originality// Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51, pp. 478-485.

  15. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  16. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  17. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  18. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  19. Wallas G. The art of thought// Creativity. Penguin Education, 1970, pp. 91-97.


Тема 5. Концепция мозгового штурма.

Влияние обмена идеями на креативность субъекта.

Аудиторная работа – 4 ч (лекции -2, сем. -2)

Самостоятельная работа – 12 ч


Особенности совместной творческой деятельности. Сущность концепции мозгового штурма (А. Осборн). Правила, особенности и примеры его использования. Ограничение критического мышления во время сессии. Специфика процессов обмена идеями в условиях мозгового штурма. Недостатки и преимущества метода. Новейшие модификации мозгового штурма: электронный мозговой штурм (EBS). Использование мозгового штурма в сочетании с другими методами.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, практические занятия, сессия мозгового штурма, шэринг.


Основная литература


  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: 1976. Глава 7. С. 94-95.

  2. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002. Глава 6. С.180-192.

  3. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 431-434, Глава 10. С. 468-470.

  4. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 116-119.

Дополнительная литература


  1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  2. Бубер М. Я и Ты. М.: 1993.

  3. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дисc... докт. филос. наук. Минск, 1989.

  4. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  5. Кучинский Г.М. Диалог в процессе решения мыслительных задач. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1980.

  6. Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и коллективного в научном творчестве. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1971.

  7. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности при решении задач с помощью ЭВМ. Автореф. дисc... канд. психол. наук. Киев, 1981.

  8. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  9. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

  10. Михалко М. Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  11. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. Автореф. диcс... канд. психол. наук. М.: 1986.

  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. С.- Петербург: 1999.

  13. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  14. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  15. Craig T.Y., Kelly J.R. Group cohesiveness and creative performance// Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 1999, 3, pp.243- 256.

  16. Dugosh K.L., Paulus P.B., Roland E.J., Yang H.-C. Cognitive stimulation in brainstorming// Journal of personality, and social psychology, 2000, 79, pp. 722-735.

  17. Lamm, H., Trommsdorff, G. Group versus individual performance on task requiring ideational proficiency (brainstorming)// European journal of social psychology, 1973, 3, pp. 361-387.

  18. Mullen, B., Johnson, C., Salas, E. Productivity loss in brainstorming groups: A

meta-analytic integration// Basic and applied social psychology, 1991, 12, pp.

3-23.

  1. Nijstad B.A., Stroebe W., Lodewijkx. Cognitive stimulation and interference in groups: exposure effects in an idea generation task// Journal of Experimental Social Psychology, 2002, 38, pp. 535-544.

  2. Osborn, A.F. Applied imagination. New York: Shribner, 1957.

  3. Sosik J.J, Kahai S.S., Avolio B.J. Transformational leadership and dimensions of creativity: motivating idea generation in computer-mediated groups// Creativity Research Journal, 1998, 11(2), pp. 111-121.

  4. Sosik J.J., Avolio B.J., Kahai S.S. Inspiring group creativity: comparing anonymous and identified electronic brainstorming// Small Group Research, 1998, 29 (1), pp. 3-31.

  5. Tindale R.S., Kameda T. “Social sharedness” as a unifying theme for information processing in groups// Group processes and intergroup relations, 2000, 3, pp. 123-140.

  6. Ziegler R., Diehl M, Zijlstra G. Idea production in nominal and virtual groups: does computer mediated communication improve group brainstorming// Group processes and intergroup relations, 2000, 3(2), pp. 141-158.



Тема 6. Роль метафор и аналогий в творческом процессе. Метод синектики.

Аудиторная работа – 6 ч (лекции -4, сем. -2)

^ Самостоятельная работа – 10 ч


Визуализация и работа с образом как средства развития креативности. Роль метафор и аналогий в процессе генерирования творческих идей. Общая характеристика метода синектики (У.Гордон). Виды аналогий: персонифицированная, прямая, символическая и фантастическая. Особенности переноса при использовании различных видов аналогий. Возможности применения метода синектики в рекламной деятельности. Ограничения метода синектики.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, семинар, сессия группового творчества, дискуссия, разбор кейсов.


Основная литература

  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: 1976. Глава 5. С. 75-76.

  2. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 434-436, Глава 10. С. 460-462.

  3. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 119-122


Дополнительная литература


  1. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества// творчество в искусстве - искусство творчества /Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Смысл, 2000, с. 186-198.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  3. Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  4. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  5. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  6. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Дело, 2000.

  7. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. Пер. с англ. В. Рогова. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.

  8. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии, 1998, №5, С.2-85.

  9. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия// Художественное творчество и психология/ Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991, c. 109-133.

  10. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  11. Михалко М.Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  12. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  13. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  14. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  15. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  16. Gordon W.J. Synectics, the Development of Creative Capacity. Harper, New York, 1961.



Тема 7. Комбинаторные методы в развитии и стимуляции креативности. Морфологический анализ. Развитие способности к нешаблонному мышлению.

Аудиторная работа – 8 ч (лекции -4, сем. -4)

^ Самостоятельная работа – 10 ч


Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Возможности совершенствования метода морфологического анализа и его применения в различных областях.

Нешаблонное мышление. Способы его развития (Де Боно). Важность отхода от привычных схем и стереотипов. Роль юмора в развитии нешаблонного мышления.


^ Формы и методы проведения занятий по теме, применяемые учебные технологии: лекция, семинар, практические занятия, сессия группового решения задач, шэринг.


Основная литература

  1. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976. Глава 1, с.15; Глава 3, с.30; Глава 5. С. 63-64, С.69; Глава 6, с. 79-80; Глава 7. С. 89-90, С.94-97, С.100; Глава 9. С.123-124.

  2. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000. Глава 9. С. 432-433.

  3. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. М, ИД ГУ ВШЭ, 2007. Гл.4, стр. 124-129


Дополнительная литература

  1. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1999.

  2. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  3. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  4. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Дело, 2000.

  5. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  7. Михалко М. Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  8. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. РИП-холдинг, 2003.

  9. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  10. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  11. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  12. Wallas G. The art of thought// Creativity. Penguin Education, 1970, pp. 91-97.




  1. Образовательные технологии


При проведении занятий, по заявленным темам, предусматривается использование следующих образовательных технологий:

  • Лекции

  • Семинарские и практические занятия

  • Общегрупповые дискуссии

  • Сессии мозгового штурма и др. форм групповой творческой деятельности

  • Упражнения на развитие творческих способностей

  • Разбор и анализ кейсов

  • Шэринг



  1. ^

    Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



9.1. Тематика заданий текущего контроля

Тематика домашнего задания

Домашнее задание состоит из двух частей


Часть 1

Необходимо из различных источников (интернет, книги, ТВ, радио, собственный опыт и пр.) подобрать 20 относительно подробных описаний оригинальных и творческих идей, направленных на решение конкретной проблемы из любой сферы жизнедеятельности человека (наука, бизнес, коммуникации, технологии, искусство и пр.). Если идея не является авторской, по возможности указать автора или источник, из которого она взята.


Часть 2

Придумать или подобрать 20 описаний нерешённых задач или проблемных ситуаций из любых сфер жизнедеятельности человека. Избегать обобщённых философских проблем (например, как быть счастливым или жить вечно).


Тематика эссе

  1. Виды креативности и области её проявления.

  2. История развития научного знания о творческом мышлении и креативности.

  3. Исследование креативности в работах отечественных авторов.

  4. Дивергентное и конвергентное мышление.

  5. Творчество в построении своей собственной жизни.

  6. Креативность в бизнесе.

  7. Креативность в рекламе.

  8. Особенности литературного творчества.

  9. Психологическое консультирование как творческий процесс.

  10. Роль эмоций в творческом процессе.

  11. Внутренняя и внешняя мотивация в творчестве.

  12. Когнитивный подход к исследованию креативности.

  13. Особенности группового творчества.

  14. Психометрические методы диагностики креативности.

  15. Психофизиология креативности.

  16. Социокультурный подход к исследованию творчества и креативности.

  17. Личностные детерминанты креативности.

  18. Соотношение креативности и интеллекта.

  19. Неосознаваемые компоненты творческой деятельности.

  20. Проблема диагностики креативности.

  21. Влияние общения на креативность.

  22. Психоаналитические исследования творчества.

  23. Системный подход к изучению креативности и творчества.

  24. Социально-экономические детерминанты креативности субъекта.

  25. Креативность и творчество в концепциях восточных мистиков и мудрецов.

  26. Сензитивность как фактор креативности.

  27. Проявления креативности в искусстве.

  28. Творчество в науке.



^

9.2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Содержание понятия “креативность”. Соотнесение понятий “творчество” и “креативность”.

  2. Виды креативности, области её применения.

  3. Краткая характеристика основных подходов к исследованию креативности и творческого мышления.

  4. Ассоцианистский подход к изучению творчества и креативности.

  5. Психоаналитические модели креативности.

  6. Психофизиологический подход к исследованию креативности.

  7. Модель творческого процесса по Г.Уоллесу.

  8. Когнитивный подход в исследованиях креативности и творчества.

  9. Автобиографические исследования творческой личности.

  10. Социокультурный подход к изучению творчества.

  11. Системный подход в исследованиях креативности.

  12. Стимуляция креативности на когнитивном уровне.

  13. Эмоциональные составляющие креативности.

  14. Мотивационные детерминанты креативности.

  15. Методы развития и стимуляции креативности. Общая характеристика.

  16. Мозговой штурм, его основные правила.

  17. Экспериментальные исследования эффективности мозгового штурма. Электронный мозговой штурм (EBS).

  18. Морфологический анализ. Его достоинства и недостатки.

  19. Метод синектики. Виды аналогий.

  20. Роль творческого воображения и визуализации в творчестве.

  21. Особенности проявления креативности в бизнесе.

  22. Особенности проявления креативности в рекламной деятельности.

  23. Латеральное мышление по Э. Де Боно.

  24. Дивергентное мышление по Дж Гилфорду.

  25. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

  26. Роль чувствительности к противоречиям в творческом мышлении. Методы её развития.

  27. Сравнительный анализ различных методов развития креативности.

  28. Общая характеристика методов диагностики креативности.

  29. Психометрические методы диагностики креативности.

  30. Диагностика вербальной креативности.

  31. Диагностика невербальной креативности.

  32. Особенности индивидуальных и групповых методов стимуляции креативности.

  33. Общение и межличностное взаимодействие как детерминанты креативности субъекта.

  34. Нешаблонное мышление. Методы его развития.



^

10. Порядок формирования оценок по дисциплине



Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в устной форме.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях:

  • активность в дискуссиях и сессиях творческой работы

  • правильность решения задач

  • полноту выступлений


Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.


Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:

  • выступление с докладом на выбранную тему

  • активность в обсуждении различных тем

  • активное участие в выполнении упражнений


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:

  • правильность выполнения домашней работы

  • качество и оригинальность решения задач, данных для самостоятельного выполнения.


Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = 0,5·Оэссе + 0,5·Одз

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачёта выставляется по следующей формуле, где Озачёт – оценка за работу непосредственно на зачёте:


Оитоговый =0,4· Озачёт + 0,2·Отекущий + 0,2·Осам. работа + 0,2·Оаудиторная


Студент не имеет возможности пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу, если за любой из этих видов работы была выставлена оценка.

В случае, если студент пропустил срок сдачи отчетности по текущему контролю или самостоятельной работе по уважительной причине (к уважительным причинам может быть отнесена болезнь в указанный период, подтвержденная справкой из медицинского учреждения) допускается сдача форм контроля не позднее двух недель с момента окончания действия справки. В случае, если студент не сдает работу в указанный срок, ему выставляется оценка «0».

Условия пересдач.

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете. При выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:


^ 0,2 Отекущий + 0,2 Осам. работа + 0,2 О аудиторная.


Вторая пересдача проводится в присутствии комиссии, включающей не менее трех преподавателей, при выставлении результирующей оценки учитывается накопленная оценка за текущий контроль, самостоятельную и аудиторную работу:


^ 0,2 О текущий + 0,2 О сам. работа + 0,2 Оаудиторная.


В исключительных случаях комиссия может принять решение об отказе от учета накопленной студентом оценки. В данном случае комиссией используется следующие критерии оценки ответа студента: полнота, самостоятельность и точность при ответах на поставленные вопросы.

Способ округления накопленной оценки промежуточного и итогового контроля в форме зачета и экзамена: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).
^

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовый учебник



Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций: учеб. пособие /

С.Р. Яголковский М, Изд.Дом ГУ ВШЭ, 2007.

^

11.2. Основная литература


  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

  2. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М., 1976.

  3. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.- Петербург: Питер, 2000.

  4. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. М.: Эксмо-Пресс, 2002.

  5. Тихомиров О.К. психология мышления: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2002.

  6. Халперн, Д. Психология критического мышления. С.- Петербург: Питер, 2000.



^

11.3. Дополнительная литература



1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления “ необычное использование “. М.: Соборъ, 1996.

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973.

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кириченко Т.Н., Мацнева Н.В. Целевая структура при совместном решении мыслительных задач// Новые исследования в психологии, 1984. Вып. 1, c. 61-65.

  3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса// Психологическая диагностика, 2004, № 1, c. 21- 40.
  4. ^

    Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М.: Фолио- Аст, 2002.


  5. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества// творчество в искусстве - искусство творчества /Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Смысл, 2000. С. 186-198.

  6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983.

  7. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

  8. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

  9. Бубер М. Я и Ты. М.: 1993.

  10. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дисc... докт. филос. наук. Минск, 1989.

  11. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

  12. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, 2003.

  13. Грин, Э. Креативность в паблик рилейшнз. С.- Петербург: Нева, 2003.

  14. Давыдов B.B. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.

  15. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1999.

  16. Де Боно Э. Развитие мышления: три пятидневных курса. Пер. с англ. Минск: Попурри, 1999.

  17. Де Боно Э. Шесть шляп мышления. С.- Петербург: Питер Паблишинг, 1999.

  18. Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. Автореф. дисс... докт. психол. наук, М.: 1998.

  19. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

  20. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Дело, 2000.

  21. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: МГУ, 1990.

  22. Криппнер С., Диллард Дж. Сновидения и творческий подход к решению проблем. Пер. с англ. В. Рогова. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997.

  23. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова// Вопросы психологии, 1998, № 5, С. 59-67.

  24. Кучинский Г.М. Диалог в процессе решения мыслительных задач. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1980.

  25. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004.

  26. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование)// Вопросы психологии, 1998, №5, С.2-85.

  27. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. М.: МГУ, 1998.

  28. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия// Художественное творчество и психология/ Отв. ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М.: Наука, 1991, c. 109-133.

  29. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

  30. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М., 1988.

  31. Максимов В.В. Психологические вопросы соотношения индивидуального и коллективного в научном творчестве. Автореф. дисc... канд. психол. наук. М.: 1971.

  32. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности при решении задач с помощью ЭВМ. Автореф. дисc... канд. психол. наук. Киев, 1981.

  33. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

  34. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М.: 2003.

  35. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. – Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 432 с.

  36. Михалко М.Тренинг интуиции. С.- Петербург: Питер, 2001.

  37. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество. М. РИП-холдинг, 2003.

  38. Палагина И.В. Влияние общения на регуляцию мышления в проблемной ситуации. Автореф. диcс... канд. психол. наук. М.: 1986.

  39. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.

  40. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  41. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

  42. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.-Л.: 1958.

  43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.- Петербург: Питер, 2003.

  44. Рудестам К. Групповая психотерапия. С.- Петербург: 1999.

  45. Семёнов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Автореф. дисc... докт. психол. наук. М.: 1992.

  46. Стернберг Р., Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997, с. 111-126.

  47. Тихомиров О.К. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.

  48. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  49. Фрейд, З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: Алетейя, 1998.

  50. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. С.- Петербург: Питер, 2001.

  51. Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

  52. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002.

  53. Щебланова Е. И., Аверина И. С., Хеллер К. А., Перлет К.
    Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности\\ Вопросы психологии, 1996, №1 С. 97-107.

  54. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса// Психологическая диагностика. 2004, № 11, С. 3-20.

  55. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. М.: ИНТОР, 1995.

  56. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.

  57. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996, №3, с.28-37.

  58. Amabile T.M. Attributions of creativity: what are the consequences? //Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 423-426.

  59. Barron, F. The disposition towards originality// Journal of Abnormal and Social Psychology, 1955, 51, pp. 478-485.

  60. Boden M.A. (Ed.) Dimensions of Creativity. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.

  61. Britton B.K., Glynn S.M. Mental management and creativity: a cognitive model of time management for intellectual productivity //Handbook of creativity/J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R. Reynolds (Eds.), NY: Plenum Press, 1989, pp.429-440.

  62. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity //Handbook of creativity/R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-313.

  63. Craig T.Y., Kelly J.R. Group cohesiveness and creative performance// Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 1999, 3, pp.243- 256.

  64. Csikszentmihalyi M. Creativity: flow and the psychology of discovery and invention. Harper Collins Publishers, NY, 1996.

  65. Dugosh K.L., Paulus P.B., Roland E.J., Yang H.-C. Cognitive stimulation in brainstorming// Journal of personality, and social psychology, 2000, 79, pp. 722-735.

  66. Eysenck H.J. The measurement of creativity// Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp.199-242.

  67. Gardner H. Creating minds. New York: Basic, 1994.

  68. Gordon W.J. Synectics, the Development of Creative Capacity. Harper, New York, 1961.

  69. Guilford J.P. Creativity// American Psychologist, 1950, 5, pp. 444-454.

  70. Guilford J.P. Traits of Creativity// Creativity and its Cultivation/ H.G. Anderson (ed.), Harper, 1959, pp. 142-161.

  71. Lamm, H., Trommsdorff, G. Group versus individual performance on task requiring ideational proficiency (brainstorming)// European journal of social psychology, 1973, 3, pp. 361-387.

  72. Martindale C. How can we measure a society’s creativity? //Dimensions of creativity/ M.A. Boden (Ed.), Cambridge, MA: MIT Press, 1994, pp. 159-197.

  73. Mayer R. Thinking, problem solving, cognition. NY: W.H. Freeman and Company, 1992.

  74. Mullen, B., Johnson, C., Salas, E. Productivity loss in brainstorming groups: A

  75. Nijstad B.A., Stroebe W., Lodewijkx. Cognitive stimulation and interference in groups: exposure effects in an idea generation task// Journal of Experimental Social Psychology, 2002, 38, pp. 535-544.

  76. Osborn, A.F. Applied imagination. New York: Shribner, 1957.

  77. Plucker J.A., Renzulli J.S. Psychometric approaches to the study of human creativity// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 35-62.

  78. Razik T.A. Psychometric Measurement of Creativity// Creativity, Penguin Education, 1970, pp. 155-166.

  79. Rubenson, D.L., Runco, M. A. The psychoeconomic approach to creativity// New Ideas in Psychology, 1992, 10(2), pp. 131-147.

  80. Runco M. A. Insight for creativity, expression for impact// Creativity Research Journal, 1995, 8, pp. 377-391.

  81. Sosik J.J, Kahai S.S., Avolio B.J. Transformational leadership and dimensions of creativity: motivating idea generation in computer-mediated groups// Creativity Research Journal, 1998, 11(2), pp. 111-121.

  82. Sosik J.J., Avolio B.J., Kahai S.S. Inspiring group creativity: comparing anonymous and identified electronic brainstorming// Small Group Research, 1998, 29 (1), pp. 3-31.

  83. Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of creativity/ J.A. Glover, R.R.Ronning, C.R.Reynolds (Eds.). NY: Plenum Press, 1989, pp.163-176.

  84. Sternberg J. R., Lubart T.I. The concept of creativity: prospects and paradigms// Handbook of creativity/ R.J. Sternberg (Ed.), Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 3-16.

  85. Tindale R.S., Kameda T. “Social sharedness” as a unifying theme for information processing in groups// Group processes and intergroup relations, 2000, 3, pp. 123-140.

  86. Torrance E.P. Torrance test of creative thinking: Norms-technical manual. Lexington: Personnel press, 1974.

  87. Torrance E.P., Ball O.E. Torrance tests of creative thinking: Streamlined (revised) manual including norms and direction for administering and scoring figural A and B. Benseville: Scholastic testing service, 1984.

  88. Wallas G. The art of thought// Creativity. Penguin Education, 1970, pp. 91-97.

  89. Ziegler R., Diehl M, Zijlstra G. Idea production in nominal and virtual groups: does computer mediated communication improve group brainstorming// Group processes and intergroup relations, 2000, 3(2), pp. 141-158.



^

11.4. Справочники, словари, энциклопедии





  1. Большой толковый психологический словарь / Под ред. Ребера А. В 2-х т. Т. 1. М.: Вече, 2003.

  2. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с. http://slovari.yandex.ru/~книги/Общая%20психология/

2. Материально-техническое обеспечение дисциплины


1. Стимульный материал для диагностики невербальной креативности по методике П. Торранса (1 л).






Скачать 357,97 Kb.
оставить комментарий
А.К. Болотова
Дата22.03.2012
Размер357,97 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх