Развитие творческих способностей icon

Развитие творческих способностей


1 чел. помогло.
Смотрите также:
План Что такое творчество и творческие способности...
Развитие творческих способностей...
Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения...
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе...
Пояснительная записка Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих...
Р. И. Визгер Развитие творческих способностей младших школьников...
«Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности»...
Развитие творческих способностей детей...
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей...
«Развитие связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей детей младшего...
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время (доклад)...
Образовательная программа «Золотая соломка» Развитие творческих способностей детей старшего...



Загрузка...
скачать
Горинов А.В.


Развитие творческих способностей

школьников на уроках физики


Введение.


В период научно - технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышления у учащихся.

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни.

На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности учащихся. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи.

В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Именно творчество призвано способствовать этому процессу. Идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живые склонности в каждом ученике, помочь найти свое призвание и следовать ему. Творческое отношение к труду следует воспитывать, начиная с простейших опытов и решения задач.

Определение учащегося главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса, реализация проблем творческого развития личности требуют разработки педагогических технологий, целью которых является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.

Далее дадим краткий обзор методик приобщения школьников к творческой деятельности на уроках физики.


^ Проблемное обучение.


Одним из путей активизации творческой активности учащихся на уроках физики является проблемное обучение – методическая система, включающая особое сочетание разнообразных приемов и методов обучения. В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем. Процесс их разрешения имеет свою логическую последовательность действий, отражающих методы научного познания (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, выбор метода решения, сбор необходимых фактов, их анализ и обобщение, проверка решения, формулировка выводов). Структура проблемного урока подчиняется логической структуре познавательных действий, присущих поисковой деятельности.

Центральным в теории проблемного обучения являются вопросы создания проблемной ситуации и постановки учебных проблем. Каждое учебное проблемное задание является искусственной педагогической конструкцией. Оно специально конструируется с обучающей целью и включается в определенный момент в учебный процесс в соответствии с логикой учебного процесса.

Процедура познавательных действий в проблемном обучении включает следующие этапы:

  1. Осознание проблемной ситуации;

  2. Анализ проблемной ситуации;

  3. Выдвижение идей, предположений по выходу из ситуации;

  4. Обоснование выдвинутых идей, предположений;

  5. Определение следствий;

  6. Формулировка проблемы;

  7. Сопоставление проблемы с имеющимися знаниями и умениями;

  8. Планирование плана решения проблемы;

  9. Решение проблемы;

  10. Сравнение результатов с первоначальными идеями;

  11. Формулировка вывода.

Проблемное изложение учебного материала заключается в том, что учитель сам ставит проблемы, сам их решает и делает выводы. Изложить материал проблемно - это значит, не изменяя существенной информации, по возможности максимально усилить ее эмоциональную сторону (путем создания проблемной ситуации), преобразовав по мере необходимости структуру материала.

Проблемное изложение будет успешным при наличии ряда условий. Во-первых, должна быть четко определена целесообразность его в каждом конкретном случае (при этом учитывается возраст учащихся, их уровень развития и обученности, временные ограничения, содержание материала).

Во-вторых, учителю необходимо глубоко и прочно владеть как фактическим, так и историческим аспектами физики.

В-третьих, следует овладеть умением «видеть» противоречия, вычленять и делать их видимыми для учащихся, т.е. учителю необходимо быть диалектиком и владеть технологией правильной постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися.

Чтобы конструирование проблемного изложения происходило успешно, надо четко представлять его общую структуру; она состоит из четырех этапов:


1) организация проблемной ситуации;

2) выдвижение гипотезы;

3) ее аргументация;

4) выводы.

Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

- столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;

- созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;

- побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.


Такие вопросы учителя как: "Почему дрова зимой колются хорошо?", "Почему железные предметы кажутся на ощупь холоднее, чем деревянные, хотя температура окружающего воздуха одинакова?", "В холодильнике или в комнате быстрее отстоятся сливки от молока?", "Для уменьшения силы трения применяют смазку. Почему же плотники перед тем, как взять топор, смачивают руки?", "Почему весной, хотя солнце и хорошо греет, долго стоит холодная погода?" и другие являются для учащихся проблемными. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.

Применение проблемного обучения вызывает у учащихся большой интерес к учебе, стимулирует учащихся преодолевать трудности, способствует более быстрому развитию творческого мышления и воображения. Безусловно, все сказанное не исключает необходимости информационно-сообщающего изложения учебного материала. В практике школьного обучения следует разумно сочетать приемы и методы обучения, исходя как из конкретной цели урока, так и из общих задач развития личности ученика.

Пример конструирования проблемного изложения для темы урока «Зависимость сопротивления проводников от температуры» в X классе:

Учитель, держа в руках моток нихромовой проволоки, предлагает вычислить, какой длины нужно взять кусок этой проволоки, чтобы изготовить из нее спираль для электроплитки (напряжение в сети и допустимый ток известны, а диаметр проволоки измеряется тут же). Предполагается этим расчетом проверить знание учащимися формулы для расчёта сопротивления прямого проводника и закона Ома для участка цепи.

Через две-три минуты один из учеников рассказывает, как он выполнил этот расчёт, и сообщает результат. Правильность расчета и результат уточняются коллективно.

Ученики отрезают от мотка нихрома проволоку вычисленной длины, делают из нее спираль и включают в сеть. Наблюдение показывает, что накал спирали явно недостаточен, ток меньше заданного. Почему? Ученики встревожены. Расчет произведен по известным законам, а результат не годен.

Это первая проблема на уроке. Для решения её учителем ставится вопрос: «Как определен международный эталон 1 Ома?». Ученики это знают хорошо и отвечают (1 Ом - это сопротивление ртутного проводника длиной 106,3 см, площадью поперечного сечения 1 кв. мм при О°С). «Почему при 0°С?» – спрашивает учитель. «Видимо сопротивление проводников зависит от температуры, - заключают ученики, – а это не было учтено при нашем расчёте».

«Как зависит сопротивление проводника от температуры?» - эта проблема и является темой урока.

Для ее решения предлагается ученикам объяснить суть сопротивления проводников электрическому току по электронной теории. После этого, исходя из основ электронной теории, предлагается высказать предположение о зависимости сопротивления твердого металлического проводника от температуры.

Получив убедительное теоретическое обоснование решения проблемы, ставится демонстрационный опыт. Но вопрос решен качественно, а для расчета необходимо знать и количественные соотношения, имеющие место в этих закономерностях. Каковы они? Это следующая проблема на уроке. Решение ее осуществляется в виде рассказа учителя. Здесь рассказывается о температурных коэффициентах сопротивления, о способах их определения, приводится математическая аналогия между этими коэффициентами и коэффициентами объемных расширений. Фронтально используется справочная таблица, уясняются физический и математический смыслы температурных коэффициентов сопротивлений. Устанавливается расчетная формула.

Проблемная ситуация на этом уроке создана противоречием между знаниями учеников и результатом опыта, поэтому вызывает у них желание приобрести новые знания. Решается проблема путем теоретических рассуждений, а гипотетическое решение проверяется опытом.


^ Игровые элементы на уроках физики.


Использование игровых элементов на уроках физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение.

Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. Привлечение хорошо знакомых детям героев мультсериалов и сказок в физические задачи позволяет "подать" эстетическую привлекательность науки с помощью привычных персонажей.

Процесс приобщения к ценностям культуры (в том числе, и конкретным знаниям по физике) можно уподобить взаимодействию вынуждающей силы (учителя) и открытой колебательной системы (ученика), а игровой элемент, вкрапленный в урок, безусловно, можно трактовать как резонансную силу. Резонансными "частотами" оказываются только те ценности, которые оказываются одинаковыми для учителя и учащегося. В процессе игры незаметно для учащихся обучение происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания. Кроме того, в игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

В процессе игры реализуются также принципы:


- психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома");

- вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов решения задач, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант),

- креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.


Характерной чертой для каждой физической игры является решение различных дидактических задач. Среди них – уточнение представлений о предмете или явлении, о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними. И в этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому игры на уроке оказываются не просто забавой, интересным и необычным занятием, а активным средством пробуждения творческого потенциала и удобным способом "щадящего" обучения.

Примером игрового элемента, доступного для использования практически на каждом уроке, является игра «Верю – не верю». Это – своеобразный фронтальный опрос теории, в ходе которого учителем произносятся верные и ложные утверждения, составленные по материалу изучаемой темы, а задача учащихся грамотно отреагировать на эти утверждения (например, поднятием карточек зелёного или красного цвета).

Приёмом сопутствующим и дополняющим игровые моменты на уроках, безусловно, является составление и решение творческих задач.

Что же следует понимать под творческой задачей? В.Г. Разумовский дает такое определение: «Это задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует пользоваться для решения этой задачи». В большинстве случаев творческие задачи связаны с экспериментом или конструированием, поэтому их естественнее называть заданиями.

Творческие задачи бывают трёх видов:


1. исследовательские, которые строятся на выдвижении гипотез, прогнозировании последствий, достраивании условий.

2. изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,

3. конструкторские.


Вместе с тем, творческие задачи должны отвечать требованиям:


- Достаточность условия;

- Корректность вопроса;

- Наличие противоречия.


Творческая задача имеет одно уникальное свойство – ее нельзя однозначно определить как творческую. Говоря об одной и той же задаче, всегда следует иметь в виду, что для одних учеников она может быть творческой, а для других – нет. Все зависит от их индивидуального опыта творческой деятельности.

В психологии сложились два основных подхода к построению творческих задач. В соответствии с первым – проблема в явном виде не задается. Работа над задачей протекает в условиях, когда решающий не уверен в перспективности каждой своей идеи или полученного промежуточного результата, то есть в условиях неопределенности. В соответствии со вторым подходом суть проблемы обнаруживается практически сразу – в форме парадоксального для решающего противоречия содержания задачи с имеющимися у него знаниями и опытом.

При составлении творческих задач необходимо использовать:


- Интересный факт;

- Историю науки;

- Повседневную жизнь;

- Окружающую природу;

- Изученный учебный материал;

- Ошибочные выводы и поиски в науке;

- Литературу, народное творчество.


Ещё один из возможных видов заданий заключается в том, что учитель предлагает ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. Сказку рекомендуется проиллюстрировать, так как ее иллюстрация позволяет ребятам более объективно отразить то, что было ими написано, развивает образное мышление учащихся.

Известно, что сказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям. При сочинении сказки происходит развитие творческого воображения.

Активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке можно и путём разгадывания кроссвордов. Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, в котором зашифровано название темы или который связан с изученной темой. Большой кроссворд – интересное средство для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Кроссворды хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого и т. д. При этом развивается мышление учащихся.

Одним из способов повышения интереса учащихся к предмету является использование художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, загадки) на уроках физики. Использование отрывков из литературных произведений помогают обогатить образное мышление учащихся, восполнить недостающие эмоции при рассмотрении конкретных физических явлений.

Язык загадки точен и лаконичен, загадка имеет серьёзное познавательное значение. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а замысловатым поэтическим описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, оригинальность его мышления, развивает его воображение, раскрывает глаза на поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит наших порой излишне рациональных детей замечать красоту привычных и будничных сторон действительности. Особенности жанра позволяют с успехом привлекать народные загадки в начальном курсе физики, но иногда они уместны и в старших классах. Содержание многих загадок посвящено физическим процессам, с которыми приходится учащимся знакомиться при изучении темы той или ной темы.

Другая форма фольклорных материалов, которые могут быть использованы на уроке – пословицы и поговорки. Пословицы чутко улавливают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа. Часто пословицы проповедуют разумное отношение к природе. Конечно, пословицы используются не как основная, а как вспомогательная, дополнительная, иллюстрированная часть урока – однако чрезвычайно яркая и полезная.

Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно:


- быть связано с конкретными вопросами курса физики,

- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,

- иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,

- быть кратким, лаконичным,

- способствовать положительной мотивации к изучению физики.

 

Игровые моменты на уроках, решение творческих задач, составление физических сказок, разгадывание ребусов, кроссвордов и загадок – повышают качество обучения, вызывают интерес к предмету и способствует развитию творческих способностей учащихся.


Примеры составления нестандартных творческих задач и проблемных вопросов:


1. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: ^ От чего зависит температура кипения жидкости?

Данный вопрос репродуктивного характера, интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» - это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом «имеется шприц с 1\8 воды комнатной температуры, закрыв отверстие резко выдвинуть поршень шприца до крайнего положения – вода закипит, будучи холодной» и поставить вопрос: Почему вода закипела? - для учащихся это будет творческая задача.

2. ^ Как из соленой воды сделать пресную?

Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо.

«В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?».


3. Проблемную задачу или вопрос можно сделать из любого интересного факта:


Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Здесь достаточно только сформулировать вопрос. ^ Почему стекло отуманенное?


Примеры загадок, поговорок и сказок на уроках физики, которые могут быть использованы как эвристические и проблемные:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество! Это... (электричество).


Зимой нет теплей места, летом нет холодней (погреб или печка).


Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния).

Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

Русская сказка «Два Ивана - солдатских сына»:

«Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем-Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!

Взмолился Иван царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».

Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению её горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю?




Метод проектов.


Нельзя воспитать человека, творчески мыслящего, умеющего выполнять задания, допускающие разные подходы к решению, разные варианты ответов, используя только традиционные методы обучения. Поэтому одной из важных задач является  использование новых эффективных методов обучения и воспитания, способствующих творческому развитию личности. Одним из таких средств является метод проектов.

Что же такое учебный проект? С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести любое устройство, прибор или способ проведения какого-либо процесса; плакат, альбом, афишу, буклет, фото, мультимедийную презентацию и пр., отражающие самое существенное содержание темы.

 Метод проектов наиболее эффективно создаёт условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Через работу ума и  рук учащиеся вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.

В качестве простейшего примера выполнения исследовательского проекта можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе. Сначала ребята пишут рефераты для использования на конкретном уроке, затем наиболее интересные исследования выходят на общешкольные внеклассные мероприятия (например, в рамках предметных недель), а затем – на городские научно-практические конференции.

Чтобы выполнять подобные задания, учащимся приходится возвращаться к полученным знаниям, добавлять недостающие, критически переосмысливать их, подниматься на новый уровень понимания материала. Большая активная умственная деятельность, в которую приходится погружаться, вынуждает вникать во многие тонкости вопроса, работать с дополнительной литературой, расширять свои знания, учиться мыслить творчески. Творческие задания, рассчитанные на более или менее длительный промежуток времени, имеют очень большую ценность. Во-первых, усилия учащихся здесь направлены на решение естественных, а не искусственных задач. Это очень важный психологический фактор, который создает тот моральный подъем, который присущ творчеству. Во-вторых, решение проблемы ничем не регламентируется. Творческие задания могут иметь множество решений.

Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний.


^ Физический эксперимент на уроках физики.


Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями. Ясно, что изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Особенно это важно при переходе на профильное обучение.

Призванный утвердить физику как науку опытную, эксперимент выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д.

Само место фронтального опыта при изучении физики может быть различным.

К сожалению, условия, сложившиеся в современных школах, не всегда позволяют полноценно использовать школьный физический эксперимент.
Познавательная деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка.
Высказыванию гипотез и их проверке можно учить и вне проблемного обучения. Соответствующие частично-поисковые задания необходимо включать в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.
В экспериментальных исследованиях по физике интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к демонстрационному или фронтальному эксперименту, лабораторной работе с учащимися необходимо обсудить – какой результат может получиться и, только потом, проводить эксперимент, в ходе которого проверяется правильность проведённых предварительных рассуждений. Немало интуиции проявляет исследователь (а в данном случае учащийся школы) и при анализе результатов эксперимента.
Сущность исследовательского метода обучения - обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.
Активность учащегося определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
На первой ступени обучения физике огромную роль играет наглядность, опора на конкретный образ. Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. Можно, конечно, проводить уроки изучения нового материала в традиционной форме: объяснить новый материал, показать опыты, закрепить знания и обучающие цели урока будут достигнуты, но будут ли достигнуты воспитательные и развивающие цели учебного процесса?

Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Домашние опыты и наблюдения дают возможность расширять область связи теории с практикой, развивать интерес к физике и технике,
рождают творческую мысль и развивают склонность к изобретательству, приучают к самостоятельной исследовательской работе, вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность.
Школьную физику часто называют экспериментальной, поэтому физический эксперимент на уроках является одним из основных методов обучения.


^ Компьютеризация урока.


Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьезной переориентации компьютерно-информационной составляющей. Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Лавинообразный рост объемов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности.

Особый интерес представляют вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы»  без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничен в средствах представления информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

Персональный компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое  средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития  нестандартного творческого мышления учащихся. При этом важно понимать, что никакое, даже самое совершенное, средство не может обеспечить всех задач обучения.

Необходимо осознанно разделять понятия «компьютерный урок» и «компьютерная поддержка урока». Компьютерный урок характерен для специфического предмета – информатики, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Для других школьных предметов персональный компьютер служит полифункциональным средством обучения, реализующим свои дидактические возможности только при высоком качестве учебных программ и профессионально грамотной организации учителем познавательной деятельности учащихся.

Для каждого средства  имеется своя педагогическая ниша. Цель применения компьютера на уроке физики – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.

Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:

1) видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией физических явлений, классических опытов, технических приложений (из всевозможных компьютерных программ по физике, интернет-сайтов);

2) материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно диагностического);

3) комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;

4) лабораторные работы (например, из обучающей программы «Открытая физика»);

5) физические модели технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление;

6) исторический, справочный, табличный материал;

7) наборы нестандартных заданий, анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации материала.

Творческим заданием для учащихся может быть и создание  слайдов (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволяет не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользователя.

Физика – наука экспериментальная, ее всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее  методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физике деформирует методику ее преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя. Важнейшей задачей преподавания физики является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования и самообразования.


^ Краткие выводы:


1. Физика способна формировать творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствовать воспитанию высоконравственной личности.

2. Формированию навыков творчества у учащихся на уроках физики могут способствовать следующие приёмы и методики:

- направленность урока на проблемное обучение;

- составление и решение творческих задач и заданий;

- обязательное сопровождение изучения материала школьным физическим экспериментом;

- разумное использование метода проектов;

- дидактические игры и игровые моменты на уроках (ребусы, кроссворды, элементы литературы и фольклора);

- использование на уроках современной компьютерной техники.

3. Внеклассная работа является обязательной составной частью образовательного процесса. Необходимо помнить, что это работа не только с учащимися, уже проявившими повышенный интерес к изучению физики и техники, но главным образом работа по привитию интереса к предмету, к учению вообще и по развитию способностей у большинства учащихся.








Скачать 215.97 Kb.
оставить комментарий
Дата19.03.2012
Размер215.97 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх