Книга Царств. Гибель Саула, Давид и Вирсавия. Песнь Песней царь Соломона. Исход гл. 20. Десять Заповедей Моисея. Евангелие от Луки гл. 6: 20. Нагорная Проповедь. Евангелие от Иоанна гл. 1 icon

Книга Царств. Гибель Саула, Давид и Вирсавия. Песнь Песней царь Соломона. Исход гл. 20. Десять Заповедей Моисея. Евангелие от Луки гл. 6: 20. Нагорная Проповедь. Евангелие от Иоанна гл. 1


Смотрите также:
Урок Введение
Священная Библейская История Нового Завета...
Рудольф Штайнер...
Литература. Евангелие от Матфея...
Евангелие от Луки...
Обязательная литература по курсы истории средневековой философии. Источники: Библия. Бытие...
Evangelium Vitae (Евангелие Жизни) окружное послание папы иоанна павла II епископам...
Плотин. Против гностиков // Вопросы философии, №10, 2000...
Библейский царь соломон и древности стамбула = иерусалима...
Арийская империя. Гибель и возрождение...
Двенадцать лекций в Гамбурге с 18 по 31 мая 1908 года Библиотечный №103...
Конспект по гомилетике I...



Загрузка...
скачать
8 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

(2 часа)

- Происхождение искусства. Теории происхождения искусства. Синкретизм первобытного искусства. Проблема назначения искусства. Теория литературы: искусство, художественный образ.

МИФОЛОГИЯ

(4 часа)

Мифология как способ художественного познания действительности. Понятие о мифе. Античная мифология и ее художественное своеобразие.

Мифы Древней Греции. Боги. Цикл мифов об аргонавтах. Мифы о Ге­ракле. (По Куну). Теория литературы: миф, мифологический образ.

^ АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(6 часов)

Отличие литературы от мифологии. Роды литературы. Гомер «Илиада», «Одиссея». «Илиада» и «Одиссея» как эпические про­изведения. Идеи и образы.

Происхождение театра. Драма как род литературы, ее особенности. ^ Эсхил «Прометей прикованный». Миф о Прометее, трактовка образа Прометея в трагедии Эсхила. Тираноборческое звучание трагедии.

Лирика как род литературы. Основные мотивы древнегреческой лирики. ^ Сафо «Богу равным кажется мне по счастью...»

Катулл «Кажется мне тот богоравным...», «Будем, Лесбия, жить, лю­бя друг друга», «Плачь, Венера, и вы, Утехи, плачьте!» ^ Теория литературы: лирика, эпос, драма, понятие о жанре, авторская позиция;

лирический герой, первоначальное понятие о стихотворном размере, стих, строфа, гекзаметр; сюжет, фабула, композиция, художественная деталь.

^ БИБЛИЯ

(2 часа)

Построение. Историческое и художественное значение Библии. Утвер­ждение нравственных идеалов. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь. Библия: I книга Царств. Давид и Ионафан.

II книга Царств. Гибель Саула, Давид и Вирсавия. Песнь Песней царь Соломона. Исход гл. 20. Десять Заповедей Моисея. Евангелие от Луки гл. 6:20. Нагорная Проповедь. Евангелие от Иоанна гл.18:29-40,19:20. Тайная Вечеря, Хри­стос у Пилата, Распятие

Откровения Святого Иоанна гл.6, 8,16. Апокалиптические образы: Четыре всадника, семь ангелов.


^ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

(4 часа)

Городская поэзия. Трубадуры, миннезингеры, ваганты. «Песнь о Роланде» как памятник французского эпоса. Тема долга и чес­ти. Народный идеал в поэме.

^ Теория литературы: углубление понятия о жанре, героический эпос, образ по­ложительного героя, авторская позиция, метафора, олицетворение, постоянный эпитет.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(6 часов)

Национальное своеобразие. Многообразие жанров (житие, поучение, апокриф, хождение, бытовые сатирические повести). (Обзор).

«Слово о полку Игореве». История открытия. Историческая основа «Слова». Художественные достоинства древнейшего памятника русской лите­ратуры. Патриотизм, национальная гордость, чувство любви к родной земле. Поэтический образ земли в «Слове». Непреходящее идейно-художественное значение «Слова» для русской культуры.

Теория литературы: углубление понятия о жанре, житие, слово, хождение, апокриф; тема и идея произведения.

^ ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(10 часов)

Открытие мира и человека в литературе Возрождения. Гуманистическое начало. Жизнеутверждающая направленность произведений.

^ Данте «Божественная комедия», «Ад», песни 1,4,5,6,33,34. Композиция произведения, Путешествие от мира пороков к миру добродетели и покаяния. Внимание к личности человека и к возможности ее развития. Теория литературы: философская поэма, композиция, связь формы и содержа­ния, авторская позиция, система образов, аллегория.

^ Д. Боккаччо «Декамерон» (кн. 1 день 1, 2-3 новеллы на выбор). Ан­тиклерикальная и сатирическая направленность произведения. Теория литературы: композиция, новелла, сатира.

^ Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (адаптированный текст). «Гаргантюа и Пантагрюэль» - вершина гуманистической литературы во Фран­ции. Упоение духовной и телесной мощью человека. Элементы фантастики, са­тирического гротеска. Начальное понятие об утопии. Теория литературы: роман, утопия, гротеск, гипербола, сатира.

^ В. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет», сонеты (на выбор). Ут­верждение высших нравственных ценностей. Проблемы добра и зла. Теория литературы: углубление понятия о драматургии, трагедия, конфликт, монолог, диалог; углубление понятия о лирических жанрах, сонет.


^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА

(3 часа)

Художественный метод. Понятие творческого метода. Классицизм. Его основные эстетические принципы.

^ Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф» (на выбор). Особенность классицистической драмы.

Теория литературы: художественный метод, классицизм, углубление понятия о драматургии, комедия, композиция, система образов.

^ РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ (8 часов)

Зарождение и развитие новой русской литературы. Русский классицизм. Реформа Тредиаковского. Силлабическая (Кантемир), силлабо-тоническая сис­темы стихосложения.

^ М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года. »Ломоносов как поэт-классицист. Учение о «трех штилях».

Г.Р. Державин «Фелица», «Памятник». Эволюция жанра оды. Тема поэта и поэзии. >^»г*,'-*»а-

^ Д. И. Фонвизин «Недоросль». «Недоросль» как памятник эпохи. Кон­фликт. Способы построения образов-персонажей в комедии. Непреходящее зна­чение сатирических образов комедии.

^ Теория литературы: ода, авторская позиция, понятие о двусложных и трех­сложных размерах, метр; приемы комического.

)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

(2 часа)

Сентиментализм как художественный метод.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Своеобразие сентименталистской по­вести Карамзина. Система образов. Образ повествователя. Роль пейзажа. Теория литературы: сентиментализм, повесть, повествователь, пейзаж. Развитие речи: 9 часов.

Расчет учебного времени на изучение предложенных тем примерный. Учитель может изменить пропорции, исходя из уровня подготовленности класса.


9 КЛАСС (102 часа)

^ ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

РОМАНТИЗМ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (обзор) (6 часов)

Романтизм как художественный метод. Характерные черты романтизма. Система романтических жанров.

^ Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Двоемирие. Переплетение фантастики и обыденности.

В. Скотт «Айвенго». Жанр исторического романа. Образ средневековья в романе.

^ Д.-Г. Байрон «Паломничество Чайлд Гарольда», «Корсар» (на вы­бор).

Тема разочарования и одиночества, трагический конфликт героя и общества. Байронический герой. Поэзия Байрона в России. ^ Теория литературы: романтизм, поэма, исторический роман, байронический герой, романтический пейзаж, фантастика.

РУССКИЙ РОМАНТИЗМ (обзор) (4 часа)

В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (фрагменты), «Ве­чер», «Перчатка», «Лесной царь». Личность поэта (гуманность, духовная вы­сота, патриотизм). Тема войны 1812 года. Идеал и действительность писателя-романтика. Грусть о неосуществимости человеческих желаний.

^ К.Ф. Рылеев «Думы». Тема жертвы во имя Родины и свободы. Тради­ции классицизма в поэзии Рылеева.

К.Н. Батюшков «Песнь Гарольда Смелого», «Есть наслаждение в дикости лесов...», «Тот вечно молод, кто поет...», «Скальд», «На развалинах замка в Швеции», «Мои пенаты», «Послание к Вильегорскому». Муза по­эта-романтика. Размышления о поэте и поэзии. Личность и общество в пред­ставлении поэта.

Своеобразие пейзажа в творчестве романтиков. ^ Теория литературы: дума, элегия, баллада, традиция, символ, лирический ге­рой, романтический пейзаж, рифма, стихотворный размер, метр, эпитет, мета­фора, сравнение, параллелизм.

А.С. Грибоедов «Горе от ума». (8 часов).

Очерк жизни и творчества Грибоедова. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Защитники моральных устоев «века минувшего» в комедии. Молодое поколение, разные его представители (Чацкий - Софья - Молчалин). Чацкий как выразитель мировоззрения декабри­стов. Независимость, пылкость и благородство Чацкого.

Статья Гончарова «Мильон терзаний». Общечеловеческий смысл коме­дии. Злободневность звучания комедии в XIX веке и в наше время. Своеобразие


композиции (переплетение двух сюжетных линий - общественной и личной), система образов. Мастерство Грибоедова в обрисовке характеров. Основные приемы комического. Проблема жанра.

^ Теория литературы: комедия, классицизм, реализм, композиция, система обра­зов, общественная позиция автора, приемы комического, говорящие фамилии, монолог, диалог, афористичность, внесценический персонаж.

^ А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь (38 часов).

«К другу стихотворцу», «Пирующие студенты», «Товарищам», «19 октября 1825 года», «19 октября 1827 года», «19 октября 1828 года», «Чем чаще празднует лицей... «, «Была пора: наш праздник молодой», «Мой пер­вый друг»; «Воспоминания в Царском Селе». Начало творческого пути. Тема дружбы в творчестве поэта.

«Вольность», «Во глубине сибирских руд... «, «Стансы». Вольнолюби­вая лирика. Политические воззрения Пушкина.

«Руслан и Людмила». Своеобразие жанра. Образ автора в поэме. Иро­ния.

«Слеза», «Талисман», «Сожженное письмо», »Ты и вы», «Я вас лю­бил», «Я помню чудное мгновенье». Любовная лирика.

«Кавказский пленник», «Цыганы» как романтические поэмы. Про­блема романтического и реалистического героев.

«Борис Годунов». Проблема народа и власти в поэме.

«Повести Белкина». Их место в творчестве Пушкина. Тема «маленького человека». Композиция. Образ повествователя.

«Маленькие трагедии». Решение в них нравственно-философских про­блем.

«Медный всадник». Философская глубина и эстетическое совершен­ство.

Новые прозаические замыслы. «История пугачевского бунта» (обзор).

«Капитанская дочка». История создания. Проблема чести и долга.

«Пророк», «Поэт и толпа», «Из Пиндемонти», «Арион», «Памятник». Утверждение высокого предназначения поэта.

«Евгений Онегин». Роман в стихах: своеобразие жанра. Творческая ис­тория романа. Пушкинская эпоха в романе.

Онегин. Недюжинная натура героя, его искания, трагические итоги жиз­ненного пути, их личные и социальные причины. Онегин и Ленский. Онегин и автор.

Татьяна - любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера, естественность и красота духовных устремлений, глубина и искрен­ность чувств; русское, православное начало в системе жизненных ценностей.

Автор в системе художественных образов романа. Непреходящее значе­ние философско-нравственных проблем (цель и смысл жизни, счастье, долг), поставленных в романе.

Композиция романа. Лирические отступления. Пейзаж в романе. Богат­ство и своеобразие языка в романе. «Онегинская строфа».

Пушкин и светская чернь, ее нравы. Дуэль и гибель Пушкина. ^ Теория литературы: углубление понятия о лирических жанрах, послание, эле­гия, эпиграмма, стихотворный размер, рифма, метр, строфа, тропы и стилисти-


ческий фигуры, лирический герой, философская лирика, поэма, углубление по­нятия о романтизме, понятие о реализме; углубление понятия о драматургии, трагедия, драма, цикл; роман в стихах, образ автора, онегинская строфа, эпи­граф; повесть, семейная хроника, композиция, повествователь, образ «малень­кого человека», художественная деталь, портрет.

М.Ю. Лермонтов. (14 часов) Лирика: «Желанье», «Молитва», «Поэт», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на до­рогу...», «Родина», «Смерть поэта». Любовная лирика (по выбору учителя и учащихся). «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени».

Очерк жизни и творчества с обобщением ранее изученного.

Лирика. Основные мотивы: пафос вольности и протеста против гнета, . чувство одиночества, любовь к Родине, ее народу и природе; тема любви, тема поэта и поэзии. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. Романтическая ос­нова творчества поэта.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской ли­тературе, роман о трагедии незаурядной личности в условиях «железного века». Смысл название романа. Роль композиции в раскрытии образа Печорина (нару­шение хронологической последовательности глав, значение второстепенных действующих лиц, смена рассказчиков, картины природы).

Печорин: одаренность натуры, многогранность и противоречивость ха­рактера. Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимович. Женские об­разы романа. Нравственные проблемы романа: вопросы о смысле жизни, о со­циальной активности человека, о границах человеческой воли, об ответственно­сти за свою судьбу. Реалистическое и романтическое начала в романе, их орга­ническое единство. Психологизм, художественное совершенство произведения. Теория литературы: романтизм, реализм, элегия, романтическая поэма, байро­низм; стихотворные размеры, рифма, ритм, эпитет, метафора, сравнение, олице­творение, символ, лирический герой, пейзаж; социально-психологический ро­ман, психологизм, сюжет, фабула, композиция, система образов, повествова­тель.

^ Н.В. Гоголь. (16 часов). «Сорочинская ярмарка». «Старосветские помещики». «Шинель». «Ревизор». «Мертвые души».

Очерк жизни и творчества. Личность писателя.

Общая характеристика раннего творчества. «Сорочинская ярмарка»: мир веселья; сказочное, романтическое начало повести; победа добра над миром зла;

герои и рассказчик. «Старосветские помещики»: смысл сопоставления мира уходящего и современности; истинное и мнимое в человеческой жизни; рас­сказчик в повести. «Шинель»: человек и государство; гуманистический пафос произведения, традиции и новаторство в изображении «маленького человека».

«Ревизор». Построение образов-персонажей: говорящие фамилии, автор­ские характеристики (замечания для господ актеров), автохарактеристики, при­ем отражения одного персонажа в другом, индивидуальное и общее в персо­нажах. .. д»?-'^

Хлестаковщина как социальное явление. Зараженность хлестаковщиной других персонажей.


«Мертвые души». История создания. Особенности жанра и композиции. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников, приемы их сатириче­ской обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога). Особое место Плюшкина и Чичикова. Чичиков - новый «герой» эпохи.

Живая Русь в поэме. Образ автора. Пафос лирических отступлений. Своеобразие пейзажа. Единство сатирического и лирического начал как вопло­щение авторского замысла. Гуманизм поэмы. Раздумья писателя о судьбе Ро­дины в период создания второго тома «Мертвых душ».

«Выбранные места из переписки с друзьями». Нравственное начало про­изведения. Полемика с В.Г. Белинским. После «Мертвых душ». Трагедия писа­теля.

^ Теория литературы: романтизм, фольклорные мотивы, фантастика, гротеск, повествователь, система образов, портрет, пейзаж, интерьер, символ, традиция, образ «маленького человека»; углубление понятия о драматургии, комедия, сю­жет, фабула, авторские ремарки, монолог, диалог; лиро-эпический жанр, поэма, композиция, сатира, ирония, образ автора, лирическое отступление, художест­венная деталь. Развитие речи 16 часов.

^ 10 КЛАСС (136 часов)

Введение (1 час)

Реализм как художественный метод. Расцвет реализма в литературе, жи­вописи, музыке, театральном искусстве.

^ Реализм в зарубежной литературе (обзор) (6 часов)

О. Бальзак. «Человеческая комедия» (краткий обзор). «Гобсек».

Бальзак - великий французский писатель-реалист. «Человеческая коме­дия» - картина полувековой истории французского общества.

«Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. Про­блема нравственной стойкости человека.

^ Г. Флобер. «Саламбо»

Гюстав Флобер - один из выдающихся художников слова, блестящий стилист. Картины древнего Карфагена. Драматические перипетии, сопутствую­щие основному конфликту романа. Трагическая судьба главных героев романа. Теория литературы: художественный метод, реализм, цикл, роман.

Русская литература второй половины XIX века

^ А.Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница». (8 часов).

Очерк жизни и творчества.


«Гроза». Трагическая острота конфликта с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличение само­дурства, грубой силы и невежества.

«Бесприданница». Быт и нравы русской провинции. Трагическая судьба Ларисы в мире чистогана. «Душа или арифметика».

Значение А.Н. Островского в истории русского театра. Островский на современной сцене и в кинематографе.

^ Теория литературы: реалистическая драма, конфликт, система образов, автор­ские ремарки, диалог, монолог, интерпретация.

И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов» (6 часов).

Очерк жизни и творчества. Критические статьи Гончарова.

«Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с миром бур­жуазной культуры. Александр Адуев и Петр Адуев _ два поколения. Симпатии и колебания автора.

«Обломов». Роман, утвердивший писателя как классика русской литера­туры. «Обломовщина». Обломов - его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценка обломовщины в критике.

Национальные основы и социальная сущность героев. ^ Теория литературы: социально-психологический роман, традиция, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, система образов, авторская позиция, антитеза, композиция, эпилог, интерпретация.

^ И.С. Тургенев. «Рудин», «Отцы и дети» (по выбору) (10 часов).

Очерк жизни и творчества.

«Рудин». Герой эпохи в изображении Тургенева. Противоречия в харак­тере героя. Трагичность его судьбы. Герой и автор. Наталья Ласунская - тип тургеневской девушки; ее увлеченность романтическими идеалами и готовность к самопожертвованию. Особенности композиции романа.

«Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Ба­зарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему ге­рою. Споры вокруг романа.

^ Теория литературы: развитие понятия о романе, композиция, художественная деталь, портрет, пейзаж, антитеза, система образов, конфликт, эпилог.

Ф.И. Тютчев. «Полдень», «Весенние воды», «Осенний вечер», «О, как убийственно мы любим...», «Я очи знал, - о, эти очи...», «Ты, волна моя морская...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Я встретил Вас...» и др. (4 часа).

Тютчев - поэт-философ и певец русской природы. Пантеизм Тютчева. Метафорическая реализация философской идеи в стихах. Любовная лирика Тютчева, раскрытие в ней драматических переживаний героя. Психологическая напряженность любовной лирики.

А.А. Фет. «Осень», «Прости - и все забудь...», «Одним толчком со­гнать ладью живую...», «Хоть счастие судьбой даровано не мне... «, « На за­ре ты ее не буди...», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...», «Шепот, робкое дыханье...», «Какие-то носятся звуки...», «Музе» и другие. (4 часа).


Личность. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Мета­форичность его поэзии. Музыкальность, мелодичность стиха. ^ Теория литературы: философская лирика, образ-символ, лирический герой, пейзаж, параллелизм, метафора, олицетворение, звукопись, импрессионизм, стихотворные размеры.

^ ЛИТЕРАТУРА 60-Х ГОДОВ XIX ВЕКА

Общий обзор литературы 60-х годов (2часа)

Г.И. Успенский «Нравы Растеряевой улицы». Изображение социальных и бытовых особенностей русской жизни. Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы». Бурса: преподаватели и воспитанники, их взаимоотношения, становление лич­ности в условиях бурсацкого воспитания. Н.Г. Чернышевский «Что делать?». Философско-публицистический роман. Проблематика и содержание, аллегори­ческие образы и символы.

^ Теория литературы: углубление понятия об эпических жанрах, очерк, философско-публицистический роман, натурализм, утопия, аллегория.

Н.С. Лесков. «Очарованный странник» (4 часа). Иван Флягин - один из правдоискателей земли русской. Нравственные основы и национальные чер­ты характера главного героя повести. Исповедальность как способ создания об­раза.

Н.А. Некрасов. «Коробейники», »Тройка», »В дороге», »Родина», «Внимая ужасам войны...», «Умру я скоро...», «Нравственный человек» и другие. «Кому на Руси жить хорошо» (8 часов).

Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность многих произведе­ний, эпическое начало, драматизация лирики). »•« <»

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение в ней социаль­ных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Про­блемы счастья, долга, смысла жизни.

^ Теория литературы: поэма, композиция, углубление понятия о лирике, фольк­лорные мотивы, эпическое начало; лирический герой, трехсложные размеры, эпитет, параллелизм.

^ М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Пропала совесть», «Медведь на воеводстве». «История одного города», «Господа Головлевы» (8 часов).

Очерк жизни и творчества великого сатирика.

Сказки. Жанровое своеобразие сказок Щедрина: многообразие приемов сатирической типизации и иносказания, современное социально-политическое содержание, «эзопова речь».

«История одного города» как гротесковый роман. Особенности повест­вования, характер соотношения с жанрами летописи и исторической хроники. Основная проблематика. Гротеск как ведущий стилевой прием.

«Господа Головлевы» как новый тип социально-психологического ро­мана. Щедринская «мысль семейная» в романе. Истоки и причины экономиче­ского и нравственного оскудения дворянской семьи в трактовке Салтыкова-Щедрина. Образ Иудушки Головлева: история его духовной деградации и тема нравственного суда.


^ Теория литературы: углубление понятия об эпических жанрах, литературная сказка, гротесковый роман, социально-психологический роман, сатира, аллего­рия, эзопов язык, гротеск.

^ Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот» (16 часов).

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Нравствен­ная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направлен­ность многих произведений Достоевского.

«Бедные люди как социально-психологический роман. Гоголевские тра­диции в изображении «маленького человека». «Анатомия души» героя с точки зрения его социального положения. Открытия Достоевского в решении темы любви.

«Преступление и наказание». Творческая история романа. Тема «престу­пления» в ее идеологическом и этическом аспекте. Социальные и философские истоки образа Раскольникова и его теории. Тема преступления как «преступле­ния» себя и ее развитие в системе образов романа. Основной конфликт. Этиче­ский идеал Достоевского. Образ Сони Мармеладовой как программный образ. Идея воскресения и символика в романе. Значение эпилога. Своеобразие пове­ствования. Система образов-двойников. Жанр романа. Вопрос о его полифониз­ме.

«Идиот». Творческая история романа. Его историко-социальная основа. Социальное, философское и этическое содержание конфликта и его отражение в системе образов: Ганя Иволгин, Рогожин, Настасья Филипповна и др. Идеоло­гия романа. Образ князя Мышкина. «Князь Христос». Образ Ипполита Терентьева. Смысл финала. «Идиот» как роман-трагедия.

Достоевский в современном мире.

^ Теория литературы: идеологический роман, полифонизм, психологизм, тема «маленького человека», система образов, «двойники», образ города, интерьер, авторская позиция, библейские мотивы, эпилог.

^ Л.Н. Толстой. «Война и мир» (18 часов).

Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юно­сти. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обо­роне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патрио­тизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах».

Роман «Война и мир». Творческая история романа. Развитие замысла и становление жанра. »Война и мир» как роман-эпопея: причины выбора войны 1812 года в качестве идейно-художественного центра, историко-философская проблематика, масштабность изображения эпохи, «мысль народная» в романе. Философский подход к вопросу об исторических судьбах нации. Многознач­ность заглавия. Философия истории в романе и способы ее утверждения. Роль личности в истории с точки зрения писателя. Образы Наполеона и Кутузова -смысл сопоставления. Изображение войны и способы утверждения авторской позиции. ая<-»й,

Принцип контраста ложной, искусственной и истинной, естественной жизни в композиции и системе образов романа, при создании отдельного харак­тера. История духовных исканий и логика судьбы Андрея Болконского: основ­ные этапы и их композиционное выделение. «Диалектика души» в изображении духовного и жизненного пути героя, конкретные сцены и детали, ее обнаружи­вающие. Пьер Безухов: истоки и смысл духовных исканий: юность, опыт семей-


ной жизни, масонства. Диалектика развития личности и ее мировоззрения. Пьер в событиях 1812 года. Обретение «правды» Платона Каратаева как итог духов­ных исканий героя и залог дальнейшего духовного развития. Пьер в эпилоге. Открытость финала. Пьер Безухов как «автобиографический» персонаж. «Болконское! И «ростовское» начала в романе, историческая и психологическая ос­нова сопоставления. Николай Ростов как «хороший средний человек» и как од­но из свидетельств исторической жизни эпохи. Женские образы в романе.

Мастерство композиции. Принцип «сцеплений» как ее основа.

Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». ^ Теория литературы: роман-эпопея, историко-философский роман, семейная хроника; система образов, образы - символы, диалектика души, психологизм, авторская позиция, повествователь, пейзаж, метафоричность, антитеза, портрет.

^ А.П. Чехов. Рассказы: «Винт», «Маска», «Пересолил», «Анна на шее», «Душечка», «Тоска», «Горе», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О люб­ви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Черный монах» и другие (по выбору учителя и учащихся). Пьесы: «Дядя Ваня», «Вишневый сад» (по выбору).(14 часов).

Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Отношение автора к своим героям.

«Дядя Ваня», Патриотизм духовно нищего человека и самоотвержен­ность тружеников, истинная интеллигентность и мещанство под маской учено­сти. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь.

«Вишневый сад». Основная теме пьесы - тема уходящего мира. Жизнен­ная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реаль­ным их осуществлением - основа конфликта. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова. Теория литературы: рассказ, юмор, ирония, художественная деталь; углубле­ние понятия о драматургии, лирическая комедия, система образов, конфликт, авторские ремарки, монолог, диалог, пауза, образ-символ.

^ ДЕКАДЕНТСТВО В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX -XX ВЕКОВ (обзор) (8 часа)

Шарль Бодлер. «Цветы зла».Интеллектуальность, пессимизм, культ кра­соты.

Эстетические принципы символизма. Поэзия европейского символизма. Поль Верлен. «Сон, с которьм я сроднился», «Colloque Sentimental», «Impres­sion Fausse» (пер. И. Анненского). Артюр Рембо. «Пьяный корабль» (пер. В. На­бокова). Символистская драма. М. Метерлинк. «Синяя птица».

Оскар Уайльд. Сказки «Соловей и роза», «Счастливый принц». «Опыт изображения реальной жизни в образах, далеких от реального». Высокие идеа­лы романтики и духовности. »Портрет Дориана Грея». Проблема соотношения искусства и действительности, искусства и морали. Теория литературы: художественный метод, символизм, «чистое искусство»;

углубление понятия о теории стихосложения, образ-символ, психологизм, ме­тафоричность, эпитет, звукопись, ассонанс, аллитерация; углубление понятия о


драматургии, символистская драма; литературная сказка, роман, фантастика, портрет.

Развитие речи 18 часов.

^ 11 КЛАСС (136 часов)

Введение (1 часа)

Общественно-историческая обстановка в мире. Дальнейшее развитие гу­манистических традиций русской литературы. Многообразие литературных на­правлений начала XX века. Новые эстетические тенденции в искусстве. Дека­данс как идеологическое явление эпохи. Эстетическая полемика на рубеже XIX и XX веков.

^ Традиции реализма в русской литературе на рубеже XIX и XX веков (7 часов)

И.А. Бунин. Стихотворения «Собака», «Вечер», «Слово». Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» (на выбор).

Философичность лирики Бунина, тонкость восприятия психологии чело­века и мира природы. Сочетание радости с печалью как источник бунинского лиризма.

Особенности художественной манеры Бунина-прозаика. Авторские ре­марки, внутренние монологи, портретные и речевые характеристики.

Осуждение бездуховности существования.

^ А.И. Куприн. «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет» (на вы­бор).

«Поединок». Нравственные и социальные проблемы, поставленные авто­ром. Герои произведения. Гуманистическая позиция автора. Смысл названия повести. Психологический анализ как средство выявления нравственных пози­ций персонажей.

«Олеся». Поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини; трагическая судьба Олеси.

«Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной, бескорыстной любви. Трагическая история любви Желткова. Музыка в повести. ^ Теория литературы: реализм, рассказ, повесть, образ-символ, аллегория, порт­рет, психологизм, внутренний монолог, авторская позиция, система образов.


А.М. Горький. «Старуха Изергиль», «На дне» (6 часов)

Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль». Разные представления о смысле жизни и их воплощения в образах-персонажах. Концепция сильной лич­ности, ницшеанские мотивы в произведении. Конфликт свободы и морали. Взаимоотношения героя и толпы.

«На дне». Новаторство Горького-драматурга. Своеобразие драматиче­ского конфликта и композиции пьесы. Гуманистический пафос пьесы. Диалек­тика характеров и суть спора о правде в пьесе. История театральных постановок пьесы.

^ Теория литературы: традиция, романтизм, реализм, романтический пейзаж, романтический образ, конфликт, антитеза, углубление понятия о драматургии, философская драма, система образов, диалог, монолог.

^ ДЕКАДЕНТСТВО В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (6 часов)

Символизм. (Обзор). В. Соловьев «Милый друг, иль ты не видишь...»;

В. Брюсов «Творчество», «Юному поэту»; К. Бальмонт «Я - изысканность рус­ской медлительной речи», «Челн томленья», «Камыши».

Идея самоценности искусства, свободы творчества. Символ как художе­ственный образ, средство связи с «мирами иными», способ постижения тайн бытия, глубин человеческой души. Музыкальность поэзии символистов. Теория литературы: символизм, аллитерация, ассонанс, метафоричность, эпи­тет. ' - 1! ' ' ! .М^гАйаГ.^уХ'..

^ Акмеизм. (Обзор). Н. Гумилев «Капитаны», Жираф»; А. Ахматова «Се­роглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», « Проводила друга до передней...».

Основные программные установки и творческие предпочтения акмеи­стов. Преодоление символизма - основная цель акмеистов. Поиск новых путей в искусстве, поэтизация мелочей быта, повышенное внимание к художественной детали. Предметный мир как метафора душевного состояния лирического героя. Четкость, острота и драматизм лирического сюжета. Точность и конкретность значения слова. Зрительная определенность образа, живописность вместо сим­волистской музыкальности. Ориентация на классические традиции в области стихосложения.

^ Теория литературы: акмеизм, художественная деталь, метафоричность, эпитет, сравнение. ' а&тдд&а^?''му..^-;?-*'

Футуризм. (Обзор). А. Крученых «Вселенский язык», «Лето армянское»;

Е. Гуро «Финляндия»; В. Каменский «Полет Василия Каменского на аэроплане в Варшаве»; В. Хлебников «Заклятие смехом», «Когда умирают кони», «Бобэо-би».

футуризм как явление европейского искусства начала XX века. Неодно­родность русского футуризма. Кубофутуристы, эгофутуристы. Участие футури­стов в литературной жизни начала века. Манифесты, издания, публичные вы­ступления. Идейно-художественные принципы футуризма. Отрицание традици­онной культуры, отказ от литературных и языковых норм. Поэтическое экспе­риментирование, разрушение устоявшейся системы жанров, стилей, стихосло-


жения. Обновление языка: заумь, стихоподражание, словотворчество, введение в литературу говора улиц. «Визуальная» поэзия.

Судьбы футуризма и футуристов после революции. ^ Теория литературы: футуризм, эпитет, метафора, рифма, метонимия, звуко­пись, фактура слова, заумь.

И. Северянин. «Мороженое из сирени», «Фиолетовый транс», «Ка­чалка грезэрки», «Клуб дам», «Увертюра», «Эпилог», »Это было у моря...», »3изи», «В парке плакала девочка...», «В блесткой тьме», «Игорь Северя­нин», «Сияет даль...», «Классические розы». (2 часа).

Краткий очерк жизни и творчества. «Двусмысленная слава и недвусмыс­ленный талант». Игорь Северянин - «король поэтов», эгофутурист. Ирония в творчестве Северянина. «Староновгородские края» в поэзии И. Северянина. Теория литературы: эгофутуризм, метафора, эпитет, сравнение, лирический герой, ирония, сарказм.

А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»: «Вступление», «Предчувствую Тебя...», «За городом в полях весною воздух дышит...». «Распутья», «Го­род», «Снежная маска» (стихи на выбор). «Страшный мир», «Возмездие». «Двенадцать». (6 час^.

«Стихи о Прекрасной Даме». Воплощение философии В. Соловьева в об­разах блоковского цикла. Трансформация биографического материала в миро­вые СИМВОЛЫ. iS'y.VfV

«Распутья», «Город», «Снежная маска». Жизнь как трагический хаос. «Земная« героиня новой лирики Блока. Образ Незнакомки.

«Страшный мир», «Возмездие». Образ опустошенной души лирического героя. Тем^Родины. Мотив «вечного боя» за Россию.

«Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в круп­ном художественном произведении. Философская проблематика и символика поэмы. «Вечные» образы в поэме.

^ Теория литературы: символизм, лирический герой, цикл, метафора, эпитет, сравнение, пейзаж, образ-символ, поэма, композиция, библейские мотивы.

В. Маяковский. «Ночь», «А вы могли бы?», «Любовь», «Нате!», «По­слушайте!», «Лиличка!», «Левый марш», «Прозаседавшиеся». «Флейта-позвоночник». (3 часа).

Сочетание программных установок футуризма с идеей жертвенного слу­жения людям. Противоречивость образа лирического героя Маяковского. Сила и беззащитность, грубость и нежность.

Характерные особенности поэтической манеры Маяковского. Оратор­ские интонации. Гиперболизация, гротеск. Парадоксальные сравнения и мета­форы.

^ Теория литературы: футуризм, лирический герой, гипербола, гротеск, сарказм, эпитет, сравнение, метафора, звукопись, экспрессивная лексика, рифма, строфа.

С. Есенин. «Гой ты, Русь моя родная...», «Топи да болота...», «Песнь о со­баке», За темной далью перелесиц...», «Не бродить, не мять в кустах багря­ных...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Пускай ты выпита другим...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Русь со­ветская», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова», «До свиданья, друг мой, до свиданья...». (3 часа).


Личность поэта, условия и этапы ее формирования. Есенин в литературной жизни 1910 - 20-х годов. Его связи с писателями-современниками.

«Последний поэт деревни». Традиции крестьянской поэзии в лирике Есе­нина. Крестьянский мир в изображении поэта. Человек в природе и природа в человеке. Чувство сопричастности всему живому.

«Россия», «родина», «деревня» как близкие образы-понятия в творчестве Есенина.

Религиозные мотивы в лирике Есенина. Христианские и языческие об­разы.

Неоднозначность отношения Есенина к революционным преобразова­ниям («преображение», «кровавая драка», «ураган», «стальная лихорадка», пла­вание к «никем не виданной суше»). Мучительный поиск «гражданином села» места в новой жизни.

Особенности лиризма Есенина: исповедальность, искренность, интим­ность. Мотивы прощания, воспоминания, одиночества, поиска духовно близ­кого человека.

^ Теория литературы: традиция, лирический герой, фольклорные мотивы, срав­нение, эпитет, метафора, пейзаж.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ (обзор) (4 часов)

А. Фадеев. «Разгром».

^ М. Булгаков. «Белая гвардия».

И. Бабель. «Конармия».

Конфликт классовой и общечеловеческой морали. Проблема смысла жизни и ценности человеческой личности. Проблема гуманизма. ^ Теория литературы: авторская позиция, роман, композиция, система образов, психологизм, художественная деталь, библейские мотивы.

ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИИ ЭПОХИ В САТИРИЧЕ­СКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (обзор) (4часа)

М. Булгаков. «Собачье сердце», «Роковые яйца». Непредсказуемость результатов, историческая неоправданность, антигуманность социальных экс­периментов. Предупреждения и пророчества писателя. Гротесковый характер повестей.

^ М. Зощенко. «Голубая тетрадь». Человек нового общества в зеркале сатиры Зощенко. Рутина социалистического быта, равнодушие к человеку, ад­министративные перегибы, бюрократизм, взяточничество.

Образ героя-рассказчика. Типизация социальных явлений в образах-пер­сонажах. Зощенко - обличитель пошлости.

^ Теория литературы: сатира, повесть, рассказ, гротеск, фантастика, приемы ко­мического.


АНТИУТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 20 - 30-х ГОДОВ (4 часа)

Е. Замятин. «Мы». Развитие жанра антиутопии как свидетельство на­растающей тревоги за будущее. Роман-предостережение. Бунт человеческой природы против навязанного ей устройства общества. Проблема нравственного выбора. Духовная независимость как спасение от тоталитарного гнета. Теория литературы: антиутопия, роман, композиция, повествователь, система образов, художественная деталь.

^ М. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (на выбор), «Донские рассказы» (6 часов).

Жизнь, творчество, личность, -ж ж

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постиже­ния исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое Изобра­жение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Жен­ские судьбы. Специфика художественного строя романа. Полемика вокруг ав­торства.

«Поднятая целина». Истоки создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в произведении. Воспри­ятие романа сегодня.

^ Теория литературы: роман-эпопея, авторская позиция, повествователь, система образов, композиция, пейзаж, художественная деталь.

М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (бчасов).

Жизнь и творчество Булгакова.

Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Тра­гическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью. Теория литературы: роман, композиция, полифонизм, фантастика, сатира, биб­лейские мотивы.

^ А. Толстой. «Петр Первый» (2 часа).

«Петр I» как исторический роман. Образ Петра в романе. Проблема вы­дающейся личности и ее роль в истории страны. Теория литературы: исторический роман, соцреализм.

^ ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА И ЭПОХА В ПОЭЗИИ 1930 - 40-х ГО­ДОВ

(4 часа)

О. Мандельштам. «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Ба­тюшков», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Еще не умер ты...».

^ А. Ахматова. «Реквием».

Д. Хармс. «Из дома вышел человек...», «Смотрю в окно и вижу снег...», «Неизвестной Наташе».


Государственная политика в области литературы и искусства в 30 - 40-е годы. Партийное руководство литературой. Острота постановки проблем «ху­дожник и власть», «художник и народ», «художник и время».

Духовная свобода - необходимое условие творчества. Борьба художника за право на собственную позицию, на свободное самовыражение. Гибельность и спасительность этого пути.

Тема Родины и гражданского мужества. Апокалиптические картины как образ эпохи.

^ Теория литературы: поэма, композиция, психологизм, библейские мотивы, ху­дожественная деталь, параллелизм; абсурд, углубление понятия об эпических жанрах,«случаи», анекдот.

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА I ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (обзор) (6 часов)

Литература «потерянного поколения».

Э.-М. Ремарк. «На Западном фронте без перемен», «Три товарища», «Черный обелиск» (на выбор).

Э. Хемингуэй. «Прощай, оружие!», «Фиеста» (на выбор).

Крах общественных идеалов. Проблема сохранения человеческой лично­сти в античеловеческих условиях. Гуманистический пафос романов Ремарка и Хемингуэя.

Модернизм в зарубежной литературе. Понятие модернизма и причины его возникновения.

^ Ф. Кафка. «Превращение», «В исправительной колонии» (на выбор). Новый подход к изображению личности, ее духовного мира. Ощущение обреченности перед надвигающейся катастрофой.

^ Теория литературы: роман, повествователь, психологизм, художественная де­таль; модернизм, новелла, поток сознания, абсурд.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЛИТЕРАТУРЕ 1940-х И ПО­СЛЕДУЮЩИХ ЛЕТ (обзор) (6 часов).

Великая Отечественная война как одно из самых значительных событий XX века и как одна из ведущих тем литературы и искусства 40 - 70-х годов. Че­ловек на войне и правда о нем. Реалии и романтика в описании войны.

Гражданская и интимная лирика военных лет.

^ И. Сельвинский. «Я это видел!».

А. Твардовский. «Я убит подо Ржевом...», «Я знаю, никакой моей ви­ны...».

К. Симонов. «Жди меня...»

Писатели-фронтовики. Правда о войне.

^ К. Воробьев. «Крик», «Это мы, Господи».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда».

Ю. Бондарев, «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Берег».

В. Быков. «Обелиск», «Сотников».

^ Б. Васильев. «А зори здесь тихие...» (по выбору).


Война глазами следующих поколений.

С. Алексиевич. «У войны не женское лицо».

В. Высоцкий. Военные песни.

^ Теория литературы: психологизм, углубление понятия об эпических и лириче­ских жанрах,очерк,песня.

А. Твардовский. Стихотворения «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, ни­какой моей вины...» '-я 4» Поэмы «Василий Теркин», «За далью - даль...» (4 часа).

Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять исто­ки побед и потерь народа.

«За далью - даль», «По праву памяти» - поэтическое и граждан­ское осмысление трагических событий прошлого. ^ Теория литературы: поэма, композиция, стихотворный размер.

ПИСАТЕЛИ - ЖЕРТВЫ И СВИДЕТЕЛИ СТАЛИНСКОГО ТЕРРОРА (4 часа)

А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУ­ЛАГ» (фрагменты).

^ В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Тема От­ветственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.

Проза Шаламова как «энциклопедия лагерной жизни». ^ Теория литературы: углубление понятия о романе, повесть, рассказ, цикл, об­раз повествователя, авторская позиция.

СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 50 - 80-е ГОДЫ

Чтение и обсуждение произведений (по выбору учителя и учащихся). (12 часов)

Смелость и правдивость в постановке социальных и нравственных про­блем, изображение глубинных противоречий действительности. Стремление по-новому осмыслить проблемы отношений человека и общества, человека и при­роды, общества и государства, народа и власти. Утверждение общечеловеческих моральных ценностей. Жанровое многообразие литературы. Публицистичность многих произведений последних лет. «Возвращенные» писатели.

^ Ч. Айтматов. «И дольше века длится день...», »Плаха».

В. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-рыба».

В. Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Кануны».

А. Бек. «Новое назначение».

^ В. Быков. «Знак беды», «Карьер».

А. Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота».

В. Гроссман. «Жизнь и судьба».

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Дудинцев. «Белые одежды».

Н. Думбадзе. «Закон вечности».


Б. Пастернак. «Доктор Живаго».

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар». А. Солженицын. «Матренин двор», «Раковый корпус». В. Шукшин. «Я пришел дать вам волю», «Калина красная». Рас­сказы.

Поэзия (чтение и обсуждение стихотворений и поэм по выбору учителя и учащихся): Н. Рубцов, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко.

^ Теория литературы: углубление понятия о прозаических и драматических жан­рах, роман, повесть, драма, литературная сказка, притча, публицистика, фольк­лорные мотивы.

^ ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

(обзор) 2часа

Вл. Максимов, И. Бродский, Г. Владимов. Основные темы творчества. Традиции и новаторство.

В. Набоков. «Приглашение на казнь», «Защита Лужина», «Лолита».

Чтение и обсуждение (по выбору).

^ Теория литературы: роман, повесть, психологизм, система образов, традиция,

фантастика.

Бардовская песня как протест против официальной культуры. Окуджава, Высоцкий «Нерв», Башлачев «Время колокольчиков»(2

часа). Теория литературы: бардовская песня, рок-культура.

^ СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(обзор) 4 часа

Г. Маркес. «Сто лет одиночества», «Осень патриарха».

У. Фолкнер. «Шум и ярость», «Деревня», «Город», «Особняк».

Э. Хемингуэй. «Старик и море».

Реализм в зарубежной литературе. Особенности реализма Маркеса, Фолкнера, Хемингуэя. Фантастика в романах Маркеса, психологизм Фолкнера, символика в повести Хемингуэя.

^ Теория литературы: углубление понятия о реализме, психологизм, фантастика, символ, поток сознания. Повторение 12 часов. Развитие речи 16 часов


Основные умения

Ученик 8 класса должен уметь:

обнаружить связь между героем литературного произведения и эпохой;

комментировать моменты биографии писателя и устанавливать связь между биографией и его творчеством;

различать художественные произведения в их родовой и жанровой спе­цифике;

сопоставить героев и сюжет разных произведений, находя сходства и от­личия в авторской позиции;

выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и раз­личать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения и мотивировать им выбор жанра;

сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведе­ния;

выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении.

Ученик 9 класса должен уметь:

найти общие черты в произведениях литературы определенного истори­ческого периода, взаимосвязь определенного текста и литературного направле­ния;

определить жанр художественного произведения, найти черты этого жанра в композиционной и стилистической структуре текста, связать выбор жанра с литературным направлением и отношением писателя к действительно­сти;

анализировать ритмику, рифмовку, строфику стихотворения и мотивиро­вать их выбор авторской концепцией;

видеть эволюцию писателя в конкретном изменении стиля его произве­дений;

от анализа фрагментов текста подняться до концепционного осмысления текста в целом.

Учащиеся 10 класса должны уметь:

прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стиле поэтов и прозаиков XIX века;

анализировать произведение литературы с учетом особенностей художе­ственного метода и жанровой специфики;

различать героя, автора, повествователя в художественном произведе­нии;

осознавать и воссоздавать концепцию критической статьи;

от концептуального осмысления отдельных произведений подняться до осознания эстетического и нравственного идеала писателя;


сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей-реали­стов, сравнивая проблемы произведений, общее и различное в них, пути и спо­собы разрешения поставленных вопросов;

оценивать в контексте эпохи идейно-художественные искания прозаиков и поэтов;

использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные ли­тературой, включая в них элементы стилизации.

Ученик 11 класса должен уметь:

определять творческий метод писателя и его принадлежность к тому или иному литературному направлению;

выявлять приметы стиля в творчестве писателя (литературного направ­ления, литературной группировки, школы, литературной эпохи);

определять конкретно-историческое и общечеловеческое содержание произведения, творчества писателя, периода в развитии национальной литера­туры;

соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом;

давать оценку произведению, творчеству писателя в контексте нашей со­временности;

отличать преходящие и вечные ценности;

соотносить авторской замысел и его воплощение;

устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, вы­являя традиции и новаторство в творчестве писателя;

сопоставлять концепции исторической эпохи в творчестве разных писа­телей;

осуществлять в итоге анализа синтез, создавая художественную, кри-тико-публицистическую или литературоведческую интерпретацию произведе­ния и творчества писателя.

21









Скачать 348,23 Kb.
оставить комментарий
Дата19.03.2012
Размер348,23 Kb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх