Проблема русской национальной судьбы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: художественный, общественно-исторический, духовный аспекты icon

Проблема русской национальной судьбы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: художественный, общественно-исторический, духовный аспекты


Смотрите также:
«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина...
Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина 27. 02 02. 03. 12...
Конспект по биографии и творческой деятельности Салтыкова-Щедрина, Лескова, Толстого, Чехова...
Урок 16. Тема: Приемы стилизации в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина...
Журнально-публицистическая деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина...
По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина Слово ведущего...
1. Назовите дату рождения Михаила Салтыкова-Щедрина. Ответ...
Демифологизация реальности в творчестве м. Е. Салтыкова-щедрина...
Сказка лишь один из жанров творчества Салтыкова-Щедрина, и притом жанр, не преобладающий в нем...
Литература некрасовских журналов. Иваново, 1987. С. 111-118...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «Пропала совесть»...
Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать

Московский государственный областной университет




На правах рукописи

Павлова Ирина Борисовна



Проблема русской национальной судьбы в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина: художественный, общественно-исторический, духовный аспекты


Специальность 10.01.01. – русская литература


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук


Москва

2012


Работа выполнена на кафедре русской классической литературы

Московского государственного областного университета


Научный консультант: доктор филологических наук, профессор

В.Н. Аношкина


Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Ю.И. Минералов

доктор филологических наук, профессор

В.В. Прозоров

доктор филологических наук

К.А. Степанян


Ведущая организация: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН


Защита состоится «19» апреля 2012 г. В 15.00 часов на заседании диссертационного совета при МГОУ по адресу: 105005, г. Москва, ул. Энгельса, д. 21а.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГОУ по адресу: г. Москва, ул. Радио, д. 10а.


Автореферат разослан « » 2012 г.


Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат филологических наук Т.А. Алпатова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

России посвящено все творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Удел родины, пути отечественной истории, роль народных масс всегда были для отечественных литераторов животрепещущими проблемами, которые с особой силой притягивали к себе. Взгляд на отечество писателя-просветителя заслуживает особого внимания, ибо это взгляд мыслителя сурового и бескомпромиссного, глубочайшего аналитика, художника, наделенного замечательной интуицией социолога и историка, владеющего исключительно богатым арсеналом поэтических средств. Его деятельность связана с периодом смены общественно-экономической формации, идейных, духовных ориентиров, когда попытки понять жребий России приобрели особенно напряженный характер и проявилась захватывающая сложность проблемы, которая менее ощущалась в эпохи относительной стабильности. Трактовка Салтыковым-Щедриным русской действительности основывалась на глубокой эрудиции в области истории, философии, на прекрасном знании жизни, которое дала ему служебная деятельность, в нем ни на минуту не прекращалась работа мысли, миссию писателя он считал самой почетной. Но главное заключалось в том, что Салтыкова-Щедрина воодушевляла, его деятельность освящала беззаветная любовь к России, страстное желание ее блага.

^ Актуальность темы исследования определяется ее историко-литературной значимостью и ориентированностью на решение ряда научных проблем:

1) оценки значения образа русского мира в творчестве Салтыкова-Щедрина для развития отечественной общественной мысли, литературного, культурно-исторического процесса;

2) фундаментального исследования религиозно-этических, социально-исторических и эстетических основ творчества Салтыкова-Щедрина в связи с важнейшим для художника-мыслителя образом – России.

Актуальность темы связана с глубоким интересом к важнейшей для национального сознания проблеме судьбы России и ее народа, истории, культуры, который не угасал никогда и чрезвычайно оживился в последние десятилетия. Творчество Салтыкова-Щедрина, его социально-философские взгляды, поэтика подробно изучены отечественными литературоведами. Однако специальной работы, посвященной проблеме национальной судьбы, исследуемой в плане художественном, общественно-историческом и духовном, не существует.

^ Степень научной разработанности проблемы. Проблема русской национальной судьбы представлена в творчестве писателя многосторонне. При ее осмыслении он опирался на традиции фольклора, древнерусской литературы. В этой связи необходимо отметить работы Ю.М. Соколова «Из фольклорных материалов Щедрина» (1934); Е.И. Покусаева «Щедрин и устное народное творчество» (1946); С.Ф. Баранова «Реальные, этнографические, фольклорные источники “Истории одного города“ М.Е. Салтыкова-Щедрина» (1948), его же «Фольклорные мотивы в “Сказках“ М.Е. Салтыкова-Щедрина» (1956); В.В. Прозорова «М.Е. Салтыков-Щедрин» в сб. «Русская литература и фольклор» (1982); Г.А. Абдуллиной «Фольклоризм М.Е. Салтыкова-Щедрина в научном осмыслении последних лет» (1985); С.Е. Никитиной «Концепт судьбы в русском народном сознании (на материале устнопоэтических текстов)» (1994). В пространственно-временной организации художественного мира литературного произведения отражено представление о его судьбе. Творчество Салтыкова-Щедрина изобилует образами времени и места, имеющими символическую насыщенность. Важным вкладом в изучение вопроса стала работа Д.П. Николаева, посвященная «Истории одного города» в книге «Три шедевра русской классики» (1971), в которой уделено много внимания гротеску, определяющему пространственно-временную систему знаменитой сатиры. Целая плеяда литературоведов глубоко исследовала социально-политические, философские воззрения сатирика, их отражение в его художественно-публицистических произведениях. В рамках второй половины XX - первого десятилетия XXI вв. этому посвящались работы известных отечественных ученых: В.Я. Кирпотина «М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество» (1955), его же «Философско-эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина» (1957); С.С. Борщевского «Щедрин и Достоевский» (1956); Е.И. Покусаева «Салтыков-Щедрин в шестидесятые годы» (1957), его же «Революционная сатира Салтыкова-Щедрина» (1963); Т.И. Усакиной «М.Е. Салтыков – критик Прудона» (1964), ее же «Салтыков и Герцен в сороковые годы» (1968); А.С. Бушмина «М.Е. Салтыков-Щедрин» (1970); П.С. Рейфмана «М.Е. Салтыков-Щедрин. Творческий путь» (1973); А.М. Туркова «Салтыков-Щедрин» (1971); К.Г. Исупова «Художественная философия истории М.Е. Салтыкова-Щедрина: от исторической риторики к литературной топике и стилистике» (1988); четырехтомная научная биография писателя, созданная С.А. Макашиным (1951–1989). В книге К.И. Тюнькина «Салтыков-Щедрин» (1989), а также в статьях В.В. Прозорова «”Суд истории” в идейно-художественной трактовке М.Е. Салтыкова-Щедрина» (1981), А.А. Слинько «Чаадаевские мотивы в “Истории одного города“ М.Е. Салтыкова-Щедрина» (1996), А.М. Туркова «Салтыков-Щедрин – осознание современности как предчувствие будущего» (2005) отражена оригинальность и глубина социально-исторической мысли писателя. Среди созданных в конце XX - начале XXI века работ значительный интерес представляет книга С.С. Минаевой «Народ и власть в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-80-х годов» (2004); серьезного внимания заслуживает монография Е.Г. Постниковой «Мифология власти и власть мифологии: М.Е. Салтыков-Щедрин – Ф.М. Достоевский» (2009). Большой вклад в изучение общественно-политического аспекта сатиры Салтыкова-Щедрина внес коллектив ученых, выпускавших собрание сочинений сатирика в двадцати томах (25 книгах), в 1965-1977 гг., редакционная коллегия: А.С. Бушмин, В.Я. Кирпотин, С.А. Макашин (главный редактор), Е.И. Покусаев.

^ Научная новизна работы.

1) в диссертации прослеживаются истоки представлений писателя об уделе России в фольклорно-мифологическом сознании, рассматривается творческая связь этих представлений с русскими народными пословицами и поговорками, песнями, социально-утопическими легендами, духовными стихами, летописями, с героической поэмой «Слово о полку Игореве», с демократической сатирой XVII в.;

2) подробно исследуется пространственно-временной континуум русского мира;

3) уделяется большое внимание попыткам Салтыкова-Щедрина решать социальные «противоречия» и «запутанные дела» пореформенной действительности;

4) проанализирован его подход к вопросу о возможности преодоления насилия в истории, политическом терроризме, судьбах молодого поколения, о приоритете материального или духовного для народных масс, о реальности пересоздания верой и Словом мира, лежащего во зле. Особое значение уделяется точкам соприкосновения писателя с Пушкиным, Гоголем, Герценом, Достоевским, Тютчевым, с публицистом И.С. Аксаковым в решении проблемы.

^ Объектом исследования являются художественно-публицистические произведения Салтыкова-Щедрина в их историко-философских и этико-эстетических основаниях.

^ Предметом исследования стало творчество Салтыкова-Щедрина как эстетическая и социально-историческая система.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его выводы могут быть использованы при чтении и разработке общих вузовских курсов по истории русской литературы XIX в., а также спецкурсов по творчеству Салтыкова-Щедрина и прозе второй половины XIX в., в процессе комментирования произведений писателя, готовящихся к переизданию.

^ Цель и задачи диссертации – раскрыть концепцию русского мира, созданную Салтыковым-Щедриным, как художественной и социально-исторической системы взглядов на национальную судьбу. Для достижения этого в рамках данной работы решаются следующие задачи:

1) рассмотреть, как при изображении родины проявляются связи писателя с фольклорно-мифологическим сознанием, с традициями устного народного творчества и древнерусской словесности;

2) исследовать пространственно-временное своеобразие русского мира в произведениях Салтыкова-Щедрина;

3) проанализировать трактовку художником-мыслителем общественно-политической ситуации пред- и пореформенной эпохи;

4) определить отношение автора к молодому поколению, которое во многом влияет на будущее страны;

5) уяснить критическую позицию Салтыкова-Щедрина в отношении института семьи;

6) осмыслить взгляды писателя на историческое призвание народных масс;

7) раскрыть понимание художником духовных ценностей и идеалов России.

^ Методология исследования. В основу исследования положен комплексный подход, объединяющий историко-литературный, сравнительно-исторический метод, предусматривающий рассмотрение материала в его синхронном и диахронном срезах, которые широко применялись в отечественном литературоведении к творчеству Салтыкова-Щедрина. Он нашел отражение в трудах С.С. Борщевского, А.С. Бушмина, А.А. Жук, В.Я. Кирпотина, Е.И. Покусаева, В.В. Прозорова, А.М. Туркова, К.И. Тюнькина, Т.И. Усакиной. Такой подход опирающийся на принцип историзма, учитывающий мировоззренческий аспект, позволяет показать, как воспринимались писателем социальные тенденции, политические процессы русской действительности эпохи Великих реформ, разрабатывались проблемы общественной психологии. Произведения Салтыкова-Щедрина в совокупности с произведениями других писателей-реалистов его современников предстают ярчайшими документами времени, запечатлевшими восприятие нацией своей судьбы в переломный исторический период. Одним из звеньев исследования выступает биографический анализ, который нашел блестящее воплощение в трудах С.А. Макашина. Без учета богатейшего жизненного опыта сатирика, его неповторимого восприятия 1850-х-1880-х гг., определившего выбор жанров, тем, сюжетов, невозможно было бы с должной полнотой решить поставленную в диссертации задачу. При рассмотрении художественного своеобразия русского мира в произведениях Салтыкова-Щедрина, пространственно-временного континуума, в котором воплощаются философские, этико-эстетические установки автора, использован метод, базирующийся на работах М.М. Бахтина.

^ Положения, выносимые на защиту:

1) в произведениях Салтыкова-Щедрина Русь предстает страдающей в прошлом и настоящем от Кривды, Горя-Злочастия, которые искажают ее облик, борются с Правдой, но тяжкая судьба родины взывает к преодолению;

2) художник раскрывает своеобразие русского мира в его бытовании в пространстве и во времени, в динамике и статике, свидетельствующих о глубоком конфликте, таящемся в его недрах;

3) исследуя острейшие политические вопросы, вставшие перед страной в пореформенное время, состояние социальной морали, писатель-сатирик приходит к выводу, что поиски выхода из идейных лабиринтов, попытки преодоления общественных противоречий мучительны, успех их проблематичен, но иного пути для общества и мыслящей личности нет;

4) по убеждению писателя, демократическая молодежь, является силой, которая способна активно влиять на будущее страны, но это станет возможным только при условии ее приобщения к разумной практической деятельности, отказа от экстремизма, нигилистических настроений;

5) Салтыков-Щедрин демонстрирует противоречия народного сознания, порожденные тяжелейшим экономическим положением, но настаивает на том, что массы должны находить опору в самих себе, хранить свои идеалы, осознать, что они в ответе за судьбу России;

6) вера писателя в способность Слова пересоздавать мир, в незыблемость религиозно-этических традиций России, в значение Евангельских положений и образов для национального сознания, культуры, в необходимость мужественного противостояния злу оставалась непоколебимой.

Апробация. Результаты работы были апробированы в 15 научных публикациях, в монографиях «Тема рода и семьи у Салтыкова-Щедрина в литературном контексте эпохи» и «Судьба России в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина», в статьях в академических коллективных трудах.

^ Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 7 глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы – 312 страниц.

Во Введении обоснована актуальность темы, определены предмет, цель и задачи исследования, степень научной разработанности проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, дана общая характеристика методологических принципов исследования, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

^ Глава 1. «Образ родины в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина: традиции устного народного творчества и древнерусской словесности». В этой главе рассматривается, как представления о родине, о добре и зле, воплотившиеся в произведениях фольклора, в древнерусских памятниках, проявились в трудах писателя. Салтыков-Щедрин активно вступил на литературное, журналистское поприще в «канун освобождения», когда создавался, по выражению М.К. Азадовского, «золотой фонд русской науки о фольклоре»1. Для писателей пред- и пореформенной поры миф, фольклор, древнерусская литература стали богатой питательной средой, им открывалась огромная область духовного бытия народа. Погружаясь в эту сокровищницу культуры, писатели-реалисты познавали самих себя. Исследователи отмечали, что среди стилеобразующих элементов щедринской сатиры фольклор занимает важное место, с ним связаны в той или иной степени все его произведения, в которых отражается истинно народное миропонимание, начиная с «Губернских очерков» до «Пошехонской старины». Салтыков-Щедрин цитирует духовные стихи, лирические песни, обращается к сказочным мотивам и образам, включает в повествование пословицы и поговорки. Для него фольклор – показатель великих духовных возможностей масс2. Образ родины раскрывается им не только в социально-бытовых, социально-политических ипостасях, не менее важно для писателя изображение России как поля взаимодействия природно-стихийных сил: Огня, Воды, Воздуха, Земли, связанных с мифологическими представлениями. Образ Огня, и близких ему Пожара, Солнца, несет значение стихийности, катастрофичности, бунта, воплощает губительную, слепую силу, загадочен. Вода символизирует темную, неуправляемую стихию, а Снег (мокрый Снег), Лед (замерзшая Вода) – смерть, безнадежность, тоску. Снег часто ассоциируется в произведениях Салтыкова-Щедрина с саваном. Со стихией Воздуха семантически связаны образы ветра, дыма, морозного пара, холода. В поднебесье, которое считается обиталищем демонических сил, исчезает зловещий Угрюм-Бурчеев. Образ Земли-матери для русского сознания часто синонимичен родине, связан со страданием, долготерпением. В ряде произведений Салтыкова-Щедрина возникает образ Земли, придавленной горем. Огонь, Вода, Воздух стихии таинственные, грозные по отношению к человеку. Ближе к нему Земля, но и она готова обернуться злой мачехой, болотом, кладбищем, гораздо более подчеркнута ее связь со смертью, чем с рождением, началом производительным, а люди могут проявлять легкомысленное, глумливое к Земле-матери. Стихии вступают во взаимодействие друг с другом, и тогда их отрицательное влияние на людей, их жизнь усугубляется. Мир природный в произведениях сатирика, является отражением дисгармоничной окружающей действительности, застоя и слепого буйства, хаотичности, «бессознательности» масс, а также загадочности истории, непредсказуемости судьбы России, ее вековечных страданий, которые, однако, взывают к преодолению.

Исследователь Ю.М. Соколов отмечал, что произведения сатирика содержат десятки, если не сотни, пословиц и поговорок. Интерес к этим жанрам проснулся у него во время службы в Вятке. В годы становления Салтыкова-Щедрина как писателя вышли различные издания русских народных пословиц и поговорок: И.М. Снегирева, Ф.И. Буслаева, В.И. Даля. Отношение к родине, убогой и святой, к русскому государству, монархии, царящей повсеместно Кривде, с которой борется Правда, отразившееся в этих сборниках житейской философии, было творчески усвоено, а в ряде моментов критически осмыслено Салтыковым-Щедриным. Трактовка художником-сатириком образа России была в определенной мере обусловлена социально-этическими упованиями масс, которые не всегда совпадают с религиозно-догматическим учением, вплоть до превращения в откровенные ереси. Утопии о «земном рае», «сокровенном граде», где обитает Правда, широко бытовали в народной среде уже в раннем Средневековье. Во время службы в Вятке, Салтыков-Щедрин познакомился со старообрядческими рукописными книгами, списал популярный в этом краю «Стих об Асафе в пустыню входяща», «Стих об антихристе». Он был хорошо информирован относительно литературы, посвященной старообрядчеству. О секте бегунов, отвергавших господскую власть, писатель рассказывает в хронике «Пошехонская старина», в книге «Убежище Монрепо» упоминается о «взыскании вышнего града», как о неустанном стремлении к социальной гармонии и высшим этическим ценностям. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин цитирует «Стих об Асафе» с его восхвалением аскезы. Пустыня воспринимается богомольцами и странниками как чудное, сокровенное место на Руси, отыскав которое человек обрящет и Небесный Иерусалим. В сборнике П.А. Бессонова «Калики перехожие» помещен рассказ о Правде и Кривде из «Голубиной книги», источником которого являются различные апокрифы. В этом произведении рассказывается, что Правда Кривду переспорила, но как идеал ушла в мир горний. В творчестве Салтыкова-Щедрина социально-этическая проблематика находит воплощение в образе Правды, гонимой и торжествующей. Ее победа возможна, утверждает писатель, если есть те, которые хотят послужить ей, гонимые и обездоленные. Это убеждение составляло упование Салтыкова-Щедрина, давало импульсы к творческой деятельности. В «народных главах» «Губернских очерков» Русь предстает то путем к земному и небесному Иерусалиму, то «Вышним градом», Святой Землей, чистые сердцем простецы прозревают, что Правда сокрыта где-то в недрах Руси. Однако в дальнейшем творчестве Салтыкова-Щедрина «Вышний град», «Святая Земля» подразумеваются как идеал, в то же время появляется гротескный город Глупов, один из градоначальников которого пародийный антихрист Угрюм-Бурчеев. Выступая как публицист и критик, Салтыков-Щедрин проводит мысль об архаичности «аскетических взглядов» на Россию, на состояние гражданского общества, по его убеждению, они антиисторичны, антисоциальны. Но художник-сатирик включает фольклорные, апокрифические мотивы и образы мрачного звучания в свою поэтику.

Салтыков-Щедрин испытывал глубокий интерес к историографии. К 1860-ым гг. значительная часть летописей вошла в научный оборот, и писатель имел возможность познакомиться с ними. Художник-сатирик ясно видел несчастья великой и обильной земли, страдающей от нестроений и распрей власть предержащих. Д.С. Лихачев отмечал хорошее знакомство Салтыкова-Щедрина с рукописями поздних летописей и хронографов, преимущественно XVII в., и указывал, что «История одного города» пародирует историческое сочинение, «написанное на основании летописи и с частичным использованием этой летописи». Для писателя история заключается не в смене династий и деяниях князей, а в жизни народных масс.

Несмотря на то, что творчество Салтыкова-Щедрина отделяет от величайшего произведения Древней Руси героической поэмы «Слово о полку Игореве» семь веков, есть основания утверждать, что существует преемственная связь художника с этим произведением, выразившаяся в единстве активной гражданской, патриотической позиции авторов, в обращении к истории, как способу проникновения в смысл современных событий, в том, что образ России является у них основополагающим, в использовании фольклорных поэтических средств. Однако вопрос о власти, движущих силах истории решался Салтыковым-Щедриным с позиций просветительства шестидесятых годов.

Изображение Руси писателем генетически связано и с демократической сатирой XVII столетия, продолжающей народную устнопоэтическую традицию. Наиболее яркие из этих произведений, как например «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», исторически злободневны, направлены против явлений, имеющих серьезное общественное значение, писала В.П. Адрианова-Перетц2. На протяжении всего творческого пути Салтыков-Щедрин безжалостно обличал эксплуатацию масс, произвол, алчность, обман. Русь административная была подвергнута им всестороннему сатирическому исследованию.

Замечательное произведение древнерусской литературы «Повесть о Горе-Злочастии», открытое А.Н. Пыпиным и Н.И. Костомаровым в 1856 г., было названо Салтыковым-Щедриным в рецензии «Сказание о странствии <…> инока Парфения» образцом «стиха аскетического». Но его идеи и образы оказались отнюдь не чуждыми писателю. Тема Горя-Злочастья сквозная в творчестве художника-сатирика. Различные беды и горести по пятам следуют за представителями простого народа, но даже сознавая безысходность ситуации, человек все-таки стремится заявить протест, сохраняет надежду на то, что где-то сокрыта справедливость. Сделанное в свое время А.В. Чичериным наблюдение относительно связи романов Достоевского с древнерусской традицией до известной степени можно приложить к творчеству Салтыкова-Щедрина: допетровская Русь не в ее устойчивой цельности, а в ее колебании, пошатнувшаяся, расщепленная, с пробудившейся литературной сатирой наиболее соответствовала духу его произведений1. В творчестве писателя Русь предстает двойственной: она поле буйства стихий, энергий, страстей и царство мертвенности, усыпления. Салтыков-Щедрин с прискорбием констатировал торжество Кривды, Горя-Злочастия в прошлом и настоящем родины, но в то же время она «сокровенный монастырь», «мать-пустыня», «Святой град» или путь к ним. Вопрос, почему прилепилась к Руси и русскому человеку недоля, как противостоять ей, где пути спасения, из народного творчества, древней литературы перешел к писателям XIX в. Салтыков-Щедрин был в числе тех художников, для которых этот вопрос стал источником духовных страданий, скорбных размышлений, давших направление всей их деятельности. Писатель-сатирик трезво и сурово оценивал окружающую действительность, но критицизм и сомнения в том, что можно изменить русскую жизнь в исторически обозримом будущем, разорвать путы социального зла, сосуществовали у него с непоколебимой верой в конечное торжество Правды, с преданностью своей стране.

^ Глава 2. «Пространственно-временное своеобразие русского мира». Салтыков-Щедрин неустанно изучал русскую жизнь и достигал обобщений огромного масштаба. Он стремился воспринимать Россию во времени и через время, что нашло отражение в названиях ряда его произведений. Художник испытывал особое пристрастие к топонимическим образам. Поразительно разнообразие хронотопов в его произведениях, которые находятся в сложных взаимоотношениях. Писатель рисует мир столицы и провинции, Россию в целом, в ее взаимоотношениях с Европой, мир усадебный, создает символические образы – Глупов, Ташкент, Пошехонье. Россия то растекается до подавляющей необъятности, то сжимается до размеров кротовой норы. Тема Петербурга в русской реалистической литературе XIX в. от Пушкина перешла к Гоголю, а затем была усвоена писателями «натуральной школы». Атмосфера столицы в ранних произведениях Салтыкова-Щедрина, Достоевского предстает гнетущей, безотрадной. Уже в начале своего поприща оба художника ощущали огромную силу зла, сосредоточенную в Петербурге, что делало этот город почти нереальным. Продолжение традиции сороковых годов в описании Петербурга прослеживается в цикле «Невинные рассказы» (1863), в «Дневнике провинциала в Петербурге» (1872). Изображенный в этом социально-авантюрном романе мир хаотичен, фантасмагоричен, населен хищниками и пенкоснимателями. Здесь с наибольшей силой воплотился дух времени. В «Дневнике провинциала» Салтыков-Щедрин рассказывает о людях, живущих одним днем, о «смутном» в прямом и переносном смысле времени. Нередко в его произведениях встречаются антиэстетические изображения Петербурга, имеющие зловещий оттенок. «Северная Пальмира» представлена оплотом самодержавного государства, в ней сосредоточена целая армия чиновничества, чувствуется функционирование раз навсегда заведенной огромной бюрократической машины. Однако, как отмечал С.А. Макашин, несмотря на свой критицизм, сатирик был привязан к этому городу, потому что в Петербурге лучше всего прослушивалось биение общественного пульса страны, столица мобилизовала его творческие силы . Оппозиция Петербург – Москва лишена у Салтыкова-Щедрина всякого драматизма. Древняя столица «теплее» Петербурга, но и она депоэтизируется сатириком. Оба города мало чем отличаются друг от друга. Разве что политический консерватизм проявляется в Москве откровеннее, прямолинейнее, но идеологическая, общественная атмосфера в них однородна. Для Салтыкова-Щедрина Петербург – город спрут, сосущий страну, из него исходит идеологическое давление на Россию, он чужд, враждебен ей, и в то же время является ее составной частью, сердцевиной. Этот образ во многом определяет противоречивую пространственно-временную организацию русского мира и усугубляет ощущение скорбной истории родины.

Одной из важнейших сфер русской жизни является провинция. Салтыков-Щедрин был ее знатоком. Созданное им изображение русской глубинки демонстрирует острейшие социально-экономические проблемы, противоречия, требующие незамедлительного разрешения, отсутствие инициативы, живого начала. Писатель прошел суровую школу в «глуповских палестинах». Глава «Скука» в «Губернских очерках» своего рода филиппика провинциальному миру, растлевающему людей мелочностью, бездуховностью существования. Но его жизнь имеет и светлые стороны, связанные со встречами с простыми людьми, с Великими праздниками Рождества и Пасхи, когда возникает ощущение вечности и благодаря этому пульса полноценного времени. В такие моменты все преображается, одухотворяется, изменяется природа. По мере творческого развития Салтыкова-Щедрина его обобщения становятся все более глубокими. В цикле «Письма о провинции» (1868-1870) он констатирует, что, несмотря на все метаморфозы, атмосфера в пореформенной глубинке остается затхлой. Вяло текущее настоящее как будто обособилось от прошлого, но оно замкнуто, из него не прорастает будущее. А на повестке дня стоят сложнейшие задачи преобразования хозяйственной, административной, культурной сфер провинциальной жизни. Провинция по-прежнему убеждена, что она неполноценна, зависима от эксплуатирующего центра. Ее пространства пересекаются уродливыми колеями и пыльными дорогами, там приютилось множество унылых захолустных городков, с характерными названиями Соломенный, Навозный, Глупов и т.п., которые находятся как бы вне жизни, прозябают. Везде бедность, убожество, грязь, скучная планировка, время еле тянется, почти замирает. Точь в точь как у Гоголя, «все бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни».

Образ города занимает особое место в мировой культуре, в частности он может быть моделью государства. У Салтыкова-Щедрина в произведениях 1860-х гг. возникает провинциальный город Глупов, который воплощает черты уходящей в прошлое крепостнической России. С ним генетически связан образ-символ Глупов из «Истории одного города». Город-гротеск символизирует всю Российскую империю, это сатира на деспотизм, политическую отсталость, безволие масс. План казарменной антиутопии Угрюм-Бурчеева грозное предостережение будущему. Автор виртуозно манипулирует пространственными формами, временные пласты гротескно совмещаются, пересекаются. Сатирик сознательно разрушает иллюзию исторического правдоподобия, чтобы нагляднее показать неизменность основ государственной жизни России: ее настоящее и прошлое тождественны. В финале происходит разрушение времени, но если исходить из описи градоначальников, история Глупова возвращается на круги своя: после Угрюм-Бурчеева в город въезжает Перехват-Залихватский, как победитель, сжигает гимназию, упраздняет науки. Все это усугубляет мрачный характер произведения. Образ города в знаменитой сатире свидетельствует, что Салтыков-Щедрин двигался в русле гоголевской традиции, но при этом сохранял оригинальность, самостоятельность творческих решений.

В 1870-е гг. Салтыков-Щедрин открывает для себя новую общественно-политическую сферу. На смену Глупову он создает более отвечающий требованиям времени образ Ташкента, выступающий в форме реально существующего географического названия. Этот топонимический образ был подсказан сатирику злоупотреблениями администрации, махинациями дельцов в присоединенных недавно к России среднеазиатских землях, принявшими огромные размеры. В обобщенном смысле Ташкент там, где попираются гражданские свободы, господствует кулачное право, хищничество, коррумпированность, беззастенчивая эксплуатация масс. Ташкент может существовать и за границей, более того, он может устроить себе храмину в нравах и в сердце человека. Социальный тип ташкентцев характеризуют низменные желания, потребительская идеология, уверенность, что все вокруг предназначено к хамскому стяжанию. Ташкентцы способны опошлить любое пространство. Их распространение – характерная черта переходной эпохи. Таким же масштабным топонимическим образом в творчестве писателя-сатирика является Пошехонье, населенное пошехонцами, воплощающими все достойное осуждения в национальном характере, образе жизни.

Важная роль в русском мире принадлежит поместью, дворянскому гнезду. Салтыков-Щедрин относится к нему как суровый реалист, хотя иногда не отвергает сожаления о нем. Его безотрадные изображения усадьбы противопоставлены описаниям Толстого, Тургенева. Деятельность человека, живущего сиюминутными интересами, унижала и уничтожала вверенную ему природу. С пространством связывались сугубо материальные потребности, и оно «материализовалось», опошлялось. Планировка дома, разделенного перегородками на каморки, соответствовала мелочному, примитивному существованию. Его изображение часто связано с распадом, умиранием. В «Убежище Монрепо» это усыпальница, в «Господах Головлевых» гроб, даже Богатырь из сказки «Богатырь» (1886) находился в жилище-дупле, полном болотной гнили, нечистоты, что делало его похожим на гроб, могилу. Цикл «Убежище Монрепо» можно назвать прощальным словом и одновременно приговором дворянскому гнезду. Его владелец приходит к выводу, что Заманиловка (она же Монрепо) «пустое пространство», которое угнетающе действует на душу. Здесь происходит угасание жизни, время все замедляет свой бег, чтобы совсем остановиться. Промотавшемуся дворянину приходится продать имение буржуазному хищнику Разуваеву. Происходит гибель усадебного мира, столетиями сложившихся форм действительности и появление новых, вульгарных, грубо материальных, под властью «чумазого», почти нечистого. Усадьба один из центральных образов романа «Господа Головлевы» (1875-1880). В этом произведении дом предстает зловещим, призрачным. В головлевском мире нет ни прошлого, ни будущего, только минута, которую надо как-то прожить, клейкая, еле тянущаяся, события душат заторможенностью. Можно сказать, что роман «Господа Головлевы» это драма разрушения пространства (усадьбы, дворянского гнезда, храмины души человеческой) и времени, чем обусловлено появление образов светящейся пустоты, безграничной свободы, гроба. Не только дворянская усадьба рисуется сатириком в безрадостных тонах, это относится и к крестьянскому обиталищу, свидетельствующему о безотрадной участи мужика.

Города, усадьбы, деревни разбросаны среди необозримых просторов России. Если Гоголь ощущал их загадочную, мистическую мощь, то для Салтыкова-Щедрина от этих пространств веет тоской. Люди на них испытывают какое-то сиротство, почти уничтожаются. Но эти просторы тоже страждут. В пейзажной палитре сатирика доминируют сероватые, мертвенно-белые тона. Его постоянная метафора «снег – белый саван». Холод, оцепенение, угнетающая белизна для Салтыкова-Щедрина некий устойчивый признак русского пространства. Синонимом пространству, простору в произведениях сатирика может выступать пустыня. Идеальный образ, фигурирующий в «Губернских очерках», в дальнейшем переосмысляется им, его положительный знак меняется на отрицательный: «матери-пустыни» больше нет, а есть «надрывающая сердце пустыня».

Одной из форм пространства у Салтыкова-Щедрина является болото, по народным представлениям место гиблое, нечистое. На болотине был основан город Глупов. Этот образ связан с «обыкновенной русской лужой», темной, нищей деревней, из которой выпрыгивает «мальчик без штанов». Другая его разновидность – кладбище. Те эпизоды щедринских произведений, где оно изображается, исполнены щемящего горя. В последнем рассказе «Забытые слова» кладбище охватывает всю землю.

Русские просторы подвергаются опасности сделаться объектом всевозможного насилия. Так, авторы консервативных социальных проектов в «Дневнике провинциала в Петербурге» предлагают ввести децентрализацию «непреоборимых и обширных пространств», удаляя неблагонадежных людей в места, ближайшие к Ледовитому океану.

Гоголь ощущал упоительную, грозную, мистическую связь с Русью, с ее далями. У Салтыкова-Щедрина чувство этой близости основано на боли. В цикле «За рубежом» Россия противопоставляется всему миру, по логике автора – «у нас лучше. Лучше, потому что больней»1.

С помощью художественной топики сатирик демонстрирует, как профанируется в современном ему обществе представление об отечестве, унижается понятие пространства, которое сводится к административной номенклатуре. То же самое происходит, когда похвалы России становятся идеологическим штампом, пошлым общим местом. В сатире Салтыкова-Щедрина слова о любви к родине может произносить сугубо отрицательный персонаж, и тогда они приобретают кощунственный оттенок. Писатель использует топонимические образы для разоблачения равнодушного, циничного отношения господствующего класса к отечеству, которое превращается в объект купли-продажи, а также для обличения административно-бюрократической системы, лишающей Россию достоинства страны, превращающей ее в какое-то неопределенное пространство. Подчас Салтыков-Щедрин использует временные и пространственные образы для осмеяния идеологических, общественных явлений. Он неоднократно повторял, что мифологизация истории означает отрицание веков тяжких страданий и испытаний, будущего. История не «светозарный круг», где власть предержащие, княжения сменяют друг друга, а жизнь народных масс. В статье «Современные призраки» (1863) сатирик высказывает просветительское убеждение, что и на бесплодном месте может возникнуть развитие. Однако в «Забытых словах», имеющих трагическую окраску, время, пространство, движение покорены смертью.

Неоглядные русские просторы пересекаются дорогами. Гоголь писал в «Выбранных местах из переписки с друзьями», что для русского теперь открывается путь к спасенью, и этот путь есть сама Россия. В произведениях Салтыкова-Щедрина необозримый простор Руси с ее столицами, городами, провинциальной глушью, усадьбами, деревнями, болотами, кладбищами прорезан великим множеством дорог, среди которых обретается Путь.

Время и пространство в художественных произведениях связаны со статикой и динамикой. Салтыков-Щедрин часто рисует жизнь, погруженную в тяжелый, непробудный сон, подобный смертному, или же изображает бессмысленное, убивающее тоской перемещение в никуда, томительное блуждание с появлением миражей. Поступательное движение может быть исполнено муки, иметь характер подневольности, неизбежности – так происходит с многомиллионным крестьянством, которое идет вперед, потому что больше некуда идти. Салтыкову-Щедрину порой казалось, что русская жизнь фаталистически течет по замкнутому кругу, который неизвестно, как разорвать, и гнет вековых предрассудков все усугубляется. Он понимал, что только целенаправленное движение может вдохнуть жизнь во все формы русского пространства.

Написанная Салтыковым-Щедриным в дореформенный период статья «Стихотворения Кольцова» завершается оптимистическим выводом, что современные литераторы стремятся освоить действительность, тверже стоят на родной почве. Русское общество молодо и может надеяться на будущее. Эти слова, возможно, служат ответом Гоголю, упрекавшему современников в «Выбранных местах из переписки с друзьями» в том, что у них нет желания исполнить свой гражданский, христианский долг перед Россией. Мир, который предстает в произведениях писателя-сатирика, до крайности противоречив, неупорядочен, трудно постигаем. Все свидетельствует о глубочайшем конфликте, таящемся в его недрах. Но сатирик не теряет надежды, что он может стать разумным, развиваться логически. Важнейшее условие этого – пробуждение труждающихся и обремененных, всего русского общества, которое обязано бороться и искать.





оставить комментарий
страница1/3
Павлова Ирина Борисовна
Дата19.03.2012
Размер0,59 Mb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх