Ф. М. Достоевский (1821-1881) вопросы и задания icon

Ф. М. Достоевский (1821-1881) вопросы и задания


Смотрите также:
Ф. М. Достоевский (1821-1881) вопросы и задания...
Биография Детство, юность...
Класс: 11 Зачёт №2 «Творчество Ф. М. Достоевского» Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)...
Личность и творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881)...
Н. А. Некрасов (1821-1877/78) Вопросы и задания...
Вопросы и задания...
Вопросы и задания...
Ф. М. Достоевский фото 1876 г. Ф. М. Достоевский фото 1879 г...
Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель...
Тест по литературе состоит из 36 вопросов: вопросы...
Тест по литературе состоит из 36 вопросов: вопросы...
«кто виноват?» Проклятые вопросы Бакшаева Алёна (1 место) Педогог: Бакшаева И. В...



Загрузка...
скачать
МОДУЛЬ 8


Ф.М. Достоевский (1821-1881)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Работа с текстом


  1. Кратко изложите все, что Вы знаете о творческом пути Достоевского. Определите место романа «Преступление и наказание» в творчестве писателя.

Роман «Преступление и наказание» занимает центральное место в творчестве Федора Михайловича Достоевского, является одной из его вершин, однако далеко не единственной._

Первую славу писателю принёс роман «Бедные люди», который появился в печати в 1845 году, когда автор решил окончательно посвятить себя литературе. Вслед за Гоголем Достоевский продолжил галерею «маленьких людей» Именно благодаря этому роману Достоевский сразу вошел в круг литераторов «натуральной школы», сблизился с Белинским. Однако следующая повесть «Двойник» была раскритикована последним. Еще холоднее была принята повесть «Хозяйка», что в совокупности с ссорой автора с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву Достоевского со всем литературным кружком. Но Достоевский продолжает активную литературную деятельность. Пишет повести, рассказы, из которых наиболее ярки «Белые ночи» и «Неточка Незванова» (1849).

В это время Достоевский входит в революционный кружок Буташевича- Петрошевского, увлекается социалистическими идеями. Но после ареста всех петрошевцев он сначала приговаривается, как и другие, к смертной казни, а затем по «Высочайшей амнистии» Николая I- к четырем годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты. На каторге писатель пробыл с 1850 по 1854 года. !857 год- Достоевского производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство ,вместе с правом печататься. Вскоре он пишет две комические повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (1859). За время пребывания на каторге его убеждения коренным образом меняются. Опыт общения с каторжниками не озлобил Достоевского, а, наоборот, убедил в необходимости для дворянской интеллигенции «возврата к народному корню»

1859 год. По приезде в Петербург развивает бурую общественную и литературную деятельность. Издает журналы «Время», «Эпоха» вместе с братом, где как раз проповедует идеи, близкие к славянофильству.

Для журнала «Время» в 1861 году писатель пишет роман «Униженные и оскорбленные», там же печатаются его «Записки из Мертвого дома»

1864 год. Смерть жены и брата. Достоевский вынужден прекратить издание «Эпохи». Трагические события в жизни писателя не могли не сказаться на его творчестве. Он пишет «Записки из подполья».

1866 год работает над романами «Игрок» и «Преступление и наказание», причем последний сразу выдвинул его в первый ряд русских романистов.

1867 год. Женится на Сниткиной, работает над романом «Идиот».

!871 год. Появляются «Бесы»

1875 год. В «Отечественных записках» печатается роман «Подросток»

С 1875 года выпускается «Дневник писателя», состоявший из фельетонов, публицистических статей и т.д. Это издание упрочило славу Достоевского и как писателя и как общественного деятеля.

Последним крупным произведением Достоевского , завершающим его великое романное «пятикнижье», стали «Братья Карамазовы».

Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала уже его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 год ____________________


===================

  1. Внимательно перечитайте роман «Преступление и наказание». Дайте краткое и стилистически корректное изложение его содержания по главам (1-1,5 стр.).

_____________________


===================

  1. Попытайтесь дать по возможности полную характеристику системы персонажей романа, пользуясь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений». Уделите особое внимание системе «двойников» Раскольникова.

_____________________


===================

  1. Приведите по несколько фактов и высказываний, характеризующих следующих персонажей:

  • Раскольников;

  • Лужин;

  • Свидригайлов;

  • Мармеладов;

  • Соня;

  • Порфирий Петрович.

_____________________


===================

  1. Изложите содержание трех снов, а также видений Раскольникова с указанием главы и места в развитии сюжета (1-1,5 стр.).

_____________________


===================

  1. Кратко изложите содержание наиболее важных диалогов, в которых раскрываются важнейшие, с Вашей точки зрения, идеи романа (указывайте главу, на которую ссылаетесь).

_____________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. В чем заключалось новаторство Достоевского в области развития жанра романа? Перечислите признаки, которые позволяют назвать «Преступление и наказание» философским и психологическим романом.

_____________________


===================

  1. Как Вы понимаете термин «полифонический роман», введенный М.М. Бахтиным для характеристики произведений Достоевского? Можете ли Вы проиллюстрировать свое понимание, опираясь на текст?

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте художественное своеобразие стиля Достоевского. Приведите примеры из текста романа «Преступление и наказание» (указывайте главы, на которые ссылаетесь).

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте трех персонажей романа (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Перечислите основные приемы и средства психологического анализа, использованные в романе. Приведите по несколько примеров на каждый прием.

_____________________


===================

  1. Поясните свое понимание термина «двойничество» (ударение на «и»!). Приведите примеры. Какими художественными средствами пользуется Достоевский для воплощения феномена двойничества в романе (перечислите)?

_____________________


===================

  1. Подробно проанализируйте систему двойников Раскольникова (при необходимости внося изменения в составленную Вами ранее схему системы персонажей). Объясните принципы, по которым тех или иных персонажей можно квалифицировать как двойников Раскольникова.

_____________________


===================

  1. Кратко сформулируйте Ваше понимание роли снов в романе.

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте образ Петербурга в романе. Сопоставьте его с образами Петербурга у Пушкина и Гоголя (0,5-1 стр. на каждое сопоставление).

_____________________


===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры использования Достоевским символических образов в романе.

_____________________


===================

  1. В чем, на Ваш взгляд, заключается специфика женских образов в романе? Аргументируйте свой ответ.

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте идейную и композиционную роль эпилога.

_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Изложите все, что Вы знаете о замысле романа. В чем Достоевский видел основную идею произведения?

Роман был задуман еще в начале 50 годов. В октябре 1859 года Достоевский пишет брату, что в декабре приступит к своему новому роману-исповеди. Намеки об этом романе появляются и в тетрадях писателя, из них становится ясно, что это будет роман о преступлении и наказании Раскольникова. Однако, этого не произошло. Интересно, что развитие замысла связывают с влиянием пушкинских «Цыган». При этом ссылаются на тетради, в которых Достоевский писал: «Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала ,который мучает его душу. Вот преступление и наказание».

Еще шесть лет «вынашивался» замысел романа. 1864 год был очень тяжёлым для писателя. Со смертью брата он оказывается в материальной нужде, обращается к кредиторам, ростовщикам, пытается спасти журнал «Эпоха», который они с братом издавали. Перестав бороться за него, возвращается к писательскому ремеслу.

В июле 1865 года предлагает А.А. Краевскому, редактору «Отечественных записок» роман «Пьяненькие», но из- за материальных трудностей Краевский не смог принять это предложение. Вскоре Достоевский уезжает за границу, где углубляется в творческую работу. Но сложная денежная ситуация обостряется: Достоевский проигрывает в рулетку всё, вплоть до карманных часов. Возникает угроза голода. В этот момент и оформляется окончательный план создания «Преступления и наказания», в котором объединились два творческих замысла.

В сентябре 1865 года Достоевский, обращаясь в журнал «Русский вестник» излагает замысел романа. Главный герой поддается шаткие, «недокончкенным» идеям, следуя которым, он доходит до отрицания мира. Убив старуху, Когда Раскольников убивает старуху, раскрывается психологический процесс преступления. Пред ним встают неразрешимые вопросы, Божия правда берет своё, и он сам доносит на себя.

Основной вариант произведения сложился у писателя к осени 1865 года. Катков оценил гениальность плана романа и высылает Достоевскому аванс. Писатель работает над романом всю осень, но в конце ноября всё написанное сжигает: «…было много написано и готово; я всё сжёг…новая форма, новый план меня увлёк, и я начал сызнова»-4

Первоначальный замысел разрастался В феврале 1866 года выходит первая часть романа в январской книге «Русского вестника». Параллельно с печатанием Достоевский работает над новым произведением до конца 1866 года.

Осенью 1866 года Достоевский снова оказывается в тяжелейшем материальном положении. Он вынужден одновременно работать над другим произведением (романом «Игрок»). По контракту с издателем Стелловским он должен был представить к 1 ноября новый роман. В противном случае издатель получал право 9 лет «даром и как вздумается» печатать всё, что будет написано Достоевским.

В начале октября_ писатель не написал ни одной строчки «Игрока». Друзья посоветовали ему обратиться к помощи стенографии. Приглашённая Достоевским Анна Григорьевна Сниткина была лучшей ученицей петербургских курсов стенографии, она проявляла глубокий интерес к литературе. Меньше чем через месяц роман был завершён и в срок сдан издателю. Сотрудничество со Сниткиной оказалось очень плодотворным (она становится женой и верным помощником писателя), опыт работы над «Игроком» был перенесён и на роман «Преступление и наказание». В ноябре и декабре 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне последнюю, шестую часть и эпилог романа, котрый печатается в декабрьском номере журнала «Русский вестник»

В марте 1867 года произведение выходит отдельным изданием.____________________


===================

  1. Изложите сущность теории Раскольникова. Чем было вызвано ее появление?

_____________________


===================

  1. Изложите Ваше понимание мотивов, толкнувших Раскольникова на преступление.

_____________________


===================

  1. Как Вы понимаете смысл названия романа? Аргументируйте свой ответ.

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте эволюцию душевного состояния Раскольника на протяжении развития действия. Каков символический смысл изображения болезненных состояний героя?

_____________________


===================

  1. Как выразилось в романе христианское (в частности, православное) понимание человека, его внутренней и внешней жизни, смысла его существования?

_____________________


===================

  1. Как, с Вашей точки зрения, Достоевский понимал

  • спасение;

  • преображение личности;

  • воскресение человека.

Охарактеризуйте религиозное содержание этих понятий и проанализируйте их смысл применительно к концепции человека в романе. Приведите примеры.

_____________________


===================

  1. В чем связь образа каторги с судьбой и миропониманием Достоевского? Прокомментируйте смысл этого образа в контексте идейного содержания эпилога.

_____________________


===================

  1. Попытайтесь дать в максимально лаконичной, тезисной форме общую характеристику роману «Преступление и наказание» по схеме, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений». Это станет своеобразным резюме работы по анализу романа (1-1,5 стр.).

_____________________


===================

  1. Составьте подробные планы сочинений по темам: «Психологический анализ в романе Достоевского ‘’Преступление и наказание’’» и «Идея Родиона Раскольникова и ее крушение (по роману Достоевского)» (0,5 стр. на каждый план).

_____________________


===================


^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание».

  2. Тема гордости и смирения в романе Достоевского «преступление и наказание».

  3. Система «двойников» Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».

_____________________


===================


А.П. Чехов (1860-1904)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


РАССКАЗЫ

^

Работа с текстами





  1. Внимательно перечитайте все программные рассказы Чехова. Расположите их в хронологическом порядке с указанием года написания. Дайте краткое (0,5 стр.) изложение содержания каждого рассказа.

«Смерть чиновника» (1883). «Хамелеон» (1884). «Студент»(1894). «Человек в футляре» (1898). «Ионыч» (1898). «Душечка» (1899).

«Смерть чиновника»

Иван Дмитриевич Червяков был в театре на спектакле «Корневильские колокола». Но когда он чихнул, произошел конфуз, своей слюной он обрызгал генрала Бризжалова. Больше он не мог смотреть спектакль с блаженством. Червяков извинился сразу после конфуза, потом в антракте, на следующий день снова пошел к генералу извиняться по совету жены, но тот лишь ответил, что Иван Дмитриевич смеется над ним. Червяков обиделся. На другой день он снова пошел извиняться к генералу, так как не смог написать ему письма, но тот прогнал его. Придя домой, Червяков помер. _

«Хамелеон»_

По базарной площади идут полицейский надзиратель Очумелов и городовой. Вдруг слышится собачий визг, выбегает собака, за ней бежит человек, хватает её за задние лапы. Это был мастер Хрюкин. Он показывает свой окровавленный палец. Очумелов говорит ,что хозяин собаки должен непременно поплатиться за это. Но узнав, что собака, возможно, генеральская, он начинает «юлить»: Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца?». Но потом его одолевают сомнения:: «У генерала собаки дорогие, породистые<…> Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…Нужно проучить! Пора…». Но когда надзирателю говорят, что собака, скорее всего, генеральская, он уже обращается с Хрюкиным иначе: «Собака- нежная тварь…А ты, болван, опусти руку!». Проходит повар Прохор, который ответил, что собака действительно принадлежит генералу. Отношение Хрюкина к ней окончательно меняется, а в конце и вовсе слышатся его угрозы Хрюкову: «Я еще доберусь до тебя!»

«Студент»

Студент духовной семинарии, Иван Великопольский, шел домой заливным лугом по тропинке. Огонь светился только на вдовьих огородах, студент подошел к этому огню у которого были две вдовы, мать и дочь. Вдруг он сказал: «точно также в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр». Студент рассказал историю, связанную и Иисусом и Петром. Апостол сказал Иисусу, что готов с ним и в темницу, и на виселицу. Но Господь сказал, что не успеет пропеть петух, как апостол трижды отречётся от него. Всё так и произошло. Вдруг он вспомнил про те слова, что сказал Иисусу на вечери, и заплакал. Василиса начала плакать, выражение Лукерьи стало тяжелым, напряжённым.

Идя домой, студент подумал, что всё происходившее в ту ночь девятнадцать веков назад имело отношение к Василисе.

«Прошлое,- думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого».

«Человек в футляре»

Учитель гимназии Букин и ветеринарный врач Иван Иваныч не спали, рассказывали разные истории. Буркин начал рассказывать историю про Беликова, учителя греческого языка, который умер два месяца назад. Беликов очень беспокойно относился ко всякого рода нарушениям, уклонениям от правил. Зачастую он ходил по квартирам учителей. Придет, сядет и молчит. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».Нож у него был в чехольчике и лицо, казалось, тоже было в чехле- он всё время прятал его в поднятый воротник. Дома его главными атрибутами были халат и колпак., уши всегда закладывал ватой. И этот человек в футляре едва не женился. Назначили в гимназию нового учителя истории и географии, Коваленка Михаила Савича. Он приехал не один, а с сестрой Варварой. Она любит меть малороссийские романсы и хохотать. Знакомство учителей с Коваленками произошло на именинах директора. Беликов подсел к Варваре и сказал: «Малороссийский язык своею нежностью и приятной звучностью напоминает древнегреческий.». Так началось их общение. А директорша сказала Буркину: «А Хорошо бы их поженить». Так, целью всех учителей стала женитьба Вареньки и Беликова. Оказалось, что Варенька не прочь была замуж. Жить ей у брата было не очень весело, да и они постоянно ругались. Все стали уверять Беликова, что он должен жениться, и в итоге он сам решил, что ему нужно жениться. Он поставил у себя на столе портрет Вареньки и всё ходил и говорил Буркину о Вареньке, о семейной жизни. Но он не делал предложения, всё откладывал. Вскоре разразился скандал. Дело в том, что брат Вареньки терпеть не мог Беликова с первого же дня знакомства. Какой –то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах под зонтом, и с ним под руку Варенька, а внизу подпись: «Влюблённый антропос». Карикатура произвела на Беликова тяжелое впечатление. «Какие есть нехорошие злые люди!»- сказал Беликов Буркину, вдруг навстречу им едет Коваленко, а за ним Варенька, оба на велосипедах. Беликов был так поражен, что вернулся домой. На следующий день Беликов пришел к Коваленко. Он начал объяснять, что учителю неприлично кататься на велосипеде. Но Коваленко не выдержал и вспылил. Уходя, Беликов сказал, что передаст содержание их разговора директору. В ответ на это Коваленко схватил его за воротник и пихнул, тот покатился с лестницы. Как раз в это время вошла Варенька и, глядя на него, начала хохотать. Вернувшись домой, Беликов слег в кровать и больше не вставал. Через месяц он умер.

«Ионыч»_

Семья Туркиных жила на главной улице губернского города в собственном доме. Доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. В доме жили Иван Петрович Туркин, его жена, Вера Иосифовна, и их дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играющая на рояле. Старцев решил сходить к Туркиным, познакомиться. После знакомства с Иваном Петровичем и его женой, ему представили Екатерину Ивановну. К вечеру пришли гости. Вера Иосифовна читала им свой роман.Котик, как называли свою дочь Туркины, играла гостям на рояле. Все её окружили, делали множество комплиментов её игре. У Старцева отсталось приятное впечатление об этом вечере. Дмитрий Ионыч долгоне мог выбраться к Туркиным, но как-о раз он получил письмо, в котором Вера Иосифовна просила его приехать, помочь ей справиться с мигренью. Он приехал. Когда Туркины отвлеклись на приход очередного гостя, Старцев воспользовался моментом и позвал Екатерину Ивановну в сад. Они вышли, но вскоре, когда Старцев начал недоумевать, почему она уходит обратно в дом, Котик ему передала записку. В ней говорилось: «Сегодня в одиннадцать часов вечера будьте на кладбище возле памятника Деметти» Старцев приехал на кладбище, но Катерины Ивановны там не было, он прождал допоздна и уехал. На другой день он приехал к Туркиным делать предложение, но это было неудобно, так как Екатерина Ивановна в этот вечер собиралась в клуб на танцевальный вечер. Он подвез её до клуба. По дороге он признался, что был на кладбище, она лишь сказала: «И страдайте, если вы не понимаете шуток» Вскоре он сам приехал в этот клуб, где сделал ей предложение, но получил отказ. Дня три у него валилось все из рук, вскоре до него дошел слух, что Катерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, и он успокоился.

Прошло четыре года. От таких развлечений, как театр и концерты, Старцев уклонялся, но в винт играл каждый день. Однажды ем пришло письмо от Веры Иосифовны, которая вновь просила его облегчить её страдания. Внизу была приписка: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.». Вечером он поехал к Туркиным. Котик побледнела, похудела, но это была уже Екатерина Ивановна, а не Котик. И теперь она ему нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее. Вера Иосифовна читала свой роман, а Екатерина Ивановна играла на рояле, и он подумал: «А хорошо, что я на ней не женился» После игры она предложила ему пойти в сад, поговорить. Пошлои в сад. Она взяла его под руку и сказала: «Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни». Вскоре вошли в дом. Старцев стал прощаться.

Через три дня ему пришло письмо от Екатерины Ивановны, в котором она умоляла его приехать, Старцев просил передать, что занят и приедет дня через три. Но прошло три дня, неделя, а он так и не заехал.

Прошло еще несколько лет. Он пополнел, ожирел.У него в городе громадная практика, есть имение и два дома. Он одинок, живётся ему скучно. За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику стала его единственной и последней радостью. Когда случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

«Душечка»

Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада «Тиволи» всё время жаловался Оленьке, дочери отставного коллежского асессора, на свою нелёгкую жизнь. В конце концов его несчастья тронули её, и она его полюбила. Он сделал предложение, и они повенчались. Жили хорошо. В великом посту он уехал в Москву набирать труппу, но он задерживался и писал, что вернется к святой. Но под страстной понедельник пришла телеграмма со страшным известием: Кукин скончался. Три месяца была Оленька в глубоком трауре. Как-то ей один из её соседей, Василий Андреевич Пустовалов сказал: «Всякая вещь имеет свой порядок, Ольга Семёновна, и если кто-то из наших ближних умирает, то, значит, так богу угодно, и в этом случае мы должны себя помнить и переносить с покорностью. Весь день ей слышался этот степенный голос. Он ей очень понравился, а вскоре она и полюбила его. Скоро её посватали, была свадьба. Жили хорошо. Пустовалов уезжал в Могилевскую губернию за лесом, а по вечерам, когда ей одной было скучно, к ней приходил ветеринар Смирнин. Он был женат, имел сына, но с женой разошелся, так как она ему изменила. Душечка, как называли Оленьку, давала разные советы, жалела его.

После шести лет совместной жизни Василий Андреевич простудился и занемог. Через три месяца умер.

Прошло шесть месяцев. Оленька стала жить с ветеринаром. Но счастье продолжалось недолго. Вскоре он уехал навсегда со своим полком чуть ли не в Сибирь. Она осталась совершенно одна.

Но однажды он вернулся. Оказалось, что он подал в отставку, захотел пожить оседлой жизнью. Помирился с женой.Она с сыном в гостинице, а он ищет квартиру. Оленька тут же предложила свой дом. Они переехали, а Дуняша стала жить во флигеле. Оленька сразу очень полюбила мальчика Сашу, сына ветеринара. Он начал ходить в гимназию, а его мать уехала в Харьков к сестре и не возвращалась. Вскоре Саша стал жить у нее во флигеле. По утрам она будит его, провожает в гимназию. Вечером вместе уроки делают. Вдруг сильный стук в калитку. Оленька начинает дрожать всем телом, она думает: «Мать требует Сашу к себе в Харьков». Но это ветеринар вернулся домой из клуба. «Ну слава богу»,- думает она.


===================

  1. Приведите по несколько фактов и высказываний, характеризующих каждого героя программных рассказов Чехова.

«Смерть чиновника»

Червяков : «Ради бога, извините. Я ведь…я не желал!»

«Вчера в «Аркадии», ежели припомните, вашество,-я чихнул-с и… нечаянно обрызгал…Изв…»

Какие тут насмешки?Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фарфароном! Черт с ним!»

Бризжалов:

«Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!»

«Да вы просто смеетесь, милостисдарь!»

«Хамелеон»:

Очумелов:

«Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам ,как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!»

«Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь…известный народ! Знаю вас, чертей!»

«Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…Нужно проучить!»

«Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!»

«Ишь ты, господи…Соскучились по братце…А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад…»

«Я еще доберусь до тебя!»

«Студент»

Василиса:

«Не узнала, бог с тобой. Богатым быть».

Иван Великопольский:

«Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»

«Воображаю тихий-тихий темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания»

«Ионыч»

Иван Петрович:

«Ах ты, цыпочка, баловница»

Вера Иосифовна:

«Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкафу. Для его печатать?»

«Пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери»

Пава:

«Умри, несчастная!»

Старцев:

«А приданого они дадут, должно быть, немало»

«А хорошо, что я на ней не женился»

Екатерина Ивановна:

«И страдайте, если вы не понимаете шуток»

«Больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку, ей я посвятила всю свою жизнь»

«Давайте же поговорим. Как вы живёте? Что у вас? Как?»

«Человек в футляре»

Директорша:

«А хорошо бы их поженить»

Коваленко:

«А я тебе говорю, что читал!»

«Не мое это дело. Пускай она выходит хоть за гадюку, а я не люблю в чужие дела мешаться»

Буркин:

«Что же тут думать? Женитесь, вот и всё»

Беликов:

«Женитьба-шаг серьезный, надо сначала взвесить все предстоящие обязанности, ответственность»

«Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю»

«Я не подавал никакого повода к такой насмешке,-напротив же вел себя как вполне порядочный человек»

«Я должен буду доложить господину директору содержание нашего разговора»

Варенька:

«Ха-ха-ха!»


Иван Иваныч:

«А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, -разве это не футляр?»

«Душечка:

Душечка:

«Какой ты у меня славненький!»

«Голубчик мой!Ванечка, мой миленький, голубчик мой! Зачем же я с тобою повстречалася?

«Нам с Васечкой некогда по театрам ходить. Мы люди труда, нам не до пустяков»

«Знаете, Владимир Платоныч,Ю вы бы помирились с вашей женой. Простили бы её хоть ради сына!..»_

«Господи, батюшка, да возьмите у меня дом! Живите тут, а с меня и флигеля довольно»

«Голубчик мой, красавчик… Деточка моя, и уродился же ты такой умненький, такой беленький»

Владимир Платоныч:

«Подал в отставку и вот приехал попробовать счастья на воле, пожить осёдлой жизнью»

Саша:

«Вы, тётя, идите домой, а теперь уже я сам дойду»

___________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. В чем заключалось художественное новаторство рассказов Чехова?

Художественное новаторство Чехова проявилось в том, что он под другим углом рассмотрел тему «маленького человека». Он меняет объект осмеяния. Писатель показывает: дело не в наглых и злых начальниках, но в раболепии и «пресмыкательстве» подчиненных, которых наоборот должно угнетать унижение их человеческого самолюбия. Хорошо демонстрирует Червяков в рассказе «Смерть чиновника», о его сущности читателю говорит даже его фамилия. Он страдает оттого, что его могут заподозрить в нежелании «пресмыкаться» перед «персонами».

Рассказ «Студент» демонстрирует высочайшее мастерство Чехова. В рассказе чуть больше трёх страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства, это потому что писателю удается сочетать помимо трех измерений- природы, быта и истории еще и вечное время. Таким образом горизонт рассказа расширяется.

В рассказе «Ионыч» Чехов испытывает героя временем. С его течением герой деградирует. Из Дмитрия Ивановича Старцева он превращается в Ионыча. К концу рассказа он и вовсе становится словно заведённый. Живет он скучно, ничто не интересует его. Новаторство Чехова проявляется в том, что как испытание героя выступает ход времени, который невозможно остановить, но именно это испытание способно проверять на прочность человеческие чувства, убеждения, переделывать незаметно самого человека.

Чехов, как известно, зачастую в своих рассказах описывает героев со стереотипными понятиями и программами, а соответственно и с заранее спланированным поведением. Так он изобрел точную формулу этого явления-«футляр», а у «футлярных» героев Чехова всё время в голове фраза: «Как бы чего не вышло»

Необходимо отметить и то, как Чехов строит художественное время в рассказах. Так, в рассказе «Душечка» происходит повтор ситуаций. Чехов чередует описание одноразовых событий с событиями, которые повторяются всегда.

_____________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте основные принципы изображения персонажей в рассказах Чехова. Приведите примеры.

Социальный, психологический и нравственный облик персонажей Чехова разнообразен. Это крестьяне, купцы, врачи, гимназисты и т.д. Но Чехов интересуется не их социальным статусом, а поведением, хакономерным и случайным в их судьбах, взаимодействием с окружающей средой.

Писателю присуще изображать «середняков»- ничем не выдающихся людей. Но «середняк» в чеховском понимании не лишён индивидуальности, это личность. И важно то, как складывается её судьба в повседневном течении жизни. Это можно понять, изучив характер общения личности с другими людьми и её связь с повседневными обстоятельствами.

Чехов нередко испытывает героя бытом («Ионыч», «Учитель словесности»). Характер героя раскрывается по ходу сюжета, для этого писатель использует лейтмотивы, случайные реплики ,художественные детали.

Надо отметить, что и авторская позиция в рассказах Чехова выражена неярко, то есть писатель не поучает и не высказывает свою позицию через реплики героев, не дает прямой оценки действиям персонажей. Их характеры читатель может понять, сравнив самооценку героя и высказывания о нём окружающих.

Изображая внутреннее состояние персонажа, Чехов часто заостряет внимание лишь на одной детали, которая ему кажется наиболее яркой, и совершенно не показывает смены его настроений.

Одной из особенностей чеховского психологизма является то, что он редко использует внутренние монологи, а если использует, то они часто распадаются на реплики. В итоге пропадает цельность характеристик персонажа, а иногда они и вовсе становятся противоположными. Пример: рассказ «Ионыч», начало третьей главы. В более поздних произведения Чехов использует стилистический приём несобственно-прямой речи, она помогает передать точку зрения героя на окружающее и тем самым выявить его психологические черты.

Характеры Чехова многомерны и не допускают однозначного толкования, так как в них запечатлены сложность и противоречивость людей.

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте четырех чеховских персонажей (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Какие художественные средства использует Чехов для выражения авторской позиции в рассказах? Приведите примеры.

Как я сказала ранее, Чехов не дает исчерпывающего комментария поступкам героев. Он дает читателю самому составить мнение о герое, событии, не вкладывая в слова персонажей собственные выводы. Благодаря такому «нейтралитету» создаётся некая иллюзия объективности.

Чехов заключил, что старый, оценочный, прямолинейный метод неэффективен. Он позволяет читателю рассматривать произведение с точки зрения автора, в ином же случае возможно многовариантное толкование рассказов.

Ещё Чехов говорил: «Надо быть равнодушным, когда пишешь жалостные рассказы».

«Отсутствие» авторской позиции компенсируется другими художественными средствами: предметной детализацией (рассказ «Ионыч», материальные ценности), пространственно-речевой и ритмической организацией текста (Рассказ «Студент», в котором сходятся сразу четыре измерения: природное, бытовое, историческое и вечное), символикой, образностью («Человек в футляре», футляр)

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте роль художественной детали в рассказах Чехова.

Предметная детализация- важнейшая особенность стиля Чехова. Зачастую она отражает этические принципы автора. Так, Мир вещей обезличивает человека («Ионыч»), превращает человека в подобие вещи («Человек в футляре»). Зачастую возникает ощущение, что герои зависимы от материальной «оболочки» жизни.

Надо сказать, что предметно-бытовые детали также включаются в различные смысловые ряды произведений ,создавая временно- пространственную организацию текста (рассказ «Студент»)

Зачастую художественная деталь «звучит» в одной тональности с самим действием, они дополняют его или характеристику героя. Так, про романы Веры Иосифовны в рассказе «Ионыч» уточнено, что эти романы о том, «чего никогда не бывает в жизни».

Деталь также часто выполняет и роль сюжетно-смысловой опоры. Это проявляется в рассказе «Человек в футляре». Эта художественная деталь по ходу действия приобретает дополнительные смысловые оттенки. Предметная детализация- один из способов символизации чеховского текста.

_____________________


===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры следующих приемов, используемых в рассказах Чехова:

  • нелепые и «говорящие» фамилии (все примеры);

Червяков (явная аналогия с пресмыкающимся, рассказ «Смерть чиновника»),

  • абсурдизмы речи

«Ваше-ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!»

«Какие же тут насмешки?-подумал Червяков.-Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!» («Смерть чиновника»). Алогизм в речи героя очевиден. Сначала- ярко выраженное подобострастие, потом Червяков пытается изобразить обиду, но всё равно с оттенком унижения.


«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку!». («Хамелеон»). Очумелов, только что ругавшийся на собаку ,узнав, что она, возможно, генеральская, начинает ругать и без того несчастного Хрюкина. Чехов показывает некую абсурдность жизни, когда дело касается высших чинов и подчиненных.

  • повторение ситуаций и сюжетных ходов.

Повторение ситуаций можно встретить в рассказе «Хамелеон», где Очумелов постоянно меняет свое мнение то в пользу собаки, то в пользу Хрюкина, проявляя качества хамелеона. Именно Очумелов становится объектом сатирического изображения.

Повторяются ситуации и в рассказе «Душечка». Прибегая к посторению писатель рассчитывает на комический эффект. Рассказано о четырёх привязанностях Душечки: антрепренер, лесоторговец, ветеринар, маленький гимназист). Всё идет по одному сценарию: сочувствие-любовь-воспроизведение чужих мнений-конец)

_____________________


===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры

  • сатирического изображения;

Чехов использует сатиру в рассказе «Хамелеон». Очумелов постоянно меняет свое мнение то в пользу Хрюкина, то в пользу собаки, когда начинает предполагать, что она, возможно, генеральская: «Собака-нежная тварь…А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!». Это подобострастие, унижение перед чиновниками- несомненно, явление общественной жизни. Однако объектом изображения писателя являются не наглые и жадные высокопоставленные лица (если вспомнить, то в рассказе «Хамелеон» они вообще отсутствуют), а низшие чины, которые сами хотят «пресмыкаться перед ними».

  • юмористического изображения;

Юмор можно заметить в рассказе «Ионыч»: «Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас». С одной стороны смешно, что какие-то «бумажки» заменили Ионычу всё, ради чего стоит жить. Одновременно в этой фразе мы видим оправдание. Что позволяет говорить о серьезном отношении к предмету смеха.

  • гротеска;

Писатель использует гротеск в рассказе «Ионыч». В конце он пишет: «Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился». Именно это средство изображения позволяет Чехову передать деградацию героя, каким он стал- охотным до денег и заплывший жиром.

  • иронии

Ирония часто встречается в рассказах Чехова. Так, в рассказе «Смерть чиновника» писатель иронизирует: Придя домой, червяков рассказал жене о своем невежестве». Хотя невежеством конфуз, произошедший в театре, назвать нельзя. Случайность. Но Чехов,иронизируя, хочет показать, что для Червякова-это именно невежество, которое перерастает в трагедию всей его жизни.


(указывайте рассказ, на который ссылаетесь).

_____________________


===================

  1. Проанализируйте композиционную структуру и символику рассказ «Студент».

_____________________


===================


Анализ проблематики


  1. Кратко охарактеризуйте тематику и проблематику каждого программного рассказа Чехова.

_____________________


===================

  1. Как Вы понимаете смысл понятия «футлярность» применительно к рассказам Чехова?

Футлярность-жизнь по стереотипам. Заранее продуманное поведение. Боязнь действительности. Человек окружает себя оболочкой, поэтому другие люди не могут найти с ним общий язык, они не могут стучаться в закрытое пространство. Но когда сам человек «с оболочкой» пропустит кого-то через неё, то разочарование в этом человеке для него будет губительным. Так произошло с Беликовым, который умирает после разочарования в Вареньке. То, что произошло, сродни для него предательству с её стороны, ведь до этого он никого не подпускал к себе так близко. И это становится губительным для него.___________________


===================

  1. Перечислите явления, ставшие в рассказах Чехова предметом

  • сатирического изображения;

Объектом сатирического изображения является Червяков в рассказе «Смерть чиновника». Чехов высмеивает такое явление жизни как подобострастие, преклонение перед высокопоставленными лицами. Автор особенно обращает внимание на то, что низшие чины сами хотят унижаться и бояться даже мысли, что чиновник подумает об их нежелании это делать. «Говорить не хочет! Сердится, значит…Нет, этого нельзя так оставить…Я ему объясню…»

  • иронии;

Объектом ирония является Ионыч в одноимённом рассказе. «Когда он пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками <…>, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог.». Насмешка автора очевидна, ведь главный герой в рассказе деградирует. Если вначале он был Дмитрием Ивановичем Старцевым, человеком, способным влюбляться, чувствовать, то в конце он- Ионыч, которого заботят лишь бумажки, а горло давно заплыло жиром.

  • психологического анализа;

Элементы психологического анализа можно встретить в рассказе «Студент». Две вдовы, мать и дочь, женщины, работающие день и ночь, необразованные, услышав библейскую историю от студента, расчувствовались. «Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонилась рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, а выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль». Это дает студенту понять, что даже таких, далёких от мира чувств людей, затрагивает то, что происходило девятнадцать веков назад. Прошлое связано с настоящим.

  • символического изображения.

Предметом символического изображения является, конечно, футляр. Футляр-символ оболочки, которой окутывается человек, живущий по правилам, стереотипам, боясь нарушить их. Его поведение- определенная, заранее спланированная система. Так, Беликов в рассказе «Человек в футляре» даже в хорошую погоду выходил на улицу в теплом пальто и калошах, зонтик у него был в чехле и часы в чехле. Всякого рода нарушения приводили его в уныние.

Поясните каждый приведенный пример.

_____________________


===================

  1. Как отразилась в рассказах Чехова духовная и социальная атмосфера русской жизни рубежа веков?

_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему «Своеобразие комического в рассказах Чехова» (0,5-1 стр.).

_____________________


===================


^ «ВИШНЕВЫЙ САД»


Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте пьесу. Дайте краткое изложение ее содержания по действиям.

I действие. В усадьбу Гаева из Парижа приезжают Любовь Андреевна с Аней и Шарлоттой, гувернанткой. Любовь Андреевна вся в долгах. Уже продана дача около Ментоны, имение Гаевых с вишневым садом также намерены продавать. Лишь одна Раневская не верит этому. Варя, приемная дочь Раневской, очень радуется приезду Ани. Купец Лопахин, родители которого были крепостнами у Гаевых, предлагает свой проект касательно их имения , но его не хотят слушать. Он уезжает на три недели в Харьков.

II действие. Разговаривают Любовь Андреевна, Лопахин и Гаев. Раневская рассказывает о своей жизни в Париже. Лопахин все время говорит о предстоящей продаже имения и пытается донести до Раневской и Гаева свой план относительно вишневого сада, но брат и сестра словно не слышат его. Невольно заходит разговор о том, что Лопахину нужно жениться. На Варе Затем появляются Трофимов, вечный студент, Аня и Варя. Трофимов своими речами пытается показаться умным, Лопахин воспринимает его монологи с иронией. Вскоре все уходят. Действие завершается диалого Трофимова и Ани, он ховет её в новую жизнь, утверждает, что они выше любви. Убеждает её покончить с прошлым и стать свободными и счастливыми.

III действие. В день торгов, которые проходят в городе, в доме Раневской устроен бал. Ходят слухи о том, что продан вишнёвый сад. Епиходов всё старается понравиться Дуняше, но она не отвечает ему взаимностью. Варя всё намеревается прогнать Епиходова, и он уходит. Приезжают Лопахин и Гаев. На торгах Лопахин купил вишневый сад, он ликует. Раневская в слезах, Аня утешает её.

IV действие. Раневская прощается с домом. Аня довольна- для неё начинается новая жизнь. Раневская собирается в Париж. Она снова говорит Лопахину о Варе, он заявляет, что готов сделать ей предложение. Раневская зовет Варю, сама выходит. Но он лишь ведет с ней совершенно пустую беседу и выходит при первой же возможности. Все прощаются с домом ,кроме Лопахина. Все выходят, кроме Гаева и Раневской, в сердцах они обнимаются., прощаясь с местом, где прошли их детство, молодость. Уходят. В конце монолог Фирса. Слышится звук лопнувшей струны, а затем тишина, лишь слышится звук топора, звучащего по дереву.

____________________


===================

  1. Охарактеризуйте полностью систему персонажей пьесы.

_____________________


===================

  1. Приведите реплики, наиболее ярко, с Вашей точки зрения, характеризующие каждого персонажа.

Епиходов: «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь».

Аня: «Дачу около Ментоны она уже продала, у неё ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! Сядем на вокзале обедать, и она требует самое дорогое и на чай лакеям даёт по рублю».

«Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее»

Варя: «Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойной, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев…в Москву, и так бы себе всё ходила по святым местам…Ходила бы и ходила. Благолепие!..»

«Мне каждую минуту надо что-нибудь делать»

Гаев: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно…»

«Если от какой-нибудь болезни предлагается очень много средств, то это значит, что болезнь неизлечима»

«Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона!»

«Все нас бросают, Варя уходит…мы стали вдруг не нужны»

Раневская: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала. Однако же надо пить кофе»

«Если бы я могла забыть моё прошлое»

«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишнёвый сад»

«Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом»

«Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу»


Лопахин: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную…больше, чем родную»_

«Я купил имение ,где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню»

«Не могу без работы ,не знаю, что вот делать с руками; болтаются как –то странно, точно чужие»

Фирс: «В прежнее время лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили ,мочили, мариновали, варенье варили, и, бывало..»

Шарлота: «Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете локоть, потом в плечо…»

«Всё одна, одна, никого у меня нет и…и кто я, зачем я, неизвестно»

Яша: «По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная»

Пищик: «А всё-таки, многоуважаемая, одолжите мне…взаймы двести сорок рублей…завтра по закладной проценты платить…»____________________

Трофимов: «Должно быть, я буду вечным студентом»

«Быть может, у человека сто чувств и со смертью погибают только пять, известных нам, а остальные девяносто пять остаются живы»

«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни»

«Прощай, старая жизнь!»

===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. В чем заключалась новизна художественного языка чеховской драматургии? Приведите примеры из пьесы «Вишневый сад».

Новизна художественного языка Чехова проявилась, прежде всего, в построении диалогов в «Вишнёвом саде». Зачастую встречается беспорядочный хор реплик. Это говорит о том, что герои не слышат друг друга или отвечают невпопад. Тем самым писатель хотел показать неспособность людей слышать, понимать друг друга, становиться на точку зрения другого человека.

Новаторство Чехова проявилось ещё и в том, что он отказывается от внешней интриги- борьбы групп персонажей вокруг чего-либо. В «Вишнёвом саде» главным является внутреннее действие, которое происходит в сознании персонажей. Таким образом, автор уделяет внимание не эффектным поступкам и жестам, а будничным проявлениям. Такое развитие действия пьес Чехова получило название «подводное течение».

Необходимо отметить также, что Чехов многое оставляет воображению читателя, даваяв тексте ориентиры для правильного понимания.

Характер конфликта отличает пьесы Чехова от предшествующей драматургии. Конфликт проистекает не из-за различий (сословных, денежных). Пьесы Чехова строятся на единстве, общности его героев._____________________


===================

  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад».


Чехов настаивал, что создал не «драму, а комедию, местами даже фарс». Чехов нашёл совершенно особую жанровую форму в своей пьесе. Нельзя трактовать её только как комичную или только как печальную. Как в любом великом произведении здесь соединены драматическое и комическое.

Все герои находятся в положении непрерывного перехода от драматизма к комизму, от трагедии к водевилю, от пафоса к фарсу. Этот принцип жанрового перехода также имеет всеобъемлющий характер. То и дело смешное углубляется до серьёзного, а серьёзное упрощается до смешного.

Интересно ,что пьеса насыщена приемами площадного театра, балагана, падениями с лестниц, обжорством, ударами палкой по голове После взволнованных монологов , которые есть почти у каждого персонажа пьесы, следует фарс, затем следует снова лирический тон. Таким образом, чувствуется взволнованность героя, которая, в конечном счете, оборачивается насмешкой над ним.

Интересно, что основным объектом изображения в пьесе является не сам человек, а сам порядок жизни. Однако Чехов не снимает ответственности с героев за существующее устройство бытия, ведь сам писатель говорил: «Виноваты все мы»._________________


===================

  1. Проанализируйте специфику основного конфликта в пьесе.

Если конфликты в пьесах Островского проистекают в основном из различий в сословном положении персонажей, то пьесы Чехова строятся на общности, единстве героев. Подсказки писателя читателю, зрителю для правильного понимания произведения выражаются, прежде всего, в повторениях.

Так, в первом действии есть повторяющаяся фраза, которая немного в измененном виде прилагается почти к каждому герою.

Раневская, пять лет не видевшая свою приёмную дочь, заявляет ей: «Ты всё такая же,

Варя», а до этого: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа». Варя, в свою очередь, говорит: «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если б ей волю, она бы всё раздала»

Лопахин в начале действия в ожидании Раневской задаётся вопросом: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала». А спустя два часа убеждается: «Вы всё такая же великолепная». Раневская и сама признаёт, что ничуть не изменилась. Войдя в детскую, она говорит: «Я тут спала, когда была маленькая… И теперь я как маленькая…»

Признают и то, что ничуть не изменился Геав. То и дело слышится: «Ты всё такой же, Лёня»; «А вы ,Леонид Андреич, всё такой же, как были»; «Опять ты, дядя»; «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!»

«Ты (я, вы, он, она) всё такая (такой) же,»-свойство всех персонажей, даже второстепенных. К примеру, Епиходов заявляет: «Каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье».

Каждый герой непреклонно в течение всей пьесы ведет свою тему, в чем тоже выражается его постоянство, неизменность. Это, безусловно, выражается и в их прозвищах: «двадцать два несчастья», «вечный студент», «недотёпа».

В наделении всех одинаковым признаком выражается авторская мысль.

Параллельно с этим мотивом и будто противоположным ему повторяется еще один. Все герои говорят о том, как всё изменилось вокруг, как бежит время.

«Когда вы уезжали отсюда, я была этакой…»- заявляет Дуняша. Гаев говорит: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно…»

Фирс, самый долгоживущий в усадьбе постоянно говорит о том, что было раньше, что делалось «когда-то», «прежде»._

Ретроспектива –от настоящего в прошлое- открывается почти перед каждым героем. Фирс уже три года бормочет. Шесть лет назад умер муж и утонул сын Любови Андреевны. Лет сорок-пятьдесят назад еще помнили способы обработки вишни. В другую сторону, от настоящего в будущее, открывается перспектива для некоторых персонажей: для Яши, для Ани, для Вари, для Лопахина ,для Пети, для Раневской, даже для Фирса.

Ещё одной константой является ощущение времени каждым из героев. «Да время идёт,»- замечает Лопахин. Герои чувствуют, что они лишь песчинки, щепки в этом вечном потоке.

Еще один мотив-это растерянность каждого из героев перед лицом безжалостно бегущего времени.

Уже в первом действии слышатся недоуменные вопросы Раневской: «Для чего смерть? Отчего старимся? Почему всё уходит без следа? Почему забывается всё, что было? Почему время грузом ошибок и несчастий, как камень, ложится на грудь и плечи?»

По ходу пьесы ей вторят и все остальные. Даже гувернантка Шарлота задаётся такими философскими вопросами: «Кто я, зачем я, неизвестно».

Кажется, что многие персонажи всё же противостоят друг другу. «Я ниже любви» Раневской и «мы выше любви» Трофимова. У Фирса всё лучшее в прошлом, Аня, напротив, устремлена в будущее. Комплекс неудачника у Епиходова и образ наглово завоевателя- у Яши. Но герои сами часто противопоставляют себя друг другу. Автор, напротив, каждый раз указывает на общность между ними, на скрытое сходство, которое они так старательно отвергают.

Аня во многом повторяет Раневскую. Она тоже не вникает в суть слов, которые ей говорят. Это проявляется в её отношениях с Трофимовым. Трофимов напоминает Епиходова своей нелепостью и разглагольствованием, не влекущим за собой никаких действий. Принцип повторенияи взаимоотражения персонажей является всеобъемлющим. Признеавать только свою «правду», не слушая других- вот особенность человеческого бытия. Таким образом, нов сам конфликт: видимая противоположность при скрытом сходстве._Не меняющиеся люди на фоне всепоглощающего времени. Они не понимают_хода жизни. Это непонимание проявляется в отношении к саду, каждый вносит что- то своё в его судьбу. Прекрасный сад связа н с судьбами нескольких поколений людей- прошлых, настоящих и будущих.. Ситуация из жизни людей соотнесена с ситуацией в жизни страны. Поэтому символ сада несёт в себе множество значений. Это и красота, и прошлая культура, и, наконец, вся Россия… Одни видят сад таким, каким он был в прошлом (Раневская), вторые думают о его спасении(Лопахин), другие гибель сада приветствуют(Аня).__________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте примеры различных видов и приемов комического в пьесе.

Комизм сходства, комизм повторения- основа комического в пьесе. С одной стороны, все смешны, с другой стороны, все ускоряют печальное событие-продажу сада. Чехов таким образом показывает соотношение комического и серьёзного в пьесе. Все герои находятся в положении непрерывного перехода от драматизма к комизму, от пафоса к фарсу и т.д.Игра на контрастах. Переход от смешного к серьезному и наоборот- от серьезного к смешному. Интересно и то, что Чехов насытил пьесу приёмами площадного театра, балагана: падениями с лестниц, обжорством, ударами палкой по голове. После монологов, которые есть почти у каждого из героев, сразу следует фарсовое снижение, затем снова появляется лирическая тональность, которая дает почувствовать волнение героя, и вновь затем всё оборачивается насмешкой над ним._____________________


===================

  1. Определите пафос в изображении каждого персонажа на протяжении каждого действия пьесы (включая смену пафоса).

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте четырех персонажей пьесы (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Определите и прокомментируйте параллельные сюжетные линии в пьесе.

В пьесе существуют два действия- внутреннее и внешнее, соответственно внутренний и внешний сюжеты. Последний разработан достаточно традиционно, внутренний же- напротив, «сюжет-невидимка». Эту особенность пьес Чехова Немирович- Данченко назвал «вторым планом» или «подводным течением».

Главные события происходят в сознании героев, ведь значительные события в жизни каждого человека обнаруживаются не в эффектных поступках, а в обыденных проявлениях. Это доказывается еще и тем, что важнейшее событие во внешнем сюжете- продажа имения- оказывается за сценой, на периферии.

Мастерство Чехова проявляется в том, что он оставляет многое воображению читателя, зрителя, но даёт основные ориентиры для правильного понимания. Таким образом, линия поведения каждого персонажа намечается пунктирно.

Но писатель не только намечает поведение каждого персонажа, но и «рисует» линии взаимоотношений между персонажами. Так, зрителю или читателю может показаться удивительным несостоявшаяся любовь Лопахина и Вари. Но в пьесе отчетливо намечена другая линия: Лопахин «как родную, больше, чем родную», любит Раневскую. В ходе монологов персонажей невысказанное чувство Лопахина может прозвучать как одна из самых щемящих нот спектакля.________________


===================

  1. Проанализируйте принципы и способы воплощения социальных типов в пьесе.

_____________________


===================

  1. Приведите наиболее яркие примеры речевых характеристик персонажей. Объясните их особенности.

Необходимо отметить, что Лопахин даже по отношению к себе употребляет нелестные слова. Так, в начале пьесы он говорит: «Мужичок…Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…». Свойственна ему и такие обороты: «мороз в три градуса». Часто употребляет вводные слова, «растягивает» предложения: «Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности» или «вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим…Это просто даже замечательно!». Иногда неправильно строит фразы: «Как вы обо мне понимаете?»

В речи Дуняши часто прослеживаются простые формы слов: «несчастливый», «одной минутки не могу утерпеть»

Любовь Андреевна часто задаётся вопросами, на которые не находит ответа: «Зачем так много пить, Лёня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить?»

Её речь никак нельзя назвать связной. Она то и дело перескакивает с темы на тему, что показывает легкомысленность её характера: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно ,я не могла смотреть из вагона, всё плакала. Однако же надо пить кофе. В этом на нее похожа и её дочь Аня, которая в ответ на Варино восклицание о святых местах говорит: «Птицы поют в саду», а на восхищенную речь Трофимова отвечает: «Восходит луна».

Гаев зачастую говорит неграмотно: «Давно не играл на бильярде». Употребляет такие выражения : «ОТ двух бортов в середину! Кладу чистого…»

Для Трофимова свойственны громкие слова. Достаточно привести одну фразу: «Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!»__

У Пищика также есть «характерные словечки»: «Я полнокровный, со мной уже два раза удар был, танцевать трудно, но, как говорится, попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй!___________________


===================

  1. Проанализируйте символику в пьесе. Дайте свою интерпретацию ключевых символов.

Стук топора, «отдалённый, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный» воспринимаются как глубокие символы, обозначающие смерть вишневого сада.

Главное отличие чеховской символики от понятия символа в художественных произведениях в том, что объяснена и трактуется она автором (Чеховым) иначе. Так, звук- не с неба, а «точно с неба». Но в этом нельзя увидеть мистики. Это тайна, именно поэтому она непонятна героям. Чеховские символы не уводят от земного. В них просвечивает бытийное, общее и вечное.

Существует и параллель символов. Так, звук, дважды упоминающийся в «Вишневом саде», - звук, который слышали мальчики в рассказе Тургенева «Бежин луг» Об этом говорит и схожая обстановка, и настроения, которые вызывает звук у героев рассказа..

Тургеневский звук в «Вишневом саде» подобен звуку лопнувшей струны. Он напоминает о чем-то вечном, что сопровождает приходы и уходы поколений. В звуке соединились символика жизни и России.____

Сам вишневый сад как символ трактуется по-разному:

1)Вишневый сад как вся Россия.

Вишневый сад Раневской-прошлое России

Вишневый сад Лопахина-настоящее России.

Вишневый сад Трофимова и Ани-будущее России._________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Сформулируйте социально-исторический и психологический аспекты проблематики пьесы.

Героями повелевает время. Эта тема обуславливает социально- исторический аспект проблематики. Человек всегда был подвластен времени. Герои «Вишнёвого сада», несомненно, ощущают свою зависимость от него. Так, Лопахин, живущий настоящим, замечает: «Да, время идёт». Раневская, живущая воспоминаниями, задается следующими вопросами: «Для чего смерть? Отчего старимся? Почему всё уходит без следа? Почему забывается всё, что было?»

Психологический аспект проблематики, на мой взгляд, состоит в том, что герои убеждены в собственной уникальности. У каждого из них своя правда:: «яниже любви» Раневской и «Мы выше любви» Трофимова, у Фирса всё лучшее в прошлом, Аня, напротив, устремлена в будущее. Герои сами противопоставляют себя друг другу. Но Чехов указывает на общность между ними, которую они не хотят замечать. Можно заметить ,что Аня очень напоминает свою мать: она не умеет слушать своего собеседника, не вникает в суть сказанного, Трофимов своей нелепостью напоминает Епиходова. Таким образом, писатель выделяет некую особенность человеческого бытия, показывает, что это естественно для человека- слушать только себя и не замечать сходства с остальными._____________________


===================

  1. Охарактеризуйте специфику изображения чувств в пьесе. Свяжите с художественным замыслом Чехова.

_____________________


===================

  1. Проанализируйте чеховское видение и понимание роли прошлого и будущего

  • в судьбе России;

  • в жизни отдельной личности (опыт переживания прошлого; предчувствия и т.д.).

Приведите примеры из текста.

_____________________


===================

  1. В чем состоит идейный антагонизм персонажей в «Вишневом саде»? Какова его роль в художественном замысле пьесы?

_____________________


===================

  1. Как Вы понимаете принцип «подводного течения» в драматургии Чехова? Приведите примеры из пьесы «Вишневый сад». Свяжите свой ответ с проблематикой пьесы.


Во втором действии, когда Трофимов убеждает Аню, что начать новую жизнь можно, продав вишнёвый сад, она действительно начинает мыслить иначе, её душевное состояние меняется. «Дом, в котором мы живём, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово, »- говорит она. Смены мыслей, настроений героев- всё это «подводное течение».

Необходимо сказать, что эта сцена- смена душевного состояния героини- связана с проблематикой пьесы. Важно то, что Чехов хотел показать единство всех персонажей. Зачастую он использовал принцип взаимоотражения героев. И действительно, в этой сцене Аня напоминает Раневскую. Любовь Андреевна в Париже тоже слушала все лестные слова в свой адрес, не видя, как её постепенно разоряют.


В первом действии Раневская говорит: «Я тут спала, когда была маленькой…И теперь я как маленькая…». Она окунается в детство. Интересна и сцена, когда Раневская будто видит свою покойную мать в саду, то есть она не чувствует, как летят года, как проходит жизнь. Ощущается растерянность героини перед лицом безжалостно бегущего времени. Это еще один аспект проблематики пьесы, проявляющийся и в поведении других героев. ____________________


===================

  1. На примере пьесы «Вишневый сад» покажите отличия чеховской драматургии от предшествующей традиции (Грибоедов, Гоголь, Островский).

_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему «Комическое и серьезное в пьесе Чехова ‘’Вишневый сад’’» (1 стр.).

_____________________


===================


^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Идейно-художественная роль подтекста в пьесе Чехова «Вишневый сад».

  2. Тема будущего в пьесе «Вишневый сад».

  3. Новаторство Чехова-драматурга (по пьесе «Вишневый сад»).

Новаторство Чехова –драматурга. (по пьесе «Вишнёвый сад»)

Антон Павлович Чехов –новатор в области драматургического языка. Он использовал принципиально новые приемы организации произведения. Интересен подход автора в создании характеров пьесы.

В каждом персонаже сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, а комичное поведение сочетается с драматическим характером их переживаний. Так, Любовь Андреевна Раневская- добрая и вместе с тем расточительная и безвольная женщина. Её непоследовательность в разговоре выглядит комично: «Видит бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала. Однако же надо пить кофе». В то же время её воспоминания о прошлом, о жизни в Париже вызывают у читателя жалость, сочувствие к ней.

Диалоги в «Вишнёвом саде» строятся не так, как в классических пьесах, когда реплика является ответом на предыдущую фразу. В пьесе Чехова зачастую слышится целый хор реплик. Герои будто не слышат друг друга. Чехов показывает неспособность встать на точку зрения другого человека.

В своём произведении писатель отказывается от внешней интриги.- нет открытого конфликта между группами персонажей. Таким образом, существуют внешнее и внутреннее действия, внешний и внутренний сюжеты. Если первый разработан традиционно и значительно опущен (даже важнейшее событие во внешнем действии- продажа имения- происходит за сценой), то последний, напротив, выходит на первый план. Важно то, что происходит в сознании героев, смена их мыслей, чувств. Такое развитие действия позднее назвали «подводным течением». Интересно, что многое Чехов оставляет воображению читателя и зрителя. На первый взгляд, непонятно, почему не состоялось счастье Лопахина и Вари, ведь в течение пьесы не раз говорится об их будущей женитьбе. На самом деле Чехов пунктиром наметил иную линию: Лопахин «как родную, больше, чем родную», любит Раневскую. Если проследить смену его чувств и поведения, это становится понятно.

Пьесу Чехова от предшествующей драматургии отличает также характер конфликта.

Если в пьесах Островского конфликт строился на противопоставлении персонажей, а двигателем действия было различие между ними, то у Чехова пьесы строятся на общности, единстве героев. Объединяют их повторяющиеся мотивы в произведении. Так, в первом действии есть фраза, которая на разные лады прилагается почти к каждому персонажу. Любовь Андреевна, пять лет не видевшая Варю, говорит: «Ты всё такая же, Варя». И еще до этого замечает: «А Варя по-прежнему всё такая же, на монашку похожа». Варя, встретив мать, грустно отмечает, как будто про себя: «Мамочка такая же, как была, нисколько не изменилась. Если б ей волю, она бы всё раздала». Лопахин восхищается Раневской: «Вы всё такая же великолепная», да и сама героиня признаёт, что она не изменилась: «Я тут спала, когда была маленькая… И теперь я как маленькая…».

«А вы, Леонид Андреич, всё такой же, как были; «Ты всё такой же, Лёня»-слышится в адрес Гаева. Это свойство всех действующих лиц, и в этом они заверяют друг друга.

Интересно, что каждый герой ведёт свою тему. Епиходов всё время говорит о своих несчастьях, поэтому и прозвище у него «двадцать два несчастья», Пищик- о долгах, Варя- о своём хозяйстве, Петя – о светлом будущем ,но сам 10 лет не может окончить университет («вечный студент»)

В этом мотиве-наделении всех одинаковым признаком - выражается авторская позиция.

Параллельно с этим мотивом есть еще один повторяющийся мотив, будто противоположный первому.

Все герои чувствуют, как бежит время. Так, Лопахин говорит: «Когда был мальчонком лет пятнадцати…». Гаев вспоминает: «Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уж пятьдесят один год, как это ни странно…». Тема детства, родителей, которые умерли, часто прослеживается в репликах Любовь Андреевны, Фирса, Шарлотты.

Часто можно заметить ретроспективу, открывающуюся перед персонажами. Фирс уже три года бормочет. Шесть лет назад утонул сын и умер муж Раневской. Сто лет назад был сделан шкаф. Перспектива также открывается перед некоторыми персонажами: перед Аней, Петей, Варей.

Третий повторяющийся мотив- тема растерянности перед лицом бегущего времени.

Даже гувернантка Шарлотта задаётся вопросами: «Кто я, зачем я, неизвестно». Епиходов не может понять, чего хочет в жизни: «…никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться…»

Кажется, что некоторые персонажи всё же противостоят друг другу. Фирс заявляет, что всё лучшее в прошлом, Аня, напротив, устремлена в будущее. Петя Трофимов восклицает: «Мы выше любви!», Раневская: «Я ниже любви».Гаев проявляет свой эгоизм, Варя заботится о судьбах других. Но герои зачастую сами противопоставляют себя друг другу, автор же указывает на общность между ними, на сходство, которого они не замечают.

На самом деле Аня во многом похожа на свою мать (легкомыслие, эгоизм), Трофимов, падающий с лестницы, напоминает недотёпу Епиходова. Этот принцип взаимоотражения персонажей является всеохватывающим. Чехов показывает сущность человека: признавать только свою «правду», не замечая сходства с окружающими людьми.

Безусловно, центральным образом в пьесе является вишнёвый сад, который связан с судьбами героев- с прошлыми, настоящими и будущими поколениями. Ситуация из жизни отдельных людей соотнесена с ситуацией в жизни страны. Вишнёвый сад в широком смысле символизирует всю Россию. Так, крепостную страну олицетворяют Фирс, Раневская, Гаев, мир сегодняшний олицетворяет Лопахин, а будущее России- за Аней и Петей Трофимовым.

Таким образом, новаторство Чехова проявилось во многом: в характере диалогов, в развёртывании действия и в принципиально новом характере конфликта.


_____________________


===================




Скачать 434,94 Kb.
оставить комментарий
Дата19.03.2012
Размер434,94 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх