Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление: Искусства и гуманитарные науки Дисциплина: История и теория визуальных искусств: история кино. Кредит icon

Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление: Искусства и гуманитарные науки Дисциплина: История и теория визуальных искусств: история кино. Кредит


Смотрите также:
Бакалаврская программа № Кафедра: Теории и история культуры Направление: Искусства и...
Программа № Кафедра теории и истории культуры. Направление: «Искусства и гуманитарные науки»...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа кафедра: Теории и истории культуры Направление : Искусства и гуманитарные...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : История Дисциплина : история...
Бакалаврская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...
Курс «Основные направления и течения в современном искусстве» Общее описание курса Область...
Бакалаврская программа № Кафедра: Этики Направление: Философия Дисциплина: Феномен христианского...
Бакалаврская программа № Кафедра всеобщей истории Направление: история Дисциплина: История...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : История...
Магистерская программа № Кафедра: теории и истории культуры Направление : искусство и...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА


Кафедра: Теории и истории культуры


Направление: Искусства и гуманитарные науки

Дисциплина: История и теория визуальных искусств: история кино.

Кредит: 2

Статус дисциплины:

II семестр: лекций – 28 часов, семинаров – 8 часов, самостоятельная работа – 72 часа.

Преподаватель: канд. ист. наук, доцент Анатолий Сергеевич Шахов

Часы консультаций: по договорённости со студентами

Телефон: 573 – 60 – 25


Содержание


Описание курса………………………………………………………………….3

Цель курса……………………………………………………………………..3

Содержание курса:……………………………………………………………3

Организационно-методическое построение курса………………………… 4

Обязательная литература……………………………………………………...4

Дополнительная литература…………………………………………………. 5

Условия и критерии выставления оценок:…………………………………..6

Балльная структура оценки;………………………………………………….. 6

Шкала оценок:………………………………………………………………….7

Правила выполнения письменных работ (рецензии и тестовых работ)……7

^ Темы лекций и семинарских занятий

I семестр

Неделя I:……………………………………………………………………… 8

Неделя II:………………………………………………………………………..8

Неделя III:……………………………………………………………………… 8

Неделя IV:……………………………………………………………………….9

Неделя V:……………………………………………………………………… 9

Неделя VI:……………………………………………………………………….9

Неделя VII:………………………………………………………………………9

Неделя VIII:…………………………………………………………………… 9

Неделя IX:………………………………………………………………………10

Неделя X:……………………………………………………………………….10

Неделя XI:………………………………………………………………………10

Неделя XII:……………………………………………………………………...10

Неделя XIII:……………………………………………………………………. 11

Неделя XIV:……………………………………………………………………. 11

Неделя XV-XVI:……………………………………………………...................11

Неделя XVII:…………………………………………………………………….12

Неделя XVIII:………………………………………………………………… 12


^ II семестр

Неделя I:…………………………………………………………………………13

Неделя II:………………………………………………………………………..13

Неделя III:……………………………………………………………………….14

Неделя IV:……………………………………………………………………….15

Неделя V:………………………………………………………………………..15

Неделя VI:……………………………………………………………………….16

Неделя VII:………………………………………………………………………16

Неделя VIII:……………………………………………………………………..16

Неделя IX:……………………………………………………………………….17

Неделя X:………………………………………………………………………..18

Неделя XI:……………………………………………………………………….18

Неделя XII:………………………………………………………………………19

Неделя XIII:……………………………………………………………………..19

Неделя XIV-XV:………………………………………………………………..20

Неделя XVI:…………………………………………………………………….20

Неделя XVII:……………………………………………………………………20

Неделя XVIII:………………………………………………………………… 21


^ Описание курса


Цель курса

Целью данного междисциплинарного курса является ознакомить студентов с теорией и историей зарубежного кинематографа, сформировать у них понимания самого массового и популярного искусства как исторически складывающейся специфической форме общественного сознания, а также дать развёрнутую картину места и роли киноискусства в культурной и социально-политической жизни стран Запада и Востока.


Содержание курса

Лекции и семинарские занятия посвящены темам, связанным с возникновением, основными процессами развития и современным состоянием кинематографий Европы, Америки, Азии и Африки. В них отражается взаимосвязь киноискусства и смежных видов художественной культуры, раскрывается воздействие на него различных идеологических, теоретических и эстетических концепций с момента появления «живых фотографий» до наших дней. Материал курса включает в себя публикации и монографии известных отечественных и зарубежных теоретиков и практиков кино: М.Антониони, Г.Аристарко, А.Базена, Б.Балаша, И.Бергмана, С.Гинзбурга, Е.Громова, С.Дробашенко, М.Жабского, П.Козлова, З.Кракауэра, Ж.Садуля, Е.Теплица, С.Фрейлиха, Р.Юренева, С.Юткевича и других. Наряду с этим в контексте мирового кинематографического опыта раскрываются внутренние законы развития кино, прослеживается взаимозависимость фактов истории и творчества ведущих киномастеров с учётом разнообразных национальных вариантов и культурных традиций. Курс отражает многоступенчатость процесса развития и функционирования кинематографа, выступающего одновременно не только как зрелищное искусство и средство массовой коммуникации, но и как отрасль индустрии и область торгово-организационной деятельности. Чтению лекционного курса сопутствуют просмотры кинофрагментов или отдельных фильмов, что способствует закреплению изучаемого материала. Просмотрам предшествует вступительное слово преподавателя.


Организационно-методическое построение курса

Курс состоит из лекций и семинарских занятий. Семинары включают в себя доклады и дискуссии студентов по изучаемым проблемам, оценку предложенных преподавателем киноведческих трудов и отсмотренного киноматериала, ответы на поставленные преподавателем вопросы. На основании пройденного проводится внутрисеместровая и итоговая аттестации. Студенты в семестре пишут одну творческую работу (рецензию на фильм).


Обязательная литература

  1. Актёрская энциклопедия. Кино Европы. М., 1997.

  2. Актёрская энциклопедия. Кино США. М., 1996.

  3. Арабская Республика Египет. М., 1990.

  4. Аристарко Г. История теорий кино. М., 1996.

  5. Асенин С. Волшебники экрана. М., 1974.

  6. Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.

  7. Васильков И. Искусство кинопопуляризации. Очерки теории научно-популярного кино. М., 1982.

  8. Гинзбург С. Очерки истории кино. М., 1974.

  9. Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972.

  10. Жабский М. Кино в современном обществе. М., 2000.

  11. Жанры кино. М., 1979.

  12. Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь. М., 1983.

  13. Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986.

  14. Киносенсации: люди, события, фильмы. М., 1996.

  15. Козлов Л. Изображение и образ. М., 1980.

  16. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино (том II). 1970.

  17. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

  18. Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. Л., 1978.

  19. Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве. М., 1983.

  20. Правда кино и «киноправда». М., 1967.

  21. Режиссёрская энциклопедия кино Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки. М., 2001.

  22. Режиссёрская энциклопедия кино Европы. М., 2002.

  23. Режиссёрская энциклопедия кино США. М., 2000.

  24. Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957.

  25. «Смех, жалость и ужас» (Жанры в зарубежном кино). М., 1994.

  26. Теплиц Е. История киноискусства. М., 1968.

  27. Торопцев. С. Очерки истории китайского кино. М., 1979.

  28. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2002.

  29. Шахов А. Египет: историко-культурные и социальные аспекты развития национального кинематографа //Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000.

  30. Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997.

  31. Юткевич С. Модели политического кино. М., 1978.


Дополнительная литература

  1. Антиниони об Антониони. М., 1986.

  2. Арнольди Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. М., 1968.

  3. Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960.

  4. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

  5. Бергман И. Сборник. М., 1969.

  6. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. М., 1983.

  7. Вейцман Е. Очерки философии кино. М., 1978.

  8. Ветрова Т. Кинематограф Латинской Америки. М., 1984.

  9. Висконти Л. Сборник. М., 1986.

  10. Громов Е. Духовность экрана. М., 1976.

  11. Ждан В. Эстетика фильма. М., 1982.

  12. Караганов А. В спорах о кинематографе. М., 1977.

  13. Карцева Е. Сделано в Голливуде. М., 1964.

  14. Кино Индии. М., 1988.

  15. Клер Р. Размышления о киноискусстве. М., 1958.

  16. Комаров С. История зарубежного кино (том I). М., 1965.

  17. Комаров С., Трутко И., Утилов В. История зарубежного кино (том III). М., 1981.

  18. Краснова Г. Кино ФРГ. М., 1987.

  19. Марсель М. Язык кино. М., 1958.

  20. Рене А. Сборник. М., 1982.

  21. Ренуар Ж. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарии. М., 1971.

  22. Рошаль Л. Мир и игра. М., 1973.

  23. Садуль Ж. всеобщая история кино. М. (тт. I – IV, VI), 1958 – 1974.

  24. Соболев Р. Голливуд. 60-е годы. М., 1975.

  25. Тадао Сато. Кино Японии. М., 1988.

  26. Трюффо о Трюффо. Сборник. М., 1985.

  27. Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984.

  28. Шатерникова М. «Синие воротнички» на экранах США. М., 1985.

  29. Шилова И. Фильм и его музыка. М., 1973.

  30. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сб. ст., М., 1966.


Условия и критерии выставления оценок:

От студентов требуется систематическое посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особенно ценится активная работа на семинарах (готовность и способность вести дискуссию, умение грамотно формулировать свои мысли), а также квалифицированное выполнение тестовых испытаний и написание творческой работы.


Бальная структура оценки:

Посещение занятий – 15 баллов

Активная работа на семинарах – 15

Внутрисеместровая аттестация – 10

Творческая работа – 20

Итоговая аттестация – 12

Всего – 72 балла.


Шкала оценок









Неуд

3

4

5




Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

2

72

Менее 25

25

37

43

49

61

67






A Выдающийся ответ

B Очень хороший ответ

C Хороший ответ

D Достаточно удовлетворительный ответ

E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

^ FX Студент может добрать баллы только до минимально удовлетворительного ответа

F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо

основание для отчисления)


Правила выполнения письменной творческой и тестовых работ

Перечень докладов студентам предлагается в начале учебного года – их тематика находится в пределах и в соответствии с объявленной программой семинарских занятий. Задания по написанию творческой работы и тестовым испытаниям студентам становятся известными непосредственно перед их выполнением.

Объём творческой работы (рецензия на выбранный преподавателем фильм) строго не регламентируется, но она должна быть не менее 6 страниц, носить сугубо авторский характер, отличаться аргументированностью, включать в себя не только пересказ содержания, но и разбор художественных особенностей, идейного содержания, общественной значимости произведения, отражать одновременно своеобразие творческой индивидуальности его авторов.

Устное выступление-доклад должен представлять собой не сухой пересказ чужих мыслей, а попытку проанализировать и концептуализировать конкретную, достаточно узкую тему, связанную с тем или иным аспектом теории и истории кинематографа. Что касается тестовых работ, то они призваны уяснить и проверить насколько студенты усвоили пройденный материал, а также их готовность и способность ориентироваться в специфике экранного творчества и кинематографической практики.

В каждом семестре объём тестовых работ – 2 часа, творческой работы (включая просмотр фильма) – 4 часа.


^ Темы лекций и семинарских занятий

I семестр

Неделя I:

Лекция (вводная): Научный и художественный способы познания мира. Синтез искусств как перспектива развития. Предыстория изобретения кинематографа. Аппараты братьев О. и Л.Люмьеров и Т.Эдисона. Первые публичные киносеансы. Превращение кинематографа из технической новинки в самый популярный вид зрелища и новый вид искусства.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 188 – 189, 246; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 3 – 13; Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957. стр. 19 - 24; Теплиц Е. История киноискусства. М., 1968. стр. 19 – 24, 40 – 48, 87 – 91.


Неделя II:

Лекция: Фотографическая природа изображения. Эффект присутствия. Экранное пространство и время.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр.324; Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. стр. 6 – 27; Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968. стр. 70 – 77, 151 – 152.


Неделя III:

Лекция: Движение в кино. Цвет.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 343; Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. стр. 27 – 52; Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968. стр. 102 – 108, 250 – 253; Арнхейм Р. Кино как искусство. М., 1960. стр. 10 – 12.


Неделя IV:

Лекция: Музыка и естественные звучания. Звучащее слово.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 279 – 280; Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. стр. 53 – 91.


Неделя V:

Семинар: Монтаж.

Вопросы: 1. Термин «монтаж».

2. Внутрикадровый и межкадровый монтаж.

3. Монтаж как система выразительных средств.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 275 – 276; Балаш Б. Кино. Становление искусства. М., 1968. стр. 130 – 149; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966. стр. 85 – 95.


Неделя VI:

Лекция: Условия восприятия. Отождествление и очуждение.

Литература: Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. стр. 92 – 117; Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968. стр. 63 – 66.


Неделя VII:

Семинар: Жанры кино.

Вопросы: 1. Кинематографическая специфика жанра.

2. Жанровые общности и особенности.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 189 – 190; Жанры кино. М., 1989. стр. 14 – 21, 23 – 30, 75 – 104; Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М., 2002. стр. 50 – 52.


Неделя VIII:

Семинар: Документальное кино

Вопросы: 1. Хроника как средство экранной информации.

2. Переход от событийной информации к образной публицистике.

3. Мастера документального кино.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 72 – 73, 104, 128 – 130, 374, 452; Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. стр. 145 – 149, 152 – 154, 157 – 161, 163 – 165; Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972. стр. 62 – 72; Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974. стр. 265 – 280; Правда кино и «киноправда». М., 1967. стр. 328 – 333.


Неделя IX:

Семинар: Научно-популярное кино.

Вопросы: 1. Зарождение и эволюция научно-популярного кино.

2. Задачи и тематика научно-популярного фильма.

3. Содержание и форма научно-популярного фильма.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 289 – 290; Васильков В. Искусство кинопопуляризации. Очерки теории научно-популярного кино. М., 1982. стр. 75 – 83, 243 – 257; Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь. М., 1983. стр. 157 – 165.


Неделя X:

Семинар: Мультипликационное (анимационное) кино.

Вопросы: 1. Принципы мультипликации.

2. Виды мультипликационного кино.

3. Ведущие мастера мультипликационного кино и их творчество.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 281 – 283; Асенин С. Волшебники экрана. М., 1974. стр. 104 – 109, 147 – 158; Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своём искусстве. М., 1983. стр. 10 – 20, 20 – 24.


Неделя XI:

Внутрисеместровая аттестация (тестовая работа) на семинарском занятии.


Неделя XII:

Семинар: Жанры зарубежного кинематографа.

Вопросы: 1. Мелодрама.

2. Фильм ужасов

3. Кинокомедия.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 191 – 192; 264, 467; Маркулан Я. Киномелодрама. Фильм ужасов. Л., 1978. стр. 34 – 43, 87 – 105, 107 – 123, 189 – 190. Киносенсации: фильмы, люди, события. М., 1996. стр.29 – 38; Режиссёрская энциклопедия кино США. М., стр. 197 – 198.


Неделя XIII:

Семинар: Жанры зарубежного кино.

Вопросы: 1. Политический фильм.

2. Мюзикл.

3. Рок-опера.

4. Фильмы-антиутопии.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 281, 326 – 327; Юткевич С. Модели политического кино. М., 1978. стр. 27 – 42; «Смех, жалость, ужас» (Жанры в зарубежном кино). М., 1994. стр. 21 – 38, 39 – 60, 61 – 73.


Неделя XIV:

Семинар: Специфика отображения физического мира.

Вопросы: 1. Фильмы и фотографии: отличия в отображении физического бытия

2. Регистрирующие функции (движение, неодушевлённые объекты).

3. Исследовательские функции (обычно невидимое; явления,.

потрясающие сознание; субъективное восприятие реальности).

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр.307 – 310, 316, 324; Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974. стр. 71 – 76, 76 – 93.


Неделя XV- XVI:

Написание рецензии (творческой работы) на предложенный преподавателем фильм на сдвоенном семинарском занятии.


Неделя XVII:

Семинар: Общественная природа и система социальных функций кино.

Вопросы: 1. Кинематограф – детище эпохи модернизации.

2. Социальные функции кинематографа.

3. Репрезентация насилия в игровых фильмах

4. Эротика в кино: «за» и «против».

Литература: Жабский М. Кино в современном обществе. М., 2000. стр. 14 – 22, 22 – 26, 256 – 260, 270 – 272, 357 – 360, 362 – 370.


Неделя XVIII:

Итоговая семестровая аттестация (тестовая работа) на семинарском занятии.


^ II семестр

Неделя I:

Лекция: Кинематограф Франции, Италии и Великобритании (1895-1918). «Документальные» фильмы Люмьеров. Освоение технических возможностей кинокамеры. Ж.Мельес – родоначальник игрового кино. Компании «Патэ» и «Гомон». Содержание кинофильмов. Монополизация производства и проката. Группа «Фильм Д'Ар» - обращение к театральной классике и высокой литературе. Сокращение объёма кинопроизводства в годы I мировой войны, утрата рынков сбыта, конкуренция Голливуда. Италия на рубеже XIX – XX вв. Влияние французской экранной продукции на ранний итальянский кинематограф. Возникновение в 1904-1905гг. систематического кинопроизводства в Турине, Милане и Риме. Костюмно-исторические фильмы и их роль в развитии национального кино. Викторианская Англия начала XX в.

Первые киносеансы. Деятельность У.Фриз-Грина и Р.Пола. Роль брайтонской школы в становлении кинематографа Великобритании. Конкуренция с американскими и французскими кинокомпаниями. Кризис английского кино в годы I мировой войны.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 20, 157 – 158, 455 – 456; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М.. 1997. стр. 12 – 20; Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957. стр. 46 – 51; Теплиц Е. История киноискусства. М., 1968. стр. 60 – 67.


Неделя II:

Лекция: Кинематограф Дании, Германии и США (1896 – 1918). Господство французских фильмов в немецком прокате в период «ярмарочного кино». Возникновение национального кинопроизводства (1909 – 1910). Популярность фарсов и фильмов-спектаклей. Двойничество и мистика в кинофильме С.Рийе «Пражский студент». Рост объёма кинопроизводства после начала I мировой войны. Политизация кинематографа. Учреждение в 1917г. киноконцерна УФА. Общественно-политическая ситуация в Дании в конце XIX – начале XX вв. Образование кинокомпании «Нордиск» (1906). Расцвет датского кино в 1908 – 1915гг. Связь с театром и литературой. Любовные мелодрамы. Психологизм и фатализм датских фильмов. Ведущие режиссёры и актёры. Нарастание кризисных явлений в кинематографе к концу I мировой войны. Первые киносеансы в США и первые кинокомпании. Эпоха «никель-одеонов». Борьба Патентного треста за монополизацию сферы кинопроизводства и кинопроката. Возникновение Голливуда. Д.У.Гриффит, Т.Инс и М.Сеннет и их творчество. Основные киножанры. Звёзды экрана. Успех серийных детективов и салонных драм. Ч.Чаплин – от персонажа слэпстика к маске. I мировая война и бурный рост Голливуда. Крупнейшик национальные кинокомпании («Парамаунт», «Трангейл», «Фокс») и их продукция.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 112, 292 – 293, 394 – 395; Юренев Р. Краткая история кино искусства. М., 1997. стр. 23 – 27; Теплиц Е. История киноискусства. М., 1968. стр. 110 - 115; Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957. стр. 123 – 135, 143 – 145.


Неделя III:

Лекция: Кинематограф Запада в 1920-е гг. Германия после поражения в I мировой войне. Искусство Веймарской Республики и его связь с расстановкой политических сил. Коммерческая кинопродукция. Костюмно-исторические, уголовные, экзотические фильмы и их авторы. Экспрессионистская модель мира в фильмах Р.Вине, Ф.Мурнау, Ф.Ланга. Социальные киноленты. Борьба творческой интеллигенции Франции за возрождение национального кино. Ранний «Авангард» (1919-1924). Творчество Л.Деллюка, Ж.Дюлак, М.Л.Эрбье, Ж.Эпштейна. Поздний «Авагард». Поиски А.Кавальканти, Д.Кирсанова, Ж.Виго, Л.Буньюэля и С.Дали. Идейно-эстетический кризис «Авангарда» и его срастание с коммерческим кино. А.Ганс. Обращение к литературной классики и сатира на французское общество в лентах Ж.Фейдера. Фильм К.Дрейера «Страсти Жанны Д’’Арк». Захват английского проката Голливудом и кризис национального кинематографа. США после I мировой войны. Эпоха «просперити». Ассоциация кинопродюсеров и кинопрокатчиков США. Основные жанры коммерческой продукции. М.Пикфорд, Д.Фэрбенкс, Р.Валентино и другие звёзды экрана. Творчество С.де Милля. Фильмы Ч.Чаплина. Комедийные ленты Б.Китона, Г.Ллойда, С. Лаурела и О.Харди. Европейские кинематографисты в США. Реалистические кинофильмы Э.Штрогейма. Голливуд у порога «звукового» кинематографа.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 8 – 9, 480 – 481, 504, 510; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 49 – 55; Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957. стр. 146 – 149, 154 – 156; Теплиц Е. История киноискууства. М., 1968. стр. 172 – 186.


Неделя IV:

Лекция: Кинематограф Великобритании, Франции и США в 1930-е гг. Первые английские звуковые фильмы. Режиссёр и продюсер А.Корда. «Частная жизнь Генриха VIII» и другие костюмно-исторические ленты. Возникновение в кино «колониального жанра». Творчество А.Хичкока. Реалистические кинофильмы Э.Асквита. Успехи документального кино. Общественно-политическая ситуация во Франции на рубеже 1920-30-х гг. Начало производства звуковых фильмов. Течение «поэтического реализма». Работы Ж.Ренуара, Ж.Дювивье, М.Карне, Р.Клера, Ж.Фейдера. Ведущие актёры французского кино. «Великая депрессия» и трансформация Голливуда. Кодекс Хейса. Стандартизация киножанров. Ф.Капра как рупор «нового рузвельтовского курса». Расцвет творчества Ч.Чаплина. Критический реализм Д.Форда и У.Уайлера. Мультипликационные ленты У.Диснея. Кинофильм «Унесённые ветром». О.Уэллс и его фильм «Гражданин Кейн».

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 21, 395 – 396, 457; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 58 – 72; Садуль Ж. История киноискусства. М., 1957. стр.242 – 259.


Неделя V:

Лекция: Кинематограф Италии и Германии в период фашистской диктатуры. Попытки фашизации кинематографа, пропагандистское назначение кинофестивалей в Венеции. Ведущие жанры коммерческой продукции. Идейная оппозиция фашизму среди деятелей культуры. Передовые взгляды в Римском экспериментальном киноцентре. Прогрессивные тенденции в кино Германии накануне прихода к власти фашистов. Идеологизация кинематографа. Псевдоисторический расистский фильм Ф.Харлана «Еврей Зюсс». Документальные ленты Л.Рифеншталь. Коммерческая продукция: мюзиклы, комедии, мелодрамы. Попытки отдельных режиссёров создавать асоциальные кинофильмы.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 158, 294 – 295; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 84 – 85; Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино (т. II). М. 1970. стр. 274 – 287, 248 – 287.


Неделя VI:

Лекция: Кинематограф Великобритании, Франции и США в годы II мировой войны. Документальное кино Великобритании и его роль в подъёме национального киноискусства. Документально-художественные фильмы военных лет. Ведущие кинорежиссёры: Х.Дженнингс, Б.Райт, Г.Уотт, Э.Асквит, Д.Лин, Н.Коуард. Исторические ленты. «Военизация» традиционных жанров Возникновение «кинематографической империи» А.Рэнка. Франция под гитлеровской оккупацией. Бойкот зрителями германских фильмов. Отъезд ведущих кинематографистов в эмиграцию. Компания «Континенталь» и требования нацистской цензуры. Выпуск детективов и лёгких комедий. Картины М.Карне и Л.Дакена. Дебюты молодых режиссёров. Вступление США во II мировую войну и установление правил военной пропаганды для Голливуда. Антифашистская направленность документально-монтажного сериала Ф.Капры «За что мы сражаемся». Художественно-документальные фильмы о мужестве рядовых участников войны. Военизация массовой экранной продукции. Усиление реакционных тенденций на завершающем этапе войны.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 21, 397, 457; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 84 – 87; Садуль Ж. история киноискусства. М., 1957. стр. 323 – 333, 337 – 343; Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино (т. II). М., 1970. стр. 229 – 233.


Неделя VII:

Тестирование на семинарском занятии.


Неделя VIII:

Лекция: Кинематограф Японии и Китая. Япония на рубеже XIX – XX вв. Национальные фильмы на современную тему («Гэндайгэки») и на историческом материале («Дзидайгэки»). Милитаризация кинематографа в 1930-е гг. и в период II мировой войны. Японское кино первых послевоенных лет. Творчество К.Мидзогути, А.Куросавы, Т.Имаи, К.Синдо. «Новая волна» 1960-х гг. Фильмы-карате, эротические и «якудза» - гангстерские фильмы. Попытки реабилитации японского милитаризма. Особенности национального кино на современном этапе. Общественно-политическая ситуация в Китае в начале XX в. Зарождение национального кинопроизводства. Содержание коммерческой продукции. Кинематограф в период японской агрессии и правления партии Гоминьдан. Образование КНР. Правительственная политика в области кино. «Культурная революция». Прославление в кинофильмах образа Мао Цзедуна. Осуждение «культурной революции» и постепенное преодоление вульгарного социализаторства. Китайская кинематография на современном этапе. Ведущие кинорежиссёры.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 199 – 200, 521 – 523; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1977. стр. 131 – 135; Торопцев С. Очерки истории китайского кино. М., 1979. стр. 6 – 38.


Неделя IX:

Лекция: Кинематограф Индии и Египта. Индия в составе британских колоний. Первые киносеансы. Дебютная национальная полнометражная игровая кинолента «Раджа Харишчандра» (1911). Появление звукового кино и бурный рост производства фильмов. Развитие кинематографа после обретения политической независимости. Основные центры кинопроизводства (Бомбей, Мадрас, Калькутта). Творчество режиссёров «параллельного кино». Международный успех картин С.Рея и М.Сена. Кинофильмы Р.Капура. особенности коммерческой продукции. Звёзды национального экрана. Состояние индийского кинематографа на современном этапе. Египет в конце XIX – начале XX вв. Ислам и кинематограф. Возникновение национального кинопроизводства. Превращение Египта в «Голливуд Арабского Востока». Утверждение реалистического направления в кинематографе после революции 1952г. Творчество С.А.Сейфа, Ю.Шахина, Т.Салиха. деятельность госсектора кинематографии. Денационализация кинопромышленности в период правления А.Садата и её последствия. Современное состояние кинематографа, ведущие кинорежиссёры.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 150 – 152; Арабская Республика Египет. М., 1990. стр. 270 – 277; Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000. стр. 327 – 334; Режиссёрская энциклопедия кино Азии, Африки, Австралии и Латинской Америки. М., 2001. стр. 6 – 7, 51 – 52, 90 – 91, 99 – 100, 106, 133 – 135.


Неделя X:

Лекция: Кинематограф Латинской Америки. Общественно-политическая и культурная ситуация в регионе на рубеже XIX – XX вв. Кино Аргентины. Дебютный игровой фильм «расстрел в Дорего» (1908) М.Гальо. Приход звукового кино. Преобладание в национальной продукции музыкальных мелодрам, комедий и детективов. Международный успех кинофильмов Л.Т.Нильсона. «Сине Либерасьон». Современные кинематографисты и их творчество. Кино Мексики. Пионер национального кинематографа С.Барраган. Основные жанры – ранчеры (музыкальные комедии) и мелодрамы. Кинокартины Э.Фернандеса и Э.Фигероа. Влияние на их творчество идей демократического индехинизма и монументальной живописи Д.Риверы и Д.Сикейроса. творчество Л.Буньюэля и А.Галиндо. Борьба за социальный кинематограф. Кино Бразилии. Начало национального кинопроизводства. Содержание ранней кинопродукции, преобладание в ней сюжетов из уголовной хроники и религиозных фильмов. Переход к звуковому кинематографу и комедии на карнавальные темы – шаншады. Течение «синема нуово». Творчество Г.Роша и П.душ Сантуша (П. Дос Сантоса). Ведущие современные кинорежиссёры. Кино Кубы. Состояние кинематографа до революции 1959г. национализация кино и образование Кубинского института киноискусства. Историко-революционные фильмы, детективы, бытовые драмы на современную тему. Ведущие кинематографисты.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 26 – 27, 56 – 57, 218, 263; Режиссёрская энциклопедия кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. М., 2001. стр. 12 – 13, 15 – 16, 19 – 20, 28 – 29, 31 – 32, 37, 37 – 38, 39 – 40, 53 – 54, 67 – 68, 83 – 84, 87 – 88, 88 – 89, 91 – 92, 93 – 94, 96 – 97, 112 – 113, 113 – 114, 115 – 116, 121 – 122, 128 – 129, 136 – 137.


Неделя XI:

Лекция: Кино ФРГ (1945 – 1990-е гг.). Образование ФРГ. Захват западногерманского рынка Голливудом. Активизация реваншистских сил. Кинематограф «экономического чуда», проповедь эскапизма и официального оптимизма. Х.Койтнер – ведущий режиссёр 1950-х гг. Антифашистская тема в кино. Возникновение «нового немецкого кино». Оберхаузенский манифест. Творчество А.Клюге и Ф.Шлёндорфа. Поиски новых выразительных средств. Кинофильмы В.Вендерса, М.фон Трота, Р.В.Фассбиндера, В.Херцога. Ситуация в кино на современном этапе.

Литература: Кино: энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 443 – 444; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 178 – 181; режиссёрская энциклопедия кино Европы. М., 2002. стр. 35 – 36, 38 – 39, 87, 89 – 90, 154, 159 – 161, 171 – 172, 177 – 178, 185 – 187, 191 – 192, 192 – 193.


Неделя XII:

Лекция: Кинематограф Италии (1945 – 1990-е гг.). Предпосылки возникновения «неореализма». Фильм Р.Росселини «Рим – открытый город» - эстетическая реализация программы неореализма. Киноленты Ч.Дзаваттини, В.де Сика, Л.Висконти, П.Джерми и других киномастеров. «Экономическое чудо» 1950-х гг. и спад в творчестве неореалистов. Успехи политического кино 1960-х гг. осмысление опыта антифашистской борьбы и личной ответственности за судьбу народа. Ведущие кинорежиссёры – М.Антониони, Б.Бертолуччи, Л.Висконти, Д.Дамиани, П.П.Пазолини, Ф.Рози, Ф.Феллини и другие. Леворадикальные тенденции. Коммерческая кинопродукция: псевдоисторические фильмы на античные темы, вестерны по-итальянски, мелодрамы, сексуальные комедии и др. Гротеск, натурализм и жестокость как средство расправы с буржуазной моралью. Конкуреция Голливуда. Распространение кабельного телевидения и видео. Ситуация в кинематографе на современном этапе.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 159 – 161; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 126 – 131, 186 – 197;

Режиссёрская энциклопедия кино Европы. М., 2002. стр. Режиссёрская энциклопедия кино Европы. М., 2002. стр. 4, 7 - 8, 8 – 9, 14 – 15, 15 – 16, 19 – 20, 41, 57 – 58, 59 – 60, 62, 72 - 73, 103, 131 – 132, 140 – 141, 145 – 146, 150 – 151, 161 – 163.


Неделя XIII:

Лекция: Кинематограф Франции (1945 – 1990-е гг.). Франция после окончания II мировой войны. Экспансия Голливуда. Группа «Кайе дю синема» и её роль в возникновении «новой волны». Кинофильмы А.Рене, Ф. Трюффо, Ж.-Л.Годара и других кинематографистов. Творчество Ж.-Л.Годара, К.Шаброля, А.Варда после молодёжных бунтов 1968. Их врастание в коммерческий кинематограф. Отказ от социальной проблематики, угождение вкусам обывателей. Попытки пересмотра событий II мировой войны, апология общества «потребления». Реалистические ленты Б.Тавернье, А.Кайата и других режиссёров. Ведущие киноактёры. Конкуренция видео. Современная ситуация в национальном кинематографе и основные тенденции развития.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 457 – 459; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 123 – 126, 172 – 177, 259 – 260; Режиссёрская энциклопедия кино Европы. М., 2002. стр. 6 – 7, 20 – 21, 26 – 27, 34, 50 – 51, 74 – 75, 79, 84 – 85, 94 – 95, 102, 112, 135 – 136, 147 – 148, 149 – 150, 151, 155 – 156, 179.


Неделя XIV-XV:

Написание рецензии (творческой работы) на предложенный преподавателем фильм на сдвоенном семинарском занятии.


Неделя XVI:

Лекция: Кинематограф Великобритании (1945 – 1990-е гг.). Великобритания после II мировой войны. Господство в кинопрокате продукции США. «Надбавка Иди» и поддержка национального кинопроизводства. Возрождение реалистических и гуманистических принципов в комедиях студии «Иллинг». Кинематограф «рассерженных». Творчество Т.Ричардсона, К. Рейша (Рейса), Л.Андерсона. Постановочные суперколоссы Д.Лина. Экономическая экспансия Голливуда. Фильмы Х.Хадсона «Огненные колесницы» Р.Аттенборо «Ганди». Ведущие кинорежиссёры последних лет. Современное состояние кинематографа.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 22, Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 122 – 123, 177 – 178, 255 – 256 Режиссёрская энциклопедия кино Европы. М. 2002. стр. 5 – 6, 9 – 10, 54 – 55, 83, 104 – 105, 134 – 135, 139 – 140; Режиссёрская энциклопедия кино США. М., 2000. стр. 6, 21 – 22, 53 – 54, 86 – 87, 115, 125 – 126, 139 – 140, 188, 190 – 191, 197 – 198, 210 – 211.


Неделя XVII:

Лекция: Кинематограф США (1945 – 1990-е гг.). США после окончания II мировой войны. Суд над голливудской «десяткой». Пропаганда в кино антикоммунизма, шовинизма, шпиономании. Кинофильмы «независимых» творчество С.Креймера и Д.Кассаветеса. Обострение общественно-политической ситуации в связи с агрессией во Вьетнаме, активизацией движения негритянского населения, молодёжными протестами. Ролитические ленты Д.Франкенхаймера, С.Кубрика, Ф.Шефнера. Спад движений протеста в 1970-е гг. и попытки возвращения к традиционным мифам. Коммерческая продукция. Приход нового поколения кинорежиссёров (Ф.Коппола, Д.Лукас, М.Скорсезе, С.Спилберг и другие). Мода на «ретро». Осуждение в кинематографе маккартизма и войны во Вьетнаме. Киноленты о борьбе за свои права рабочих и мелких фермеров. Стремление цензуры перевести актуальные проблемы на «малые дела». Основные темы и ведущие кинематографисты 1990-х гг. рост каналов распространения фильмов. Кинематограф США в условиях глобализации.

Литература: Кино: Энциклопедический словарь. М., 1986. стр. 397 – 399; Юренев Р. Краткая история киноискусства. М., 1997. стр. 112, 114 – 116, 158, 160 – 171, 248 – 255; Режиссёрская энциклопедия кино США. М., 2000. стр. 58 – 59, 64 – 65, 70 – 71, 74 – 75, 127 – 128, 155 – 156, 160 – 161, 165 – 166, 209 – 210.


Неделя XVIII:

Итоговая семестровая аттестация (тестовая работа) на семинарском занятии.









Скачать 255.08 Kb.
оставить комментарий
Дата19.03.2012
Размер255.08 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх