Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна icon

Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна


Смотрите также:
Влияние буддизма на жизнь и мировозрение Индии...
«буддизм»
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Философско-религиозное учение «уттаратантры» в традиции тибетского буддизма...
Введение
Л. А. Степашко...
Программа по курсу «Даосизм»...
Книга представляет собой курс лекций известного петербургского востоковеда Е. А. Торчинова...
Книга представляет собой курс лекций известного петербургского востоковеда Е. А. Торчинова...
Буддизма в китае...
Восхождение к дао. Жизнь даосского учителя Ван Липина...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Литвинцев Олег Сергеевич


Философско-сотериологические воззрения средневекового мыслителя китайского буддизма Дао-шэна


Специальность 09.00.03 – история философии


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата

философских наук


Улан-Удэ

2011

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»


Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Янгутов Леонид Евграфович


Официальные оппоненты: доктор философских наук

Чебунин Александр Васильевич


^

доктор философских наук

Ладов Всеволод Адольфович




Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»


Защита состоится 22 декабря 2011г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 003.057.01 при Институте философии и права СО РАН по адресу: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии и права СО РАН


Автореферат разослан «_22_ноября_ 2011 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета Хлебалин А.В.


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Дао-шэн является выдающимся буддийским мыслителем раннесредневекового Китая. Он считается самым известным на Дальнем Востоке идеологом махаянской «Махапаринирвана-сутры». В числе других, Дао-шэн заложил основу философско-сотериологической базы китайского буддизма. Выдвинутое им положение о внезапном и мгновенном просветлении предопределило дальнейшее направление развития философской и сотериологической мысли китайского буддизма. Разработка ключевых понятий философии Махаяны и концепций татхагата-гарбхи и наличия природы Будды во всем сущем оказала большое влияние на формирование идеологии школ китайского буддизма тяньтай, хуаянь и чань. Взгляды Дао-шэна способствовали адаптации буддизма к социо-культурным реалиям китайского раннесредневекового общества. Он осуществил синтез учения «Махапаринирвана-сутры» с учением сутр Праджняпарамиты, в рамках которой происходило становление философии китайского буддизма на основе традиционного мировоззрения китайцев, тем самым обусловив дальнейшую популяризацию буддизма в Китае. Рассмотрев сотериологические принципы махаянского буддизма через призму китайского менталитета, Дао-шэн предвосхитил идею единства и тождества сансары и нирваны, лежащую в основе философского дискурса китайского буддизма.

Однако философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна никогда в российской науке не становились предметом специального научного исследования и до сих пор остаются мало изученными отечественной буддологией. Всестороннее исследование философско-сотериологических воззрений Дао-шэна даст более полное представление о процессе формирования китайского буддизма.

^ Степень разработанности проблемы. Среди исследователей философии Дао-шэна прежде всего нужно отметить китайских ученых.

Фан Ли-тянь посвятил взглядам Дао-шэна ряд работ, которые были объединены в отдельной главе первого тома шеститомного собрания сочинений ученого – «Буддизм династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств» (方立天. 魏晋南北朝佛教. Пекин, 2006). Фан Ли-тянь исследует жизнедеятельность Дао-шэна в контексте развития буддизма в эпоху восточной Цзинь и Южного Царства. Реконструирует его взгляды по проблемам синтеза Праджняпарамиты и «Махапаринирвана-сутры», учения о природе Будды, концепции внезапного просветления, доктрине вечного «Я» Татхагаты. Анализирует важнейшие постулаты философии Дао-шэна, такие как «отсутствие воздаяния за добро», «наличие природы Будды во всех живых существах», «у Будды нет Чистой Земли». Определяет место и роль Дао-шэна в истории китайского буддизма.

Тан Юн-тун в «Истории буддизма династий Хань, Вэй, двух Цзинь, Южных и Северных царств» (汤用彤. 汉魏两晋南北朝佛教史. Шанхай, 1938) также изучает воззрения Дао-шэна. Ученый обратил внимание на преемственность идей между Дао-шэном и чань-буддизмом в свете генезиса китайского буддизма, попытался проследить пути, ведущие от сторонников концепции внезапного просветления к истокам чань-буддизма.

Фэнь Ю-лань в «Истории китайской философии» (中国哲学史. Пекин, 1961) исследует основные принципы учения Дао-шэна и их влияние на китайский буддизм и неоконфуцианство. Он анализирует сочинение Се Лин-юня «Рассуждение об основах» как главный источник, из которого мы узнаем концепцию внезапного просветления Дао-шэна. Обращает внимание на генетическую связь воззрений мыслителя с философией Чжуан-цзы и Мэн-цзы. По его мнению, Дао-шэн и его последователи подготовили теоретическую почву для чань-буддизма, а также, что во взглядах мыслителя можно обнаружить и зерна, взрастившие несколько столетий спустя неоконфуцианство.

Подборка высказываний Дао-шэна из комментариев к сутрам, соавтором которых он был, а также сведения о его жизнедеятельности приведены в коллективно подготовленном сборнике «Избранные материалы по буддийской мысли в Китае» (中国佛教思想资料编选. Пекин, 1981. Т.1).

В числе китайских исследований системы взглядов Дао-шэна также нужно назвать статью Лань Цзи-фу «Чжу Дао-шэн» в энциклопедическом словаре «Китайские мыслители прошлого» (蓝吉富. 中国历代思想家. Тайбэй, 1999. Т.6), докторскую диссертационную работу Лю Гуй-цзе «Исследование философии Чжу Дао-шэна» (刘贵杰. 竺道生思想之研究, 1982), докторскую диссертационную работу Чэн Сун-бая «Исследование учения Дао-шэна о внезапном просветлении» (陈松柏. 竺道生顿悟思想之研究,1989).

Среди западных ученых исследованием философии Дао-шэна занимались: А.Уоттс, Г.Дюмулен, У.Либенталь, У.Лай, Д. Юй и др.

Алан Уоттс в труде «The way of Zen» (New York, 1957) проследил путь возникновения дзэн (чань). Ученый заключает, что значение предшественников дзэн-буддизма – как-то Сэн-чжао и, в еще большей степени, Дао-шэн – в том, что с их помощью складывается историческая картина возникновения дзэн даже в том случае, если мы отвергаем традиционную версию, согласно которой дзэн появился в Китае в 520 году, принесенный индийским монахом Бодхидхармой.

Генрих Дюмулен в первом томе своего труда по истории дзэн-буддизма «Zen Buddhism: A History» (New York, 1988) рассматривал философию Дао-шэна в контексте хронологических и идеологических путей, ведущих к истокам дзэн-буддизма. Он указывает на большое влияние «Махапаринирвана-сутры» на формирование воззрений раннесредневекового мыслителя китайского буддизма.

Уолтер Либенталь опубликовал три статьи, специально посвященные Дао-шэну «A Biography of Chu Tao-Sheng?(Monumenta Nipponica, Vol. 11, No. 3, 1955 – pp. 284-316), «The World Conception of Chu Tao-sheng» (Monumenta Nipponica Vol.12, No. 1-2, 1956 – pp. 66-72), «The World Conception of Chu Tao-sheng: Texts» (Monumenta Nipponica Vol.12, No. 3-4, 1956 – pp. 74-76). Ученый всесторонне исследовал взгляды мыслителя и пришел к выводу, что его учение ближе к буддо-даосизму, нежели чань-буддизму. Согласно Либенталю, чань-буддизм анти-интеллектуален, тогда как учение Дао-шэна интеллектуально.

Уолен Лай в работе «Tao-sheng's Theory of Sudden Enlightenment Re-examined Sudden and Gradual» (Honolulu, 1987), а также статье «The Mahāparinirvāna-Sūtra and Its Earliest Interpreters in China: Two Prefaces by Tao-lang and Tao-sheng» (Journal of the American Oriental Society, Vol. 102, No. 1, 1982 - pp.99-105) называл Дао-шэна «последним великим нео-даосским буддистом». Он утверждал, что идея внезапного просветления, с одной стороны, основана на концепции единства и неразрывности истинно-сущего ли, а с другой – на учении «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всем сущем.

Дэвид С. Юй в статье «Skill-in-Means and the Buddhism of Tao-sheng: A Study of a Chinese Reaction to Mahāyāna of the Fifth Century». (Philosophy East and West, Vol. 24, No. 4, 1974 – pp. 413-427) обратил внимание на причины, побудившие Дао-шэна выдвинуть тезис о внезапности достижения состояния Будды, который, по его мнению, стал реакцией мыслителя на концепцию «искусных средств» и вытекал из положения «Махапаринирвана-сутры» о наличии природы Будды во всех живых существах.

В литературе на русском языке жизнедеятельность и взгляды Дао-шэна упоминаются в переводах монографий А.Уоттса «Путь дзэн» (Киев, 1993 – Сс.134 - 137), Г.Дюмулена «История дзэн-буддизма: Индия и Китай» (СПб., 1994 – Сс.84 - 88), Фэн Ю-ланя «Краткая история китайской философии» (СПб., 1998 – Сс.272 - 278), а также в переведенном М.Е.Ермаковым биографическом трактате буддийского писателя эпохи Лян Хуэй-цзяо «Жизнеописание достойных монахов», Т.1 (М., 1991 – Сс. 87 – 88, Сс.140 – 141) и «Жизнеописание достойных монахов», Т.2 (СПб, 2005 – Сс.107 – 110). Дао-шэну посвящена краткая статья в энциклопедическом словаре по китайской философии «Китайская философия. Энциклопедический словарь» / под ред. М.Л.Титаренко (М., 1994). И, наконец, наиболее обширное на сегодняшний день упоминание философии Дао-шэна в отечественной буддологии мы встречаем в монографии Л.Е.Янгутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» – Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2007 (Сс.91-93).

吾牝铎 滂耨屦蜞鲨铐眍泐 桉耠邃钼囗? 怆弪? 篦屙桢 觇蜞轳觐泐 狍滗栝耜钽?禧耠栩咫 泥?磬.

橡邃戾蝾?滂耨屦蜞鲨铐眍泐 桉耠邃钼囗? 怆弪? 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觐?взгляды 泥?磬.

Целью 滂耨屦蜞鲨铐眍泐 桉耠邃钼囗? 耱噔栩? 桉耠邃钼囗桢 忡汶漕?泥?磬 ?觐眚尻耱?纛痨桊钼囗? 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?觇蜞轳觐泐 狍滗桤爨.

项耱噔脲眄? 鲥朦 漕耱桡噱蝰 镱耩邃耱忸?疱龛 耠邃簋?桉耠邃钼囹咫觇?玎溧:

- 疣耨祛蝠弪?铖眍忭 囡?耱囗钼脲龛 狍滗栝耜铋 蝠噤桷梃 ?疏蜞? 镳铐桕眍忮龛? 疣耧痤耱疣礤龛??镳咫铎脲龛?翳腩耦赳觇?桎彘, 耦溴疰帙桴? ?耋蝠圊 狍滗桤爨 ?镳邃耱怏桴 镱怆屙棹 篦屙? 泥?磬;

- 镳钹磬腓玷痤忄螯 圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠蠡, 噤漉囵爨矬礓囵桕?耋蝠蠡 ?耋蝠?皴痂?橡噤骓镟疣扈螓 и доказать, что они явились 汶噔睇扈 蝈铕弪梓羼觇扈 桉蝾黜桕囔?翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觐泐 篦屙? 泥?磬;

- 桉耠邃钼囹?镳铞羼?纛痨桊钼囗? 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?忸珑疱龛?泥?磬 ?觐眚尻耱?耱铍觏钼屙? 蝠噤桷桀眄钽?觇蜞轳觐泐 ?桧漕-狍滗栝耜钽?扈痤忸珑疱眵羼觇?蜩镱?

- 铖簌羼蜮栩?桉蝾痂觐-翳腩耦赳牦?疱觐眈蝠箨鲨??镳铖脲滂螯 铍棹 忡汶漕?禧耠栩咫, 镳桠邃?邈??恹溻桄屙棹 蝈玷襦 ?忭彗囡眍?漕耱桄屙梃 耦耱?龛 馏滗?

- 恹忤螯 耱屣屙?怆?龛 泥?磬 磬 纛痨桊钼囗桢 翳腩耦翳?觇蜞轳觐泐 ?溧朦礤忸耱铟眍泐 狍滗桤爨.

体蝾漕腩汨麇耜桢 铖眍恹 滂耨屦蜞鲨铐眍泐 桉耠邃钼囗?.

体蝾漕腩汨麇耜铋 铖眍忸?溧眄钽?桉耠邃钼囗? 忤腓顸 镳桧鲨稃 磬篦眍?钺牝桠眍耱? 桉蝾痂珈??耔耱屐眍耱? ?赅麇耱忮 戾蝾漕?桉耠邃钼囗? 镱耠箧桦?徉玷痼桢? 磬 恹箨噻囗睇?镳桧鲨镟?戾蝾潲 桉蝾痂觐-翳腩耦赳觐?疱觐眈蝠箨鲨?忸珑疱龛?禧耠栩咫 觇蜞轳觐泐 狍滗桤爨 泥?磬. Реконструкция философско-сотериологического учения Дао-шэна основывалась на наших собственных переводах значимых для диссертационного исследования глав из главного теоретического источника взглядов мыслителя – китайской версии «Махапаринирвана-сутры», а также 磬 耦躔囗桠躐 觐祆屙蜞蝾瘃觇?疣犷蜞?翳腩耦羿, 蝠嚓蜞蜞?邈?耦怵屐屙龛觐в и более поздних работах, ?觐蝾瘥?箫铎桧帼蝰 邈?桎彖. ?疋玷 ?桁 桉耠邃箦蝰 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼赅 耔耱屐?圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠. 碾 钽 镳桁屙弪? 戾蝾?耱痼牝箴眍??耦溴疰囹咫铋 觌囫耔翳赅鲨?耦溴疰囗? 耋蝠? 觐黻疱蝽钽?铒桉囗? 蝈犟蜞, 邈?沐痨屙邂蜩赅. 体蝾潲 觐黻疱蝽钽?铒桉囗? ?耱痼牝箴眍?觌囫耔翳赅鲨?耦溴疰囗? 耋蝠?镱玮铍桦?恹忤螯 邋 磬篦眢?鲥眄铖螯. 锐镱朦珙忄龛?戾蝾溧 沐痨屙邂蜩觇 溧腩 忸珈铈眍耱?铒疱溴腓螯 耔眭痤眄铖螯 ?疱蝠铖镥牝桠眍耱?桤篦噱祛泐 桉蝾黜桕?

武磬觐 忡汶潲 泥?磬 蜞赕?祉钽桁 钺玎睇 蝠噤桷桀眄铋 觇蜞轳觐?翳腩耦翳? ?镳彐溴 怦邈?溧铖桤祗. 碾 恹怆屙? 耱屣屙?桴 怆?龛, 疣忭?赅??怆?龛 狍滗桤爨 锑踵睇, 镳桠脲赅? 蜞赕?耩噔龛蝈朦睇?桉蝾痂觐-翳腩耦赳觇?戾蝾潲, 镱玮铍桢 恹溴腓螯 赅?玎桁耱忸忄眄, 蜞??耦狁蜮屙睇?镱腩驽龛, 疣琊噌铗囗睇?禧耠栩咫屐. 袜觐礤? 桉镱朦珞弪? 觐黻疱蝽?桉蝾痂麇耜栝 镱漉钿 ?桉耠邃钼囗梃 怅豚溧 泥?磬 ? 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觐?铖眍忄龛?觇蜞轳觐泐 狍滗桤爨 ?邈?桉蝾痂麇耜铎 疣玮栩梃.

袜篦磬 眍忤珥?疣犷螓 玎觌噱蝰 ?蝾? 黩?滂耨屦蜞鲨 镳邃耱噔?弪 耦犷?镥疴铄 怦羼蝾痤眄邋 桉耠邃钼囗桢 翳腩耦翳?泥?磬 ?铗鬻羼蜮屙眍?磬箨?

玉蜞眍怆屙? 黩?桎彖 耋蝠 橡噤骓镟疣扈螓, 噤漉囵爨矬礓囵桕?耋蝠 ? ?镥疴簋 铟屦邃? 圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠 镱耠箧桦?汶噔眍?蝈铕弪梓羼觐?铖眍忸?潆 纛痨桊钼囗? 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?忡汶漕?泥?磬. ?蝾驽 怵屐 恹怆屙? 黩?禧耠栩咫?磬躅滂腭 镱?犷朦?怆?龛屐 躅腓耱梓羼觐泐 磬蝮疣腓珈?蝠噤桷桀眄铋 觇蜞轳觐?翳腩耦翳?

物疱溴脲眍, 黩?桎孱腩汨 泥?磬 镳钿桕蝾忄磬 耱疱祀屙桢?疋玎螯 镳噤骓镟疣扈蝰牦?蝈铕棹 象耱铗? 噌耦膻蝽铋 ?铗眍耔蝈朦眍?桉蜩??耦蝈痂铍钽梓羼觇扈 觐眦屣鲨扈 噤漉囵爨矬礓囵桕杌 ?圊囡囵桧桊忄睇??蝾驿羼蜮?襦眈囵??龛疴囗? 忮黜铎 亦蝓嚆囹??桤磬鬣朦眍 镳钺箧溴眄铋 镳桊钿?馏滗?蝾驿羼蜮屙眍?镳桊钿?怦邈?耋泐, 疣耨祛蝠屙睇扈 麇疱?镳桤祗 觇蜞轳觐泐 戾眚嚯栩弪?

吾磬痼驽眍, 黩?耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨稃 篦屙? 泥?磬 徉玷痼? 磬 疣耨祛蝠屙梃 狍滗栝耜铋 觐眦屣鲨?镳铖忮螂屙? ?蝾麝?琊屙? 蝠噤桷桀眄 觇蜞轳觇?扈痤忸珑疱眵羼觇?镳邃耱噔脲龛?钺 钺疱蝈龛?邃桧耱忄 ?汔痨铐梃 ?箜桠屦耋祛?

念赅玎眍, 黩?觐眦屣鲨 忭彗囡眍泐 镳铖忮螂屙?, 怙屦恹?恹溻桧篁? 泥?眍? ?镱腠铋 戾疱 耦铗忮蝰蜮钼嚯?戾眚嚯栩弪?觇蜞轹邂, 耱疱?躐 ?漕耱桄屙棹 爨犟桁嚯?忸珈铈睇?疱珞朦蜞蝾??磬耱??骅珥?

吾铖眍忄眍, 黩?疣琊噌铗囗睇?泥?眍?觐眦屣鲨?桤磬鬣朦眍泐 镳钺箧溴龛 怦邈?耋泐, 耦溴疰囗? 镳桊钿?馏滗?忸 怦艴 骅恹?耋耱忄 ?忭彗囡眍耱?镳铖忮螂屙? 脲汶??铖眍怏 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?觇蜞轳觐泐, ?忪羼蝈 ?蝈??怦邈?溧朦礤忸耱铟眍泐 狍滗桤爨.

嘛屦恹??痤耨栝耜铋 磬箨?铖簌羼蜮脲?鬣耱梓睇?镥疱忸??觇蜞轳觐泐 琨赅 汶噔眍泐 蝈铕弪梓羼觐泐 桉蝾黜桕?忸珑疱龛?泥?磬 ?钿眍?桤 ?蜩 忄骓彘?耋蝠 狍滗桤爨 锑踵睇 – 圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠, 邋 磬栳铍邋 镱腠铋 觇蜞轳觐?忮瘃梃 孽囵爨犋屐?(421?), 溧磬 桉蝾痂觐-翳腩耦赳赅 踵疣牝屦桉蜩赅 镳铊玮邃屙?.

绣珞朦蜞螓 磬耱?泐 桉耠邃钼囗? 玎觌屙??耠邃簋?铖眍忭 镱腩驽龛? 觐蝾瘥?恹眍?蝰 磬 玎蝮:

- 骂珥桕眍忮龛?篦屙? 泥?磬 怆弪? 玎觐眍戾痦 囡铎 疣玮栩? 狍滗桤爨 ?疏蜞??钺篑腩怆屙?疣耧痤耱疣礤龛屐 ?疏蜞?翳腩耦赳觇?漕牝痂?镱玟礤?锑踵睇;

- 袜 纛痨桊钼囗桢 忡汶漕?泥?磬 犷朦?怆?龛?铌噻嚯?爨踵眈觇?耋蝠?橡噤骓镟疣扈螓, 噤漉囵爨矬礓囵桕?耋蝠嗷 ? 铖钺屙眍, 圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠嗷, 觇蜞轳觐?桧蝈痫疱蜞鲨彘 觐蝾痤??怆弪? 篦屙桢 禧耠栩咫;

- 念牝痂磬 桤磬鬣朦眍泐 镳铖忮螂屙? 怦邈?耋泐 圊囡囵桧桊忄睇??篦屙梃 泥?磬 耱嚯?铖眍忄龛屐 潆 钺豚麇龛 狍滗栝耜铋 觐眦屣鲨?耧囫屙? ?纛痨?蝠噤桷桀眄 扈痤忸珑疱眵羼觇?镳邃耱噔脲龛?觇蜞轹邂 钺 钺疱蝈龛?邃桧耱忄 ?汔痨铐梃 耦 怦屐 箜桠屦耋祛?

- 谚眚彗 觐眦屣鲨?镳铖忮螂屙?, 镱?蝾?赅?钺磬痼驽龛??皴徨 镳桊钿?馏滗? ?觇蜞轳觇扈 蝠噤桷桀眄?镳邃耱噔脲龛扈 ?邃桧铎 耱痼牝箴铑狃噻簋?镳桧鲨镥 怦艴 钺牝钼 翦眍戾磬朦眍泐 扈疣 - , 镳桠咫 泥?磬 ?恹溻桄屙棹 蝈玷襦 ?忭彗囡眍?漕耱桄屙梃 耦耱?龛 馏滗? 觐蝾瘥?耱嚯 汶噔睇?耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?觇蜞轳觇?狍滗桉蝾?

- 澡腩耦翳 泥?磬 耱嚯?铗镳噔眍?蝾麝铋 ?耱囗钼脲龛?蝈铕梃 配桧铋 觐脲耥桷?(?睇) – 鲥眚疣朦眍?蝈铕梃 觇蜞轳觐泐 ?溧朦礤忸耱铟眍泐 狍滗桤爨, ?铖眍忮 觐蝾痤?脲驵?镳邃耱噔脲龛 ?邃桧耱忮 ?蝾驿羼蜮?翦眍戾磬朦眍泐 扈疣 ?桉蜩眄铋 疱嚯铖蜩.

橡嚓蜩麇耜? 珥圜桁铖螯 疣犷螓 состоит в том, что сделанные выводы позволяют глубже понять особенности исторического развития буддизма в Китае. Основные положения данного исследования могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях по истории и философии китайского буддизма, а также при разработке спецкурсов по истории культуры раннего буддизма, истории и философии китайского буддизма.

里痤徉鲨 疣犷螓 пройдена на заседаниях кафедры философии Бурятского госуниверситета. Идеи диссертационного исследования отражены в статьях и докладах на ежегодных научно-практических конференциях студентов, преподавателей и молодых ученых Бурятского государственного университета (г.Улан-Удэ, 2009 - 2010), на международной конференции «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия» (Улан-Удэ, 2008) и ежегодных конференциях иностранных преподавателей Цзилиньского института русского языка (г.Чанчунь, КНР, 2008 - 2010). Результаты исследования представлены в 5 научных публикациях, которые отражают основное содержание работы.

羊痼牝箴?滂耨屦蜞鲨? 蔫耨屦蜞鲨铐眍?桉耠邃钼囗桢 耦耱铊?桤 忖邃屙?, 溻篚 汶噔, 玎觌屙?, 耧桉赅 桉镱朦珙忄眄铋 腓蝈疣蝮瘥, 怅膻鬣邈?167 磬桁屙钼囗栝 ?镳桦铈屙?. ?镳桦铈屙梃 溧弪? 恹镱腠屙睇?滂耨屦蜞眚铎 镥疱忸??觇蜞轳觐泐 琨赅 桤狃囗睇?汶噔 桤 圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠 忮瘃梃 孽囵爨犋屐? 吾?钺?疣犷螓 – 181 耱疣龛鲟.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность исследования, раскрывается степень изученности проблемы, определяются объект, предмет, цели, задачи и методы исследования, его научная новизна и научно-практическое значение, представляются выносимые на защиту положения, описывается структура работы.

^ Первая глава – «Социо-культурные и теоретические истоки философских воззрений Дао-шэна» состоит из двух параграфов.

Параграф первый «Социо-культурная ситуация в Китае в период жизнедеятельности Дао-шэна» посвящен описанию исторических предпосылок возникновения философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. В связи с этим приводится краткий абрис идеологии раннесредневекового китайского общества.

В традиционном Китае господствовали известные философско-религиозные представления об устройстве мира и месте в нем человека, 徨痼?磬鬣腩 桤 漯邂龛?扈纛腩汨麇耜桴 镱耱痤屙栝. Вселенная 镳邃耱噔?豚顸 觇蜞轹囔 ?忤溴 邃桧铋 汔痨铐梓眍?耔耱屐? 怦?鬣耱?觐蝾痤?忡噼祛疋玎睇. ?赅麇耱忮 箜桠屦襦朦眍泐 耋狁蝠囹?撯皴泐 耋耱怏邈顢 (万物 - 忄睃 ? 恹耱箫嚯 滂磬扈麇耜栝 擙翳饠 桦?擄礤忪鄶 – (氣), ??赅麇耱忮 箫疣怆邈?磬鬣豚 – 噌耦膻? (道). ?耦鲨箪? 箫疣怆桁 磬鬣腩? 耦铗忮蝰蜮簋?羼蝈耱忮眄铎?镱?潢?忮? 聍栩嚯囫?泐耋溧瘃蜮屙磬 怆囫螯 溧眄? 桁镥疣蝾痼 湾犷? ?铛?锗睃 (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) место регулятора социальных отношений прочно закрепилось за конфуцианством, ставшим официальной идеологией. 妙耋溧瘃蜮屙眍?篑蝠铋耱忸 ?镥痂钿 锗睃 镱玮铍腩 麇腩忮牦, придерживавшемуся конфуцианских морально-этических принципов, 漕徼忄螯? 篑镥躅?礤 镱 镳噔?痤驿屙?, ?镱 镳噔?躅痤?耠箧猁. Буддизм в период проникновения в Поднебесную представлялся китайцам как тайная секта даосизма, а Будда, подобно его основателю Лао-цзы – идолом, объектом поклонения.

Проанализированы факторы, препятствовавшие и способствовавшие процессу становления буддизма в Китае. Среди препятствовавших факторов важнейшими являются мировоззренческий китаецентризм, отсутствие института монашества, представления о сакральной власти императора в Поднебесной1. Среди способствовавших – его близость по духу с даосизмом, экономические и социально-политические потрясения в Китае во II веке, приведшие к ослаблению позиций традиционных китайских идеологий – конфуцианства и даосизма2.

Буддизм привлекал людей из самых разных слоев китайского общества, в первую очередь, своей сотериологической составляющей: призывами отрешиться от мирской суеты, обещаниями избавления от страданий. В то же время наибольшую популярность в Китае приобрела Махаяна, поскольку в отличие от хинаянского буддизма не ограничивала возможность спасения лишь для узкого круга монахов. Напротив, махаянское учение о бодхисаттвах, которые посвящали свою жизнь помощи всем живым существам в освобождении, обосновывало возможность достижения просветления для всех, что, по нашему мнению, было ближе китайскому менталитету.

Описывается процесс проникновения и первые шаги буддизма в Китае. Как известно, первые миссионеры начали появляться в Поднебесной уже в I веке. С середины II века в стенах монастырей начинают осуществляться регулярные переводы буддийской канонической литературы. Для китайцев, глубоко почитавших письменные традиции – с китайского слово «культура» буквально переводится как «преобразование посредством письменности» (文化 - вэнь хуа) – перевод священных писаний представлялся делом особенно важным. Техника перевода оттачивалась веками, вместе с тем решались проблемы передачи буддийской терминологии на китайский язык. Большую роль в этом сыграло взаимодействие буддизма с даосизмом. В первое время трансляция буддийской теоретической мысли осуществлялась посредством использования категориального аппарата даосизма. Позже 恹溧桁? 狍滗栝耜桁 扈耨桀礤痤?镥疱忸澉桕铎 鼠爨疣滏桠铋 (鸠摩罗什, 344 – 413) был разработан метод «подбора значений», который ограничивал использование при переводе понятий традиционной китайской философии. Предпочтение отдавалось неологизмам, создаваемым по принципу этимологического или семантического соответствия индийскому термину, также допускалось их транскрибирование.

Становление буддийской философии в Китае началось с распространения учения Праджняпарамиты. Для истолкования ее центральной концепции – теории пустоты (санскр. «шуньявада») стало использоваться онтологическое учение популярной неодаосской школы сюань-сюэ о «коренном отсутствии» (本无 – бэнь у), предшествовавшем возникновению бытия (有 - ю)3. ?镱稃蜿圊 噤尻忄蝽钽?钺?耥屙? 睃忄潲 麇疱?镳桤祗 铐蝾腩汨?颃囗?颃??镥痂钿 青镟漤铋 昼桧 (265 - 316) 纛痨桊箦蝰 ??镳噤骓镟疣扈蝰觇?觐祆屙蜞蝾瘃觇?蝈麇龛? 桤忮耱睇?赅?耱?铍 ?皴禳 磬镳噔脲龛?(六家七宗 – 膻 鲧 鲨 鲧箜). 橡噤骓镟疣扈蝰赅 蝠噤桷? 漕耱桡噱?疋铄泐 疣聆忮蜞 ?疏蜞?铛?骂耱铟眍?昼桧?(317 - 420), 犭嚆钿囵 溴蝈朦眍耱?鼠爨疣滏桠??邈?篦屙桕钼. 武龛?桤 龛?猁?泥??(道生, 355/360 – 434).

?镥疴铎 镟疣沭圄?镳桠钿蝰 徼犭桀沭圄梓羼觇?疋邃屙? ?泥?礤, 邈?徼钽疣翳, 镥疱麒耠? 桤忮耱睇?蝠箐?禧耠栩咫, 恹溻桧篁 桁 蝈玷覃. 袜 铖眍忮 囗嚯桤?桉蝾痂麇耜铋 腓蝈疣蝮瘥 磬扈 篑蜞眍怆屙? 黩 桤 祉钽铟桉脲眄 疣犷?泥?磬 耦躔囗桦? 腓 铎戾眚囵栝 ?燕滗踵痨囡箜溧痂赅-耋蝠寤 (妙法莲华经疏«» - «Мяофа ляньхуа цзиншу»), ?蜞赕?磬镨襦眄 ?耦噔蝾瘃蜮?钺疣龛?蝾腙钼囗栝 锑踵镟痂龛疴囗?耋蝠 (大般涅盘经集解«» - «Дабань непань цзин цзицзе») ?痂戾鬣龛 ?妈爨豚觇痱?耋蝠寤 («注维摩诘经» - «Чжу вэймоши цзин»). 署铎?钽? 耦溴疰囗桢 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觐泐 篦屙? 禧耠栩咫 桤忮耱眍 桤 镳铊玮邃屙栝 邈?耦怵屐屙龛觐? ?镥疴簋 铟屦邃? 囫耋驿屙栝 钺 铖眍忄趸 (辩宗论«» - «Бянь цзун-лунь») соратника Дао-шэна 彦 髓? (谢灵运, 385 – 433), ?蜞赕?桤 犷脲?镱玟龛?蝠箐钼, 蜞觇?赅?桤礤铒桉囗桢 漕耱铋睇?祛磬躅饣 (高僧传«» - «Гао сэн чжуань») 阵-鲧?(慧皎, кон. V – VI вв.), 狍滗栝耜铋 囗蝾腩汨?囫疱眄铄 耦狃囗桢 сочинений, светоч истины распространяющих» («广弘明集» - «Гуан хунмин-цзи»), составленной Дао Сюанем (道宣, кон. VI - VII вв.) и др.

Во втором параграфе «Теоретические источники философских взглядов Дао-шэна» с целью выявления как заимствованных, так и оригинальных идей мыслителя нами раскрывается философское содержание буддийских канонических произведений, под влиянием которых находился Дао-шэн. Таковыми являются сутры Праджняпарамиты («般若波萝蜜多经» – «Баньжо боломидо цзин»), «Саддхармапундарика-сутра» («妙法莲花经» – «Мяофа ляньхуа цзин») и «Махапаринирвана-сутра» («大般涅磐经» – «Дабань непань цзин»).

Сутры серии Праджняпарамиты относятся к числу самых первых текстов буддизма Махаяны (самый ранний из них написан в I в. до н.э.), в которых впервые излагаются ее идеи, концепции и практики4. Самыми значимыми в философском плане и наиболее популярными в Китае сутрами этой серии являются: «Сутра в восемь тысяч строк о совершенствовании мудрости» (санскр. «Аштасахасрика праджняпарамита-сутра»), «Алмазная праджняпарамита-сутра» (санскр. «Ваджраччхедика прадняпарамита-сутра»), «Сутра сердца Праджняпарамиты» (санскр. «Праджняпарамита-хридая сутра») и др. Учение Праджняпарамиты явилось доктринальной основой одного из двух ведущих течений буддизма Махаяны – мадхьямики.

Термин «праджняпарамита» состоит из двух частей: «праджня» и «парамита». Буквальное значение слова «парамита» – то, что перевозит на другой берег. «Другой берег» – распространенное в буддийской литературе метафорическое обозначение нирваны. В переводах этого слова на китайский язык идея «переправы» к нирване выражена весьма отчетливо: «парамита» передается как «достижение другого берега» (到边 – дао бянь)5. В Махаяне парамиты рассматриваются в качестве предписаний для стремящегося к освобождению буддиста махаянского толка. В ранних сутрах Праджняпарамиты различается шесть парамит, пять из которых способствуют моральному росту человека и относятся к предварительному этапу «накопления заслуг» (1.добродетельное даяние, 2.моральная стойкость, 3.терпеливость, 4.решимость, 5.способность к медитации), а постижение шестой – парамиты праджни – знаменует собой овладение мудростью Будды, выходящей за пределы логико-дискурсивного знания.

Идея праджни как неизъяснимой мудрости также выражена в махаянской теории абсолютной и условной истин. Под абсолютной истиной (санскр. «парамартха-сатья») понимается находящееся за пределами любой вербализации всеведение Будды, а под относительной (санскр. «самврити-сатья») – его отображение в словах и символах. Согласно традиции, сами тексты Праджняпарамиты созданы Буддой особым образом, характеризуемым парадоксальностью изложения, как средство постижения праджни. Характерный пример из популярной на Дальнем Востоке «Праджняпарамита-хридая сутры»: «Нет неведения, нет прекращения неведения, нет старости и смерти, нет прекращения старости и смерти. Подобно этому нет страдания, нет возникновения страдания, нет прекращения страдания, нет пути прекращения страдания, нет мудрости, нет достигнутого и нет недостигнутого» (Цит. по.: Сутра, излагающая суть победоносной запредельной мудрости / пер. с санскр. С.Ю.Лепехова. // Психологические аспекты буддизма – Новосибирск: Наука, 1991 – С.99).

Центральная разработка сутр Праджняпарамиты – теория пустоты (санскр. «шуньявада»). Термин «пустота» (санскр. «шунья») в Праджняпарамите рассматривается в трех основных аспектах. Во-первых, все в мире предметы и явления, включая индивидуальные «Я» живых существ лишены субстанциональности (санскр. «漉囵爨 磬轲囹禳), поскольку причины их возникновения не содержатся непосредственно в них самих. Под взаимозависимым происхождением вещей и явлений подразумевается первый аспект пустоты. Во-вторых, феноменальный мир, образуемый в каждый момент времени (санскр. «кшана») представляет собой комбинацию дхарм – носителей проявляющихся признаков, как внешнего мира, так и внутреннего мира личности. В текстах Праджняпарамиты дхармы, проявление которых (санскр. «дхармалакшана») образует эмпирическое бытие, также считаются пустыми. В-третьих, чтобы исключить вопрос онтологических оснований пустоты, пустота объявлялась пустой от самой себя, то есть именем, ярлыком речи. Таким образом, подлинная реальность оказывалась в недосягаемости мысли и полной трансцендентности к этому миру.

В сутрах Праджняпарамиты употребляется несколько терминов для обозначения состояния просветленного сознания. Помимо самой «праджняпарамиты», таковыми являются: «сарваджнята» (всезнание) – способность человека охватить мир в его целостности; «ануттара-самьяк-самбодхи» (наивысшее совершенное пробуждение) обозначает состояние максимального расширения сознательных функций за счет того, что мы называем подсознанием; «татхата» (таковость) обозначает онтологический аспект наивысшего состояния сознания6. К понятию «татхата» восходит часто употребляемый в махаянских сутрах эпитет Будды – Татхагата (букв. «так пришедший»). Под «Татхагатой» подразумевается идея несводимости Будды к его проявлению в физическом теле. Татхагата есть синоним истинной реальности (санскр. «бхутатхата»), постигаемой с помощью праджни.

«Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы» или «Лотосовая сутра» (санскр. «Саддхармапундарика-сутра», I – нач. II вв.) – популярнейший махаянский канон на Дальнем Востоке. Ее сотериологический принцип заключен в формуле тождества эмпирического и истинно-сущего, сансары и нирваны7. Основными философскими идеями сутры являются:

Учение о Единой колеснице (санскр. «экаяна» или «буддаяна») согласно которому, Будда проповедовал учение разными способами в зависимости от предрасположенности слушавших, чтобы дать возможность всем обрести полное освобождение. Так появилась колесница шраваков (слушателей и учеников), архатов (одиночных будд) и пратьекабудд (самостоятельно достигших просветления) – Хинаяна и колесница бодхисаттв (пробужденных, дающих обет не вступать в полную нирвану до тех пор, пока не освободятся все живые существа) – Махаяна. В действительности и та и другая колесницы всего лишь уловки Будды, их объемлет только одна Великая колесница, скрепленная единой для всех буддистов целью – достичь нирваны.

Доктрина всеобщности просветления, в которой говорится о том, что все, даже заклятый враг Дхармы двоюродный брат Будды Девадатта, обретут освобождение. Будда называет Девадатту своим благожелателем и наставником. Также в сутре упоминается о женщинах, достигших просветления. В буддизме Хинаяны считалось, что женщина, прежде чем достичь просветления должна переродиться в образе мужчины.

Концепция извечности Будды, в которой речь идет об изначальной пробужденности Татхагаты, существующего с безначальных времен. Просветление в «Саддхармапундарике» рассматривается как уловка для обращения живых существ на Путь Будды. Учение «Лотосовой сутры» находит подтверждение в «Сутре о Нирване».

«Сутра о Великой Полной Нирване» или «Нирвана-сутра» (санскр. «Махапаринирвана-сутра», II – нач. IV вв.) является главным теоретическим источником взглядов Дао-шэна. Ввиду малой изученности этого канонического произведения в отечественной науке, диссертант производит историко-философский анализ сутры, основываясь на собственном переводе с китайского языка значимых для настоящего исследования ее частей.

К настоящему времени были найдены лишь небольшие фрагменты «Махапаринирвана-сутры» на языке-оригинале, санскрите. Один фрагмент санскритского текста был опубликован Р.Хернле в 1916 году8. Еще шесть фрагментов сутры, обнаруженных советскими учеными, исследовали и перевели на русский язык В.С.Воробьев-Десятовский и Г.М.Бонгард-Левин9. Наиболее полная версия «Сутры о Нирване» в сорока свитках сохранилась на китайском языке в переводе Дхармакшемы («北本涅槃经» или «大般涅槃经» - «Бэйбэнь непань цзин» или «Дабань непань цзин», 421г.). Также существует еще две китайских версии сутры: перевод ее первых шести свитков, сделанный Фа-сянем и Буддхабхадрой («大般泥洹经» или «泥洹经» - «Дабань нихуань цзин» или «Нихуань цзин», до 418г.) и, так называемая, «южная версия» Хуэй-яня, Хуэй-гуаня и Се Лин-юня («南本涅槃经» - «Наньбэнь непань цзин», 436г.), которая полностью основывалась на переводе Дхармакшемы, однако была выдержана в стиле китайской литературной традиции и с некоторым перераспределением глав.

В ходе проведенного анализа было выяснено, что центральное философское учение «Махапарирвана-сутры» заключено в следующих тезисах:

Неразрушимость и постоянство тела Татхагаты тождественного дхармовому телу Будды. Тело Татхагаты – одно из многих обозначений истинной реальности, встречающихся в «Махапаринирване». Согласно Махаяне Будда обладает тремя телами (санскр. «трикая»): 1. призрачным телом (санскр. «нирманакая») – сансарический облик просветленного; 2. телом блаженства (санскр. «самбхогакая»), ?觐蝾痤?赅驿 馏滗?磬耠噫溧弪? 龛疴囗铋 ?镳铒钼邃箦?轭汨磬??犷漉桉囹蜮囔, 鼽?耦珥囗桢 疣玮屦螓忄弪? 磬 箴钼礤 漯筱桴 扈痤? 3. 漉囵祛恹?蝈腩?(санскр. «дхармакая») – безатрибутивной, рационально непознаваемой основой всего сущего. Иными словами, термин «дхармакая» выражает онтологический аспект абсолютной реальности такой, какая она есть вне субъект-объектной познавательной матрицы.

Изначальная просветленность всего сущего. «Сутра о Великой Полной Нирване» окончательно провозглашает изначальное пробуждение всего сущего, что отражено в понятии «татхагата-гарбха» (зародыш или вместилище Татхагаты), которая может быть названа загрязненной лишь условно, с позиции относительной истины. Это учение подразумевало абсолютизацию пробуждения как естественного состояния реальности и иллюзорность сансары как омраченного аспекта сознания. «Нирвана-сутра» продолжает разработку концепции не-достижения просветления. Рождение и уход человека из жизни рассматриваются Махаяной как действительное не-рождение и не-уход, так как все сансарическое существование иллюзорно. Отсюда делается вывод о не-достижении нирваны Буддой, которая, как и в вышеназванных сутрах, объявляется уловкой.

Наличие природы Будды (санскр. «狍滗囹踵蜞? во всех живых существах. Природа Будды как абсолютное основание реальности составляет естественную природу каждого омраченного сознания, так как само омрачение, с точки зрения Махаяны, относительно. Соответственно, ни одно сознание нельзя рассматривать как абсолютно омраченное, даже сознание людей, неверующих в возможность спасения (санскр. «иччхантика»).

Установлено также, что важным новшеством сутры явилось катафатическое описание Абсолюта, наделенного такими благими качествами, как постоянство (санскр. «нитья»), блаженство (санскр. «сукха»), самость (санскр. «атман») и чистота (санскр. «шубха»). С нашей точки зрения, учение «Махапаринирвана-сутры» является наиболее онтологизированным среди всех махаянских текстов. Этот канон непосредственно посвящен анализу онтологических аспектов истинной реальности, при этом в нем в полной мере учитывается и подтверждается факт ее трансцендентности.

Глава вторая – «^ Философско-сотериологические воззрения Дао-шэна» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Формирование взглядов Дао-шэна в контексте синтеза китайской и буддийской философских традиций» изучаются особенности традиционной методологии и мировоззрения китайцев, соотношение традиционной китайской и индо-буддийской метафизических картин мира.

Так называемое, коррелятивное мышление древних китайцев10, ставшее основой для наиболее общей формальной методологии их философского и научного знания, обусловило сенсуалистический и рассудочный натурализм китайских космологических представлений. Мир, для китайцев представлялся единой и неделимой сущностью, где все имманентно и ничто, включая самые тонкие божественные сущности, не трансцендентно11. Индо-буддийское мировоззрение предполагало дихотомию мира на изменчивое и полное страданий бытие и его трансцендентный источник. Все индийские философские системы, включая буддизм, считали себя учениями о спасении12. Различие в мировоззрении двух великих культур Востока обусловило тенденцию к китаизации буддизма, начавшуюся с самых первых веков его распространения в Срединном государстве.

В индо-буддийских представлениях о сансаре – мире страданий и непостоянства, китайцы усмотрели идею непрерывных трансформаций субстанции ци, происходящих во взаимодействии сил инь (阴) и ян (阳), что на уровне «тьмы вещей» проявлялось в процессах их бесконечных рождений и разрушений. Представления о нирване получили истолкование в русле онтологического учения сюань-сюэ об отсутствии у, как первоначальном неоформленном и бескачественном состоянии бытия ю. Кроме того, считавшееся в Индии отличительной чертой буддизма – учение об отсутствии у живых существ независимого эго (анатмавада), в Китае трансформировалось в изначально чуждую буддийской концепцию неуничтожимости духа («神不灭» - «шэнь бу ме»). В соответствии с устоявшимися представлениями китайцев, дух человека – шэнь (神) после смерти возвращается в свое изначальное состояние единства с пневмой-ци. Проникнув в Китай, буддизм не старался опровергнуть местные верования. Тезисы «дух получает воздаяние» («神明受报» - «шэньмин шоу бао») и «практикуй Путь, чтобы стать Буддой» («修道为佛» - «сю дао вэй фо»), начиная с ханьской эпохи считались китайцами основоположениями буддизма. В результате буддийская анатмавада была замещена противоположной ей концепцией вечного и неуничтожимого духа13.

Обосновывается, что Дао-шэн увидел решение этих мировоззренческих проблем в сотериологических концепциях «Саддхармапундарики» и «Махапаринирваны». Учение поздней Махаяны о тождестве сансары и нирваны, а также наличии в живых существах природы Будды как изначальной природы всего сущего, которую необходимо лишь обнаружить в себе, было весьма созвучным традиционным китайским идеям о достижении «великого единения» (大同 - да тун) или «единотелесности» (一体 - и ти) с универсумом дао. Дао-шэн связал воедино эти концепции, тем самым адаптировав махаянскую сотериологию к традиционным мировоззренческим установкам китайцев. В итоге, концепция нирваны как полного угасания или успокоения дхарм, предполагавшая уход из сансарического мира, была отринута в Китае, а вместо нее провозглашен впервые сформулированный Дао-шэном принцип внезапного просветления в настоящей жизни.

Отмечается также, что по многим пунктам буддизму был близок даосизм. В обоих случаях обнаруживается нацеленность на достижение миросозерцания, выходящего за рамки логико-дискурсивного знания. В одном из самых ранних даосских трактатов «Дао-дэ цзин» («道德经») утверждается: «道可道,非常道. 名可名,非常名.» - «Дао, которое можно пройти, не есть постоянное Дао. Имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя»; «智之不言,言之不智» - «знающие не говорят, а говорящие не знают» (Цит. по кн.: Дао-дэ цзин / пер. с кит. Ян Хин-шуна // Древнекитайская философия. - М.,1994. Т.1. – С.115). В другом даосском произведении «Чжуан-цзы» («庄子») говорится: «言者所以在意,得意而忘言» - «Словами пользуешься для исчерпания смысла, постигнув смысл, забываешь слова». Тот же посыл мы находим в буддийской концепции невербального постижения праджни, теории абсолютной и относительной истин. Философско-мировоззренческий комплекс и буддизма и даосизма был ориентирован на психотехническую духовную практику, занятия которой в обеих традициях играли первостепенную роль. Сама буддийская медитативная практика напоминала даосское «искусство дао» (道术 - дао шу), включавшее в себя созерцание и медитацию для достижения транса, ведущего к забвению собственного эго (忘我 - ван во) и единению с сущим. Эта цель достигалась посредством регуляции движения потоков ци в организме как при помощи динамических упражнений (дао инь), так и при помощи дыхательной гимнастики  (син ци).

义?襦禧?禧 镳桴钿桁 ?恹忸潴, 黩 泥??篑祛蝠咫 ?圊囡囵桧桊忄磬-耋蝠寤 ?钿眍?耱铕铐? ???溴 觇蜞轳觇? ?镥疴簋 铟屦邃? 溧铖耜桴 戾蜞翳玷麇耜桴 镳邃耱噔脲龛??漯筱铋, 镱蝈眦栲?礤钺躅滂禧?潆 耔眚彗?觇蜞轳觐泐 躅腓耱梓羼觐泐 磬蝮疣腓珈??桧漕-狍滗栝耜桁 锺桴铍钽桤祛? 蒡铗 镱蝈眦栲?猁?疣耜瘥??邈?翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?忡汶溧?

В параграфе втором «^ Основные принципы философского учения Дао-шэна» произведена реконструкция воззрений китайского буддийского мыслителя. На основании изучения первоисточников на китайском языке обобщаются основные постулаты философско-сотериологических взглядов Дао-шэна. А именно:

Признание важнейшей роли «Махапаринирвана-сутры» в комплексе сутр Махаяны. «Нирвана-сутра» как последняя прижизненная проповедь Будды Шакьямуни провозглашает окончательное и совершенное учение Дхармы. Ведь именно в ней раскрывается тезис об изначально пробужденной (本觉 - бэнь цзюэ) подлинной реальности (真如 - чжэнь жу): самосущей (真我 - чжэнь во), блаженной (乐 - лэ), чистой (净 - цзин) и вечной (常 - чан). Праджняпарамита лишь указывает на нее, в то время как «Нирвана-сутра» утверждает абсолютное существование истинной природы всего сущего, природы Будды (佛性 - фо син), которая содержится во всех живых существах («一切众生悉有佛性» - «ице чжуншэн си ю фосин»). Комментируя «Махапаринирвана-сутру», Дао-шэн пишет: «О "не-Я" говорят, чтобы указать на "истинное Я", бодхисаттвы учат анатмаваде, чтобы указать на истинный атман Татхагаты» («为说无我. 即是表有真我也. 菩萨说无我之教. 表如来真我»)14.

Все вещи и явления эмпирического мира, включая иллюзию собственного «Я», несубстанциональны, оттого подвержены процессам возникновения и разрушения. Все изменения во вселенной происходят сообразно закону дао. Дао каждой вещи и универсума в целом воплощено в ли (理). Терминологический смысл понятия «ли» китайской традиционной философии – упорядочивающее, структурирующее и индивидуализирующее начало, атрибут, неотъемлемое свойство, присущее отдельной вещи и всему сущему. В метафизическом смысле ли – это «незримое» устройство предметов и явлений, соответствующее дао и делающее их познаваемыми. Поздние моисты (V – III вв. до н.э.) противопоставляли ли беспорядку, смуте и хаосу. В учении сюань-сюэ ли отождествлялось с отсутствием – у, как первичной, универсальной и законосообразной сущностью дао. Понятие «ли» или «истинное ли» (真理 - чжэнь ли) играет важную роль в философии Дао-шэна. Он отождествляет ли с дхармакаей (法身 - фа шэнь) как истинно-сущей реальностью. Как и ли, дхармакая скрыта за изменчивостью вещей и явлений феноменального бытия и неуловима для взгляда простых смертных, поскольку «не имеет признаков»15, по которым ее можно было бы опознать при помощи органов чувств.

Дао-шэн, как и сторонники учения праджни, полагал, что все представления человека о бытии могут быть описаны при помощи условной или мирской истины (假谛, 俗谛 - цзя ди, су ди). То, что лежит за гранью обыденного понимания и не поддается никакому изъяснению в словах и символах есть абсолютная истина (真谛 - чжэнь ди) всех Будд и бодхисаттв. Постичь ее можно лишь непосредственно пережив на личном опыте. Условная истина устанавливает относительное знание о вселенной (宇宙 - ю чжоу) и отражает переживание ее как сансары, а абсолютная истина, по мнению Дао-шэна, суть абсолютное знание обо всё той же вселенной. Иными словами, сама вселенная может предстать и сансарой и нирваной в зависимости от выбранной «точки зрения». Так, в философии Дао-шэна, подтверждается тождество сансары и нирваны и вместе с тем сохраняются китайские натуралистические представления о гармонии имманентно присущей эмпирическому миру.

Природа Будды, она же дхармакая, всегда в состоянии присутствия «здесь и сейчас»16. Природа Будды, она же вселенский структурообразующий принцип ли, едина и неделима на части17. Поэтому, обнаружив ее в пределах самого себя, человек внезапно становится Буддой («顿悟成佛» - «дунь у чэн фо»). Достичь состояния Будды можно уже в настоящей жизни, а можно приближаться к нему в течение долгих жизней. В подготовительной практике заключен постепенный аспект (渐悟 - цзянь у) пробуждения, однако сам по себе момент озарения (悟 - у) достигается вне опоры на слова и писания. Концепция внезапного просветления стала важнейшим вкладом Дао-шэна в формирование сотериологических принципов китайского буддизма. Она всецело соответствовала менталитету китайцев и впоследствии заняла центральное место в сотериологии дальневосточного буддизма.

Момент озарения характеризуется мгновенностью, спонтанностью, целостностью и сам по себе независим от кармического положения и уровня подготовки субъекта, поэтому совершение добрых поступков напрямую никак не приближает человека к просветлению18. Как нам кажется, в этих взглядах отражается точка зрения Дао-шэна на амидаизм – течение в буддизме, декламировавшее религиозно-обрядовую практику поклонения Будде Амитабхе, рассчитанную на его помощь в возрождении в чистых землях (санскр. «сукхавати»). Под чистыми землями понимался созданный Амитабхой некий промежуточный пункт между сансарой и нирваной, в котором оказывался верующий в него человек благодаря накопленной добрыми деяниями благой карме. Первое амидаистское общество было основано в Китае учителем Дао-шэна Хуэй-юанем (慧远, 334 – 416). По мысли Дао-шэна, коль скоро просветление достигается мгновенно, то доктрины о воздаянии за добро и возрождении в чистых землях предназначены лишь для морального воздействия на людей. В действительности, утверждает мыслитель, «у Будды нет чистой земли»19 – либо человек находится в сансаре, либо достигает пробуждения. Интеллектуальный подход и логическое обоснование выдвигаемых положений было весьма существенной чертой взглядов Дао-шэна.

В параграфе третьем «Влияние учения Дао-шэна на развитие философии буддизма на Дальнем Востоке» оценивается место и роль мыслителя в истории китайского буддизма. В玢?潲 泥?磬 疣耨爨蝠桠帼蝰 赅?镥疴 ?磬 矬蜩 耱囗钼脲龛 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?觇蜞轳觐泐, ?忪羼蝈 ?龛??怦邈?溧朦礤忸耱铟眍泐 狍滗桤爨.

蔓忸潲, 皲咫囗睇?泥?眍?磬 铖眍忄龛?囗嚯桤?篦屙? 耋蝠 镱玟礤?锑踵睇 钺 桤磬鬣朦眍 麒耱铋 镳桊钿?怦邈?耋泐, 玎觌嚯桉??蝾? 黩? ?沩铖孱腩汨麇耜铎 镫囗? 襦眈囵?镳桤磬忄豚顸 翳牿桢?玎犭箧溧邈铖 疣耨箐赅, ??铐蝾腩汨麇耜铎 – 桁爨礤眚眍 镳桉簌桁 ?蝾驿羼蜮屙睇?泪耦膻蝮 镨痂麇耜桁 猁蜩屐. 蒡?铉磬鬣腩, 黩?篑蝠囗屙桢 腩骓 忡汶漕?祛戾眚嚯??箧??磬耱??骅珥?镳桠钿栩 ?铖忸犷驿屙棹. 蒡?桎彖, 怙屦恹?耵铕祗腓痤忄眄 泥?眍? 铗疣玷腓顸 ?疣牝囹??镳钺箧溴龛?忮瘥 ?锑踵眢?(圊?磬 噤漉铗镟溧-耱疣? 大乘起信论«» - «Дачэн цисинь лунь»), 耥桉赅怿屐 犷朦?镱矬?痦铖螯 ?疏蜞??皴疱滂睇 VI века.

В «Дачэн цисинь лунь» представлен последовательный и непротиворечивый синтез учений мадхьямики, йогачары и теории татхагата-гарбхи. В основе трактата лежит доктрина Единого сознания (экачитта; 一心 - и синь), которая представляет собой дальнейшую разработку учения Дао-шэна о единстве и тождестве феноменального и истинно-сущего. Единое сознание двухаспектно. Первый – изначально пробужденный или абсолютный аспект, так называемое, истинное сознание (кит. «чжэнь синь», 真心). Второй – аспект сознания, подверженный рождениям и смертям, то есть загрязненный. Оба аспекта неотделимы друг от друга, но и несводимы друг к другу. При анализе их взаимоотношений используется теория татхагата-гарбхи (如来藏 - жулай цзан). Как и в учении Дао-шэна татхагата-гарбха мыслится изначально чистой, а ее омрачение иллюзорным. Сансара, то есть загрязненный аспект Единого сознания проецируется вовне посредством сознания-хранилища семян феноменального бытия – алая-виджняны (阿赖耶识 - алайе ши). Важным является то, что омраченный аспект Единого сознания признается в трактате постоянно сопутствующим хоть и иллюзорным признаком его чистого аспекта. Согласно ему, иллюзия омрачения не имеет начала, но исчезает вместе с исчезновением различающей мысли. Для ее устранения используется буддийская психотехника приостановления всех психических процессов (шаматха; 止- чжи) и аналитическая медитация об элементах психофизического опыта – дхармах (випашьяна; 观- гуань).

Опосредованно теории Единого сознания «Трактата о пробуждении веры в Махаяну? очерченный Дао-шэном круг философских проблем попал в центр внимания ведущих школ китайского буддизма – тяньтай, хуаянь, чань и их аналогов в сопредельных странах, составив в итоге специфические черты буддизма Дальнего Востока.

理嚯桤桊箦蝰 桎孱腩汨 恹磬玮囗睇?铍 觇蜞轳觐泐 狍滗桤爨. Ориентируясь на принципы тождества сансары и нирваны и содержания во всем сущем изначально пробужденной природы Будды, мыслители тяньтай (天台宗) продолжили разработку проблемы Единого сознания. 雾?恹溻桧箅?蝈铕棹 牮筱腩?汔痨铐梃 蝠艴 桉蜩 (三谛圆融«» - «сань ди юань жун»), 徉玷痼簋? 磬 镳噤骓镟疣扈蝰觐?漕牝痂礤 噌耦膻蝽铋 ?篑腩忭铋 桉蜩? ?桁 溻箪 噤屣螓 ?睃蜞?漕徉怆 蝠弪 – 耩邃桧眢?桉蜩眢 (中谛 - чжун ди), 玎觌帼 ?礤钺躅滂祛耱?疣耨祛蝠屙? 镥疴 溻篚 ?礤疣琊眍?邃桧耱忮. 蠕邋 邃桧耱忄 翦眍戾磬朦眍泐 噌耦膻蝽钽?镱疋磬 蜞赕?觐眦屣鲨 蝠艴 螓??扈痤??钿眍?嚓蝈 耦珥囗? (一念三千«» - «и нянь сань цянь»).

蠕孱腩汨 铍?躞?睃 (华严宗) 蜞赕?镳钿铍骅腓 疣琊噌铗牦 принципа Дао-шэна о единстве феноменального и истинно-сущего. Важный вывод, сделанный ими в том, что истинно-сущее немыслимо вне этого единства. Адепты хуаянь переносят взаимоотношения между абсолютным и относительным в плоскость отношений между традиционными китайскими философскими категориями ли и ши (事). В хуаянь, как и в учении Дао-шэна, ли приобретает значение всего относящегося к подлинной реальности Будды, которая именуется Истинным сознанием («真心» - «чжэнь синь»). Под ши понимается индивидуальное сознание с его проекцией эмпирического мира. Хуаянь развивает тезис Дао-шэна о неделимости ли, провозглашая принцип не-преграды («无碍» - «у ай») между ли и ши, и между ши и ши.

暑眦屣鲨 忭彗囡眍泐 镳铖忮螂屙? 泥?磬 耱嚯?汶噔睇?耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?鬣睃-狍滗桤爨. 佩 铗耱噼忄?珥囔屙栩 鬣睃耜栝 镟蝠栲瘐 阵-睚?(慧能, 637 – 713) – 钿桧 桤 襦禧?镱麒蜞屐 翳泱??桉蝾痂?鬣睃 (禅宗). 雾, 赅??桎孱腩汨 ?睃蜞??躞?睃, 镳桎屦骅忄腭 恹溻桧篁铋 泥?眍?觐眦屣鲨?桤磬鬣朦眍 镳钺箧溴眄铋 镳桊钿?怦邈?耋泐 蝾驿羼蜮屙眍?镳桊钿?馏滗? 觐蝾痼?耠邃箦?腓 铖铉磬螯 ?皴徨. 里镥腓痼 ?镳桧鲨矬 礤-铒铕?磬 耠钼??镨顸戾磬 (?腓 恺睃 鲧 - 不立文字), 镥疱礤皴眄铎?桤 溧铖桤爨 ?觇蜞轳觇?狍滗桤?泥?眍? 阵-睚?恹溻桧箅 桎妣 铗痂鲟龛 膻猁?镳邃忄痂蝈朦睇?囡钼 磬 矬蜩 ?镳铖忮螂屙棹. ?耦耱噔脲眄铋 邈?篦屙桕囔?篁疱 镱祛耱?耱钽?镟蝠栲瘐嗷 (六祖坛经 - «Лю цзу тань цзин»), как и в трактате «О пробуждении веры в Махаяну», постулируется необходимость отказа от привязанности как к идее омрачения, так и к идее достижения просветления. Желание искоренения аффектов («烦恼» - «фань нао») рассматривается как признание того, что омрачение реально, что согласно Хуэй-нэну неверно. Он заключает, что необходимо устранить не только заблуждения, но и само желание их уничтожить. Хуэй-нэн завершил разработку доктрины внезапного просветления, начатую Дао-шэном.

亦觇?钺疣珙? 玎觌噱蝰, 黩?忸珑疱龛 泥?磬 脲汶??铖眍怏 翳腩耦赳觐-耦蝈痂铍钽梓羼觇?镳桧鲨镱?觇蜞轳觐泐 狍滗桤爨 ?镳邃铒疱溴腓腓 忮牝铕 疣玮栩? 狍滗桤爨 ?疏蜞??磬 泥朦礤?骂耱铌?

В заключении представлены основные выводы диссертационного исследования.


^ Список опубликованных работ в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:


1. Дао-шэн в истории китайского буддизма // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 8. Философия. Востоковедение. Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2008 – С.43 - 46

2. Переводческая и комментаторская деятельность Дао-шэна // Религиоведение (научно-теоретический журнал) / Благовещенск: Изд. Амурского госуниверситета, 2010/№1 – С.42 – 46


Публикации в других научных изданиях:

3. О «Махапаринирвана-сутре» // Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии. 厌. 耱囹彘 - 与囗-愉? 如?忸 镣?盐 欣? 2009 – ?70 - 87

4. Философско-сотериологические взгляды китайского буддийского мыслителя Дао-шэна // Философия. Социология. Современность. Ч.2. Сборник научных трудов кафедры философии Бурятского госуниверситета – Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2010 – С.173 - 186

5. Становление учения Татхагата-гарбхи в Китае // Философско-сотериологические аспекты Абхидхармы, Праджняпарамиты и Тантры в буддизме Китая, Тибета и Бурятии. Сб. ст. / науч.ред. Л.Е.Янгутов, Л.Л.Ветлужская – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010 – С.106 - 120



1 Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000 - С.180

2 Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. Новосибирск, 1982 – С.15

3 Янгутов Л.Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2007 – С.251

4 Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М.: Изд-во Вост.лит. РАН, 2001 – С.266

5 Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: очерк ранней истории. М.: «Наука», 1987 - С.170

6 ?腚??? 滂耨. 耦桉? 耱屣. ??? "励蜞襦踵耩桕?橡噤骓镟疣扈蜞" 赅?桉蝾痂麇耜栝 桉蝾黜桕, 亦痱? 1984

7 Розенберг О.О. Труды по буддизму. М: «Наука», 1991 – С.196

8 ^ См. A.F.Rudolf Hoernle. Manuscript Remains Of Buddhist Literature Found In Eastern Turkestan V1: Facsimiles With Transcripts by  Translation and Notes, 1916

9 См. G.M.Bongard-Levin. «New Sanskrit Fragments of the Mahayana Mahaparinirvanasutra» // Central Asian Manuscript Collection at Leningrad, 1986

10 См.: Granet M. La pensee chinoise. Paris, 1934; Needham J. Science and Civilization in China. Vol. 1-7. Cambridge, 1954-1986; Кобзев А.И. Ван Янмин и классическая китайская философия. М., 1983

11 Кобзев А.И. Философия и духовная культура Китая // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко - М.: Вост. лит., 2006. Т.1. - С. 45.

12 Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М.: "Наука", 1988 – С.254

13 Фан Ли-тянь. Сущность философии китайского буддизма. Пекин, 2002. Т.1 (方立天. 中国佛教哲学要义) – С.121

14 Собрание толкований Махапаринирвана-сутры // Заново составленная трипитака. 37 цзюань № 1763 (大正藏第三十七卷.No.1763,收于《大般涅盘经集解》梁 宝亮等集)

15 «法身无色» («фа шэнь у сэ») – одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «Дхармакая не имеет признаков».

16 «佛性当有» - («фо син дан ю») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «Природа Будды содержится в данный момент».

17 «理不可分» - («ли бу кэ фэнь») – известное изречение Дао-шэна. Его современник поэт Се Лин-юнь в трактате «Рассуждения об основах» указывал на то, что именно на основании этого утверждения Дао-шэн выдвинул тезис о внезапности просветления, как следствии неделимости истинно-сущего - ли. Пер.: «Ли неделимо на части».

18 «善不受报» - («шань бу шоу бао») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «Добро не получает воздаяния».

19 «佛无净土» - («фо у цзинту») - одно из известных изречений Дао-шэна. Одноименный трактат философа не сохранился. Пер.: «У Будды нет Чистой Земли».





оставить комментарий
Литвинцев Олег Сергеевич
Дата19.03.2012
Размер0,58 Mb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх