Концепция магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» (030600. 68 «История») icon

Концепция магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» (030600. 68 «История»)


Смотрите также:
Концепция магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства» (030600...
Магистерская программа «История художественной культуры и рынок искусства» (030600...
Концепция магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» (030600...
Программа дисциплины «История исторической   науки» для направления 030600...
Программа дисциплины «Гендерная история: источники и историография» для направления 030600...
Аннотация рабочей программы дисциплины «история мировой и отечественной культуры» Место...
Программа дисциплины «Социология науки» для направления 030600...
Программа дисциплины История искусства и литературы...
Программа дисциплины История искусства и литературы...
Программа дисциплины История искусства и литературы...
Программа дисциплины История искусства и литературы...
Программа дисциплины История искусства и литературы...



Загрузка...
скачать


Проект

национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории




Концепция магистерской программы

«История художественной культуры и рынок искусства»

(030600.68 «История»)


Совместная программа с Институтом искусств Сотбис


Москва

2011


Концепция магистерской программы

«История художественной культуры и рынок искусства» (030600.68 «История»)

Краткое описание программы




Уникальность и актуальность программы данной магистратуры определяется состоянием искусствоведческого образования и потребностями художественного рынка.

Преподавание истории искусства в ВУЗах России традиционно реализуется главным образом на исторических факультетах. Подобная система имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, будущему историку искусства и искусствоведу прививаются принципы историзма, необходимые в его профессии, с другой – сама эта профессия понимается зачастую слишком узко, что делает выпускников даже важнейших искусствоведческих учебных центров недостаточно приспособленными к нуждам сегодняшней художественной жизни, незнакомыми с рынком труда, далеко выходящим за академические рамки. К числу важнейших проблем традиционного искусствоведческого образования можно отнести: 1) построение образовательных программ по истории искусства с акцентом на шедеврах преимущественно западноевропейского и русского искусства; 2) оторванность традиционного курса истории искусств от общекультурного и исторического контекста; 3) отсутствие знаточества, нарабатываемого постоянным контактом с вещами, предметами искусства и, как следствие, отсутствие необходимых знаний по технике и технологиям различных видов изобразительного и прикладного искусства; 4) незнание экономических и правовых основ функционирования художественного рынка.

Существующие недостатки искусствоведческого образования сказываются на уровне научной и искусствоведческой экспертизы. В то же время музейный и выставочный дизайн, а также всё, что связано с популяризацией искусства, в значительной мере отдано на откуп менеджерам, зачастую лишенным базового искусствоведческого образования. В настоящее время работающие в этих сферах люди — администраторы, “арт-менеджеры” и др. — для получения соответствующей квалификации вынуждены довольствоваться разного рода краткосрочными курсами, лишенными минимальной академической поддержки и, как правило, полностью оторванными от университета. Подготовка экспертов по различным видам изобразительного и прикладного искусства, памятникам материальной культуры, обращающимся на художественном рынке, на уровне высшего образования не ведется.

Между тем, область применения знаний в области истории искусства в последние двадцать лет претерпела значительные изменения. Так, в самостоятельную область выделилась деятельность по организации выставок, частных и общественных художественных галерей и музеев, фестивалей, массовых культурных мероприятий и пр. Успешное осуществление этой деятельности, близкой по своей сути к предпринимательской, помимо традиционной искусствоведческой подготовки, требует специальных экономических и правовых знаний, а также навыков управления. Высшее образование откликнулось на это введением в соответствующие образовательные программы специальных курсов по так называемому арт-менеджменту, а также созданием при отделениях истории искусств соответствующих годичных и двухгодичных курсов, программ второго высшего образования и т.д. В НИУ-ВШЭ развитие этого направления осуществляется на отделении культурологии факультета философии.

Вместе с тем, последние два десятилетия отмечены также резким ростом интереса к произведениям искусства и антиквариату со стороны коллекционеров. Само коллекционирование произведений изобразительного и прикладного искусства, а также предметов старины (мебель, посуда, музыкальные инструменты, оружие, старинные рукописи и издания, ювелирные изделия и т.д.) получает все более широкое распространение. За последнее время значительно выросло число антикварных салонов и магазинов, проводятся аукционы произведений искусства; в России открыто отделение крупнейшего аукционного дома «Сотбис».

Как и во всем мире, приобретение произведений искусства рассматривается в России как один из активно используемых способов надежного и доходного размещения капитала. Считается, что выгода вложений в данном рыночном сегменте сопоставима по доходности с венчурным инвестированием. Причем волатильность рынка искусства менее изменчива, что является главным преимуществом при долгосрочных инвестициях. Авторитетный индекс Мея-Мозеса (Mei/Moses Fine Art Index) за последние 50 лет показывает среднегодовую доходность от инвестиций в произведения искусства на уровне 12,6%. Потенциальная емкость российского арт-рынка, включающая условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства, по разным данным, составляет порядка 1,5 млрд. долларов США. Можно констатировать, что, хотя и с определенными трудностями и особенностями, у нас в стране формируется рынок произведений искусства и антиквариата, становящийся частью мирового арт-рынка.

Важнейшую роль в функционировании этого рынка играют эксперты-профессионалы. Именно заключение эксперта является определяющим при установлении стоимости произведения искусства, причем не только при его продаже и покупке, но и при страховании, а этот вид деятельности также получает в России все большее распространение.

Роль экспертов в этих процессах является ключевой и решающей, поскольку в отличие от иных видов собственности, оценка которых основана на определенных разделах экономической науки, для оценки произведений искусства и антиквариата не существует теоретической экономической базы, и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствует какой-либо механизм регулирования. Оценка произведений искусства и антиквариата является специфическим и уникальным видом деятельности, базирующимся на искусствоведческой и исторической научно-исследовательской работе. Особенности оценки произведений искусства, в том числе антиквариата, обусловлены большой степенью индивидуализации объектов оценки, а сам процесс оценки базируется на проведении экспертизы и получении рыночной информации. При этом просто искусствоведческая экспертиза, основанная на знании истории искусства, не всегда может дать ответ на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения, не решив вопроса о его подлинности, поскольку для того чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении – особенности техники автора, использованных им материалов, и ряд других важных параметров, определяющих статус объекта оценки. Помимо навыков искусствоведческой экспертизы, эксперт должен обладать также знаниями рынка антиквариата и произведений искусства. Недостаточное понимание специфики рынка может привести к серьезным ошибкам в определении рыночной стоимости. С развитием в последние годы рынка произведений искусства, в особенности антикварного, появилось большое количество подделок и фальшивок, причем изготовители подделок постоянно совершенствуют свое мастерство. В результате в ряде случаев фальшивка приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине, помимо проведения искусствоведческой экспертизы, зачастую возникает необходимость проведения технико-технологической экспертизы, включающей физические и химические методы исследования. Эксперт, проводящий такую экспертизу, кроме владения собственно методами исследования, должен быть специалистом в области исторического материаловедения, а также знать историю методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и объектов материальной культуры.

Развитие в России рынка искусства постоянно увеличивает потребность в экспертах, в то время как сама эта специальность является редкой, число профессиональных экспертов невелико и явно не соответствует потребностям. При этом в России почти полностью отсутствует институт независимой экспертизы, что создает благоприятные условия для деятельности разного рода мошенников и фальсификаторов, в связи с чем с недавнего времени осуществляется аттестация экспертов по культурным ценностям, что, как считается, должно повысить ответственность специалистов, занятых в этой сфере, и создать благоприятные условия для оборота произведений искусства и формирования частных коллекций. Между тем, подготовка экспертов по произведениям искусства на университетском уровне до сих пор не ведется ни в одном из вузов России.

Цель данной магистерской программы – заполнить эту профессиональную лакуну, предложить такое образование, которое, не отказываясь от исторических основ искусствознания и академической фундаментальности в целом, позволит студентам получить актуальную, связанную с искусством профессию.


Профессиональная компетенция будущих выпускников включает:

  • экспертизу произведений искусства, антиквариата, «реология»;

  • научную деятельность в области истории искусств и искусствознании,

  • преподавательскую деятельность;

  • коммерческую деятельность в сфере искусства (“арт-бизнес”);

  • профессиональную художественную критику;

  • организацию выставочных пространств и музейный дизайн;

  • формирование и осуществление государственной и муниципальной политики в области культуры и искусства;

  • охрану историко-культурного наследия, взаимодействие с частными инвесторами, общественными и религиозными организациями.


Востребованность искусствоведческого образования в России не вызывает сомнений. На это указывает популярность соответствующих отделений и факультетов крупнейших ВУЗов. Опыт преподавания истории искусства в бакалавриате факультета истории НИУ ВШЭ также показывает высокий уровень интереса студентов к этой проблематике.


Предлагая новую концепцию академического искусствоведческого образования, данная программа учитывает как положительные стороны отечественной традиции, так и по сей день фактически игнорируемый в России опыт нескольких ряда западных институтов (институты Курто и Варбурга, Гарвардского и Йельского университетов, Школы изящных искусств и Высшей школы социальных наук).

Настоящая программа разработана совместно с Институтом искусств Сотбис (Лондон) – одним из крупнейших и наиболее авторитетных международных центров подготовки специалистов-искусствоведов для работы на художественном рынке, имеющим более чем сорокалетний опыт в этой образовательной области (http://www.sothebysinstitute.com/).

Учебный план магистерской программы «История культуры и художественный рынок», составлен таким образом, чтобы дать студентам достаточно основательные профессиональные знания по истории искусства, подготовить их к работе намного более широкого культурно-экономического профиля, чем это было возможно до сих пор. Принципиально важно, что предлагается обновить не только общую структуру обучения, но и содержание курсов.

^ Новыми в отношении к существующим в России методам преподавания истории искусства являются следующие подходы:

— основная работа студентов переносится в научно-исследовательские семинары, являющиеся своего рода мастерскими по выработке профессиональных навыков работы с определенными видами изобразительного или прикладного искусства;

— история искусства становится действительно всеобщей, а не историей шедевров европейского и русского искусства: пристальное внимание уделяется мэйнстриму и рядовым произведениям, пограничным явлениям, искусству ислама, буддизма, Ибероамерики, т.е. тем великим явлениям мировой культуры, которые на существующих искусствоведческих отделениях изучаются спорадически и поверхностно, но занимают важное место на мировом художественном рынке. При этом история искусства, представленная в программе рядом проблемно-ориентированных курсов, изучается как элемент культуры различных эпох и народов, как выражение присущих им эстетических и этических представлений, в свою очередь тесно связанных с материальным миром и историческим контекстом. Подобный подход нацелен на формирование «синтетического», междисциплинарного знания, дающего возможность оценивать различные грани культуры, памятники искусства и художественной мысли.

— изучение искусства происходит в постоянном контакте с ним через музейные, реставрационные и архитектурные практики. Сочетание теории с живым опытом работы с артефактами превратит историко-теоретическую подготовку в подлинное знаточество, а отвлеченное знание — в плодотворную любовь к предмету собственных занятий;

— изучение менеджмента и государственного управления сферой искусства, законодательства в области культурной политики, охраны наследия и авторского права, экономических и правовых основ функционирования художественного рынка реально осуществить в тесном взаимодействии с соответствующими подразделениями НИУ-ВШЭ.

^ Структура совместной магистерской программы предусматривает несколько возможных траекторий обучения:

  1. Студенты обучаются первый год в магистратуре НИУ ВШЭ, а второй год в Институте искусств Сотбис в Лондоне по одной из предлагаемых институтом годичных магистерских программ:

- Art Business

- Fine and Decorative Arts

- Contemporary Art

- Photography: Contemporary and Historical

- East-Asian Art

- Contemporary Design

При этом программы Института искусств Сотбис рассчитаны на три семестра (сентябрь-декабрь, январь-июнь, июнь-октябрь). Закончив два из них, студент получает postgraduate diploma и, защитив в НИУ ВШЭ магистерскую диссертацию, диплом магистра истории. Третий семестр в Институте искусств Сотбис предназначается для написания магистерской диссертации на английском языке, защитив которую студент получает диплом Master of Arts. (Студент имеет право ограничиться обучением в Институте искусств Сотбис двумя семестрами и, соответственно, получением только postgraduate diploma).

  1. Студенты обучаются в магистратуре НИУ ВШЭ в течение двух лет и получают только российский диплом.

  2. Студенты обучаются первый год в магистратуре НИУ ВШЭ, половину второго года в Институте искусств Сотбис и половину в ВШЭ. В соответствии с договоренностью с Институтом искусств Сотбис они получают диплом ВШЭ и postgraduate diploma.

Поскольку обучение в магистратуре Института искусств Сотбис предполагает основательную подготовку по истории искусств, в БУП магистерской программы соответствующие курсы читаются на первом году обучения.

К преподаванию в магистратуре привлекаются преподаватели Института искусств Сотбис.


^ Учебная программа магистратуры представлена в виде следующих блоков:


  1. Цикл общих дисциплин направления (дисциплины стандарта), освоение которых дает общеисторическую и общегуманитарную профессиональную подготовку. При этом программы соответствующих курсов будут скорректированы в соответствии с профилем магистерской программы.

  2. ^ Цикл дисциплин магистерской программы включает дисциплины, составляющие основу профессиональной подготовки по профилю магистерской программы и приобретению навыков и компетенций, связанных с описанием и анализом памятников искусства.

  3. ^ Цикл дисциплин по выбору характеризует три стороны художественного рынка: а) история, б) практика, в) юридические и экономические аспекты. Осваивая дисциплины этого цикла, студенты должны познакомиться как с теорией и историей рынка искусства, культурным законодательством в России и за рубежом, так и с реальными условиями функционирования этих сфер жизни.

  4. ^ Научно-исследовательский семинар – своего рода рабочая лаборатория. Параллельно в рамках магистерской программы будут функционировать два-три исследовательских семинара (в зависимости от величины набора), каждый из которых будет посвящен определенному виду изобразительного, декоративного или прикладного искусства или определенному виду антиквариата (например, мебель, фарфор, оружие и т.д.). К выступлению на научно-исследовательском семинаре будут привлекаться специалисты узкого профиля, эксперты, музейные сотрудники, руководители научных проектов.

  5. Практики. Успешная реализации магистратуры предполагает работу в тесном взаимодействии с музеями, художественными галереями, реставрационными мастерскими, рукописными отделами и отделами редких книг библиотек и музеев Москвы, Петербурга и российской провинции, в которых будут проводиться практические занятия и где студенты будут проходить практику.


^ Знания и компетенции

Выпускники программы должны:

- обладать фундаментальными знаниями по истории мировой культуры;

- уметь самостоятельно находить, анализировать и использовать профессиональную информацию на русском и иностранных языках;

- вести экскурсии и преподавать историю искусства;

- способны художественно оценивать произведения как прошлого (классическое наследие), так и настоящего;

- осуществлять профессиональную экспертизу произведений искусства и памятников материальной культуры;

- обладать знаниями правовых и этических основ функционирования художественного рынка;

- владеть навыками организации экспозиций, выставок, галерейного дела.


^ Структура магистерской программы

«История художественной культуры и рынок искусства»

(030600.68 «История»)


^ Учебные циклы и разделы

Год обучения

Наименование курса

Преподаватели

^ Адаптационные дисциплины

1

История изобразительного искусства

Воскобойников Олег Сергеевич, канд. ист. наук, доц. кафедры социальной истории НИУ ВШЭ

История архитектуры и декоративно-прикладного искусства

Карпун Алексей Леонидович, канд. искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусств факультета истории искусства РГГУ, заведующий сектором отдела металла Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства

Пильник Елена Григорьевна, научный сотрудник, хранитель отдела искусства

старых мастеров ФГУК «Государственный музей

изобразительных искусств имени

А.С. Пушкина», искусствовед-эксперт

Современные методы искусствознания

Шарнова Елена Борисовна, канд. искусствовед., доц. кафедры всеобщей истории искусств РГГУ

М.1.00. Цикл общих дисциплин направления

М.2.Б.00. Базовая часть

1

Теория и история культуры

Доброхотов Александр Львович, д-р филос. наук, проф. кафедры наук о культуре факультета философии, ординарный профессор НИУ ВШЭ,

Пожидаева Анна Владимировна

Историческая текстология

Данилевский Игорь Николаевич, д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой истории идей и методологии исторической науки факультета истории НИУ ВШЭ

1-2

История исторической науки

Савельева Ирина Максимовна, д-р ист. наук, проф. кафедры истории идей и методологии исторической науки факультета истории, ординарный профессор НИУ ВШЭ

М.1.00. Цикл общих дисциплин направления

М.2.В.00. Цикл дисциплин магистерской программы

1

Описание и анализ памятников искусства и культуры

Шарнова Елена Борисовна, канд. искусствовед., доц. кафедры всеобщей истории искусств РГГУ

Смилянская Елена Борисовна, д-р ист. наук, проф. кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ

Правовые основы художественного рынка

Петрова Татьяна Петровна, начальник отдела государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры

Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры

Никогосян Мариам Николаевна, ведущий специалист ФГУК Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря

М.1.00. Цикл общих дисциплин направления

М.2.В.00. Цикл дисциплин магистерской программы

М.2.В.В.01. Дисциплины по выбору (по одной из каждых двух)

1

Блок 1 (1 из 3)

Техники живописи и скульптуры

Вихрова Надежда Дмитриевна, реставратор высшей категории ФГУК Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря

Лукьянов Борис Борисович, эксперт по культурным ценностям, аттестованный Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия

Техники и технологии прикладного искусства

Игошев Валерий Викторович, д-р искусствовед., НИИ реставрации,

Шамаханская Марина Сергеевна, заведующая Отделом реставрации металла Государственного научно-исследовательского института реставрации

История и техники гравюры и книгопечатания

Смилянская Елена Борисовна, д-р ист. наук, проф. кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ

1

Блок 2 (1 из 3)

Диалог философии и искусства

Карпова Татьяна Львовна, д-р искусствоведения, старший науч. сотрудник Государственного института искусствознания МК РФ, заместитель заведующего отделом живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи

Восприятие природы и пейзажная живопись

Козлова Светлана Израилевна, д-р искусствоведения, ведущий науч. сотрудник Отдела зарубежного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, заслуженный деятель культуры

История интерьера

Пильник Елена Григорьевна, научный сотрудник, хранитель отдела искусства

старых мастеров ФГУК «Государственный музей

изобразительных искусств имени

А.С. Пушкина», искусствовед-эксперт

1

Блок 3 (1 из 3)

Романтизм и реализм в искусстве и культуре XIX в.

Степанова Светлана Степановна, д-р искусствовед., Государственная Третьяковская галерея

Художественные направления конца XIX – середины XX в.

Вакар Ирина Анатольевна, старший науч. сотрудник Государственной Третьяковской галереи

Современное искусство: теория и практики

Данилова Александра Альбертовна, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина

alexandra_danilova@hotmail.com

1

Блок 4 (1 из 2)

Рынок русского искусства и антиквариата в России и мире

Каменский Михаил Александрович, канд. филос. наук,

генеральный директор Sotheby's в России и СНГ

История мирового художественного рынка XX-XXI вв.

Каменский Михаил Александрович, канд. филос. наук,

генеральный директор Sotheby's в России и СНГ

2

Блок 5 (1 из 3)

Искусство и этнология

Мкртычев Тигран Константинович, д-р искусствовед., зам. директора по научной работе ФГУК «Государственный музей искусства народов Востока»

История фотографии

Свиблова Ольга Львовна, канд. наук, директор Мультимедиа Арт Музея, академик Российской академии художеств

Лунгина Елена Сергеевна, искусствовед

Нумизматика, фалеристика, оружиеведение

Левыкин Алексей Константинович, канд. ист. наук, директор Государственного исторического музея, член Геральдического совета при Президенте Российской Федерации

Смирнова Наталья Михайловна, канд. ист. наук, зав. отделом нумизматики Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

2

Блок 6 (1 из 3)

Галерейное и аукционное дело

Каменский Михаил Александрович, канд. филос. наук,

генеральный директор Sotheby's в России и СНГ

Искусство как предмет инвестирования

Скатерщиков Сергей Сергеевич, менеджер, специалист по финансовой информации, акционерным и портфельным инвестициям

История художественных выставок XVIII-XX вв.

Шарнова Елена Борисовна, канд. искусствовед., доц. кафедры всеобщей истории искусств РГГУ

2

Блок 7 (1 из 2)

Социология и психология коллекционирования

Паукова Анна Борисовна, преподаватель кафедры психологии личности Факультета психологии НИУ ВШЭ,

Ф-т социологии НИУ ВШЭ

История музейных и частных собраний

Шарнова Елена Борисовна, канд. искусствовед., доц. кафедры всеобщей истории искусств РГГУ

2

Блок 8 (1 из 2)

Способы измерения арт-рынка (Мировые художественные индексы и базы данных. Анализ художественно-рыночной коньюнктуры)

Скатерщиков Сергей Сергеевич, менеджер, специалист по финансовой информации, акционерным и портфельным инвестициям

История и методы экспертизы памятников культуры

Питеря Юлий Владимирович, канд. искусствоведения, заведующий физической лабораторией ГМИИ им. А.С. Пушкина

^ М.3.00. Практика и научно-исследовательская работа

1-2

Научно-исследовательский семинар

Смилянская Елена Борисовна, д-р ист. наук, проф. кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ

^ М.4.00. Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту ВКР (магистерской диссертации)

2

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)




^ М.5.00. Факультативы

1

Христианское искусство и средневековая цивилизация




Искусство Востока и «ориентализмы» в культуре Запада




Художественная критика и анализ и критика художественного рынка




История подделок и фальсификаций




Академическое письмо: традиции континентальной Европы




2

Продвижение на рынке искусства: система художественных СМИ, реклама и PR




Русский авангард: история и проблемы изучения




Русская традиционная культура: изучение и собирание

Смилянская Елена Борисовна

История ювелирного искусства




Проблемы искусства ар-деко

Петухов Алексей Валерьевич

Реституция культурных ценностей




История и технология мозаики

Ярин Юрий Яковлевич


^ Прием на магистерскую программу

Прием на программу осуществляется на коммерческой основе; прием на бюджетные места не предусмотрен.


Руководство магистерской программы:


Смилянская Елена Борисовна – доктор исторических наук, профессор

^ Каменский Михаил Александрович – кандидат философских наук, директор Аукционного дома Сотбис по России и СНГ.

Сведения о руководителях магистерской программы


Смилянская Елена Борисовна
^

CURRICULUM VITAE


Доктор исторических наук

Родилась в Москве 1 декабря 1954 г.

Образование и научные степени:

2004 – докторская диссертация. Российский государственный гуманитарный университет

1987 — кандидатская диссертация. Исторический факультет МГУ

1978 – диплом историка, преподавателя. Исторический факультет МГУ

Диссертации:

Докторская диссертация: Суеверие и народное религиозное вольнодумство в России XVIII века. М.: РГГУ, 2004.

Кандидатская диссертация: Следствия по «духовным делам» как источник по истории общественного сознания в России первой половины XVIII в. М.: МГУ, 1987.

^ Трудовая деятельность:

Январь 2005 – настоящее время – профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени РГГУ

Сентябрь 2000 - декабрь 2004 – доцент кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)

2000 г. (март-сентябрь) – исследователь в Kennan Institute for Advanced Russian Studies (Woodrow Wilson Center), Washigton D.C., USA

1992 2000 – научный сотрудник Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ

1978-92 – сотрудник Археографической лаборатории кафедры источниковедения Исторического факультета МГУ


Публикации

Монографии

Смилянская И.М., Велижев М.Б., Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье: Архипелагская экспедиция Екатерины Великой. Общ. Ред. Е.Б.Смилянской. М.: Индрик, 2011. 840 с.: ил.

^ Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии:

книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с.: илл.

Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в. М.: Индрик, 2003. 462 с.

^ Рец. На русском и английском языках.

Частично переведена: Smilyanskaya Elena. Witches, Blasphemers, and Heretics Popular Religiosity and "Spiritual Crimes" in Eighteenth-Century Russia in Russian Studies in History. Issue: Volume 45, Number 4 / Spring 2007 Pages: 35 – 85 (in English).

Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Рукописи старообрядцев Бессарабии. Ч. 1-2. М.: ИНИОН, 2000. (Ч.2 в соавт. С Н.Г.Денисовым). 530 с. (депонирована ИНИОН РАН 28.02.2000 № 55396, 55397)

Смилянская Е.Б. Дворянское гнездо середины XVIII в. (Тимофей Текутьев и его “Инструкция о домашних порядках”). М., 1998. 204 с.

Рец.: John Randolph. The Old Mansion: Revising the History of the Russian Country Estate // Kritika: Exploration in Russian and Eurasian History. Fall 2000. № 1(4). P. 729-749 (о работе Е.Б.Смилянской: с. 738-740).

Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. в библиотеке Московского университета. М., 1994. 459 с.

Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып.1. (ред. и сост. в соавт. с И.В.Поздеевой, автор статей). 139 с.

Кириллические издания. XVI век – 1641 г. Находки археографических экспедиций 1971-1993 годов, поступившие в Научную библиотеку Московского университета / авт., сост. Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. [и др.]. М.: Изд-во МГУ, 2000. 416 с. (Участие в издании (описание 51 экз. старопечатных книг).

Отреченное чтение в России XVII – XVIII в. М.: Индрик, 2002. С. 75 – 174; 297 - 364 (часть коллективной монографии; объем публикации Е.Б.Смилянской 10 а.л.).


Основные статьи (всего более 90 публикаций):

Смилянская Е. Б. Ересь Дмитрия Тверитинова и московское общество начала XVIII в. // Проблемы истории СССР. М., 1982. Вып. XII. С. 34-52.

Смилянская Е. Б. Вопросник археографической экспедиции и его роль в изучении культуры старообрядчества. //Археография и изучение духовной культуры. III Уральские археографические чтения. Тезисы докладов. Свердловск, 1987. С. 93-95.

Смилянская Е. Б. Уголовный розыск по делу о любви // Наука и религия. 1987. № 3. С. 24-25.

Смилянская Е. Б. Полемические сочинения первой четверти XVIII в. в свете постреформационных движений петровского времени // Из истории общественной мысли и культуры народов СССР. М., 1987. С. 45-63.

Смилянская Е. Б. Судебно-следственные документы как источник по истории общественного сознания (методика обработки "духовных дел" Синода и Тайной канцелярии первой половины XVIII в. //Актуальные проблемы изучения и издания письменных исторических источников. Всесоюзная научная сессия. Кутаиси, 18-20 сентября 1988 г. Тбилиси, 1988. С. 120-123.

Смилянская Е. Б. Материалы сыскных дел первой половины XVIII в. по обвинению вологжан в кощунстве и волшебстве (к изучению народного сознания) //Археография и источниковедение истории Европейского Севера РСФСР. Тезисы выступлений на республиканской научной конференции. Вологда 2- 5 июня 1989 г. Вологда, 1989. Т.2. С. 106-108.

Смилянская Е. Б. Народные магические представления и социально-политическое поведение (по судебно-следственным материалам первой половины XVIII в.) // Взаимосвязи города и деревни в их историческом развитии. XXII сессия Всесоюзного аграрного симпозиума. Тезисы докладов и сообщений. М., 1989. С. 158-160.

Смилянская Е. Б. Донесение 1754 г. в Синод Суждальского епископа Порфирия «якобы во граде Суждале колдовство и волшебство умножилось». //Христианство и церковь в истории России феодального периода (материалы). Новосибирск, 1989. С. 254-260.

Смилянская Е. Б. Белокриницкие приходы в Молдове (книжность и культура) // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С. 179-185.

Смилянская Е. Б. Книжник старообрядческого села Кунича, что в Бессарабии, К. И. Донцов. //Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып.1: Личность. Книга. Традиция. С. 82-99.

Смилянская Е. Б. Научные публикации по итогам комплексных археографических исследований МГУ (1966-1992) //Мир старообрядчества. М.-СПб., 1992. Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. С. 127-137.

Смилянская Е. Б. Инок-вольнодумец Павел Жидовин: судьба и воззрения. //Духовная культура: История и тенденции развития. Тезисы докладов научной конференции. Сыктывкар 1 - 5 июня 1992 г. Тезисы докладов. Сыктывкар, 1992. С. 121-122.

Смилянская Е. Б. Тема богоотступничества в русской традиции первой половины XVIII в. и «История о пане Твердовском» // Slavia Orientalis. 1992. Т.XLI. С. 63-71.

Смилянская Е. Б. Осмысление Библии в русском религиозном вольнодумстве первой половины XVIII века // Biblia a kultura Europy. Lodz, 1992. Т.1. С. 216-224, 259 (summary in English).

Смилянская Е. Б. К вопросу о народной смеховой культуре XVIII в. (следственное дело о Службе кабаку в комплексе документов о богохульстве и кощунстве). //ТОДРЛ. СПб., 1992. Т.45. С. 435-438.

Смилянская Е.Б. Университетские фрагменты “Истории о пане Твердовском” (к изучению “фаустовской” темы в русской литературе первой половины XVIII в. // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета (Исследования и материалы). М., 1993. С.188-203.

^ Агеева Е.А., Смилянская Е.Б. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды МГУ (обзор поступлений 1984-1989 гг.) // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета (Исследования и материалы). М., 1993. С.236-256.

Смилянская Е.Б. О формировании источниковой базы для изучения позднего старообрядчества // Источниковедение XX столетия. Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Москва 28-30 января 1993 г. М., 1993. С. 169-171.

Смилянская Е.Б. "Суеверная" книжица первой половины XVIII в. // Живая старина. 1994. No 2. C.33-36.

Смилянская Е.Б. Пасха у старообрядцев в Молдавии // Живая старина. 1994. № 2. С.37-41.

Смилянская Е.Б. "Искра истинного благочестия". Религиозные воззрения старообрядцев Верхокамья // Родина. 1995. No 2. С.10-13.

Смилянская Е.Б. Комплексное изучение религиозного сознания крестьян-старообрядцев (по материалам полевых исследований Московского университета в Верхокамье // Studia Rossica. II. Warszawa, 1994. С.103-110.

Смилянская Е.Б. Следственные дела "о суевериях" в России первой половины XVIII века в свете проблем истории общественного сознания // Rossica. 1996. No 1. [Euroslavica, Praha]. P.3-20.

Смилянская Е.Б. Заговоры из рукописных материалов XVIII в.// Русский эротический фольклор. М.,1996. С.362-370, 599-602.

Смилянская Е.Б. Идеал дворянского гнезда середины XVIII в. в “Инструкции о домашних порядках” Т.П.Текутьева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1997. № 2. С.45-51.

Ageeva E.A., Robson R.R., Smilianskaia E.B. Старообрядцы-спасовцы: пути народного богословия и формы самосохранения традиционных обществ в России XX столетия // Revue des Etudes Slaves. T.69: Vieux-Croyants et Sectes Russes du XVIIIe siècle a nos Jours. Paris,1997. P.101-117.

^ Смилянская Е.Б. Судебно-следственные документы как источник по истории общественного сознания (из опыта изучения “духовных дел” первой половины XVIII в.) // Исследования по истории книжной и традиционной народной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 168-175.

Смилянская Е.Б. К истории донского старообрядчества // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Тезисы научной конференции. М., 1997. С. 125-127.

Смилянская Е.Б. О некоторых особенностях крестьян-старообрядцев Верхокамья // Традиционная народная культура населения Урала. Пермь, 1997. С.119-124.

Смилянская Е.Б. Микрокосмос верхокамского старообрядца на исходе XX века // Старообрядческая культура Севера. М.-Каргополь, 1998. С.53-56.

Смилянская Е. Б. Старообрядчество Бессарабии: история и книжность. // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 1998. С. 211-213.

Smilianskaia E. Insulted Saints and Defiled Icons: Blasphemy, Popular Religion and Modern Rationalism in Early Imperial Russia from the Late 1680s-1750s // Fonction sociales et politiqes du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen Age et a l'epoque moderne. Approche comparative. Wroclaw, 1999. Р. 367-379.

Смилянская Е. Б. Поругание святых и святынь в России первой половины XVIII в. (по материалам следственных дел) // Одиссей. Человек в истории. 1999. Москва, 1999. С. 134-149, 357 (резюме на английском).

Смилянская Е.Б. К изучению историко-культурного значения Ветковско-Стародубского старообрядческого центра в XVIII-XX вв. // История церкви: изучение и преподавание. К 2000-летию Рождества Христова. Материалы научной конференции. Екатеринбург 22-25 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 205-210.

Smilianskaya E. B. Russian Old Believers in Moldova // "Silent as Waters We Live": Old Believers in Russia and Abroad. Helsinki, 1999. P.75-82.

Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Певческие традиции старообрядцев Бессарабии // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. Москва, 1999. С. 221-225.

Смилянская Е. Б. К изучению "народного христианства" (беседы о вере со старообрядцем-книжником) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. Москва, 2000. № 3. С. 105-113.

Смилянская Е. Б. "Любовь твоя раны мне великие дает..." (Чувства и страсти по следственным материалам XVIII в.) // Мифология и повседневность. Гендерный подход в антропологических дисциплинах. СПб., 2001. С. 26-45; 452 (annotation).

Смилянская Е. Б. "Суеверие" и рационализм властей и подданных в России XVIII века // Европейское просвещение и развитие цивилизации в России. Саратов, 2001. С. 219-224.

Смилянская Е. Колдовство у трона //Родина. М., 2001. С. 45-49.

Смилянская Е. Камергер и колдун: "Беспутное обманство" царедворца-чародея // Родина. М., 2001. С. 38-41.

Smilianskaia E. B. 'God Has Plenty of Space:' Old Belief and Popular Christianity // Slavonica. Vol 7. No 2, (Sheffield Academic Press) 2001, pp.28 -
41 [ISSN 1361-7427].

Смилянская Е. Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII в. // Семинар «Колдун и ведьма в контексте русской культуры XVIII века». М.: РОО «Содействие сотрудничеству Института имени Дж. Кеннана», 2000. 32 с.

Смилянская Е.Б. Скандал в благородном семействе Салтыковых: пагубные страсти и “суеверия” в середине XVIII в. // Россия в XVIII столетии. Вып. 1. М., 2002. С. 74-96.

Смилянская Е.Б. Магические верования: проблемы и задачи сравнительно-исторического анализа // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С. 5-14.

Смилянская Е.Б. Выработана система координат для дальнейших исследований (раздел в: "Круглый стол" Русская усадьба и ее судьбы // Отечественная история. 2002. № 5. С. 146-147.

Смилянская Е.Б. Роль запрета в сохранении идентичности конфессиональной группы (по материалам старообрядческих общин) // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003. С. 143-152.

Смилянская Е.Б. О еврее Гирше Нотовиче, хулившем Христа: судебный казус екатерининского времени // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сб. статей. М., 2003. С. 151-159.

Смилянская Е.Б. К истории книжности и культуры старообрядческих поселений Бессарабии и Белой Криницы. //Старообрядцев Молдавии живое слово. Материалы международной научно-практической конференции "Старообрядчество Молдавии: истоки и современность", состоявшейся в г. Кишиневе (Республика Молдова) 14-16 декабря 2002 г. Кишинев, 2003. С. 240-257.

^ Смилянская Е.Б., Денисов Н. Г. Певческая культура старообрядцев Бессарабии // Старообрядцев Молдавии живое слово. Материалы международной научно-практической конференции "Старообрядчество Молдавии: истоки и современность", состоявшейся в г. Кишиневе (Республика Молдова) 14-16 декабря 2002 г. Кишинев, 2003. С. 217-240.

Смилянская Е.Б., Юхименко Е.М. Искатели жемчуга, или Новые материалы о распространении старообрядческих взглядов в Поморье в 30-х гг. XVIII в. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.: Сб. науч. трудов. Вып. 3. М., 2004. С. 123-137.

Смилянская Е.Б. «Суеверия» и народная религиозность в России Века Просвещения // Canadian American Slavic Studies. 2004. Vol. 38 (№ 1-2). P. 121-154.

Смилянская Е.Б. «Суеверие» и рационализм властей и подданных в России 18 века // Европейское просвещение и цивилизация России. М., 2004. С. 204-211.

Смилянская Е.Б. Сакральное и телесное в народных повествованиях XVIII в. о чудесных исцелениях // //Русская литература и медицина: Тело, предписания, социальная практика: Сб. статей / Под ред. К.Богданова, Ю.Мурашова, Р.Николози. М.: Новое издательство, 2006. С. 28-40.

Перевод глав 3, 6, 11, 16 в кн.: Райан В.Ф. Баня в полночь: Исторический очерк магии и гаданий в России / Пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

Смилянская Е.Б. Ведьмы, знахари и клирики. Магическое целительство в России XVIII века // Отечественные записки. № 28 (1). 2006. С.72-82.

Смилянская Е.Б. О концепте «суеверие» в России века Просвещения // Сны Богородицы: Исследования по антропологии религии. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. С.19-31.

Smilyanskaya Elena. Popular Christianity in Russian and Western Scholarship: problems and perspectives // Имперская Россия/Classical Russia. 1700-1825. 2006. № 1. P.55-65.

Smilyanskaya Elena, Robson Roy. Keeping the Ancient Piety: Old Believers and Contemporary Society// Picturing Russia: Explorations in Visual Culture / Ed. Valerie A.Kivelson, Joan Neuberger. Yale, Yaole University Press, 2008. P. 243-247.

Смилянская Е.Б. Воспитание благочестия: стратегии светской и духовной власти России XVIII в. // Человек в культуре русского барокко. М.: ИФ РАН, 2007. С. 452-469.

Смилянская Е.Б. Греческое княжество, присягнувшее Екатерине Великой (1770-1775) // Родина. 2010. № 2. С. 60-63.

Смилянская Е.Б. Россия в Средиземноморье: политика и пропаганда екатерининского времени // Вестник РГНФ. 2008. № 4. С. 45-55.

Смилянская Е.Б. Русские в Средиземноморье. Архипелагская экспедиция как опыт освоения культурного пространства (аннот. на англ. яз., илл.) http://www.perspectivia.net/content/publikationen/vortraege-moskau/smilyanskaya_mittelmeerraum.

^ Смилянская Е.Б. Смилянская И.М. Российское присутствие в Восточном Средиземноморье: религиозные и политические дискусы эпохи Екатерины II // Chrześcijańskie dziedzictwo duchowe narodów słowiańskich. Seria II: Wokol kultur srodziemnomorskich. Т. 2. Historia, Język, . Kultura. Bialystok: Trans Humana, 2010. P. 369-385. Аннот. На англ. Яз. (с. 385).

Смилянская Е.Б. Освоение Средиземноморья во время Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.: реалии и символы // Историческая география: пространство человека vs человек в пространстве. Материалы XXIII Международной научной конференции. Москва, 27-29 января 2011 г. М., 2011. 136-146.

Смилянская Е.Б. «Россы в Архипелаге», или Двадцать греческих островов Екатерины Великой (1770-1775) // Е.Р.Дашкова и екатерининская эпоха: Культурный фундамент современности. М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2011. С. 163-174.

Смилянская Е.Б., Цапина О.А. Антиклерикализм Века Просвещения: Восток и Запад христианского мира // Антиклерикализм как культурно-исторический феномен. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2011. С. 60-82.

Смилянская Е.Б. История внешней политики как объект междисциплинарных исследований: Россия и Средиземноморье в XVIII в. // Гуманитарные чтения РГГУ-2010. М.: РГГУ, 2011. С.209-215.

Смилянская Е.Б. Суеверие и народное религиозное вольнодумство в России XVIII в. // Труды Историко-архивного института. М.: РГГУ, 2011. Т. 38. С. 259-293.


Руководитель и участник проектов, получивших поддержку научно-исследовательских фондов:

2010 – «Центр и периферия в исследовании религиозных институций Центральной Европы и России XVII-XIX вв.» Институт перспективных исследований (INSTITUT D'ETUDES AVANCEES) l’Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales et Politiqies. Paris, France. Май – июль.

2009 – Российский гуманитарный научный фонд, историко-культурная экспедиция «Памятники российского присутствия 1770-х гг. в Греческом Средиземноморье».

2008-2010 – Российский гуманитарный научный фонд, рук. проекта: «Устный нарратив как источник для изучения биографии и меняющейся картины мира»

2005-2007 - Russian Humanities Foundation (RGNF) for the research “Mediterranean policy of Catherine the Great and its cultural context ”.

2003 - Ecole des Haute Etudes en Sciences Sociales et Politiqies, Paris, France

2003 – CDC (Curriculum Development Competition, Central European University)

2002 – ACLS (American Council for Learned Studies): ‘Superstition’ and ‘Rational faith’ in Russia of the Age of Enlightenment: methodology and source study.

2002 – IREX (Small grants program for alumnis): архивные изыскания в 2002 г. в Санкт Петербурге.

2002 – Российский гуманитарный научный фонд, издание монографии «Волшебники, богохульники, еретики (народная религиозность и духовные преступления в России XVIII в.).

2001-2003 - Российский гуманитарный научный фонд, исследовательский проект «Суеверие» и народная религиозность в России XVIII-XX вв. (источниковедение и методы исследования)

1999-2001 - Research Support Scheme (Open Society Institute), Prague

2000 (March-September) Kennan Institute, Woodrow Wilson Center (USA) – Regional Exchange Fellow

1999 Maison de Sciences de l’ Homme, Paris, France (Directeur des etudes dans l’Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales et Politiqies, Feb.-April 1999)

1998 – Pennsylvania Humanities Council for the conference “Old Believers in Traditional Russian Culture” (co-sponsor of the conference with dr. Roy R.Robson)

1998-2000 – Российский гуманитарный научный фонд, написание монографии “Народное христианство в России: источниковедческие проблемы изучения»

1998 – Российский гуманитарный научный фонд, полевые археографические исследования в Центральное России

1997/1998 – IREX (International Research and Exchange Board – USA) for field research in Russia and the conference “Old Believers and Their Culture” (Erie, PA, USA) (co-sponsor of the conference with dr. Roy R.Robson)

1997 - Российский гуманитарный научный фонд, публикация монографии "Дворянское гнездо в России середины XVIII в. Тимофей Текутьев и его Инструкция о домашних порядках»

1996 - Российский гуманитарный научный фонд, полевые археографические исследования в Приуралье

1996 - Open Society Institute (Фонд Дж. Сороса). Составление каталога славяно-русских рукописей Научной библиотеки МГУ


^ Доклады на международных конференциях и научных семинарах, в том числе:


2011 – Международный конгресс исследователей XVIII века (Грац, Австрия)

2010 - Восточное Средиземноморье в межкультурных и межгосударственных отношениях XVIII-XIX вв. (София, Болгария)

2010 - Центр и периферия в религиозной жизни России и Европы (Париж, Франция)

2009 - Православные конфессии Восточной Европы в Век Просвещения (Афины, Греция)

2008 – Ежегодный симпозиум Британской группы по исследованию России XVIII века (Лондон-Хаддесдон, Великобритания)

2008 - Международный симпозиум по изучению филэллинизма (Торунь, Польша)

2007 - Межкультурные связи в Средиземноморском регионе (Польша, Белосток)

2004 - Russia and the Orthodox Religion. Gregynog, University of Wales, UK

2003 – Демоны, магия и христианская вера (Семинар по исторической антропологии. ИВИ РАН)

2003 – Человек читающий (ИВИ РАН)

2003 – Медицина и русская литература (Констанц, Германия)

2002 - «Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга»

2002 – Человек между Царством и Империей. Институт человека РАН

2002 - Народная религиозность как проблема исследования СПб., Европейский университет

2002 – Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия (Новгородский государственный университет и Товарищество выпускников Института Кеннана)

2001 – Европейское просвещение и цивилизация России (Саратовский госуниверситет)

20001 – Мифология и повседневность. Петербург, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН

2000 - Семинар РОО «Содействия сотрудничеству Института имени Дж. Кеннана с учеными в области социальных и гуманитарных наук» (материалы изданы)

2000 - Вашингтонский филиал Русской академической группы США, Вашингтон

2000 - Russia’s Old Believers: A Traditional Religious Community in the New Russia (The Atlantic Council of the United States, Washington, DC)

2000 – Russian Culture and History of the 17th – 18th Centuries (Los Angeles, University of Southern California)

1998 – Old Believers in Traditional Russian Culture (USA, Erie, PA; co-sponsor of the conference)

1998 – Старообрядчество Русского Севера (International Conference, Kargopol)

1997 – Tolerance and Persecution. Christian Attitudes to Jews in Middle Ages and Early Modern Time (Moscow, Moscow Lomonosov State University)

  1. - Political and Social Functions of the Cult of Saints in the Societies of Latin and Orthodox Christianity (Wroclaw, Wroclaw State University)

1995 – Город и провинция - City and Provincial life. Польша, Педагогический институт г. Ченстохова.

1994 - Interdisciplinary approaches in Slavic Studies. Warsawa

1994 - Atlas of Old Ritualists (Finland)

1993 – Источники по истории XX века. Москва, РГГУ

1992 - The Bible in European Culture, Lodz University of Poland

1979, 1991, 1996, 1998 - "Ломоносовские чтения». Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова

1990 - III международный симпозиум «Традиционная духовная и материальная культура старообрядческих поселений Европы, Азии и Америки». Новосибирск-Москва. АН СССР

1989 - XXII Всесоюзный аграрный симпозиум. Минск. АН СССР

1988 - Актуальные проблемы источниковедческих исследований. Кутаиси. Археографическая комиссия Грузии


^ Прочитаны лекции:

По курсам «История России», «Историческая антропология», «Антропологическая история России XVIII в.», «Славяно-русская палеография», «История старообрядчества», «Полевая археография», «Введение в специальность историка», «Книга в контексте русской культуры X-XVIII вв.» и др. в МГУ им. М.В.Ломоносова (с 1979), Тверском государственном университет (1980-1992), Ягеллонском университет в Кракове (1991), Университете Российской Академии образования (1994-1999), Sorbonne Paris-IV (1999, 2001), University of Michigan (1998), George Town University (2000), Marry Washington College (2000), РГГУ (2000-2004), Ecole des Hautes Etudes en Sciences Sociales (Paris, 2003), Universite Paris-VIII (2006) etc.


^ Полевые исследования:

Археографические и этнокультурные: исследования старообрядческих поселений в СССР, России (1975 – 1999), и в старообрядческой общине Erie (USA, PA 1998, 2000), в изучение памятников российского присутствия XVIII в. в Греции (2008-2011).


^ КАМЕНСКИЙ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

CURRICULUM VITAE

1959 г.р., г. Москва

Кандидат философских наук

Образование

1988 - защита диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, ВНИИ искусствознания.

1984 – 1987 - аспирант кафедры эстетики ГИТИС им. Луначарского

1981 - закончил ф-т английского языка Московского Государственного педагогического института им. Ленина.

^ Профессиональная деятельность

2007 - по настоящее время генеральный директор ООО “Сотбис”.

2003 – наст. вр. - старший научный сотрудник

Государственного института искусствознания Министерства культуры России.

1998 - 2001 заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина.

1996 - 1998 советник председателя Правления Московского акционерного коммерческого банка "Возрождение".

1995 - 1996 художественный директор галереи "Четыре искусства" (АОЗТ).

1992 - 1993 по совместительству - художественный директор "Аукционный дом "Альфа-Арт" (АОЗТ), Москва.

1991 - 1995 старший научный сотрудник Сектора изобразительного искусства и архитектуры Всесоюзного научно- исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР (с 12.02.92 Российский институт искусствознания Министерства культуры РФ, с 15.09.94 Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ).

1990 - 1991 старший научный консультант Всесоюзного Центра социологии и театральной критики Союза театральных деятелей СССР.

1988 - 1989 старший научный редактор отдела социологии Всесоюзного производственно-творческого объединения "Союзтеатр".

1988 - учитель эстетики школы Nо 497.

1981 - 1984 учитель английского языка спецшколы No 29.





Скачать 395.3 Kb.
оставить комментарий
Дата19.03.2012
Размер395.3 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх