Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки icon

Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История зарубежной (мировой)...
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы По направлению...
Рабочая программа дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII- xviii) специальность 030601...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Рабочая программа наименование дисциплины История отечественной литературы Направление...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Рабочая программа наименование дисциплины Теория литературы Направление подготовки издательское...
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления 031400...
Рабочая программа История зарубежной литературы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

________________Л.Е.Шапошников

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины


История зарубежной литературы


Направление подготовки


050100 Педагогическое образование


Профиль подготовки


Русский язык и Литература


Квалификация (степень) выпускника


Бакалавр


Форма обучения


очная


Нижний Новгород

2011

  1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов:

1) знание закономерностей литературного процесса;

2) понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

3) готовности к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «История зарубежной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Теория литературы».

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла. Дисциплина «История зарубежной литературы» логически связана с дисциплиной «История русской литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с литературой других стран.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы».


  • способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

  • способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • готов к анализу мирового литературного процесса в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений (СК-2);

  • готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

  • владеет знаниями об истории и принципах литературной критики (СК-4);

  • владеет приемами текстологического анализа (СК-5).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

  • содержание и художественные особенности литературных произведений;

  • этапы историко-литературного процесса;

  • переводы произведений на русский язык;


Уметь

  • анализировать литературное произведение как художественно-эстетическое явление;

  • пользоваться научной и справочной литературой;


Владеть

  • навыками анализа художественного текста.


^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История зарубежной литературы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц _______ часов.






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Античная литература

1

1-17

Лекции

20

Практические занятия

14

КСР

2

СРС

36

ФПА без оценки

1.1

Периодизация античной литературы. Роль античности для развития западноевропейской и отечественной литературы и культуры.

1

1

2







2




1.2

Мифология Древней Греции и Рима. Типы мифологических представлений.

1

2




2




2

Составление словаря.

1.3

Древнегреческий героический эпос. «Илиада», «Одиссея»: особенности композиции, стиля, мифологическая основа. Гомеровский вопрос.

1

3-4

2

2




4

Индивидуальное дом. зад.

1.4

Эллинский период. Античная драма. Развитие трагедии. Великие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид.

1

5-6

2

2




4

Пров раб. на знание текста, составление конспекта.

1.5

Эллинский период. Античная драма. Развитие комедии. Творчество Аристофана.

1

7-8

2

2




4

Летучка на знание текста, контроль читательского дневника

1.6

Эллинский период. Античная лирика. Авторы, жанры.

1

9

2







2

Письменная контрольная работа..

1.7

Литература эпохи эллинизма. Новая комедия, буколическая поэзия, античный роман.

1

10-11

2

2




4

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

1.8

Римская литература эпохи республики. Развитие литературы до эллинизации Рима.

1

12

2







2

Индивидуальное дом. зад.

1.9

Римская поэзия. Творчество Катулла.

1

13

2







2




1.10

«Золотой век» Римской поэзии. Творчество Вергилия, Горация, Овидия.

1

14-15

2

2




4

Пров. раб. на знание текста.

1.11

Римская литература эпохи империи. «Серебряный век» римской литературы. Римская трагедия. Творчество Сенеки.

1

16-17

2

2




2

Пров. раб. на знание текста, контроль читательского дневника.

1.12

Контрольное занятие

1

17







2







2

Литература Средних веков и Возрождения

2

1-17

Лекции

36

Практические занятия

16

КСР

2

СРС

54

ФПА с оценкой

2.1

Понятие «Литература Средневековья». Синтез языческих и христианских элементов, их эволюция. Средневековый гуманизм и его специфика. Роль жанров в средневековой литературе. Основные направления. Периодизация.

2

1

2







4




2.2

Библия как художественное произведение.

2

2

1







4

Коллоквиум

2.3

Религиозная литература, ее характерные черты: раннее выявление авторства, философская направленность, дидактизм, аллегоричность, роль символов. Основные жанры

2

2-3










4

Конспект главы «Религиозная литература» (уч-к «Литература и искусство западноевропейского Средневековья» \ Под ред. проф. О.Л.Мощанской. М. 2000.)

2.4

Народный героический эпос раннего и зрелого Средневековья. Понятия «эпическое состояние мира», «эпический герой». Сходство и различия эпических произведений, созданных в разные периоды Средневековья и принадлежащих разным народам: «Беовульф», Ирландский эпос, Скандинавская эпическая поэзия, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»

2

2-3

3

2




2

Контроль читательского дневника

2.5

Куртуазная литература. Особенности рыцарской лирики. Роль народных традиций. Проблематика и поэтика рыцарского романа. Значение рыцарской литературы, ее идеалов и поэтики для последующего литературного развития

2

4-5

4







4

Тестирование

2.6

Городская литература, ее специфика, жанры, герои.

2

5










4

Конспект главы «Городская литература»

2.7

Литература эпохи Возрождения. Философская основа, ренессансный гуманизм, этические и эстетические принципы. Жанровая система, ее особенности и эволюция

2

6-7

4







4




2.8

Ренессанс в Италии. Литература Треченто. Данте. Традиции и новаторство. Раннее творчество, «Божественная комедия», ее проблематика и поэтика

2

8-9

4

2




2

Индивидуальное дом.зад.

2.9

Литература Треченто, Лирика Петрарки. Достижения в жанре сонета. Боккаччо – новеллист («Декамерон»)

2

10

1







3




2.10

Литература Кватроченто и Чинквеченто. Особенности гуманистической и художественной мысли этих периодов. Ариосто, Торкватто Тассо и другие авторы

2

10

1







3




2.11

Ренессанс во Франции. Поэзия Фр. Вийона. Фр. Рабле. Проблематика и поэтика романов о Гаргантюа и Пантагрюэле. Роль гротеска в художественной системе Рабле. Поэзия Плеяды, ее значение. Лирика Ронсара

2

11-12

4

2




4




2.12

Ренессанс в Германии и Нидерландах. Немецкий гуманизм и его особенности. Роль сатиры. «Письма темных людей». Эразм Роттердамский «Похвальное слово глупости». Народные книги

2

13

2







2

Пров.раб. на знание текста

2.13

Ренессанс в Англии. Его предпосылки. Народная баллада. Ленгленд «Видение о Петре Пахаре». Чосер «Кентерберийские рассказы»

2

14

2







2

Тестирование

2.14

Шекспир. Его предшественники в области поэзии, прозы и драматургии. Общая характеристика творчества. Шекспировский вопрос. Сонеты. Эволюция комического. Концепция личности в исторических хрониках Шекспира. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Шекспир. Концепция ренессансной личности в трагедии Шекспира «Гамлет».

2

15-16

4

4




4

Индивидуальное дом.зад.

2.15

Шекспир. Шекспир. «Отелло», «Король Лир».

2

17




2







Индивидуальное дом.зад.

2.16

Сценические интерпретации пьес Шекспира.

2

17




2







Индивидуальное дом.зад.

2.17

Ренессанс в Испании. Специфика развития идей гуманизма в Испании. Испанская комедия: Лопе де Вега, Тирсо де Молина. Творчество Мигеля Сервантеса.

2

18










4

Контроль читательского дневника

2.18

Ренессанс в Испании. Творчество Мигеля Сервантеса. Роман «Дон Кихот».

2

18




2




4

Индивидуальное дом.зад.

2.19

Контрольное занятие

2

18







2







3

Литература XVII-XVIII веков

3

1-17

Лекции

36

Практические занятия

16

КСР

2

СРС

54

ФПА с оценкой

3.1

ХVII век как особая эпоха в культуре Западной Европы. Ренессансный реализм. Драматургия Лопе де Веги.

3

1

2







4




3.2

Классицизм как литературное направление, предпосылки его возникновения. Эстетика классицизма, трактат Н.Буало «Поэтическое искусство».

3

2

2







3

Выполнение конспекта.

3.3

Театр французского классицизма. Категория героического в эстетике П.Корнеля. Проблематика и поэтика его трагедий (Сид. Гораций).

3

3

2

1




3

Проверка читательского дневника.

3.4

Творчество Ж.Расина как начало нового этапа в развитии национальной классицистической трагедии. «Слабый» герой в творчестве Расина (Андромаха. Федра). Психологизм Расина и его значение для развития французской литературы.

3

4

2

1




2

Проверочная работа на знание текста.


3.5

Ж.Б.Мольер как реформатор французской комедии. Специфика «высокой комедии». «Тартюф» как образец высокой комедии.

3

5

2

2




4

Индивидуальное домашнее задание.


3.6

Проблема художественного метода в драматургии Мольера. Сочетание элементов классицизма, реализма и барокко (Дон Жуан. Мизантроп. Скупой. Мещанин во дворянстве).

3

6

2







3

Тестирование.


3.7

Западноевропейское барокко, его эстетика и разновидности. Своеобразие барокко в Испании, жанр плутовского романа..

3

7

2







3

Выполнение конспекта.

3.8

П.Кальдерон и его философско-религиозная драма «Жизнь есть сон». Барочная структура и образность драмы.

3

8

2

2




2

Проверочная работа на знание текста.

3.9

Западноевропейская культура ХVIII века и основные направления в ней. Особенности просветительской идеологии и просветительского реализма.

3

9

2







3

Проверка читательского дневника.

3.10

Просвещение в Англии, его особенности. Жанровая специфика романов Д.Дефо и Дж.Свифта, ранних английских просветителей.

3

10

2







3

Выполнение конспекта.

3.11

«Комический эпос» Г.Филдинга как теория просветительского реалистического романа. Сентиментализм как литературное направление, его эстетика. Новаторство Л.Стерна в жанре просветительского романа.

3

11

2

2




5

Индивидуальное домашнее задание.


3.12

Французское Просвещение и его революционно-политический характер. Особое место во французском Просвещении романа аббата Прево «Манон Леско».

3

12

2







3

Выполнение конспекта.

3.13

Просветительская программа Вольтера. Художественное своеобразие философских повестей Вольтера (Кандид. Простодушный). Деятельность энциклопедистов и Д.Дидро. Эстетическая программа Дидро, его полемика с Вольтером.

3

13

2

2




2

Проверочная работа на знание текста.


3.14

Ж.Ж.Руссо как представитель французского сентиментализма. Проблематика и художественное своеобразие романа «Юлия, или Новая Элоиза».

3

14

2







3

Тестирование.


3.15

Просвещение в Германии и его особенности, движение «Бури и натиска». Просветительская программа Г.Лессинга как теория реалистической национальной драмы.

3

15

2







3

Проверка читательского дневника.

3.16

Ф.Шиллер и эстетическая программа Веймарского классицизма. Проблематика драматургии Шиллера. Жанр баллады в творчестве Шиллера.

3

16

2

2




5

Индивидуальное домашнее задание.


3.17

Великий национальный поэт Германии – И.Гёте. Новаторские черты лирики Гёте. Штюрмерство раннего Гёте. Трагедия «Фауст»: проблематика, поэтика, специфика формы.

3

17

2

2




3

Тестирование.


3.18

Искусство XVII-XVIII веков, его особенности и роль в развитии мирового литературного процесса.













2




Контрольная работа.

4

Литература XIX века (часть I)

4

1-17

Лекции

36

Практические занятия

16

КСР

2

СРС

54

ФПА с оценкой

4.1

Особенности историко-литературного процесса XIX в. Общие свойства романтической культуры.

4

1

2







2




4.2

Философско-эстетическая основа романтизма. Иенский период немецкого романтизма.

4

2

2

1




3

Подготовка конспекта.

4.3

Гейдельбергский романтизм. Эволюция жанра немецкой романтической новеллы.

4

3

2

2




4

Индивидуальное домашнее задание.




оставить комментарий
страница1/4
Дата19.03.2012
Размер0.85 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх