Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурная антропология» по специальности 031401 (020600) культурология составитель icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурная антропология» по специальности 031401 (020600) культурология составитель


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий» федерального компонента цикла...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ритуал в системе культуры» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «культурология» федерального компонента цикла...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс специальность : 031401 «Культурология» Рекомендовано кафедрой...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» для студентов специальностей 071401...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «нормы и стили русского языка» для студентов...
Учебно методический комплекс Для студентов специальности «культурология» содержание...
Рабочая программа для студентов специальности 031401 «Культурология» Содержание...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры» федерального компонента цикла...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.____________________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф.

Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



^ Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

«Культурная антропология»

по специальности 031401 (020600) – КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Составитель:

профессор кафедры исторической культурологии,

д.ф.н., Заковоротная М.В.


Ростов-на-Дону

2010


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план 4

3. Программа курса 6

4. Рекомендуемая литература 6-21

5. СРС 7-21

6. Дополнительная литература (Интернет ресурсы) 21

7. Тематика курсовых работ 21

8. Глоссарий к курсу 22

9. Контрольные вопросы к курсу 28

10. Формы преподавательского контроля 29


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Главной целью курса культурной антропологии является получение знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности в сфере преподавания культурологии в высших учебных заведениях, формирование базовых понятий «культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез», «язык в культуре» и т.д.

^ Задачами культурной антропологии как учебной дисциплины является активизация познавательной самостоятельности, приобретение целостных знаний по теории отечественной и зарубежной культурантропологии, определение основных проблем в культурной антропологии, формирование понимания современных проблем культуры, этнических и национальных культур и их развития, формирование навыков сравнительного анализа различных культур и разных культурных сообществ. Основные задачи:

1. Передать студентам предметные, методологические, историко-научные знания теоретического, эмпирического и аксиологического содержания, интегрирующие фундаментальные достижения в области культурантропологии в соответствии с основными дидактическими единицами государственного образовательного стандарта, создать необходимые учебно-организационные и интеллектуальные условия для усвоения студентами этих знаний.

2. Формировать и развивать познавательную самостоятельность студентов, творческий стиль мышления в освоении и развитии культурантропологии.

3. Формировать у студентов навыки самостоятельного анализа, выбора соответствующей методологии, применять полученное знание для обоснования практических решений, касающихся современной многонациональной культуры, политических решений в области сохранения этнических культур и развития межкультурной коммуникации.

4. Развивать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам взаимодействия культуры и человека, воспитывать толерантное отношение к другим культурам, уметь видеть гуманистические аспекты межкультурной коммуникации.

^ Место в учебном процессе. Данный курс является базовым курсом в системе подготовки студентов-культурологов факультета философии и культурологии. Изучаются базовые теории и методы, исследуются базисные понятия, такие как «этнос», «язык», «антропосоциогенез», «мультикультурализм». Курс является междисциплинарным и предполагает знания по таким дисциплинам, как социология, история, этнография. В данном курсе происходит теоретическое обобщение уже имеющихся этнографических, исторических, социологических сведений. Сам курс является важнейшей фундаментальной частью культурологии в целом.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по курсу «Культурная антропология»

на 2006 учебный год

Дата

Наименование темы

^ Количество часов

20 февраля 2006 г.

27 февраля

6 марта


13 марта


27 марта


3 апреля

10 апреля

17 апреля

24 апреля

8 мая


15 мая


22 мая

29 мая


11 сентября


18 сентября

25 сентября

2 октября

9 октября

16 октября


23 октября

30 октября


6 ноября


13 ноября


20 ноября


27 ноября

4 декабря

11 декабря

18 декабря


25 декабря

январь



  1. Предмет, метод культурантропологии. Основные проблемы и темы.

CРC (см. программу)


  1. Человек, природа, культура в развивающейся, изменяющейся картине мира. Культурантропология как научное отражение социокультурного разнообразия.

СРС



  1. Предпосылки становления дисциплины – теории Л. Моргана, Ф. Энгельса.

  2. Предпосылки становления дисциплины - Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса.

  3. “Теория культурных кругов” Ф. Гребнера, “Венская школа” В. Шмидта.

  4. Фрейдизм в этнографии. Объяснение табуации и тотемизма.

  5. Школа Э. Дюркгейма. М. Мосс и учение о даре.СРС

  6. Л. Леви-Брюль – его вклад в культурантропологию.

  7. Функционалистское направление. Б. Малиновский. Теория потребностей, дуальная организация и мифология. Основные принципы функционализма.

  8. Теории К. Леви-Стросса. Его вклад в развитие культурантропологии. М. Дуглас.

  9. Школа Ф. Боаса. Общественно-политические взгляды Ф. Боаса, А. Кребера, М. Херсковица.

  10. Школа Ф. Боаса. Р. Бенедикт, М. Мид.

  11. Возрождение эволюционизма. Теория Л. Уайта.

  12. Символическая антропология К. Гирца.

  13. Отечественная этнография – восемь этапов развития СРС.

  14. Советская этнография – ее вклад в развитие культурантропологии.

  15. Антропогенез и социогенез.

  16. Этногенез. Этнос и общество. Этнология.

  17. Община, племя, этнос.

  18. Народность, нация.

СРС


  1. Экономическое разнообразие в истории. Три типа экономики. Основы экономической антропологии.

  2. Основные формы хозяйственной деятельности. Различие хозяйственных укладов.

  3. Производство, природные ресурсы, организация труда, половозрастное разделение труда. Распределение – реципрокность, дарение, рынок. СРС.

  4. История развития института брака и семьи (историко-культурный экскурс).

  5. Основные типы современного брака и семьи. Будущее семьи и социальное развитие. СРС

  6. Неродственные формы социального объединения в истории. Детство, юношество в различных культурах. СРС

  7. Понятие гендерной идентичности. Историко-культурный контекст развития индивидуальной идентичности.

  8. Проблема языка в культурной антропологии.

СРС


  1. Мифотворчество: особенности возникновения и исторического развития.

  2. Культура и история. Инновации в культуре. Традиция и творческая деятельность человека.

  3. Основные принципы, механизмы и этапы социализации и инкультурации. Проблема определения сущности инкультурации.

СРС. Итоговая работа

Тест


ИТОГО

6 часов


4 часа


4 часа

6 часов


6 часов


4 часа


4 часа


6 часов


6 часов

6 часов

4 часа

6 часов


6 часов


6 часов

6 часов

6 часов

4 часа

10 часов

4 часа

10 часов

4 часа

10 часов

6 часов

6 часов

4 часа


4 часа


6 часов


6 часов


6 часов


4 часа


4 часа

6 часов

4 часа


4 часа

4 часа


10 часов

10 часов


264 часа



^ ПРОГРАММА КУРСА

Раздел первый. Культурная антропология как наука. Предмет, метод. История становления науки

Тема 1. Культурная антропология в системе гуманитарных наук. (4 часа).

Философская, религиозная, социальная, культурная антропология. Этнография (Россия), культурная антропология (США), социальная антропология (Великобритания), народоведение (Германия), исследование малых народов (Китай). Поиск названия и концептуальных и методологических основ культурной антропологии в XX столетии.

Предпосылки формирования науки культурной антропологии. Естественные и гуманитарные науки – от дифференциации к синтезу. Универсальность и разнообразие, культурная антропология как «дитя» эпохи разнообразия, становление культурной антропологии в рамках разрушения европоцентристских представлений о культуре, в контексте отказа от рациональных и линейных представлений об истории. Натурализм или герменевтика в понимании культуры.

Социальные, политические, культурные, мировоззренческие причины интереса к разнообразным культурам в XX веке. Раскрытие новых аспектов человеческого бытия в культурантропологии.

Предмет и методы культурной антропологии. Культура и антропологи. Практические методы культурантропологии. Основные проблемы и темы. Человек, природа, культура в современной картине мира.

^ Семинарские занятия (6 часов).

Вопросы.

Проблема человека как центральная проблема гуманитарных наук XX века. Культурные, социальные, теоретические предпосылки выделения культурной антропологии в самостоятельную область знания.

Отношения культурной антропологии, этнологии, культурологии, социальной философии. Разнообразие культур народов мира. Специфика знания о человеке. Культурная антропология в системе наук, ее специфика. Особенности методов в культурной антропологии.

Литература:

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 189-205, 234-245.

Дильтей В. Задачи критики исторического разума. // Вопросы философии. 1988. №10.

Бахтин М.М. К философским основаниям гуманитарных наук. К методологии гуманитарных наук. // Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. // Одиссей. 1989. С.11-19.

Раппопорт Р. Эволюция человечества и будущее антропологии. //Этнографическое обозрение. 1995. № 6. С 18-30.

Современная западная социология. Словарь М., 1990. С.22.

Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры.// Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 3-31.

Шпенглер О. Закат Европы. // Самосознание европейской культуры XX века. М. 1991. С.23-34.

Фрейд З. Недовольство в культуре.// Философские науки. 1989. № 1.

Фуко М. Слова и вещи. М., 1977. С. 439-487.

Межуев В.М. Культурология и философия культуры.// Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. М.,1993.

Гуревич П. Человек как микрокосм. // Общественные науки и современность. 1993. №6. С. 179-187.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998. С. 7-23.

Чеснов Я.В. Этнологическое мышление и методика полевой работы. // Этнографическое обозрение. 1999. №6.

^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Дополнительная литература для самостоятельного изучения

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб, 1994.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Орлова Э.А. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 1991.

Форма контроля: реферат.


Тема 2. Теории культуры и дисциплинарно-теоретические направления культурной антропологии. История теоретического становления дисциплины. (14 часов).

^ Европейская и американская антропология.

Антропоцентризм и натурализм в гуманитарном знании. Вклад И. Гердера, Ж. Руссо, Д. Дидро, О. Конта в становление антропологической тематики в гуманитарных науках.

Предпосылки становления дисциплины – теории Л. Моргана, Ф. Энгельса, Э. Тэйлора. Эволюционизм. Сравнительный метод.

Диффузионистское направление (Ф. Ратцель, К. Старке, Л. Фробениус, Ф. Гребнер). “Теория культурных кругов”, “Венская школа” В. Шмидта.

Фрейдизм в этнографии. Эдипов комплекс. З. Фрейд - объяснение табуации и тотемизма. Вклад К. Юнга, Г. Рохайма в этнографию.

Школа Э. Дюркгейма. М. Мосс и теория дара. Л. Леви-Брюль – его вклад в культурантропологию. Исследование коллективного сознания, закона партиципации, ментальных функций.

Дж. Фрэзер и британская антропология. Фрэзер о тотемизме, религии и магии. Б. Малиновский и Дж. Фрэзер.

Функционалистское направление. «Аргонавты западной части Тихого океана» как начало науки культурантропологии. Теория потребностей, дуальная организация и мифология. Основные принципы функционализма. А. Реджинальд и А. Радклифф-Браун. Сходства и различия Малиновского и Брауна.

Школа Ф. Боаса. Общественно-политические взгляды Боаса – антирасизм. Культурно- релятивиствкие идеи. Вклад Боаса в науку, его ученики. Теория паттернов культуры - Р. Бенедикт. Культура и детство - М. Мид. Соотношение этнологии, культурологии, социологии в работах Мид.

Особенности американской традиции антропологии (Ф.Боас, А. Кребер, А. Голденвейзер, М. Херсковиц). Э. Сепир как языковед и антрополог. Спор с А. Кребером. Различение культуры и цивилизации. Организация, а не функция.

Кризис школы Боаса. Возрождение эволюционизма. Теория Л. Уайта. Выделение Уайтом науки – культурологии. Символизация. Многолинейный эволюционизм (Л. Уайт, М. Саллин).

Структурализм. Вклад К. Леви-Стросса в совершенствование понимания культур и человека. Единство человеческого разума. Бинарные структуры. Анализ мифов. К. Леви-Строс и М. Дуглас.

Символическая антропология К. Гирца. Метод насыщенного описания.

^ Отечественная этнография – восемь этапов развития от «Повести временных лет» до первых научных этнографических сообществ.

«Литературные кружки» первой четверти XIX века. Архив П. Киреевского. Возникновение Русского географического общества. Н. Миклухо-Маклай, Д. Н. Анучин, Л. Я. Штернберг. Первые этнографические журналы «Этнографическое обозрение», «Живая старина».

Советская этнография – ее вклад в развитие культурантропологии. Теоретическое наследие Л. Штернберга, С.А. Токарева, Ю. Бромлея, А. Арутюнова, Д. С. Лихачева. Современная культурная антропология – исследования А.О. Бороноева, Ю. Н. Емельянова, Н.Г. Скворцова.

Исследования факультета этнологии Европейского университета в СПб (А.К. Байбурин, Березкин Ю.Е., Вахтин Н.Б.).


^ Семинарские занятия (14 часов)

Вопросы.

Индивид и общество, индивид и окружающая среда. Методы в антропологии. Первые полевые исследования. Коллективные представления, ранний структурализм М. Мосса, соотношение коллективной психологии и индивидуального у Л. Леви-Брюля, особенности первобытного мышления, закон партиципации.

Функционализм Б. Малиновского. Понятие культуры в функционализме. Этнология и социальная антропология А. Радклифа-Брауна. Метод Радклифа-Брауна.

Основные идеи и методологические принципы Ф. Боаса. Ф. Боас и его ученики. Человек в культуре – теория К. Гирца. Значение теорий К. Гирца для культурантропологии.

Понятие культуры у Л. Уйата. Принципы эволюции культуры. Структурализм К. Леви-Стросса и его вклад в культурную антропологию.

Этнографический материал в русской литературе. Г. Новицкий – его путешествия в Сибирь. Влияние Ломоносова на развитие отечественной этнографии. В. Белинский – о самобытности каждого народа. Сближение этнографии и естественных наук. Русское географическое общество, этнографические музеи. Особенности советской этнографии.

Литература.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.

Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии. Методы этнологии. // Антология исследований культуры. Т.1. СПб 1997. С. 499-509, 509-519.

Кребер А. Стиль и цивилизация. // там же. С. 225-271, 465-499.

Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М.,1989.

Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989. С. 5-51.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии. // Сумерки богов. М., 1992. С.99-142.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996.С. 85-155, 170-200, 242-263.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб, 2000. С. 344-347, 333-341, 404-406, 409-434.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1989. С. 322-361.

Леви – Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930. С. 5-69.

Леви- Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С 9-87.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1986.

Леви-Стросс К. Структура мифов.// Вопросы философии. 1970. №7.

Радклифф-Браун А. Влияние концепции культуры на концепцию человека. // Антология исследований культуры. Т.1. СП., 1997. С. 603-636.

Малиновский Б. Научные принципы и методы исследования культурного изменения. // там же. С. 681-703.

Малиновский Б. Научная теория культуры. // Вопросы философии. 1983. №2.

К. Гирц. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Насыщенное описание в поисках интерпретативной теории культуры. // Антология исследований культуры. СПб, 1997. С. 115-141, 171-203.

Р. Бенедикт. Психологические типы в культурах . // там же. С. 271-285.

Уйат Л. Понятие культуры. Наука о культуре. Энергия и эволюция культуры.// там же. С. 17-49, 141-157, 439-465.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998 С. 64-69.

Лурье С.В. Историческая этнология М., 1998. С. С.13-16, 49-57, 104-110, 138-141, 141-142, 143-145, 147-150, 150-152, 427-443 (методы)

Левин М.Т., Токарев С.А. Культурно-историческая школа на новом этапе. // Советская этнография. 1953. №4.

Островский А.Б. Анализ мифов Леви-Стросса. // Советская этнография. 1984. №5. С.48-59.

Елфимов А.Х. Гирц К.: интерпретация культур. // Этнографической обозрение. 1992 №3.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

История отечественной этнографии.

Контрольные вопросы: 8 этапов развития отечественной этнографии,

основные представители, основные школы, советский этап (особенности развития).

Литература.

Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966.

Гаген-Торн Н.И. Ленинградская этнографическая школа в 20 годы.// Советская этнография. 1971. №2.

Лурье С.В. Культурантропология в России и на Западе: концептуальные различия. // ОНС 1997. №2.

Форма контроля: конспекты ответов на вопросы.


Раздел второй. Вклад культурной антропологии в исследование фундаментальных гуманитарных проблем

Тема 1. Человек как биосоциопсихическая целостность. (4 часа)

Человек как основная проблема антропологии. Человек во времени и пространстве. Предпосылки понимания разнообразия культур, созданных человеком. Антропогенез и социогенез. Расообразование и история расселения народов. Концепции происхождения человека Ф. Энгельса, Б. Поршнева, Я. Линдблада, А. Ачильдиева.

^ Семинарские занятия. (6 часов).

Вопросы.

Антропосоциогенез в теории Б. Поршнева. Антропосоциогенез в теории Я. Линдблада. Антропосоциогенез в теории А. Ачильдиева. Современные точки зрения на проблему происхождения человека. Человек как базовая проблема антропологии.

Литература


Культурология. М., 2003 С. 270-291.

Наследники по прямой. // Вокруг света. Май 2003.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1971.

Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история. // История и психология. М., 1971. С. 7-36.

Поршнев Б. Ф. Элементы социальной психологии.// Проблемы общей психологии. М., 1965.

Линдблад Я. Человек – ты, я, первозданный. М., 1991.

Ачильдиев И. Власть предистории (опыт философского исследования). М., 1991.

Козлова М.С. Эволюционная судьба Homo Sapiens.//Человек. 2000. №1. С.46-56.

Козлова Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. С. 62-184.

Тендрякова М.В. Еще раз о социально-исторической прародине личности // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С. 125-139.

Козинцев А.Г. Проблема грани между человеком и животным. // Этнографическое обозрение. 1996 Вып.4 С.96-116.


Тема 2. Проблема происхождения и историческое развитие этнического разнообразия. (4 часа).

Этногенез. Этнос и общество. Этнология. Этапы развития науки этнологии. Община, племя, этнос. Концепция Ю. Бромлея. Концепция Л. Гумилева. Демос, народность, нация. Проблема этногенеза в современной науке. Примордиализм, конструктивизм. Соотношение психологии, этнологии и культурной антропологии в решении проблемы этногенеза.

^ Семинарские занятия (4 часа).

Вопросы.

Понятие этноса, народности, нации. Понятие этногенеза. Соотношение этнологии, психологии, антропологии, социологии в исследованиях этносов. Основные этапы становления человечества. Теория этноса Ю. В. Бромлея.

Литература.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб, 1994.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

Токарев С.А. Проблема этнических общностей. // Вопросы философии. 1964. № 11. С. 43-53.

Национализм, культура, этничность. // ОНС. 199. №4.

Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. // Советская этнография. 1967. 34.

Геллнер Э. Нации и национализм. // Вопросы философии. 1995 №7.

Михайлов В.А., Михайлова Л.Я. Национальный вопрос глазами студентов. // Социс. 1999. №12.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Коллоквиум на тему «Этносоциальные процессы и основные проблемы развития современности»

Литература к коллоквиуму:

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М., 1987.

Саракуев Э.А., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.

Агеева Р.А. Страны и народы. Происхождение названий. М., 1990.

Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М., 1989.

Этносы и этнические процессы. М., 1993.

Форма контроля: участие и выступление в коллоквиуме.


Тема 3. Взаимодействие культур. Этническое и национальное самосознание. (8 часов).

Этническое и национальное в культуре. Проблема национального характера. Методы исследования национального характера. Основные проблемы, связанные с исследованием национального характера. Попытки определения русского характера. Понятие этнической, национальной, региональной, общей, коллективной идентичности.

Взаимодействие этнических культур. Соотношение глобальности и локальности в современном мире. Понятие “локальности” в современной гуманитарной мысли – “за” и “против”. Локальные социальные движения (особенности формирования и развития). Значение локальности для культуры. Опасности преувеличения значимости локальности в современном развитии.

Взаимодействие культур: структура и уровни взаимодействия. Основные современные формы взаимодействия культур.

^ Семинарские занятия (6 часов).

Вопросы.

Понятие национальной, этнической, региональной идентичности. Понятие национального характера. Русский национальный характер. Национальные образы мира в концепции Г. Гачева. Типология основных подходов в исследованиях национальностей. Понятие коллективной идентичности. Культурный и социальный плюрализм. Мультикультурность в современном мире. Парадоксы мультикультурализма. Социальная миграция и культурная ассимиляция.

Литература.

Лосский Н. О. Характер русского народа. М.,1990.

Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.

Лихачев Д.С.О национальном характере русских.// Вопросы философии. 1990. №4.

Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. М., 1971.

Кон И.С. Нации и национализм. Воронеж 1998.

Лурье С.В. В поисках русского национального характера. // Отечественные записки. 2002 №3.

Моисеева Н.Е., Сороковикова В.И. Менталитет и национальный характер. // Социс 2003. №2.

Сверкунова Н. В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект. // Социология и социальная антропология. СПб. 1997. С. 321-329.

Светлицкая Е. Б. Новая российская идентичность. // ОНС. 1997. № 1. С. 72-80.

Скворцов Н. Г. Индивид и этническая среда: проблема этничности в символическом интеракционизме. // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. С. 303-321.

Малахов В. С. Нация и культурный плюрализм. // Независимая газета.14.06. 1997.

Пибоди Д, Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменский А.Е. Психосемантический анализ стереотипов русского характера. // Вопросы психологии. 1993. №3.


Тема 4. Истоки социокультурного разнообразия в истории человечества. Материальная культура, социальная культура. (6 часов).

Соотношение биологических и социокультурных процессов во времени, разнообразие, связанное с географическим пространством (Л. Мечников, Ф. Бродель). “Свое” и “чужое” пространство. Влияние культуры на природное окружение. Основные формы хозяйственной деятельности. Пастушество, земледелие, скотоводство.

Чайлд и его концепция неолитической и городской революции.

Различие хозяйственных укладов. Понятие хозяйственно-культурного типа. Производство, природные ресурсы, организация труда, половозрастное разделение труда. Распределение – реципрокность, дарение, рынок. Три типа экономики. Основы экономической антропологии. Мировая экономическая система.

Динамика социального развития. Тотем и табу. Формы обмена и происхождение власти. Формы коммуникации в примитивных обществах. Р. Карнейро: война как способ государствообразования. Критика концепции. Социальная дифференциация и интеграция. Общественные взаимосвязи и проблемы выделения социальных общностей. Индивидуализация и вовлечение. “Я – Мы – Они.”

^ Семинарские занятия (8 часов).

Динамика взаимодействия социального пространства и культуры. Возникновение производящего хозяйства. Основные типы хозяйственной деятельности.

Региональные и культурные отличия в типах хозяйства. Взгляд антропологов на экономику. Производство, природные ресурсы. Организация труда, половозрастное разделение труда. Дарение, потлач. Рыночный обмен. Разнообразие типов производящей деятельности в истории. Отличия западных и восточных цивилизаций в способах хозяйствования. Становление мировой экономической системы: основные проблемы и способы решения.

Литература.

Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1996.

Бродель Ф. Что такое Франция. Пространство и история. М., 1994. С. 5-20, 41-87, 329-331.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.

Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М, 1986.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. С.55-77, 207-214.

Никольский С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления. // Вопросы философии. 1991.№ 2. С. 13-24.

Артемова О.Ю. Первобытный эгалитаризм и ранние формы социальной дифференциации. // Ранние формы социальной стратификации. М., 1993. С.27-40.

Белков П.Л. Социальная стратификация и средства управления в доклассовых и предклассовых обществах. // там же. 40-71.

Васильев. Л. С., Иванов. Н.А. Введение.// Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С. 3-26.

Васильев Л.С. Генеральные очерки исторического процесса.// Философия и общество. 1997. №1. С.89-156.

Васильев Л.С. история Востока. М., 1993. Т.1. гл. 1, 3, 4.

Нуреев Р.М. Азиатский способ производства как экономическая система // Феномен восточного деспотизма. М. 1983. С.62-88.

Античная Греция. М., 1983. Т.2. С. 5-31.


Тема 5. Брак, семья, семейные группы в рассмотрении культурной антропологии. (2 часа)

Универсальность института брака, его роль. Запрет инцеста, избегание инбридинга. История развития института брака и семьи (историко-культурный экскурс). Основные типы современного брака и семьи. Передача прав и имущественный обмен. Семья и ее состав. Будущее семьи и социо-культурное развитие.


^ Семинарские занятия (2 часа).

Вопросы.

Институт брака и его роль в истории. Биологический контекст. Социо-культурный контекст. Брачные правила. Семья и ее состав. Нуклеарная семья, расширенная семья. Новая автономия в современной семье - причины и последствия. Новые формы семьи. Будущее семьи.

Литература.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Каграманов Ю.М. К. Леви-Стросс и проблема человека. // Вопросы философии. 1976. №10. С.133-141.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1978.

Мольтман-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. // Вопросы философии. 1991. №3. С.91-104.

Васильев Л.С. История Востока. М., 1993. Т.1. С.3-15.

Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 1998.

Семья, гендер, культура. М., 1997.

Вишневский А.Г. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М., 1992.

Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 в. СПб, 1999.

Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.

Латышев И.А. Семейная жизнь японцев. М., 1985.

Кон И.С. Введение в сексологию. М. 1989. С.86-176.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Творческое эссе на тему: Роль культуры в формировании гендерной идентичности.

Дополнительная литература:

О благородстве и преимуществе женского пола. СПб., 1997.

Фуко М. История сексуальности III. Забота о себе. М., Киев, 1998. С.45-201.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

Клименкова Т. Женщина как феномен культуры: взгляд из России. М., 1996.


Тема 6. Неродственные формы объединения людей. (4 часа).

Неродственные формы социального объединения в истории. Возрастные культуры. Разнообразие культурных форм детства, юношества. Детство, юношество, старость в различных культурах. Основные социальные условия интеграции и дифференциации. Возрастной символизм и возрастные субкультуры.

Гендерная идентичность в общественной системе. Половой диморфизм и культуральные понятия мужественности и женственности. Мужская и женская социализация и инкультурация. Гендер как инструмент социологического анализа, культурной интерпретации, как семиотический инструмент. Базисные способы формирования института пола и закрепление половых идентификаций. Гендерность. Современные гендерные исследования: история и перспективы. История теории гендерных исследований. Феминистский проект в антропологии.


^ Семинарские занятия (2 часа).

Вопросы.

Культура и детство. Типы культур в концепции М. Мид. Ребенок и окружающая среда. Концепция Э. Эриксона. Концепция И.С. Кона.

История и детство. История и юношество. Молодежь и общество. Типы молодежных культур. Материнство и отцовство: роли, чувства, отношения. Значение исследований культуры и форм социального объединения детства и юношества в современном обществе.

Литература.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1983.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. С. 165-195, 195-227.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Кон И.С. Ведение в сексологию. М., 1989. С. 42-86.

Кон И.С. Этнография детства. // Советская этнография. 1981.№ 5.

Кон И.С. К проблеме возрастного символизма. / / Советская этнография. 1981. №6.

Молодежь в социальной структуре общества. //Социальный облик современного западного общества. М., 1993. С. 157-170.

Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков. // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 39-48.

Дети в современном обществе. М., 1999.

Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований.// Советская этнография. 1983.№3.

Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов-на-Дону, 1999. С. 49-124.


Тема 7. Язык как этнический и культурный фактор. Языковое разнообразие. (4 часа).

Язык и речь. Язык и общение. Язык и общество. Соотношение речи и языка в культуре. Вербальные и невербальные языки, естественные и искусственные языки. Язык и культура. Понятие коммуникации. Информация, коммуникация, кодирование. Особенности языка как коммуникативной системы. Роль коммуникации в истории культуры. Коммуникация, информация, историческое развитие. Л. Уайт об эволюции человеческого общества и роли языка. Этничность и языковая политика. Языковые меньшинства и языковые конфликты.

^ Семинарские занятия. (2 часа).

Вопросы.

Язык и культура. Общественные функции языка. Особенности национально-культурной семантики (структура и элементы). Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи. Фольклор в культуре. Семантический язык и язык повседневного поведения.

Литература.

Чуковский К. От двух до пяти. Киев., 1988. С.12-21.

Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека.// Человек в системе наук. М., 1989.

Веселовский В.Н. Информация и мысль: новый взгляд на сущность сознания. // Философия и общество. 2000. №3 С. 84-97.

Верещагин Е. М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990. С. 9-18, 23-27, 46-51, 218-226,

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Сепир Э. Избранные статьи по языкознанию и культурологии. М., 1993. (статьи Язык, Символизм, Коммуникация, Речь как черта личности.).

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998. Ч 1. (Ч. IV).

Фомин В.А. О структурной лингвистике к специфической человеческой сущности. // Человек. 2002. №4. С.171-176.

Язык как фактор этнической идентификации. // Вопросы психологии. 1997. №4.

Мечковская Н.Б. Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи. // Социальная лингвистика. М., 1996.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Реферат по следующим источникам:

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр соч в 6 т. Т. 2. М.,1982.

Лабов У. Единство социолингвистики.// Социально-лингвистические исследования. М., 1976.

Лотман Ю.М. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. Л., 1983. С. 35-110.

Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Якобсон Р.О. Речевая коммуникация. Язык в отношении к другим системам коммуникации. // Избранные работы. М., 1985.

Остин Дж. Слово как действие. // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1986. Вып. 17.

Серль Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. М, 1986. Вып. 17.

Форма контроля: реферат.


Тема 8. Культуротворчество народов мира: миф и религия. (4 часа).

Мифотворчество: особенности возникновения и исторического развития. Поиски порядка, смысла жизни, снижения тревожности. Характер мифологического сознания. Мифология в разные периоды развития культуры. Причины устойчивости мифологического сознания.

Особенности первобытной религии. Религия – метафизика народа или опиум народа. Религия, символизм, ритуал, магия. Взаимодействие религиозных и этнических факторов в культурах.

^ Семинарские занятия (4 часа).

Вопросы.

Основные мифы народов мира. Сюжетная классификация мифов. Магия и ритуалы в различных культурах. Магия, наука и религия. Понятие мифологического времени. Содержательная связь мифа и ритуала.

Религия народов мира. Религия и ее адаптивные функции. Религия и символизм.

Литература.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.. 1986. С.9-19, 34-53, 68-79, 83-93, 102-111, 112-123, 149-163 .

Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996. С. 5-31, 98-118, 142-191.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.

Штернберг Л. Примитивная религия в свете этнографии. М., 1936.

Леви-Стросс К. Структура мифов. // Вопросы философии. 1970. №7

Леви-Стросс К. Миф. Ритуал, генетика. // Природа. 1978.№ 1.

Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Этнографическое обозрение. 1993. № 6. С. 103-114.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельное изучение источника на выбор:

Мифы народов мира. В 2-х томах. М., 1980, 1982..

Мифы Древней Индии. М, 1975.

Мифы Древней Греции. Л., 1990.

Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986.

Хюбнер К. Истина мифа. М., 1995.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов. // Вестник МГУ. Сер 7. 1990. №2.

Планк М. Религия и естествознание. // Вопросы философии. 1990. №8. С.25-36.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Семенов Ю.И. Эволюции религии: смена ОЭФ и культурная преемственность.// Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

Гуревич П.С. Мифология наших дней. // Свободная мысль. 1992. №11.

Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо. // Вопросы философии. 1994. №2.

Форма контроля: конспект.


Тема 9. Культура как процесс. Источники развития и разнообразия культуры. (6 часов).

Культура и традиции. Культура и нормы. Инновации в культуре. Традиция и творческая деятельность человека. Понятие социо-культурной информации. Преемственность в культуре, проблемы передачи культурной информации. Тип культурно-исторического наследования. Научение в культуре. Инкультурация и социализация. Первичная социализация. Проблемы модернизации и роль личности. Различные типы социо-культурного наследования.

Основные принципы, механизмы и этапы социализации и инкультурации. Проблема определения сущности инкультурации. Преемственность, механизмы и исторические формы наследования социальной информации. Типы обществ и типы социализации. Переход от традиционных обществ к современным. Проблема традиционализма и новаторской деятельности в обществе.

^ Семинарские занятия (4 часа).

Занятие 1.

Вопросы.

Социализация. Биологический контекст. Культурный контекст. Теории развития личности в отечественной и зарубежной антропологии. Индивид – индивидуальность – личность. Основные факторы, этапы социализации. Позитивная и негативная идентичность. Роль социо-культурной среды в формировании ребенка. Отечественная психология о базовых факторах формирования личности. Зарубежная психология о базовых факторах формирования личности. Основные теории личности.

Литература к занятию 1.

Смелзер Дж. Социализация. // Социс. 1991.№3 С. 109-113, №5 С. 109-116.

Лотман Ю. М. Проблема обучения культуре как ее типологическая характеристика. // Ученые записки Тарт ун-та. Тарту, 1971.

Традиция в истории культуры. М. 1978.

Флиер А. Культурогенез и истории культуры. // Общественные науки и современность.1995. №3. С. 137-148.

Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве. // Вопросы психологии. 1997. №4. С.3-13.

Акчурин И. А. Топология и идентификация личности.// Вопросы философии. 1994. № 5.С. 143-150.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии 1996. № 1.С. 131-143.

Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э.Г. Эриксона.// Принцип развития в психологии. М., 1978.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Коллоквиум на тему: «Роль социокультурной среды в формировании личности»

Баткин Л. М. «Неужели вот тот – это Я?» // Знамя. 1995. № 2. С. 189-196.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.

Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме.// Психологический журнал.1996. т.17 №1.

Лейбин В. М. Психоаналитическая трактовка структуры личности и неофрейдистская концепция самости.// Вопросы философии. 1977. № 6. С. 149-159.

Пиаже Ж. Генетическая эпистемология.// Вопросы философии. 1993. №5. С. 54-64.

Руткевич А. М. Психо-история Э. Г. Эриксона. // Э. Эриксон. Молодой Лютер. М., 1996. С. 3-22.

Форма контроля: участие и выступление на коллоквиуме.


Занятие 2. (2 часа).

Формы взаимодействия личности, культуры и общества. Динамика и основные этапы формирования личности в обществе (антропологический подход). Инновации в культуре. Факторы принятия инноваций – этапы зарождения и развития. Личность в современной культуре – проблема системы культуры и авторства.

Литература к занятию 2.

Арутюнов С.А. Инновации в культуре этноса и социально-экономическая обусловленность. // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985. С.31-50.

Зеньковский В. Единство личности и проблема перевоплощения.// Россия XXI. 1998. 9-10. С. 62-82.

Бахур В. Г. Это неповторимое Я. М., 1986.


Тема 10. Психологические аспекты межэтнического взаимодействия. Социально-психологические особенности культур.

(6 часов).

Понятие ментальности. Типы характера и общество. Психология межнациональных отношений: предубеждения, паттерны, установки, стереотипы в культуре. Приемы, процедуры исследования коллективных представлений, образов, символов, ритуалов. Характеристика основных школ и концепций изучения ментальности в зарубежной и отечественной гуманитарной мысли.

Установка как психологическая основа стереотипа. Этническая установка.

^ Семинарские занятия. (6 часов).

Вопросы

Ментальность, паттерн, стереотип, установка.

Литература.

Агеев В.С. Психологические исследования социальных стереотипов. //Вопросы психологии. 1986. №1. С.95-102.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

Дубов И.Г. Феномен менталитета психологический анализ.// Вопросы психологии. 1993. №5. С.20-30.

Зубков Е.О, Куприянова А.И. Ментальное измерение истории.// Вопросы истории. 1995. №7.

Кон И.С Социологическая психология. М., Воронеж, 1999.

Марков В.В разум и сердце история и теория менталитета. СПб., 1993.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. С. 192-270.

Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет. Исторические заметки. //Отечественная история. 1995. №3.

Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс 1993. №3,5. С. 144-151, №3 С. 121-130.

Российская ментальность.// Вопросы философии. 1994 №1.

Шестопал Е.Б., Брицкий Г.О., Денисенко М.В. Этнические стереотипы русских.// Социс. 1999. №4.


Тема 11. Культурная антропология: перспективы развития и перспективы междисциплинарных исследований (2 часа).

Современные проблемы культурантропологии. Глобальные перемены и антропология в современном мире. Конкретно-исторические аспекты восприятия, описания и понимания «своей» и «чужой» культур. Роль культурантропологии в формировании мировоззрения социальной, религиозной, ценностной терпимости, в создании условий для социо-культурного взаимодействия. Проблема межкультурной коммуникации в мире глобальности.

Новые противоречия человеческого бытия, связанные с информатизацией и виртуализацией.

Мультикультурализм. Глобализм и место региональных и локальных культур в развитии.

^ Семинарское занятие (2 часа)

Вопросы

Плюрализм в современной культуре: позитивные и негативные тенденции.

Литература.

Малахов В. С. Неудобства с идентичностью.// Вопросы философии. 1998. № 2. С. 43-54.

Малахов В. С. Парадоксы мультикультурализма. // Иностранная литература. 1997. №11. С. 171-174.

Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности.// Вопросы философии. 1994. № 10. С.113-123.

Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.
^

Дополнительная литература к реферированию по всему курсу


Шпет Г.Г. Психология социального бытия. Воронеж, 1996.

Блок М. Короли-чудотворцы. М., 1998.

Токарев С.А. Культура и быт народов зарубежной Европы. М., 1967.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.

Токарев С.А. История русской этнографии М., 1966.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.

Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации. // Вопросы философии. 2000. №6.

Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1972.

Голод С.И. Будущая семья: какова она. (Социально-нравственный аспект). М., 1990.

Келасьев В. Н Проблема самореализации человека в современных условиях. // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. С. 74-85.

Киселев Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека.// Вопросы философии. 1999. № 1. С.40-50.

Козелецкий Ю. Человек многомерный (психологическое эссе). Киев, 1991.

Кон И. С. Возрастные категории в науках о человеке и обществе.// Социс. 1978. №3.

Иорданский В.В. О едином ядре древних цивилизаций. // Вопросы философии. 1998. №12. С.37-50.

Попова Л. В., Дьяконов Г. В. Идентификация как механизм общения и развития личности. М., 1988.

Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание. // Вопросы экономики. 1993. №8. С.44-53.

Лурье С.В. психологическая антропология. М, 2003.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М, 1999.


Форма контроля – заключительный тест.


Дополнительная литература – Интернет-ресурсы.

Энциклопедические:

http: // www.ethnos.nw.ru

http: // nurali.newmail.ru

http:// www.rubricon.ru/nir

http://www.iea.ras.ru

http:// www.ethnonet.ru

http://hist.msu.ru/Departments/Ethn/index.html


Тематика курсовых работ:

1. К. Гирц как представитель американской культурной антропологии второй половины XX века. (Возможен анализ работ любого антрополога в контексте идей школы)

2. Детство в условиях различных культур.

3. Перспективы развития семьи как социокультурного института.

4. Возрастной символизм в традиционных культурах.

5. Роль мифологического времени в архаической культуре.

6. Французская социологическая школа и ее вклад в культурную антропологию.

7. Постсоветское пространство: роль культурной политики в урегулировании межэтнических конфликтов.
^

8. «Глобализм и локализм: теоретические проблемы этнической культуры»




ГЛОССАРИЙ К КУРСУ


АККУЛЬТУРАЦИЯ - процесс приобретения определенных черт культуры одним народом у другого в ходе приспособления к «чужой» культуре, в межкультурном взаимодействии (исследования о детях иммигрантов арабов во Франции или пуэрториканцев в США). (Херсковиц, 1958).

^ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К. ГИРЦА - ослабление интереса к антропологии в 70-80-е годы в Европе заставило некоторых ученых пересмотреть традиционные подходы и создать новые научные направления. Одним из таких направлений стала интерпретативная антропология Клиффорда Гирца (1926 г. рожд.). Гирц определяет культуру как символическую систему в действии, разделяемую членами сообщества. Человек опутан сотканными им самим сетями смыслов и значений. Эти сети и есть культура. Поэтому антрополог больше похож на литературного критика нежели на ученого-физика (как Боас) или математика (как Леви-Стросс). Фактически продолжая неокантианскую и герменевтическую традиции в антропологии, в работах «Интерпретации культур» (1973) и «Локальное знание» (1983), Гирц предлагает ввести «плотное описание», суть которого в построении иерархии смысловых структур, в умении, сочетающем рациональность и интуицию, прояснить, что происходит в культуре, понять, как живут люди.

^ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА – экономическая система со следующими характеристиками: 1) единая инфраструктура позволяет работать в едином пространстве и времени 2) наука, технология и информация организованы по всему миру 3) организация системы производства в глобальном масштабе

ГЛОБАЛИЗМ – тенденция рассматривать мир как единую взаимосвязанную систему: 1) реальный единый временной практический ритм (капиталы, инвестиции, акции, фонды – по всему миру, общие экономические правила; 2) глобальная наука, техника, технологии, глобальные информационные системы; 3) массовая глобальная культура; 4) глобальный рынок – это значит, что можно продать там, где будет продаваться; 5) глобальная массовая культура, распространяемая СМК – общие ментальные процессы (объяснение отсутствия четко выраженных классовых противоречий).

Критика глобализма со стороны Стивен Коген, Барбары Сталлингс: глобальная рабочая сила – миф; сильная поляризация; нет ТНК (это просто новый вид предприятия наряду с другими); нет способов решения общих проблем. Вывод: можно говорить о складывании международной регионализации. Проблема эклектизма – против разнообразия. Проблема управления социальными изменениями – распыление общества, его целостности – т.е. проблема идентичности – проблема классического целерационального действия, проблемы баланса глобального и локального, северного и южного.

ДИФФУЗИОНИЗМ - преобладание линейных и универсалистских представлений о культуре уже были отвергнуты в конце XIX века в диффуционизме в пользу более плюралистичного взгляда, рассматривающего культуру как уникальный продукт взаимодействия географической среды и межкультурных контактов. Критикуя эволюционные представления о культуре, Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф. Гребнер, В. Шмидт перенесли акцент с изучения исторического развития народов на исследования пространственных ареалов культур, их зависимость от географической среды. Центральным стало понятие «диффузия» – т.е. распространение, «растекание» культуры через контакты (войны, торговлю, переселение, миграцию, колонизацию). Культура уникальна и неповторима и живет в определенных условиях, если перевезти элементы из одного культурного круга в другой, то они либо отомрут, либо станут развиваться в другом направлении.

^ ЕВРОПЕЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - современную европейскую идентичность нельзя построить ни на основе религии, ни на экономике, ни на политике (при общем недоверии к государству и политике). Она может быть построена только в общей практике против глобализации, в социокультурном дискурсе, в «длительности» общей исторической памяти, при создании общей идеологии во имя общей цели – защиты будущей активности.

ИДЕНТИЧНОСТЬ – завершение возможного, достижение собственно человеческого, закрепление переориентации, «живое пространство» недоадаптации, обретение того, с чем личность выходит вовне, обретение идентичности – тоже сложная работа выбора, преодоления биологического сопротивления, принятие решения.

Личность и идентичность: личность определяет степени свободы. Идентичность определяет параметры порядка, не создание нового, но увязывание новизны в непрерывность. Самостоятельность как условие первого шага, «совершеннолетие» человека по И. Канту.

^ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – этап в процессе становления личности с целью самореализации на основе выбора и формирования модели жизни в социальном взаимодействии путем детерминации социального поведения. Предполагает существование исторической памяти, способности определять себя, обобщать, собирать воедино разнообразие внешнего мира, способность сохранять свои опыт и знание.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – это постепенная выработка человеком навыков, норм поведения, длительное овладевание культурным опытом, знанием традиций, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.

^ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – фиксация и последующая реконструкция этнического, социо-культурного, религиозного, экономико-хозяйственного опыта и опыта общения с другими народами.

КОММУНИКАЦИЯ – обмен (mei), осуществление связывающей роли в жизнедеятельности (обратные связи), развивается из-за усложнения социума и систем контроля.

^ КОЛЛЕКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – становление социальной общности на основе выбора и формирования места в социальном взаимодействии путем упорядочивания социальной жизнедеятельности.

КОНФОРМИЗМ – сознательно выбранная позиция по пути автоматического следования приказу.

КОСМОПОЛИТАНИЗМ – широкое видение целей и способов их достижения в организации деятельности.

^ КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ – неспособность человека справиться с внешним социо-культурным разнообразием, отсутствие жизненной модели, целей и идеалов жизнедеятельности.

^ КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ – нет линейного характера, нет возможности детерминировано строить модели, нет демократии, конец патриархализма и конец веры в национальное государство. Конец патриархализма – кризис стабильной структуры доминирования авторитета – рост автономии, разводов, разнообразия типов семьи, рост экономической независимости, кризис традиционного разделения труда.

^ КРИЗИС НАЦОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА – государственные расходы растут, снижение доли государственной работы, государственный долг, глобальная преступность, зависимость от глобальной экономики, относительная автономия СМК, плюрализм источников власти.

КУЛЬТУРА – способ человеческой жизнедеятельности.

^ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА Франса Боаса - одна из самых обширных школ в культурной антропологии. Основателем школы является немецко-американский ученый Франс Боас (1858-1942). Боас - автор огромного количества научных трудов на разным направлениям культурологии, антропологии и лингвистики, занимался активной общественной деятельностью, имел много учеников, среди которых Р. Бенедикт, М. Мид, К. Уисслер, А. Кребер, М. Херсковиц, лично дружил с несколькими русскими учеными (В. Богораз, В. Иохельсон, Л. Штернберг). Основные идеи Ф. Боаса можно определить следующим образом.

^ КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ – осознание своего места и роли в культуре, особенностей своей культуры, ее оценка в истории, в сравнении с другими культурами. Это – рефлексивно понимаемый индивидом или социо-культурной группой нарратив культуры. Нарратив – это аккумулированные тексты (устные и письменные), какие культуры накапливают и передают от поколения к поколению, это видение мира в мифах, легендах, сказках, истории, литературе, науке, шутках, поэзии, моде, биографиях, музыкальных произведениях, кинофильмах, рекламе и т.д.

^ КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - формируется в процессе становления культурной общности, на основе выбора и формирования места в межкультурном взаимодействии путем принятия определенных моделей отношения к окружению. Культурная идентичность отражает соответствие личного всеобщему, определяет соответствие разнообразия единому, выражает защиту личного, фиксирует соответствие образа «Я» своему жизненному воплощению, характеризует состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому – истории, обществу, культурной группе. Важнейшие признаки идентичности - отличительность от других и целостность.

^ КУЛЬТУРА ЭТНИЧЕСКАЯ - культура определенного этноса, творческая форма жизнедеятельности этноса по воспроизведению и обновлению бытия.

ЛИЧНОСТЬ – творец культуры и социальной жизнедеятельности.

В самораскрытии формальный признак личности, необходимое предварительное условие способности к бесстрашному личному самосознанию. Личность – переориентация, созидание собственно человеческого, нежелание адаптации, потребность идти дальше, строить будущее. Главное отличие личности – поиск и создание нового.

^ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – становление национальной общности на основе взаимодействия с другими нациями, синтез первичных факторов (этнос, язык, территория, национальное местоположение), вторичных генеративных (развитие ИТ, СМК, городов), самосохранения (историческая память), политических факторов (национальный язык, национальная система образования, идеология, пропаганда).

^ НЕГАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – замкнутая идентичность, нежелание соответствовать внешним нормам, действовать по всеобщим канонам, негативное отношение к окружающей действительности.

НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ - попытка возродить взгляд на культуру как последовательный процесс закономерных адаптивных изменений, возник в США. Л. Уайт (1900-1975), М. Саллинс, Дж. Стюард предлагают рассматривать эволюцию культуры как процесс усложнения структур, технологий, накопления энергии внутри человеческого общества, которое обладает особой способностью противостоять космическому хаосу. В этом его эволюционное преимущество. Культура служит механизмом «запрягания» энергии. «Культура развивается по мере того, как увеличивается количество энергии, потребляемое в год на душу населения, либо по мере роста эффективности орудий труда, при помощи которых используется энергия» (Л. Уайт. Энергия и эволюция культуры. // Работы Уайта по культурологии. М., 1996, С.98-102) Универсальной основой развития культуры служит технологический фактор (материальные, механические, физические орудия труда, средства производства и существования), над которым надстраиваются социальные отношения внутри человеческих групп (общественная, политическая, экономическая, религиозная системы) и идеология (система идей, верований, знаний, выраженных посредством членораздельной речи или в иной символической форме).

^ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ по А. Гидденсу – уверенность в том, что природные и социальные миры являются так, как мы их воспринимаем, а также это экзистенциальные параметры индивидуальности и социальной идентичности.

ОРГАНИЗАЦИЯ деятельности - целенаправленное влияние к установленной цели, формализация, нормы, культурные ценности, организация социальных отношений.

^ ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ и СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ – между старыми экономическими показателями и качественными сдвигами в труде, ростом неичисляемых активов, субъективная экономика теряет свою связь с объективным хозяйством, дисбалансах глобальной экономики, самотрудоустройство (12 % Франция, 13,2 – Германия, 21,8 –Великобритания, 17,6 – Япония. (85 % жен.).

^ ПОЛИТИКА ЭМАНСИПАЦИИ – характеризуется стремлением преодолеть зависимость от прошлого, изменить настоящее, преодолеть иллегитимную доминацию со стороны отдельных индивидов и групп, признает автономию индивида (Ю. Хабермас. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.)

^ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ МОРАТОРИЙ – период, предоставляемый обществом молодым людям для выбора собственного жизненного пути. Характеризуется недостатком обязательств, экспериментированием с социальными ролями, изоляцией и переходностью (Э. Эриксон. Детство и общество. СПб, 1996).

РАЗНООБРАЗИЕ – сначала «замешательство» - смешение различных форм опыта, а потом упорядоченное многообразие в форме разных образов, объединенных смыслом (в отличие от хаотического плюрализма – без смысла), равноположенность различий, объединенных всеобщей связью. Их значение определяется не субстратностью, а соотнесенностью с другими субстратами. Та, которая обладает широкими, интенсивными, разнообразными связями играет большую роль.

^ СОВРЕМЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ по М. Кастельсу – совместные стремления людей к реализации общей цели (экологи, феминизм, этнические, национально-культурные, секс, виртуальные сообщества). Характеризуются: 1) цель - на благо человека; 2) богатство и разнообразие; 3) ИТ – главное оружие; 4) невмешательство в мир другого; 5) удовлетворение культурных потребностей, постэкономические ценности; 6) враги –национальное государство и глобализм; 7) связь науки и технологии, опора на науку; 8) новые способы овладения временем и пространством (локалисты – в стремлении овладеть пространством и глобалисты –временем); 9) манифестация в СМК себя (нарративное выражение, легетимное признание); 10) право на автономию (в том числе и тела). (Castells M. The Power of Identity. Blackwell Publishers. 1997).

Мультикультурализм как идеология одиночества

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - это процесс выработки человеком социальных норм и правил жизнедеятельности общества. В целом безусловно трудно разделять процессы социализации и инкультурации, также как невозможно выделить исключительно социальные или культурные явления. Однако, можно определить целевое отличие: цель инкультурации – формирование творческого человека, тогда как результатом социализации должно стать развитие активной, полноценной личности в обществе.

^ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА – организованные и регулируемые практики, разделяемые в пространстве и времени.

СТРУКТУРАЛИЗМ - одно из самых известных направлений, которое бурно развивалось в 50-60-е годы во Франции, под влиянием одноименного философского направления и как рефлексия на общее настроение кризиса европейской культуры. Данное направление объединяет различных ученых из разных дисциплин: лингвистики, литературоведения, психоанализа, философии, антропологии. В культурной антропологии развитие структурализма связывают с творчеством К. Леви-Стросса (1908 – г.рожд.). Его работы «Печальные тропики» (1955), «Элементарные структуры родства» (1949), «Тотемизм» (1962), «Структурная антропология» (1958-1973), «Сырое и приготовленное» (1964) оказали огромное влияние на современную культурантропологию. Одной из самых известных последовательниц Леви-Стросса в антропологии является Мэри Дуглас (1921 г. рожд.).
^

ФУНКЦИОНАЛИЗМ В КУЛЬТУРНОЙ АННТРОПОЛОГИИ


Функционализм можно рассматривать и как метод и как доктрину. Метод функционализма предполагает: принцип описания фактов внутри социокультурной системы и их интерпретации в контексте этой системы, объяснение социокультурных феноменов как «тотальных» фактов, как результатов удовлетворения практических потребностей общества, государства и культуры. Создателем доктрины функционализма можно считать польско-английского антрополога и социолога Б. Малиновского (1884-1942). В основе его теории, изложенной в трудах «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922) и «Научная теория культуры» (1944) лежит признание, что культура – более менее статическая и устойчивая система, состоящая из автономных, координированных институтов. Это производная, вторичная среда, которая надстраивается над биологическим базисом. Человек удовлетворяет свои биологические потребности, но главное, что он имеет вторичные потребности - в одежде, строительстве жилья. В целом функционализм развивается в трудах А. Радклифф-Брауна, Р. Мертона, Р. Фирса и др.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - представляет собой совокупность концепций культурно-исторического развития человечества, сформированных во второй половине XIX века под влиянием открытий Ч. Дарвина и идей французской просветительской мысли XVIII века, – а именно универсальной природы человеческого рода, развивающей по единым законам. Основной схемой развития человечества является переход от «дикости» к «варварству», а с изобретением технологий сельского хозяйства, индустрии, коммерции и письменности к «цивилизации».


^ Контрольные вопросы к курсу «Культурная антропология».

  1. Предмет, метод культурантропологии. Основные проблемы и темы.

  2. Человек, природа, культура в развивающейся, изменяющейся картине мира. Культурантропология как научное отражение социокультурного разнообразия.

  3. Предпосылки становления дисциплины – теории Л. Моргана, Ф. Энгельса.

  4. Предпосылки становления дисциплины - Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса.

  5. “Теория культурных кругов” Ф. Гребнера, “Венская школа” В. Шмидта.

  6. Фрейдизм в этнографии. Объяснение табуации и тотемизма.

  7. Школа Э. Дюркгейма. М. Мосс и учение о даре.

  8. Л. Леви-Брюль – его вклад в культурантропологию.

  9. Функционалистское направление. Б. Малиновский. Теория потребностей, дуальная организация и мифология. Основные принципы функционализма.

  10. Теории К. Леви-Стросса. Его вклад в развитие культурантропологии. М. Дуглас.

  11. Школа Ф. Боаса. Общественно-политические взгляды Ф. Боаса, А. Кребера, М. Херсковица.

  12. Школа Ф. Боаса. Р. Бенедикт, М. Мид.

  13. Возрождение эволюционизма. Теория Л. Уайта.

  14. Символическая антропология К. Гирца.

  15. Отечественная этнография – восемь этапов развития.

  16. Советская этнография – ее вклад в развитие культурантропологии.

  17. Антропогенез и социогенез.

  18. Этногенез. Этнос и общество. Этнология.

  19. Община, племя, этнос.

  20. Народность, нация.

  21. Экономическое разнообразие в истории. Три типа экономики. Основы экономической антропологии.

  22. Основные формы хозяйственной деятельности. Различие хозяйственных укладов.

  23. Производство, природные ресурсы, организация труда, половозрастное разделение труда. Распределение – реципрокность, дарение, рынок.

  24. История развития института брака и семьи (историко-культурный экскурс).

  25. Основные типы современного брака и семьи. Будущее семьи и социальное развитие.

  26. Неродственные формы социального объединения в истории. Детство, юношество в различных культурах.

  27. Понятие гендерной идентичности. Историко-культурный контекст развития индивидуальной идентичности.

  28. Проблема языка в культурной антропологии.

  29. Мифотворчество: особенности возникновения и исторического развития.

  30. Культура и история. Инновации в культуре. Традиция и творческая деятельность человека.

  31. Понятие социо-культурной информации.

  32. Различные типы социо-культурного наследования.

  33. Основные принципы, механизмы и этапы социализации и инкультурации. Проблема определения сущности инкультурации.

  34. Преемственность, механизмы и исторические формы наследования социальной информации. Типы обществ и типы социализации. Переход от традиционных обществ к современным.

  35. Индивидуальность – личность. Основные факторы, этапы социализации.

  36. Роль социо-культурной среды в формировании ребенка.

  37. Понятие этнической, национальной, региональной идентичности.

  38. Исследования национального характера в современной культурантропологии.

  39. Перспективы развития культурантропологии. Ее значение в XXI веке.



Формы преподавательского контроля – тест

(тесты прилагаются)







Скачать 459,48 Kb.
оставить комментарий
Заковоротная М.В
Дата29.09.2011
Размер459,48 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх