Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) icon

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002)



Смотрите также:
Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного...
Программа учебного курса экономика труда...
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»...
Методические рекомендации по использованию учебного курса Intel «Обучение для будущего»...
История отечественного и зарубежного искусства...
Элективный курс Программа предпрофильного образования 9 класс...
Курс подготовлен с учетом отечественного и зарубежного опыта развития прикладной социологии и...
Методические рекомендации по изучению курса второе издание, доработанное и исправленное Уфа 2006...
Методические рекомендации для студентов III курса...
Исследование уникальных комплексов пазырыкской культуры позволило многое узнать о предках...
Пояснительная записка к программе учебного курса...
А. В. Шубин «Всеобщая история. Новейшая исто­рия. 9 класс»...



страницы:   1   2   3   4   5
скачать

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (ГОС-2002). — Ека­теринбург: РГППУ, 2007. 58 с.

Методические рекомендации подготовлены на основе рабочей про­граммы дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальностей 071102 — Режиссура мультимедиа-программ (053600); 071103 — Продюсерство кино и телевидения (053700); 071104 — Звукорежиссура кино и телевидения (053800).

Составитель:

доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Н. Б. Кириллова

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры звуко-режиссуры, продюсерства кино и телевидения 21.02.2007.

Рекомендованы к печати методической комиссией отделения звукоре-жиссуры, продюсерства кино и телевидения. Протокол № 2 от 21.02.2007.

Изданы при поддержке Уральского научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования.

© Кириллова Н. Б., 2007

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2007 © Уральский научно-методический Центр

медиакультуры и медиаобразования, 2007

Введение

Место и роль дисциплины в системе образования

В процессе профессиональной подготовки звукорежиссера, продюсера кино и телевидения особая роль отводится такой дисциплине как «История отечественного и зарубежного киноискусства».

Курс истории кино знакомит студентов с зарождением, развитием и со­временным состоянием одного из самых демократичных и массовых видов искусства. Лекции, семинары, просмотры дают студентам возможность по­нять, особенности и основные процессы истории кино, социальную роль ки­ноискусство как специфической формы общественного сознания, его эстети­ческие функции и связь с другими видами искусства (литературой, живопи­сью, театром, музыкой и др.), которые в значительной степени являются пи­тательной средой кинематографа.

Важное место в курсе занимают теоретические проблемы: виды и жан­ры, художественные течения в киноискусстве, влияние национальных куль­турных традиций на кинематограф, диалектика национального и интерна­ционального, «массовое» и «элитарное» в экранном искусстве, место кино в современной медиакультуре и др.

История отечественного и зарубежного киноискусства изучается в те­чение 2-го, 3-го и 4-го семестров. По окончании каждого семестра проводит­ся проверка успеваемости методом экзаменов.

Цель и задачи дисциплины

^ Цель дисциплины — ознакомление студентов с основными этапами становления и развития зарубежного и отечественного кинематографа, с осо­бенностями функционирования кино на рубеже XX — XXI веков в контексте современной электронной (аудиовизуальной) культуры. В ход изучения дис­циплины большое внимание должны быть уделено эволюции творчества ве­дущих мастеров мирового киноискусства (сценаристов, режиссеров, опера­торов, актеров, художников, композиторов и др.), а также системе кинопро­изводства, тесной связи кино с техникой, научно-техническим прогрессом.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за­дач:

  • Дать студентам общее представление о кино как синтетическом ви­де искусства, тесно связанном с литературой, изобразительным ис­кусством, театром, музыкой и др.

  • Познакомить их с основными периодами в истории кинематографа, обусловленными не только идеологическими и эстетическими по­требностями той или иной эпохи, поисками национальной идентич­ности, но и эволюцией технологии фильмопроизводства, рыночны­ми механизмами и т. д.

  • Рассмотреть в историческим контексте вопросы кинодраматургии, режиссуры, операторского и актерского мастерства, проблемы мон-

3

тажа и звукозаписи, изобразительного и музыкального решения фильма.

  • Выявить закономерности взаимосвязи технологии фильмопроизвод-ства (на примере ведущих киностудий мира), рынка и системы ки­нопроката как посредника между производителями (творцами) и по­требителями (зрителями).

  • На примере анализа фильмов, представляющих разные жанры и ху­дожественные направления, рассмотреть проблемы зрительского восприятия.

Помимо лекций, семинаров и просмотров, программа курса предусмат­ривает индивидуальные занятия преподавателя со студентами для выявления качества усвоении пройденного материала, характера и уровня самостоя­тельной подготовки студента.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины «История отечественного и зару­бежного киноискусства» студенты должны знать:

  • Специфику кино как вида искусства.

  • Основные периоды истории и развития киноискусства.

  • Основные художественные направления в кино.

  • Особенности творчества ведущих мастеров кино (драматургов, ре­жиссеров, операторов, актеров, композиторов, художников).

  • Взаимообусловленность развития фильмопроизводства и техноло­гических процессов, экономики и зрительского восприятия.

  • Место кино в системе других экранных средств массовой коммуни­кации (ТВ, видео, DVD, компьютерная сеть, Интернет и др.).

1. Тематический план изучения дисциплины

«История отечественного и зарубежного киноискусства»

по очной форме обучения

Таблица 1.



Наименование темы (раздела)

Количество аудиторных часов

Лекции

Практиче­ские заня­тия

Лаборатор­ные заня­тия

1

2

3

4

. 5 1

1

Раздел 1. Становление и развитие кино в Европе, России и США (1895 — 1918)

24

10




1.1.

Зарождение и формирование кинемато­графии

2







1.2.

Кино Франции

4 ^

2




1.3. 1.4.

Кино Великобритании

2







Кино Италии

2 ]









1

2

3

4

5

1.5.

Кино Германии

2







1.6.

Кино США

4

4




1.7.

Развитие кино Дании и Швеции

4







1.8.

Кино в дореволюционной России

4

4




2

Раздел 2. Расцвет кино «немого» перио­да (1918—1929)

24

12




2.1.

Революция и кинематограф. Рождение советского кино

2







2.2.

Кино Германии. Немецкий экспрессио­низм

2

2




2.3.

Кино Франции. Эстетическая платформа «Авангарда»

4

2




2.4.

Национальные традиции кино Швеции

2







2.5.

Эстетические принципы и мифы кинема­тографа США

4

2




2.6.

«Золотой век» американской кинокоме­дии. Творчество Ч. Чаплина

2

2




2.7.

Английская документальная школа кино

2







2.8.

Советский «авангард» 1920-х годов и его влияние на мировой кинопроцесс

6

4




3

Раздел 3. Начальный период истории звукового кино (1929 — 1939)

20

14




3.1.

Советский кинематограф в период ста­новления социалистического реализма

6

4




3.2.

Кино Германии в эпоху фашизма

2

2




3.3.

Голливуд как «фабрика грез». Жанры и «звезды» американского кино

6

4




3.4.

Прогрессивные тенденции в кино Фран­ции. Зарождение «поэтического реализ­ма»

4

2




3.5.

Кризис кино Великобритании. Англо­американские постановки

2

2




4.

Раздел 4. Кино в годы Второй мировой войны и в послевоенный период (1939 — 1955)

20

20




4.1.

Героико-патриотическая тема в кинема­тографе СССР

4

4




4.2.

Сопротивление фашизму и его роль в возрождении кино Великобритании

2

2




4.3.

Творческие достижения киноискусства Франции

2

2




4.4.

Итальянский неореализм и его роль в мировом киноискусстве

4

2

i


4

5

1

2

3

4

Г" 5

4.5.

Голливуд: политика, коммерция, искус­ство

2

4




4.6.

Кризисные явления в отечественном ки­но послевоенного периода

2

4




4.7.

Формирование кинематографа социали­стических стран

4

2




5

Раздел 5. Новые тенденции в мировом кино

38

40




5.1.

Творческие достижения отечественного киноискусства

6

6




5.2.

«Новая волна» французского кино

4

4




5.3.

Реалистические и гуманистические принципы «свободного» кино Британии

2

2




5.4.

Расцвет итальянского кинематографа

4

4




5.5.

Основные тенденции в развитии кино США

4

6




5.6.

Новое кино Швеции

4

2




157?"

Польская киношкола

4

4




5.8.

Национальные особенности кино Венг­рии

2

2




5.9.

Кино ФРГ

4

4




5.10.

Кино Индии

2

2




5.11.

Кино Японии

2

4




6.

Раздел 6. Кинематограф эпохи глобали­зации (конец XX — начало XXI вв.)

18

18



6.1.

Кино и ЭВМ

2







6.2.

Экранный постмодернизм. Новое «ав­торское» кино

4

4




6.3.

Российское кино: парадоксы обновления

4

4




6.4.

Видовые и жанровые приоритеты экран­ной культуры на рубеже веков

2







6.5.

Анимация и компьютерная графика

2

2




6.6.

Новые грани кинодокументалистики

2

2




6.7.

Кино Запада и Востока: динамика и пер­спективы развития

2

4







Всего:

152

114







^ Итого: 266 час.







j

2. Содержание тем (разделов) дисциплины

Тема 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА

Европейская культура в конце XIX века. Рождение новых концепций в философии и искусстве. Синтез искусств как перспектива развития художе­ственной культуры. Научно-техническая революция и формирование масс-медиа. Галактика Маркони.

Краткая предыстория изобретения кинематографа. Кинетоскоп Т. Эдисона. Первый публичный киносеанс (декабрь, 1895). Вклад Люмьеров в развитие кинематографа. Принцип «движущейся фотографии». Всемирный успех изобретения Люмьеров.

^ Тема 2. КИНО ФРАНЦИИ

«Документальные» фильмы Люмьеров. Эстетическая ограничен­ность «движущейся фотографии». Рождение киножанров.

Ж. Мельес родоначальник игрового кино. Освоение выразитель­ных возможностей экранного искусства, использование опыта смежных ис­кусств (театр, литература, изо). Жанровые поиски Мельеса. Монтаж в кино.

^ Рояедение французской киноиндустрии. Фирмы «Патэ» и «Гомон», монополизация кинопроизводства и проката. Кино и коммерция. Основные жанры французского кино: комедия, мелодрама, приключенческий (аван­тюрный) фильм, детектив. Первые «звезды» французского кино: А. Дид, М. Линдер и другие.

«Театр на пленке». Фирма «Фильм Д'Ар» — обращение к театраль­ной классике и литературе. Поиски специфики кино как вида искусства. Се­риалы Л. Фейада. Режиссерские дебюты А. Ганса и Ж. Дюллак.

Французские киномонополии в годы Первой мировой войны. Утрата кинорынков. Конкуренция Голливуда.

^ Тема 3. КИНО ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Викторианская Англия на рубеже XIX — XX веков. Изобретатели ки­ноаппарата У. Фриз-Грин и Р. У. Пол. Первый киносеанс (март, 1886). Брай-тонская школа (Э. Коллинз, Д. А. Смит, У. Фриз-Грин).Освоение техниче­ских возможностей кинокамеры и монтажа. Становление жанров. Актуальная политическая тематика («Нападение на миссию в Китае»),успех фантастиче­ских, трюковых, бытовых комедий. Развитие документального кино. Филь­мы-спектакли Р. Джанна и экранизации Д. Пирсона. Конкуренция американ­ских и французских фирм. Кризис английского кино в годы Первой мировой войны.

^ Тема 4. КИНО ИТАЛИИ

Италия начала XX века. Первые киносеансы. Французская кинопро­дукция и ее влияние на раннее итальянское кино. Рождение национального кинопроизводства (Милан, Рим, Турин) в 1904 — 1905 гг. Ведущие жанры—

7

комедия, драма, фарс, экранизация. Костюмно-исторические фильмы, их роль в развитии национального кино и экранной мифологии. Э. Гуаццони и его постановки («Камо грядеши?»). Фильм Д. Пастроне «Кабирия» — псев­домонументальность, патетика и пластическая экспрессия. Движение камеры и массовые сцены. Итальянская психологическая драма и влияние Г. Д'Аннунцио. Характерные особенности «Золотой серии», ее звезды (Ф. Бертини).

^ Тема 5. КИНО ГЕРМАНИИ

Доминирующая роль французских фильмов в годы «ярмарочного» ки­нематографа. «Театр движения» О. Месстера. Зарождение национального ки­нопроизводства (1909 — 1910). Влияние французского «Фильм д'Ар» и эк­ранизации М. Рейнгардта («Венецианская ночь», «Остров мертвых»). Попу­лярность фарсов и фильмов-спектаклей. Развитие сети кинопроката, строи­тельство крупных студий перед войной. Первые кинозвезды: Хенни Портен и Пауль Вегенер. Двойничество и мистика в фильме С. Рийе «Пражский сту­дент». Тема раздвоения личности в «Другом» режиссера М. Мака. Рост ки­нопроизводства с началом мировой войны и его причины. Пропаганда мили­таризма и шовинизма. Фантастика и мистицизм в фильмах с участием П. Вегенера («Голем»). Популярность серийных детективов и трюковых ко­медий. Политизация немецкого кино к концу войны, создание киноконцерна «УФА» (1917).

Тема 6. КИНО США

Социально-экономическое положение США на рубеже XIX — XX ве­ков. Формирование американской культуры.

Первый сеанс люмьеровских фильмов. Возникновение американского кинопроизводства (1896). Первые кинофирмы. Основная кинопродукция (жанры, тематика, влияние прессы, театра, ревю). Э. Портер и его вклад в ос­воение выразительных возможностей кинокамеры. Идейно-эстетическое зна­чение его главных работ («Жизнь американского пожарного», «Большое ог­рубление поезда», «Клептоманка»).

Эпоха «никель-одеонов», превращение кино в главный источник мас­сового развлечения. Основные центры кинопроизводства. Организация сис­темы проката, расцвет «независимых». Компания кинопатентов (МППК), ее борьба за монополию в сфере производства и проката. Независимые в Голли­вуде (1909).

^ Начало творческого пути Д. У. Гриффита. Освоение опыта театра и литературы, обобщение достижений мирового кино. Актерская школа Гриф­фита, разработка принципов кинодраматургии и кинематографического язы­ка. Новаторство режиссуры, консерватизм мышления, традиционность мо­ральных критериев.

Кульминация творчества Д. У. Гриффита. Первый полнометражный фильм США «Рождение нации». Деформация истории, оправдание расизма,

элементы пацифизма. Монтажный строй картины, влияние концепции ре­жиссера на драматургию и изобразительное решение, монументализм. «Не­терпимость» — реализация исторической философии Гриффита. Христиан­ская мораль как путь к решению социальных, национальных, классовых про­тиворечий.

^ Т. Инс актер, режиссер, организатор конвейерного производства фильмов. Исторические фильмы и вестерны с У. Хартом. Практика «желез­ного сценария» и стандартизация творческого процесса

^ Мак Сеннет — родоначальник американской «комической». Эво­люция комедийной маски. Сеннетовские «гэги», имвровизационность и ди­намика действия. Влияние Сеннета на ведущих комиков и американскую школу комедии 20-х гг.

США в годы Первой мировой войны. Политика нейтралитета и вступ­ление в войну в 1917 году. Рост Голливуда. Крупнейшие фирмы («Парама-унт», «Юниверсал», «XX век-Фокс») и их продукция.

^ Основные жанры, успех «серийных детективов и салонных драм. Система «звезд» как феномен массовой культуры. Персонажи М. Пикфорд, Д. Фербенкса, П. Уайт, Т. Бары, их место в мифологии американского кино. Связь Голливуда с банковским капиталом.

^ Чарльз Чаплин: от персонажа слепстика к маске Чарли. Эволюция образа в ранних комедиях Чаплина. Борьба за творческую самостоятель­ность, обращение к жизни нищих и обездоленных, мотивы социального про­теста.





оставить комментарий
страница1/5
Н. Б. Кириллова
Дата13.03.2012
Размер1,05 Mb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх