I направление: «религиозное образование и катехизация в русской православной церкви» icon

I направление: «религиозное образование и катехизация в русской православной церкви»


Смотрите также:
Религиозное воспитание и образование подрастающего поколения одна из наиболее приоритетных задач...
Религиозное воспитание и образование подрастающего поколения одна из наиболее приоритетных задач...
Список печатных сми...
Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-4 февраля 2011 года...
История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и современность*...
-
Методическое пособие по греческому языку для духовных школ русской православной церкви круглый...
Проект документа "Позиция Русской Православной Церкви по ювенальной юстиции"...
Очерки по истории Вселенской Православной Церкви...
Задачи и перспективы развития Русской Православной Церкви в Средней Азии...
Библиотеки и библиотечные собрания Православной Церкви за рубежом...
Устав свято-Покровского прихода г. Нью-Брансвик, Восточно-Американской и Нью-Йорской  Епархии...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать
Некоторые итоги XX Международных Рождественских образовательных чтений


I направление: «РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАТЕХИЗАЦИЯ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Председатель: Митрополит Ростовский и Новочеркасский МЕРКУРИЙ, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

В рамках направления прошло самое большое количество совещаний (3: совещание Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации с председателями епархиальных ОРОиК, совещание директоров православных общеобразовательных учреждений. «Модели управления в системе религиозного образования, организация жизнедеятельности образовательных организаций Русской Православной Церкви», совещание для руководителей региональных и муниципальных систем образования и учебных организаций: «Особенности регионального развития Истоковедения. Управление развитием Истоковедения в современных условиях».), конференций (7: Конференция «Конкурс “Православная инициатива”: успешные практики и перспективы развития проектов», Конференция «Проблемы функционирования церковнославянского языка в начале XXI века», Конференция «Опыт работы воскресных школ стран СНГ», Конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Социокультурные истоки” (Истоковедение). Взаимодействие Церкви, семьи и школы», научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества». Проект «Будущее наследие, Конференция «Организация катехизической деятельности в епархии» и др.), семинаров (9: семинар-тренинг по социальному проектированию «Разработка заявки для участия в конкурсе «Православная инициатива», семинар-тренинг по социальному проектированию «Управление проектом», семинар «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в образовательных организациях Русской Православной Церкви», методический семинар «Опыт системной реализации модели духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении» и др.), заседаний секций (9: секция «Православное дошкольное воспитание: 20 лет воссоздания традиции». Посвящается светлой памяти Любови Петровны Гладких, секция «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитание в общем образовании», секция «Взаимодействие епархиальных и светских структур по созданию системы религиозного образования: опыт, проблемы, перспективы (на примере Нижегородской области)», секция «Подготовка и аттестация катехизаторов», секция «Практические вопросы катехизации» и др.), а также тренингов, круглых столов и презентаций.

24 января в конференц-зале Храма Христа Спасителя под председательством митрополита Меркурия прошло совещание руководителей епархиальных отделов образования и катехизации. Высокопреосвященнейший владыка Меркурий рассказал о своем видении развития системы православного образования, введении курса ОРКСЭ на территории Российской Федерации, обратил внимание на необходимость развития катехизической деятельности и работы воскресных школ, затронул другие актуальные вопросы.

В этот же день состоялось совещание директоров православных общеобразовательных учреждений, которое возглавили епископ Гатчинский Амвросий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской Митрополии, и заведующий Сектором православного образования Синодального ОРОиК иерей Алексей Алексеев. Мероприятие было посвящено обсуждению моделей управления в системе религиозного образования, организация жизнедеятельности образовательных организаций Русской Православной Церкви. В ходе работы всеми участниками диалога поднимались вопросы финансирования негосударственных православных школ. В частности представители православных школ г. Москвы подчеркнули, что принятие в конце 2011 года Правительством Москвы Постановления (№ 640-ПП от 28.12.2011, № 669-ПП от 29.12.2011), определяющего порядок и размеры финансирования негосударственных школ в 2012 году, является дискриминационным. Размер субсидии, выделенной Правительством Москвы в 2012 году на учащегося православной школы, равен нормативу 2010 года и ниже аналогичного подушевого финансирования учащегося государственной школы в 2012 году в 1,5-2 раза! Православные школы являются социально ориентированными и обеспечивают своим учащимся (их семьям) государственный общеобразовательный стандарт бесплатно: за счет средств, получаемых из бюджета столицы (от Департамента образования). Введение пониженного норматива финансирования приведет к серьезному снижению зарплаты педагогов и сотрудников православных школ по сравнению с возросшей зарплатой педагогов и сотрудников государственных школ. В целом, это означает снижение общей конкурентоспособности православных школ. Участники совещания в итоговой резолюции попросили Министерство образования РФ и местные органы самоуправления регионов России еще раз обратить внимание на проблемы с финансированием негосударственных православных школ.

На совещании директоров также обсуждались другие актуальные проблемы православных образовательных организаций: управление и внешние связи, внедрение ФГОС и Стандарта православного компонента общего образования, особенности организации уклада школы-пансион, администрирование, создание новых православных образовательных учреждений на базе муниципальных и государственных, создание воспитательных систем духовно-нравственного развития обучающихся, формирование личности православного христианина, создание системы мотивации учительского труда, аттестации педагогов.

25 января в продолжение совещания директоров православных общеобразовательных учреждений в гимназии «Эллада» во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошел научно-методический семинар «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в православной школе». Семинар был посвящен обсуждению важных вопросов учебно-методического содержания образования не только православных, но и светских образовательных учреждений, что особенно насущно во время перехода к ФГОС нового поколения, начала серьезной и жизненно необходимой работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся нашей страны, принятия Стандарта православного компонента общего образования.

Также, 25 января в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН состоялась секция «Проблемы функционирования церковнославянского языка в начале XXI века», под председательством протоиерея Василия Строганова, настоятеля Храма Вознесения Господня на Никитской (Малое Вознесение) и доктора филологических наук, профессора И. В. Бугаевой, зав. кафедрой русского языка и культуры речи РГАУ-МХСА им. К. А.Тимирязева. Секция работала в два этапа. В первой половине дня состоялся круглый стол «Проблемы функционирования церковнославянского языка в начале XXI века». Были затронуты в достаточно полемичной форме вопросы современной дискуссии о богослужебном языке. В основном, все участники круглого стола высказали мнение о необходимости сохранения церковнославянского языка как богослужебного. Было подчеркнута актуальность изучения вновь создаваемых гимнографических и агиографических текстов церковнославянского языка, посвященных новопрославленным святым, что позволит понимать и отслеживать все изменения в церковнославянском языке, динамику его развития. Не менее востребованной сегодня является необходимость разработки академической грамматики церковнославянского языка, современного словаря, учитывающего состояние современной церковнославянской лексикографии. Высказывались предложения о создании единой церковной программы по изучению богослужебного языка и его преподаванию для разных целевых аудиторий, о совершенствовании методики преподавания, не допускающей рационального подхода к церковнославянским текстам, одной из реальных форм совместной работы Церкви и научного сообщества могло бы стать создание научно-исследовательских центров и учебно-методических коллективов. Эти предложения прозвучали и в рамках конференции «Церковнославянский язык и вопросы образования».

Ученые, учителя русского языка в государственной и муниципальной школе считают необходимым создание интеграционных учебных курсов русского и церковнославянского языка. Так, например, в докладе Л. Г. Панина, декана гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, были высказаны предложения о создании курса для магистрантов «Церковнославянский язык в истории русского литературного языка». Отмечалась также большая востребованность в изучении церковнославянского языка в славянских государствах и в русских диаспорах европейских стран.

24 января состоялась конференция «Опыт работы воскресных школ стран СНГ». Ее возглавили архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Украинской Православной Церкви, и заведующий Сектором православного образования ОРОиК Русской Православной Церкви иерей Алексей Алексеев. Были обсуждены проекты Стандартов учебно-воспитательной деятельности реализуемой в воскресных школах РПЦ. В своем выступлении заведующий иерей Алексей Алексеев подробно рассказал о готовящихся документах и ответил на поступившие вопросы. В частности он отметил, что «представленные документы являются обобщением не только российского, но и международного опыта и включают в себя все многообразие уже существующих видов воскресных школ. Стандарты задают новый импульс для развития воскресных школ и подчеркивают важность творческого, авторского подхода к воспитательной деятельности. А введение обязательного минимума по предметам является необходимым средством поддержки для слабых малокомплектных школ». Многие из выступавших отмечали, что данные документы долгожданны, выводят работу в школах на новый качественный уровень работы.

25 января в культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста при храме святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке состоялся круглый стол на тему «Стандартизация учебно-воспитательной деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви», которой возглавил заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иерей Алексей Алексеев.

В ходе мероприятия члены рабочей группы по разработке стандартов рассказали о представленных на обсуждение документах и ответили на вопросы аудитории. В своем докладе иерей Андрей Мекрюков рассказал об имеющихся учебных пособиях, используемых для преподавания Закона Божьего в воскресных школах и указал о необходимости создания учебно-методического комплекта в формате новых Стандартов. В качестве примера удачной и наиболее полной разработки, был представлен учебно-методический комплект «Вертоград» (автор – директор ВШ «Вертоград» Л. А. Захарова, победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя»).

Практически все участники дискуссии отмечали важность процесса стандартизации деятельности воскресных школ. Не имея принципиальных претензий к разработанным документам каждый их участников дискуссии вносил те или иные предложения, которые будут учтены в окончательном варианте документа.

24 и 25 января прошла работа секции «Православное дошкольное воспитание: 20 лет воссоздания традиции». Работу возглавили: протоиерей Олег Кобец и Ольга Потаповская, куратор секции А. С. Алексеева. Секция была посвящена светлой памяти Любови Петровны Гладких – бессменного сопредседателя секции в течение последних 15 лет, известного ученого и методиста в сфере православной дошкольной педагогики. Секция работала два дня: 24 января в Сергиевском зале храма Христа Спасителя, второй день – в детском саду № 1252 Западного окружного управления Департамента образования города Москвы. Участники подвели итоги развития духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования за 20-летний период. Было отмечено, что за это время православное дошкольное воспитание стало самостоятельным и самобытным направлением отечественного духовно-нравственного воспитания. Наработан и обобщен немалый практический опыт православного воспитания в детских садах. Созданы десятки программ и методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию для детского сада и семьи (самые первые материалы появились в начале 1990-х годов, в 2011 году комплект программно-методических разработок доктора педагогических наук Л. Л. Шевченко получил гриф ОРОиК). Расширяется сеть экспериментальных площадок по духовно-нравственному воспитанию и детских садов, интегрирующих данное направление во все виды детской деятельности. Однако внедрение программ и развитие сети православно-ориентированных дошкольных учреждений, а также реализация законных прав родителей на воспитание детей на традициях своего народа затрудняются из-за отсутствия задачи духовно-нравственного развития ребёнка в государственных нормативно-правовых документах по дошкольному образованию.

Одной из значимых характеристик работы секции в этом году стало активное участие духовенства. В выступлениях священнослужителей была представлена их роль в организации работы по духовно-нравственному воспитанию в детских садах. Выступавшими на секции священниками был представлен анализ особенностей работы духовника детского сада, опыт решения проблем в работе с педагогами и родителями воспитанников. И что особо примечательно и интересно – священники активно включились в процесс разработки методических пособий (текстовых, иллюстративных, мультимедийных) по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Как и в предыдущие годы, большое внимание было уделено вопросам методики и педагогической технологии работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников: первый день работы секции завершился проведением мастер-класса «Использование социокультурного конструктора по духовно-нравственному воспитанию в работе с детьми и педагогами». Участники секции за 20 минут выполнили проектную работу «Макетирование книги «Православные праздники годового календарного круга». Второй день работы секции целиком был посвящен практике. На базе детского сада № 1252 прошли открытые занятия, презентации, выставка традиционной русской игрушки, круглый стол, участниками которых стали дети, их родители и многочисленные гости секции.

25 января под председательством епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия состоялись пленарное заседание конференции «Преподавание православной культуры и духовно-нравственное воспитания в общем образовании» и секция. Кураторами мероприятия выступили заведующий Сектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. В. Демидов и заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, руководитель Научно-методического кабинета Синодального Отдела И. В. Метлик.

Вниманию участников мероприятия были предложены новые учебно-методические разработки в области духовно-нравственного воспитания и преподавания православной культуры в основном и вариативном компонентах общеобразовательной программы. Обсуждалась практика развития церковно-государственного взаимодействия в области подготовки педагогических кадров, организации курсов повышения квалификации и переподготовки учителей православной культуры в регионах и на федеральном уровне.

По итогам обсуждения сформулированы следующие предложения:

1. Обеспечить участие представителей Русской Православной Церкви в разработке предложений о расширении преподавания религиозных культур и этики в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по всем годам и ступеням общего среднего образования.

2. Рекомендовать Министерству образования и науки России объявить конкурс на разработку программ профессионального образования для подготовки учителей религиозной культуры (православия, ислама, буддизма, иудаизма) при участии соответствующих религиозных организаций.

3. Обеспечить включение в федеральный список экспертных организаций, осуществляющих федеральную экспертизу школьных учебных пособий, Синодального отдела религиозного образования и катехизации для проведения экспертизы школьных учебников по православной культуре на предмет их соответствия вероучению, историческим и культурным традициям Православия.

4. Активизировать разработку церковных документов для проведения аттестации педагогических работников (Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви педагогическому работнику), согласно нормам, включенным в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 90, п. 7).

5. В процессе доработки проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» просить учесть следующие предложения:

- содержательно раскрыть в проекте закона принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях как организационно-правовую независимость органов государственной власти и местного самоуправления в их отношениях с религиозными организациями в области образования;

- при реализации в системе общего образования учебных предметов конфессиональной направленности уточнить процедуру утверждения образовательных материалов в соответствующих централизованных религиозных организациях.

6. Просить Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви обратить особое внимание на необходимость разработки в 2012 году Концепции религиозного образования Русской Православной Церкви.

7. В рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений организовать отдельную секцию, посвященную вопросам духовно-нравственного воспитания в высшей школе.

25 января работала секция «Взаимодействие епархиальных и светских структур по созданию системы религиозного образования: опыт, проблемы, перспективы (на примере Нижегородской области)». Работу секции возглавляли руководитель отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Виктор Софронов, его помощник по работе с благочиниями протоиерей Евгений Худин, министр образования Нижегородской области Сергей Наумов и ректор Нижегородского института развития образования Николай Бармин. По мнению Сергея Наумова, целью чтений является воспитание духовно-нравственно сильного человека, который будет достойным гражданином российского государства. Министр образования региона сказал, что проведение секции по данной теме на примере Нижегородской области вполне закономерно, так как в ней самое большое в России число православных гимназий (их десять) и реализуется ряд уникальных образовательных проектов. Одним из них является открытие сельских школ нового типа. При этом Сергей Наумов подчеркнул, что закрытие сельских школ из-за малокомплектности в Нижегородской области прекращено, а на месте уже закрытых будут организованы учительские дома. В каждом из них на втором этаже молодой педагог будет жить со своей семьей, а на первом — преподавать местным детям несколько школьных предметов. Такой специалист, заключивший контракт на десять лет, получит и автомобиль. В реализации этого проекта, отметил министр, необходимо содействие епархии, которая может помочь в духовной подготовке кадров для работы в сельской местности. По такому же принципу, продолжил Сергей Наумов, в Нижегородской области планируется создание сельских детских садов.

24-25 января в Гостиничном комплексе «Даниловский» прошла работа секций, посвященных вопросам катехизации. В них под председательством митрополита Саратовского и Вольского Лонгина и епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха приняли участие руководители профильных епархиальных структур, помощники благочинных и настоятелей по катехизации, учащиеся курсов. На конференции «Организация катехизической деятельности в епархии» был представлен принятый Священным Синодом в декабре прошлого года документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В этой связи докладчики представили опыт своих епархий по организации системы оглашения и других форм духовно-просветительской деятельности и результаты введения штатных должностей катехизаторов. С проектами «Церковного образовательного стандарта по подготовке катехизаторов» и «Положения об аттестации катехизаторов» собравшихся познакомили сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации Д. А. Туголуков и А. В. Ракушин на секции «Подготовка и аттестация катехизаторов». Обсуждались вопросы богословской и специальной подготовки катехизаторов. Был рассмотрен опыт обучения катехизаторов по краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным программам и перспективы использования дистанционных курсов. Во время работы секции «Практические вопросы катехизации» докладчики познакомили собравшихся с методиками оглашения, подготовки молодежи к браку, работы в воскресных школах для взрослых. Кроме того, был рассмотрен опыт создания курса интернет-катехизации.

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в своем докладе «Результаты введения штатных должностей сотрудника, ответственного за катехизическую деятельность в благочинии, и приходского катехизатора на примере Саратовской митрополии», отметил, что на сегодняшний день ввести штатную должность приходского катехизатора в каждом храме невозможно: не хватает ни финансовых средств, ни человеческих ресурсов, особенно в сельской местности. В Саратовской епархии был определен срок, за который благочинные округов должны были рассмотреть ситуацию на каждом приходе, и внести свои предложения на Епархиальный совет. Таким образом, приходы, где появились штатные должности приходских катехизаторов, были определены Епархиальным советом по представлению благочинных. Говоря об общей ситуации, он отметил, что приходские катехизаторы работают в епархии сегодня на всех городских приходах и в райцентрах,— то есть там, где есть постоянный священник и достаточно сплоченная община.

Митрополит Лонгин высказал убеждение, что огласительные беседы должны оставаться делом священнослужителей. Не только потому, что у них есть соответствующее образование и некоторый духовный опыт. Священник призван к этому по своему положению, тем более по духу и смыслу церковных канонов.

Говоря об учебном курсе «Основы религиозной культуры и светской этики», митрополит отметил, что опыт показывает, что там, где сотрудничество налажено, где сложились нормальные рабочие отношения с местной властью, с управлением образования, и учителя, и родители положительно относятся к «Основам православной культуры». «В некоторых районах нашей области модуль ОПК выбрали более 90% родителей. Там, где работа проводилась неудовлетворительно — 20-30%. Эти цифры можно считать объективным показателем работы благочинных и их штатных помощников».

Говоря о проблемах, митрополит отметил, что «есть очень значительное число приходов, где введение новых штатных единиц невозможно», «острейшей проблемой остается нехватка людей, дефицит кадров», «пока еще оставляет желать лучшего уровень подготовки катехизаторов, причем как мирян, так и духовенства», «главная трудность, о которой говорят и пишут даже самые искренние и ревностные наши батюшки, - скорые, очевидные, подтвержденные цифрами и т.д. результаты своих трудов. Но в той области деятельности, о которой мы говорим, этого не происходит, и ожидать скорых результатов было бы даже не наивностью, а самонадеянностью».

В заключении, митрополит Лонгин отметил, что «дело катехизации перестает быть делом одиночек» и, что все чаще появляются люди, которые «пытаются придать ей системный характер».

Иерей Стефан Нохрин, руководитель отдела катехизации Хабаровской епархии в своем докладе «Активизация катехизической деятельности в епархии в короткие сроки
на примере Приамурской митрополии» отметил, что катехизаторский отдел епархии не должен позиционировать себя как единственную структуру, знающую, «как надо». «Важно дать священникам понять, что отдел работает только для того, чтобы облегчить их труд. Все возникающие недопонимания выяснять в доброжелательном тоне, не лениться снова и снова объяснять вещи, кажущиеся тебе самому элементарными и не требующими объяснения. И первыми действиями должны стать именно те, которые облегчат труд священников: введение службы приходского консультирования, которая освободит батюшек от необходимости постоянно тратить время на те вещи, которые вполне может объяснить и мирянин; создание гомилетических заготовок для различных треб, так как порой священники очень в этом нуждаются; собрания с работниками лавок». Иерей Стефан Нохрин также рассказал о том, как проводились еженедельные встречи с работниками церковных лавок и приходскими консультантами, в ходе были вскрыты проблемы их подготовленности в богословском плане и многие другие проблемы, но их удалось разрешить: «Польза ощутима в первую очередь для самих работников лавок: они больше не чувствуют себя брошенными, им не приходится гоняться за вечно занятыми священниками. Они точно знают, где и кому задать интересующий вопрос. Кроме того, ведется работа по изучению ими ассортимента литературы». Кроме того, «для повышения эффективности работы на приходах мы просили Владыку определить на каждом приходе священника, ответственного за катехизацию. Он координирует работу катехизаторов и приходских консультантов; доносит требования, рекомендации и методические разработки отдела до священнослужителей».

На секции были представлены и другие доклады на актуальные темы катехизации.


^ II направление: «ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ» Председатель: Митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви.

В рамках направления состоялись конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне. 1016–2016 гг», пленарное заседание семинара для учащихся духовных учебных заведений, православных университетов и факультетов «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского», круглый стол «Деятельность Издательства Московской Патриархии по распространению памяти о подвиге новомучеников и исповедников Российских, а также всех святых, в земле Российской просиявших» и семинар «Перспективы развития библиотечного дела в Русской Православной Церкви» (совместно с направлением «Церковь и культура»).


24 января в Белом зале Храма Христа Спасителя прошла ^ Международная конференция «Русский Афон как фактор духовного просвещения России (к 1000-летию русского присутствия на Афоне (1016-2016 гг.)», организованная Издательским Советом Русской Православной Церкви, Институтом российской истории РАН и Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне.

В приветственном слове участникам конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «история отечественного подвижничества неразрывно связана с аскетической традицией и признанием Афона. Именно здесь, в уделе Пресвятой Богородицы, первоначально совершал свой подвиг основатель русского пустынничества и вместе с тем первого общежительного монастыря на Руси – Киево-Печерской обители – преподобный Антоний Печерский… Сегодня афонская традиция становится широко доступной благодаря паломничеству, а также книгам современных подвижников, имеющих высокие духовные дарования и проповеднические таланты».

В своем слове председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент обратил внимание на то, что «духовные и культурные связи России и Афона развивались в рамках самых различных направлений. С одной стороны, это православная догматика и другие области богословия, аскетическое учение Церкви и его практическое воплощение в духовной жизни монашествующих и мирян. Это церковная книжность – и, прежде всего, уникальные памятники древней славянской письменности, созданные и хранящиеся на Афоне, а также и греческие богослужебные памятники, оказавшие существенное влияние на русскую книжную справу. С другой – церковное искусство: архитектура, иконопись, фреска, пластика, декоративно-прикладное искусство, церковное пение. При всем многообразии этих духовных и культурных связей в центре отношений России и Святой Горы во все времена находились многовековые аскетические традиции, получавшие свое воплощение в жизни многих святых подвижников. Действительно, многие традиции монашеского делания были принесены на нашу землю именно с Афона». Он также отметил, что «на Афоне русских монахов интересовали прежде всего монастырские уставы и практика умной молитвы. И уже в XV веке афонское молитвенное правило было распространено в русских монастырях. Более того – благодаря активному афонскому влиянию в духовной жизни русских обителей возникла новая для Руси форма организации монастыря — скит. Первым русским скитом, близким по своему устройству к афонским, стала Нилова Сорская пустынь. Не только скитские, но и многие общежительные монастыри постоянно, как и афонские скиты, «держали» Иисусову молитву». Владыка приходит к выводу, что «как свидетельствует церковная история, русское подвижничество в XVI и затем в XVII веках во многом ориентировалось на афонские образцы. Конец XVIII и в особенности начало XIX века на Святой Горе было временем возрождения русского монашества. К первой трети этого столетия относится постройка и заселение новой русской обители – Свято-Пантелеимонова монастыря, который вскоре стал одним из крупнейших и значимых монашеских центров на Афоне». В своем докладе митрополит также напомнил о деятельности преподобного Максима Грека, святителя Феофана, Затворника Вышенского, преподобном Силуане Афонском и других.

В рамках пленарного заседания и секций «Аскетические традиции Святой Горы и русское богословие», «Русский Афон в исторической перспективе», «Духовное наследие Святой Горы в русской книжности, литературе и культуре» прозвучал ряд докладов, основанных на серьезных научных исследованиях.

Особое внимание участников конференции привлек доклад заведующего библиотекой и архивом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон монаха Ермолая (Чежия), посвященный подробному рассказу о материалах по истории Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, а также по истории России XV-XX веков, хранящихся в настоящее время в фондах Библиотеки и Архива Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. Впервые за всю многовековую историю Свято-Пантелеимонова монастыря международному научному сообществу была представлена информация о всех архивных и книжных сокровищах обители, которые были выявлены в результате работы по разбору и описанию монастырского архива, проведенной за последние несколько лет. В первую очередь, это рукописи богословских и аскетических творений, дневники, воспоминания, письма, документы афонских отцов за период с начала XIX по конец XX века, акты Свято-Пантелеимонова монастыря и русских скитов на Святой Горе (XI-XX вв.), обширная переписка братии монастыря с отечественными подвижниками, иерархами Русской Церкви, а также с монашествующими и мирянами, в том числе с известными государственными и общественными деятелями, учеными и писателями. Благодаря данным материалам перед исследователями, без сомнения, откроются новые страницы истории Русской Православной Церкви, нашего Отечества и Святой Горы XIX-XX веков.

Доклад аспиранта Института российской истории РАН М. А. Харитоновой содержал анализ выполненного преподобным Максимом Греком перевода «Совещательных глав» диакона Святой Софии Агапита, в сопоставлении с более ранним переводом. Выступление ординарного профессора Фессалоникийского университета Гликерии Хадзули было посвящено рассказу о плащанице 1818 года из афонского монастыря Каракалл работы известной греческой вышивальщицы Коконны Ролога. В докладе первого эпитропа Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, духовника братии монастыря иеромонаха Макария (Макиенко) «Русская лампада на Святой Горе: Русский монастырь на Афоне как фактор духовно-мистического влияния на Русь» была предложена концепция внутреннего духовного воздействия русского афонского монашества на формирование русской церковной традиции и русского подвижничества.

Выступавшие на заключительном заседании директор Института российской истории РАН Ю. А. Петров, доцент Санкт-Петербургского университета диакон Владимир Василик, профессора и научные сотрудники Института российской истории РАН отметили высокий научный уровень конференции, выделив при этом ряд глубоких по содержанию и блестящих по форме докладов, которые в дальнейшем могут стать исходной точкой для развития многих магистральных направлений исследований русского монашества на Святой Горе, а также взаимовлияния аскетических и культурных традиций России и Афона.

22 января в Московской Духовной академии состоялся студенческий семинар «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского», в котором участвовали учащиеся Московской, Санкт-Петербургской, Киевской Духовных академий, а также Рязанской, Тамбовской, Екатеринодарской, Владимирской и Ярославской духовных семинарий. Необходимость привлечения и воспитания молодых кадров стала очевидной в свете подготовки первого научного Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, с использованием новых технологий и в свете нового осмысления духовных традиций, исторического прошлого и культурного наследия Православия. Особое было уделено текстологическому направлению в исследовании наследия преосвященного.

23 января, в день памяти святителя Феофана, семинар продолжился в Издательском Совете Русской Православной Церкви. Студентам была предоставлена возможность ознакомиться с архивными и библиографическими исследованиями, текстологической работой, а также работой по составлению комментария в рамках подготовки научно-просветительского издания Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, которая осуществляется Научно-редакционным советом, возглавляемым Председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви Митрополитом Калужским и Боровским Климентом.

25 января в Российской государственной библиотеке прошла научно-практическая конференция «Развитие библиотечного дела в Русской Православной Церкви». В своем вступительном слове член Издательского Совета Русской Православной Церкви, директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата, сопредседатель координационного совета Российской православной цифровой библиотеки (РПЦБ) протоиерей Борис Даниленко напомнил, что двумя основными задачами библиотеки являются: сохранность и доступность фонда. Без решения этих задач деятельность любой библиотеки теряет смысл. На конференции был заслушан ряд докладов и обсуждены вопросы современного состояния православных библиотек, использование их потенциала в миссионерской деятельности и работе с молодежью, способы взаимодействия церковных и светских библиотек, а также новые возможности, которые появляются благодаря использованию современных информационных технологий.





оставить комментарий
страница1/4
Дата13.03.2012
Размер0,86 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх