Исследовательская работа «Костюм как знаковая система». icon

Исследовательская работа «Костюм как знаковая система».


Смотрите также:
План язык. Язык как знаковая система. Естественные и искусственные языки...
Е. Ю. Кашаева Язык как знаковая система...
Д и. н., проф., декан фипп а. П...
Это созданная людьми вспомогательная знаковая система...
Исследовательская работа по алгебре...
«Знание»
Исследовательская работа. Исследовательская деятельность младших школьников...
Научно-исследовательская работа в магистратуре 15 Научно-исследовательская работа в семестре 15...
Перспективы развития педагогических технологий...
6 Научно-исследовательская работа...
Ф. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание...
Разделение труда. Профессии и их классификация...



Загрузка...
скачать


Фонд Развития Международного Университета

НОУ СОШ «Росинка»


Исследовательская работа

«Костюм как знаковая система»


Автор: Колпащикова Александра Сергеевна 8 класс.

Руководитель: педагог - психолог Иванова О.А.


Москва

2008 год.


Оглавление



Введение

3




Основная часть

6

Глава 1. Костюм как знаковая система.

Влияние костюма на психологическое состояние личности

6

1.1 История возникновения костюма

6

1.2 Что означает костюм для человека (настроение и т.д.)

15

Глава 2. Экспериментальное исследование: влияния костюма в социальной презентации человека

19

2.1 Организация и методы исследования влияния костюма в социальной презентации человека

19

2.2 Описание и анализ результатов исследования

21

2.3 Рекомендации и советы по использованию костюма как знаковой системы

24

Заключение

27

^ Список литературы

29

Приложения

30

Приложение 1. Анкета «Влияние одежды на психологическое состояние человека».

31

Приложение 2. Рекомендации по использованию костюма как знаковой системы.

32

Приложение 3. Приложение к родительскому договору.

34



Введение


Один только взгляд на одежду человека, на то, как он ее носит, скажет нам многое об его личности. Немедленно выстраивается психологический и социальный его портрет: характер, область деятельности, политические взгляды, уровень дохода и семейное положение.

Каждое время предъявляет свои особые  требования к костюму. Он защищает, украшает, определяет общественный статус и становится средством коммуникации между людьми.

Данная работа посвящена костюму, как знаковой системе. Костюм (одежда) помогает или мешает в повседневной жизни, профессии, на отдыхе и т.д. Как помочь человеку разобраться в знаках, которые нам подает костюм?

С научной точки зрения, актуальность данной работы заключается в использовании полученных знаний в повышении эффективности общения.

С социальной точки зрения, работа актуальна, так как, поняв и изучив особенности костюма относительно места и способа действия человека, мы сможем использовать их в продвижении к успеху.

Личностная значимость работы заключается в том, чтобы показать, как костюм влияет на уверенность человека в различных ситуациях.

Учебное исследование реализуется в предметных рамках психологии и МХК. Близкие учебные дисциплины: имиджелогия, история.

Проект может быть квалифицирован как информационно-исследовательский, внутришкольный, годовой.

Объектом исследования является костюм как форма психологического состояния личности.

Предметом исследования является влияние одежды на психологическое состояние человека.

Гипотеза исследования заключается в том, что если изучить роль одежды в жизни человека, то мы сможем достичь значимых успехов в развитии навыков общения и самопрезентации.

На основании вышеизложенного я ставлю перед собой следующую цель: изучить роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Значение одежды, как средства общения, как инструмента воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей.

Для реализации поставленной цели, мною были выдвинуты следующие задачи:

  • проанализировать различные источники информации по тематике исследования

  • выявить особенности стилей одежды учащихся и педагогов школы.

  • выделить наиболее продуктивные варианты костюма, невызывающие дискомфорта в работе и общении

  • разработка рекомендаций с составлением каталога о возможной форме одежды в школе

В исследовании были использованы следующие методы:

  • Изучение литературы и Интернет-ресурсов по изучаемой теме

  • Включенное наблюдение за учащимися школы, с целью выявления психологического настроя на учебу в зависимости от одежды

  • Анкетирование пед. коллектива и учащихся школы с целью выявления психологического настроя на учебу в зависимости от одежды

  • Свободное интервьюирование уч-ся и пед. коллектива с целью выявления психологического состояния в зависимости от вида одежды

  • Эксперимент с целью выявления психологического состояния человека и восприятия его другими людьми в зависимости от вида одежды

  • Анализ и синтез полученных данных в результате исследования

  • Сравнение полученных данных в результате проведенной работы с данными официальных источников информации.

Практическая значимость работы определяется разработкой рекомендаций к родительскому договору о школьной форме.


Глава 1

Костюм как знаковая система.

Влияние костюма на психологическое состояние личности.

1.1 История возникновения костюма

Костюм является эволюцией и самым

важным признаком, по которому мы

можем судить о привычках, обычаях

и образе жизни каждого века.

О.Уайльд

Знаковая система и социальные значения костюма формировались постепенно, на протяжении всей его истории. Вначале, за несколько веков до н.э., моды как таковой не существовало. Люди использовали одежду, для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, например для защиты от неблагоприятных природных условий. Но постепенно с переходом от примитивных обществ к обществам со смешенной экономикой формы и крой одежды усложнились и появились первые признаки социальной дифференциации посредством костюма. Анализируя одежду древнего (архаического) века, древних египтян и шумеров, античные и средневековые костюмы, костюмы Возрождения, сравнивая, их друг с другом, можно подтвердить гипотезу об эволюции знаков и значений, а также понять условия и факторы их определяющие.

Предметы древности, одежда, украшения в те далекие времена воспринимались иначе, чем сейчас. В архаической культуре (начиная от 40-20 тыс. лет до н.э.) и культуре древнего Египта (начиная с четвертого тысячелетия до н.э.) сама одежда, украшения и жилище имели душу и трактовались соответственно. Леви-Стросс обнаружил, что двойственность реального и сакрального проявляется в билатериальной технике татуировки; в ряде племен татуировка лица выполняла функции личной одежды, без которой неприлично было показываться в обществе, причем двойственность реального и сакрального выражалась в татуировке лица с помощью техники удвоения орнамента. Позднее роль посредника между предметами и душой предметов берут на себя маски, орнамент и т.д. Маски являются уже предельно сложными текстами-предметами, соединяющими мир человека с миром сакральным.

В древних империях и государствах одежда, так же как и сегодня, имела две основные функции - утилитарную и символическую. Произведения и творения древнего ремесла и производства поддерживают миропорядок, соединяют человека с богами. В символическом плане - это выливается в изображение и обозначение всего того, что происходит в мире богов. По мнению Т. Козловой Египет дает один из ярких примеров проявления религиозной символики в костюме. Так, "круглое ожерелье с лучеобразными движениями бус изображало солнце - главного бога египтян - Ра; треугольная форма передника была символом Дельты Нила и плодородия. Обильным гримом изменяли форму и выражение лица, приближая его к тому идеалу мужественного божества, которому они покланялись".

Перейдя рубеж VIII века до н.э., вступив на почву античной культуры, за какие-нибудь два-три столетия все существенно изменилось. И античный костюм выполняет иную символическую функцию. Он перестает, как в архаической культуре, моделировать сакральный мир или его элементы, и специализируется на выражении социальных и культурных значений (в частности, подчеркивает, усиливает и оформляет другие разнообразные предметы - личную семиотику индивида и семиотику костюма).

В отличие от египетского костюма, символизирующего мироздание и богов, греческий костюм, как отмечает Т. Козлова, "выражал в спокойных статических формах и симметрии "высокий" дух грека-демократа". Он стремился подчеркнуть, выделить красоту человеческого тела, создать "образ духовно и физически прекрасного человека ("келос-кагатос" - доблестный и прекрасный)". Греческому костюму присущи знаковые характеристики. Так прямоугольная форма символизирует в костюме симметрию и уравновешенность, чему противопоставлялись волны живописных складок и драпировок. Хаос и порядок (космос), "прекрасная форма" и природная естественность, свобода и мера - таковы оппозиции, символически выраженные в античном костюме. Пока, пишет Т. Козлова, "греческий костюм своими формами способен был отражать глубокие духовные человеческие и философские идеалы, он не подвержен был кратковременной моде и использовал одни и те же формы на протяжении пяти веков".

Постепенно происходило появление первых признаков социальной дифференциации посредством костюма. Так, например, в египетских костюмах Древнего царства подчеркивалась половая идентификация. Социальная роль женщины отражена в костюмах народов передней Азии. В древнем Риме социальный статус сенатора акцентировался с помощью красной полосы, нанесенной на тогу, а траур обозначался тогой-пуллой серого цвета.

Далее в Средние века языческие (античные) и архаические представления переосмысляются и превращаются в новое мироощущение и мировоззрение. Средневековая культура возникает из трех разных источников - христианского движения, распадающейся античной культуры и пришедшей ей на смену культуры "варваров". Средневековое искусство выполняет несколько функций: сводить человека с богом, земной мир с божественным; поддерживать христианское мироздание; реализовывать разнообразные невыполненные религиозные желания и переживания человека. Хотя средневековый человек интегрирован в рамках христианской общины, его индивидуальная жизнь становится весьма напряженной и противоречивой. В ней боролись противоположные желания - жить в добродетели, христианском благочестии и исполнять естественные человеческие устремления. Средневековый женский костюм, например, имел две группы значений: с одной стороны, он подчеркивал "женственность, материнство (образ женщины-матери, мадонны), а с другой согласно предписанию церкви - должен был создавать впечатление аскетично-бесплотного тела". Одновременно костюм выражал борьбу земного и духовного, это проявлялось в его цветовой двухчастности, закрытости головы, ног, рук и открытости верхней части торса, в симметричности расположения геральдических знаков.

Следующее развитие знаковая система получила в эпоху Возрождения. В культуре Возрождения идеалом служил период античности, формировалась эстетическая установка на прекрасное.

В период эпохи Возрождения начинается обособление отдельных форм жизни человека: единое, регламентированное бытие средневекового человека постепенно разделяется на жизнь трудовую, общественную, личную, в быту, в искусстве, в коммуникации. Постепенно складывается практика индивидуального воспитания, индивидуального выбора профессии, возможность самостоятельно смотреть на мир, строить свою жизнь, думать, чувствовать, желать. Начиная с Возрождения, и особенно далее в XVII-XVIII веках формируется социальный институт личности и сама личность человека в современном понимании.

Личность формируется на основе различных знаков, прежде всего науки и искусства. В свою очередь потребность в новых знаках (языках) диктовалась потребностями и проблемами новой культурной ситуации и коммуникации. Если в средние века языки богословия, науки и искусства обеспечивали связь человека с Богом и Общиной, то в Новое время возникает потребность в связях человека с человеком, а также человека с самим собой. Начиная с Возрождения все большее значение, приобретает ориентация на других людей, социальные группы, социальную систему. Человек нового времени идентифицирует себя с другими людьми, он жадно усваивает образцы поведения, сравнивает себя с другими. Как особые знаковые системы костюм, новая живопись, архитектура, наука, философия как раз и обеспечивали, с одной стороны, формирование института личности, с другой - новый тип поведения и жизнедеятельности человека; формировались все эти знаковые системы в контексте сложившейся к этому времени новой художественной коммуникации. Она обеспечивала, во-первых, обмен переживаниями, т. е. "сопереживание", во-вторых, выявление и реализацию собственных переживаний личности, этот феномен можно назвать "самопереживанием".

Переход от средневековой коммуникации "человек-Бог" к коммуникации "человек-человек" способствовал фундаментальным преобразованием в самом костюме. Стало падать значение духовного, подчинившего себе костюм средних веков. В центр внимания выходит обычный мир и человек в нем. Новая знаковая система одежды отражает человеческий мир: социальные роли, род занятий, уровень образования и т.д. Впервые в костюме проявилось самовыражение личности ренессансного человека. В суждении друг о друге, у ренессансного человека объединялись установка на творение и использование научных представлений.

Благодаря изобретению новой тематики и реальности, с опорой на научные знания, сформировалась новая эстетика костюма.

В середине XIV столетия на новом этапе общественного развития западно-европейских стран возникает понятие "мода". В связи с появлением все большего количества новых предметов одежды различной формы и разных названий дифференцировались и социальные значения.

Некоторые значения перенимались из прошлого. Наполеон, например, "позаимствовал" типы костюма, которые являли собой символы монархии, из старого режима, чтобы поддержать законность его империи, и тем самым подчеркнуть свой политический статус. Коронационное платье королевы Англии также является образцом преемственности его значения как знака власти, позволяющего Дому Виндсоров доказывать свою законность и необходимость.

С течением времени происходило как появление новых социальных значений, так и интерпретация старых в духе новой эпохи. Язык вееров и язык мушек позволял дамам безмолвно обращаться к противоположному полу. С помощью мушек английские женщины сообщали и о своем политическом предпочтении, к примеру, женщины, примыкающие к либеральному движению, наклеивали мушку на правой щеке. Карнавалы позволили по-новому трактовать значения старых образцов костюма, тем самым, наделяя их игровой функцией. Карнавал, как и социальные ритуалы, предполагают, что все, кто принимает в них участие, надевают нечто отличное от их повседневного наряда. В первом случае участники облачаются во что-то изящное, никогда не носимое раньше. В последнем, костюм индивида в большей степени предписывается правилами ритуала. К концу XIX века создается более сложная система социальных значений. В индустриальном обществе границы класса и социальная идентификация личности постепенно размываются. Костюм отображает экономическую систему, в которой живет индивид, также как и его статус в этой экономике. Производственные или профессиональные роли человека в экономике можно проследить на примере описаний работы "белых" и "голубых воротничков". Понятие "белые воротнички" подразумевает, что работа человека требует ношения костюма с рубашкой и галстуком, и то, что эта работа не включает использование ручного труда. Выражение "голубые воротнички", наоборот, имеет в виду физический труд и наличие специальной одежды. Служащие – "белые воротнички" обычно воспринимаются как более высокий статус по отношению к работникам – "голубым воротничкам". Деловой костюм-это своего рода униформа, отражающая экономический и профессиональный статус.

С появлением отпусков люди направляют свое свободное время на отдых и занятия спортом. Соответственно, возникает целая индустрия моды, создающая костюмы для спорта и развлечений. Известно, что некоторые культурно-развлекательные мероприятия такие, как крикет или рыбная ловля, требует изменений в одежде и позволяет индивиду демонстрировать последние модные новинки в этих сферах отдыха. Мода начинает интересовать всех, не только людей высшего сословия, но и средний класс, молодежь, детей. В конце 60-ых начале 70-ых годах прошлого столетия статусы богатых и бедных, мужчин и женщин, расовые статусы подверглись сомнению и прилагались особые усилия, особенно молодежью, чтобы выразить новые роли внутри всех этих категорий, и чтобы носить одежду, отражающую эти новые роли.

Современный взгляд на костюм, во-первых, синтезировал в себе самые разные культурные истоки - и архаические, и античные, и средневековые и т. д. Во-вторых, он имеет собственную длительную эволюцию.

Современная культура в сравнении с предшествующими имеет две доминанты: рационализм, основанный на естественнонаучном мировоззрении и достижениях современной технологии, а также персонализм, т. е. понимание человеком себя как личности. На формирование современной знаковой системы большое влияние оказывает так называемый "визуальный фон" современной культуры. Такие массовые визуальные системы, как мода, кино, телевидение, фотография, иллюстрированные издания и визуализированная одежда ярко выражают основные значения и идеи современной культуры, несут определенную информацию.

Современная визуализированная одежда является не только массовой (в большом городе человек каждый день демонстрирует свою одежду перед тысячами людей), но и прекрасно выражает еще один принцип визуальной культуры - одежда воспроизводит и демонстрирует самые разнообразные стили и жанры искусства, несет самую разнообразную информацию, в ней суммируются многие функции - утилитарная, информативная, художественная, символическая и другие. Действительно, взглянув на современную, особенно летнюю одежду, мы увидим однотонные наряды (белые, черные, пурпурные, серые), бывшие в ходу во все времена и часто символически выражавшие те или иные обряды или положение человека в обществе. Встретим одежду, украшенную орнаментами или вышивкой (подобные наряды были широко распространены на Древнем Востоке и в античности), одежду, на которой пестреют цветы, деревья и другие творения природы, причем выполнены они в самых разных живописных традициях - реалистической, импрессионистической, символической. Например, платья, куртки, косынки с изображением лошадей, машин и поездов; средневековых замков или современных городских пейзажей; многочисленными произведениями абстрактной живописи. Однако одежда знакомит человека не только с современными сюжетами, темами и традициями, но и с историческими: сегодня не редки импровизации на тему египетской и античной культуры, на тему средневековой культуры, на тему культуры Возрождения и Нового времени. Часто одежда шутит (орнамент блузки, составленный из отпечатков ступней ног), просвещает (демонстрирует доисторические памятники, историю, технику, отдельные произведения живописи и т. д.) или эпатирует (одежда хиппи, преднамеренные заплаты, дыры и т. д.). В общем, на современной одежде живет вся визуальная культура нашей и прошлых эпох.

Вывод: Исследования показывают, что семиотический статус костюма как группы функционально взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов на протяжении многих столетий продолжал оставаться очень высоким, обладал как утилитарной, так и знаковой прагматикой, т. е. соответствовал и практическим, и символическим требованиям. Детство, юность, зрелость, переход из одной возрастной категории в другую, включение человека в систему родственных связей – все это, как в предыдущих столетиях, так и в начале ХХ века, хотя и в иной форме, продолжало находить отражение в народной одежде, способствовало созданию определенного имиджа носителя.

Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне.


1.2 Что означает костюм для человека (настроение и т.д.)

Основная функция одежды - защитная и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо практической деятельностью человека, имеет определённое назначение, помогая человеку приспосабливаться к окружающему миру. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию - украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Одежда может быть изготовлена на заказ для конкретного человека или быть продуктом массового промышленного производства, когда один образец растиражирован в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров, и находит своего «хозяина» уже в процессе распределения, - в любом случае она удовлетворяет определённые потребности конкретного человека.

Костюм (от итал. Costume - обычай, нравы) - определённая система предметов и элементов одежды, объединённых единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определённого региона, конкретного исторического периода, народа или этноса, а также с образом, поведением конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую, связанную с его назначением (функциями).

Однако важнейшая функция костюма - знаковая, так как он сообщает окружающим важнейшую информацию о человеке: о его социальном статусе, политических пристрастиях, религии, эстетическом вкусе, культуре. Поэтому костюм имеет кроме перечисленных следующие функции: возрастную, социально-половую, сословную (групповую), профессиональную, региональную, религиозную и эстетическую.


Исследования показывают, что в зависимости от функциональных характеристик и других критериев одежда продолжала и в течение ХХ в. подразделяться по полу и возрасту, была повседневной и праздничной, отличалась по типу, общему стилю и характеру украшений. Выступая знаком половозрастного и семейного статуса, традиционный костюм опосредовано связывал человека с природой. Он служил своего рода границей между телом (микрокосмосом) и миром (макрокосмосом).

Многозначны функции современной одежды: она выполняет утилитарное назначение, эстетическое, символизирует те или иные события жизни, служит знаком групповой принадлежности (вхождение человека в определенную группу или противопоставление ей), или выражением индивидуальности. Одежда, подобна маске в древнегреческом театре, в определенной мере предопределяет эмоциональное восприятие человека, (яркие наряды придают жизни оптимизм, повышают значимость воспринимаемого лица, белая или черная одежда - знак обрядности, один костюм создает тревожное настроение, другой - спокойное, умиротворенное, один влечет за собой радостные ассоциации и переживания, а другие - печальные и т.п.). Наконец, в лучших своих образцах наряд от кутюр сближается с самостоятельными произведениями искусства.

Вместе с тем, одежда как творение дизайнеров - это результат творчества человека, его выбора, предпочтения, вкуса, умения и т. п., следовательно, реальность, сознательно творимая человеком. В этой знаковой системе одежды и моды воспроизводится не просто объективный мир, но и восприятие мира, и способ его воспроизведения - моменты нашего творчества, нашего избирательного отношения, наших ценностей, нашего профессионального умения и вкуса.

Один только взгляд на одежду человека, на то, как он ее носит, скажет нам многое об его личности. Немедленно выстраивается психологический и социальный его портрет: характер, область деятельности, политические взгляды, уровень дохода и семейное положение.

Даже в таком климате, где можно обойтись без одежды, люди все равно стараются что-то надеть на себя: используют татуировки и различные украшения. И это тоже - костюм.

Каждое время предъявляет свои особые  требования к костюму. Он защищает, украшает, определяет общественный статус и становится средством коммуникации между людьми.

В наши дни, когда создание  костюма является высоким искусством и наукой одновременно, когда в производстве материалов используются супертехнологии, - костюм стал средством манипуляции и воздействия на окружающих. Политики, готовящиеся к публичным выступлениям, артисты, выходящие на сцену, ведущие телевизионных передач - все они  активно пользуются консультациями художников-стилистов.

Психосемиотический подход к изучению имиджа человека позволяет говорить о знаковых компонентах, к которым относятся вербальный аспект, предметная среда и многое другое, в том числе, социальное оформление личности, то есть одежда и аксессуары.

Таким образом, целью информационно-знаковой системы костюма является передача определенной информации от владельца одежды в окружающую среду, а сам костюм – способом установления коммуникации между кодами и источником информации, благодаря которому формируется имидж, создается определенное мнение о носителе костюма. В разные периоды истории костюма действовали различные семиотические системы, помогая создавать своеобразные имиджи.

Выводы: Одежда, как и сам человек, сообщает информацию о возрасте, половой и этнической принадлежности индивида, о месте его проживания, социальном статусе, профессии и т. д. Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Анализ психологических и выразительных механизмов восприятия внешности через внешность другого человека, показывает, что одежда является продолжением тела индивида. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле, в котором особый интерес вызывает этническая и имиджевая знаковость костюма.


Глава 2

Исследование, посвящённое костюму как знаковой системе

2.1. Организация и методы исследования


Данное исследование проводилось на базе образовательного учреждения НОУ СОШ «Росинка». В исследовании принимали участие ученики 7, 8 класса и учителя школы.

В исследовании, посвящённому костюму как знаковой системе и его влияния в социальной презентации человека, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить особенности стилей одежды учащихся и педагогов школы.

  2. Выделить наиболее продуктивные варианты костюма, не вызывающие дискомфорта в работе и общении.

  3. Разработать рекомендации с составлением каталога о возможной форме одежды в школе.

Для реализации поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики:

Включенное наблюдение за учащимися школы, с целью выявления психологического настроя на учебу в зависимости от одежды (включенное наблюдение – наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе) Использование плана наблюдения

Анкетирование пед. коллектива и учащихся школы с целью выявления психологического настроя на учебу в зависимости от одежды (анкетирование – ответы на вопросы, поставленные в форме опросного листа – анкеты) Разработка анкеты

Свободное интервьюирование уч-ся и пед. коллектива с целью выявления психологического состояния в зависимости от вида одежды (свободное интервью (беседа) проводиться без заранее подготовленного опросника, определяется только тема беседы)

Тест для учащихся школы с целью выявления влияния костюма на психоэмоциональное состояние человека


Эксперимент с целью выявления психологического состояния человека и восприятия его другими людьми в зависимости от вида одежды.


Для реализации исследования мы предпринимали следующие шаги:




  1. Провели включенное наблюдение за учащимися и педагогами школы «Росинка» с целью выявления психологического настроя на учебу в зависимости от одежды

  2. Сделали описательный анализ результатов наблюдения

3. Провели тестирование учащихся 8 кл.

  1. Сделали количественный и качественный анализ тестирования

  2. Провели анкетирование на базе эксперимента

  3. Провели обработку анкетных данных

  4. Провели интервьюирование уч-ся и преподавателей школы

  5. Сделали описательный анализ результатов интервьюирования

  6. Написание первичных выводов (наиболее значимых результатов исследования). Разработка рекомендаций

  7. Апробация результатов (подтверждение или опровержение гипотезы) – проверка рекомендаций на базе исследования

Написание окончательных выводов


2.2. Описание результатов исследования


В ходе проведения исследования мы получили следующие результаты.

1. Результаты включённого наблюдения и самонаблюдения за учащимися и педагогами школы. Наблюдение проводилось на базе 8 класса.

Результаты наблюдения за учащимися:

  1. Наблюдения в процессе учебной деятельности:

  • Наблюдения велись за учащимися, которые пришли в деловом костюме и за учащимися, которые пришли в свободной форме. Деловой костюм: ученики в деловом костюме более собраны на уроке, ответы более структурированы, стиль общения – деловой.

Свободная форма одежды: не всегда подготовлены к уроку (прилежание), пытаются на уроке создать неформальную обстановку, поведение на уроке не соответствует требованием поведения ученика.

  1. Наблюдения в процессе свободной деятельности.

  • В свободной деятельности в деловом костюме не всегда удобно. Не удобно заниматься спортом, не удобно готовить уроки.

Результаты наблюдения за преподавателями:

Все преподаватели придерживаются делового стиля.

Выводы:

  • Деловой костюм позволяет настроиться на рабочую обстановку, организовать себя на выполнение определённой деятельности. Деловой костюм наиболее благоприятен в деловой атмосфере.




3. Результаты эксперимента:

В эксперименте принимали участие учителя Никоненко Г.С. учитель английского языка, Гилядов С.Р. учитель физики.

Цель эксперимента: показать влияние костюма на поведение и статус человека. Эксперимент проводился на базе 8 класса.

Результаты эксперимента:

1. Урок английского языка:

  • Учитель в деловом костюме. Урок прошёл по плану. Дисциплина на уроке соответствовала требованиям. Внимание учеников – устойчивое, отвлекаемость низкая. Учителю удавалось активизировать внимание детей, применяя определённые приёмы. Общение носило деловой характер.

  • Учитель в свободной форме одежды. Урок прошёл не по плану. Дисциплина не соответствовала нормам и требованиям. Ученики постоянно отвлекались, не могли сосредоточиться. Учителю было очень трудно собрать внимание учеников. Делового общения не получилось.

После проведённых уроков учитель в интервью сказал, что в деловом костюме ему было легче и удобнее проводить урок, нежели в свободной форме одежды. Деловой костюм даёт возможность для самоорганизации и настраивает на рабочую обстановку.

2. Урок физики:

  • Учитель в деловом костюме. Урок прошел, как и всегда по плану. Дисциплина соответствовала нормам и требованиям. Внимание учеников – устойчивое. Учителю удавалось сконцентрировать детей на уроке. Общение носило деловой характер.

  • Учитель в свободной форме одежды. Урок прошел не по плану. Дисциплина не соответствовала требованиям. Ученики постоянно отвлекались, не воспринимали учителя всерьез, не могли сосредоточиться. Учителю было трудно сконцентрировать детей на предмете. Делового общения не получилось.

После проведенных уроков учитель сказал, что в деловом костюме ему было намного легче проводить урок, нежели в свободной форме одежды. Учитель пришел к выводу, что деловой костюм дает возможность для самоорганизации и настраивает на рабочую обстановку.

  1. Результаты анкетирования.

В результате проведённого анкетирования мы получили следующие результаты:

  • 75 % респондентов считают, что костюм и деловой стиль организует личность.

  • 52 % респондентов предпочитают носить школьную форму, деловой костюм.

  • 45 % респондентов признались, что оказывались в таких ситуациях, когда костюм не соответствовал месту. Они испытывали от этого дискомфорт.

  • 55% респондентов считают, что посещать школу необходимо в деловом костюме.

Выводы: проанализировав данные анкет, мы пришли к выводу, что деловой костюм, школьную форму предпочитают большинство респондентов. Это даёт нам возможность предполагать, что наш проект является своевременным и актуальным.


2.3 Рекомендации и советы по использованию костюма как знаковой системы


Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Лучше одеваться просто, чем с претензией.

Главное требование к одежде - опрятность и аккуратность. Костюм должен быть всегда тщательно отглаженным, сорочка свежей, обувь - начищенной до блеска.

Летом и в дневное время лучше носить светлый костюм или платье, зимой и в вечернее время - более темного цвета.

В официальной обстановке   пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Таким же образом поступают, входя в ресторан, на прием, в зрительный зал театра.

Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда. Расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом во время завтрака, обеда, ужина или сидя в кресле.

На приемы всех видов рекомендуется надевать белую рубашку с галстуком любого, но не очень яркого цвета. Во всех остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Галстук должен быть аккуратно завязан, оптимальная его длина - до пояса брюк.

Со строгими костюмами следует надевать полуботинки или ботинки черного или темно-коричневого цветов. Предпочтение следует отдавать черной обуви, поскольку она подходит к костюму любого цвета. В летнее время к нетемному костюму можно надевать светлую обувь. Лакированные ботинки нужно надевать только к смокингу и фраку. Цвет мужских носков должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале он должен быть темнее, чем цвет костюма, но чуть светлее цвета обуви.

Носовой платок нужно держать в развернутом виде в кармане брюк или сумочке. Нельзя класть в верхние карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.

Халат, пижама и домашние туфли предназначены для спальни и ванной комнаты. Совершенно недопустимо выходить в них в коридор гостиницы, вагона, на перрон вокзала или палубу парохода.

Женская мода менее стабильна, чем мужская, и предлагает более широкий выбор фасона одежды и цвета ткани, но некоторые традиции и правила существуют и для нее. Самое главное - цветовая гамма туалета, платье и аксессуары естественно должны дополнять друг друга, а фасон одежды - соответствовать особенностям фигуры. Не рекомендуется носить много украшений.

Заботиться о своем внешнем виде необходимо, но приводить себя в порядок можно только дома, в номере гостиницы или в местах, предназначенных для этих целей. Нельзя, например, причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм в общественных местах, за столом, на улице.


Приложение к родительскому договору и рекомендации по выбору школьной формы.


НОУ СОШ «Росинка» необходимо посещать в деловом костюме (школьной форме). Одежда должна «помогать» учёбе, а не отвлекать от неё. Внешний вид ребёнка в деловом костюме позволит ему настроится на деловое общение, будет способствовать самоорганизации и самодисциплине. Самой подходящей формой деловой одежды для юношей и девушек был и остаётся костюм. Какие же требования этикет предъявляет к нему?

Рекомендовано для юношей:

  • Костюм приятных тонов, под него рубашка соответственного цвета и галстук в тон.

  • Брюки и джемпер.

  • Брюки, водолазка и жилет.

  • Сменная обувь – стильные модельные туфли.

Рекомендации для девушек:

  • Деловой костюм, длина юбка может быть как мини, так и удлинённой, украшением её может служить запах или разрез.

  • Пиджак можно носить не только с юбками и брюками, но и с маленьким платьем или сарафаном.

  • Всевозможные ансамбли из бридж , жилетов и жакетов.

  • Важным дополнением к костюму может служить сумка. Оптимальный вариант – сумка среднего размера, выдержанная в строгом классическом стиле и при этом вместительная.

  • Сменная обувь – стильные модельные туфли на среднем каблуке.



Заключение


Данная работа посвящена костюму как знаковой системе. Костюм (одежда) помогает или мешает в повседневной жизни, профессии, на отдыхе и т.д. Как помочь человеку разобраться в знаках, которые нам подает костюм?

Знаковая система и социальные значения костюма формировались постепенно, на протяжении всей его истории. Вначале, за несколько веков до н.э., моды как таковой не существовало. Люди использовали одежду, для удовлетворения элементарных биогенных потребностей, обеспечивающих индивидуальное и видовое существование человека, например для защиты от неблагоприятных природных условий. Но постепенно с переходом от примитивных обществ к обществам со смешенной экономикой формы и крой одежды усложнились и появились первые признаки социальной дифференциации посредством костюма.

Современный взгляд на костюм, во-первых, синтезировал в себе самые разные культурные истоки - и архаические, и античные, и средневековые и т. д. Во-вторых, он имеет собственную длительную эволюцию.

Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне.

Многозначны функции современной одежды: она выполняет утилитарное назначение, эстетическое, символизирует те или иные события жизни, служит знаком групповой принадлежности (вхождение человека в определенную группу или противопоставление ей), или выражением индивидуальности. Одежда, подобна маске в древнегреческом театре, в определенной мере предопределяет эмоциональное восприятие человека, (яркие наряды придают жизни оптимизм, повышают значимость воспринимаемого лица, белая или черная одежда - знак обрядности, один костюм создает тревожное настроение, другой - спокойное, умиротворенное, один влечет за собой радостные ассоциации и переживания, а другие - печальные и т.п.). Наконец, в лучших своих образцах наряд от кутюр сближается с самостоятельными произведениями искусства.

Результаты нашего исследования показали, что на самом деле костюм накладывает отпечаток на поведение человека, на его стиль общения, на самопрезентацию. Если человек в деловом костюме, как показали наши наблюдения, то он собран, подтянут, у него высокая самоорганизация, он, как правило, успешен в деятельности. Костюм обязывает ко многому. Человек в костюме общается иначе, мыслит иначе. Если человек в неформальной одежде, то он более расслаблен, не всегда настроен на продуктивную деятельность, ему трудно самоорганизоваться, в общении он предпочитает неформальный стиль общения.

Таким образом, необходимо учитывать роль одежды в жизни человека. Это позволяет достичь значимых успехов в развитии навыков общения и самопрезентации.

Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что наши рекомендации по школьной форме и приложение к родительскому договору являются актуальными и востребованными. Мы надеемся, что наши рекомендации и приложение позволят нашим ученикам по новому отнестись к школьной форме (деловому костюму) и к требованиям администрации школы посещать школу только в деловом костюме.


Список источников информации

  1. Галкина Т.В., Третьякова Т.Н. Влияние истории и культуры на формирование костюма. - Челябинск: ЮурГУ, 1998. - 354 стр.

  2. История костюма/(Серия "Учебники XXI века"). - Ростов н/Д: "Феникс", 2001. – 416стр.

  3. Каминская Н.М. История костюма. - М: 1976. - 248 стр.

  4. Коммисаржевский Ф. История костюма. Минск: 1999.- 276 стр.

  5. Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М.: МТИ, 1980. - 197 стр.

  6. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: "Эдиториал УРСС", 1996. - 268 стр.

  7. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав.ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2002. – 480с.: ил.

Ресурсы Интернета:

  1. http://cultures-costume.couturiers.ru/ История возникновения костюма

  2. http://www.academim.org/art/kalashnikova1.html. Костюм сегодня.

  3. http://etno.webua.org/ Из истории костюма.



Приложения


Приложение 1

^ АНКЕТА УЧАСТНИКА

конференции проектных и исследовательских работ

"Влияние одежды на психологическое состояние человека"

Дорогой друг.

Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам.

Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предполагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках.

Просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно.


1. Считаете ли вы, что пословица «Человека встречают по одежке, а провожают по уму» - верна?

а) Да

б) Нет

2. Как вы считаете, нужно ли одежду разделять по стилям (например: деловая, вечерняя, спортивная и т.д.)?

а) Да

б) Нет

3. Считаете ли вы, что костюм человека обязывает к чему-либо?

а) Да

б) Нет

в) другое

4. Какую одежду вы предпочитаете носить в учебное время?

а) деловую

б) свободную

5.Если школа настаивает на том, чтобы вы носили деловую одежду, всегда ли вы соответствуете этому требованию?

а) Да

б) Нет

6. Согласны ли вы с утверждением, что деловой костюм организует личность?

а) Да

б) Нет

7. Были ли вы когда-нибудь в такой ситуации, когда ваша одежда не соответствовала месту?

а) Да

б) Нет

в) другое

8. Ваше мнение: Нужно ли вводить в школу деловой костюм?

а) Да

б) Нет

в) другое

9. Ходите ли вы в деловом костюме в школу, если нет, укажите причины.

а) Да

б) Нет

Причины: ____________________________________


Пол:

Возраст:

Класс:

Спасибо за помощь в исследовании.

Приложение 2.


2.3 Рекомендации и советы по использованию костюма как знаковой системы


Одежда должна соответствовать месту, времени, характеру события. Лучше одеваться просто, чем с претензией.

Главное требование к одежде - опрятность и аккуратность. Костюм должен быть всегда тщательно отглаженным, сорочка свежей, обувь - начищенной до блеска.

Летом и в дневное время лучше носить светлый костюм или платье, зимой и в вечернее время - более темного цвета.

В официальной обстановке   пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет на совещание, сидят в президиуме или выступают с докладом. Таким же образом поступают, входя в ресторан, на прием, в зрительный зал театра.

Нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда. Расстегнуть пуговицы пиджака можно за столом во время завтрака, обеда, ужина или сидя в кресле.

На приемы всех видов рекомендуется надевать белую рубашку с галстуком любого, но не очень яркого цвета. Во всех остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма. Галстук должен быть аккуратно завязан, оптимальная его длина - до пояса брюк.

Со строгими костюмами следует надевать полуботинки или ботинки черного или темно-коричневого цветов. Предпочтение следует отдавать черной обуви, поскольку она подходит к костюму любого цвета. В летнее время к нетемному костюму можно надевать светлую обувь. Лакированные ботинки нужно надевать только к смокингу и фраку. Цвет мужских носков должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале он должен быть темнее, чем цвет костюма, но чуть светлее цвета обуви.

Носовой платок нужно держать в развернутом виде в кармане брюк или сумочке. Нельзя класть в верхние карманы пиджаков и жакетов ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.

Халат, пижама и домашние туфли предназначены для спальни и ванной комнаты. Совершенно недопустимо выходить в них в коридор гостиницы, вагона, на перрон вокзала или палубу парохода.

Женская мода менее стабильна, чем мужская, и предлагает более широкий выбор фасона одежды и цвета ткани, но некоторые традиции и правила существуют и для нее. Самое главное - цветовая гамма туалета, платье и аксессуары естественно должны дополнять друг друга, а фасон одежды - соответствовать особенностям фигуры. Не рекомендуется носить много украшений.

Заботиться о своем внешнем виде необходимо, но приводить себя в порядок можно только дома, в номере гостиницы или в местах, предназначенных для этих целей. Нельзя, например, причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм в общественных местах, за столом, на улице.


Приложение 3.

Приложение к родительскому договору и рекомендации по выбору школьной формы.


НОУ СОШ «Росинка» необходимо посещать в деловом костюме (школьной форме). Одежда должна «помогать» учёбе, а не отвлекать от неё. Внешний вид ребёнка в деловом костюме позволит ему настроиться на деловое общение, будет способствовать самоорганизации и самодисциплине. Самой подходящей формой деловой одежды для юношей и девушек был и остаётся костюм. Какие же требования этикет предъявляет к нему?

Рекомендовано для юношей:

  • Костюм приятных тонов, под него рубашка соответственного цвета и галстук в тон.

  • Брюки и джемпер.

  • Брюки, водолазка и жилет.

  • Сменная обувь – стильные модельные туфли.

Рекомендации для девушек:

  • Деловой костюм, длина юбка может быть как мини, так и удлинённой, украшением её может служить запах или разрез.

  • Пиджак можно носить не только с юбками и брюками, но и с маленьким платьем или сарафаном.

  • Всевозможные ансамбли из бридж, жилетов и жакетов.

  • Важным дополнением к костюму может служить сумка. Оптимальный вариант – сумка среднего размера, выдержанная в строгом классическом стиле и при этом вместительная.

  • Сменная обувь – стильные модельные туфли на среднем каблуке.









оставить комментарий
Дата31.08.2011
Размер176 Kb.
ТипИсследовательская работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх