Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении icon

Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Экзаменационные вопросы по философии философия и мировоззрение: отношение «человек-мир»...
Экзаменационные вопросы по философии философия и мировоззрение: отношение «человек-мир»...
Билет №1 Философия и мировоззрение. Самоопределение человека в мире и типы мировоззрения...
Предмет философии и ее функции...
Тесты для самопроверки знаний раздел I. Что такое философия...
Лекция Философия как социокультурный феномен...
О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение...
Лекция что такое философия?...
Лекция что такое философия?...
Темы практических и семинарских занятий Тема Философия, ее роль в жизни общества и человека...
Вопросы к экзамену по дисциплине "Философия"...
2. Древнегреческая философия...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Билет №1 Философия и мировоззрение: отношение «человек-мир». Роль знаний и ценностей в мировоззрении.

Мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Всякое философия – мировоззрение, но не всякое мировоззрение – философия. Понятие мировоззрения – парадоксальное понятие. Философия это теоретически сформулированное мировоззрение.

Выделяют три стороны мировоззрения – познавательная (когнитивная = картина мира), ценностная, поведенческая.

Ценность – значимость какого либо объекта для жизнедеятельности какого-либо субъекта. Ценность как фундамент для постановки цели. Каждая культура вырабатывает свою систему ценностей. Мировоззрение человека зависит как от объективных, так и от субъективных факторов – его принадлежности к определённой социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения. Личного мировоззрение не бывает.

^ Билет 2. Самоопределение человека и исторические типы мировоззрения.

Историч типы мир-ия: 1. повседневного опыта 2 религиозное 3 научное 4 философское.

Мировоззрение формируется не осознанно – имеет неупорядоченный характер. Личного мировоззрения не бывает. Религиозное – восстановление связи человека с Богом. Теология – богословие. Проблемы: 1 существует ли Бог? 2 как познать Бога? 3 как я должен жить исходя из своих представлений? Религия для широких масс, а научное и философское для узкого круга элиты. Научное Р-Ф-Н природу необходимо позновать из нее самой.

^ Билет 3 Происхождение и функции философии. Особенности рациональной картины мира.

Философия – любовь к мудрости.1 каковы значения и смысл философии? 2почему философствуют? 3 кому и зачем нужна философия? Философия – одна из областей духовной культуры человечества(=искусство,религия). Философия и наука появляется одновременно в 6 в до н.э. в Древней Греции. Ф – культура ума. Средство формирования мышления. Лейбниц (разума-воля-чувство способности человека). Ф – мысль своей эпохи. Ф – живая душа культуры. Философий много, а наука одна. Ф – имеет личностный характер. Рефлексия – деятельность самопознания. Ф – средство рефлексии. Ф – одна из форм общественного сознания(полит,эконом,религ,моральное,философ) Идеология – соц-полит сознание. Функции философии: 1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов 2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов) 3 Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного

^ Билет 4 Предмет философии, его исторические формы. Основные разделы философского знания.

Философское сознание: 1ф-практическое(здравый смысл) 2 ф-религиозное 3.ф- художеств 4 ф-теоретическое(исследует основные отношения человека к миру) И.Кант 1 что я могу знать? 2что я должен делать? 3 на что я смею надеяться? 4 что такое человек?

Разделы: 1Онтология – учение о бытие, сущнем 2 гносеология (теория познания) познаваем ли мир? природа человеческого знания? Истина? 3 Методология – учение о методе познавательной и практической деятельности человека. 4 Социальная философия – учение об обществе. Человек есть общественное и социальное существо. Арист: «человек – политическая обезьяна» 5 Аксиология – учение о ценностях 6 . Философская антропология – учение о человеке. Синтезирует все образы человека. 7 История философии.


^ Билет 5 Отношения философии и мифологии: от пребывании в бытии к рациональному мироотношению. Современная мифология.

На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, вненаучной формой познания. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: — эмоционально-образная форма; — очеловечивание природы; — отсутствие рефлексии.


^ Билет 6 Философия и религия, знание и вера.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные представления, как известно, выражаются в учении о Боге. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. С помощью логических рассуждений она развивает теоретические системы идей и при этом постоянно подвергает критике свои собственные выводы. Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму определенные "сверхразумные" догматы. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению и все решения принимает сам. Однако религия тесно сближается с философией, как только ставится задача доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Постановка такой задачи ведет к образованию особого философского направления - религиозной философии (теологии, теоретического богословия). Решение этой задачи есть уже дело не религии самой по себе, а религиозной философии, строящей теоретическую систему оснований, на которые опирается религиозное учение. Следовательно, верующий обращается к философии, когда старается обосновать свою веру. Но религиозное учение от этого не превращается в философское: философским оказывается не оно само, а его обоснование. Таким образом, философия и религия могут вступать в контакт. Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией. Но, разумеется, существует и множество философских учений, несовместимых с религией. Философы могут быть как верующими, так и атеистами. В религии вера: вера, авторитарность мышления В философии: аргументация, автономность мышлении. Ядром религиозного сознания выступает вера, но не всякая вера религиозна. Вера это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении.


^ Билет 7 Философия и наука, предельный (пограничный) и открытый характер философской проблематики.

Первые греческие философы были одновременно и учеными. Философия представала как наука наук, мать всех наук. Со временем наука отделилась от философии.

Философия обладает собств. понятийным аппаратом и стремится к открытию закономерностей. Частные науки (физика, химия, математика, биология, медицина и др.) не интересуются целостным отношением мышления и бытия, а исследуют специфический, конкретный срез реальности. Философия же универсальна, ее интересует мир в целом.

Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существ. объективно. Их не интересует ценностная шкала человеческих смыслов. В философии особую значимость приобретают аксиологические ориентации.

Философии не свойственна научая однозначность. Она стремится выяснить исход. предпосылки любого знания, важен не только достигнутый результат, но и путь к нему.

Наука опирается на факты и их эксперим-ю проверку. Философия, напротив, отстоит от сферы повседневности и уносится в сферу поиска смысла жизни. Конкр. науч. дисц. Могут развиваться, не учитывая опыт др. форм общ. сознания. А в философии в качестве базы и исход. пункта обобщений принимается совокупный опыт духов. развития человечества, всех форм общ. сознания: науки, искусства, религии, права и др.

Философии много, а наука едина. В отличие от науки философия стремится быть ближе к обыденному здравому смыслу и не отказывается от понятного языка в пользу абстрактных символов науки. Общее в философии и науке: Специфические формы обоснования, Знания в теоретической форме, Логическая доказательность выводов, Ориентированы на разум, противоположный религии. Различия: 1Философия – вечность проблем, 2 Философия – плюрализм, наука – одна истина 3 Наука: подтверждение истины – практика, философия – логическое обоснование, 4 В науке предмет – познание объекта, в философии – человек.


^ Билет 8 Становление древнегреческой философии: от натурфилософии до Сократа.

АФ возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. АФ (VI-IV) принадлежит попытка рационального постижения окружающего мира.. ^ АФ начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений, не исследуется природа блага, справедливости и т.д.. У Фалеса это вода, у Гераклида субстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиду – логос, мировой закон. Мир вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь. Впервые от конкретных природных стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии – бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Крупный шаг вперед в этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое – атом.(атомистика). Пифагор идеальное число, миром правят числа. Идеальный значит умопостигаемый. Космоцентризм — идея единства человека и космоса, часто называют досократовским. Именно он послужил началом европейской философии, именно они первыми поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.


^ Билет 9 Афинская школа: возникновение основных традиций философского мышления (Сократ, Платон, Аристотель).

Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Сократ говорил о человеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро.

Платон - неоплатоники-христиане ( идея благо – единое - Бог). Школа просуществовала более 900 лет, математика подготовка к философии. Человеческое бытие – творческий процесс. Тезисы теории идей: 1 идея вещи – смысл вещи.2 идея вещи есть эмерджент. 3 идея вещи – образец для возникновения 4 идея вещи не вещественна 5 идея вещи – субстанция (существует самостоятельно).Лосев – 5 не выдержало проверку временем.

Аристотель создал многие области науки (физика,астрономия,зоология,этика, политика,метафизика,логика и ее законы «А=А», «не(А и не А), «А или не А»).

1 учение об идеях бесполезно для познания 2 мир идей обособлен от мира вещей (не оказывает на него влияние) 3 между каждой отдельной вещью и ее идеей должно быть нечто общее для них 4 теория идей не способна объяснить развитие идеи. Развитие – превращение возможности в действительность. Ошибка в гипостазировании – приписывании самостоятельных свойств объектам которые не могут существовать самостоятельно.

В период формирования и развития АФ сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система – космос, важной составной частью которой является человек.Платон – идеалистический и Демокрит – материалистический.


^ Билет 10 Особенности философии Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями. Восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Философия буддизма развилась из учения Сиддхархи Гаутамы (ок. 583-483 гг. до н.э.), названного впоследствии Буддой. Это религиозно-философское учение имело созерцательный характер. Философская позиция буддизма представляет собой естественный результат простого наблюдения, когда поток сознания является цепью беспрепятственно и мгновенно изменяющихся моментов. В связи с этим представителям всех философских школ буддизма свойственна ярко выраженная психологическая интерпретация бытия, в которой заложены тенденции к субъективному идеализму. Внешний материальный мир является составной частью психической жизни человека. Нет ничего устойчивого, настоящего кроме вихря элементов бытия. Отсюда центральное место в буддийской философии занимает идея всеобщей изменчивости, а также всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности.

Родоначальником древнекитайской философии считается Конфуций, живший в 551 - 479 гг. до н.э. Центральное место в учении Конфуция занимает категория ли - «ритуал», «правила», «закон». По его мнению, ли объединяет традиционные установления и этические нормы, существовавшие в идеализируемую им эпоху Западного Чжоу. Овладение духовными ценностями прошлого, полагал Конфуций, позволяет человеку правильно понимать «веления Неба». Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - «значит знать людей», а познание природы его не интересует. Всякое учение должно дополняться размышлением: «учиться и не размышлять - напрасно терять время».Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит не останавливаясь», но тем не менее он заботился о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Ключ к управлению народом он видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим.

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира в абстрактно-философском категориальном аспекте - проблемами бытия, небытия, становления, единого, многого и т.п. Отсюда делались выводы относительно человека и общества. Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств.


^ Билет 11 Эллинистический период античной философии (кинизм, скептицизм, эпикуризм, неоплатонизм, стоицизм)

Киническая школа получила свое название от Диогена, у которого было прозвище Собака (по-гречески «кинос»). Основатель школы - Антисфен (450—560 до н. э.), живший в Афинах. Антисфен был слушателем Сократа, а после его смерти основал свою собственную школу. Антисфен считал всякое удовольствие злом. Киники отвергали потребительскую жизнь, презирали почести, согласно их этическому учению, естественные потребности людей нужно удовлетворять, однако неправильно в процессе удовлетворения этих потребностей стремиться к наслаждению. Цель такого образа жизни – автаркия, т.е. «самодостаточность», автономия нравственной личности. Идеал простои жизни киники весьма тесно связывали с возвратом к природе.

Высшим нравственным идеалом киников, является полная апатия. Моральный принцип кинизма состоит в пренебрежении общественными нормами и в близости к «естеству», цинизму.

Эпикур (342- 271 до н. э.). Ведущую роль среди теоретических источников учения Эпикура играет атомистическая система Демокрита. Но главный упор Эпикур, делает на этику. Цель жизни человека, по Эпикуру, - счастье. Счастье – это наслаждение, которое выражается в удовлетворении естественных потребностей, отсутствие телесного страдания и в достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души (атараксия).Главное препятствие достижения человеком счастья – страх. Избавиться от страхов человеку должна помочь философия. Цель философии – открытие человеку дороги к счастью.

Основоположник стоицизма - Зенон (333/32—262 до н. э.) Основной мотив стоической морали заключается в том, что изменение жизни к лучшему невозможно. Единственное, что может сделать человек, - это достойно переносить удары судьбы. Человек должен подчиняться судьбе, он не должен желать того, что не находится в его власти. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Одним из наиболее видных представителей римского стоицизма является Сенека.

Утратой себя и неуверенностью в себе порождено и такое направление эллинистической философии, как скептицизм. Основателем скептицизма как особого направления в античной философии явился Пиррон (365—275 до н. э.). «Скепсис» в переводе с греческого означает «сомнение». Скептики сомневались во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Согласно Пирону, всякому нашему утверждению о любом предмете может быть с равным правом, с равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то не было суждений о них.

Неоплатонизм возник в III в. в качестве языческой философской школы. Неоплатонизм зарождался в то же время, что и христианством. Неоплатонизм имеет не только ряд черт, общих с мировоззренческим содержанием христианства, но и сам оказал влияние на развитие философских учений христианства. В противоположность христианскому Богу Отцу, неоплатоники представляли божество как безличное Единое. Материя – это абсолютная тьма и полное отсутствие божественного света. При этом материя так же вечна, как и Единое. Душа человека – это нечто противоположное телу, которое материально. Материальный мир как неподлинное бытие.


^ Билет 12 Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и основные этапы развития

После того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира. Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности. Теология – или богословие – теория о происхождении и действиях Бога Философская мысль средних веков уходит корнями в монотеистические религии. Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все существующее, для него является не природа (как в античной философии), а Бог. Основное внимание теперь сосредоточивается на познании Бога и человеческой душе. Есть только одно абсолютное начало – Бог, все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которыми Античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Патристика (II-VI век н.э.), Схоластика(VII-XIV).

^ Билет 13 Феномен патристики. Философия Аврелия Августина.

Патристика (II-VI век н.э.): от латинского слова «патрис»=«отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов: 1). Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов. 2). Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. 3). Зрелая патристика (IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной.

Августин Блаженный. Мир добр и гармоничен, а человек находится на вершине иерархии бытия. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от Бога. Человек отвечает за зло, но не за добро. Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как едином, совершенном абсолютном бытии. Разум не может познать Бога, это возможно только с помощью веры. Превосходство веры над наукой. Существование Бога через веру. Основные Догматы:1. Творение мира и человека Богом 2. Грехопадение 3. Искупление 4. Воскресение


Билет 14 Философия Фомы Аквинского. Философские проблемы схоластики (П. Абеляр, А. Кентерберийский – по выбору). Спор об универсалиях.

Схоластика(VII-XIV): слово «схоластика» происходит от слова schola (школа). В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский (знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование). и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.

2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм - продолжение традиций Аристотеля

3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр. Фома Аквинский цель человека заключена в познании, созерцании и любви к Богу (наука+религия). Путь к этой цели полон испытаний, но ведет человека по нему разум. Именно разум покажет, как себя вести, чтобы прийти к вечному блаженству и счастью, которое связывается с познанием и созерцанием Бога


^ Билет 15 Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения в Европе. Истоки научной рациональности.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Отличительные черты идеологии Возрождения: 1.антифеодальная направленность 2.светский характер (против церкви) 3.гуманистическое мировоззрение 4. обращение к культурному наследию античности Идеологической основой стали гуманизм, а затем натуральная философия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя.

Характерные черты Ф Возрождения:

1. Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека.

2. Философия возрождения носила выраженный антисхоластический характер.

Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.

3. усиливаются мотивы натурализма и материализма

Гуманистическая философия: в основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются именно не только Богом данные, но и реализованные, как результат собственных усилий в равной мере. С этим связано и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность – это основные проблемы. выводы:1. Новый тип мышления - материалистический.2. Философская мысль становится светской.3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека. Меняется статус самого человек.

Билет 16 Рождение современной науки и формирование естественно-научной картины мира (И. Кеплер, Г. Галилей, И. Ньютон)

Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера и Галилея, в становление первой научной картины мира, очевидно. Шаг за шагом меняется образ мира, с трудом, но неуклонно разрушаются столпы космологии Аристотеля-Птолемея. Коперник помещает в центр мира вместо Земли Солнце; Кеплер предлагает математическую систематизацию открытий Коперника и завершает революционный переход от теории кругового движения планет («естественного» или «совершенного» в старой космологии) к теории эллиптического движения; Галилей показывает ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля и формирует принцип инерции. Ньютон в своей теории гравитации объединяет физику Галилея и физику Кеплера. За те сто пятьдесят лет, которые отделяют Коперника от Ньютона, меняется не только образ мира. С этим изменением связано и изменение- также медленное, мучительное, но неуклонное – представлений о человеке, о науке, о человеке науки, о научном поиске и научных институтах, об отношении между наукой и обществом, между наукой и философией и между научным знанием и религиозной верой. Становление первой научной картины мира. НКМ есть наглядный, характерный для определенной исторической эпохи интегральный образ мира, служащий важным средством синтеза конкретных научных знаний о мире. Придя на смену религиозной, в которой в центре философских изысканий два центра – Бог и человек, первая научная картина мира характерна такими важнейшими элементами, как гелиоцентризмом, представлением о бесконечном однородном пространстве, едином материальном мире, в котором царят универсальные законы природы. Ее и принято называть классической, на фоне которой началась классическая наука, ознаменовавшая генезис науки как таковой, как целостного триединства, т.е. особой системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института.

^ Билет 17 Становление научного метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

(с XVII века) Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания (куча открытий => разрыв в философии с религией: в борьбе против религиозных догматов и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования). Онтология – учение о бытии, ей в Новом времени уделяется особое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Его основатель Бэкон: у материи свойства из комбинаций этих натур образуются все многообразные вещи природы. Его Учение о форме и движении. Форма – материальная сущность принадлежащего предмету свойства, род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Для него нет пустоты, пространство – это протяженность материальных объектов. Время – объективная мера скорости мат. тел. Движение – прирожденное свойство материи. Декарт: дуалистическое понимание мира. Два независимых первоначала: нематериальную (мыслящую) субстанцию и материальную (протяженную) субстанцию. В основе идея естественного развития Солнечной системы: под действием движения материи. У материи собственная творческая сила, это основа движения. Движение - это механическое перемещение тел в пространстве, а пространство это протяженность тела, что означает что пространство – пустота, т.е. противоречие.

Френсис Бэкон – эмпирик, знания должны получатся опытным путём, критиковал схоластику как бесплодные богословские споры, считал необходимым избавление от идолов рода (огранич. чел. ума и чувств), пещеры (суб. восприят. мира), рынка (неправ. употреб. слов), театра (вера авторитету). Индукция – от частного к общему. Отождествлял субстанцию с формой конкретных вещей. У материи есть множество свойств. Форма – род движения материальных частиц.

Рене Декарт – рационалист, критиковал. схол., математик, выдвинул идею математизации всего научного знания, в познание отдавал предпочтение разуму, а не чувствам и опыту, так как последние зависят от органов чувств и суб. восприятия мира, выдвинул теорию о врождённых идеях. Дедукция – от общего к частному. Выделял «мыслящею» и «материальную» субстанцию.


^ Билет 18 Гуманистические идеалы Просвещения: истоки правовой идеологии. Концепции общественного договора (Д. Локк, Т. Гоббс – по выбору).


Одной из важнейших характеристик эпохи Просвещения является рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущение и опыт имеют в познании вторичное значение. Рационализм как правило связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные способности человека в познании и преобразовании природы. В эпоху Просвещения мыслящий рассудок становится мерилом всего существующего. Разум рассматривается в рационалистических системах в качестве источника всей субъективной деятельности человека. Человек, согласно этой теории, по своей сущности, по своей природе является разумным существом. Человек, как разумное существо, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях. Концепция общ. договора - главный тезис данной теории был таков: «Все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью». Ориентиром для создателей концепции общ. договора века служило «естественное» или «природное» состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого порками, живущего сообразно разуму, а не «искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества. Появление идеи общественного договора и выработка правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими действиями





Скачать 489,47 Kb.
оставить комментарий
страница1/3
Дата29.09.2011
Размер489,47 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
хорошо
  4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх