Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук icon

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук


Смотрите также:
«Информационное и pr-сопровождение политических решений в системе государственного управления»...
Список диссертационных советов...
Формирование внешнеполитического курса бывших социалистических стран в глобализирующемся мире...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук...
Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук...
Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук...
Политика италии в нато (цели, задачи...
Политика италии в нато (цели, задачи...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук...
Памятка соискателю ученой степени кандидата наук...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата географических наук...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА


На правах рукописи

УДК.................


Давыденко
Светлана Семеновна


Современная вероисповедная политика в Республике Беларусь

(политико–исторические аспекты)


Специальность – 23.00.01. – теория политики, история и методология политической науки

аспирантки кафедры социологии и экономических дисциплин


Диссертация

на соискание ученой степени кандидата политических наук


Научный руководитель:

доктор исторических наук,

доцент

Божанов В.А.


МИНСК, 2002









стр.:




ОГЛАВЛЕНИЕ








Введение

3




^ Общая характеристика работы

5

1.

Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь

15

1.1.

Взаимоотношения государства и церкви: историко-методологический аспект

15

1.2.

Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь

52

2.

Основные направления реализации религиозной политики

74

2.1.

Политико-правовое обеспечение религиозной политики в Республике Беларусь

74

2.2.

Социальные проблемы

90




Заключение

106




^ Список использованной литературы

Приложение

114

124



Введение


Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии. В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации белорусского общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.

Построение и эффективное функционирование государства находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики. Формирование политики, адекватной потребностям государства, является необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни.

В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы, подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.

По мнению Э.А. Позднякова в самой глубинной основе уникальности каждого государства «среди наиболее фундаментальных причин первенство, без сомнения, принадлежит культуре и соответствующей ей религии, поскольку эти два понятия по сути своей неразделимы и содержательно и генетически»[120,с.126]. Правомерность такого подхода находит свое подтверждение в истории белорусского государства, и государств постсоветского пространства. Причины, вызвавшие катастрофические последствия для СССР, кроются не только в социально–экономических проблемах прошлого, но прежде всего в духовно–идеологической сфере жизни общества: в неэффективности официальной идеологии, игнорировании доминанты в культурном развитии, принижении значения нравственных ценностей и в конечном счете утрате объединяющего общественного идеала.

В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных отношений государства и религии в Республике Беларусь.

Христианское учение способно указать величайшую социальную истину – внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество является важным условием для стабильности государства.

В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.


^ Общая характеристика работы.


Актуальность темы диссертации.

Исследование проблемы вероисповедной политики государства в Республике Беларусь является одним из важных направлений в научной деятельности в рамках политической науки. Это обстоятельство способствует осмыслению объективных явлений, выявляющих положение и роль религии в белорусском государстве, а также в современном мире.

Процессы обновления государственности в Республике Беларусь повлекли за собой изменение отношений между государством и религией. Политики, ученые, изучающие нюансы общественной жизни и массового сознания последнего десятилетия, отмечают, что происходит активизация религиозных учреждений, участвующих в решении целого ряда проблем. Эта тенденция характерна не только для Республики Беларусь, но и для стран постсоветского наследия, которые ощущают потерю идеологических ориентиров, утрату ведущей роли государства в функционировании экономики, социальной защите населения, развитии культуры, образования, православной традиции, что и вызвало поиск новой модели которая отвечала бы потребностям общества, переживающего процесс трансформации.

Об актуальности проблемы вероисповедной политики свидетельствует появление новых публикаций в многочисленных научных изданиях Республики Беларусь, Российской Федерации, а также в странах СНГ. Это является свидетельством того, что проблема имеет место, что есть множество спорных вопросов, которые необходимо решать. Взаимоотношения государства и религии на разных этапах общественного развития определялись разными обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему взаимоотношений государства и религии. Взгляды и подходы диктовались социокультурными обстоятельствами, доминирующим мировоззрением в тот или иной период. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались многие духовные и светские мыслители.

В Средние века был доминирующим теологический подход, согласно которому источником власти являются божественные силы. Эту идею провозглашали Августин Блаженный и Фома Аквинский. Попытку освободить общественное сознание от излишнего засилья религиозных догм и фактической власти церкви сделал Никколо Макиавелли. В центр своего политического учения он ставил проблему государственной власти, придавая ей светский характер. В критике религиозных догм и традиционализма формировался рационализм. Новое время провозгласило незыблемый авторитет науки над религией, но не смотря на это в «Энциклопедии»[58] Дидро и Д,Аламбера в статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство извлекает пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам», наиболее приемлемой для государства является христианская религия, прежняя религия была связана с государственным строем, а новая не связана совсем. Их заключение сводится к тому, что религия должна соответствовать политическим интересам и самым лучшим законодательством является то, которое основано на уже имеющейся религии.

По поводу места религии в обществе высказываются многие мыслители, в частности Д. Локк дает позитивную оценку роли религии в жизни общества. В эпоху Просвещения эта тема нашла свое дальнейшее развитие и из сферы гуманитарных исследований перешла в сферу социальных, а затем и политических изысканий. Были заложены основы идеологий.

С середины ХIХ века наряду с теологическим и философским формируется научный подход к анализу религии, суть которого заключается во взгляде на религию как одну из сторон общественной жизни. Религия рассматривается как явление, дающее образец поведения, формирующее в обществе систему ценностей, выполняющее определенные функции в обществе. В ХIХ веке этот процесс завершился. Выделяются три основных типа идеологий: либерализм, консерватизм, социализм. Каждая идеология выдвигает свою систему ценностей.

Социалогический подход представляет группу концептуальных положений, в русле которых дается объяснение политики через действие социальных факторов. Сторонники данной концепции (А.Токвиль, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Г.Спенсер, В.Парето, М.Вебер, Ж.Сорель и др.) использовали научный подход в объяснении религиозного феномена, согласно которому религия является источником формирования гражданственности и патриотизма.

В частности Э. Дюркгейм рассматривал религию как фактор социальной интеграции общества, подчеркивая ее значение в укреплении социального единства, поддержании традиции. Он видел в культовой деятельности конституирующее начало, готовящее индивида к социальной жизни [См.128,с.49]. Рассмотрение религии как средства социальной интеграции, сплачивающей людей, продолжил французский социолог Ж. Сорель [139, c. 25].

На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора социальных изменений особое внимание обращал видный немецкий социолог М. Вебер.[ ]

Американский социолог Т. Парсонс сделал теоретическое обоснование понимания религии как важного условия стабильности общества, так как она выступает основой ценностно–нормативного порядка [114,с.49].

К. Манхейму [85,с.185]. принадлежит классификация политических идеологий ХХ века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии и политики.

О месте религии в политической культуре можно сделать вывод исходя из работ Г.Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке классификацию политических культур, базирующихся на ценностных представлениях человека о власти [143,с.67].

В. Парето уделил много внимания изучению верований, лежащих в основе идеологий [113,с.22].

Таким образом, представителями социальной концепции дано теоретическое обоснование религии как важного условия стабильности, как важнейшего фактора социальной интеграции общества. Они рассматривали религию как самый древний и самый простейший социальный феномен, из которого произошли все другие формы общественного сознания.

Представители социологического направления исследовали религию с точки зрения проявления в ней социальных закономерностей, но в конце ХIХ – начале ХХ века оформляется психологическое направление, поскольку религия наряду с социальными, имеет и психологические корни. Психоаналитики З. Фрейд и К. Юнг рассмотрели вопрос о влиянии религиозного и политического на психологию людей. З. Фрейд [147, с.48]. отмечал значение участия личности в политическом процессе и о психологических особенностях этого вида деятельности. К.Г. Юнг открыл коллективное бессознательное и доказал, что именно там заложена общность религиозного и политического сознания. По Юнгу, чтобы овладеть настроениями масс, идеолог должен постоянно осмысливать вереницу архетипов. Тогда он сможет использовать разнообразную символику для определенной настройки коллективных переживаний, для управления эмоциями и представлениями людей будь то в религиозной или политической сферах [160, с.82].

Таким образом, представители психологии религии выносят «за скобки» источники религиозных переживаний и связывают наличие религиозных чувств с врожденными инстинктами (З.Фрейд) или исторически обусловленной предрасположенностью (архетипы, К. Юнг).

Среди русских религиозных мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно. В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально наследие И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л. Франка, В.С. Соловьева, Н.О Лосского и других. К их работам обращаются современные политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в «русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи – государства. В. С. Соловьев выступал с идеей всеединства: церковь, государство, общество. В основе общества должна лежать нравственность, воплощенная в церкви. Н.А. Бердяев считал, что русский коммунизм – продукт русского национального характера, подчеркивая общность христианства и коммунизма. «Коммунизм не как социальная система, а как религия, фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, ...поэтому его столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость, фанатизм всегда имеют религиозный источник» [11,c.129]. Бердяев идет от религиозного к политическому, но суть его выводов – одна, христианство и коммунизм – это идеологии

К.Маркс и Ф. Энгельс рассматривали религию как временное, переходящее явление, которое изживет себя по мере развития свободы и самостоятельности человека. Они считали, что установление коммунистических отношений приведет к отмиранию религии. Раскрывая социальную природу религии, они не предлагали насильственного навязывания атеизма, а призывали к созданию тех условий, в которых человек мог бы проявлять себя как свободный субъект.

Для данного исследования является важным, что классики социально–политической мысли не отрицали участия религии и церкви в политическом процессе. Они анализировали проблему взаимоотношений государства, религиозных организаций и общества, тенденции формирования государственно–конфессиональных отношений в истории философской, правовой и политической мысли Западной Европы и в истории славянских государств. Их осмысление способствует более глубокому пониманию специфики государственно–конфессиональных отношений и политики государства относительно религиозных организаций на различных этапах развития белорусского общества.

Произошла переоценка роли и места религии в жизни общества. Демократизация политических процессов создала предпосылки для возрождения религиозных ценностей. Религия и ее институты активно проявляют себя не только в сфере социальной, но и в политической. Различные политические силы стараются использовать религиозный фактор для достижения определенных идейно–политических целей. Власть обратила внимание на позитивную, объединительную роль церквей, а церкви стали рассматривать политику как средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных целей.

Церковь, отделенная по закону от государства, тем не менее, с одной стороны активно служит объектом политики, а с другой, – превращается в субъект политики, то есть активное, направляющее начало политической воли. Свидетельством тому являются послания иерархов в адрес отдельных политических сил, их участие вместе с главой государства в общественно–политических мероприятиях, что позволяет сделать следующие выводы:

  • религия в условиях разрушения прежних духовных ценностей общества явилась основой для создания новой системы ценностей;

  • момент падения легитимности политической власти заставил ее обратиться к моральному авторитету церкви и фактически привлечь ее к политической деятельности;

  • ведущие конфессии (православие, католицизм), ощутив возможность укрепить свои духовные и экономические позиции, политизировались, превратившись прямо или косвенно в активных участников политического процесса;

  • слияние религии с политикой произошло не только на уровне массового сознания, на государственном уровне, но и на уровне таких политических институтов как партии.

Кай Могенсон, датский ученый, занимавшийся исследованием роли церкви в современном мире в изданной в 1977 году книге «Опиум для народа?» отталкивается от посылки о том, что религия «активно приспосабливается к быстро меняющимся условиям жизни современного общества», обосновывает вывод о «непреходящем значении» церкви в обществе.

Став независимым государством, субъектом международного права, Республика Беларусь начала проводить самостоятельную религиозную политику, и реформировала конституционно–правовые основы своих отношений с религиозными объединениями. В исследуемый период были приняты законы Республики Беларусь: «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 декабря 1992 г. № 2054–ХII; «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» 17 января 1995 г. № 3533–ХII, а также подготовлен проект Закона Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь», и о Концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям.

Конституция страны и Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях», а также проект Концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям, являются основой для формирования новой модели государственно–церковных отношений в Республике Беларусь. За последнее столетие сменились три модели государственно–правового регулирования. Эти модели будут рассмотрены в данном исследовании, но более детально будет рассмотрена современная модель вероисповедной политики с тем, чтобы ответить на вопрос может ли религия в современном обществе быть гарантом устойчивого развития общества, его объединяющим началом, полноправным партнером, с которым можно сообща решать важные социальные проблемы? Будут также рассмотрены существующие в мире модели государственно–религиозных отношений. На этих и других вопросах, касающихся взаимоотношений государства и религии, сосредоточено внимание данного исследования, дается также анализ правоприменительной практики по вопросам государственно–церковных отношений включительно по декабрь 2001 года.

Анализ политико–правовых взаимоотношений государства и религии в политологическом аспекте, предпринятый автором, позволит понять особенности современных социальных явлений, включая отношения государства, церкви и в большей мере православной религии (поскольку православие является доминирующей религией на территории государства).

Современный этап дает новые возможности рассмотреть целый комплекс вопросов в отношении государства и религии, государства и церкви, усиление религии и причины вызывающие это явление. Дает возможность рассмотрения существующих современных концепций по проблемам вероисповедной политики государства.

Анализ опубликованных исследований и документальных материалов по данной теме показывает, что исследование данной проблемы лишь частично рассматривалось в политологической науке, и это еще раз доказывает необходимость более глубокого анализа государственной политики в области религии на современном этапе.


Связь работы с научными программами, темами.

Тематика диссертационного исследования была утверждена Ученым советом Республиканского института высшей школы Белорусского государственного университета (РИВШ БГУ) 17 марта 1998 года (протокол № 4) и соответствует государственным программам, предусматривающим изучение теории политики, истории и методологии политической науки.



Цель и задачи исследования.

Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном политическом процессе. Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:

  • исторически религиозные отношения предшествовали политическим в связи с этим рассмотреть в историко–политологическом контексте развитие взаимоотношений политических и религиозных институтов;

  • показать как религиозные учения относились к политическим институтам, сравнить отношение к власти (государству) основных религиозных доктрин (православия, католицизма);

  • дать анализ современным политико–правовым условиям, влияющим на государственно–конфессиональные отношения в Республике Беларусь, рассмотрев при этом советскую модель государственно–церковных отношений;

  • рассмотреть степень вовлеченности религии в политические процессы;

  • выявить области взаимодействия государства и церкви в социальной сфере.


Объект исследования: взаимоотношения государства и церкви.

Предмет исследования: взаимосвязь политических и религиозных отношений в условиях трансформации общества в Беларуси.


Общая рабочая гипотеза. Активизация деятельности религиозных учреждений, существенное повышение интереса широких слоев населения к религии и церкви объясняются рядом изменений в социально-политической сфере общества в постсоветский период. Несмотря на конституционное отделение церкви от государства роль религиозного фактора в Беларуси возрастает. В связи с этим, необходима разработка концептуальных подходов по выработке моделей эффективного взаимодействия государства и религиозных организаций на благо общества. Нужна четкая позиция государства по отношению ко всем религиозным организациям:

  • конституционное отделение церкви от государства;

  • деполитизация деятельности религиозных институтов;

  • отведение им функций религиозных и социальных.


Теоретическая и методологическая база исследования.

Методологическая основа данного политологического исследования обусловлена темой диссертации, которая затрагивает аспекты политологии, философии, социологии, права, истории, религиоведения и теологии.

Основу методологии работы составили диалектические законы, которые обеспечивают единство анализа проблемы, и категории познания политических, исторических и социальных процессов и явлений, рассматриваемые на основе следующих методов: структурно–функционального, исторического (необходимого для реконструкции взаимоотношений государства и церкви), Использованы методы: институциональный, системный, аналитический, конкретно–социологический, а также метод сравнительного анализа. При анализе документального материала использовался метод критического анализа.


Эмпирическая база исследования.

В основу исследования легли официальные документы органов государственной власти, материалы конференций по вопросам религии и молодежи; материалы РПЦ (Русской православной церкви), БПЦ (Белорусской православной церкви); данные социологических опросов, проводимых различными исследовательскими центрами; публикации периодической печати, информация из сети Интернет и т.д.





оставить комментарий
страница1/8
Дата10.03.2012
Размер1.82 Mb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх