Православное религиозное образование в рсфср в 1918-1929 гг.: На материалах царицынской, саратовской губерний и донской области icon

Православное религиозное образование в рсфср в 1918-1929 гг.: На материалах царицынской, саратовской губерний и донской области


Смотрите также:
Долгосрочная областная целевая программа "энергосбережение и повышение энергетической...
Долгосрочная областная целевая программа "доступная среда" на 2011 2013 годы в ред постановления...
Долгосрочная областная целевая программа "комплексные меры противодействия злоупотреблению...
Самоуправление городов россии в условиях революционного процесса. 1917 1918 гг...
Проект администрация закрытого административно территориального образования михайловский...
Об установлении норматива по частичной оплате...
Административно-территориальная реформа в рсфср и ее влияние на социальное...
Биография Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) советский композитор, пианист, дирижёр...
Социокультурное развитие российской деревни во второй половине XIX начале ХХ в...
Закон саратовской области...
I направление: «религиозное образование и катехизация в русской православной церкви»...
Администрация закрытого административно – территориального образования михайловский саратовской...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи




Синельников Сергей Петрович


ПРАВОСЛАВНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РСФСР

В 1918–1929 гг.: НА МАТЕРИАЛАХ ЦАРИЦЫНСКОЙ, САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИЙ И ДОНСКОЙ ОБЛАСТИ


Специальность 07.00.02 – Отечественная история


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Волгоград 2011

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Волгоградский государственный университет»


^ Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент

Поляков Вячеслав Александрович


Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Болотов Николай Александрович


кандидат исторических наук

^ Хвостова Галина Ивановна


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный

педагогический университет им. В.Г. Белинского»


Защита диссертации состоится «2» ноября 2011 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.029.02 при ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский, 100.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по тому же адресу.


Автореферат разослан «28» сентября 2011 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук, доцент А.В. Луночкин


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Многочисленные примеры истории говорят о том, что пренебрежение духовной «вертикалью» приводит отдельных людей и в целом народы к историческим поражениям. Оставляет желать лучшего современное духовное состояние российского общества. Важнейшее место в духовно-нравственном воспитании личности занимает религиозное образование и воспитание. Без основ религиозных знаний и элементарных навыков духовной жизни не может состояться полноценная личность, творческая, компетентная и способная инновационно мыслить и действовать, исповедующая принципы гуманизма, правового гражданского общества и демократии. Это требование обязательно и для светского государства.

Отсутствие объективного знания об истории религиозного образования в России не способствует единению в обществе, а только провоцирует углубление разногласий по вопросу о месте и роли религиозного воспитания в формировании личности и духовно-нравственном воспитании детей и юношества и обостряют проблему, раскалывая общество. Причиной современных разночтений в вопросе религиозного образования в школе является незнание, непонимание и искажённые представления по трём вопросам: 1) о месте и роли религиозного образования, формах и методах его осуществления в дореволюционный период; 2) как и почему религиозное образование было изгнано из школ и вообще из жизни в советскую эпоху; 3) чем было заменено прежнее религиозное обучение и к чему это привело. Изучение истории изъятия Закона Божьего из школьного преподавания в первые советские годы позволяет посмотреть на отношения Церкви и государства, установленные по воле и инициативе последнего, как на проблему взаимоотношения двух культур – религиозной и светской (антирелигиозной).

В настоящее время в Министерстве образования и науки есть понимание того, что религия, её история и культура является неотъемлемой частью истории развития страны, истории развития мира, однако считается, что в школе не должно быть религиозного образования в чистом виде и школа должна оставаться светской и нейтральной в вопросах вероучения. Формально признавая культурологический аспект изучения религии, руководители Минобразования отрицают вероучительный смысл и значение религиозного образования и воспитания и предлагают вынести религию за пределы школы и во внеучебное время1. Постановка вопроса об истории религиозного образования и воспитания важна в условиях системного духовного кризиса общества, переживающего смену не только социально-экономических и идейно-политических ориентиров и ценностей, но и трансформации ментальности народа.

^ Степень изученности темы. В историографии вопрос о преподавании Закона Божьего в школе никогда не выделялся в отдельную и самостоятельную тему, что обедняло представления историков о дореволюционном и советском периоде в истории образования. В советское время историко-политическая и общественно-публицистическая литература подвергала огульной критике дореволюционный опыт религиозного образования и отстаивала неприемлемость Закона Божьего в качестве образовательно-воспитательного школьного предмета в школе. Об этом предмете с 1918 г. и вплоть до 1980-х гг. допускалось писать лишь в разоблачительно-ругательном тоне, как о пережитке прошлого. Брошюры, статьи и книги Н. Бухарина, В.А. Десницкого, С.А. Каменева, Ю. Когана, а в 1950–1980-е гг. – М.М. Персиц, А.В. Ососкова, Е.Ф. Грекулова, В.В. Клочкова и др. – однозначно негативно оценивали Закон Божий в дореволюционное время и обосновывали правомерность его изъятия из употребления в первые советские годы2. Из литературы, посвящённой истории образования в советский период, выделяются фундаментальные труды Ф.Ф. Королёва. Автор внёс значительный вклад в научное осмысление темы истории советской школы в 1917–1931 гг., использовал в исследовании большой круг архивных источников, выделив темы отмены религиозного образования и введения антирелигиозного воспитания. Оставаясь на позициях марксистско-ленинской методологии и признаваемой в историографии антирелигиозной концепции, Ф.Ф. Королёв обосновывал правомерность отмены Закона Божьего3.

Систематическое изучение церковно-государственных отношений началось только в 1990-е гг. В диссертационных работах в отношении отмены религиозного обучения и Закона Божьего можно встретить лишь отдельные и беглые упоминания ст. 9 декрета об отделении Церкви от государства и констатации об отмене преподавания Закона Божьего в школе4.

Одним из первых к теме религиозного образования в советский период обратился протоиерей Г. Каледа5. В.Н. Крупин в статье, посвящённой вопросу об изгнании Закона Божьего из школ, сделал вывод о том, что история насильственного разлучения Церкви и школы учит одному: без Закона Божьего невозможно ни возродить школы, ни поднять России6. Отдельные фрагменты, посвящённые истории изгнания Закона Божьего из советской школы в 1917 – начале 1920-х гг., можно найти в книгах и статьях известных церковных историков, например, игумена Дамаскина (Орловского), протоиереев В. Цыпина, Г. Митрофанова и др.7.

В работах признанного исследователя церковно-государственных отношений в XX в. М.И. Одинцова получила отражение история формирования советского религиозного законодательства и деятельность государственных органов, контролирующих Церковь8. Важной заслугой этого автора является введение в научный оборот большого комплекса архивных документов. По его мнению, в 1920-е гг. в области религиозного образования государство и Церковь достигли «оптимальных отношений»9. И.М. Советов развивает концепцию «отступления» от декрета 1918 г. в ходе его реализации в 1920-е гг., согласно которой ликвидационные меры правительства по отношению к Церкви, в том числе и религиозному образованию, вступали в противоречие с декретом10.

Казанский историк А.В. Журавский в книге, посвящённой жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова), бывшего председателя Отдела о преподавании Закона Божьего на Поместном Соборе 1917–1918 гг., показал огромную работу соборного Отдела по сохранению религиозного образования11.

В исследованиях Е.М. Балашова и В.А. Шевченко анализируется состояние религиозности учащихся в 1920-е гг. и приводится немало ценных наблюдений относительно характера обучения и воспитания детей, даются сопоставления по признаку религиозного и антирелигиозного12.

Аргументированным исследованием в новейшей историографии религиозного образования следует назвать небольшую, но содержательную статью А.Г. Кравецкого, освещающую борьбу двух противоположных подходов к Закону Божию – Церкви и государства в 1917–1918 гг.13. В других публикациях и выступлениях им высказан ряд серьёзных соображений о работе Священного Собора 1917–1918 гг., о судьбе церковно-славянского языка и Закона Божьего в советское время и последствиях для народа ввиду их изгнания из школы14.

Историк А.Л. Беглов, глубоко разрабатывая тему нелегальных форм деятельности Церкви в 1920-е гг., показал, что с отменой официального преподавания Закона Божьего в тот период религиозное обучение не прекратилось, а продолжалось в подпольных формах15. Тактическую линию советской власти по отношению к Церкви в 1920-е гг. А.Л. Беглов определил «манипулированием границей легального в церковной жизни»16 и сделал вывод о гибкой дифференцированной политике органов власти в отношении религиозного образования в разных конфессиональных группах.

Несмотря на слабую изученность темы религиозного образования в школе, тем не менее, о судьбе духовного и богословского образования в 1920-е гг. написан ряд статей. Первыми об этом заявили церковные историки и преподаватели духовных учебных заведений17. В 1990-е гг. на страницах журнала Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии вышла серия статей группы авторов – преподавателей академии, посвящённая проблеме духовных учебных заведений в советский период18. Скромными называет итоги и масштабы деятельности богословских курсов и институтов протоиерей В. Цыпин, который пишет о несостоявшемся опыте духовного образования, о репрессиях против профессоров и студентов, об уничтожении активных деятелей духовного просвещения и образования19. Глубоко и основательно тему духовных школ разрабатывает М.В. Шкаровский. Им показана активная деятельность епархиальных властей власти по организации богословско-пастырских курсов и школ, Богословского института20.

При большом числе работ по истории становления советской школы на Нижней Волге, религиозному образованию уделено явно недостаточное внимание. Региональный аспект религиозного образования в Царицынской губернии отчасти затронут в статьях О.Ю. Редькиной и Н.А. Арчебасовой21.

Объектом диссертационного исследования выступает религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг., а предметом – государственные мероприятия по отмене и запрещению религиозного образования и введению всеобщего антирелигиозного воспитания, а также шаги Православной Российской Церкви по сохранению религиозного просвещения (в рамках законов и в нелегальных формах). Иначе предметом исследования является политика советского государства и деятельность РПЦ в отношении религиозного образования.

Целью работы является изучение характера, особенностей и эволюции православного религиозного образования в контексте сложившейся советской модели церковно-государственных отношений в 1918–1929 гг. В соответствии с обозначенной целью, предполагается решение следующих задач:

– исходя из теоретических установок В.И. Ленина, выявить мотивы и причины изъятия Закона Божьего из системы образования в советский период;

– проанализировать направленность декретов, постановлений, циркуляров и других законоположений в отношении запрещения и полной ликвидации религиозного образования, выяснив формы и характер их проведения в жизнь;

– обосновать тезис о преемственности и соответствии постановлений правительства в 1920-е гг. букве и духу декрета 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви;

– рассмотреть определения Церкви и её органов (Св.Синода, Св. Собора, Св. Патриарха, Высшего Церковного управления) по сохранению религиозного просвещения детей;

– показать деятельность органов власти по запрещению школьного и внешкольного религиозного образования, вплоть до его полной отмены в европейской части советской России и подробно – в Царицынской и Саратовской губерниях, а также в Донской области и выявить особенности;

– исследовать становление системы антирелигиозного воспитания и превращения её в доминанту образования и воспитания нового человека;

– рассмотреть содержание преподаваемых в школе гуманитарно-общест-венных и естественно-научных дисциплин и показать их антирелигиозную направленность;

– определить последствия запрещения религиозного образования.

^ Хронологические рамки. Нижняя граница исследования обозначена началом 1918 г., когда в первых декретах и постановлениях советской власти был обозначен атеистический подход к решению проблем строительства нового государства. Верхней точкой исследования избрана первая половина 1929 г., связанная с принятием двух важнейших партийно-государственных решений. 24 января 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах по усилению антирелигиозной работы», официально объявлявшее переход к антирелигиозному воспитанию в школе, а 8 апреля 1929 г ВЦИК и СНК издали совместное постановление «О религиозных объединениях», по которому обучение религии в любых организованных и неорганизованных формах прекращалось.

^ Территориальные границы. В соответствии с задачами исследования, религиозное образование рассматривается в пределах европейской части советской России и отдельно в Царицынской, Саратовской губернии и Донской области, составляющих значительную часть Нижней Волги и Дона. Выбор указанного региона обусловлен социально-экономической близостью входящих в него губерний, их административно-территориальной и политической взаимозависимостью и природно-географическим фактором (крупные водные артерии – Волги и Дона). Это даёт возможность показать особенности проведения декретов центральной власти, связанные с включённостью губерний в активную зону гражданской войны, с укоренённостью советской власти в них, а также с местными культурными традициями.

^ Методологическая основа. Настоящая работа опирается на принципы объективности, историзма и системности, предполагающие анализ максимально широкого круга источников, сопоставление разного рода материалов, выявление и сравнение разных точек зрения на изучаемую проблему. Принцип историзма позволяет представить реальную картину действительности – о состоянии и положении религиозного образования, а также отводимых ему ролях в разных «системах координат» – государственной и церковной. В работе используются как общенаучные методы исследования (исторический, логический и метод классификации), так и специально-исторические. К последним относятся историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, историко-типологический, проблемно-хронологический, синхронный и диахронный, статистический методы. Историко-сравнительный метод позволил выявить общие закономерности в политике, проводимой государственными органами в отношении отмены религиозного образования и региональные особенности. Использование системного метода дало возможность определить государство и Церковь, как отдельные сложные системы, разрабатывавшие комплексные меры, ведущие, в одном случае, к отмене всех форм религиозного обучения, в другом, к его сохранению. Проблемно-хронологический метод способствует изучению вопроса о религиозном образовании по отдельным компонентам проблемы и в хронологической последовательности. Диахронный метод применяется при анализе эволюции и состояния религиозного образование в период с 1918–1923 гг. Использование синхронного метода позволило сопоставить состояние религиозного образования в разных регионах России в одно и то же время, а также в разных конфессиях – в православии, у мусульман, католиков и лютеран. С помощью типологического подхода выявлены три типа ситуаций, характеризующих состояние религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и на Дону, с выявлением определяющих признаков.

^ Источниковая база. В работе используется обширный круг источников, среди которых на первом месте стоят законодательные акты, партийные и правительственные постановления. Нормативно-установочный и директивный характер имели в советском праве постановления и решения съездов и ЦК партии (РКП(б) – ВКП(б)), первенство которых было безусловным и определяющим для конституционных и законодательных положений. Программные установки партии в области народного просвещения и религиозных отношений, а также специальные постановления по антирелигиозной пропаганде, положенные в основу деятельности всех государственных органов, являлись стержнем, определяющим не только общую политическую линию, но и конкретные законодательные установления ВЦИК и распорядительные решения СНК22.

Большая часть декретов и постановлений ВЦИК и СНК, а также постановлений и приказов комиссариатов просвещения, по военным делам, государственного призрения, имуществ, внутренних дел, юстиции, регламентировавших курс на устранение религиозного обучения и носивших нормативно-обязательный и общеприменительный характер, издана и опубликована в Собрании узаконений правительства (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). М., 1917–1929)23. В первые годы советской власти были изданы сборники документов, касающиеся отношений государства и Церкви, в которых помещался обширный круг подзаконных актов – ведомственных циркуляров, инструкций и разъяснений НКВД, Наркомюста и Наркомпроса, а также краткие юридические комментарии составителей.24.

Конституция РСФСР содержала статьи, регламентирующие светский характер образования, определяла содержание понятий «религиозная пропаганда» и «антирелигиозная пропаганда» и их правовое применение в практике 25, а Уголовный кодекс РФ определял наказание для нарушающих этот принцип26. Законодательные и распорядительные документы, относящиеся к деятельности Наркомпроса и его структур, характеризующие политику государственных органов в области культуры, образования и просвещения, представлены отдельными тематическими сборниками27. В 1990–2000-е гг. изданы сборники, содержащие законотворческие материалы советских государственных органов по церковно-государственным отношениям в части религиозного образования28.

Церковное законодательство, имеющее обязательное значение для членов Церкви, приходов, благочиний и епархий, представлено указами и определениями Священного Синода, Святейшего Патриарха и Священного Собора. Значительным и содержательным трудом, раскрывающим беспрецедентную законотворческую деятельность Церкви в 1917–1918 г., является сборник документов «Акты Святейшего Тихона»29. Подробно и основательно освещена позиция и деятельность Церкви в отношении религиозного образования в новых советских условиях – в постановлениях и определениях Св. Собора, опубликованных отдельными брошюрами и в «Богословском вестнике»30.

Ценнейшим источником по законотворческой деятельности Церкви служит «Собрание определений и постановлений» и «Деяния» Св. Собора, переизданные в 1994–2000 гг. репринтным способом и представляющие собой восстановленные, сверенные с архивными материалами (ГАРФ, Ф. Р-3431) и отредактированные стенограммы пленарных заседаний Св. Собора. Значительная часть материалов посвящена обсуждению проблем Закона Божьего и законоучительства, особенно в условиях запрещения Закона Божьего в 1918 г.31.

Делопроизводственную документацию государственных органов составляют преимущественно архивные материалы. В работе использованы документы из 17 фондов ГАРФ, в которых содержатся руководящие документы центральных органов власти, доклады, циркуляры, инструкции и разъяснения, направляемые в губернии, а также отчёты и служебная переписка – внутриведомственная, межведомственная и с местными органами власти. Среди архивных документов также имеются проекты, письма и предложения по тем или иным вопросам, касающимся отмены религиозного образования.

Особо ценным являются фонд Народного комиссариата юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР, А-353; 1917–1925 гг.), специальный отдел которого был призван устранять не соответствовавшие Декрету проявления церковной жизни и деятельности. Делопроизводственные документы Наркомюста включают в себя переписку, сообщения и разъяснения VIII отдела по отдельным поводам и запросам, выдачу ответов на те или иные запросы с мест. К этой группе документов относятся заявления и прошения коллективов верующих, прихожан, уполномоченных приходов, председателей церковных советов, настоятелей церквей и законоучителей, благочинных и отдельных граждан о необходимости возобновления преподавания Закона Божьего.

Фонд Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР, А-2306; 1917–1929 гг.) содержит материалы, свидетельствующие о стремлении взять под тотальный контроль не только разные типы образовательных учреждений, подвергнув их огосударствлению, но и охватив все формы и виды внешкольной и негосударственной образовательной деятельности. Особой заботой Наркомпроса была отмена Закона Божьего в школе и наполнение программ преподавания гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин (комплексов) антирелигиозным содержанием.

В документах фонда Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР, Р-393; 1917–1930 гг.) отложились протоколы заседаний коллегий Наркомпроса, Наркомюста, Большой и Малой Государственной комиссии по просвещению, заявления граждан, постановления и разъяснения Административного подотдела Отдела управления и Административного отдела НКВД, межведомственного совещания при НКВД и др. В этих документах рассматривались вопросы о преподавании Закона Божьего, о духовных учебных заведениях и их передаче в ведение Наркомпроса, о порядке открытия религиозных курсов и контроля над ними, инструкции о проведении в жизнь декрета, об отмене прежних разрешительных в отношении мусульманского религиозного образования решений, переписка о разрешении религиозно-образовательной подготовки к конфирмации лютеран для детей с 15-летнего возраста и т.д.

В материалах фонда Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ВЦИК, Р-1235; 1917–1929 гг.) имеются документы из папки «мусульманские дела», освещающие вопрос о преподавании мусульманского вероучения детям с 15 лет, а также заявление Патриарха Тихона председателю ВЦИК, содержащее юридический анализ антицерковных постановлений советской власти.

В материалах фонда негосударственного органа, но финансируемого государством Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ СССР, Р-5407; 1922–1931 гг.) помимо резолюций, директивных и информационных писем сосредоточен большой массив писем, обращений, заметок, корреспонденций и статей в редакцию газеты «Безбожник», поступивших от граждан – взрослых и детей, учителей и учащихся. Все письма посвящены одной теме – антирелигиозному воспитанию в школе.

В числе использованных в работе фондов стоят материалы административных комиссий, курировавших деятельность Церкви во второй половине 1920-х гг. – Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (Р-5677; 1923–1927 гг.), Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (Р-5263; 1929–1938 гг.) и другие.

На региональном уровне использованы материалы делопроизводственного характера 40 фондов из архивов Волгограда, Ростова-на-Дону и Саратова, в которых широко представлены документы, освещающие решение вопроса о запрете всякого религиозного образования и практическое осуществление изгнание Закона Божьего из школ в местных и конкретных условиях. Проведение положений декрета 1918 г. об отмене Закона Божьего осуществлялось губернскими и уездными (окружными) исполкомами и их отделами – управления, юстиции, административными, общими, народного образования, а также специально созданными комиссиями и столами по отделению церкви от государства и школы от церкви и др., что нашло отражение в делопроизводственной переписке местных государственных органов по межведомственной «горизонтали», в обмене отчётами, докладами, информационными сводками и циркулярами по «вертикали» власти. В делопроизводстве губернского уровня отложились документы самого разного характера, содержащие материалы по вопросу религиозного обучения, среди которых заявления верующих о необходимости возобновления преподавания Закона Божьего, анкетно-опросные листы священников, уставы и документы антирелигиозных обществ.

В исследовании привлечена партийная документация – протокольная и информационная, в числе которой протоколы общих собраний Царицынского комитета РКП(б) и Царицынской городской организации, протоколы заседаний бюро Сталинградского окркома ВКП(б), а также закрытые письма Царицынского губкома РКП(б) в ЦК РКП(б) (ЦДНИВО. Ф. 1, 20, 56). Использованы отдельные документы из фондов ГАНИСО (Ф. 27 – Саратовский губком ВКП(б)) и ЦДНИРО (Ф. 12 – Истпарт).

В работе нашли место следственные материалы ВЧК–ГПУ–ОГПУ-НКВД из Архива управления ФСБ по Волгоградской области, содержащие дела по обвинению священников и мирян (протоколы допросов, протоколы Особых совещаний при Коллегии Сталинградского ОГПУ с приговорами, обвинительные заключения и др. документы) (АУ ФСБ ВО. Ф. 6). Использование этого рода источников в исследовании обусловлено тем, что священники вели в народе религиозную пропаганду, квалифицируемую органами ОГПУ как «контрреволюционную», что и служило поводом для обвинения.

Другая точка зрения на религиозное образование представлена в церковных делопроизводственных документах – в фондах Всероссийского Церковного Поместного Собора (Священного Собора) Православной Российской Церкви (ГАРФ, Ф. Р-3431; 1917–1918 гг.) и Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) на Юго-Востоке России (ГАРФ. Ф. Р-3696; 1919–1920 гг.), в которых выражено соборное мнение Церкви и народа сначала на готовящееся запрещение Закона Божьего, а затем на совершившийся факт его отмены. Неопубликованные материалы Св. Собора 1917–1918 гг. помимо определений, прямо относящихся к религиозному образованию, содержат выписки из протоколов Соборного Совета, предваряющих соборные определения, резолюции 1-го Всероссийского Родительского съезда по религиозно-нравственному обучению и воспитанию, протоколы заседаний XV-го Отдела о преподавании Закона Божьего, предварительно обсуждавшего и готовившего все соборные постановления о религиозном образовании, многочисленные обращения к Собору родителей, педагогических коллективов, законоучителей о сохранении обязательности Закона Божьего, докладные записки Патриарху Тихону от председателя секции по религиозно-нравственному воспитанию.

В собраниях документов Центрального исторического архива города Москвы (ЦИАМ) заслуживают внимания указ Московского епархиального совета благочинным Москвы об устройстве в церквах духовных бесед с детьми прихожан из фонда церквей сороков г. Москвы (Ф. 2125; 1919 г.) и донесения благочинных епископу о состоянии религиозного просвещения в приходе в фонде Московского епархиального (обновленческого) управления (Ф. 2135; 1922 г.).

К церковному делопроизводству региона относятся церковно-приходские летописи, как уникальный источник32, дающий отчёты о событиях в станице по дням и о действиях местной власти по исключению из школ религиозного обучения, об отношении населения к отмене Закона Божьего.

Делопроизводственные материалы о деятельности белогвардейского правительства на Дону содержатся в ГАРФ в фондах Отдела народного просвещения правительства Всевеликого войска Донского (ГАРФ. Ф. Р-1264; 1918–1919 гг.) и Особой Комиссия при Главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России по расследованию действий большевиков (ГАРФ. Ф. Р-470; 1918–1920 гг.), в которых показаны результаты разгрома Донской церкви и усилия правительства Дона по восстановлению повсеместного религиозного обучения в школах. Документацию учебных заведений составляют протокольные, отчётные и текущие рабочие материалы. В этом корпусе источников содержатся послужные списки преподавателей, протоколы педагогических советов, тексты сочинений учащихся с пометами проверявших, программы по Закону Божьему для всех классов училищ и гимназий, составленные законоучителями, исторические и разного рода записки, а также циркуляры местной власти в отношении постановки дела образования в целом и Закона Божьего в частности, циркуляры Управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского (1918–1919 гг.) в отношении восстановления преподавания Закона Божьего.

Изученные архивные материалы дают объёмное представление о положении религиозного образования – исходя из установок гонителей Церкви и с позиции сторонников и защитников обучения детей Закону Божьему.

Большая часть распорядительных и протокольных делопроизводственных материалов центральных и местных органов советской власти в отношении преподавания Закона Божьего опубликована в советской печати Нижней Волги («Борьба», «Нижне-Волжский просвещенец» и др.), в отдельных докладах отделов народного просвещения и образования. Распоряжения белоказачьего правительства Дона помещались в журнале «Педагогическая мысль», издаваемом в 1918–1919 гг. в Ростове-на-Дону. Указанные постановления, резолюции, отчёты и доклады имели разнонаправленный характер и соответствовали двум противостоящим друг другу идеологиям. Если в советских документах обосновывалась решительная и безоговорочная отмена Закона Божьего, то в распоряжениях антисоветского правительства Дона ставилась задача по возобновлению религиозного обучения.

Важным теоретическим источником для понимания антицерковной линии советского государства в религиозном вопросе служат произведения руководящих деятелей советского государства и партииВ.И. Ленина, А.В. Луначарского, П.А. Красикова, Н.И. Бухарина, Н.К. Крупской, Е.М. Ярославского и С.К. Минина. Заслуживает внимания опубликованная С.К. Мининым в царицынской газете «Борьба» в начале 1918 г. серия статей, обосновывающих отмену Закона Божьего.

Материалы периодической печати включают в себя публицистические и информационные статьи в центральных и региональных журналах и газетах. В частности, советская периодика г. Царицына представлена газетами «Борьба» и «Солдат революции». Во второй половине 1919 г. во время занятия города белыми, издавались белогвардейские газеты «Неделимая Россия», «Голос Руси», в которых давалась оценка религиозно-нравственному состоянию жителей города после ухода красной армии и отмечался полный развал дела народного образования. Ценность периодической печати, несмотря на её субъективность, неоспорима, поскольку по многим вопросам истории Царицына 1918–1919 гг. указанные газеты являются единственным источником.

В диссертации использованы отдельные дневники, воспоминания, а также статистические материалы

^ Научная новизна исследования состоит в рассмотрении истории религиозного образования в контексте складывавшихся с 1918 г. церковно-государ-ственных отношений, характеризуемых противостоянием органов советской власти и РПЦ. В процессе работы над темой исследованы малоизученные вопросы религиозного образования, относящиеся к советскому периоду. Впервые обстоятельно проанализированы все постановления правительства в отношении отмены преподавания Закона Божьего. Показана деятельность Св. Собора и усилия Церкви по сохранению религиозного образования. Привлекается большой массив архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот (письма граждан в Св. Собор и в органы советской власти, в газету «Безбожник», инструктивно-разъяснительная переписка Наркомюста, протоколы заседаний XV-го законоучительского отдела Св. Собора и др.).

Систематизирована объёмная законотворческая и распорядительная нормативная база, регламентирующая отмену преподавания Закона Божьего в школе и вне школы в советское время. Сопоставление и параллельное рассмотрение в хронологическом плане, с одной стороны – декретов и циркуляры СНК, а с другой – определений Церкви (Св. Собора, Св. Синода, Св. Патриарха), позволяет выявить разнонаправленность намерений и усилий противостоящих сторон в вопросе религиозного образования.

Показана масштабная деятельность VIII ликвидационного отдела Наркомюста, органов Наркомпроса, административных отделов НКВД, непосредственно отвечавших за проведение в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, методы их работы, раскрывающие механизм расцерковления народа.

Изучена такая важная составляющая часть школьной политики советской власти, как антирелигиозное воспитание и образование, занявшее место ранее отменённого Закона Божьего. Обоснован тезис об антирелигиозном наполнении школьного образования, реализованного, главным образом, в программах обучения.

Рассмотрена деятельность советских органов власти Царицынской и Саратовской губерний по отмене религиозного образования. На материалах Дона изучена восстановительная работа по возвращению Закона Божьего в школы, проводимая ВВЦУ на Юго-Востоке России и Отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918–1919 гг.

В исследовании уточняется тезис о соответствии антицерковной политики государства, проводимой в 1920-е гг., идеям, заложенным в декрете 1918 г.. Освещается борьба советской власти против религиозного обучения и Церкви с января 1918 по 1929 год, направленная не только на отмену религиозного образования в школе, но и на полное искоренение религии из жизни граждан и ликвидацию Церкви как института.

^ Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть положены в основу научных трудов, посвященных разработке таких направлений исследований, как история образования и просвещения в советской России, история Русской Православной Церкви, государственная политика в области народного образования. Представленные в диссертации данные, выводы и аналитические подходы применимы при подготовке обобщающих работ, учебников и учебных пособий, разработке учебных курсов по указанной тематике. Анализ исторического опыта церковно-государственных отношений в 1917–1920-х гг. может быть использован в современной образовательной деятельности и в духовном (богословско-пастырском и семинарском) образовании, а также при проектировании, разработке и реализации программ преподавания «Основ православной культуры» и в формировании государственной политики в области религиозного образования.

^ Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на научных конференциях, Ключевые положения диссертации легли в основу сообщений и докладов, сделанных автором на международных и всероссийских конференциях в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Иваново, Йошкар-Оле, Кирове, Минске, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Омске, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Саратове. Отдельные статьи из диссертации включены в качестве материалов к изучаемым курсам в Новосибирской и Донской духовных семинариях. Важнейшие положения исследования прошли апробацию при чтении автором лекционных курсов истории России по основному месту работы.

^ Структура диссертации. Работа построена по проблемно-хронологиче­скому принципу. Содержание глав и параграфов раскрывает основные задачи, поставленные в исследовании. Работа состоит из вводной части, трёх глав, 8 параграфов, заключающего обобщения и списка использованных источников и литературы. Кроме того, работа снабжена приложениями, иллюстрирующими содержание основной части исследования.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень изученности проблемы, определены цель и задачи, хронологические и территориальные рамки работы, дана характеристика методологической основы исследования и источниковой базы, показана научная новизна и практическая значимость диссертации, обоснована избранная структура работы.

В первой главе диссертации «Религиозное образование в советской России в 1918–1920 г.» анализируются теоретические подходы В.И. Ленина и А.В. Луначарского к вопросу религиозного образования в школе, показывается практическое проведение декрета об отделении Церкви от государства и реакция на него православного народа и Св. Собора, рассматриваются конкретные обстоятельства, связанные с обучением Закону Божьему и религиозным образованием в целом в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области.

В первом параграфе «В.И. Ленин и А.В. Луначарский о религиозном образовании» анализируются теоретические взгляды идеологов большевистской партии в отношении религии, Церкви и религиозного образования. Предложенные В.И. Лениным и его сподвижниками социально-образовательные проекты, предполагали в своей основе полное искоренение религии и построение безрелигиозного и антирелигиозного общественного строя. В соответствии с этим тезисом отрицалась и возможность религиозного образования и воспитания.

Во втором параграфе «Религиозное образование в первые годы советской власти» рассматривается законодательное оформление и практическое воплощение идеи отделения школы от Церкви, состоящее в закрытии и передаче школ духовного ведомства в ведение Наркомпроса, а также в исключении Закона Божьего из числа преподаваемых дисциплин в начальных и средних учебных заведениях. С одной стороны, была разрушена система духовного образования и воспроизводства кадров священнослужителей, с другой, большая масса детей лишилась религиозного воспитания и обучения.

Декретом СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» устанавливалась сепарационная модель церковно-государственных отношений. В программе РКП(б) (1919 г.) обозначалась конечная цель, направленная на подавление религии и Церкви, как её носительницы, вплоть до «полного отмирания религии». Определялись поэтапные шаги, направленные на её реализацию. Ставилась двуединая задача: 1) оторвать Закон Божий и священнослужителей от школы и учащихся, как это было намечено в декрете и исполнено; 2) освободить народ от религиозных предрассудков путём ведения широчайшей антирелигиозной пропаганды в школе и вне её стен.

В третьем параграфе «Определения Священного Собора Православной Российской Церкви и Святейшего Патриарха о религиозном просвещении народа» анализируются документы Св. Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг., относящиеся к религиозному образованию. Кооперационная модель церковно-государственных отношений, сформулированная Св. Собором и предложенная советской власти, была отвергнута правительством. Тем не менее, Св. Собору удалось выработать концепцию религиозного образования в условиях враждебной по отношению к Церкви и религии государственной власти и найти пути религиозного просвещения детей и взрослых в обстановке полного запрещения Закона Божьего. Отчасти, некоторые положения соборной программы религиозного просвещения народа какое-то время (до 1922 г.) реализовывались в Москве и Петрограде.

Постановления Св. Собора о Законе Божьем и религиозном образовании оказались нереализованными в полной мере в силу причин, исходящих от враждебной позиции государства к Церкви и Православию. Вершиной коллективного церковного творчества стали соборные проекты от 10 и 13 августа 1918 г., представлявшие собой актуальный, но нереализованный план религиозного просвещения народа.

В четвёртом параграфе «Религиозное образование в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области» показывается исполнение декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви в регионе Нижней Волги и Дона. Отмена преподавания Закона Божьего в учебных заведениях Царицына состоялась в полном объёме к концу 1918 г. Ввиду разразившейся гражданской войны и неустойчивого положения советской власти, отмена Закона Божьего в уездах происходила не повсеместно. Через полтора года (летом 1919 г.), во время занятия города частями Кавказской армии, с учреждением Царицынской епархии и прибытием епископа Дамиана, церковная и школьная жизнь в городе, нарушенная большевиками, начала медленно восстанавливаться до конца 1919 г. Но её восстановления не произошло. В документах сообщается лишь о деятельности нескольких восстановленных церковно-приходских школах, о возвращении Закона Божьего в начальные училища и гимназии, о краткой по времени деятельности пастырско-богословского училища. Основательное проведение декрета в жизнь в Царицыне и губернии началось в 1920 г.

В Саратовской губернии изъятие Закона Божьего из числа преподаваемых в школе предметов и всякое религиозное обучение вне школы проводилось без перерывов – планомерно и методично. Практически к концу 1918 г. во всех уездах губернии Закон Божий был отменён. Активная деятельность комитета объединённых клира и мирян Саратова, отдельных священнослужителей, направленная на реализацию права на религиозное образование была нейтрализована административными и судебно-карательными органами.

Процесс секуляризации системы образования в Донской области, начатый большевиками в декабре 1917 г., был прерван весной 1918 г. в связи с занятием большей территории Дона частями Белой армии. В 1918–1919 гг. большую работу по восстановлению религиозного образования провёл Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского. Систему мер по восстановлению и преобразованию преподавания Закона Божьего на Дону наметило созданное в конце мая 1919 г. Временное Высшее церковное управление на Юго-востоке России (ВВЦУ). Правительство Дона и ВВЦУ в 1918–1920 гг. пытались восстановить на качественно новом уровне преподавание Закона Божьего в донских школах, но ходом событий им было отпущено на это ничтожно малое время. Вернувшаяся в 1920 г. на Дон советская власть принялась за проведение в жизнь и реализацию 9-го пункта декрета об отмене религиозного обучения.

Во второй главе «Отмена религиозного образования в школьной и внешкольной области в 1921–1926 гг.» рассматривается реализация решений партии и правительства по устранению всех форм обучения религии, мешающих делу построения новой советской школы, показывается усиление антирелигиозно-пропагандистской работы в школе и анализируется состояние богословского образования для совершеннолетних.

В первом параграфе «Упразднение школьного и внешкольного обучения религии» указывается на то, что в течение 1921–1924 гг. Наркомюст, Наркомпроса, НКВД и другие ведомства, непосредственно проводившие политику отделения школы от Церкви, расширительно толковали п. 9 ленинского декрета об отмене преподавания Закона Божьего, обращая максимум внимания на религиозное обучение вне школы – в церкви, на частных квартирах, с малыми группами и т.д. А поэтому в 1921–1926 гг. ими проводились мероприятия, расширяющие область запретов в отношении религиозного просвещения вплоть до его полной ликвидации и во внешкольной сфере.

Богословское образование в 1921–1926 гг. переживало худшие времена и те немногие богословские, пастырские курсы и институты, существовавшие короткий период, не могли обеспечить подготовку священнослужителей. Формально религиозное обучение совершеннолетних было разрешено, но для открытия богословских курсов чинились препятствия, а в 1928 г. учебные заведения РПЦ будут закрыты.

Партийно-государственные решения о постановке антирелигиозной пропаганды в 1921–1926 гг. характеризует, с одной стороны, желание скорее утвердить в общественном сознании антирелигиозные нормы и ценности, а с другой, стремление не злоупотреблять методами администрирования, оставаясь в рамках пропагандистских форм борьбы с религией и материалистического объяснения явлений природы и текущей жизни.

Во втором параграфе «Отмена религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области» приводится анализ данных статистики (на 1 января 1924 г.) по Царицынской, Сталинградской губерниям и Донской области, показывающий новую школьная сеть светского – безрелигиозного и антирелигиозного образования, разделённую на три типа учреждений – социального воспитания (соцвос), профессионального образования (профобр), а также внешкольного образования и политпросветработы (политпросвет). В сложившейся новой сети образования отсутствовал религиозный образовательный сегмент. С другой стороны, ещё не приобрел статус чёткой и налаженной системы антирелигиозный сектор образования и воспитания. В соответствии с государственной задачей по строительству новой школы местным органам власти приходилось заниматься многими вопросами: готовить нового учителя, бороться с нелегальными и подпольными формами преподавания религии детям и запрещать религиозное обучение в храмах. В рассматриваемые годы развернулась настоящая борьба за советскую школу, за посещаемость школ детьми.

^ Третья глава «Введение антирелигиозного воспитания в советской России в 1927–1929 гг.» посвящена периоду утверждения в советской школе безбожного воспитания, проводимого через в антирелигиозные по содержанию программы обучения, а также запрещению на практике домашнего обучения религии – последнего оплота религиозного образования.

В первом параграфе «Ликвидация внешкольных форм обучения религии и внедрение антирелигиозного воспитания в советской школе» утверждается, что уже в 1927 г. в главных чертах были сформулированы основы нового, более жёсткого отношения государства к религиозному образованию. В 1929 г. эти положения были закреплены в постановлении ВЦИК и СНК «О религиозных объединениях». В 1927–1929 гг. ведущим государственным органом, проводившим политику насаждения антирелигиозного воспитания в школе по всем учреждениям школьного и внешкольного типа являлся Наркомпрос и его управления – Главсоцвоса, Главпрофобра и Главполитпросвета. Составление и проведение в жизнь новых программ преподавания, наполненных антирелигиозным содержанием, представлялось главным делом Наркомпроса. На решение задачи «очищения умов» взрослых и детей от «религиозных предрассудков» были брошены также силы общественных антирелигиозных организаций и периодической печати. Не ограничиваясь культурно-просветительными методами, государственные органы прибегали также к административным запретам, ограничениям и преследованиям.

Постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы» и решения правительства в 1929 г. завершили построение пирамиды советского антирелигиозного законодательства, официально обозначили переход от безрелигиозного к антирелигиозному воспитанию в школе. Последствия этих мероприятий выразились в снижении нравственного потенциала народа.

^ Второй параграф «Антирелигиозное образование и воспитание учащихся на Нижней Волге» содержит анализ информационных и методических материалов, показывающих, что переход к антирелигиозному воспитанию в Нижне-Волжском крае осуществлялся, главным образом, путём внедрения в школьное преподавание антирелигиозных программ и проведения внешкольных мероприятий (антирождественских и антипасхальных кампаний, кружковой работы и т.д.). Краевые органы народного образования рекомендовали учителям включать антирелигиозные материалы по всем разделам комплексов обучения в школах I-й ступени и преподаваемым предметам в школах II-й ступени. Анализ содержания программ учебных дисциплин гуманитарно-общественного и естественно-научного циклов показывает их тотальную насыщенность антирелигиозным и антицерковным материалом.

В заключении подведены итоги диссертационной работы. В исследовании определено, что с начала 1918 г. в новой советской школе отменялось и запрещалось преподавание Закона Божьего. Последующие циркуляры и разъяснения дополнили требования декрета и узаконили запрет на религиозное обучения вне школ – в церковных помещениях, группами более 3-х человек на дому и т.д. В конечном итоге к 1929 г. в правовом поле оставалась единственная законная возможность родителям заниматься Законом Божьим дома и только со своими детьми.

Церковь в лице Св. Синода и Св. Собора как высшего органа за короткий срок со второй половины 1917 г. и в 1918 г. приняла ряд важных решений в отношении религиозного образования. К ним относились соборные проекты о школьном преподавании Закона Божьего и особенно о внебогослужебном и внешкольном просвещении народа.

В результате правительственных антицерковных мероприятий в 1918–1923 гг. Церковь была полностью и целиком вытеснена из важнейшей для неё области общественного служения – школьной системы воспитания и образования. Возможности религиозного просвещения детей вне школы также постепенно ликвидировались.

В разных регионах России проведение декрета в целом и в части отмены преподавания Закона Божьего происходило в силу местных обстоятельств особо – по времени, условиям, интенсивности и результатам. На примере Царицынской, Саратовской губерний и Донской области определены три типа ситуаций, характеризующих состояние и положение религиозного образования здесь в 1918–1920 гг., признаками которых являлись наличие или отсутствие церковных структур, способных организовать дело религиозного просвещения в епархии и вопрос о том, в чьих руках находилась власть.

Антирелигиозное образование и воспитание в школе начало проводиться уже в 1926–1927 гг., то есть задолго до январского 1929 г. постановления ЦК ВКП(б) об антирелигиозном воспитании. Антирелигиозное воспитание рассматривалось партией и Наркомпросом как оппозиция, противопоставление Закону Божьему, отменённому и запрещённому ранее, как заполнение образовавшейся пустоты в учебно-воспитательном процессе.

Задача, решаемая советской властью в области просвещения и образования, включала четыре направления: запрещение и отмена Закона Божьего в школах, коренное изменение школьной воспитательной среды и религиозной атмосферы в учебных заведениях, изъятие из цикла гуманитарных дисциплин религиозных воспитывающих элементов, ограничения и запреты в области внешкольного религиозного просвещения. Школа в целом и преподаваемые в ней дисциплины наполнялись и пропитывались антирелигиозным содержанием. Это становилось причиной раздвоения личности и духовных трагедий. Современники отмечали снижение уровня нравственности в народе и рост преступности, пьянства, беспризорности, разрушение института семьи.


^ Список работ, опубликованных по теме диссертации:


Работы, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Синельников С.П. Церковно-приходские летописи конца XIX – начала XX в. в Госархиве Волгоградской области // Отечественные архивы. 2005. № 4. С. 58–69 (0,8 п. л.).

2. Синельников С.П. Религиозное и антирелигиозное содержание в преподавании истории в дореволюционной и советской школе // Преподавание истории в школе. 2010. № 7. С. 23–25.

3. Синельников С.П. Роль законоучителя в религиозном образовании и воспитании детей в дореволюционной школе (по материалам журнальной периодики) // Гуманитарные и социальные науки [электронный журнал]. 2010. № 3. С. 257–267. URL: http://hses-online.ru/2010/03/07_00_02/27.pdf (Дата обращения: 30.09.2010).

4. Синельников С.П. Разработка концепции религиозного образования в документах Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 3 (36). С. 36–47.

5. Синельников С.П. Антирелигиозное воспитание в советской школе в 1927–1929 гг.: программы преподавания // Вестник Российского университета дружбы народов. Научный журнал. Серия История России. 2010. № 3. С.

6. Синельников С.П. Вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в нормативных актах Временного и советского правительств, в определениях Священного Собора Православной Российской Церкви (19171918 гг.) // История государства и права. 2011. № 2. С. 12–15 (0,2 п. л.).

7. «…Я решил обратиться к вам с просьбой дать мне возможность приложить свой труд, знание и опыт в борьбе с детской беспризорностью». Документы ГАРФ о попытке священника И.Н. Лихачёва возродить Общество воспитания детей улицы. 1924 г. / Вступит. статья, подготовка текста к публикации и комментарии С.П. Синельникова // Отечественные архивы. 2011. № 4. С. 94–104 (0,5 п. л.).


Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций:

8. S.P. Sinelnikov. Apokalipsis and Religious Interpretation of the First Years of the History of the Soviet Union: Four Horsemen – Four Executioners // PAIDEIA. Twentieth World Congress of Philosophy. Abstracts of Invited and Contributed Papers. Prep. By St. Dawson e.a., Boston, Massachusetts, USA, 10–16 August, 1998. P. 184.

9. Синельников С.П. Воспитательные аспекты содержания образования в курсе отечественной истории // Пути модернизации лицейского образования: воспитательное взаимодействие в образовательном процессе (Материалы педагогических чтений 11 апреля 2003 года) / Под ред. В.В. Зайцева. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2003. С. 139–145 (0,18 п. л.)

10. Синельников С.П. План С.К. Минина по организации «человеческого муравейника» в Царицыне (1918 г.): утопия и реальность // Сарепта: Историко-этнографический вестник. Выпуск 3./ Научное издание. – Волгоград, 2007. С. 259–283 (1,5 п. л.).

11. Синельников С.П. Сравнительный аспект религиозного образования у мусульман и православных в 1920-е гг. (на материалах Поволжья) // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. А.А. Курапова. – Астрахань: Изд-во: Сорокин Роман Васильевич, 2009. Вып. I. С. 247–252 (0,36 п. л.).

12. Синельников С.П. Формы деятельности Русской Православной Церкви в контексте трёх моделей государственно-церковных отношений в первой половине XX в. // Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры [Текст] : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 20–23 окт. 2009 г . / Адм. Волгогр. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», О-во «Знание» России (ООО), ООО «Об-ние исслед. религии», Волгогр. отд-ние Науч.-образоват. культуролог. о-ва. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2009. С. 500–512 (0,7 п. л.).

13. Синельников С.П. Разработка концепции религиозного образования в документах Св. Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. // Современное социально-экономическое развитие: проблемы и перспективы [Текст]: материалы междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 7–8 мая 2010 г. / Академия труда и социальных отношений, Волгоград. фил. – Волгоград: ООО «Принт», 2010. С. 172–178 (0,46 п. л.).

14. Синельников С.П. Историография по теме отмены религиозного образования и введения безбожного воспитания в советской России в 1917–1929 гг. // Актуальные проблемы истории Российской цивилизации: Сб. материалов III межвузовской научной конференции 26 февраля 2010 г. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2010. С. 179–185 (0,42 п. л.).

15. Синельников С.П. Религиозное и антирелигиозное содержание в преподавании истории в дореволюционной и советской школе (к постановке проблемы) // Современные проблемы и технологии обучения истории: материалы научно-практического семинара в рамках Всероссийской конференции «Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования» / [редколл., В.В. Килейников (отв. ред.)]. – Воронеж: ВГПУ, 2010. С. 156–161 (0,62 п. л.).

16. Синельников С.П. Отмена религиозного образования в советский период: история и современность // Роль религии в жизни современного российского общества [Текст]: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Арзамас, 20 нояб. 2009 г. / Нижегород. религиовед. о-во, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Арзамас. гос. педагог. ин-тут им. А.П. Гайдара», Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волжск. Гос. инж.-педагог. ун-т»; редкол.: А.А. Фёдоров [и др.]. – Нижний Новгород: Изд-во НИЦ Поволжья "Нижегородское религиоведческое общество", 2010. С. 231–239 (0,5 п. л.).

17. Синельников С.П. Отмена религиозного образования в Советский России // Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. – Сб. статей / Сост. Е.В. Годовова. – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2010. С. 286–292 (0,38 п. л.).

18. Синельников С.П. Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е годы: «закон безбожия» как оппозиция Закону Божию // Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2010. С. 308–310 (0,3 п. л.).

19. Синельников С.П. Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1927–1929 гг.: программы преподавания // ХVI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения (Минск, 26–28 мая 2010 г.): материалы чтений «Религиозная культура в контексте светского образования» / Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Белорус. гос. ун-т культуры и искусств; отв. ред. и сост. Г.Н. Петровский. – Минск: Зорны Верасок, 2011. С. 180–190 (0,3 п. л.).

20. Синельников С.П. Вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в 1917–1918 гг. (в постановлениях Временного и советского правительств, по определениям Св. Собора Православной Российской Церкви) // Церковь в истории и культуре России: сборник материалов Международной научной конференции. Киров (Вятка), 22–23 октября 2010 года. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 361–363 (0,26 п. л.).

21. Синельников С.П. Расцерковление донских казаков в 1920–1930-е гг. // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Тезисы Всероссийской научной конференции (28–29 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / Отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 167–170 (0,32 п. л.).

22. Синельников С.П. Духовно-богословское образование в первое десятилетие советской власти: историография вопроса // Государство, общество, церковь в истории России XX века: материалы X Междунар. науч. конф., Иваново, 16–17 февраля 2011 г.: в 2 ч. Ч. 2. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. С. 209–213 (0,26 п. л.).

23. Синельников С.П. Документы ГАРФ об отмене религиозного образования и введении антирелигиозного воспитания в Советской России в 1917–1929 гг. // История. Архивы. Судьбы: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 10-летию открытия специальности «историко-архивоведение» в Омск. гос. технич. ун-те 19 апреля 2011 г.: материалы / отв. ред. М.Т. Когут. – Омск, 2011. С. 37–42 (0,25 п. л.).

24. Синельников С.П. Уроки из истории религиозного образования в России первой трети XX в. // Социальное учение Церкви и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность» (12–13 мая 2011 г.). – Орёл: Издатель Александр Воробьёв, 2011. С. 367–370 (0,25 п. л.).


Работы, опубликованные в других изданиях:

25. Cмутное время 1913–1920 гг. глазами священника. Церковно-приход-ская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения, составленная священником Петром Протопоповым (Публикация, предисловие и примечания С.П. Синельникова) // Волга. 2000. № 7–12 (413). С. 99–197 (8,4 п. л.).

26. Синельников С.П. Святоотеческое учение в курсе обществознания // Учебный год. (Журнал волгоградских учителей). 2004. № 3 (15). С. 53–61.

27. Синельников С. Антирелигиозные диспуты в большевистской России // Духовный собеседник [Самара]. 2007. № 4 (52). С. 48–52 (0,5 п. л.).

28. Синельников С.П. Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании // Res paedagogica. 2007. № 1. С. 26–46 (1,26 п. л.); Там же. 2008. № 2 (6). С. 89–107 (1,14 п. л.).

29. Трудовой принцип ликвидирует знания. Записка неизвестного педагога-преподавателя «Ложная трудовая школа и идея истинной трудовой школы» (1920 г.) / Публикация, вступит. статья и послесловие С.П. Синельникова // Учебный год. 2008. № 3 (31). С. 16–52 (2,2 п. л.).

30. Синельников С. Пути и бездорожья религиозного образования в России в XX веке (Об отмене преподавания Закона Божия в школах) // Духовный собеседник [Самара]. [2010]. № 57. С. 98–110 (1,4 п. л.).

31. Синельников С.П. Марксизм и антирелигиозное воспитание в школе // Свободная мысль. 2010. № 4 (1611). С. 133–150 (1,1 п. л.).

32. Синельников С. Судьба религиозного образования на Дону в 1917–1925 гг. // Альфа и Омега. 2010. № 2 (58). С. 182–200 (1,12 п. л.); № 3 (59). С. 168–190 (1,38 п. л.).

33. «Желаем, чтобы наши дети были верующими в Бога»: Обращения граждан в Св. Собор Православной Российской Церкви и органы советской власти в защиту религиозного образования (1918–1921) / Вступит. статья, подготовка текста к публикации и комментарии С.П. Синельникова // Альманах «Россия. XX век» [Фонд А.Н. Яковлева]. Дата обновления: 28.02.2011. URL: http://alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/1013356 (дата обращения: 28.02.2011).

Электронные публикации:

34. Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 26.08.2009. URL: http://www.bogoslov.ru/text/print/453126.html (дата обращения: 5.09.2009).

35. Синельников С.П. Судьба религиозного образования на Дону в 1917–1925 гг. Часть 1 // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 29.03.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/690378.html (дата обращения: 29.03.2010); Часть 2 // Там же. Дата обновления: 6.04.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/716419. html (дата обращения: 6.04.2010).

36. Синельников С. П. Теоретические обоснования отмены религиозного образования и введения антирелигиозного воспитания в марксизме-ленинизме // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 20.04.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/735103.html (дата обращения: 20.04.2010).

37. Синельников С. П. Идея христианской антропологии об образе и подобии человека Богу в воспитании и образовании. Часть 1 // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 4.06.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/817555.html (дата обращения: 4.06.2010); Часть 2 // Там же. Дата обновления: 8.06.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/858959.html (дата обращения: 8.06.2010).

38. Синельников С.П. Антирелигиозные основы воспитания в советской школе в 1920-е гг. // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 19.07.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/951787.html (дата обращения: 19.07.2010).

39. Синельников С.П. Вопрос о возрасте религиозного самоопределения учащихся в 1917–1918 гг. (по нормативным актам Временного и советского правительств, в определениях Св. Собора Православной Российской Церкви) // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 30.08.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1040742.html (дата обращения: 30.08.2010).


40. Синельников С.П. Религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг.: постановления советского правительства и определения Священного Собора и Патриарха. Часть 1 // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 12.11.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1241299.html (дата обращения: 12.11.2010); Часть 2 // Там же. Дата обновления: 23.11.2010. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1249526.html (дата обращения: 23.11.2010).

41. Синельников С.П. О методологии и междисциплинарности в исследованиях истории церковно-государственных отношений // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 12.04.2011. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1610787.html (дата обращения: 12.04.2011).

42. Синельников С.П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Часть 1 // Портал Богослов Ru. Дата обновления: 10.05.2011. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1667342.html (дата обращения: 10.05.2011); Часть 2 // Там же. Дата обновления: 17.05.2011. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1689400.html (дата обращения: 17.05.2011).

1  См.: В государственной школе не должно быть религиозного образования в чистом виде, считают в Минобразования [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/religy/15jun2005/minobraz_print.html (дата обращения: 20.01.2009)

2  Десницкий В.А. (Строев В.) Церковь и школа. Берлин, 1923.; Каменев С.А. Церковь и просвещение в России (Очерки). [М]., 1928.; Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы о церкви в СССР (1917–1919 гг.). М., 1958.; Грекулов Е.Ф. Православная церковь – враг просвещения. М., 1962; и др.

3  См.: Королёв Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958.; Королёв Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Смирнов В.З. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921–1931. М., 1961.

4  См.: Кашеваров А.И. Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917–1922 гг.: дис. ... д-ра. ист. наук: 07.00.02. СПб., 1998.; Крапивин М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества, октябрь 1917-го – конец 1920-х годов: дис. ... д-ра. ист. наук: 07.00.02. СПб., 1999; и др.

5  См.: Каледа Г. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях // Журнал Московской Патриархии. 1994. № 7–8. С. 30.

6  Крупин В.Н. Как из школы изгоняли священнослужителей. Размышления православного педагога // Встреча [православный журнал Московской Духовной Академии и Семинарии]. 1997. № 3 (6). С. 39.

7  См.: Дамаскин (Орловский). Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // Православная энциклопедия: Русская Православная Церковь / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М., 2000. С. 179–180; Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. М., 2006; Митрофанов Г. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб., 2002.

8  См.: Одинцов М.И. «Школьный вопрос» в России (Церковь и государство часто становились конкурентами в области образования) // НГ-Религии. 2003. 21 мая. № 8 (116). С. 11; Он же. «Кесарево и Божие» // Наука и религия. 2007. № 8. C. 10–13; и др.

9  См.: Одинцов М.И. Судьбы светской школы в России. (60-е годы XIX в. – 80-е годы  XX в.) // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. Москва, 2000–2001. М., 2002. С. 5–28.

10  См.: Советов И.М. Советское законодательство о религиозных культах в 20–30-х гг. XX в.: содержание и практика реализации, споры и дискуссии о реформировании его правовой базы / И.М. Советов // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 4. Сборник статей. М., 2007. С. 371–413.

11  См.: Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви [Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского]. М., 2004.

12  См.: Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: становление «нового человека». СПб., 2003; Шевченко В.А. Формирование антирелигиозных представлений советской школой. 1927–1932 гг.: автореф. дис. …канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2007; и др.

13  См.: Кравецкий А. Светское, советское и конфессиональное // Отечественные записки. 2008. № 1 (40). С. 198–219.

14  См.: Кравецкий А.Г. История церковнославянского языка в России (конец XIX–XX в.). М., 2001.

15  См.: Беглов А.Л. Православное образование в подполье: страницы истории // Альфа и омега. 2007. № 3(50). С. 153–172.

16  См.: Церковная история в контексте социальной истории советского периода: доклад А.Л. Беглова и дискуссия на научно-методическом семинаре Богословского факультета ПСТГУ «Богословие в системе научного знания: традиции – современность – перспективы» 30 октября 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/print/390148.html (дата обращения: 17.03.2009); Беглов А. Хроника: Научная конференция «Церковное право и государственное законодательство в истории России». Институт Российской истории Российской Академии наук, 12–14 мая 2003 г. // Альфа и омега. 2003. № 3 (37). С. 355–368.

17  См.: Успенский Н.Д. К истории богословского образования в Ленинграде // Журнал Московской Патриархии. 1977. № 4. С. 6–13.

18  См.: Сорокин В., Бовкало А.А., Галкин А.К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при Святейшем патриархе Московском и всея России Тихоне (1917–1925) // Вестник Ленинградской духовной академии1990. № 2. С. 36–59; Там же. № 3. С. 41–63; Христианское чтение1992. № 7. С. 19–49; и др.

19  См.: Цыпин В., прот. Духовное образование в XIX–XX вв. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МПДА. URL: http://www.mpda.ru/ru/biblio/article (дата обращения: 21.12.2008).

20  См.: Шкаровский М.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в XX веке // Кифа [М.-СПб. 2007. № 12 (70) сентябрь. (Миссионерское обозрение. Приложение к газете. № 20. С. 1–2); и др.

21  См.: Редькина О.Ю. Образование и развитие Царицынской епархии в 1917–1922 гг. // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград, 2003. С. 151–194; Арчебасова Н.А. Преподавание закона божьего в единой трудовой школе: политический компромисс периода НЭПа (на примере Царицынской губернии – Сталинградской области) // Демократия или авторитаризм? Становление новых политических режимов в Европе в XIX– XX веках. Волгоград, 2008. С. 128–135.

22  См.: Постановление Пленума ЦК РКП(б) по вопросу о нарушении пункта 13 программы и о постановке антирелигиозной пропаганды (9 августа 1921 г.) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898–1986. Т. 2. 1917–1922. М., 1983. С. 444–446; Резолюция XII съезда РКП(б) (17–25 апреля 1923 г.) «О работе РКП в деревне» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898–1986. Т. 3. 1922–1925. М.: Политиздат, 1984. С. 116–125; Резолюция XII съезда РКП(б) «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» // Там же. С. 114–116; и др.

23  Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 20 января 1918 г. (ст. 263) // СУ. 1918. № 18. 26 января 1918 г. С. 272–273; [Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г.] // СУ. 1918. № 74, ст. 812; и др.

24  См.: Гидулянов П.В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик: УССР, БССР, ЗСФСР, Узбекской и Туркменской [Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства] / Под ред. П.А. Красикова. Изд. 3-е, М., 1926; Фиолетов Н.Н. Церковь и государство по советскому праву. II. (Обзор и комментарий законодательства по вопросам отношения церкви и государства за 1923 и начало 1924 г.). М.-Саратов, 1924; Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М., 1930.

25  См.: Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Постановление V Всероссийского съезда Советов, принятое в заседании 10 июля 1918 г.) // Декреты Советской власти. Т. II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М., 1959. С. 550–564; и др.

26  См.: Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года // СУ. 1922. № 80 (1 июня). ст. 153; Уголовный кодекс РСФСР в принятой 2-й сессией ВЦИКа X созыва редакции с алфавитно-предметным указателем. М., 1923. С. 24.

27  Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917–1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов [и др.]. М., 1974; Культурное строительство в РСФСР. 1917–1927 гг. Т. 1. Ч. 1. Документы и материалы. 1917–1920 / Главархив РСФСР, ЦГА РСФСР. М., 1983; и др.

28  Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Т. 1. / Составитель Г. Штриккер. М., 1995; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996.; и др.

29  Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. Сборник в двух частях / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.

30  Приходский Устав, принятый Поместным Собором РПЦ 1917–1918 г.г., с прил. М., 1918; Определения и постановления Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов / Вступ. статья и публ. подготовлены прот. Владиславом Цыпиным // Богословский вестник. 1993. Т. [1.] № 1. С. 102–174.

32  Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения (1913–1920 гг.) // ГАВО. Ф. 78. Оп. 1. Д. 7. Л. 1–169.






Скачать 477.92 Kb.
оставить комментарий
Синельников Сергей Петрович
Дата10.03.2012
Размер477.92 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх