Программа Вступительного экзамена по дисциплине «История политических и правовых учений» icon

Программа Вступительного экзамена по дисциплине «История политических и правовых учений»


Смотрите также:
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса дневного...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Рабочая учебная программа Дисциплина: История политических и правовых учений Специальность...
План семинарских занятий по дисциплине «история правовых и политических учений» для студентов...
Етодическое пособие по дисциплине «История политических и правовых учений» по специальности...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030500. 68 «Юриспруденция»...
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) История политических и правовых учений Б. 3+...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» Четвертая я...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для...



Загрузка...
скачать


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Орловский государственный университет»


Программа


Вступительного экзамена

по дисциплине

«История политических и правовых учений»


Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование (профиль: Обществознание)

Степень: магистр


Составили преподаватели философского факультета:

Серегина Т.В., Городнина О.С


Орел – 2012

^ Содержание программы

  1. История политических и правовых учений как отрасль научно-теоретического знания.

История политических и правовых учений как научная и учебная дисциплина исторического и теоретического профилей. Соотношение истории политических учений, теории и истории государства и права, политической философии, правовых учений, политической истории.

Понятие «политические учения». Структурные компоненты учения. Предмет истории политической и правовой мысли, его эволюция в контексте дифференциации политики как специфического вида общественной деятельности. Сущностные особенности интерпретации предмета истории политических учений западными и восточными мыслителями.

Проблема периодизации истории политических и правовых учений: исторический, формационный, технологический, цивилизационный, контекстный, праксеологический, материалистический, диалектический, метафизический, релятивистский подходы. Сущностные характеристики парадигматического подхода к периодизации ИПУ.

Методы изучения истории политической и правовой мысли. Соотношение описательного, аналитического, системного и прочих методов. Критерии оценки политических доктрин.

Основная проблематика, изучающаяся в рамках ИПиПУ: соотношение государства и общества; соотношение личности, государства и социума; соотношение политики и морали; проблемы демократического развития; правовое государство; общественный договор и т.д.

  1. ^ Влияние мифологии и религии на формирование и развитие политических представлений, идей, учений

Понятия «миф», «мифология», «мифотворчество». Основные функции мифа: информационная, социализирующая, ценностно-ориентационная и пр. Роль и значение мифа в обеспечении преемственности знаний, опыта, умений, в том числе и управленческого характера, а также достижения межпоколенческих связей.

Основные причины и условия зарождения и развития мифотворчества: психологические, социальные, культурные, политические, аксиологические, регулятивные, мировоззренческие.

Политический миф как особая разновидность мифотворчества: понятие, сущностные черты, функции, особенности трансформации и применения в условиях современных общественно-политических систем.

Мифы эпохи палеолита и неолита как отражение интеллектуальной, социальной и «властной» эволюции человека. Основная проблематика и способы ее интерпретации.

Мифы античной Европы. Периодизация. Основная тематика. Соотношение рудиментарных и ферментарных характеристик как особое зеркальное отражение процессов эволюции и трансформации социально-экономических и политико-управленческих отношений в обществе.

Кризис мифа как первой формы общественного сознания. Складывание религий. Специфика отражения в религиозных учениях вопросов власти, политической борьбы и перспектив, целей общественно-политического развития.

  1. ^ Политико-правовая идеология Древней Индии

Социально-экономические, общественно-политические, правовые, идеологические аспекты формирования и развития политико-правовой теории в Древней Индии. Периодизация ИПУ и основная форма изложения политических идей Древней Индии.

Идеология брахманизма: сущность и специфика, особенности формирования и развития. Генезис государства в рамках идеологии брахманизма (закон рыб). Дхармашастры, дхармасутры и артхашастры как источники нормативных, социально-политических отношений в древнеиндийском обществе. Понятие «дхарма». Законы Ману как синтез мировоззренческих установок, а также общественных рекомендаций, предписаний, правил и норм. Концепции варнадхармы, ашрамадхармы. Роль и статус брахмана в древнеиндийском социуме согласно идеологии брахманизма. Основные дхармы варнового общества. Шесть формы политики. Функции, права и обязанности царя. Дифференциация уровней политического управления.

Артхашастра Каутильи. Понятия «артха» и «кама». Служение правителя артхе, дхарме и каме. Основные способы политического управления. Особенности конструирования образа «человека политического». Основные технологии ведения войны, переговоров, вербовки сторонников, мониторинга общественного мнения.

Буддизм как альтернативная брахманизму общественно-политичсекая теория, управленческая практика, политическая этика. Идея происхождения государства. Оценка насилия как технологии управления.

  1. ^ Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Политико-правовая мысль Древнего Китая. Интерпретация и оценка войны, политики, государства в теории Лао-цзы. Идеализация социальных отношений в учении даосизма: сущность и особенности. Анархические воззрения Лао-цзы.

Формирование и обоснование патриархальных, патерналистских идей и представлений в политической теории Древнего Китая. Синтез традиций и новаций в учении Конфуция. Роль и значение в политической практике ритуалов. Нравственный императив как определяющая состояние и перспективы развития социально-политических отношений в обществе и государстве доминанта.

Моизм и легизм как альтернативные концепции в общественно-политической мысли Древнего Китая. Система и механизмы политического, государственного управления с точки зрения Шан-Яна. Истоки тоталитарной идеи в творчестве древнекитайского мыслителя. Творчество Сюнь-цзы как попытка объединить концепты легизма и конфуцианства.

«Договорной» характер формирования публичной сферы, обоснованный Мо-цзы. Идея социального равенства, осуждение аристократизма, отказ от роскоши, церемониала. Оценка роли общественного закона, порядка и институтов власти в учении моизма.

  1. ^ Специфика становления правового и политико-управленческого знания в странах Древнего Востока

Понятие «Древний Восток»: исторические, культурные, цивилизационные подходы. Основные причины и условия становления и развития философских, социально-политических суждений, теорий и концепций в странах Древнего Востока.

Влияние социальных, политико-управленческих отношений на формирование древневосточной картины мира, в том числе и политического. Основные причины формирования древневосточной политико-философской мудрости.

Цивилизационное значение политико-правовой мысли Др.Востока. Мировоззренческие различия европейской и восточной традиций понимания общественно-политических процессов и отношений.

Формирование и развитие государственности в странах Древнего Востока как фактор становления политико-правовой мысли региона. Предгосударственное состояние, протогосударство, раннее государство и древне восточная деспотия.

Миология, религия, этика, мораль, право, традиции как духовные факторы зарождения и развития политико-управленческих концептов и практик в странах Древнего Востока.

Предмет ИПУ Древнего Востока: происхождение общества и государства, взаимоотношения общества и государства, сущность и способы легитимации монархической власти, принципы государственного управления и судопроизводства, способы борьбы с основными формами и проявлениями делинквентного и девиантного поведения.

Политико-правовые учения Древнего Египта. Мифы, постановления, юридические документы как форма выражения политического и правового знания. Классификация древнеегипетских источников: синтез политико-правовых и теологических, мифологических воззрений; документы служебного назначения; мирные договоры. Речения Ипусера как уникальный источник политико-правовых рассуждений Др.Египта.

Политико-правовая мысль Месопотамии. Законы Хаммурапи как отражение сформировавшихся в древности представлений о власти и государственном деятеле. Складывание представлений об идеальном правителе и подданном в древневосточной общественно-политической мысли.

  1. ^ Основные особенности древнегреческой политической мысли первого периода.

Роль и значение культурного наследия Древней Греции в развитии европейской цивилизации. Влияние социально-экономических, общественно-политических и правовых отношений на генезис и эволюцию политико-правовой теории Древней Греции.

Борьба за власть в древнегреческих государствах. Эксплуатация рабского труда. Полис как специфическая форма сосуществования государственного и общественного начал.

Периодизация ИПУ Древней Греции. Особенности политического мировоззрения древних греков:1) политика-проявление социальной культуры, вариант общественно-полезного творчества; 2) социальный характер древнегреческой политичсекой культуры; 3) антропоморфизм обожествление среды обитания; 4) тщательная разработка принципиальных положений философии права и пр.

Идеи Гомера о справедливости и законе (теологический подход). Размышления Гесиода о человеке и его месте, роли в историческом процессе. Школа «Семи мудрецов». Солон и его реформы.

Доктрина солидаризма, критика и неприятие частной собственности, роскоши, идея воздаяния равным за равное в научном наследии Пифагора и Пифагорейского союза. Размышления о демократии, аристократии, законе, войне в учении Гераклита.

  1. ^ Идея справедливости и модель идеального государства в творчестве Платона.

Период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции. Влияние политических идей Сократа и его методики на развитие политико-правовой мысли. Нравственное «реформаторство» Сократа: защита законопослушания, тождество гражданской добродетели и знания.

Политическая теория Платона. Оценка и характеристика политики. Функциональный подход к пониманию сущности политических отношений. Роль и значение государства в достижении социально-политических благ. Ранжирование форм правления по степени «испорченности», удаленности от идеала. Сущностные особенности анализа тимократии, олигархии, демократии и тирании. Критика института частной собственности.

Идеальное государство Платона: причины создания, особенности структурирования социальной сферы. Роль и статус воинов в системе общественных отношений. Унификация и нивелирование собственнических «инстинктов» на примере воинов-стражей как социальный эксперимент. Основные функции, особенности правового статуса философов в идеальном государстве.

Проблема обеспечения, гарантии и реализации свободы. Идеальное государство Платона как попытка реализации тоталитарной идеи: мнения «за» и «против».

  1. ^ Политическое учение Аристотеля: синтез новаций и рудиментов.

Аристотель - талантливый ученик Платона. Общее и особенное в размышлениях ученых по основным вопросам и проблемам древнегреческой политико-правовой мысли: природа и сущность политики; оценка форм государственного устройства; поиск оптимальной модели политических отношений. Аристотель как основоположник политической науки: мнения «за» и «против».

Политическое учение Аристотеля. Коммуникативная природа политики. Человек как политическое животное и участник многоуровневых коммуникативных отношений. Государство как универсальное и совершенное общение ради блага. Формирование и структурирование государства. Свобода и гражданство. Обоснование целесообразности, жффективности и справедливости сохранения института рабства.

Актуализация среднего сословия как участника политических отношений. Классификация форм правления: сущностная характеристика. Полития как оптимальная форма организации и реализации государственной власти. Умеренный демократизм Аристотеля. Рассуждения ученого и справедливости и законе.

Вклад Аристотеля в развитие политико-правовых представлений. Степень актуальности воззрений философа в условиях современного мира.

  1. ^ Влияние мыслителей эпохи эллинизма на развитие политических и правовых знаний.

Третий период в развитии политико-правовой теории Древней Греции. Распространение политико-правового знания Античной Греции в «восточные регионы» как пример эллинизации. Понятие «эллинизм».

Основные философские школы, представляющие политико-правовую мысль эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Особенности и противоречия общественно-политического развития античных полисов как условие трансформации политико-правового знания.

Эпикуреизм- попытка сознательно дистанцироваться от активного участия в общественно-политической жизни полиса. Апония, аттаракция и дружба - ценностные доминанты в учении Эпикура. Мораль и политика. Философия культуры и происхождение государства. Правовые воззрения Эпикура.

Политические идеи стоиков. Понятие закона и идея самосознания. Социальные воззрения стоиков. Стремление к самосохранению. Политический идеал стоиков. Вселенское, космополитическое государство, украшенное добродетелью граждан. Полибий о классификации форм государства и их круговороте. Понятие смешанной формы государства.


  1. ^ Учение об идеальном государстве, гражданине, правителе в политическом наследии Античного Рима.

Формирование древнеримской цивилизации: исторический аспект. Кризис Римской республики, социальная борьба, влияние идеалов и институтов древнегреческой демократии на политико-правовую теорию и практику Античного Рима. Законы XII Таблиц. Становление юриспруденции как самостоятельной отрасли деятельности. Система римского права. Частное и публичное право. Периодизация становления классического римского права.

Влияние религии на политико-управленческую практику древнеримского социума. Понятие «Религия». Основные функции религии. Формирование христианского учения. Проповедь всеобщего равенства и свободы людей, терпения, смирения. Трансформация роли христианской церкви; союз светской и церковной властей.

Характер и степень воздействия древнегреческой политико-правовой теории на формирование и развитие оригинальных концепций и интеллектуальной элиты Древнего Рима.

Политическая и правовая теория Цицерона. Влияние политического знания античной Греции на становление оригинального концепта древнеримского юриста. Основные причины, детерминирующие формирование государства. Анализ форм государственного устройства. Вождизм как условие и фактор влияющий на тип политического лидера, гражданина и государства.

Сочетание аристократической, монархической и демократической идеи как условие построения идеального государства.

Идеальный гражданин- носитель традиционных римских ценностей. Политико-теоретическое обоснование Цицероном принципата: принцепс как первый гражданин, противостоящий групповым интересам. Учение Цицерона о справедливости, естественном и цивильном праве.

Социально-политические воззрения Цицерона. Характеристика социальной структуры рабовладельческого общества. Роль и значение института частной собственности в системе общественных отношений. Политико-этические рассуждения Цицерона.


  1. ^ Дигесты Юстиниана как источник политико-правовой мысли Древнего Рима.

Дигесты Юстиниана - самый значительный памятник классического римского права. История создания и общая характеристика документа.

Понятие «право» и «закон»: соотношение, общее и особенное с точки зрения римских юристов. Сочетание права и правосудия в древнеримской правовой практике и правовой мысли.

Источники права и возможные альтернативы правовым нормам. Роль и значение традиций в формировании и оптимизации правового знания и опыта.

Правовой статус физических лиц. Право владения и право собственности. Обязательное право. Сущность и особенности организации и проведения гражданского процесса по Дигестам Юстиниана.

Классификация права: частное, публичное, естественное, писанное, преторское, право народов.

Закрепление и обоснование социальной дифференциации древнеримского общества. Источники рабства.


  1. ^ Социально-политические аспекты христианского мировоззрения.

Христианство как мировая религия: история формирования. Основные этапы развития христианского учения. Евангелисты, патристики и апологеты. Их влияние на распространение христианского учения. Проблема соотношения церкви и светской власти как одна из ключевых и приоритетных в христианстве. Складывание двух противоположных тенденций в отношении церкви к государству: резко отрицательная; позитивная. Притча о динарии, послание Апостола Павла к римлянам- обоснование разграничения светской и духовной властей.

Теократическая модель государства: Бог как первотворец мира и всего сущего; способность Бога повелевать людьми; власть запрещать как проявление божественной власти; власть наказывать, власть прощать, власть одаривать.

Амвросий Медиоланский как представитель латинской патристики. Изучение сущности Божественной власти, власти Церкви и ее взаимоотношение с государственной властью. Противопоставление божественного и человеческого.

Основные положения в учении Августина Блаженного: деление мира на град Божественный и град земной; признание того, что «зло есть не что иное, как умаление добра, доходящего до полного своего исчезновения»; причина зла - свободная воля.

Капподокийские Отцы Церкви. Специфика отношений церкви и государства в Восточной части Римской Империи. Проблема генезиса власти и ее проявления в учении Василия Великого. Анализ войны и ее причин, последствий с точки зрения христианства.

Подчинение, принуждение, «начальствование» в теории Григория Богослова Назианзянина.

Проблема государственной власти в изложении Иоанна Златоуста. Четыре добродетели истинного христианина по Петру Дамаскину: мудрость, целомудрие, мужество и правда.

Игнорирование и извращение главного вывода Отцов Церкви: невозможны и недопустимы ни подчинение церкви государству, ни, наоборот, подчинение государства церкви.

  1. ^ Политическая мысль Арабского Востока.

Формирование и становление мусульманской политико-правовой мысли. Коран, шариат и сунна как правовые основы мусульманского государства.

Теоретическое обоснование проблем государства и политики в научном наследии Абу-ан-Насра аль-Фарабы. Идеальное государство, просвещенный монарх, социальная гармония, правопорядок как ключевые вопросы, анализируемые арабскими мыслителями.

Идея коллективного города, изложенная в монографии «гражданская политика»: сущностная характеристика, степень современности и востребованности концепта. Анализ личности, профессиональных, интеллектуальных свойств и качеств правителя («Афоризмы государственного деятеля»).

Общественно-политические воззрения Ибн-Сины, Ибн-Рушда. Халифат как ключевая категория мусульманской политико-правовой теории.

Политическое учение Ибн Хальдуна. Анализ арабского средневекового общества, истории арабского государства и соответствующей политико-правовой культуры. Классификация Ибн Хальдуном форм правления: «естественная» монархия, «политическая» монархия, халифат.



  1. ^ Основные особенности развития политико-правовой мысли Европы в эпоху Средневековья.

Историческая, общественно-политическая характеристика Средневековья. Сущностные черты и особенности феодализма. Роль, статус, значение церкви как института власти в развитии средневекового социума. Доктрина двух мечей. Потенциал влияния сакральной власти на политическое и государственно-управленческие процессы.

Особенности политического мировоззрения в условиях феодального социума. Христианский тип личности, его восприятие политики и субъектов власти.

Социум и политико-управленческие процессы в оценках Ф. Аквинского. Сходства и отличия в политических рассуждениях Аквинского и Аристотеля. Классификация форм правления. Неоднозначное отношение к монархии. Учение Ф. Аквинского о законах. Проблема соотношения церкви и государства.

Учение о всемирной «сверсткой» монархии Данте. Обоснование дифференциации (разграничения) духовной и светской властей. Идея всеобщего мира и человечества.

Государство как совершенное сообщество М.Падуанского. Правовые воззрения: принцип верховенства естественного закона; законодательный потенциал народа. Принцип народной воли. Общая характеристика гражданина. Новаторство политико-правовой теории М.Падуанского.

Средневековые ереси как форма протеста против социально-экономического неравенства, политико-управленческого произвола субъектов государственной власти. Причины, условия и особенности формирования и развития еретических концепций. Классификация ересей. Влияние идей гуситов, таборитов, чашников, вальденцев и других на политические отношения и процессы в средневековой Европе.


  1. ^ Реформация как отражение и воплощение протестных настроений: политико-правовой аспект.

Причины, предпосылки, условия, сущность Реформации. Оценка реформационного движения в отечественной и западной социально-гуманитарной науке. География распространения Реформации: причины.

Бюргерско-буржуазное, крестьянско-плебейское, королевско-княжеское направление в реформационном движении: общая характеристика, особенности идеологической борьбы, основные представители.

Основные положения учения М.Лютера в работе «12 статей». Идеи К. Шапплера и С.Лотцера. «Статейное письмо» Т. Мюнцера.

Цвинглианство и кальвинизм как варианты радикальных реформационных учений.

Влияние идей Реформации на политико-управленческую практику ряда европейских государств.


  1. ^ Политическое учение Н. Макиавелли.

Возрождение как особая ступень развития европейской цивилизации: сущностная характеристика. Периодизация эпохи Ренессанса. Основная проблематика, рассматриваемая гуманистами 15-16 столетий.

Н.Макиавелли: политический деятель, писатель, ученый, основоположник современной политологии. Социально-экономические, культурные, политические предпосылки научного поиска Макиавелли. Основные философские идеи. Происхождение государства, учение о формах государственного устройства. Роль и значение человека в системе политических связей. Проблема взаимосвязи политики морали, политики и религии. Политико-технологический аспект теории Н.Макиавелли. Ресурсы власти. Поощрение и наказание. Стили эффективного лидерства. Проблема соотношения цели и средств в политике. Макиавелизм: доводы «за» и «против».

  1. ^ Учение о государстве, суверенитете и праве Ж.Бодена.

Учение о государстве Ж.Бодена. Понятие государства и его происхождение. Отсутствие четкой дифференции общества и государства. Определение, сущностная характеристика народа.

Идея государственного суверенитета. Понятия «суверенитет», «суверен», «государственный суверенитет». Особенности государственного суверенитета. Правовой характер государственной власти. Формы государственного правления: демократия, аристократия, монархия. Изменение формы правления в государстве. Права народа на сопротивление тирану.

Понятие и виды законов. Закон богоустановленный, закон народов, закон власти, обычный позитивный закон государства. Роль и значение права, законов в обеспечении стабильности и порядка в государстве, формировании личности. Справедливость как особый тип права.


  1. ^ Основные политико-правовые идеи голландских просветителей.

Новое время как особый этап в развитии политико-правовых представлений. Особенности политических учений Нового времени. Человек как источник и главный участник отношений и процессов в социуме: рациональный подход.

Голландия – первая буржуазно-демократическое государство в Европе. Политико-правовые концепции Г.Гроция и Б.Спинозы: отражение и защита буржуазных преобразований. Идеи естественного права и договорной природы государства в работах Спинозы. Оценка человека, его возможностей, способностей в рамках общественно-политической эволюции в «Богословно-политическом трактате» Спинозы. Размышления о наиболее эффективном государственном устройстве по Спинозе.

Г.Гроций как один из ранних представителей буржуазного юридического мировоззрения. Право как основная категория анализа, сравнения, оценки явлений общественно-политического спектра. Соединение правового принципа справедливости и политического принципа пользы. Влияние разумной природы человека на развитие правовой и общественно-политической практики. Структура и преемственность права по Гроцию.

Роль, место, значение, оценка войны, насилия, цензуры в развитии общества в голландской политико-правовой мысли ХVII века

  1. ^ Свобода, права и обязанности государства и гражданина как ключевые вопросы английского Просвещения.

Просвещение как знаковое явление эпохи Нового времени: общая характеристика. Основной предмет внимания, изучения и критики просветителей.

Особенности общественно-политического развития английского общества и государства ХVII веке. Аристократия, джентри, городская буржуазия, крестьянство - основные участники общественно-политической жизни Англии. Причины, предпосылки, условия, детерминировавшие активизацию общественных сил и начало революционных событий.

Английская буржуазная революция – «локомотив истории»: роль, значение в политико-правовой эволюции Англии и Европы. Идеологические концепты промонархического лагеря. Пресвитериане, индепенденты, левеллеры, диггеры.

Сущность и значение политико-правовых воззрений Ф.Бэкона. Идея гражданского общества.

Томас Гоббс как родоначальник эмоционального направления в осмыслении политической проблематики. Абсолютная власть государства как гарант мира, благополучие и реализации естественных прав людей. Типология форм государственного устройства. Структура общества и государства: проблемы эффективного выбора. Эволюция человека и его способностей, прав и возможностей в контексте перехода от естественного состояния к государственному. Учение о социальных группах как структурном компоненте социума и государства. Причины деградации государственной власти и способы профилактики последней.

Политическое наследие Дж. Локка – рациональное видение и понимание политики. Роль, место, полномочия человека в системе политических отношений. Частная собственность: ее оценка, влияние на развитие социально-экономических и общественно-политических отношений. Условия и результаты развития человека в рамках естественного состояния. Причины перехода к государственному состоянию. Обоснование естественных, неотчуждаемых прав человека. Формирование либеральных воззрений. Идея о разделении властей.


  1. ^ Концепция «общественного договора» в политическом творчестве французских просветителей. Политические идея якобинцев.

Концепция общественного договора как «продукт» эпохи Нового времени. Истоки формирования договорной теории: взгляды древневосточных мыслителей, вклад философов античности и пр.

Эволюция человека, общественных отношений; генезис, становление и развитие государственности, способ формирования государства; сущность и особенности формирования взаимоотношений в системе «человек – общество – государство»; развитие и преемственность права – основные проблемы, изучаемые и исследуемые в рамках концепции общественного договора. Общественный договор в современном мире: сущность и значение.

Французское просвещение ХVIII века: сущность и особенности. Влияние идей английских просветителей на формирование и развитие политико-правовых представлений во Франции. Политические и правовые взгляды Вольтера: идея естественного права, свободы и равенства; деизм как религия просвещенного человека; роль народных масс в процессе политического управления.

Политическая концепция Ш.Л.Монтескье. Трактат «О духе законов». Проблема оценки природы, сущности, основных форм государственной власти по Монтескье. Идея географического детерминизма в политике, социальной и политической психологии. Идея разделения властей. Вычленение новой ветви власти. Система организации органов власти. Происхождение государства. Роль насилия и войны в политической эволюции человека. Основные формы правления: республика, монархия и деспотия. Причины и условия деградации форм правления. Соотношение закона и свободы.

Политико-правовое учение Ж.Ж.Руссо. Критика культуры и цивилизации. Пропаганда естественного начала, «дикаря», природы как наиболее эффективных и оптимальных начал. Истоки происхождения неравенства. Основные рецепты и способы преодоления социально-экономической дифференциации общества и политического бесправия людей. Трансформация оценки роли и значения института частной собственности в контексте развития общества и индивида.

Сентиментализм Руссо как новое направление философской мысли. Общественный договор. Общая воля как носитель народного суверенитета. Проблема народного суверенитета, народного представительства в теории Руссо. Учение о законодателе. Гражданская религия.

Политические идеи якобинцев (Ж.П.Марат, М.Робеспьер) о государстве, власти, праве, свободе: сущность, степень рациональности и гуманности.


  1. ^ Формирование и развитие либеральной идеологии в странах Европы.

Понятие «идеология»: основные подходы в истории. Сущность, значение, функции идеологии. Основные парадигмы изучения идеологии в рамках политической теории.

Либерализм как метаидеология. «Великая хартия вольности», «Петиция о праве» как источник формирования английского либерализма. Определение либерализма; сущностные черты либерализма как политической идеологии. Дж. Локк и развитие либеральной идеи; формулирование естественных неотчуждаемых прав человека. Либеральные воззрения А.Б.Констана на проблему свободы. Политическая теория А.Токвиля: сущность, своеобразие, значение. Теория утилитаризма как вариант либеральной идеологии: общественно-политическая сущность. Принцип полезности как фундаментальный постулат политической теории Бентама. Теория государства Дж. Бентама в рамках идеологии утилитаризма. Политические взгляды Дж. Ст. Милля. Консерватизм как политическая идеология: определение, причины формирования, основные положения, сущность и значение.

Особенности российского либерализма и их причины. Специфика социальной базы российского либерализма и этапы его эволюции. Характеристика дворянского либерализма. К.Д.Кавелин. Обоснование неготовности России к представительным учреждениям. Ориентация на постепенность либеральных преобразований под эгидой монархической власти и с опорой на незыблемую веру народа в царя. Охранительный либерализм Б.Н.Чичерина: либеральные меры и сильная власть. Обоснование надклассового и надсословного характера российского государства, отождествление патриотизма с преданностью государству. Оптимальный вариант российской государственности – легитимное самодержавие, добровольно ограничившее себя собственными законами.

Земский либерализм и его специфика. Течения в земском либерализме: умеренно-либеральное (К.К.Арсеньев), консервативно-славянофильское (Д.Н.Шипов), конституционалистское (С.А.Муромцев и др.). «Либеральный консерватизм» А.Д.Градовского. Оценка земской реформы в России. Англия как пример идеального совмещения принципов монархии и самоуправления.

Буржуазный либерализм в России и его отличия от западного классического либерализма. Соперничество с социал-демократами и эсерами. П.Б.Струве (1870-1944): «консервативный либерализм». Критика социалистических идей и «развенчание социализма» как основа для восстановления «истинного исторического облика либерализма и его морально-этического смысла». Идея «патриотического эроса». Обоснование концепции «великой России». Причины исторической неудачи российского либерализма.

Развитие неолиберализма как ответ на критику классических либеральных доктрин. Дж. Кейнс (1883-1946) и обоснование идеи государственного регулирования рыночной экономики. Конец лесеферизма. Программа мер по ограничению непроизводительного и спекулятивного капитала. В.Леонтьев: «формула» государственного регулирования экономики. Стимулировании е занятости как постоянная функция государства. Сущность «социального государства». Анализ социально-политических аспектов НТР. Концепции «постиндустриального общества» (Дж. Гэлбрейт), «стадий экономического роста» (У. Ростоу), «государства благоденствия» (Г.Мюрдаль), «великого общества», «общества равных возможностей», «технотронного общества» (Зб. Бжезинский).


  1. ^ Особенности формирования консервативной идеологии в европейской политико-правовой мысли XIX в.

Понятие «идеология»: основные подходы в истории. Сущность, значение, функции идеологии. Основные парадигмы изучения идеологии в рамках политической теории.

Консерватизм как политическая идеология: определение, причины формирования, основные положения, сущность и значение. Консерватизм Э.Берка: оценка государства, институтов представительной власти, общества с точки зрения эффективности и целесообразности политической деятельности. Развитие консервативной мысли во Франции на рубеже 18-19 веков. Политическая теория Ж.де Местра. Сравнение консервативной мысли Англии и Франции. Роль, место, значение, причины сохранения консервативной идеологии в современном мире.

Эволюция западного консерватизма. Консерватизм и проблема общественных изменений. Консерваторы в антилиберальной роли «защитников» трудящихся и обличителей капитализма. Сдвиги в воззрениях либералов и переход консерваторов на позиции экономического либерализма.

А.Хайек: государственное регулирование как первопричина тоталитаризма. («Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма»). Апологетика рынка, частной собственности и экономического неравенства. Отрицание социальных функций государства.

Социально-политические идеи К.Поппера («Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма»). Номинализм и антисторицизм как методы исследования общественно-политических явлений. Отрицание роли коллективных субъектов и атомистический подход к анализу исторического процесса. Сущность «исторического волюнтаризма». Антиреволюционная и антитоталитарная направленность концепции К.Поппера. Противопоставление «открытых» и «закрытых» обществ, утопической и частной (частичной) социальной инженерии. Оценка марксистского учения и ее эволюция – от объективно - взвешенной до абсолютно критической.

Либертаризм – обоснование идеи максимизации индивидуальной свободы и полного ухода государства из социально-экономической сферы.


  1. ^ Соотношение политики и морали в теории И.Канта.

Общественно-политическая обстановка в Германии на рубеже 18 – 19 веков как детерминанта развития немецкой политико-правовой мысли. Влияние идей французских просветителей.

Основные философские постулаты Канта. Ноуменальные и феноменальные плоскости существования предметов. Человек как главный предмет исследования И.Канта. Феноменально-ноуменальная природа человека. Свобода человека. Свободная воля индивида. Этические основы исследования политической проблематики.

Понятие «категорический императив». Роль, значение категорического императива Канта в политической теории и практики. Соотношение категорического, гипотетического и правового императивов.

Учение Канта о государстве; идея правового государства. Концепция всемирной истории Канта. Закономерность достижения человечеством всемирно-гражданского состояния. Создание единого государство как условие развития позитивных задатков человека и управления деструктивными проявлениями человеческой природы. Всемирно-гражданское состояние как регулирующая норма-цель.



  1. ^ Учение И.Канта о праве.

Общие положения философии права. Понятие «права». Соотношение права и морали. Категорический правовой императив: понятие, сущность, значение, особенности регламентации деятельности индивида и общества. Дифференциация нравственного и юридического законодательства. Сходства и отличия этики и права с точки зрения И.Канта.

Основные дефиниции права. Сущность права как проявление единства правомочий и обязанностей. Источники правомочий. Частное право: понятие. Вещное, личное и лично-вещное право как варианты частного права: понятие, сущностная характеристика, соотношение.

Публичное право. Формы правления. Автократия, аристократия, демократия как формы господства. Республика и деспотия как способ управления народом. Права народа на революцию.

Международное право.

  1. ^ Государство против гражданского общества в политико-правовом учении Гегеля.

Общественно-политическая обстановка в Германии на рубеже 18 – 19 веков как детерминанта развития немецкой политико-правовой мысли. Влияние идей французской революции.

Особенности гегелевской политической философии. Использование гегелевской триады (тезис-антитезис-синтез) при анализе политической и правовой проблематики. Формирование двух групп последователей: правых и левых гегельянцев. Сходства и отличия.

Развитие и практическое воплощение идеи государства. Идеал государственного устройства Гегеля. Органическая теория государства: история формирования, сущность, особенности, значение. Теория государства Гегеля как вариант органической теории государства.

Критика естественно-договорной концепции формирования государственности. Отношение к построению идеальных конструкций. Государство как шествие Бога на земле. Соотношение семьи, государства и гражданского общества.

Учение о конституции. Права и обязанности подданных и правителя. Проблема соотношения личности и государства по Гегелю. Концепция всемирной истории Гегеля: сущность и значение.


  1. ^ Эволюция научно-теоретических идей и представлений по проблеме гражданского общества.

Периодизация истории теоретических представлений о гражданском обществе: а) естественно-правовой” период; б) период легитимации; в) рационалистический период. Идейное развитие концепции гражданского общества можно рассматривать как последовательную смену различных моделей или парадигм теоретического (философского и научного) синтеза.

Согласно концепциям “естественного права” и общественного договора, гражданское общество (или гражданское состояние) - это единство или единение лиц (чаще всего политическое), основанное на соглашении (договорных обязательствах) граждан с государством и его представителями. “Естественно-правовой” период развития идеи гражданского общества в творчестве Платона, Аристотеля, Бэкона, Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Руссо, Гольбаха, Дидро, Монтескье, Пуфендорфа, Томазия и др. Вклад отечественных философов и юристов (И. Посошков, С. Десницкий и др.) в обоснование идеи гражданского состояния.

Конец XVIII – первая четверть ХХ вв.- второй синтез идеи гражданского общества, который характеризуется преодолением синкретизма общества и государства и радикализацией политического сознания ее представителей. На первый план выдвигается проблема взаимодействия гражданского общества и государства.

Смена дихотомии “естественное состояние – гражданское состояние (общество)” в конце XVIII века дихотомией “гражданское общество – государство”, расчленяющей общественное целое на две взаимосвязанные сферы бытия. Начало нового, “легитимационного” период, который связан с творчеством Гумбольдта, Гизо, Смита, Канта, Токвиля. Формирование представления о гражданском обществе как неполитической сфере социума, противостоящей государству или сосуществующей с ним, которая включает также такие институты и организации, как предпринимательство, торговля, семья и родственные объединения, различные общественные союзы и ассоциации.

Существенный вклад в обоснование и пересмотр теоретических оснований данной концепции принадлежит Гегелю и Марксу. Понятие “гражданское общество”, разрабатываемое сторонниками формационного подхода, относится чаще всего к характеристике буржуазного строя или капитализма. Оно употребляется вслед за Марксом как в широком смысле (для обозначения буржуазной формы общества в целом), так и в узком (для теоретического выражения конкретной социальной организации, находящейся между базисом и надстройкой, между экономикой и государством).

Среди отечественных мыслителей следует выделить особо М. Бакунина, Б. Чичерина, П. Новгородцева, С. Франка, И. Ильина и др. В их понимании гражданское общество выступает совокупным представителем разнообразных частных и общественных объединений, имеющих собственные, независимые от государства источники существования.

Новый этап в развитии идеи гражданского общества датируется концом XIX – началом ХХ вв. Изменение понимания гражданского общества (трансформация из конструкции идеального общественного устройства, основанного на естественном праве и общественном договоре в сферу социальной реальности, характеризующуюся особыми качествами).

Реализация третьего синтеза идеи гражданского общества начинается в конце 20-х и завершается в основном в начале 90-х годов ХХ века. Постепенно складываются идейные условия для трансформации дихотомии “гражданское общество – государство” в более сложные конструкции, в которых гражданское общество занимает либо промежуточное, либо центральное положение.

В концепциях модернизации и постсовременности (А. Турен, Ю. Хабермас, Э. Гидденс, З. Бауман и др.) гражданское общество определяется либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из современного состояния и несущее на себе все его черты.

К концу ХХ столетия постепенно намечается переход к четвертому синтезу идеи гражданского общества. На смену рационалистической парадигмы теории гражданского общества, утверждающей господство разума в сфере научно-технического и индустриального развития, приходят другие интерпретации и конструкции, углубляющие и расширяющие наше представление о нем.

 

  1. ^ Социально-политические концепции позитивизма.

О.Конт: концепция «позитивной политики».

Политические идеи Г.Спенсера. Концепция двух типов социально-политических организмов. Общая характеристика военных и промышленных обществ. Абсолютизация экономического либерализма.

Политические взгляды М.Вебера. Антидетерминизм методологии. Борьба, насилие и господство как основы общественной жизни. Поведение индивидов как ключ к пониманию смысла общественно-политических явлений и процессов. Политические аспекты социальной стратификации. Социология власти. Концепция легитимности политической власти и типов политического господства. Политическая программа М.Вебера. Обоснование идеи «плебисцитарной республики.


  1. ^ Формирование и развитие социально-утопических идей и представлений в европейской политической мысли.

Социализм как политическая идеология: определение, основные «вехи» формирования и развития, сущностные черты. Утопический социализм как разновидность социалистической теории. Причины, условия «реанимации» социалистически- утопических идей в ХIХ веке. Идея всеобщей обязательности труда, справедливого распределения, коллективизма, гармоничного развития личности - общие идеи классиков утопического социализма ХIХ века. Проект справедливого общественного устройства Сен-Симона. Структура общества. Политика как наука о производстве. Обоснование права людей на управление превосходством положительных способностей. Антидемократизм учения Сен-Симона. Идея мирного разрешения всех социальных проблем. Проповедь новой морали. Проект политической организации будущего.

  1. ^ Основные политико-правовые идеи научного социализма.

Социализм как политическая идеология: определение, сущностные черты, типология. Причины, условия создания научного социализма, основные положения, эволюция марксизма.

Социально- исторические корни и теоретические источники марксистского понимания политики и государства.

Учение об общественно-экономичекой формации: сущность и значение. Политические институты как надстроечные явления. Классовый характер политики и государства. Маркс и Энгельс о народных массах в политическом процессе. Буржуазия и пролетариат как антогонистические классы: место, роль, значение в политико-историческом процессе (на основе «Манифеста Коммунистической партии»).

Оценка революции 1848г. Общественно-политические рассуждения Маркса по проблеме государства и его эволюции в «Критике Готской программы». Социалистическая революция и диктатура пролетариата. Сущность формационного подхода к истории. Коммунистическая формация.

Концепция отмирания государства. Степень актуальности и значимости идеологии марксизма в современном мире.


  1. ^ Общее и особенное в становлении североамериканской политико-правовой мысли.

Причины, условия и особенности формирования и развития политико-правовой мысли США в 18-19 веках. Влияние европейской политической и правовой теории. Сущность и особенности становления американской государственности как фактора развития политико-правовой мысли США.

Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона. Политико-правовые идеи Б.Франклина. Политико-правовое учение Дж. Медисона. Сущность политико-правовых воззрений федералистов.

Декларация независимости США 1776 года как итог политических размышлений и дебатов: причины, условия разработки и принятия документа, структура, основные политико-правовые положения.

Конституция США 1787 года, «Билль о правах» 1791 года как отражение развития политико-правовой мысли: общая характеристика, структура, сущность и значение.

Политико-правовые идеи Т. Пейна как альтернатива традиционным политико-правовым ценностям. Памфлет «Права человека».


  1. ^ Анархизм как одно из направлений политико-правовой мысли.

Анархизм как разновидность социалистической, антикапиталистической идеологии и его специфика. Уподобление отношений властвующих и подвластных к отношениям эксплуататоров и эксплуатируемых. Государство как главный эксплуататор общества, тотальный контролер и надзиратель.

П.Ж.Прудон (1809-1865). Автономная личность в автономной общине как цель и смысл социализма. Уважение к человеческому достоинству как высший критерий социальной справедливости. Критика «государственного коммунизма».

М.Штирнер. Развитие идей прудонизма. «Единственный и его достояние» (1844): «Союз эгоистов» как идеал общественного устройства.

М.А.Бакунин (1814-1876) – теоретик революционного (бунтарского) коллективистского анархизма. «Государственность и анархия» (1873). Федерация самоуправляющихся трудовых общин как идеальная форма организации общественной жизни. «Растворение государства в обществе» как неизбежный финал истории. Критика идей «доктринеров от социализма»: «народного государства» Ф.Лассаля и «Государства диктатуры пролетариата» К.Маркса. «Всемирный вопрос» об освобождении трудящихся от экономической эксплуатации и от государственного гнета как главный вопрос социализма. Всемирная анархическая революция как единственное реальное средство для решения этого вопроса.

П.А.Кропоткин (1842-1921) – крупнейший теоретик революционного анархизма в России конца Х1Х – начала ХХ века. Сущность концепции «анархо-коммунизма». Революционное устранение государства как самое важная и необходимая веха на пути «из безнравственного царства насилия в царство свободы». Обоснование необходимости переходного периода с временным сохранением государства в федеративной форме на пути к будущему идеальному (безгосударственному) общественному устройству.

Христианский (ненасильственный) анархизм Л.Н.Толстого. Социальная подоплека толстовской идеи «очищения» христианского учения. Критика официального (государственного) православия. Государственная власть как источник и покровитель социальной несправедливости. Два пути ненасильственной борьбы с государством: уклонение от какого-либо участи в государственной жизни и пропаганда антиэтатистских идей. Решительное осуждение революции как «борьбы с насилием путем насилия». Оценка толстовства русскими марксистами.


^ 32. Политическая идеология национал-социализма.

Политические, социально-экономические условия формирования и утверждения идеологии национал-социализма в европейских странах. Теоретические источники национал-социалистической идеологии: немецкий национализм и расизм, «прусский социализм», традиции антилиберализма и антимарксизма.

Элементы германской политической общности: «движение» (партия), «государство» (государственный аппарат), «народ» (немцы).

Приоритет партии. Унификация партии и государства. Идея материального правового государства. Принцип вождизма (фюрерства). Принцип «чистоты крови». Теоретическое и историческое обоснование агрессивной внешней политики.

Состояние и перспективы развития национал-социалистической идеологии в условиях современного мира.


^ 33. Русская политическая мысль XI- XIV в.в.

Генезис отечественной политической мысли на фоне становления и развития Древнерусского государства. Влияние внешнего фактора на политико-правовое просвещение Руси. Политико-правовые и управленческие разработки и рекомендации в «Русской Правде». Первый отечественный свод законов как отражение эволюции правовой культуры и практики в древнерусском социуме.

Политико-правовые идеи митрополита Иллариона. Основной спектр рассматриваемых политико-правовых проблем в рукописи «Слово о Законе и Благодати»: происхождение, сущность, организация, цели и задачи верховной власти; взаимоотношения отдельного человека и государства; соотношение права и нравственности. Божественная воля как источник верховной власти. Государство, власть и церковь - триединство Иллариона. Образ христианского носителя верховной власти.

Летописный свод «Повесть временных лет» как источник политической мысли Киевской Руси. Попытка Нестора обосновать историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, определить роль Киевской Руси в системе межгосударственного сотрудничества.

Политико-правовые взгляды В.Мономаха. Основные вопросы, рассмотренные великим князем: нравственные характеристики главы государства, отношения с подвластными, характер взаимодействия церкви и государства, форма организации великокняжеской власти и т.д.

«Слово о полку Игореве» как источник политико-правовой мысли Руси в период активизации центробежных тенденций. Обличение раздоров, вражды как фактора, усугубляющего положение государства и общества. Образ великого князя. Политический идеал.

Политические и правовые идеи Д.Заточника. Критический анализ содержания социально-экономических отношений. Институционализация государственной власти как условие оптимального развития Руси. Образ князя как политического лидера.

Политические мотивы в повестях Куликовского цикла. Образ Москвы как избавительницы всего русского народа от иноземных захватчиков. Идея единства русских земель.


^ 34. Политическая мысль в России в XV-пер. пол. XVII в.в.

Исторический контекст политической дискуссии в русском социуме XV века. Внутрицерковная политико-правовая полемика: нестяжатели и иосифляне. Статус государственной власти и ее полномочия, взаимоотношения с церковью- наиболее актуальная политико-правовая проблема. Нестяжательские идеи Нила Сорского. Скитничество - идеал монашеского служения. Критика и неприятие богатства и роскоши. Тезис об обладании каждым человеком свободной воли. Вассиан Патикеев о социально-экономических аспектах жизнедеятельности русской общественно-политической системы. Евангельская проповедь предпочтительности «нестяжания» и обязательности личного труда как отправная точка размышлений Максима Грека. Идея о недопустимости эксплуатации основной массы населения. Происхождение, сущность верховной власти, формы ее организации, способы реализации властных полномочий, эффективная организация управления в стране - основные направления политико-теоретического поиска М.Грека.

Анализ проблемы соотношения церковного и светского институтов власти посредством пропаганды византийской концепции симфонии властей: антиклерикальная теория Феодосия Косого, политические идеи Зиновия Отенского.

Политико-правовые взгляды стяжателей: Иосиф Волоцкий и Филофей. Формирование и развитие политической доктрины И.Волоцкого. Теологическое толкование источника и происхождения государственной власти. Превая попытка в русской политической мысли доказать восстребованность идеи дискуссии, обсуждения личности государственного лидера и его действий. Сущность концепции Филофея «Москва- третий Рим».

Противоречия и сущность политического курса Ивана Грозного. Основные содержание и сущность полемики между Иваном Грозным и А.М. Курбским. Русская публицистика второй половины XVI века. Иван Пересветов. Диаметрально противоположные сценарии политико-правового развития России в «Большой челобитной» и «Сказании о Магомете-султане».

Политическое учение И. Тимофеева: обоснование сословно-представительной монархии в качестве оптимальной формы для политической модернизации Руси.

  1. ^ Политическая мысль в России во вт. пол. XVII-XVIII в.в.

Абсолютизм как тенденция политического развития России. Обоснование С.Полоцким правомерности просвещенной абсолютной монархии в России. Формула «царь-солнце». Отождествление государства и царя. Образ монарха как отца для всех подданных. Дифференциация понятий «царь» и «тиран». Просвещенная монархия- форма государства, основанная на законе/правде. Внешнеполитические предпочтения связаны с мирным характером урегулирования конфликтов. Ортодоксальная интерпретация Полоцким социальной проблематики. Защита социального неравенства как отражения небесных порядков.

Политические и правовые воззрения Ю.Крижанича. Критика теории «Москва- третий Рим». Анализ основных политических проблем, характерных для России вт. пол. 17 века: организация сословного устройства общества, классификация форм правления и пр. Божественная сущность верховной власти. Главная цель государства - достижение общего блага, пользы всех членов социума. Аристотелевский подход в классификации форм правления. Правильные (самовладство, боярское правление и республика) и неправильные (тирания, олигархия, анархия) формы правления. Образ Алексея Михайловича как мудрого правителя и ученого человека. Соотношение формы правления и территориального устройства государства. Унитарное государство как наилучшая основа для абсолютной монархии. Правила ведения справедливых войн как новое «слово» в системе международных отношений.

Политические воззрения А.Л.Ордина-Нащокина. Разработка протекционистских идей.

Политическая концепция Ф.Прокоповича. Синтез аргументов естественно-правовой теории с догматами богословия. Идея о естественном преддоговорном состоянии как внешних условиях формирования государственности. Анализ основных форм правления. Обоснование приоритетности для России абсолютной монархии. Образ просвещенного монарха. Оценка роли, вклада Петра Великого в развитие российского государства и общества. Проблема взаимоотношений церкви и государства. Польза соборного, а не единоличного, патриаршего управления всеми звеньями церковной иерархии.

Политическая программа И.Т.Посошкова в работе «Книга о скудости и богатстве». Анализ основных причин социально-экономических и политических проблем российского государства. Истинная правда как условие достижения гармонии и блага. Образ самодержавного правителя. Характеристика основных социальных групп российского социума: купечества, крестьянства, духовенства. Противоречия и непоследовательность в разрешении крестьянского вопроса. Организация и обеспечение справедливого правосудия.

Политические взгляды В.Н. Татищева. Концепция совмещения монархической формы правления и естественного права.

Модель ограниченной монархии М.М.Щербатова. Общее и особенное во взглядах Щербатова и европейских просветителей на проблему генезиса государственности, собственности, разделения властей. Влияние климатических и географических факторов на выбор формы правления. Характеристика монархии, демократии, аристократии и деспотии. Ограниченная конституционная монархия как наилучшая форма правления. Анализ судебной практики и судебной системы в России. Политические идеи С.Е. Десницкого и Я.П. Козельского.

Политическая теория А.Н. Радищева. Сущностная характеристика самодержавия как наиболее противного человеческому естеству состояния. Тезис о природной социальности людей. Формирование государства как результат возникновения частной собственности и молчаливого договора людей. Классификация законов. Проблема цензуры в российском обществе. Вариант решения крестьянского вопроса.


  1. ^ Российская политическая мысль пер.половины XIX в.

Отечественная война 1812 года как фактор, повлиявший на политическое развитие государства и общества. Причины, предпосылки активизации общественно-политической мысли России пер. чет 19 столетия. «Союз спасения», «Союз благоденствия»: создатели, отличительные черты и преимущества перед предшествующими организациями, программные требования и установки. Деятельность «Союза благоденствия» по четырем «отраслям»: степень политической эффективности, востребованности и рациональности. Проблема республиканского устройства и ее решение тайными организациями. Северное общество и «Конституция» Н.Муравьева. Южное общество и «Русская Правда» Пестеля.

Идеология «официальной народности» Уварова и развитие общественно-политической мысли в России к середине 19 века. История формирования славянофилов как общественно-политического движения. Оценка западно-европейской цивилизации славянофилами. Роль, место, значение России в мировой истории на основе взглядов славянофилов. Природа, сущность, значение российского самодержавия. Проблема взаимодействия государства и народа с точки зрения К.Аксакова. Влияние религии на политический процесс по А.Хомякову. Эволюция российского права и государственности по И.Киреевскому.

Политико-правовая доктрина западничества: сущность и особенности. Демократия и революция как возможные варианты развития российского социума в воззрениях западников. Экономический и правовой индивидуализм в общественно-политической концепции Н.Чернышевского. Основные направления в развитии российского государства и общества в учении П.Чаадаева. Мещанство как общественно-политическая проблема российского социума по Герцену. Сходства и различия в размышлениях западников и славянофилов.


  1. ^ Политические учения в России во вт. пол. XIX- пер.пол. XX в.в.

Активизация общественно-политической жизни в России в результате либеральных реформ Александра II. Формирование студенческих и политических объединений. Народничество как феномен общественно-политической жизни России вт. пол. 19 столетия. Распространение радикальных идей. А. И. Герцен и Н.Г.Чернышевский как представители русского утопического социализма. М.А. Бакунин: идея коллективистского анархизма. Анархистская концепция П.А.Кропоткина. Социалистические идеи П.Л. Лаврова.

Либеральные идеи в России. Политические взгляды Б.Чичерина. Политические и правовые аспекты социологии М.М. Ковалевского. Консерватизм в России. Политические воззрения Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева. Политические взгляды Ф.М. Достоевского. Роман «Бесы» как отражение и критическая оценка русского революционного движения.

Философско-религиозные взгляды В.С.Соловьева. Русская идея: политико-философские, культурные аспекты.

Распространение марксизма в России. Эволюция политических воззрений Г.В.Плеханова от народничества к марксизму. Критика идеологии, программы и тактики народничества. («Социализм и политическая борьба» - 1883, «Наши разногласия» - 1885). Обоснование применимости марксистских идей к условиям России (К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» - 1895 и др. работы). Обозначение позиции русской социал-демократии по отношению к капитализму: поддержка его в борьбе с феодально-монархической реакцией и непримиримая борьба с ним как врагом рабочего класса и будущей рабочей революции. Изменения в социально-политических позициях Г.В.Плеханова в начале ХХ в. Вывод о неготовности России к социалистической революции и сущность разногласий с В.И.Лениным и большевиками.

В.И.Ленин и политическая идеология большевизма. Смысл формулы: «Большевизм (ленинизм) – марксизм ХХ века». Абсолютизация классового начала при выявлении сущностной основы государства и других политических институтов. Руссоистско-якобинское понимание демократии. Проблема соотношения государства и революции. Развитие марксистской теории мировой коммунистической революции. Сущность полемики с Л.Д.Троцким по вопросу о «перманентной революции». Развитие марксистского учения о диктатуре пролетариата. Обоснование «новой экономической политики» и концепция построения социализма в одной стране. Разработка стратегии и тактики мирового коммунистического движения.

Концепция власти Г.Ф, Шершеневича. Постановка Б.А. Кистяковским вопроса о возможной перспективе правового социалистического государства. Политические и правовые идеи П.И. Новгородцева. Сущность и значение для развития политической теории идей С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, П.Б. Струве.


^ 38. Основные направления развития политической науки в ХХ веке.

Условия, причины и предпосылки складывания политологии в качестве самостоятельной науке о политике. Оформление двух векторов (тенденций) развития политического знания и практики: западного и восточного. Влияние политико-культурных, исторических, ментальных факторов, сложившихся в западных и восточных странах на динамику становления политической науки и внедрения разработок последней в политико-управленческую практику.

Формирование политологии в США. Френсис Лейбер: разработка и чтение лекционного курса по политической теории в Колумбийском университете. Создание высшей школы политической науки. Дж. Берджес. Учреждение американской Ассоциации политических наук как качественно новый этап в развитии политической теории и практики. Основные концепции и направления развития североамериканской политической мысли в ХХ веке.

Разработка и применение системного подхода к анализу политических событий, явлений, феноменов. Теория социального действия Парсонса, теория систем Истона, коммуникативная теория Дойча и др.

Типологизация политичсеких культур Алмонда. Цивилизационный подход к политическому анализу. Концепция «полиархии» Р.Даля. Концепции технократии и технодемократии (Дж. Бернхэм, Д.Белл).

Обоснование и развитие политической компаративистики в работах М.Фортеса, Е. Притчарда, Х. Файнера, Р. Маркридиса, Г. Алмонда, С.Вербы.

Влияние событий «холодной войны» на развитие политической науки в США. Разработка теории тоталитарных общественных систем Х.Арендт, К. Фридрихом, З. Бжезинским и др. Формирование и развитие политической конфликтологии в качестве одного из наиболее актуальных направлений политологического исследования (Л. Козер, Ч.Миллс).

Общественно-политические и социально-экономические условия развития политического знания в странах Европы. Формирование образовательных и научных центров по изучению политической проблематики в Старом свете. Разработка теории элит. Концепция рациональной бюрократии. Учение М.Вебера о политическом господстве и типах его легитимности. Концепция «заинтересованных групп» и их влияние на политику. Сущностные черты и особенности французской школы в политологии (М.Дюверже, Р. Дарендорф).

«Отнесение к интересам» и «отнесение к ценностям» как альтернативные парадигмы развития политической теории в рамках англо-американской и контенентально-европейской политико-культурных традиций. Доминирование рационалистической парадигмы «экономического человека в политике». Вестернизация как проявление модернизации и политическая проблема.

Особенности становления политологии в странах Восточной Европы. Критика тоталитаризма. Активизация демократического дискурса. Влияние вестернизации Восточной Европы на темпы и качество развития политической теории и практики в регионе.

Становление политологии в современной России. Проблема обеспечения и сохранения непредвзятости и самостоятельности оценок политического прошлого и настоящего. Ведущие российские политологи: А.С. Панарин, К.С.Гаджиев, Г.А.Белов, В.П.Пугачев, А.С.Ципко, С.Кургинян и др. Основная проблематика и методология исследования в российской политической науке.


Список рекомендуемой литературы

Основная учебная литература


  1. Антология мировой политической мысли в 5 т.- М., 1997.

  2. Азаркин Н.Н., Левченко В.К., Мартышин О.В. История политических учений.- М., 1994.- 457 с.

  3. Власов ВА.И., Власова Г.Б. история политических и правовых учений. Конспект лекций.- Ростов- на –Дону: Феникс, 2000.- 235 с.

  4. История политических учений /Под ред.П.С. Самыгина.- М.: издательский центр «МарТ», 2003.- 458с.

  5. Кириллова Т.К. История политических и правовых учений.- СПб.: Питер, 2006.- 135 с.

  6. История политических и правовых учений/ отв. ред. В.В. Лазарев.- М.:Высшее образование, 2008.- 700с.

  7. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учебник.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.- 560с.

  8. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2008.- 500с.

  9. История политических и правовых учений: учебник для вузов/ под общ. ред. О.Э.Лейста.- М.:»ЗерцалоМ», 2004.- 450с.

  10. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. Курс лекций.- СПб.: Питер, 2001.- 350с.

  11. Графский В.Г. История политических и правовых учений.- М., 2009.- 450с.

  12. История политических и правовых учений / В.Н. Жуков, Ю.С. Завьялов, Н.М. Азаркин.- М., 2000.- 389 с.

  13. История политических и правовых учений. Хрестоматия/ Под ред. В.П.Малахова. - М., 2000.- 567 с.

  14. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общ. ред. О.В.Мартышина.- М., 2007.- 650 с.

  15. Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2007.- 545 с.

  16. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие.- М., 2007.- 345 с.

  17. Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве): Учебник для вузов. - М., 2006.- 468 с.

  18. Рассолов М.М. История государственно-правовых учений: Учебник.- М., 2010.- 500с.

  19. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Учебное пособие. - М., 2003.- 389 с.

  20. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. Изд. 4-е. СПб., 1908.

  21. Честнов И.Л. История политических и правовых учений: теоретико-методологическое введение. Учебное пособие-. СПб.: Питер, 2009.- 486 с.


Дополнительная учебная литература


  1. Луковская Д.И. О типах понимания государства // Социальное правовое государство: вопросы теории и практики. Материалы межвузовской научно-практической конференции 21 июня 2003 года / Под ред. Д.И. Луковской. - СПб.: Питер, 2003.- 450 с.

  2. Луковская Д.И. Предмет и методология истории политических и правовых учений // Правоведение.- 2007. - № 3.

  3. Актон Д. История свободы в античности // Политические исследования.- 1993.- № 3.

  4. Аристотель. Сочинения в 4 томах. М., 1984.

  5. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск, 1998.

  6. Аристотель. Соч. В 4 т. М., 1994.

  7. Батиев Л.В. Учение Цицерона о естественном законе и праве // Северо Кавказский вестник. – 2004.-№3.

  8. Бернс Б. Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: от Адама до Юнга / под общ. ред. А.Егазарова.- М., 2003.- 386 с.

  9. Блаженный Августин. О граде Божием. Харьков, 1891.

  10. Бурханов Р.А. Политические учения античности.- Н. Новгород, 1995.- 438 с.

  11. Васильев К.В. Древнейший и древний Китай // История Древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй.- М., 2004.- 560 с.

  12. Вехов С. Сочинение Цицерона «О государстве».- СПб., 1882.

  13. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избр. соч. В 2-х т. Т. 2.- Ростов/Д., 1995.

  14. Герье В. Блаженный Августин.- М., 1910.

  15. Мальцев Г.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства.- М., 2000.

  16. Платон. Сочинения в 4-х томах.- М., 1964.

  17. Платон. Государство. Соч.: в 4 т. Т.3, ч. 1.- М., 1971.

  18. Платон. Законы. Соч.: в 4 т. Т.4, ч. 1. - М., 1971.

  19. Ударцев С.Ф. Конфуций о праве, государственном управлении и правовом воспитании (из истории политической и правовой мысли) // Синергетика образования: Межвуз. сб. Вып. 5.- М.; Ростов/Д., 2005.

  20. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях. Речи. Письма.- М., 1999.

  21. Цицерон М.Т. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков.- М., 2000.

  22. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии).- М., 2003.

  23. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей: Мистика и этика. - М., 2002.

  24. Антология средневековой мысли (теологи и философия средневекового европейского средневековья) в 2-х томах.- СПб., 2001.

  25. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя.- М., 1999.

  26. Роттердамский Э. Воспитание христианского государя. - М., 2001.

  27. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления.-М., 1978.

  28. Баткин Л.М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения. - В. кн: Проблемы итальянской культуры.- М., 1975.

  29. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Н. Макиавелли.- М., 2007.

  30. Вапсиленко И.А., Глазунова Н.И. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения.- М., 1993.

  31. Виппер Р.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения ХVІ века.- М., 1894.

  32. Кампанелла Т. Город солнца. - М., 1954.

  33. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.- М., 1978.

  34. Макиавелли Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. -СПб., 2000.

  35. Макиавелли Н. Сочинения.- СПб., 1998.

  36. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков.- Л., 1989.

  37. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.- М., 1989.

  38. Золотухина Н.М., Исаев И.А. Политические и правовые учения на Руси в период возникновения и развития феодализма (IX в. - начало XVII в.): Учебное пособие.- М., 1984.

  39. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: учебно-методическое пособие.- М., 2002.

  40. Локк Д. Два трактата о государственном правлении. Соч. в 3 т. Т. 3.- М., 1988.

  41. Локк Д. Избранные философские произведения. - М., 1960.

  42. Перевезенцев С.В. Антология философии средних веков. - М., 2001.

  43. Рассел Б. История западной философии.- СПб., 2001

  44. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков. - М., 2003.

  45. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М., 1993.

  46. Коркунов Н.М. История философии права. - СПб., 1898.

  47. Монтескье Ш.Л., де. О духе законов. - М., 1992.

  48. Нерсесянц В.С. Декларация прав и свобод человека и гражданина в истории идей о правах человека // Социологические исследования.- 1990.- №1.

  49. Робеспьер М. Избранные произведения. Т.2.- М., 1965.

  50. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.,1969.

  51. Сумбатян Ю.Г. Концепция разделения власти: история и современность // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. -2000. - № 2.

  52. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов.- СПб., 1845.

  53. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского.- М., 1991.

  54. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского.- М., 1993.

  55. Гольдберг М.Н. Томас Пейн.- М., 1969.

  56. Джефферсон Т. Записки о штате Виргиния. -Любое издание.

  57. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.

  58. Гегель Г. Политические произведения.М., 1978.

  59. Гегель Г. Философия права.М.,1990

  60. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. - М., 1966. Соч. Т. 6.

  61. Кант И. К вечному миру. - М., 1966. Соч. Т. 6. .

  62. Кант И. Критика практического разума. - М.,1965. Соч. Т. 4. Ч. 1.

  63. Кант И. Критика способности суждения. - М., 1966. Соч. Т. 5.

  64. Кант И. Метафизика нравов в двух частях. - М., 1965. Соч. Т. 4. Ч. 2.

  65. Кант И. Основы метафизики нравов. - М., 1965. Соч. Т. 4. Ч. 1.

  66. Новгородцев П. И. Историческая школа юристов: Учебное пособие для вузов.- СПб., 1999.

  67. Новгородцев П.О. Кант и Гегель в их учении о праве и государстве: два типичных построения в области философии права. - М., 1904.

  68. Бакунин М. А. Философия, Социология. Политика.- М., 1989.

  69. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1990.

  70. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX века // О России и русской философской культуре.- М., 1990.

  71. Бердяев Н. Судьбы России.- М., 1990.

  72. Берлин И. История свободы. Россия. - М., 2001.

  73. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. - СПб., 1903.

  74. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН) // Государство и право.- 2003. - № 5.

  75. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (истоки и эволюция).- М., 1993.

  76. Жуков В.И. Философия права П.И. Новгородцева.- М., 2004.

  77. Ильин И. А. О России.- М., 1991.

  78. Ильин И. А. Путь к очевидности.- М., 1993.

  79. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России.- М., 1996.

  80. Ильин М. В. Слова и смыслы. Деспотия. Империя. Держава // Политические исследования. 1994. № 2.

  81. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право (Очерки по методологии социальных наук и общей теории права). - М., 1916.

  82. Климов И. Л. Анархия как общественное устройство в доктрине М. Бакунина // Социологические исследования. -2001.- № 10.

  83. Кропоткин П. А. Избранные труды.- М., 1991.

  84. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. -М., 1991.

  85. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- СПб., 2000.

  86. Петров А.В. Эволюция идей о правах человека в Российской Империи (XVIII-XX вв.).- Волгоград, 2003.

  87. Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву.- М., 1978.

  88. Российский либерализм: идеи и люди.- М., 2004.

  89. Россия глазами русского (Чаадаев, Леонтьев, Соловьев). - СПб., 1991.

  90. Русская философия права: Философия веры и нравственности. Антология / Автор и руководитель проекта В.П.Сальников. - СПб., 1997.

  91. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения.-М., 1993.

  92. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М.: Норма. 1998.

  93. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения в 2 томах.- М.,1950.

  94. Чичерин Б. О народном представительстве.- М.,1996.

  95. Чичерин Б.Н. Избранные труды.- СПб., 1998.

  96. Ленин В.И. Великий Почин. Полн. собр. соч. Т. 39.

  97. Ленин В.И. Государство и революция Полн. собр. соч. Т. 33.

  98. Ленин В.И. Как нам реорганизовать Рабкрин? Полн. собр. соч. Т. 38.

  99. Ленин В.И. О государстве. Полн. собр. соч.

  100. Маркс К., Энгельс Ф. 18 Брюмера Луи Бонапарта. Соч. Т. 8.

  101. Маркс К., Энгельс Ф. Гражданская война во Франции. Соч. Т. 17.

  102. Маркс К., Энгельс Ф. Классовая борьба во Франции. Соч. Т. 7.

  103. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. Т. 4.

  104. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Компартии. Соч. Т. 4.

  105. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3.

  106. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. Соч. Т. 21.

  107. Азми Д.М. Политико-правовые взгляды Э Фромма.- М., 2001.

  108. Берлин И. Философия свободы. Европа: Пер. с англ./ Берлин И.- М., 2001.

  109. Вебер М. Политические работы, 1895- 1919. - М., 2003.

  110. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982/ В. Випперман; пер. А.И. Федоров.- Новосибирск, 2000.

  111. Крахоткин Ф.А. Учение о государстве и праве Фридриха Ницше. - М., 2008.

  112. Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. - СПб., 1995.

  113. Прудон Что такое собственность?

  114. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Пер с англ./ науч. ред. В.В. Целищев.- СПб., 2001.

  115. Рэнд А. Апология капитализма.- М., 2003.






оставить комментарий
Дата05.03.2012
Размер0,5 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх