Требования к вступительным испытаниям абитуриентов Направление подготовки 073100 Музыкально icon

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов Направление подготовки 073100 Музыкально


Смотрите также:
Приказ Одопуске к вступительным испытаниям по математике 8 июля...
Приказ Одопуске к вступительным испытаниям по математике 8 июля...
Программа для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям...
Программа для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям...
Программа для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям...
И. О. начальника Академии фсин россии...
Программа для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям...
Пособие предназначено для подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям в утэк...
Программа подготовки к вступительным испытаниям в Казанское высшее военное командное училище...
Программа для подготовки к вступительным испытаниям в магистратуру...
Сочинение Методические рекомендации к вступительным испытаниям в магистратуру по направлению...
Всероссийский заочный финансово-экономический институт...



Загрузка...
скачать
Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство

Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования в области музыкального искусства, соответствующей тому профилю подготовки, на который абитуриент поступает.

При приеме на данную ООП вуз проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  1. Специальность (исполнение программы на музыкальном инструменте и коллоквиум),

  2. Сольфеджио (письменно и устно),

  3. Гармония (письменно и устно) - по профилям подготовки Фортепиано, Орган, Оркестровые струнные инструменты (по видам инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа), Оркестровые духовые и ударные инструменты (по видам инструментов - флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба, ударные), Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты (по видам инструментов - домра, балалайка, гусли, гитара);

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются высшим учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам, освоивших профильные образовательные программы среднего профессионального образования.

профиль Фортепиано

1.Специальность

а) Поступающий должен исполнить программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования в области фортепианного искусства:

- одно полифоническое произведение в оригинале (И.С.Бах, ХТК 1, 2 т.; 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича; прелюдии и фуги русских композиторов и т.п.);

- 1 или 2 и 3 части классической сонаты или вариации;

- произведение по выбору абитуриента;

- один виртуозный этюд.

Общая продолжительность программы - 30-40 минут.

б) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений по специальности.

В коллоквиум может включаться исполнение предложенного экзаменационной комиссией незнакомого абитуриенту произведения несложной трудности после разучивания в классе в течение 1 часа.


2.Сольфеджио (письменно, устно)

Поступающий должен:

- написать двухголосный диктант в форме периода с достаточно развитыми голосами, хроматизмами и отклонениями в тональности диатонического родства;

- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства;

- тональный план музыкального фрагмента;

- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы, содержащую хроматизмы, отклонения и модуляции, мелодическую фигурацию, сложные ритмические фигуры (синкопы, дуоли, триоли) в простом и сложном размерах.


3.Гармония (письменно, устно)

Поступающий, при знании полного курса гармонии в объеме образовательной программы СПО в области музыкального искусства, должен:

- выполнить письменную работу по гармонизации мелодии протяженностью до 16 тактов, включающей отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, без неаккордовых звуков (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть отмечены звездочками). Для гармонизации мелодии употребляются следующие аккорды: трезвучия всех ступеней лада с обращениями, D7,D9,II7,VII7 с обращениями, а также альтерированные аккорды группы DD, D;

- сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении в форме периода модуляцию в тональность диатонического родства, а также диатоническую или хроматическую секвенцию;

- проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении.

Например: Л.Бетховен - Сонаты для фортепиано; Ф.Шопен - Ноктюрны;

А.Скрябин - Прелюдии ор. 11; А.Лядов - Фортепианные пьесы.


профиль Оркестровые струнные инструменты

Скрипка

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- И.С. Бах – две части из сонат или партит для скрипки соло (одна – медленная, другая – подвижная);

- произведение крупной формы значительной сложности (исключая авторов эпохи барокко): концерты Ф. Мендельсона, К.Сен-Санса, А.Вьетана, Н. Паганини, П. Чайковского, А. Глазунова, С. Прокофьева, А. Хачатуряна и др. (в многочастных циклах исполняется 1 или 2 и 3 части), либо равное по значению произведение – например: Э.Лало. «Испанская симфония»;

- произведение малой формы виртуозного характера;

- один этюд значительной сложности (Ф.Крейцера, П.Роде, П.Гавинье, Я.Донта ор.35, Г.Венявского, Н.Паганини, К.Мостраса и др.);

- гамму трех-или четырехоктавную, двойными нотами в терцию, сексту, октаву (двумя видами аппликатуры), дециму; 8 видов арпеджио.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

2. Сольфеджио (письменно, устно)

Поступающий должен:

- написать двухголосный диктант в форме периода с достаточно развитыми голосами, содержащий альтерацию, хроматизмы и отклонения в тональности диатонического родства;

- спеть с листа одноголосный пример, включающий мелодическую фигурацию, хроматизмы, отклонения и модуляции, разнообразные ритмические фигуры в простых и сложных размерах;

- определить на слух интервалы (диатонические и хроматические); аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешением) от звука и в тональности;

- определить на слух модуляцию в тональность диатонического родства.

3. Гармония (письменно, устно)

Поступающий должен:

- гармонизовать мелодию протяженностью до 16 тактов, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства с использованием всех средств, изученных в объеме полного курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками;

- сыграть в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства по тональному плану, указанному в билете. Форма изложения – период;

- сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого произведения целиком или музыкального фрагмента с определением частей формы, тонального плана, гармонических функций аккордов. Например: П. Чайковский. Пьесы из цикла «Времена года», «Размышление» для скрипки и ф-но; А.Скрябин - Прелюдии ор. 11 и т.п.;

- сыграть с листа в четырехголосном изложении хроматическую или диатоническую секвенции предложенного гармонического оборота из 2-4 аккордов.

Виолончель

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- Два этюда (один – на технику правой руки, второй – на технику левой)

- Две части из сюит для виолончели соло И.С. Баха

- Одно произведение малой формы

- 1 или 2-3 части концерта или сонату (П.Локателли, Д.Валентини, Ф.Шуберта, Л.Боккерини, Ф.Франкера, К.Тессарини)

Кроме того, поступающий должен уметь играть все виды гамм, арпеджио (гаммы четырехоктавные, двойными нотами – в терцию, сексту, октаву, трезвучия и их обращения, доминантсептаккорд с обращениями, уменьшенный септаккорд).

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на скрипке.

^ Альт

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- И.С. Бах – две части из сюиты для виолончели соло или две части из партит или сонат для скрипки соло в переложении для альта. Вместо указанных сочинений могут быть исполнены две части одной из трех сюит М.Регера;

- Произведение крупной формы (1 или 2 и 3 части). Например: концерты Ф.Хофмейстера, Я.Вангала, К.Стамица, Г.Генделя, П.Хиндемита, Б.Бартока;

- Произведение малой формы;

- Этюд. Например: Кампаньоли, И.Палашко (соч. 36 и соч.37), Ф.Хофмейстера, М.Териана;

- Трехоктавную гамму + 8 видов арпеджио, двойные ноты: терции, сексты, октавы;

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на скрипке.

Контрабас

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- Двух-и трехоктавные гаммы (в том числе и хроматические), арпеджио с обращениями.

- Два этюда разного характера.

- 1 или 2 и 3 части концерта либо сонаты. Например: концерты Э.Шторха, Ф.Семандля, В.Пихля, В.Штейна, сонаты Б.Марчелло, А.Ариости, А.Корелли и т.п.

- Одно произведение малой формы.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на скрипке.

^ Арфа

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- Один этюд виртуозного характера. Например: В.Поссе - «8 больших этюдов», Ф.Цабель - «Зарубежные этюды» под ред. К.Эрдели (двойными нотами);

- Одну пьесу;

- 1 или 2 и 3 части концерта или произведения крупной формы;

- Гаммы, арпеджио, двойные ноты.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на скрипке.

профиль Оркестровые духовые и ударные инструменты

Труба

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В.Вурм, В.Брандт, О.Б ме.

Произведения: концерты А.Гедике, С.Василенко, А.Пахмутовой, О.Б ме, В.Пескина, И.Гайдна и т.д.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

2. Сольфеджио (письменно, устно)

Поступающий должен:

- написать одноголосный диктант, в форме периода (8-12 тактов), содержащий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства, синкопы, триоли, пунктирные ритмические фигуры;

- спеть с листа одноголосный пример, включающий альтерацию, хроматизмы, отклонения в тональности диатонического родства в простых и сложных размерах с применением синкоп, триолей;

- определить на слух:

диатонические интервалы (простые и составные)

аккорды (трезвучия и их обращения, септаккорды V7, II7, VII7 малый и уменьшенный с обращениями и разрешениями) от звука и в тональности;

небольшое модулирующее построение в тональность диатонического родства.


3. Гармония (письменно, устно)

Поступающий должен:

- гармонизовать мелодию протяженностью до 16 тактов, включающую отклонения и модуляции в тональности диатонического родства с использованием всех средств, изученных в объеме полного курса гармонии для студентов оркестровых отделений музыкальных училищ. Встречающиеся в условии неаккордовые звуки отмечаются звездочками;

- сыграть в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства по тональному плану, указанному в билете. Форма изложения – период;

- сделать гармонический анализ (с предварительной подготовкой) небольшого произведения целиком или музыкального фрагмента с определением частей формы, тонального плана, гармонических функций аккордов. Например: П. Чайковский. Пьесы из цикла «Времена года», «Размышление» для скрипки и ф-но; А.Скрябин - Прелюдии ор. 11 и т.п.;

- сыграть с листа в четырехголосном изложении хроматическую или диатоническую секвенции предложенного гармонического оборота из 2-4 аккордов.

Валторна

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: К.Копраш, К.Клинг, Ж.Ф.Гале.

Произведения: концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Р.Штрауса; сонаты Л.Бетховена, Г.Генделя, А.Керубини; концерты Р.Глиэра и др.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Тромбон

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В. Блажевич - «Школа игры на тромбоне» или «Школа игры на трубе» (раздел «Этюды»). Этюды зарубежных авторов под ред. Н.Г. Филиппова.

Произведения: концерты В. Блажевича, концертино Д.Давида; Б.Марчелло – соната, Н.Римский-Корсаков – концерт, А.Нестеров – концерт, К.Сен-Санс – каватина и др.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Туба

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: В.Блажевича, Б.Григорьева, С.Копраш, С.Васильева.

Произведения: концерты А.Нестерова, Я.Куцира, В.Уильямса, Д.Убера, В.Струкова, О.Шмидта, В.Блажевича, Б.Гуммеля, Ю.Якобсона.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Флейта

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов:

Э.Келлер 12 этюдов, 1 и 2 тетради.

Платонов В. 24 этюда.

Ф.Томашевский 4-я тетрадь.

Этюды Я.Ягунина и В.Цыбина и др. этюды соответствующей трудности.

Произведения: И.С. Бах - Сонаты №4, 17.

Концерты: Й.Гайдна, В.Моцарта, В.Цыбина; Концертные аллегро №1, 2, 3 и др.

Концерт до мажор И.Плейеля; Концерт си минор Б.Ромберга.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по сольфеджио и гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Гобой

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: Ф.Ферлинг – 48 этюдов, К.Милле – 15 этюдов. Этюды И.Пушечникова, И.Люфта, Н.Назарова и др.

Произведения: Концерты Й.Гайдна, В.Моцарта, Г.Генделя, сонаты Г.Телемана, современные произведения отечественных и зарубежных композиторов.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Кларнет

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Поступающий должен показать знание всех мажорных и минорных гамм (без терций).

Этюды: сборник этюдов для музыкальных училищ под ред. В.В.Петрова; 26 этюдов А.Крепша;

1 и 2 концерты и «Большой концертный дуэт для кларнета и ф-но» К.М.Вебера и др.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по сольфеджио и гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Фагот

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: Ю.Вайсендорна, А.Богданова.

Произведения: К.М.Вебер – концерт, Б.Дварионас – тема с вариациями, В.А.Моцарт – концерт, Л. Баланчивадзе – концертино и др.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по сольфеджио и гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

Саксофон

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение крупной формы или два произведения малой формы, одно из которых виртуозного характера (исполнение программы возможно с аккомпанементом фортепиано);

- гаммы и аккорды (все гаммы включительно, аккорды - тоническое трезвучие и его обращения, доминантсептаккорд в мажоре и уменьшенный септаккорд VII ступени в миноре);

- этюды (первый подготовленный абитуриентом заранее - наизусть, исполнение возможно с аккомпанементом фортепиано, второй предложенный комиссией - по нотам).

Сборники этюдов: А.Ривун – 40 этюдов. М.Мюль – этюды, Л.Михайлов – «Школа игры на саксофоне» (раздел «Этюды»)

Произведения: А.Глазунова – Концерт, М.Готлиб – Концерт, Ж.Ибер – концертино.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по сольфеджио и гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

^ Ударные инструменты

1. Специальность

1) Исполнение программы

Малый барабан

Поступающий должен исполнить:

- тремоло в различных динамических комбинациях: «двойка», в разных нюансах, с ускорением темпа, с переходом к дроби, с возвращением к первоначальному движению;

- один этюд, например: В.Осейчук - Ритмические этюды.

Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных фигур, уметь использовать различные нюансы.

Литавры

- одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру, с ускорением и замедлением, тремоло от пианиссимо до фортиссимо и другие нюансы;

- ритмический этюд, например: Б.Осадчук - Ритмические этюды, оркестровые записки, прочитать с листа ритмические комбинации.

Кроме того, поступающий должен уметь настраивать и перестраивать литавры.

Ксилофон, Маримбофон

- один этюд наизусть, например: Н.Платонов – 30 этюдов для флейты, В.Купинский – «Школа игры на ксилофоне»;

- одну или две части концерта или сонаты, или две пьесы виртуозного характера в сопровождении фортепиано. Например: И.С.Бах - Концерт для скрипки ми мажор, В.Моцарт - Концерт для скрипки; П.Чайковский - Русский танец; П.Чайковский - Вальс-скерцо.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, знание литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на трубе.

профиль Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Баян, аккордеон

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- полифоническое произведение

- циклическое произведение: соната, сюита, концерт, вариационный цикл - пьесу кантиленного характера;

- виртуозное произведение

Программа должна содержать как оригинальные произведения, так и переложения

Примерные программы:

1. И.С.Бах - Прелюдия и фуга ре мажор (1 том ХТК).

Вл. Золотарев Соната №2.

В.Семенов - «Калина красная».

А.Холминов - Скерцо.

2. Д.Шостакович - Прелюдия и фуга ми минор.

В.А.Моцарт - Соната №13 си - бемоль мажор.

А.Репников - Каприччио.

А.Тимошенко - «Я на камушке сижу».

3. И.С.Бах - Прелюдия и фуга до минор (1 т. ХТК).

А.Бородин - Ноктюрн.

В.Зубицкий - Карпатская сюита.

Е.Дербенком - Токката.

4. И.С.Бах - Маленькая прелюдия и фуга ре минор.

Н.Паганини - Вечное движение.

А.Кусяков - Соната № 2.

С.Прокофьев - Пушкинский вальс.

А.Хачатурян - Токката.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

2. Сольфеджио (письменно, устно)

Поступающий должен:

- написать двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями в форме периода. Время написания - 25 минут;

- определить на слух интервалы и аккорды (трезвучия всех видов и их обращения; V7, VII7 мал. и ум. II7 с обращениями). В тональности и от звука гармонические последовательности, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (общий план и составляющие аккорды);

- спеть с листа одноголосную мелодию из художественной литературы.


3. Гармония (письменно, устно)

Поступающий должен:

-гармонизовать мелодию в форме периода, включающую хроматизмы, отклонения и модуляции в тональности диатонического родства (если в условии встречаются неаккордовые звуки, они должны быть помечены звездочкой). Время выполнения - 2 часа;

- сыграть на фортепиано в четырехголосном изложении модуляцию в тональность диатонического родства: диатоническую или хроматическую секвенцию, например: II65 – V2 – I6;

- проанализировать гармонию в предложенном музыкальном произведении или его части. Например: Л. Бетховен. Соната для фортепиано №10, Andante.

Примеры для анализа должны содержать отклонения и модуляции, аккорды группы DD, неаккордовые звуки.

^ Домра

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

-произведение без аккомпанемента;

-циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей);

-произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века.

^ Примерные программы:

1. А.Цыганков - Каприс №1 в романтическом стиле.

Б.Кравченко - Концерт.

Г.Венявский - Романс из концерта для скрипки.

2. А.Цыганков - Каприс №3 для домры соло.

Ю.Зарицкий - Концерт для домры.

П.Сарасате - Цапатеадо.

3. В.Круглов - Уральская плясовая.

Ю.Шишаков - Русская рапсодия.

Н.Римский – Корсаков - Полет шмеля.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на баяне.

Балалайка

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

- произведение без аккомпанемента

- циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей) - произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века

^ Примерные программы:

1. П.Нечепоренко - Вариации на тему Паганини.

Ю.Шишаков - Концерт для балалайки с оркестром.

Ф.Обер - Жига.

2. М.Цайгер - Фантазия на тему русской народной песни "Сронила колечко".

С. Василенко - Романс, Токката и Мексиканская серенада из сюиты для

балалайки.

К.Дакен - Кукушка.

3. Ю. Шишаков - Обработка русской народной песни "Я на камушке сижу".

А. Гречанинов - Соната для балалайки.

Д.Скарлатти - Соната до мажор.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на баяне.

^ Гитара

1. Специальность

1) Исполнение программы

Поступающий должен исполнить:

-полифоническое произведение

-циклическое произведение: соната, вариационный цикл, сюита (не менее трех частей), кроме концертов с аккомпанементом

-произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века

^ Примерные программы:

Полифония:

И.С.Бах - Фуга из сонаты №1 для скрипки соло.

И.С.Бах - Прелюдия из сюиты №3 для лютни.

И.С.Бах - Прелюдия из сюиты №4 для лютни.

И.Рехин - Прелюдия и фуга.

^ Произведение западноевропейской или русской классики:

Ф.Сор - Вариации на тему из оперы Моцарта «Волшебная флейта».

М.Джулиани - Вариации на тему Генделя.

Л.Леньяни - Фантазия.

М.Высотский - Вариации на тему русской народной песни "Пряха".

^ Циклическое произведение:

М.Джулиани - Соната до мажор ор.15.

Ф.Морено-Торроба - Сюита "Ламанчские напевы".

Ф.Таррега - Венецианский карнавал.

И.Рехин - Соната.

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по сольфеджио и гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на баяне.

^ Гусли

1. Специальность

- произведение без аккомпанемента

- циклическое произведение: концерт, соната, сюита (не менее трех частей)

- произведение западноевропейской или русской классики, написанное до середины ХХ века.

Примерная программа:

Вариант 1:

1. В.Беляев - Потешки

2. А.Муравлев - Концерт для гуслей с оркестром

3. А.Корелли - Concerto grosso op.6, №10

Вариант 2:

1. А.Ларин - Легенда

2. В.Беляев - Рождественская сюита

3. Д.Скарлатти - 2 сонаты: G-dur, D-dur, e-moll

Вариант 3:

1. Т.Смирнова - Сказ памяти С.Есенина

2. В.Биберган - Концерт для гуслей с оркестром

3. М.Березовский - Соната C-dur

2) Коллоквиум выявляет общекультурный уровень знаний абитуриентов, их эрудицию в области музыкального и других видов искусств, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыкального исполнительства, инструментоведения, вопросов методики обучения игре на инструменте, вопросов истории исполнительства, литературы по своей специальности, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений, знание биографических данных и особенностей творчества их авторов.

Требования по Сольфеджио и Гармонии аналогичны требованиям для абитуриентов, играющих на баяне.


^ Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

направление подготовки 073400 «Вокальное искусство»


Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению «Вокальное искусство» осуществляется при наличии у абитуриента документа о среднем профессиональном образовании соответствующей профильной направленности или среднем (полном) общем образовании, высшем профессиональном образовании и при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования соответствующего профиля.

При приеме на данную ООП вуз проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

  1. специальность (исполнение программы и коллоквиум),

  2. сольфеджио (письменно и устно),

  3. теория музыки (письменно и устно).

Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются высшим учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам, освоивших профильные образовательные программы среднего профессионального образования.


Профиль: «Академическое пение»

^ 1. Специальность (исполнение программы, коллоквиум)

Исполнение программы

Исполняемая программа должна звучать на русском языке. Поступающий по выбору экзаменационной комиссии исполняет произведения из представленного им списка произведений. Данный репертуарный список предполагает исполнение на выбор не менее трех арий (одна из них русского композитора), двух-трех романсов, имеющих достаточный диапазон, и народной песни.

Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по специальности, музыкальной терминологии и музыкальной литературы в объеме профильной программы среднего профессионального образования, чтения наизусть прозы или отрывка стихотворения.


^ 2. Сольфеджио (письменно и устно)

Поступающий должен:

1. Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов. Размеры 2/4, 3/4 4/4. Тональность – до 2-х знаков в ключе. Время выполнения – 25-30 минут.

2. Проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма), интервалы и аккорды (все интервалы, включая тритоны и характерные; все трезвучия с обращениями; септаккорды различных структур);

3. Спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе.

4. Определить на слух интервалы гармонические и мелодические (взятые вверх и вниз), небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды II, V, VII ступеней. Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой.


^ 3. Теория музыки (письменно и устно)

Поступающий должен:

1. Письменно выполнить работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:

- построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады, хроматическая гамма);

- построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая тритоны и характерные; все трезвучия с обращениями; септаккорды различных структур);

- определить и разрешить в соответствующей тональности (тональностях) предложенные интервалы и аккорды из числа тритонов и характерных, а также септаккордов II, V и VII ступеней;

- записать несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке.

Например: Т3/5 – S4/6 – D5/6 – T3/5 – II3/4 – K4/6 – D7 – T;

- странспонировать заданную мелодию на указанный интервал;

- сделать группировку в предложенном примере с заданным размером.

2. Устно выполнить анализ несложного романса или песни (М. Глинки, А.Варламова, А.Алябьева, Ф.Шуберта) в пределах периода или одной части.

Определить лад, тональность, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (деление на фразы и мотивы).


^ Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

направление подготовки 073500 Дирижирование


Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению подготовки «Дирижирование» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования в области музыкального искусства, соответствующей тому профилю подготовки, на который абитуриент поступает.

При приеме на данную ООП вуз проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:

по профилю подготовки «Дирижирование академическим хором»

  1. Специальность (дирижирование, коллоквиум),

  2. Сольфеджио (письменно, устно),

  3. Гармония (письменно, устно),

  4. Фортепиано



1.Специальность (Дирижирование)

Исполнение программы:

Поступающий должен:

- исполнить на фортепиано хоровое сочинение без сопровождения;

- продирижировать хоровое произведение с сопровождением (оригинальное или фрагмент оперной сцены, кантаты, оратории);

- в сочинении без сопровождения пропеть наизусть с тактированием рукой любой из голосов хоровой партитуры по горизонтали с текстом и последовательность аккордов по вертикали (сольфеджио). В полифоническом изложении спеть «дирижерскую» линию. При пении голосов учитываются степень вокальной обученности абитуриента, умение владеть голосом и навыки певческого показа;

- проанализировать музыкально-теоретические, вокально-хоровые особенности, текстовое содержание представленных сочинений;

- знать все обозначения темпов сочинений, агогику, метроритмические указания, уметь аннотировать сочинения программы.


^ Примерный список произведений для экзамена:

для хора без сопровождения:

А.Аренский - «Анчар», «Жемчуг и любовь»; А.Архангельский - «Достойно есть», «Помышляю день страшный»; И.С.Бах - «Сердце молчи», мотеты (фрагменты);

Р.Бойко - «Вечером синим», «Дон Кихот»; Д.Бортнянский - «Достойно есть», «Херувимская»; И.Брамс - «В ночной тиши», «Лесная ночь»; Б.Бриттен - «Весенний первоцвет» и др.

^ Русские народные песни:

«Выходили красны девицы» в обр. А.Гедике, «Вянули ветры» в обр. Д.Шостаковича, «Дороженька» в обр. А.Свешникова, «Как пойду я на быструю речку» в обр. А.Свешникова, «Повянь, повянь, бурь-погодушка» в обр. В.Соколова и др.

^ Украинские народные песни:

в обработке М. Леонтовича: «Дударик», «Пряля», «Щедрик»

для хора с сопровождением:

А. Аренский - «У меня ли во садочке» из оперы «Сон на Волге», Л.Бетховен - Месса до мажор № 1 «Кирие», хор узников из оперы «Фиделио», Ж.Бизе - Хор контрабандистов, марш тореодоров из оперы «Кармен», А.Бородин - Хор «Слава», хор поселян из оперы «Князь Игорь», И.Брамс - «Цыганские песни», Б.Бриттен - «Военный реквием» №2 (фрагмент), «месса – бревис» (№2, 3), Й.Гайдн - «К нам весна» из оратории «Времена года», «Вечерняя песня», «Старик» (светские хоры с сопровождением), Г.Гендель - «Сражен Самсон» из оратории «Самсон», «О, свирели сладкий зов» - хор из 2-го акта оратории «Ацис и Галатея», Н.Римский – Корсаков - «Гой, ты, Сад-Садко» из оперы «Садко», хор слепцов – гусляров, «Ай, во поле липенька» из оперы «Снегурочка», «Вознесите хвалу» из оперы «Сказка о царе Салтане», «Грозен царь идет» из оперы «Псковитянка», «Поднялась с полуночи» из оперы «Сказание о невидимом граде

Китяже», Дж.Россини - «Стабат Матер» №1, Г.Свиридов - «Героям Перескопской битвы», «Здесь будет город-сад» из «Патетической оратории», «Поет зима», «Ночь под Ивана-Купалу», «Небо как колокол» из кантаты «Памяти Сергея Есенина», С.Слонимский - Хоровой антракт из оперы «Виринея» и др.

Коллоквиум

Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание истории отечества, литературы, живописи, профессиональных предметов ОПП СПО в области музыкального искусства.

Абитуриент должен знать творчество композиторов и поэтов сочинений, представленных в экзаменационной программе, особенности стиля и жанра сочинений.

Абитуриент должен показать знание истории хорового исполнительства, ознакомление с широким кругом литературы по своей специальности, в том числе по хороведению, хоровой литературе, знание современных методик работы с детьми и с самодеятельным хором.

Абитуриент должен прочитать на фортепиано с листа четырехстрочную хоровую партитуру (уровень сложности: Чайковский П. «Ночевала тучка», «На сон грядущий», Калинников Вик. «Жаворонок», «Зима»; Салманов В. «Топи, да болота», Свиридов Г. «Так вот песня родилась», Коваль М. «Слезы»).

^ 2. Сольфеджио (письменно и устно)

Написание трехголосного диктанта гармонического склада с мелодически развитыми голосами, в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического (первой степени) родства.

Слуховой анализ: отдельные аккорды (все виды трезвучий и септаккорды) в тесном и широком расположении, их структура, вид обращения (нонаккорды – в основном виде), а также гармоническая функция по заданной настройке;

гармоническая последовательность (10 – 12 аккордов) в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности диатонического родства;

пение отдельных аккордов из этой последовательности, пение гармонических оборотов или одного из голосов.

Чтение с листа: одноголосная мелодия, включающая отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию ступеней лада и все виды неаккордовых звуков. Примеры: романсы П.Чайковского, С.Рахманинова, Ф.Листа, Н.Мясковского, Д.Шостаковича, Г.Свиридова.

^ 3. Гармония (письменно и устно)

Написание задачи: период или простая двухчастная форма (12 – 16 тактов). Задача должна включать в себя отклонения и модуляции в тональности диатонического родства, альтерацию аккордов субдоминантовой группы, обороты с проходящими гармониями, секвенции.

Игра модуляции в тональности диатонического родства в форме периода из двух предложений.

Игра диатонических и хроматических секвенций. Разрешение неустойчивых аккордов.

Анализ произведения: определение формы, тонального плана, видов каденций. Примеры: С.Танеев – романсы, Р.Шуман – новелетты, И.Брамс – фортепианные пьесы.

4. Фортепиано

Исполнение программы, состоящей из произведений полифонической, крупной и малой форм.

вариант 1:

И.С.Бах - Инвенция (трехголосная) №9 фа-минор; И.Гайдн - Соната ре-минор, I часть; Н.Метнер - Сказка фа-минор, соч. 21

вариант 2:

И.С.Бах Хорошо темперированный клавир II том, Прелюдия и фуга до-минор;

В.А.Моцарт Соната № 13 си бемоль мажор;

С.Рахманинов Прелюдия № 1 до-диез минор;

Чтение с листа произведений средней трудности.

Примеры:

Ж.Рамо - Менуэт соль-мажор, Р.Шуман - Вальс, Колыбельная песня, соч. 124 (Листки из альбома), А.Лядов - Прелюдия ре-минор, соч. 40 № 3.


^ Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

по направлению подготовки 073700 «Искусство народного пения»


Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению 073700 «Искусство народного пения» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства (по специальности «Сольное и хоровое народное пение» третьего поколения ФГОС СПО, по специальностям «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство», «Народное художественное творчество» соответствующей профильной направленности второго поколения ФГОС СПО).

Перечень вступительных испытаний творческой направленности формируется в соответствии с профилем ООП бакалавриата и должен включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области вокального исполнительства, сценического артистизма, а также в области теории и истории музыкального искусства и народной художественной культуры.

Вступительные испытания профильной творческой направленности для поступающих по профилю Хоровое народное пение состоят из следующих экзаменов:

  1. Исполнение программы

  2. Коллоквиум

  3. Фортепиано

  4. Теория музыки (письменно и устно)



^ 1.Исполнение программы

Поступающий должен продемонстрировать свое владение основами дирижерской техники: продирижировать заранее подготовленную партитуру произведения крупной формы (фрагмент оперы, кантаты, оратории, сюиты и т.п.).

Для этого каждому предоставляется одна репетиция с концертмейстером.

Примерный список хоровых произведений с сопровождением:

В.Моцарт «Мы сегодня рано встали» из оперы «Свадьба Фигаро», «Спит безмятежно море» из оперы «Идоменей»; Р.Вагнер Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин»; Г.Гендель «Песня победы» из оратории «Иуда Маккавей»;

Ф.Шуберт «Kyrie» из Мессы соль-мажор; Н.Римский-Корсаков: «Красному солнышку слава» из оперы «Майская ночь», хор слепцов-гусляров из оперы «Снегурочка», «Из дебрей глубоких» из оперы «Млада»; М.Мусоргский «Батя, батя» из оперы «Хованщина»; А.Бородин «Солнцу красному слава» из оперы «Князь Игорь»; А.Аренский «У меня ль во садочке» из оперы «Сон на Волге»;

А.Кастальский «Вышли в поле косари», «Жито»; А.Листопадов «Не дует с ор»;

А.Новиков «Эй, ухнем».

Поступающий должен продемонстрировать умение применять музыкальный инструмент (фортепиано) в дирижерской деятельности, а также грамотное воспроизведение (прочтение) хоровой партитуры на фортепиано. На фортепиано исполняется (наизусть) одно хоровое произведение а'cappella.

^ Примерный список хоровых произведений a'cappella:

Н.Римский-Корсаков «Подуй, непогодушка», А.Кастальский «Рябинушка», «Русь» на сл. И.Никитина, В.Калинников «Жаворонок», «Кондор», А.Гедике «Я вечор млада», «Выходили красны девицы», А.Давиденко «Узник», «Гармонь», А.Александров «Горы», Р.Щедрин «Как дорог друг», «Перед войной», Дж.Россини Хор швейцарцев из оперы «Вильгельм Телль», Р.Шуман «Доброй ночи», «Вечерняя звезда», Ф.Мендельсон «Лес» из сборника С.Попова, три песни на сл. Гейне: «Беги со мной», «Как иней весенней ночкой пал», «Над ее могилой», Н.Кутузов Обработка русской народной песни «Подай балалайку», В.Захаров Обработка русской народной песни «Степь, да степь кругом».

Устный опрос

- исполнение двух контрастных народных песен;

- пение наизусть хоровых партий по горизонтали (с тактированием рукой);

- исполнение на фортепиано последовательностей аккордов в партитуре a'cappella (по вертикали: снизу вверх);

- анализ произведений, подготовленных для дирижирования и игры на фортепиано: анализ музыкального и текстового содержания, музыкально – теоретический и исполнительский анализ.

2. Коллоквиум

На коллоквиуме (собеседовании) поступающий должен продемонстрировать помимо специальных знаний в области народно-певческого искусства общий культурный кругозор.

Вопросы могут касаться:

- народного музыкального творчества (см. учебники по русскому народному музыкальному творчеству Т. Поповой, Н. Бачинской, А. Рудневой, В. Щурова) - методики работы с народно-певческими коллективами (см. пособия Н. Калугиной, А. Рудневой, Г. Рождественской, Л. Антиповой, Л. Шаминой и др.)

- культуры региона, родом из которого является абитуриент

- творчества выдающихся деятелей мировой культуры и искусства (классиков и современников);

- исполненной экзаменационной программы (произведений a'cappella и с сопровождением) в части истории создания, жанровых, стилистических и композиционных особенностей и др.

3. Фортепиано

На экзамене поступающий должен исполнить программу, состоящую из произведений крупной и малой форм, а также прочитать с листа фортепианные произведения.

Например:

Вариант I

И.С.Бах Прелюдия и фуга си-бемоль мажор ХТК т.I,

Й.Гайдн Соната соль-минор, ч.1,

А.Скрябин Ноктюрн №1 соч. 5.

Вариант II

И.С.Бах – Партита до-минор (сарабанда и рондо),

Б.Барток – Сонатина ре мажор, ч.1,

С.Рахманинов – Романс фа минор.

Чтение с листа произведений средней трудности. Например, Маленькие прелюдии и фуги (на выбор) И.С.Баха, Прелюдии № 15,19 Э.Каппа, пьесы из Полифонической тетради Н.Мясковского (на выбор).

^ 4. Теория музыки

Письменный экзамен

1. Диктант двухголосный гармонического, полифонического или подголосочного склада с мелодически развитыми голосами в простых и сложных размерах, в форме периода, с использованием отклонений в тональности первой степени родства.

2. Задача по гармонии: период (10-12 тактов), с отклонениями в тональности первой степени родства, альтерацией аккордов субдоминантовой группы, оборотами с проходящими гармониями/звуками (неаккордовые звуки отмечаются звездочками).

Устный экзамен

1. Слуховой анализ:

- аккордов в тесном или широком расположении, их структуры, вида обращения, а также гармонической функции по заданной настройке;

- гармонической последовательности (10-12 аккордов в форме периода с использованием отклонений и модуляций в тональности первой степени родства);

- пение отдельных аккордов из предложенной последовательности, гармонических оборотов или одного из голосов.

2. Чтение с листа одноголосной мелодии, включающей в себя отклонения и модуляции в тональности первой степени родства, альтерации ступеней лада (романсы П.Чайковского, Р.Шумана, М.Балакирева, Г.Свиридова).

3. Игра модуляции в тональность первой степени родства в форме периода.

4. Игра диатонической или хроматической секвенции.

5. Гармонический анализ: характеристика каденций, определение формы, структуры периода, тонального плана, каждого из аккордов, неаккордовых звуков (сонаты Л.Бетховена, фортепианные пьесы П.Чайковского, Э.Грига, Ф.Шопена).

Вступительные испытания профильной творческой направленности для поступающих по профилю Сольное народное пение состоят из следующих разделов:

  1. Исполнение программы

  2. Коллоквиум

  3. Теория музыки (письменно и устно)



^ 1. Исполнение программы

Поступающий должен исполнить программу из трех разнохарактерных произведений:

- две народные песни, контрастные по музыкальному языку, жанру, темпу, в подлинном или обработанном виде (одна исполняется без сопровождения);

- одно авторское произведение или обработку народной песни с сопровождением (желательно, чтобы какая-то из песен была показана с использованием элементов народной хореографии).

При подготовке репертуара для вступительного экзамена могут быть использованы сборники: «Репертуар народного певца», вып. 1-5, сост.

Л.В.Шамина; «Произведения советских композиторов для народного голоса», вып. 1-9, сост. Ю.Зацарный; сборники народных песен.

2. Коллоквиум

На коллоквиуме (собеседовании) поступающий должен продемонстрировать помимо специальных знаний в области народно-певческого искусства общий культурный кругозор.

Вопросы могут касаться:

- песенных жанров и региональных стилей, народного музыкально-поэтического творчества (см. учебники по «Русскому народному музыкальному творчеству» Т.Поповой, Н.Бачинской, А.Рудневой, В.Щурова);

- особенностей народного пения (см. Н.Мешко «Искусство народного пения» ч.1 М. 1996 г.; Л.Шамина «Школа русского народного пения» М.1997 г.);

- творчества певцов, исполнителей народной музыки (см. Н.Бабкина «Русские народных народные певцы» М.1996г.);

- региональной (устной и письменной) традиции (культуры региона, родом из которого абитуриент);

- творчества мастеров отечественного искусства (классиков и современников в области различных видов искусства и литературы),

- исполненной экзаменационной программы в части истории создания, жанровых, стилистических и композиционных особенностей и др.

^ 3.Теория музыки

Письменный экзамен

Поступающий должен:

1. Написать одноголосный диктант диатонического склада с элементами хроматики в пределах 8 тактов. Размеры – 2\4, 3\4, 4\4. Тональность - до 2-х знаков ключе.

2. Выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:

- построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, особые диатонические лады, хроматическую гамму);

- построить и разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все интервалы, включая тритоны и характерные, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней);

- записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке. Например: Т 3/5 – S 4/6 – Д 5/6 – Т 3/5 – II 3/4 – К 4/6 – Д 7 – Т 3/5;

- транспонировать заданную мелодию на указанный интервал;

- сделать группировку в предложенном примере с заданным размером.

Устный экзамен

Поступающий должен:

1. Уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории).

2. Спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе.

3. Определить на слух интервалы гармонические и мелодические, небольшие интервальные последования (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды 2, 5 и 7 ступеней.

Указанные элементы могут быть сыграны либо от звука, либо в тональности с предварительной настройкой.

4. Выполнить анализ несложного романса или песни (авторы - М.Глинка, А.Варламов, А.Алябьев, Ф.Шуберт) в пределах периода или одной части произведения. Определить тональность, лад, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (деление на фразы и мотивы).









Скачать 438,67 Kb.
оставить комментарий
Дата05.03.2012
Размер438,67 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх