Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65 icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в.» Специальность: 031001. 65


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Детская литература Специальность: 031001. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Детская литература Специальность: 031001. 65...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы»...
Рабочая программа по дисциплине “История зарубежной литературы XIX в. Ч...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности – 031001...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской и зарубежной литературы

Автор: к. ф. н., доцент Степаненко Анастасия Александровна


Учебно-методический комплекс по дисциплине


«История зарубежной литературы: I треть XIX в.»


Специальность: 031001. 65 Филология


(код по ОКСО) (наименование специальности)


Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________


ЮЖНО-САХАЛИНСК




Автор-составитель: Степаненко А. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы


Учебно-методический комплекс «История зарубежной литературы: I треть XIХ в.» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программы по специальности 031001.65 «Филология»


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих профессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.


Согласовано:


Декан института филологии Т. С. Табаченко


Директор библиотеки Е. В. Квитченко

СОДЕРЖАНИЕ:


I.

^ Учебно-методический комплекс по дисциплине 1

Специальность: 031001. 65 Филология 1

ЮЖНО-САХАЛИНСК 1

СОДЕРЖАНИЕ: 3

I. Программа учебного курса 4

II. Рабочая программа дисциплины 9

1. Цели и задачи изучения дисциплины 9

^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 9

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 10

4. Распределение часов по темам и видам учебной работы 11

III. Материалы для аудиторной работы 12

1. Темы практических занятий 12

^ 2. Учебно-методическое обеспечение. Литература. 18

3. Программа спецкурса «А. П. Чехов и зарубежная литература» 20

IV. Материалы для самостоятельной работы 28

1. Художественные тексты для чтения 28

V. Организационные основы изучения дисциплины 29

^ 1. Паспорт дисциплины 29

VI. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 31

1. Программа экзамена 31

2. Вопросы для самоподготовки к экзамену 31

3. Критерии оценки экзамена 32



^

I. Программа учебного курса



Раздел 1. Романтизм в зарубежной литературе XIX века.


ВВЕДЕНИЕ.

Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века. Возникнове­ние термина, постепенное наполнение его содержанием. Опреде­ление романтизма. Периодизация. Романтизм и предромантизм.

Двойственность и стремление к универсальности как основ­ные черты метода. Понятие о романтическом двоемирии. Связь с Просвещением и отталкивание от него; ренессансные черты в романтизме; роль средних веков в системе идей и форм роман­тизма; отказ от нормативности классицизма. Субъективное нача­ло в романтизме. Концепция личности, любви и природы. Свое­образие историзма романтиков, открытие историзма. Открытие "местного колорита", "живописность" романтизма. Принцип ти­пизации. Роль воображения. Восприятие Шекспира, Сервантеса, Кальдерона, Гоцци. Основные жанры романтизма. Основные пред­ставители.


^ Раздел 2. Немецкий романтизм


Две волны немецкого романтизма, причины явления, времен­ные границы. Роль "Бури и натиска"; роль Гёте и Шиллера в фор­мировании романтизма.

Йенский этап

Основные представители. Связь философии, теологии (Шлейермахер) с эстетикой и практикой романтиков – писателей, ху­дожников, музыкантов. Роль философии Ф. Шеллинга в формиро­вании эстетики романтизма: концепция мира, развития, позна­ния, Бога, связей человека и природы, концепция любви, сущность понятия "интеллектуальная интуиция"; связи философии и лите­ратуры; представление о творческой личности, творческом акте и истоках многозначности произведения, идея мифотворчества. Фи­лософия Шеллинга как основа развития представления о романти­ческой иронии, сущность понятия "романтическая ирония".

Новалис. Основные жанры. Философия и эстетика. Фрагмент как жанр. Связь с Фихте и Шеллингом. "Ученики в Саисе" – взаимосвязь явлений, цель познания. "Генрих фон Офтердинген" – жанр, концепция мира и человека, герой-странник, принцип по­знания, образ "голубого цветка", символика, искусство, роман­тическая ирония. Новалис в России.

Ф. Шлегель. Концепция искусства, творчества, романтичес­кой иронии, гротеска, личности художника, синэстетизм. "Люцинда" как воплощение эстетических и философских идей автора.

Л. Тик. Идеализация средневековья. "Странствия Франца Штернбальда" как отражение эстетических концепций автора. Дюрер и Рафаэль. "Белокурый Экберт" – идея единства мироздания, "уеди­нения в лесу", проблема рока, романтическая ирония, роль фан­тастики. Тик в России.

В. Г. Ваккенродер. Иероглифический язык искусства, концеп­ция музыки, двойственность творческой личности и самого искус­ства. "Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа

Берлингера".

Ф. Гельдерлин. Философские, этические и эстетические кон­цепции, связь с Гегелем, искусством XVIII века и античностью. Отражение в лирике тем единства природы и человека, любви и творчества. "Гиперион" как воплощение идей личной и государ­ственной свободы, единства человека и природы, любви как выс­шей способности постигать вселенную; своеобразие жанра.

Философичность и иероглифичность пейзажной и портретной живописи (Фридрих, Керстинг, Рунгел).


Гейдельбергский этап

Изменение нравственных, религиозных, философских и эсте­тических ориентиров. Кант, Шопенгауэр, Совиньи, католицизм, сменившие Фихте, Шеллинга, Шлейермахера. Ориентация на народное искусство. Сказки братьев Гримм, "Волшебный рог мальчика" Арнима и Брентано. Соотношение фольклорных тра­диций и литературных. Живопись К. Ф. Фора, Ю. Шнорра фон Карольсфельда, Ф. Овербекка, Фр. Пфора - религиозные и обы­денные мотивы. Усилившееся ощущение трагичности и непозна­ваемости бытия, усложнение сюжетов как отражение новых идей.

Г. фон Клейст. Тема рока, бессмысленности, непредсказуемо­сти бытия, жестокости как преобладающего свойства человека, гибели прекрасного и благородного, новая концепция любви. Конфликты трагедий "Семейство Проффенштейн", "Пентесилея" и новелл "Землетрясение в Чили", "Найденыш" и др. Изоб­ражение обыденности в "Разбитом кувшине".

А. фон Арним. Вмешательство темных сил в жизнь человека, подавление добра механическими существами, связь "Изабеллы Египетской" с народной сказкой. Изменение жанра литератур­ной сказки по сравнению с йенским романтизмом.

К. Брентано. Власть тайных сил, относительность добра и зла, чести и бесчестия – "Рассказ о честном Касперле и прекрасной Аннерль", социальный мотив в рассказе.

Ф. де Ла-Мотт Фуке. Своеобразие двоемирия. Природа и ду­ховность религии в "Ундине".

А. фон Шамиссо. "Удивительная история Петера Шлемиля" – нравственная идея в романтизме, роль двоемирия и двойничества, трансформация отношения к науке.

Э. Т. А. Гофман. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества, двоемирие, фантастика, гротеск, романтическая ирония. Смысл названия первого сборника "Фантазии в духе Калло", его состав. "Кавалер Глюк" – концепция музыки, роль и смысл двоемирия. "Золотой горшок" – двоемирие, специфика фантас­тики, своеобразие мифологии, гротеск и романтическая ирония. Музыканты и "просто хорошие люди". "Дон Жуан" - слияние музыки и любви, проблема идеальной личности и идеального чувства: музыка как основа рассказа. Место и роль оперы "Унди­на" в творчестве Гофмана. "Крошка Цахес" – идея двойственности, гротескности и абсурда как нормы жизни, социальный и нрав­ственный смысл центрального образа. Способы создания гротеска и романтической иронии. "Ночные рассказы" - победа сил тьмы в "Песочном человеке". "Серапионовы братья" – идеи Серапиона и полемика с ними. "Советник Креспель" и "Мадмуазель Скюдери" как воплощение двойственности творческой личности, не­предсказуемости, жестокости бытия, разрушение творческой лич­ности. Значение "Повелителя блох" в творчестве писателя. "Жи­тейские воззрения кота Мурра" – двоемирие, ирония, сатира и гротеск как идейная и структурная основа романа; авторское и обыденное переосмысление личности музыканта; идея социаль­ной тирании в романе. "Угловое окно" – творческая лаборатория автора.

И. фон Эйхендорф. Переосмысление идей раннего романтизма в "Истории одного бездельника" (романтический идеал, тема стран­ствий, творческая личность и творчество, любовь, искусство). За­мена романтической иронии ироническим снижением, но без от­каза от высоких идей раннего романтизма. "Волшебная лоза" – воплощение романтической идеи связи всего сущего и творчества. "Голубой цветок" – отражение сожалений о несбывшихся надеж­дах романтизма.

Э. Мёрике. "История прекрасной Лау" – переосмысление ро­мантических идей связи человека и природы, одухотворенности природы, возвышенной поэзии любви, сближение мира фанта­зии с бытом и обыденностью. Веселая ирония над романтичес­ким идеалом и сохранение пиетета по отношению к нему.

Немецкий романтизм и русская культура.


^ Раздел 3. Английский романтизм


Исторические и культурные условия появления. Периодизация. Предпосылки появления в литературных течениях XVIII века поэ­зии Драйдена и Поупа (классицизм с его рационализмом), воз­действие Шекспира. Тема природы в лирике Томсона. Тяга к нео­бычному и таинственному у Макферсона и Оссиана. Роль "романов ужасов" Рэдклиф и Льюиса. Разрушение всевластия логики у Стерна. Песни Р. Бёрнса. Идеологические течения, работа Э. Бёрка "Фило­софские исследования о происхождении наших идей Возвышен­ного и Прекрасного"; новые представления об ужасном как пре­красном. Идея живописности и ее связь с темой природы. Мето­дизм и его роль в формировании идеи изначальной чистоты души. Проблема воображения и чувства. Роль лондонских романтиков в ее формировании. Сочетание в английском романтизме сенсуалисти­ческого эмпиризма с идеализацией действительности. Основные представители, основные жанры. Два типа живописи, две романти­ческие концепции мира – Тёрнер, Констебл.

У. Блейк. Творчество Блейка – предвосхищение идей и форм английского романтизма. Тираноборчество, воображение, мифо­логия, особое восприятие демонизма. Контрастность идей "Пе­сен Невинности" и "Песен Опыта". Концепция романтического восприятия и отражения мира.

"Озерная школа"

У. Вордсворт. Концепция творчества и творческой личности, представления о связи человека и природы, проблема воображе­ния и рассудка, языка искусства ("Предисловие к лирическим балладам"). Народные типы в лирических балладах. Поэтичность обыденности, роль воображения – сонет "На Вестминстерском мосту", природа, любовь, вечность ("Люси", "Нас семеро"). Пуш­кин и Вордсворт ("Не хмурься, критик..." и "Суровый Дант не презирал сонета..."). Роль Вордсворта в развитии английского языка.

С. Т. Кольридж. Первичное и вторичное воображение, ассоциа­тивность художественного языка, отличие его от языка обыден­ной речи. "Старый моряк" - новый тип поэмы с преобладающим лирическим началом, своеобразие композиции, контраст, тема преступления и искупления, неосознанные действия человека, тай­ные силы мира. Ужасное как возвышенное. Живописность. "Кристабель" – мир, подвластный неуправляемым жестоким силам. "Кубла Хан" – живописность, тема дьявола.

Р. Саути. Развитие тенденций народной баллады в поэмах; христианская проблематика поэм; демоническое как безнравст­венное.

Д. Ките. Концепция личности поэта и творчества ("Гомер", пись­ма). "Ода греческой вазе" – соотношение искусства и действитель­ности, проблема правды и красоты. "Ода соловью" – романтичес­кое томление, тема смерти, реальное и ирреальное.

П. Б. Шелли. "Защита поэзии" – смысл творчества, воображе­ние, предмет искусства и его роль в обществе. Связь с Предислови­ем к "Лирическим балладам" Вордсворта. Бунтарская поэзия Шел­ли - "Королева Маб", "Освобожденный Прометей". Социальные идеи в поэзии Шелли. Социально-нравственный конфликт "Ченчи", характер главной героини. Человек и природа, глобальность явлений – "Ода западному ветру", "Облако".

Дж. Г. Байрон. Истоки характера и творчества, жизненные цели поэта. А.Н .Веселовский о двух периодах творчества Байрона. Проб­лема воображения, действительности, мысли. Скептицизм и ра­ционализм. Титанизм героев и конфликтов. Первый сборник "Часы досуга" – "Хочу я быть ребенком вольным" как воплощение ос­новных ценностей и противоречий всей жизни и творчества. Проб­лема отражения действительности в стихотворении "К музе вы­мысла". Сатирический обзор современной поэзии в "Английских бардах и шотландских обозревателях". Проблема цели жизни в стихотворении "Прометей", интерпретация античного образа. "Чайльд-Гарольд" как новый тип лиро-эпической поэмы: изме­нения в сюжете, проблема связей лирического героя и героя произведения, превращение эпического произведения в лири­ческий дневник автора. Поэма как обзор важнейших событий вре­мени. Концепция личности байроновского героя. Тема природы и человека: новые стилевые черты. Жанровые особенности "Вос­точных поэм" – связи с новеллой, "вершинность" композиции. Экзотичность первых произведений, переходящая в социально-нравственную проблематику в "Осаде Коринфа" и "Паризине". Герой-преступник. Эгоцентризм персонажей и отношение к нему автора. Тема любви и природы. Духовный кризис Байрона. "Тьма" – глобальность и живописность апокалипсических сцен. "Манфред" и "Каин" – своеобразие философских драматических поэм, мистериальное начало в них, символика и аллегоризм. Движение авторской мысли от отчаяния эгоцентрика к ответственности гу­маниста, переосмысление библейских образов в "Каине". Роль кольцевого сюжета. Поэма "Беппо" – развитие принципов ново­го типа поэмы. Авторское "я" в поэме. Роман "Дон Жуан" – причины и принцип использования "вечного образа", проблема­тика романа, сатирические черты, переосмысление романтичес­ких тем и героев (тема войны), развитие жанровых черт "Чайльд-Гарольда" и "Беппо". Роман без плана, изменение тональности. Своеобразие строфы. Сатирические произведения последних лет. Подведение итогов жизни в стихотворении "В день моего тридца­тишестилетия". Байрон в Англии и в России.

В. Скотт. Поэзия В. Скотта, связь его баллад с народным твор­чеством. Специфика историзма, соединение частной жизни с развитием общества. История и современность. Концепция личности в романах В. Скотта. Своеобразие композиции. Связь романов В. Скотта с готическим романом. Роль описаний местности и портретов пер­сонажей. Воплощение исторических и эстетических принципов в романах "Айвенго", "Гай Мэннеринг", "Приключения Найджела".

Метьюрин. "Мельмот-скиталец" – демоническое и реальное в характере героя, двойничество, его роль, нарочитая услож­ненность сюжета и композиции. Место романа в истории литера­туры.


^ Раздел 4. Французский романтизм


Философские и социальные истоки французского романтизма. Периодизация. Связь с литературой XVIII века, противостояние классицизму. Проблема воображения, живописности, сюжетной напряженности, метафоричности стиля (П. Леру, Гюго "Лунный свет", Мюссе "Экспромт"). Социальная тематика французского романтизма. Система жанров. Основные представители. Живопись Делакруа, Жерико, Жироде – психологизм и конфликтность.

Формирование романтической поэзии во Франции.

Лирика Ламартина – особенности образной системы. Трагичес­кое мироощущение в поэзии А. де Виньи ("Смерть волка"). Тема поэта и поэзии у А. де Виньи и А. де Мюссе (цикл "Ночи").

Типология французского романа. "Коринна" Ж. де Сталь – за­висимость темперамента от географических широт, предвосхище­ние стендалевского изображения эволюции чувства, тема женской эмансипации. Социальный роман "Жан Сбогар" Ш. Нодье. Психо­логический роман и новелла: "Рене" Шатобриана, "Оберман" Сенанкура, "Адольф" Констана, "Исповедь сына века" Мюссе. Эво­люция героя психологического романа, связь с романами Прево и Лафайет. Исторический роман "Сен-Мар" Виньи: концепция Вико, герой и история. Психологический и социальный роман Ж. Санд, тема искусства и творческой личности в ее романах.

В. Гюго. Творческий путь. Периодизация. Связь с "неистовой литературой". Предисловие к драме "Кромвель" как манифест французского романтизма. Кон­цепция личности, истории. Конфликт и его развитие в драме "Эрнани". Своеобразие романтической драмы Гюго. Специфика ис­торизма романа "Собор Парижской Богоматери": композиция, система образов, концепция романтического героя, проблема просвещения и религии, символика, гротеск в романе. Социальная проблематика и романтическое противостояние добра и зла в рома­не "Отверженные", изменение характера романтического героя. Человек и природа в романе "Труженики моря". Добро абсолютное и социальная справедливость в романе "Девяносто третий год", своеобразие композиции. Экзотизм и политические мотивы в ли­рике Гюго. Гюго в России.


^ Раздел 5. Американский романтизм


Роль романтизма в развитии литературы США, связь с процес­сом становления американского самосознания. Специфика воспри­ятия европейского опыта и складывающееся своеобразие нацио­нальной литературы на английском языке. Связь Купера с тради­цией В. Скотта, а В. Ирвинга и Э. По с немецким романтизмом. Хронологические границы и периодизация. Война между Севером и Югом как исторический водораздел смены литературных направ­лений в литературе Америки. Своеобразие американской поэзии и американского романа.

В. Ирвинг – представитель раннего этапа американского ро­мантизма, создатель романтической новеллы. Фольклорные ис­точники творчества.

Дж. Ф. Купер. Вклад Купера в создание американского рома­на: разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. "Шпион" – произведе­ние первого периода творчества, исторический роман с элемен­тами таинственности и мелодраматизма. Цикл романов о Кожа­ном Чулке: индейская тема, тема "естественного человека", нрав­ственный идеал писателя.

Г. У. Лонгфелло. Особенности поэтического творчества. "Песнь о Гайавате": фольклорные образы поэмы, индейское устное твор­чество как основа произведения. Связь с традицией Купера в гу­манистической трактовке индейской темы.

Э. По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Статья "Философия творчества" и поэтическое нова­торство Э. По ("Ворон", "Колокола", "Аннабель Ли"). Новелли­стическое искусство. Формирование жанров, которые позднее ра­зовьются в европейской литературе. Специфика двоемирия аме­риканского романтизма: сочетание полета фантазии, воображения с практицизмом и здравым смыслом, предваряющим появление реалистических черт. Русские писатели о По (Достоевский, Блок, Брюсов).





оставить комментарий
страница1/5
Степаненко А. А
Дата05.03.2012
Размер0,56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх