Я. А. Ваграменко Редакционный совет icon

Я. А. Ваграменко Редакционный совет


Смотрите также:
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...
Я. А. Ваграменко Редакционный совет...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА






Научно-методический журнал
издается с 1994 года


Издание осуществляется с участием

Академии информатизации образования

Учредители:

Московский государственный открытый

педагогический университет им.М.А.Шолохова,
Институт информатизации образования (ИНИНФО),

Уральский государственный педагогический университет


Главный редактор Я.А.Ваграменко

^ Редакционный совет:

Игнатьев М.Б. (С-Петербург), Колин К.К. (Москва),

Крамаров С.О. (Ростов-на-Дону), Лапчик М.П. (Омск),
Каракозов С.Д. (Барнаул), Король А.М. (Хабаровск),

Куракин Д.В. (Москва), Лазарев В.Н. (Москва),

Могилев А.В. (Воронеж), Найденов И.Н. (Москва),
Плеханов С.П. (Москва), Румянцев И.А. (Санкт-Петербург),

Сарьян В.К. (Москва), Смольникова И.А. (Москва),
Хеннер Е.К. (Пермь)



^ Редакционная коллегия:

Зобов Б.И.(зам. главного редактора, Москва),
Жаворонков В.Д. (Екатеринбург),
Круглов Ю.Г. (Москва), Нижников А.И. (Москва),
Подчиненов И.Е. (Екатеринбург)

СОДЕРЖАНИЕ

^ КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

А.А.Зубрилин, О.И.Пауткина Некоторые пути формирования пространственных представлений и пространственного воображения на уроках математики и информатики в средней школе……………………………………………….

3

^ Л.В. Жилина Информатизация школьного образовательного пространства как условие создания информационной инфраструктуры школы….

13

Я.А.Ваграменко Л.В Нестерова О результатах педагогического эксперимента по применению имитационной модели телекоммуникационной сети в школьном курсе Internet-технологий…………………………………………………………………………..

20

^ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Т.Б. Казиахмедов Компетентностный подход построения курса информатики в региональных учебных заведениях………………………………………………………………


28

^ С.В. Русаков, Н.И. Миндоров Кибернетическая модель практического занятия в компьютерном классе …………………………………………………………………………….


34

^ П.В. Самолысов Имманентная структура межпредментой связи экономики, математики, информатики………………………………………………………………………..


43

^ РЕСУРСЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Т.Ю. Ильина, И.А. Румянцев Педагогическая информатика и информационная педагогика………………………………………………………………………………………………

48

В.В. Персианов Компьютерные обучающие системы: разработка и применение..

52

Е.И. Мещерякова Электронные системы в обучении юридическим дисциплинам

55

О.Г. Смолянинова О компьютерных агентах, метапознании и эффектах визуализации в виртуальном образовательном пространстве……………………………

61

А. Я. Фридланд Понятие «алгоритм» и методика его введения при изучении информатики…………………………………………………………………………………………..

66

КОНФЕРЕНЦИИ

Я.А. Ваграменко Информационное пространство для деятельности педагога…….

77

Решение 10-й всероссийской конференции «Информатизация образования-2002»

84




Решением ВАК Минобразования России от 17 октября 2001 года журнал «Педагогическая информатика» включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». (Бюллетень ВАК №1, 2002 г.).






КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ
^

А.А.Зубрилин, О.И.Пауткина


Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева


Некоторые пути формирования пространственных представлений и пространственного воображения

на уроках математики и информатики в средней школе


В последнее время все чаще появляются интересные статьи (см., например, [1]), в которых ведется речь о формировании пространственного мышления, но при этом почему-то обходится стороной рассмотрение вопроса о формировании пространственных представлений и пространственного воображения - важных (мы бы даже сказали, основополагающих) составляющих пространственного мышления. А ведь именно от того, как будут они сформированы, зависит и формирование собственно пространственного мышления. В данной работе нами предлагается несколько путей формирования пространственных представлений и пространственного воображения. Причем процесс формирования может быть реализован как на уроках информатики, так и на уроках математики, и интегрированных уроках информатики с математикой и черчением. В качестве средства обучения мы предлагаем применять и специальные игровые упражнения, и компьютерную технику с соответствующим программным обеспечением.

Сразу же оговоримся, что не все компьютерные программы помогают в формировании и/или развитии пространственных представлений и пространственного воображения. По нашему мнению, компьютерные аркадные игры, в которых герои перемещаются по трехмерным лабиринтам в поисках сокровищ или монстров, отрицательно влияют на процесс формирования. Не симпатизирует нам и злоупотребление программами типа 3D-Studio, когда трехмерные объекты строятся автоматически, а обучаемые видят начало построения объекта и завершение построения - процесс построения скрыт от них за автоматическими операциями программы. Среди приемлемых программ мы отмечаем ряд развивающих игр, языки программирования и некоторые другие программные средства.

Перед описанием путей формирования пространственных представлений и пространственного воображения, выделим четыре исследуемых нами направления, которые связанны с:

I. ... восприятием изображений пространственных тел на плоскостных носителях;

II. ...построением пространственных тел и их элементов на плоскостных носителях;

III. ... пространственными координатами;

IV. ... движением пространственных объектов.


I группа. "Восприятие".

Основная причина в том, что обучаемым трудно дается оперирование абстрактными пространственными телами, состоит, на наш взгляд, в несформированности у обучаемых навыка восприятия изображений этих тел на плоскостных носителях. Прежде, чем изображать тела, следует научиться воспринимать эти объекты, представлять расположение элементов, составляющих многоэлементные пространственные объекты и выделять части, входящие в состав других частей. Для ликвидации отмеченного пробела нами предлагаются задачи на восприятие пространственных объектов, рисунки которых сделаны в необычных ракурсах, а обучаемые пытаются воедино соединить изображения предмета, сделанные с различных сторон.


Игровое упражнение №1. "Распознай предмет"

Правила: Обучаемым последовательно предъявляются изображения некоего предмета, сделанные с разных сторон. Предмет желательно брать из окружающей обучаемых обстановки. После предъявления очередного изображения, обучающий дает подсказку типа "Этот предмет применяется в ... (быту, школе, торговле и т.д.)", "Предмет состоит из ... (двух частей, железа, пластмассы и т.д.)" и т.д. Обучаемым следует установить, что это за предмет и с каких сторон он изображен.

Если обучающий заготовил для показа несколько изображений предмета, а распознавание произошло за меньшее количество предъявляемых рисунков, то можно попросить обучаемых схематически изобразить данный предмет с тех сторон, рисунки которых еще не были предъявлены. Выполнение данной части упражнения позволит опосредованно закрепить умения изображать плоскостные фигуры.

Указание: упражнение может применяться и на уроках математики, и на уроках информатики. Учитель сам определяет, в каком классе целесообразно предъявлять то или иное изображение.

Рисунки:

1.


2.





3.


4.


5.




6.







Возможные подсказки к рисункам

1.

1) Состоит из стекла. 2) Имеет одно отверстие. 3) Имеет дно и горлышко.

2.

1) Появляется только зимой. 2) Обычно белый. 3) Любит морковку.

4) Холодный.

3.

1) Состоит из большого количества деталей. 2) Один из его компонентов имеют и некоторые животные. 3) Источник жизнедеятельности - электрический ток. 4) Один из наиболее распространенных в современное время источников информации.

4.

1) Бывает живой и не живой. 2) Чувствительна к прикосновению.

3) Сама по себе не работает. 4) Ручное устройство ввода информации (обычно графической) в компьютер.

5.

1) Техническое устройство. 2) "Любит" бумагу. 3) Периферийное компьютерное устройство. 4) На рисунке предмет изображен с поднятой крышкой.

6.

1) Большая часть железная, меньшая – пластмассовая.

2) В устройство в данный момент что-то вставляется. 3) Вставляются диски. 4) В него помещаются основные компоненты компьютера


Ответы: 1. Бутылка. 2. Снеговик. 3. Телевизор (на подставке) с антенной. 4. Компьютерная мышь. 5. Планшетный сканер с поднятой крышкой. 6. Системный блок персонального компьютера с выдвинутым лотком CD-ROM и дискетой, не до конца "вдавленной" в дисковод.


Игровое упражнение №2. "Задай вопрос и распознай предмет"

Правила: Обучаемым предъявляется изображение некоего предмета, сделанного с одной стороны. Для выяснения того, что изображено на рисунке, обучаемые задают вопросы обучающему, на которые тот дает уклончивые ответы.

Указание: упражнение может применяться и на уроках математики, и на уроках информатики.

Пример.


1) Где используется? (В обучении, в развлечении, в учении).

2) Без него может прожить человек? (В настоящее время - да, раньше - было трудней).

3) Из чего сделан? (Из бумаги и картона).

4) Имеет ли обложку? (Да) и т.д.

Ответ: книга (вид с торца)



Рисунки:




Ответы: 1. Шпингалет. 2. Грабли. 3. Урна. 4. Чайник. 5. Крышка от ведра. 6. Подошва.


Игровое упражнение №3. "Разложи предмет на части"

Правила: Обучаемым предъявляется изображение пространственного тела (если класс слабый, целесообразно предъявить сам предмет). Им следует определить, какие простые пространственные тела (цилиндр, шар, сфера, призма, параллелепипед и т.д.) входят в данный объект.


Рисунки:





Возможные ответы:


Предмет

Части, из которых состоит предмет

Гантель

Цилиндр (ручка), два шара без сегментов

Детская пирамида

Цилиндр (основание), три цилиндра без вырезанных внутренних цилиндров (кольца), шар без вырезанного внутреннего цилиндра (верхушка), цилиндр (ось, на которой держатся кольца)

Гиря

Шар, часть тора (ручка)

Штанга

Четыре цилиндра без вырезанных внутренних цилиндров ("блины"), цилиндр (ось)

Песочные часы

Два усеченных конуса

Пуговица

Цилиндр, из которого удалены четыре цилиндра меньших размеров

Дом

Параллелепипед, перевернутая на бок прямая треугольная призма с отверстием в форме цилиндра (крыша), цилиндр (труба)

Таблетка

Цилиндр, из которого удален прямоугольный параллелепипед


II группа. "Построение".

При построении пространственных тел на плоскостных носителях обучаемые затрудняются накладывать плоскостные фигуры так, чтобы возникала иллюзия пространственности тела. Решить эту проблему можно как в процессе решения качественных задач, так и с использованием компьютерной техники, когда обучаемым необходимо построить изображение пространственного тела на экране монитора.


Игровое упражнение №4. "Соедини части - получи предмет"

Правила: Обучаемым предлагается несколько плоскостных фигур. Необходимо определенным образом совместить эти фигуры так, чтобы получилось пространственное тело. Разъединять исходные фигуры нельзя (фигуры, имеющие хотя бы одну общую точку составляют один предмет). Допускается двигать фигуры (поворот запрещен). Тела могут быть полые, заполненные, каркасные. После совмещения обучаемые должны сказать, какое тело получено и какие реальные объекты похожи на данное тело.

Указание: упражнение целесообразно применять на уроках математики, конструирования, геометрии.

Пример: Даны окружность и овал (см. ниже). Из них можно получить шар (сферу). Из реальных тел данное тело напоминает мяч.




Рисунки:





Возможные ответы (см. рис. 2): 1. Шар с вырезанным сегментом (арбуз без дольки). 2. Сфера (глобус с одной параллелью). 3. Цилиндр (бочонок, стакан). 4. Часть сегмента (долька от апельсина). 5. Конус (колпак). 6. Конус (башня замка). 7. Пирамида (египетская пирамида).




Рис. 2. Рисунки-ответы


Упражнение усложняется разрешением поворачивать исходные изображения. В этом случае некоторые из изображенных выше рисунков видоизменяются:


Видоизменение приводит к появлению дополнительных ответов.


Игровое упражнение №5.

"Построй пространственное тело на экране монитора"

Правила: По предъявляемому рисунку сделать чертеж на бумаге и составить программу, строящую данное пространственное тело.

Указание: теоретическая часть рассматривается на уроках математики или геометрии, практическая - частично на геометрии, частично - на информатике.

Перед выполнением упражнения обучаемым напоминается, что пространственные изображения получаются путем комбинации плоскостных фигур так, чтобы возникала иллюзия появления глубины (толщины) объекта. Дается задание заполнить (две последние колонки) таблицу:





Объект

Плоскостное изображение

Пространственное изображение

1

Мяч

Окружность

Окружность + эллипс (или две дуги, одна из которых изображается штрих-пунктирной линией)

2

Шляпа-цилиндр

Прямоугольник + отрезок

Два отрезка, три дуги, эллипс

3

Гантель

Две окружности + две дуги

Две окружности + две дуги + три эллипса (или трижды по две дуги, одна из которых изображается штрих-пунктирной линией)


После этого обучаемые строят на бумаге плоскостные и пространственные изображения рассмотренных объектов (см. рис. 3).



Рис. 3. Плоскостные и пространственные изображения

Перед составлением программы обучаемым напоминается, что при построении изображений на экране монитора ось Ox располагается слева направо, ось Oy - сверху вниз, начало координат - верхний левый угол, т.е. данная система координат отличается от декартовой плоскостной системы координат.

Программы могут быть следующими:

1. Мяч.

SCREEN 9

^ CIRCLE (300,150),40,6

CIRCLE (300,150),40,6,,,.2

Имитация пространственности достигается добавлением эллипса (последняя строка), сжатого по горизонтали. Для наглядности эллипс или можно закрасить (добавляется строка PAINT (300,150),6), или вместо него строятся две дуги, одна из которых изображается штрих-пунктирной линией.

Во втором случае вместо третьей строки дописывается следующий блок программы:

FOR X=0 TO 4*ATN(1) STEP .2 ' 4*ATN(1) соответствует 

CIRCLE (300,150),40,6,X,X+0.1,.2 ' построение штрих-пунктиром

NEXT X

CIRCLE (300,150),40,6,4*ATN(1),8*ATN(1),.2 ' "передняя" дуга

После построения стоит попросить обучаемых изобразить сплюснутый по вертикали эллипс (коэффициент сжатия меняется с .2 на 1.6). Обучаемые должны заметить несовпадение горизонтальных и вертикальных составляющих и сделать соответствующие выводы.


2. Шляпа-цилиндр.

SCREEN 9

CIRCLE (350,100),50,5,,,0.3 ' верх цилиндра

^ PAINT (350,100),5

LINE (300,100)-(300,180),5 ' боковые линии

LINE (400,100)-(400,180),5

CIRCLE (350,180),50,5,3,0,0.3 ' основание цилиндра

CIRCLE (350,180),90,5,2.15,7.25,0.4 ' тулья цилиндра

CIRCLE (350,190),90,5,2.97,6.4,0.4

PAINT (350,220),5 ' закраска тульи цилиндра

Числа (угловые положения дуг, коэффициент сжатия, радиус) подбираются "методом проб и ошибок".

В данной программе имитация пространственности достигается использованием светотени. Если необходимо дополнить рисунок невидимыми линиями, то в программе делается ряд изменений.

После шестой строки добавляются строки

FOR X=0 TO 4*ATN(1) STEP 0.2

^ CIRCLE (350,180),50,5,X,X+0.1,0.3

NEXT X

После седьмой строки добавляются строки

FOR X1=1 TO 2.15 STEP 0.2

CIRCLE (350,180),90,5,X1,X1+0.1,0.4

NEXT X1


3. Гантель.

SCREEN 9

^ CIRCLE (100,100),30,6

CIRCLE (100,100),22,6,,,1.6

CIRCLE (250,100),30,6

CIRCLE (250,100),22,6,,,1.6

CIRCLE (175,100),70,6,0.8,2.3,.2 ' ручка гантели

CIRCLE (175,100),70,6,4,5.4,.2

CIRCLE (175,100),14,6,,,1.6

Для изображения невидимых линий строки под номерами три, пять и восемь (т.е. те строки, где указан коэффициент сжатия 1.6) заменяются на следующие группы из четырех строк:

^ 1 CIRCLE (100,100),22,6,2*ATN(1),6*ATN(1),1.6

FOR Y=6*ATN(1) TO 10*ATN(1) STEP 0.2

CIRCLE (100,100),22,6,Y,Y+0.1,1.6

NEXT Y

2 CIRCLE (250,100),22,6,2*ATN(1),6*ATN(1),1.6

FOR Y1=6*ATN(1) TO 10*ATN(1) STEP 0.2

CIRCLE (250,100),22,6,Y1,Y1+0.1,1.6

NEXT Y1

^ 3 CIRCLE (175,100),14,6,2*ATN(1),6*ATN(1),1.6

FOR Y2=6*ATN(1) TO 10*ATN(1) STEP 0.2

CIRCLE (175,100),14,6,Y2,Y2+0.1,1.6

NEXT Y2


Игровое упражнение №6. "Изобрази сечение"

Правила: Дается объемное тело, которое определенным образом рассекается плоскостью. Изобразить данное сечение на листе бумаге, а потом написать программу, строящую рассеченное тело на экране монитора.

Указание: выполнение упражнения начинается на уроках геометрии (черчения), продолжается на уроках информатики.

Рисунки:


1.

2.

Осевое сечение шара плоскостью (плоскость вертикальна)

4.

Осевое сечение конуса (плоскость вертикальна)

3.

Сечение конуса плоскостью, параллельной основанию



Осевое сечение шара плоскостью (плоскость горизонтальна)

Приведем листинги программ (все программы начинаются командой SCREEN 9):


1

^ CIRCLE (200,100),90,,,,.2

CIRCLE (200,100),90,,4*ATN(1),8*ATN(1)

2

CIRCLE (200,100),65,,,,1.6

CIRCLE (200,100),90,,6*ATN(1),10*ATN(1)

3

^ CIRCLE (200,50),50,,,,.2

CIRCLE (200,150),90,,4*ATN(1),8*ATN(1),.4

FOR X=0 TO 4*ATN(1) STEP 0.2

CIRCLE (200,150),90,,X,X+0.1,0.3

NEXT X

LINE (150,50)-(110,150)

LINE (250,50)-(290,150)

4

^ CIRCLE (200,150),90,,6*ATN(1),8*ATN(1),.4

FOR X=0 TO 2.5*ATN(1) STEP 0.2

CIRCLE (200,150),90,,X,X+0.1,0.2

NEXT X

LINE (190,50)-(290,150)

LINE (190,50)-(200,185)

LINE (190,50)-(170,133)

LINE (200,185)-(170,133)


III группа. "Пространственные координаты".

Начинать формировать навыки работы с пространственными координатами можно с 5-го класса, используя для этих целей компьютерные игры, имитирующие трехмерное пространство. Таких игр существует несколько десятков, но мы опишем лишь одну из них, ибо она не требуют больших компьютерных ресурсов и проста в освоении.


Компьютерная игра №1. "Поймай каплю"

Правила: Загружается программа dropper.exe (см. рис. 4), используя клавиши со стрелками для перемещения "тазика", в него ловятся капли, падающие с потолка.





Рис.4. Сцена из игры


IV. Движение.

Движение тел в трехмерном пространстве связано с перемещением каждой точки тела. Т.к. изобразить движение всех точек невозможно, то обычно показывают перемещение поверхности фигуры.

В качестве демонстрации (только демонстрации!) процесса движения, обучаемым стоит показать программы, созданные в пакете 3D-Studio. Для закрепления полученных знаний можно предложить задание: используя язык программирования Бейсик, написать программу, имитирующую движение пространственного тела. Приведем пример программы, имитирующей перемещение шара (пространственное изображение):

SCREEN 9

FOR X=0 TO 500 STEP .5

^ CIRCLE (100+X,150),40,6

CIRCLE (100+X,150),40,6,,,.2

PAINT (100+X,150),6

CIRCLE (100+X,150),40,0

CIRCLE (100+X,150),40,0,,,.2

PAINT (100+X,150),0

NEXT X

CIRCLE (100+X,150),40,6

CIRCLE (100+X,150),40,6,,,.2


Подводя итог, отметим, что, во-первых, не целесообразно применять приведенные (и другие подобные им) игровые упражнения на каждом уроке; во-вторых, при использовании игрового упражнения или компьютерной игры для эмоциональной разгрузки, нельзя акцентировать внимание обучаемых на этом. Например, не рекомендуется предварять упражнение и игру словами: "А теперь давайте отдохнем (т.е. расслабимся!) и поиграем".

Литература



1. Совертков П.И. Развитие пространственного мышления учащихся с помощью компьютера // Педагогическая информатика. 2001. №4.


Л.В. Жилина

Средняя школа №24 г. Нерюнгри Республика САХА (Якутия)


информатизация школьного образовательного пространства как условие создания информационной инфраструктуры школы*


Я работаю над темой: «Программа информатизации школьного образовательного пространства средней школы №24 г. Нерюнгри». Ее актуальность обусловлена тем, что в качестве одной из основных задач образования Республики Саха (Якутии) является вхождение в современное информационное общество. С этой целью республика вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. В настоящее время согласно Программе президента республики достигнут необходимый уровень оснащенности школ компьютерной техникой. В г. Нерюнгри разработана и реализуется городская программа информатизации системы образования. Перед каждой нерюнгринской школой поставлена задача – разработать свою программу информатизации, которая являлась бы подпрограммой городской программы.

И поскольку я являюсь заместителем директора по информатизации, то эта задача стоит передо мной.

Программа предусматривает развитие школьной образовательной системы в направлении комплексного использования информационных технологий.

Современные информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. В Республике Саха информатизация образования определена как приоритетная задача, направленная на развитие у граждан информационной культуры. Для этого достигнут необходимый уровень оснащенности школ республики, в том числе Нерюнгри, компьютерной техникой.

В связи с этим в нашей школе сложилась следующая ситуация (к ней я пришла после проведения мониторинга кадровой, материально – технической обеспеченности процессов информатизации школы).

Во-первых, здание нашей школы большое, кабинеты зам. директоров, в которых имеются компьютеры, находятся на разных этажах, поэтому для принятия управленческих решений тратится лишнее время, т.е. оно используются неэффективно. Создание локальной административной сети, банка данных по различным направлениям и использование соответствующего программного обеспечения может оптимизировать систему управления путем сокращения времени на принятие управленческих решений.

Во-вторых, в настоящее время огромный поток информации обрушивается на учеников из различных средств массовой информации. При этом обработать полученную информацию, выделить главное, систематизировать, может далеко не каждый ученик. Научить этому - предназначение курса информатики. В связи с этим должна быть повышена значимость курса информатики среди других предметов школьного курса и пересмотрена программа школьного курса информатики.

В-третьих, в школе имеется достаточно много различного педагогического программного обеспечения по разным предметам школьного курса, есть в наличии необходимая компьютерная техника, но это пока что мало используется на практике, кроме уроков информатики. Обучение учителей-предметников на курсах пользователей ПЭВМ и углубленных курсах, а так же знакомство с новым ППО будет способствовать интеграции информационных технологий в образование.

В-четвертых, необходимо педагогам повышать свой профессиональный уровень и проходить переподготовку на курсах, а это сложно осуществить за рамками города из-за различных проблем. В таких случаях на помощь приходит дистанционное обучение, которое позволяет обучаться не только учителям, но и учащимся. Кроме этого, ученики под руководством учителя могут участвовать в различных учебных телекоммуникационных проектах. Исходя из сложившейся ситуации, возникает необходимость в информатизации школьного образовательного пространства. А с другой стороны можно зафиксировать противоречие между необходимостью создания программы информатизации школьного образовательного пространства и отсутствием таковой программы. В качестве объекта исследования мы выбрали школьная образовательная система, а предметом для нас выступило развитие школьной образовательной системы в направлении комплексного использования информационных технологий.

Цель эксперимента: создание информационной инфраструктуры в системе образования сш. №24.

Задачи:

1. Управленческие:

  • обеспечение оперативных информационных связей

  • преобразование (обработка и анализ) информации в целях оперативного управления, прогнозирования, экспертизы школьной системы образования

  • организация информационных потоков (оперативных, нормативных, статистических и др.) по управленческой вертикали и горизонтали.

2. Педагогические:

  • совершенствование курса информатики

  • информационное обеспечение – поддержка учебных программ по образовательным областям

  • переход от дополнительных форм образования в дистанционном обучении педагогов и школьников к основным базовым формам.

3. Исследовательские:

  • построение единого коммуникативного пространства, включающего как учителей, так и учащихся, занимающихся разработкой исследовательских программ (доступ к системе электронных библиотек города, республики, России, зарубежья)

  • развёртывание сети диагностических комплексов (педагогического, психологического мониторинга).

4. Проектно-конструкторские:

  • формирование информационного пространства школы

  • построение развивающей творческой сферы для раскрытия потенциала детской одарённости.

5. Методические:

  • автоматизация сбора, систематизации, обработки и анализа информации по деятельности школы для решения задач мониторинга качества образования и педагогической аттестации

  • обеспечение оперативного доступа педагогических кадров к научно-методической информации

  • информационное обеспечение системы повышения квалификации.

6. Кадровые:

  • повышение профессиональной компетенции администрации и педагогических кадров школы в области информационных технологий

  • проведение компьютерного всеобуча среди педагогических работников.

7. Материально-технические:

  • техническое оснащение школы

  • обновление имеющегося компьютерного парка школы с учётом данного проекта.


В ходе работы над темой мы предположили, что:

Если использовать новые информационные технологии в системе деятельности современного школьного образования (организационно-управленческой, педагогической, исследовательской, проектно-конструкторской, методической), то это будет способствовать его эффективности за счёт их организации и взаимосвязи.


Модель программы «Информатизация школьного образовательного пространства сш №24» состоит из четырех крупных направлений в работе, которые включают в себя комплекс мероприятий:

  1. Информатизация управления, где необходимо решить задачи:

    • Создание локальной административной сети школы;

    • Обеспечение всех компьютеров административной сети специальным программным обеспечением;

    • Техническое оснащение школьной медиатеки;

    • Создание банка данных по различным направлениям.

  2. Совершенствование курса информатики, где необходимо:

    • Разработать программу непрерывного курса информатики;

    • Систематически повышать учителям информатики свой профессиональный уровень;

    • Проводить разнообразные внеклассные мероприятия по информатике.

  3. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предусматривает:

    • Курсовую подготовку учителей-предметников для работы на компьютерах;

    • Регулярное знакомство учителей с новым ППО;

    • Проведение учителями-предметниками компьютерных уроков;

    • Создание электронных учебников по предметам школьного курса;

    • Создание школьного образовательного сервера с различной информацией для учителей и учащихся;

    • Всевозможные компьютерные тестирования учащихся.

  4. Технология открытого образования необходима для решения задач:

    • Дистанционное дополнительное образование учителей и учащихся;

    • Участие учителей в дистанционных семинарах, педагогических советах, конференциях;

    • Участие учащихся в сетевых образовательных проектах.

Существуют взаимосвязи между первым и третьим направлениями, между вторым и четвертым, между третьим и четвертым.


Диагностический инструментарий и критерии оценки ожидаемых результатов:

  1. Анкетирование администрации школы и педагогических кадров по выявлению уровня сформированности положительных мотивов для реализации проекта.

  2. Тестирование администрации школы и педагогических кадров с целью выявления:

  • начальных навыков работы на ПЭВМ

  • развития способов деятельности

  1. Мониторинг качества обученности учащихся школы по курсу информатики и спецкурсам:

  • компьютерное тестирование

  • рубежный контроль знаний

  1. Экспертиза качества подготовки программ, пособий, тестов, контрольных срезов

  2. Создание банка данных по направлениям:

  • кадры

  • аттестация

  • повышение квалификации

  • передовой педагогический опыт

  • учащиеся и их движение и др.

  1. Диагностические комплексы для психологического мониторинга учителей и учащихся.


Промежуточные результаты эксперимента

С 2001-2002 учебного года в нашей школе реализуется программа информатизации образовательного пространства и по каждому направлению программы есть реальные результаты.


^ Информатизация управления

  1. В школе создана единственная на данный момент в городе корпоративная локальная сеть, охватывающая 30 компьютеров и школьный сервер, куда вошли две учебные локальные сети по 10 компьютеров каждая, и управленческая сеть, включающая 10 компьютеров: директора школы, секретаря, заместителей директора, методического кабинета, социальных педагогов, библиотеки, информационного центра

  2. В данной сети налажен документооборот, который дает положительные результаты: резко сократилась информация на бумажных носителях, происходит активный обмен файлами, рассылка файлов. Учителем информатики Сапрыкиным А.П. создана и уже как несколько лет успешно используется в работе программа по тарификации педагогических кадров нашей школы. Ежемесячно на её основе зам.директора по УВП составляет табель учета рабочего времени пед.кадров. Создан и ведется электронный журнал замещенных уроков. Для анализа зам.директорами по УВП посещенных уроков у учителей созданы различные электронные шаблоны. Проводятся компьютерные анкетирования учителей, результаты которых обрабатываются психологом. В повседневной работе администрации часто используется чат (по причине удаленности кабинетов) и школьная конференция, где накоплено более 1000 вопросов, ответов и предложений по улучшению учебно-воспитательного процесса.

В школе заканчивается работа по созданию медиатеки. Технически она оснащена компьютером, принтером, телевизором, видеомагнитофоном. Создается компьютерная база данных художественной и методической литературы с использованием программного обеспечения MARK - 4. Идет накопление фонда видеофильмов на видеокассетах (в настоящее время их 36) и CD. На библиотечных уроках эти фильмы демонстрируются учащимся. Учителя литературы проводят там уроки, включающие просмотр фильмов с литературными произведениями и дальнейшее обсуждение увиденного. Организован поиск необходимой информации через Интернет с последующим тиражированием, печатью на бумажных носителях…

  1. Создается банк данных по направлениям:

  • Педагогические кадры

  • Учащиеся школы

  • Передовой педагогический опыт (доклады, разработки уроков)

  • Повышение квалификации

  • Аттестация

  • Научно – методическая работа (работа проблемных групп)

  • Отчеты по учебной деятельности




  • оставить комментарий
    страница1/7
    Дата04.03.2012
    Размер1.43 Mb.
    ТипНаучно-методический журнал, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх