Рабочая программа по дисциплине Философская антропология, философия культуры (наименование дисциплины) по направлению icon

Рабочая программа по дисциплине Философская антропология, философия культуры (наименование дисциплины) по направлению


Смотрите также:
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 030100 «Философия» по...
Магистерская программа "Философская антропология и философия культуры" Время Нед. Дисциплина...
Программа вступительного экзамена в магистратуру по программе 520401 «Философская антропология и...
Курс. 01;Мпк. 01;4 методическое пособие по курсовой работе философская антропология...
Вопросы по философии для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00...
1-7 сентября 2005 г проводит юбилейную международную научно-практическую конференцию...
Программа учебной дисциплины опд...
Программа учебной дисциплины опд...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00...
Рабочая программа по дисциплине Философия религии Ирелигиоведение (наименование дисциплины) по...
Тема философская Антропология...
Философская антропология и философия культуры...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НЧОУ ВПО «АРМАВИРСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине ФилософСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

(наименование дисциплины)


по направлению 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры

(шифр и наименование направления, специальности)


Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры и учебного плана АПСИ


Составители рабочей программы:


д.ф.н., профессор_____ _________________ Похилько А.Д.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


д.ф.н., профессор_____ _________________ Колясников И.Н.

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О..)


Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета

(протокол №___ от «___»_______________20___г.)


«___»________20___г.

Армавир

2011


СОДЕРЖАНИЕ


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..3


I.РАЗДЕЛ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………...7

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………8

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………..16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………24


^ II.РАЗДЕЛ ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………………..31

ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………………………………………32

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………..38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………43


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ………………………………………………………….56

ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ………………………...59

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………..68


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Назначение дисциплины. Курс религиоведения, философской антропологии, философии культуры является органическим продолжением базового вузовского курса философии. Специальность 09.00.13 - «Философская антропология, философия культуры» носит комплексный характер; ее содержание обусловлено соединением проблем из двух областей знания. Такое соединение требует учета взаимосвязи философско-антропологического и философско-культурологического знания, нахождения и решения «стыковых» проблем. Объектами изучения в специальности являются человек и культура в их различных аспектах, что вызывает необходимость использования соответствующих данных конкретных наук и философского осмысления этих данных.

В преподавании философии долгое время доминировала социоцентристская тенденция во многом связанная и подавлением свободной философской мысли политической идеологией. Современные теоретические, практические и воспитательные задачи делают актуальным изучение проблемы человека и личности в философии, т.е. своеобразный антропоцентризм и персонализм. Дисциплина имеет целью обеспечить изучение аспирантами достижений мировой и отечественной философско-антропологической мысли и привить умение использовать методологические положения философской антропологии, философии культуры в своей теоретической и профессиональной деятельности.

Цель: пополнить, развить и углубить знания аспирантов по проблеме человека и культуры, полученные в процессе изучения базовых курсов философии и антропологии, научиться размышлять на антропологические и философско-культурологические темы.

Задачи дисциплины:

- дать аспирантам систему философских знаний о человеке,

- сформировать основы философской культуры,

- - познакомить с языком философской антропологии,

- способствовать пониманию места и роли человека в социальных процессах,

-сформировать представление о социокультурных ценностях,

- подвести аспирантов к уровню производства нового научного знания в области философской антропологии, философии культуры.


^ 1.2 Требования к знаниям и умениями обучаемого.

В ходе проведения данного курса необходимо выработать у аспирантов следующие представления, знаниям и умения:

Иметь представление:

  • о взаимосвязи человека, общества и культуры,

  • о многообразии форм антропологического знания,

  • о соотношении рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности и особенностях их проявления в современном обществе,

  • о сущности, назначении и смысле жизни человека,

  • о человеческих ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, их роли во взаимосвязи общественного и индивидуального моментов в человеческом бытии и сознании,

  • об автономности человеческого сознания, его онтологических и этических аспектах, взаимоотношении с бессознательным,

  • о роли сознания и самосознания в поведении, общении и профессиональной деятельности, формировании личности.

Знать:

-основные этапы развития философской мысли,

-основные этапы развития антропологической мысли, особенно, - отечественной,

-общую характеристику учений великих антропологов: И. Канта, Э. Тайлора, М. Шелера и других,

-главные направления и школы зарубежной и отечественной антропологии XX века,

-определения основных понятий философской антропологии: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «экзистенция», «трансценденция», «свобода», «ответственность», «творчество», «смысл человеческого существования» и др.

-условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры.

Уметь:

- применять основные положения философско-антропологических и культурологических знаний в научной, педагогической и повседневной деятельности;

- пользоваться антропологическим методом в философии и получать новое знание в этой области;

- использовать философско-антропологические знания для анализа духовных процессов, гуманистической экспертизы сценариев развития общества, принимаемых политических решений и нахождения эффективных приемов и способов в организации своей профессиональной деятельности.


^ 1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины.

Поскольку дисциплина читается на 1 курсе, то изложение материала опирается на базовые вузовские курсы философии, антропологии и культурологии. Такие межпредметные связи помогают адаптироваться к изучению сложных гуманитарных дисциплин. Предлагаемый курс был неоднократно прочитан авторами на различных факультетах различных вузов г. Армавира; он постоянно обновлялся с учетом духовных потребностей аспирантов, высказанных ими пожеланий. При чтении курса был использован опыт работы школы культурной антропологии при кафедре философии Армавирского государственного педагогического университета и в составе факультета дополнительных педагогических профессий. Обучение обеспечивается основными видами учебных занятий: лекциями, семинарами, самостоятельной работой над содержанием курса.

Изучение дисциплины направляется на понимание историзма и многообразия мировоззренческих ориентаций, свойственных различным типам культур, с осмыслением их общечеловеческого, гуманитарного содержания.


^ 1.4 Рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов

Чтение и конспектирование литературы составляет важный момент в организации самостоятельной работы аспирантов. Надо пользоваться не одним учебником, но брать научные статьи, монографии и другие источники, которые, как правило, конспектируют, т.е. сохраняют в памяти на бумажных носителях. В настоящее время широкое распространение получила компьютерная техника, которая, тем не менее, не отменяет простых записей ручкой или карандашом. С методикой и техникой конспектирования, чтения и обработки конспектов аспирант может познакомиться в любой библиотеке.

Кандидатский экзамен по специальности является важным этапом в научно-исследовательской деятельности аспирантов. Успех на экзамене в решающей мере зависит от систематичности подготовки к нему. Поэтому надо уметь самостоятельно работать. Аспиранты сами могут разработать свои методы, чтобы конкретизировать для себя общие рекомендации.


^ 1.5 Требования к экзамену

Экзамен должен показать способность аспиранта к самостоятельному научному творчеству. Простое воспроизведение материала позволит поставить только удовлетворительную оценку. Чтобы получить высокий балл, надо ответить на задаваемые вопросы и показать самостоятельность мышления и продемонстрировать творческий подход к проблеме.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ





п/п

Темы

Всего часов

В т.ч. аудит.

часов

Самост. работа



Всего

аудит.

часов

Из них

Лекции

Семинары

1

Введение: Понятия «человек» и «общество», «культура», их взаимосвязь.

4

2

2

-

2

2

Становление философской антропологии.

4

2

-

2

2

3

Развитие философской антропологии.

4

2

2

-

2

4

Проблема человека в русской религиозной философии.

4

2

-

2

2

5

Человек как единство социального и биологического.

4

2

2

-

2

6

Общественное и индивидуальное в историческом бытии и сознании человека.

4

2

-

2

2

7

Человек в системе социальных отношений.

4

2

2

-

2

8

Человек и история.

4

2

-

2

2

9

Человек и культура.

2

1

1

-

1

10

Проблема человека в начале третьего тысячелетия.

2

1

-

1

1

Итого: 36

36

18

9

9

18



^ ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА № 1. Введение: понятие «человек», «общество»,
«культура», их взаимосвязь.



Краткое описание темы: Человек как предмет философской антропологии. Человековедение как задача философской антропологии. Философская антропология как вопрошание человека о своем собственном бытии. Проблема определения человека. Многозначность и смысловая открытость понятия «человек». Относительная автономия философской антропологии и связь ее проблематики с другими областями философии. Онтология и гносеология как контекст понимания проблемы человека. Ценности и аксиологическое измерение человека. Комплексное изучение человека и проблема метода философской антропологии. Специфика конкретно-научного и философского изучения человека. Относительность демаркаций между различными сферами познания человека.

Специфика исследований человека, антропология как самопознание. Человек как субъект и объект антропологического знания. «Образ человека» как предмет и результат философской рефлексии, его объяснительный и прогностический потенциал. Образ человека как целостность в многомерности измерений человека, как внутреннее единство различных и даже противоположных факторов. Природа и сущность человека. Человек как родовое и общественное существо. Проблема развития человека, устойчивость и изменчивость человеческих качеств.

Философская антропология в мировоззренческой картине мира. Общество и человек. Общество и культура. Человек и культура Специфика вопрошания о человеке. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Культура личности. Проблема типов личности в психологии и философской антропологии. Сущность и существование человека. Эссенциализм и экзистенциализм как альтернативные подходы к проблеме человека в философии. Проблема самопознания и самосознания человека в условиях антропологической катастрофы. Свобода и творчество как атрибуты человеческого существования. Творчество, риск, игра. Виды творчества. Сущность морали в аспекте человеческой природы. Моральный идеал. Относительная автономия философской антропологии в системе антропологического знания.

Философское и конкретно-научное знание о человеке. Специфика «предмета» и метода философской антропологии. Антропология как специфическое самопознание и самосознание человека развивающегося. Синхронические и диахронические аспекты философской антропологии.


^ ТЕМА № 3. Развитие философской антропологии


Краткое описание темы: Проблема человека в европейской философии 19 века. Антропологический век и антидогматическая философия. Антропологический вопрос Канта: «Что есть человек?» Гносеологический и этический варианты обсуждения этого вопроса. Педагогическая антропология Канта. Гегелевская концепция человека. Радикальное переосмысление человеческой субъективности К.Марксом. Концепция практики и ее роль в понимании человека. Идеал свободной индивидуальности и снятия отчуждения в исторической перспективе. Экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора. Радикальное переосмысление проблемы человека в философии жизни. Образ человека у А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Смерть как судьба человека и культуры в философии О.Шпенглера.

Становление и развитие социальной (культурной) антропологии и ее значение для новой постановки философских проблем человека. Классический эволюционизм XIX — начала XX веков. Формирование предметной области культурной антропологии. Методы эволюционизма. Эвристические возможности «сравнительно-исторического» метода и метода «пережитков» Э.Б. Тайлора. Диффузионизм в культурной антропологии конца XIX — начала XX вв. Основные положения американской теории происхождения полинезийцев Т. Хейердала и ее эволюция

Американская школа культурной антропологии. Концепция «конфигурационной личности» (Р. Бенедикт). Теории «национального характера» (М. Мид, Р. Бенедикт). М. Мид об основных типах культуры в соответствии с особенностью положения в них детей. Концепция «культурного характера» (Г. Бейтсон). «Аккультурация», «транскультурация», «инкультурация»

Проблема человека в современной философии. Массовое общество и массовый человек. Одномерность человека по Г.Маркузе. Психоаналитическая концепция человека. Модель человека и его бытия в экзистенциальной философии. Персоналистическая программа радикального преобразования общества и человека. Образ человека и судьба его разума в дискурсе постмодерна.


^ ТЕМА № 5. Человек как единство социального и биологического


Краткое описание темы: Проблема социального и биологического в человеке. Традиционные и современные подходы к ее решению. Жизненный мир как фундаментальная категория философского учения о человеке. Координаты жизненного мира (судьба, свобода, смерть). Типы жизненного мира (мир желаний, мир цели, мир ценности). Жизнетворчество как социокультурный феномен. Образы мира и образы «Я».

Общественное и природное в человеке. Диалектика биологического и социального в человеке. Человек и агрессия. Проблема зла. Лики смерти. Феномен суицида. Человеческая телесность. Угрозы человеческой телесности в эпоху НТР. Философия здоровья и выживания. Невроз как реакция на процессы дегуманизации, невротическая личность нашего времени. Пути выхода из невроза и проект здорового общества. Проблема долголетия.

Человек во Вселенной: антропный принцип в его узкой и широкой версии. Философская, религиозная и научная картины мира, их особенности. Происхождение человека (проблема антропосоциогенеза). Основные гипотезы антропосоциогенеза. Креационизм.

Проблема смысла жизни человека и ценностей его существования (парадоксы счастья и любви). Критика гедонистической ценностной ориентации на простые чувственные удовольствия и наслаждения. Альтернатива аскетизма. Человеческая личность как ценность.


^ ТЕМА № 7. Человек в системе социальных отношений


Краткое описание темы: Социализация и инкультурация человека. Социальная стратификация и процесс индивидуализации. Человек в родовом, традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе. Социальная структура, организация общества и управление общественными отношениями. Политические отношения и проблема свободы индивида. Властные отношения в обществе, человек и власть. Власть как цель и власть как инструмент. Власть и насилие. Принуждение как универсальный способ социализации индивида. «Авторитарный человек» и «человек-жертва». Исторические формы принуждения и способы самозащиты индивида. Государство как институт организованного принуждения. Нравственное измерение политических отношений. Ненасилие как гуманистический принцип оценки политических действий и способ построения общественных отношений нового типа. Специфика политических отношений и политической организации в России.

Человек как субъект преобразующей деятельности. Исторические типы деятельности. Предметный характер деятельности и вещная зависимость человека. Отношения собственности в структуре деятельности. Человек как экономический индивид. Экономическое порабощение и экономическая свобода человека. Отчуждение человека в процессе деятельности, формы отчуждения и способы его преодоления.

Пространственно-временное измерение человека. Пространственные координаты человека, многомерность социокультурного пространства. Телесность как индивидуальный локус. Отношение человека к телу, телесная идентификация человека. Телесность как способ дистанцирования от другого и техника защиты от деиндивидуализации. «Схема тела» как граница индивида и проявление индивидуальности. Телесность как социальный знак. Способы и формы преодоления телесной ограниченности. Внутреннее пространство и внешнее пространство человека. Вещно-символический характер пространства жизнедеятельности человека. Символизация социокультурного пространства, пространственная иерархия. Поиски человеком своего места. «Автономный индивид», «человек-масса», «мигрант», «человек без корней». Ценностная организация и дезорганизация исторического пространства: «круг», «вертикаль», доминанта «верха», «многомерность» и «изломанность», «доминанта горизонтали», равнозначность социокультурных локусов. Восприятие и переживание человеком жизненного пространства: «свое-чужое», «дом и бездомность».

Общение как пространство самоидентификации человека. Отношение к другому. Диалог как реализация субъект-субъектных отношений. Персоналистическая революция как способ восстановления целостности человека. Соборность и всеединство как принципы преображения человеческого бытия и самого человека. Личность и индивидуальность как принципы самоидентификации человека в общении.

Человек как творец. Творчество как универсальная индивидуальная техника дистанцирования от общества, природы, другого индивида, от собственной определенности и детерминированности в бытии. Творчество как свобода, как создание новой реальности и тем самым уничтожение свободы. Противоречивый характер отношений творца и творения.

Массовое общество и человек-масса. Увеличение количества видов массовой деятельности и утрата человеком собственного Я. Социальная динамика и усреднение образа жизни и образа человека. Кризис социума и дезорганизация личности. Человек как предмет идеологических манипуляций тоталитарных режимов. Невостребованность индивидуальности и творчества. Дегуманизация общественных институтов.

Человек в социальной структуре общества. Социальная стратификация и социальная мобильность. Открытое и закрытое общество. Личность в массовом обществе. Национальные отношения и современные этнические конфликты. Свобода и ответственность личности. Социальный статус личности.

Проблемы воспитания и образования. Понятие педагогического творчества. Воспитание и самовоспитание. Проблема духовного пробуждения. Отношение педагогики к духовному кризису личности. Понятие встречи в педагогической антропологии. Риск и ятрогения в педагогике.

Человек и экономика. Человек в системе рыночных отношений. Рынок и смысл жизни человека в России. Экономика и потребности личности. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Заработная плата. Экономическая культура общества и личности.

Человек и политика. Власть, государство, человек. Принципы политической антропологии. Проблема ненасильственной политики. Проблема прав и свобод человека в современном мире. Конституция Российской федерации о правах человека.

Россия, русский человек и современный мир. Проблема Восток-Запад-Россия. Чаадаев, славянофилы, западники. Современная Россия как цивилизация. Русский человек и его ментальность. Соборность как ценностная доминанта российской культуры. Проблемы модернизации в современной России.


^ ТЕМА № 9. Человек и культура


Краткое описание темы: Человек и его место в культуре. Культура — это сам человек. Культура как адаптивная система в природе и социуме. Бытие человека как тотальность, как одновременность сосуществования и взаимодействия разных качеств человека. Многомерность и многокачественность культурного бытия человека. Роли и функции человека в культуре: человек производящий и разрушающий, управляющий и подчиняющийся, субъект практики, познания, общения и творчества. Свобода и творчество как способы подлинного существования человека в культуре. Превращенные формы существования человека. Смысл жизни как способ самоопределения, самопонимания и самоосуществления человека в мире культуры.

Ценностные ориентации: гедонизм, эвдемонизм, аскетизм, альтруизм, прагматизм, эгоизм, перфекционизм, гуманизм, персонализм, индивидуализм, коллективизм, соборность, фатализм, волюнтаризм и другие. Девиционизм в ценностных ориентациях личности.

«Мультикультурализм» и право человека на выбор собственной идентичности. Культурные модели поведения человека как практики идентичности. Жизненный стиль, ритуал как способы культурной маркировки и культурной демаркации. Габитус как культурная матрица поведенческих практик индивидов, индивидуализированная культурно-групповая форма деятельности, общения, мышления и выражения мыслимого. Габитус и социокультурный тип человека. Идентичность и импровизация как способы включенности в культуру. Габитус как техника социокультурной кодификации. Образ жизни и сословия как социокультурная дифференциация общества. Человек в традиционном обществе, деревенская культура и крестьянский образ жизни. Крестьянин как социокультурный тип.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


ТЕМА № 2. Становление и развитие философской антропологии.


Вопросы для обсуждения:

1. Проблема «агонального» человек в древнегреческой культуре. Теоцентризм средневековой христианской антропологии.

2. Антропоцентризм антропологии в мировоззрении эпохи Возрождения. Проблема природы человека в философии Нового времени.

3. Концепция человека в работах К. Маркса. Западная культурная антропология у М.Шелера и его последователей.

4. Становление и развитие социальной антропологии: эволюционизм, диффузионизм. Школа Дюркгейма.

5. Американская школа культурной антропологии. Культурология Уайта. Современные антропологические теории и посмодернизм.

^ Основные понятия: агонистика; космоцентризм; антропоцентризм; теоцентризм; ценности.


Вопросы самостоятельного рассмотрения:

1. Возможна ли замена мировоззренческих представлений человека о себе общей научной теорией?

2. Как соотносятся ценностные ориентации «иметь» и «быть» в реаль­ной жизни человека?

3. Когда возникла современная философская антропология?


Темы рефератов

1. Образ человека в исторических типах мировоззрения.

2. Специфика современной философской антропологии.


Основная литература:

  1. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. СПб., 2008.

  2. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

  3. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М., 1987.

  4. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в человека в западной философии.

Дополнительная литература

  1. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры. — М., 1995.

  2. Вебер М. Избранное: образ общества. М., 1994.

  3. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

  4. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

  5. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.



ТЕМА № 4. Человек как единство социального и биологического.


Вопросы для обсуждения:

1. Социальная сущность и биосоциальная природа человека.

2. Диалектика биологического и социального в человеке. Человек и агрессия.

3. Основные гипотезы антропосоциогенеза. Исторические судьбы теории эволюции Дарвина.

4. Индивидный подход в философии истории как выражение синергетического мировидения.

5. История как драма и трагедия: эстетическая и этическая интерпретация истории.

^ Основные понятия: модели и подходы к изучению общества; структурный анализ общества; концепция социальной стратификации: элементы социальной структуры общества; природная обусловленность развития общества; технологические детерминанты развития общества; значение духовной сферы в развитии общества; индивидуальная свобода и публичная власть; объективное и субъективное в истории; свобода и необходимость; личность и массы; насилие и ненасилие; ценности: нравственные, эстетические; свобода совести; свобода и ответственность человека.

Вопросы самостоятельного рассмотрения:

1. Человеческое общество и общность людей, их сходство и различие.

2. Место правового государства в реализации прав человека.

3. Цивилизационная концепция развития общества

4. Антропологическая специфика социальной реальности.


Темы рефератов:

1. Проблемы развития человека и гражданского общества в России.

2. Человеческий смысл и ценностная направленность общественного развития.

3. Ценности высшего образования и их место в становлении человека.

4. Камю и проблема смысла жизни


Основная литература:

  1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

  2. Марков Б.В. Философская антропология : Учебное пособие для вузов. СПб., 2008.

  3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007

  4. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. Москва; Ростов-на-Дону, 2006.

  5. Миронов В.В. Философия. Учебник. — М.: ПБОЮЛ Григорян А. Ф., 2008.

  6. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.


Дополнительная литература

  1. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

  2. Бердяев Н.А. Смысл истории- М., 1990.

  3. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  4. Мир философии. М., 1991., ч. 2.

  5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  6. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

  7. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.

  8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.


Тема № 6. Общественное и индивидуальное

в историческом бытии и сознании человека.

Вопросы для обсуждения:

1. Антиномия общественного и индивидуального, ее исторические модификации и способы разрешения.

2. Универсализм, коллективизм и индивидуализм как принципы ее решения. Социологический реализм и антропологический номинализм как методологические подходы к проблеме взаимосвязи общественного и индивидуального в человеке.

3. Феномены общественного и индивидуального сознания. Знание, познание, сознание.

4. Религия как форма общественного сознания человека, феномен культуры и индивидуальная религиозность. Проблема свободы совестит.


Литература

1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

2. Больнов О. Философия экзистенциализма. М., 1999.

3. Больнов О. Экзистенциальная философия и педагогика. Штудгарт, 1962 (на нем. яз.: Bollnow O.F. Exstenzphlosophe und Pädagogk. - Stuttgart, 1960)

4. Похилько А.Д. Введение в социальную и культурную антропологию. Армавир, 2007.

5. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. – Ростов-на-Дону, 2006.


ТЕМА № 8. Человек и история.


Вопросы для обсуждения:

1. Философско-методологические предпосылки рассмотрения автономии человека в обществе и истории.

2. Социализация и инкультурация человека.

3. Сознание и язык как факторы конструирования социокультурной реальности.

4. Культурные коды социальной памяти как основа историчности человека.

5. Духовная ситуация в современной России, ее антропологические истоки и перспективы.

Основные понятия: автономия человека, обособление, внутреннее основание, независимость, абсолютность, относительность, свобода, целостность человека.

^ Вопросы самостоятельного рассмотрения:

1. Связь автономии и относительной самостоятельности человека в обществе и истории.

2. Кризисные явления в духовности человека: влияние массовой культуры.

3. Принцип личностной автономии в процессах общения.

Темы рефератов:

1. Культурная автономия народа. Русский человек и его духовная культура.

2. Автономия эстетического сознания. Кризис современного искусства.

Основная литература:

  1. Алексеев П.В. История философии: учеб. для аспирантов вузов, изучающих философию - М.: Проспект, 2008.

  2. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

  3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007

  4. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. Москва; Ростов-на-Дону, 2006.

  5. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие для вузов. СПб., 2008.

Дополнительная литература

  1. Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь мир, 2000.

  2. Заевский Д.А., Похилько А.Д. Автономия религиозного сознания: Теория, методология, практика. Армавир: РИЦ АГПУ; Изд-во АПСИ, 2004.

  3. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001.

  4. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. – Ростов-на-Дону, 2006.

  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957.



ТЕМА № 10. Проблема человека в начале третьего тысячелетия.


Вопросы для обсуждения:

1. Кризис личностной формы духовной автономии человека в научно-техническом мире. Информация и духовность.

2. Духовная автономия человека в его религиозном опыте.


^ Основные понятия: духовная автономия человека, самодетерминация, обособление, внутренняя форма, зависимость, абсолютность, экзистенциально-антропологическое измерение, творчество.

Вопросы самостоятельного рассмотрения:

1. Связь автономии и относительной самостоятельности сознания и бытия человека.

2. Кризисные явления в духовности человека: влияние массовой культуры.

3. Принцип личностной автономии в процессах общения.

Темы рефератов:

1. Автономия политического сознания.

2. Проблема негативной зависимости человека.

3. Автономия эстетического сознания и кризис современного искусства.

Основная литература:

  1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007.

  2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / [И.Т. Фролов и др.] М.: Республика, 2005.

  3. Гуревич П.С. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. М., 2007

  4. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. Учебное пособие для вузов. Москва; Ростов-на-Дону, 2006.

  5. Марков Б.В. Философская антропология : учеб. пособие для вузов. СПб., 2008.

Дополнительная литература

  1. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: ЭКСМО, 2003.

  2. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003.

  3. Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь мир, 2000.

  4. Мамардашвили М.К. Философские чтения. СПб.: Азбука-классика, 2002.

  5. Общественное сознание и его формы / Под ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986.

  6. Похилько А.Д. Автономия сознания: основания, формы, релевантность. Армавир: РИЦ АГПУ, 2003.

  7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

  8. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма. СПб.: Лань, 1999.

  9. Дюркгейм Э. Священные объекты как символы//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии: Для высших учебных заведений/ В 2–х частях/ Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Наука, 1994. Ч.1-2.

  10. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Миф и религия. //Философские науки. –1991. – № 7.

  11. Мамардашвили М.К. Сознание — это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть. Интервью с М.К. Мамардашвли//Вопросы философии. 1989. № 7.

  12. Ясперс К. Духовная ситуация времени. // Смысл и назначение истории. М., 1991.

  13. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1. С. 12–21.



^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература:


  1. Барулин В. С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир : М., 2007.

  2. Бирич И.А. Философская антропология и образование : На путях к новому пед. Сознанию. М., 2003

  3. Выжлецов П.Г. Философская антропология. Введение : учебное пособие для аспирантов всех специальностей.: СПб., 2006.

  4. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. М., 2007

  5. Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология Москва; Ростов-на-Дону, 2006

  6. Марков Б.В. Философская антропология : Учебное пособие для вузов. СПб., 2008.

  7. Философская антропология : Очерк истории / [Б. В. Марков, А. А. Морев, Г. Е. Сергиевская и др. СПб., 2003


Дополнительная литература:

  1. Агасси Дж. К развитию рациональной философской антропологии// Философия человека: традиции и современность. В 4 ч. М., 1991. Ч.2.

  2. Альгин А.Р. Риск и его роль в общественной жизни . М., 1989

  3. Андреев И.А. Происхождение человека и общества. 3-е изд. М.,1988.

  4. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996

  5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993

  6. Ахиезер А.С. История России: конец или новое начало? / Ахиезер А.С., Клямкин И.М., Яковенко И.Г. - М.: «Либер. миссия" 2006.

  7. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1995

  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965

  9. Бергер П. Капиталистическая революция. М., 1994

  10. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990

  11. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989

  12. Библия. Священные книги Ветхого и Нового Завета.

  13. Больнов О. Философия экзистенциализма. М., 1999

  14. Больнов О. Экзистенциальная философия и педагогика. Штудгарт, 1962. (на нем. яз.: Bollnow O.F. Exstenzphlosophe und Pädagogk. - Stuttgart, 1960.)

  15. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность. М., 1994

  16. Бурханов Р.0. Классическая философская антропология: И. Кант и Л. Фейербах / Р. А. Бурханов, К. Н. Любутин. Екатеринбург; Нижневартовск, 1995

  17. Введение в философию: Учебник для вузов/ Под ред. И.Т. Фролова. М., 2006.

  18. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные труды. М., 1990

  19. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. М., 1996. №5.

  20. Григорьян Б.т. Философская антропология. М., 1982

  21. Грицанова А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск, 1991

  22. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994

  23. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984

  24. Гуревич П.С. Человек. 9 кл. Учебное пособие. М., 1995

  25. Гуревич П.С., Шокуев К.Б. Философская антропология. Нальчик, 1996

  26. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

  27. Делез Ж. Логика смысла. М., 1998

  28. Донченко В.А., Титаренко Т.М. Личность, конфликт, гармония. Киев, 1989.

  29. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989

  30. Зинченко В.М., Моргунов Б.Б. Человек развивающийся. М., 1994

  31. Золотухина-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов н/Д, 1995

  32. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993

  33. Камю А. Бунтующий человек. М., 1989

  34. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990

  35. Клакхон М. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб, 1998

  36. Конституция Российской Федерации. М., 2007.

  37. Крапивенский С.Э. Социальная философия. 3-е изд. Волгоград, 1996

  38. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988

  39. Культурная антропология: Учебное пособие /Емельянов Ю.Н. и др. СПб, 1996.

  40. Лоренц К. Агрессия. М., 1994

  41. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

  42. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. – М., 2003.

  43. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993

  44. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

  45. Мамардашвили М.К. Философия и личность: Выступление на Методологическом семинаре сектора философских проблем психологии Института психологии РАН 3 марта 1977 года. // Человек. - 1994. - № 5. - С. 5-19.

  46. Марков Б.В. Философская антропология. СПб, 1997

  47. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42

  48. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 2003.

  49. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 2004.

  50. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 2. М., 1991.

  51. Моуди Р. Жизнь после жизни: есть ли жизнь после смерти? – М., 2007.

  52. На пути к свободе совести. М., 1989

  53. Олдхэм Дж. М., Моррис Луи Б. Автопортрет вашей личности. М., 1996

  54. Орлова Э.А. Социальна и культурная антропология. М., 2005.

  55. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1992

  56. Отчуждение //Философский энциклопедический словарь. 2-е изд., М., 1989

  57. Панарин А.С. Введение в политологию. М., 1994

  58. Педагогическая антропология. Учебное пособие. М., 1998

  59. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов н/Д, 1996.

  60. Похилько А.Д. Введение в социальную и культурную антропологию. Армавир, 2007.

  61. Похилько А.Д. Социокультурная автономность сознания: экзистенциально-антропологическое измерение. – Ростов-на-Дону, 2006.

  62. Права человека накануне ХХ века. М., 1994

  63. Проблема человека в западной философии. Переводы. М., 1988

  64. Психология человеческой агрессивности. Минск, 1999

  65. Ремезова И. И.Современная философская антропология: аналитический обзор М., ИНИОН, 2005

  66. Рьюиз М. Эволюционная этика //Вопросы философии 1989

  67. Сабиров А.Г. Социально-философская антропология. М., 1997

  68. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1982

  69. Смерть и после ... М., 1992.

  70. Смысл жизни. Антология. М., 1993

  71. Советский менталитет. Армавир, 1994.

  72. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991

  73. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992

  74. Социальная философия и философская антропология : Тр. и исслед. / Рос. акад. наук, Ин-т философии; [Отв. ред. В. А. Кругликов] М. : ИФРАН, 1995

  75. Степин В.С. Философская антропология и философская наука. М., 1992.

  76. Субботский Е.В. Строящееся сознание. - М., 2007.

  77. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Бишкек, 1993.

  78. Танатова Д.К. Антропологический подход в социологии. - М., 2004.

  79. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987

  80. Философия. Учебник для вузов. Ростов н/Д, 2007

  81. Франк С.Л. Реальность и человек: метафизика человеческого бытия. - М.: АСТ 2007.

  82. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990

  83. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990

  84. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990

  85. Фромм Э. Из плена иллюзий. М., 1991

  86. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990

  87. Фромм Э. Искусство любить. М., 1991.

  88. Фромм Э. Человек для себя; Пер с англ. – Минск.: Изд В.П. Ильин, 2003.

  89. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. - М.: ООО «Издательство АСТ: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

  90. Хайек Ф. Дорога к рабству //Вопросы философии. М., 1990, № 1

  91. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991

  92. Черникова В.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества / В.Е. Черникова, Е.Н. Молчанова, Л.Е. Климова; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь: Мир данных, 2007.

  93. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

  94. Шиллер Ф. Другу истины и красоты. – Калининград, 2004.

  95. Щетинин М.П. Объять необъятное. М., 1986

  96. Энгельс ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20

  97. Это человек. Антология. М., 1995.

  98. Dеc E.L., Vanstecnkstc M. Self-determnaton theory and basc need satsfacton: understandng human development n postve psychology // Specal ssue. Postve psychology. Ed. by Antonclla Delle Fave. – 2004. - № 1.- P.23-40.



Художественная литература:


Антиутопии ХХ века. М., 1989

Воннегут К. Утопия 1 ч. М., 1967

Гофман Э.Т.А. Маленький Цахес, по прозванию Циннобер. М., 1986

Достоевский Ф.М. Бесы //Полн. собр. соч. В 30 т. Т.12

Камю А. Посторонний //Избранное. М., 1988

Кафка Ф. Замок. Процесс. М., 1989

Кёстлер А. Слепящая тьма // Нева. 1988 № 7-8

Кинг С. Мертвая зона. М., 1989

Маркес Г. Сто лет одиночества. М., 1995

Оруэлл Д. 1984. М., 1991

Ремарк Э.М. Искра жизни. М., 1980

Сент-Экзюпери А. Маленький принц. М., 1983

Хаксли О. Новеллы. Л., 1985


^ Литература по проблеме русского человека в ХХ веке:


Белов В. Кануны. - М., 1989

Булгаков М. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита //Собр. соч.: В 5 т. Т. 1, 2, 5 -М., 1990

Воробьев К. Это мы, Господи!.. - М.,1990

Гроссман В. Жизнь и судьба. М. - 1989

Замятин Е. Повести. Рассказы. Мы. - М., 1989

Краснов П. От двуглавого орла к красному знамени. - Екатеринбург, 1995

Лагутин В. Скитальцы. - Л., 1986

Маканин В. Портрет и вокруг. Один и одна. - М., 1991

Максимов В. Заглянуть в бездну. Прощание из ниоткуда. // Собр. соч.: В 9 т. Т. 4, 5, 7. - М., 1991-1993

Можаев Б. Мужики и бабы. - М., 1979

Набоков В. Приглашение на казнь. - М., 1989

Осоргин М. Времена. М.,1992

Платонов А. Чевенгур. Котлован. Впрок. Ювенильное море. - М., 1989

Распутин В. Живи и помни. Повести. - М., 1993

Ремизов А. В розовом блеске. - М., 1990

Трифонов Ю. Отблеск костра. Исчезновение. - М., 1988

Шмелев И. Солнце мертвых. Богомолье // Собр. соч.: в 5 т. Т. 1,4. - М., 1998

Шолохов М. Тихий Дон // Собр. соч. В 9 т. Т. 2-5 -М., 1966

Шукшин В. До третьих петухов // Собр. соч.: В 5 т. Т.2 - М., 1992

Шульгин В. Дни. 1920. - М., 1989.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ



п/п

Темы

Всего часов

В т.ч. аудит.

часов

Самост. работа



Всего

аудит.

часов

Из них

Лекции

Семинары

1

Культура как предмет философского анализа: ее происхождение, сущность, структура и функции

2

1

1

-

1

2

Сущность культурфилософии и культурантропологии

2




-

-

2

3

Историческая типология культуры


2

1

1

-

1

4

Культура и цивилизация. Многообразие подходов к трактовке категории «цивилизация»

2

-

-

-

2

5

Диалог культур в современном мире. Диалектика этнического и общечеловеческого в современном культурном процессе

4

3

1

2

1

6

Культура Российской цивилизации. Русский культурный архетип, менталитет и национальная идея. Россия - средоточие двух культур и цивилизаций

4

3

1

2

1

7

Ценности как феномен культуры. Переоценка ценностей, ценности и социальное бытие

4

3

1

2

1

8

Искусство как важнейший компонент культуры. Искусство и эстетика

4

1

1

-

1

9

Наука как социокультурный феномен. Культуротворческие функции науки

2

3

1

2

-

10

«Элитарная» и «массовая» культура

2

-

-

-

2

11

Этика, мораль, нравственность - ценности культуры

2

1

1

-

1

12

Современный глобальный социокультурный кризис


4

1

1

-

3

13

Ритуал и традиции в культуре Северного Кавказа

2

1

-

1

2

Итого

36

18

9

9

18



^ ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ




оставить комментарий
страница1/6
Дата04.03.2012
Размер1,08 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх