«крон-пресс» icon

«крон-пресс»



Смотрите также:
© крон-пресс, 1995 © Перевод, В. В. Федорин, 1995 isbn 5-232-00146-9 © Оформление, Η. Η. Орехов...
-
Излечивает
Излечивает
Книга, которую вы держите в руках, и предназначена для того, чтобы...
Новые поступления в библиотеку за май 2010 г. Ш6...
Энциклопедия женского здоровья изд. "Крон-Пресс", 1995 г...
Э. Ф. Дэникен Золото богов. Инопланетяне среди нас ббк 83. 34 ' Д94...
Э. Ф. Дэникен Золото богов. Инопланетяне среди нас ббк 83. 34 ' Д94...
Евгений харитонов. Кинофантастика, новости: Дмитрий байкалов...
Пресс-служба ОАО «Таттелеком» Дайджест сми...
Оценка состояния сосновых древостоев в условиях аэропромышленного загрязнения атмосферы по...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
скачать






Курт Теппервайн

Высокая школа

ГИПНОЗА

Гипноз — самогипноз Практическое руководство

МОСКВА

«КРОН-ПРЕСС»

2001


Краткий очерк истории гипноза

Древнейшая практика гипноза

Гипноз, наверное, возник еще на заре человече­ства. По крайней мере, клинописные таблицы, най­денные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Зем­ле — шумеры — уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться.

Шумеры

В знаменитой школе Эрек, где готовили буду­щих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим нео­провержимые свидетельства того, что уже в те вре­мена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, вну­шением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состоя­ния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз.

Индия

В самой древней священной книге индусов, на­писанной га санскрите, «Законы Ману» также при­водятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон,

8


^ КУР1 II ИШРВАЙН

приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль.

Египет

В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновре­менно исполняли роль народных врачей.

Чтобы ввести больного в гипнотическое состоя­ние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фикса­ции. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: «Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет».

Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды.

Греция

Греки называли гипноз храмовым сном. Боль­ные, которые приходили в храм, в течение некото­рого времени должны были соблюдать определен­ную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях.

После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать.

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

9

Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его соб­ственные возможности к излечению под воздействи­ем всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги.

Особое значение и чудотворное действие при­писывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшие­ся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов.

Однако в те времена, как и сейчас, существова­ли больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жре­цы-медиумы — впадая в транс, они устанавливали контакт с богами.

В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги.

В других храмах состояние транса вызывало ри­туальное сожжение некоторых видов трав.

Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом.

^ Древний Рим

Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обес­печивали контакт с богами. Даже философы пользо­вались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили учени­ки обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим-


^ III КУРТ ТЕППЕРВАЙН

пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в «магических искусствах», причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: «Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек». Олимпий почувствовал рез­кую боль и признал, что Плотин обладает большей силой.

^ Гипноз и христианство

Использование гипноза в качестве храмового сна известно до середины VI века, после чего хри­стианские монахи во все большей степени стали перенимать приемы храмовых жрецов и начали со­вершать чудодейственные излечения с помощью молитв, освященной воды и мощей мучеников. К этому приложили руку и папы и короли. В Новом Завете читаем: «Они возложат руки на больных, и тем станет лучше...»

Первое упоминание о самогипнозе мы находим в XI веке у членов Ордена монахов-отшельников, что селились у горы Афон. Монахи-эзихасты подвер­гали себя самогипнозу, устремляя взгляд на соб­ственный пупок, поэтому их называли «омфалопси-хиками», т.е. устремляющими взор на пуп.

Парацельс

Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм (1493—1541), или Парацельс, учил, что ре­шающим фактором любого врачевания является «внутренний глаз». Парацельс сообщает, что мона­хи в Каринтии заставляли больных подолгу вгля­дываться в блестящие шары из хрусталя. Как пра­вило, такие больные погружались в глубокий сон, и в таком состоянии монахи внушали больным необходимость выздороветь, что нередко и проис­ходило.

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

11

Инквизиция

Лишь времена инквизиции заставили людей забыть это искусство врачевания. Ведь каждый, кто владел таким умением, мог быть заподозрен в ереси и в пособничестве дьяволу, а значит, и сожжен на костре.

От магнетизма к научному гипнозу

^ Атаназиус Кирхнер

В 1646 году патер Ордена иезуитов Атаназиус Кирхнер (1606—1680), автор книги «Чудесный экс­перимент», описывает, в частности, как надо «за­колдовывать» петуха. Это было первое классическое научное описание так называемого животного гип­ноза, потому мы можем считать Кирхнера предше­ственником месмеровского «животного магнетизма».

^ Максимилиан Хелл

Еще один монах Ордена иезуитоя и известный

астроном профессор Максимилиан Хелл (1720— 1792) нередко проводил так называемые «магнети­ческие курсы». Он изготавливал магниты так, чтобы по форме они напоминали заболевший орган, и прикреплял их к такому органу. Результаты были поразительные — Хелл вылечивал до 60—70% боль­ных, да и вообще магниты давали общее улучшение самочувствия.

^ Франц Антон Месмер

Подобные опыты привели Франца Антона Мес­мера (1734—1815) к такому выводу: «Для того чтобы вызвать соответствующий эффект, не требу­ется никакого небесного, минерального или желез­ного магнетизма». Для «магнетизации» больного достаточно «флюидов», идущих от него самого. Месмер придумал термин «животный магнетизм», и его именем открывается современная история


^ 12 КУП И ИИЕРВАЙН

гипноза. Месмер переносил этот «флюид, дотраги­ваясь до человека и как бы гладя его сверху донизу. Это были знаменитые «месмеровские поглажива­ния». В 1775 году Месмер разослал во все известные академии мира письмо, в котором изложил 27 тезисов своей теории.

Среди врачей Месмер нажил немало влиятель­ных врагов, особенно после поразительного случая исцеления пианистки, которая ослепла, когда ей было от роду 4 года. Месмеру пришлось даже бежать из Вены в Париж, где он нашел много друзей и восторженных поклонников. Среди его пациентов были даже Мария Антуанетта и придворные. Любо­пытно отметить, что Месмер меньше значения при­давал собственно усыплению, а больше всего тому, чтобы вызвать в человеке кризисное состояние, способствующее исцелению.

На его оздоровительных сеансах больные сидели кружком вокруг бассейна, заполненного «магнети­зированной водой». Из бассейна торчали железные прутья. Месмер заставлял больных брать эти прутья в руку, и таким образом магнитные потоки направ­лялись от одного человека к другому.

Очевидно, напряжение ожидания вызывало са­мовнушение и тем самым способствовало «оздоро­вительному кризису». Как только один больной впадал в это кризисное состояние, оно передавалось и другим.

По распоряжению короля в 1784 году Фран­цузская академия наук создала комиссию, перед которой была поставлена задача проверить учение Месмера. В комиссию входили врачи Гильотин, Жори и Саллен Д'Орсэ, а также делегированные академики Бейли, де Бори, Франклин и Лавуазье. Эта комиссия сочла учение Месмера ложным, а теорию о «флюидах животного магнетизма» нена­учной. Ученые сделали вывод, что все случаи изле­чения в результате месмеризма основаны на само­внушении.

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

13

Сторонники Месмера пытались указать на то, что комиссия оставила вне рассмотрения важней­ший факт: животные, которых нельзя заподозрить в самовнушении, подвергшиеся процедуре по методу Месмера, испытали такой же лечащий криз.

Комиссия не только запретила французским вра­чам заниматься «месмеризмом», но и пригрозила ли­шить диплома тех, кто станет даже обсуждать эту тему.

Между тем правители других стран не остались равнодушными к этому поразительному способу лечения. Король Баварии, датский король и даже русский царь просили своих врачей заняться теоре­тической и практической проверкой учения Месме­ра, и таким образом этот ученый, хоть и руковод­ствовался исходно ложными положениями, стал предтечей современной психотерапии.

Аббат Фариа

Начало современному учению о самовнушении положил португальский аббат Фариа (1755 — 1819). I'. 1813 роду он переехал из португальской колонии I па м Париж. В Индии Фариа изучал случаи гипноза п пришел к убеждению, что для засыпания вовсе нет необходимости во флюидах, которые исходили бы от гипнотизера, как полагал Месмер. Решающую роль Фариа отдавал внушению.

Выступления Фариа, а также вышедшая в 1819 году работа «Ье 1а сайке йи зоттеП 1ис1с1е еп ёЧийе киг 1а иатге йе ГЬотте» («Вызывание ясного сна и его илияние на природу человека») вызвали немалый интерес. В своей книге аббат называл гипнотизера «концентратором», гипнотизируемого — «концент­рируемым», а гипнотический сон — «концентраци­ей», или «ясным сном».

Метод аббата Фариа заключался в следующем: <>п просто подходил к больному, пристально смот-рсч на него, а потом вдруг вскрикивал «Эогтег!» («Засыпайте!»), и почти половина подопытных сле-допали этому призыву. Таким образом, перед нами


14 КУРТТЕППЕРВАЙН

начальная форма того гипноза устрашения, которым впоследствии врач Шарко широко пользовался в больнице «Ла Сальпетриер».

Джеймс Брейд

Решающий шаг в дальнейшем развитии гипноза сделал английский офтальмолог Джеймс Брейд (1795—1860) из Манчестера. В 1841 году он наблюдал за экспериментами швейцарского фокусника Ла-фонтена. То, что увидел, показалось Брейду неве­роятным, и он решил основательно проверить все трюки Лафонтена и разоблачить лжеца.

Эксперименты Брейд ставил на собственной жене, на друге Уокере и на своем слуге. Брейд держал у них перед глазами на уровне носа блестя­щую ручку ланцета (как глазной врач, он знал: если фиксировать внимание больного "длительное время на сверкающем предмете, он устает). И каково же было его удивление, когда все трое заснули!

Он назвал этот искусственный сон гипнозом — от греческого слова Нурпоз (сон). Основываясь на собственной теории, он разработал довольно про­стой метод, чтобы погружать людей и животных в состояние гипноза. На высоте крыльев носа он под­носил к лицу примерно на расстояние 20 см блес­тящий предмет, например стеклянную призму. Уже через несколько минут без какого-либо словесного воздействия ему удавалось погрузить подопытного человека в состояние гипноза. В 1842 году появился главный труд Брейда — книга «Нейрогипнология, или Рациональный нервный сон, рассмотренный относительно животного магнетизма». Коллеги от­неслись к этому произведению без должного уваже­ния.

Огюст Амбруаз Льебо

Парижский врач Огюст Амбруаз Льебо перепро­верил эксперименты Брейда и подтвердил их. Уже в 1861 году он опубликовал работу об этом под

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

15

названием «Искусственный сон и аналогичные со­стояния». И этот труд не получил признания среди коллег.

Иполит Бернгейм

Лишь через несколько лет на труды О.А. Льебо обратил внимание профессор из университета Нанси Иполит Бернгейм. Он занимался этой проблемой в течение многих лет, а в 1886 году написал книгу о внушении и его применении и ввел этот метод лечения в практику медицинской клиники в Нанси. Совместно с Льебо он основал «школу в Нанси», где и заложил основы современного применения гипноза.

Зигмунд Фрейд

Одним из учеников школы в Нанси был Зиг­мунд Фрейд — основатель психоанализа. В те же годы здесь работали такие известные врачи, как Опост Форель, Эмиль Куэ и Кр. Бодуэн.

Эмиль Куэ

Эмиль Куэ (1857—1926) разработал теорию са­мовнушения. Он понял, что в конечном счете гип­ноз — не что иное, как самовнушение. Гипнотизер вызывает в подопытном человеке лишь более или менее сильно выраженное представление о предпо­читаемом действии, а больной непосредственно осу­ществляет его путем самогипноза. Коэ утверждал: «Побудительной причиной наших действий является отнюдь не воля, а интенсивность воображения».

Из этого Куэ делал вывод, что каждый человек может загипнотизировать самого себя, и объяснял (юльным, как они могут вылечиться самовнушением. Он говорил: «Учитесь лечить самих себя, вы это можете. Сам я не излечил никого и никогда. Вы таите в себе эту возможность. Позовите на помощь спой дух, пусть он будет подспорьем душе и телу, и нам станет хорошо. Вы выздоровеете, будете силь­ными и счастливыми».

16

^ КУРТ ТЕППЕРВАЙН

Он заставлял своих пациентов утром и вечером по двадцать раз произносить фразу: «День ото дня мне во всех отношениях все лучше и лучше».

Жан Мартин Шарко

Жан Мартин Шарко (1825—1892) был главным врачом в парижской лечебнице «Ла Сальпетриер» и профессором патологической анатомии. Как нейро-лог он был всемирно известен. Его работы по нервным болезням составили целую эпоху в меди­цине.

Парижская школа

Шарко был активным оппонентом «школы Нан­си», и представленное им направление в гипнозе называлось «парижской школой». Может быть, все дело в том, что в «школе Нанси» лечились обычные люди, в то время как в Парижской школе находи­лись психические больные.

В частности, Шарко сделал вывод, будто гип­ноз — не что иное, как искусственно вызванная истерика. Шарко пользовался различной техникой гипноза, но прежде всего прибегал к испугу как средству введения в гипноз. Он применял, напри­мер, взрывчатую хлопковую вату, или внезапно загоравшийся «холодный свет Драммонда», или рез­кий удар гонга. Испуганные психбольные группами погружались в состояние гипноза.

Шарко изрекал: «Вера — вот что лечит».

Иван Павлов

Исследование других возможностей гипноза — заслуга русского исследователя Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Он экспериментировал с жи­вотными. В знаменитых опытах на собаках ему уда­лось прояснить, что происходит в организме собаки. Павлов доказал, что гипноз и внушение — совер­шенно нормальные жизненные процессы, и тем освободил гипноз от флера мистики.

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

17

Павлов выполнял следующий эксперимент: клал перед собакой большой кусок мяса и отмечал, что она реагирует на это повышенным слюноотделением. Одновременно звонил звонок, и весь процесс по­вторялся заново. Через некоторое время одного толь­ко звонка оказывалось достаточно, чтобы вызвать у собаки слюноотделение. Мяса уже не требовалось.

После серии дальнейших опытов Павлов прихо­дит к выводу: «Любое длительно или систематически повторяющееся раздражение, которое по соответ­ствующим нервным путям попадает в определенную точку в коре головного мозга, раньше или позже приводит к сонливости, а затем ко сну либо к гипнозу».

При этом Павлов проводил отчетливую грань между врожденными «безусловными рефлексами» и приобретенными в течение жизни «условными реф­лексами». С помощью павловской теории об услов­ных рефлексах экспериментально удалось исслсдо-вать автоматизированные механизмы высшей нер| ной деятельности человеке.

Иоганн Шульц

Говоря об исследованиях в этой области прежде всего следует упомянуть ученого Иоганна Шульца. Он разработал особый метод самогипноза — «ауто­генную тренировку». Взятое из греческого слово «аутогенный» означает «самогенерирующий». Первой задачей такого тренинга является концентративное саморасслабление, другими словами, расслабление, вызванное концентрацией и самовлиянием.

Главное же влияние оказывают повышенная концентрация, спокойствие, самовоспитание и по­вышенная производительность. При дальнейшем тре­нинге человеку удается все больше оказывать дей­ствие на собственные функциональные и органичес­кие расстройства, ведь многие из них — следствие чажатости и внутреннего беспокойства. Профессор Шульц разработал шесть основных упражнений:


18

КУП И I и и ГВАЙН

  1. Упражнения по снятию тяжести (синий на­пряжения с мышц);

  2. Упражнения по изменению теплового билапса (снятие напряжения с сосудов);

  3. Тренировка сердца (внесение спокойного рит­ма в деятельность сердца);

  4. Тренировка дыхания (успокоенное дыхание);

  5. Тренировка солнечного сплетения (регулиро­вание органов брюшины);

6. Концентративная тренировка головы (охлаж­
дение лба).

Очень точно обрисованы Шульцем положения тела для выполнения аутогенной тренировки: лежа; прислонившись к стулу; так называемая «поза куче­ра».

^ Лесли М. Лекрон

В наши дни огромную роль в пропаганде гипно­за сыграл Лесли М. Лекрон. Этот американский ученый обучил на своих курсах и семинарах тысячи психологов и врачей технике медицинского гипноза. Он автор многих трудов (прежде всего «Гипноз и самогипноз»), по которым простым, но действен­ным методам гипноза обучились тысячи читателей. Лекрон немало способствовал преодолению преду­беждения против гипноза.


Введение

Что такое гипноз

Один врач из Европы, работгавший в Танганьи­ке, обнаружил у своего черного пациента острое воспаление аппендикса. Температура поднялась до 40 градусов. Опыт подсказывал, что в таком случае поможет только операция. Большой с ужасом отка­зался от хирургического вмешательства и позвал местного знахаря. Тот растер какие-то корешки,

бормоча при ним себе под нос, а потом привязал

ЭТИ корешки лыком к телу больного, который безотрывно, будто загипнотизированный, следил за действиями шамана. Знахарь положил руку на пупок больного и сказал: «Твои боли сейчас исчезнут, как и высокая температура».

На следующий день больной был совершенно здоров. Такое гипнотическое внушение на африкан­ский манер оказалось вполне успешным. Было ли это гипнозом или внушением?

Тут надо признать, что точное определение все еще отсутствует. Подлинная природа гипноза пока не раскрыта. В то же время уже установлено, что между состоянием бодрствования и сном существует промежуточное состояние «полусна».

В этом состоянии все телесные функции проис­ходят замедленно, в то время как духовные активи­зируются. Британская медицинская ассоциация оп­ределяет гипноз следующим образом: «Гипноз — это


^ КУРТ ТЕППЕРВАЙН

временное состояние измененного внимания у па­циента, при котором различные феномены могут появляться спонтанно или как реакция на вербаль­ные или иные раздражения».

Эти феномены включают в себя изменение со­знания и памяти, повышенную чувствительность к внушению, ответы и мысли больного, которые не­привычны ему в нормальном душевном состоянии. В частности, во время гипноза могут появляться или подавляться такие феномены, как анестезия, пара­лич, ригидность мышц и вазомоторные изменения.

Гипноз и самогипноз

Когда один человек гипнотизирует другого (ге-терогипноз), человеку извне приносится какое-то представление (внушение), и он его воспринимает. При самогипнозе один и тот же человек и генери­рует и воспринимает представление. Без принятия, без одобрения такого представления гипноз не подействует. Поэтому, как утверждают многие авто­ры, любой гипноз в конечном счете является само­гипнозом, или самовнушением. За счет частых по­второв представление может стать условным реф­лексом и тем самым частью личности. Таким обра­зом, для длительного воздействия необходимо по­вторение.

«Закон точечного рефлекса»

Согласно «закону точечного рефлекса» по Пав­лову, любое интенсивно длящееся или монотонно повторяющееся раздражение, которое через соответ­ствующие нервные пути достигает определенной точки в коре головного мозга, рано или поздно приводит человека в состояние сонливости, если только его действие не будет снято иным, более интенсивным раздражением.

По этой причине гипноз следует выполнять в затененном тихом помещении, где воздействие дру­гих раздражений по возможности отключено. Если

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

21

за счет многократных повторов настроить пациента на гипнотическое раздражение, то действие его впоследствии можно в любое время повторить.

^ Мгновенный гипноз

В этом случае произойдет так называемый мгно­венный (блиц) гипноз. На самом деле не гипнотизер вызывает гипноз, объект сам себя погружает в гип­нотическое состояние, вызывая в себе представление о его начале. Гипноз наступает, потому что гипно­тизер ожидает его.

Абсолютной предпосылкой к гипнозу является не только согласие подопытного лица — человек должен искренне верить, что гипнотизер желает помочь ему. Это доверительное ожидание и уверен­ность, что гипнотизер действует на благо, определя­ет действенность гипноза. Прежде чем начать гипноз, | кдует в предварительной беседе установить кон-гакт с испытуемым, создать атмосферу понимания и симпатии

^ Действие гипноза

Гипноз оказывает на весь организм очень силь­ное влияние: в состоянии гипноза может замедлить­ся или ускориться пульс, измениться частота дыха­ния. Гипноз влияет и на такие функции, как выде­ление желудочного сока, потоотделение, кашель, рвота, зевота, чихание, половые функции, менст­руация, обмен веществ, расширение зрачков, выде­ление мочи и стул.

Помимо этого гипноз может обманывать органы чувств человека.

^ Обман чувств отрицательного характера

В этом случае лицо, находящееся под влиянием внушения, может не воспринимать определенные предметы, хотя они и расположены перед глазами. Можно внушить, например, что вы находитесь в пустой комнате и надо ее пересечь. В этом случае

^ 22 КУРТ ТЕППЕРВАЙН

подопытное лицо может запросто наткнуться на стоящий посреди комнаты стол.

Автор внушил однажды девушке, что она одна в комнате. Между тем в комнате были еще гипнотизер и друг этой девушки. Они вели между собой беседу, которую девушка совершенно не слышала, — ведь она была одна! В конце концов, они начали бро­саться подушками, и тут девушка пришла в такое возбуждение, что эксперимент пришлось прекра­тить.

О другом подобном опыте сообщает профессор Крафт-Эбинг. Он внушил женщине, что ее знако­мый, некий доктор X., уехал из города. Когда же этот доктор через несколько минут появился в комнате с зажженной сигаретой во рту, женщина потрясенно смотрела на сигарету, которая плавала по комнате, испуская колечки дыма. Она решила, что это какой-то цирковой трюк.

Можно внушить полную слепоту. Для этого произносят, например, такие слова: «Все вокруг вас становится темнее и темнее. Все исчезает в непроницаемом тумане. Вы с трудом видите сквозь него. И вот кругом совсем темно, теперь вы в абсолютной темноте и уже ничего не можете разли­чать».

Испытуемое лицо ведет себя как абсолютно сле­пой человек. При этом нет речи о какой-либо имитации, в этом легко убедиться, поставив на пути «слепого» стул, о который он непременно ушибется. Для начала, однако, не забудьте внушить, что состояние слепоты будет длиться всего несколь­ко минут, чтобы подопытный не запаниковал.

Положительный обман чувств

С тем же успехом можно внушить и положитель­ный обман чувств. В среде гипнотизеров хорошо известен эксперимент с картами. В состоянии гипно­за подопытному лицу внушают, что на «рубашке» определенной карты нарисована большая черная

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 23

точка. Как правило, он всегда будет узнавать эту карту и вытаскивать ее из колоды, хотя на самом деле никакой черной точки там нет.

^ Рестриктивное сознание

Когда говорят о гипнозе, прежде всего имеют в виду состояние сна, так называемый гипнотический сон. Внешне гипнотический сон очень похож на легкий сон, на самом деле это совершенно разные феномены. Гипноз — это состояние рестриктивного сознания, но в пределах этого состояния могут иметь место все нюансы между сонливостью и бодр­ствованием.

Согласно теории Павлова, в состоянии тормо-Кения находятся только отдельные части головного мозга, весь он никогда не отключается. Через капил-нирную систему кровоснабжения мозга функция титров нервной системы в мозгу затормаживается, и на первый план выходит подсознание. Как след-• ГВИС пониженного порога сознания здесь имеет мп 1(1 некоторое РОДСТВО со сном, но полная анало­гия отсутствует, если только гипноз не переходит в ООН.

В состоянии гипноза в различных разделах голов-НОГО мозга постоянно чередуются моменты тормо-кения и возбуждения, причем торможение чаще наблюдается в состоянии сонливости, в то время как при бодрствовании преимущественно отмечают возбуждение. Согласно Павлову, внутреннее тормо­жение, сон и гипноз основаны на одном и том же физиологическом процессе: как и во время сна, ни один из участков головного мозга не засыпает пол­ностью. Состояние сна отличается от сна под гипно­зом следующими признаками:

Во время гипноза мы отмечаем:

  • повышенное внимание к внушению;

  • пациент слышит каждое слово и любой шум;

  • критическая способность ослаблена;

24

^ КУРТ ТЕППЕРВАЙН

  • сознание стеснено в определенные рамки, но бодрствует;

  • наличествует ориентация во времени и про­странстве;

  • способности к памяти присутствуют, если толь­ко не внушено, что память надо стереть;

  • с гипнотизируемым можно беседовать.

А вот, что мы имеем во сне:

  • внимание отсутствует;

  • восприятие раздражений практически блокиро­вано;

  • отсутствует критическое восприятие действитель­ности;

  • сознание блокировано;

  • человек во сне не может ориентироваться;

  • блокируется способность к памяти;

  • со спящим нельзя разговаривать.

В состоянии гипноза сознание в основном ориен­тировано на гипнотизера, этот контакт называется «раппорт». Таким образом, раздражения из окружаю­щего мира отступают на задний план, а на передний план сознания выходит то, что говорит гипнотизер, и именно это воспринимается особенно интенсивно. При таком контакте критическая способность сильно ослаблена. Но все же присутствует.

Это особенно отчетливо проявляется, когда мы внушаем подопытному лицу что-то, в принципе не характерное для него, например, что человек дол­жен снять с себя одежду.или выстрелить в другого человека. В этом случае гипноз немедленно прерыва­ется, и подопытный пробуждается.

^ Информация о гипнозе

Таким образом, сделаем промежуточные выводы:

  1. Гипноз не имеет ничего общего с магией или сверхъестественными феноменами.

  2. Гипноз не одно и то же, что искусе гнойное усыпление, он может сильно различаться по симп-

^ ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА 25

томам и зависит как от личности гипнотизера, так и от используемого им метода.

/3. Гипноз отличается от внушения, хотя и резко повышает внушаемость.

4, С помощью гипноза можно влиять не только
па функциональные заболевания, но и на органи­
ческие поражения, причем как в положительном,
гак и в отрицательном смысле.

5. Достигнутая степень гипноза, а также внуше­
ние под влиянием гипноза в значительной мере
зависят от состояния нервной системы гипнотизи­
руемого, в особенности от активности или пассив­
ности его психики.

6 В состоянии гипноза можно внушить почти любые обманы органов чувств, причем как в поло­жительном, так и в отрицательном смысле.

  1. Гипноз и сон неидентичны, но гипноз, как и гон, составляет часть существования человека и животного.

  2. Каждого, кто может заснуть, можно погрузить и и состояние гипноза, и то же время глубина и симпто­мы гипноза индивидуальны и весьма различаются.

9. Гипнозом нельзя исцелить все, но в руках
опытного гипнотизера гипноз является прекрасным
нидом лечения.

Что такое внушение





оставить комментарий
страница1/12
Дата04.03.2012
Размер3,21 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх