Конкурсная работа icon

Конкурсная работа


1 чел. помогло.
Загрузка...
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3

Белгородского района Белгородской области»


Конкурсная работа


«Творческая мастерская учителя

православной культуры – 4»


Материалы из опыта проведения школьных предметных недель по православной культуре


Выполнено:

учителем Православной культуры

Лутченко Евгенией Игоревной


Пос. Разумное

Белгородский район

2010 год


В последнее время в педагогической практике активизируется поиск и широкое использование методик, позволяющих значительно повысить эффективность обучения на уроке и во внеурочной работе по предмету Православная культура.

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность является одной из форм процесса обучения, направленная на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубления их знаний, расширения способов деятельности, создания условий для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию и самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.

Изучению этой проблемы посвящены специальные исследования философов Г.С. Батищева, В.Д. Рубина, М.А. Данилова и педагогов психологов Л.С. Выготского, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева. В изучении творческой активности школьников важное значение имеют исследования С.Я. Батышева, И.С. Марьенко, Ю.П. Сокольникова, М.Н. Скаткина, посвященные формированию целостной личности в учебно-воспитательном процессе и, в частности, во внеучебной деятельности.

Ученые отмечают, что внеклассная работа имеет значительно больше возможностей по сравнению  с уроком, позволяет учителю выявить психологические и возрастные особенности школьников, создаёт условия для полной реализации их потенциала, для формирования интеллектуальных и практических умений за счёт различных форм работы.

Таким образом, в результате внеклассной работы по интересам решаются следующие задачи:   обогащение школьников новыми знаниями;  развитие интеллектуальных способностей и практических умений;  формирование научного подхода к интеграции фактов;  создание возможностей для эмоционального восприятия знаний в неформальной обстановке.

В ходе различных форм внеклассной работы учащиеся овладевают следующими навыками:

·  правильно использовать дополнительную  научную и справочную литературу;

·  творчески мыслить, находить рациональные пути  решения поставленных задач;

·   приобщиться к исследовательской работе.

Внеклассная работа  различается по характеру деятельности: систематическая и эпизодическая.

К систематическим видам внеклассной работы по предмету православная культура можно отнести ^ Неделю православной культуры в школе.

Неделя Православной культуры в школе – это одна из многочисленных форм внеурочной работы с учащимися.

Задачи проведения Недели Православной культуры:

  • усиление интереса к православной культуре, к истории Отечества, родного края, понимание закономерностей и связей с современностью;

  • сочетание различных составляющих методических технологий и педагогических элементов, которые наиболее оптимально отвечают познавательным интересам, уровню подготовленности учащихся и педагогическому замыслу учителя;

  • развитие потребностной сферы и ценностных ориентаций личности;

  • развитие познавательного интереса, любознательности учащихся;

  • формирование креативности, эстетического вкуса учащихся.

Для того, чтобы Недели Православной культуры прошла удачно, требуется большая подготовка:

  • необходимо определить цели, задачи мероприятий, их содержание;

  • определить деятельность учащихся и руководящего этой деятельностью учителя;

  • составить план проведения Недели истории, где указываются темы и формы занятий, время их проведения и исполнители.

  • Провести подготовительную работу по организации коллективной проектной деятельности.

  • Подготовить творческие работы к выставке и поздравительные открытки, адресованные каждому классу.

Учителю при составлении плана Недели Православной культуры необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию Недели истории нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.

Проведение Недели Православной культуры – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели Православной культуры между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.

Руководящая роль учителя в подготовке недели Православной культуры осуществляется по следующим основным направлениям:

  • определение содержания работы;

  • постановка учащимся заданий;

  • указание основных источников получения знаний;

  • помощь в выборе форм работы;

  • консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;

  • участие в оформлении выполненного учащимися творческого материала;

  • использование этого материала в учебной работе.

При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.

Недели Православной культуры способствует формированию побуждений к творческому исследовательскому труду учащихся. Они должны уметь:

  • Выполнять и защищать коллективные творческие проекты по темам:

« Православный город », « Сотворение мира », « Древо дружбы».

  • Выполнять и защищать исследовательские работы, подготовленные в течение учебного года по темам: «Судьба семьи в судьбе страны», «История Русской Православной Церкви», «Святость земли русской», «Русская икона», «Знаменитые храмы Руси».

  • Мультимедийные проекты.

  • Находить нужную книгу в библиотеке, составлять библиографию по теме, пользоваться справочной литературой, готовить рефераты по нескольким источникам, выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией.


Предлагаем вам алгоритм организации и выполнения коллективных творческих проектов (КТП). Названный опыт по теме: «Метод коллективного творческого проекта в духовно-нравственном воспитании школьников» опубликован в сборнике «Духовно – нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы III Региональных педагогических чтений» (Бел ГУ, 2008 год)

Любое общество, если оно по-настоящему намерено продвигаться вперед в экономике, политике и по всем другим направлениям развития, нуждается в надежных нравственных ориентирах. Для юных поколений их определяют семья, в отдельных случаях церковь. Но возможностями самого глубокого и действенного влияния на подрастающую личность обладает школа. А чем больше возможностей, тем больше и ответственность воспитателя за тех, кого ему доверено воспитывать. Существует, как известно, два типа учителей. Одни отбывают в школе время. Их цель - как-нибудь дотянуть до конца занятий и поскорей уйти домой. Но есть и другие. Они отдают преподаванию не только время, но и сердце. Их заботит, как бы побольше вложить в учеников, а не как бы поменьше выкладываться самим.

Уберечь учительский труд от превращения в цепь долгих, томительных, мучительных для его учеников будней, надеюсь, помогут ответы на четыре вопроса:


На чем сосредоточить свои усилия?

Как добиться лучших результатов?

В какой атмосфере должно проходить обучение?

Какова конечная цель обучения?

Зачастую занятия проводятся так: педагог говорит какие-то давно заученные вещи, а ученики за ним записывают. Весь процесс совершается механически, без какой бы то ни было работы мысли.

На наш взгляд, лучший метод обучения - не будничное изложение материала, а создание в классе атмосферы ожидания чего-то необычного.

Из многолетнего учительского опыта следует отметить, что особый интерес у учащихся вызывает работа над коллективными творческими проектами. Примером может служить традиционная для нашей школы работа над проектом «Православный город».

Работа над проектом осуществляется в три этапа:

  • Подготовительный или организационный этап.

  • Этап непосредственной работы над проектом.

  • Защита коллективного творческого проекта, которая традиционно осуществляется на Неделе Православной культуры в школе.

Раскроем содержание каждого из этапов.


^ Первый этап.



Работа над проектом начинается с выбора ученика-менеджера, который в свою очередь подбирает себе руководителей творческих групп: главного художника, историка-исследователя и капитана команды защитников проекта. Каждый руководитель в свою очередь набирает команду. Главный художник набирает учащихся способных к рисованию, выполнению бумажной пластики, обладающих оформительскими талантами. Историк – исследователь подбирает в свою команду учеников способных к работе с литературой, умеющих анализировать, вычленять главное, обладающих литературным талантом. Капитан команды подбирает в свою команду учеников, способных выразительно читать стихи и прозу, обладающих артистическими талантами. После организации творческой команды начинается непосредственно творческая работа. Учитель выступает в роли консультанта, оказывает помощь в подборе литературе, решает организационные вопросы.

^ Второй этап.

Каждая группа выполняет свою творческую задачу. Группа во главе с главным художником класса выполняют проект на большом листе ватмана. Группа историков подбирает материал, раскрывающий историю русской православной церкви, Ее предназначение, традиции именования храмов. Так же подбирают имя для храма, населенного пункта и подробно описывают историю православного праздника или православного святого, чьим именем храм назван.

Третья группа учеников во главе с капитаном команды готовятся к защите проекта.


^ Третий этап.

На третьем этапе происходит защита проекта на Неделе Православной культуры в школе. Это большое внеклассное мероприятие, на которое приглашаются гости, родители, учителя, священники, учащиеся школы.


^ Защита проектов осуществляется в следующем порядке:


  1. Характеристика градостроительства: что изображено в проекте, какие сооружения: культовые, общественные, дворцовые, жилые…..

  2. Рассказ о церкви, изображенной в проекте: название, предназначение…….

  3. Поэтическая страница презентации.


Критерии оценки коллективного творческого проекта:


  1. Проект «Православный город» – тематическая направленность проекта, художественный вкус, аккуратность, оригинальность, самостоятельность выполнения. Оценивается из 10 баллов.

  2. Защита проекта – лаконичность, образность, культура речи. Оценивается из 5 баллов.






Рассмотрев систематические формы внеклассной работы, обратимся к сложившимся в опыте работы нашей школы эпизодическим формам внеклассной работы по предмету православная культура:

  • Тематические выставки: «Православная культура глазами детей», «Начало начал», «Праздник праздников. Торжество торжеств», «Славянская азбука», «Прославление Творца тварью».

  • Иллюстрированные путешествия: «Белгородские святыни», «Благочестивые богатыри Руси», «К 1020-летию Крещения Руси».

  • Манускрипты, рукописные книги: «Создатели и защитники православной культуры». «Духовная поэзия».

^ В обобщение вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

  • Реализация педагогических и воспитательных целей обучения на уроках православной культуры и во внеклассной работе должна строиться, на наш взгляд, на основе личностно – ориентированной парадигмы в образовании.

  • Ведущими принципами могут стать: принцип свободы выбора, принцип доступности и равных возможностей, принцип индивидуальной привлекательности, интереса и увлеченности.

  • Предпочтительной формой обучения является активная форма самопознания и самодеятельности в условиях индивидуальной траектории развития и творческой самореализации личности в работе над коллективными творческими проектами.


^ Структура образовательного пространства внеклассной работы на неделе православной культуры в школе представляется нам следующим образом:



Критериями успешности в организации внеклассной работы по предмету православная культура, на наш взгляд, являются три составляющие единого педагогического процесса:

- единая педагогическая концепция духовно-нравственного воспитания, направленная на развитие духовного, нравственного и творческого потенциала личности учащегося;

- аксиологическая целостность урочной и внеурочной деятельности, направленная на воспитание духовных потребностей, ценностей и идеалов личности учащегося;

- интеграция форм внеклассной работы со школьниками на принципах личностно-ориентированного подхода, индивидуальной привлекательности вида деятельности, диалогичности, разнообразия, зрелищности и праздничности.

Внеклассная  работа в единстве с учебной  позволяют оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащихся,  стимулируя учителя в поиске средств и способов развития школьников с учётом их актуальных интересов и индивидуальных способностей.


^ По данной проблеме имеется ряд публикаций в научно методических сборниках:

1.Теоретическое осмысление концепции изложено в статье: «Педагогические идеи гуманистической философии и аксиологический подход к духовно-нравственному воспитанию в современной школе». – Сб. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее //Бел ГУ, 2007 год.

2. Методы организации воспитательного процесса изложено в статье по теме: «Метод коллективного творческого проекта в духовно-нравственном воспитании школьников». – Сб. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее //Бел ГУ, 2008 год.

3. Формы организации образовательного процесса нашли свое отражение в публикации по теме: «Добротворчество на уроках православной культуры». – Сб. Проблемы духовно-нравственного воспитания на Белгородчине: православные традиции и светская культура // БелРИПКППС, 2009 год.


^ Опыт работы распространяется на разных уровнях и в разных формах:

1.Педагогический опыт представлен в историко – педагогических чтениях «Духовно – нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее». Бел ГУ, 5 декабря 2006 г. Секция: Проблемы духовно – нравственного воспитания в деятельности образовательных учреждений.

2.Педагогический опыт представлен на Образовательных чтениях Центрального федерального округа «Современные основы образования и духовно – нравственнее здоровье общества». 17 – 19 сентября 2007 года. Секция: Проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания в современном образовании.

3.Педагогический опыт представлен на районном МО учителей Православной культуры «Методологическое сопровождение процесса воспитания и образования на уроках православной культуры». Время проведения: 25 января 2008 г.

4.Проведен открытый урок на семинаре завучей по воспитательной работе по теме: «Трудолюбие. Счастье труда», 21 декабря 2007.

5.Проведен мастер – класса на семинаре директоров по теме: «Взаимосвязь развития педагогического профессионализма с повышением качества школьного образования», 21февраля 2008.

6. Педагогический опыт представлен на круглом столе в Бел РИПКППС по теме: «Добротворчество на уроках православной культуры». Время проведения: 2009 г.

7. Педагогический опыт представлен на III Бакушинских педагогических чтениях по теме: «Опыт организации внеклассной воспитательной работы по предмету православная культура в школе». Время проведения: 29 апреля 2010 г.


В качестве примера организации внеклассной работы в МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3 Белгородского района Белгородской области» предлагаем вашему вниманию материалы, отражающие реально проведенную предметную неделю по православной культуре с 4 апреля по 10 апреля 2010 года.

(^ Приложение № 1. Приказ о проведение предметной недели по православной культуре)


В начале каждого учебного года, на первом августовском педагогическом совете в нашей школе определяется порядок и время проведения предметных недель. Традиционно Неделя православной культуры, на протяжении последних трех лет, проводится на Светлой Седьмице. Неделя православной культуры проходит в самые светлые и радостные дни для православных христиан, а именно в первую неделю после Праздника Праздников, Торжества Торжеств, Пасхи Христовой.

(^ Приложение № 2. План работы на предметной недели по православной культуре)


Календарные числа проведения Недели православной культуры изменяются по датам, в зависимости от времени празднования Пасхи Христовой, но неизменно предметная неделя проходит весной и начинается в первый понедельник после Светлого Воскресения Христова. В канун проведения предметной Недели творческой группой учащихся оформляются школьные холлы и фойе. Учениками 2 – 6 классов были подготовлены поздравительные плакаты-открытки в количестве 50 штук. На каждый учебный кабинет школы был помещен поздравительный плакат-открытка. Основным содержанием, которого, было поздравление с Праздником Пасхи Христовой. (Приложение № 3. Оформление фойе школы)

Неделя православной культуры начинается с поздравления учеников и всех работников школы с праздником Пасхи Христовой. В этот день проводится открытое внеклассное мероприятие. На защиту проектов «Православный город» приглашаются гости, родители, учителя, священники, учащиеся школы.

(Приложение № 4. Сценарий защиты проектов «Православный город»)

(Приложение № 5. Содержание проекта «Православный город Святотроицк»)

(Приложение № 6. Содержание проекта «Православный город Покровск»)

На Неделе традиционно, в течение последних трех лет, осуществляются экскурсии с учащимися школы в Духовно-просветительские центры поселка и города Белгорода, экскурсии в приходскую церковь Равноапостольного князя Владимира, встречи со студентами теологического факультета Белгородского государственного университета, участие в конференциях.

(^ Приложение № 7. «Колокольные звоны», экскурсия в приходскую церковь Равноапостольного князя Владимира)

(Приложение № 8. Музейный урок в духовно просветительском центре Святителя Иоасафа)

(Приложение № 9. Внеклассное мероприятие «Пасха Красная» в духовно просветительском центре «Возрождение» поселка Разумное)

(^ Приложение № 10. Внеклассное мероприятие «Светлое Христово Воскресение», в форме беседы с учащимися начальной школы, провели студенты теологического факультета Бел ГУ)

В течение Недели православной культуры проходят открытые уроки и предметные Пасхальные викторины.

(^ Приложение № 11. Открытый урок по теме: «Как христиане сохраняли святыни» в 3 «А» и 3 «Б» классах)

(Приложение № 12. Открытый урок по теме: «Древнерусские жития святых» в 8 «А» классе)

(Приложение № 13. Пасхальная викторина для учащихся 5 – 11 классов)

Интересной и хорошо зарекомендовавшей себя формой работы, является просмотр с учащимися коротких документальных фильмов, своего рода видеоэкскурсий по темам: «Православный Белгород» и «Схождение Благодатного огня в Иерусалиме».

(^ Приложение № 14. Видеоэкскурсия «Православный Белгород»)

В заключение Недели осуществляется анализ проведенных мероприятий и составляется отчет «О проведении Недели Православной культуры в школе»

(^ Приложение № 15. Отчет о проведении Недели Православной культуры в школе)


Выводы.

В качестве обобщения вышеизложенного, хочется отметить, что актуальность включения учащихся в атмосферу православной культуры, обусловлена насущной социально-педагогической потребностью в обновлении содержания социально-гуманитарного образования и развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях.

Выбранные нами цели, содержание и методы организации процесса позволили нам получить следующие результаты:



^ Сравнительный график динамики потребностей



Предпринятые нами педагогические шаги позволили получить достаточно высокий результат. Не снизив ни одного позитивного показателя вводной диагностики, мы получили существенный рост духовно – нравственной потребности. Потребность с 5,2 места поднялась на 3,7 место. Динамика между крайними показателями во вводной диагностике вводной составляла 3,1 единицы. В повторной диагностике – 1 единицу, что свидетельствует о том, что потребностная сфера личности учеников и стала значительно более гармоничной

Неделя Православной культуры вносит свою незаменимую лепту в формирование системы ценностных ориентаций личности, которые, в свою очередь, оказывают решающее влияние на содержание и специфику творческой деятельности людей в производстве духовных и материальных ценностей. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном и эстетическом образовании детей, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межличностного общения.


Библиографический список:


  1. Антология гуманной педагогики.- М.: Дом Ш. Амонашвили.,1997 – 2005.

  2. Бердяев Н.А. О назначении человека / Сост. Л.И.Греков, А.П.Поляков.-М.: Республика,1993.

  3. Бердяев Н.А. Смысл истории М.: Мысль,1990.

  4. Бондаревская Е.В. Ценностное основание личностно – ориентированного воспитания // Педагогика,- № 3, 1995.

  5. Быховский Б. Аксиология. Философская энциклопедия. – М.,1989.

  6. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее.- Белгород, Бел ГУ, 2008.

  7. Зеньковский В.В. Основы христианской философии М.: Свято – Владимирское братство, 1992.

  8. Каган М.С. Философская теория ценности.- СПб., 1996.

  9. Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1997.

  10. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса.- М., 1993.

  11. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника// Педагогика №3., 1996.

  12. Педагогика искусства: региональный опыт: материалы I Межрегиональных Бакушинских педагогических чтений.- Белгород, Бел РИПКППС, 2008 г.

  13. Проблемы духовно-нравственного воспитания на Белгородчине: православные традиции и светская культура»: Материалы регионального круглого стола.- Белгород, Бел РИПКППС, 2009 г.

  14. Риккет Г. О системе ценностей. – М.: «Логос»,1914.

  15. Симонов В.П. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественно – научные основы общей психологии. – М.,1987.

  16. Столович Л.Н. Красота. Бодро. Истина. Очерки истории эстетической аксиологии. – М.,1994.

  17. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования. – М.,1974.

  18. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни.- М., 1994.

  19. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960.

  20. Философия русского религиозного искусства XYI – XX вв. Антология. – М.: изд. «Прогресс»,1993.

  21. Франкл В. Человек в поисках смысла. - СПб., 1990.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3

Белгородского района Белгородской области»


«Утверждено»

Приказом по школе

114 от 05.04.10 г.

План

внеклассных мероприятий

на неделе Православной культуры




Открытые уроки и

внеклассные мероприятия

Ответственный

Дата

1.

Организация поздравления с праздником Пасхи Христовой. Выставки в фойе школы, в кабинете Православной культуры. Поздравительные плакаты-открытки на каждом кабинете школы.

Лутченко Е.И., учитель ПК, учащиеся 2-7 классов

05.04.10.

2.

Открытое внеклассное мероприятие: защита творческих проектов «Православный город»

Лутченко Е.И., учитель ПК, учащиеся 6 «А», 6 «Б» классов

05.04.10.


3.

Открытый урок по теме: «Как христиане сохраняли святыни».

Лутченко Е.И., учитель ПК,

в 3 «А» и 3 «Б» классах.

06.04.10.

2 и 4 урок.

4.

Внеклассное мероприятие «Светлое Христово Воскресение»

Студенты БелГУ,

учащиеся начальной школы.

08.04. 10.

5 урок

5.

Экскурсия в приходскую церковь Равноапостольного князя Владимира по теме: «Колокольные звоны Руси»

Отец Александр, священник приходской церкви

Лутченко Е.И.учитель ПК,

учащиеся 5 - 6-х классов.

06.04.10.

12 час. – 14 час.

6.
^

Открытый урок по теме: «Древнерусские жития святых».





Лутченко Е.И.учитель ПК,

в 8 «А» классе

07.04.10.

1 урок

7.

Экскурсия в духовно-просветительский центр п. Разумное. Внеклассное мероприятие: «Пасхальная викторина».

Пашкова С.Н., куратор ДПЦ

Лутченко Е.И. учитель ПК, учащиеся 5-х классов.

07.04.10.

12 час. – 14 час.

8.

Музейный урок в духовно-просветительском центре Святителя Иоасафа.

Гусева В.С., директор ДПЦ

Лутченко Е.И.учитель ПК,

учащиеся 8 –х классов

09.04.10.

12 час.-

14 час.

9.

Заочная видеоэкскурсия по теме: «Православный Белгород»

Лутченко Е.И.учитель ПК, учащиеся 2 – 11 классов

05.04.10. –

09.05.10.

10.

Заочная видеоэкскурсия по теме: «Схождение Благодатного огня в Иерусалиме»

Лутченко Е.И.учитель ПК, учащиеся 9 – 11 классов

05.04.10. –

09.05.10.

11.

Пасхальная викторина для учащихся 5 – 11 классов

Лутченко Е.И.учитель ПК, учащиеся 5 – 11 классов

05.04.10. –

09.05.10.


Муниципальное образовательное учреждение

«Разуменская средняя общеобразовательная школа №3»


Сценарий


защиты проектов

«»Православный город»





ПГТ Разумное

2010
^

Внеклассное мероприятие

КТП «Православный город»


Цель: Развитие творческих способностей учащихся на уроках православной культуры средствами выполнения и защиты коллективных творческих проектов. Воспитание чувства патриотизма и национального самосознания. Интеграция знаний по предметам история России, обществознание, православная культура.

Сценарий


защиты проектов

«Православный город»


Проекты православных городов размещены для всеобщего обозрения.

Звучит духовная музыка, музыкальная композиция заканчивается колокольным звоном.


Какая в сердце музыка возникла

У звонаря из древнего села!

Вновь заиграли по Руси великой

Молчавшие досель колокола.

В их перезвоне было меньше горя,

Чем радости, надежды, торжества…

И музыка дошла до Белогорья,

И известила:

  • Родина жива!…

Жива святая Русь, жива Россия…

Горят ее, сияют купола.

От моря и до моря с новой силой

Звонят, звонят ее колокола…

И кланяясь малиновому гуду,

Я слышу свыше голос у плеча:

  • Молись за Русь…

Пока горит свеча,

Пока звонят колокола повсюду… (Игорь Чернухин)


^ Учащимся предлагается просмотр видеофильма «Белгород».

Ведущий: Перечислите эпитеты, которыми можно охарактеризовать наш город: город воинской славы, город – труженик…… православный город.


Ведущий: Наше сегодняшнее мероприятие посвящено защите проектов «Православный город», над которыми мы работали в течение 2-х месяцев. Проекты являются зримыми плодами наших духовных раздумий, душевных переживаний и практических действий.

Православный город – торжество красоты, характерной для традиционной славянской культуры. Центром православного города всегда был Храм. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой и гармоничным звоном колоколов. Храмы – специально предназначены для встречи с Богом, для соборной молитвы Ему.

Сегодня на защиту представлены 2 проекта учащихся 6 «А» и 6 «Б» классов.

Оценивать защиту проектов будет уважаемое жюри в составе:

(представление жюри)

  1. ……….

  2. ………..

  3. …………


Ведущий: Определим последовательность защиты проектов путем жеребьевки.

Защита проектов: (время защиты 5 - 7 минут)

  1. Градостроительство:

  • что изображено в проекте, какие сооружения: культовые, общественные, дворцовые, жилые…..

  1. Рассказать о церкви, изображенной в проекте:

  • название, предназначение…….

  1. Поэтическая страница презентации.


Критерии оценки:

  1. Проект «Православный город» – тематическая направленность проекта, художественный вкус, аккуратность, оригинальность, самостоятельность выполнения.

Оценивается из 10 баллов.

  1. Защита проекта – лаконичность, образность, культура речи.

Оценивается из 5 баллов.


Работа жюри по выявлению победителей. (5 мин).

На время работы жюри - викторина для учащихся (5 минут).


^ Решение жюри.

Благодарность участникам проектов «Православный город».

Звучит духовная музыка, музыкальная композиция заканчивается колокольным звоном.


^ Содержание защиты коллективного творческого проекта

« ТРОИЦК» учащимися 6 «а» класса


1 ученик: Невозможно представить себе современный русский город или по­сёлок без храма. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем род­ные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные со­оружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России.

2 ученик: Посмотрите на произведения отечественной жи­вописи или современные поздравительные открытки — и вы уви­дите, что самым ярким и привлекательным объектом на них явля­ется храм. И это неудивительно, потому что русские люди старают­ся посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны.

3 ученик: Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их не­мыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоми­нает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий. И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, вос­станавливаются, реставрируются, иногда возвращаются к нам из небытия, как это произошло, например, с Храмом Христа Спаси­теля в Москве.

4 ученик: Но только ли для украшения и эстетического удовлетворения россиян затрачивается столько сил и средств на строительство и сохранение церквей, соборов, часовен? Конечно же, нет. Главное их назначение в другом.

5 ученик: Каждый день в храмах проводятся богослужения, звучат песно­пения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради этого об­щения с Господом люди приходят сюда. Особенно много народу собирается здесь в православные праздники и дни поминовения усопших.

6 ученик: Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы; ни в школе, ни на работе никогда и никто не обязывает ходить в храмы, а если люди туда идут, то за это ника­ких поощрений не получают: денег за это не платят, благодарно­сти не объявляют. Напротив, в храме христианам приходится потрудиться и потратиться на свечи, поминальные записочки, литературу, на восстановление храма. Но почему-то люди идут в храм. Почему?

7 ученик: Потому что храм — это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Воцерковляясь, то есть приучаясь жить в Церкви, христианин очищает своё сердце от грехов, при­водит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа. Помнят православные христиане, что «кому Церковь — не мать, тому Бог — не отец».

8 ученик: Бывает, ходит человек много лет мимо храма, и может не замечать его вовсе, но наступает момент (обычно это самые трудные минуты жизни), когда и ему приходится задуматься о Боге, о смысле собственной жизни, о вечности. И направляется он в храм как дом Божий, и становится храм и его самым главным и родным, отчим домом.

9 ученик: Каждый храм имеет свое имя. Часто на Руси имя храма определяло и имя города или поселка. Наш творческий проект мы посвящаем великому православному празднику Святой Троицы.


1 ученик: Лица Пресвятой Троицы, - Отец, Сын и Святой Дух,- вечно пребывают друг в друге в непрерывной любви и составляют Собою одно Существо. Бог есть всесовершеннейшая Любовь. Великую тайну, которую открыл нам Бог о Себе – тайну Святой Троицы, наш слабый ум не может вместить и понять.


2 ученик: Пресвятая Троица, помилуй нас;

Господи, очисти грехи наша;

Владыко, прости беззакония наша;

Святый, посети и исцели немощи наша,

Имене Твоего ради.

Так православные христиане молятся Пресвятой Троице.


3 ученик: Святой Кирилл, учитель славян, так объяснял тайну Троицы. Он говорил:

« … видите на небе круг блестящий – солнце и от него рождается свет и исходит тепло? Бог наш, как солнечный круг, без начала и конца. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнца свет; и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Каждый различает отдельно и солнечный круг, и свет, и тепло, но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: три в ней лица, а Бог единый и нераздельный».

4 ученик: Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в иконе «Святая Троица». Три прекрасных ангела в молчании сидят за столом, их головы слегка склонились друг к другу. Задумчивые взоры как бы продолжают беседу, полную сердечного согласия. Центральный ангел благословляет чашу, другие безмолвно признают необходимость искупительной жертвы ради спасения людей. Рублев создает образ союза жертвенной любви, исполненной молчаливой кротости и самоотречения.

5 ученик: В Церкви день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. Был третий час дня по еврейскому счету часов, то есть по нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы.

6 ученик: И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из апостолов. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

7 ученик: Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.
8 ученик: В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа».
9 ученик: Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова.


1 ученик: Бог живет за синим небом.

Бога мы зовем Отцом,

Всемогущим, нежным Сыном,

Святым Духом и Творцом.


2 ученик: Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
3 ученик: Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
4 ученик: На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
5 ученик: Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.

6 ученик: Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
7 ученик: А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
8 ученик: И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
9 ученик: Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношения:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

^ Содержание защиты коллективного творческого проекта

« ПОКРОВСК» учащимися 6 «б» класса


1 ученик: В середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранился головной покров Пресвятой Богородицы и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке, в воскресный день, 1 октября (14 октября по новому стилю), во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, произошло чудо.

2 ученик: Святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

3 ученик: Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

4 ученик: Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь".

5 ученик: Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знала этого праздника.
6 ученик: В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении на Руси особого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы святым князем Андреем Боголюбским. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, ПОКРЫЙ НАС ОТ ВСЯКОГО ЗЛА ЧЕСТНЫМ ТВОИМ ОМОФОРОМ»

7 ученик: Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности.С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она - Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех скорбящих Радость, Целительница, Нечаянная Радость, Умягчение злых сердец. Она - Прибежище всех матерей мира.

8 ученик: В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, известный как храм Василия Блаженного.

9 ученик: На Руси с Покрова дня начинались свадьбы, а девушки в этот день ходили в церковь молиться, что бы господь послал им хороших женихов. Народная примета подсказывает, что чем больше снега на Покров, тем больше свадеб.


1 ученик: Радость моя, наступает пора покаянная,

Радость моя, запожарилась осень вокруг,

Нет ничего на земле постоянного,

Радость моя, мой единственный друг.

 2 ученик: Желтое, красное – все разноцветное,

Золотом, золотом устланы рвы.

Прямо в лицо роднику безответному

Ветер повыбросил мелочь листвы.

 3 ученик: Затосковали деревья бесправные,

В ризах растерзанных гибели ждут.

Лишь золотые Кресты Православные,

Радость моя, нас в бессмертье зовут.

 4 ученик: Радость моя, эта суетность грешная

Даже на паперть швыряет листы.

Но возжелали покоя нездешнего

Белые Церкви, Святые Кресты.

 5 ученик: Их не прельщают купюры фальшивые,

Не привлекает поток золотой,

Нужно ли Вам это золото лживое,

Вам, лобызающим вечный покой?!

 6 ученик: Белые Церкви светлеются издали,

Благовествуя о мире ином,

Живы еще Проповедники Истины,

Радость моя, не скорби ни о чем.

7 ученик: Белые Церкви исполнены кротости,

Ими доднесь освящается свет.

Радость моя, что кручинишься попусту,

Белым Церквам нынче тысяча лет.

 8 ученик: Выжили Вы, бессловесные Зрители,

Бури прошли, расточились врази.

Сколько всего за века перевидели

Белые Церкви, Осколки Руси ?

 9 ученик: Белые Церкви плывут в Бесконечности,

О, Кладенцы неземной Чистоты!

Непокоренные Граждане Вечности,

Белые Церкви, Святые Кресты.

 

 

1 ученик: Храм – это дом Божий, это небо на земле. В Ветхом Завете есть история о том, как праотец Иаков «Пришел на место одно, и остался там ночевать, потому, что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божий восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; И дальше Бог разговаривает с Иако­вом.

2 ученик: Пробудившись ото сна, потрясенный Иаков говорит: «...истинно Господь присутст­вует на месте сем; а я не знал! И убоялся и ска­зал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его па­мятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя место тому: Вефиль», что значит Дом Божий. И сей­час при освящении закладного камня при строительстве храма используется елей.

3 ученик: В ветхозаветной книге «Исход» рассказы­вается о том, как Бог повелел Моисею устро­ить скинию, то есть святилище в виде шатра, где, как Бог сообщил Моисею, «буду откры­ваться вам, чтобы говорить с тобою»

4 ученик: Устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначен­ная для народа; за ней часть, в которую входи­ли священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники мог­ли входить только раз в год.

5 ученик: Скиния Моисея была прообразом современного храма, кото­рый также состоит из трех частей. Алтаря — «святая святых», где приносится бескровная жертва. Во время Евхаристии происходит пресуществление вина в Кровь Христову, а хле­ба—в Тело Христово. Далее, за иконостасом, следует вторая, средняя часть храма, которую называют еще «трапезной». В память о том, что у первых христиан был обычай сразу после богослужения совершать совместную трапезу. И входная часть, называемая притвором, это то, что притворяет храм.

6 ученик: Храмы часто сравнивают с кораблем: сто­ящие обособленно, на возвышенности, увенчанные крестом и устремленные в небо, они действительно напоминают корабль, корабль спасения, который идет среди бу­шующего моря жизни. Все внутри храма, в его архитектуре не случайно и подчинено одной цели — встрече с Богом.

7 ученик: Храм – это дом, посвященный Богу.

^ Храм – это общей молитвы зов.

Храм - это свечи, кресты и иконы.

Храм - это светлая песнь веков.


8 ученик: Храм всегда ориентируется алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, пришел с востока. А то, где находится восток, определяется по солнцу. Причем определение востока происходит следующим образом: в тот день, на который приходится праздник храма, смотрят, откуда восходит солнце, туда и ориентируют алтарь.

9 ученик: Храм «Построенный» в нашем творческом проекте посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.


^ Быть среди детей – это радость!!!


В нашей Разуменской школе № 3 прошла встреча учащихся со студентками 3 курса теологического факультета Белгородского государственного университета. Будущие учителя православной культуры Анисимова Ирина, Варшавская Мария и Назарова Оксана провели беседу с учащимися на тему: «Светлое Христово Воскресение». Ученики с большим интересом приняли участие в беседе, выразили свое отношение к великому православному празднику, задали немало интересующих их вопросов. Встреча прошла в дружеской обстановке.

Учитель православной культуры, Лутченко Евгения Игоревна, поделилась с будущими учителями опытом работы, познакомила с дидактическими и методическими материалами, рассказала о проведении в школе Недели Православной культуры.









В заключение встречи Анисимова Ирина, Варшавская Мария и Назарова Оксана написали о своем впечатлении от общения:

«Дети очень любознательны. Они задавали много вопросов от самых простых, до философски сложных. Запомнилось то, что учащиеся были очень внимательными. Встреча оставила приятные впечатления и дала возможность почувствовать себя в роли учителя. Захотелось прийти в школу на работу. Быть среди детей это радость!»

Викторина

по предмету православная культура


^ 1. Укажите правильный ответ


1. На праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы священнослужители одевают

облачения

а) красного цвета

б) золотого цвета

в) голубого цвета

г) зеленого цвет


2. Осенью в день памяти Казанской иконы Божией Матери мы отмечаем государственный праздник

А) День Конституции

Б) День народного единства

В) День учителя

Г) День независимости


3. Родительские субботы - это дни особого поминовения усопших. С каким великим сражением связана Димитриевская родительская суббота

А) Ледовым побоищем

Б) Куликовской битвой

В) Курской битвой

Г) Бородинским сражением


4. Как называется место расположения хора в русской православной Церкви?

А) капелла

Б) клирос

В) амвон

Г) сцена


5. Знаменитая икона из Третьяковской галереи, которую ежегодно в один из двунадесятых праздников выносят в храме:

а) Владимирская икона Божией Матери

б) «Преображение» Феофана Грека

в) «Троица» преподобного Андрея Рублева

г) Донская икона Божией Матери


6. Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади известен еще как:

а) Исторический музей

б) Храм Казанской иконы Божией Матери

в) Собор Василия Блаженного

г) Храм св.Андрея Первозванного


7.Храмы и монастыри, воздвигнутые в память Куликовской битвы, часто посвящались:

а) свт. Николаю чудотворцу

б) Рождеству Божией Матери

в) св. благ. кн. Дмитрию Донскому

г) Нерукотворному образу Христа


8. С каким праздником связано стихотворение А.С.Пушкина «Птичка».

В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины:

На волю птичку выпускаю

При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!


а) Благовещение

б) Сретение

в) Пасха

г) Троица


^ 2. Соедините указанные исторические события с именами святых или икон:

А. Ледовое побоище

Б. Отречение Российского Императора от престола

В. Смутное время

Г. Возведение Марфо-Мариинской обители

Д. Куликовская битва

Е. Нашествие хана Тамерлана

1 .Владимирская икона Божией Матери

2.Казанская икона Божией Матери

3. обретение Державной иконы Божией Матери

4.Св. преподобный Сергий Радонежский

5.Св. преподобномученица вел. кн Елизавета Феодоровна

6.Св. благоверный велик, князь Александр Невский


^ 3. Приведите примеры трех исторических памятников в регионе, где Вы живете, связанных с Православной культурой.

Напишите, что Вы знаете о каждом из них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Беседа с учащимися 4 – 11 классов на тему «Белгородские святыни»





Белгородская земля по праву именуется Святым Белогорьем: множество православных храмов, монастырей, часовен, целебных источников, чудотворных икон и других святынь издавна привлекали не только паломников, но и вообще, всех известных путешественников, ученых, поэтов, и писателей, посещавших Белгород и область, и оставивших об этом крае и его святынях свои воспоминания в письмах, научных и художественных произведениях, в шедеврах искусства прошлых веков.

3 мая 1995 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и мемориал "Звонница" на третьем поле славы русского оружия - месте величайшего танкового сражения Великой Отечественной войны - в поселке Прохоровка.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18 июля 1995 года и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 19 июля 1995 года возрождена древняя Белгородская кафедра, правящим архиереем которой назначен епископ Белгородский и Старооскольский Преосвященный Иоанн (Попов). За архипастырские труды на благо Матери-Церкви Указом Святейшего Патриарха от 18 февраля 1999 года епископ Иоанн возведен в сан архиепископа.

28 сентября 1996 года была торжественно открыта Святейшим Патриархом Белгородская Православная Духовная семинария с миссионерской направленностью, первая и пока единственная семинария такого профиля в России. Ныне в семинарии, получившей в 1998 году статус высшего учебного заведения, обучаются 209 воспитанников дневного и заочного отделений, несут послушание 33 преподавателя, из которых 22 являются священнослужителями.

17 сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.

В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора. 8 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы.

Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г. Москвы, затем - в Курск, а оттуда - в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день - Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.
В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах - в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя.


С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них - передача нашей епархии бесценных реликвий - скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой - Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Второе событие - чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы "Знамение", которая многие годы вместе с подобной по размеру и материалу иконой святителя Иоасафа хранилась в запасниках Белгородского областного краеведческого музея. Обе эти иконы были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке "Дорогою любви Христовой", посвященной памяти Святителя. Икона "Знамение", вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем - с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобец.

Отчет

о проведении Недели Православной Культуры

В МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3»


С 4 апреля по 10 мая 2010 года в МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа № 3» прошла неделя Православной культуры.

^ Ведущей целью при поведении Недели Православной культуры стало:

Приобщение учащихся к духовно – нравственным ценностям и культуре традиционной религии как неотъемлемой части национальной культуры средствами коллективной деятельности по созданию творческих проектов и экскурсий нравственного и эстетического содержания.


^ Основными задачами стали:

  • Приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личной самоидентификации и формирования мировоззрения;

  • Развитие и формирование нравственной, этической, эстетической культуры, выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию России.

Неделя Православной культуры прошла на высоком творческом подъеме.


Начало Недели было положено в день празднования Великого Православного Праздника Пасхи Христовой. Учащимися 2 – 6 классов были подготовлены поздравительные плакаты – открытки в количестве 50 штук. На каждую дверь школьных кабинетов эти открытки были прикреплены. Основным содержанием было поздравление с Праздником Пасхи Христовой. Все последующие мероприятия Недели были содержательно и тематически связаны с Пасхальными празднованиями.


Наиболее запоминающимися мероприятиями стали:

    • Открытое внеклассное мероприятие, посвященное защите коллективных творческих проектов «Православный город» учащимися 6-х классов.

    • Заочные видеоэкскурсии по темам: «Православный Белгород», «Схождение благодатного огня в Иерусалиме».

    • Открытый урок в 3 «а» классе и в 3 «б» классе по теме «Как христиане сохраняли святыни».

    • Открытый урок в 8 «а» классе по теме «Древнерусские жития святых».

    • Экскурсия в духовно-просветительский центр «Возрождение на внеклассное мероприятие «Пасхальная викторина»

    • Экскурсия в приходскую церковь равноапостольного князя Владимира по теме «Колокольные звоны Руси».

    • Экскурсия и музейный урок в духовно-просветительском центре «Святителя Иоасафа Белгородского»



Актуальность изучения православной культуры, обусловлена насущной социально – педагогической потребностью в обновлении содержания социально – гуманитарного образования и развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях.


Неделя Православной культуры внесла свою лепту в формирование системы ценностных ориентацией личности, которые в свою очередь оказывают решающее влияние на содержание и специфику творческой деятельности людей в производстве духовных и материальных ценностей. С этим обстоятельством связано значение православной культуры в нравственном и эстетическом образовании детей, воспитании у них качеств гражданственности, патриотизма, культуры межличностного общения.






Скачать 386,22 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер386,22 Kb.
ТипКонкурс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх