Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников icon

Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников


Смотрите также:
Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников...
Удк 8/077. 3/: 371...
Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство...
Кафедра художественно-эстетического воспитания...
Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов...
Программа художественно-эстетического развития дошкольников на основе ознакомления детей...
Исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции...
Образовательная программа Гуляев Дмитрий Анатольевич...
Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей...
Пояснительная записка Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни...
Программа развития «Инновационное образовательное пространство гимназии как средство...
«Декоративно- прикладное творчество как средство эстетического воспитания»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




НАУЧН0-ИССЛЕД0ВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ АКАДИМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

на правах рукописи

УСОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ


Специальность 13.00.02 -методика преподавания литературы

Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук





Москва - 1989






Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. Кинообразование как составная часть современного

педагогического процесса …...5

1 ГЛАВА. Теоретико-методологические основы кинообразования……….. ..20

1.1. Кинообразование как многоаспектное понятие, выявляющее
полифункциональнш возможности экранных искусств в

ду­ховном развитии общества …20

1.2. Структурный состав теории кинообразования …34

1.3. Потенции кинообразования как средства духовного воспи­-
тания личности на основе развития восприятия простран-­
ственно-временной формы повествования (по материалам
развития кинематографа I896-I9I7 гг.) …45.

1.4. Потенции кинообразования как отрасли педагогической науки
о закономерностях, формах и методах виспитания личности
и коллектива средствами экранного искусства (на материа­-
ле кинематографа 20-х годов) …54.

1.5. Потенции кинообразования как метода формирования аудио-­
визуального восприятия (на материале киноискусства
30-50-х годов) …82.

1.6. Модель, кинообразования по результатам развития киноис-­
кусства 20-х-50-х годов …96.

2 ГЛАВА. Содержание, формы и методы приобщения к киноискус­-
ству в советской педагогике 60-80-х годов .104.

2.1. Кинообразование и педагогика 60-80-х годов .104.

2.2. Проблемы формирования и использования знаний о киноис­кусстве в учебно-воспитательном процессе школы 60-х годов /урок литературы - кинофакультатив - киноклуб/……………………………………… 109.

2.3. Проблема формирования целостного восприятия кино ….112.

2.4. Принцип изучения поэтики кино в комплексе с художест-­
венно-творческой деятельностью, учащихся .. 116


2.5. Принцип изучения теории и истории кино в комплексе с

идейно-политическим воспитанием учащихся. 120.

2.6. Метод развития киновосприятия в практике анализа идейно-
художественной структуры фильма . 123.

2.7. Формы и методы использования киноискусства в воспита­-
нии учащихся на базе школьных, общеэкранных и специа-­
лизированных детских кинотеатров. 131.

2.8. Задачи формирования аудиовизуальной культуры на стыке
художественного творчества и восприятия в педагогике
70-80-х годов ..143.

3 ГЛАВА. Аудиовизуальная грамотность как условие реализа­-
ции задач кинообразования 160.

З.1. Уровни восприятия фильма старшеклассниками … 161

3.2. Особенности мышления старшеклассников, в момент воспри­-
ятия художестве иной структуры фильма. … 172

3.3. Особенности восприятия кинематографического времени

и пространства ……. 180.

  1. Примерная модель восприятия структуры звукозритель­-
    ного образа .184.

  2. Перцептивные действия в процессе аудиовизуального
    восприятия ..193.

  3. Методика формирования аудиовизуальной грамотности.
    Первый этап - рассмотрение последовательности раз­-
    вития кинообраза …196

3..7. Второй этап - освоение понятия кинообраза, его структуры
на основе сопоставления с художественным образом
в других видах искусства …. 212

3.8. Заключительный этап эксперимента по формирование

аудиовизуальной грамотности старшеклассников. 229.


4 ГЛАВА. Анализ идейно-художественной концепции фильма

как завершающий этап процесса кинообразования……….238.

4.1. Особенности анализа фильма старшеклассниками…… 239

4.2. Экспериментальная методика анализа идейно-художествен­-
ной концепции фильма……………………………………………………………. 246.


^ 4.3. Содержание экспериментальной работы по формированию

навыков анализа художественной структуры фильма………….. 252.

4.4. Система вступительных слов перед просмотром…………………………………….255

4.5. Система вопросов для обсуждения, анализа идейно-
эстетической концепции фильма……………………………………… 267.


4.6. Принцип анализа идейно-эстетической концепции фильма............ ………………279.

4.7. Возможности анализа идейно-эстетической концепции филь­ма в формировании мировоззрения уч ащихся………………………………………………………. 28 5.

^ 4.8. Восприятие времени, социальной действительности,

запечатленных в фильме……………………………………………… 287.

4.9. Рассмотрение авторского мировоззрения в кинематографи­-
ческой интерпретации литературного первоисточника………..293.


^ 4.10. Осмысление истории и современности в практике

анализа художественной структуры фильма…………………..298.

4.11. Осмысление философских, нравственных вопросов

бы­тия при анализе полифонического строя фильма…………….. 305.

4.12. Модель аудиовизуальной культуры в системе идейно-эстетического воспитания учащихся 1-10 классов /по материалам Тушинского эксперимента в г.Москве/…………………………………………………………….. ……316.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………… 325.

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………337

^ ВВЕДЕНИЕ. КИНООБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

СОВРЕМЕННОГО ЩЦАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Всестороннее развитие человека на этапе качественно нового состояния нашего общества непосредственно связано с проблемой эстетического воспита­ния и художественного развития, использования искусства в реше­нии новых социальных задач: воспитание человека, способного самостояте­льно строить современное общество, его культуры, морали на основе эстетических, художественных, философских дости­жений человечества, формирование граждански активной личности /11, 90-92/.

В практике соврдаэнной общеобразовательной школы перечислен­ные выше задачи могут быть реализованы с помощью искусства во всех возрастных группах, хотя возможностей для этого недостато­чно: на эстетическое воспитание и художественное развитие уча­щихся младшего и среднего школьного возраста ориентированы то­лько уроки изобразительного искусства, музыки, литературы, а в старших классах - только уроки литературы. Практически же обща­ются школьники, особенно среднего и старшего возраста, в основ­ном с эстрадной музыкой и экранными искусствами - кино, телеви­дением, видео. По мнению педагогов, такая ситуация неблагопри­ятна для развития общего художественного уровня, культуры, чи­тательских вкусов, интересов к художественной литературе. Как свидетельствуют социологические исследования НИИ художественно­го воспитания АПН СССР, самые низкие показатели художественного развития имеют школьники, которые называют среди своих любимых видов искусства только кино или кино в сочетании с эстрадной музыкой. И в то же время у старшеклассников, сочетающих любовь к кино с интересами к другим видам искусства, показатели общего


художественного уровня вше, чем у школьников, предпочитающих только традиционные искусства /253,98/. Исследователями установ­лена положительная взаимосвязь вжюкого уровня кинопредпочтений с сенсорной культурой школнников, с чувством художественного стиля в области литературы, изобразительного искусства, театра. Практический опыт учителей, преподавателей педагогических инсти­тутов Кургана, Калинина, Воронежа, Ленинграда, Москвы, Таллина, Киева, Армавира, Алма-Аты и других городов свидетельствует об эф­фективности использования киноискусства в преподавании литерату­ры, в гуманизапии и гуманитаризации учебно-воспитательного про­цесса.

Однако сегодня в массовой общеобразовательной школе отсутст­вует целенаправленное педагогическое руководство интересами и по­требностями учащихся в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Не разработаны теория и методика использования кино, телевидения, ввдео в эстетическом воспитании и художественном развитии подра­стающего поколения. По данным периодических опросов при Москов­ском городском институте усовершенствования учителей, большая часть педагогов использует кино как элементарное средство нагляд­ной агитации, не зная о багатейших перцептивных возможностях эк­ранных искусств, способных на интегративном уровне комплексно ре­шить проблему эстетического воспитания и художественного развития. Школьные учителя, как правило, не знают, что развитие киновоспри­ятия способно одновременно совершенствовать и навыки восприятия традиционных искусств - литературы, музыки, живописи, театра.

В результате самые популярные, широко доступные экранный ис- кусства, оказавшись за пределами учебно-воспитательного процесса, превратились для значительной части школьников в основную форму досуговой деятельности, ориентированную прежде всего на развлече­ние. Следует иметь в виду, что активное утверждение сегодня бы-

товой видеозаписывающей аппаратуры в ближайшем будущем принесет в жизнь нашего общества, в частности школьного кинозрителя, пе­дагогически неконтролируемое, легко распространяемое видеокас-сетное кино, способное нести в развлекательной форме ремеслен­ные поделки, пропагандировать в завуалированной форме кинопове­ствования низкопробные стереотипы и аморализм.

Единственный выход из этой ситуации - целенаправленное вос­питание художественного вкуса, развитого интереса к экранным ис­кусствам у школьников всех возрастных групп. По мнению специали-ство, система эстетической информации в экранных искусствах при­обретает в настоящее время универсальные признаки естественного языка, вплоть до непосредственного двустороннего общения /243, 198/.. Умение воспринимать этот язык - условие дальнейшего эмоци­онально-интеллектуального развития современного человека.

Наша общеобразовательная школа не учитывает эту социокультур­ную ситуацию и не подготовлена к решению воспитательных задач в условиях видеореволюции.

Следует отметить, что о кинообразовании довольно определенно говорилось в начале 80-х годов /11, 12/: повысить роль кино в воспитании подрастающего поколения, последовательно и целенаправленно использовать воз­можности эстетического и педагогического воздействия кино, рас­пространить лучший опыт работы по кинообразованию учащихся (11, 2). Но вышеназванная программа осталась нереализованной по причи­нам теоретико-методологической неразработанности проблем кино­образования. Не было определено реальное положение кинообразо­вания в воспитательном процессе учебных заведений, не были под­готовлены педагогические кадры. Учебно-методическая литература упрощенно трактовала проблему киновосприятия, игнорируя специ­фику воздействия пространственно-временной формы повествования на юного зрителя. Известное высказывание В.И.Ленина о кино как

ом массовом искусстве, доступном всем зрителям /6/, воспри­нималось учителями, методистами на уровне аксиоматического утвер­ждения. Доступность в данном случае понималась как элементарное восприятие формы киноповествования, не требующее специального развития. А это означало, что названная проблема кинообразования, по существу, не являлась проблемой, если фильм и зритель не ну­ждались в посреднике /педагоге, кинокритике/, развивающем куль­туру общения в экранными искусствами.

Следствием подобной точки зрения явилось невольное заблужде­ние: художественные потенции экранных искусств рассматривались как реально участвующие в воспитательном пропессе. Безусловно, «кино и телевидение оказывают глубокое воздействие на мировоззре­ние, всестороннее развитие юных граждан» /11, 2/, но только в опре­деленных условиях: при наличии развитых эстетических ориентации и потребностей в области экранных искусств, умений эмоционально воспринимать и самостоятельно оценивать идейно-художественную концепцию фильма.

Таким образом, актуальность избранной темы определяется не­обходимостью введения методически и теоретически обоснованного кинообразования в учебно-воспитательном процессе как средства интеграции опыта общения школьников с традиционными видами ис­кусства, как унифицированного способа освоения эстетической ин­формации, поступающей к школьнику по многоканальной системе ау­диовизуальной коммуникации.

^ Проблема исследования - создание целостной системы кинообразования, которая может вооружить школьника идейно-худо­жественными критериями самостоятельного отбора аудиовизуальной информации, поступающей к нему по различным коммуникативным ка­налам.

Существующее в научной литературе определения кинообразования отражают особенности функционирования, воспитательного воздействия

кино, телевидения, видео и отношения к ним школьников. В боль­шинстве работ советских исследователей кинообразование рассмат­ривается как составная часть общей системы педагогического воздействия, как часть работы по эстетическому воспитанию, как сре­дство эмоционального, гармоничного развития современного человека (И.В.Вайсфельд, В.А.Разумный, О.А.Баранов, И.С.Левшина, О.Ф.Нечай, Ю.М.Рабинович, Г.С.Лабковская).

В других публикациях отмечается, что кинообразование имеет конкретные цели: приобщение к киноискусству, освоение его языко­вых особенностей, введение в эстетику кино, развитие киномышле­ния, формирование ценностного отношения к кино, организация ху­дожественного опыта /Е.В.Горбулина, Н.С.Горнипкая, И.Н.Гращенкова, Р.Я.Гузман, В.Г.Маранпман, Г.А.Поличко, С.Н.Пензин, Л.Д.Полторак, С.М.Одинцова и др./. Решение данных задач, по мнению киноведов, педагогов, активизирует процесс социализации личности школьника при использовании метода общения на основе киноискусства и позво­ляет учащимся через мир ценностей этичеких, культурных, социаль­ных освоить нравственный и гражданский опыт, уточнить свои жиз­ненные позиции, отношние к труду и обществу.

При рассмотрении исследований зарубежных ученых /Югославия, Польша, Германия, Швейцария/, посвященных современным принципам кино­образования, заметно многообразие преследуемых целей и задач: формирование избирательных критериев, выработка самостоятельно­го мышления, критичекого отношения к действительности, запечат­ленной в фильме, активизация воздействия кино как средства массо­вой коммуникации в ряде других видов - радио, телевидение, печать, формирование восприятия искусства кино, воспитание грамотного зрителя /М.Врабец, Я.Коблевска-Врублова, И.Бодаг, Б.Мери/.

Ученые Великобритании, Франции, Швейцарии,Финляндии предлага­ют различные варианты воспитания и образования средствами экран-

ных искусств: изучение школьниками механизмов восприятия средств массовой коммуникации, анализ визуального кодирования самими уча­щимися, развитие у школьников понимания особенностей функциониро­вания средств массовых коммуникаций, использования выразительных средств и пр. /Л.Мастерман, А.Г.Дал, С.Минкинен, Э.Пьер, Э.Норден-стренг, Ж.Берже/.

Анализ различных программ, методик, моделей кинообразования позволил определить предмет исследования - художественно-педагогические возможности киноискусства в учебно-воспитательном процессе, установить его ц ель - определение структуры, соде­ржания, форм и методов кинообразования учащихся.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1/изу-чить практический опыт и теорию использования кино как простран­ственно-временного искусства в формировании гармонично развитой личности школьника, 2/определить потенциальные возможности воздей­ствия художественно-игрового кинематографа на учащихся и его роль в учебно-воспитательном процессе, З/разработать содержание, прин­ципы и методы использонния киноискусства в идейно-эстетическом воспитании школьников на различных возрастных этапах, 4/гипоте­тически определить объем знаний о киноискусстве, умения и навы­ки анализа, эстетической опенкиоценки идейно-художественного содержа­ния фильма, 5/построить общую модель и методику кино образования учащихся 1-10-х классов.

Исследование проводилось на протяжении четырнадцати лет.

I. 1974-1978 гг. Изучение взаимодействия киноискусства, кинопеда­гогики, кинообразования в советской педагогике 20-70-х годов. Построение и апробация на экспериментальных занятиях в школах Москвы /91, 1140/ первоначальной модели кинообразования учащих­ся 8—10 классов.

П. 1978-I980 гг.: l/разработка программы и опытно-экспериментальной

модели кинообразования учащихся I—10 классов, 2/апробация, корректировка программы кинообразования, методики разви­тия аудиовизуальной грамотности в работе с учителями Алма-Аты /семинар при городском ИУУ/, Москвы /семинар при городском ИУУ/.

Ш. 1980-I985 гг.: l/проведение эксперимента по теме «Идейно-эстетическое образовани воспитание учащихся 1-10 классов средст­вами киноискусства» в тридцати школах Москвы совместно с Город­ским отделом народного образования, МГИУУ, Советом по кинообразованию в школе и вузе Союза кинематографистов СССР, МГПИ: апробация программы кинообразования, подготовка учите­лей 1-10 классов на постоянно действующем семинаре МГИУУ, разработка методических рекомендаций для организации кинопросмотров и обсуждения фильмов на специальных классных часах; руководите­ли семинаров - сотрудники НИИ художественного воспитания АПН СССР: Захарова E.A./l-3 кл./, Рудалев В.М., Жаринов Е.В./4-6 кл./, Усов Ю.Н. /7-8, 9-10 кл./; общее руководство осуществлялось Усо­вым Ю.Н.; 2/ апробация разработанной программы кинообразования, методики сообщения знании об экранных искусствах, анализа филь­ма с учителями литературы на семинаре Республиканского ИУУ Эс­тонской ССР /Таллин, 1981-1983 гг. и со студентами МГПИ на отделении кинообразования факультета общественных про­фессий 1983-1986 гг. /совм. с З.С.Смелковой/.

IY. 1986-I988 гг.: обработка, анализ экспериментального мате­риала, подготовка окончательного варианта программы и методики кинообразования.

^ Методология исследования основана на определении основных понятий, связанных с содержанием кинообразования, принципов функционирования художественно-игрового кинематографа в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и отражении этих принципов в теории кинообразования для отработки модели

кинообраз ования.

Методологической базой исследования были официальные докумен­ты, постановления о школе, кине­матографе. Методологической основой исследования явилась структура об­щей теории эстетического воспитания, основы которой заложены в трудах С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, А.И.Бурова, Д.Б.Кабалевского, в иссле­дованиях современных ученых А.Я.Зися, Б.Т.Лихачева, В.А.Разумного, Б.М.Неменского, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзерова и др.

Изучение многообразных моделей использования экранных искусств в эстетическом воспитании подрастающего поколения позволило су­щественно конкретизировать понятие кинообразования, соотнеся оп­ределение предмета и целей кинообразования с задачами современ­ной педагогики и практическими целями всего учебно-воспитатель­ного процесса, призванного формировать личность школьника, его социальную и психологическую зрелость: осознание своего места в обществе, самоосознание, сформированность мировоззрения, по­зитивное отношение к нормам морали, социальным ценностям, ори­ентация на духовно-содержательное, творческое развитие, на си­стему непрерывного художественно-эстетического образования, един­ство эмоционально-интеллектуальных начал, создание ситуаций,бла­гоприятных для личностного самовыражения и самоутверждения, ис­пользование методов, активизирующих познавательную деятельность учеников, способных самостоятельно интегрировать разнообразную информацию в процессе обучения /А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, Э.Д..Дне-пров, В.П.Зинченко, В.С.Ильин и др./.

Внимание к задачам эффективной организации мировоззренческо-


го, идейно-эстетического воздействия фильма на зрителя и опре­делило концепцию кинообразования в данном исследовании как целенаправленный процесс идейно—эстетического развития школьника в

системе деятельностей на материале экранных искусств. Для реализа­ции концепции было выделено четыре вида деятельности: 1/усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функциониро­вания в общественной жизни, 2/восприятие идейно-художественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной форме повествования, 3/интерпретация результатов восприятия, эстетиче­ская опенка произведения экранного искусства, 4/художественно-творческая деятельность в области экранных искусств /любитель­ская кино-и телесъемка/.

Все четыре вида деятельности создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры, которая рассматрива­ется в данном контексте как определенная система уровней эстета-ческого развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления.

Уровень потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с произведениями экранных искусств непосредственно зависит от двух последующих: уровня образованности /знания, раскрывающие осо­бенности воздействия киноповествования, стимулирующие восприятие, интерпретацию, эстетическую опенку произведений экранных искусств/ и уровня аудиовизуального мышления /понимания и интерпретации зву­козрительной, пространственно-временной формы повествования как речевой продукции, формирования представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе анализа произведений экг-ранных искусств/. Степень образованности и глубина аудиовизуаль­ного мышления определяют развитие потребностей зрителя в обще­нии с произведениями экранных искусств различного художественно­го уровня, линейной или более сложной - ассоциативной, полифони­ческой формы повествования.


Взаимосвязи элементов структуры кинообразования



Кинообразование как целенаправленный процесс идейно-эстетического развития личности школь­ника в системе деятельностей на материале экранных искусств - кино, телевидения, видео.





Усвоение знаний о закономе- рностях их функпи- онирования в обще- ственной жизни.


Восприятие идей- художествен- ной концепции, раскрывающей

в пространственно-

временной фо- рме повествования


Интерпрета- ция резуль- татов вос- приятия, эс-

тетическая оценка про- - изведений экранных искусств


Художествен-

ное твор- ство: само- деятельное

кинотворчество,

любите-

тельская

теле- лесъемка





Аудиовизуальная культура - система уровней идейно-эстетического развития личности школьника: потребностей, образования, аудиовизуального мышления




Уровень потребностей в эмоциональ­но-интеллектуальном общении с про­изведениями экранных искусств, ху­дожественная структура которых многослойно выявляет мировоззрение, эстетическое сознание автора, пот­ребностей в художественно-творческой деятельности




Уровень образованности
- знания, раскрывающие

особенности воздействия, стимулирующие восприятие, анализ, эстетическую оценку, художественное творчество

Уровень аудиовизуального мышления - понимание и интерпретация
формы киноповествования как ре-
чевой продукции, формирование
представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора
на основе анализа произведе­ний экранных искусств



В ходе исследования использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы по проблеме, изу­чение педагогического опыта в области кинообразования, анкетирование, письменные опросы в процессе изучения уровней воспри­ятия фильма, особенностей аудиовизуального мышления, выявление перцептивных действий в процессе киновосприятия, разработка мо­делей формирования аудиовизуальной грамотности, навыков анализа идейно-художественной концепции фильма, педагогический экспери­мент, анализ творческих работ школьников: раскадровок, монтаж­ных записей, сочинений, рецензий.

С учетом изложенных исходных положении была выдвинута сле­дующая гипотеза:кинообразование как целенаправленный, педагогически органи­зованный процесс совершенствования идейно-нравственного, эстети­ческого воздействия фильма на зрителя может стать, эффективным средством эстетического воспитания к художественного развития школьников в системе деятельностей по усвоению знаний о прост­ранственно-временной природе экранных искусств, развитию аудио­визуального восприятия, основанного на эмоционально-смысловом соотнесении единиц киноповествования, формированию умений ана­лизировать идейно-нравственную концепцию, раскрывающуюся в ху­дожественной структуре произведений экранных искусств.

Научная новизна исследования.

1. Дано теоретико-методологическое обоснование кинообразо­вания как многоаспектного понятия, выявляющего полифункциональ­ные возможности экранных искусств в духовном развитии общества:

— на историческом материале выявлены потенции кинообразова­ния как средства духовного воспитания личности в процессе разви­тия киновосприятия, как отрасли педагогической науки о законо­мерностях, формах и методах эстетического воспитания средствами

игранных искусств, как метода формирования аудиовизуального мышления;

- охарактеризован структурный состав теории кинообразования: идеи, понятия, закономерности, общий и специфический путь испо­льзования экранных искусств в воспитании и развитии школьников, объем и содержание, формы и методы деятельности учителя и учащих­ся, критерии эстетического развития

2. Выработана методика формирования аудиовизуальной культуры: потребностей в эмоционально-интеллектуальном общении с экранными произведениями, знаний, стимулирующих восприятие, эстетическую оценку идейно-художественной структуры фильма, аудиовизуального мышления - понимания и интерпретации формы киноповествования, авторской концепции мира и современной социальной действительно­сти;

  • охарактеризованы перцептивные действия в формировании навы­ков восприятия пространственно-временного повествования;

  • раскрыты возможности анализа идейно-эстетической концеп­ции фильма в формировании мировоззрения учащихся: осмысление
    времени, социальной действительности, истории и современности,
    философских, нравственных вопросов бытия, авторского мировоспри­ятия.

3. Раскрыты дидактические возможности кинообразования в пре­подавании школьного курса литературы, в воспитании грамотного читателя: углубление понятий из области теории литературы, со­вершенствование восприятия и навыков анализа идейно-художествен­ной концепции литературного произведения, активизация образного мышления, литературно-художественных знаний школьников.

Практическая значимость исследования.

Для реализации системы кинообразования как средства эстети-


ческого воспитания и художественного развития школьников под­готовлены: программы приобщения к экранным искусствам учащихся различных возрастных групп /гипотетически определена необходимая сумма знаний о кино, перечень умений и навыков в области воспри­ятия и эстетической оценки фильма/; методические рекомендации по анализу фильма, его идейно-художественного содержания; раз­работаны конкретные методические приемы, в игровой форме разви­вающие восприятие пространственно-временной формы повествования: составление коллажей на тему просмотренных фильмов, подготовка монтажных записей, использование монтажных листов для развития перцептивных навыков, озвучивание фильмокопий и пр.

Апробация и внедрение результатов иссле­дования. Положения диссертация практически реализованы в разли­чных видах кинообразования: в системе идейно-эстетического вос­питания учащихся 1-10-х классов /эксперимент в тридцати школах Москвы/, в художественно-творческой деятельности школьников и учащихся ПТУ, создающих любительские фильмы /преподаватель Ю.И.Божков, г. Березники Пермской области/, в использовании материалов анализа зарубежных фильмов /преподаватель А.В.Федоров, г.Таганрог/, в системе под­готовки студентов педагогических вузов /преподаватель С.М.Один­цова, г. Курган, преподаватели 3.С.Смелкова, Ю.Н.Усов, г. Москва, МГПИ/, в системе подготовки преподавателей факульта­тивного курса "Основы киноискусства" при институте усовершенст­вования учителей /Алма-Ата, Таллин - преподаватель Ю.Н.Усов/ в университете для учителей "Кино и школа" /ректор И.В.Вайсфельд/ при Союзе кинематографистов СССР.

Разработанные принципы аудиовизуальной культуры практически реализованы в следующих рекомендациях и программах: Рекомендации


по использованию киноискусства в учебно-воспитательном пропессе - Главное управление школ Минпроса СССР /09.03.83 № 075-9Т/Т4/; Примерные учебно-тематичекий план и программа спецсеминара по теме: "Киноискусство и воспитание школьников в современных ус­ловиях" /для классных руководителей/, - М.: Минпрос СССР, 1986; методические рекомендации Министерства просвещения Эстонии "Использование киноискусства в идейно-эстетическом воспита­нии учащихся 8-10 классов". Таллин, 1980; Методические разработки для учителя "Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании уче­ников УШ-Х классов". Таллин: Минпрос ЭССР, 1987.

Теоретические положения и практические результаты исследования
неоднократно обсуждались на всесоюзных конференциях, семинарах,
симпозиумах: Международная консультативная встреча "Вопросы пре­подавания основ киноискусства в средней школе и некинематографи­ческих вузах" - Москва, 1975; Международная консультативная встре­ча но вопросам кинообразования в г.Гере – Германия, 1976; выездные со­веты по кинообразованию Союза кинематографистов СССР в городах:
Таллин, Алма-Ата, Ереван, Ленинград, Киев - I978-1983 гг.; Всесоюз­ная конференция "Роль киноискусства в воспита­нии школьников" - г.Курган, 1978; Всесоюзный симпозиум "Проблемы
теории и методики эстетического воспитания школьников" - Тбилиси,
1980; V Всесоюзная научно-практическая конференция "Совершенство­
вание экранно-звуковых средств и методика их применения в обучении
в вопитании учащихся общеобразовательной школы" - Тольятти, 1982;
Всесоюзный научно-практический семинар "Эстетическое воспитание
учащейся молодежи - задачи, теория, практика, перспективы" - Киро-
воград, 1988; Всероссийский научно-практический семинар "Средства
массовой коммуникации в воспитательной системе школы" - Москва,
1988.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Кинообразование в современной социокультурной ситуации выступает как средство развития аудиовизуального мышления, как своеобразная составляющая в системе эстетического воспитания, как форма педагогического руководства интересами и потребнос­тями в области кино, телевидения, видео, как отрасль педагоги­ческой науки о воспитании личности и коллектива средствами эк­ранных искусств.

  2. Содержание кинообразования определяется спецификой воспри­ятия пространственно-временной формы повествования, особеннос­тями воздействия экранных искусств на сознание, мировоззрение
    школьников.

  3. Формирование целостного воспрятия экранных искусств
    зависит от умений школьников переживать динамический процесс
    возникновения и становления кинообраза, соотносить на эмоцио­нально- смысловом уровне единицы киноповествования, прослежи­вать развитие звукозрительных тем в особых условиях простран­ственно-временных измерений экранной реальности,

  4. Разработанная методика анализа, моделирующего процесс
    восприятия художественной концепции фильма, интегрирует зада­чи идейно-эстетического воспитания школьников: развитие образ­ного мышления, логического мышления, эстетичекого сознания, ми­ровоззренческих ориентации, формирование творческой и социальной
    активности школьников, активизация знаний, полученных на уроках
    литературы, истории, обществоведения, изобразительного искусст­ва, музыки.






оставить комментарий
страница1/11
УСОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Дата04.03.2012
Размер4.55 Mb.
ТипДиссертация, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх