Н. К. Гаврюшин митрополит Даниил — редактор «Диалектики» icon

Н. К. Гаврюшин митрополит Даниил — редактор «Диалектики»


Смотрите также:
Проанализируйте исторические источники и ответьте на вопросы...
Н. К. Гаврюшин Научный редактор А. Д. Червяков...
Н. К. Гаврюшин русские первопечатники читатели «диалектики» иоанна дамаскина...
Специальный выпуск по клинической гештальт-терапии...
Задачи реферата: определить качественные характеристики метода «диалектики души» в творчестве Л...
Рассказы, сценки, наброски...
«Философия»
Диалектика и синергетика – онтологическое и эпистемологическое единство...
Реферат по философии студентки...
Вярата и доверието в бога...
-
Р. Яцкр. А н. Резников М. Рошаль, Л. Комарова А...



Загрузка...
скачать

Н. К. ГАВРЮШИН

Митрополит Даниил — редактор «Диалектики»

«Диалектика» Иоанна Дамаскина — первая философско-логическая часть энциклопедического труда «Источник знания» (VIII в.), толкующая о важнейших понятиях и умозаключениях, — была известна в славяно­русском переводе в извлечениях уже в XI в. (Изборник Святослава 1073 г.), а полностью переведена не позднее XIII в. Два самых ранних ее списка — середины XIV в., сербского извода, но русские списки XV в. восходят к болгарскому протографу другой редакции. В XVI—XVII вв. «Диалек­тика» получила на Руси весьма широкое распространение, общее число сохранившихся списков превышает 150.1

До середины XVI в. переписчики «Диалектики» не решались вносить в ее текст какие-либо существенные изменения, хотя использовали в своей работе различные списки и так или иначе отмечали разночтения. Наиболее значительным добавлением по сравнению с греческим оригиналом был появившийся уже в XIV в. и, как правило, выделяемый киноварью фраг­мент «Срока о землемерии». Со второй половины XVI в. кодикологическое окружение «Диалектики» и отчасти сам ее текст заметно изменяются. Во многих списках это сочинение теперь предваряет предисловие Иоанна Экзарха Болгарского (ранее предпосылавшееся только «Богословию» Иоанна Дамаскина), появляется ряд сопровождающих статей и изречений,, вносятся пространные дополнения в главу «О философии».

Самый ранний известный нам список, в котором появляются указан­ные редакторские изменения (ГБЛ, Волоколамское собр., № 490), отно­сится к 1543 г. и считается собственноручным трудом митрополита Да­ниила, находившегося в то время на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре.2

Можно, конечно, предполагать, что митрополит Даниил воспроизвел в своей рукописи редакторские изменения не дошедшего до нас протографа. Но кто из его возможных предшественников взял бы на себя смелость существенно расширить текст одного из наиболее чтимых православных

1 См.: Г а в р ю ш и н Н. К. 1) «Изборник Святослава» 1073 г. и «Диалектика» Иоанна Дамаскина // Советское славяноведение. 1983. № 4. С. 94—96; 2) «Книга диалектичныя глубины. . .» // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. М., 1983. С. 95—100 (Междуведомственный сб. науч. ра­бот. Вып. 2); 3) О ранних списках славяно-русской «Диалектики» // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1986. Т. 45. С. 279—284; см. также: Бедржицкий Л.К изучению Диалектики Иоанна Дамаскина //РФВ. 1915. Т. 73. №1. С. 147—156;
Зубов В. П. К вопросу о характере древнерусской математики // Успехи мате­матических наук. 1952. Вып 3 (49). С. 83—96; П е й ч е в Б. Философский трактат в Симеоновом сборнике. Киев, 1983. С. 87—100; W e i h е г Н. Die Dialektik des Johan­nes von Damaskus in kirchenslavischer Ubersetzung. Wiesbaden, 1969.

2 Подробнее об этой рукописи см.: К л осе Б. М. Библиотека московских митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974.
С. 117 и след. — Считаем необходимым заметить, что на листах «Диалектики» почерк Даниила заметно варьирует. По-видимому, это связано с длительными перерывами в работе, сменой пера и чернил. Особенно заметно изменение почерка на л. 59.

358

^ Н. К. ГАВРЮШИН

богословов? В то же время известно, что сам Даниил зачастую решался распространять высказывания отцов церкви собственными парафразами без каких-либо помет или оговорок, — это, так сказать, характерная черта его писательского облика. «Даниил, — писал В. Жмакин, — свято­отеческие свидетельства иногда сопровождает собственными замечаниями, и здесь становится положительно невозможным указание того, что соб­ственно принадлежит св. отцу и что самому автору послания».3

Как показали исследования Б. М. Клосса, редакторская деятельность митрополита Даниила вообще была весьма обширной и, что для нас осо­бенно важно, свидетельствует о его непреходящем интересе к философии, или любомудрию. «Во вставных текстах Никоновской летописи (и только в них!), — пишет Б. М. Клосс, — довольно часто (20 раз) попадаются слова „любомудрие", „любомудрствовати" и т. п. ... Оказывается, у ми­трополита Даниила слово „любомудрие" одно из наиболее частых, в его сочинениях оно встретилось 111 раз».4

Сравнение дополнений к «Диалектике» в списке Волоколамского собр., № 490 с подлинными посланиями митрополита Даниила не оставляет никаких сомнений в том, что они принадлежат одному автору.5

Наиболее значительные изменения в «Диалектике» связаны с определе- ниями философии. К шести классическим определениям, вошедшим в это сочинение из более ранних источников, митрополит Даниил прибавляет, согласно нумерации на полях, еще три. Все они носят нравственно-аскети­ческий характер, смысловые границы между ними трудноразличимы.

Как известно, в Византии существовало двоякое понимание терминов «философия» и «философ»: с одной стороны, преимущественно интеллек-туалистическое, при котором философия мыслилась прежде всего как познание (σοφία-γνωσις); с другой стороны, монашески-аскетическое, усма­тривавшее в философии «путь умного делания», — философом в таком по­нимании был истинный подвижник благочестия.8 На Руси были известны оба эти значения,7 хотя второе постепенно стиралось и у «любомудрцев» начала XIX в. память о нем по существу была утрачена.8

Редакционные изменения и дополнения, внесенные митрополитом Даниилом в «Диалектику», бесспорно свидетельствуют, что он был приверженцем понимания философии именно как «умного делания».

3Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Г. 291. 4Клосс Б. М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись //ТОДРЛ. Л.,1974. Т. 28. С. 194.

5 Основанием для этого вывода служит не только общность ритмико-интонацион-
ной структуры, характерных вставок в перечисления существительных глаголов
в форме инфинитива, но и ряд текстуальных совпадений. К определениям истинного
христианского любомудрия Даниил возвращается неоднократно, постоянно подчерки-
вая значение «трудов и потов», «слез и молитв» и обличая «плотское мудрование», при-
чем в 12-м Слове использована та же пространная цитата из Рим., 8, 4—9, что и в при-
водимом ниже тексте Волоколамского собр., № 490, л. 12. В том же 12-м Слове на­
ходится другая параллель к фразе упомянутого текста «И яко страхом Господним начало премудрости уклоняется всяк от зла» — «Христианин есть имеай себе при-­
гвождена всегда страхом Господним, зане страхом Господним уклоняется всяк от зла»
(Ж м а к и н В. Митрополит Даниил. . . С. 24, Прил.). Слова из «Наказания» 13-го
подщитеся и слышати и творити душеполезная» (там же. С. 32) напоминают концовку,
текста Волоколамского собр., № 490, л. 12 об.: «Всячески потщимся духовно жити и
духовно любопремудрьствовати и душеполезнаа и спасеннаа творити».

6 См.: Dölger F. Zur Bedeutung von φιλόσοφος und φιλόσοφία in Byzantini-
scher Zeit // F. Dölger. Byzanz und die europaische Staatenwelt. Ettal, 1953. S. 197—
208; Ševčenko I. The definition of philosophy in the Life of Saint Constantine //I
For Roman Jacobson. The Hague, 1956. P. 449—457.

7 См.: Гранстрем Е. Э. Почему митрополита Климента Смолятича на-
зывали «философом» //ТОДРЛ. Л., 1970. Т. 25. С. 20—28.

8 См. употребление слова «любомудрцы» у И. П. Елагина (Опыт повествования
о России. М., 1803), в сочинениях участников «Общества любомудрия» (1823—1825)|
л т. д.

^ МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ — РЕДАКТОР «ДИАЛЕКТИКИ» 3359

Непосредственно перед главой «О философии» (8а9) 9 Даниилом встав­лен следующий текст с выделенным киноварью заголовком.

«О философии внимаи разумно, да не погрЪшиши

В постЪ и в жажди и въ воздержании и въ чистотЪ и цЪломудрии и въ упразнении и въ безмлъвии и болЪзньми и труды и молитвами и сле­зами и съ страхом Божиим начало положим. Философиа любомудрие по словеньскому тлъкуется языку. Философиа Божие дЪло есть и мысль непрестаннаа къ Богу» (л. 10 об.).

Далее, за шестью определениями философии, в строку, с выделением лишь заглавной буквы идут еще три определения — после слов «истиннаа философиа» (9b4):

«Учаиже ся философии и философствуаи, да съблюдает тверд'Ь и добрЪ православную вЪру Христову и божественныа его заповеди, и всегда угоднаа ему да творит, пребываа выну въ чистотЪ душевнЪи и телеснЪй; аще ли же обленится философствуаи, постражет иступление ума, и бывает скотенъ, и звЪрообразень, и весь плотен. От плотскаго же мудрованиа и от растлЪнна житиа ереси съставишася; растленно бо житие и плотское мудрование имущеи от Бога оставляеми бывают, яко же писано есть: не пребудет духъ мои въ человЪвцЪх сих, зане суть плоть. Истиннии же духовнии философи не плотскаа мудрьствуют, и не по плоти ходят, но по духу, яко же рече апостолъ: сущий бо по плоти, плотскаа мудрьствуют, а иже по духу, духовнаа. Мудрость бо плотскаа смерть, а мудрость духовнаа живот и миръ. Зане мудрость плотскаа вражда на Бога, закону бо Божию не повинуется, ни может бо. А сущии въ плоти Богу угодити не могут. Духовнии же Божий философи не суть въ плоти, но въ дусЪ, понеже духъ Божий живет в них. Имущим бо страх Господень в ce6Ъ и любящим Бога вся поспЪются въ благое. Страх бо Господень начало всякой добродетели. И яко страхом Господним начало премудрости укло­няется всякъ от зла. И начало премудрости страх Господень, и страх Господень чистъ пребываа въ в'Ькъ вЪка, и блаженъ муж боаися Господа, и нЪсть лишениа боящимся его. И да не отягчают сердца ваша объядением и пьяньством и печалми житеискими. И умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимЪние и прочая; и подви-зааися от всего въздръжится. Не смиряаи себе смирением глубоким, и не преобидяи всякиа славы мимогрядущаго сего житиа, и бесчесьтиа, и богатства, и скорби, и нищеты, и печали, и обиадениа, и пианства, и сласти плотскиа, не может быти истинный философ. Положи убо въ души своей умрети въ благих подвизЪх, неже отступити животнаго сего взы­скание. КромЪ бо трудов, и потовъ, и болезней, и тЪсноты, и скорби, и терпЪниа, и смиренна, и слез, не приемлет дарование Святаго Духа. ИдЪже бо есть истинное умиление, и неложное съвершеное смирение, тамо и смиреномудриа глубина. И идЪже смиреномудриа глубина, тамо и съкровенное съкровище премудрости и разума Божиа. Всячески по­тщимся духовно жити и духовно любопремудрьствовати, и душеполезнаа и спасенаа творити, и глаголати, и съвЪтовати, и въспоминати, в прилично и в подобно время, въ мнозЪ смиреномудрии и умилении, къ душевней ползЪ и спасению, сиа есть истиннаа философиа» (л, 12—12 об.).

Затем после слов «таже и аггелы и души» (9Ь9) вставлено: «От слез убо и молитвы чистыа умныа, умнаа чистота к ползЪ в коемждо очищаемых бывает, и въсходит и въ явление премудрости и разума Божиа, и таиньствъ царствиа небеснаго, и зр'Ьниа и откровенна съкровенных в души съ-кровищь Божиих» (л. 13).

Перед словами «Но отъяти начаша» (10b5) сделано добавление: «Фило­софиа в мысленых трудЪх и потЪх и подвизЪх божественое делание и уставъ и чинъ имат, и слезы, и молитвы, и умиление, и смирение, и еже

9 Строки указываем по изд.: Weiher E. Die Diajektik...

360

^ Н. К. ГАВРЮШИН

въ умЪ боговидЪние и умъ к Богу имат беспрестани. Философия раздЪ-ляется ~ въ градовное» (л. 13 об.).

После слов «Еже съсуд паче есть философиа неже честь» (11a6) встав­лен без киноварных выделений следующий фрагмент: «. . .служение и работа и подвиги многи, и труды, и поты, ума и смысла, и разума, и гаЂданиа, и искусства, и словес, и въздеръжаниа, и поста, и жажды, и бдЪниа, и не по плоти жити, но по духу, удержаваа т'Ьло и порабощав, да не како инЪм проповЪдавъ, сам непотребенъ будет. HЪсть бо царствие Божие брашно и питие, но правда, и миръ, и въздержание. Веровавшим, и разумЪвшим, и познавшим истину, едином премудрым Богомъ, Господомь нашим Иисус [ом] Христомъ. Того помощника имуще, и духовный разум и добродЪтелное житие стяжавше, и трудолюбствующе. То бо и къ вся­кому учению и наказанию требуется» (л. 13 об.—14).

Наконец, еще одно дополнение имеется в самом конце главы, после слов «назнаменание обьявльше» (11а9). Оно также никак не выделено, а в конце фразы видоизменяет текст Иоанна Дамаскина: «. . .и тако съ воздержаниемь, и смирением, и съ чистотою душевною и телесною, и о сло-весЪх философии трудолюбьствующе посмотрим» (л. 14).

Отношение митрополита Даниила к философии как «умному деланию» особенно ярко проявилось в переработке известного ответа Константина Философа на вопрос схоластика Логофета. Этот фрагмент наряду с неко­торыми другими изречениями стал почти обязательным сопровождением «Диалектики», но о нем мы скажем несколько ниже, поскольку он примы­кает к «Предисловию» Иоанна Экзарха.

С кодикологической точки зрения судьба названного предисловия весьма поучительна. Первоначально оно было связано с «Богословием», а «Диалектике» его впервые предпослал именно митрополит Даниил, от­разив своим решением определенную кодикологическую закономерность.

Уже в XIV в. «Диалектику» стали соединять с анонимной граммати­кой — сочинением «О осми частех слова» (ГПБ, собр. Гильфердинга, № 84).10 Списки, отражающие наиболее раннее соотношение этих сочи­нений (ЦНБ АН УССР, собр. Почаевской лавры, № Б 47; ГПБ, Соловец­кое собр., № 1186/1296), показывают, что грамматика сначала шла после «Диалектики» и не связывалась с именем Иоанна Дамаскина. В XV в. грамматику, очевидно, как первую часть тривиума стали помещать п е р е д «Диалектикой» (ГИМ, собр. Барсова, № 90, со списка 1414 г.).11 Затем грамматику по принципу регрессивной ассимиляции стали также считать принадлежащей Иоанну Дамаскину и усвоили ей (считая одним целым с «Диалектикой») название «Книги философской о осми частех слова» (ГПБ, Кирилло-Белозерское собр., № 10/1087; ГБЛ, собр. Троице-Сергиевой лавры, № 176, 177; ГИМ, Единоверческое собр., №86 и др.).При этом ее регулярно включали в сборники, содержащие Житие Иоанна Дамаскина и ряд его сочинений.

Текстологический анализ позволил заключить, что митрополит Да­ниил работал со списком, восходящим к традиции № 176 и 177 собр. Тро-ице-Сергиевой лавры (хотя в него были внесены маргиналии из списка другой традиции, восходящей к № 84 собр. Гильфердинга). «Предисловие» Иоанна Экзарха в этих рукописях расположено таким образом, что есте­ственно мог возникнуть вопрос: к какой же все-таки книге оно первона­чально относилось? Помещенное между «Диалектикой» и «Богосло­вием», оно отделено от первой сочинением Иоанна Дамаскина «О божест-

10Weiher E. Die älteste Handschrift des grammatischen Traktats «über die acht Redeteile»//Anzeiger fur slavische Philologie. Graz, 1977. Bd 9. S. 367—427,

11 Публикацию см.: Жуковская Л. П. Барсовский список грамматической: сочинения «О восьми частях слова» // Cxїдно-слов'янськи граматики XVI—XVII ст. Київ, 1982. С. 29—51.

12 См. также: Гаврюшин Н. К. О ранних списках славяно-русской «Диалектики».

^ МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ — РЕДАКТОР «ДИАЛЕКТИКИ» 361

венем десятословии», а от второго — статьей «Иоанна Дамаскина лето­писца по плоти великаго Бога нашего Иисуса Христа». Поскольку объеди­ненная с «Диалектикой» грамматика уже имела название «Книги фило­софской. . .», а в первых же строках «Предисловия» Иоанна Экзарха речь идет о Константине Ф и л ософе, Даниил, очевидно, и решил поме­стить это «Предисловие» перед грамматикой и «Диалектикой» (л. 2— 3 об.).13 Однако в правильности своего решения Даниил, по-видимому, не был уверен и потому переписал то же «Предисловие» с небольшими изменениями и грамматику во второй раз — перед «Богословием» (л. 53—55). В данном случае он присоединил к «Предисловию» несколько мелких статей и изречений.

Возможно, что статьи эти имели самостоятельное хождение и до Да­ниила, но он, во всяком случае, в соответствии со своим пониманием философии существенно изменил первую, восходящую к эпизоду из «Жи­тия» Константина (гл. IV).

«Блаженный Константин философь вопросимъ бывь от схоластика Логофета Варасихиакиарта, что есть философиа, отвща и рече: философиа есть страх Господень; философиа есть добродетелное житие; философие есть отб'Ьжание от всякого rpЪxa; философие есть отлучение от всего мира; философиа 14 есть божиимь вещем и человеческим разум благосмотреливь, и елико человЪкь может благими дЪлы приближитися Богу» (л. 55).

Для сравнения приведем эту же статью в другой весьма распростра­ненной редакции по рукописи ЦГАДА, Мазуринское собр., № 642, л. 8: «Кирил словеньский, вопросим бысть от Логофета, что есть философиа, рече: божиам и челов'Ьчьскым вещем разум, и елико может челов'Ькъ приближитися БозЪ, яко дЪтелию учит его, по образу и по подобию быти сътворшему и».

Ясно, таким образом, что вторая редакция почти дословно передает ответ Константина по тексту его Жития. Но если в этом ответе, как и в «Диа­лектике» Иоанна Дамаскина, философия есть прежде всего «разум», т. е. познание (γνωσις), то у Даниила она — «страх Господень» и «доброде­тельное житие» и лишь на пятом месте «разум благосмотреливь».

Несомненно, что редакция Даниила обусловлена его особой ценност­ной ориентацией, в которой жизнь — «бытие по духу» — ставится выше умозрительного познания.

Любопытно отметить, что в греческой и славянской традиции в одном из стихотворений, сопровождающих сочинения Дионисия Ареопагита и посвященных этому мыслителю и подвижнику, мы читаем:

И умную лучу оставил еси, и разум сущиих,

Нощи ради бесмертные, юже несть льзя именовати.15

Памятуя, что «разум сущих» есть первое определение философии в «Диалектике» Иоанна Дамаскина, мы должны будем сделать вывод, что Дионисию Ареопагиту ставится здесь в заслугу именно переход от интеллектуалистической, зависимой от слова, «словесной» философии (как «логики» и «познания») к философии «надсловесной» (смыслы которой

13 Нужно заметить, что на редакторскую работу Даниила в связи с сочинением
«О осми частех слова» обратил внимание еще И. В. Ягич, который писал, что «автори­-
тет Даниила ввел в заблуждение многих других писцов XVI и XVII стол.»
(Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке. СПб., 1896. С. XVI—XVII). Ср. также вывод Калайдовича о древнем переводе «Диалектики» (Калайдович К. Ф. Иоанн Эксарх Болгарский. М.,
1824. С. 167 и след.).

14 В оригинале описка: филососии.

1 5 См.: Прохоров Г. М. Греческие эпиграммы в славянском переводе XIV в.
и в русской рукописной традиции // Духовная культура славянских народов. Л.т
1983. С. 92. '

362


^ 362 Н. К. ГАВРЮШИН

невыразимы обычными словами — «несть льзя именовати»), металогической, или скорее мета-ноэтической (от греч. μετα–νοέω) — Матфей, 3, 2 и др.)» предполагающей не только изменение (и в известом смысле «преодоле­ние») ума, но и преображение всего способа б ы т и я.16

Именно таким пониманием философии и руководствовался митрополит Даниил, редактируя «Диалектику» и сопровождающие ее статьи.

Вслед за ответом Константина на вопрос о философии Даниил приводит несколько изречений и определений различных понятий, частично напо­минающих своего рода выборку из «Азбуковника». Утверждать, что они составлены самим Даниилом, а не заимствованы готовыми из другого списка, мы не можем. Но совершенно бесспорно, что главным образом благодаря Даниилу для последующей традиции они стали по существу неотъемлемой частью «Диалектики», а потому привести их здесь необ­ходимо.

«Егда убо сила есть действа, существо не глаголется, обаче есть. Егда же дЪиство есть, сила не глаголется, но действо, дЪиствуемаго ради. Неопред'Ьлно убо, устава не имущи. Предопределение. Предположение. Апапаретеось. Мудрость. Философие. Умъ висяи къ Богу. Фома. Бездна. Безъ дна яко риза. Бездна, без меры, без чина, без мЪры; отлично, непо­добно, наручно, неразсудно. БелЪгь, срока, знамение иже вь крузЪ. Имьство, разумение или чювьство духовное. Огню имьство есть, качество, съгрЪвателно. Илевтронь, камень, честенъ, свЪтель; бисеръ, злато, сре­бро, синтеръ от земли качество имЪют, коварство, нравъ.

Философскиа словеса и мудрости. Словесница аристотелскаа, бого-словница Платонова, пиитикиа, многих философь суть слова. ТЪми много­различными книгами может человЪкь о ХристЪ премудрости учитися, и кииждо философъ философство твердоразумно дръжати, и словеса и речи украсити и съставляти, и книги своа сътворяти. Главизна повест­вуется ей Омиро.

Рече святыи Иван Дамаскын: аще что и от внешних мудрець приоб­рести можем, неотметно есть. Да будем искусни купци, еже истинное и чистое яко злато събирающе, а нечистое отмещюще. Приемлемъ словеса добраа, а иже смехотворные и баснословные кощюны псом отверзем»

(л. 55—55 об.).

Редакционные дополнения и изменения, внесенные митрополитом Даниилом в «Диалектику» и сопровождающие ее статьи, оказались едва ли не самыми крупными за всю историю существования этого памятника на Руси. Любопытно поэтому проследить, насколько авторитетным ока­зался список Даниила для последующей традиции, какие рукописи прямо или косвенно зависят от него. Этот вопрос далеко не безразличен для изу­чения судеб древнерусской книги, взаимосвязи между различными ду­ховными центрами и т. д.

Заметим прежде всего, что главу «О философии» с дополнениями Да­ниила нередко переписывали отдельно от «Диалектики» (ГБЛ, Волоколамское собр., № 520, л. 79—83 об.; собр. Румянцева, № 361, л. 161—171; ЦНБ АН УССР, собр. митр. Макария, П/106, л. 105—113).

С полной определенностью можно утверждать, что к списку Даниила восходят большинство рукописей «Диалектики», принадлежавших библио­теке Соловецкого монастыря (ныне ГПБ, Соловецкое собр.): Сол. 71/71,

16 Когда в новейшей философии мы встречаем попытки вывести на первый план металогическое «пра—переживание», свойственное «целостному человеку»

и недоступное отвлеченной логической способности, картезианскому “sum сogitans” (R а l f s G. Das Irrationale im Begriff: Ein metalogischer Versuch // Heidelberger Abhandlungen zur Philosophie und ihrer Geschichte. Tübingen, 1925. S. 81), — их можно, в известной мере, рассматривать как отражение «мета-ноэтического» понима­ния философии, выработанного еще византийским монашеством, но в общем чуждого западноевропейской культуре.

^ МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ — РЕДАКТОР «ДИАЛЕКТИКИ»

363

Сол. 102/102, Сол. 103/103, Сол. 104/104, Сол. 106/106, Сол. 107/107, Сол. 109/109, Сол. 309/329, Сол. 315/335, Сол. 317/337, Сол. 666/724. Исключение составляют вопросно-ответная редакция Сол. 105/105 и неполный список Сол. 338/358. Выбор соловецких писцов особенно много­значителен, поскольку уже в 1520 г. монастырь располагал списком одной из ранних редакций «Диалектики» Сол. 1186/1296.

Из рукописей, связанных с Троице-Сергиевой лаврой, можно назвать: ГБЛ, собр. МДА осн., 39, 147, 148, 150.

В той или иной мере зависят от традиции Волоколамского списка, № 490 списки различного происхождения: ГБЛ, ОР, № 99; собр. Егорова, № 612, 1784; Рогожское собр., № 230; собр. Румянцева, № 192; собр. Строева, № 32; собр. Тихонравова, № 220; БАН, 1.1.35; 33.6.4; собр. Дру­жинина, № 121; собр. Калинина, № 5; Т. п., № 107; ГПБ, собр. Вязем­ского, Q.147; Q.XVII.39; собр. Погодина, № 1075, 1076; ГИМ, Ново­спасское собр., XVIII; собр. Уварова, № 314—4°; Чудовское собр., № 237; ПД, Оп. 24, № 111; ЦНБ АН УССР, ДА/218 Л.

Разумеется, далеко не все из названных здесь рукописей дословно воспроизводят список Даниила. Иногда мы даже встречаемся с таким явлением, когда «Предисловие» Иоанна Экзарха и сопровождающие статьи в редакции митрополита Даниила предпосылают тексту «Диалек­тики» и примыкающих статей в другой редакции (ЦГАДА, Мазуринское собр., № 642, XVI в.).17 И тем не менее можно без преувеличения сказать,, что «Диалектика» Иоанна Дамаскина в редакции митрополита Даниила получила на Руси всеобщее признание.

17 Известен случай, когда один критически настроенный писец оставил на полях после вставки митрополита Даниила следующие слова: «Зри: отселе настоящее есть диалектика; много преписующими наглупствовано» (ГБЛ, собр. Тихонравова, № 220, л. 84).




Скачать 194,34 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер194,34 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх