Задачи: развивать умение работать самостоятельно и в группах; применять его в презентации, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим развивать умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения icon

Задачи: развивать умение работать самостоятельно и в группах; применять его в презентации, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим развивать умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения


Смотрите также:
Задачи: развивать умение работать самостоятельно и в группах; применять его в презентации...
«Предложения с деепричастным оборотом»...
Задачи: Отрабатывать и совершенствовать навык чтения...
Нанайская сказка «Айога»...
Задачи урока: Раскрыть личностные качества царя Алексея Михайловича Развивать умение...
Урок по литературе Тема урока: И. А. Бунин. Рассказ «Лапти»...
Урок литературы в 7 классе Тема урока : «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)...
Родственные слова. Ударные и безударные гласные Цели...
Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс...
План конспект урока. I. Подготовленный этап: (приветствие, знакомство с частями...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Склонение имен существительных...
Вопросы к команде 3 «А»: «Бедный поп подставил лоб». Кому?...



Загрузка...
скачать

Материалы для конкурса «Я иду на урок».




Автор: Линевская Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МОУ Сибирской сош., пед. стаж 13 лет, учитель II категории.



Литература 7 кл.

Тема учебных занятий: Изучение творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Форма занятий: уроки изучения нового материала с применением ИКТ.

Урок 1-2

Тема : Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Цели:

- изучить основные вехи биографии Салтыкова-Щедрина, познакомиться с его сказками;

- формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, делать выводы;


- помочь школьникам осознать и оценить значимость сказок Салтыкова-Щедрина.


Задачи:

  1. развивать умение работать самостоятельно и в группах; применять его в презентации, расширять кругозор, умение предъявить свою работу другим.

  2. развивать умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения;

  3. развивать умение делать выводы на основе прочитанного;

  4. развивать умение давать характеристику героя на основе текста произведения;

  5. находить приёмы создания сатирического;

  6. способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса;

  7. воспитывать интерес к языку и литературе через внимание к художественному слову.

  8. воспитывать толерантность (терпимость) к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.



Оборудование:

Тема, цель, задачи урока на доске, эпиграф урока: « Писателя-сатирика волнует о, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни». И.М. Сеченов; тексты произведений, выставка книг, портреты, иллюстрации по сказкам.


Урок 1

На первом уроке работы по данной теме были созданы группы учащихся по разным направлениям. Каждая группа получила своё задание. Учащиеся, самостоятельно работая в группах, выполняли полученное задание. В их распоряжении были учебники, дополнительная литература по теме, тексты произведений, компьютеры с выходом в Интернет.


Задание для 1 группы.

Изучить основные вехи биографии писателя, дать краткий обзор творчества, используя различные источники. Оформить выставку работ писателя.

Найти высказывания писателей и современников о личности и творчестве Салтыкова-Щедрина.

Подготовить сообщение по теме и вопросы для викторины.


Задание для 2 группы.

Проанализировать сказку Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» по вопросам. Подготовить иллюстрации.


Найти в тексте приёмы аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска.

Подготовить вопросы для викторины.


Задание для 3 группы.

Проанализировать сказку «Дикий помещик» по вопросам. Подготовить иллюстрации.

Найти в тексте примеры аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска.

Подготовить вопросы для викторины.


Отчётные материалы:

1.Открытый урок-игра «Сказки Салтыкова-Щедрина» по вопросам, подготовленным учащимися.

2. Иллюстрации по сказкам.

3. Письменное сообщение «Жизнь и сказки Салтыкова-Щедрина».

4. Выставка книг писателя.

5. письменные отчёты творческих групп по анализу сказок.


Ход урока 2.


I . Мотивация.


Вступительное слово учителя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, писатель-сатирик, публицист, критик, редактор, , охватывает многие сферы общественной жизни России. Наследие Салтыкова-щедрина по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и сегодня попытаемся осознать этапы жизни , творческое наследие этого удивительного писателя.


Итак, определим и запишем вопросы, ответить на которые мы должны в ходе нашей работы.


  1. Каким человеком был Салтыков-Щедрин?

  2. Над чем смеётся Салтыков-Щедрин в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»?

  3. Какую проблему поднимает писатель в сказке «Дикий помещик»?


II. Сообщение первой группы.


Жизненный и творческий путь Салтыкова-Щедрина.


Родился Салтыков-Щедрин 27 января ( по старому стилю 15 января) 1826г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец- Евграф Васильевич Салтыков – был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста – пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.

Подчинённое по отношению к мужу положение Ольги Михайловны длилось недолго. Очень скоро она стала умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое, благодаря её усилиям, перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, её хозяйственность, расчётливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях Салтыкова, особенно в образе Арины Петровны Головлёвой.

Мать, несмотря на властность и жестокость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образование. Учёба началась очень рано. Первые познания во французском языке он приобрёл ещё в четырёхлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким. Русской грамоте он обучался у крепостного живописца Павла, а затем у старшей сестры Нади. В возрасте 7-8 лет он пристрастился к чтению.

В 10 лет Салтыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провёл два года. В 1838г. , как один из отличнейших учеников, был переведён казённокоштатным в знаменитый Царскосельский лицей, где всё было проникнуто памятью о Пушкине. В лице начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844г. окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря. Получил только через 2 года.

Первая повесть «противоречия» вышла в 1847г. , а 28 апреля 1848г, после выхода в печать второй повести «Запутанное дело»Ю Салтыков был выслан в Вятку за «…вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу..» Повесть «Запутанное дело» появилась под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией».

«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, но наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

3 июля 1848г. Салтыков был определён канцелярским чиновником при вятском губернском правлении, в ноябре – старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза назначался на должность правителя губернской канцелярии, а с августа 1850г. был назначен советником губернаторского правления. В Вятке прожил 8 лет.

В ноябре 1855г., после смерти Николая I, указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает» и вернуться в Петербург. В феврале 1856г причислен к Министерству внутренних дел, в июне назначен чиновником особых поручений при министре, а в августе командован в Тверскую и Владимирскую губернии «для ободрения делопроизводства губернских членов ополчения» (было создано в 1855г по случаю восточной войны). В 1856г. Салтыков-Щедрин женился на семнадцатилетней Е.Болтиной – дочери вятского вице-губернатора. В 1856г , от имени «надворного советника Н.Щедрина», в «Русском Вестнике» были изданы «Губернские очерки». С этого времени Н.Щедрин стал известен всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В 1857г «Губернские очерки» издавались дважды. В марте 1858г. Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860г. переведён на ту же должность в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В феврале 1862г. Салтыков-Щедрин выходит в отставку и переезжает в Петербург. Приняв приглашение Н.А.Некрасова, входит в редакцию журнала «Современник», вернувшись на государственную службу. В ноябре 1864г Салтыков-Щедрин был назначен управляющим казённой палатой в Пензе, в 1866г переведён на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867г – в Рязань. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в памфлетах-гротесках. В 1868г, после жалобы рязанского губернатора, Салтыков был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Вернувшись в Петербург, в июне 1868г Салтыков-Щедрин принимает приглашение Н.А.Некрасова стать соредактором журнала «Отечественные записки», где работает до момента запрещения журнала в 1884г. После закрытия журнала писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем…» однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887г. Салтыков-Щедрин написал: « В 1868г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…». Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.

Салтыков-Щедрин умер 10 мая 1889г. в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением «Забытые слова». Погребён 2 мая (по старому стилю), согласно его желанию, на Волковском кладбище, рядом с И.С.Тургеневым.

Среди произведений Салтыкова-Щедрина - повести, рассказы, памфлеты, очерки, рецензии, полемические заметки, публицистические статьи: «Противоречия» (1847; повесть), «Запутанное дело» (1848; повесть), «Губернские очерки» (1856-1857), «Невинные рассказы» (1857-1863; сборник издавался в 1863, 1881, 1885), «Сатиры в прозе» (1859-1862; сборник издавался в 1863, 1881,1885), статьи по вопросам крестьянской реформы, «Завещание моим детям» (1866; статья), «Письма о провинции» (1869), «Признаки времени» (1870; сборник), «Письма о провинции» (1870; сборник), «история одного города» (1869-1870; издание 1 и 2 – в 1870, 3 – в 1883), «Помпадуры и Помпадурши» (1873; годы издания – 1873, 1877, 1882, 1886), «Господа ташкентцы» (1873; годы издания – 1873, 1881, 1885), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873; годы издания – 1873, 1881, 1885), «Благонамеренные речи» (1876; годы издания – 1876, 1883), «В среде умеренности и аккуратности» (1878; годы издания – 1878, 1881, 1885), «Господа Головлёвы» (1880; годы издания – 1880, 1883), «Убежище Монрепо» (1882; годы издания – 1882, 1883), «Круглый год» (1880; годы издания 1880, 1883), «За рубежом» (1881), «Письма к тётеньке» (1882), «Современная идиллия» (1885), «Недоконченные беседы» (1885), «Пошехонские рассказы» (1883-1884), «Сказки» (1882-1886; год издания – 1887), «Мелочи жизни» (1886-1887), «Пошехонская старина» (1887-1889; отдельное издание – в 1890), переводы произведений Токвиля, Вивьена, Шерюеля. Печатался в журналах «Русский Вестник», «Современник», «Атеней», «Библиотека для Чтения», «Московский Вестник», «Время», «Отечественные Записки», «Сборник литературного фонда», «Вестник Европы».

Первые сказки были написаны автором в 1869г. Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое творчество писателя. Как жанр, щедринская сказка постепенно вызревала из фантастических и образных элементов сатиры. Немало в них и фольклорных заставок, начиная от использования формы давно прошедшего времени «Жил-был» и, заканчивая обильным количеством пословиц и поговорок, которыми они пересыпаны. В своих сказках писатель затрагивает множество проблем: социальных, политических и идеологических. Так, жизнь русского общества запечатлена в них в длинном ряду миниатюрных картин. В сказках представлена социальная анатомия общества в виде целой галереи сказочных образов.

В своих сказках Щедрин полон сарказма. В них он никого не жалует. Достаётся всем: и правым и неправым, и карасям и щукам, и русским либералам, и самодержавию, и мужикам русским.

Вспомним моральный кодекс вяленой воблы: «Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан… Уши выше лба не растут» - вот что Щедрину особенно противно, аккуратная серость. Против неё направлен протест щедрина, язвительная сатира сказок.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то они и дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни и как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. К сказочному жанру Щедрин прибегал в своём творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в «Истории одного города», а в сатирический роман «Современная идиллия» и в хронику «За рубежом» включены законченные сказки.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века. Именно в этот период разгула политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу. И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Писатель создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира на могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт – психологических и политических – на животный мир создавало комический эффект. Наглядно обнажало нелепость существующей действительности.


^ Слово учителя:

Итак, ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Помня всё, что вы узнали о Салтыкове-Щедрине раньше, что говорили о нём сегодня, каким человеком вы его себе представили?


(Ответы учеников)


III. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (выступление 2 группы).


  1. Пересказ сказки.

  2. Ответы на вопросы:

    • Какие аналогии вы можете назвать в связи с попаданием генералов на остров?

    • Какие ассоциации у вас возникали при чтении сказки?

    • Где начинается действие произведения?

    • Почему так названа улица?

    • Кто герои сказки?

    • Найдите в тексте описание генералов. Что мы о них узнали? Какими качествами они обладают?

    • Как такие легкомысленные, малообразованные люди дослужились до генералов?

    • Могли ли на самом деле существовать такие генералы в таком виде, какими изобразил их сатирик?

    • Каков мужик? Зачитайте его описание. Какими качествами он обладает?

    • Как генералы относятся к мужику?

    • Как автор относится к своим героям?

    • Читая сказку, мы смеёмся, но смех бывает разный: юмористический (весёлый, добрый) и сатирический (горький, обличительный). Какой же смех используется автором в «Повести…»?

    • Где завязка в произведении?

    • Где кульминация? Развязка?

    • Определите тип композиции?

    • Почему мы относим эту сказку к сатирическим произведениям?

  3. Учащиеся приводят примеры использования в тексте приёмов аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска.

^ Слово учителя.

В основе композиции сказки лежит приём антитезы: страдания генералов до появления мужика противопоставляются их благополучному существованию после этого. Появление мужика – кульминационный момент в сказке. Его изображение подчинено авторской идее, обусловлено стремлением писателя развенчать рабскую покорность значительной части народа. Мастерство мужика не радует Щедрина. Он понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит.


IV. Анализ сказки «Дикий помещик». (выступление 3 группы).


  1. Пересказ сказки.

  2. Ответы на вопросы к анализу:

    • Какие ассоциации у вас возникли при чтении сказки?

    • Какие эпизоды при чтении вызвали улыбку?

    • Где происходит действие сказки?

    • Кто герои сказки?

    • Чего было довольно у помещика?

    • Что было непереносимо сердцу мужика?

    • К каким последствиям решение помещика привело в масштабах губернии?

    • Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

    • Чем отличаются мечты помещика от действительности?

    • Что стало с помещиком. Какой вывод можно сделать?

    • Как решается проблема?

    • Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: юмористическая или сатирическая?

    • Где завязка произведения? Кульминация? Развязка?

  3. Учащиеся приводят примеры использования в тексте приёмов аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска.


^ Слово учителя:

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ – созидатель и материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры.


V. Рефлексия.


Итак, ребята, вы проделали большую работу. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всё это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.


Домашнее задание. Сочинить сказку, подобную сказкам Салтыкова-Щедрина.


Урок 3.


Тема: Сказки Салтыкова-Щедрина. Игра по вопросам викторины.


Цель: оценить степень освоенности сказок Щедрина.


Задача: повысить познавательный интерес к предмету.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.


Описание игры: игра построена подобно телешоу «Кто хочет стать миллионером?» с помощью презентации Microsoft Power Point; у команд есть три подсказки: «помощь зала», при этом игроки других команд голосуют; «позвонить другу» - попросить помощи у какого-то одного игрока другой команды; «Помощь компьютера» - попросить убрать два неправильных ответа.










Скачать 124,87 Kb.
оставить комментарий
Линевская Ирина Леонидовна
Дата04.03.2012
Размер124,87 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх