Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников icon

Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Основные задачи программы «Мир русской культуры» сводятся к следующему...
Региональный компонент образования как средство нравственно-патриотического воспитания младших...
Проект «российский мундир» Меркулова Н. Г., Прокофьева Т. Е. Мдоу №67 «Капитошка»...
Киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания учащихся старших классов...
Реферат «Народные сказки...
Исследования. Поэтический праздник как явление искусства. Истоки, особенности, тенденции...
Библиотека гимназии ресурс нравственно-патриотического воспитания...
Самостоятельная работа студентов как средство воспитания будущих специалистов высшей...
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике Номинация...
Контрольная работа по дисциплине Духовная культура русского населения Сибири тема: Народные...
Комплексная программа Гражданско-патриотического воспитания «Воспитание гражданина России» на...
«Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания...



Загрузка...
Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников


МДОУ № 12 «Сказка»

музыкальный руководитель высшей категории

Данилова Л.И.


Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры – фольклор. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

Однако долгие годы народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему, как к национальному достоянию. Сегодня идет активный поиск новых, более современных методов массового музыкального образования и воспитания, формирование культурных потребностей ребенка и его эмоциональной отзывчивости. Поэтому художественно – эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную систему, но и как средство для развития нравственно-патриотических чувств и формирования творческих способностей личности.

Народные праздники корнями своими уходят в древнюю религию славян-солнцепоклонников. Праздновались они в честь солнца. От силы солнца зависела их продолжительность. Люди считали, что праздником, общей радостью можно помочь солнцу окрепнуть. Праздновалось пять основных праздников, это:

- «Святки», которые длятся две недели.

- «Масленица» - длится одну неделю.

- «Зеленые святки» или «Троица» - 3-4 дня.

- «Ивана Купала» - одну ночь (солнце в полной силе и ему не нужна помощь).

- «Осенины» - 4 дня (солнце начинает слабеть).

Повторялось они по календарю из года в год, отсюда и получили название календарных праздников. Церкви не нравилось, что люди поклоняются своим идолам и, чтобы как-то отвлечь народ, церковь свои христианские праздники приурочила к народным. Народ не отказался от своих обычаев и, наряду с христианскими праздниками, продолжал праздновать свои.


РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение – здесь мирно уживаются язычество и христианство. Дни от Рождества до Крещения назывались Святками. Зимние Святки были шумным и веселым праздником. Колядовщики ходили по дворам и пели колядки (специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье).

Первая колядка звучала во дворе. Дети вставали под окнами и пели: «Пришла Коляда накануне Рождества…». Вторую с пожеланиями запевали в горнице под палицей. Считалось, что в этом случае пожелания обязательно сбудутся. Если хозяева были жадными и дарили колядовщикам не по достатку, пели корилку, грозили, что им не будет благодати в этом году. Уходя, пели прощальную: «…шишел-вышел в лес пошел, за собою нас увел!»

Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. Угощали конфетами, пряниками, рождественским печеньем в виде фигурок домашних животных.

Обойдя все избы, молодежь собиралась в выкупленном ими доме, где проводились рождественские игрища, делили подарки и все веселились, шутили, смеялись, а затем начинались посиделки.

Первая неделя Святок носила название – «Святые вечера», а вторая – «Страшные». В эту неделю молодежь гадала. Гадания начинались в «Васильев вечер» – с 13-го на 14-е января... Типичной темой крещенского гадания у девушек были замужество, желание узнать свою судьбу. Гадания были разные: связанные с водой, воском, зеркалом и т. д. В крещенскую ночь молодежь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями, играми, гаданиями.


МАСЛЕНИЦА – это древний народный праздник, который не закреплен за определенным числом и относится к «переходящим» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывала верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений – вот народ и стремился повеселиться «впрок». Название же «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключалось из пищи, а молочные продукты ещё можно было употреблять – вот и пекли блины масленые.

Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название, которое говорит о том, что надо делать.

Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать явст – значило в старину: жить в горькой беде.

Вторник - «Заигрыши». В этот день начинались веселые игры: состязались в лазанье по шесту, в русской борьбе, проводились кулачные бои, много пели, плясали, а за потеху и веселье угощали блинами. Больше всего любили катание с ледяных горок.

Среда – «Лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступали по поговорке: «Что есть в печи, все на стол мечи!» На первом месте в ряду угощений, конечно, были блины.

Четверг – «Разгуляй». Масленица набирала силу. В этот день, чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку». Главное действо дня – взятие снежного городка.

Пятница – «Тещины вечера». В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и её родню приглашали к обеду.

Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка приглашала своих родных и подруг к себе и развозила гостей по золовкам.

Воскресенье – «Прощеный день». В этот день весело прощались с Масленицей. Кроме того, в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Дарили подарки куму и куме, занимались благотворительностью.

В наше время в «прощеный день» устраивают обычно народные гулянья, ярмарки, концерты. В этот день мастера-умельцы и мастерицы-рукодельницы могут похвастаться своим мастерством.

И.М. Снегирев сказал: «В этом пестром празднике народном, оканчивающем зиму, ясно открывается смесь стихий древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым: олицетворение и сожжение Масленицы, скоморошеские игры, заморские и народные, относятся к остаткам от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими заимствовано от миролюбивого христианства».


ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ – шестая неделя Великого поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье, когда совершались все основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви и приговаривать: «Верба хлест, бей до слёз. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Еще в Вербное воскресенье устраивались детские базары с увеселением и продажей всевозможных сладостей.


РАДОНИЦА - КРАСНАЯ ГОРКА. Так называется первое воскресенье после пасхи. Наименование этого дня ведет свое начало от седой древности. Горы на заре народной жизни у всех славян почитались священными и поэтому являлись местом совершения большинства обрядов и связанных с ними обычаев. «Красный» - прекрасный, веселый, радостный, молодой. Отсюда и название праздника воскресшей весны – КРАСНАЯ ГОРКА.

Дождавшаяся Красной горки молодежь еще веселее красна солнышка играет, затевая хороводы по красным пригоркам-холмам, «заплетая плетень», величая Весну Красну.

ТРОИЦА - ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ. Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества.

Конец мая и начало июня, на которые приходится-падает Троицын день, особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли. В этот день везде были слышны веселые песни, по улицам носили изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами березку. В окрестных рощах девушки «завивали» - связывали ветвями – молодые березки, проходили под их зелеными сводами с поцелуями и особо приуроченною песнею:

Покумимся, кума, покумимся!

Нам с тобою не браниться – дружиться!

Затевали хороводы, посвященные «березке-березоньке», воздавая особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богине весны.


ИВАН КУПАЛА. После Троицына дня главным летним праздником у нас в народе является Иванов день, называемый в просторечии Иваном Купалою. Справляется он 23 и 24 июня, во время летнего солнцестояния.

В древности в честь бога-огня, бога-солнца, бога – грома зажигались во время летнего солнцеворота праздничные огни. Этот обычай сохранился и до наших дней. При первой вспышке пламени собравшаяся молодежь откликается огню веселыми купальскими песнями. Девушки, разодетые во все яркое и пестрое и убранные цветами, и парни, взявшись попарно за руки, перепрыгивают через пламя, связывая с удачею или неудачею прыжка судьбу своей супружеской жизни.


ОСЕНИНЫ – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета (14 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром.

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить».

Этот день также связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. В обряде похорон принимали участие девушки, одетые в праздничные платья. Они делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы или из кочерыжки капусты). Затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю. Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, старались показать себя всем, а парни выбирали себе невест.

Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, капустники, капустницы. Этот праздник связан с обычаем начинать рубить капусту. Поэтому и повелось у русского человека Воздвижение называть КАПУСТНЫМ праздником. Говорили так: «На Воздвижение чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!», «На Воздвижение первая барыня – капуста!», «Смекай, баба, про капусту: Воздвижение пришло».

Капусту было принято рубить всем вместе. Девушки собирались, ходили из дома в дом и рубили капусту, а вечером пили чай, угощались пирогом с капустой, и шло веселье: песни, хороводы, игры, шутки.

Но капустницы проводились не только в деревне, но и в городе, и продолжались они в течение двух недель. На застолья приходили парни, участвовали в веселье, а заодно выбирали себе невест. После Воздвижения начинались осенне-зимние посиделки.

Приобщая дошкольников к народной культуре - народным праздникам и традициям придается большое значение. Знакомя детей с содержанием календарных праздников, мы берем только народную составляющую этих праздников, не заостряя внимания на христианской стороне, пытаемся привить у них интерес к возрождению этих праздников, желание самим участвовать в них.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Планируя музыкально-воспитательную работу с детьми, большое место отвожу беседам о содержании праздника, народным песням, играм, танцам.

ЦЕЛЬ:

  • Дать детям представление о народных праздниках.

  • Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.

  • Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непосредственном участии в них.


^ ЗИМНИЕ СВЯТКИ:

  • Колядовщики ходят по группам с пожеланиями добра и здоровья. Поют колядки «Пришла Коляда, накануне Рождества» и др., щедровки «Щедровочка щедровала, под оконце подбегала», посыпают зерном и поют величальную «Здравствуйте, с Новым годом, со всем родом».

  • На рождественских встречах гадают: с петушком, со свечами, с водой и др.

  • Водят рождественские хороводы, играют в народные игры.


МАСЛЕНИЦА:

  • Встреча Масленицы (наряженного чучела из прутьев) под веселые, масленичные песни «А мы Масленицу сустречаем», «Широкая Масленица».

  • Масленичные игры «Катание на санках…», «Две Катеньки».

  • Игры-состязания: перетягивание каната, бой подушками, чья команда быстрей перенесет блины на сковороде.

  • Прощание с Масленицей, угощение блинами, чаепитие.


СОРОКИ:

  • Пение веснянок «Жучик–крючик, паучок», «Кулик-самород» с испеченными из теста «жаворонками», поднятыми вверх.

  • Встреча и величание Весны (девочки в весеннем костюме).

  • Весенние игры и хороводы: «Как Зима с Весною повстречалися», «Вот уж, зимушка проходит».



^ КРАСНАЯ ГОРКА:

  • Весенние игры: «Идет матушка Весна», Заря-заряница», «Гори, гори ясно» и др.

  • Игры с крашеными яйцами: катание по наклонному желобу, у кого дальше укатится; игра в «битки» - яйца бьются одним концом, у кого крепче.

  • Катание на карусели.


^ КАПУСТИНСКИЕ ВЕЧЕРКИ:

  • Рубка капусты в деревянных корытах железными тяпками, ее засолка с разными приправами: клюквой, морковью, тмином.

  • Веселые шутки-прибаутки, загадки о капусте.

  • Хороводы: «Вейся, вейся, капустка моя», «В хороводе были мы» и др.

  • Угощение пирогами с капустой.


^ ЛЬНЯНЫЕ СМОТРИНЫ:

  • Знакомство с Параскевой-Пятницей – покровительницей женского ремесла.

  • Знакомство с процессом выращивания льна и разнообразием текстильных изделий из него: холстов, полотенец, одежды и др.

  • Изучение, исполнение и обыгрывание обрядовых песен «Ленок», «Прялица», «Как же нам, матушка, белый лен сеять?», «Уж мы сеем, мы сеем ленок».



Народные праздники соединяют в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания необходимо для формирования у ребенка основ эстетического сознания, художественного вкуса, становления личности на этапе дошкольного детства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2005.

2. Аполлон Коринфский Народная Русь - М.: Белый город, 2006.

3. Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М.: Школьная Пресса, 2001.

4. Науменко Г.М. Народные праздники. – М.: Центр – полиграф, 2001.

5. Панкеев И.А. Русские праздники. – М.: Яуза, 1998.

6. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. – М.: «Издательство АСТ- ЛТД», 1997.




Скачать 99.25 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер99.25 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

не очень плохо
  1
отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх