Воспитательный аспект в педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу сош с. Бессоновка киндаевой ж. А. Описание системы работы icon

Воспитательный аспект в педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу сош с. Бессоновка киндаевой ж. А. Описание системы работы


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Самоанализ педагогической деятельности учителя русского языка и литературы моу «сош №16»...
Учителя русского языка и литературы моу «Норваш Шигалинская сош»...
Результатов деятельности Моняковой Е. В., учителя русского языка и литературы моу сош №8 г...
Инновационная деятельность учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г...
Опыт учителя русского языка и литературы моу сош №6...
«Город Валуйки и Валуйский район» опыт работы учителя русского языка и литературы моу «сош №4...
План работы методического объединения учителей русского языка и литературы моу «сош №24» на...
Технология педагогической деятельности как основа эффективного всестороннего развития личности...
Материалы учителя русского языка и литературы моу «Цивильская сош №1 им. М. В...
Информационно-педагогический модуль по проблеме...
Информационно-педагогический модуль...
Йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбю



Загрузка...
скачать



Управление образования Бессоновского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Бессоновский районный методический Центр»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бессоновка.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ СОШ С. БЕССОНОВКА КИНДАЕВОЙ Ж. А.


Описание системы работы


2006 г.



Российский Учитель XXI века только в том случае выполнит свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество, а базовой закономерностью гарантированного качества образования станет создание условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности.

В. Андреев, автор учебного курса для творческого саморазвития «Педагогика».


«Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - размышлял Л. Н. Толстой.

Каждый человек задает себе этот вопрос. А поскольку большая часть моей жизни принадлежит школе, я себе задаю его прежде всего как учитель: как жить, чтобы учить других? В поисках ответа на него я и строю свою систему педагогической деятельности и прихожу к выводу, что все методы, приемы обучения, воспитания нужно «пропустить» через себя. Собственные цели как педагога вижу в самообразовании, в овладении современными технологиями обучения, в том числе и информационными, во внедрении новых форм в организацию учебного процесса.

Первостепенными задачами педагогической деятельности считаю формирование сознательного поведения учащихся, адекватного отношения к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, учебе, профессии, друзьям, родителям, искусству; формирование творческой деятельности; развитие способностей, задатков, интересов учащихся; воспитание социально ориентированной личности.

Важнейшим условием успеха педагогического процесса считаю включение в педагогический процесс целей учащихся: получение образования, подготовка к жизни, умение адаптироваться в новых условиях.

Опираюсь на педагогическое сотрудничество, в основе которого лежит стремление найти подход к каждому ученику через творчество и равноправную совместную деятельность на уроке, факультативе, классном часе. Глубоко убеждена в верности теории и практики С. Соловейчика, утверждающего, что сотрудничество – «совместный труд души, основанный на общении. А ценность его в том, что воспитателю не надо держать сто разных целей, двести восхитительных качеств ребенка. Нужно только одно, чтобы совместная работа и деятельность доставляли ему удовлетворение, были бы его потребностью»

Следуя этому положению, считаю, что и в учебной, и в воспитательной работе главным является взаимодействие всех составляющих педагогического процесса в продвижении детей к определенным целям, вовлечение их в общий труд, учение и самосовершенствование, содействие в достижении радостного чувства успеха, развития движения вперед.

Для меня как учителя нет отдельно обучения и нет отдельно воспитания, я рассматриваю это как единый процесс и строю его на основе принципа гуманизма («Воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека». В. Г. Белинский).

Работаю над воспитанием таких ценностей, как достоинство, доброта, порядочность, духовная культура. Большое внимание уделяю патриотической, гражданской позиции. С этой целью посещаю с детьми театр, музеи, провожу экскурсии к памятникам погибшим односельчанам, установленным в селах нашего района, устраиваю встречи поколений, диспуты, диалоги, беседы, «круглые столы».

Много внимания уделяю вопросам, связанным с адаптацией ребенка в условиях современной жизни. Реализуя принцип личностного функционирования, стараюсь содействовать раскрытию и развитию сил воспитанника, чтобы к периоду взрослой жизни он овладел тем, что нужно будет ему за порогом школы. Важным правилом при этом считаю, что нельзя ничего навязывать ребенку, так как нет идеала одного для всех, каждая индивидуальность должна найти свой путь, свою жизненную формулу.

Осуществляя принцип субъективного контроля, уделяю большое внимание интернальному уровню, направляя учащихся на рассмотрение всего происходящего как результат собственных усилий человека, осознанного выбора действия и практической деятельности по его реализации.

Важным считаю принцип веры в ребенка и разделяю мнение американского педагога У. Глассера, что «все неудачи учащихся объясняются двумя причинами: недостатком любви и заниженной самооценки». В классе, которым я руковожу, обучаются 20 учащихся. Многие дети страдают от чувства одиночества, недостатка понимания со стороны окружающих, родителей, сверстников. Это обусловлено как психологическими процессами роста, развития личности, так и социальными процессами (семья зачастую самоотстраняется от воспитания, считая что ребенок в возрасте 14-15 лет способен к полной самостоятельности). Это сказывается на нравственном развитии детей, а отсюда и проявление замкнутости, отгороженности от других вследствие сложившегося представления о своей несостоятельности или, наоборот, исключительности, низкий уровень культуры. И то и другое отрицательно влияет на развитие детей. Регулировать и способствовать выработке адекватной самооценки учащихся, их позитивному отношению к окружающим мне помогает работа по авторской методике А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика», занятия по которой позволяют ученику оказаться в атмосфере утверждения нравственных ценностей, принятия значимости личности, попадать в ситуации, заставляющие задуматься о своем Я, испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность друг друга собственной личностью.

Оказываю помощь учащимся по разработке «Я-концепции», их творческого саморазвития в следующих направлениях:

  • Углубление представлений учащихся об особенностях их характера, потребностей, мотивах, привычках и способностях.

  • Помощь учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и способностей.

  • Расширение сферы мыследеятельности учащихся в направление их профессионального самоопределения.

  • Побуждение учащихся заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием.

  • Оказание помощи конкретному ученику в поисках резервных возможностей по определению их вредных привычек, слабоволия, неорганизованности.

^ Целями моей педагогической деятельности как учителя-словесника являются:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и языковедческой, культуроведческой компетенций.

^ Условия достижения результата:

  • моделирование уроков на основе современных технологий обучения;

  • совершенствование образовательного процесса через поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся;

  • усиление воспитательного аспекта в обучении;

  • поиск разнообразных форм обучения;

  • обеспечение взаимосвязи урочной, внеклассной, внешкольной деятельности.

Придаю большое значение культуре урока, опираясь на методику Н.Е.Щурковой, считающей, что «современный урок – это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом…становится интеллект каждого субъекта урочного общения, духовное обогащение. Урок - это развитие способностей человека, среди которых существенными выступают такие, как быть мыслящим, моральным, творческим субъектом…,это взаимодействие «человек-человек», разворачивающееся широко в плане непосредственном и опосредованно, через изучение достижений человечества…,это поиск истины в процессе изучения фактов и явлений жизни, закономерностей и оснований человеческой жизни, обретение личностных смыслов. Следуя культурологическим нормам деятельности по Н. Е. Щурковой, я начинаю каждый урок, независимо от того, какой он: традиционный или какого-то другого типа, -с приветствия, показывающего уважительное отношение к моим ученикам: «Добрый день, я очень рада вас видеть»; «Хочу пожелать вам успеха», «Очень хочу начать работу с вами…»; «Я пришла к вам с хорошим настроением, а какое у вас настроение?». Стараюсь продумывать организацию сути урока, которая имеет «разрешительный» характер, но не запретительный». «Вам предстоит удовольствие поработать у доски», «Давайте создадим возможность каждому побыть наедине со своими мыслями» «У вас есть время обменяться своими впечатлениями». В зависимости от формы проведения урока продумываю его мизансцены: как расставить парты, где должен стоять ученик, если он читает стихотворение, когда могут ученики подойти друг к другу, если они работают в группах, как они могут расположиться в них. Продумываю ситуацию успеха, ключевым моментом которой выступает мотивация предлагаемых действий: во имя чего, ради чего, зачем я это делаю?

В результате урочной деятельности учащиеся приобретают личностный смысл познавательного процесса, который носит воспитательный характер и поднимает детей к высотам общечеловеческой культуры, к разрешению многих нравственных вопросов.

При изучении в 8 классе рассказа Л.Н.Толстого «После бала» ввожу мотивационный этап:

-Когда Л.Н.Толстому было уже около пятидесяти лет, произошел резкий перелом в его миросозерцании. Его мучили основные проблемы бытия: о смысле жизни, о смерти, добре и зле. И вот ему уже за семьдесят. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой здесь похож на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Рассказ «После бала» готов - рассказ, который ставит вопросы о добре и зле, красоте и жестокости, о крушении идеалов. А не интересно ли вам разобраться в этих вопросах вместе с главным героем рассказа Иваном Васильевичем? Давайте попробуем.

Звучит «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Предлагаю учащимся на мгновение закрыть глаза и представить себе бал. Читаю отрывок из стихотворения «Бал» Е.Баратынского и предлагаю оказаться в числе приглашенных на бал. Музыка продолжает звучать, дети «возвращаются» с бала, отвечают на поставленные вопросы:

-Что вы увидели?

-Что почувствовали?

-Какие мысли у вас возникли?

Учитель:

-Тема нашего урока: « Рассказ Л.Н.Толстого « После бала «.Посмотрим на события , которые разворачиваются в рассказе, глазами его главного героя Ивана Васильевича и своими глазами.

Итак, чтение рассказа начинается. Вслушайтесь в свой мир чувств. И только после чтения беритесь за ручки и пишите о том, какие мысли, чувства, картины посетили вас.

Рассказ прочитан. Предлагаю учащимся вопросы для беседы:

-Что же увидел наш герой?

-Что он почувствовал?

-Что происходило с рассказчиком?

-А что почувствовали вы?

(Учащиеся обращаются к своим записям).

-Какая часть рассказа соответствует тому, что вы представили себе в начале урока, мысленно побывав на балу?

-О чем же этот рассказ?

-Как вы думаете, зачем нужна была сцена на балу, если рассказ называется « После бала»? И почему описанию бала отведена большая часть?

-Сравним поведение и внешность полковника на балу и после бала.

-Какой прием изображения здесь использован?

-Давайте обратимся к иллюстрации в учебнике и задумаемся, могли ли мы предположить, что этот красивый, галантный человек окажется таким жестоким?

-Почему он таким оказался?

Продолжите недописанные тезисы:

-Прочитанный нами рассказ о…

-Жестокость – это…

-Полковник был двуличным человеком, лицемером или …

-Жизнь Ивана Васильевича – это…

-Я думаю, что Иван Васильевич поступил…

После самостоятельной работы идет обсуждение тезисов.

Учитель:

-А теперь сравните жизнь Ивана Васильевича с историей жизни господина Н.Н. из повести «Ася».

Поработаем в группах:

Задание для 1-ой группы: «Найдите сходства».

Задание для 2-ой группы: «Найдите различия».

После выполнения заданий в группах учащиеся представляют свои монологические ответы.

В конце урока предлагаю недописанные тезисы:

1. На следующем уроке я хочу сказать…

2. Толстой писал: «Чувствуя чужие страдания, как свои, …можно и должно найти тот путь, при котором будет легко. И это будет тогда, когда я сделал все зависящее от меня для облегчения страданий других». Я понимаю Толстого (или не понимаю) и тоже стараюсь …

Это и будет домашним заданием. (^ По группам).


Принципы обучения.


Основным принципом обучения считаю принцип деятельностного подхода (смотрите предыдущий урок), в основе которого лежит переход от обучения к самообразованию, самопознанию, самовоспитанию.

Учу самостоятельно добывать знания путем формирования умений работать с учебником, первоисточниками, справочной литературой, делать самостоятельные выводы. Такая самостоятельная работа особенно активизируется при подготовке к семинарам. Эти уроки важны, так как именно на них развиваются навыки связного монологического высказывания на лингвистическую тему, повышается степень усвоения материала, воспитывается личная ответственность за результаты своей работы. Уроки-семинары провожу, начиная с 6-го класса.

Например, выношу на семинарское занятие тему «Словообразование и орфография» и ставлю в основу семинара проблемный вопрос: «Как связаны словообразование и орфография, почему они рассматриваются как звенья одной цепи»?

В обучении учащихся русскому языку основываюсь на текстоцентрической направленности уроков, что позволяет рассматривать материал любого раздела учебной дисциплины в общей системе. Кроме того, текстоцентрическая направленность уроков позволяет на примере текстов писателей - классиков воспитывать чувства любви к Родине, природе, видеть прекрасное, развивать духовные начала.

Например, в 8-ом классе предлагаю текст Д.С.Лихачева «Цель и самооценка».

Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то – лучшая мебель или машина – опять огорчение.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек человеку делает, было бы его внутренней потребностью. Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

^ Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? Отнюдь нет!

Человек, который совсем не думает о себе, явление не нормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести. Только не надо второстепенное превышение превращать в первостепенное.

Даю задания:

1. Покажите, какую роль в данном тексте – рассуждении играет противопоставление. Какие жизненные позиции и жизненные цели противопоставлены?

2. Какую роль в тексте играют вопросительные и восклицательные предложения?

3. Найдите в тексте повторы (лексический повтор предлогов, союзов ). Какова роль повторов в тексте?

4. Согласны ли вы с основными положениями автора?


Подбираю тексты таким образом, чтобы они представляли интерес и с позиции постижения культуры общения, способствовали нравственному воспитанию.

Например:

^ Общение – это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени.

Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми.

Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек всегда найдет в другом качества, которые делают его интересным. Это не просто – открыть изюминку в каждом нашем знакомом, но это важно сделать, чтобы каждый получал свою долю уважения. Умение искренне ценить людей предполагает признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее ума. Мы подчеркиваем: он - мастер на все руки, у нее – отличный вкус, они – знатоки своего дела.

^ Будьте щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей. (А. Кочетов).

Ставлю вопросы:

1. Что нового и полезного вы узнали для себя о правилах общения?

2. В каком стиле написан текст? Докажите, что вы не ошиблись.

Кроме того, в более старших классах эффективной формой работы для реализации этого принципа считаю выполнение и защиту рефератов (начинаю с 8-го класса). Эта работа предполагает не только напряженный интеллектуальный, но и творческий труд. Важно, чтобы тема реферата была осознана учеником и вызывала бы у него интерес. План работы над рефератом всегда индивидуален и составляется совместно с учителем. Он предполагает:

- работу с научной литературой;

- обсуждение прочитанного с учителем;

- составление плана реферата;

- в процессе написания работы ссылки на авторов высказываемой мысли; оформление реферата.

Разумеется, что навыки работы над рефератом будут развиваться в старших классах, и работы этого вида будут иметь уже более солидное содержание, но заранее начатая деятельность в средних классах имеет свой смысл: дети учатся осознавать учебный материал как науку и делают первые шаги, готовя себя к серьезной научной работе, нарабатывая навыки работы с научной литературой.

Много внимания уделяю исторической основе языка, используя научную работу « Древнерусское именное склонение и его отражение в « Слове о полку Игореве», которую защитила , учась в педуниверситете. Она располагает богатым иллюстративным материалом для сопоставления древнерусского и современного языкового материала и предоставляет учителю большое поле деятельности для развития у учащихся интереса к истокам русского языка, побуждения их к прочтению произведений, являющихся памятниками древнерусской литературы, а также к исследовательской работе.

На уроках литературы при изучении древнерусского творчества тексты читаю обязательно на древнерусском языке, чтобы дать возможность учащимся приблизиться к культурному наследию и национальному богатству.

Знакомя с новыми словами, вводя новые понятия, учитываю возрастные особенности и общий уровень подготовленности учеников и стараюсь сделать материал для них доступным. В.А.Сухомлинский замечал, что « учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Проводя различного вида словарные диктанты, знакомя с новой терминологией на уроках литературы в 5-6 классах стараюсь превратить трудную работу над терминами в увлекательную игру. С этой целью использую различные виды работ: диктанты по аналогии, анаграммы, коды, кроссворды, ребусы.

Например, при изучении темы «Сказки» запоминанию литературоведческих терминов способствует кроссворд:

По горизонтали:

2. Завершение сказки.

4. Первая часть сказки.

5. Человек, ведущий повествование в сказке.

6. Часть сказки, не связанная с повествованием.

По вертикали:

3. Прием изображения неживой природы и животных как людей.

1. Устное народное творчество.



















1


































2

3





















































































4
















































































































































































































5


















































































6









































































































































































































































К составлению кроссвордов и других игровых форм обучения привлекаю и учащихся.

В 5-6 классах часто использую для проведения словарной работы ребусы.

Например:





(Арена)




(Подзаголовок)




(Миллион)


Составляют их и сами дети.

С помощью ребусов осуществляется непроизвольное запоминание словарных слов.

С целью лучшего запоминания правил, слов – исключений и т. д. использую стихи – подсказки:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать,

Если мягкий знак в вопросе,

То в глаголы его вносим.

***

Если есть за корнем «А»,

В корне будет «И» всегда.

Вот пример, запоминай:

-Ноги вытер ? Вытирай!

***

Шоколад, шофер, крыжовник,

Шов, шоссе, обжора, шорник,

Капюшон, жокей, чащоба,

Шорох, чопорный, трущоба.

Большое значение придаю систематизации знаний учащихся, так как именно систематизация любых знаний создает лучшие условия для их осмысления и более глубокого их усвоения. Использую метод индукции в обучении, считаю, что именно путь от частного к общему обеспечивает наиболее целостное, быстрое и осознанное усвоение учебного материала, когда постепенно детали обобщаются и выводятся в крупный блок. Так, при изучении темы « Действительные и страдательные причастия « происходит знакомство с суффиксами действительных и страдательных причастий, а в результате этой работы выводится крупный блок:


наст. вр.

-ущ-

-ащ-

-ем-

наст. вр.

-ющ-

-ящ-

-им-







-ом-





























































пр. вр.

-вш-




-енн-

пр. вр.

-ш-




-нн-







-т-


Одним из важных в своей работе считаю принцип сознательности и активности. При осознанном изучении предмета легко пробуждается активность, желание ученика самостоятельно овладевать умениями и навыками.

Таким образом выводится и блок «Наречие».


Н

П

действия (глагол, деепричастие)

Коснуться невзначай

Медленно разгораясь

А

Р

предмета (существительное)

Макароны по-флотски


Р


И

(прилагательное, причастие, наречие)

Чрезвычайно интересный

Приезжающий сегодня

Слишком горячо

Е

З







Ч

Н







И

А







Е

К










И










Не изменяется

Мы весело смеялись.

Нам подали кофе по-турецки

Мне грустно.

Творческий блок «Степени сравнения наречий» составляют сами учащиеся.

В восьмом классе при изучении темы «Уточняющие члены предложения», чтобы учащиеся хорошо поняли природу уточняющих членов, предлагаю найти ошибку в объявлении, спрашиваю, почему нельзя прийти на кросс по такому объявлению.

Объявление.

Завтра в школе состоится легкоатлетический кросс.

Дети говорят: «В объявлении не уточнены время и место». Таким образом, вводятся понятия об уточняющих членах предложения.

На этапе введения и закрепления материала использую зрительную и слуховую наглядность (репродукции картин, таблицы, схемы, сигнальные карточки, музыку, фонозапись), которая является связующим звеном между конкретным и абстрактным.

^ Методы педагогической деятельности

Для реализации основных дидактических принципов считаю эффективным использование различных методов обучения. На своих уроках применяю их классификацию по уровню познавательной деятельности.

^ Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – с целью осознанного восприятия, запоминания и воспроизведения учебного материала.

Частично-поисковый, или эвристический, и проблемного изложения – с целью применения знаний в измененной учебной ситуации. Стараюсь так поставить проблему, чтобы вызвать у детей интерес, желание решить ее. Так, при изучении темы «Род существительных», привожу бытовую ситуацию: «Недавно была в магазине свидетелем обращения к продавцу двух дам. «Покажите мне вон ту красивую тюль,» - сказала одна.

-«Покажите мне вон тот красивый тюль,» - сказала другая. Кто из них правильно обратился к продавцу?» Дети устанавливают род существительного и прилагательного через обращение к словарю. Сами приводят примеры таких ситуаций.

При применении метода проблемного изложения использую лингвистическое исследование. Так, выявление роли имен прилагательных краткой формы в сравнении с полной, провожу по тексту отрывка из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

-Как описывает автор лицо Кости?

Дети по своим наблюдениям делают вывод о том, что краткие формы прилагательных придают описанию категоричность, четкость, конкретизацию деталей. Затем сравниваются краткие формы с полными и делается вывод об особенностях их употребления.

При изучении темы «Определение» даю ключевые словосочетания из авторского текста: «оглохшие и немые осенние ночи», «черный лесистый край», «с деревенской околицы», «старый клен», «растрепанный ветром куст настурции», «красивый лист клена», «шелест падающего листа», «неясный звук», «детский шепот», «над притихшей землей», «разлив звездного блеска», «осенние созвездия», «в маленьком оконце избы», «с напряженной силой».

Предлагаю написать текст, создав зрительный образ осени. Заключительный этап работы – сравнение ученического и авторского текста. (В данном примере – с отрывком из рассказа К. Паустовского «Желтый свет»).

На уроках литературы применяю метод лингвистического эксперимента. Пропускаю ключевые слова в тексте и предлагаю обосновать свой отбор по содержанию текста. (См. конспект урока по литературному краеведению).

Исследовательский - с целью творческого применения в измененной учебной ситуации. Согласно изучаемым темам подбираю из художественных произведений тексты для комплексного анализа. Так, при изучении темы «Безличные предложения» использую текст В. Закруткина.

^ Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей, сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.

Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися почками.

^ Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.

Но вот раздается басовитый голос: «Подниматься! Ужин готовить!»

Учащиеся работают, опираясь на вопросы и задания учителя.

-С помощью каких предложений создаются зримые картины вечера и состояния человека?

-Найдите предложения, которые передают состояние природы. Попробуйте заменить их двусоставными. Какой вывод вы можете сделать из наблюдения?

-Найдите предложения, которые передают состояние человека? Обратите внимание на два последних предложения. С помощью чего достигается экспрессия? И т. д.

Учащиеся делают вывод о роли безличных предложений в тексте.

Предполагая более высокий уровень познавательной активности, предлагаю вопрос для анализа: «Какими языковыми средствами автор дает возможность читателю увидеть, услышать и почувствовать, как летний вечер сменяется ночью?»

Вечер в поле встречает нас целым архипелагом пышных золотисто-лиловых облаков на западе, необыкновенной нежностью и ясностью далей… Свежеет, и блеск вечера меркнет. Меланхолично засияли поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромным мутно-малиновым шаром солнце. И что-то старорусское есть в этой печальной картине, в этой синеющей дали с мутно-малиновым щитом. Вот он еще более потускнел, вот от него остался только сегмент, потом - дрожащая огневая полоска… Быстро падает синеватый сумрак летней ночи, точно кто незримо сеет его; в лужах уже холодно, как в погребе, и резко пахнет росистой зеленью – только изредка повевает откуда-то теплом… В сумраке мелькают придорожные лозинки, и на них, нахохлившись, спят вороны… А на востоке медленно показывается большая голова бледного месяца.

Как печальны кажутся в это время деревушки, мертвую тишину которых будит звук рессор и бубенчиков! Как глуха и пустынна кажется старая большая дорога, давно забытая и неезженная! Слава богу, хоть месяц всходит! Все веселее…

И. Бунин

Дети анализируют текст по группам. К этому времени (девятый класс) обучающиеся знают, что при лингвистическом анализе текста рассматриваются пять пластов языка: фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис. Каждая группа анализирует свой пласт, затем материал синтезируется. Таким образом, учащиеся простраивают свой собственный алгоритм исследования.

Богатый материал для исследования представляют и уроки литературы. Использую задания, которые побуждают учащихся не только активизировать мыслительную деятельность, но и пробуждают творческие способности. Например, исследовать своеобразие заглавий автора, соотнести их с содержанием произведения, установить, в чем их своеобразие и привлекательность.

Например, после изучения произведений Салтыкова-Щедрина в шестом классе учащимся предлагается сочинить стилизованную сказку.

Такое задание способствует побуждению учащихся исследовать манеру письма писателей, выявить их отличительные особенности, а кроме того, способствует развитию собственных творческих сил, самостоятельности мышления.


^ Приемы обучения


В современной педагогической науке нет четкой границы между методами и приемами, она достаточно условна. Так, на уроке, в зависимости от ситуации, может быть использован метод частично-поисковый, а может лишь прием поиска проблемы. На своих уроках использую разнообразные приемы обучения: самостоятельную работу, наблюдение за языковыми фактами, поиск проблемы, разъяснение.

Для осуществления принципа деятельностного подхода, считаю наиболее важным приемом обучение самостоятельной работе, которая применяется мною на всех этапах урока и при реализации самых разнообразных методов. Этот прием хорош тем, что знания, добытые учащимися самостоятельно, более прочны, а кроме того, у учащихся развиваются самообразовательные навыки и самоконтроль. Обучение работе самостоятельно ведется постепенно, и роль учителя при этом также постепенно сводится к минимуму. Считаю, что самостоятельная работа должна присутствовать на каждом уроке. При этом ученик должен чувствовать значимость данной работы. Стараюсь делать задания для самостоятельной работы творческими. Например, при изучении темы «Односоставные предложения» предлагаю составить текст на морально-этическую тему, используя различные виды односоставных предложений. Полученные тексты анализируются, делается вывод, что для создания яркого, интересного текста, следует использовать разные виды предложений: как односоставные, так и двусоставные.

Иногда дети облекают выполнение задания в стихотворную форму. Вот, например, какое стихотворение сочинила ученица, выполняя задание: составить текст, включая в него односоставные предложения:

В чем смысл жизни человека?

Любить, смеяться, мир увидеть,

Уродливое возненавидеть.

Уметь быть строже, пунктуальней

(Чтоб имидж был поактуальней),

Бояться, плакать, созидать

И никого не проклинать.


Не менее эффективным является прием наблюдения за языковыми фактами, которые также способствуют осознанному усвоению учебного материала.

Цель урока по теме «Неполные предложения» - формировать умения синонимичной замены неполных предложений полными; различать односоставные предложения и неполные двусоставные предложения; определить роль неполных предложений в тексте художественных произведений. Достичь цели урока помогает прием наблюдения за языковыми фактами сначала на тексте писателя. Затем дается творческое задание: проанализировать текст из полных предложений. Ученики читают текст и приходят к выводу о неоправданности повторов в полных предложениях, изменяют его и делают вывод о необходимости употребления неполных предложений.

Использую прием словесной оценки деятельности ученика - похвалу: «Молодец», «Ты меня порадовал», одобрение: «Старайся, и у тебя обязательно все получится», «Сегодня у тебя получилось гораздо лучше, чем в прошлый раз», стараюсь вселить уверенность: «Ты на правильном пути».

Иногда в 5 классе читаю стихотворение из книги Н.Е. Щурковой:

Ничего не бойся –

Ты делаешь для всех.

Лишь на тебя надеемся.

И верим в твой успех.

Получится, как надо,

И даже сверх того.

Мелок лежит здесь рядом,

Давай начнем с него.

Считаю, что словесные оценки особенно нужны на уроках литературы. При изучении лирики Лермонтова: «Сегодня я не оцениваю ваши ответы в баллах. Вы тонко чувствуете лермонтовскую поэзию, с любовью читали стихи. А это - самая высшая оценка.

Часто прибегаю к приему оценки учащимися друг друга: «Кто сделал одну ошибку?»; «Кто сделал две-три ошибки?», «Кто не сделал ни одной ошибки?» и в соответствии с этим ставим оценки вместе.

Использую также прием коррекции и самокоррекции учащихся, не давая категоричных заданий: «Исправьте ошибки». А спрашиваю: «Это действительно ошибка?», «Почему поставил именно такую оценку?», «Тебе не кажется, что твой товарищ заслуживает более высокой оценки?»


^ Средства обучения и воспитания.


Главным средством обучения считаю учебник, а поэтому учу детей им пользоваться, постоянно совершенствуя навыки работы. Первый урок начинаю со знакомства с учебником: титульный лист, форзацы, условные обозначения, разделы и т.д. По мере работы даю целый ряд заданий: чтение про себя с последующим изложением материала, составление плана, объяснение товарищу и т.д.

Не менее важным средством обучения являются наглядные пособия и технические средства обучения. Особую роль играет демонстрация видеофрагментов, прослушивание записей, голосов авторов и мастеров художественного чтения, музыкальных произведений. Их использование в процессе преподавания помогает поддерживать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся. Эти средства используются мной и в процессе изучения новой темы, и на этапе обобщения.

Перед просмотром или прослушиванием делаю установку и обозначаю круг вопросов, на которые должны ответить учащиеся после просмотра фильма или прослушивания фонозаписи, обращаю особое внимание учащихся на сведения, которые нужны будут в дальнейшем. Беседа, проведенная после просмотра и прослушивания фрагментов, дает возможность учителю проконтролировать глубину усвоения учащимися увиденного или услышанного материала. Главное, чтобы демонстрация была взаимосвязана с целями и задачами урока.

На многие уроки ввожу музыку таким образом, чтобы она была не только иллюстрацией к уроку, например, литературы, но и стала спутником на пути читательского осмысления художественного произведения. Сама увлекаюсь музыкой, играю на фортепиано, пою, что помогает мне вводить музыку на урок не только в записи, но и в собственном исполнении. Сухомлинский считал, что «музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальное образование по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. Внимание ребенка как бы сосредоточивается на предметах и явлениях, которые в новом свете открывает перед ним музыка, и его мысль рисует яркую картину, эта картина просится в слово. Ребенок творит словом, черпая в мире материал для новых представлений и размышлений»

На уроках литературы выстраиваю цепочку: слово-музыка-воображение-творчество. Именно такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы. При изучении в 8 классе темы «Народно-поэтическое творчество. Песни» иду от рассказа И.С. Тургенева «Певцы». Дети выразительно читают отрывок, слушают песню «Не одна во поле дороженька пролегала…», а затем знакомятся с другими народными песнями в исполнении учителя, выявляют разницу между историческими и лирическими песнями, обращают внимание на их построение и т.д. В качестве домашнего задания предлагаю выяснить, какие народные песни поются в семьях учащихся, определить их вид. В урочной деятельности использую информационные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, медиатеку.

К средствам обучения отношу и кабинет, который создала в школе и продолжаю совершенствовать. Большая часть наглядности, дидактического материала создана учащимися под моим руководством: стенды, литературная карта Пензенской области, макет усадьбы «Тарханы», материалы, посвященные жизни и деятельности В.Г. Белинского, М.Ю. Лермонтова, подборка биографических сведений и сведений о творческой деятельности писателей, портреты писателей и поэтов, карточки, схемы, репродукции картин, алгоритмы, тесты, перфокарты и т.д. Создана классная библиотека. Все это помогает мне при ведении уроков и организации внеклассной деятельности.


^ Формы обучения.


В своей педагогической деятельности использую разнообразные типы уроков: уроки-зачеты, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, интегрированные уроки литературы и русского языка, уроки-исследования, уроки-КВНы…

Расширение горизонта урока – это экскурсии в Тарханы и Наровчат, в Саранск и Никольск, в литературный и краеведческий музеи. Как правило, в результате этих экскурсий рождаются творческие работы учащихся. Вот, например, после посещения Тархан:

В глазах его – прямой укор,

И сердце правдою полнится.

В его душе – пожар страстей,

А имя будет вечно длиться.

Поэт, чье имя произносим

С благоговеньем на устах,

Чей лучезарный, светлый гений

Сопровождает нас в стихах.

Чей взгляд – прямой укор потомкам,

Чья мысль пророчеством полна…


Основной формой организации учебного процесса является традиционный урок.

В технологию урока включаю:

- целеполагание;

- вводно-мотивационый этап;

- операционно-познавательный этап;

- рефлексивно-оценочный этап.

Алгоритм подготовки к каждому уроку примерно следующий:

- определение места урока в системе уроков данной темы и формулировка его целей, исходя из общей цели изучения темы;

- подготовка материалов, демонстрирующих значимость изучения темы урока, ее места и роли в общем курсе, ее значение в практическом и теоретическом плане, обеспечивающих положительную мотивацию и эмоциональный настрой учащихся;

- отбор материала к уроку; методов, средств и приемов обучения; планирование заданий, активизирующих познавательную деятельность учащихся, подготовка заданий разных уровней сложности;

- подготовка материалов для оценки и коррекции ЗУН по теме урока.

Применяю технологию коллективного обучения (индивидуальную, парную, групповую формы работы, взаимоопрос заданий, взаимоконтроль). В процессе обучения осуществляю дифференцированный подход (разноуровневые задания, персональный контроль за ЗУН учащихся).


^ Алгоритм проведения урока.


Тема. Подготовка к сочинению-описанию пейзажа.

I. Целеполагание:

- на основе выполнения разнообразных заданий сформировать у учащихся умение и навыки написания сочинения;

- показать значение пейзажа в художественном тексте;

- дать понятие о пейзажной зарисовке;

- развивать речь учащихся, их художественный вкус;

- воспитывать любовь к природе.

^ Оборудование: репродукция картины С.В. Герасимова «Лед пошел», фонозапись «Времена года» П.И. Чайковского, мультимедийный проектор.


II. Вводно-мотивационный этап.

Учитель:

- Давайте представим себе, что мы с вами в картинной галерее. Перед вами две картины (показываю) в графике и исполненная акварелью. Какая из картин производит на вас более яркое впечатление?

- Почему?

- Вот так и слово. У него свои краски. Давайте попробуем с помощью слова учиться описывать увиденное и услышанное.

^ Работа с отрывком из стихотворения А.А. Майкова:

Зима, зима! Мороз трещит;

Луна в кольце на тверди синей;

Звездится снег; лазурный иней

На черных деревах блестит.

Вопросы и задания для беседы.

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какое впечатление оно произвело на вас?

- Какие ассоциации вызвало?

- Какие слова, предложения передают отношение поэта к зимнему пейзажу?

- Как вы понимаете выражение «звездится снег»?

- Почему у слова «иней» эпитет лазурный?

- Какая картина предстает перед вами?

- Прочитайте текст выразительно.

- Как описание пейзажа повлияло на ваше настроение?


III. Операционно-познавательный этап.

Учитель: - А теперь посмотрим, какими средствами на наши чувства воздействует художник.

Беседа:

1. Обратимся к репродукции картины С.В. Герасимова «Лед пошел». Какое время запечатлел художник?

2. Какие чувства вызвала у вас эта репродукция?

3. Как достиг художник такого восприятия?

4. А теперь обратимся к музыкальному произведению. Послушайте фрагмент из музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского. Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует ваше воображение?


Вывод.

Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением оно проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение называется пейзажной зарисовкой.


^ Работа со словарем С.И. Ожегова.

1. Чтение словарных статей: «зарисовка», «пейзаж».

2. Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

- А что писатель считает главным в пейзажных зарисовках?

^ Давайте обратимся к эпиграфу урока.

Работа с эпиграфом.

«Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те же мысли, чувства, состояние, какие писатель хотел ему передать».

(К.Г. Паустовский.)

- У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях?

- На партах у вас лежат отрывки из произведений классиков.

Прочитайте про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

«Все светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полетом и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел».

- Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи?

- Как и чем перекликается отрывок гоголевской повести с отрывком из стихотворения Майкова.

- Какие изобразительные средства языка использует Н.В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?

- Рождественская ночь привлекла внимание не только Н.В. Гоголя. Писатели, которые пришли в литературу чуть позже, тоже посвятили ей яркие строки.

- Одним из них был И.С. Шмелев. (Чтение отрывка из главы «Рождество» романа Шмелева «Лето Господне»).

- Что здесь в центре внимания?

- Как описываются звезды?

- Чье описание произвело вас более сильное впечатление? Почему?

- Описание природы у кого из писателей (Гоголя или Шмелева) легче нарисовать? Почему?


^ IV. Рефлексивно-оценочный этап.


- Мы проанализировали несколько зарисовок природы. Попытаемся определить план работы над сочинением:

1. Подумайте, что вы хотите нарисовать словом?

2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки?

3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?

4. Подберите название.


Составление словесного ряда.

Учитель:

- Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима».

Домашнее задание: написать сочинение-описание зимнего пейзажа по выбору: описание картины, по собственному наблюдению.


В педагогической деятельности иду своим путем, иногда методом проб и ошибок. Главное, что я люблю детей, люблю свою работу, в которой, как заметил великий А.С. Макаренко, «не может быть установлено никаких абсолютных правильных педагогических мер и систем. Всякое догматическое положение, не исходящее из обстоятельств и требований данной минуты, данного этапа, всегда будет порочным».





Скачать 363,01 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер363,01 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх