Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока icon

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») фрагмент урока


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок (литература история) тема: «Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала»...
Л. Н. Толстой «После бала» Утро, изменившее жизнь Может ли случай изменить жизнь человека?...
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...
Урок литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ \"После бала\"»...
Урока
Урок литературы для учащихся 8 класса по теме «Л. Н. Толстой «После бала»...
Урока по П/п тема урока Дата...
Урока Тема урока Кол-во часов...
«Цвет и звук»
«Толковый словарь»...
Урок на тему: «Л. Н. Толстой. «Петя Ростов»...
Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь героя резко изменилась...



Загрузка...
скачать
гр. 2ФР-42 Снятков К.

Тема: Углубление понятия «сюжет» в средних классах (Л. Н. Толстой «После бала») – фрагмент урока.

Класс: 8

Цели:

образовательные: актуализировать уже имеющиеся знания о сюжете, углубить это понятие, научить отличать сюжет от фабулы;

развивающие: развитие умений анализа текста;

воспитывающие: воспитание любви к литературе.

Задачи:

  1. актуализировать знания о сюжете;

  2. ввести определение сюжета;

  3. ввести определение фабулы;

  4. научить отличать сюжет от фабулы;

  5. обратить внимание на то, что сюжет не всегда совпадает с фабулой (монтажная композиция).




^ Учебная ситуация

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Слово учителя


Работа в группах


Катехизирование


Слово учителя


Катехизирование


Слово учителя



На сегодняшнем уроке мы изучаем рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Нас будет интересовать сюжет в этом произведении. Основная задача – обобщить и углубить то, что вам уже известно об этом понятии.


Класс делится на 2 группы. В каждой из них назначается «капитан», который озвучит результаты ее работы.


Задание для первой группы: ученикам нужно записать в тетрадь последовательность описываемых в рассказе событий (то есть смену событий в самом тексте).


Задание для второй группы: ученикам необходимо выписать в тетрадь последовательность событий не в рассказе, а в «реальности», если бы то, о чем в нем повествуется, было на самом деле.


Ну что ж, настало время озвучить результаты.

(1 группа:

  1. Разговор на светской вечеринке, где Ивана Васильевича просят рассказать о некоей истории.

  2. Иван Васильевич рассказывает о своей молодости – о бале, на котором он танцевал с Варенькой. Описывается ее отец.

  3. Иван Васильевич у себя дома. Он не может заснуть.

  4. Иван Васильевич наблюдает за наказанием солдата.

  5. Действие возвращается в светский салон, в котором оно и начиналось.


2 группа:

  1. Иван Васильевич на балу.

  2. Иван Васильевич у себя дома. Он не может заснуть.

  3. Иван Васильевич наблюдает за наказанием солдата.

  4. Спустя много лет он рассказывает об этом на светском вечере.)


Теперь внимательно перечитайте сделанные вами записи и ответьте на вопрос: полностью ли совпадает последовательность событий в тексте и в «реальности»?

(Нет, не полностью. Сначала мы видим Ивана Васильевича уже пожилым человеком на вечере, затем автор нас знакомит с теми событиями, что были за много лет до этого, и лишь в финале мы снова возвращаемся к тому, с чего рассказ начинался. Это не совпадает с реальной хронологией событий. Толстой использует прием «воспоминания».)


Вы не случайно работали сегодня в группах. Каждая группа «отрабатывала» определенное литературоведческое понятие. Первая группа – «работала» с понятием «сюжет», вторая – с понятием «фабула».


Итак, запишите в свои тетради следующие определения.


^ Сюжет – это последовательность описываемых событий в литературном произведении.


Фабула – это событийная основа произведения, последовательность событий в «реальности».


Повторим еще раз: совпадают ли в рассказе «После бала» сюжет и фабула?

(Нет, не совпадают.)


Как вы думаете, случайно ли такое несовпадение? Для чего это нужно автору?

(Конечно, это несовпадение не случайно. Сюжетно-композиционная организация текста – главный способ выражения авторской позиции. Благодаря тому, что рассказчик повествует о событиях многолетней давности, возможна оценка им самим прошлого. Он уже пожилой, умудренный человек и описывает все произошедшее с позиции своего возраста, давая ситуациям и положениям максимально объективную оценку. Несовпадение сюжета и фабулы создает временную дистанцию.)


Нужно сказать, что в разных произведениях проблема соотношения сюжета и фабулы решается по-разному. Сюжет и фабула могут полностью совпадать, а могут и не быть тождественными, как у Толстого в этом рассказе. Но каково бы ни было это соотношение, оно не случайно: автор тем самым преследует орпеделенные художественные цели, поэтому при анализе любого текста следует очень внимательно исследовать сюжет и фабулу: это помогает лучше понять авторский замысел.



Ученики выполняют задание в течение 10 минут.


Выступает «капитан» каждой группы. Ученики записывают в тетрадь результаты деятельности «чужой» группы под заголовками: для 1 группы – «Последовательность событий в произведении»; для 2 группы – «Последовательность событий в «реальности».


Ученик отвечает на вопрос.


Ученики записывают определения в рабочую тетрадь.


Ученик отвечает на вопрос.


Ученик отвечает на вопрос.




Скачать 42,62 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер42,62 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх