Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов заочного отделения и второго высшего образования) icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для студентов заочного отделения и второго высшего образования)


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история политических и правовых учений» (для...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений» для студентов заочного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений» для студентов заочного...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса дневного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» Четвертая я...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
ПРограмма по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов 4 курса д/о...
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений...
Етодическое пособие по дисциплине «История политических и правовых учений» по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф...
Программа по дисциплине «история политических и правовых учений» для студентов III курса мп...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История политических учений. (название)...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА






О.И. Быльченко


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«ИСТОРИЯ

ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»


(для студентов заочного отделения

и второго высшего образования)


Ростов-на-Дону

2010

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История политических и правовых учений» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальности 030501 – Юриспруденция.

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовые дисциплины» (протокол № 1 от 31.08.10).





Составитель:


Рецензент:

к.и.н., доц. ^ Быльченко О.И.


д.и.н., проф. Паламарчук Е.А.



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

4

^ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

5

2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

12

3. ПРАКТИКА

89

4. Контрольные работы

90

5. Вопросы к экзамену

100































ВВЕДЕНИЕ


Курс истории политических и правовых учений является обязательной составной частью высшего юридического образования. В современных российских условиях его актуальность значительно повышается. Это обусловлено процессами становления новой российской государственности, фундаментального обновления законодательства и судебной реформы, становлением цивилизованной системы защиты прав и свобод граждан. В связи с этим возрастает социальная значимость юриспруденции. Юридическая профессия становится особенно востребованной.

Высшее образование закладывает не только специальные знания, но и фундаментальные правовые основы юридического образования. Формирование высококультурного специалиста – юриста немыслимо без освоения основных достижений цивилизации.

История политических и правовых учений как наука по своему содержанию представляет школу альтернативного мышления. Она дает возможность при изучении обширного материала и современных политико-правовых учений осмысливать проблемы права, государства и политики с учетом многовековой противоречивой эволюции. Цель дисциплины – на примере политических учений прошлого и настоящего помочь формированию теоретического мышления и юридического сознания студентов.

Курс истории политических и правовых учений ставит своей задачей: усвоение студентами содержания наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, выработки критериев, их оценки и сравнительного анализа, умения раскрывать их новизну и вклад в развитие политико-правовой теории и практики.

1. рабочая программа


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




п/п

Наименование тем

Количество

часов

Лекции

заочное

второе высшее

1

Предмет и методы истории политических и правовых учений

1

1

2

Политические и правовые учения Древнего мира

1

1

3

Политические и правовые учения в Западной Европе в период средних веков

1




4

Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI веке

1




5

Политические и правовые учения в Западной Европе в XVII-XVIII веках

1

1

6

Политические и правовые идеи XIX века

2

1

7

Политические и правовые учения XX века

1







ИТОГО:

8

4
















Семинарские занятия







1

Особенности и основные этапы формирования политико-правовых идей от Древнего до Нового времени

2

2

2

Политико-правовая мысль Новейшего времени

2

2




ИТОГО:

4

4



Содержание программы


Тема 1. Предмет и методы истории политических и правовых учений

Предмет истории политико-правовых учений. Понятие «политико-правовое учение», «политико-правовая мысль», «политико-правовая наука». Соотношение истории политико-правовых учений и истории государства и права, теории государства и права, политологии, политической истории, философии права.

Структура и основные задачи курса. Основное содержание и структура политико-правового учения.

Методология и методы истории политических и правовых учений.

Хронологический, цивилизационный и формационный аспекты интерпретации политико-правовых учений.

Периодизация (классификация) политико-правовых учений.

История политико-правовых учений и современность.


^ Тема 2. Политические и правовые учения Древнего мира

Возникновение политической и правовой мысли как специфической формы общественного сознания. Религиозные и мифологические основы политической и правовой мысли Древнего мира.

Политические и правовые учения Древней Индии. Политико-правовые идеи в законах Ману. Брахманизм о происхождении власти и ее организации. Буддийские представления о праве.

Политические и правовые учения в Древнем Китае. Дао в учении Лао-Цзы (VI в. до н.э.). Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.).

Основные характеристики политической и правовой мысли в Древней Греции.

Основные политико-правовые концепции Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Платон о происхождении и предназначении государства, типах государственных устройств. Справедливость и право. От «Государства» – к «Законам»: трансформация идей Платона.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) о политике и власти, о государстве и гражданстве, праве и законах. Аристотель о взаимосвязи закона и справедливости. Справедливость уравнивающая и распределяющая. Собственность и политика, роль среднего слоя в учении Аристотеля.

^ Тема 3. Политические и правовые учения в Западной Европе в период средних веков

Общая характеристика политико-правовой мысли средневековья. Развитие и распространение политических и правовых идей первоначального Христианства. Трактовка правовых отношений. Социально-политическая концепция Августина Блаженного (354 – 430 гг.). Обоснование приоритета духовной власти (церкви) над светской властью (государством). Роль насилия в государстве, борьба с ересями и роль государства.

Политико-правовая мысль в сочинениях авторов классического средневековья. Фома Аквинский (1225 или 1226 – 1274 гг.) о законе и праве: классификация законов. Учение о государстве, соотношении церкви и государства. Проблема повиновения государственной власти.

Политико-правовые идеи средневековых ересей.


^ Тема 4. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI веке

Философско-методологические основы формирования политической и правовой мысли эпохи Возрождения и ранних буржуазных революций.

Политическая концепция Никколо Макиавелли (1468 – 1527 гг.). Антитеократические идеи Макиавелли. Соотношение политики и морали, понятие государства, идеал государства, трактовка закона.

Социально-политические идеи Реформации: Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.), Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525 гг.), Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.).

Учение Жана Бадена (1530 – 1596 гг.) о государстве и его формах, о государственном суверенитете, его признаках и границах.


^ Тема 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Формирование концепции естественного права. Политико-правовые идеи Гуго Гроция (1583 – 1643 гг.). Гроций о праве (классификация права), происхождении государства, о войнах и международном праве.

Политико-правовая концепция Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.). Естественное право и естественный закон. Надзаконный характер власти.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.) о политике, власти и государстве, о границах государственной власти, о неотъемлемых правах человека, разделении властей и народном суверенитете. Соотношение свободы и права, правовой характер закона в концепции Локка.

Развитие национальных правовых систем европейских государств XVII – XVIII вв. Общая характеристика и основные политико-правовые концепции просветительства.

Политико-правовая концепция Шарля Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.): трактовка политической свободы и разработка концепции разделения властей.

Политические идеи Жан Жака Руссо (1712 – 1778 гг.). «Общая воля» и суверенитет народа, закон и свобода в учении Руссо.


^ Тема 6. Политические и правовые идеи XIX в.

Общая характеристика развития европейской политико-правовой мысли в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Политические и правовые учения в США периода борьбы за независимость: Т. Пейна (1737 – 1809 гг.) и Т. Джефферсона.

Политико-правовые концепции классической немецкой философии. Имманул Кант (1724 – 1804 гг.) и развитие либеральной концепции правового государства. Моральное учение о праве: моральная автономия личности, роль категорического императива. Учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 гг.) о праве и государстве, гражданском обществе. Свободная воля и право в гегелевской концепции.

Политико-правовые идеи либерализма: Иеремия Бентам (1748 –1832 гг.), Бенжамен Констан (1767 – 1830 гг.) и др.

Позитивная наука права: социальные и политико-правовые идеи Огюста Конта (1798 – 1857 гг.). Юридический позитивизм: Джон Остин (1790 – 1859 гг.).

Марксистская концепция политики. Карл Маркс (1818 – 1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) о власти, государстве, праве. Классовый характер государства и права. Диктатура пролетариата. Отмирание государства.

Либеральные концепции Георга Еллинека (1851 – 1911 гг.).


^ Тема 7. Политические и правовые учения XX в.

Общая характеристика и основные концепции современной зарубежной политической и правовой мысли.

Политико-правовые концепции солидаризма и институционализма. Леон Дюги (1859 – 1928 гг.) о норме солидарности, о государстве и функциях права. Политико-правовая теория Мориса Ориу (1859 – 1929 гг.).

Реформистские и центристские концепции в марксизме. Эдуард Бернштейн (1876 – 1932 гг.). Карл Каутский (1854 – 1938 гг.).

Концепции плюралистической и парламентской демократии, «государства всеобщего благоденствия», правового и социального государства.

Социологическая юриспруденция. Концепция «свободного права» Евгения Эрлиха. Социология права М. Вебера.

Нормативистская концепция права Ганса Кельзена (1881 – 1973 гг.).

Политические и правовые идеи неолиберализма и неоконсерватизма.


Рекомендуемая литература


Основная


  1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.

  2. История политических учений. Вып. 1 / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрист, 1996.

  3. История политических учений. Вып. 2 / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрист, 1996.

  4. История политических учений. Вып. 3 / Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Юрист, 2000.

  5. История политико-правовых учений: пособие для вузов / Под ред. А.Н. Хорошилова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  6. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФА, 2005.

  7. История политических и правовых учений / Под ред. М.Н. Марченко и И.Ф. Мачина. – М.: Высшее образование, 2005.

  8. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В.Г. Графского. – М.: ТК Велби, 2005.

Дополнительная


  1. Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисл. Е.И. Темнова. – М., 1997.

  2. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. – М., 1966.

  3. Конфуций: Изречения. – М., 1994.

  4. Королева-Коноплянская Г.Н. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. – М., 1992.

  5. Малявин В. Конфуций. – М., 1992.

  6. Нерсесянц В.С. Платон. – М., 1984.

  7. Платон. Государство. Законы. Политик / Предисл. Е.И. Темнова. – М., 1998.

  8. Полибий. Всеобщая история. Т. 2. Кн. VI. – СПб., 1995.

  9. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. – М., 1989.

  10. Сократ и Платон / П.И. Новгородцев. Сочинения. – М., 1995.

  11. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. – М., 1977.

  12. Цицерон. Диалоги. – М., 1994.

  13. Августин Т. Фома Аквинский // Антология мировой философии. Т. 1. – М., 1969.

  14. Библия. Новый завет. (См.: Послание к римлянам).

  15. Блаженный Августин. О граде Божьем. – Минск – М., 2000.

  16. Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (VI-XVII вв.). – М., 1990.

  17. Гудман Е.А. Авиценна. – М., 1994.

  18. Гусейнов А.А. Великие моралисты (См.: Христос, Мухаммед). – М., 1995.

  19. Игнатенко А.А. В поисках счастья: общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. – М., 1989.

  20. Коран (любое издание).

  21. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). – М., 1973.

  22. Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна). – М., 1980.

  23. Честертон Г.Н. Вечный человек. (См.: Святой Фома Аквинский). – М., 1991.

  24. Боден Ж. Шесть книг о республике. – М., 1940.

  25. Герой как пастырь. Лютер: реформация / Т. Карлейль. Теперь и прежде. – М., 1994.

  26. Гоббс Т. Левиафан… Соч. в 2-х т. Т. 2. – М., 1989.

  27. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1994.

  28. Давыдов Ю. Укрощение Левиафана // Полис. – 1994. – № 2, 3.

  29. Давыдов Ю. «Война всех против всех …» // Полис. – 1993. – № 6.

  30. Жизнь. Н. Макиавелли. – СПб., 1995.

  31. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Предисл. Е.И. Телепова. – М., 1996.

  32. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. В 3-х т. Т. 3. – М., 1988.

  33. Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка «Государя» // Вопросы философии. – 1997. – № 1.

  34. Темнов Е.И. Макиавелли. – М., 1979.

  35. Азаркин Н.М. Монтескье. – М., 1988.

  36. Баскин М.Н. Монтескье. – М., 1975.

  37. Верцман И.Е. Руссо. – М., 1976.

  38. Кузнецов В.Н. Вольтер. – М., 1978.

  39. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.

  40. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. – М., 1998.

  41. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. (См.: статья по проблемам власти, права, государства). – М., 1994.

  42. Американские просветители. Т. 1-2. – М., 1969.

  43. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. – М., 1978.

  44. Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

  45. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. – 1993. – № 2.

  46. Кант И. Метафизические начала учения о праве. Соч. в 6-ти т. Т. 4. – М., 1976.

  47. Новгородцев П.И. Сочинения. (См.: Лекции по истории философии права. Гл. 12-14). – М., 1995.

  48. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. – М., 1995.

  49. Иеринг С. Борьба за право. – М., 1991.

  50. Маркс К. К критике гегелевской философии права / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 1. – М., 1954.

  51. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 4. – М., 1955.

  52. Маркс К. Критика Готской программы / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 19. – М., 1955.

  53. Спенсер Г. Грехи законодателя // Социол. исслед. – 1992.

  54. Аренд Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.

  55. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

  56. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

  57. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1992.

  58. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. – М., 1998.

  59. Каутский К. Демократия и социализм: фрагменты работ разных лет. – М., 1991.

  60. Кельзен Г. Чистое учение о праве. В 2-х ч. – М., 1988.

  61. Моска Г. Правящий класс // Социол. исслед. – 1994. – № 10, 12.

  62. Хайек Ф. Дорога к рабству. – М., 1992.

  63. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


^ 2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


Лекция 1.

История политических и правовых учений

как научная и учебная дисциплина (2 часа)


План

1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений.

2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.


1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений


История политических и правовых учений – одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на юридических факультетах высших учебных за­ведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного госу­дарства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.

Отличие истории политических и правовых учений от перечисленных научных дисциплин определяется предме­том изучения. ^ Предмет истории политических и правовых учений – политические и правовые учения в их историче­ском своеобразии. В рамках данной дисциплины анализи­руются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. По­этому история политических и правовых учений – это ис­тория особого рода мыследеятелъности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, – греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и др.

История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но различает эти две научные дисциплины следующее:

  • теория государства и права (впрочем, как и любая на­ука) – это систематизация знаний, прежде всего современ­ных знаний о современных государствах и действующем сейчас праве, это некий общий ориентир для практику­ющего юриста;

  • история политических и правовых учений – это сис­тематизация многовекового опыта индивидуального (неколлективного) осмысления государственно-правовых яв­лений. .

Зачем будущим юристам изучать историю политиче­ских и правовых учений?

Изучение этого курса позволит студентам понять сущ­ность плюрализма политического и правового мышления как основы открытого информационного общества, в кото­ром никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предос­тавляет студентам возможность познакомиться с различ­ными, конкурирующими между собой способами аргумен­тации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений поможет обнаружить ус­тойчивость и повторяемость некоторых решений полити­ко-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому осво­ить курс истории политических и правовых учений значит сделать шаг вперед в направлении к компетентности в воп­росах понимания сущности политико-правовых явлений.

^ Источником знаний о политико-правовых учениях про­шлого и настоящего служат исторически значимые полити­ко-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:

• произведения, которые не утратили свою значимость за многие столетия и оказали серьезное воздействие на раз­витие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего «Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в работе «Политика» (IV в. до н.э.), вновь зазвучали в рабо­тах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и государство», «Права человека и естественный закон») концептуально связаны с уже названной работой Фомы Аквинского «Сумма теологии»;

  • произведения, оказавшие колоссальное влияние на со­временников; авторов этих произведений можно назвать «рупорами эпохи». Например, известно, что работа Мон­тескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в тече­ние последующих полутора лет выдержала около 20 изда­ний в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том, что Монтескье уже при жизни стал известным европейским политическим и правовым мыслителем. Другой пример прижизненной известности – «Манифест Коммунистиче­ской партии» Маркса и Энгельса. Он был опубликован на немецком и французском языках в 1848 г., на английском языке – в 1850 г., вскоре появились датское и польское, а за­тем русское и американское издания;

  • произведения, не получившие широкой известности при жизни автора, но значительно позднее их интеллекту­альная ценность была признана. Например, работы италь­янского философа Дж. Вико (1668-1744) «О единствен­ном начале и единственной цели всеобщего права (1720), «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) получили признание лишь спустя почти столетие. Извест­но, что своими исследованиями истории развития права Вико на столетие опередил представителей немецкой исто­рической школы права.

В курсе истории политических и правовых учений изу­чаются следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:

  • философы: греческие софисты, Платон, Аристотель, Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др.;

  • юристы: римские юристы, Боден, Монтескье, Савиньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др.;

  • историки: Полибий, Вико, Татищев;

  • социологи: Конт, Спенсер;

политические деятели: Пересветов, Бабёф, Сперан­ский, декабристы.

Политическое и правовое учение, как и всякое учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

  1. логической основы: мифологии; философии (реляти­визм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.); рели­гии; науки (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, обоснование суверенитета государства и др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логически вытекает из его уче­ния.

На основании исследования программной части поли­тическое и правовое учение можно причислить к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права; школе юридическо­го позитивизма; политическому peфopмизмy, или радика­лизму, и др.


2. Становление и развитие политико-правовой идеологии


Становление и развитие политико-правовой идеологии можно проследить, анализируя содержание политических и правовых учений с глубокой древности.

Содержание политических и правовых учений определя­ется темами, выбранными для осмысления различными ав­торами. В их выборе существует некоторая закономерность. Темы формулируются мыслителями, включенными в опре­деленную социальную среду (экономическую, культурную, политическую, правовую). Эта среда может существенно меняться от одной эпохи к другой, от одной страны к другой, поэтому политико-правовые учения развиваются неравно­мерно. Примерами особенно интенсивного развития поли­тической и правовой мысли могут служить политические и правовые учения греческих софистов (V в. до н.э.) и фран­цузских просветителей (XVIII в.).

На фактор обусловленности политических и правовых учений социальной средой обратил внимание российский правовед Борис Николаевич Чичерин. Он считал, что в древнем мире не было церкви и гражданского общества в современном их понимании, а «политический союз был на­чалом всего». Это нашло соответствующее отражение в по­литической мысли древних греков: «Государство представ­лялось древним философам естественным образованием, корни которого скрывались в глубокой древности». Этому тезису Б.Н. Чичерина вполне соответствует, например, представление Платона о том, что государство возникает в силу очевидности общественного разделения труда. Аналогичное понимание связи между жизнью древних греков и политико-правовыми учениями того времени можно обна­ружить у американского исследователя В. Вильсона, впо­следствии ставшего президентом США. Вильсон полагал, что «в Греции трудно найти следы политической мысли, стремящейся ограничить общественную власть во имя не­отчуждаемых прав личности. Как в греческом, так и в рим­ском представлении правительственная власть была столь же древней, как и само общество, она была его верным от­ражением и воплощением».

В эпоху ^ Средних веков сформировалась христианская церковь. По мнению Б.Н. Чичерина, в это время «полити­ческое мышление вращалось вокруг спора между светской властью и церковной». Следует признать, что политико-правовое учение Фомы Аквинского – яркое тому подтвер­ждение.

В ^ Новое время, считал Б.Н. Чичерин, в Западной Европе происходят существенные изменения: «Воздвигается новое государство, возвышаясь над церковью и гражданским об­ществом. Спор заканчивается в пользу светской власти. Исходная точка мышления иная, нежели в древнем мире. Мыслители Нового времени видели перед собой не веками установленный политический организм, а хаос средневеко­вых сил, столкновение властей. Государство представля­лось им необходимым выходом из анархии. Заботились об установлении первоначальных условий общежития, и прежде всего власти, охраняющей порядок. Эти условия они выводили логическим путем из требований разумного общежития». Основываясь на таком взгляде Чичерина, можно объяснить появление в XVI в. теории государствен­ного суверенитета Бодена, в соответствии с которой сред­ством преодоления средневекового хаоса во Франции мог­ло стать только сильная государственная власть. Этот же взгляд Чичерина помогает понять то рациональное объяс­нение государства, который искали многие философы в XVII-XVIII вв. Эти философы (Гроций, Гоббс, Локк, Рус­со и др.) сделали вывод: в основе государства лежит обще­ственный договор.

Если попытаться объяснить специфику политического мышления в Европе в конце XIX – начале XX в., то можно, в частности, найти ответ на этот вопрос у французского ученого, профессора публичного права Карре де Мальберга (1861-1935), который в своей работе «К вопросу об общей теории государства» писал: «С 1871 по 1914 год мир дол­жен был жить в условиях возрастающей угрозы немецкой гегемонии... Тем самым в милитаризованной Европе, все­гда готовой вступить в войну, концепт государства глав­ным образом развивался в направлении идей силы, мо­гущества и, следовательно, господства над индивидами национального сообщества». Этот вывод Мальберга под­тверждают, например, определение государства Энгельса, для которого оно выступало орудием господства одного класса над другим, или определение М. Вебера, для которо­го государство сводилось к монополии на легитимное при­менение физического насилия.


Лекция 2.

Политические и правовые учения Древней Греции (2 часа)


План

  1. Учение Платона о государстве и законах.

  2. Политическо-правовое учение Аристотеля.


1. Учение Платона о государстве и законах


Платон (427-347 до н.э.) – древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.

Основные работы: «Государство» (первая книга – 90-е гг. IV в. до н.э., вторая – десятая книги – 70-60-е гг.); «Политик» (70-60-е гг. IV в. до н.э.); «Законы» (50-е гг. IV в. до н.э.).

Логическое основание политико-правового учения: объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир у него познается чувствами, другой – разумом; один досту­пен каждому, другой – только избранным.

Сущность человека – это душа, которая имеет три на­чала: разумное, яростное, вожделеющее.

Этим трем началам соответствуют добродетели: муд­рость, мужество, умеренность.

Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвер­тую – справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.

^ Содержание политико-правового учения. Первый про­ект идеального государства (см. табл. 1) как воплощение вечных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государ­ство, счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно наде­ялся на его практическую реализацию.

Платон уподобляет идеальное государство человече­ской душе. В душе каждого человека есть три начала: ра­зумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве:

  • разумному началу соответствует совещательное;

  • яростному – защитное;

  • вожделеющему – деловое.

Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сослови­ях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).

Справедливость заключается в том, чтобы каждое из со­словий занималось своим делом:

  • править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и способ­ствовать укреплению государства;

  • защищать полис должны воины, которые подчиняют­ся философам;

  • философы и воины должны вместе управлять произ­водителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.

Платон выступал сторонником жесткой иерархии, замк­нутости и наследственности сословий. Он допускал воз­можность перехода из второго сословия в первое, но был против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, так как считал, что это приведет к гибели государства.

Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основ­ного тезиса о том, что править должны философы.

  • Править должны те, кто не стремится к занятию госу­дарственных должностей, т.е. истинные философы, кото­рые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, ина­че с ними будут сражаться соперники в этой любви»; «Если же бедные и неимущие добиваются доступа к обще­ственным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда не быть добру...».

  • В одном из древнегреческих мифов говорится, что боги подмешали в души людей при их рождении разные металлы: в души философов – золото, в души воинов – серебро, в души ремесленников и земледельцев – медь и железо.

Платон, ссылаясь на этот миф, делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.

• Только философы способны постигать истинное добро и справедливость, поэтому в идеальном государстве зако­ны будут не нужны: «Таким записанным на бумаге законам не будут ни подчиняться, ни охранять их».

^ Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исклю­чительно служению общему благу государства-полиса, по­этому для этих двух сословий необходимо упразднить ин­ституты частной собственности и индивидуальной семьи: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий же­лающий».

Средства для существования философов и воинов пре­доставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие, детей воспитывает государство: «...пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей долж­но государство.

Итак, в институтах семьи и частной собственности Пла­тон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.

Воины нуждаются в особом воспитании:

  • из поэзии Гомера, Эсхила «мы исключим сетования и жалобные вопли героев»;

  • будущие воины не должны лгать собственным прави­телям. Только «правителям государства надлежит приме­нять ложь как против неприятеля, так и ради своих граж­дан – для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».

^ Средства перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правле­ния для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет мо­лод, памятлив, способен к учению, мужествен и от приро­ды великодушен...»; «если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приручить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».

Платон неоднократно посещал Сицилию по приглаше­нию тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Одна­ко реализовать свой проект на Сицилии Платону не уда­лось.

^ Классификация форм государства. Платон различает ис­порченные государства по степени их удаленности от иде­ального:

  1. тимократия – правление военных, бесконечные вой­ны;

  2. олигархия – правление немногих богатых, вражда бо­гачей и бедняков;

  3. демократия – правление народа, предельная свобода народа, замещение государственных должностей по жре­бию;

  4. тирания – власть одного, худшего, окруженного тол­пой негодяев.

Источник смены форм государства Платон видел в пор­че человеческих нравов.

^ Второй идеальный проект государства (табл. 1) Платон разрабатывает в труде «Законы».

Идеальное государство – это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров монархии и демократии Платон приводит персидскую монархию и афинскую де­мократию.

В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ог­раничена определенными рамками. Следствием этого бу­дет умеренная форма государства. По мнению Платона, это такое государство:

  • которое состоит из 5040 граждан – только владельцев земли;

  • в котором существует государственная собственность на землю, но владение землей – частное;

  • в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;

  • в котором запрещены ростовщичество, закладывание вещей, получение приданного.

^ Управление идеальным государством. Монархический компонент идеального государства Платона – это колле­гия 37 стражей закона, которые осуществляют следующие функции: охраняют законы; хранят записи об имуществе, превышающем норму, установленную для каждого из че­тырех классов населения; выполняют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении иму­щества, превышающем установленную норму.

^ Демократический компонент идеального государства включает:

1) совет из 360 человек, который работает секциями по 30 человек в течение одного месяца, обладает правом созы­ва очередных и внеочередных народных собраний;

2) народное собрание, посещение которого обязательно под угрозой штрафа только для представителей первого и второго классов.

Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночной совет», деятельность которого не зависит ни от каких орга­нов. Он имеет верховную власть в государстве.

Впоследствии Аристотель пришел к выводу: «Что тако­го рода государственное устройство не будет представлять собой соединение демократического и монархического на­чал, ясно».


^ Таблица 1

Различив первого и второго проектов идеального государства Платона


Первый проект

Второй проект

Деление граждан:

На три сословия

  1. философы

  2. воины

  3. третье сословие

На четыре класса

по имущественному критерию

Переход:

из одного сословия в другое возможен в виде исключения

из одного класса в другой возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен

^ Отношение к писаным законам:

писаных законов нет

признается значение писаных законов

^ Форма правления государства:

правление философов

смешанная форма


Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):

• «неправильны те законы, что установлены не ради об­щего блага всего государства в целом»;

• правители – служители законов: «Я вижу близкую ги­бель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение го­сударства и все блага, какие могут даровать государствам боги»;

  • «есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям пред­писаны законы»;

  • «законы, руководясь советом богов, сделают наше го­сударство вполне счастливым и блаженным».

^ Законодательное искусство: «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: ина­че не думай, что подобное твое слово станет законом».

^ Законодательные приоритеты: первооснова государ­ства – это рождение детей. Первыми во всяком государ­стве будут по праву законы о браке.

В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает:

  • знание божественных принципов и форм правления людьми, их сколь возможно полное осуществление в зем­ной жизни;

  • царское искусство при наличии царского знания и умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие данные, то «будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты...».

Идеальное правление не требует слишком детальных законоположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плес­ти политическую ткань.

Платон критиковал управление людьми посредством за­кона, поскольку считал, что закон не может охватить нюан­сы всех жизненных ситуаций.

^ Классификация форм государственного правления (по трактату «Политик»). Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделил следующие формы государственного правления:

1) царская власть – правление одного с опорой на законы;

  1. тирания – правление одного без опоры на законы;

  2. аристократия – правление некоторых с опорой на за­коны;

  3. олигархия – правление некоторых без опоры на зако­ны;

  4. демократия – правление большинства с опорой на законы;

  5. демократия без опоры на законы.


* * *

Платон – ученик Сократа, учитель Аристотеля. Он во­шел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.

Платона можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государства оспорил значи­мость института частной собственности для двух выс­ших сословий.

Платон сформулировал проблему перехода к идеаль­ному государственному правлению, сделав ставку на ти­ранию.


2. Политико-правовое учение Аристотеля





оставить комментарий
страница1/5
Паламарчук Е.А
Дата04.03.2012
Размер1,58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх