Русская матрешка исследовательская работа Максимова Светлана icon

Русская матрешка исследовательская работа Максимова Светлана


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Конспект занятия в средней группе «Русская матрешка»...
Ёшка матрёшка
Михаил Старовойтов. Ольга Максимова...
Михаил Старовойтов. Ольга Максимова...
Исследовательская работа на тему: «Анализ происхождения фамилий новгородского духовенства»...
Декоративное рисование «Русская матрешка»...
Матрешка, Петрушка, Дед Мороз, Снегурочка...
«Знание»
Секция «Русская филология» Исследовательская работа «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С...
Научно-исследовательская работа в магистратуре 15 Научно-исследовательская работа в семестре 15...
Ф. И. О.(полностью) руководителя /научного руководителя, должность, звание...
Самостоятельная работа студентов...



Загрузка...
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 28


Русская матрешка

исследовательская работа


Максимова Светлана

4 «А» класс МОУ СОШ №28


Научный руководитель:

Майстренко М.В.


Томск 2009

Оглавление.


Введение ………………………………………………………………………..3

Основная часть:

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки .…………………3

Традиционные матрешки и их отличительные особенности ….……………4

Современные авторские матрешки ......……………………………………….4

Результаты исследования .....…………………………………………….……5

Заключение ...…………………………………………………………………...5

Список литературы .……………………………………………………………6




Введение.


Моя работа посвящена русской матрешке. Этой куклой я заинтересовалась после знакомства с народными промыслами на занятиях в изостудии, которую я посещаю. Мне захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и с какой целью, и какие бывают матрешки.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза.

Во время исследования я использовала следующие методы:

  • изучение и анализ различных информационных источников;

  • посещение детского сада и беседа с воспитателем;

  • анализ анкет учащихся начальной школы;

  • посещение магазинов.


1. Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.


Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамоновым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленутый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России тогда это было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «мать».

Первые русские матрешки стали изготавливать в артелях в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться и другие центры по изготовлению этих кукол.


^ 2. Традиционные матрешки и их отличительные особенности.


Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы. Самые известные крупные центры это подмосковный Сергиев Посад и нижегородские центры в городе Семенове, и в селах Полховский Майдан и Крутец.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

^ Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

^ У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.


^ 3. Современные авторские матрешки.


В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово, палех. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Есть и на томской земле народные умельцы, которые занимаются росписью матрешек. Одна из них Хохрякова Тамара Михайловна, которая работает в 22 светлинской школе. Она руководит студией, где учит детей расписывать эти национальные сувениры. Тамара Михайловна имеет уникальную коллекцию русских матрешек, большую часть которых расписала сама. Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.


^ 4. Результаты исследования.


Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, я использовала различные методы. Одним из них было анкетирование ребят начальной школы 7-9 лет. Всего было опрошено 85 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 19 человек. Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 19 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Посетив ряд магазинов города, я убедилась в том, что матрешка превратилась из игрушки в предмет искусства, В «Детском мире» на пр. Ленина и на пл. Южной я матрешек не обнаружила. Этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами: «1000 мелочей», «Гостиный Двор».

В детском саду №36 я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было. Это еще раз подтвердило мои выводы.


Заключение.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, я нашла ответы на интересующие вопросы и убедилась в том, что матрешка – это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни. А также я узнала, что среди моих земляков есть люди, которые занимаются росписью этих кукол.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка-матрешка, которую я назвала «Моя семья». Когда моя сестренка подрастет, я обязательно прочитаю ей эту книжку.


Список литературы.


  1. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 1986.

  2. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994.

  3. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. — М.: Высшая школа, 1980.

  4. С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. – М.: ИТИ Технологии, 2005.

  5. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.



Исследовательская работа

«История русской рубахи»


Введение.


Эта работа посвящена русской мужской рубашке. Нам давно было интересно узнать, как шили, украшали в старину русскую рубашку. В школьном этнографическом музее «Русская изба» мы изучаем историю одежды русского народа, наряжаемся в русские костюмы, проводим праздники народного календаря. А еще у нас хранится мужская рубашка, которой уже много лет. Она принадлежала дедушке нашей учительницы Елены Александровны.


^ Главная цель работы – выяснить, какие функции выполняла рубашка, как изменялась русская рубашка со временем; почему вначале ее украшали разными орнаментами, а сейчас такая рубашка – редкость.

Для этого придется ответить на ряд вопросов:

  1. Из чего шили рубашку?

  2. Каково было цветовое решение рубашки?

  3. Роль рубашки в костюме.

  4. Как видоизменялась рубашка со временем?

  5. Какие рубашки популярны сейчас?


Гипотеза состоит в том, что русская рубашка являлась неотъемлемой частью русского костюма, она мало изменилась под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд.


Современная мужская рубашка является главной частью мужского костюма, она удобна при ношении; чаще современную рубашку надевают в торжественных случаях.


К методам, которые мы использовали, можно отнести следующие:

  1. Анализ литературы, связанной с историей народного костюма.

  2. Анализ имеющихся в школьном музее экспонатов русской рубашки.

  3. Анкетирование мальчиков младших классов и старшеклассников нашей школы.


Проводя исследование мы хотели узнать, почему так видоизменилась русская рубашка, что обозначал орнамент на ткани рубашки, как она изготавливалась, на сколько популярна рубашка сейчас.



  1. ^ Что такое русская рубашка? Как она выглядела?


История русского костюма начиналась с древних времен. Одежда славянских племен, населявших земли Руси, вид имела далеко не сказочный. Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя, шитые толстыми жилами животных. Рубашка называлась сорочкой, по-славянски – срачица. От слова сорока – белая. Со временем одежда становилась разнообразнее и красивее. Рубашка – главный предмет одежды и у мужчин, и у женщин. Шили рубаху из белой домотканой ткани, а богатые люди – из дорогостоящей цветной или узорчатой. Подпоясывали рубаху ремнем или шнуром с красивыми кисточками на концах. Ворот, рукава, подол рубахи расшивались причудливыми узорами, изображающими животных, людей, травы, деревья, а также символы – обереги.

В XV веке распространилась косоворотка. Это рубаха с разрезом на левой стороне груди. Оказывается не зря разрез на вороте был сбоку. Все мужчины – православные христиане были крещеными и носили нательный крестик. Так вот, чтобы при физическом труде по дому, на поле крестик не свисал через ворот, разрез делали на левой стороне груди.

Основой костюма крестьянина в древности была рубаха, длина которой, в зависимости от возраста человека, могла быть ниже коленей, доходить до низа икр или даже до щиколоток. Нижняя рубаха была грубая, сшита из поскони (домотканая материя из волокон конопли), а верхняя была сшита из тонкой и нарядной ткани. Верхняя рубаха говорила о хорошем достатке или высоком положении ее владельца. Конструкция рубахи включала в себя ластовицы – небольшие полотнища ткани, вшитые подмышками и подоплеку – слой ткани, подшитый в верхней части спинки для меньшего износа материала.


  1. ^ Как кроили русскую рубашку, и какими элементами орнамента ее украшали?


Долгое время рубаха сохраняла архаичный туникообразный крой. Сначала шили рубаху из домашней белой или клетчатой холщовой ткани. В XIX веке значительное применение имела пестрядь – клетчатая, полосатая или льняная ткань. Мужские рубахи из пестряди назывались пеструхами. Со второй половины XIX века стали использовать покупные фабричные ткани.

    • Значения некоторых элементов орнамента:

- круг, ромб, крест – солнце;

- горизонтальная линия – земля;

- волнообразная линия – вода;

- ломаная линия – молния.

    • Значения цвета ткани:

- белый – символ чистоты, милосердия и печали;

- черный – символ земли, покоя и постоянства, скорби и траура;

- красный – цвет огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы, власти.


  1. ^ Какие функции выполняла мужская рубаха в культурной системе своего времени?


Взгляд современного человека на нашу обычную одежду – одежда защищает от холода, прикрывает тело от стыда, украшает. Но наш далекий предок общался не только с людьми, но и с богами, духами, природой, предками, потомками. Тогда человеку требовалось сказать своим обликом миру значительно больше, чем человеку сейчас.


  1. ^ Религиозно-магическая функция. Отдельные детали костюма обладали магической силой, исцеляли от недуга, преумножали богатство – так думал древний человек.




  1. Социальная функция. Человек своим внешним видом показывал то, как добывает он свой хлеб, т.е. какова его роль в обществе.




  1. Эстетическая функция. Костюм отражал представления народа о красоте.




  1. ^ Мемориальная функция. Традиция поминания предков. Рубаха сопровождала человека от момента рождения до самой его кончины. Сын встречался с жизнью в свадебной рубахе отца: она была его родильной пеленкой. Собственная нарядная рубаха сына играла главную роль на его свадьбе. В ней же он уже как в смертной рубахе покидал мир живых.


^ 4. Как изменился костюм с течением времени.


    • В XXIII веках на костюмы у князей и всех знатных людей того времени повлияла одежда Византии.

Длинные, почти до самых пят рубахи. Крестьяне носили одежду из недорогого материала.


    • ^ Во времена монголо-татарского ига XIIIXV в.

Русский народ невольно заимствовал некоторые бытовые особенности завоевателей. Основой русского костюма являлась рубаха. Были шелковые, парчовые, бархатные рубахи. Орнамент украшал горловину, предплечья, манжеты и подол. Мужчины носили узоры, изображающие коней, ветви дерева.



    • ^ Эпоха Петра I.

Царским указом всем дворянам и служилым людям предписывалось носить платье французское или немецкое. Крестьяне оставались в своем старом обличье.


    • Вторая половина XIX в.

Мода продолжает свое шествие по Европе. Мужской костюм стал строго подразделяться на визитный, бальный, домашний и повседневный.


    • Начало XX века.

Входит рубаха – косоворотка. Символом молодежной одежды стала полосатая футболка. Особенно популярна рубаха – толстовка, названная так потому, что писатель Лев Толстой предпочитал в своей одежде носить именно такой фасон рубахи.


    • 1960-1980-е годы.

Большинство советских юношей одевались в простые рубашки. В эти годы появляется новый стиль – «хиппи». Парни носят пестрые рубашки с огромными воротниками.


    • Сегодня…

Понятия русской моды сейчас не существует. Жаль, что не сохраняется многовековая культура русского бытового костюма. Но самобытный костюм выжил, как культурное явление, хотя и приобрел новые черты.



  1. ^ Результаты анкетирования.


Мальчики младших классов редко носят рубашки, объясняя это тем, что рубашка стесняет движения, в ней душно, жарко, плохо бегать, шалить. Прозвучало мнение, что это немодно. В футболках, толстовках им кажется, что они выглядят «круто». Те мальчики, которые носят рубашки, считают, что в ней тепло, удобно, строго, офисно. Девочкам больше нравятся мальчики, которые выглядят аккуратно.

Юноши старших классов предпочитают носить рубашки чаще. По их мнению, в рубашках они выглядят взрослее, успешнее, элегантнее. Таким образом они готовят себя ко взрослой жизни, к поступлению в ВУЗ.


Заключение.


Чем была полезна для нас эта работа?

Во-первых, мы узнали много нового и интересного.

Во-вторых, мы учимся работать с дополнительной литературой, анализировать данные, полученные в ходе исследования. Еще мы попытались ответить на вопросы, поставленные в начале.

И так, о том, из чего шили русскую рубашку, мы узнали. Так же оказалось, что русская рубашка не изменилась со временем, она осталась главным элементом русского национального костюма, а вот современные мужские рубашки совершенно не похожи на свою родственницу – русскую рубаху.

Многие футболки, толстовки по крою напоминают русскую рубаху, поэтому мальчики и предпочитают их носить. А может быть это тяга к исконно русским традициям, которая есть у каждого русского человека.


^

« ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ. ЕЕ ОБРАЗЫ, СЮЖЕТЫ И РОСПИСЬ».



Цель работы: Познакомиться с историей возникновения и развития филимоновской игрушки, сравнить ее с дымковской игрушкой, собрать необходимый материал для создания книжки-малышки в помощь учителю начальных классов.
^

Задачи работы:


  • проанализировать литературу, связанную с историей возникновения игрушки;

  • из беседы с одноклассниками узнать, имеют ли они представление о народных глиняных игрушках;

  • познакомить одноклассников и учащихся нашей школы с технологией изготовления филимоновской игрушки;

  • провести анализ игрушек в магазинах сувениров; «Присутствует ли филимоновская игрушка в продаже? Если нет, то почему?»;

  • создать книжку-малышку из собранного материала в помощь учителю начальных классов;

  • провести выставку глиняных игрушек в школьном музее.

ГИПОТЕЗА: состоит в том, что народные традиции не должны быть забыты, т.к. они несут в себе память прошлого, без которого у человека нет будущего.
^

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:


- изучение литературы по теме «Филимоновская игрушка»;

- работа в ТОКМ с имеющимися экспонатами игрушек;

- беседы с одноклассниками, учителями;

- посещение сувенирных лавок;

- посещение музея славянской мифологии.




ВВЕДЕНИЕ.


Как говорится, «умелые руки голодными не останутся» - ремесло всегда было в почете.

Россия вправе гордиться своими замечательными мастерами, которые и храм без единого гвоздя могли построить, и блоху подковать.

Среди народных умельцев особое место принадлежало мастерам «потешных дел» - игрушечникам, изделия которых дарили людям тепло и радость».

Как-то на занятии в кружке глиняной игрушки, я услышала рассказ о филимоновских мастерах и заинтересовалась их творчеством. Меня удивило то, что взрослые люди занимались изготовлением игрушек, свистулек, когда и так работы хватало. Зачем им это? И вот, что я узнала.

^

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛИМОНОВСКОЙ ИГРУШКИ


В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного. Именно тогда в местные владения князя Воротынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Гончарили здесь всегда мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их “свистулечницами”, потому что игрушки делались со свистками (демонстрация свистульки). Свистулька – ее еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улюткой, соловьем – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далеком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7-8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах. Игрушки или “забавки” стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая ее поверхность. “Подтягивать” и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером. Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек (показываются иллюстрации).

Эти сюжеты характерны для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом мастеровом центре по-своему, никогда не повторяясь (Сравниваем игрушки разных промыслов, одинаковые по сюжету). Часто фантазия мастеров настолько изменяет образ животного, что игрушка не имеет прототипа, получаются сказочные звери неведомой породы. Мастера не стремятся к простому правдоподобию, жизненные впечатления у них – основа для вымысла, сказки. Пользуясь этим методом, они создают бесчисленное множество вариантов, подобных собирательных образов – типов. А в различных центрах производства эти образы вообще неповторимы, имеют особенности, присущие именно той или иной художественной школе.



^ Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и т.д. Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

^ Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Конь – считался слугой Солнца. Впряженный, он возил по небосводу бога-солнца и приносил людям его благодать. Конь в искусстве языческой Руси имел охранительный смысл и занимал важное место в магии плодородия. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила.

Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.

Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество.

Во всех этих сюжетах отображалась наивная вера крестьянина в добро и зло, поэтическое одушевление сил природы, от которых зависело благополучие человека, счастье и достаток. При создании этих образов главная задача мастера не в том, чтобы предать игрушке особенности конкретной птицы, лошади, человека, а в стремлении передать черты того явления природы, которое воспринималось им в метафорическом – мифологическом познании мира. Конь – солнце, баба – Мать – земли. Единство человека и природы, основа культурной традиции.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили “на полном яйце”, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, “ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно”- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обоженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

  • сначала накладывают желтые полосы и пятна;

  • потом их обводят красным;

  • затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным.



В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Мы видим, в орнаменте нет строгой геометричности дымковской росписи: штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы мы с вами встречали и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.



Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца.

Знак воды – полосы в виде и треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.



В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку.

В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла. Эти замечательные черты, оказывается, тоже имеют древние исторические корни. Множество удивительных мотивов, образов создают филимоновские мастера – игрушечники, и за каждым из них стоит большой мир, частью которого воспринимает себя человек. Источником творчества народных умельцев является любовь к природе, доброта и щедрость души.

Каждая игрушка имеет неповторимый узор, хотя есть некоторые приемы росписи Кофты у барынь и рубахи у солдат филимоновской игрушки обычно окрашены одним цветом: лиловым, зеленым, желтым. Но сколько выдумки появляется у мастериц, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне “дом перед домом” соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои “чудо – развлечения”. Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г.Зайцевой, ласковых зверей А.Г.Карповой, свистульки Е.К.Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

^

ИЗ БЕСЕД С ОДНОКЛАССНИКАМИ

Я поняла, что они имеют самое малое представление о мастерах – игрушечниках. Не могут различить дымковскую и филимоновскую игрушку. Тогда, на занятии в кружке глиняной игрушки я вылепила несколько филимоновских и дымковских игрушек и рассказала о них ребятам.

Я считаю, что, не зная истории своей Родины, человек не сможет оценить настоящее и будущее своей страны. В музее мы провели выставку глиняных игрушек, на которую пригласили всех желающих.

^

Выставкой заинтересовались не только дети, но и учителя, которые попросили помочь в составлении пособия для изучения игрушечных промыслов.

ИЗ ПОСЕЩЕНИЯ СУВЕНИРНЫХ ЛАВОК


Я узнала, что филимоновская игрушка не представлена ни в одном магазине. Спросом у покупателей не пользуется, да и многие продавцы не имеют представления о тех игрушках, которые есть в магазине, а тем более о филимоновской игрушке. Тогда я решила сходить в музей Славянской мифологии.

В музее Славянской мифологии филимоновской игрушки нет. Посетители заказывают игрушку из Тулы. Стоимость игрушки от 200 – 2000 рублей. По словам экскурсовода, все поступившие игрушки разбирают быстро.
^

ИТОГ РАБОТЫ:


Итогом работы стало создание коллекции филимоновской игрушки, книжки-малышки для проведения занятий с учащимися младших классов.

ВЫВОДЫ.


В заключение я задаю себе вопрос:

Чем была полезна для меня работа?

  1. Я узнала много нового и интересного.

  2. Я научилась работать с дополнительной литературой, анализировать полученные данные.

  3. Я поняла, что современные школьники мало знакомы с русскими традициями, и моя задача: познакомить их поближе.

  4. По результатам исследования сувениров в магазинах г. Томска можно сделать вывод, что жители нашего города мало знакомы с традиционными народными промыслами нашей Родины. Чаще покупают игрушки китайского производства, связанные с символами наступившего года. Хотелось бы убедить всех в том, что филимоновская игрушка – прекрасный подарок, весёлая, жизнеутверждающая свистулька, которая и настроение поднимет, и дом от негатива сбережёт!

  5. Я надеюсь, что пособие по изучению филимоновской игрушки будет полезным не только учителям нашей школы, но и детям и родителям.

Народная игрушка – явление в русской культуре значительное, в ней отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.


Литература

  1. Блинов Г.М. Чудо-Кони, чудо-птицы. М.: “Детская литература” ,1977.

  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. “Просвещение”, 1968.

  3. Фролова Е.Н., Чистый источник. М.: “Мол. Гвардия”, 1990.

  4. Юный Художник №3-4 /1992. “Филимоновская игрушка” О.Яковлева.






Скачать 229.7 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер229.7 Kb.
ТипИсследовательская работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх