Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» Специальность 020400-Психология icon

Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по курсу: «Перформанс и инсталляция в арт-терапии» Специальность 020400-Психология


Смотрите также:
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...
Программа повышения квалификации «терапия выразительными искусствами (1 ступень)» реферат по...



Загрузка...
скачать

Департамент образования города Москвы


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический университет

Факультет психологического консультирования




ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»


РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Перформанс и инсталляция в арт-терапии»

Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое консультирование


на тему:

«Особенности использования кукол в инсталляции»


Выполнила:

Реттгес С.В..


Преподаватель:

Доцент Морозова Е.А.


Москва 2011 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


        1. Кукла как культурный феномен

        2. Символика куклы

        3. Кукла в инсталляции

        4. Заключение

Список использованной литературы

Приложение



  1. Кукла как культурный феномен


Данная работа посвящена особенностям использования куклы в одном из направлений современного искусства – инсталляции. В работе рассматривается кукла как культурный феномен и те смыслы, которые она приобрела в ходе своего развития, и которые проявляются, «вычитываются», когда кукла становится частью произведения современного искусства. В работе не затрагиваются проблемы, связанные с театральной куклой, поскольку эта тема достаточно хорошо разработана. Театральные куклы редко становятся частью произведений современного искусства.

В работе для понимания самого феномена куклы в культуре и искусства мы будем опираться не только на исследования в области искусствоведения и психологии, но и на философские и культуроведческие исследования.

Кукла стала объектом исследования культурологи, философии, психологии, искусствоведения относительно недавно. Существует некоторое количество разрозненных исследований феномена игровой куклы, куклы как культурного феномена, куклы как произведения искусства и т.д. В частности, культурологический подход представлен работами М.Бахтина, Ю.М. Лотмана, Й. Хейзенги. Социально-философскому аспекту посвящены работы Ж.Бодрийара, Ж.Делеза, Ж.Липовецкого. Социально-психологический подход можно проследить в работах М.Мид, В.Я. Проппа и Э.Берна. Существенно изучен развивающий и воспитательный потенциал куклы в коррекционной работе с детьми. Также последние два десятилетия изучается историко-культурологический аспект куклы. Особое внимание исследователей в конце ХХ – начале ХХI века привлекает проблема взаимоотношения человека и куклы.

Практически любой предмет в окружении человека в игровых условиях может становиться куклой, игрушкой, с которой можно производить манипуляции. И в то же время понятие «кукла» намного шире наиболее часто употребляемого «кукла как игрушка».

Для ограничения области исследования, представляется возможным использовать следующие определения. Кукла – любые антропоморфные или зооморфные фигурки, употребляемые в традиционных обрядовых и необрядовых практиках и способные в условных игровых формах заменять человека, выступать в его функциях, а также их аналоги в современном быту. В узком смысле слова кукла – антропоморфный предмет небольшого размера (30-50 см), изготовленный из различных материалов. (Морозов, 2010)

Другое определение дает Е.В. Ковычева. Кукла – изображение, предмет, часть тела человека, на которые переносятся свойства живого существа как сверхъестественного (бог, дух), так и реального (человек, животное). (Ковычева, 2002)

По мнению Змеевой Е.О, главнейшим признаком куклы, отличающим ее от всех других объектов, является анимация, т.е. наделение ее свойствами живого существа, такими как способность чувствовать, думать, говорить и действовать. (Змеева, 2006) Способы изображения человека в искусстве многообразны: скульптура, рисунок, барельефы и др., однако кукла отличается от остальных изображений важными характеристиками. Во-первых, это манипулятивность (возможность взаимодействия человека с куклой). Во-вторых, это многослойность, поскольку именно кукла создается из нескольких материалов, образующих слои – тело, одежда, волосы и др. В-третьих, игровая провокационность, предусматривающая не простое рассматривание, а эмоциональный и физический контакт. (Романова, 2010) Кроме того, современная кукла, как игрушка и как некоторые виды авторской куклы, создает возможность кастомизации, т.е. изменения внешнего облика по желанию владельца.

В современном мире существует огромное количество кукол, имеющих свое назначение и разную технологию изготовления. Для упорядочения общей картины представляется необходимым привести некоторую классификацию. Общепринятой является классификация, основанная на функциональном признаке, включающая три вида кукол:

  • ритуальная кукла – антропо- и зооморфные объекты, которые участвуют в магических и религиозных ритуалах;

  • театральная кукла – антропо- и зооморфные объекты, которые заменяют актера – человека в театре кукол;

  • игровая кукла - антропоморфный объект, созданный для ребенка, позволяющий проводить ролевые игры. (Романова, 2010)

Подобная классификация является условной, так как существуют также куклы-автоматы, модные куклы (fashion dolls), коллекционные авторские куклы и др. Игровые куклы могут изготовляться промышленным способом либо кустарным, могут быть механизированы, исключительно имитировать реальный облик человека или быть условными. В последние десятилетия появились игровые подвижные куклы, обладающие исключительным сходством с человеком, предназначенные в большей степени для взрослых (asian ball-jointed dolls). Существуют куклы, копирующие облик определенного известного человека или персонажа фильма, аниме и т.д.

Безусловно, кукла, как и многие другие предметы, сопровождающие человека на протяжении его истории, является культурным феноменом. Любой культурный феномен имеет определенные функции, которые могут меняться со временем, расширяться. Кукла как феномен культуры рассматривается исследователями (Лотман Ю.М., Морозов И.А. и др.) в трех основных функциях:

  1. мифологической, включающей функции куклы в мифологии и верованиях;

  2. обрядовой (использование куклы в ритуально- обрядовой и магической практиках);

  3. игровой (использование кукол в развлечениях и играх детей и подростков).

Кукла неразрывно связана с человеком, который ее создал, с его образом жизни, мифологией и верованиями. Горалик Л. утверждает, что эволюцию куклы можно рассматривать как эволюцию отношений человека с окружающим миром, собой и понятием «человек» в целом. Ю.М. Лотман предложит рассматривать куклу как явление неразрывно связанное с той культурой, в которой она зародилась и развивается. (Лотман, 1992)

В связи с этим, с учетом современной изобразительной культуры представляется возможным добавить еще функцию куклы как арт-объекта. При этом, даже будучи арт-объектом, кукла не освобождается тех значений и смыслов, которыми была наделена в ходе развития человеческой культуры. Для понимания этих смыслов необходимо обращаться не только к определенной культуре, внутри которой существует кукла как феномен, но и к истории этой культуры.

По мнению Т.Е. Карповой, кукла, являясь портретом определенной культуры, глубинно соотносится с ценностями этноса или социального слоя, нации, культуры. (Карпова, 1999) В исследовании И.А. Морозова, большинство упоминаний куклы в русской литературе XVII-XX вв. связано с использованием куклы как детской игрушки (около 15%); истолковании куклы как объекта и способа манипуляции (около 10 %) и пониманием куклы как двойника (около 8%). (Морозов, 2010)

В литературе и кинематографе Т.Н.Зиновьева выделяет основные сюжеты, определяемые отношением «Человек – Кукла»:

  • стремление куклы обрести живую человеческую душу (человеческая инициация куклы);

  • кукольный мир в столкновении с добрым и злым людьми;

  • кукла, подменяющая живого человека, иллюзии человека в отношении и куклы и следующее за этим разочарование;

  • кукла – магический двойник человека, отражение его собственного зла и носитель разрушения;

  • человек, ставший безвольной марионеткой в руках других людей, человек, играющий роль куклы. (Зиновьева, 2001)

Таким образом, в данной работе мы определяем понятие «кукла» как антропоморфный предмет, изготовленный из различных материалов, на который переносятся свойства живого существа. От других антропоморфных изображений куклу отличает манипулятивность, многослойность, игровая провокативность и полифункциональность. Кукла является культурным феноменом, неразрывно связанным с той культурой, в которой развивалась и продолжает существовать.


^ 2. Символика куклы


Кукла, являясь культурным феноменом и универсалией культуры, представляет собой целый комплекс смыслов, каждый из которых всплывает в зависимости от конкретной ситуации. Этот параграф работы посвящен «семиотике» куклы.

Сама кукла - это «знак», при этом она может быть охарактеризована как «вещь», и в то же время является «символом» различных смыслов, усвоенных человеком в ходе развития цивилизации и переживаемых в связи с личными проекциями. Гусева А.Ю. указывает в своей работе на то, что в целом игрушка как универсалия культуры «сохраняет устойчивость структуры психики и мифологемы», без которых невозможна нормальная работа психики и сознания. (Гусева, 2001) Ю.М.Лотман предлагает отграничивать исходные представления «кукла как игрушка» от культурно-исторического «кукла как модель». (Лотман, 1992) Подобное отграничение основано на восприятии куклы как «текста». Простое рассматривание, восприятие куклы в таком случае направлено на получение информации. Это в большей степени характерно для куклы как арт-объекта, произведения искусства или экспоната в музее и, по нашему мнению, куклы как предмета, помещенного в пространство инсталляции. Тогда, когда кукла используется «как игрушка», т.е. с ней происходит взаимодействие, создается эмоциональный контакт, кукла может трансформироваться, и играющий самостоятельно вырабатывает информацию.

Все манипуляции с куклой в традиции (замещение недостающего члена семьи, человека в ритуалах принесения жертвы и т.д.) обозначают «расщепление» человеческих действий: одна часть направлена на конкретное достижение цели, а другая «символична», оправдывает эти действия. (Комарова, 1999) Взаимодействие с куклой, игра, включает в себя эти две части. «Каждый существенный культурный объект, как правило, выступает в двух обличиях: в своей прямой функции, обслуживая определенный круг конкретных общественных потребностей, и в «метафорической», когда признаки его переносятся на широкий круг социальных фактов, моделью которых он становится». (Лотман, 1992)

Способность наделять куклу человеческими качествами создает историю взаимоотношений человека и этого объекта и объясняет то значение, которое они имеют в нашей культуре (Горалик, 2005) «Очеловечивание» куклы может объясняться тем, что общение с ней включает у человека пережиточные формы анимизма и фетишизма. (Морозов, 2010)

Кукла, имея достаточно длительную историю «взаимоотношений» с человеком, постепенно прошла длинный путь, начавшийся с магических или обрядовых практик. Позже она стала наглядным пособием для трудового обучения детей, игрушкой и в итоге оказалась средством изменения человека (как в рамках управления массовым сознанием, так и в рамках психотерапии). Параллельно куклы-марионетки, тростевые куклы существовали как актеры в театре, иногда наравне с людьми, а позднее, как актеры в фильмах. Все эти значения, ассоциации продолжают сохраняться в символическом ряде, нагружающем современный образ куклы. Способность же куклы «принимать» любые проекции и имплицитное качество «двойника» человека могут окрашивать эти ассоциации, сакрализировать или демонизировать куклу.

Кукла как «Другой» может становиться оппозицией персоны человека, наделяться его теневыми, отвергаемыми качествами, пробуждая агрессию и жажду разрушения этого образа.

Причиной осознанной или неосознанной сакрализации и мифологизации куклы кроется в том, что она является материальной копией личности, неизбежно отождествляясь с неуправляемой человекам частицей собственного Я. (Морозов, 2010) При этом, к подобию человека автоматически становятся применимы все категории, меры воздействия, модели поведения реагирования, принятые в данном социуме по отношению к людям.

На основании анализа изученной литературы представляется возможным выделить несколько смыслов, носителем которых является кукла в современной западноевропейской культуре, в искусстве и восприятии человека:

  • кукла как проводник между мирами,

  • как двойник человека,

  • как личностный ресурс (оберег),

  • как носитель определенного архетипа,

  • как образ «псевдожизни», искусственности, фальшивости и «внутренней пустоты»,

  • как прямая ассоциация с детством, радостью, невинностью, беззащитностью.

При этом смыслы и значения не существуют изолировано друг от друга, они переплетаются в восприятии человека в зависимости от ситуации. Эти смыслы и значения взывают различные переживания, определяя эмоции переживаемые человекам – от благоговения и радости до страха и отвращения. Симпатии к кукле лежат в зоне человеческого принципа удовольствия, ассоциации с детством, игрой, в то же время антипатия и страх коренится в бесстрастном и непредвзятом взгляде, «все видящем и все помнящем» и личных проекциях человека.

^ Кукла как проводник. Исторически складывался образ куклы как проводника между «этим миром» и потусторонним или миром мертвых, миром духов. По сей день кукла остается символом перехода из одного состояния в другое, изменений в пространстве. (Гребенщикова, 2011)

В целом, антропо- или зооморфные изображения (рисунок, барельеф, чучело, кукла и др.) часто выступают как посредник между профанным и сакральным мирами, отсюда тенденция к сакрализации и фетишизации таких изображений.

Кукла получила уникальную функцию оживления благодаря тому, что обозначает, выделяет маркеры границ «живое-неживое», «свое-чужое». Кукла появляется, по мнению А.В. Романовой, в тот момент, когда человек стал способен осознать разницу между жизнью и смертью, и ему нужен проводник в инобытие. Кукла обозначает отделение человека от природы, является символом перехода из области природного в область культуры, маркирует перенос человеческого тела в созданный самостоятельно антропоморфный объект. (Романова, 2010) В сказках кукла появляется и передается от одного человека к другому в пограничный момент смерти, как проводник мудрости и смыслов умершего. (Пропп, 2003) В этом случае кукла проявляет свое помогающее качество «проводника», соединяющего два мира.

В современной культуре и искусстве особо значимым является игровой аспект взаимодействия человека и куклы. В первую очередь кукла мыслится и воспринимается как то, с чем можно играть. В свою очередь игра – это «удвоение реальности», создание другого, «параллельного мира», когда происходит наложение настоящей и воображаемой действительности. Игра всецело детерминирована внутренней реальностью, всегда субъективна, предметы реального мира становятся символами, обозначающими нечто существующее в субъективном плане. Игрушка (кукла) является предметным воплощением своего/ чужого Я как следствие реальных субъект-субъектных отношений. Специфика игрушки, по мнению Зиновьевой Т.Н. заключается в том, что она одновременно является предметом игровой манипуляции и выступает в качестве «квази-субъекта», частично принимая на себя субъективность играющего. (Зиновьева, 2001)

С пониманием куклы как проводника между разными мирами также тесно связано использованиее куклы как оберега, символа некоего личностного ресурса или проводника, открывающего доступ к этому ресурсу.

Оберег. Имея также древнюю функцию оберега, воплощая определенный образ или спектр качеств, кукла может «опредмечивать» ресурсные, полезные качества, необходимые человеку. В современных магических и психотерапевтических практиках зачастую человек создает куклу, тем самым получая то, что ему необходимо.

Психологический мотив создания куклы как двойника человека, его alter ego заключается, по мнению И.А. Морозова, в выстраивании структуры личности, актуализации Я, осознании оппозиции «Я – Другой», «Мое – Чужое». (Морозов, 2010) Изготовление куклы может быть связано с реализацией самоисцеляющей возможности психики человека. (Копытин,2006) По мнению Л.Г. Гребенщиковой, в куклотерапии у клиента включаются механизмы проекции, идентификации или замещения, что способствует изменению личности. (Гребенщикова, 2011) Нами были проанализированы истории, которые рассказывают художники по куклам и создатели авторских кукол, а также владельцы таких кукол. Многие из них указывают, что каждая кукла несет в себе отпечаток личности автора, его состояния и переживаний, и в то же время является в какой-то мере доступом к неизвестной части личности автора. Считается также, что созданная кукла способна проявлять некоторую «свободную волю». К примеру, существует поверье, что каждая авторская кукла изначально имеет своего владельца, которого может «ждать» долгое время и «помогать» ему в разных ситуациях.

^ Двойник человека. В культуре, как миф, представленный в литературных и других произведениях искусства, существует идея о кукле как «двойнике» человека, способным занять место человека, вытеснить его из жизни. Это связано с такими психологическими темами как проблема контроля, раздвоения личности, существования «Темной Стороны».

В разное время кукла выступала как участник ритуалов, в том числе связанных с жизненным циклом человека (рождение, свадьба, смерть). Поскольку изображения в древних культурах понимались как точная копия оригинала, обладание изображением и магическое воздействие на него предоставляет возможность управлять оригиналом – человеком или его сущностью. (Морозов ,2009)

В искусстве постмодерна с его игровой направленностью, кукла может «подменять человека, выражая человеческие состояния, проигрывая жизнь современного человека. Это позволяет художнику через «игру с куклой» создавать метафору современного человека, его способа жизни, ценностей, отношений и современной цивилизации в целом.

^ Воплощение архетипа. Рассматривая проблему взаимодействия человека и куклы с точки зрения юнгианской психологии, следует отметить следующее. Поскольку кукла является образом человека и существует с давнейших времен, ее можно рассматривать как носителя архетипа. С «телесным воплощением» куклы в наибольшей степени, по нашему мнению, связаны два архетипа – Персона и Тень. Изначально появление игровой куклы для детей, как указывают исследователи, было связано с игрой «дочки-матери», т. е. кукла имела образ младенца, ребенка. (Гребенщикова, 2011) Это позволяет предположить связь куклы, изображающей ребенка, с архетипом младенца или Божественного дитя. Кукла в истории долгое время существовала как часть женской бытовой магии. Отчасти этому вопросу посвящена работа К.П.Эстес «Бегущая с волками». Она пишет: «Кукла выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума. Люди веками ощущали, что от кукол исходит и святость, и пугающее присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовную сущность». (Эстес, 2007)

Псевдожизнь. Современная игрушка и кукла в частности несет на себе характеристики технической цивилизации и потребительского рыночного общества. Она стала массовой, серийной, преимущественно этнически-нейтральной. Игрушка не является больше исключительно атрибутом «детской жизни», она является частью взрослой жизни и подчиняется законам рынка, несет в себе новое ценностное содержание. (Зиновьева, 2001) Серийная игрушка является одним из главных механизмов трансляции массовой культуры, ее образов и ценностей.

Важную роль в символике куклы играют и ее морфологические особенности (намеренная акцентуация отдельных частей тела, общие пропорции, элементы одежды и т.д.), и материал, из которого они изготовлены. При этом дерево, камень, глина, кость, растения выступают презентацией природного, а ткань, тесто – презентацией культуры. (Морозов, 2009) Современные материалы, использующиеся при производстве кукол, также имеют символическую нагрузку. Промышленная и авторская кукла сегодня создается преимущественно из искусственных материалов (пластик, полиуретан, полимерные массы). Каждый из этих материалов имеет собственную семантику. Пластик в описании Р.Барта является материалом грубым, стерильно гигиеничным, его искусственное происхождение для этого автора является олицетворением имитационной сущности массовой культуры. (Барт, 2010) Пластик в действительности может восприниматься как нечто искусственное, не имеющее аналогов в природе, и в то же время способное имитировать другие материалы – от дерева до человеческой кожи. Эти характеристики пластика могут восприниматься и интерпретироваться применительно к кукле, изготовленной из него. Тогда одним из ключевых смыслов пластмассовой куклы станет «фальшивость», «искусственность», «имитация жизни». Одна из важных особенностей современной промышленной куклы, источник которой – технология изготовления (пустотелая отливка), является также семантически важным.

В силу своих особенностей: антропоморфности, способности быть объектом проекции, кукла вызывает разные чувства – от обожания, любви до страха и отвращения. Страх обычно связывают с ее «пустотой», «мертвостью». В то же время эта пустота предоставляет возможность для наполнения. Одним из достаточно распространенных мифов, существующих в кукольных фэндомах, является миф о «вселении» души в пустое тело, «болванку». В то же время, в психологическом смысле, пустота может быть заполнена качествами, представлениями, «субличностями» владельца или создателя. Образ куклы в современной культуре также может быть также нагружен идеей предопределенности и рока, того, что послушно исполняет чужую волю. (Морозов, 2010) Достаточно часто кукла, особенно массовая, промышленная воспринимается как прямое отражение реальности современного общества потребления.

^ Кукла как атрибут детства. Переходя в мир взрослых, кукла продолжает нести с собой воспоминания о детском, фольклорном, мифологическом мире. (Лотман, 1992) Представление об игрушке вообще подразумевает идею подчиненности, освоенности и безопасности этого предмета. Воплощая идею идеального, игрушечного мира, свободного от нечистоты и беспорядка, кукла создает образ должного, гармоничного, радостного, идеального, совершенного. Гусева описывает «маркер игрушечности», заключающийся «в представлении об освоенности, предсказуемости предмета». (Гусева, 2001)

В современной художественной практике часто появляется идея «виктимизации» куклы, что объясняется ассоциацией «ребенок – кукла». Эта идея виктимности усиливается способностью куклы быть объектом практически любой манипуляции, деформации и деконструкции.

Основываясь на изучении работ современных художников, мы пришли к выводу, что чаще всего ими используются два вида кукол: так называемые «пупсы», обладающие обликом ребенка, более или менее условным, чаще всего лишенным половых признаков, а также Барби (или ее аналоги). Если «пупс» несет в себе идею детства и весь ассоциативный ряд в, основном, определяется этой идеей, то восприятие Барби связано с большим количеством разноплановых смыслов. Причем, эти смыслы имеют также и культурно-историческую обусловленность. Гораздо реже встречаются работы, в которых кукла создана художников. Это связано с особенностями самой инсталляции, использующей ready-made объекты.

Одна из наиболее узнаваемых кукол современности – кукла Барби является «полем» для всевозможных проекций и идентификаций человека. Являясь отчетливым социокультурным символом западной цивилизации, Барби, точнее, ее образ является воплощением огромного количества символов этой цивилизации. Именно благодаря своей узнаваемости и многочисленным смысловым нагрузкам эта кукла привлекает пристальное внимание художников. Те сильные образы, приписываемые кукле, и попытка разрушить ее образ сами по себе являются художественным приемом. (Горалик, 2005) При этом необходимо отметить, что восприятие и символическая нагрузка этой куклы отличается в России и Америке. Для большинства американских и западноевропейских художников характерно стремление разрушить чрезмерно идеальный образ Барби. Для российского восприятия Барби остается в большей степени «Прекрасной Принцессой», представителем другого, сказочного мира, чем взрослой женщиной, одержимой материальными ценностями и социальным статусом. Характеризуя символы, заключенные в пластиковом теле Барби, Л.Горалик определяет их как: символ чрезмерной, утрированной женственности; символ западной культуры в целом; стандартности, глупости, плохого вкуса; чрезмерного консюмеризма; шаблонности и стандартности и т.д. По сути, Барби в некотором смысле стала тем предметом, на который легко проецируются теневые, негативные качества взрослых представителей западной цивилизации. Подобная проекция тени, естественно, порождает сильную эмоциональную реакцию на объект, фактически являющемся игрушкой для девочек. Именно эта эмоциональная реакция в свою очередь способна породить как популярность, так и «жестокое» отношение к Барби и ее подобиям в произведениях современного искусства.

Исходный материал «мифологии» куклы может быть трансформирован художником. В каждом произведении искусства кукла может быть репрезентацией тех смыслов, которые описаны выше, и также нести личные проекции и смыслы автора.


^ 3. Куклы в инсталляции


Присутствие куклы в разных формах в искусстве, в рамках массовой культуры связано с тем, что происходит мифологизация сознания человека в современном обществе и с усилением игрового аспекта в современной культуре. В этом параграфе рассмотрим особенности куклы как одного из предметов, используемых в инсталляции. Инсталляция (англ. Installation – установка, размещение, монтаж) – пространственная композиция, созданная художником из различных бытовых элементов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации.

Главной целью инсталляции является создание особого художественного смыслового пространства, построенного на неординарном сочетании тривиальных вещей, выявляющих в них новые смысловые значения и чувственные качества, скрытые от обыденного восприятия. В связи с этим, кукла, как хорошо опознаваемый объект, нагруженная легко расшифровываемыми смыслами, часто становятся тем материалом, который используется в инсталляциях.

Образы нового искусства многомерны, трудноопределяемы, что соответствует современному пониманию сложности и парадоксальности природы человека. (Грязева-Добшинская, 2002) Кукла, как отражение человека, как объект проекции способна выражать те смыслы человеческой жизни, отношений, которые художник хотел бы выразить своими произведениями.

В современном искусстве (в частности инсталляции) представляется возможным выделить основные приемы использования кукол:

  1. цитирование – использование куклы в ее прямой ассоциации с детством, официального или общепринятого образа той или иной куклы;

  2. заимствование – перенесение из одной художественной системы в другую (например, живописные работы, изображающие Барби как модели художника)

  3. инверсия - противопоставление «официального образа» куклы художественному произведению (например, создание кровожадного игрушечного пупса).

Пожалуй, наиболее известным примером использования куклы в современном искусстве являются работы Ганса Беллмера (иллюстрации 1,2,3,4 Приложения). Тема куклы навязчиво присутствовала во всем его творчестве. Работу над своей первой куклой Беллмер начал в 1933 году с помощью кукольного мастера, художницы по костюмам Лотте Притцель. Созданная ими кукла обладала абсолютной реалистичностью, и в то же время произведения Г.Беллмера полны абсурда и фетишизации тела его «малютки». В 1935 г. опубликована его книга «Кукла», основным содержанием которой стали фотографии этой куклы в разных формах и ракурсах, в разных вариациях монтажа ее тела. Источником этой большой работы считается произведение Гофмана «Песочный человек». Беллмер создавал различные варианты сборки куклы: торс с двумя парами ног, части тела, помещенные в повседневную среду (например, фотографии в лесу или на лестнице). Эта кукла несет на себе отпечаток изорванности, расколотости, несостыкованности двух пространств «личного» и того, что с ним соприкасается. (Смолянская, 2005) Для Беллмера, по мнению критиков, эти произведения - форма протеста против ханжеской морали "порядочного" буржуазного общества, стереотипов и, кроме того, возможность создания семантического коллажа, где предметы наделяются сексуальностью. Пластическое решение кукол Беллмера отличается от традиционных художественных образов. Точно переданные, реалистичные формы тела подростка парадоксально сочетаются с искусственностью, механистичностью шарнирных сочленений, усиливая впечатление абсурда и разрушения. Исследователи также полагают, что эротизированный образ деформированной куклы Беллмер противопоставлял официальному культу «арийского» здоровья и эстетике «классического» тела в гитлеровской Германии. Беллмер утверждал, что в играх с манекенами-куклами его интересует «механическое движение, приводящее к неожиданным смыслообразующим стыкам». Он обнаружил, что части тела подобны лингвистическим знакам, а каждая поза равна некой сентенции. (Смолянская, 2005)

В 1991-1992 г. инсталляция Майка Келли «Схема информационных потоков морфологии ремесла» выставлялась в Питтсбургском музее Карнеги. В ней было использовано 113 мягких игрушек – кукол. Наиболее часто использующийся Майклом Келли прием – прием инверсии ценностей, т.е. пародирования иерархий, подмены высокого низким и наоборот нашел свое воплощение также в его инсталляции с куклами. По мнению самого Келли, именно кукла «более всего прочего изображает личность как предмет потребления». Художник пытался придать куклам испачканный, грязный вид, чтобы выразить идею изнашивания. Кукла в этой инсталляции, как идеальный образ ребенка, будучи испачкана, говорит о небрежении, жестокости, о том, что отвергается и демонизируется. «Я стараюсь представить изношенность прототипа, не романтизируя его потому, что нет ничего, что я ненавидел бы так сильно, как романтическое, ностальгизирующее искусство… Моя работа всунута между ностальгическим ассамбляжем, с одной стороны и классическим искусством как предметом потребления с другой» (цит. по Тейлор, 2006)

Идея массовости современной игрушки имплицитно отражена в инсталляции гонконгского художника Майкла Вольфа «Real Toy Story» (Иллюстрации 5,6 Приложения). В ней было использовано 16000 кукол, произведенных в Китае, прикрепленных при помощи магнитов к стенам помещения. Завершенная работа была выставлена в John Batten Gallery (Гонконг) с 2 по 27 ноября 2004 года. По словам автора, идея подобной акции зародилась у него еще в 2003 году, во время его визита в США. Чтобы порадовать своего сына Джаспера, он купил в местном магазине около 600 подержанных игрушек, а по возвращении домой разложил их в детской комнате. Когда они с сыном начали исследовать игрушки, оказалось, что они все были сделаны в Китае. Тогда у автора появилась идея – покрыть целую стену игрушками и портретами сотрудников китайских игрушечных фабрик. (http://www.obstanovka.com/post/7441) Инсталляция производит впечатление подавляющего хаоса, в котором огромное количество игрушек сливаются в одну пеструю массу. http://www.photomichaelwolf.com/the_real_toy_story/index.html

Особое внимание в современном искусстве уделяется кукле Барби и ее подобиям. Как предмет массовой культуры одна доступна, узнаваема и имплицитно выражает стандарты массовой культуры.

В 2005 году в галерее Художественного фонда RuArts состоялась выставка «Барбизона», главным героем которой стала именно кукла Барби (Иллюстрация 7 Приложения). Основная идея выставки – показать два направления интереса художников: и к самой Барби и к игровым и «игрушечным» темам, которые можно понимать как художественный контекст или как поиски альтернативы. «Современное искусство на протяжении многих лет «видело» в Барби то символ массовой культуры (и относилось к ней иронически и разрушительно), то ассоциировалось с ней – «перетягивало на себя» часть ее успеха, или заполняло «полую женщину» своим содержанием».( http://www.indexart.ru/news/?content=news&id=976) Ближайшие контексты Барби - это игра, также свойственная современному искусству, и антропоморфные или зооморфные игрушки. На выставке были представлены две линии: «про Барби» и «вокруг Барби». В этой выставке воплотились основные тенденции, связанные с восприятием Барби и использованием ее образа в произведениях современного искусства: чрезмерная идеализация и стерилизация кукольного мира («Гробы для Барби» Дмитрия Цветкова); очеловечивание (Сергей Терентьев), агрессия и насилие (анонимный автор О.Т.). Присутствоали также работы, в которых деконструкция куклы сочеталась с чуждыми, недетскими предметами (с противогазами в работе Сергея Мейтувы). «Вокруг Барби» представляли: куклы «до Барби» – живопись Ирины Корсаковой, вырезанные силуэты для одевания – Ростан Тавасиев, розовые мишки – Александр Захаров, «образ падения» – видео «Кукла», Виктор Алимпиев, мир детства, залитый смолой/нефтью – Сергей Бугаев-Африка, грустный лирический Никодим – видео Леонида Тишкова, «кукольная медитация» – видео Николая Олейникова.

Достаточно популярной стала тенденция использовать Барби как «актера», разыгрывающего сцены из «человеческой» реальности. Зачастую автор, скрупулезно воспроизводя обстановку реального дома, ванной комнаты, кухни, наделяет Барби или ее спутника Кена агрессивностью, садистическими тенденциями или пороками и проблемами современного человека (работы Mariel Clayton http://www.flickr.com/photos/marielclayton/). Большинство авторов создают фотографии таких инсталляций и размещают их в Интернете.

Австралийский художник Кейд Бушанан создает серии фотокомиксов и инсталляций из жизни игрушек, например «Последний кукольный герой», «Любовная дилемма Барби» http://gosurvive.blogspot.com/. Это попытка создать кукольную версию человеческого мира, попытка двусмысленная и подчиненная желанию автора. Проект «Последний кукольный герой» (Иллюстрации 8,9 Приложения, пародия на реалити-шоу «Последний герой», был представлен в 2008 г. в Московском музее современного искусства (http://www.gif.ru/rus/afisha/survivor-toyland-/

). Работа представляет собой проекцию переживаний самого автора. По его мнению, куклы – тоже люди, и имеют право на собственную жизнь. В таких работах сочетается отражение реального мира людей и игровой импульс автора, подчиненный его эмоциям и желаниями.

В 2009 г. в Государственной Третьяковской галерее проходила выставка – проект «Не игрушки» (Иллюстрации10, 11 Приложения). Идея проекта — показать историю современного искусства через историю игрушки в русском искусстве с 1930-х гг. до нашего времени. В экспозиции представлены как реальные игрушки начала-середины ХХ века, так и работы современных авторов, использующих игрушки как часть своих произведений. Одна из идей, воплощенных в работах Бориса Орлова, Ростана Тавасиева, Алексея Костромы – протест против пафоса и «высокого стиля» в искусстве. «Искусство, особенно в XX веке, полностью завралось, — говорит участник выставки мос­ковский художник Ростан Тавасиев, — Так лучше я буду, обманывая, ориентироваться на трогательные детские ценности. Возможно, так я все-таки найду способ, несмотря на условность, говорить правду. Это как в театре. Актеры всегда врут: они переодеваются, приклеивают бороды и выходят на сцену — изображать, например, Хлестакова. А в кукольном театре персонажи врать не могут. Куклы всегда одни и те же, и это по-честному».  (http://newtimes.ru/articles/detail/5852/) В работах также поднимается тема грани между подлинностью и игрой. Одной из самых интересных является работа Алексея Костромы «Мы не лучше их, мы такие же как они», впервые показанная еще в начале 1990-х (Иллюстрация 11 Приложения). Перед входом зрителям выдавали попкорн, в выставочном зале были помещены одинаковые куклы-пупсы, выкрашенные серебристой краской и покрытых белыми «ангельскими» перьями. Внутри кукол находились крысята, поедающие попкорн.

Интерес к игрушкам и куклам в современном искусстве не угасает. Примером является выставка-инсталляция «Игрушки на грани нервного срыва», представленная весной 2010 года группой молодых художников «Розовый носок» (Бербушенко Евгения, Ерохина Елизавета, Суханова Наталья, Дрюкова Елена, Новиков Илья, Толстова Олеся,
Шкварикова Вера, Дубинская Евгения, Самохвалова Наталья). На выставке представлены работы, относящиеся к разным стилям, объединённые одним форматом и составляющие единый объект. Выставка содержит преимущественно живописные работы, для которых куклы и игрушки становятся полноценными моделями и переживают «нервный срыв» (Иллюстрации 12, 13, 14 Приложения) Главная идея выставки - игра, как способ познания мира. В основе замысла – мысль о подмене человека и игрушки, смене их ролей в современном мире: «Плюшевый мишка устал… устал от своей игрушечной жизни, которая более настоящая чем наша реальность, реальность, кажущаяся такой невыносимо правильной и скучной. Он играет с нами, а не мы с ним! Играет нашим сознанием, крутит его как кубик Рубика. А мы-то думаем, что являемся хозяевами положения. Наши чувства и эмоции уже давно находятся в пластиковых руках кукол, внутри деревянных матрёшек и заводных паровозиков! …Теперь у нас другие заботы, мы позабыли своих плюшевых любимцев и пластмассовых друзей, но эта игра ещё не закончена – они соберутся все вместе, чтобы поиграть немного. Поиграть в нас…». (http://peresvetov-per.livejournal.com/6330.html#cutid1 )

Таким образом, в современном искусстве инсталляции с использованием кукол отражаются две основные тенденции. Во-первых, кукла продолжает быть носителем тех смыслов и значений, которые приобрела в ходе своего развития. Эти смыслы могут быть использованы автором в своих работах в разных вариациях (цитирование, заимствование инверсия) Во-вторых, в рамках игры автора с материалом, она приобретает «субъектность», становится воплощением личных проекций и смыслов художника, позволяет создать новую реальность.


Заключение


В работе рассмотрены основные особенности использования куклы в современном искусстве инсталляции. Кукла определяется нами как антропоморфный предмет, изготовленный из различных материалов, на который переносятся свойства живого существа. От других антропоморфных изображений куклу отличает манипулятивность, многослойность, игровая провокативность и полифункциональность. Кукла является культурным феноменом, неразрывно связанным с той культурой, в которой развивалась и продолжает существовать.

Кукла как культурным феноменом воплощает комплекс смыслов. Нами описаны смыслы, носителем которых является кукла в искусстве и восприятии человека современного западноевропейского общества:

  • кукла как проводник между мирами,

  • как двойник человека,

  • как личностный ресурс (оберег),

  • как носитель определенного архетипа,

  • как образ «псевдожизни», искусственности, фальшивости и «внутренней пустоты»,

  • как прямая ассоциация с детством, радостью, невинностью, беззащитностью.

Чаще всего в инсталляциях используются два вида кукол: так называемые «пупсы», и Барби (или ее аналоги).

В современной инсталляции представляется возможным выделить три основных приема использования кукол: цитирование, заимствование, инверсия. Нами проанализированы несколько примеров использования кукол в инсталляциях как российских, так и зарубежных авторов.

В каждой инсталляции кукла может быть репрезентацией тех смыслов, которые приобрела в ходе своего развития и в ходе развития отношений человек-кукла, и также нести личные проекции и смыслы автора.


Список использованной литературы


  1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. – М., 2006.

  2. Берт Р. Мифологии. – М.,2010.

  3. Бодрийар Ж. Система вещей. – М., 1995.

  4. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: диссертация кандидата философских наук. – М., 2000.

  5. Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. – М.. 2005.

  6. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. – М.,2011.

  7. Грязева-Добшинская В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы. – М., 2002.

  8. Гусева А.Ю. Эстетика игрушки как феномена массовой культуры: диссертация кандидата философских наук. - СПб., 2001.

  9. Зиновьева Т.Н. Отношение "человек - игрушка" в культуре: диссертация кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону , 2001

  10. Змеева Е.О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала XX вв.: художественные и культурно-исторические смыслы: диссертация кандидата искусствоведения. – Ярославль, 2006.

  11. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: диссертация кандидата культурол. наук. – СПб., 1999.

  12. Ковычева Е.И. Кукла в диалоге культур. – Ижевск, 2002.

  13. Комарова С., Катушкин Л. Кукольные люди. – СПб., 1999.

  14. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры// Избранные статьи в 3-х т. Т.1. – Таллинн, 1992. С.377-380.

  15. Мировое искусство. Сюрреализм/ Сост. И.Г.Мосин.- СПб., 2006.

  16. Морозов И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма: диссертация доктора исторических наук. – М. , 2010.

  17. Морозов И.А. Феномен куклы и проблема двойничества (в контексте идеологии антропоморфизма)//Живая кукла/Сост. С. Ю. Неклюдов, Д. Н. Мамедова - М., 2009.

  18. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М., 2003.

  19. Романова А.В. Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века: диссертация кандидата искусствоведения. – СПб., 2010.

  20. Смолянская Н. Символ нашего времени// Горалик Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи. – М., 2005. С.300-317.

  21. Тейлор Б. ART TODAY. Актуальное искусство. – М., 2006.

  22. Эстес К.П. Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях. – М., 2007.

http://newtimes.ru/articles/detail/5852/

http://peresvetov-per.livejournal.com/6330.html#cutid1

http://www.gif.ru/rus/afisha/survivor-toyland-/

http://www.ruarts.ru/exhibition.html#exhibi_5

http://www.indexart.ru/news/?content=news&id=976

http://www.obstanovka.com/post/7441

http://www.photomichaelwolf.com/the_real_toy_story/index.html

http://gosurvive.blogspot.com/

http://www.flickr.com/photos/marielclayton/









Скачать 269,58 Kb.
оставить комментарий
Реттгес С.В
Дата04.03.2012
Размер269,58 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх