Развитие творческих способностей icon

Развитие творческих способностей


Смотрите также:
План Что такое творчество и творческие способности...
Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения...
Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе...
Пояснительная записка Цель: Раскрытие творческого потенциала ребенка и развитие его творческих...
Р. И. Визгер Развитие творческих способностей младших школьников...
«Развитие творческих способностей детей средствами театрально-игровой деятельности»...
Развитие творческих способностей детей...
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей...
«Развитие связной монологической речи и индивидуальных творческих способностей детей младшего...
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время (доклад)...
Образовательная программа «Золотая соломка» Развитие творческих способностей детей старшего...
Самообразования «Развитие творческих способностей у младших школьников на уроках чтения и...



Загрузка...
скачать


Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка и литературы

/Рефеат/

Работа выполнена учителем русского языка и литературы Шабдаровой Л. В.

С. Казанское, 2007 г.


План.



  1. Введение. Творческое развитие и обучение 1 -4

  2. Основная часть. Формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.




  1. Стимулирование творческой деятельности учащихся 4-8

  2. Приемы, активизирующие интеллектуально - волевую сторону
    творческой деятельности.

а) ассоциации; 8-13

б) работа над текстами художественных произведений; 13-14

в) творческие работы; 14-17

г) педагогические игры; 17-20

д) использование произведений искусства. 20-21

III. Заключение. Творческая атмосфера - одно из требований со- 21-24
временного урока

Список литературы Приложение


Если ваше сердце, мозг, руки заняты твор­ческой работой, не создают что-то новое, то у вас жалкая жизнь. И ужасно, что большинство людей живут и не знают, че­го им не достает, - они просто томятся от скуки.

М. Уилсон.

Творчество - это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна об­ладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, бла­годаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в самоак-туализации, то есть в стремлении к выявлению и наиболее полному использо­ванию своих созидательных возможностей.

Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов твор­чества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Именно творческим мо­ментом считается озарение (инсайт) - интуитивное, мгновенное схватывание проблемы, искомого результата.

Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном по­нимании этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески от­носиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятель­ности. Даже когда мы выполняем повседневную работу - готовим еду, шьем одежду, мастерим что-то, обставляем и ремонтируем квартиру, составляем бу­кеты, пишем письма, общаемся с людьми, рисуем, играем - можем внести что-то новое, неповторимое. И если у нас получается, мы испытываем радость. Без

радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий че­ловек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчест­во заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фанта­зировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходи­мо детям для нормального развития, (детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих). Это важнейшее усло­вие развития личности. «Детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально - эстетиче­ской сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внут­реннего мира человека», - утверждал Л.С. Выготский. Творчество - норма детского развития. Задача педагога, особенно сло­весника, заключается в развитии творческой индивидуальности ребенка. Разви­тие личности в школьный период происходит под непосредственным влиянием обучения. Два этих процесса тесно связаны между собой и постоянно взаимо­действуют. Усвоение тех или иных знаний, выработка конкретных умений и навыков могут совершаться лишь при наличии определенных качеств лично­сти, служащих обязательной предпосылкой для более или менее успешного обучения. К таким качествам личности относятся прежде всего внимание и па­мять, культура поведения, трудолюбие, самостоятельность. Не менее важны и другие качества личности, формируемые в процессе обучения, такие как логи­ческое мышление, воображение, познавательные интересы. Чем определеннее сориентированы все звенья учебного процесса на развитие мышления школь­ников, тем успешнее он протекает. Чем интенсивнее и глубже вторгается сис­тема обучения всеми своими элементами в сферу познавательных интересов ученика, тем она оказывается действеннее. Известно, что полноценное развитие речи учащихся обеспечивает лишь та методическая система, которая одновре­менно рассчитана на развитие логического мышления и воображения, на вос­питание эмоций и эстетических вкусов. Познавая законы языка, преодолевая трудности овладения знаниями, умениями и навыками, вдумываясь в содержа­ние текстов, на которых совершается обучение, участвуя в коллективном поис­ке и радуясь общему успеху, ученик вместе с тем формируется как личность.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма са­мореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, зало­женная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способно­стями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика, - отмечает О.М. Дьяченко, - такого невмеша­тельства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж ко­нечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Именно в школьные годы наступает критический период детской креа­тивности (от лат. сгеаге «творить, создавать»). Следовательно, именно в школь­ный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кри­зис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдель­ные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творче­скую деятельность такие специфические черты как воображение, интуиция, об­разность. Поэтому условия максимального проявления творческих способно­стей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления. Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педа­гогические приемы.

Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовности принять нестандарт­ный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчест­ва лучше начинать с чего-то необычного для учащихся, например, с предложе­ния учителя ответить на вопрос: «Что можно сделать необычного с обыкновен­ным ... кирпичом?» Варианты ответов будут разнообразными, но прежде всего ценятся те, которые предлагают использовать кирпич нестандартно (украшение для газона, противовес в домашних весах, кукольная мебель, инструмент для колки орехов, лечебное средство от радикулита, подставка, нагревательный элемент в духовке...).

Можно предложить ученикам написать короткий рассказ с необычным названием (например: «Замочная скважина», «Осьминог», «Кроссовки»; нари­совать рисунок на необычную тему («Земля с точки зрения насекомых»); при­думать рекламу для скучных товаров (например, дверных ручек); решить не­обычную проблему (разработать способы опознания пришельцев с других пла­нет).

На другом уроке учащимся предлагается проверить тезис о том, что любая информация передаётся не только через содержание, но и через интона­цию, жесты и мимику говорящего. Можно выбрать известную пословицу (на­пример: «От топота копыт пыль по полю летит») и предложить учащимся: «Представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что химии (ал­гебры, литературы) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи жестов, мимики, но текст, который вы должны произнести, - «от топота копыт...». Интонация должна показать, ра­дуетесь вы этому случаю или нет. А теперь эту же новость скажите учителю химии (алгебры, литературы), которого вы встретили в коридоре. Какова инто­нация вашей реплики на этот раз?»

При выполнении этого задания происходит не простое обыгрывание во­ображаемой ситуации, а формируется умение эмоционально передавать, «про­живать» информацию, интонационно обогащать любое содержание. Мы видим, как определенные ограничения в содержании (только слова пословицы) застав­ляют человека искать иные средства для достижения цели коммуникации.

Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение.

Обратимся к детским загадкам или народным заговорам. Суть этих фольклорных жанров заключается в умении отсечь лишнюю информацию или добавить недостающие звенья: «На шесте дворец, на дворце - певец». Речь идёт о скворце: мы знаем, что скворец обладает и другими качествами, но для того чтобы отгадать загадку, достаточно знать, что он живёт в домике (скворечнике) и распевает песни.

В качестве творческого тренинга можно предложить школьникам такую задачу. Называются три слова: круглый, красный, кислый. За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым бы были свойственны все эти три определения. Как правило, сначала ребята называют ягоды, затем: солёные помидоры, скисшее варенье, консервированные яблоки, витамины, таблетки, конфеты и пр. Здесь важно уловить момент, когда можно подсказать ещё одно направление для поиска:

  • А почему никто не назвал красный мяч?

  • Но он же не кислый, - растерянно возражают ученики.

  • А кто мешает вам облить мяч лимонным соком?

И тогда начинается новый ряд: незрелое яблоко, покрытое красной ак­варелью; круглый кусок кирпича, вымоченный в уксусе; томатный суп в круг­лой тарелке и т.п. В ходе работы можно сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяется три

уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе ма­териалы и явления), средний (предлагают предметы и явления, подвергшиеся воздействию человека), высокий (он основан на образном восприятии и макси­мально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому яв­лению)

Поначалу работа на высоком, образном уровне даётся учащимся с тру­дом. При сопоставлении определений красный, круглый, кислый возникает об­раз человека после бани: расслабленного, распаренного, «раскисшего». Но с помощью учителя школьники всё увереннее предлагают различные образы, со­ответствующие поставленной задаче: грустное лицо индейца, круглый аквари­ум с водой из Саргасова моря; лицо на луне, если смотреть на него через крас­ные очки.... Нужно подчеркнуть, что высокий уровень творческого воображе­ния отличается тем, что здесь не просто называется какое-либо явление, но и выражаются чувства самого говорящего.

Умение решить творческую (учебную) задачу в условиях ограничений формирует и следующее задание: предлагаются три любых слова (лучше, если их назовут сами ученики); за семь минут нужно составить не менее девяти предложений, в каждом из которых обязательно будут употреблены все эти три слова. Наборы слов непредсказуемы: вагон, Австралия, облако; цветы, ночник, зачет и т.д. Учащиеся достаточно быстро исчерпывают возможности начально­го и среднего уровня воображения и поневоле начинают использовать третий, образный уровень: тогда-то и случается, что вагон влюбляется в Австралию и мечтает об облаке, на котором он долетит до предмета своей мечты. Можно предложить учащимся написать не просто отдельные предложения, а целый рассказ, и это тоже создаёт определённые ограничения, которое можно и нужно преодолеть в творческом процессе.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Можно предложить учащимся придумать монологи от имени вещей, которые окружа-

ют нас (старая расческа, перегоревшая лампочка, дверная ручка). Казалось бы, что можно интересного увидеть в старой беззубой расчёске?

«Какую замечательную жизнь я прожила! Правда, многих зубов досчи­таться не могу и прежний лоск потеряла, зато есть, что вспомнить. Первый свой зуб сломала в восьмом классе: уж больно у нас с хозяйкой волосы густые да пышные. Второй (как сейчас помню) на свадьбе - ну, это понятно, все-таки нервничаешь! А сейчас лежу в ящике стола. Бывает, возьмет меня хозяйка в ру­ки - ну, думаю, выбросит! А она подержит, погладит - и на место положит...»

Такое образное восприятие очень важно для мышления. Именно оно помогает при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произ­ведений, описаний исторических событий. Не случайно мы говорим об образ­ной памяти или образном восприятии. При этом «в образе неразрывно слиты восприятие внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отноше­ние человека к этому предмету. Образ - всегда обобщение ... а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности».

Полезно познакомить учащихся с конкретным и абстрактным образами. Для этого школьникам предлагается последовательно представить кошку, ко­торая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот прием помогает прочувствовать разницу между внешним, событийным описа­нием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определенных слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное вос­приятие данного образа.

Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схва­тывать» главное - качества, которые сродни интуиции. Сегодня все больше го­ворят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять до­гадке, предчувствию....

К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном из­ложении материала, изначально не приемлет интуитивного знания. И много­численные попытки создать алгоритмы учебных действий часто исключают ин-

туитивный познавательный путь. Вот почему необходимо введение в школь­ную практику специальных уроков творчества, на которых учащиеся безбояз­ненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, со­ревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении проис­ходящего.

Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уве­ренности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось». Иногда эти слова соответству­ют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это - ложная посылка и ложное восприятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так...» учитель назначает штрафное очко. На следующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.

К приемам, активизирующим интеллектуально - волевую сторону твор­ческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоя­тельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов.

Ассоциации подразделяются на сходные, контрастные и логические. Вспомним цитату из романа «Евгений Онегин»: «... Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить...» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если

обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея - на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единствен­ный слог, а в ямбической стопе - на второй. Таким образом, учащиеся запоми­нают, что хорей - это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечетные слоги (1,3,5...), а ямб - двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на четные слоги (2,4,6 ...)

Ученик, выполняя задания учителя, может руководствоваться опреде­ленным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может самостоя­тельно выбрать из предложенных вариантов (активно-подражательная деятель­ность), может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Все эти виды деятельности учащихся я использую в своей работе. Ведь от при­роды все дети талантливы, обидно, когда творческие способности остаются не­замеченными и нераскрытыми.

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но это не всеобъемлющий подход, сковы­вающий инициативу детей. Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, - это увлекает детей.

При изучении лирики А.С. Пушкина в 6-х и 8-х классах я рассказала ре­бятам о задании, которое когда-то предложил Кошанский юным лицеистам, -описать розу стихами. Безусловно, перед этим была проведена большая подго­товительная работа: дети познакомились с силлабо-тоническим стихосложени­ем, с понятием стихотворных размеров, ритма, видами рифм и способами риф­мовки. Затем детям была прочитана пушкинская «Роза». Вот сочинения шести­классников.

^ РОЗА

Друзья мне розы подарили, Домой скорей их принесла, Бутончики в горшочке были. Я место на окне нашла.

Летели дни — бутон изящный Возник из нескольких листов, И первый лепесток прекрасный Вдруг показался из оков.

Я розой долго любовалась, Дарила ей свои мечты, Но кошка шустрая подкралась И... откусила лепестки.

Алая роза растет в саду,

И о ней я речь поведу,

Ее там соловей воспевает,

А роза под трели его засыпает.

А вот романтический опыт ученицы, пытающейся сохранить высокий стиль начала XIX века.

^ О роза, роза! Ты красива, Ясна, мила, но горделива.

Тобой любуюсь не напрасно, Ты утром, как любовь, прекрасна, Когда роса блестит звездой, Все восхищаются тобой!

Тебя измучили шипы, Но не найдешь в саду тропы. Где не было бы лепестка Сего прелестного цветка!

Уже эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что уча­щиеся овладевают языковой материей стиха; они свободно употребляют срав­нения, метафоры, эпитеты, переносы, широко используют обращения, воскли­цательные и вопросительные предложения, что придает стихотворениям эмо­циональность, выразительность.

Большое место в нашей работе занимают упражнения по анализу уча­щимися их собственных произведений.

Ученики получают задания проверить знания при разборе своих произ­ведений: найти стилистические фигуры, риторические вопросы, указать мета-

форы, эпитеты, их роль в тексте, определить строфику, виды рифмы, стихо­творные размеры. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают инди­видуальные способности ребенка.

Меня заинтересовала нестандартная методика учителя Александра Лоб­ка, у которого ученики третьего класса читают «Онегина», просто читают на разные лады, с разными интонациями, с помощью толкового словаря пытаясь разобраться в значении мудреных слов. На уроках звучит взрослая поэзия. А. Лобок справедливо считает, что в собственном творчестве дети не следуют строгим законам силлабо-тонического стихосложения. Поэтому в пятом классе он прочитал детям стихи современного американского поэта Уоллеса Стивенса «Тринадцать способов видеть черного дрозда» и предложил им написать что-нибудь в этом же духе. Он получил удивительные результаты. Дети написали на уроке поразительные произведения: «Пять способов увидеть черного козла», «Шесть способов видеть утро», «Шесть способов увидеть фантазию» и т.д.

Воспользовавшись его находкой, я своим детям, тогда тоже пятикласс­никам, прочитала это же произведение Уоллеса Стивенса и обратилась к ребя­там с просьбой попробовать себя в импровизации на уроке. Результаты тоже были радостными. Как и Лобок, я получила детские тексты, удивительно по­этичные и вместе с тем лаконичные:

^ ТРИ СПОСОБА УВИДЕТЬ ЛУНУ

  1. Среди мрачной темноты
    Я вижу золотой рог на небе.

  2. Я вижу блестящую полосу луны
    Во мраке темной воды.

  3. Я вижу луну

В глазах своей собаки.

^ ДВА СПОСОБА УВИДЕТЬ ЧЕРНОЕ КРЫЛО

1. Черное крыло черного орла
Закрывает город

Темной пеленой.

2. В классе на доске
Растекалась вода,


Я увидела черное крыло.

Из «Пяти способов увидеть рысь» процитирую фрагмент, очень меня тронувший: «Когда наступила зима, мне показалось, что стоит замерзшая рысь, и мне стало ее жалко, и ее душа жила во мне».

Ребятам это понравилось, и они иногда дома стали фантазировать по поводу «Нескольких способов отклониться от еды манной каши» или «Не­скольких способов подлизаться к маме».

Развитию умения мыслить, рассуждать, дискутировать, облекать свои мысли в хорошую словесную форму очень помогает работа с «Пушкинскими проповедями», которые так талантливо составил удивительный педагог С.Л. Соловейчик.

Это и проповедь «О гордой юности», прослушав которую ученики тоже утверждают, что «гордость юности - в ожидании, в предчувствии, в возможно­стях, в чистоте». Воспитательная сила этих проповедей огромна.

«Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;

Светла, как ясный день, младенческая совесть», —

писал А.С. Пушкин.

И мы читаем проповедь «О чистоте души». Что такое уныние? Имеем ли мы право предаваться ему? Что есть надежда? Ребята приходят к выводу, что самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.

Их много, подобных проповедей: «О вдохновении», «О милости», «О нынешней молодежи» и др.

Было бы иллюзией предположить, что в процессе изучения литературы поэзию будут любить все. Но можно научить ребят видеть изобразительно-выразительные средства языка.

После изучения стихосложения каждый ученик получает текст, в кото­ром обозначены пропущенные места (слово, словосочетание). В начале работы - установка на восприятие: злой волшебник тайно унес из стихотворения поэта очень важные слова. И стихотворение рассыпалось, перестало быть художест­венным произведением. Нам нужно помочь, надо найти эти слова и поставить их на место. Восстанавливая текст, ученики должны помнить, что не любое слово подойдет, а только то, которое соответствует оригиналу и по числу сло­гов. Это важно еще и потому, что школьники учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия. Не всегда, не в каждом случае находится нужное слово, но дети с удовлетворением пускаются в поэтический поиск, постепенно приучаются к очень важным открытиям. Эти упражнения развивают навыки творческого чтения, пробуждают творческий акт.

Работа над текстами литературных произведений помогает развитию у учащихся речевого слуха - способности улавливать мысли и чувства через вос­приятие интонации, логических ударений, пауз, темпа речи. Правильное, осоз­нанное восприятие звуковой стороны высокохудожественного текста помогает учащимся использовать звуковые и выразительные средства в собственной ре­чи (устной и письменной). Прием, который помогает систематизировать кон­кретные наблюдения над особенностями языка художественного произведения и манеры повествования - стилизация. Чем отдаленнее от нас эпоха, породив­шая произведение, тем устойчивее его жанровые черты, тем проще выполнение задачи, стоящей перед учениками - создание стилизации. Для стилизации бе­рем былины, поучения, оды, хокку. При изучении былин выясняем, какие лите­ратурные приемы использованы (эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы), как построены былины, проводим конкурс на лучший рассказ о былинах, читаем статью учебника «Былины». Ученики получают домашнее задание: «Используя привычный для былины ритм, слог, лексику, приемы народнопоэтической речи,

создать собственный текст былины. Ребята с большим удовольствием готовят свои тексты, слушают их и особым любопытством:

^ Выехал Добрыня из Киев града Да ехал он во Сернур — во прекрасный Долго ли, коротко он ехал, да приехал. Дома пятиэтажные, машины ездят разные. Остановился он у школы ведь у первенькой.

На примерах собственного творчества детьми легче усваивается теория стихосложения: если поначалу они интуитивно используют таинственные ху­дожественные приемы (это, по выражению Г.Н. Поспелова, «скрытое» изуче­ние теории литературы), то позже, постигая законы жанра, они сочиняют не­плохие произведения, в которых представлены довольно полно элементы уст­ного народного творчества.

Изучение теории литературы сопровождается, как правило, самостоя­тельной работой и творческой деятельностью учащихся. Если самостоятельная работа часто носит репродуктивный характер или выполняется в измененных или усложненных условиях (ответ на вопрос, заданный в несколько иной, чем прежде, формулировке, текстуальный анализ эпизода по аналогии с проведен­ным в классе, пересказ, составленный самостоятельно), то творческая работа во всех случаях требует поиска оригинального решения, создания нового текста, если предлагается сочинить сказку или рассказ, инсценировать произведение или главу из него. Это и устное иллюстрирование и создание рисунков к произ­ведению, сочинение по картинке, рассказ о литературном герое со всякого рода дополнениями (описание внешности героя, например), подготовка диафильма, фильма, спектакля, литературного вечера или литературной игры, сочинение загадок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений.

К творческой работе мы относим и читательский дневник, требующий от владельца не только пересказа, но и оценки прочитанного произведения. В большинстве случаев читательский дневник становится обычным дневником, в

котором мысли о книгах перемежаются с мыслями о жизни, о людях, о вол­нующих юного читателя нравственных проблемах.

Выполняя творческую работу, дети опираются не только на знакомые им произведения, на свой читательский опыт, но и на известные им законы сло­весного искусства, которые становятся для них в этом случае руководством к действию. Знания приобретают практическую ценность, становятся жизненно необходимыми. И это не проходит бесследно. Каждое созданное учеником произведение, будь то рисунок или загадка, сказка или очерк, не только обога­щает духовный мир ребенка, расширяет его кругозор, но и совершенствует чи­тательскую культуру, развивает его ум, наблюдательность, волю.

Занятия литературой помогают будить творческие силы ребят, воспиты­вать яркость чувств и самостоятельность мышления. Особенно высоко на всех ступенях обучения поощрять и развивать литературное творчество школьников. Следует расширять формы и жанры творческих работ, учить детей владеть уст­ным и письменным словом в процессе создания текстов разных стилей и жан­ров. Это требует такой организации совместной деятельности учителя и уча­щихся, при которой учащиеся откликаются, отзываются на действия учителя и в результате рождаются замыслы собственных произведений. Добиться такого резонанс-эффекта очень непросто. Необходимо создать комфортные условия для творчества, среди которых определяющими являются атмосфера сотворче­ства, корректные резонансные воздействия учителя, самоорганизация и само­управление учащихся в речетворчестве.

Непременным условием является создание на уроке особой творческой атмосферы, благодаря которой у учащихся появляется состояние, условно на­зываемое творческой активностью, т.е. состояние, при котором каждый ребе­нок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в работе, мак­симально реализует свои потенциальные возможности. Формирование творче­ского коллектива требует особых усилий от учителя, он должен знать учащихся (особенности характера, темперамента) и понимать их, уметь слушать и слы­шать своих учеников, советоваться с ними, уметь говорить, уметь корректно

оценивать творческие работы учащихся, создавать неформальные ситуации творческого общения.

Можно предложить прием Э. де Боно, который передается тремя слова­ми: «плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что учащимся предлагается на рассмотрение любая проблема: «Как, на Ваш взгляд, сложилась бы судьба Дубровского, если бы он все-таки женился на Маше?». В данном ре­шении проблемы учащиеся должны выделить все возможные достоинства («плюсы»), недостатки («минусы») и такие особенности, которые на данном этапе трудно соотнести с конкретным «плюсом» или «минусом» (для того и выделена категория «интересно»).

Одним из наиболее сильных и действенных средств развивающего воз­действия на учащихся являются сочинения: их подготовка, процесс написания, анализ и обсуждение. Учебная программа по русскому языку и литературе предполагает знакомство учащихся с сочинениями - рассказами, описаниями, рассуждениями. Однако при изучении остальных учебных предметов (история, география, биология и т.д.) сочинения как форма познания не используются ни учителями, ни учащимися. Приветствуется написание рефератов, но как школьник может грамотно написать реферат, если он не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и от­стаивать ее! Вот почему нужно выводить сочинения как можно раньше, давая

возможность ученику творчески подойти к изучению тех учебных предметов,

i которые его интересуют. Подготовительная работа над сочинением начинается

знакомством с содержанием художественного произведения. Ребятам даются вопросы по содержанию. Отвечая на них, учащиеся подтверждают свою мысль фактами, приводят нужные цитаты. При анализе художественного произведе­ния требую, чтобы ученики давали собственную оценку герою, его поступкам, подбирали цитаты и яркие художественные выражения. Следующий этап - за­пись схемы:

План Тезисы Примеры и дока- Использование текста ху-

зательства дожественного произведе-

ния

На следующем уроке мы коллективно заполняем схему, которая застав­ляет следить за процессом составления сочинения, развивает активность, будит мысль, воспитывает интерес к познанию. Чтобы ученик мог написать хорошее сочинение, ему надо знать, как его написать. Поэтому обязательны занятия по технике написания сочинений. Учащимся предъявляется первое требование: садись писать сочинение только тогда, когда тебе понятна и ясна тема. Второе требование к сочинению: оно должно состоять из вступления, главной части и заключения. Третье требование: излагай мысли ясно, последовательно, старай­ся, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно». Всегда помни, что лите­ратура не терпит сухих, штампованных фраз, добивайся яркого изображения своих мыслей, чувств. В то же время не увлекайся цитатами, а употребляй в особо нужных случаях.

Существует более сорока видов письменных творческих работ, среди них реферат, изложение, анализ поэтического и прозаического текстов, эпизо­да, другие жанры сочинений, рецензий, эссе. Большое значение имеет включе­ние в работу тех жанров, которые в большей степени направлены на саморас­крытие личности, выявление ее внутреннего своеобразия, среди них - письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, отзывы, рецензии, эссе.

Педагогическая игра - такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправ-ления организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивиро­вана на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и пра­вилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения. Игровая форма обуче­ния имеет чрезвычайно много неиспользованных, резервных возможностей и для творчества учителя, и для активизации творческой деятельности учащихся. Иногда простейший реквизит создает игру на пустом месте. Очень часто огор­чает то, что ученики не знают полных имен писателей и поэтов. Можно изгото­вить два комплекта карточек: один с фамилиями, другой - с именами и отчествами русских классиков. Предложить ученикам, используя магнитную доску или лист картона, или скрепки составить из карточек полные имена. При всей примитивности задание вызывает живой интерес. Через пару минут можно сравнить результаты работы команд или эрудитов - добровольцев. Это сравни­тельно простая игра, но она лучше, а главное эффективнее всяких назидатель­ных рассуждений о том, как важно знать имена писателей и поэтов.

Литературные викторины, «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионе­ром», «Слабое звено», «Звездный час» - игры, помогающие активизировать учащихся, развивать их творческий потенциал.

Ученики любят викторины на литературные темы под общим названием «Внимательный читатель». Предлагаемые готовые викторины часто не устраи­вают класс, и я составляю вопросы сама.

1) ^ Найдите четвертую строку:
Надпись на стене больницы:
Вот здесь лежит больной.

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент

(Ответ: Болезнь любви неизлечима.)

^ 2) Допишите 2 слова в стихотворении Пушкина «Моя эпитафия»:
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою

С любовью, леностью провел весенний век. Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-богу, ... (Ответ: добрый человек.)

  1. К кому (чему) обращается поэт?
    Подруга думы праздной,...
    (Ответ: к своей чернильнице.)

  2. Найдите пушкинский глагол:
    Но не хочу, о други, умирать,
    Я жить хочу, чтоб мыслить и ...
    (Ответ: страдать.)

  3. ^ Найдите эпитет:
    Пустое вы ... ты

Она, обмолвясь, заменила. (Ответ: сердечным)

6) Найдите глаголы:
Все мое - сказало злато,
Все мое - сказал булат,все ... - сказало злато, Все ... - сказал булат. (Ответ: куплю; возьму)

Кроме того можно предложить игры, развивающие познавательный ин­терес.

«Литературный бой». Игра строится на состязании двух групп участни­ков. Они задают друг другу вопросы. Побеждает та сторона, которая имеет больше правильных ответов.

«Цитаты на слово». Выбирается какое-нибудь слово, например: «море». Играющие пишут различные стихотворные строчки, в которых упоминается это слово. Желательно указывать не только автора, но и название произведения.

Интересной может быть и литературная игра «Конец - делу венец». Прочитывается вслух никому из присутствующих неизвестный рассказ при­мерно до середины или до «самого интересного места». Затем каждому предла­гается рассказать окончание по-своему. Выигрывает тот, чей рассказ ближе всего подойдет к действительному окончанию, или тот, чье, по общему мнению играющих, предложенное окончание окажется более удачным и интересным. Видоизменением предыдущей игры может быть «Рассказ по картинке».

«Речевые игры». Особое место здесь занимают скороговорки и трудно­произносимые пословицы, как - то:

Везет Санька Саньку с Сонькой в санках. Санки в бок - Сенька с ног. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. Только у молодца и золотца, что пуговки оловца.

Аукцион скороговорок. Кто-нибудь из играющих говорит скороговорку, а другой - вторую, третий - третью и т.д., пока играющие не исчерпают запаса известных им скороговорок. Повторивший скороговорку выбывает из игры.

Для развития у учащихся ясной и образной речи очень полезно прово­дить синонимические и омонимические загадки, например:

^ В бою и рубят и взрывают, А после боя развлекают

Ответ: шашки (холодное оружие, пироксилиновые подрывные шашки и шашки - игра).

Синонимы. Подберите синонимы к следующим словам. Помните, что синонимом может быть словосочетание. Например: снайпер - меткий стрелок; заяц - серый, косой; поэт - стихотворец, пиит, бард.

Анализ синонимов - это работа над точностью употребления слова. Приведу основные типы упражнений с синонимами.

1. Выбор и группировка слов, близких по значению. Даны слова какой-
то одной части речи, предположим, глаголы. Задание состоит в том, чтобы из
этого списка выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда дается 1-
2 лишних слова, например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз
не сводит. Одна группа синонимов: бежит, мчится, несется; вторая группа си­
нонимов: глядит, смотрит, глаз не сводит; лишнее слово спит.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени
какого-то признака (градация). Даются синонимы: огромный, гигантский,
большой, маленький, крохотный.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются слова, например, смеш­
ной. Дети подбирают синонимы: смешной - забавный, потешный.

4. Замена синонимов в тексте, в предложении. Цель такого упражнения
состоит в выборе более точного, более удачного слова. Я читал интересную
(увлекательную, захватывающую) книгу.

5. Выбор одного из данных близких по значению слов.
Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Упражнения такого типа учат быть внимательными к слову, развивать языковое чутье.

Важным средством воспитательного и развивающего воздействия явля­ется использование на уроках русского языка и литературы произведений ис­кусства. Искусство несет в себе огромное социальное содержание, выступает как форма познания человеком внешнего мира и самого себя, как один из путей объединения людей. Помимо расширения кругозора и общего культурного раз-


вития, искусство восполняет недостающий подросткам жизненный опыт, сти­мулирует развитие познавательных процессов. Одним из наиболее широко ис­пользуемых видов искусства является живопись. Работу над произведениями живописи надо сочетать с наблюдениями над реальными объектами, используя живопись как средство познания действительности, как инструмент для про­никновения в существо предметов, явлений, событий. От пейзажа, портрета в живописи учащиеся переходят к пейзажу, портрету в натуре, от сюжета карти­ны к самостоятельно построенному сюжету, от понимания чувств и настроений реальных лиц, одновременно используется и обратный переход: от действи­тельности к картине.

Определенное место на уроках - при подготовке к сочинениям и изло­жениям, при молчаливом восприятии картин и их анализе - должна занять му­зыка, песня. Учащиеся должны убедиться, что музыка способна вызывать в во­ображении человека целые сцены, которые можно представить, увидеть и пере­дать словами, что музыка тесно связана с поэтическими словами и живописью.

Творческая атмосфера - одн0 из требований современного урока. Разви­вая творческие способности, мы воспитываем личностную установку, харак­терную для творческих личностей. И эта личностная установка на творчество не менее важна, чем сама способность мыслить творчески. Для творчества не­обходимо наличие шести специфических, но взаимосвязанных источников: ин­теллектуальных способностей, знаний, стилей мышления, личностных характе­ристик мотивации и окружения (среды).

Учителю нужно помнить и о стратегиях обучения творческости, кото­рые основаны на инвестиционной теории креативности и легко применимы.

1. Служить примером для подражания. Творческие способности раз­виваются не тогда, когда учителя и родители говорят своим детям о необходимости их развития, а тогда, когда показывают им, как надо поступать. Значит, тот, кто обучает творческости, должен найти источник творчества в самом cfe6e. Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.


  1. Разрешать делать ошибки. Сотни и тысячи раз в течение школьной
    жизни детям напоминают, что ошибаться нехорошо. В результате они боятся
    делать ошибки и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо,
    и, в конце концов, привыкают думать о мыслительном процессе, ведущем к
    творчеству и к созданию чего-то такого (сочинения), что непохоже на результа­
    ты, производимые другими детьми, как на недостаток.

  2. Поощрять разумный риск.

  3. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли
    учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку
    усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность
    применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Этот принцип применим в любом учебном курсе. При изучении русско­го языка ученикам можно дать задание написать короткий рассказ, поэму или придумать другую концовку к рассказу, изучаемому в рамках школьной про­граммы ( например, скольким ребятам хотелось спасти Муму, изменив конец тургеневской истории). У учащихся должна быть возможность продемонстри­ровать их креативность не только в своих письменных работах, но и в классе, во время каждодневных, будничных уроков. Вопросы, которые могут задавать­ся учителем в классе и которые поощряют учеников думать творчески, обычно содержат следующие задания:

а) представьте себе;

б) предположите, что...;

в) сочините;

г) изобретите;

д) предложите;

е) порассуждайте о... .

Всякий раз, когда учитель предлагает своим ученикам сделать что-то, в результате чего ученик может произвести продукт, отражающий новизну, со­держащий что-то новое помимо уже имеющихся готовых данных, учитель дает учащимся возможность творить.


  1. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять про­
    блему. Предоставлять возможность самим определять и формулировать темы
    для письменных работ и устных докладов.

  2. Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творче­
    ской деятельности.

  3. Предоставлять время для творческого мышления. Творчество -
    процесс вялотекущий, процесс, требующий времени и мысленных усилий.

  4. Поощрять терпимость к неопределенному и непонятному.

  5. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой
    личности.

  6. Стимулировать дальнейшее развитие. У творчества нет конца. На­
    чавшись, творческое мышление бесконечно развивается, меняя свои очертания
    и формы, иначе оно просто не является творческим мышлением.

  7. Найти соответствие между творческой личностью и средой. Ника­
    ких стандартов для определения творческой деятельности не существует.

Основывая обучение в школе на этих принципах, можно не только уве­личить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников, но и усилить творческое начало в самом себе.

Все формы работ, их взаимодействие сами по себе не являются разви­вающими и воспитательными факторами. Педагогическую значимость они приобретают при наполнении их определенными предметами, методическим, социально-психологическим содержанием. Важнейшим компонентом этого со­держания является оптимальный психологический режим на уроке, положи­тельный эмоциональный настрой учителя и учащихся. На уроке должна царить деловая, творческая атмосфера, превращающая учение в удовольствие для де­тей, атмосфера, мобилизующая все их усилия — умственные, физические, воле­вые, эмоциональные - на достижение поставленных учителем учебных и вос­питательных задач.


Урок должен создавать у учащихся перспективу стимулировать их рабо­ту над собой. Уроки, максимально насыщенные учебным и воспитательным со­держанием, становятся уроками жизни.

Русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области является от­сутствие боязни у детей при написании сочинения, интерес к творческим заня­тиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда мно­гие учащиеся перестают читать художественную литературу.


Список литературы.

  1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань: Центр инновационных технологий,
    2000

  2. Богоявленский Д.Б. Основные современные концепции творчества и ода­
    ренности. - М.: Молодая гвардия, 1997

  3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М.: Просвеще­
    ние, 1983.

  4. Коротаева Е.В. Стимулирование творческой деятельности учащихся. -
    Русский язык в школе №5, 1995.

  5. Меркин Г.С, Меркин Б.Г. Путь к сотворчеству. - М.: Просвещение, 1991.

  6. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии уча­
    щихся. - М: Просвещение, 1995

  7. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творче­
    ского потенциала учащихся. - М.: Молодая гвардия, 1998.



Приложение

Литературные игры.

1. Омонимы - слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.
Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее де­
сяти слов и составьте связный рассказ:

барашек, атлас, бокс, вал, вилка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.

История должна состоять не более чем из пяти предложений

2. Придумайте историю, в которой были бы такие слова:

мухомор, ливень, базар, странная девочка, часы, отстукивающие время назад.

3. Придумайте историю, которая вложилась бы в пять предложений
со словами:

^ Валька — футболист, голос из космоса, катер, фиалка, песня «Подмос­ковные вечера».

4. Поэтические образы (кеннинги), которые применяли при создании
стихов скандинавские скальды (викинги), довольно любопытны. Как правило,
они образуются сочетанием двух существительных: первое из них стоит в име­
нительном падеже, второе - в родительном.

Вот примеры кеннингов: конь моря - корабль, поле корабля -море, дом угрей — море, треск стрел — битва, оса трупов ворон, шип ран — меч.

По этому способу можно составить и вполне современные кеннинги: царь зверей — лев, глаза дома — окна, король дорог автомобиль, голос души — песня, мир цифр - арифметика.

Составьте собственные кеннинги на слова:

орел, асфальт, бой, воробей, волк, дуб, лес, речка, ржавчина, солнце, столица, фонтан, золото.

5. Давайте поучимся сочинять разные истории.

Возьмем два любых слова, далеких друг от друга по смыслу. Желатель­но, чтобы одно обозначало какого-нибудь животного, другое - предмет. На­пример, кошка и балалайка. Попробуем их соединить при помощи предлогов и падежей:

«Кошка на балалайке», «Балалайка над кошкой», «Балалайка перед кошкой», «Кошка с балалайкой», «Кошка около балалайки», «Кошка - бала­лайка», «Кошка из-за балалайки», «Кошкина балалайка», «Балалайкина кошка», «Кошка из-под балалайки», «Кошка в балалайке».

Каждая из этих фраз может быть положена в основу для выдумки какой-то ситуации.

А теперь опишите заданные ситуации.

Например, «Кошка в балалайке» - интереснейшая тема! Зачем она туда залезла? Может, там сделала себе жилище? А может ей просто нравилось си­деть внутри балалайки? Не исключено, что она напроказничала и спряталась от возмездия в музыкальный инструмент: никому и в голову не придет искать ее там.

А что, если кошка залезла в балалайку со злым умыслом?

«В тот день генеральная репетиция у Вовки прошла на высоте, но после обеда предстояло дать концерт ученикам младших классов. Вовка заскочил до­мой, наскоро перекусил, сорвал со стены балалайку и - в школу.

Актовый зал был переполнен. Вовка выступал третьим. Слегка волну-ясь, он вышел на сцену, присел на стул и, тронув струны тряхнул чубом. Что такое? Почему струны не звенят, а мяукают в такт мелодии?

В зале послышался смех, выкрики:

-Эй, Балалайкин, сыграй Кошкин дом»!

Вовка стушевался, покраснел и кинулся к кулисам...»

Продолжений здесь тоже немало.


4





Скачать 340,81 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер340,81 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх