Программа вступительного испытания по предмету славянская филология для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Филология» icon

Программа вступительного испытания по предмету славянская филология для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Филология»


Смотрите также:
Программа вступительного испытания по предмету классическая филология для поступающих на...
Программа вступительного испытания по предмету фольклористика для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету история мировой литературы для поступающих на...
Программа вступительного испытания по предмету...
Программа вступительного испытания по предмету балканистика для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету английский язык для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету философия для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету биология для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету «Математические методы исследования операций» для...
Программа вступительного испытания по предмету политология для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету гидрометеорология для поступающих на основные...
Программа вступительного испытания по предмету журналистика для поступающих на основные...



Загрузка...
скачать
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Славянская филология

для поступающих на основные образовательные программы магистратуры по направлению «Филология»

магистерская программа: «Славянская филология», «Славяно-германская компаративистика»


I. Содержание основных тем

Тематика экзамена «Славянская филология» включает содержание следующих дисциплин бакалавриата: «История одной из зарубежных славянских литератур» на выбор абитуриента (болгарской, польской, словацкой, украинской, чешской или югославянской), «Введение в славянскую филологию» и «История славяноведения».

^ 1.1. История зарубежной славянской литературы

1.1.1. История литературы Болгарии

Древнеболгарская и средневековая литературы (IX – первая половина XVIII вв.)

Литература эпохи болгарского национального Возрождения («просветительский период», вторая пол. XVIII – первая пол. XIX вв.)

Литература болгарского национального Возрождения (1850 – 1870-е гг. XIX в.)

Народническая литература. Формирование социалистической идеологии и возникновение пролетарской литературы в 90-е годы XIX в.

Модернистские течения в болгарской литературе конца XIX – начала XX вв. Символизм в болгарской поэзии и прозе

Литература межвоенного двадцатилетия. Антифашистская «сентябрьская» литература. Поэзия между двумя мировыми войнами. Поэты революционной ориентации и коммунистической убежденности. Поэзия пролетарского интернационализма и революционности. Поэты общедемократического лагеря. Проза межвоенного двадцатилетия. Новации в системе художественного творчества.

Сопротивленческое движение в годы Второй мировой войны и литература.

Болгарская литература после Второй мировой войны до начала XXI века.

Болгария на пути нового общественного развития после 1944 г. Культурное строительство. Политика консолидации патриотических и демократических сил. Роль и позиции творческой интеллигенции. Дискуссии о путях развития искусства и литературы. Роль советской литературы. Литературный процесс в период второй половины 1940-х – конца 1950-х годов. Отображение событий движения Сопротивеления и борьбы с монархо-фашистским режимом. Тема общественных и социально-производственных преобразований. Осмысление недавнего прошлого в эпических произведениях. Становление жанра романа-эпопеи.Литература начала 1960-х – конца 1980-х годов. Судьбы монументального жанра в этот период. Духовная жизнь современника в нравственно-психологическом аспекте. Философская проза. Тема научно-технического прогресса, экологического аспекта в литературе. Историческая беллетристика. Доминирование фольклорного и гротесково-пародийного начала. Автобиографическая, криминально-приключенческая, художественно-фантастическая проза. Жанр документально-художественной прозы. Поэзия. Драматургия.Литература последнего десятилетия XX века – начала XXI столетия. Конфронтация идеологических и эстетических воззрений в сфере литераторов. Поиски в области современной модерной поэтики. Разнонаправленность художественных тенденций в прозе. Изменения в художественной структуре поэзии после эпической и лирической волны. Поэзия трех поколений. Драматургия. Театр абсурда. Консолидация прогрессивных литературных сил на платформе традиционных художественных ценностей, за национальный приоритет в искусстве и культуре, за идеалы гуманизма и социальной справедливости (оппозиционные издания, их авторские коллективы, журналы, публицисты, художники слова).

^ 2.1.2. История литературы Польши

Литература польского средневековья и ее важнейшие черты. Литература XI—XIII вв. Историография, агиография, эпиграфика, религиозная лирика, проповедь.

Литература эпохи Возрождения. Гуманизм и Реформация в Польше.

Литература польского барокко. Сарматизм и барокко. Поэзия рубежа XVI—XVII вв.

Литература эпохи Просвещения. Появление литературных журналов и литературных салонов. Польский классицизм. Польский сентиментализм и рококо.

Истоки искусства польского романтизма и его важнейшие черты. Распад феодально-крепостнической системы в Польше на рубеже XVIII—XIX вв. Национально-освободительная борьба польского на­рода по­сле ликвидации его государственной самостоятельности и разделов страны между Австро-Венгрией, Пруссией и самодержавной Россией. Основные черты польского романтизма — гражданственность, внимание к национальной проблематике, интерес к на­родному творчеству и общеславянской проблематике.

Великие польские поэты-романтики — Адам Мицкевич, Юли­уш Словацкий, Зыгмунт Красиньский.

Украинская школа польской романтической поэзии и поэты миц­кевичевского круга.

Литература периода позднего романтизма. Демократическая поэзия 40—50-х годов XIX в. — времени угасания романтизма.

Идеология и художественная практика польского позитивизма. Европейский (Огюст Конт, Чарлз Спенсер) и польский (А. Свентоховский, П. Хмелёвский, Ю. Охорович, Л. Микульский) позитивизм.

Творчество мастеров польского реализма.

Польская литература рубежа XIX—XX вв. Литература «Молодой Польши».

Литература Польши межвоенного периода. Русская революция 1917 г. и возрождение независимого польского государства. Расстановка классовых и литературных сил в эпоху Второй республики (1918—1939). Польская литература второй половины XX в. и рубежа XX—XXI вв. Военная тема в послевоенной польской литературе. Борьба с администрированием и догматизмом, партийным диктатом в общественной и духовной жизни. Кризис и падение коммунистического режима в Польше. Литература Третьей республики. Творчество лауреатов Нобелевской литературной премии Чеслава Милоша и Виславы Шимборской. Польский постмодернизм.

^ 2.1.3. История литературы Словакии

Специфика литературного процесса Словакии, свя­зан­ная с ее геополитическим положением. Чешское, австрийское, немецкое и венгерское влияние на словацкую культуру. Словацко-чешские литературные связи в разные исторические периоды. Государство Само (VII в.) Культура Великой Моравии.

Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности.Словацкий народ в Венгерском королевстве.

 ^ Словацкая литература эпохи средневековья.

X–XI в., словацкие земли в составе Венгерского госу­дарства. Роль Словакии в культурной жизни венгров. Роль церкви в культурной жизни. Культурно-просветительская и религиозная деятельность «Фратернит». Романский стиль в искусстве.

Просветительская деятельность короля Матея Корвина (1458–1490). Открытие в Братиславе Академии Истрополитана (1465).

Языковая ситуация на территории Венгерского государ­ства. Безраздельное господство латыни до ХIV в. Распространение во второй половине XIV в. литературного чешского языка. Воз­никновение на территории словацких земель гибридного словакизированного чешского языка.

Активизация культурных контактов с Чехией. Влияние чешских эмигрантов после 1620 г. Создание литературы на чеш­ском языке. Духовная лирика. Творчество Я. Сильвана и Э. Лани. Окказиональная светская лирика на латинском языке: О. Ястраби­на, Ф. Франта, Я. Баптиста.

Неокказиональная лирика: творчество М. Раковского и Я. Якобеуса. Любовная лирика Я. Бокациуса. Проза: трактаты Я. Есениуса. Светская нелатинская лирика («Кодекс» Я. Фан­хали-Иоба).

^ Словацкое барокко.

Философская и эстетическая концепция барокко. Духов­ная направленность литературы, ориентация на античность. Австрийское, немецкое, итальянское и чешское влияние на эстетику Словацкого барокко. Развитие книгопечатного дела.

Духовная протестантская поэзия. Творчество Ю. Транов­ского. Католическая духовная поэзия. Канционал «Песни католи­ческие латинские и словацкие старые и новые», написанный на словацком языке.

Разделение литературы на официальную и неофициаль­ную. Нормативные поэтики (Д. Карман-младший. «Начатки славянской грам­матики»). Религиозные жанры: песни, молитвы, проповеди, легенды, катехизисы. Жанровый синкретизм словацкой барочной прозы. Светская поэзия (П. Беницкий, Г. Гавлович).

 ^ Словацкое национальное возрождение (конец XVIII в.).

Процесс формирования словацкой нации. «Будители» и пробуждение словацкого национального самосознания. Период классицизма в словацкой литературе (1780–1836).

Две фазы развития словацкого классицизма: просве­тительский классицизм и классицизм и преромантизм (преромантический сентиментализм), рубеж между этими фазами – 1815 г.

Просветительский классицизм (1780–1815). Утвер­ждение в Словакии Просвещения (классицизм) (1780). Опора на клас­сическое наследие античности. Снижение роли церкви, монашеских орденов и духовенства. Развитие науки. Более интенсивные контакты словацкой литературы с польской, русской, южносла­вянской, а также литературой западноевропейской, особенно немецкой. Литературно-языко­твор­ческая деятельность А. Бернола­ка. По­вышение культурного уро­в­ня народа. «Юноши Рене приключения и испытания» И. Байзы. Творчество Ю. Фандли, А. Долежала, Ю. Палковича, Б. Таблица.

Классицизм и преромантизм (1815–1836). Новая фаза развития словацкого национального возрождения. Установление абсолютизма в Австрийской империи. Центры патриотической деятельности Буда и Пешт, деятельность Я. Коллара, Я. Голого и М. Гамульяка. Об­щество любителей словацкого языка и культуры. Журнал «Гронка», творчест­во К. Кузмани, Я. Коллара, Я. Халупки, Л. Штура, Ц. Зоха, Й. М. Гур­ба­на, А. Г. Шкультеты, С. Томашика, С. Б. Грабоня. Многочисленные литературные объединения. Новые идейные течения в Словакии (опо­ра на взгляды Гердера и Гегеля). Новое понимание задач литературы и искусства в чешской и словацкой среде (деятельность Й. Юнгмана, Ф. Па­лацкого, П. Й. Ша­фарика).

^ Романтизм (1836–1870).

Ведущее литературное направление в своеобразном нацио­нальном преломлении. Значительные достижения в культурной жизни Словакии. 1830–1840-е гг. – творческий взлет. Эстетическая программа Л. Штура (штуровская школа). Специфика ро­мантизма в славянских литературах. Деятельность членов чешско-сла­вян­ского общества: Й. Юнгмана, Ф. Палацкого, П.-Й. Шафарика, Л. Штура. Идея славянской взаимности. Языковая реформа Л. Штура (1843). Влияние на словацкий романтизм других европейских литератур. Творчество писателей-романтиков (Я. Краль, А. Сладкович, С. Халупка, Я. Ботто, Я. Ка­линчак, Й. Заборский). Кризис романтической поэтики в творчестве этих авторов.

    ^ Реализм (1870–1920).

Первая волна (1870–1900). Фатализм, стремление продолжить традиции романтиков. 1880–1890-е гг. – наиболее яркие десятилетия в истории первой волны, на которые приходится расцвет творчества ведущих авторов-реалистов: П. Орсага-Гвездо­сла­ва, С. Гурбана-Ваянского, М. Кукучина, Т. Вансовой. Характе­ристика словацкого реализма, трансформация его поэтики и перестройка жанрово-родовой системы. Мартин – основной центр словацкой культуры. Молодое поколение авторов начала 1870-х гг. (М. Гла­вачек и др.). Литературная полемика вокруг теории стихосложения. Роль литературной критики. Чешское общество «Детван» и активизация взаимных чешско-словацких контактов.

Вторая волна (1900–1920). Полемика о формировании на­ции («Мартинцы» и «гласисты»). Концентрация культурной жизни вокруг периодических изданий. Контакты с русской литературой. Минималистская концепция амбиций, возврат к простым формам как реакция на инфляцию выразительных средств (очерк, рассказ, повесть). Творчество Й.-Г. Тайовского, Тимравы, Я. Есенского, Л. Подъяворинской. Жанровый синкретизм, проникновение лирических элементов в прозу, ускорение движения литературы к модернистскому экспериментаторству.

 ^ Словацкая Модерна (1880–1890-е).

Понятия «Модерна», «Молодая Словакия», «Крас­ковская школа». Представители Словацкой Модерны: И. Краско, И. Галл, В. Рой, А. Клас (Ф. Вотруба). Преломление новых тенденций в прозе и поэзии. Поэзия Словацкой Модерны. Модернистские и авангардные течения. Развитие словацкого натуризма.

 ^ Словацкая литература 1920–1950 гг.  Создание государства чехов и словаков, распад Чехосло­вацкой Республики, возникновение Словацкой Республики, Вторая мировая война, Словацкое национальное восстание, возрождение Чехословакии, коммунистический переворот 1948 г. Деятельность Ма­тицы Словацкой. Творчество М. Разу­са, Ш. Крч­меры.

Идейно-эстетическая дифференциация молодых авторов: либерально-демократический центр (Й. Алексии, И. Горват, Я. Гру­шовский, Ш. Летц, Э.-Б. Лукач, Я. Смрек, Г. Вамош); лите­раторы-католики (М. Урбан, Й. Нижнянский, А. Придавок); группа «Дав» (Я. Поничан, Д. Окали, Й. Томашик-Думин, Л. Новомеский).

Специфика модернистских и авангардных течений в словацкой литературе. Натуризм. Творчество Д. Хробака, М. Фигу­ли, Л. Ондрейова, Ф. Швантнера. «Поэты сюжета» (Д. Татарка, Я. Чер­вень, П. Карваш).

Вторая половина 1940-х гг. – доми­ни­рование темы войны и Словацкого национального восстания (Я. Боденек, Ф. Швантнер, Д. Татарка, П. Илемницкий, Й. Горак, В. Ми­нач). Подготовка эсте­тической основы для современной литературы.

^ Словацкая литература 1950–2000 гг.

Развитие словацкой ли­тературы в условиях трех раз­личных общественно-политических систем: при попытке возрож­дения буржуазной демократии (1945–1948), в усло­виях тоталитарного режима и в период перехода от тоталитарной системы к либе­ральной демократии. Три периода послевоенного литературного про­цесса: 1945–1949 – неудавшиеся попытки возродить плюрализм довоенной литературы; 1950–1955 – период насильственного насаждения единственной модели литературы (соцреализм), активизация творчества писателей-эмигрантов. Союз чехословацких пи­сателей в рамках создания «единого идеологического фронта». Тенденциозность и схематизм в литературе.

Послевоенное поколение: Ф. Беднар, Р. Яшик, М. Руфус, М. Валек, В. Турчаны, Л. Тяжкий. «Потерянное поколение» и дру­гие литературные объединения словацких писателей. «Кон­со­ли­дация» литературы и новая волна эмиграции. XV съезд Коммунистической партии Чехословакии, ослабление режима, стрем­ление к литературе более высокого уровня. Движение «Хартия-77» – публикация некоторых словацких авторов в самиздате (Д. Татарка, Я. Силан, И. Кад­ле­чек, Г. Поницка, П. Груз). 1989 г. – новые перспективы для развития словацкой литературы и культуры в целом. Авторы, ранее критикуемые или предпочитавшие до­бровольное молчание: Д. Митана, П. Великовский, Д. Душек, П. Пиештянек. Книги писателей-эмигрантов Л. Мнячко, Й. Цигер.

После 1990 г. авторы-постмодернисты: В. Бал­ла, Т. Гор­ват, М. Вадас, К.-К. Здруж, М. Касада, П. Ранков. Специфика словацкой металитературы. Поэзия молодых. «Разрушительные» тенденции в творчестве молодых поэтов с середины 1970-х гг. (Д. Гевиер, М. Жи­ак, Й. Урбан, А. Туран). «Риторика интимности» в творчестве И. Ко­ленича, Т. Легеновой. Дебютанты 1980-х – поколение «в кавычках», основная черта – аутентичность. Два течения в поэзии 1990-х гг.: пост­битники (Й. Урбан и И. Коленича), религиозное течение (Р. Бие­лик, М. Миль­чак, Е. Грох).

Упадок постмодернизма как литературного течения. Литература нового времени.

^ 2.1.4. История литературы Украины

Основные вехи истории украинского литературоведения.

Первые украинские поэтики XVII – XVIII и их значение для становления украинского литературоведения.

Основные направления в развитии украинского литературоведения XIX века. Синкретизм художественного мышления в новой украинской литературе и первые попытки ее критического осмысления. Утверждение традиции изучения фольклора и древней украинской литературы.

Формирование исторической школы как проявление романтизма в науке о литературе. М.Максимович, Н.Костомаров, П.Кулиш. Эстетические взгляды Т.Шевченко. Наука о литературе в эпоху реализма и дальнейшее развитие исторической школы (А.Пыпин, А.Огоновский, Н.Петров, Н.Дашкевич, Н.Драгоманов, Н.Грушевский). Психологическое направление в исторической школе (А.Потебня, Д.Овсяннико-Куликовский, И.Франко).

Украинское литературоведение XX века. Ситуация в украинской науке про литературу начала XX века (И.Франко, Леся Украинка, Н.Вороной, Б.Лепкой). «Истории украинской литературы» (С.Ефремов и Д.Чижевский). Филологические традиции в украинском литературоведении 20-х годов и их разгром на рубеже 30-х годов. Литературоведение 40-50-х годов в Советской Украине и в изгнании. «Оттепель» 60-х и попытка возрождения науки про литературу в конце 80-х.

Значение первых поэтик 17-18 века для развития украинского литературоведения.

Направления и этапы украинского литературоведения XIX века.

Значение эпохи романтизма для развития украинского литературоведения.

П.Кулиш и его эстетическая программа.

И.Франко как литературный критик.

«Истории украинской литературы» конца XIX века.

Основные направления в развитии украинского литературоведения XX века.

С.Ефремов и Д.Чижевский как историки украинской литературы.

Украинское советское литературоведение.

Украинское литературоведение на современном этапе.

Характеристика украинского литературного процесса 60-х гг.

Поэзия шестидесятников.

Украинский роман эпохи соцреализма.

70-90-е годы в истории украинской литературы.

Новейшая украинская литература.

^ 2.1.5. История литературы Чехии

Древнечешская литература IX—XVIII вв., ее своеобразие и особенности.

Старославянский период древней чешской литературы (IX—XI вв.). Деятельность Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности. Святой Вацлав в духовной традиции чешского народа, его жития и легенды. Сазавский монастырь как последний оплот старославянской письменности в Чехии.

Литература на латинском языке (XI—XIII вв.). Козьма Пражский и его «Хроника земли чешской».

Расцвет литературы на чешском языке в XIV в. Далимилова хро­ника. Карл IV и его роль в развитии чешской культуры: основание Пражского университета. Жанровое многообразие литературы: начало свет­ской драмы, авантюрные романы и повести, городская сатира. Смил Флашка и Фома Штитный.

Литература гуситской эпохи. Ян Гус, его жизнь и творчество. Сужение жанрового состава литературы в гуситскую эпоху: духовная песнь, проповедь, споры. Истебницкий канционал. «Гуситская хроника» Лаврентия из Бржезовой. Петр Хельчицкий и возникновение Общины чешских братьев.

Литература конца XV — начала XVII в. Книгопечатание, чешские инкунабулы, Иржи Мелантрих и Д. А. из Велвиславина. Чешский гуманизм и две его разновидности. Богуслав Гасиштейнский из Лобковиц и Викторин Корнел из Вшегрд. «Чешская хроника» Вацлава Гаека из Либочан. Ян Благослав. «Кралицкая Библия».

Литература чешского барокко (XVII—XVIII вв.). Упадок чешской литературы в послебелогорский период. Разделение литературы на официальную и эмигрантскую. Ян Амос Коменский, педагог, писатель, мыслитель. «Лабиринт света и рай сердца».

Возрастание роли фольклора в эпоху контрреформации.

Литература нового времени — эпохи национального возрождения (1770—1858).

Литература эпохи национального возрождения. Просвещение в чешских землях. Движение за создание основ нового общественного уклада. Переход от феодализма к капитализму и процесс формирования чешской нации.

Историко-филологический характер первого периода националь­ного возрождения. Деятельность Йозефа Добровского. Будители. Роль театра «Боуда» в пробуждении национального самосознания. «Классицизм» поэтической школы А. Пухмайера. В. М. Крамериус и зачатки чешской прозы.

Общественно-политические предпосылки формирования идеологии национального возрождения в первой трети XIX в.; идея славянской взаимности, русофильство, патриотизм как ее основа. Роль Праги в национальном возрождении других славянских народов. Йозеф Юнгман, его программы формирования чешского литературного языка и развития чешской литературы. Его труды по истории и теории языка. В. Ганка и Краледворская и Зеленогорская рукописи.

    Успехи чешской литературы. Сентиментализм и развитие чешской прозы. Поэзия ^ 10—20-х годов XIX в. Ян Коллар и его поэма «Дочь Славы». Ф. Л. Челаковский — глава национально-патриотической поэтической школы. Чешский театр. В. К. Клицпера — первый чешский комедиограф. Начало чешской журналистики.

^ Литература 30—40-х годов XIX в. Чешский романтизм и два течения в нем. К. Г. Маха — величайший лирик своего народа, крупнейший чешский и славянский романтик, представитель мятежного романтизма и поэзии мировой скорби. Философско-символическая поэма «Май» как вершина его творчества.

Программа развития чешской литературы, выдвинутая Й. К. Тылом. Тыл — родоначальник современного чешского театра и прозы нового вре­мени. Роль Тыла в организации культурной жизни 30—40-х годов XIX в.

^ Литература конца 40—50-х годов XIX в. Ограничения в развитии литературы в условиях политической реакции. Зарождение реализма в чешской литературе, связанное с жанром очерка. Новая идейно-эсте­ти­че­ская программа развития чешской литературы.

Чешская литература второй половины XIX в. Основные тенденции развития: эпоха реализма и зарождение модернизма.

    Альманах «Май», его роль в литературном движении и разработке новых принципов литературного развития — демократизма и народности. Поэты-«маевцы».

Нерудовский этап в развитии чешского реализма. Основные направления литературной и публицистической деятельности Я. Неруды. «Малостранские повести» — вершина реалистической прозы Я. Неруды.

В. Галек — организатор культурного движения в Чехии 60—70-х годов XIX в. Галек-лирик и его место в развитии чешской поэзии. Лиризм и психологизм прозы Галека — певца чешской деревни.

Творчество К. Светлой, ее повествовательное мастерство. Ештедская проза. Пражские романы и рассказы. Женский вопрос в жизни и творчестве К. Светлой.

Чешское общество и культура в 1880—1890-е годы XIX в. Литературная полемика: руховцы и люмировцы.

Св. Чех — поэт, прозаик, публицист в борьбе за социальное равенство и свободу своего народа. Поэма «Песни раба» в литературной и политической борьбе 1990-х годов.

Поэтическое наследие Я. Врхлицкого как выражение духовного взле­та и нравственных проблем человечества на разных ступенях его развития. Переводческая деятельность Я. Врхлицкого.

И. В. Сладек — поэт-реалист, последователь Неруды, верный принципам народности и демократизма.

Деревенская и историческая проза 1880—1890-х годов как высший этап чешского критического реализма.

Творчество А. Ирасека как летописца своего народа. Историческая кон­цепция Ирасека. Отражение борьбы чешского народа против социального и национального порабощения: романы о народных восстаниях, гуситские эпопеи и циклы о национальном возрождении.

В. Бенеш Тршебизский и З. Винтер — исторические писатели.

Основные конфликты и противоречия общественной жизни в деревен­ской прозе конца XIX в. (А. Сташек, Й. Голечек, Т. Новакова, К. В. Райс и др.).

Роль национального театра в развитии чешской культуры 80—90-х годов XIX в. История национального театра. Ведущие драматурги: Ф. Строупежницкий, Г. Прейссова, А. и В. Мрштики, Я. Врхлицкий, А. Ира­­сек. Главные темы и конфликты в чешской драматургии конца XIX в., жанровое многообразие. Наступление эпохи модернизма в чешской литературе конца XIX в. Литературные манифесты и полемика в 1890-е годы.

Литература рубежа веков.

Модернизм. Возникновение модернизма в Европе. Краткая характеристика направления.

Чешский модернизм. Манифест «Ческа модерна».

Литературные течения рубежа веков.

Поэзия. Символизм (О. Бржезина) и декаданс (К. Главачек). Реализм (К. Махар). Рабочая поэзия (П. Безруч). Импрессионизм (А. Сова).

Поколение бунтарей (Ф. Гельнер, К. Томан, В. Дык, С. К. Нейман).

Проза. Реализм. Импрессионизм (А. Мрштик, Т. Новакова, Ф. Шрамек). Натурализм (В. Мрштик, К. М. Чапек-Ход). Импрессионизм как продуктивный стиль эпохи.

Межвоенный период чешской литературы. Пролетарская поэзия (И. Волькер, Й. Гора, С. К. Нейман и др.). Группа «Деветсил» (В. Незвал, Я. Сейферт, К. Библ и др.).

Чешский сюрреализм (В. Незвал, К. Библ и др.). Творчество Я. Гашека. Особенности чешской литературы межвоенного периода.

Чешская литература периода оккупации и Второй мировой войны. Тяжелая ситуация в литературной жизни Чехословакии, ужесточение цензуры, эмиграция некоторых авторов, запрет на публикации других. Не­приятие элементов авангарда в литературе. Отражение гражданской по­зиции в творчестве таких писателей, как С. К. Нейман, В. Незвал, Й. Гора, Я. Сайферт, Ф. Галас, В. Завада, М. Пуйманова, М. Майерова, В. Ванчура, В. Ржезач, Ю. Фучик и др. Военное поколение молодых авторов: И. Блат­ны, Й. Кайнар, Й. Ортен и др. Й. Коларж и поэтика группы «42».

Чешская литература 1940—1950-х годов.

Отражение периода войны в литературе (Ф. Грубин, Я. За­град­ни­чек, В. Голан, Ф. Галас, В. Воколек, Э. Гостовский, Й. Вейл и др.). Идеологические перегруппировки писателей 1945—1948 гг. Поэтическое объединение «Ра», опиравшееся на поэтику предвоенного сюрреализма, депоэтизация как прием в творчестве авторов группы «42» (Й. Коларж, Й. Кайнар, И. Блатны). Ужесточение цензуры. Судебные процессы и репрессии про­тив писателей. Идеологизация официальной литературы соцреализма, дог­матизм и схематизм.

Творчество М. Пуймановой, Я. Дрды, В. Незвала, К. Библа. Не­официальная литература, противопоставленная официальной, и ее основ­ная проблематика (В. Голан, Я. Заградничек, Й. Коларж, Э. Бонды, Б. Гра­бал). Основная проблематика творчества авторов-эмигрантов.

    Чешская литература 1960-х годов. Оттепель. Второй сьезд со­юза писателей 1956 г., выступление Ф. Грубина и Я. Сайферта: критика схематизма. Обновление контактов с мировой литературой. 1960-е годы — рас­цвет чешской литературы. Ослабление цензуры в 1963—1965 гг. Творчество О. Микулашека, Я. Скацела, Иржи Шотолы, М. Флориана, К. Шик­тан­ца. Проза — Й. Шкворецкий, М. Кундера, И. Клима, Л. Ва­цу­лик. Пси­хо­логическая проза с темой кризиса личности. И. Клима, М. Кун­де­ра, А. Лу­стиг, Й. Шкворецкий, Б. Грабал и др. Формирование нового поколения авторов (литературные дебюты П. Шрута, В. Гавела, Й. Топола и др.) Экс­перименты в области стиля и поэтики. В поэзии возврат к поэтике сюрреализма, эксперименты с размером и формой. В прозе — увлечение фантастикой. Пражская весна.

Чешская литература 1969—1989 гг. Нормализация. Петиция «Десять пунктов» (В. Гавел, Л. Ва­цу­лик). Массовая эмиграция. Чистки библиотек, увольнения писателей и де­я­телей культуры. Беспрецедентная цензура. Три ветви чешской литературы: официальная (М. Флориан, В. Парал, Л. Фукс, Н. Фрид, Сыс и др.), эми­грантская (А. Ашкенази, Й. Шкворецкий, М. Кундера, Я. Бенеш, В. Лингартова, Й. Коларж, П. Когоут и др.) и самиздат (Л. Вацулик, Й. Шотола, Я. Лопатка, П. Когоут. Я. Трефулка, В. Гавел и др.). Б. Грабал, Я. Сайферт, Я. Скацел, О. Павел и др. — на пограничье официальной литературы и самиздата. Деятельность «Хартии 77».

Чешская литература от 1989 г. до наших дней.

Возрождение научной фантастики под влиянием англо-амери­кан­ской «новой волны» (З. Волны, О. Нефф, В. Парал и др.) Черты пост­модернизма в творчестве авторов более старшего поколения: М. Кунде­ры, П. Когоута, И. Кратохвила и др. Поколение молодых авторов (Я. То­пол, П. Плацак, Д. Годрова, З. Брабцова и др.). Темы апокалипсиса и кризиса как основные в постмодернистской прозе молодого поколения писателей. Феминистическая поэзия: С. Антошова, С. Фишерова и др.

Бархатная революция. 1990-е годы — обилие разнообразной пе­чатной продукции. Слияние трех ветвей чешской литературы. Официальное издание многих авторов (Я. Топол, В. Кремличка, М. Айваз, Д. Го­д­ро­ва, М. Вивег и др.). В поэзии: Я. Пижл, Р. Бросковец, Я. Зеленка и др. Эти авторы в основном представляют чешский литературный процесс и в усло­виях упадка постмодернизма как литературного течения.

^ 2.1.6. История литературы югославянских стран (Сербии, Словении, Хорватии)

Соотнесенность литературного и исторического развития югославянских народов. Периодизация истории югославянских литератур. Концепции истории югославянских литератур в работах югославянских и зарубежных литературоведов. Югославянская литературоведческая и фольклористическая терминология.

Использование сравнительно-исторического и типологического принципов для раскрытия общих закономерностей и специфических особенностей литературного движения каждой страны в отдельности.

Дописьменные истоки югославянской духовной культуры. Праславянская устная словесность. Письменные свидетельства о славянах дописьменной эпохи. Фольклорные данные, известные по более поздним записям. Славянская мифология.

Создание и распространение славянской письменности.

Роль христианства в зарождении письменности у славян. Значение византийско-православного и римско-католического центров влияния в процессе возникновения нового мировосприятия и новой словесности. Специфика дифференциации славянских культур в рамках православия и католицизма. Деятельность Кирилла и Мефодия. Утверждение кириллицы и латиницы у югославянских народов.

Литература средневековья (XII—XV вв.).

 Памятники древнесербской письменности XII—XIV вв. Боснийские (грамота бана Кулина, 1189), хорватские (Хроники Фомы Сплитского, мисали, проповеди, хорватская религиозная драма) и словенские (Брижинские листки, X в.) памятники средневековой письменности.

Далматинско-дубровницкая литература эпохи Возрождения XV—XVI вв.

Сложность исторических судеб Далмации (греческое и римское влияние, памятники античной культуры на территории Далмации; взаимоотношения Далмации с Византией, Венгрией и Венецианской республикой). Влияние итальянского Возрождения на далматинскую литературу и национальное своеобразие последней. Традиции устного народного творчества в дубровницкой поэзии.

Латинская поэзия (творчество И. Цриевича, А. Вранчича, Ю. Шиш­горича) и ее роль в развитии дубровницкой литературы. Развитие национальной (антитурецкой) тематики в латинской поэзии.

Далматинская литература XVII в., ее связь с лучшими традициями ренессансной литературы XVI в., влияние барокко и маньеризма, усиление идей католической реакции.

Протестантская литература в Словении и Хорватии. Хорватская литература XVII в.

Усиление национально-освободительных, антигабсбургских тен­денций в Хорватии и Словении в XVI—XVII вв. Словенское крестьянское восстание 1525 г. и словенско-хорватское восстание под руководством Матии Губца (1573—1575). Особенности словенского протестантизма, его роль в развитии национальной культуры.

Хорватские писатели XVII в. Петр Зринский (1629—1671) и Фран Крсто Франкопан (1642—1671), их борьба за освобождение Хорватии из-под австрийского гнета. Поэтическое творчество Зринского и Франкопана, связь их поэзии с традициями далматинско-дубровницкой литературы и народным творчеством.

Юрий Крижанич (1618—1683) — выдающийся историк и ученый-филолог XVII в., борец за южнославянское и общеславянское единство.

Литературы XVIII в. Ослабление турецкой империи в результате русско-турецких войн. Австрийский феодализм и реформы Марии Терезии и Иосифа II. Борьба словенцев и хорватов против насильственной германизации.

Хорватская литература. Экономический и политический упадок Дубровника. Барокко и дубровницкая поэзия XVIII в. Словенская литература.

Сербская литература. Трудности развития сербской литературы в условиях турецкого гнета. Религиозный характер сербской литературы.

Литературы первой половины XIX в.

Подъем национально-освободительного движения югославянских народов в начале XIX в. Первое и Второе сербские восстания. Создание сербского княжества. Революция 1848 г. и отношение к ней югосла­вянских народов. Становление романтизма в югославянских литературах.

Сербская литература. Вук Караджич (1787—1864) — «знаменитый родоначальник нового литературного движения в Сербии» (Чернышевский)

Сербская литература первой половины XIX в. Петр Петрович Негош (1813—1851). Исторические судьбы Черногории. Негош — черногорский владыка. Жизненный и творческий путь Негоша, его связи с Россией. Роль Караджича в формировании литературного таланта Негоша.

Хорватская литература эпохи иллиризма (1800—1846).

Подъем национально-освободительского движения среди хорватов и возникновение иллиризма. Общественно-политическая и культурная программа иллиров. Эстетические и литературно-критические взгляды деятелей иллиризма (Людевита Гая, Станко Враза и др.).

Словенская литература первой половины XIX в. Малочисленность словенской интеллигенции. Франце Прешерн — великий словенский поэт эпохи романтизма.

Специфика развития романтизма в югославянских литературах.

Югославянские литературы во второй половине XIX в. (1849—1880-е годы).

^ Сербская литература 1850—1870 гг. Революция 1848 г. и ее по­следствия. Развитие сербского реализма в 1880—1890-е годы.

Хорватская литература второй половины XIX в. 1850—1870-е годы. Положение Хорватии после революции 1848 г. Политическая реакция в годы абсолютизма Баха (1851—1860). Образование двуединой монархии Австро-Венгрии (1867) и включение Хорватии в состав Венгрии. 1880—1890-е годы. Хорватия в период правления бана Куена Хедервари (1883—1903). Усиление экономического, политического и культурного гнета, новый этап насильственной «мадьяризации». Утверждение реализма в хорватской литературе в качестве главного литературного направления.

^ Словенская литература второй половины XIX в. 1850—1870-е годы. Борьба консервативного течения словенской интеллигенции (старословенцы) с либеральным (младословенцы). Господст­во идеологии «старословенства» в 1850-х годах и победа «младословенцев» в 1860—1870-х годах. 1880—1890-е годы. Утверждение критического реализма как главного направления словенской прозы.

^ Формирование македонской литературы во второй половине XIX в. Дискуссии о македонской литературе в современном литературоведении. Исторические судьбы македонского народа. Македония в XIX в.

Югославянские литературы конца XIX — начала XX в. (до 1918 г.).

^ Сербская литература 1895—1918 гг. Сербия в период правления Александра Обреновича. «Глухая пора» сербской истории. Новый этап в развитии критического реализма. Усиление влияния социал-демократической идеологии на литературный процесс.

^ Хорватская литература 1900—1918 гг. Хорватский модерн, его сложный, противоречивый характер. Особый характер «бунтарства» хорватских модернистов. Влияние неоромантики, символизма и декаданса на хорватский модерн. Фрейдизм в творчестве представителей хорватского модерна (М. Бегович).

^ Словенская литература 1900—1918 гг. Словенский модерн — наиболее значительное и своеобразное явление словенской литературы конца XIX — начала XX в. Более прогрессивный — по сравнению с хорватским — характер словенского модерна. Словенский модерн как реакция на эпигонскую поэзию и прозу, господствовавшие в словенской литературе того времени, как отражение новой общественной обстановки, характеризующейся обострением социальных и национальных противоречий. Связь словенского модерна с традициями поэтического народного творчества и новейшими достижениями современной европейской по­эзии.

Югославянские литературы межвоенного периода (1918—1941 гг.).

^ Два этапа в развитии межвоенной Югославии: (1) 1918—1929 гг., начиная с образования триединого королевства Югославии до введения фашистской диктатуры короля Александра; (2) 1929—1941 гг. Развитие критического реализма в югославских литературах 1920-х го­дов. Возникновение нереалистических течений: сюрреализма в сербской, экспрессионизма — в хорватской и словенской литературах. Сложность, неоднородность этих течений, значение «левого экспрессионизма» в развитии прогрессивной словенской литературы. Сложность идеологической борьбы после монархо-фашистского переворота 1929 г. и запрещения коммунистической партии. Появление «нового» или «социального» реализма в литературах Югославии. Виднейшие представители «социального реализма».

^ Сербская литература 1918—1941 гг. Ослабление критического реализма в первое послевоенное десятилетие.

Хорватская литература межвоенного периода. Революционное направление в хорватской литературе после 1918 г.

^ Словенская литература 1918—1941 гг. Экспрессионизм — глав­ное направление в словенской литературе 1920-х годов. Различные направления внутри экспрессионизма: католическое, «космическое» и др.

^ Македонская литература 1900—1941 гг. Разделение Македонии на три части буржуазными правительствами Югославии, Болгарии и Греции после Первой мировой войны. Борьба трудящихся Вардарской Македонии (1920—1930-е годы) против политики насильственной ассимиляции, проводимой великосербской буржуазией.Борьба за создание македонского литературного языка.

Югославянские литературы периода Второй мировой войны (1941—1945 гг.).

Героическая борьба народов Югославии против фашизма. Партизанский фольклор.

Югославянские литературы 1945 — 1990-х гг.

1945—1950 гг. Господство реализма и социалистического реализма. Попытка отразить социальные преобразования, происходящие в деревне и городе. Преобладание военной темы в литературе. Исторические романы И. Андрича «Мост на Дрине», «Травницкая хроника».

1951—1962 гг.  Преобладание модернистских концепций в критике и модер­нист­ских направлений в литературе. Борьба модернистов против представителей реалистической школы.

^ Период с 1962—1963 до начала 1970-х годов. Новый этап развития югославянских литератур, связанный с по­степенным ослаблением позиций модернизма. Критика крайнего модернизма, а также литературной «макулатуры» (шундлитературы) в выступле­ниях И. Б. Тито, Э. Карделя, М. Тодоровича и других руководящих деятелей Союза коммунистов Югославии в 1962—1963 гг. Протест наиболее мо­лодого поколения югославских литераторов (вошедших в литературу около 1960 г.) против «герметизма», гипертрофированного интеллектуализ­ма и культивированного эстетства модернизма. Влияние советской поэзии (Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др.) на представителей этого поколения.

1970-е годы.  Усиление борьбы между сторонниками различных идейно-эс­те­тических ориентаций; укрепление позиций поборников реализма, защит­ников литературы, пропагандирующей гуманистические идеалы.

Хорватская (З. Майдак) и словенская (Н. Крайгер, Н. Габоро­вич) «молодежная» проза.

1980—1990-е годы.  Изменение повествовательной модели в югославянском модернистском и постмодернистском романе.

М. Павич — наиболее выдающийся представитель «магического» реализма в югославянских литературах. Романы Павича «Хазарский словарь» (1984), «Пейзаж, написанный чаем» (1988), «Шляпа из рыбьей чешуи» (1996) и др.

Романы Г. Петровича «Атлас, составленный небом» и «Осада церкви святого Спаса».

^ 2.2. Введение в славянскую филологию

Общая характеристика филологии как совокупности гуманитарных наук и дисциплин: языкознания, литературоведения, фольклористики, археографии, палеографии, текстологии и т. д. Факты, повлиявшие на формирование самосознания славянских народов.

Проблема этногенеза славян, прародина славян. Сведения о славянах у античных и средневековых авторов. История древних славян по данным археологии. Язык как источник сведений об истории народа. Связи и контакты древних славян с другими этно­сами. Духовный мир славян эпохи общинно-родового строя. Распространение христианства у славян.

Появление у славян письменности. Славянские летописи и хроники. Жизнь и творчество Константина-философа (Кирилла) и Мефодия. Древнеславянские азбуки: глаголица и кириллица. Распространение у славян латинского алфавита. Появление и развитие книгопечатания в славянских странах.

Праславянский язык. Старославянский язык и его роль в истории славянских литературных языков. Генетическая общность современных славянских языков, трихотомия славянского языкового массива по территориальному и собственно языковому признакам. Славянские языки в семье индоевропейских языков.

Политические, экономические и культурные связи славянских народов с другими народами, географические и этнографические описания славянских стран, ранние записи славянского фольклора, формирование научного интереса к славянству в Европе. Становление филологии в Московской Руси, лексикографические труды, азбуковники, грамматики, учебники.

История славянской филологии. Развитие науки в период национального возрождения славянских народов. Филологи-слависты XVIII и первой половины XIX в. (Й. Добровский, А. Х. Востоков, П. Шафарик, В. Караджич, С. Линде). Становление славянской филологии в России, деятельность Российской акаде­мии наук, университетов, Румянцевского кружка, О. М. Бодян­ского, И. И. Срезневского, П. И. Прейса, В. И. Григоровича. Раз­витие славянского языкознания и других филологических наук во второй половине XIX и первой половине ХХ в. (Ф. Миклошич, И. В. Ягич, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Белич, А. М. Селищев и др.).

Славянская филология в русских университетах и Академии наук. Научная и организаторская деятельность А. А. Шах­матова в изучении славянской филологии. Славистические исследования у чехов, словаков, поляков, сербов, хорватов, словенцев, болгар, лужичан. Изучение славянской филологии в неславянских странах (Германия, Австро-Венгрия, Франция, Англия, скандинавские стра­ны) в конце XIX – начале ХХ в.

Успехи славяноведения и славянской филологии в период после Второй мировой войны. Научные, академические и университетские центры, направления исследований. Фундаментальные исследования и основные периодические издания по славянской филологии.

Современное состояние славянских языков. Современные славянские народы (русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, серболужичане, болгары, македонцы, словенцы, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, микрославянские этносы), их чис­ленность и территориальное распространение, современные славянские государства, славяне в других странах мира.

Основные центры славистики в современной России, ведущие ученые-слависты в современном мире. Новые задачи славистики.

^ 2.3. История славяноведения

Определение предмета славяноведения. История вопроса о предмете славистики. Современное славяноведение как комплекс научных дисциплин: «Славянская филология», «Славян­ское языкознание», «Славянское литературоведение», «Славянская палеография». Основные понятия и категории. Соотношение понятий «славяноведение», «славистика» и «славянская филология». Страно­ведческий подход в изучении славяноведения. Славяноведение и балканистика. Проблемы периодизации истории мировой славистики.

 История русской школы славяноведения. Становление акаде­мического славя­но­ве­дения. Славистические исследования в Рос­сии в XVIII в. (И. П. Коль, Г. Ф. Миллер, В. К. Тре­диа­ковский, А. П. Сумароков, В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов). Деятельность центров научного славяноведения в первой половине XIX в. Характеристика трудов крупнейших российских славистов первой половины XIX в. (А. С. Шишков, Н. П. Румянцев, К. Ф. Калай­дович, А. Х. Востоков, М. П. Пого­дин). Труды создателей русского университетского славяноведения (О. М. Бодян­ский, И. И. Срезнев­ский, П. И. Прейс, В. И. Григорович). Русское славяноведение во второй половине XIX в. Становление специальных дисциплин: источниковедения, этногра­фии, фольклора, литературоведения, па­леографии. Славистические исследования в Отделении русского языка и словесности Академии наук, издательская деятельность. Инициативы межславянского сотрудничества. Славянофильское направление в русской славистике (В. И. Ламанский, А. Ф. Гиль­фердинг, А. С. Будилович). Характеристика трудов круп­нейших российских славистов второй половины XIX в. (А. А. По­тебня, А. А. Майков, А. Н. Пыпин, А. Н. Весе­лов­ский, А. Н. Афа­насьев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов). Славяноведение на рубеже XIX и XX в.

Становление школы советского славяноведения. Слависти­ческие исследования в Советском Союзе в первой половине XX в. «Академическое дело». Ленинградский Институт славяноведения. «Дело славистов» и разгром советского славяноведения. Возрождение академического и университетского славяноведения. Деятельность выдающихся советских славистов (А. М. Селищев, Н. С. Державин).

Советское славяноведение во второй половине XX в. Деятельность Института славяноведения и балканистики. Основ­ные направления славистических исследований. Деятельность крупнейших отечественных славистов (С. Б. Берн­штейн, О. Н. Тру­ба­чев, В. В. Иванов, В. Н. Топоров, Н. И. Толстой, И. Н. Го­ле­ни­щев-Кутузов, А. С. Мыльников). Научные школы в отечественной славистике. Периодические и продолжающиеся издания по славяноведению.

Становление научного славяноведения в зарубежных славянских странах. Связь славянского национального возрождения с развитием сла­вистических исследований. Труды будителей (Й. Добровский, Е. Копитар, Й. Юнгман, П. Й. Шафарик, В. Ганка, П. Хилендарский, В. С. Караджич). Становление центров славянове­дения. Характеристика трудов крупнейших зарубежных славистов.

Идея славянской взаимности. Попытки создания всесла­вянского литературного языка. Славянские матицы.

История отдельных аспектов славистических исследований. Исследования по истории и этнографии. Исследования литератур и фольклора. Антропология. Археология. Палеография. Нумиз­матика.

Общественно-политические факторы, влиявшие на развитие славистических исследований. Славянофильство, неославизм, пан­славизм. Деятельность Славянских благотворительных обществ и Славянских комитетов в России. История Славянских съездов XIX – начала XX в. «Славянский вопрос» в России и за ее преде­лами.

Славистические исследования в неславянских странах. Зарубежная славистика в XVIII – первой половине XIX в. (И. Г. Гер­дер, Л. Шлецер). Зарубежная славистика в XIX – начале XX в. (М. Фасмер, Р. Траутман). Современное зарубежное славя­новеде­ние. Деятельность международных славистических организаций. Международный комитет славистов. Международные славянские съезды. Международная ассоциация по изучению и рас­простране­нию славянских культур. Международная ассоциация по изучению стран Юго-Восточной Европы.

^ II. Основная и дополнительная литература

II.1. История зарубежной славянской литературы. Рекомендованная литература

II.1.1. История литературы Болгарии. Рекомендованная литература.

  1. Андреев В.Д. Болгарская литература. Хрестоматия. М., 1987.

  2. Андреев В.Д. История болгарской литературы, М., 1987 (1-ое изд. - 1978).

  3. Андреев В.Д. Становление славянской литературы: Болгарская литература. СПб, 1997.

  4. Андреев В.Д. Антология болгарской литературной критики: Учеб. пособие. СПб., 1998.. Судьба народа – судьба литературы. М., 1987.

  5. Зарев П. Панорама болгарской литературы: В 2 т., М., 1976.

  6. История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Т. 1. 1945-1960-е годы. М., 1995. Т. 2. 1970-1980-е годы. М., 2001.

  7. История литератур западных и южных славян. В 3 тт. Т. 1. От истоков до середины XVIII века. – М., 1997. Т. 2. Середина XVIII в. – 90-е гг. XIX в., М., 1997. Т. 3. Конец XIX в. – середина XX в., М., 2001.

  8. Марков Д.Ф. Из истории болгарской литературы. М., 1973.

  9. Ничев Б. Современный болгарский роман. М., 1983.

  10. Опульский А. Современные поэты Болгарии. М., 1975.

  11. Пономарева Н.Н. Современная болгарская драматургия. М., 1974.

^ II.1.2. История литературы Польши. Рекомендованная литература.

  1. Вервес Г. Д. Ярослав Ивашкевич. М., 1985.

  2. История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны: В 2 т. / Под ред. В. Хорева, С. Шерлаимовой, Г. Ильиной. М., 1995—1996.

  3. История литератур западных и южных славян: В 3 т. / Под ред. Л. Бу­даговой, А. Липатова, С. Никольского. М., 1997—1998.

  4. История польской литературы: В 2 т. / Под ред. В. Витт, В. Хорева, И. Мил­лера и др. М., 1968—1969.

  5. Мальков М. П. Ярослав Ивашкевич и Александр Блок: Опыт сопоставительно-типологического исследования. Л., 1988.

  6. Мочалова В. В. Мир наизнанку: Народно-городская литература Польши XVI—XVII вв. М., 1985.

  7. Оболевич В. Б. История польской литературы: (Средневековье, Ренессанс). Л., 1983.

  8. Софронова Л. А. Польская романтическая драма. М., 1992.

  9. Цыбенко Е. З. Польский социальный роман 40—70-х гг. XIX в. М., 1971.

  10. Цыбенко Е. З. Особенности польской и русской романтической прозы 30—40-х годов XIX в. М., 1973.

^ II.1.3. История литературы Словакии. Рекомендованная литература.

  1. История литератур западных и южных славян. Т. 1–2. М., 1998.

  2. История словацкой литературы. М., 1970.

  3. Словацкая литература: XX век / Под ред. А. Г. Машковой. М., 2003.

  4. Словацкая литература от истоков до конца XIX века / Под ред. А. Г. Машковой, С. С. Скорвида. М., 1997.

^ II.1.4. История литературы Украины. Рекомендованная литература.

  1. Наєнко М.К. Історія українського літературознавства. Київ, 2001.

  2. Історія української літературної критики та літературознавства. Хрестоматія у 2-х книгах за ред..П.М.Федченко. Київ, 1996,1998.

  3. Федченко П. Літературна критика на Україні першої половини XIX ст.Київ,1982.

  4. Білецький Л. Основи української літературно-наукової критики: спроба літературно-наукової методології. Т.1.Прага, 1925.

  5. Білецький О. Літературознавство і критика за 40 років радянської України // Зібрання праць: У 5 т.Київ, 1966.т.3.

  6. Історія української літературної критики. Київ, 1988.

  7. Петров Н.Очерки истории украинской литературы XIX столетия. Киев,1884.

  8. Драгоманов М. Літературно-публіцистичні праці: У 2-х т. Київ, 1970.

  9. Єфремов С. Історія українського письменства. Київ,1995.

  10. Чижевський Д. Історія української літератури. Київ, 1994.

  11. Павличко С. Дискурс модернізму в українській літературі. К., 1999.

  12. Історія української літератури XIX століття: У 3-х книгах за редакцією М.Т.Яценко. Київ, 1995-1998.

  13. Історія української літератури XX століття: У 2-х книгах за редакцією В.Г.Дончика. Київ, 1998.

  14. Українська літературна енциклопедія. Київ, 1988.

  15. Софронова Л.А. Три мира Григория Сковороды.М.,2002.

II.1.5. История литературы Чехии. Рекомендованная литература.
^

Жакова Н. К. Чешская литература конца XVIII—XIX веков. СПб., 2003.

История литератур западных и южных славян. Т. 3. М., 1998.

Кузнецова Р. Р. История чешской литературы. М., 1987.

Кузнецова Р. Р. Чешский межвоенный роман. М., 1980.


  1. Малевич О. Владислав Ванчура. М., 1973.

  2. Никольский С. В. Карел Чапек — фантаст и сатирик М., 1973.

  3. Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв. М., 1963.

  4. Шерлаимова С. А. Чешская поэзия XX века: 20—30-е годы. М., 1973.

^ II.1.6. История литературы югославянских стран (Сербии, Словении, Хорватии). Рекомендованная литература

  1. Бажова А. П. Русско-югославянские отношения во второй половине XVIII в. М., 1982.

  2. Богданов М. Б. Сербская сатирическая проза конца XIX — начала XX ве­ка и некоторые вопросы теории сатиры. М., 1962.

  3. Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы. М., 1973.

  4. Дмитриев П. А., Сафронов Г. И. Из истории русско-югославянских литературных и научных связей. Л., 1975.

  5. Дмитриев П. А., Сафронов Г. И. Сербия и Россия: (Страницы истории культурных и научных взаимосвязей). СПб., 1997.

  6. Зарубежные славяне и русская культура. Л., 1978.

  7. Зарубежные славянские литературы: XX век. М., 1973.

  8. Ильина Г. Я. Развитие югославского романа в 20-е—30-е годы XX в. М., 1985.

  9. История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Т. 1: 1945—1960; Т. 2: 1970—1980 гг. М., 2001.

  10. История литератур западных и южных славян: В 3 т. Т. 1—2. М., 1997.

  11. Кравцов Н. И. Проблемы сравнительного изучения славянских литератур. М., 1973.

  12. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения. М., 1988.

  13. Литература славянских и балканских народов конца XIX — начала XX веков: Реализм и другие течения. М., 1976.

  14. Литература эпохи формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе: Просвещение. Национальное Возрождение. М., 1982.

  15. Литературные итоги XX века: Центральная и Юго-Восточная Европа. М., 2003.

  16. Литературные связи славянских народов. Л., 1989.

  17. Постмодернизм в славянских литературах. М., 2004.

  18. Развитие литературы в эпоху формирования наций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: Романтизм. М., 1983.

  19. Роман в современных литературах южных и западных славян. М., 1979.

  20. Романтизм в славянских литературах. М., 1973.

  21. Русско-сербские литературные связи XVIII — начала XIX века. М., 1989.

  22. Русско-югославские литературные связи. М., 1975.

  23. Славянское барокко. М., 1979.

  24. У истоков формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе: Общественно-культурное развитие и генезис национального самосознания. М., 1984.

  25. Яковлева Н. Б. Современный роман Югославии. М., 1980.

^ II.2. Введение в славянскую филологию. Рекомендованная литература.

  1. Бернштейн С. Б. Константин-философ и Мефодий. М., 1984.

  2. История южных и западных славян. Курс лекций. М., 1979.

  3. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

  5. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981.

  6. Славянские языки / Под ред. А. Г. Широковой и В. П. Гудкова. М., 1977.

  7. Супрун А. Е., Калюта А. М. Введение в славянскую филологию. Минск, 1981.

  8. Хабургаев Г. А. Становление русского языка. М., 1980.

  9. Чекмонас В. И. Введение в славянскую филологию. Вильнюс, 1988.

  10. Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910.

^ II.3. История славяноведения. Рекомендованная литература.

  1. Дьяков В. А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволю­ционной России. М., 1993.

  2. Из истории университетского славяноведения в СССР. М., 1983.

  3. Лаптева Л. П. История славяноведения в России в XIX веке. М., 2005.

  4. Методологические проблемы истории славистики. М., 1978.

  5. Национальное возрождение и формирование славянских литературных языков. М., 1978.

  6. Никитин С. А. Славянские комитеты в России в 1858–1876 годах. М., 1960.

  7. Пражский лингвистический кружок. М., 1967.

  8. Славяноведение в дореволюционной России: Биобиблиографиче­ский словарь. М., 1979.

  9. Славяноведение в дореволюционной России: Изучение южных и западных славян. М., 1988.

  10. Славяноведение и балканистика за рубежом: Сб. статей и мате­риалов // АН СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. М., 1980.

  11. Славянские матицы. XIX в. Ч. 1–2. М., 1996.

  12. Славянские съезды XIX и XX в.: Сб. статей. М., 1994.

  13. Славянское движение XIX–XX веков: Съезды, совещания, мани­фесты, обращения // РАН; Лексикографический семинар; Кабинет «Славянский мир» / Отв. ред. М. Ю. Досталь. М., 1998.

  14. Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910. Репр. изд. М., 2003. (Памятники древней письменности. Исследования. Тексты).

III. Организационно-методический раздел

Экзамен «Славянская филология» состоит из двух частей: устной и письменной. ^ Письменная часть (общая для всех профилей подготовки) представляет собой тест, выявляющий уровень владения теоретическими знаниями по курсу «История славяноведения».

^ Устная часть (в зависимости от профиля подготовки) представляет собой a) теоретический вопрос по направлению специальности (в объеме программы бакалавриата) — по истории одной из зарубежных славянских литератур на выбор абитуриента (болгарской, польской, словацкой, украинской, чешской или югославянской), и б) теоретический вопрос по направлению специальности (в объеме программы бакалавриата) — по дисциплине «Введение в славянскую филологию».

^ Процедура проведения испытания. Экзаменационный билет на вступительном экзамене в магистратуру кафедры состоит из трех вопросов:

1. теоретический вопрос по направлению специальности - по истории одной из зарубежных славянских литератур (в объеме программы бакалавриата);

2. теоретический вопрос по направлению специальности — по курсу «Введение в славянскую филологию» (в объеме программы бакалавриата);

3. тест, выявляющий уровень владения теоретическими знаниями по курсу «История славяноведения» (пишется во время экзамена)

Время подготовки экзаменуемого к устному ответу после получения билета – 20 минут.




Скачать 346.74 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер346.74 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх