Информационно-методическая карта урока icon

Информационно-методическая карта урока


Смотрите также:
Методическая разработка урока: «ландшафт и природные условия санкт-петербурга»...
«Басня И. А. Крылова «Лягушки, просящие Царя»...
Учебно-методический комплекс (структура, состав...
Методическая разработка библиотечного урока «Симфония урока»...
Урока Тема урока Тип урока, форма урока...
Урок по теме «Гидросфера»...
Добро пожаловать в New...
Учебно-методическая карта дисциплины...
Учебно-методическая карта дисциплины...
Учебно-методическая карта дисциплины...
Учебно-методическая карта дисциплины...
Восточный макрорегион азиатская Россия. Общая характеристика. Цели урока...



Загрузка...
скачать


Примерное содержание Единого Всекубанского классного часа «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», посвященного Дню матери

для 5 – 8 классов

Материал может быть использован для проведения одной из страниц устного журнала.

«ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИСКУССТВЕ»


Составитель: Тананко Н.В., учитель музыки,

МХК и основ православной культуры

средней школы №66 г. Краснодара


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:


Цель урока: познакомить учащихся с произведениями искусства, в которых запечатлен образ Богородицы.


^ Задачи.

Обучающая:

Выявить особенности изображения Богородицы в культурах разных эпох и стран,

раскрыть искусствоведческие понятия (мозаика, фреска, икона),

познакомить учащихся с музыкальными произведениями П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова, Каччини, с помощью видеоряда обзорно познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, дать более развернутую информацию по некоторым из них (Владимирская икона Божией Матери, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля).

Развивающая:

Развитие логического мышления (работа по карточкам), творческого мышления, умения формулировать и высказывать свои мысли, вокально-хоровых навыков.

Воспитательная:

Воспитание духовности и нравственности на примере земной жизни Богородицы, ее любви и помощи людям после Успенния.


^ Вид урока: интегрированный урок музыки, изобразительного искусства и основ православной культуры.


Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровождением, предварительно подготовленное сообщение учащихся, вокально-хоровую работу.


Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки-таблицы для самостоятельной работы учащихся, тексты песен).


План урока:

  1. Поэтическое вступление учителя

  2. Самостоятельная работа учащихся: заполнение таблицы.

  3. Лекция учителя с мультимедийным сопровождением

  4. Сообщение учащегося

  5. Продолжение лекции учителя

  6. Подведение итога урока

  7. Вокально-хоровая работа


Сценарий урока.

- Свой урок я хочу начать со стихотворения нашего кубанского поэта Василия Чуприны. Послушайте.

Слайд 1.

К Ее иконе в час молитвы,

Из грешных, кто ни припадал,

Как новобранец перед битвой,

Кто о спасенье не взывал?


И телом страждущих, и духом,

Избитых жизнью горемык, —

К ним обращалась чутким слухом,

На их души спешила крик.


И утолив мирян печали

Святою мерою сполна.

Чтоб духом впредь не обнищали,

Просила Господа Она.

В. Чуприна


- Как вы думаете, ребята, о ком идет речь в этом стихотворении?

- О Богородице.

- Вы правы. Именно о Богородице мы будем говорить сегодня на нашем уроке, о том, как Ее святой Образ запечатлен человечеством в произведениях и искусства.

Перед вами лежат небольшие карточки с табличками. В окошках верхней строчки вписаны номера. В окошки второй строчки вы будете вписывать буквы. Перед вами 6 икон, посвященных Богородице, каждая из которых обозначена буквой алфавита.

Слайд 2.

Сейчас прозвучат 6 небольших рассказов о Богородице. Постарайтесь найти икону, соответствующую этому рассказу и внести ее букву в соответствующее окошко нижней строчки нашей таблицы. Задание понятно? Слушаем внимательно.

1 – У благочестивой немолодой семейной пары — Иоакима и Анны долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву так как он «не создал потомства Израилю», то он удалился в пустыню, а его жена осталась дома в одиночестве. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария.

2 – Когда Марии исполнилось 3 года, родители отвели ее в храм. В Храме Марию встретил первосвященник Захария. Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.

3 – Однажды Дева Мария читала священную книгу пророка Исаии и, дойдя до слов «Се Дева приимет во чреве и родит Сына…», воскликнула, как была бы она счастлива, если бы она сподобилась увидеть эту Божию избранницу и быть хотя бы служанкой у неё. Тогда явился перед ней посланный с небес Богом архангел Гавриил и сообщил Марии благую весть о грядущем рождении от неё Спасителя.

4 - Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил.

5 - Окончив молитву, преподобный Сергий Радонежский сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления. Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати: «Не бойся, избранниче Мой, Я пришла посетить тебя: услышана твоя молитва об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Бог. Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его»... Сказала так и — стала невидима...

6 - «Некогда, во время совершения всенощнаго славословия в храме во Влахернах, пришел туда блаженный Андрей. По обычаю своему он стоял, как доставало сил, иногда до полуночи, иногда до утра. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит величественную Жену, идущую от царских врат со свитою, из коей честный Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовныя песни. Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и пречистое лицо. По окончании молитвы сняла с Себя покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью пречистыми руками, распростерла его над всем стоящим народом».


- Давайте проверим наши записи. Правильные ответы:


1

2

3

4

5

6

Б

В

Е

Г

Д

А


- Скажите, какие из этих икон посвящены земной жизни Богородицы?

- Какие из этих икон не относятся к земной жизни? Почему?

- Может кто-то вспомнит еще какие-нибудь события, которые происходили с в нашей земной жизни с участием Богородицы после ее успения?

Ответы детей (кто-то может вспомнить чудеса явления Богродицы Серафиму Саровскому, чудотворения от икон Богородицы).

- Как вы думаете, ребята, почему люди так почитают и любят Богородицу? Ответы детей.


- Вы правы, ребята, Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине.

Давайте подберем слова, которыми мы можем охарактеризовать Образ Богородицы. Какой он? Давайте запишем эти слова в тетрадь.

Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия и т.д. (дети называют слова).


- Я думаю, что теперь вам понятно, почему художники, поэты, музыканты всех времен и народов отражали этот святой образ в произведениях искусства.

Давайте посмотрим, как люди изображали Богородицу в разные исторические времена в разных культурах.


Слайд 3.

Согласно Преданию, первым иконописцем образа Божией Матери является евангелист Лука. Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии, и Богоматерь, увидев Свой первый написанный Образ, произнесла: «Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да пребудет».

Это предание подтверждается разными историческими документами и в равной мере признает­ся как Православной Церковью, так и католической.


Слайд 4, 5. Самые ранние изображения Богородицы мы встречаем на стенах римских катакомб. Их оставили первые христиане которые вынуждены были скрываться от преследования римских властей. В годы гонений они строили подземные сооружения (катакомбы), которые служили и местом захоронения христиан, и местом совершения христианских богослужений.


После официального признания христианства императором Константином, христиане стали строить великолепные храмы, которые украшали мозаиками. Знаете ли вы что такое мозаика? Ответы детей.


Слайд 6.

Во времена Византийской империи главным собором был собор Святой Софии в Константинополе. Он был построен во времена правления императора Юстиниана в середине VI века н.э. В этом соборе под самым куполом над алтарем изображена Богородица с Иисуиом Христом на коленях.


Слайд 7.

11 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу империи в Константинополь и посвятил этот город Пресвятой Богородице. Это посвящение отражено в мозаике южного входа в храм Святой Софии, которая изображает Богородицу на престоле с Младенцем на руках, по обеим сторонам предстоят Константин Великий и Юстиниан Великий. Первый посвящает Христу и Богородице Константинополь, а второй главную церковь империи, храм Святой Софии.

Слайд 8, 9.

А вот еще одно удивительно одухотворенное изображение Богородицы в соборе Святой Софии константинопольской.


К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.

Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве.

Слайд 10.

Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.

Слайд 11.

На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.

В отличии от Византийских храмов русские храмы украшались фресками и иконами. ^ Русская иконописьэто особый, совершенно уникальный вид религиозного искусства. Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо. Она всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. Одним из лучших ранних образцов византийской живописи явилась
икона «Владимирская икона Божией Матери»

Слайд 12.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Эти слова очень точно передают её главный смысл. Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у неё защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

В сознании русского человека образ Богоматери всегда был окружён ореолом чистоты, святости и жертвенной любви.


^ О судьбе этой удивительной иконы подготовила рассказ ученица.

Эта икона издревле являлась одной из самых почитаемых на Руси. Это единственная в России икона, которая дошла до наших дней в первозданном виде.

До середины V века икона находилась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана в подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха. Икону поставили в девичьем монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями.

В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, святой князь Андрей Боголюбский, отправляясь править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

^ Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар в 1164 г. образ "святой Богородицы Владимирской" помог русским одержать победу над врагом.

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 года, когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении города Владимира Батыем.

В 1380 г., когда Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, Владимирская икона была божественной вдохновительницей этой победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

Дальнейшая история образа связана уже с Москвой. Решение перенести в Москву Владимирскую икону было принято после того, как Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля. Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

^ Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году, когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

В третий раз Богородица избавила Москву от разгрома Махмет-Гирея, хана Казанского, который в 1521 г. достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Перед Владимирской иконой Божией Матери молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие люди Москвы.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году - на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора. Она находилась в алтаре храма, выносили ее только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список, который можно увидеть и сейчас.

^ В 1928 г. икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она не была утрачена, как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В 1999 г. Владимирская икона Божьей Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Там она хранится и поныне в специально изготовленном киоте, защищающем святыню от внешних воздействий, под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают в помещении храма особый режим температуры и влажности, способствующий защите находящихся в нем святынь.


На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.

Давайте послушаем песнопение «Достойно есть» из Литургии П.И. Чайковского.

Слайд 13.

Дети слушают «Достойно есть»

Как вы можете охарактеризовать это произведение? Ответы детей.


Давайте послушаем еще одно произведение, посвященное Богородице. С.В. Рахманинов. «Богородице, Дево, радуйся»

Слайд 14.

Дети слушают «Богородице, Дево, радуйся»

Охарактеризуйте эту музыку. Ответы детей.


Ребята, как вы думаете, на Руси и в странах западной Европы Богородицу изображали одинаково? Ответы детей.

Вы правы, Богородицу изображали по-разному. А в чем были отличия? Ответы детей.

Давайте посмотрим, что было характерно для изображения Богородицы в западноевропейском искусстве.

В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».

Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.

Слайд 15, 16.

В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.

Слайд 17, 18.

Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.

Слайд 19.


Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Слайд 20.

Одним из лучших произведений на эту тему стала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи - жемчужина коллекции Эрмитажа. На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склонённый профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза и едва заметная улыбка придают облику Мадонны небыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чисто земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

Слайд 21.

Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери мы ощущаем глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Лёгкая, просветлённая грусть окрашивает её божественные черты. Да, она прекрасно понимает, какие суровые и тяжкие испытания жизни уготованы судьбой её сыну. Младенец прижимается к матери, он немного удивлённо и испуганно смотрит на расстилающийся перед ним мир. Что ждёт его впереди? В детской непосредственности и чистоте взгляда - предчувствие грядущих страданий. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.

Также в отличии от восточной традиции, на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.

Слайд 22, 23.

Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.

Сейчас мы услышим великолепную музыку Каччини и увдвим образы Девы Марии, созданные великими мастерами западного искусства рафаэлем, Леонардо да Винчи и Тицианом.

Звучит Аве Мария Каччини, демонстрируются слайды.


^ Итог урока.

Давайте подведем итог нашего урока. О чем мы узнали сегодня? Ответы детей.

Образ Богородицы изображали в искусстве всех времен и народов, начиная с 1 века н.э., но в каждой культуре Богородицу изображали по-разному: в Римских катакомбах это были фрески, в Византии – мозаики, в Древней Руси – фрески и иконы, в Европе – иконы и картины. Главное отличие русской и западной иконописи: на Западе – Мадонны, на Руси – Богородица; на Западе –индивидуализация изображения, приближение к земной женской красоте, идеализация женского образа, на Руси – обобщенный образ материнства и заступничества, более жертвенный, разнообразие иконографических образов, связь с историей.


Заключение.

В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Богородицы. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки. А мне хочется, завершая урок, еще раз вернуть вас в мир удивительной русской иконописи, чтобы вы еще раз взглянули в глаза Пречистой Девы, которая родила Спасителя наших душ. Песня, которая сейчас прозвучит, написана современным композитором Вячеславом Бобковым.

^ Звучит песня «Дева Мария» сл. и муз. В. Бобкова, демонстрируются иконы Богородицы.

Дева Мария - небесная красота,

Дева Мария - души родника слеза,

Дева Мария - всепетая наша Мать,

Дева Мария - извечная благодать.


Дева Мария - царица вселенной любви,

Дева Мария - покровом всех убереги,

Дева Мария - источник живительных сил,

Дева Мария, моли, чтобы Сын нас простил.


Дева Мария, в святом окруженье своем,

Дева Мария, благослови каждый дом.

Дева Мария, милость твою дай познать,

Дева Мария, всепетая наша Мать!


Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,

Молитвами ради Пречистыя Твоея Матере

И Всех Святых помилуй нас.


В конце урока учитель раздает текст песни, дети разучивают песню (вокально-хоровая работа).


Литература:

  1. Похвала Богоматери 2003. Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII–XX веков из собрания Ярославского Художественного музея : Каталог выставки / Авт.-сост. О. Б. Кузнецова и А. В. Федорчук. — М.: Северный Паломник, 2003. — Кат. № 29, стр. 76-77.

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура.- М.: Дрофа, 2008

  3. С.Алексеев. Энциклопедия православной иконы. Санкт-Петербург, Сатисъ Держава, 2004

  4. Аудиокнига «Библейские рассказы для детей», Москва, ООО «Центральное звуковое издательство, 2008 г.

  5. http://ru.wikipedia.org

  6. http://artclassic.edu.ru

  7. http://allday.ru

  8. http://elefffant.livejournal.com

  9. http://krotov.info

  10. http://www.bibliotekar.ru




Скачать 158.46 Kb.
оставить комментарий
Тананко Н.В
Дата04.03.2012
Размер158.46 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх