Новооскольский район ” развитие духовно-нравственной компетенции младших школьников через изучение народной культуры icon

Новооскольский район ” развитие духовно-нравственной компетенции младших школьников через изучение народной культуры


Смотрите также:
Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном...
Управление образования администрации муниципального района «Корочанский район»...
Развитие речи младших школьников...
Программа по основам духовно-нравственной культуры народов россии пояснительная записка...
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»...
Управление образования администрации муниципального района “Новооскольский район” организация...
«центр развития ребенка – детский сад № 115» Развитие творческих способностей и формирование...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Конкурс проводится с целью формирования духовно-нравственной культуры в семье...
«Социализация младших школьников»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р...
Викторина проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»...



Загрузка...
скачать


Управление образования администрации муниципального района

Новооскольский район”


РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ

НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ


Автор опыта:

Трофимова Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня

МОУ “СОШ№1 с углублённым изучением

отдельных предметов г. Нового Оскола

Белгородской области”


г. Новый Оскол

2010


Содержание:


Информация об опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3


Технология опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8


Результативность опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17


Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20


Приложение к опыту . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21


^ Информация об опыте


Условия возникновения и становления опыта

Школа была и остаётся одним из главных учебно-воспитательных учреждений, планомерно и целенаправленно организующих жизнедеятельность детей. Однако, по самооценкам учителей, времени для человеческого общения с ними, для проявления к ним подлинного внимания и заботы не остаётся. И какой бы ни была школа, - она выполняет социальный заказ, предполагающий воспитание духовно-нравственного человека.

В настоящее время в связи с большими изменениями в общественно – политической жизни идёт переориентация на общечеловеческие духовные ценности. На первый план выдвигаются задачи развития личности школьника. В практику внедряются более эффективные методы и приёмы работы, полнее учитывающие психологические закономерности познавательной деятельности.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования отмечено, что духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом “Об образовании”. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить современный национальный воспитательный идеал - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа. Возрождение народных традиций – одно из главных дел нашей школьной жизни.

По данной проблеме я начала работать с 2007 года, когда дети только пришли в школу. На начальном этапе мною была проведена предварительная диагностика по сформированности нравственных качеств личности.


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

17,2%

55,1%

27,5%


Как показали результаты диагностики, у детей ещё не вполне сформировались нравственные убеждения. Это обусловлено рядом причин:

- в первом классе только начинает закладываться фундамент будущей личности;

- у детей ещё не сформированы навыки жизни в коллективе, где каждый ребёнок был бы самоценен и гармонизирован с ним;

- у современных детей нет идеалов, к которым они хотели бы стремиться;

- у первоклассников ещё не выработаны определённые поведенческие нормы.

В связи с этим возникла необходимость в работе с детьми использовать целостную систему этнокультурного опыта, направленную на формирование и развитие полноценной личности и способствующую её духовно-нравственному выздоровлению. Прививать нашим детям любовь к народной культуре – дело очень ответственное и благородное. Вот почему приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа. Всё это в совокупности и послужило основой для написания опыта.

^ Актуальность опыта

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро и её актуальность вполне очевидна. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду “связи времён”, чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение. Эта хорошо знакомая истина звучит сегодня с новой силой. Именно поэтому отмечается необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, тысячелетнего опыта освоения культурного пространства, механизмов передачи его грядущим поколениям, возрождения национального русского характера. С духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.” одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности. Одним из важных условий духовно-нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Однако сегодня существует противоречие между необходимостью повышать уровень духовно-нравственной компетенции младших школьников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

К.Д. Ушинский говорил: “Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…”1. Народ-воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зёрна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.


^ Ведущая педагогическая идея опыта

Формирование духовно-нравственной компетенции младших школьников невозможно без постоянного обращения к истокам народной культуры. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективности внедрения в воспитательную работу с детьми средств народной педагогики, посредством которых осуществлялось бы развитие их духовно-нравственной образованности.

^ Длительность работы над опытом

Над данной проблемой работа ведётся уже третий год. Работа по разрешению противоречий между необходимостью повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств и недостаточной возможностью традиционного подхода к воспитанию была разделена на три этапа.

Первый этап: обнаружение проблемы и выявление уровня сформированности нравственных качеств личности.

Второй этап: апробация форм, методов и средств, способствующих формированию духовно-нравственной компетенции младших школьников.

Третий этап: обобщение опыта работы. Диагностика показала успешность выбранных средств для решения педагогической проблемы.

^ Диапазон опыта

Диапазон педагогического опыта – единая система урок – внеклассная работа, где осуществляется тесное взаимодействие с преподаванием православной культуры на начальном этапе. Внеклассная работа – важная составляющая образовательно-воспитательного процесса, протекающего в школе. Поэтому для успешного решения проблемы необходимо сочетание нетрадиционных уроков с системой внеклассных мероприятий. Если обогатить работу в начальных классах элементами фольклора, народных праздников, игр, традиций, то содержание воспитательной внеурочной работы будет максимально эффективным.

^ Теоретическая база опыта

Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всём её многообразии имеет давнюю традицию. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А: Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского и др. Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

В основе педагогического опыта лежат идеи выдающегося учёного-этнопедагога Г.Н. Волкова, который разработал программу “Человек в народной культуре”. В его работах представлен этнопедагогический подход к духовно-нравственному воспитанию. В рамках этого направления выявлены условия использования народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания, раскрыты пути взаимодействия национальных и общечеловеческих ценностей в решении педагогических задач. Г.Н. Волков писал: “Исследуйте всё, - сохраняйте лучшее! Пока жив народ, будут живы и его духовно-нравственные сокровища, в том числе и педагогические. Они претерпевают изменения и испытывают постоянную эволюцию вместе с народом”1.

К проблеме духовно-нравственного воспитания обращался и великий русский педагог К.Д. Ушинский. В его педагогической системе ведущее место занимает учение о цели, принципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственного совершенствования личности является, идея народности, которую он обосновал во многих произведениях. Особого внимания заслуживает работа “О народности в общественном воспитании”. К.Д. Ушинский отмечал: “ Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”. “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”2. К.Д.Ушинский указывает на необходимость использования в нравственном воспитании младших школьников произведений устного народного творчества, включение детей в самостоятельную творческую деятельность.

Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия “этнопедагогика”. Этнопедагогика изучает педагогику семейного быта, пословицы и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки - как средство умственного воспитания, народные сказки - как блестящие создания народного педагогического гения. Исследователи этнопедагогики едины в том, что преемственная связь организационно-воспитательной работы с лучшими традициями воспитания и обучения детей придаёт всей педагогической деятельности, осуществляемой в школе, необходимую стабильность и обеспечивает её эффективность. В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания, самосовершенствования. Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью установившихся средств воспитания. Духовная практика включает целостную систему детской обрядности. Участие в детских обрядах способствует духовному осмыслению ребёнком окружающей среды, формированию у него этико-культурных норм.

Свою деятельность с детьми я строила на основе личностно-ориентированного подхода, так как он содействует развитию индивидуальности ребёнка и позволяет ему оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость, а это в свою очередь требует применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

^ Новизна опыта

Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики духовно-нравственного образования, заключающегося в приобщении младших школьников к традициям народной культуры; в создании системы методов и средств, направленных на развитие духовно-нравственной компетентности младших школьников.


^ Технология опыта


Цель работы: Формирование духовно-нравственной личности младших школьников через различные аспекты воспитательной деятельности на основе народных традиций.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • содействие в приобщении учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному национальному наследию;

  • развитие личности, способной сберечь и приумножить лучшие традиции своего народа;

  • оказание помощи в выработке у младших школьников умения практической деятельности на основе полученных знаний;

  • создание условия для развития у младших школьников интереса к народным традициям через сотрудничество со школой, родителями, социумом.

Для успешной реализации цели и задач работы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, педагогической и фольклористической литературы по теме исследования; изучение народных традиций воспитания и передового педагогического опыта; педагогические наблюдения в естественных условиях; диагностическое обследование и письменные опросы учащихся; беседы.

В младшем школьном возрасте дети продолжают знакомство с традициями русского народа, однако уже сами способны выделить определённый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, викторинах, беседах, клубных часах, праздниках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. В нём привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. В младшем школьном возрасте дети осознают половину информации через игру. Учащиеся могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, мастерить, участвовать в театральных постановках и праздниках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Вот почему необходимо такое построение внеурочной работы, при котором осуществлялось бы духовно-нравственное образование учащихся.

Результаты входящей диагностики по сформированности нравственности учащихся показали, что целесообразно продолжить работу в этом направлении. Во втором классе на одном из занятий детям было предложено объяснить категории нравственности. Цель этой проверки заключалась в том, чтобы выяснить, какие понятия нравственности являются для них значимыми, и сравнить полученные данные с диагностикой, проводимой в 1 классе. Ребятам проще всего было объяснить, что такое “добро”, “дружба”, “зло”, “счастье”, “свобода”, “вина”, “долг”, и труднее, “мудрость”, “мужество”, “милосердие”.

Добро в представлении большинства связано с помощью “помогать людям”. В толковании зла можно выделить две группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - ”это когда бьют”, “когда обижают”. Вторая группа представляет только эмоциональную оценку явления: “это плохо”. Раскрывая смысл категории “дружба”, дети говорили, что это “люди дружат между собой, помогают друг другу”. Понятие “счастье” для большинства опрашиваемых представляет эмоциональную оценку “когда хорошо”. Наиболее точно был раскрыт смысл категории “вина” – “когда сделал плохое и стыдно”. Несмотря на то, что категории “свобода” и “долг” объяснили все учащихся, их понимание далеко от действительного. Мудрость для детей олицетворяется в человеке, который “очень умный”, “делает великие дела”.

Анализ содержания этих представлений доказывает, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса друг к другу, а позднее прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы к внутреннему содержанию отношений. Счастье всё реже связывается с подарками и праздниками и чаще - только с радостным, веселым настроением.

Проведённая работа доказывает, что в процессе жизнедеятельности ребёнка обязательно формируется категориальная структура духовно-нравственного сознания. Чтобы эта структура выровнялась, необходимо систематическое проведение бесед с детьми на такие темы, как “Дорогою добра” (см Приложение № 1), “Мир человеческих отношений” (см Приложение № 2), “Поговорим о вежливости”, “Что такое хорошо и что такое плохо”. В этой связи в план воспитательной работы в группе продлённого дня включена рубрика “Школа вежливых наук”. Посещая “школу”, дети учатся правилам поведения, основам морали; учатся оценивать поступки других людей и свои собственные; воспитывают в себе лучшие духовно-нравственные качества.

Подведя итог вышесказанному, приходим к выводу: необходимо такое построение внеклассной работы, где использование средств народной культуры во многом способствовало бы духовно-нравственному просвещению учащихся. Их предпочтение очевидно по ряду причин: во-первых, они многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвертых, органически вписываются в современные учебно-воспитательные системы. К ним относятся: игры, пословицы, загадки, сказки. Знакомство с ними начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе.

Народная игра имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей. Народная игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, даёт отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеётся, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Специфика народной игры (коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, простота и доступность оснащения) позволяет достаточно быстро включать в неё детей, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих. Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, мы целенаправленно вводим детей в мир народной культуры.

На одном из клубных часов можно предложить ребятам разучить игры, которые были любимы их прабабушками. Например, игра “Коршун и наседка”. Играющие выбирают “коршуна”. Все остальные – “цыплята”, которые становятся в колонну по одному и держатся за пояс впереди стоящего. Первый игрок в колонне – “наседка”. Задача “коршуна” – схватить последнего “цыплёнка”. “Наседка” может мешать ему руками, двигаться в разные стороны, а вместе с ней и вся колонна. Когда “коршун” поймает “цыплёнка”, стоящего последним, то он становится “наседкой”, а “цыплёнок” – “коршуном”. Данная игра требует от детей слаженности, быстроты, находчивости. Она воспитывает чувство коллективизма, взаимопомощи.

В детских играх с правилами наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Их цель – развеселить, позабавить. Это игры - шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами. Например, в игре “Горелки” играющие произносят шуточные слова:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Стой подоле, гляди в поле.

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо: звёзды горят,

Журавли кричат: “Гу, гу, убегу”.

- Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

На прогулке интересны ребятам такие игры как “Колдун боится дерева”, “Гуси”, “Морская фигура”.

Помимо народных игр, в работе с детьми используются и подвижные игры. Они очень полезны для здоровья, так как развивают и укрепляют мышцы, воспитывают выносливость, улучшают обмен веществ. Они способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Примером тому служат игры: “Третий – лишний”, “Жмурки”, “Пятнашки”, “Цепи”. В них присутствует элемент соперничества, тем самым проявляется характер ребёнка.

Дети учатся преобразовывать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение.

Как известно, в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей.

В любой пословице всегда присутствует “педагогический момент” - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др. Пословица создаётся всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Народное пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трёх категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследования детьми черт поведения родителей, влияния окружающей среды и общественного мнения и т.д. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К.Д.Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

Пословицы можно включать в различные виды деятельности. Особенно важно их применение в беседах. Ведя, например, разговор с ребятами о защитниках Отечества, целесообразно обратиться к народной мудрости, заключённой в пословицах. Разбираем с детьми пословицы, где уделяется внимание теме любви к родине, прославляется мужество и сила русского народа. Например:

С родимой земли – умри не сходи.

Один в поле не воин.

Храбрость города берёт.

Далее предлагается ребятам раскрыть смысл этих пословиц, что хотел сказать народ. Что главное мы можем почерпнуть из этой мудрости. Попросить детей вспомнить и назвать похожие пословицы. Тем самым ребята учатся собирать народные изречения, классифицировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер.

Вот примеры некоторых видов работ с пословицами:

1. Распределить пословицы по темам. Перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе? Вместе с ребятами отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей родины, о жизни людей. В пословицах всегда выражались преданность и любовь к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца.

2. Распределить между тремя рядами детей пословицы. Они их зачитывают и определяют, на какую они тему. После подводится итог.

3. Распределить детей на три группы и дать им пословицы. Ребёнок из первой группы читает начало пословицы, ребёнок из второй группы заканчивает её, а ребёнок из третьей группы раскрывает смысл этой пословицы.

Вызывает интерес у детей и проведение викторины о пословицах.

1) Определим пословицу по началу:

Кончил дело -…

Поспешить -…

2) Определим пословицу по двум словам:

Язык - дело

Труд - лень

3) Игра “Семь и один”. Назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1:

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Использовать пословицы можно при проведении самоподготовки в группе продлённого дня по различным предметам (см Приложение № 3).

Следующим средством являются загадки. Они умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании важно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребёнком в процессе активной мыслительной деятельности. Народ всегда был высокого мнения о загадках: “Загадка - разгадка, да семь вёрст правды”.

На начальном этапе выясняем с детьми, что же такое загадка. Это иносказательное изображение предметов и явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке “Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает” иносказательно представлен лук. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который воспринимают дети как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке “Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит” нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Отгадывание загадок требует от детей неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Загадки – это тесты на сообразительность. Они активизируют мыслительную деятельность детей, развивают воображение. Разгадывая их, дети учатся выделять главные существенные признаки предметов и явлений. Подробный анализ позволяет детям наиболее полно и ярко представить себе то, о чём идёт речь в загадке.

Сегодня это средство народной педагогики служит для развлечения, весёлой игры ума. Но в древности её роль была более серьёзной. Сведения об этом сохранили мифы и сказки. В одной из бесед ребятам было предложено вспомнить те сказки, где решение загадок было испытанием мудрости человека и могло иметь значение для сохранения его жизни в минуту опасности. Выясняем, что во многих сказках рассказывается о том, что герой или героиня разгадывали загадки и получали в награду жениха, невесту, полцарства и другие желанные сокровища.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребёнка. Например:

Без рук, без ног Черная корова

Под окном стучится, Весь мир поборола,

В избу просится. А белая подняла.

(Ветер) (День и ночь).

Младшие школьники только начинают познавать окружающий мир и себя в нём. Поэтому они с удовольствием читают и разгадывают загадки во внеурочное время и любят тематические конкурсы загадок. Дети сами учатся сочинять загадки. Это им очень нравится.

Ещё одним важным средством, способствующим духовно-нравственной образованности учащихся, являются сказки. Они - сокровищница народной педагогики. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребёнка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, “чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания”. Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Сегодня остро стоит проблема того, что дети мало знают или вообще не знают русские народные сказки. Они воспитываются на иностранных мультфильмах и компьютерных играх, а истоки народной мудрости, содержащиеся в сказках, недоступны для их понимания. Ведь дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому, знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка. Важно не упустить момент, показать детям, что народная сказка учит тому, каким должен быть человек. Радует то, что материал учебников по литературному чтению по-прежнему начинается со знакомства с русскими народными сказками. Читая их, дети видят, что в простодушных и нехитрых историях привлекает острота смысла, неистощимой выдумки, мудрость жизненных наблюдений.

Чтобы всесторонне развить знания детей о сказках во внеурочное время, проводим с ними викторины, путешествия, КВН; посещаем школьную библиотеку; вносим элементы сказок в утренники и праздники, тем самым, способствуя обогащению внутреннего мира ребёнка и развитию его познавательного интереса.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых они усваивают социально-исторический опыт, получают представления о другом человеке и себе самом, о своих возможностях и способностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причём при разработке плана воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребёнка.

Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, как традиционный элемент народной жизни, как яркая форма отдыха взрослых и детей, объединённых совместными действиями, общим переживанием. Оптимальным для духовно-нравственного образования и воспитания является проведение сезонных музыкально-игровых праздников. Дети, больше, чем взрослые ждут праздника, ждут веселья и музыки. Хорошо известны ребятам такие праздники как Новый год, святки, праздник пап, мам, Масленица, праздник Осени и другие. Они глубоко укоренились в нашем классе, и традиционно проводятся каждый год. Поиск материала и разработка мероприятий сопровождается более глубоким приобщением к языку, чтобы ярче подчеркнуть национальную самобытность праздника.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ. Их особенностью являются стойкость, основанная на вере людей в магическую силу ритуалов. Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

В прошлом учебном году в классе интересно прошло мероприятие “Золотая волшебница осень”. В ходе подготовки был использован фольклорный материал (почему осенние месяцы так называются, их черты, приметы). Активную помощь в его организации оказали родители. Вместе с детьми они приготовили костюмы, выучили слова. Праздник прошёл замечательно. Действо сопровождалось песнями, играми. Наличие соответствующего оборудования позволяет сделать праздник максимально ярким и запоминающимся (см Приложение № 4).

Ещё одним замечательным праздником является Масленица. Масленица – переломная пора, любимый народный праздник. Важную роль в масленичной обрядности играет сама продолжительность особых действий – обязательное исполнение длинных песен во время долгих гуляний вдоль села; долгое катание с гор на санях. Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в его организацию. Перед проведением данного мероприятия с детьми была проведена беседа на тему “Что такое Масленица и как её празднуют” (см Приложение № 5). Дети узнали, что главное на Масленице – это блины. Все гуляют и обильно друг друга ими угощают. Почему блины? Блин – это символ Солнца, чтобы растопить снежные заносы.

После началась подготовка к празднику. Детям подобрали русские народные костюмы: девочкам – сарафаны и платки, мальчикам – расписные рубашки. Класс был соответствующе оформлен. Был организован сладкий стол. Родители испекли блины и другие сладости. Результатом проделанной совместно с детьми работы стало хорошо спланированное и проведённое мероприятие (см Приложение № 6).

Базовые духовно-нравственные ценности должны быть отражены не только в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, а также в деятельности кружков, секций. Развитию детей во многом способствует посещение Детской школы искусств, Воскресной школы, Дома культуры.

Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, духовного, эстетического потенциалов, но и формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива. Поэтому совместная работа школы с учреждениями дополнительного образования, родителями и социумом будет благотворно влиять на представления детей о мире народной культуры.


^ Результативность опыта


Воздействие на ребёнка, с целью развития у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают учёные уже несколько тысяч лет. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью её с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребёнка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Педагогический смысл работы состоит в том, чтобы помочь ребёнку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в развитии духовно-нравственных компетентности школьника зависит от грамотности воспитателя, разнообразии применяемых им средств и эмоциональном отклике детей.

В ходе работы над проблемой проводились диагностические исследования. В целях изучения уровня духовно-нравственного развития личности учащихся была проведена диагностика с использованием метода наблюдения. Данная диагностика позволила проследить динамику развития личности ребёнка за истекший период.


^ Диагностика состояния духовно-нравственных качеств

личности учащегося




В ходе наблюдения было выявлено, что самого высокого уровня духовно-нравственного развития достигает такое качество как любовь к Родине и интерес к истории своего края (100%). Далее следуют такие качества как интерес к родной культуре (94,4%), активность в дополнительном образовании (83,3%) и школьный патриотизм (77,7%). Результаты показали, что любовь к Родине, культуре и истории русского народа превалирует над всем остальным.

Как уже отмечалось выше, базовые духовно-нравственные ценности дети получают не только в школе, а также в учреждениях дополнительного образования. Многие дети включены в различную кружковую деятельность. Связь с руководителями кружков и секций поддерживается в течение всего учебного года. За истекший период была составлена таблица занятости детей, которая несколько раз корректировалась в виду того, что дети заинтересовывались новыми видами деятельности.




Из диаграммы видно, что всё большее количество детей заинтересовано в посещении данных учреждений.

Использование средств народной культуры во внеурочной деятельности способствует активному духовно-нравственному развитию ребёнка. Дети становятся взрослее, ответственнее и всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у них большой, так как дети получают возможность самореализоваться и проявить себя с лучшей стороны. Дети становятся взрослее, ответственнее и всегда заняты творчеством.


^ Динамика количества учащихся, проявивших творчество во внеклассных мероприятиях



Полученные результаты доказывают, что развитие у детей духовно-нравственной компетентности через изучение народной культуры протекает успешно.

Таким образом, целенаправленная деятельность воспитателя, направленная на развитие духовно-нравственной компетенции младших школьников дала следующие результаты:

- у детей сформировался интерес к народным традициям, историческому и культурному наследию русского народа;

- отмечено приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, культуре наших предков, к глубинному традиционному наследию;

- отмечено проявление детьми гражданско-патриотических чувств через поступки и поведение в классном коллективе;

- произошло раскрытие индивидуальности каждого ребёнка через практическую деятельность;

- у детей выработалось стремление беречь и приумножить лучшие традиции своего народа.


Библиографический список:


  1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Изд. “Детство – пресс”. С.-П. 2001.

  2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М., 1990.

  3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары, 1989.

  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М., 1999.

  5. Конуева Л.В. Духовно - нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. -144 с.

  6. Круглов Ю.Т. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.

  8. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 Т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1998.

  9. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1998.



Приложение к опыту


1. Приложение № 1 – Беседа с элементами игры “Дорогою добра”.


2. Приложение № 2 – Клубный час “Мир человеческих отношений”.


3. Приложение № 3 – Работа с пословицами при проведении самоподготовки.


4. Приложение № 4 – Сценарий праздника “Золотая волшебница осень”.


5. Приложение № 5 – Календарный год русских народных примет, обрядов и

обычаев. Масленица.


6. Приложение № 6 – Сценарий праздника “Масленица”.


Приложение № 1

Беседа с элементами игры “Дорогою добра”


Задачи:

  • воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • учить отличать хорошее от плохого.

Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.


Ход занятия.

Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.

Ведущий: Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку.

/Звучит “Песенка кота Леопольда”/

Ведущий: Итак, кто назовёт тему нашего занятия? (Доброта) Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра.

/Ведущий открывает рисунок на доске/

- Что вы здесь видите? (Пустыню.) Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь! Хоть я и сказала “отправимся”, но на самом деле мы уже давно идём по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)

- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. А что вы при этом чувствовали?

- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)

- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.)

- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.

- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)

- Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А поможет нам в этом рассказ В.А. Осеевой “Волшебное слово”.

- Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий)

- Почему же всё изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым)

- Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).


Приложение № 1

- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и “полейте” своё семечко.

- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра “Комплименты” с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же – нельзя).

- Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и “посадить” своё дерево.

- Ещё минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.

- У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка своё имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.

- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.

- Кто не постесняется назвать эти качества?

- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?

- Прикрепите эти цветочки на деревья.

- У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами ещё раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.

- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам.

/Звучит песня Дорогою добра/


Приложение № 2

Клубный час

Мир человеческих отношений”





На классной доске помещён рисунок с изображением совы - символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов семь, расположены они в порядке радужного цвета - символа детской радости, счастья.

Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. В конвертах содержатся следующие задания.

  1. Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?

  2. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить Оля?

После того как ребята выскажут своё мнение, приведут свои примеры, воспитатель берёт листочек с ответом, который прикреплён к сове и читает “мнение” совы.


Приложение № 3

^ Работа с пословицами при проведении самоподготовки


1. Литературное чтение. Приём сравнение.

Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например:

В лесу лес не ровен, в миру – люди.

- Все были в лесу? Какие деревья растут в нём? (Ели, сосны, берёзы, дубы, осины)

- Чем же похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёзка кривая)

- Деревья в лесу все разные. Люди тоже разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек – это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

Задание: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:

  1. Друг не испытанный, что…

  2. Дурную славу нажить, как…

  3. За старой головой, как…

  4. Красавица без ума, что…

  5. Ласковое слово, что…

Сравнения для вставки: что кошелёк без денег, как за каменной горой, что орех не сколотый, как пить попросить, что маков цвет в огороде, что весенний день.


2. Русский язык. Имя прилагательное.

Вначале выясняем, что такое имя прилагательное, на какие вопросы оно отвечает.

Задание: вставьте пропущенные прилагательные в пословицы.

1. За (какой?) головой, как за каменной горой?

(Крепкой, большой, дурной, молодой, старой.)

2. (Какое?) слово, что весенний день?

(Умное, доброе, ласковое, хорошее.)

3. (Какая?) книга – лучший друг?

(Хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.)

4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь?

(Прочную, крепкую, хорошую.)

5. (Какой?) зверь далеко бежит?

(Молодой, старый, храбрый, трусливый, шустрый, пугливый, робкий.)


Приложение № 4

Сценарий праздника “Золотая волшебница осень”


1. Как хорошо в гостях у осени

Среди берёзок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес багрян и тих.

2. Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

3. Зима, красавица суровая,

Ты подожди, ты не спеши.

Деревья жёлтые, багровые

Как праздничны, как хороши!

4. И о тебе, зиме сверкающей,

Мы тоже песни будем петь,

Ты подожди, ведь мы пока ещё

Хотим на осень посмотреть!

5. Осень! Славная пора

Любит осень детвора

Сливы, груши, виноград

Всё поспело для ребят.

6. И арбуз увидев важный

Оживится детвора

И радушно скажет каждый

“Здравствуй, осени пора!”

7. Журавли на юг летят

Здравствуй, здравствуй, осень.

Приходи на праздник к нам

Очень, очень просим.

^ Вед. Давайте вместе позовём осень.

(выходит Осень)

Осень. Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Не виделись мы целый год,

За летом следом мой черёд,

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной?

Я пришла на праздник к вам

Петь и веселиться!

Я хочу со всеми здесь

Крепко подружиться.

(Звучит песня “Осень наступила”)


Приложение № 4

^ Осень. А пришла я к вам на праздник не одна, а с тремя братьями – месяцами. Узнайте их.

(выходят месяцы)

Сентябрь. Опустел наш школьный сад

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ

Что за месяц к вам пришёл?

Октябрь. Всё мрачней лицо природы

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

Ноябрь. Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег

А ещё похолодало

Льдом сковала воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи?

Осень. Молодцы, ребята! Правильно угадали братьев-месяцев. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте загадки.

1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень)

2. Кто осенью улетает, а весною возвращается? (Птицы)

3. Висит – зеленеет, падает – желтеет. Лежит – чернеет. (Лист)

Осень. Молодцы, ребята.

Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, да и лес разукрасил.

^ Октябрь. У меня тоже найдётся, чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье.

Ноябрь. А я должен подготовить всю природу к зиме. Совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы зимы.

Вед. Спасибо вам, месяцы. Ребята вас очень любят и приглашают на праздник.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов

Мы осень встречаем богатым урожаем.

Ребята, давайте отгадаем загадки и посмотрим, какие гости к нам пожаловали.

  • Я кругла и крепка, тёмно-красные бока,

Я гожусь на обед, и в борщи, и в винегрет. (Свёкла)

  • Разве в огороде пусто, если там растёт… (Капуста)

Приложение № 4

  • Отыскали наконец и зелёный … (Огурец)

  • Я красная девица, зелёная косица!

Собою я горжусь, и для всего гожусь. (Морковь)

  • Растёт на грядке зелёная ветка,

А на ней красные детки. (Помидор)

  • Захотелось плакать вдруг…

Слёзы лить заставил… (Лук)

  • Под кустом копнёшь немножко,

Выглянет на свет… (Картошка)

(выходят овощи)

^ Свёкла. Свёклу нужно для борща и для винегрета.

Кушай сам и угощай, лучше свёклы нету!

Капуста. Ах, какие вкусные пирожки капустные!

Зайчики – плутишки любят кочерыжки.

Огурец. Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный,

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно.

Морковь. Про меня рассказ не длинный:

Кто не знает витамины.

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку –

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор. Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его конечно пьём.

Лук. Я – приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям

Угадали? Я – ваш друг,

Я простой зелёный лук!

Картошка. Я, картошка так скромна – слова не сказала,

Но картошка так нужна и большим и малым.

^ Вед. Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, свежая капуста.

Осень. Молодцы, ребята, хороший урожай собрали.

Вед. Овощи, оставайтесь на нашем празднике. А ребятам я предлагаю сыграть в игру “Убери урожай”.

(Звучит песня “Осень постучалась к нам”)

Осень. А теперь я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный.

  • Кто собирает яблоки спиной? (Ёжик)

  • Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)

Приложение № 4

  • Кто меняет свою серую шубку зимой на белую? (Заяц)

Осень. Правильно.

Вед. А вот и белка, и зайчишка,

Колючий ёжик, бурый мишка!

Сейчас мы их сказать попросим,

Как все они встречают осень.

(выходят зверята)

Зайчик. Пора мне, зайчику, линять,

Пора мне шубку поменять.

Зимой быть серым не могу

Сеня заметят на снегу.

Ты, Осень, шубку мне найдёшь?

^ Осень. Найду, найду, потом придёшь!

Белка. А я спешу, спешу, спешу,

Я на сучках грибы сушу,

Орешков делаю запас…

Осень. Ну что ж, старайся, в добрый час!

Мишка. В берлогу скоро лягу спать,

За осенью – зима опять.

Пусть мне во сне приснится мёд!

Проснусь, когда весна придёт!

^ Осень. А ты что хочешь, ёж-ежишка?

Ёжик. Я тоже буду спать, как Мишка!

Я поохотился за лето,

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

^ Осень. Ну что же, всё у вас толково,

К холодным дням вы все готовы!

Вед. Ребята, давайте со зверятами поиграем в игру “Белки, зайцы, мыши”.

Вед. Молодцы, ребята! Порадовали Осень. А теперь представьте себе, что вы попали в осенний лес. Лес осенью не только красив, но и сказочно богат.

8. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

9. Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

И жёлт, и синь, и ал.

^ Вед. К нам на праздник пришли гости леса – грибы.

(выходят грибы)

Боровик. Смотрите все: я белый гриб,

Приложение № 4

Грибной военачальник!

К атласной шляпке лист прилип

Пожухлый и печальный.

Маслёнок. Весь на виду, возле сосен стою я, ростом с вершок.

Словно подсолнечным маслом пропитан, жёлт корешок.

^ Рыжик. Под тенью сосен расту под осень.

Меж иголок рыжих и зовусь я рыжик.

Вед. Ребята, вы хорошо знаете грибы? Можете их запомнить, если встретите? Давайте поиграем в игру “Грибы”.

Осень. Я вижу, вы любите осень и много о ней знаете. Ну а мне пора уходить и уступить место Царице – Зиме. Я прощаюсь с вами до следующего года.

10. Золотая волшебница осень,

Подожди, подожди уходить,

Ну, пожалуйста, мы тебя просим

Хоть немножечко с нами побыть.

11. Очень нравится нам любоваться,

Как листочки под солнцем горят,

Мы с тобой не хотим расставаться,

По душе нам твой пёстрый наряд.

12. Наша осень, правда, золотая,

Как её иначе назову?

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

13. Солнышко то прячется за тучку,

То раскинет жёлтые лучи,

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотою коркой хлеб в печи.

(Звучит песня “Скворушка прощается”)

Вед. На этом наш праздник заканчивается. А на прощанье Осень вам дарит свои подарки.


Приложение № 5

^ Календарный год русских народных примет,

обрядов и обычаев. Масленица


Месяц март связан в народном сознании, прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым весёлым разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную “соромную” неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия – весёлой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыплённого зимой – Мораной своего возлюбленного Леля – бога месяца мая. Лада шла, окружённая многочисленными спутниками полубожественного происхождения, а злую Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед. Красавица Лада и стала Масленицей, справляющей языческую тризну по умирающей зиме и всем, прежде почившим.

Вся масленичная неделя связана с поминовением родителей, что выражается в обычае печь блины. “Первая оттепель – вздохнули родители”, - говорилось в старину. Первый испеченный масленый блин клали на окошко – для родителей, приговаривая при этом: “Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!” На Масленицу издавна существовала традиция строить из снега и льда снеговиков, возводить снежные крепости, кататься на санках с гор.

В первый день Масленицы – понедельник – встречали праздник. Масленицу, наряжённую и разукрашенную лентами и тряпками, возили по деревне, снаряжая целый поезд из саней. Вторник назывался “заигрышем”. Народ играл и веселился, развлекаемый бродячими скоморохами. Специально возведённые “снежные городки” брались приступом, а иногда устраивались и кулачные бои “стенка на стенку”, что доставляло удовольствие и зрителям, и даже самим участникам. В масленичную среду – “лакомку” – начиналось великое объедание, а четверг всё съеденное запивалось, шёл самый широкий разгульный день, который назывался “разгуляй -четверг” или “широкий четверг”. Пятница называлась “тёщины вечёрки”. В этот день зятьям полагалось навещать тёщ. Суббота считалась
”золовкиными посиделками” (невестки приглашали к себе заловок). Оба эти дня в народе посвящены хождению по родне.

Но не всё коту Масленица – наступало воскресенье, последний день праздника, имевший несколько названий: “проводы”, “прощённый день”. На проводы сжигалось чучело зимы – Мораны. После народ расходился по домам, и начиналось “прощанье” – обряд, сохранившийся до нашего времени. Просили прощения и прощали других родные, знакомые, первые встречные. Обряд этот связан и с христианской традицией, известной с XVII столетия – прощённым воскресеньем. По народным приметам, если в воскресенье перед началом Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.

Приложение № 6

^ Сценарий праздника “Масленица”


Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие. Прошу к нам на представление. У нас сегодня будет много гостей. Вот спешит первая гостья.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в этой тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром.

(входит Зима)

Зима. Я очень рада, что мне представилась возможность открыть такой замечательный праздник. А пришла я не одна, а со своими братьями. Как их зовут, догадайтесь сами.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (декабрь)

Декабрь. В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу принёс.

Зима. Итак, 1-го моего брата зовут Декабрь. А теперь узнайте, как зовут 2-го брата.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица,

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

^ Январь. В январе, в январе

Много снегу на дворе

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

Зима. Суровый месяц январь. Не только снегу много, но и морозы стоят очень крепкие. А теперь отгадайте имя последнего моего брата.

Снег мешком валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели на деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Приложение № 6

Днём капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль)

Февраль. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах звонко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

^ Зима. Моё правление подходит к концу, пора передать власть Весне-Красне, она уже не за горами.

Ведущая. Входи, народ, становись у ворот, весну закликать, зиму провожать. И сколько зима не лютует, придёт и весенняя пора. Чтобы Зима не гневалась, ушла по-хорошему и в положенный срок, русский народ издавна устраивал её пышные весёлые проводы – Масленицу. Масленица – праздник встречи солнца и весны.

1 глашатай. К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ!

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

2 глашатай. Люди! Велено до вас

Довести в сей час указ,

Заготовленный самой

Нашей матушкой зимой.

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям города, села

Выходить на праздник.

1 глашатай. Спешите видеть,

Спешите смотреть,

Спешите на праздник к нам успеть.

Ведущий. На смену Коляде появляется другая русская красавица – Масленица. Она продолжает древнюю языческую традицию – восхваление хлеба и земледельческих работ, что и Коляда. Имя своё Масленица получила от обильной масленой еды, которой полагалось угощать всю неделю. Масленицу праздновали и в деревнях, и в городах, и в крестьянских избах, и в царских дворцах. В 1722 году Пётр I снарядил масленичный поезд из Всесвятовского села прямо в Кремль и пировал там 4 дня. Императрица Елизавета открывала Масленицу в селе Покровском. Екатерина II три дня праздновала её, устраивая маскарад. Этот праздник как бы соединяет зиму и лето и приходится обычно на конец февраля. Давайте и мы позовём все вместе Масленицу и споём песню.

(исполняется песня “Как на тоненький ледок”)

Нет, не идёт что-то Масленица. Как же мы будем без неё весну встречать? Видно придётся всем вместе её позвать.

Дорогая гостья Масленица,

Приложение № 6

Авдоньюшка Изотьевна,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, трёхаршинная,

Лента белая, двухполтинная,

Платок беленький, новолюдненький,

Шуба синяя, лапти красные,

Лапти частые, головастые.

Ведущий. Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.

(входит Масленица)

Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Мы рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны яркой. Надолго ль ты, масленица, к нам пришла?

Масленица. Всего на семь дней. Мой 1-й день – встреча, а последний – проводы.

Ведущий. Каждый день твой особенный. Понедельник – встреча с праздником, началом праздничных встреч. В этот день чучело Масленицы торжественно катали на санях по улицам.

Светит Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая.

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков.

Вот Масленица на двор въезжает,

Её девушки состречают,

Её красные состречают,

Её девушки ночевать оставляют.

Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель,

Оказалось – на семь дней.

А с чем, пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречают меня испокон века сытостью и довольством, ведь я знаменую праздник. Чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче год будет.

Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом и блином,

Да румяным пирогом.

Ведущий. Самые что ни есть масленичные потехи и забавы начинались во вторник масленичной недели, который назывался “заигрышем”. Люди катались с горок, ездили на санях. Это были прощальные зимние игры.

(игра “Успей передать”)


Приложение № 6

Среда называлась “лакомкой”. Есть у Масленицы вкусная примета. Это блины. Немыслима Масленица без блинов. Попросим и мы у неё угощения.


Тин, тинка, подай блинка,

Оладьишка – прибавышка.

Масленица, не скупися,

Масленым блином поделися.

Масленица. Блины печь – дело сложное.

Растворю я квашенку на донышке,

Поставлю квашенку на стол.

Будет моя квашенка полным-полна,

Полным-полна, с краями ровна!

Для выпечки блинов много секретов знать надо. Тесто ставят на снеговой воде на дворе, когда всходит месяц, да ещё приговаривают:

Месяц, ты, месяц!

Выгляни в окошко,

Подуй на опару!

Хороша опара уродилась, пора и блины печь.

А у нас сегодня Масленица,

На столе пирог да маслице,

А блиночки-то отличные,

Очень вкусные, пшеничные.

А окуночка сметанная,

Вся посуда деревянная,

Все столы у нас дубовые,

А напитки-то медовые,

Скатерти все самобраные,

Заходите гости званные.

Трынцы-брынцы,

Пеките блинцы,

Мажьте масленее,

Будут повкуснее.

(песня “Блины”)

Ведущий. Четверг назывался “широкий, или разгуляй”. Веселье усиливалось на улице, разгуливая с песнями или устраивая хороводы. Все катались на больших санях с горки. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лён. Вечером ходили с песнями ряженые.

Масленица. Со вьюном я хожу,

С золотым я хожу,

Помогите мне венок заплести,

Помогите мне, ребятушки!

(игра “Кострома”)

Кострома, моя Кострома!

Государыня моя Кострома!

Приложение № 6

У Костромушки – кисель с молоком,

Ещё с прибылью блины с творогом.

- Здорова, Кострома!

- Здоровенькая.

- Что ты делаешь!

- Кудельку пряду.

(припев)

- Здорова, Кострома!

- Здоровенькая.

- Что ты делаешь?

- Клубочки мотаю.

(припев)

- Здорова, Кострома!

- Здоровенькая.

- Что ты делаешь?

- Вязанье вяжу.

(припев)

- Здорова, Кострома!

- Здоровенькая.

- Что ты делаешь?

- Вас ловлю.

(ловит)

Масленица. Вот спасибо, потешили вы меня на славу.

Ведущая. В пятницу и субботу устраивали посиделки. В эти дни ходили к родственника в гости на блины. В городах устраивали маскарады. Популярным было катание на санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов. Продавали чай, блины, сладости.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели.

Прошла масленица,

Кончилось гуляньице.

Масленица – обманщица

Нагуляться не дала.

Все смеются, все шумят,

Все несутся в пляске.

Масленица, масленица!

Всё вокруг как в сказке.

У торговца, у торговца

Покупали мы обновки,

Щупали, да мерили

Глазам своим не верили.

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрёшки

На баранах, на быках,

Приложение № 6

Все с гостинцами в руках.

Ведущий. В воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот тоже называли проводы, “прощённый день”. Сооружали снежные городки. Поливали их водой. Происходило взятие таких городков. Смотреть эту потеху собирались все. В заключенье всех затей сжигали чучело Масленицы. Сооружали большой костёр. Чучело сжигали под пение подходящих песен.

Масленица. Я гуляла с вами,

Теперь села в сани

Пела и плясала,

Больно я устала.

Кончилось весельице,

Беритесь-ка за делице.

Наряжайте Сошеньку

Выехать на пашенку.

А со мной проститеся,

Блинами угоститеся.

Ведущий. Давайте попрощаемся с дорогой Масленицей. Уезжает она и увозит с собой снега сыпучие, да морозы трескучие. А мы будем встречать весну красную.

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Вкусными блинами,

Румяными пирогами,

Масленицу провожали,

Дорогую вновь приглашали.

Ты прощай, наша Масленица,

Наша Масленица широкая.

Ты не в среду пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье

Всю неделю веселье.

Ты пришла с добром

Со блинами, пирогами

Да с оладьями.

Мы каталися с горы

От зари и до зари.

А сегодня в воскресенье,

Наше кончилось веселье

Прощай, Масленица.



1 Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1998.


1 Волков Г.Н. Педагогика жизни. – Чебоксары, 1989.

2 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 Т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1998.






Скачать 491,9 Kb.
оставить комментарий
Дата04.03.2012
Размер491,9 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх