Учебно-методический комплекс по дисциплине icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 02. 1...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Формирование предпринимательской фирмы»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональные навыки менеджера» уфа-2011...
Учебно-методический комплекс по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания изобразительного искусства с...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «история воспитания и начального образования в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационный менеджмент» Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по решению профессиональных задач»...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой»


Филологический факультет


Кафедра русской и зарубежной литературы




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине

«Русская литературная критика и литературная критика в РБ»

для студентов 4 -5-го курсов ДО и ОЗО филологического факультета по специальностям: «032900.00 (050301.65) - Русский язык и литература», «050301.00 – Русский язык и литература. Иностранный язык», «050301.00 –Русский язык и литература. Культурология», «050301.00 – Русский язык и литература. Чувашский язык и литература», «033000.00 (050302.65) – Родной (татарский) язык и литература. Русский язык и литература»


^

Составители: к.филол. н.,

доцент П.М.Таракин,

к. филол. н., ст. преподаватель

О.И. Матвеева





Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры

"22" октября 2008 г.


Заведующий кафедрой_____________ профессор И.Е. Карпухин


Стерлитамак 2008-09

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Выписка из государственного образовательного стандарта……………………………….…2

  2. Учебная программа

    1. 2.1. Введение: цели и задачи дисциплины…………………………….………………...…3

    2. 2.2. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………..4

    3. 2.3. Содержание дисциплины……………………………………………………………….5

    4. 2.4. Методические рекомендации по организации изучения

    5. дисциплины……………………..……………………………………………………………8

2.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………..…...….8

  1. Рабочая программа

    1. 3.1 Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями

    2. образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и

    3. связанные с задачами воспитания…………………………………………………………12

    4. 3.2. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с

    5. указанием их объемов……………………………………………………………..……….19

    6. 3.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и

    7. дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы)

    8. преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и

    9. т.д.) и методические указания студентам (рекомендуемый режим и характер

    10. различных видов учебной работы, выполнение самостоятельной работы,

    11. курсовых работ и т.д.)……………………………………………………………………...20

  2. Материалы, устанавливающие содержание и порядок промежуточных и

итоговых аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации,

установленными образовательными стандартами ВПО).

Контрольные задания по проверке остаточных знаний

студентов…………………..………………………………………………………………...…….28

  1. Тексты (конспекты) лекций……………………………………………….…………………...35

  2. Электронный носитель с текстами (конспектами) лекций



1. Выписка из государственного образовательного стандарта:


^ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 032900 Русский язык и литература»

Квалификация учитель русского языка и литературы

Вводится в действие с момента переутверждения вместо

ранее утвержденного (14.04.2000 г., 367пед/сп).

УтверждЕН Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г.Свинаренко «31» января 2005 г. Номер государственной регистрации № 707 пед/сп (новый).

СОСТАВИТЕЛИ: Учебно-методическое объединение по специальностям педагогического образования.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методических советов по русскому языку и литературе 24 ноября 1999 г., протокол № 3, корректировки утверждены Учебно-методической комиссией по русскому языку и литературе.

Председатель Совета УМО

по специальностям педагогического образования В.Л. Матросов

СОГЛАСОВАНО:

Директор Департамента государственной

политики в образовании И.И.Калина



ДПП.Ф.12

История русской литературной критики

Проблемы специфики. Периодизация. Типологические и индивидуальные характеристики.




2. Учебная программа дисциплины

^ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ»


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РАЗДЕЛ:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ


2.1 Введение: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели дисциплины:

- дать целостное представление о русской критике как науч­но-художественной и научно-педагогической составляю­щей истории русской и мировой литературы, овладение которой позволит будущему педагогу реализовать цели и задачи его профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • последовательно рассмотреть становление русской крити­ческой мысли, отражающее идейную борьбу (художествен­ную, философскую, политическую) в русской литературе через сопоставление различных точек зрения на произве­дения русской классической литературы;

  • обратить особое внимание на тесную взаимосвязь русской критической, русской философской и русской социологиче­ской мысли, понимание которой позволит обеспечить разно­стороннее историко-культурное, историко-литературное об­разование на уроках литературы, истории и обществознания;

  • история русской критики обладает универсальными воз­можностями для формирования профессиональной деятель­ности педагога и учителя русского языка и литературы.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессио­нальной деятельности учителя русского языка и литературы: в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

  • использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;

в области культурно — просветительной деятельности:

-формирование общей культуры учащихся.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • историю русской критики как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли;

  • монографически творчество выдающихся русских критиков, принадлежащих к разным идеологическим направле­ниям, как многосторонне изученным, так и возродившим­ся для изучения в России в 90-е годы XX века;

  • близко к тексту фрагменты статей русских критиков, необходимые при работе с детьми и подростками над произведениями классиков русской и мировой литературы;

уметь:

- продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, эссе, обзор любого литературно-художественного издания, отзыв на литературное произведение, инсценировку, оригинальную пьесу, экранизацию.

владеть навыками:

  • аналитического подхода к художественному тексту и критическим отзывам о нем;

  • понимать, какие принципы и приемы литературного анализа использует критик при оценке художественного произведения; осознавать, в чем отличие непосредственных критических отзывов современников писателя от устоявшейся исторической оценки классических произведений.


^ 2.2 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

72

6. 10

Аудиторные занятия

36




Лекции

X




Практические занятия (семинары)

X




Лабораторные работы







Самостоятельная работа

36




Курсовые работы /рефераты







Вид итогового контроля

экзамен

экзамен


^ 2.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тематический план

Лекции

Сем.зан.




1 1.

Критика как особая область литературно-художественной деятельности. Периодизация русской литературной критики XVIII-XIX веков










2.

Основные направления критики XVIII века. Классицистическая критика







-

3.

Сентименталистская критика. Н.М. Ка­рамзин — «основатель русской критики»







-

4.

Литературная критика первой трети XIX-го века. Многообразие романтических течений в критике 1810-1830-х годов. Критика декабристов. П. А. Вяземский — теоретик романтизма










5.

Принципы «демократического романтизма» в критике. Становление русской философской критики. Литературно-критические взгляды Н.И. Надеждина










6.

Литературное движение 40-х годов. Концепция русского критического реализма в работах В. Г. Белинского.










7.

Революционно-демократическая критика Основополагающие работы Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д. И. Писарева










8.

Соотношение и борьба направлений в критике второй половины XIX века. Художественно-философское обоснование принципов эстетической критики










9.

Славянофильская критика и ее идеологическая платформа










10.

Органическая критика. Связь органической критики с философией немецкого идеализма












11.

Почвеническая критика в трудах Н.Н. Страхова










12.

Основные направления в русской критической мысли 70-80-х гг. XIX в.










13.

Критика символистов, и ее влияние на развитие русской литературы в ХХ веке










14.

Русская философско-идеалистическая критика конца XIX - начала XX века












^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Критика как особая область литературно-художественной деятельности. Периодизация русской литературной критики XVI1I-XIX веков.

Расцвет русской литературной критики в XIX веке. Ее взаимосвязь с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики. Роль критики в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XIX-го века. Значение ведущих журналов: «Отечественные записки», «Современник», «Русское слово», «Время», «Эпоха» и др.

^ II. Основные направления критики XVIII века.

Классицистическая критика XVIII век как период формирования русской литературной критики. Выделение критики как самостоятельной области литературных занятий. Нормативность ранней русской критики. Проблемы классицистической критики в трудах М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. Полемика между Ломоносовым

Развитие проблем классицистической критики в работах Г.Р. Державина.

Осознание критики как особой специфической области познания. Утверждение ее специфического места среди других наук.

Деятельность Н. Новикова как издателя. Н. Новиков – автор «Опыта исторического словаря о российских писателях».

Вклад Радищева в разработку гражданских позиций в рус­ской критике.

^ III. Сентименталистская критика. Н.М. Карамзин — «основатель русской критики»

Демократическое содержание этого направления. Борьба с нормативностью классицизма. Н.М. Карамзин — редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы». Положения сентименталистской критики в статьях «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?», «О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств». Развитие новых жанров в критических работах Карамзина. «Пантеон российских авторов» и его значение для истории литературы.

^ IV. Литературная критика первой трети XIX-го века

Многообразие романтических течений в критике 1810-1830-х годов. Критика декабристов. П.А. Вяземский как теоретик романтизма.

Литературно-критические выступления Жуковского и Батюшкова. Программа гражданского романтизма в критике декабристов: О. Сомова, В. Кюхельбекера, А.А. Бестужева. К. Рылеева. Появление новых жанров в критике декабристов. Черты декабристской романтической эстетики: требование высокой гражданственности литературы, борьба за самобытность литературы, отказ от западноевропейских влияний и заимствований, патриотизм. П.А. Вяземский как теоретик романтического направления.

^ V. Принципы «демократического романтизма» в критике.

Становление русской философской критики Литературно-критические взгляды Н.И. Надеждина Критика братьев Николая и Ксенофонта Полевых. «Московский телеграф» как орган «демократического романтизма». Основные этапы развития русской литературы в работах Н. Полевого. Статьи о Державине, Жуковском, Пушкине, Гоголе. Н.И. Надеждин – ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика с романтическими теориями Н. Полевого.

Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Надеждина. Объективные критерии искусства в эстетике Надеждина. Статьи Н. Надеждина о творчестве А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя.

Развитие идей Канта и Шеллинга в критике.

^ VI. Литературное движение 40-х годов. Концепции русского критического реализма в работах В.Г. Белинского

Теоретические положения в статьях Белинского: о сущности искусства, о художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Заслуги Белинского в создании нового взгляда на историю русской литературы и ее периодизации. Историко-литературная концепция в цикле о Пушкине. Развитие жанра годового обзора в критике Белинского. Белинский – идеолог «натуральной школы». Значение Белинского в истории русской критики.

^ VII. Революционно-демократическая критика. Основополагающие работы Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева

Н.Г. Чернышевский – лидер демократического движения в России 50-60-х годов. Материалистическая концепция диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Ведущая роль в журнале «Современник». Защита концепции критического реализма в борьбе с теорией «чистого искусства» («Очерки гоголевского периода русской литературы»). Требование объективности и правдивости в критике («Об искренности в критике»). Статьи о творчестве Некрасова, Огарева, Толстого, А. Островского, Щербины.

^ Н. Добролюбов. Концепция «реальной критики» в статьях Добролюбова об Островском, Тургеневе, Гончарове. Утилитарное толкование многих художественных вопросов в критике Добро­любова.

^ Д.И. Писарев – наиболее радикальный представитель демо­кратической критики. Соотношение идейно-эстетических взглядов Писарева с взглядами Чернышевского и Добролюбова. Оценка Писаревым образа Катерины из «Грозы» Островского, о женских образах Гончарова, Писемского, Тургенева. Участие Писарева в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Статьи Писарева «Разрушение эстетики» и «Посмотрим», «Пушкин и Белинский».

^ VIII. Соотношение и борьба направлений в критике второй половины XIX века. Художественно-философское обоснование принципов эстетической критики.

Различные принципы оценки русской литературы в критике этих лет («революционно-демократической», «эстетической», «органической, «почвенической», «славянофильской). Ведущие периодические издания этого периода: «Современник», «Русское слово», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Дело», «Время», «Эпоха».

Эстетические принципы оценки литературного произведения в работах Дружинина. Теория «чистого искусства» и ее обоснование в статьях Дружинина – «А.С. Пушкин и последнее из­дание его сочинений», «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения».

В.П. Боткин – продолжатель идей Белинского в критике первой половины 50-х годов. Переход на позиции чистого искусства. «Стихотворения А.А. Фета». Литературно-критические и общественные взгляды П.В. Анненкова в статьях: «О мысли и произведениях изящной словесности», «О значении художественных произведений для общества», «О литературном типе слабого человека», «О деловом романе в нашей литературе», «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л.Н. Толстого «Война и мир».

^ IX. Славянофильская критика и ее идеологическая платформа

Философские и идеологические взгляды славянофилов. Художественное творчество славянофилов.

Направление журнала «Русская беседа». Выступления в журнале А.И. Хомякова («Предисловие», «Замечание на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление»), К. Аксакова («О русском воззрении», «Обозрение современной литературы», «О повести г-жи Кохановской «После обеда в гостях», «О драме г. Писемского «Горькая судьбина»), И. Аксакова (Несколько слов о Гоголе»), И. Киреевского («О необходимости и возможности новых начал для философии»).

^ X. Органическая критика. Связь органической критики с философией немецкого идеализма

«Органическая критика» Ап. Григорьева. Оценка творчества А.Н. Островского в критике Ап. Григорьева. Статьи: «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина», «И.С. Тургенев и его деятельность», «После « Грозы» Островского», Деятельность Ап. Григорьева в журнале братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Основные положения «органической критики» в работах: «О правде и искренности в искусстве» и «Взгляд на основы, значение и приемы в современной критике искусства».

^ XI. «Почвенническая критика» в трудах Н.Н. Страхова Сотрудничество Н.Н. Страхова в журналах «Время» и «Эпоха». Статья Н.Н. Страхова «Бедность нашей литературы». Идейная и личная близость Н.Н. Страхова с Ф. Достоевским и Л. Тол­стым. Оценка Страховым романа Достоевского «Преступление и наказание». Н.Н. Страхов как первый критик романа Л. Толсто­го «Война и мир» (4 статьи о романе). Н. Страхов о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

^ XII. Основные направления в русской критической мысли 70-90-х гг. XIX века

Возникновение народнической критики (Михайловский, Скабичевский, Лавров, Ткачев). Социал-демократическая критика (Г. Плеханов). Споры о наследстве 60-х годов. Писательская критика в выступлениях и публикациях Л. Толстого, И. Турге­нева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Г. Успенского. М.А. Антонович. Участие в полемике вокруг романа «Отцы и дети». Статья «Асмодей нашего времени».

В. Зайцев – представитель радикальной демократической критики Н.В. Шелгунов. Критик-демократ социологического направления. Статья «Люди 40-х и 60-х годов» о героях-разночинцах.

«Вестник» и «Устои». Идейное влияние Н.К. Михайловского на современников. Оценка творчества Некрасова, Щедрина, Достоевского, Толстого, Г. Успенского в статьях Михайловского. Особенности критического метода Михайловского.

A.M. Скабичевский – соратник Михайловского в народнической критике. Г.В. Плеханов – представитель социал-демократического течения в литературоведении критике. Концепции раннего марксизма.

^ XIII. Критика символистов и ее влияние на развитие русской литературы XX века

Религиозно-идеалистические тенденции в литературоведении и критике В.В. Соловьева («Кризис западной философии). Пересмотр эстетических материалистических концепций 40-60-х годов («Красота в природе», «Общий смысл искусства»). Новое прочтение Достоевского как пророка и апостола русской духовности («Три речи в память Достоевского»). Религиозно-христианская трактовка смысла и значения русской поэзии («Судьба Пушкина», «О лирической поэзии»).

Минский Н.М. как основоположник идей символизма в критике и литературе (статья «Старинный спор»). Отстаивание принципа «свободы» искусства от общественной жизни. Объяснение специфики искусства преобладанием субъективных тенденций в фантазии художника. Утверждение идей агностицизма и иррационализма в искусствознании.

^ XIV. Русская философско-идеалистическая критика конца XIX – начала XX века

Религиозно-христианские литературные концепции в работах В.В. Розанова: («Легенда о великом инквизиторе...», «О Гого­ле», «Пушкин и Гоголь», «Заметки о Пушкине»). Оценка новых явлений в русской литературе («Декаденты»). Русская литература XIX-го века в интерпретации В. Розанова. Переосмысление значения критиков-шестидесятников в статье «Три момента в развитии русской критики». Полемика с Вл. Соловьевым по поводу судьбы и личности Пушкина, Лермонтова, Гоголя в статьях В. Розанова «Вечно печальная дуэль» (о Лермонтове) и «Гоголь и Пушкин ».

Утверждение общечеловеческих, религиозно-индивидуалистических критериев оценки литературных явлений в книге «Русские критики» (1896) А.Л. Волынского. Новая оценка творчества Пушкина и Гоголя. Высокая оценка творчества Достоевского. Особенности эстетики раннего символизма.

Развитие концепций раннего символизма в критике Д.С. Мережковского. Утверждение идей неоидеализма и иррационализ­ма. Новая интерпретация принципов классического реализма. («О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»). Пересмотр оценок русской классической критики. Д.С. Мережковский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Чехове и др. Работа Мережковского «Толстой и Достоевский».


^ 2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «История русской критики» является подразделом дисциплины «История русской литературы». Преподается с опорой на знания студентов по фольклору, теории литературы, истории русской и зарубежной литературы. История русской критики дает практические навыки работы с художественным текстом и критическими работами о художественных текстах. Эффективны такие формы практической и самостоятельной работы, как написания творческих критических работ различных жанров, таких, как рецензия, обзор периодических изданий, критический отзыв.

Обновление содержания образования касается, прежде всего, систематизации знаний учащихся, эффективного функционального использования новейших информационных технологий для привития студентам культуры чтения, культуры общения, формирования эстетического вкуса и развития критического мышления, а также для более продуктивного овладения профессио­нальными навыками педагога, учителя русского языка и литературы.


^ 2.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

  1. Прозоров В.В. История русской критики.– М.: Высшая школа, 2003.

  2. История русской литературной критики в 2-х томах. СПб., 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. В 2 т.– М.,1998.

  2. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция, стиль. – Л., 1980.

  3. Бочаров А.Г. Жанры литературно-художественной крити­ки. – М., 1982.

  4. Березина В.Г. Этюды о Белинском – журналисте и крити­ке. – СПб., 1991.

  5. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х го­дов. – Л., 1991.

  6. Соколов Н.И. Критики и литература. Из истории русской литературы и критики второй половины XIX в. – Л., 1977.

  7. Прозоров В.В. Д.И. Писарев. – М., 1984.

  8. Коновалов В.Н. Литературная критика народничества. – Казань, 1978.

  9. Русская наука о литературе в конце XIX – начале XX в. – М., 1982.

  1. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. – С. 111-438.

  2. Горбанев НА. Плеханов в литературной борьбе начала XX века. – Махачкала, 1972.

  3. Проблемы теории литературной критики: Сб. статей/ Под ред. П. Николаева, Л. Чернец. – МГУ, 1980.

  4. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков. – МГУ, 1994.

ТЕКСТЫ:

  1. М.В. Ломоносов. «Письмо о правилах российского стихо­творства», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», «Рассуждение об обязанностях журналистов» (Хресто­матия).

  1. В. К. Тредиаковский. «Письмо к приятелю о пользе гражданству от поэзии», «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (Хрестоматия).

  2. А. П. Сумароков. «К несмысленным рифмотворцам». «Критика на оду». Г.Р. Державин. «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» (Хрестоматия).

  3. Н. Новиков. «Опыт исторического словаря о российских писателях». Полемика Н. Новикова с журналом «Всякая всячи­на» (Хрестоматия).

  4. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. – М., 1982.

  5. Литературно-критические работы декабристов. - М., 1982.

  6. Декабристы. Эстетика и критика. – М., 1991.

  7. Батюшков К.Н. Нечто о поэте и поэзии. – М., 1985.

  1. В. А. Жуковский — критик. - М., 1985.

  2. Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М., 1985.

  3. Вяземский ПЛ. Эстетика и литературная критика. – М., 1984.

  4. Полевой Н.А., Полевой Кс. А. Литературная критика. – Л., 1990.

  5. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. – М.,1972.

  6. А.С. Пушкин – критик. – М., 1978.

  7. Н.В. Гоголь о литературе. – М., 1952.

  8. Русская критика от Карамзина до Белинского. – М., 1981.

  9. Белинский В.Г. Собр. соч. в 9 т. – М., 1976-1983. Т. 1-9.

  10. Герцен об искусстве. – М., 1954.

  11. Русская эстетика и критика 40-50-х гг. XIX века. – М., 1982.

  12. Хомяков А.С. О старом и новом. – М., 1988.

  13. Киреевский И.В. Критика и эстетика. – М., 1979.

  14. Киреевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  15. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. - М.: Современник, 1982.

  16. Григорьев An. Искусство и нравственность. – М., 1986.

  17. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. – М., 1988.

  18. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма. – М.,.1984.

  19. Страхов Н.Н. Литературная критика. – М., 1984.

  20. Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т. - 1981.

  21. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода рус­ской литературы. – М., 1984.

  22. Добролюбов НА. Собр. соч. Собр. соч.: В 3 т. – М.,1950-1952.

  23. Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике. - Л., 1990.

  24. Достоевский Ф.М. О русской литературе. – М., 1987.

  25. Салтыков-Щедрин М.Е. Литературная критика. – М.,1982.

  26. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. – М.,1986.

  27. Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX – начала XX века. – Л., 1989.

  28. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоев­ском: Творчество Достоевского русской мысли 1881-1931 г. Сб. статей. – М.,1990. – С. 74-85.

  29. Мережковский Д.С. Акрополь. Избранные литератур­но-критические статьи. – М., 1991.

  30. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследова­ния разных лет. – М., 1991.

  31. Соловьев B.C. Литературная критика. – М., 1990.

  32. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная кри­тика. – М., 1991,

  33. Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989.

  34. Розанов В.В. Сочинения. – М., 1990.

  35. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литера­турно-эстетические работы разных лет. – М., 1990.

  36. Анненский И. Книги отражений. – М., 1979.

  37. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства. В 2 т. – М., 1978.

  38. Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, ста­тьи, рецензии. – М., 1990.

  39. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины:
    Сб. статей о русской революции. – М., 1991.

  40. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX – начала XX века: Хрестоматия. – М., 1982.

  41. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук. – Л., 1991.


Темы рефератов

  1. Aп. Григорьев, Д.И. Писарев о драме А.Н. Островского «Гроза».

  2. Статья А.П. Григорьева «Искусство и нравственность».

  3. Принципы славянофильской критики в статьях К. Аксакова о Гоголе.

  4. Представители славянофильской критики. Их идеологическая и художественная концепция.

  5. Критика официальной народности. Шевырев как главный идеолог критики официальной народности.

  6. Статьи Шевырева о Гоголе, Лермонтове и Пушкине.

  7. Становление мироовоззрения Н.Н. Страхова.

  8. Статьи Н. Страхова о Достоевском. Роль Н. Страхова в жизни Достоевского.

  9. Статьи Страхова о Толстом. Их историческое значение.

  10. Символистская критика. Ее главные положения.

  11. В. Соловьев как идеолог символистской критики. В. Соловьев и Ф.М. Достоевский.

  12. Статьи В. Соловьева о Пушкине и Лермонтове.

  13. Д. Мережковский о Гоголе. Своеобразие критических оценок Мережковского.

  14. Д. Мережковский о Толстом и Достоевском.

  15. Мережковский и Михайловский о Достоевском.

  16. В. Розанов о литературе. Общая характеристика миро­воззрения В. Розанова.

  17. Статьи Розанова о Пушкине, Лермонтове и Гоголе.


^ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебные и методические пособия (учебники, учебно-методи­ческие пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).

  1. Прозоров В.В. История русской критики. – М.: Высш. школа, 2003.

  2. Чернец Л.В. Учебно-методическое пособие по истории русской критики «Как наше слово отзовется». – М.: Изд. МГУ, 1998.

  3. Видеоматериалы диспутов современных критиков о рус­ской литературе.

  4. Полемика современных критиков в электронном издании журнала «Русика» в интернетсайте. Электронный адрес:


^ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованные аудитории;

  • комплект научно-критической и художественной литературы;

  • аудио и видеозаписи произведений, рассматриваемых в курсе истории русской критики;

  • технические средства обучения;

  • аудио-, видеоаппаратура.



^ СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО

КОНТРОЛЯ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И

ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Формы текущего контроля

Устные: коллоквиум по критическим статьям:

  1. В.Г. Белинский. Становление эстетических взглядов Бе­линского. А.В. Дружинин о достоинствах и недостатках критики 40-х годов.

  2. Личность и судьба Ап. Григорьева. Ап. Григорьев – гла­ва русской критики, по выражению А. Блока.

  3. Осмысление романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» в критических работах Н.Н. Страхова.

  4. В. Соловьев о Пушкине. Литературно-критическая поле­мика вокруг статьи «Судьба Пушкина».

  5. Осмысление судьбы Лермонтова в статьях Мережковско­го, Соловьева и Розанова.

Письменные:

  1. Аннотация книги или отдельного произведения.

  2. Обзор одного из периодических изданий.

  3. Рецензии на художественные произведения (поэтические, прозаические, сценические постановки, художественные и доку­ментальные кинофильмы), появившиеся за последние 6 месяцев.

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ИЛИ ЭКЗАМЕНУ

Вопросы для зачета по «Истории русской критики»

  1. Критика как наука. Отличительные свойства критики.

  2. Связь критики с другими научными дисциплинами: лите­ратуроведением, историей литературы.

  3. Зарождение критики в России. Общая характеристика русской критики XVIII века.

  4. М.В. Ломоносов — критик.

  5. Антиох Кантемир как критик.

  6. Взгляды на литературные произведения В.К. Тредиаковского.

  7. Сумароков о функциях критики.

8. Деятельность Н. Новикова как журналиста и критика.

9. Жанры критики. Начало формирования жанра «рецензия».

  1. Трактат В.А. Жуковского «О критике».

  2. Деятельность Н.М. Карамзина как критика и журналиста.

  3. Критические работы Карамзина о русской литературе.

  4. Общая характеристика критики декабристов.

  5. Кюхельбекер, Бестужев-Марлинский, Рылеев – критики.

  6. О жанрах критики в критике декабристов.

  7. Общая характеристика критики демократического ро­мантизма.

  8. П.А. Вяземский и его роль в русской критике.

  9. Начало формирования русской философской критики. Влияние немецкой философии на русскую критику.

  10. Деятельность Н. и К. Полевых в русской критике и жур­налистике.

  11. Статьи Н. Полевого как образец романтической критики.

  12. Деятельность Н.И. Надеждина в русской журналистике.

  13. Своеобразие взглядов Н, Надеждина на оценку литера­турных произведений. Статьи Н. Надеждина о Пушкине и Гри­боедове.

  14. Критические работы А.С. Пушкина. Взгляды Пушкина на взаимоотношения писателя и критика.

  15. Историческая роль В.Г. Белинского в формировании русской критики.

  16. Ю. Айхенвальд о Белинском.

  17. А.В. Дружинин о Белинском.

  18. В. Белинский о Пушкине.

  19. В. Белинский о Гоголе.

  20. В. Белинский о Лермонтове.

  21. Эстетическая критика А.В. Дружинина.

  22. Основные положения статьи А.В. Дружинина «Критика гоголевского периода русской литературы и ...».

  23. Работы П.В. Анненкова о произведениях Тургенева и Гончарова.

  24. Статья Дружинина о романе И. Гончарова «Обломов» или любая статья по выбору экзаменующегося.

  25. Статья В.П. Боткина «Стихотворения Н. Некрасова»

  26. Сравнительная характеристика статей Н.Г. Чернышев­ского и П.В. Анненкова о герое произведения Тургенева «Ася».

  27. Принципы «органической критики» в статье Ап. Григорьева «Критический взгляд на основы, значение и приемы со­временной критики искусства».

  28. Деятельность Ап. Григорьева в молодой редакции «Мо­сквитянина».

  29. An. Григорьев, Д.И. Писарев о драме А.Н. Островского «Гроза».

  30. Статья А.П. Григорьева «Искусство и нравственность».

  31. Принципы славянофильской критики в статьях К. Акса­кова о Гоголе.

  32. Представители славянофильской критики. Их идеологи­ческая и художественная концепция.

  33. Критика официальной народности. Шевырев как глав­ный идеолог критики официальной народности.

  34. Статьи Шевырева о Гоголе, Лермонтове и Пушкине.

  35. Становление мироовоззрения Н.Н. Страхова.

  36. Статьи Н. Страхова о Достоевском. Роль Н. Страхова в жизни Достоевского.

  37. Статьи Страхова о Толстом. Их историческое значение.

  38. Символистская критика. Ее главные положения.

  39. В. Соловьев как идеолог символистской критики. В. Со­ловьев и Ф.М. Достоевский.

  40. Статьи В. Соловьева о Пушкине и Лермонтове.

  41. Д. Мережковский о Гоголе. Своеобразие критических оценок Мережковского.

  42. Д. Мережковский о Толстом и Достоевском.

  43. Мережковский и Михайловский о Достоевском.

  44. В. Розанов о литературе. Общая характеристика миро­воззрения В. Розанова.

  45. Статьи Розанова о Пушкине, Лермонтове и Гоголе.



^ 3. Рабочая программа дисциплины

« РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА В РБ»


3.1 Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами воспитания


Введение


Настоящая рабочая программа составлена с опорой на примерную программу дисциплин предметной подготовки и на «типовую» программу курса «История русской литературной критики» (Составитель 1 раздела В.И. Кулешов, ответственный редактор Б.Ф. Егоров), утвержденную Управлением учебных заведений Министерства просвещения СССР (М., 1987) в качестве руководства для преподавателей и студентов филологических факультетов педагогических институтов.

Учебная программа определяет содержание и объем общего лекционного материала, практических занятий и самостоятельной работы студентов по истории русской литературной критики от 18 до последних десятилетий 19 века. Она состоит из пояснительной записки, содержательной части и перечня источников, учебников, учебных пособий, хрестоматий, монографий и статей по данной дисциплине.

Составитель учебной программы полагает, что «типовая» программа не может быть догмой. Поэтому, учитывая достижения современной науки и региональную специфику педвуза, в программу внесены некоторые коррективы в ее содержание. В целом сохраняется традиционное деление русской литературной критики на несколько этапов ее развития, имеющих непосредственную связь с общественно-политическими, идейными, философскими, эстетическими и нравственными исканиями той или иной эпохи.

В определении природы критики мы исходим из мысли В.Г. Белинского о том, что «критика… есть сознание действительности, сознание философское, а искусство – сознание непосредственное».1 Через систему социологических и теоретико-литературных понятий и категорий она, по словам Достоевского, разбирает то, что искусство представляет только в образах.2 Специфика критика как науки определяется ее диалектической связью со своим предметом – литературой. Как пишет Ю. Борев, критика «осуществляет себя» на границе» искусства и эстетики и переводит художественную речь в иную семиотическую систему».

Русская литературная критика, прошедшая в своем поступательном движении этапы возникновения, становления и оформления в качестве самостоятельной научной дисциплины, неотделима от существовавших в русской литературе 18-19 веков направлений и художественных методов. Она рассматривается как теоретическое самосознание и способ утверждения классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма.

Русская литературная критика явление неоднородное. При всех существующих различиях между собою критики «реальной», «эстетической», «органической», «субъективно-социологической» и т.д., все они, однако, имеют общий центр притяжения. Этот центр – критико-эстетическая система В.Г. Белинского, фундамент русской классической литературной критики. В нем – «интеграция всех предшествующих достижений, в нем же – исток ее последующих ответвлений и разновидностей».1

Цель курса – выявить своеобразие русской литературной критики 18-19 веков, связь каждого этапа ее развития с предыдущими достижениями критической мысли и прогностическую направленность на последующие эпохи, определить то колоссальное влияние, которое, несомненно, имела литературная критика на русскую литературу и общественную жизнь.

Среди учебных дисциплин, изучаемых будущими учителями-словесниками, литературной критике принадлежит особое место. Она дает возможность студентам соприкоснуться с первоначальной оценкой литературного произведения, глубже вникнуть в дух литературной борьбы 18-19 веков, отчетливее представить идейные и эстетические искания русских писателей и критиков названных столетий.

История русской литературной критики необычайно богата, и в относительно кратком курсе невозможно охватить всего ее многообразия. Поэтому лекционный курс должен быть ориентирован на выявление общих закономерностей развития русской литературной критики, на изучение наиболее видных ее представителей – В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Изучение критического наследия других авторов предоставлено самостоятельной работе студентов.

РАЗДЕЛ 1


История русской литературной критики XVIII-XIX веков
Введение

Литературная критика как научная дисциплина, предмет критики. Основные пособия, исследования. Задачи курса. Методологические, художественные аспекты критики, авторская индивидуальность, жанры, стили, периодизация.

Критика как логико-понятийная форма познавательной деятельности. «Критика… есть сознание действительности», «сознание философское, а искусство – сознание непосредственное» (В.Г. Белинский. Речь о критике).

Предмет литературной критики. Диалогический характер критики со своим предметом. Сложное взаимодействие между критикой и литературой.

Функции литературной критики. Ценностно-ориентационная и коммуникативная ее направленность.

Связь критики с другими формами общественного сознания: эстетикой, журналистикой, публицистикой, литературоведением. Сочетание в критике эстетических и общественно-политических оценок.

Основные этапы изучения истории русской литературной критики XVIII-XIX веков в отечественном литературоведении.

Литературная критика XVIII века

Начальная стадия формирования русской критики. Основные направления и периоды истории критики XVIII века. Классицистическая, сентиментальная критика и критика просветительского реализма (условность названия и научные споры по этому вопросу). Постепенное выделение критики как самостоятельного рода литературных занятий. Зачатки критики профессиональной. Появление жанров критического обзора, статьи, рецензии. Связь с эстетическими нормами разных литературных эпох.

Роль классицистической критики в утверждении зарождающейся новой русской литературы. Классицистическая критика как программа нового литературного направления на протяжении ¾ XVIII века. Нормативность – ее основное качество. Вычленение литературной критики из теории литературы, поэтики и риторики.

Критическое наследие русских писателей-классицистов, их индивидуальные особенности.

Филологические изыскания В.К. Тредиаковского. Его требования соблюдать грамматическую правильность и логическую последовательность, единство стиля и истины повествования, выдержанности жанровых форм, правильного употребления мифологии. Зачатки истории русской литературы в статье «О древнем, среднем и новом стихотворении российском».

Обращение М.В. Ломоносова к вопросам эстетики, его размышления о законах развития искусства как законах проявления прекрасного в жизни («Трактат о происхождении красок и цвета»). Значение трудов М.В. Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства», «Краткое руководство к красноречию» («Риторика»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» и др. для разработки основных понятий и приемов классицистической критики. Связь критики Ломоносова с актуальными вопросами («О нынешнем состоянии словесных наук в России», «Рассуждение об обязанностях журналистов…»), Ломоносов о нравственных требованиях к критике.

Критико-публицистическая деятельность А.П. Сумарокова. Его эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве» как программа его классицистических убеждений. Грамматико-языковая ориентация критических статей Сумарокова. Разборы од Ломоносова. Формирование эстетического кодекса русского классицизма в статьях «К несмысленным рифмотворцам», «О стопосложении», «Критика на оду». Значение деятельности А.П. Сумарокова как критика и издателя «Трудолюбивой пчелы».

Значение полемики между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросам о «высоком» и «среднем» слоге.

Критическая система просветительского реализма, ее отличия от классицистической.

Н.И. Новиков в полемике о характере и задачах сатиры между «Трутнем» и «Всякой всячиной». Его опыт словаря о российских писателях».

Современные споры по поводу определения понятия «просветительский реализм». Общие черты в критической деятельности Н.И. Новикова, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина. Связь А.Н. Радищева с этой группой писателей и критиков. Возвышение им Ломоносова как символа духовной мощи русского народа. Значение трактата А.Н. Радищева «О человеке, о его смертности и бессмертии» для реалистического обоснования эстетики. Вклад Радищева в разработку высокого гражданского стиля («Памятник дактилохореическому витязю…»). Литературно-критические темы в «Путешествии из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин как основоположник русского сентиментализма. Белинский о Карамзине как «основателе критики в русской литературе». «Московский журнал» и «Вестник Европы» под редакцией Карамзина. Разработка Карамзиным жанра рецензии, литературного портрета. Статьи на историко-литературные темы, отклики на произведения Руссо, Ричардсона, Лессинга, Богдановича. Историко-литературное значение работы "Пантеон российских авторов". Учение Карамзина о критике как о «науке вкуса». Разработка основных категорий эстетики сентиментализма в статьях «Мысли об уединении», «Что нужно автору?», «Отчего в России мало авторских талантов?» и др.

Литературная критика XIX века

Становление русской критики в первые три десятилетия XIX века. Обусловленность его событиями Великой Французской революции, Отечественной войны 1812 года, становлением романтизма, противоборством различных эстетических систем. Путь собственного самоосознания и определения в духовной жизни общества. Взаимодействие критики с ведущими литературными направлениями. Формирование ее основных приемов и жанров.

Эстетика и критика «новой школы», ниспровергавшей каноны классицизма. Полемика о старом и новом слоге между «шишковцами» и «карамзинистами». Формирование двух литературных организаций: «Беседы любителей русского слова» (1811-1816) и «Арзамаса» (1815-1817). Спор вокруг творчества Жуковского и Катенина между Гнедичем и Грибоедовым.

^ Романтические течения в критике. 1810-1820-е годы .

Критика гражданственного романтизма. Трактат О. Сомова «О романтической поэзии». Основные черты декабристской романтической критики. Противоречия декабристской критики в ее отношении к Жуковскому, Карамзину, Пушкину. Элементы классицизма в ней. Роль альманахов «Полярная звезда», «Мнемозина» и журналов «Сын Отечества», «Соревнователь просвещения и благотворения» как органов гражданского романтизма декабристов. Индивидуальные особенности Кюхельбекера, А.А. Бестужева, Рылеева как критиков. Спор В.К. Кюхельбекера с «элегическим» романтизмом В.А.Жуковского («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Значение обзоров литературы в статьях А.А. Бестужева; построение истории русской литературы с точки зрения идей гражданского свободомыслия. Близость П.А. Вяземского-критика к декабристам. Его участие в «Московском телеграфе». Жанровое своеобразие критических трудов декабристов: от монографических рецензий и статей-портретов к обзорной статье и проблемной статье.

Особенности романтической критики братьев Николая и Ксенофонта Полевых. Журнал «Московский телеграф» как орган новой разновидности романтизма. Антидворянские тенденции в критике Полевых, идеализация купечества, мещанства. Выступление Н.А. Полевого против вкусовой критики и против «литературной аристократии». Н.А. Полевой о новых правилах творчества: «Нынешнее состояние драматического искусства во Франции», «О новой школе в поэзии французов», «О романах Виктора Гюго и вообще о новых романах»; противоречивость и компромиссность его суждений. Своеобразие его оценок «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» Пушкина, «Миргорода», «Ревизора» и «Мертвых душ» Гоголя. Закрытие «Московского телеграфа» и переход Н.А. Полевого в лагерь «официальной народности». Вклад К.А. Полевого в критическую программу направления «Московского телеграфа». Статьи «О русских романах и повестях», «О направлениях» и партиях в литературе». Противоречивость К.А. Полевого в полемике с Белинским.

«Московский вестник», «Московский наблюдатель» – органы направления философского романтизма. Поиски его представителями «верховной идеи» критики, увлечение Шеллингом. Труд С.П. Шевырева «Разговор о возможности найти единый закон для изящного». Д.В. Веневитинов о философии как высшей поэзии: «Анаксагор, беседа Платона», «Несколько мыслей в план журнала». Особенности оценки Веневитиновым первой и второй глав «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Критика В.Ф. Одоевским эмпиризма и бессистемности в суждениях об изящном. Плодотворность философской оценки общего пафоса творчества Пушкина в ранних статьях И.В. Киреевского: «Нечто о характере поэзии Пушкина», «Обозрение русской словесности за 1829 год». Киреевский как издатель журнала «Европеец».
^ На подступах к реалистической критике. 1820-1830-е годы

Н.И. Надеждин как издатель журнала «Телескоп» и предтеча Белинского. Он «первый прочно ввел в нашу мыслительность глубокий философский взгляд» (Н.Г. Чернышевский). Критика им литературы русского романтизма, не удовлетворявшего его субъективизм, теорией бессознательности и стихийности, отрывом от действительности. Концепция русского искусства, изложенная в диссертации «О начале, сущности и судьбах поэзии, романтической называемой» (1830), в которой видно стремление к реалистической трактовке искусства: «Где жизнь, там искусство», и к признанию объективности красоты. Проблема народности в его отзывах о современной литературе. Надеждин о необходимости синтеза романтизма и классицизма. Полемика «Телескопа» с «Московским телеграфом». Противоречивость Надеждина. Недооценка «Евгения Онегина». Сдача позиций Надеждиным после закрытия «Телескопа».

А.С. Пушкин-критик. Его высказывания о сущности критики, ее значении. Вклад Пушкина в разработку реалистической критики: «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова», «Драматическое искусство родилось на площади», «О русской литературе, с очерком французской», «Причины, замедлившие ход нашей словесности», «О народности в литературе». Пушкин о народности драмы, о характерах у Шекспира, об историзме у Вальтера Скотта. Борьба с реакционной журналистикой. Пушкин – издатель журнала «Современник». Отзыв Пушкина о Белинском.

Н.В. Гоголь – критик. Гоголь о народности Пушкина («Несколько слов о Пушкине»), о задачах современной ему драматургии («Петербургские записки 1836 года»). Концепция общего развития русской литературы в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846). Выделение Гоголем в русской литературе сатирической линии, жанра басни, приемов гротеска. Следы влияния Белинского в этой статье.




оставить комментарий
страница1/11
Дата28.01.2012
Размер3.27 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
хорошо
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх