Учебно-методический комплекс по дисциплине Формы и жанры публицистики для специальности 050504 Журналистика (шифр, специальность) Усть-Каменогорск, 2005 г icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине Формы и жанры публицистики для специальности 050504 Журналистика (шифр, специальность) Усть-Каменогорск, 2005 г


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине Возрастная анатомия...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая психология ( наименование дисциплины) для...
Учебно-методический комплекс по введению в журналистику для специальностей 050504 «Журналистика»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность» для специальности: 050902...
Учебно-методический комплекс по Истории химии для специальности 050112 «Химия» Усть-Каменогорск...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика» для специальности 050116 «География»...
Учебно-методический комплекс по языки программирования и методы трансляции наименование...
Учебно-методический комплекс по введению в специальность для специальности 050114 История...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Алгоритмы и структуры данных» для специальности:...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум на компьютере» для специальности 050602...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум на компьютере» для специальности 050111...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. С. АМАНЖОЛОВА


Институт филологии и журналистики


кафедра мировой литературы и журналистики


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине Формы и жанры публицистики


для специальности

050504 Журналистика

(шифр, специальность)


Усть-Каменогорск, 2005 г.


Составители: Кисленкова В.С. УМК обсужден на заседании кафедры мировой литературы и журналистики

Протокол № 6

от 2 февраля 2005 г.

УМК одобрен на заседании методического совета

института Протокол №3 от 7 февраля 2005 г.


Аннотация УМК:

Данный курс читается студентам 1 курса после «Введения в журналистику». Он дает комплексное представление о жанровой системе публицистики, ее основных формах и видах. Студенты знакомятся с важнейшими признаками жанров, их историческим развитием и современными особенностями.

Цель данного курса – дать четкое представление о системе жанров публицистики, научить определять жанровые признаки в журналистских произведениях и самостоятельно создавать материалы различных жанров.


^ Учебно-методический комплекс по Формам и жанрам публицистики для студентов специальности 050504 Журналистика / Сост. Кисленкова В.С. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2005.- с. - 50


Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С. Аманжолова, 2005 г.

^ I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Syllabus)

  1. Общие сведения:

    1. Название дисциплины Формы и жанры публицистики

    2. Кафедра_мировой литературы и журналистики______

    3. Ф.И.О. преподавателя Кисленкова Вера Сергеевна___

    4. Контактная информация:_23-90-39, kislenkova@ukg.kz__

    5. Место проведения 3 этаж корпуса № 9, аудитория 312

    6. Количество кредитов___2_______

    7. Выписка из учебного плана

Курс

Семестр


Кредиты

Лекции

Семинары

СРСП

СРС

Всего

Форма контроля

1

2

2

15

15

30

30

90

экзамен

1.8.Пререквизиты курса - после школьного курса и курса «Введение в журналистику» студент, должен знать:

1) специфические отличия публицистики от других видов творчества;

  1. систему стилей русского языка;

  2. понятие композиции, ее элементы;

  3. обладать навыком написания текстов на заданную тему.

Глоссарий

Жанр публицистический – относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.

^ Информационные жанры – группа публицистических жанров, объединенная общей задачей публициста – оперативным сообщением новостной информации.

Аналитические жанры - группа публицистических жанров, объединенная общей задачей публициста – анализом фактов и жизненных явлений.

^ Художественно-публицистические жанры - группа публицистических жанров, объединенная образным методом познания действительности и ее воспроизводства в публицистическом тексте.

^ Факт – событие, который имеет единственную характеристику – то, что оно произошло в действительности.

Новость – факт, обладающий хотя бы одной из следующих характеристик: оперативность, значимость, интересность аудитории.

Заметка – информационный жанр, в котором сообщается о конкретном событии, фиксируется одномоментное состояние процессов и точно обозначено место действия.

^ Хроникальное сообщение – информационный жанр, предельно кратко (в 1-2 предложениях) сообщающий о событии.

Отчет – жанр информационной публицистики, в основе которого максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором.

Интервью – аналитически-информационный жанр публицистики, в котором внешне главенствует точка зрения собеседника журналиста и создается его портрет.

Репортаж – информационно-аналитический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события.

Статья – жанр аналитической журналистики, в котором дается глубокий анализ явлений, процессов, проблем, поиск закономерностей жизни общества в подчеркнуто логизированной форме.

Рецензия – жанр аналитической публицистики, в котором предметом анализа является отраженная действительность (реальность, уже отраженная в каком-либо творческом произведении).

Корреспонденция – жанр аналитической публицистики, в котором исследуется отдельная ситуация в ее проблемной целостности.

^ Обзор (обозрение) – жанр аналитической публицистики, в котором анализируется совокупность социальных фактов в панорамной форме.

Журналистское расследование – аналитический жар, характеризующийся поиском негативной, намеренно скрывающейся от общества информации.

Зарисовка – художественный жанр, в котором автор образно представляет небольшую «картинку» жизни.

^ Очерк – жанр художественной публицистики, в котором идея автора передается через систему образов.

Эссе – жанр художественной публицистики, в основе которого лежит постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений, воспоминаний, менталитета автора.

Фельетон – жанр художественной публицистики, сатирическое иносказание, в котором выявляется и показывается комическое, скрытое в отрицательном явлении.

Лид – первый абзац материала, призванный привлечь внимание аудитории. В зависимости от выполняемых им функций содержит ответ на один или несколько вопросов.

^ Языковые особенности жанра – формальные характеристики жанра, выражающиеся в выборе оптимальных для выполнения задач жанра единицах языка, структуре предложений, композиции.

^ Семантические особенности жанра – содержательные характеристики жанра, зависящие от задач, решаемых публицистом в данной жанровой разновидности.

    1. . Постреквезиты (перечень дисциплин, в которых используются знания изучаемой дисциплины) – «язык и стиль СМИ», «радиожурналистика», «тележурналистика», «научно-популярная журналистика», все виды практик.

^ 2. Краткое описание курса:

2.1 Цель курса - овладение теоретическими и практическими навыками создания разножанровых публицистических текстов.

^ 2.2 Задачи курса применительно специальности:

- приведение в систему знаний о стилевой системе русского языка и построение системы жанров публицистики;

- формирование знаний о важнейших признаках публицистических жанров;

-формирование знаний об основных исторических процессах возникновения и развития жанров публицистики;

- развитие умений анализировать журналистские тексты, их жанровые признаки;

- формирование гибкости в использовании жанров и переходных жанровых форм, а также знание современных тенденций в системе жанров СМИ;

- умение создавать журналистские тексты заданного жанра.

^ 2.3. Содержание курса

Курс состоит из трех разделов, охватывающих основные формы публицистических жанров – информационные, аналитические и художественные. Каждый раздел включает в себя характеристику общих особенностей всех жанров данного вида, а также их индивидуальные характеристики и исторические изменения, происходившие в данных жанрах.

Каждая тема, рассчитанная на проведение лекционного занятия, практического и самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя, содержит теоретические сведения о данном жанре, его характеристику, историю развития, особенности методики создания текстов данного жанра, анализ текстов, созданных профессионалами, а также создание собственных текстов. Учебные задания включают, кроме того, смысловой анализ текстов, анализ лидов и композиции, языковых особенностей жанра. Самостоятельная работа студентов направлена на анализ источников по истории и теории жанра, а также жанровый анализ современных СМИ Казахстана.

После изучения данного курса студент должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

1) знать основные закономерности текстообразования;

  1. знать признаки жанров, их основные группы и характеристики каждого жанра;

  2. знать основные исторические процессы, происходившие в жанровой системе публицистики;

  3. уметь определять жанровую принадлежность журналистского материала и анализировать его жанрообразующие признаки;

  4. уметь создавать материалы заданной жанровой принадлежности;

  5. уметь подбирать наиболее удачную жанровую форму для конкретного фактического материала.



^ 3. График выполнения и сдачи заданий



Виды работ

Цель и содержание задания

Рекомендуемая лит-ра

Продолжительность

выполнения

Баллы

Форма контроля

Срок сдачи,

№ недели

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Тема 1

1.Письмен-ная работа

(заполнить таблицу)


2.Письмен-ная работа -мини-сочинение

Систематизация материала по теме. Развитие абстрактно-логического мышления. Изучить указанные материалы и внести в таблицу.

Формирование умения самостоятельно сопоставлять и анализировать явления, аргументировано выражать свою точку зрения. Написание сочинения.


1 (с. 62-70), 16,

17 (с. 3-5), 7 (с. 87-93)


1 неделя



0,5 б.


0,5 б.


Проверка таблицы


Проверка сочинения

2


1


2.

Тема 2

1.Письменная работа мини-сочинение


2.Сообщение


3.Контроль-ная работа

Формирование умения самостоятельно мыслить и письменно излагать свою позицию. Написание сочинения.

Мотивирование студентов на изучение курса.

Закрепление на практике теорет. материала о видах публицистики.



1 (с.95-119, 130-138), 29, 30 (с. 178-199), 31 (с. 179-182), 7 (с.161-170)

: 17 (с.3-5), 21 (с.3-7).


1 неделя


1 неделя




0,5 б.


0,5 б


1б.


Проверка сочинения


Выступление на семинаре

Проверка конр. работы



2


3


3

3.

Тема 3

1.Сообще-ние


2.Письмен-ная работа (жанровый анализ инф. материа-лов)

3. Анализ текстов

Изучение учебной и научной литературы.

Изучить материалы.


Развитие аналитических умений.

Жанровый анализ 2-х информ. материалов из республ. СМИ.


Закрепление характеристик инфор. жанров.

1 (с.131-138), 2 (с. 10-17, 50-66), 5 (с. 26-30)

7 (с. 144-153), 15 (с. 86-91)


1 неделя


1 неделя



1б.


0,5 б.


0,5 б.



Выступление на семинаре


Проверка


Проверка

4


4


4

4.

Тема 4

1.Соста-

вить схему лидов


2.Написа-ние замет-ки и хроники

3.Письмен-ная работа (написание отчета)


Изучение научных и учебных источников. Систематизация материала, поиск примеров в СМИ.


Отработка навыков написания текста данных жанров. Написание заметки, хроникальной информации.

Закрепление теории, ее применение на практике

1 (с.139-141, 147), 21 (с.11-18), 6 (с.29-45)

5(с.25-29), 2 (с.10-23, 66-67).



1 неделя


1 неделя


0,5 б.


1б.


1б.


Защита схемы и примеров на семинаре


Проверка текстов


Проверка



5


5


5



5.

Тема 5

1.Деловая игра «Интервью»


2.Сообщение


3.Составление схемы по типам и видам вопросов

Отработка навыков ведения интервью и составления вопросов. Подготовка к игре по памятке.


Развитие навыков лаконичной передачи информации. Изучить статьи и сделать краткий конспект


Систематизация знаний о типах вопросов. Изучение учебного материала, его схематизация.

12

(с.25-50), 9 (с29 - 55), 11 (с. 105-108)

17 (с. 16-21), 1 (с. 86-89), 14 (с. 9-40), 8 (с.29-31).



1 неделя


1 неделя

1б.


1б.


0,5 б.

Участие в деловой игре


Выступление на семинаре


Защита схемы на семинаре

6


6


6

6.

Тема 6

1.Сообще-ние


2.Письменная работа (репортаж)


3.Письмен-ная работа (жанровый анализ репорта-жа)

Изучение опыта классиков жанра. Изучить и подготовить вопросы к семинару.


Применение теорет. знаний о репортаже на практике. Написание репортажа.

Применение теоретич. знаний на практике. Проверка знаний. Анализ репортажей по схеме.

2 (с. 130-138), 10 (с. 105-109) ,

14 (с. 205-230), 32.


1 неделя


1 неделя



1б.


1б.


1б.


Выступление на семинаре


Проверка репортажа


Проверка

7


7


7

7

Тема 7

1.Сообще-ние


2.Построение смысловой схемы текста

3.Письмен-ная работа (анализ смысловой структуры материала)

Изучение учебной лит-ры. Изучить ма-териалы, подготовить выступление.

Проверка знаний по теме. Схема тезисов и аргументов статьи.


Закрепление навыков анализа, умение самостоятельно работать

4 (с. 3-14, 31-40), 13 (с. 234-249).

1 неделя


1 неделя

1б.


1б.


1 б.



Выступление на семинаре


Проверка схемы


Проверка


8


8


8

8.

Тема 8

1.Сообщение


2.Письмен-ная рабо-та (коррек-тирование статьи)

3.Письменная работа (рецензия)


Анализ учебной и научной лит-ры, закрепление знаний. Изучить статью, подобрать примеры из СМИ на все виды аргументации.


Умение вносить заданные изменения в текст.


Формирование жанровых навыков.

Написание рецензии на спектакль

4 (с. 122-141), 15 (с. 100-104), 1 (с. 153-158).

13 (с. 257-272)


1 неделя


1 неделя


1б.


1б.


1б.

Выступление на семинаре


Проверка


Проверка



9


9


9

9.

^ Рубежный контроль (контроль-ная работа)

Проверка знаний. Подготовка к рубежному контролю.




1-10 недели

10

Провер-ка контро-льной работы

10

10

Тема 9

1.Письменная работа

(корреспонденция)

2.Сообще-ние


3.Письм. работа (обзор)

Применение теор. знаний на практике

Написание корреспонденции.


Изучение научной и учебной литературы.

Изучить материалы.

Отработка навыков написания материала данного жанра. Написание обзора

23 (с.105-139), 28 (с. 72 - 99), 6 (с. 71-107)

1 (с. 158-159).


1 неделя


1 неделя


1 неделя

1б.


1б.


1б.

Проверка материалов


Выступление на семинаре

Проверка

10


10


10



11

Тема 10

1.Деловая игра «Письма в редакцию»


2.Анализ СМИ


3.Сообщение


Закрепление в игровой форме навыков работы с читательскими письмами и написания эпистолярных жанров. Подготовка к игре по памятке

Развитие умения анализировать жанры. Найти в СМИ эпистол. Жанры и проанализировать.

Изучение и самостоятельный анализ научной литературы. Подгото-вить сообщение

1 (с. 159-160, 246-265), 18, 33 (с. 191 - 232)

20 (с.310 - 313)




1 неделя


1 неделя

1б.


1 б.


1б.


Участие в деловой игре


Проверка


Выступление на семинаре

11


11

12

Тема 11

1.Письменная работа (эссе или зарисовка)


2.письменная работа (жанровый анализ эссе)

3.Сообщение

Закрепление теорет. знаний на практике. Овладение навыками написания данных жанров. Написание эссе или зарисовки

Усвоение специфики жанра. Развитие аналитических навыков. Анализ эссе на СРСП

Развитие навыков са-мостоятельной работы по источникам. Под-готовить сообщение.

1 (с.160-167), 22 (с. 24- 29), 4 (с. 169-172), 13 (с. 315 - 321).

5 (с. 31-33)


1 неделя


1 неделя

1б.


1б.


1б.


Проверка матери-ала


Проверка


Выступление на семинаре

12


12


12

13

Тема 12

1.Сообщение


2.письмен-ная работа (фрагменты очерка)


3.Письменная работа (очерк)

Развитие умения анализировать учебную и научную литературу. Подго-товить сообщение.

Закрепление теоретич. знаний на практике. Написание фрагментов очерка заданного ракурса.

Закрепление знаний и умений на практике. Написание очерка.

1 (160-167), 22 (с.9- 21), 4 (с. 162-169), 11 (с. 137-157), 14 (с. 255-269), 34.

19 (с. 94-148), 24, 27.

1 неделя


1 неделя



1б.





1б.

Выступление на семинаре


Проверка на СРСП


Проверка очерка

13


13


13

14

Тема 13

1.Письменная работа

(фельетон)

2.Сообще-ние


3.Письм. работа (жанровый анализ фельетона по схеме)

Формирование жанровых навыков. Написание фельетона.


Изучение учебных и научных материалов.


Развитие аналитических навыков, закрепление теоретич. материала на практике. Анализ фельетона.

22 (с. 21-24), 1 (с.164-166), 26, 4 (с.146-161), 6 (с. 126-172)

5 (с. 32-37).



1 неделя


1 неделя



1б.


1б.


1б.

Проверка фельетона


Выступление на семинаре

Проверка

14


14


14



15

Тема 14

1.Сообщение


2.Письменная работа

(жанровый анализ расследования)

3.Письменная работа (схема расследования)

Самост-е изучение учебного и научного материала. Подгото-вить сообщение.

Закрепление теоретических знаний о данном жанре на практике.


Развитие аналитических способностей, закрепление теории.

1 (с.66-67), 2 (с. 139-150)


1 неделя


1 неделя


1б.


1б.


1б.



Выступление на семинаре


Проверка


Проверка

15


15


15

16

Тема 15

1.Соста-вить «альбом жанров»


2.Сообщение


3. Конспекты лекций

Развитие навыков самостоятельной работы. Закрепление материала по курсу. Составить «альбом жанров».

Изучение научной литературы. Форми-рование гибкости и широты взглядов на жанровую систему СМИ. Изучить источники и подго-товить сообщение.

Проверить системность работы на лекциях

1 (с. 59 – 77, 125-167), 20 (с. 157-160), 4 (с. 3-5), 29, 30, 35.


1-15 неделя


1 неделя


1-15 неделя


1 б.


1б.


1 б.

Проверка


Выступление на семинаре


Проверка конспектов

15


15

17

^ Рубежный контроль №2 Письменная работа

Комплексная проверка владения жанровой палитрой. Выбор жанра в соответствии с фактическим мате-риалом, аргумента-ция выбора и написание материала в этом жанре.




В течении семестра

10

Проверка письменной работы

15 неделя

^ 3.6.Список литературы

Основная:

1. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика»/ Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. – 272 с.

2. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика: - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001. – 165 с.

3. Справочник для журналистов стран центральной и восточной Европы. Редактор-составитель Малькольм Ф. Мэллет. – М., 1998, 163 с.

4. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект): Учебное пособие по курсу «Журналистское мастерство». Свердловск : Изд-во Урал. ун-та., 1992., - 244 с.

Дополнительная:

5. Ворошилов В.В. Типология журналистики: конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 48 с.

6. Стилистика газетных жанров. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 230 с.

7. Мансурова В.Д, Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации: Монография. – Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. – 237 с.

8. Джордж А.Крымски. Основы репортажа, написания и редактирования материалов для независимых газет. Учебное пособие. – Алматы: Интерньюс Нетуорк – фонд «ХХI век», 2003. – 78 с.

9. Технология интервью: Учебное пособие для вузов/ Мария Лукина. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.

10. Есин Б.И. Репортажи В.А.Гиляровского. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1985. – 112 с.

11. Аграновский В.А. Ради единого слова. (Журналист о журналистике). М., «Мысль», 1978. – 168 с.

12. Как позволить другим делать по-вашему (речевые и поведенческие стратегии журналиста): Учеб.-практ. Пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999 – 112 с.

13. Сопер П. Основы искусства речи: Пер. с англ. – 2 испр. Изд. –М.6 Прогресс, 1992. – 416 с.

14. Барманкулов М.К. Журналистика для всех. (Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания). – лма-Ата: Казахстан, 1979. – 320 с.

15.Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учеб. Для вузов по спец. «Журналистика». – М.:Высш.шк., 1989. – 119 с.

16. Осенмук Л.П. Основы культуры речи. Курс лекций. ВКТУ, 2000 г.- 150 с.

17. Минаев В.Ф. Информационные жанры тележурналистики: Методические указания/ В.Ф. Минаев; ВКГУ. – Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2003. – 46 с.

18. Е.П.Прохоров. Эпистолярная публицистика. Учеб-метод. Пособие по спецкурсу для студентов-заочников факультетов и отделений журналистики государственных университетов, М.: изд-во Моск. Ун-та, 1966. – 60 с.

19. М.И.Стюфляева. Образные ресурсы публицистики. – М.: Мысль, 1982. – 176 с.

20. Журналистика на рубеже веков: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам междунар. научно-практ. конференции, Караганда, 2002. – 459 с.

21. Майданова Л.М. Практическая стилистика жанров СМИ: Заметка, интервью, статья: Учеб. пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1996. – 52 с.

22. Майданова Л.М., Соболева Е.Г., Чепкина Э,В. Практическая стилистика жанров СМИ: очерк, фельетон, эссе, тележурнал, телеобзор печати, ток-шоу, игровая программа: Учеб.пособие. Екатеринбург: УрГУ, 1996. – 52 с.

23. Березина В.Г. Белинский и вопросы истории русской журналистики. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. – 144 с.

24. М. Черепахов. Работа над очерком. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1964 с.

25. Роот А.А. История жанра передовой статьи. Казань: изд-во Казан. Ун-та, 1980. – 126 с.

26. Б.В.Стрельцов. Фельетон: теория и практика жанра, Минск: Изд-во БГУ, 1983. – 62 с.

27. В.А. Алексеев. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения, Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1973. – 83 с.

28. Попов В.П. на главном направлении (о работе политического обозревателя), М.: «Мысль», 1984. – 140 с.

29.М.И.Шостак. Журналист и его произведение. М., 1998.

30. А.А.Тертычный. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998. с. 178-199.

31. М.М.Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. с.179-182.

32. В.А.Гиляровский. Москва газетная, Избранное, М., 1960, т.1-2

33. Аналитические жанры газеты. Хрестоматия.- М.: Изд-во МГУ. 1989. – 437 с.

34. Барманкулов М. Познать современника: (Очерк в газете, на телевидении, радио и в документальном кино). – Алма-Ата: Казахстан, 1985. – 176 с.

35. Ученова В.В. /Современные тенденции развития журналистских жанров//Вестник МГУ, серия 10, 1976., №4

    1. Информация по оценке

Рейтинг-шкала




Вид контроля

Баллы в %

1.

Текущий

40

2.

Рубежный

20

3.

Итоговый

40




Итого

100

^ 3.8 Критерии оценки различных видов работ:

1. Альбом жанров – 1 балл.

2.Семинарское занятие – максимум 1 балл

а) за полный ответ на занятии - 1 балла или

б) конспекты заданий к семинарским занятиям – 0,5 балла.

в) существенное дополнение к ответам – 0,5 балла.

3.Каждое СРС и СРСП – максимум 1 балл.

4.Написание материала заданного жанра – 1 балл, в том числе:

а) соблюдение жанровых требований и особенностей – 0,7 балла;

б) стилистическая и смысловая грамотность – 0,3 балла.

5.Деловая игра – активное участие в какой-либо из ролей -1 балл.

6.Заполнение таблицы – 0,5 баллов.

7. Мини-сочинение – 0,5 баллов

8.Контрольная работа – 1 балл (по 0,2 за вопрос)

9 Жанровый анализ материала по схеме – 0,5 баллов.

10. Составление схемы – 0,5 баллов.

11. Построение смысловой схемы текста – 1 балл.

12. Корректировка статьи – 1 балл, в том числе-

а) правильное изменение композиции – 0,5 балла.

б) точный заголовок – 0,5 баллов

13. Составление конспекта статьи (материала)- 1 балл.

15. Рубежный контроль №1 – максимум 10 баллов (по 1 баллу за верный ответ)

16 Рубежный контроль №2 – максимум 10 баллов (3 балла за убедительное обоснование выбора жанра, 4 балла – соблюдение жанровых признаков в материале, 3 балла – смысловая и стилистическая грамотность материала).


^ 4. Политика курса (административные требования, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплины).

  1. Студент обязан посещать все практические занятия, СРСП, пропуски возможны только при наличии медицинской справки. В этом случае задание за пропущенные занятия сдаются не позднее чем через 7 дней после выхода с больничного (определяется по дате выписки).

  2. Отсутствие студента на экзамене оценивается в 0 баллов.

  3. Работы сдаются в назначенный срок (возможно предоставление заданий досрочно). Задания по СРС могут быть сданы на неделю позже установленного срока, при этом вычитается 50% баллов.

  4. Позднее чем через неделю от установленного срока работы не принимаются (оцениваются в 0 баллов).

  5. Списывание на рубежном контроле, а также на экзамене автоматически означает оценку в 0 баллов.

  6. Плагиат творческих материалов оценивается в 0 балов для обеих сторон.

  7. Студент, занимающийся на занятии другим предметом (чтение, конспектирование и т.п.) покидает аудиторию. При этом ему ставится пропуск занятия без права пересдачи задания.

  8. Еженедельно (с 1 по 15 неделю) студенту необходимо покупать для занятий две газеты (1 местную и 1 республиканскую.) Газеты определяются студентом из списка на выбор, не меняются в течение семестра, таким образом, к концу курса у каждого должен быть комплект из 15 номеров местной газеты и 15 номеров республиканской газеты. Если у газеты в неделю выходит несколько номеров, приобретается «толстушка» - субботний или пятничный выпуск.

^ Список газет для работы на занятиях:

Местные – «Рудный Алтай», «Вечерний Усть-Каменогорск», «Устинка-плюс».

Республиканские – «Казахстанская правда», «Экспресс-К»,

«Время», «Новое поколение», «Караван», «Республика», «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты».

  1. До восьмой недели всем необходимо посмотреть спектакль в областном театре имени Джамбула. Название спектакля, время, стоимость билета будут уточнены на второй неделе семестра.

  2. Для составления «альбома жанров» на 15 неделе будет необходима папка с файлами (не менее 15 файлов).

  3. На 15 неделе будут объявлены имена студентов, написавших лучшие материалы в каждом из жанров. Они получат именные грамоты и дополнительно по 2 балла за победу в каждой жанровой номинации. В случае, если у студента набрано максимальное количество баллов за текущий контроль, поощрительные баллы засчитываются в экзаменационные.


^ 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

2.1 Тематический план курса

Всего 2 кредита

Наименование темы

Лекции

Семинарские

СРСП

СРС

1.Публицистика в системе стилей русского языка. Формы публицистики.

1

-

2

2

2. Жанр и текст. Критерии выделения. Историзм жанров.

1

1

2

2

3.Информационные жанры. Факт и новость. Типы лидов.

1

1

2

2

4.Отчет. Заметка. Хроника.

1

1

2

2

5.Интервью.

1

2

2

2

6.Репортаж.

1

1

2

2

7.Аналитические жанры. Тезисы и аргументы.

1

1

2

2

8.Статья, рецензия.

1

1

2

2

9.Корреспонденция. Обзор.

1

1

2

2

10.Эпистолярные жанры

1

1

2

1

11.Художественно-публицистичекие жанры. Зарисовка, эссе.

1

1

2

2

12.Очерк.

1

1

2

2

13.Сатирические жанры.

1

1

2

2

14.Журналистское расследование

1

1

2

2

15.Современные тенденции жанровой системы СМИ. Неожанры.

1

1

2

3

Всего (часов) - 90

15

15

30

30

^ 2.2 План занятий по темам

ТЕМА № 1: «Публицистика в системе стилей русского языка. Формы публицистики»

Тезисы лекции.

Функциональный подход в языке. Стили – разговорно-бытовой, научный, деловой, художественный и публицистический. Основные функции публицистики. Стилеобразующие черты. Причины «полистилистичности» публицистики. Формы публицистики как отражение основных познавательных процессов.

Литература

Основная: 1 (с. 62-70), 16

Дополнительная: 17 (с. 3-5), 7 (с. 87-93)

^ Задания для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) по теме №1

1. Написать мини-сочинение «Стили языка и формы публицистики: общее и различия».

Форма проведения СРСП – письменная работа с консультациями преподавателя.

Методические рекомендации к выполнению.

В сочинении должны быть отражены ответы на следующие вопросы: 1. Какие формы публицистики с какими стилями русского языка имеют общие черты? Какие именно?

2. Как вы можете объяснить это сходство?

Для написания сочинения рекомендуется предварительно выполнить задания для СРС по этой же теме.

^ Рекомендуемая литература:

конспект лекции №1, 1 (с. 62-70), 16, 17 (с. 3-5), 7 (с. 87-93).

Задания для самостоятельной работы студента (СРС) по теме №1

Задания

1. Заполнить следующую таблицу



Стиль языка

Функции

Стилевые черты

Сфера применения
















Литература

Основная: 16.

Методические рекомендации:

Внимательно изучите литературу, внесите в графу «стиль языка» только название стиля. Графа «функции» включает в себя перечисление функций стиля, выделенных автором. Графа «стилевые черты» должна быть самой развернутой. В нее включаете перечень всех стилеобразующих черт и в подпунктах к ним – всех языковых средств, в которых данная черта реализуется. В последней графе просто перечислите сферы использования стиля, как их определяет автор. Например:



Стиль языка

Функции

Стилевые черты

Сфера применения

1.

научный


1. передача объективной информации о мире и его закономерностях.

2….


1. точность

а) термины

б) прямой порядок слов

в)…

Внутреннее общение между собой специалистов-ученых


^ ТЕМА № 2: «Жанр и текст. Критерии выделения. Историзм жанров»

Тезисы лекции

Понятие жанра как литературной формы, обладающей устойчивыми признаками, как исторически сложившиеся виды и типы произведений. Историчность развития жанров. Журналистская практика как основа зарождения, формирования и развития жанров публицистики. Значение теории жанров публицистики для журналистов-практиков. Пассивное и активное владение жанром. Критерии выделения жанров публицистики.

Литература

Основная: 1 (с.95-119, 130-138), 29, 30 (с. 178-199), 31 (с. 179-182), 7 (с.161-170)

Дополнительная: 17 (с.3-5), 21 (с.3-7).

Семинар по теме №2: «Проблемы теории жанра»

Вопросы:

  1. М.М.Бахтин о жанре

  2. Эволюция жанров на примере жанра передовой статьи.

  3. Жанр как категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческая.

  4. Определения и признаки жанра.

Задания:

  1. Изучить литературу и подготовить устные сообщения по вопросам 1,2,3.

  2. Выписать все определения и признаки жанров, которые встретятся в указанной литературе.

Литература

Основная: 1 (с.95-119, 130-138), 29, 30 (с. 178-199), 31 (с. 179-182), 7 (с.161-170), 25.

Дополнительная: 17 (с.3-5), 21 (с.3-7).

^ Методические рекомендации

Задание 1.

Внимательно изучите предложенную литературу, вычлените главное и составьте краткий конспект, на который будете опираться при выступлении. (Далее при подготовке устных сообщений пользуйтесь этим же алгоритмом.)

Задание 2.

Каждый из предложенных авторов предлагает собственный набор жанровых признаков и определение понятия «жанр». Выпишите их рядом с фамилией автора. В выступлении выделите наиболее удачное определение и наиболее полный, точный перечень жанровых признаков (критериев). Мотивируйте свой выбор.

Задания для СРСП по теме №2

1. Повторить материал лекций 1 и 2.

1. Контрольная работа по темам №1 и 2

Распределить предложенные тексты СМИ по формам публицистики.

Литература:

Основная: 1 (с. 62-70), 16 , 17 (с. 3-5), 7 (с. 87-93).

Задания для СРС по теме №2

1. Написать мини-сочинение на тему «Зачем журналисту жанры?»

Литература

Основная: 1 (с.95-119, 130-138), 29, 30 (с. 178-199), 31 (с. 179-182), 7 (с.161-170), 25.

Дополнительная: 17 (с.3-5), 21 (с.3-7).

^ Методические рекомендации

В свободной форме выразить свое отношение к данной проблеме. Использовать цитаты из изученной литературы. Аргументировать свое мнение. Объем не менее 1 машинописной страницы кегля 12, полуторного интервала либо рукописный эквивалент(примерно 400 слов).


ТЕМА №3:

«Факт и новость. Информационные жанры. Виды лидов»

^ Тезисы лекции

Факт как документальная основа журналистики. Принципы отбора фактов в информационных жанрах. Условия их трансформации в новость. Оперативность. Событийный повод, новизна. Комментирование фактов. Проявление авторской позиции в информационных жанрах. Разграничение факта, суждения и оценки. Понятие лида. Его основные виды. Информационные жанры – заметка, отчет, хроникальная информация, расширенная информация, интервью, репортаж, эпистолярные жанры. Их общие черты и различия.

Литература

Основная: 1 (с.131-138), 2 (с. 10-17, 50-66), 5 (с. 26-30)

Дополнительная: 7 (с. 144-153), 15 (с. 86-91)

Семинар по теме №3: «Факт и новость как основа журналистского текста»

Вопросы:

1. Факт, истина и правда – сопоставление этих понятий у В.Д. Мансуровой.

2. Что делает новость интересной?

3. Критерии качества новостей.

4. Авторская позиция в новостях. Способы ее выражения.

Задания:

  1. Изучить рекомендованную литературу и подготовить сообщения по заданным вопросам.

  2. Подобрать собственные примеры из СМИ, иллюстрирующие способы выражения авторской позиции в информационных жанрах (на материале заметок).

Литература

Основная: 7 (144-153), 2 (с. 10-17, 50-66), 8 (с. 51-54).

Дополнительная: 15 (86-91), 17 (с.5-6).

^ Методические рекомендации

Задание 2.

К этому моменту у вас должно быть собрано для работы 4 экземпляра газет. Найдите в них заметки и подберите по одному примеру на каждый способ выражения авторской позиции. Задания для СРСП по теме №3

1. Комплексный анализ информационных материалов по следующему плану.

А) выделить центральный факт

Б) какими характеристиками новости он обладает?

В) что делает его интересным (если делает)?

Г) каким критериям качества новостных материалов он соответствует, а каким нет?

Д) сформулируйте отношение автора к факту (событию)

Литература

Основная: 7 (144-153), 2 (с. 10-17, 50-66), 8 (с. 51-54).

Дополнительная: 15 (86-91), 17 (с.5-6).

^ Методические рекомендации

На СРСП будет использован теоретический материал семинарского занятия, а потому рекомендуется принести материал, подготовленный вами к семинарскому занятию по теме. Первый текст СМИ будет проанализирован совместно с преподавателем, затем – по парам и индивидуально. Итоговая оценка за СРСП будет выставляться за индивидуальный анализ.

^ Задания для СРС по теме №3

1.По плану анализа, использованному на СРСП, подготовить анализ двух информационных материалов из республиканского СМИ.


^ ТЕМА № 4: «Отчет. Заметка. Хроника»

Тезисы лекции

Определение отчета как жанра. Его функции. Виды отчета. Язык и стиль отчета. Элементы анализа в тематических и проблемных отчетах. Определение заметки как жанра, ее особенности. Функции заметки, ее виды. Отбор фактов для заметки. Язык и стиль заметки. Определение хроникальной информации как жанра. Язык и стиль хроникальной информации.

Литература

Основная: 1 (с.139-141, 147), 21 (с.11-18), 6 (с.29-45)

Дополнительная: 5 (с.25-29), 2 (с.10-23, 66-67).

Семинар по теме №4: «Виды лидов»

Вопросы:

  1. Классификация лидов у М.И.Шостака

  2. Классификация лидов у В.В.Ворошилова.

Задания:

  1. Изучить предложенную литературу и на ее основании составить письменно две классификации лидов (по М.Шостаку и В.Ворошилову).

  2. Сформулируйте условия предпочтения для каждого вида лида.

  3. Подберите по 1 примеру из своих экземпляров газет на 5 видов лида.

Литература

Основная: 2 (с.24-54), 5 (с.26-30).

Дополнительная: 3 (с. 32-34)

^ Методические рекомендации

Задание 1

Классификацию представить в виде схемы («дерево-елка» или «обычное дерево»). Принципы построения этих схем см. в конспекте первой лекции данного курса.

Задание 2

Задание оформить в следующем виде:

Необходимость подчеркнуть главное действующее лицо события – лид одного элемента «заход с «кто»;

Создать интригу – лид «временное умолчание»; и т.д.

^ Задания для СРСП по теме №4

  1. Написать на данном материале заметку с различными видами лидов и хроникальное сообщение.

Литература: 2 (с.24-54), 5 (с.26-30), 3 (с. 32-34)

^ Методические рекомендации

На занятии каждому будет роздан исходный материал, который необходимо сохранить , так как на его основе будут выполняться три работы – заметка, интервью и статья.

Вычленим из материала главный факт (хроникальное сообщение), вокруг которого будет строиться заметка. Первый вариант лида – на ваше усмотрение. Затем, написать еще несколько вариантов лида (по заданию преподавателя), пронаблюдав за смещением акцентов и т.д. После обсуждения в группе выбрать наиболее выигрышные варианты лида для данного материала.

^ Задания для СРС по теме №4

1. Напишите отчет о каком-либо мероприятии.

Литература: 5(с.25-29), 2 (с.10-23, 66-67).

Методические рекомендации: Найдите мероприятие, в котором сможете принять участие. Напишите информационный отчет, выделив наиболее значимые моменты.


^ ТЕМА №5: «Интервью»

Тезисы лекции

Определение интервью как жанра. Жанровые особенности. Виды интервью. Методика подготовки к интервью. Типология вопросов. Структура интервью. Язык и стиль интервью.

Литература

Основная: 12 (с.25-50), 9 (с. 29-55), 11 (с. 105-108),

Дополнительная: 17 (с. 16-21), 1 (с. 86-89), 14 (с. 9-40), 8 (с.29-31)

Семинар №4: «Технология проведения интервью»

Вопросы:

  1. Технология проведения интервью (по М.Кузнецову, И.Цыкунову)

  2. Принципиальные положения А.Аграновского об искусстве беседы.

  3. Режиссура интервью (по М.Лукиной).

Задания:

  1. Изучите предложенную литературу.

  2. Составьте конспекты по каждому вопросу.

  3. Найдите общие положения у всех авторов и составьте индивидуальный план подготовки, проведения и завершения интервью.

Литература

Основная: 12 (с.25-50), 9 (с. 29-55), 11 (с. 105-108),

Дополнительная: 17 (с. 16-21), 1 (с. 86-89), 14 (с. 9-40), 8 (с.29-31).

^ Методические рекомендации

Задание 3.

В конспектах вертикальной чертой одного цвета, проведенной слева от текста, обозначьте общие положения авторов. Например, красным – необходимость сформулировать цель интервью, синим – составление списка вопросов и т.д.

Составьте собственный план проведения интервью, состоящий из трех основных частей (подготовка, проведение, завершение), развернутых в подпунктах. Порядок пунктов на ваше усмотрение, но его нужно уметь аргументировать.

Семинар №5 «Виды вопросов»

Вопросы:

1. Типология вопросов у М.Лукиной

2. Типология вопросов у М.Шостака

Задания:

  1. Изучить предложенную литературу.

  2. Составить схемы-классификации вопросов по каждому автору.

  3. Дать определения всем видам вопросов.




оставить комментарий
страница1/3
Дата28.01.2012
Размер0,64 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх