Жизненный и творческий путь М. Акмуллы icon

Жизненный и творческий путь М. Акмуллы


4 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема : Своеобразие литературы XIX века. Жизненный и творческий путь поэтов А. С. Пушкина и М. Ю...
Реферат по мировой художественной культуре на тему: «жизненный и творческий путь николая...
А. А. Леонтьев Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева...
Краткое содержание курса «литература»...
Класс: 11 Зачёт №3 «Творчество Л. Н. Толстого» Лев Николаевич Толстой (1828-1910)...
План Введение Жизненный и творческий путь поэта Заключение Список литературы Приложение...
План: Развитие драматургии в эпоху романтизма. Жизненный и творческий путь Генриха Клейста...
Лекция Жизненный путь, его влияние на личностный рост и развитие...
Реферат Эволюция звезд...
Жизненный и творческий путь И. А. Бунина...
Тема урока : Лирика Анны Ахматовой...
Тема: «Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова.»...



Загрузка...
скачать





Жизненный и творческий путь М. Акмуллы



Даты



События


14 (26) декабря 1831г.

Родился Мифтахетдин Акмулла

Конец 50-х годов (1859?)

Отъезд из дома отца. Странствие по аулам, степям, кочевьям башкир, казахов.

1867-1871

Годы, проведенные в тюрьме г. Троицка. Здесь он создал стихотворение «Мое место – в Зиндане».

1871

Полное освобождение М. Акмуллы из арестантской робы. Приезд в отцовский дом. Появление знаменитого «Письмо к отцу».

1889

Завершил работу над крупным произведением «Ода в честь Шигабутдина Марджани».

1892

«Ода…» под названием «Элегия в честь Ш. Марджани» издана в Казани. Единственная книга поэта, увидевшая свет при его жизни.

Вторая половина 19 века

Обращение к своему народу со словами «Мои башкиры» и его программное стихотворение «Назидание».

1894

Приезд Акмуллы в г. Уфу. Встреча с М.Уметбаевым (поэт-просветитель), Р. Фахретдиновым (ученый, писатель).

1895

Гибель М. Акмуллы

1904

Опубликован сборник стихотворений, написанных в тюрьме.

1935

Впервые вышел в советское время поэтический сборник Акмуллы «Улендер жыйнагы» вышел в Алма-Ате.

1911-1916

В г. Троицке издавался сатирический журнал «Акмулла».

60-90 годы 20 века

Развитие научного направления – акмулловедения

1980

Учреждена премия им. Акмуллы за произведения литературы и искусства.

1981

Создан музей М. Акмуллы в д. Туксанбаево Миякинского района.



^ От составителей


14 декабря 2006 года исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося башкирского поэта-просветителя 19 века.

Творчество поэта – просветителя Мифтахетдина Акмуллы составило целую главу в духовной истории башкирского народа и оказало значительное влияние на развитие общественной мысли и культуры ряда других тюркоязычных народов, прежде всего – татарского и казахского. Его стихи и крылатые слова пользовались популярностью среди киргизов, уйгуров, каракалпаков.

Акмулла – пламенный поборник идей пробуждения угнетенных, друг и защитник бедноты, неутомимый обличитель невежества и зла – всей своей жизнью служил укреплению дружбы между народами.


В ознаменовании юбилея Мифтахетдина Акмуллы, библиотекарям рекомендуется провести разнообразные мероприятия о жизни великого просветителя и поэта, по пропаганде творчества нашего великого земляка. Это могут быть:

  • вечера-портреты

  • часы памяти

  • поэтические часы

  • вечера поэзии

  • вечера-размышления

  • обзоры литературы

  • книжные выставки и экспозиции.


Предлагаемые названия мероприятий:

  • Жизнь моя песней звенела в народе

  • Распахнутого сердца не жалея

  • Я голос ваш, жар вашего дыханья

  • Мифтахетдин Акмулла – выдающийся башкирский поэт- просветитель

  • Славный сын земли башкирской

  • Ум и дела твои бессмертны

  • Судьба поэта-просветителя

  • Творческий путь Акмуллы

  • Он завещал нам просвещенье

  • Свой стих я посвятил народу

  • О нет, на родине он не забыт, она все знает о его судьбе.

  • Жил ты с народом, творил для народа.

  • Акмулла – певец просвещения

  • Учителя доброе имя

  • Певец земли, поэт народа.

  • Им гордится земля башкирская

  • Акмулла – певец трех народов

  • Поэт-просветитель – Акмулла

  • Мифтахетдин Акмулла – просветитель и мыслитель ХIХ века

  • Акмулла – серебряный звон нашего века

  • Звезда поэзии Акмуллы

  • Слово о Мифтахетдине Акмулле

  • Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно



Именем поэта был назван сатирический журнал «Акмулла», который издавался в г.Троицке в начале ХХ века. На родине поэта в ауле Туксанбай с 1981 года действует прекрасно оформленный музей Мифтахетдина Акмуллы.

Решением Миякинского районного Совета в 1980 году учреждена премия имени Акмуллы в области литературы и искусства. Первым лауреатом премии стал поэт и ученый, доктор филологических наук профессор Р.З. Шакуров, который внес большой вклад в изучение жизни и творчества поэта.


Книжная выставка:

^ АҠМУЛЛА –

ЯҠТЫЛЫҠ ЫЙРСЫҺЫ

АКМУЛЛА – ПЕВЕЦ СВЕТА И ПРОГРЕССА

(К 175-летию со дня рождения Мифтахетдина Акмуллы)


Источают слово мудрое поэты –

Не коситесь на поэтов вы со злобой.

Под запретом стих у бога…

Но при этом

Неумолчно

поэтическое

слово

(М. Акмулла)


Разделы:

Мәғрифәтсе – шағир – сәсән

Поэт-просветитель-сэсэн


Аҡмулла – заман улы, халыҡ йырсыhы

Акмулла – сын своего времени


Мәңгегә халыҡ хәтерендә

Вечно в памяти народной


М. Аҡмулла премияhына лайыҡ булғандар

Лауреаты премии им. М. Акмуллы


^ «СЛОВО О МИФТАХЕТДИНЕ АКМУЛЛЕ»

Вечер-портрет

Октябрьский прозрачный день начинал тускнеть. Легкий дымок, окутавший гряду гор, густел на глазах, смывал четкость очертаний. Акмулла спешил. За легкомысленным созерцанием окружающего пространства он забыл о скоротечности осеннего дня и теперь должен был наверстывать упущенное. По его подсчетам, до ближайшего аула оставалось еще с пяток верст, и он шел быстро, шурша стеблями жухлой травы, шумно и учащенно дышал и не слышал, как обочь, за ближним гребнем, опережая его, гулко простучали копыта лошадей. Да если бы и услышал, вряд ли придал бы тому значение.

Когда он, исходя потом и одышкой, поднялся на последний перевал, откуда, по его предположениям, должен был открыться глазам желанный аул, там его уже поджидали двое спешившихся всадников. Один держал уздцы лошадей, другой стоял, глубоко сунув руки в карманы бешмета и угрюмо следя за приближающимся Акмуллой.

По одному их виду тот понял все. Ноги его сразу обмякли, дыхание стало еще более учащенным и горячим. Он беспомощно огляделся по сторонам, и необъятная земля предков показалась ему мертвой. На мгновение в этой безжизненной, душераздирающей пустыне серебряной полосочкой блеснула река его детства – Дема. Но как же она была далеко сейчас от него! И еще ему представилось в отдаленных сгустках вечернего воздуха лицо матери, такое, каким он видел его в младенчестве над своей колыбелью. Он понял, что на этот раз его ничто не спасет – ни его громкое имя, ни его уста сэсэна. И он заведомо отказался от всякой попытки спасти свою жизнь, ибо цена такого спасения была бы только одна – унижение. Акмулла вздохнул как можно глубже и, собрав в кулак всю свою волю, шагнул прямо в сторону этих двоих…».

(Г. Шафиков «Белый сокол башкирской поэзии»)

Вед.1:

На юго-западе Башкирии раскинулась Бугульминско-Белебеевская возвышенность, рассеченная множеством небольших, но полноводных рек. Эти места, орошенные не только светлыми струями родников, но и соленым потом, и горькими слезами народа, издревле были заселены башкирами – минцами.

Демская долина, воспетая в песнях, стихах, древних кубаирах и достанах, – одна из жемчужин башкирской природы. Здесь воздух напоен густым настоем душистых трав и липового меда, а в знойные летние дни ветер, шевеля ковыль, как струны домры, заносит сюда полынные запахи оренбургских, казахских степей.

Где горы терраса за террасой спускаются, как табуны на водопой, к красавице Деме, а сама река, укрывшись кудрявыми ивами, все так же спешит к горизонту, к Агидели, лежит старинный башкирский аул Туксанбай бывшей Куль-ильминской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии (ныне Миякинский район Республики Башкортостан).

Этот регион, входивший тогда в Оренбургскую губернию, словно магнитом, притягивал к себе многих видных деятелей передовой русской культуры. Побывав в Уральске, Сеитовской слободе и Оренбурге, где спустя годы пройдут пути странствия Мифтахетдина Акмуллы, великий русский поэт А.С. Пушкин с невыразимым сочувствием и любовью создал образы свободолюбивых башкир. Отсюда, с демской кручи, рукой подать до Надеждина, связанного с именем чародея русского литературного слова Сергея Тимофеевича Аксакова. Рядом с Аксаковскими местами раскинулось село Слакбаш, тут же в пуще белых берез – кумысолечебный санаторий, где в начале века лечился А.П. Чехов. А в соседстве с Туксанбаем – деревня Аитово – родина прекрасного лирика Фатиха Карима, погибшего в бою с фашистами под Кенигсбергом. А дальше – известный на весь мир аул Мустафа – родное гнездовье Мусы Джалиля. А ниже по Деме, ближе к Уфе, белеет на горе Кляшево – аул, давший литературе двух народных поэтов Башкортостана – Сайфи Кудаша и Мустая Карима.


Вед.2:

В таком краю 14 (26) декабря 1831 года родился Мифтахетдин Камалетдинов, которому было суждено стать первым после легендарного Салавата Юлаева общепризнанным поэтом Башкирии. Давно его нет. Но время не в силах отдалить от нас сиянье его таланта – яркая звезда на то и яркая, чтобы светить всегда, светить везде и всем.

В юные годы на долю Мифтахетдина выпало немало горечи и страданий. Были ошибки, разочарования на пути поиска своего жизненного предназначения.

Ведь Акмулла и сам, ставший впоследствии прославленным поэтом, получивший свое светлое имя от народа, не скрывает своего прошлого: «К воровству пристрастился я в молодые годы, и это привело меня к очень большому позору». Однако важнее другое: какой замечательный путь самовоспитания, путь поисков своего жизненного предназначения, достойного и прекрасного, прошел этот человек еще в условиях царской России.

О, не спешите, братья!

Внемлите лучше мне:

Я выстрадал боль слова

На жизненном огне!

Достойными сначала надо быть

Народа своего. Народу лишь служить.

Обратите внимание на строку, которая так характерна для творческой биографии великого поэта – скитальца, поэта изгнанника, не сломившегося под тяжестью жизненных невзгод: «Я выстрадал боль слова на жизненном огне». Слова, делающие честь любому поэту, большому и малому.

Обучался Мифтахетдин в различных медресе. Начальное образование получил в родной деревне, а затем в медресе башкирского муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился в селах Менеузтамак и Анясово. Был шакирдом знаменитого по тем временам мусульманского учебного заведения Башкортостана – медресе в селе Стерлибашеве, где брал уроки у башкирского поэта религиозного толка Шамсетдина Заки (1825 – 1865), который одним из первых одобрил и поддержал поэтические наклонности своего шакирда. Завершив учебу в Стерлибашеве, молодой Мифтахетдин вернулся в родную деревню Туксанбай. Остроумный, прямолинейный, бунтарского характера человек, стремящийся к свободе духа, он не мог найти общего языка с отцом. В 1859 году он ушел из дома отца и подался в южные волости Башкортостана: Стерлибашево, где было медресе Нигматуллиных, в Оренбург. В Троицке, расположенном на границе башкирских и казахских степей, Мифтахетдин продолжал свою учебу в медресе, сам учительствовал и обучал грамоте детей и взрослых, выезжал в казахские аулы. Много странствовал по аулам, кочевьям башкир и казахов. Встречался с прославленными сэсэнами и акынами во время йыйынов и сабантуев. Участвовал в поэтических состязаниях айтыш. Жадно впитывал в себя все, чему мог научиться в стенах медресе молодой будущий поэт. Годы, проведенные вне дома, явились своеобразной школой жизни, школой становления беспокойной, ищущей, неистовой натуры поэта-сэсэна.

В те времена, где там книги как теперь,

Ходил я, не доставая воды из глубины,

Если кто с книгой в руках встретится,

У меня, бедняги, глаза разбегаются, -

напишет он потом, в конце 80-х годов, вспоминая молодость.


Вед.1:

Лет через 12-13 Акмулла снова возвращается в родной Туксанбай. Но недолго он пребывает в отцовском доме. Не все было в ладу во взаимоотношениях – очень разными оказались взгляды на жизнь у многодетного, обремененного повседневными заботами, консервативного деревенского муллы Камалетдина и своенравного, полного сил, энергии, прямолинейного, остроумного поэта. И однажды, с обидой на отца, взяв в его отсутствие шубу, доброго коня и телегу, постельные принадлежности, оставшиеся после смерти своей родной матери, уезжает из деревни, начав жизнь поэта-скитальца. Начинается долгий путь странствия поэта по аулам, городам, кочевьям Казахстана. В такой обстановке появилось знаменитое письмо-послание поэта «Письмо отцу», в котором он объяснил причины и обиды поэта на отца, приведшие к разладу, и сыновнее пожелание благополучия отцу.

Отец мой, слишком неприглядно дело твое,

Мы приехали, истосковавшись по вас, по зову души.

За тринадцать лет, приехав лишь раз, душа сломана,

Теперь уж нам лучше умереть, чем жить.

Отец мой, нет у меня к вам больше слов,

Достатком мира сего не насытятся глаза,

Вернулся раз в тринадцать лет, не принят близко,

Впредь не приехать нам, истосковавшись.

Много странного в том качестве стать замороженным,

Хоть вам и легко, нам это тяжело.

Мы ведь также были наследником, отнюдь не сиротой,

Ты отцом был у нас, а не чужаком.

Где бы ни был, за долгие годы странствий Акмулла всегда и всюду остается верен своим принципам, идеалам. Жизнь проходит на виду у народа, среди народа. Обретает славу остроумного, правдивого поэта-сэсэна, влюбленного в книгу, в знания и ремесла ученого, мыслителя педагога. Казахи назвали его «Акмулла», т.е. справедливый, доброй души ученый, что и стало его вторым именем – Мифтахетдин Акмулла.


Вед.2:

В литературе об Акмулле есть ошибочные версии будто бы он казахского происхождения. Но на родине поэта в Туксанбаево и окрестных башкирских деревнях и поныне помнят и хранят, как святыню, стихи поэта, события и эпизоды его жизни. Дело в том, что его односельчанин Шайхетдин Динмухаметов в свои молодые годы видел поэта-сэсэна, помнил его, знал его родословную и многие обстоятельства жизни поэта, наизусть читал его произведения, и ко всему этому располагал документальным источником – метрикой. Воспоминания Шайхетдина убеждают и объясняют мотивы заключения Акмуллы в тюрьму, а вследствие этого и его переход «из башкир в казахи». Татарский литературовед М.Гали в своей статье о поэте пишет: «Основной причиной бегства Акмуллы в казахскую среду было бегство от 25-летней солдатской службы. Он записался в сыновья к одному бедному казаху по имени Мухаммедьяр для того, чтобы замести следы, изменив фамилию, называет себя казахом». Эта тайна становится известной, и по доносу его заключают в тюрьму. Целых четыре года (с 1867 по 1871) он проводит в заточении в городе Троицке. Тюрьма сделала Акмуллу совершенно другим человеком, закалила его волю и характер. Раскрыла глаза на несправедливость окружающего мира. В стихотворении «Место мое – в Зиндане», написанном в форме обращения к народу М. Акмулла обрисовал тюремную обстановку: решетка на окнах, большие замки на дверях, чернокаменный забор вокруг тюрьмы, а у дверей – солдаты с ружьями в руках, которые по вечерам сгоняют их в бараки, как овец, и пересчитывают, как скот. Вот что окружает осужденных день и ночь. Говоря об участи тех, которым донос и клевета погубили жизнь, Акмулла пишет, что в тюрьме люди тают, как свеча, худеют и гниют.

Снова и снова привет от странника Акмуллы,

От правдивого муллы, чье бесхитростно слово.

Всему простору степи привет от нас,

От муллы, кого не запятнают наветы врага.

С этой поры в его творчестве с особой остротой начинают звучать социальные мотивы. После освобождения из тюрьмы он должен был два с половиной года отбывать в арестантской роте. От этого наказания спасли поклонника таланта поэта. Один из них Габидулла Зигангиров весной 1871 года обратился к царю Александру II с прошением, заплатил залог 2 тысячи рублей и взял Мифтахетдина Акмуллу на поруки. Так он окончательно вызволил поэта из арестантской робы.


Вед.1:

Мужественные и светлые стихи Акмуллы, будто обретая крылья, передавались из уст в уста, из одних краев в другие. Многие из них дошли до наших дней. Именно благодаря этому даже в 70-80-е годы XX столетия записаны из уст старожилов или обнаружены среди их рукописей сотни неизвестных строк поэта. В них, как живое, бьется трепетное беспокойное сердце Акмуллы, всем своим существом любящего жизнь, и человека, утверждающего своим творчеством добро и справедливость, призывающего своих современников к чистоте, разуму. Многие из его поэтических наставлений и нравоучений актуальны и в наши дни:

Прежде всего, душою чистым быть надобно.

Пусть же не гноится грязью она.

Как важно быть чистым в помыслах и делах.

Без этого один лишь разум бесполезен.

Акмулла ратовал за всестороннее развитие человека. Он сам прекрасно знал и восточную классику, и историю родной литературы, увлекался философскими трактатами древности, Средневековья, владел русским, арабским, фарси языками. Ему принадлежат такие слова, свидетельствующие о широте взглядов поэта:

Хорошо по мере сил узнать различные науки,

Встать в ряды самых ученых мужей.

Полезно получить знания не только через русский,

Но, если в силах, и через французский язык.


Вед.2:

Огромный вклад в дело прогресса народа внес Акмулла и как учитель. Если в Башкортостане обучал детей на их родном языке, на основе тюрко-башкирской письменности той эпохи, то в Казахстане детям казахов стремился давать знания на их родном языке. Акмулла одним из первых среди башкирских поэтов создал стихотворение «Язык», возвеличивающее значение родной речи в жизни человека как орудия общения и познания.

Сладостный (изысканный) язык ласков, обаятелен;

Пусть всегда звучит этот ласковый мой язык.

Дал ты язык нам, тенгри, повелев говорить;

К правдивому пути язык поэтому я наставляю!

Творческое наследие Акмуллы невелико. Это объясняется тем, что свои стихи он часто сочинял как импровизации, т.е. на ходу, а не для печати.

В условиях скитальческой жизни многие творения поэта потерялись навсегда. При жизни в 1892 году в Казани Акмулла издал небольшую книгу «Элегия в честь Шигабутдина Марджани». Книга посвящена крупному татарскому религиозному деятелю, ученому, просветителю, много сделавшему в области просвещения. Его книга «Полезные известия о Казани и булгарах», об истории Булгарии и Казанского ханства по богатству материала и поныне не потеряла своего значения:

Ему равных не найти на белом свете,

И напрасно кто-то в равные с ним.

С тех пор имя башкирского поэта-сэсэна стало пользоваться известностью среди татарских ученых.

Мои башкиры, учиться надо, учиться,

Много невежд среди нас, образованных мало.

Как боимся мы дикого медведя на Урале,

Так невежества, братья, бояться надо.

Поэт обращается непосредственно к своему родному народу с пламенным призывом к просвещению, к прогрессу, к знаниям, противопоставляя образованность невежеству. Зовет людей воспитывать в себе чистые благородные качества. Верил, что таким путем можно избавиться от бедности, нищеты, социальной несправедливости.

Акмулла, по определению профессора А.И. Харисова, впервые после Салавата обратился к своему народу со словами «Мои башкиры», в которых наиболее ярко и образно выражены его просветительские идеалы:

Обрати внимание: в ученье благородство и почет,

От злобы и невежества множество бед идет.

Образованным в воздухе летать, в воде плавать,

И нет в том святости и чуда.

Поэзия Акмуллы разнообразна жанрово. На основе фольклора он развивает жанр айтыш – форму поэтического состязания, рубаи, двустишия. Много писал стихи-обращения как к друзьям (Султану Габидулле, Бикмухамету сыну Карыя, Барлыбаю), так и своим врагам (Исянгильды Бабышу, по его доносу он попадает в тюрьму, мулле Нургали Аль-Казани). Многие стихи поэта отточены как пословицы, насыщены народными афоризмами:

Срубишь ствол дерева – корень останется,

Двое нас – кто-то один да останется,

А человек одинокий умрет –

Конь его верный чужому достанется.

Мифтахетдин Акмулла создал свою поэтическую школу, которая оказала большое влияние на развитие не только башкирской литературы, но и татарской, и казахской. Это звезда поэзии, которая светит, учит добру, славит человеческий разум и свободу. Габдулла Тукай, Мажит Гафури, Даут Юлтый, Шайхезада Бабич, Шафик Аминев, Нурмухамет Юмран и многие другие поэты, пришедшие в литературу после Акмуллы, в своем творческом становлении испытали на себе его благотворное влияние.


Вед.1:

Шестидесятичетырехлетний поэт, распростившись со степями Казахстана, среди которых он прожил немало лет, осенью 1895 года уезжает к себе домой, в родные просторы, на землю отцов и дедов – на Урал. На паре коней, запряженных, как всегда, в свою знаменитую телегу, проехал Акмулла через Троицк, Челябинск, доехал до города Миасса.

Здесь в те годы жил и содержал мечеть, имел свою типографию хазрет Салахетдин Баширов. Мифтахетдин остановился у него. После долгого разговора с Акмуллой, Баширов почувствовал что-то недоброе и советовал ему на время оставаться у него. Но непоседливый Акмулла запрягает коней и уезжает.

Вот вскоре дорога пойдет все выше и выше к Уральскому хребту, а там за перевалом, так близко до Уфы. Далее же, всего в двух днях пути вдоль по долине родной его реки Демы расположено Туксанбаево. Но…

Жизнь великого сына башкирского народа оборвалась трагически. Два всадника, два наемных убийцы, посланных его врагами, много лет преследовавшие поэта за правдивость и обличительную силу его стихов, настигли его. Тело его было привезено в Миасс и с почестями похоронено на башкирском кладбище этого города. В последний путь провожали поэта Салахетдин Баширов, Шайхетдин Динмухаметов, ислам Камилов и другие просвещенные люди из местных башкир.

Яркая, легендарная жизнь поэта в одном ряду с выдающимися деятелями национальных культур и просвещения, таких как Шевченко, Абай, Махтумкули и др. И сама его жизнь стала поэзией, поэзией в том прекрасном смысле, что Поэт и Человек, оба этих понятия на земле, слились в нем воедино, по жизни он прошел сквозь все невзгоды, обиды, унижения с гордо поднятой головой. Поэтическое слово Акмуллы явилось воплощением лучших идеалов и представлений этой необыкновенной личности, связанной с жизнью и судьбой народа, вместе с ним несшей на своих плечах тяжести века, горести и страдания простых людей:

В бранном мире все извилисты дороги – нет прямых:

Все тернисты, но усердно люди мнут, топчут их.

Так иди по ним, надежду не теряя ни на миг,

Мертвецом себя не чувствуй, коль идешь среди живых.

(пер. Г. Шафикова)

Так писал Акмулла в одном из последних своих стихотворений «Надежда». И он идет вперед во времени, живой среди живых, и таковым остается навсегда.





^ «ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ АКМУЛЛА»

Час памяти

(Вступление: играет курай)

Вед.1:

На юго-западе Башкирии раскинулась Бугульминско-Белебеевская возвышенность, рассеченная множеством небольших, но полноводных рек. Эти места, орошенные не только светлыми струями родников, но и соленым потом, и горькими слезами народа, издревле были заселены башкирами – минцами.

Вед.2:

Демская долина, воспетая в песнях, стихах, древних кубаирах и дастанах, - одна из жемчужин башкирской природы. Здесь воздух напоен густым настоем душистых трав и липового меда, а в знойные летние дни ветер, шевеля ковыль, как струны домры, заносит сюда полынные запахи оренбургских и казахских степей.

Вед.1:

Где горы терраса за террасой спускаются, как табуны на водопой, к красавице Деме, а сама река, укрывшись кудрявыми ивами, все так же спешит к горизонту, к Агидели, лежит старинный башкирский аул Туксанбай бывшей Кульилиминской волости Белебеевского уезда, ныне Миякинского района Республики Башкортостан.

Вед.2:

Здесь 14 декабря 1831 года родился Мифтахетдин Камалетдинов, которому было суждено стать первым после легендарного Салавата Юлаева общепризнанным поэтом Башкирии.

Вед.1:

Этот регион, входивший тогда в Оренбургскую губернию, словно магнитом притягивал к себе многих видных деятелей передовой русской культуры. Побывав в Уральске, Сеитовской слободе и Оренбурге, где спустя годы пройдут пути странствия Мифтахетдина Акмуллы, великий русский поэт А.С. Пушкин с невыразимым сочувствием и любовью создал образы свободолюбивых башкир. Отсюда, с демской кручи, рукой подать до Надеждина, связанного с именем чародея русского литературного слова Сергея Тимофеевича Аксакова. Рядом с аксаковскими местами раскинулось село Слакбаш, подарившее миру классика чувашской литературы Константина Иванова и народного поэта Чувашии Якова Ухсая. Тут же, в пуще белых берез – кумысолечебный санаторий, где в начале века лечился А.П. Чехов. В соседстве с Туксанбаем – деревня Аитово – родина прекрасного лирика Фатиха Карима, погибшего в бою с фашистами под Кенигсбергом. Дальше – известный на весь мир аул Мустафа – родное гнездовье Муссы Джалиля. А ниже по Деме, ближе к Уфе, белеет на горе Кляшево - аул, давший литературе двух народных поэтов Башкирии – Сайфи Кудаша и Мустая Карима…

Вед.2:

В таком краю родился Акмулла… Давно его нет. Но время не в силах отдалить от нас сиянье его таланта – яркая звезда на то и яркая, чтобы светить всегда, светить везде и всем.

Вед.1:

«Мифтахетдин» в переводе с арабского означает «хранитель ключа». Трудно сказать, какой ключ имел в виду мулла Камалетдин, дав такое имя своему сыну. Но можно смело утверждать: мальчику было дано правильное имя – он, Мифтахетдин, хранил в своей душе ключ к башкирской поэзии. Нарекли его дважды. Первый раз – отец - сразу после рождения. Второй раз в годы зрелости народ прозвал его Акмуллой. Путь от Мифтахетдина до Акмуллы был сложным, трагическим, но – прекрасным.

Вед.2:

Мифтахетдин начальное образование получил в своей деревне, а затем в медресе башкирского муллы Лукмана в одной из соседних деревень. Учился в селах Менеузтамак и Анясово. Некоторое время был шакирдом знаменитого медресе села Стерлибашево, получал уроки у поэта суфийского толка Шамсетдина Заки. Вскоре юноша отправился в Оренбург, затем в далекое Зауралье. Здесь он скитался по башкирским аулам, а через некоторое время поехал в город Троицк. В этом городе, расположенном на границе башкирских и казахских степей, Мифтахетдин продолжил свою учебу в медресе и сам учительствовал, выезжая в казахские аулы.

У будущего поэта с юношеских лет проявилась глубокая любовь и стремление к знаниям. Жадно впитывал он в себя все, чему мог научиться любознательный шакирд в стенах старых медресе.

Чтец (за кулисами):

В те времена, где там книги как теперь,

Ходил я, не доставая воды из глубины,

Если кто с книгой в руках встретится,

У меня, бедняги, глаза разбегаются, -

напишет он потом, в конце 80-х годов, вспоминая молодость.

Вед.1:

Жажда познания, стремление к непрерывному самоусовершенствованию, к овладению науками и ремеслами стали наиболее характерными особенностями жизни и деятельности Акмуллы. По преданиям, уйдя на ученье еще в юношеском возрасте, Мифтахетдин пробыл в стороне от отцовского дома около тринадцати лет. Затем вернулся в родное Туксанбаево. Все эти годы явились для него своеобразной школой жизни, школой становления беспокойной, ищущей, неистовой натуры поэта-сэсэна.

Вед.2:

Немаловажную роль в судьбе поэта сыграли и его разногласия с отцом. Не все было в ладу во взаимоотношениях – очень уж разными оказались взгляды на жизнь у многодетного, обремененного повседневными заботами и, конечно же, консервативного деревенского муллы Камалетдина и неуемного, полного сил, энергии, прямолинейного, остроумного и своенравного молодого поэта. И однажды, с обидой на отца, взяв в его отсутствие шубу, доброго коня и телегу, а также постельные принадлежности, оставшиеся после смерти своей родной матери, уезжает он из деревни, начав жизнь поэта – скитальца. С этой поры начинается долгий путь странствований поэта по аулам, городам и кочевьям Башкирии и Казахстана.

Чтец: (за кулисами)

«Меня, бедного, преследует сыщик ада, что мне делать, подскажи! – пишет он. – Прочел я книгу страданий, захлебываясь в крови».

Вед.1:

Поколесив по Башкирии, поэт направляется в знатный по тем временам город Оренбург со своими «учеными людьми». В это время он и написал остававшееся более века совершенно неизвестным «Письмо отцу», в котором четко и ясно изложены и обиды поэта на отца, и целый ряд причин, приведших к разладу, и сыновнее пожелание благополучия отцу.


Чтец:

Отец мой, слишком неприглядно дело твое,

Мы приехали, истосковавшись по вас, по зову души.

За тринадцать лет приехав один лишь раз,

душа сломана,

Теперь нам лучше умереть, чем жить.

Отец мой, теперь нет у меня к вам другого слова,

Достатком мира сего не насытятся глаза;

Вернувшегося один лишь раз за тринадцать лет,

не принял близко,

Впредь не приехать нам, истосковавшись.

Много странного в том качестве стать замороженным,

Хоть вам и легко, нам это тяжко,

Мы ведь также были наследником, отнюдь не сиротой,

Ты отцом был у нас, а не чужим.

……………………………………………………………..

Имел всегда авторитет длинный нос,

Никогда не осрамится сухой нос.

Будет и конь, будет и шуба – нас не будет.

Коль жив будет, возвращу гнедого жеребца.

Гнедой для Вас дороже меня самого,

В одном гнедом – Ваши желания.

Для нас пожалели единого из своего добра,

Но ведь и мы для вас дитя, а не брат.

Возвратился в родной дом, истосковавшись,

Таково слово, добытое мной на воле,

Поскольку возвратившегося один лишь раз через

тринадцать лет не проводил.

Постольку из глаз (моих) потекли слезы,

Кому же еще, коль не Вам, скажу я, о султан мой,

Изнывало в горечи сердце мое.

Задуманное осталось не завершенным,

Прощайтесь с нами, сердечный мой.

…………………………………………………………….

Пусть жива, здорова будет скотина ваша,

Коль есть скот, нет в Вас усталости,

Золото, когда оно в руках, не ценится

Не найдете и золотника нашего пусть даже за тысячу танька.

В стране пусть в почете будет голова твоя,

Как же не склониться головой к ученым людям?

Соловей не будет вместе с вороном,


Бестолковым (бездарным) откуда знать о размахе мужском?

Вед.2:

Не все было гладко в жизни Мифтахетдина. Ведь Акмулла и сам, ставший впоследствии прославленным поэтом и получивший свое светлое имя от народа, не скрывает своего прошлого: «К воровству пристрастился я в молодые годы, и это привело меня к очень большому позору». Однако важнее другое: какой замечательный путь самовоспитания, путь поисков своего жизненного предназначения, достойного и прекрасного, прошел этот человек еще в условиях царской России.

Вед.1:

В литературе об Акмулле есть ошибочные версии будто бы он казахского происхождения. Но на родине поэта, в Туксанбаево и окрестных башкирских деревнях, и поныне помнят и хранят, как святыню, стихи поэта, события и эпизоды его жизни. Дело в том, что его односельчанин Шайхетдин Динмухамметов в свои молодые годы видел поэта-сэсэна, помнил его, знал всю его родословную и многие обстоятельства жизни поэта, наизусть исполнял его произведения, и ко всему этому располагал документальным источником – метрикой. Воспоминания старца Шайхетдина убеждают и объясняют мотивы заключения Акмуллы в тюрьму, а вследствие этого и его перехода «из башкир в казахи». Татарский литературовед М. Гали в своей статье о поэте пишет: «И основной причиной бегства Акмуллы в казахскую среду было бегство от солдатской службы. Он, записавшись в сыновья к одному бедному казаху по имени Мухаммедьяр для того, чтобы замести следы, изменив фамилию, называет себя казахом». Но эта его тайна становится известной и его заключают в тюрьму. Акмулла и после освобождения из заключения вынужден был скрывать свою принадлежность к башкирам. Ибо по решению суда далее он должен был отбывать два с половиной года в арестантской роте. Для обжалования этого решения дается ему годичный срок. Тогда один из поклонников поэта Ахметбай Бакиров, собрав деньги и внеся в залог две тысячи рублей, весной 1871 года берет его на поруки.

Вед.2:

К осени этого же года Акмулла отправляется в Петербург. В столице его тепло принимают известные тогда в мусульманском мире мире Гатаулла Баязитов и Габидулла Зигангиров. Акмулла во время этой поездки пишет свой «Шикаят султану Габидулле», ставший одним из прекрасных поэтических произведений. Габидулла Зигангиров составляет прошение на имя императора Александра II и, таким образом, помогает поэту вызволиться из арестантской роты.

Вед.1:

Значительную часть своей жизни поэт провел вдали от дома, в башкирском Зауралье, особенно в районе Миасса и Учалов, в Троицке и в степях Казахстана. Однако, где бы ни был, за долгие годы странствий Акмулла всегда и всюду остается верен своим принципам и идеалам. Жизнь его проходит на виду у народа и среди народа. Он обретает славу остроумного и правдивого поэта-сэсэна, влюбленного в книгу, в знания и ремесла ученого, мыслителя, педагога. Свои призывы к знаниям и ремеслам он неизменно подкрепляет собственным трудом мастера, умеющего искусно столярничать, шить, чинить.

Вед.2:

И если в Башкирии Акмулла был прогрессивным деятелем народного просвещения, осуществляющим на практике обучение башкирских детей на их родном языке на основе тюрко-башкирской письменности той эпохи, то в Казахстане считает единственно правильным путем обучение и воспитание казахских детей на казахском языке. Акмулла одним из первых среди башкирских поэтов создал стихотворение «Язык», возвеличивающее значение родной речи в жизни человека как орудия общения и познания:

Чтец:

Сладостный (изысканный) язык ласков, обаятелен;

Пусть всегда звучит этот ласковый мой язык.

Дал ты язык нам, тенгри, повелев говорить;

К правдивому пути язык поэтому я наставляю!

Вед.1:

Акмулла знал, наряду с родным башкирским языком, казахский, татарский, а также арабский, фарси (персидский), русский языки. Это обстоятельство сыграло свою роль в распространении стихов поэта на разных языках, в их обогащении различными оттенками и красками в зависимости от того, где и в среде какого народа они рождались.

Вед.2:

На своем коне, запряженном в телегу, в которой в специальных отсеках хранились книги и рукописи, различные инструменты, Акмулла проехал по всему Зауралью, оставляя за собой добрый след просвещения. Он живет подлинной жизнью поэта-сэсэна, поэта-учителя, участвуя в поэтических состязаниях во время йыйынов и на сабантуях, встречаясь с прославленными сэсэнами и образованными людьми башкирской степи. Странствуя по Казахстану, по аулам и кочевьям Кустанайского, Акмолинского, Кокчетавского, Петропавловского уездов, с той же страстностью, как и у себя на родине, продолжает он свою просветительскую деятельность, в своих стихах призывает братский казахский народ быть в движении, стремиться к мастерству, со рвением учиться ремеслу. В Казахстане он продолжает свою деятельность учителя, начатую еще в бытность шакирдом Троицкого медресе. Простые казахи полюбили праведного учителя, искреннего поэта, признали его высокочтимым образованным человеком…


Вед.1:

…Шестидесятичетырехлетний поэт, распростившись со степями Казахстана и казахами, среди которых он прожил немало лет, объявив перед народом, что он уезжает к себе домой, осенью 1895 года отправляется в родные просторы, на землю отцов и дедов – на Урал. На паре коней, запряженных, как всегда, в свою знаменитую телегу, проехал Акмулла через Троицк, Челябинск, доехал до города Миасса. Здесь в те годы жил и содержал мечеть, имел свою типографию хазрет Салахетдин Баширов. Мифтахетдин остановился у него. Вечером, во время беседы он рассказывает: «Я неожиданно решил уехать на родину. Там у одного зажиточного казаха была одинокая дочь, разведенная с мужем. Он очень просил, чтобы я не уезжал, говорил»: - «Не уезжай, хазрет, вот дочь за тебя отдам, будем жить вместе» Но: «В большой обиде я был на тех богатеев-невежд, которые не давали мне покоя, возбужден, решил уехать»,- признается поэт. «Ошиблись вы, хазрет, поторопились, - отвечает ему Салахетдин Баширов. – Вы теперь в опасности. Боюсь, как бы чего не надумали ваши враги. Коль были такие люди, дорожившие вами, надо было жениться на той женщине и оставаться там. Об отъезде надо было решать, не торопясь. Ну, теперь уж, коль так вышло, не уезжайте от меня, поживите здесь дня три-четыре…»


Вед.2:

Наутро хазрет Салахетдин уходит на свою службу. Непоседливый Акмулла встает тоже рано поутру, осматривает телегу свою, делает смазку, запрягает коней, садится и уезжает. Вот вскоре дорога пойдет все выше и выше к Уральскому хребту, а там, за перевалом, так близко до Уфы. Далее же, всего в двух днях пути вдоль по долине родной его реки Демы расположено Туксанбаево. Но…

Вед.1:

От самой степи неотступно следуют за ним два всадника, два наемных убийцы, посланных его врагами, столько лет преследовавшими поэта за правдивость и обличительную силу его стихов. Ведь Акмулла уезжал из тех мест навсегда и нельзя упускать возможности расправиться с ним. Вскоре по дороге те два темных всадника настигают его, и жизнь поэта-путника трагически обрывается. Тело его было привезено в Миасс и с почестями похоронено на башкирском кладбище этого города. В последний путь провожали поэта Салахетдин Баширов, Шайхетдин и Ислам Камиловы и другие просвещенные люди из местных башкир.

Вед.2:

Акмулла, без сомнения, выдающийся поэт и мыслитель ХIХ века. Он всю свою жизнь, весь щедрый талант посвятил служению народу. В основе идейно-эстетических взглядов Акмуллы лежит признание непримиримой враждебности разума и темноты, просвещения и невежества. Поэт считал, что несправедливость в обществе сохраняется только потому так долго, что ум и просвещение не могут восторжествовать над темнотой и невежеством. Потому поэт, обращаясь к народу, неустанно призывает его к просвещенью и овладению ремеслами.

Чтец:

Башкиры мои, ученье нужно, ученье нужно,

Среди нас неучей много, образованных мало.

Как боимся глупого медведя на Урале, так нужно бояться

невежества, братья мои.

Обрати внимание: в ученье благородство и почет,

От злобы и невежества множество бед идет.

Образованным в воздухе летать, в воде плавать,

И нет в том святости и чуда.

Вед.1:

Взгляды, идеалы, философские представления Акмуллы родились в процессе борьбы против феодальной отсталости, религиозного фанатизма, в борьбе против притеснения народа в условиях Башкирии и Казахстана.

Для поэта высшая ценность – здоровая нравственная основа личности, чистота души и помыслов человека

Чтец:

Дурному дай власть – разорит страну,

Глупого приголубишь – распустится вконец.

Неважно, чиновник ли он, простолюдин ли,

Важнее, каков он...

Вед.2: (на фоне мелодии курая)

Яркую, легендарную жизнь поэта – сэсэна, поэта – труженика, полную трудностей, горьких переживаний и ярких творческих взлетов, прожил Акмулла. И сама его жизнь стала поэзией, поэзией в том прекрасном смысле, что Поэт и Человек, оба эти великих понятия на земле, слились в нем воедино, что по жизни прошел он сквозь все невзгоды, обиды и унижения с гордо поднятой головой. И поэтическое слово Акмуллы явилось воплощением лучших идеалов и представлений этой необыкновенной личности, теснейшим образом связанной с жизнью и судьбой народа, вместе с ним несшей и на своих плечах тяжести века, горести и страдания простых людей.

Бесценные произведения поэта остались в памяти народа как сияние высокого ума, высоких человеческих мыслей и чувств, светлого, лучезарного взгляда на мир. Таким образом, в небе Башкортостана в один из тяжелых веков ее истории зажглась еще одна звезда – звезда поэзии Акмуллы.


Викторина

по жизни и творчеству М. Акмуллы


  1. Когда и где родился М. Акмулла? (14 (26) декабря 1831г., д. Туксанбаево, Миякинский район).

  2. Назовите произведения М. Акмуллы. («Назиданья», «Место мое – в Зиндане», «Письмо к отцу», «Башкиры мои, надо учиться» и др.).

  3. Марджани – кто он? За что воспел его образ М. Акмулла в своей оде. (Крупный ученый-историк, просветитель, религиозный деятель, много сделавший в области просвещения. Его книги об истории Булгарии и Казанского ханства по богатству фактического материала и сегодня не потеряли своего значения).

  4. Назовите авторов, чьи книги и статьи посвящены Акмулле. (Р. Шакур, Г. Шафиков).

  5. Первая книга Акмуллы, когда и где издана. («Памяти Шигабутдина Марджани», издана в 1892г. в Казани).

  6. Кто посвятил свою драму Акмулле. (Кирей Мэргэн «Прерванная мелодия», 1964).

  7. Кто автор портрета Акмуллы. (Заслуженный художник БАССР, лауреат премии им. М.Акмуллы Зильфат Басыров).

  8. Когда и кем учреждена премия М. Акмуллы. (В 1989 году Миякинским районным Советом).

  9. Назовите лауреатов премии М. Акмуллы в области литературы. (Рашит Шакур).

  10. Год и место гибели М. Акмуллы. (1895,близ ж/д станции Сыростан возле г. златоуст ).

  11. Назовите композиторов, чьи произведения созданы на стихи М. Акмуллы. (Х. Ахметов «Башкиры мои, надо учиться», Ш. Кульбарисов «Назиданья», И.Дильмухаметов «Степь»).

  12. Где и когда открыт музей народного поэта-сэсэна М. Акмулле. (В 1981 году в дер. Туксанбаево Миякинского района).

  13. Кто из башкирских поэтов посвятил свои стихи Акмулле. (К.Мэргэн «Прерванная мелодия», Г. «Шафиков «Акмулла» и др.).


Библиография:

  1. Аглиуллина, Ф. Творчество Акмуллы – отражение общественно-просветительской мысли 19 века /Ф.Аглиуллина// Учитель Башкортостана.- 2006.- №2.- С.51-52.

  2. Акмулла Мифтахетдин. Стихотворения. Пер. с башкирского. – Уфа:Китап, 2006. – 192с.

  3. Акмулле – 150 лет: Статьи и материалы, посвященные юбилею поэта. – Уфа: Башкирск. книжн. изд-во, 1984. – 144с.

  4. Акъюлов, И. Форум акмулловедов (на башк. яз.)/ И.Акъюлов // Башкортостан. – 2006. – 14 ноябр.

  5. Ахметвалиева, С. Акмулла – просветитель и мыслитель 19 века /С.Ахметвалиева// Ватандаш.- 2006.- №1.- С.166-174.

  6. Башкортостан: Краткая энциклопедия / Гл. ред. Р.З. Шакуров. – Уфа: «Башкирская энциклопедия», 1996.-С.111.

  7. Белый сокол башкирской поэзии // Г.Г. Шафиков. Дыхание жгучее истории/ Г.Шафиков. – Уфа, 1998. – С.3-36.

  8. Галин, С. Мифтахетдин Акмулла / С. Галин // Учитель Башкортостана. – 2003. - №3. – С.53-56.

  9. Гафуров, М. Злободневный Акмулла: [Размышления над книгой стихов] /М.Гафуров// Истоки.- 2006.- №18.- С.7.

  10. Гильмитдинов, Д. Акмулла – серебряный звон нашего века /Д.Гильмитдинов// Учитель Башкортостана.- 2006.- №2.- С.50.

  11. Жиленко, Н. Прими мои песни, любимый народ!: [Башкирский государственный театр оперы и балета открывает 69-й сезон премьерой оперы З. Исмагилова «Акмулла»] / Н. Жиленко // Республика Башкортостан. – 2006. - №169 (31 авг.). – С.4.

  12. Изельбаев, М. Предсказания в поэзии М.Акмуллы и творческие традиции импровизаторов (на башк. яз.) / М.Изельбаев // Учитель Башкортостана. – 2006. - №3. – С.35-36.

  13. Кунафин, Г. В сердце народа (на башк. яз.) / Г.Кунафин // Ватандаш. – 2001. - №12. – С.148-152.

  14. Латыпов, С. На земле, пропитанной поэзией: [к 175-летию со дня рождения М.Акмуллы] /С.Латыпов// Республика Башкортостан.- 2006.- 13 июня.

  15. Мифтахетдин Акмулла: [Статья] // Харисов, А.И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII – XIX века): Пер. с башк. – Уфа, 1973. – С.278-293.

  16. Образ просветителя: [Статья к 175-летию со дня рожд. Акмуллы] // Истоки. – 2006. - №31. – С.4.

  17. Попова, А. Просветитель Акмулла /А.Попова, М.Сафин// Истоки.- 2002.- №12.- С.5.

  18. Рафиков, И. Гордость рода мин /И.Рафиков// Республика Башкортостан.- 2006.- 10 мая.

  19. Фаезова, А. Лингвистический анализ на стихотворение Мифтахетдина Акмуллы «Назиданья» (на башк. яз.) / А. Фаезова // Учитель Башкортостана. – 2006. - №5. – С.37-38.

  20. Шакур, Р. Звезда поэзии. Мифтахетдин Акмулла. Жизнь. Творчество. Мировоззрение /Р.Шакур.- Уфа, 1996.- 184с.

  21. Шакур, Р. Классик башкирской поэзии / Р. Шакур // Учитель Башкортостана. – 2001. - №11. – С.64-67.

  22. Шакур, Р. Поэт-труженик, поэт-борец /Р.Шакур// Бельские просторы.- 2001.- №12.- С.82-87.

  23. Шакур, Р. Феномен Акмуллы /Р.Шакур, Г.Шафиков// Акмулла Мифтахетдин: Стихи.- Уфа, 1986.- С.5-18.

  24. Шарипова, З. Значение творчества Акмуллы в развитии литературной мысли (на башк. яз.) / З.Шарипова // Ватандаш. – 2006. - №5. – С.144-158.

  25. Шафиков, Г. Заветы Акмуллы /Г.Шафиков// Ватандаш.- 2003.- №9.- С.55-78.

  26. Юсупов, Г. Стипендия имени Акмуллы – лучшим знатокам языков / Г. Юсупов // Республика Башкортостан. – 2006. – 7 февр.





Скачать 313.52 Kb.
оставить комментарий
Дата28.01.2012
Размер313.52 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
не очень плохо
  1
средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх