Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» icon

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца»...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального...
Примерная программа дисциплины «Историко-бытовой танец»...
Экзамен по дисциплине Основы преподавания историко-бытового танца (40 ч)...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания народно-сценического (характерного) танца»...
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального...
Методика составления комбинаций у станка. Основные требования классического танца...
Методические рекомендации по организации и проведению призваны помочь преподавателям в...
Методические рекомендации по организации и проведению призваны помочь преподавателям в...
План: Через сказку к танцу. Актерское мастерство...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО–МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


  1. Цель курса


Овладение будущими педагогами бального танца танцевальной техникой и методикой преподавания историко-бытового танца.


  1. Задачи курса




  • раскрыть теоретические основы становления и эволюционного развития танцевальных форм историко-бытовой хореографии;

  • сформировать знания о стилевых особенностях бытовых танцев прошлых эпох;

  • овладеть практическими навыками и методикой исполнения танцевально-пластического и хореографического текста исторической бытовой хореографии;

  • освоить методику традиционных форм построения композиций историко-бытового танца;

  • изучить особенности быта, костюма, этикета и его влияния на характер и манеру исполнения танцевальных композиций историко-бытового танца;

  • овладеть основами педагогического мастерства по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев».




  1. ^ Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Преподавание данного курса тесно взаимосвязано с такими дисциплинами как: «Методика преподавания бального танца», «Композиция историко-бытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца», а так же с предметами общепрофессионального цикла.


^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса


В результате изучения курса «Методика преподавания историко-бытового танца» студенты должны

знать:

  • историю возникновения и эволюционного развития бытовых танцев прошлых эпох;

  • методику исполнения движений историко-бытовых танцев;

  • методологические основы и категориальный аппарат историко-бытовой хореографии;

  • приемы пространственного построения композиций историко-бытового танца;

  • формы и стили старинной музыки;

  • музыкальную драматургию произведений старинной музыки;

  • особенности костюма бытовых танцев прошлых эпох;

  • методику организации, методы и формы обучения историко-бытовому танцу.

Владеть:

  • технологией ведения урока по историко-бытовому танцу;

  • техникой исполнения движений историко-бытового танца;

  • характером и манерой исполнения танцев определенной исторической эпохи;

  • навыками применения танцевального костюма, его деталей и аксессуаров;

  • навыками актерского мастерства;

  • опытом реализации выразительных средств историко-бытового танца в самостоятельной профессиональной деятельности.

Уметь:

  • определять цель и задачи урока историко-бытового танца;

  • устанавливать связь и зависимость танца определенной исторической эпохи от эстетических и нравственных норм, социально-бытового уклада определенного периода;

  • осуществлять анализ музыкального материала историко-бытового танца;

  • применять дидактические принципы и полученные знания в процессе обучения;

  • использовать учебную, учебно-методическую, монографическую, художественную и иную литературу, а также иконографию и произведения живописи старинных художников в процессе обучения.


^ П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Разделы курса


1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.

^ 2. Исторический бальный танец (Средневековье, Возрождение, XVI – XIX вв.).

3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра.

4. Основные источники изучения историко-бытовых танцев.

5. Бытовой и бальный танец XX века.


  1. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Место и задачи дисциплины «Историко-бытовой танец» в системе подготовки педагогов бальной хореографии.


Тема 1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев»

Цель и задачи курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Историко-бытовой танец в системе профессионального хореографического образования. Взаимосвязь историко-бытового танца с классическим, народным и другими видами хореографии. Историко-бытовой танец в структуре музыкальных, драматических и др. видов искусства. Историко-бытовая хореография в системе художественного и эстетического воспитания.

Структура курса. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Требования к уровню освоения курса. Самостоятельная работа по предмету. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.


Тема 2. Историко-бытовой танец в системе подготовки педагогов бальной хореографии

Исторический процесс эволюционного развития бальной хореографии. Истоки бальной хореографии. Связь с народными первоисточниками. Стиль, характер и манера исполнения салонной хореографии прошлых эпох.

Самоопределение современных форм бальной хореографии в отдельный вид искусства. Современные направления бальной хореографии. Понятия «социальный танец», «бальный танец», «спортивный бальный танец». Взаимосвязь современных форм бальной хореографии с бытовыми и национальными танцами.

Предпосылки возникновения педагогики историко-бытовой хореографии. Историко-бытовой танец в современной системе подготовки танцоров бальной хореографии. Формирование понятийного аппарата, методологических основ курса «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Система подготовки педагогических кадров для среднего и высшего хореографического образования.


Тема 3. Музыкальные формы и стили историко-бытовой и бальной хореографии

Музыка как основа танца. Единство идейного, эмоционально-ритмического содержания музыки и хореографии. Определение понятия «музыкальная форма». Исторический путь развития музыкальных форм прошлых веков. Их взаимосвязь с танцевальными формами.

Музыкальные стили прошлых эпох. Влияние музыки на стилевые особенности, характер и манеру исполнения бытовой хореографии. Музыкальное наследие композиторов прошлых эпох Ж. Рамо, Ж. Люлли, И. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др.

Музыка как составная часть учебно-воспитательного процесса. Основные принципы музыкального оформления практических занятий по историко-бытовому танцу. Использование на занятиях образцов старинной музыки в инструментальном звучании. Учебная и учебно-методическая литература по данной тематике.


Тема 4. Методика построения урока историко-бытового танца

Цель и задачи урока историко-бытового танца. Методы и формы педагогического обучения. Роль и значение дидактических принципов в формировании умений и навыков освоения практического материала историко-бытового танца. Задачи и содержание групповых и индивидуальных занятий.

Технология построения урока по историко-бытовому танцу. Приемы обучения. Экзерсис историко-бытового танца: постановка корпуса, головы, позиции ног, позиции рук, положение рук; виды шагов: бытовой, танцевальный, pas menus, pas elevé, pas glissé, pas chassé, pas balancé, па галопа, па польки, па полонеза, па вальса и др. Методика изучения основных элементов танцевальной лексики изучаемой эпохи. Изучение танцевальных форм композиционных построений прошлых эпох (XVI – XX вв.). Соразмерность длительности частей урока. Методы контроля эффективности педагогического процесса.

Подбор музыкального материала. Подготовительная работа с концертмейстером по музыкальному сопровождению практических занятий. Роль педагога на уроке по историко-бытовому танцу. Личностные и профессиональные качества педагога как фактор эффективности учебного процесса по историко-бытовому танцу. Самостоятельная подготовка преподавателя к уроку исторического танца.


Тема 5. Самостоятельная работа студентов по курсу "Методика преподавания историко-бытовых танцев"

Самостоятельная работа – одна из главных составляющих внеаудиторного учебного процесса по курсу «Методика преподавания историко-бытовых танцев». Задачи самостоятельной работы студентов. Виды, формы и методы самостоятельной работы. Формы эстетического самообразования. Развитие общего и профессионального кругозора, творческого мышления в процессе самостоятельной работы

Методика самостоятельной работы с учебно-методическими материалами. Системность самостоятельной работы. Разбор и освоение танцев прошлых эпох по существующим источникам. Приобретение практических навыков записи танцевальных элементов и хореографических композиций прошлых эпох. Условные обозначения.


^ Раздел 2. Исторический бальный танец (средневековье, возрождение, XVII – XIX в.в.)


Тема 6. Историко-бытовой танец эпохи средневековья

Историческое значение эпохи Средневековья в истории мировой культуры. Общественно-социальный уклад жизни. Господство церковной философии аскетизма во всех сферах бытования ранней эпохи Средневековья. Запрет церкви на веселье, радость жизни. Историческое значение эпохи в процессе развития бытовой хореографии.

Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. «Романский» стиль раннего средневековья и его воздействие на силуэт костюма. Основные составляющие женского костюма данного периода: нижнее платье, верхнее платье – «bliaud», узкий жилет «gippe», пояс и т.д. Развитие ремесел и их роль в становлении городской культуры позднего средневековья. Ткацкое производство, выделка кожи и процесс формирования костюма. Готический стиль второй половины эпохи и его влияние на формирование женской одежды. Основные черты женского костюма присущие готическому стилю: нарочитая вытянутость, динамическая устремленность вверх, сложность и вычурность форм. Основная линия силуэта женского костюма – «готическая кривая». Рыцарская культура и её влияние на разделение покроя женской и мужской одежды. Графическая четкость кроя мужской одежды второй половины эпохи. Особенность мужского силуэта (тонкая талия и широкие плечи). Основные составляющие мужского костюма: «шемиз», безрукавная куртка («gippons»), шоссы (узкие и длинные), сюрко, пурпуэн, пояс, остроносая обувь («poulaine»), конусообразный головной убор и т.д. Сословные и профессиональные различия в костюме. Итальянское Возрождение конца XV века – новый период модификации стиля и формы европейского костюма.

Народные танцы истоки салонной бытовой хореографии эпохи Средневековья. Народные танцы в гуляниях и праздники. Круг – как основа композиционного построения народных танцев Средневековья. Танцевальная лексика народных танцев и её связь с трудовой деятельностью. Появление парного танца. Бранль – наиболее распространенный танец эпохи Средневековья. Музыкальное сопровождение народных танцев.

Рыцарские турниры, балы и маскарады и их роль в развитии простейших танцевальных форм. Танцы придворной знати бассдансы – танцы-шествия. Колонна – основа композиционного построения придворных танцев. Сословно-иерархическое положение аристократической знати и ее влияние на регламентацию мест в танце.

Практические занятия:

  1. Изучение основных элементов исторического бального танца XIV – XV веков:

  • Основные положения рук в народном бранле.

  • Основные положения корпуса в народном бранле.

  • Основные положения рук в паре в народном бранле.

  • Основные шаги народного бранля: простой, двойной, двойной с репризой, веселый.

  • Основные положения рук в салонных танцах.

  • Основные положения рук в паре в салонных танцах.

  • Основные элементы движений в салонных танцах: простой бранль, двойной бранль, двойной бранль с репризой, веселый бранль, pas glissé (скользящий шаг), pas chassé (двойной скользящий шаг), pas dégagé,

  • Основные положения рук в фарандоле.

  • Основное движение фарандолы.

  • Основные положения рук в лендлере.

  • Основное движение лендлера.

  • Боковое движение лендлера.

  • Основные положения рук в бурре.

  • Основные движения бурре.

  • Боковое движение бурре.

  1. Изучение реверанса дамы и салют–поклона кавалера XVI века.

  2. Изучение композиции бытовых танцев эпохи средних веков:

  • Крестьянский бранль.

  • Фарандола.

  • Лендлер.

  • Бурре.

  • Салонный бранль.

  • Бассдансы.


Тема 7. Историко-бытовой танец эпохи возраждения

Значение эпохи Возрождения в истории мировой культуры. Влияние социально–бытового уклада жизни общества эпохи Возрождения на развитие бытовой хореографии. Музыка. Литература. Живопись. Театр. Идеи гуманизма в культуре раннего периода эпохи Возрождения. Новые нормы воспитания, образования и поведения «идеального человека». Бытовой костюм, социальная среда и бытовой танец. Зависимость бытового костюма и танца от художественного стиля эпохи. Новые художественные и эстетические понятия итальянского Ренессанса и его влияние на формирование европейского костюма. Стремление к изысканной простоте через индивидуальные художественные средства костюма – основной принцип стиля и формы итальянской одежды. Влияние итальянской моды на форму женского костюма в начале XVI века. Отличия французского женского костюма от итальянского. Основные составляющие женского костюма данного периода: рубашка, котт (платье с длинными рукавами), роб, пояс и т.д.

Влияние испанской моды на развитие одежды других стран Европы. Каркас – как новый тип («футлярный») испанского костюма и его роль в формировании европейской женской одежды. Отказ от декольте. Стремление к объемности женского платья второй половины XVI века. Основные составляющие женского французского костюма данного периода: корсет, вертюгаль, рукава (двойные, очень расширенные наверху и сильно зауженные внизу), громоздкая фреза, котт (одновременно два или три), роб (распашной спереди), пояс и т.д. Модные аксессуары: ювелирные украшения, веер из страусовых и павлиньих перьев, перчатки и т. д. Конец эпохи – возникновение моды на парики и высокие прически – «тупей». Основные составляющие мужского французского костюма: белая, с широкими рукавами и рюшами рубашка, верхние штаны (шоссы), чулки (о-де-шосс), пурпэн. Середина XVI века – изменение кроя мужской одежды. Особенность формы женской и мужской обуви эпохи Возрождения.

Церемонии обетов и клятв. Влияние рыцарских турниров, балов и маскарадов на развитие салонной бытовой хореографии. Место танцевальных жанров в развитии инструментальной музыки простейших. Музыка и её влияние на развитие танцевальных форм. Разнообразие танцевальных форм эпохи Возрождения. Появление танцев строго определенного построения. Придворный этикет и его влияние на развитие бытовой хореографии. Реверансы и поклоны и их роль в композиционном построении танцев.

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца:

  • Основные положения рук дамы.

  • Основные положения рук кавалера.

  • Основные танцевальные шаги алеманды: простой бранль, двойной бранль, pas elevé, «журавлиный» шаг – grué.

  • Основные танцевальные шаги паваны: простой бранль, двойной бранль, боковой шаг паваны и др.

  • Основные танцевальные шаги куранты: temps des curante, pas grave, pas glissé (скользящий шаг), pas de bourrée и др.

  • Основные танцевальные шаги вольты: pas glissé (скользящий шаг), pas balancé, pas assemblé, прыжки и др.

  • Изучение примеров танцевальных композиций эпохи Возрождения:

  • Алеманда.

  • Павана.

  • Куранта.


Тема 8. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIV – XVI веков

Рыцарство и культ Прекрасной Дамы в характере и манере исполнения танцев. Зависимость движений, от формы женского костюма – каркас («вертюгард»). Общий тип парадного (салонного) женского костюма: два платья с отрезным лифом и завышенной талией (нижнее с узкими рукавами, верхнее – «сюрко» с более широкими рукавами и шлейфом 4–5 метров), высокий конусообразный головной убор (закрывающий волосы) и заканчивающийся длинным прозрачным покрывалом, длинноносая (30–40 см.) обувь без каблука. Бальный этикет и его влияние на стиль, и манеру исполнения танцев у женщин: горделивая осанка (регламентированность открытого взгляда у женщин в танце), умение держать платье (не открывая носков обуви), навыки обращения с платком и т.д.

Общий тип парадного мужского костюма: громоздкий верх (стеганный пурпуэн, объемный рукав), узкий низ (обтягивающие чулки из ткани), длинноносая (30 – 40 см.) обувь без каблука. Мужской головной убор (конусообразная шляпа с неширокими полями) и его роль в танце. Обязательная принадлежность мужского костюма – шпага. Бальный этикет и его влияние на стиль (культ Прекрасной Дамы), и манеру исполнения танцев у мужчин: гордая и уверенная осанка (мужчина-воин), навыки владения шляпой, плащом и т.д.


Тема 9. исторический бальный танец XVII века.

Историческое значение эпохи Абсолютизма в истории мировой культуры. Политика абсолютизма Франции. Париж – центр европейской культуры. Общественно–социальный уклад жизни. Процесс формирования нового облика человека. Социальная среда и бытовой костюм. Производство предметов роскоши: шелковых тканей (бархат, атлас, тафта, парча), кружев, лент, шелковых чулок, перчаток, ювелирных украшений.

Стиль барокко в мужском костюме в середине XVII века – изменение покроя всех его частей – «braciere» (короткая курточка с маленькой баской вместо пурпуне), воротник – «rabat», свободная форма о-де-шосс («ringrave»). Мода на парики и их влияние на форму мужского головного убора. Сапоги со шпорами первой половины и туфли на высоком каблуке второй половины века – основная форма мужской обуви. Шпага и перчатки – обязательное дополнение костюма. Особенность мужского костюма конца столетия.

Увлечение женского общества литературой, искусством, философией и влияние данного процесса на формирование внешнего облика женщины середины эпохи. Новое соотношение (увеличение) объемов женского костюма. Основной тип женского костюма: нижняя рубашка, калесон, корсет, валик, корсаж, юбки и т. д. Отказ от париков – изменение причесок. Последняя четверть XVII века – новое изменение силуэта (профильный) с драпированной юбкой. Модные аксессуары: веер, перчатки, ручное зеркало, коробочки для мушек и румян и т.д.

Зависимость формирования танца от бытового костюма. Развитие бытового танца в XVII веке. Процесс становления балетного искусства. Синтетический характер театрального действия. Зарождение оперы. Танец в музыке, драме, опере. Танец как средство образной характеристики персонажа. Дивертисментный танец, действенный танец.

1661 год – открытие Королевской Академии танца (Париж). Задачи, функции и значение Академии в истории развития бытового танца и балетного искусства в целом. Канонизация танцевальных форм. Особенности композиционного построения бытовых танцев XVII века.

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца XVII века:

  • Pas chassé.

  • Pas menus.

  • Pas grave.

  • Pas assemblé.

  • Pas jeté.

  • Pas menue – основной шаг менуэта XVII века.

  • Balancé – menuet.

  • Pas ballotté.

  • Pas de bourree ballotté и др.

  1. Реверанс дамы и поклон кавалера XVII века:

  • Роль и значение поклонов в быту и на балах.

  • Реверанс дамы XVII века.

  • Поклон кавалера XVII века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XVII века:

  • Монтаньяр.

  • Жига.

  • Романеска.

  • Менуэт (медленный).


Тема 10. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVII века

Основные принципы художественного стиля барокко в бальном (салонном) костюме, и его влияние на технику исполнения танцев XVII века. Зависимость манеры исполнения танцев XVII века (плавность, мягкость, изысканность, манерность движений) от художественного стиля барокко – пышность, вычурность, галантность и т.д.

Общий тип бального (салонного) женского костюма: платье с декольте, отрезным лифом и баской, двойная юбка (верхняя – драпирована широкими расходящимися складками спереди и шлейфом). Корсет (вытянутость корпуса), легкая фактура ткани, туфли на каблуке (полувыворотное положение ног) – как причина усложненности лексики (подъём на полупальцы).

Общий тип парадного мужского костюма: панталоны (до колен), белая рубашка (с кружевами), камзол (приталенный), шляпа (широкополая с перьями), сапоги (на каблуках с раструбами), обилие бантов, кружев и т.д.

Сословно–иерархический бальный этикет и его влияние на композиционное построение танцев. Парижская академия танца и ее роль в развитии хореографии. Взаимосвязь и взаимовлияние бытового и сценического танца. Менуэт – один из самых популярных танцев XVII века. Особенности композиционного построения менуэта. Благородство и грация манеры исполнения менуэта. Музыкальное сопровождение танца.


Тема 11. исторический бальный танец XVIII века

XVIII в. – век Просвещения. Историческое значение эпохи Просвещения в истории мировой культуры. Общественно–социальный уклад жизни и бытовой костюм. Влияние развития торговли и общеевропейской культуры на становление единых форм европейского костюма. Франция законодатель моды на костюм, искусство и культуру.

Художественный стиль рококо и его влияние на костюм XVIII века. Появление фрака как новой формы мужского костюма. Основной вид отделки мужского костюма (вестон, аби, фрак) – кружева, пуговицы, брелоки.

Изменение формы женской одежды к концу века. Отказ от художественных принципов рококо в решении бытового костюма. Сохранения принципов рококо в отделке платья. Прически светских дам – dorlotte («неженка»), papillon («бабочка»), equivoque («двусмысленность»). Второе рождение моды на парики (использование париков в женском и мужском костюмах). Румяна и мушки. Особенность мужской и женской обуви XVIII века.

Влияние бытового костюма на формирование танца. Развитие бытового танца в XVII веке.

Реформы Ж. Ж. Новерра («Письма о танцах и балете»), влияние на развитие балетного искусства. Совершенствование и усложнение лексики сценического танца. Взаимосвязь взаимовлияние сценического балетного искусства и салонного танца. Развитие новой формы бытового – парного танца. Усложнение техники исполнения бальной хореографии. Оснащенность бытовых танцев элементами классического танца, особенно прыжками.

Наиболее популярные танцы XVIII века – менуэт (скорый) и гавот.

Французская буржуазная революция и влияние народного танца на салонную хореографию. Значение массовых танцев. Возрождение фарандолы.

Конец XVIII века – появление новых форм костюма и бытовой хореографии (контрданса, полонеза и вальса).

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца XVIII века:

  • Pas dégagé.

  • Pas chassé.

  • Pas balancé.

  • Pas grave.

  • Pas glissade.

  • Pas assamblé.

  • Pas menu.

  • Pas emboité.

  • Pas ballotté.

  • Pas de bourree ballotté.

  • Pas jeté.

  • Changement de pied.

  • Pas coupé.

  • Entrechat quatre и др.

2. Реверанс дамы и поклон кавалера XVIII века.

  • Роль и значение поклонов в быту и на балах.

  • Реверанс дамы XVII века.

  • Поклон кавалера XVII века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XVIII века:

  • Менуэт (скорый).

  • Гавот.

  • Полонез.

  • Алеманда.


Тема 12. Особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XVIII века

Художественный стиль рококо и его влияние на бальный костюм (хрупкость, изыскан­ность и причудливость форм, нежность цветовой гаммы) и бытовой танец. Обязательное обучение танцам детей аристократов, выработки непринужденности естественности манеры исполнения. XVIII век – эпоха галантного отношения к женщине. Хрупкость и изящество – идеал женской красоты. Изысканность и грациозность манер – непременное условие в костюме и манерах у быту и танцах. Изменение формы женского костюма – кринолин (овал), легкость ткани (шелк, тонкий атлас), более короткая (до щиколотки) длинна юбки, рукава (а la pagoda), перчатки и т.д. Новая форма женской бальной обуви – как причина сложности и легкость движений салонного танца. Взаимосвязь и взаимовлияние бального и сценического танцев. Сложность технического исполнения бальной хореографии.


Тема 13. Бытовой танец в России

Хоровод. Танец–игра. Скоморошество – как явление русской культуры. Роль скоморохов в развитии танцевального искусства. Бытовые танцы в эпоху царствования Алексея Михайловича. Реформы Петра I. Открытие Петровских Ассамблей. Этикет и правила поведения на Ассамблеях. Особенности манеры исполнения западноевропейских танцев в России. Введение танца как обязательного предмета в высшие и средние учебные заведения.


Тема 14. Исторический бальный танец XIX века

XIX век – эпоха Романтизма. Историческое значение эпохи Романтизма в истории мировой культуры. Развитие капитализма и демократизация общества. Социальный уклад жиз­ни и бытовой костюм. Капиталистическое общество XIX века – как условие новой эпохи развития костюма – единого европейского костюма. Цикличность моды. Зависимость частой смены моды (10–15 лет) от развития промышленности и торговли. Влияние эстетики художественных стилей на бытовой костюм.

Стиль «Empire» (ампир) начала XIX века и его влияние на искусство европейских стран. Стиль ампир и его влияние на облик костюма начала века. Социально–философские основы эстетики романтизма 30–х годов эпохи. Изменение силуэта костюма романтического стиля.

Основной покрой женского костюма середины века – цельнокроеное платье («полонез», «принцесс»). Корсет и его влияние на изменение формы женского костюма XIX века. Видоизменение форм обуви. Разнообразие стилей и форм женской прически. Украшения: гребни, серьги, колье, браслеты, кольца и т.д.

Стандартизация видов и стабилизация покроев мужского костюма. Фрак – как парадная форма одежды. Общий тип мужского костюма: разновидность редингота (сюртука) – («jaquette») жилет или «визитка», брюки, галстук и т.д. Перчатки, трость и шляпа (цилиндр) – как обязательное условие мужского костюма. Форменный мужской костюм: парадный, военный, придворный.

Костюм и бытовой танец. Эстетика художественных стилей и танец. Романтический стиль в балетном искусстве. Особенности романтического стиля в бытовой хореографии XIX века. XIX век – век массовых танцев. Смена стилей бальной хореографии. Распространение славянских бальных танцев (полонез, вальс, мазурка, полька, краковяк) в Европе в связи с событиями 1821г. Особенности композиций славянских танцев. Характер и манера исполнения бытовых танцев славянского происхождения. Влияние славянских танцев на развитие бытовой хореографии.

Придворные балы и их церемониал. Придворные – официальные («большие»), домашние – «малые», общественные, маскарады. Вальс – один из популярных танцев столетия. История его возникновения и эволюционного развития. Роль вальса в романтическом балете.

Стиль модерн и модификация бытового общеевропейского костюма конца XIX века. Исчезновение традиционных форм салонного танца и рождение бального танца, не имеющего строгого стиля, национальной окраски. Появление моды на южно–американские танцы (бразильский матчиш, аргентинское танго и др.).

Практические занятия:

  1. Основные элементы исторического бального танца XIX века:

  • Формы pas chassé: 1-я форма, 2-я форма «А» и «Б», 3-я форма «А» и «Б», 4-я форма «А» и «Б», double chassé.

  • Па полонеза.

  • Па польки.

  • Pas balancé.

  • Па галопа.

  • Вальс в три па, в два па.

  • Pas de basque.

  • Элементы мазурки: pas gala, pas couru, pas coupé, coup de talon и др.

2. Реверанс дамы, книксен, поклон кавалера.

  • Реверанс дамы, книксен XIX века.

  • Поклон кавалера XIX века.

3. Примеры танцевальных композиций бытовых танцев XIX века:

  • Полонез.

  • Французская кадриль.

  • Лансье.

  • Вальс в два па.

  • Вальс в три па.

  • Комбинированный вальс.

  • Алеман (вальс втроем).

  • Полька.

  • Мазурка.

  • Шакон.

  • Миньон


Тема 15. особенности бального костюма и его влияние на характер движения танцев XIX века

XIX век – новая эра в бальной хореографии. Балы и маскарады. Демократизация бальной хореографии. Стандартизация мужского костюма. Торжественность художественного стиля ампир в облике бального женского костюма начала века XIX века. Разделение костюмов по назначению: бальные, домашние и т.д. Отказ от корсета в женском платье (свобода движений). Общий тип бального женского костюма: длинное платье (с лифом под грудью), глубокое декольте, рукав – «фонарик» и т.д. Наличие в бальном платье длинных шлейфов (с лифом или с поясом). Веер, перчатки, атласные бальные туфельки – непременное условие женского бального костюма. Элементы античности в женских прическах: гребни, диадемы и т.д. Эволюция бытового танца (положение партнеров в паре лиц он друг к другу; кавалер держит даму за талию). Обращение к народной тематике в костюме и танцах. Вальс и его роль в развитии бытового и сценического танца.

Эстетические принципы романтического стиля 20–30 годов XIX века. Особенность стиля женского бального костюма романтического стиля – «воздушное создание»: очень стянутая корсетом талия, сильно открытое короткое (до щиколотки) платье с расширенной к низу юбкой, плотно облегающие руку до запястья перчатки и т.д. Особенность бальной обуви. Сценический образ и костюм М. Тальони и их влияние на эстетику женского платья 40–х годов. Романтический стиль в бытовой хореографии.

Возвращение стиля «рококо» середины столетия. Кринолин как обязательное условие бальных и придворных платьев. Перчатки – непременное дополнение бального женского туалета. Разделение женских украшений на вечерние (бальные) и повседневные.

Изменение женского силуэта конца столетия (S-образная линия изгиба корсета). Простота композиционного и лексического построения бальных танцев. Доступность массовому исполнительству. Появление танцев сочиненных русскими хореографами. Роль Н. Гавликовского, А. Бычкова, Е. Иванова и других балетмейстеров в создании бытовой хореографии в России конца XIX века.


^ Раздел 3. Историко-бытовой танец в репертуаре балетного театра






оставить комментарий
страница1/3
Дата28.01.2012
Размер0,74 Mb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх